Что вы свяжете на земле. Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе. Свт. Иоанн Златоуст

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного.

Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.

Обратите внимание на фразу в стихе 19: «....» Это очень весомое утверждение - «будет». В этом отрывке Иисус обещает: «...будет им от Отца Моего Небесного. » Он также сказал: «Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю » (Иоан, 14:14).

П.К.Нельсон был знатоком греческого языка, который читал Новый Завет только на гре­ческом. Он говорил, что по-гре­чески это гораздо красивее, чем по-английски, но там есть целый ряд фразеологических оборотов, которые нельзя перевести на ан­глийский без потери в смысле.

Д-р Нельсон сказал бук­вально по-гречески высказывание Иисуса звучит следующим обра­зом: «Если вы что-то попросите во имя Моё, и у Меня этого не будет, Я это сотворю для вас.»

Власть связывать и разрешать

От Матфея 18:20 сказано: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них .» Обычно мы применяем этот стих к служению в церкви. Конечно, можно понимать и так, но на самом деле Иисус имеет в виду то, что где есть два человека, пришедших к согласию, то там Он вместе с ними, чтобы обеспечить ответ на их молитву.

Иисус подчёркивал то, что связанное нами на земле, будет связано на небе, а разрешённое нами на земле, будет разрешено на небе. Небеса поддержат нас в том, что мы делаем на земле. У нас есть власть разрешать и связывать.

Однако, вместо того, чтобы применять эту власть, очень мно­гие люди позволяют диаволу связывать их. Они думают, что им обязательно терпеть поражение и быть подавленными. Они думают, что им нельзя в этом помочь. Но они таки могут кое-что пред­принять по этому поводу, пос­тупив согласно этого текста: со­гласившись в молитве с ещё од­ним верующим.

В 1957 году в нашей стране был экономический упадок. В штате Орегон этот упадок чу­вствовался очень сильно. В то время я проводил служения пробуждения в Салеме, штат Орегон. Когда я проповедывал на тему молитвы согласия, одна супружеская пара в церкви решила востребовать это обето­вание и применить его с пользой для себя.



У них был небольшой земель­ный участок, который они пыта­лись продать два года, но безуспешно. В такие трудные времена, продать его казалось невозможным, тем не менее, пара согласилась в молитве, что они смогут продать его с помощью Господа.

Когда муж пошёл к агенту по недвижимой собственности, тот сказал, что так как они не могли продать участок в хорошие вре­мена, то мало надежды, что он продастся сейчас. Но агент предложил владельцу перего­ворить с клиентом, который был раньше заинтересован в участке. Агент не был настроен оптимистически, но сказал, что если этот клиент не купит участок, он попытается продать его ещё раз.

Помня обещание Иисуса о молитве согласия, владелец встретился с клиентом, предло­жив ту же цену за участок, о которой они говорили раньше. На этот раз клиент сказал, что он покупает.

Два года эта пара терпела финансовые трудности, тщетно пытаясь продать участок. Они бы и раньше могли иметь эти деньги, если бы только применили свою власть в молитве согласия -«будет им от Отца Моего Небесного

Вместо того, чтобы верить сердцем и исповедывать это своими устами, эта пара мо­лилась, чтобы Бог что-то пред­принял по этому поводу. Теперь они поняли, что именно им нужно было что-то предпринять. (Мы должны сыграть свою роль. Когда мы сделаем шаг со своей стороны, и Бог сделает шаг.)

Умноженная сила молитвы

ВТОРОЗАКОНИЕ 32:30

30. Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!

Мы можем быть могучими в молитве в одиночку, но мы мо­жем быть ещё сильнее, когда кто-то присоединится к нам. В приведенном выше стихе сказано, что один может преследовать тысячу, но двое могут обратить в бегство тьму (десять тысяч). Когда кто-то согласится с нами в молитве, мы можем сделать в десять раз больше, чем сами по себе. Не нужно привлекать много людей; хватит просто мужа и жены - только двоих.

Однажды я прочитал книгу д-ра Джорджа В. Труэтта, который много лет был пастором Первой Баптистской церкви в Далласе, штат Техас. Одна глава его книги посвящена этой теме соглашения в молитве.

Он рассказывает, что когда был молодым студентом семи­нарии, то летом проводил служения пробуждения. Однажды, когда он проповедывал под навесом из веток в Западном Техасе, после проповеди к нему подошёл высокий фермер и спросил его, верит ли он в Новый Завет. Д-р Труэтт ответил, что верит. Затем фермер спросил, верит ли он там всему. Д-р Труэтт ответил, что, конечно, да. Фермер спросил верит ли он тому, что написано от Матфея 18:19. Д-р Труэтт сказал, что он так с ходу не помнит, что написано от Матфея 18:19, но что бы там ни было, он этому верит.

Фермер процитировал Труэтту этот стих и сказал ему, что он - первый встретившийся им проповедник, который де­йствительно верит этому. Он попросил д-ра Труэтта согла­ситься с ним, чтобы управляющий на его ферме и его семья уверовали на следующий день. Он пообещал привести их в церковь. Д-р Труэтт сказал, что он соглашается, чтобы они уверовали.

Этот великан, который возвышался над ним со своим ростом почти в два метра, с ковбойскими ботинками на ногах, схватил его за руку и пожал её. Он сказал: «Господи, наконец-то я нашёл того, кто соглашается со мной. Я искал такого человека много лет. Этот проповедник-кроха и я соглашаемся, чтобы Джон и его семья уверовали зав­тра вечером.»

Проведя бессонную ночь, сражаясь с диаволом, д-р Труэтт пошёл на собрание. Он увидел, что пришёл фермер, ведя за собой ещё одного мужчину, его жену и троих детей.

Д-р Труэтт произнёс зажига­тельную Евангельскую проповедь и призвал к покаянию, но, как ему показалось, тот мужчина не выходил вперёд. Наконец, он сказал Господу, что он сделал всё, что мог; он споёт ещё один стих, и тогда он всё предаст в Его руки.

Во время следующего ку­плета псалма к покаянию, стар­шая девочка, лет 13, вышла вперёд. Она опустилась на колени. Затем вышли остальные дети. Наконец все три ребёнка молились впереди. Затем вышла мать и, в конце концов, отец.

После завершения служения, фермер схватил д-ра Труэтта за руку и сказал, что знал, что если только ему удастся найти кого-то, кто бы согласился с ним, то это сработает. Он попросил д-ра Труэтта согласиться с ним от­носительно своего соседа.

Тогда, как вспоминал д-р Труэтт, если бы фермер попросил его согласиться в том, чтобы солнце взошло на западе, он бы согласился. Он был готов для чего угодно! Он сказал, что был тогда молод и не знал ничего другого. Он сказал, что мы пичкаем свою голову образо­ванием, в ущерб своему сердцу, но простые люди верят Слову Божию и получают результаты.

Служения продолжались в течение двух недель. И каждый вечер фермер просил д-ра Труэтта согласиться с ним о ещё одной семье, и каждый вечер та семья спасалась. Это действует.

Отче, разъясните из Евангелия от Матфея: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Этими словами Господь наш Иисус Христос дает Своим ученикам власть вязать и решить , которую ранее дал св. апостолу Петру (Мф.16:19). Речь идет о праве отпускать или оставлять грехи. Через апостолов это право дано также пастырям Церкви. Реализуется оно при совершении таинства исповеди. Эти слова Спасителя использовали святые отцы при составлении канонических правил. Они призывают пастырей мудро и с любовью пользоваться полученным правом: «Приявшие от Бога власть решить и вязать , должны рассматривать качество греха, и готовность согрешившаго ко обращению, и тако употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том и в другом, не утратить спасения недугующаго. Ибо неодинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло обильно разливается, доколе не будет остановлено силою врачующаго. Почему духовное врачебное искусство являющему подобает прежде разсматривать расположение согрешившаго, и наблюдать, к здравию ли он направляется, или напротив, собственными нравами, привлекает к себе болезнь…» (Шестой Вселенский Собор. Правило 102).

Евангелие от Матфея 16-я глава, с 13-го по 19-й стих...,И Я говорю тебе: ты - Пётр,и на сём камне Я создам Церковь Мою,и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле,то будет связано на небесах,и что разрешишь на земле,то будет разрешено на небесах". Стихи 18-й и 19-й - обетования данные Петру Господом.

Вначале рассмотрим обетование 18-го стиха: Ты Пётр,и на сём камне Я создам Церковь Мою. Книга *Деяния*,2-я глава,с 14-го по 47-й стих:,Пётр же,став с одиннадцатью,возвысил голос свой и возгласил им: Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно,и внимайте словам моим: они не пьяны,как вы думаете,ибо теперь третий час дня... Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назарея,Мужа,засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями,которые Бог сотворил через Него среди вас,как и сами знаете,Сего,по определённому совету и предведению Божию преданного,вы взяли и,пригвоздив руками беззаконных,убили; но Бог воскресил Его,расторгнув узы смерти,потому что ей не возможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нём:,видел я пред собою Господа всегда,ибо Он одесную меня,дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни,ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим". Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о проотце Давиде,что он умер,и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная,что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,он прежде сказал о воскресении Христа,что не оставлена душа Его в аде,и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил,чему все мы свидетели. Итак,Он,быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа,излил то,что вы ныне видете и слышите. Ибо Давид не восщёл на небеса; но сам говорит:,сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Итак,твёрдо знай,весь дом Израилев,что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса,которого вы распяли.... Покайтесь,и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним,кого ни призовёт Господь Бог наш. В результате такой проповеди - присоединилось три тысячи душ.

Вот таким образом Господь используя Петра,этот "камень", создал Церковь Свою,которую врата ада не одолеют никогда. Это была первая Иерусалимская Церковь,пастором и основателем которой стал Пётр.

Теперь перейдём к 19-му стиху:, И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле,то будет связано на небесах,и что разрешишь на земле,то будет разрешено на небесах" Что же это за ключи,которые дал Петру Господь? Ибо,имея их Пётр мог связывать и разрешать на земле так,что это происходило и на небесах. Ключи эти были физические или духовные?

  • *Ключи * данные Петру Господом были духовные и выглядели так: Возможность понимания истин Царствия Божия и изложение их другим
  • . Пётр не был книжником,но он так излагал истины Царствия Божия,что все удивлялись.

    Теперь посмотрим как Пётр используя ключи Царства Небесного данные ему Господом,"связывал" на земле так,что это происходило и на небесах. *Деяния*,2-я глава,с 41-го по 47-й стих Итак,охотно принявшие слово его крестились,и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов,в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность,и разделяли всем,смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и,преломляя по домам хлеб,принимали пищу в веселии и простоте сердца,хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Затем Пётр "связал" ещё пять тысяч и таким образом Церковь Божия в Иерусалиме насчитывала восемь тысяч человек,у множества которых было одно сердце и одна душа.

  • "Связать"
  • .- значит установить дружеское или деловое общение.

    Далее посмотрим,как Пётр,используя ключи Царства Небесного "разрешал" на земле так,что это происходило и на небесах. *Деяния*1-я глава,с 15-го стиха:, И в те дни Пётр,став посреди учеников,сказал: мужи братия! надлежало исполниться тому,что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде,бывшем вожде тех,которые взяли Иисуса... Итак,надобно,чтобы один из тех,которые находились с нами во всё время,когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,начиная от крещения Иоанного до того дня,в который Он вознёсся от нас,был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих... и помолились... и бросили жребий... и выпал жребий Матфию,и он сопричислен к одиннадцати Апостолам".

    Ещё одно местписание - 6-я глава,с 1-го стиха:, В те дни,когда умножились ученики,произошёл у Еллинистов ропот на Евреев за то,что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двеннадцать Апостолов созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам,оставивши слово Божие,пещись о столах; итак, братия,выберите из среды себя семь человек изведанных,исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана,мужа исполненного веры и Духа Святого,и Филиппа,и Прохора... .

  • "Разрешить" - значит вынести решение в отношении кого-либо,разрешить спор,противоречия,вопросы.
  • Вот пример того,как Пётр "связал" и "разрешил". *Деяния* 10-я глава,с 34-го стиха (Пётр проповедут Евангелие в доме Корнилия) Когда Пётр ещё продолжал эту речь,Дух Святой сошёл на всех,слушавших слово. И верующие из обрезанных,пришедшие с Петром,изумились,что дар Святого Духа излился на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога (они приняли слово Петра,он "связал" их,т.е. посредством проповеди установил дружеские отношения). Далее читаем:Тогда Пётр сказал: Кто может запретить креститься водою тем,которые,как и мы,получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. (Вынес решение,разрешил возникший вопрос). И то что он "связал" и "разрешил" здесь на земле,было принято и на небесах.

    В подтверждение тому,что это есть истина,и слова "связал" и "разрешил" именно это и обозначают,откроем Евангелие от Матфея 18-ю главу,и с 15-го стиха прочитаем.Если же согрешит против тебя брат твой,пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя,то приобрёл ты брата твоего т.е. "связал"- установил с ним дружеские отношения. Если же не послушает... ,то да будет он тебе как язычник и мытарь т.е. "разреши" - вынеси решение в отношении его. Истинно,истинно говорю вам: что вы свяжете на земле,то будет связано на небе; и что разрешите на земле,то будет разрешено на небе.

    Ключи Царства Небесного даны не всем,а только Апостолам. И доказательством того являются их послания. Вот некоторые свидетели:

  • 1-е послание Тимофею 6:13 Пред Богом,всё животворящим,и пред Христом Иисусом,который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание,завещаваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа... .
  • 2-е Фессалоникийцам 2:15 Итак,братия,стойте и держите предания,которым вы научены или словом,или посланием нашим.
  • 1-е Коринфянам 4:6 Это,братия,приложил я к себе и Аполлосу ради вас,чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того,что написано,и не превозносились один пред другим.
  • Теперь возвратимся к Евангелию от Матфея,16-й главе,18-му стиху ... и врата ада не одолеют её. Почему?

  • Потому,что в Церкви Иисуса Христа не будут мудрствовать сверх того,что написано теми святыми,которым Господь дал "ключи" Царства Небесного,но будут исполнятся познанием воли Господа и поступать по заповедям. Т.е. тот,кто принадлежит Церкви созданной Господом,- врата ада которой не превозмогут,тот будет поступать по учению Господа Иисуса Христа,не прибавляя к нему и не отнимая от него. Так поступали Тимофей,Тит и другие верные братия.
  • А кто не Господень,тот будет развивать своё учение и отвергать Христово. Об этом Апостол Иоанн так говорит Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога,тот не слушает нас (1-е послание Иоанна 4:6).
  • Нам есть кому подражать и у кого учиться поступать по истине - и это наши старшие братья,которым Господь дал ключи. Так что не будем чистую истину размешивать философией,пустым обольщением,преданием человеческим и не будем сообщниками сынам противления.

    Праведный да творит правду ещё,и святый да освящается ещё! Аминь!

    Текст около мышки

    С ГОСПОДОМ! ГЛАВНАЯ ПРОПОВЕДИ

    Сказал Господь Своим ученикам: истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда.

    «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе», – говорит Христос Своим служителям. Если определения Церкви следуют тому, что установил Христос, Его суды будут следовать установлениям Церкви. Ибо Христос не может позволить, чтобы Его собственные установления кем-то попирались. Христос не примет как Своих тех, кого Церковь предала анафеме и запрещению. Но если определения Церкви несправедливы, милосердный Христос найдет тех, кто изгнан из нее, и утешит их, как утешил Он изгнанного из Церкви первосвященниками и фарисеями исцеленного Им слепорожденного.

    «И что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», – добавляет Господь. Христиане как бы связуют Бога. Какая страшная ответственность! Между небом и землей, между временем и вечностью есть связь. Откровение Христово совершенно ясно: то, что нам удается связать или развязать здесь и сейчас, оказывается связанным или развязанным в Боге навеки. И не только для нас, но и для других. Никакое определение Церкви не связывает так крепко на небе, как разрешение от греха нелицемерно кающегося на исповеди грешника. Наказание, которое он понес, достигло своей цели, и теперь он должен быть прощен и утешен. «Примири и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем», – молится священник во время таинства. Принятый снова в общение с Церковью грешник, если покаяние его глубоко, может узнать в своем сердце, что прощение его действительно совершилось на небе. Власть вязать и решить – это то, благодаря чему Церковь становится Церковью. Это то, где мы узнаем Христа посреди нас, и где Дух Святой являет Свое водительство, и люди обретают способность говорить друг с другом во имя Божие.

    Велика честь, которую Христос воздает Своей Церкви. С какой готовностью Бог отвечает на ее молитвы! «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Многое обещает – и чудесно исполняет Свои обещания Господь – молитве веры, но особое благоволение являет Он к совместной молитве. Двое – это просто значит, что не один. Никакой небесный закон не ограничивает число участников молитвы. И никакие расстояния не могут препятствовать такой молитве. Но чего бы мы ни попросили, наша молитва должна быть всегда согласна с тайной Креста Христова, с догматами и заповедями Божиими, с нашей верностью истине. Если мы собраны во имя Христово, среди нас незримо присутствует воскресший Христос со Своей Божественной силой. В Откровении апостола Иоанна Богослова Господь Иисус Христос стоит посреди семи светильников, символизирующих Его присутствие посреди церквей. Он с нами, в нашем святилище, в наших таинствах, в наших сердцах присутствием Духа Святого, в наших телах и во всяком деле, о котором мы просим. И особенно милостив бывает к нам Бог, когда мы молимся о тех, кто согрешил против нас. Без благодати Христовой мы не можем обрести способность по-настоящему простить их.

    Природа прощения – самое глубокое проявление благодати примирения. Прощение никогда не бывает легким. Оно трудно. Это самое трудное, что есть на свете. Простить другого человека значит явить к нему подлинную любовь, потому что этот человек важнее для нас, чем то, что он сделал. Но такое прощение всегда находится в неразрывной связи с покаянием. Оно познается в примирении с Богом. Как часто мы хотели бы, чтобы некоторые люди ушли прочь, чтобы они перестали существовать для нас. Мы не можем представить, что в вечности они будут с нами. Нам невыносимо было бы стоять в Божием присутствии рядом с ними. И мы не хотели бы разделить с ними Господню трапезу.

    Апостол Петр спрашивает, как часто мы должны прощать. Речь не идет о грехе, который может угрожать жизни Церкви, но о личной обиде, нанесенной нам. Согласно учению раввинов, прощать следует до трех раз, а Петр распространяет это правило до семи. Но Христос отвечает: «Не до семи, а до седмижды семидесяти раз». Господь говорит, что прощение должно быть не просто количественным, но качественным. Он заповедует прощать не одним умом, а от всего сердца. Корни зла должны быть исторгнуты, иначе они дадут новые побеги, как только появятся новые поводы. «Ты в самом деле хочешь поставить предел прощению?» – говорит Христос. «Ты в самом деле хочешь, чтобы Бог в свою очередь сказал тебе: все, дальше невозможно»? Христос пришел, чтобы восстановить наши отношения с Богом. Если мы ставим границы нашему прощению, мы отпадаем от тех отношений с Богом, за которые Христос заплатил на Кресте Своею Кровию, и ставим себя вне Царства Небесного, исповедуемого нами.

    И далее мы слышим в сегодняшнем Евангелии, что «когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи». Это было Его последнее прощание с Галилеей, ибо Он никогда уже не возвращался в нее – до Своего Воскресения. «Он пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною», чтобы и у живущих там людей был день Божия посещения, как в Галилеи, ибо и они принадлежали к погибшим овцам дома Израилева. «За Ним последовало много людей». Когда Христос уходит от нас, самое лучшее для нас – следовать за Ним. Господь продолжает творить добро. «Он исцелил их там». Те, кто не получил исцеление от Господа в Галилее, после испытания в вере не лишился его.

    «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». Некоторые приводили к Нему своих детей, чтобы Он исцелил их, а эти дети были здоровы, но их родители желали, чтобы Христос благословил их. Хорошо нам самим приходить ко Христу и приводить к Нему наших детей – прежде чем мы будем приведены к Нему нуждою и бедою. Возложение рук – знак отеческого благословения. Любовь и сила и власть Отца Небесного преподается нам только через нашего Спасителя. Никто не может сделать ничего лучшего для своих детей, чем привести их ко Христу. И вот, мы видим, что «ученики возбраняли» приходящим к Нему. Благо нам, что у Христа больше любви, чем у лучших Его учеников. И мы должны услышать сегодня слово Христово: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Может быть, самое большее преступление – не давать детям приходить ко Христу. Потому что это означает лишение их жизни земной и вечной. И мы видим, в каких масштабах, и на какой глубине совершается это у нас сегодня. «Господь возложил руки на них» и благословил. Подлинно верующий человек живет не столько тем, что ему дано достичь Христа, как говорит Апостол, сколько тем, что Христос уже достиг его. И это может быть дано самым малым детям. Пусть младенцы не могут даже еще руки протянуть ко Христу, он возлагает на них Свои пречистые руки. И делает их Своими, Божиими.

    Loading...Loading...