Презентация по анатомии на тему "кровь". Кровь Буферные свойства крови


  • Состав и функции крови. Плазма крови.
  • Эритроциты.
  • Свертывание крови.
  • Лейкоциты.
  • Иммунитет.

Состав и функции крови.

В ОРГАНИЗМЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕ-

КА НАХОДИТСЯ ОКОЛО 5 ЛИТРОВ КРО-

ВИ. КРОВЬ – ЭТО ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЕ-

ДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ОРГАНИЗМА. ОС-

НОВНЙЮ ЕЕ ЧАСТЬ СОСТАВЛЯЕТ ЖИД-

КОЕ МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО- ПЛАЗ-

В ПЛАЗМЕ НАХОДЯТСЯ КЛЕТКИ КРОВИ –

ЭРИТРОЦИТЫ И ЛЕЙКОЦИТЫ И КРОВЯ-

НЫЕ ПЛАСТИНКИ – ТРОМБОЦИТЫ, КО-

ТОРЫЕ ОБРАЗУЮТСЯ ИЗ КЛЕТОК КРАС-

НОГО КОСТНОГО МОЗГА. ИХ СОЗРЕВАНИЕ,

НАКАПЛИВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПРОИСХО-

ДИТ В ДРУГИХ ОРГАНАХ.


Функции крови


  • Эритроциты – это красные кровяные тельца.

Продолжительность

жизни эритроцита около четырех месяцев.

Поэтому кровь человека

постоянно пополняется новыми

эритроцитами.


  • При ранении сосудов кровь свер-

тывается, образуя сгусток – тромб,

препятствующий вытеканию крови.

Основу тромба составляет волокнис-

тый белок – фибрин, образующийся

из растворенного в плазме белка –

фибриногена.


ЛЕЙКОЦИТЫ.

  • Лейкоциты – это

бесцветные клетки крови. Все они имеют ядра.

В 1куб. мм крови содержится 6-8тыс. лейкоцитов.


Иммунитет.

от инфекционных болезней.


ВИДЫ ИММУНИТЕТА:

  • ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
  • ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.

Мечников Илья Ильич (1845-1916)

  • ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ,

ВНЕСШИЙ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗЛИЧ-

НЫЕ ОТРАСЛИ БИОЛОГИИ. ПОЧЕТНЫЙ

ЧЛЕН ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.

В 1883 ГОДУ ПРОИЗНЕС ЗНАМЕНИТУЮ

РЕЧЬ О ЦЕЛЕБНЫХ СИЛАХ ОРГАНИЗМА,

В КОТОРОЙ ИЗЛАГАЛАСЬ ФАГОЦИТАР-

НАЯ ТЕОРИЯ ИММУНИТЕТА.


ПАСТЕР ЛУИ (1822-1895)

  • ФРАНЦУЗСКИЙ УЧЕНЫЙ, ТРУДЫ КО-

ТОРОГО ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО РАЗВИ-

ТИЮ МИКРОБИОЛОГИИ КАК САМОСТО-

ЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ. С 1962 ГОДА ЧЛЕН

ПАРИЖСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ЛАУРЕ-

АТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.

В 1879 ГОДУ, ИССЛЕДУЯ МИКРОБЫ КУ-

РИНОЙ ХОЛЕРЫ, ОБНАРУЖИЛ, ЧТО

ВВЕДЕНИЕ ОСЛАБЛЕННЫХ МИКРОБОВ

КУРАМ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ИХ ГИБЕЛИ И В

ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДЕЛАЕТ ИХ СОВЕРШЕН-

НО НЕВОСПРИИМЧИВЫМИ К ДАННОЙ


ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  • ЧТО ТАКОЕ КРОВЬ.
  • НАЗОВИТЕ ФУНКЦИИ КРОВИ.
  • РАССКАЖИТЕ О СОСТАВЕ КРОВИ.
  • ЧТО ТАКОЕ ТРОМБ.
  • КАКОВА ФУНКЦИЯ ЭРИТРОЦИТОВ.
  • КАКОВА ФУНКЦИЯ ЛЕЙКОЦИТОВ.
  • ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ.
  • КТО ОТКРЫЛ ИММУНИТЕТ.

План1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Функции крови, её состав
Эритроциты, свойства и функции
Лейкоциты, виды, свойства и функции
Тромбоциты,свойства и функции
Гемолиз и его виды
Гемостаз, его механизмы
Группы крови
Резус - фактор

Что такое кровь

кровь – это комплекс
жидкостей, которые омывают
клеточные элементы и
участвуют в обмене веществ в
тканях и органах.
кровь – это жидкая ткань,
не имеющая сообщения с
внешней средой.

Функции крови

1. транспортная
2 терморегуляторная
3. дыхательная
4. питательная
5. экскреторная
6. регуляторная
7. иммунная
8. поддержание водно - солевого
баланса тканей

Состав крови

Органические соединения плазмы

1. Белки
а) альбумины
б) глобулины
в) фибриноген
2 Азотсодержащие соединения
а) мочевина
б) креатин
в) остаточный азот
3 Безазотистые соединения
а) глюкоза
б) ферменты
в) гормоны
г) жиры, липиды
Значение: Поддерживают онкотическое давление,
вязкость, суспензионные свойства крови

Неорганические соединения плазмы

Na+ - 138 – 148 ммоль /л
К+
- 3.5 – 5.3 ммоль/л
Са++ - 0.75 – 2.75 ммоль/л
Tr++ - 8.9 – 28.6 мкмоль/л
Значение: Поддерживают осмотическое
давление плазмы крови

Форменные элементы крови

Er- Эритроциты

Er- эритроциты это красные, безъядерные
кровяные тельца, выглядят как двояко вогнутые
линзы.
Выполняют функции:
Транспортную
Питательную(трофическую)
Защитную(ферментативную)
Дыхательную
Буферную
М - 4.5 - 5.5 *10 12 в 1 л
Ж - 3.7 - 4.7 *10 12 в 1 л

Повышенное содержание Er- эритроцитоз
Пониженное содержание Er – эритропения
Hb O2 – оксигемоглобин
Hb CO2 – карбгемоглобин

L - Лейкоциты

L - белые кровяные клетки, обладают
фагоцитозом. Являются носителями антител.
лейкоциты живут 8-12 дней
4 - 8.8*10 9 в 1 л
Выполняют функции
Защитную
Иммунную
Ферментативную

Лейкоцитарная формула -

Лейкоцитарная формула это процентное соотношение всех форм
лейкоцитов

Лейкоцитоз - это повышенное содержание
лейкоцитов
Лейкопения - пониженное содержание
лейкоцитов

Tr - Тромбоциты

Тромбоциты- кровяные пластинки
Выполняют функции:
Свертывания крови
Фагоцитоза
Ферментативную
Изменяет проницаемость стенок капилляров

Физико-химические свойства крови

1. РН крови или реакция крови
РН=7.36 – слабощелочная
Ацидоз – кислота более 7.36
Алкалоз- щелочная, менее 7.36
2. Осмотическое давление – обеспечивается
солями оно постоянно = 0.9%

3. Онкотическое давление обеспечивается растворенными
белками плазмы крови
4. Вязкость крови(супензионные
свойства)
4-5 у.е

5. Коллоидные свойства (скорость оседания
эритроцитов СОЭ)
М 6-12 мм/час
Ж 8-15 мм/час
6. Удельный вес крови
1.052-1.064 , зависит от количества
эритроцитов к
составу плазмы крови
7. Свертывание крови
Капиллярной крови 3-5 минут
Венозной крови 5-10 минут

Буферные свойства крови

1. Фосфатный буфер
2. Гемоглобиновый буфер
3. Бикарбонатный буфер
4. Белковый буфер
ацидоз- закисление
алкалоз- защелачивание

гемопоэз

Гемопоэз-сложный комплекс механизмов
, обеспечивающий образование и
разрушение форменных элементов крови.
1.Первые клетки крови появляются на
третьей неделе внутриутробной жизни.
2.На 4-5 неделе центром кроветворения
является печень.
3.К концу 5 месяца органами
кроветворения становятся селезёнка и
лимфатические узлы
4. с третьего месяца красный костный

Что это такое?

Кровь - внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и потклеточных структур (эритроцитов и тромбоцитов). Циркулирует по системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца.

В среднем, массовая доля крови к общей массе тела человека составляет 6,5-7 %. У позвоночных кровь имеет красный цвет (от бледно- до тёмно-красного), который ей придаёт гемоглобин, содержащийся в эритроцитах.



С незапамятных времен люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Неоднократно им приходилось видеть, что раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирают. Эти наблюдения привели людей к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма оставалось загадкой, хотя изучать процесс кровообращения ученые начали с давних времен. Сначала им приходилось скрывать свои исследования, потому что за смелые попытки раскрыть тайны природы всемогущая в те времена церковь жестоко карала. Но вот миновало мрачное средневековье. Наступила эпоха Возрождения, освободившая науку от церковного гнета. XVII век дал человечеству два замечательных открытия: англичанин У. Гарвей открыл закон кровообращения, а голландец А. Левенгук создал микроскоп, позволивший изучать строение всех тканей человеческого организма и клеточный состав самой удивительной ткани - крови. В это время и возникла наука о крови - гематология.


В 17 веке итальянский физиолог М.Мальпиги впервые увидел под микроскопом кровообращение в капиллярах и назвал их волосяными сосудами.

К 60-м годам 19 века французским ученым Ж. Пуазейлем и немецким ученым К. Людвигом была изучена механика передвижения крови как перемещение жидкости в системе трубок, а французским ученым Э. Марейем - динамика деятельности сердца.

В 1865 году русский ученый В.Сутыгин впервые провел лабораторные исследования по консервации крови и оживлению обескровленных собак переливанием несвертывающейся крови семидневного хранения. Сегодня врачами широко используется метод хранения крови в консервированном виде и дальнейшего использования ее в случае необходимости.


Интересные факты.

За сутки сердце взрослого человека перекачивает около 10 тысяч литров крови! Один удар сердца выталкивает в артерию около 130 миллиграммов крови. А общая длина кровеносных сосудов в организме человека составляет около 100 000 км. От Нью-Йорка до Москвы – всего 7500 км.

Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.

В Японии считается, что темперамент и характер человека зависит от группы крови больше, чем от даты рождения. Поэтому многие больше доверяют характеристике группы крови, чем гороскопам по знаку зодиака.

Предел Армстронга – это высота над уровнем моря, где давление падает до такой степени, что кровь в человеческом теле закипает (19200 метров над уровнем моря).

Создаваемого человеческим сердцем давления, достаточно для поднятия крови на уровень 4-го этажа.


Интересные факты.

В водах Антарктики обитают ледяные рыбы, или белокровки. Это единственный вид позвоночных, в крови у которых нет эритроцитов и гемоглобина - поэтому кровь ледяных рыб бесцветна. Их метаболизм основан только на кислороде, растворённом непосредственно в крови. Такое строение кровеносной системы позволило белокровкам существовать в среде обитания с температурой ниже точки замерзания воды.

Наша кровь красная из-за наличия в ней железа в качестве переносчика кислорода. У некоторых пауков кровь синего цвета, так как у них вместо железа в крови используется медь.

Первое переливание крови. Первое переливание крови в России было осуществлено 20 апреля 1832 года петербургским акушером Андреем Вольфом. Весной 1832 года в медицинском мире России произошло событие, которое, как ни странно, осталось тогда почти незамеченным. Мало того, вскоре забылись не только дата этого события, но даже имя человека, с которым оно было связано.Спустя сто и более лет «виновника» стали упоминать все чаще, называя «акушером Вольфом», связывая его с первым и по счастливой случайности успешным переливанием крови в России. Но никогда не приводилось никаких сведений об имени и отчестве «акушера Вольфа», не говоря уже о его жизни и трудах. Во всех учебниках и руководствах, на всех лекциях, посвященных хирургии и другим дисциплинам, рассматривающим вопросы переливания крови, «акушер Вольф» оставался некой полулегендарной личностью. В одном из изданий Большой медицинской энциклопедии читаем: «В 1832 году Г. Вольф перелил кровь женщине, умиравшей после родов...». Стоп! «Акушер Вольф» уже превратился в «Г. Вольфа». Кто же он? Григорий? Георгий? Герман? Ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике такого акушера Вольфа не оказалось. Ну что же, подобные случаи наблюдались не раз. Тщательный просмотр петербургских периодических изданий первой половины прошлого века, внимательное изучение медицинской литературы этого периода, а главное, находки подлинных документов, мирно покоившихся в архивных папках, позволили подтвердить точную дату первого в России переливания крови, а также проследить жизненный путь и многолетнюю полезную деятельность замечательного русского врача Андрея Мартыновича Вольфа. Позвольте! А как же Г. Вольф, о котором упоминают многие авторитетные издания, в том числе Большая медицинская энциклопедия? Поставленная перед фамилией Вольфа литера «Г» раскрывается очень просто. В большинстве официальных документов, в журнальных и газетных публикациях в прошлом веке было принято вместо полного обращения «Господин» употреблять только первую букву «Г». Так обращение «Г. Вольф» позднейшими исследователями было ошибочно принято за начало имени и фамилии. Между тем сам Вольф дал ключ к раскрытию своего истинного имени в популярной некогда газете «С. - Петербургские ведомости»,подписавшись под статьей, опубликованной 18 апреля 1846 года,- «А. Вольф».

Джеймс Харрисон родился в 1935 г. В возрасте 13 лет, он перенёс серьёзную операцию груди и ему срочно требовалось около 13 литров донорской крови. После операции он находился в больнице в течение трёх месяцев. Понимая, что донорская кровь спасла ему жизнь, он дал обещание начать сдавать кровь, как только ему исполнится 18 лет.

Как только ему исполнилось 18, и он достиг требуемого для сдачи крови возраста, он немедленно пришёл в пункт сдачи крови Красного Креста. Там–то и выяснилось, что кровь Джеймса Харрисона в своём роде уникальна, так как в её плазме содержатся особые антитела, благодаря которым можно предотвратить резус–конфликт беременной матери с её плодом. Без этих антител резус–конфликт приводит минимум к анемии и желтухе ребёнка, максимум к мертворождению.

Когда Джеймсу объяснили, что именно нашли в его крови, он задал только один вопрос. Он спросил, насколько часто можно сдавать кровь.

С тех пор каждые три недели Джеймс Харрисон приходил в медицинский пункт неподалёку от своего дома и сдавал ровно 400 миллилитров крови. Нетрудно посчитать, что к нынешнему моменту он сдал уже примерно 377 литров крови.

В течение 56-ти лет с момента своей первой сдачи, он пожертвовал кровь и её компоненты почти 1000 раз. Это число является также мировым рекордом


Болезни крови.

1.Анемия.

В подавляющем большинстве случаев пониженная концентрация гемоглобина в крови человека связана с дефицитом железа в организме. Такое состояние называют анемией, и по официальной медицинской статистике оно диагностируется у почти 20 процентов населения.

К числу основных причин, вызывающих железодефицитные состояния и последующее заболевание анемией, относятся значительные кровопотери, возникающие при обширных операционных, носовых кровотечениях; а также при постоянном донорстве.

Помимо длительных кровотечений, сопровождающихся обильными потерями крови, причинами анемии могут послужить острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, при которых в организме человека нарушается функция всасывания железа.

Периоды повышенной потребности организма в препаратах железа также сопровождаются снижением гемоглобина в крови.

К причинам анемии можно однозначно отнести - длительное вегетарианство, неполноценное питание, строгое соблюдение голодных диет. Все перечисленные недостатки и погрешности в питании существенно увеличивают риск развития анемии даже у совершенно здорового человека.


Болезни крови.

2.Острый лейкоз.

Лейкоз - заболевание с весьма многообразной клинической симптоматикой. Долгое время считали, что острый лейкоз - заболевание с внезапным началом и течением, подобным «молниеносному сепсису». В настоящее время твердо установлено, что острый лейкоз у большинства больных начинается постепенно и в своем развитии проходит три периода: начальный, полного развития болезни и терминальный. Для каждого периода характерны свои клинико-гематологические особенности. Опасность лейкозов заключается в том, что бесконтрольное размножение злокачественных клеток в костном мозге подавляет образование эритроцитов, нормальных лейкоцитов и тромбоцитов, что ведет к снижению их содержания в крови; появляется повышенная кровоточивость, возрастает риск тяжелых инфекций и возможно развитие опухолей в различных органах и тканях.


Как не заболеть раком.

Исключи вредную еду

Бросай курить

Проверься на вирусы

Укрепляй иммунитет

Не накапливай негатив

Удели себе внимание


«Внутренняя среда организма. Кровь» 8 класс

Цель: создать условия для формирования знаний о внутренней среде организма; познакомить обучающихся с составом крови и функциями ее компонентов; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе сравнения; составлять таблицы, схемы; показать связь изучаемого материала с жизнью; показать значение анализа крови, как важнейшего показателя здоровья.

Оборудование: учебник (стр. 127-135), рабочая тетрадь, электронное приложение к уроку «Внутренняя среда организма. Кровь»; проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. (Слайд №1)

Вводная беседа.

- Что такое среда?

- В какой среде находится наш организм?

- В какой среде существуют клетки нашего организма?

- Итак: внутренняя среда жидкая.

Познакомимся с определением понятия внутренняя среда организма. Вспомним: что такое гомеостаз? (Слайд №2)

- Из каких же компонентов состоит внутренняя среда нашего организма? С помощью текста учебника и слайда учащиеся называют компоненты внутренней среды. (Слайд № 3)

- Где находятся эти компоненты?

1. Тканевая жидкость – между клетками;

2. Лимфа - в лимфатических сосудах;

3. Кровь – в кровеносных сосудах.

(анимация на слайде 2).

- Какой компонент вы считаете самым главным? (ответы учащихся).

- Есть такое выражение «Кровь- река жизни» , как вы можете объяснить смысл этого выражения? (ответы учащихся).

- Подумайте над такими фактами:

1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

2. Переливание крови другого человека раненному спасает его от смерти. (Слайд №4)

В ходе беседы учащиеся формулируют вывод, что кровь является важнейшей жидкостью организма.

- «Кровь» и «Жизнь» - слова- синонимы. Кровь одушевляли и боготворили. Кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Существуют такие выражения «Кровь за кровь», «Кровные братья».

Просмотр видеофрагмента о том, как выглядит кровь человека под микроскопом сразу после забора. (Слайд №5)

При помощи видеофрагмента выделим, какие функции выполняет кровь. (Слайд №6)

Учащиеся называют функции крови, выполняют в рабочей тетради задание №1 .

Проверка задания по слайду. (Слайд№7)

При помощи опорного конспекта, учащиеся еще раз повторяют и обобщают функции крови. (Слайд №8)

- Кто знает, сколько крови в организме человека? (Слайд №9)

- Функций кровь выполняет много, значит и строение у нее должно быть сложным, из чего же состоит кровь.

Изучение состава крови.

-При отстаивании крови, или центрифугировании кровь разделяется на слои. (Слайд №10)

- Назовите фракции, на которые разделяется кровь.

Учащиеся составляют схему «Состав крови» (задание № 2 в рабочей тетради) , проверка задания по слайду №11.

- Первый компонент – плазма крови.

Изучение состава плазмы крови. (Слайд № 12)

Изучение форменных элементов крови. Просмотр видеофрагмента «Форменные элементы крови». (Слайд № 13)

- Итак, первый форменный элемент- это красные кровяные клетки, эритроциты. (Слайд № 15)

- Просмотрите видеофрагмент о том, как двигаются эритроциты по сосудам. (Слайд № 16)

- Что позволяет эритроцитам двигаться по сосудам? Благодаря какому свойству они могут проходить по самым узким сосудам?(ответы учащихся).

- Где образуются эритроциты? (Слайд № 17)

В ходе беседы, учащиеся выясняют, что строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими функции. (Слайд № 18)

- С помощью чего эритроциты присоединяют к себе кислород?

Знакомство с гемоглобином. Краткая информация об анемии и продуктах, которые богаты содержанием железа.

(Слайд № 19)

- Что мы называем синяком? Как он образуется? (Слайд № 20)

После учащимся дается еще немного времени и идет проверка результатов заполнения таблицы по эритроцитам.

- Следующий форменный элемент крови – это лейкоциты . Просмотрим короткий видеофрагмент о том, как выглядят лейкоциты под микроскопом. (Слайд № 21)

Знакомство с лейкоцитами, особенностями их строения и функциями . (Слайд № 22)

- Кто может ответить на вопрос, где в нашем организме образуются лейкоциты? Просмотр видеофрагмента. (Слайд № 23)

- Итак, мы уже знаем, что сфера действия лейкоцитов – это защита, посмотрим, как это происходит. (Слайд № 24)

Знакомство с явлением фагоцитоза, историей его открытия . (Слайд № 25, 26).

Знакомство с тромбоцитами, особенностями их строения и функциями. (Слайд №27)

- Назовите основную функцию тромбоцитов, посмотрим, как это происходит. (Слайд № 28- 29)

- А теперь попробуем восстановить правильную последовательность процесса свертываемости крови с помощью интерактивной схемы (один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, путем перетаскивания надписей, остальные помогают). (Слайд № 30)

Выполнение небольшой виртуальной лабораторной работы «Микроскопическое строение крови» (Слайд № 31)

Если в классе есть компьютеры, все учащиеся могут выполнить аналогичную лабораторную работу, воспользовавшись сайтом .

- Как вы понимаете выражение «Кровь- зеркало здоровья»? (ответы учащихся).

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Что такое анализ крови? (Слайд № 32)

- Познакомимся с нормами некоторых показателей общего анализа крови. (Слайд № 33)

Затем учащимся предлагается некий анализ крови. Используя нормальные значения некоторых показателей анализа крови, учащиеся определяют, болен ли пациент, анализ крови которого они рассматривали, какие отклонения от нормы выявили.

- Просмотрите анимацию, какой процесс вы наблюдаете? (ответы учащихся) (Слайд № 35-36)

3. Итоги урока.

При проведении урока, не обязательно использовать весь предложенный материал. Можно адаптировать его в зависимости от условий, времени, можно использовать его частично.

Электронное приложение демонстрируется на интерактивной доске, что позволяет учителю концентрировать внимание учащихся, стоя у доски, а не сидя за компьютером. Лабораторная работа и тренажеры выполняются учащимися также на интерактивной доске, что более наглядно.

Loading...Loading...