Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Характеристика научно-технической революции Определение нтр в географии

Урок-лекция в 10 классе.

Тема: «Характеристика научно-технической революции»

Цель: сформировать понятие «научно-техническая революция».

Задачи:

  • образовательные: дать понятие о научно-технической революции; рассказать о характерных чертах научно-технической революции; показать, что НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части: наука техника и технология производство управление; рассмотреть влияние НТР на мировую экономику.
  • развивающие: формировать умение составлять конспект по тексту и лекции учителя; развитие внимания учащихся.
  • воспитательные: продолжить формировать у учащихся мировоззренческое отношение к миру посредством обсуждения вопросов, связанных с влиянием НТР на организацию мирового хозяйства.

Оборудование: персональный компьютер и мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «НТР и мировое хозяйство», политическая карта мира, учебник, атласы.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2) Изучение нового материала:

Мы приступаем к изучению новой темы “Научно-техническая революция”. Занятие мы проведем в виде лекции. План лекции записан на доске. Каждый из Вас получил схему лекции, на ней можно делать пометки, которые Вы посчитаете необходимыми. В ходе лекции Вам будут предложены для выполнения различные задания, заданы вопросы, которые помогут Вам в умении слушать лекцию, понимать изучаемый материал, схематично составлять конспект. В ходе лекции Вы имеете право задавать вопросы, как в устном, так и в письменном виде по каждому разделу лекции. При завершении изучения раздела Вы получите ответы на заданные вопросы. В конце урока Вы выполните задание на понимание и закрепление пройденного материала.

План лекции (записан на доске):

  1. Введение в тему.
  2. Понятие «научно-техническая революция».
  3. Характерные черты НТР.
  4. Четыре составные части.
  5. Понятие о геоинформационных системах.
  1. Введение.

Вспомните из уроков истории, что Вы знаете о научно-техническом прогрессе?

Учащиеся вспоминают, что вся история человечества связана с научно-техническим прогрессом.

2. Понятие «научно-техническая революция».

Бывают такие периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII–XIX веках в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел труд машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера и применение его в производстве на предприятиях Форда.

Паровой двигатель положил начало промышленной революции в позапрошлом веке. Продолжение – изобретение ЭВМ. Современная НТР началась с середины XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она далеко-таки не завершена.

В мире уже зреет новая промышленная революция и, какой она будет – это покажет будущее.

Давайте рассмотрим, чем научно-технический прогресс отличается от научно-технической революции. Но прежде ответьте на вопрос:

Как Вы думаете, что представляет собой революция?

Ответ:

Понятие “революция” отражает масштаб процесса, кардинальные изменения.

Задание:

Проанализируйте формулировки, представленные в таблице. Сравните их и найдите, в чем главное различие этих двух явлений (таблица выводится на экран).

Итак, начало периода НТР относится к середине 20 века. НТР - представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% - приходится на США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Абсолютный лидер – США.

3. Характерные черты НТР.

НТР характеризуется: Во-первых, универсальностью, всеохватностью . Она затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, психологию людей. Примеры: Раньше символом НТР считали паровую машину. Для современной НТР – символом является реактивный самолёт, космический корабль, ЛЭС, ЭВМ, телевизор и т.д. Благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова: спутник, атом, робот.

(Таблица выводится на экран)

Всеохватность

По всем сферам хозяйства и общества

Географическая

все отрасли производства

все страны мира

характер труда

все географические оболочки Земли

быт людей

космическое пространство

психологию людей

Во-вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований . В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство. За 15-20 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника земли до высадки человека на Луну. Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием развития большинства отрасли производства. Всё это требует больших средств

(Таблица выводится на экран)

Научное открытие

Внедрение в производство

Солнечные батареи

2 года

Транзисторы

3 года

Атомная бомба

6 лет

Телевидение

12 лет

Рентген

18 лет

Радио

35 лет

Телефон

56 лет

Фотография

112 лет

Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл.

Вопрос обучающимся:

Приведите примеры классов машин (оборудование, приборы), которые не выгодно ремонтировать (достаточно привести 4–5 примеров).

В-третьих: НТР повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. Меняется характер труда, происходит его интеллектуализация. Что это значит? Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

Задание:

Приведите примеры стран, где велика доля население с высшим образованием (достаточно привести 3–4 примера). (слайд карта стар с высокой доле людей с высшим образованием, если найдется)

В-четвёртых: НТР – это военно-техническая революция. Военная особенность современной НТР, её тесная связи с военным производством, подтверждается известным всему миру взрывом атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

Беседа с учащимися:

Вопросы:

Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая «революция?»

Выделите главные черты НТР.

Учащиеся пользуясь записями в тетрадях, выделяют главные черты НТР.

  1. Универсальность, всеохватность.
  2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
  3. Интеллектуализация.
  4. Военно-техническая революция

Предлагается рассмотреть схемы:

  1. Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производство. (слайд презентации)
  2. Техника морского бурения нефти и газа. (слайд презентации)

4. Четыре составные части.

Рассматривая черты НТР, приходим к выводу, НТР - это единая сложная система, в которой действуют:

  1. Наука
  2. Техника и технология
  3. Производство.
  4. Управление.

Это её составные части.

Познакомимся подробно с каждой из них:

  1. Наука : рост наукоёмкости.

Наука в эпоху НТР – это сложный комплекс знаний. В мире 5-6 миллионов научных работников, т.е. 9/10 наших современников.

Выросли связи науки с производством, которые становятся более наукоёмким:

1-е место по числу учёных и инженеров занимают: США, Япония, страны Западной Европы, Россия. Расходы на науку в этих странах составляет 2-3% ВВП.

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают – 0,5% ВВП.

2. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

Задание: используя текст учебника (на стр. 84-85), ответьте на вопросы (вопросы выводятся на слайде).

Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (наряду с главной функцией добавились еще ресурсосберегающая и природоохранная)

Назовите два главных пути развития техники и технологии (эволюционный и революционный).

Приведите примеры эволюционного пути развития (совершенствование техники, которая производилась в начала XX века – автомобили, самолеты, станки суда, доменные печи и т.д.)

В чем заключается революционный путь развития? (переход к принципиально новой технике и технологии. XX век – век электронной техники. Вторую волну НТР, которая появилась в 70-е годы называют микроэлектронной революцией).

Приведите пример проявления НТР в технологии (переход от механических способов обработки металла к немеханическим – электрохимическим, ультразвуковым и т.д., внедоменный процесс плавки стали, стекловолоконная связь, сотовая связи и др.)

3. Производство в эпоху НТР развивается по главным направлениям:

Направления развития

Примеры

Электронизация

Насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники (промышленности, образования, здравоохранения, быта людей). По стоимости выпущенной продукции занимает 1 место в мире. Лидеры: США, Япония, ФРГ, НИС

Комплексная автоматизация

Связана с появлением микро ЭВМ и микропроцессоров. Робототехника позволила создать гибкие производственные системы, заводы-автоматы. Общее число промышленных роботов достигло 800 тыс. Лидеры: Япония, США, ФРГ, Италия, Республика Корея.

Перестройка энергетического хозяйства

Основана на энергосбережении, совершенствовании структуры Топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Использование АЭС. Лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина.

Производство новых материалов

Более широкое использование новых материалов: композиционных, полупроводниковых, керамических, оптического волокна, металлов XX в. (бериллий, литий, титан) и др. Усиление требований к старым материалам – черным и цветным металлам, синтетическим полимерам.

Ускоренное развитие биотехнологии

Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента продуктов питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды. Лидеры: США, Япония, ФРГ, Франция.

Космизация

Появление новой отрасли – аэрокосмической промышленности, с ней связано появление новых машин, приборов, сплавов, которые находят применение и в некосмических отраслях. Космические исследования Земли оказывают влияние на развитие фундаментальных наук.

4. Четвертая составная часть НТР – управление

  • на пути к высокой информационной культуре.
  • Возникновение кибернетики
  • науки об управлении и информации;
  • Появление новых специальностей: программист, оператор ЭВМ;
  • Мировое информационное пространство (интернет);
  • Новое направление в географии – географическая информатика создание геоинформационных систем (ГИС – комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации)
  1. Закрепление:

1. Что такое НТР.

2. Назовите характерные черты и составные части НТР.

3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?

4. Каковы главные пути развития производства?

5. Почему возросла роль управления в период НТР?

  1. Домашнее задание:

Тема 4, §1.

Задание по выбору:

Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”.

  1. “Развитие биотехнологий в современном мире”.
  2. “Космос и НТР”.
  3. “НТР и здоровье человечества”.
  4. “Нобелевские лауреаты и НТР”.
  5. “Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”



Содержание

Введение...................... .............................. .............................. .............................. ...3
1. Сущность и основные особенности НТР
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение................... ..............5
1.2 Основные направления НТР........................... .............................. ...............12
1.3 Особенности НТР........................... .............................. .............................. .16
2. Значение НТР, ее последствия……………………………………..... ..........20
Заключение.................... .............................. .............................. ............................. 22
Список использованной литературы…………………………………………... 24

Введение
Научно – техническая революция широкой поступью шагает по планете. Нет области жизни, которая бы не ощутила её преобразующего влияния. Производство и наука, сфера обслуживания и управление, сам человек - всё меняется под её могучим натиском. Крупные открытия, изобретения, познание новых свойств материи, появление новых отраслей науки совершается ежедневным потоком.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что уже в далекой древности открытие нового в природе вещей переживалось отдельным индивидом как социальная ценность, превосходящая любые другие. Начиная с 17 века по настоящее время, человечеством открыто множество научных открытий, которые облегчили его существование. Создал Карно свою теоретическую модель тепловой машины, и довольно скоро паровые котлы стали работать с большим коэффициентом полезного действия. Едва Герц обнаружил радиоволны, как тут появился первый радиопередатчик Попова. Эйнштейн описал явление, которое может происходить со светом, и многие лаборатории, клиники, целые отрасли не могут представить свою работу без лазера. Философ Фрэнсис Бэкон отмечал «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми приобретениями и богатствами». Вместе с тем « в науке больше, чем в каком – либо другом институте человечества необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и господства над природой в будущем» (Джон Бернал), так как история каждого открытия – модель истории других открытий, в том числе и тех, которые будут сделаны. «Великое открытие – это не конечная станция, а, скорее, дорога, ведущая в области, до сих пор неизвестные. Мы взбираемся на вершину пика, и нам открывается другая вершина, еще более высокая, чем мы когда – либо видели до сих пор, и так продолжается дальше», - писал Дж.Томсон, человек, открывший электрон. Самая поразительная закономерность естествознания заключается в том, что чем законченнее и совершеннее кажется теория, тем больше оснований считать её обреченной на пересмотр, либо целиком, либо частично. Сенека отмечал: «Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей». Мы реально видим, что н аучные достижения становятся в современном мире решающим фактором социального и экономического процесса. Возрастают удельные показатели наукоёмкости производства, особенно в космической и фармацевтической отраслях и предприятиях, производящих средства и услуги связи, создающих программное обеспечение для компьютеров. Бурное развитие информационных технологий на базе Интернета, средств вычислительной техники произвело в 90- х гг. настоящую революцию в процессах обмена и хранения научно – технической информации.
Целью данного реферата является анализ сущности и основных особенностей научно – технической революции, её направлений, последствий на основе литературы по данной тематике, значения НТР в современном мире.

1. Сущность и основные особенности НТР

      Предпосылки возникновения НТР и ее определение
Среди ученых нет единства во взглядах на то, что же такое научно – техническая революция. Большинство ученых придерживается той точки зрения, что научно – техническая революция в первую очередь связана с громадным развитием науки в внедрением в народное хозяйство её достижений. Речь идет прежде всего о кибернетике, физике, химии, биологии, о возникновении на этой основе новых прогрессивных производств. Научно – техническая революция – качественный скачок в познании природы и использовании ее законов.
Научно – техническая революция не возникла на пустом месте, ей предшествовали многие открытия в науке и технике. И прежде чем охарактеризовать НТР, необходимо дать определение науки и техники. Наука – это «в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей»[ Философский словарь Владимира Соловьева, Изд. «Феникс»,1997 г., стр.316]. Если рассматривать более конкретно, то следующее определение более точно.
Наука– сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [ Философский энциклопедический словарь, 1982 г., стр.403].
Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, наука начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества. Ещё в 1884 г. В.Энгельс сформулировал положение об ускоренном развитии науки: «…Наука движется вперед пропорциональнее массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…»[ Маркс К. и Энгельс Ф.,соч.,т1, с.568].
Наука развивается по экспоненте. Объем научной деятельности удваивается каждые 10 – 15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием. Наука является особой формой общественного сознания, отражающий мир в форме научных представлений, понятий, теорий, отраслью духовного производства, в котором заняты миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории, социальным институтом со своей структурой и функциями. В науке одновременно воплощены две противоположные стороны (или сущности): духовная, проявляющаяся в том, что наука выступает как особая форма знания (познания), и материальная, которая наиболее отчётливо выражается в том, что наука выступает как непосредственная производительная сила [ . Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, социальные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д. Границы между ними подвижны.
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов сознания, категорий и методов, а также форм её организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. В истории человеческого познания неоднократно происходили революционные изменения, как в отдельных областях научного знания, так и в науке в целом. Решительная и коренная ломка устаревших взглядов, создание принципиально новой, более глубокой научной теории свидетельствуют о таком роде революции. Факты, не умещающиеся в рамках старых научных теорий, осмысливаются по – новому, создаются новые теории, вводятся новые принципы, открывающие более широкие возможности практического применения науки [ Человек – наука – техника. М.: Политиздат, 1973 г., стр.19] . Начиная с XV века наука постепенно освобождалась от схоластики, от влияния церкви, обогащалась достижениями естествознания. Схоластика – это знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом. Однако эта революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики. С XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Причем революция в науке - это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический период, в течение которого она происходит. Периоды революций в науке, отмечал всемирно известный физик Луи де Бройль, «всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний». Эти решающие этапы в развитии фундаментальных наук можно разделить по результатам и степени влияния на развитие науки в целом на глобальные научные революции и на «микрореволюции» в отдельных науках. Последние означают создание новых теорий в той или иной области науки, которые меняют представления об определенном, сравнительно узком круге явлений, но не оказывают решающего влияния на существующую научную картину мира, не требуют коренного изменения способа научного мышления. Революции в отдельных науках совершались не раз: в химии – благодаря кислородной теории Лавуазье (конец ХVIII в.), в биологии – в связи с появлением эволюционного учения Дарвина (вторая половина ХIХ в.), в физике – в результате открытия закона сохранения и превращения энергии (середина ХIХ в.). Революция в отдельных науках перерастала иногда в коренные революционные изменения во всей системе развивающегося знания. В эти периоды происходила коренная ломка общего подхода к изучению и толкованию явлений природы и общества.
Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом. Длительный процесс становления современного естествознания начался с научных революций, происходивших в XVI-XVII вв. и создавших принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира. Человечество пережило несколько таких научных революций. Первая из них, охватившая период с ХVI до ХVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. Вторая революция характеризуется тем, что в конце 18 века – в начале 19 века происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинировано организованной науке. В середине ХIХ века произошла третья научная революция во всех областях научного знания: открытие клеточного строения живых организмов, закон сохранения и превращения энергии и др. как было отмечено выше.
Революции происходят и в области техники. На известном уровне развития какого – либо технического средства наступает такое положение, когда его дальнейшее усовершенствование уже не даёт необходимого эффекта, а использование принципа, заложенного в его устройстве, не обеспечивает решения технической задачи. Тогда возникает необходимость в коренном преобразовании техники. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах и означает революцию в развитии технических средств.
Техника (от греч. techne – искусство, умение, мастерство) – в узком значении термин «Техника» - совокупность искусственных средств человеческой деятельности, прежде всего материальных орудий работы, которые повышают его эффективность в разных областях жизнедеятельности общества, в производственной и непроизводственной сферах [ Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь, Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр.540-541].
В качестве понятия техника имеет два смысла. В первом обозначает орудие и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как средства труда для создания других средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов природы и общества; сбора и хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее созданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения работоспособности [ Советский энциклопедический словарь, 1989 г., стр. 1340]. Революции могут происходить и во всей совокупной технике, используемой в общественном производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условиях производственного процесса. В истории общества известно несколько широких технических революций, которые каждый раз обуславливали новый, более высокий уровень развития производительных сил. Наиболее значительной до сих пор была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце 18- начале 19 в. – переход от ремесла и мануфактуры к машинному производству. Под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством в середине 20 века возникла научно – техническая революция, начало которой было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе. Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, родилась авиация, возникла кибернетика.
Научно – техническая революция – это коренной технологический переворот в развитии производительных сил общества. Научно – техническая революция – понятие, которое рассматривается в соотношении с понятием «научно – технический прогресс» (НТП). «НТП – это взаимообусловленное поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов продуктивных сил общественного производства на основе широкого познания и освоение внешних сил природы. Это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является усовершенствование техники, технологии и организации производства, повышение его эффективности. НТР – это более узкое понятие, одна из стадий или форм НТП, когда прогресс приобретает ускоренный, скачкообразный характер. Непосредственным проявлением НТР является коренная перестройка технической и технологической основы производства, его организации и управления, которые осуществляются на базе практического использования фундаментальных открытий современной науки» [ Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь, Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, стр.412-413, 2008 г]. Основное технологическое содержание НТР состоит в превращении науки в непосредственную производительную силу общества:
систематическое научное знание постепенно становится преобладающим по значению, фактором роста благосостояния общества по сравнению с такими его традиционными источниками, как природные ресурсы и сырье, труд и капитал. Материальное и в значительной степени духовное производство постепенно превращается в практическое применение современной науки: при этом наука как производительная сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую технику и в возрастающие профессиональные знания работников. Тем самым процесс трансформации производительных сил общества предполагает эффективное соединение живого знания высококвалифицированных работников с овеществленным знанием, воплощенным во все более совершенной технике. Научно – техническая революция – это качественный новый этап научно – технического прогресса.
1.2. Основные направления научно – технической революции

В прошлом перевороты в естествознании и технике иногда лишь совпадали по времени. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI –XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Начиная с конца 19 века и до второй половины 20 в. лидером естествознания была физика. Она проникла вглубь микромира и тем самым подготовила решение многих технических проблем нашего времени. Успехи физики продвинули весь комплекс естественных наук: химию, астрономию, геологию, биологию. Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами, трамваем и телефоном. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран.
В первой половине XX века были сделаны важные естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы последующего грандиозного научно – технического переворота. Среди естественнонаучных направлений, в значительной степени определивших наступление НТР, были атомная физика и молекулярная биология. Важной вехой в драматической истории атомного века стало экспериментальное наблюдение в конце 30-х годов немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом процесса деления ядер урана и объяснение этого явления в работах Л. Майтнери и О. Фриша. Стало ясным, что физикам удалось осуществить цепную ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением огромной энергии. Первые применения атомной энергии были отнюдь не мирными. Милитаристов прежде всего интересовала возможность создания на ее основе разрушительного оружия колоссальной силы. В условиях начавшейся второй мировой войны группа ученых США во главе с А. Эйнштейном начала исследования и создала первую атомную бомбу. Многолетние усилия советских ученых в области ядерных исследований и их мирного применения привели к решению технической задачи большой трудности, завершившейся строительством первой в мире атомной электрической станции (АЭС). В 1954 г. в г. Обнинске под Москвой была пущена АЭС промышленного типа мощностью 5 тыс. кВт. Ее пуск был воспринят как начало реализации величайших возможностей, открываемых мирным использованием атома.
XX век в целом и его вторая половина, характеризующая НТР, принесли громадные достижения в области молекулярной биологии. Если в первой половине XX века прогресс в области изучения макромолекул был еще сравнительно медленным, то во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа. К середине 50-х годов ХХ века сложилась схема воспроизведения живого (ДНК-РНК-белок). Расшифровка генетического кода и путей биосинтеза клеточных белков, изучение генетики биохимических свойств внутриклеточных процессов обмена веществ идр. послужило началом интенсивных исследований в химии и биологии. Было выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных белков, образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. К началу 60-х годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка. И здесь громадную роль сыграла кибернетика, позволившая раскрыть внутренний механизм самоуправления процессами жизнедеятельности, начиная с элементарных вплоть до тех, которые совершаются в мозгу животных и человека.
Таким образом, достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого этапа научно – технической революции, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно-вычислительная техника, ракетно–космическая техника, спутниковая связь, автоматизация производства. Проникновение в космос человека – закономерный шаг мирового научно – технического прогресса, подготовленный работами К.Э.Циолковского, Ф.А.Цандера, Р.Оберта и др. и других основоположников космонавтики и ракетной техники. Только за первое десятилетие космической эры в СССР и США было запущено 600 различных космических аппаратов и кораблей. Физические науки получили новые возможности для исследования космических излучений, радиационных и магнитных полей, непознанных объектов (квазеры, радиогалактики, пульсары), изучения Луны, других планет. Ракетно – космическая индустрия способствовала появлению новых видов сплавов, синтетических материалов, приборов, систем и агрегатов, которые используются не только в интересах космонавтики, но и широко применяются на Земле в производстве. Первостепенное значение приобретает прогнозирование погоды. Бурно развивается электронно – вычислительная техника. Широкое применение ЭВМ значительно расширяет возможности общения, передачи любого количества информации. Автоматизация существенно сокращает удельный вес «ручного» труда, освобождает от трудовых процессов, опасных и вредных для здоровья человека, способствует улучшению условий и производительности труда. Растущие потребности в сырье и материалах обеспечиваются в ходе научно – технической революции благодаря невиданному ранее расцвету химии. Ежегодно создаются сотни разных материалов благодаря новым технологиям их изготовления.
Со второй половины 70-х годов начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой второго этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта», волоконно-оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др. Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей («Интернет»). В результате человек получил доступ к объемам информации значительно больший, чем когда бы то ни было. Интернет обеспечивает распространение информации для практически неограниченного круга потребителей, причем они без всякого труда могут общаться друг с другом. В современном мире каждое открытие настолько значительно, вносит такие большие изменения в наши представления о мире, технике, технологии, производстве, что люди называют наше время то эпохой кибернетики, то эрой космоса или веком атомной энергии, автоматизации и др. Таким образом, в современном миреНТР – это процесс совершенствования существующих технологий и создание новых в следующих направлениях:
1) Уменьшение энергоемкости и ресурсоемкости на единицу продукции. Например, новые авиационные двигатели потребляют меньше топлива на тысячу км, а новые телевизоры имеют меньший вес и потребление энергии.
2) Уменьшение трудоемкости или количества «человекочасов» на единицу продукции. Это достигается двумя путями: совершенствованием физико-химической основы технологии и внедрением средств автоматизации производства.
3) Увеличение производительности или количества продукции за единицу времени.
4) Повышение экономической безопасности, снижение вредного воздействия на окружающую среду и улучшение условий труда.
5) Появление новых возможностей, выпуск продукции с новыми свойствами.

      Особенности НТР
Научно – техническая революция характеризуется рядом особенностей:
1) Эта революция совпадает по времени. Она характеризуется глубокой внутренней взаимосвязью, взаимовлиянием, представляет собой процессы глубоких качественных преобразований во всех важнейших отраслях науки, техники и производства при доминирующей роли науки. Иными словами, качественное преобразование техники и производства происходит на основе последних достижений науки, открытых ею законов природы. Таким образом, в прошлом перевороты в естествознании и технике редко совпадали во времени. Ныне они сливаются в единый процесс научно – технической революции. В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы, созданием новых естественнонаучных теорий. В настоящее время научные достижения становятся необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники
2) Другой важнейшей особенностью НТР является качественное изменение связи науки и производства, проявляющееся в их сближении, взаимопроникновении и даже взаимопревращение. Это наиболее ярко проявляется в трех процессах: происходит индустриализация науки, быстро сокращаются периоды от появления научной идеи до её применения в народном хозяйстве, на смену периодическим встречам науки с производством происходит постоянное сотрудничество. Многие лаборатории и институты становятся как бы цехам самих предприятий.
3) НТР сопровождается и сочетается с новой социальной революцией, которая ведет к становлению постиндустриального общества. Происходят глубокие и многообразные социальные преобразования во всех сферах общества. НТР влечет за собой новое профессиональное и социальное разделение труда, порождает новые отрасли деятельности, изменяет соотношение различных отраслей, ведущей из которых становится производство научных знаний и вообще информации, а также их практическое, технологическое и профессиональное изменение.
4) Для НТР характерны переход от экстенсивного к интенсивному росту производства и резкое ускорение экономического развития благодаря тому, что развитие фундаментальной науки опережает развитие прикладных знаний, а совершенствование новой техники в свою очередь опережает рост производства, способствуя тем самым его быстрой модернизации. В этих условиях, когда «поколения машин» сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей, значительно возрастают требования к квалификации работников и их способности овладевать новыми профессиями.
На современном этапе своего развития научно – техническая революция характеризуется следующими основными чертами:
1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.
2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер.
3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.
4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» [ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208].
5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между
умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.
6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.
7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации .
8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.
9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.
10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем».
    Значение научно-технической революции, еe последствия
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Начавшись в середине XX века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (например, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и применение новых видов энергии, начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли; создание и применение новых видов конструкционных материалов, создание Интернет и др.. Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в области образования становится его гуманизация. Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления спутником современного человека. Это создало дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Многочисленные отходы производства засоряют воду и воздух и вредно воздействуют на растительный и животный мир, на людей. Благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить все живое на Земле. С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к повышению материального благосостояния людей, росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, проблеме, путешествовать, познавать мир, но с другой ведёт к истощению, оскудению природы, развитию экологического процесса. Например, 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, где в ходе проведения эксперимента взорвался 4-й энергоблок. Радиационному заражению подверглась значительная часть Украинской и Белорусской республик, ряд районов Брянской и Тульской областей. Ликвидация последствий аварии обошлась в 14 млрд. рублей. К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быстрый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые последствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психики мозга, наследственности. Необдуманные решения по применению новых строительных материалов при отделке помещений приводят к массовому отравлению людей во время пожаров и их гибели (пожар в ночном клубе в Перми, в офисном здании банка во Владивостоке и др.).

Заключение

В заключение необходимо отметить, что задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям. В обращении Федеральному собранию Президент РФ Д.А.Медведев отметил, что стране необходимы инновационные технологии. Эта задача может быть решена только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов нельзя освоить и внедрять в практику без фундаментального образования. К сожалению, в конце 20 века на развитие науки, образования в стране стали намного
и т.д.................

Научно-техническая революция

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР ) - коренное качественное преобразование производительных сил , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в. , на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное .

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира , начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества . В связи с этим говорят также об информационной революции.

История

В произведениях культуры и искусства

  • Альбом «Revolutions » исполнителя Жана-Мишеля Жарра (1988)

См. также

  • Научная революция

Ссылки

  • Научный коммунизм: Словарь (1983) - Научно-техническая революция
  • Т. Н. Лукиных, Г. В. Можаева . Информационные революции и их роль в развитии общества

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научно-техническая революция" в других словарях:

    Коренное, качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. производства. В ходе Н. т.р., начало которой относится к сер. 40 х гг. 20 в., бурно развивается и завершается процесс… … Философская энциклопедия

    - (НТР) понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, свойственных совр. цивилизации, осн. содержание к рых сводится к превращению… … Энциклопедия культурологии

    Совокупность качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий и оказывающих определенное влияние на социально экономические условия общественной жизни.… … Финансовый словарь

    См. РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Современная энциклопедия

    - (НТР) коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет научно технический… … Большой Энциклопедический словарь

    Научно-техническая революция - (НТР), коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно технический прогресс, оказывает воздействие на все… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (НТР), коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный ва превращении науки в непосредственную производительную силу общества. НТР принесла открытие новых материалов и источников энергии, разработку новых… … Географическая энциклопедия

    научно-техническая революция - Происходившие в ХХ в. коренные преобразования производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства … Словарь по географии

    Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н. т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается… … Большая советская энциклопедия

(НТР) характеризует современный уровень научно-технического прогресса, особенностью которого является стремительное развитие принципиально новых отраслей промышленности и открытие ранее неизвестных законов природы. Причем результатом успеха становятся не только технологические разработки, но и расширение теоретического знания. Выделяют разные этапы НТР, которые имеют свой характер, особенности развития и влияние на дальнейший ход прогресса. В то же время отмечаются и негативные стороны научно-технического развития. Они также вносят вклад в темпы прогресса.

Сущность НТР и ее особенности

Революционные изменения в научно-технической сфере можно рассматривать в качестве актуальной проблемы Формально НТР представляет собой периоды времени, связанные с определенными историческими процессами. Однако первостепенным было и остается ее влияние на отдаленные и непосредственные аспекты социальной среды.

Относительно сущности НТР пока единого мнения нет. Одни эксперты определяют ее через процесс изменения производственных сил общества, а другие понимают ее как путь к созданию супермощных автоматизированных машин. В более широком смысле предлагается рассматривать этапы НТР как хронологические процессы возрастания роли науки в области разработки информационно-технологической инфраструктуры и технических средств нового поколения. В каждом случае сущность отражается через отдельные признаки прогресса, но есть и общие отличительные черты и особенности.

Прежде всего, НТР - это иное качество технического прогресса, коренным образом меняющее характер взаимодействия производства и науки. Поэтому главный признак НТР обуславливается темпами слияния науки и техники в единый процесс. Причем научное развитие относительно техники выступает как ведущий фактор определения пути дальнейшего движения и распределения производственных сил.

Также можно выделить следующие характеристики этапов НТР:

  • Ускорение преобразований в сфере производства. Сокращается время на открытие новых производств, их обустройство и запуск в работу.
  • Универсальность. Новые открытия и разработки в разной степени, но влияют на все отрасли и сферы жизнедеятельности человека.
  • Военно-техническое развитие. Улучшаются и появляются новые виды вооружения.
  • Рост требований к сырью и трудовым силам. Повышение качества технических средств, соответственно, не обходится без улучшения качественных показателей смежных факторов производства.

Предпосылки НТР

Хотя основные этапы революционного прогресса в научно-технической сфере приходятся на XX век, нельзя сказать, что вся предыдущая история обходилась без подобных рывков. Другое дело, что технические и научные революции происходили по отдельности, явно не пересекаясь. Первые признаки такого слияния стали прослеживаться лишь с XVI века, когда по мере возникновения мануфактурного производства, повышения требований к логистике, развития торговых отношений и мореплавания росла потребность в решении конкретных практических задач. Они острее формулировались и постепенно находили ответы в теоретических знаниях, которые переходили в экспериментальные и прикладные формы. Принципиально новым этапом слияния науки и техники стал XVIII век, когда новые концепции машинного производства обусловили промышленный переворот на ближайшие 100 лет.

В XX веке начальные этапы развития НТР были подкреплены целой серией научных исследований, связанных с открытием электрона, изучением взаимосвязей энергии и массы и т. д. В последующем характер сопряжения научного знания и технологий улучшения физического инструментарий с орудиями труда приобретал более очевидный облик и поддавался прогнозированию.

Основные этапы НТР

Принято выделять два этапа Их считают основными, хотя уже сегодня третий, современный этап, демонстрирует небывалое развитие в самых разных отраслях. Так или иначе, в XX веке состоялись следующие скачки развития НТР:

  • С 1940 по 1960 гг. Это первый этап НТР, связанный с невиданными прежде темпами развития целой группы индустриальных стран. В этот период широко распространяются телевизионные сети, появляются транзисторы, концептуальные модели ЭВМ, спутниковые системы и т. д.
  • С 1970-х по наши дни. Второй этап, характеризующийся стремлением крупнейших развитых стран выйти из системного кризиса и преобразовать экономику в постиндустриальное состояние. В это время создаются микропроцессоры, производственные роботы, оптоволоконные сети, информационные технологии и т. д.

Характеристики процесса НТР

В результате основных толчков развития на первом этапе был отмечен повышенный рост хозяйственных и производственных показателей по всему миру. На фоне успехов в промышленности происходило увеличение доли занятых рабочих в сфере обслуживания. Соответственно, повышались требования к профессиональным навыкам кадров, их квалификации и уровню общеобразовательной подготовки. До сегодняшнего дня основные этапы НТР так или иначе влияют на экономику. С 1970 годов отмечаются следующие структурные подвижки:

  • Сокращение темпов роста потребности производства в традиционном сырье, материалов и топливе.
  • Общий рост производительности труда.
  • Оптимизация и повышение эффективности логистических моделей на производствах.
  • Рост наукоемкости в производстве, определяющий повышение доли расходов на конструкторские и исследовательские работы.
  • Увеличение потребности в новых материалах, видах энергии и т. п.
  • Ускорение процесса обновления основных капиталов.
  • Образование новых отраслей и изменение классической производственной конфигурации.
  • Изменение структуры занятости. На первые места по востребованности выходит сфера оказания услуг.

Структура НТР

Как уже отмечалось, основополагающим признаком НТР является взаимодействие науки и техники. В детальном виде представляется более сложная структура, также включающая производство, управление, а техника при этом тесно сопряжена с технологическими разработками. Базой, как для появления новых технологий, так и для теоретических концепций их внедрения, по-прежнему остается научное знание.

Что представляет собой наука как элемент НТР? Это сложный комплекс знаний. Он охватывает все сферы человеческой деятельности, где применяются те или иные навыки. На каждом этапе развития НТР значение науки на производство только увеличивается, о чем свидетельствует и повышение затрат ведущих стран и корпораций на исследования.

Связка «техника-технологии» выступает переходным звеном от науки к непосредственному производству. В данном случае процесс развития может быть революционным и эволюционным. Причем второй путь заключается в непрерывном совершенствовании и модернизации, что позволяет наращивать мощности оборудования, машин и агрегатов. Для иллюстрации этого процесса можно привести пример с морскими танкерами, которые в 1950 годах вмещали до 50 000 т нефти, а к 1970-м самые мощные модели стали обслуживать до 500 000 т.

Темпы наращивания производственных мощностей обуславливаются не только конкретными техническими средствами, но и логистикой с организационной структурой предприятия. Принципиальным улучшением производств на начальных этапах НТР стала электрификация и механизация. К сегодняшнему дню технологическое развитие позволяет организовывать не только рабочие площадки с мельчайшими узлами и механизмами, но и преобразовывать смежные элементы производственной структуры.

Управление в структуре НТР также заслуживает отдельного упоминания. Его значение сегодня возрастает в связи с информационным бумом, изменением коммуникационных средств, систем безопасности и т. д. Одним из последних направлений, которое напрямую влияет на концепции современного управления, можно назвать кибернетику и в целом способы переработки информации.

Особенности современной НТР

Второй этап научно-технической революции, по многим оценкам, еще не закончился и во многом определяет развитие некоторых направлений. Преимущественно это отрасли, в которых по-прежнему не обходится без механизации, ручной силы и традиционного сырья. При этом современный этап НТР начался в XXI, хотя, опять же, временные рамки достаточно условны, так как прогресс характеризуется свойствами непосредственного развития.

Можно сказать, что переход к новой концепции НТР ознаменовался вступлением в эпоху информационного общества. Само понимание научно-технической революции в современном мире становится многоплановым и усложняется. Отличия от прежних этапов заключаются в характеристиках, определяющих изменения в технико-производственном комплексе. Например, к традиционным компонентам НТР добавляется прогресс в информационных коммуникациях. Он, в свою очередь, определяет даже не столько влияние на производство, сколько на социальную жизнь общества. Набирает вес фактор изменений социума, радикально меняющий ключевые параметры жизни людей.

Но в чем особенности современного этапа НТР применительно к производственной сфере как таковой? Технологические системы нового поколения сегодня базируются на цепочках оборудования, причем автоматизированного и роботизированного. В обслуживании техники участвуют разносторонние коллективы, поэтому на первый план также выходят новые принципы организации трудовой деятельности. Процессы исследования, проектирования, конструирования, контроля и непосредственного изготовления переплетаются, начинают зависеть друг от друга. В связи с этим возникают сложности производства в новых условиях. Для того чтобы соответствовать новым вызовам усложнения коллективной трудовой деятельности, вводятся новые концепции самоуправления на научной основе с подключением современных ЭВМ, организационных и коммуникационных средств.

Основные направления НТР

К наиболее значимым и быстро развивающимся направлениям можно отнести микроэлектронику, генную инженерию, нанотехнологии, катализ, лазерные системы и т. д.

В частности, микроэлектроника показывает яркий пример, как одна отрасль может влиять на широкий спектр сфер жизнедеятельности - от развлекательных систем мультимедиа до медицинской и военной промышленности. Причем в наше время этапы и направления НТР находятся в особенно тесной связке. К примеру, та же микроэлектроника занимается вопросами повышения эргономики, точности и эффективности работы метрологического оборудования. Параллельно с этим лазерные технологии предлагают ряд методов оптического распознания, что вполне органично дополняет контрольно-измерительные приборы.

Появляются и направления, связанные не только с техникой, но и с человеком непосредственно. Внедрение интегральных систем в ЭВМ нового поколения позволяет наращивать интеллектуальные способности людей. На бытовом уровне они заменяют человека в решении типичных хозяйственных задач. Подобные системы существовали практически с первых лет научно-технической революции с момента интенсивного развития бытовой техники. В чем же с точки зрения рядового человека будут заключаться основные особенности НТР на современном этапе? Как правило, выделяют следующие преимущества продукта, который на выходе позволяют получать средства НТР текущего времени:

  • Быстродействие.
  • Безошибочность.
  • Возможность решения специфических и нестандартных задач.
  • Возможность применения средств в экстремальных условиях.
  • Самообучаемость.

Последствия современной НТР

Считается, что развитие электронно-информационной среды обусловило формирование «общества высоких технологий». Были запущены процессы комплексной роботизации производств, которые привели к многократному сокращению простых механических агрегатов и узлов, а также обслуживающего персонала. Третий этап НТР тесно связан с интеграцией станков с ЧПУ, внедрением высокоточных обрабатывающих и контрольных центров в производственные линии. Вместе с этим автоматизированные системы не обошли сферы маркетинга и финансового обслуживания. Сама наука с институтом знаний превратилась в мощную индустрию, плоды которой перестали восприниматься как сугубо теоретические.

Разумеется, все вышеперечисленные процессы вызвали и глобальные социальные изменения. Труд стал более интеллектуальным, а рабочий класс утрачивает свои позиции как наибольшей части населения. К слову, на соотношение разных слоев общества противоположное влияние оказывали начальные этапы НТР. Последствия негативного свойства также имеют место. Одним из самых болезненных явлений, вызванных НТР, можно назвать массовую безработицу, причем ситуация, по мнению экспертов, будет только ухудшаться. Еще на втором этапе научно-технического развития многие западные страны столкнулись с необходимостью проведения социально-политических реформ параллельно с техническими преобразованиями - иначе возрастает риск общественно-политического кризиса.

Значение биотехнологий

Данные развития могут заложить основу для изучения на многие годы вперед. В глобальном представлении целью освоения и внедрения биотехнологий должен стать экономически и экологически безопасный переход от традиционной энергетики к использованию альтернативных источников энергии на базе возобновляемых ресурсов. Как и на первичных этапах НТР, основные направления науки в высокотехнологических сферах открывают возможности для самых разных областей применения. Более того, био- и нанотехнологии в случае успешного развития могут создать целую платформу для поддержки промышленности и энергетики в широком смысле. Поставленные задачи могут быть решены путем использования новых механизмов добычи полезных ископаемых, посредством более утилизации отходов и получения новых материалов.

Что еще важно, современный этап НТР не оставляет без внимания проблемы продовольственной безопасности. Растущий ресурсно-экологический кризис тесно связан с биотехнологиями и уже сегодня целый ряд разработок позволяет облегчить или, как минимум, притормозить нагрузку от многих проблем в сельскохозяйственном производстве. Достаточно отметить разработку эффективных средств профилактики заболеваний растений, новые способы повышения продуктивности, методы селекции и т. д.

Заключение

Степень влияния НТР в XX веке на будущее человечества можно сравнить с пиком аграрного развития в неолите или же с промышленным бумом в конце XVIII века. Причем, если в прежние времена интенсивные толчки развития в разных сферах были локальными и затрагивали преимущественно техническую сторону жизнедеятельности общества, то новый этап НТР приводит к серьезным структурным изменениям не только в производственно-технологической нише, но и касается социальных отношений общества. В то же время общественный строй и результаты технических достижений не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Именно с этим связаны не только положительные явления новой эпохи НТР, но и проблемы, которые стоят перед идеологами технического прогресса, и не только.

Loading...Loading...