Губернаторопад. При увольнении губернаторы получают от Кремля три вакансии на выбор. Каким российским губернаторам пророчат отставку и за что

Бывшие главы регионов получают от Кремля на выбор три варианта по возможному трудоустройству. Но есть два условия: первое - к уволенному нет претензий у правоохранительных органов, второе - нет негативного «шлейфа» по итогам управления регионом. Об этом сообщает уральский портал «URA.RU»

Материалы по теме

Такая система начала работать с февраля прошлого года, когда прошла первая волна массовых отставок губернаторов. «Нам сказали, что это личное поручение Владимира Путина, которое будет исполнять руководитель администрации президента Антон Вайно», - на условиях анонимности рассказал изданию один из уволенных в феврале этого года губернаторов. Сейчас он работает в системе российской власти, но не хочет давать публичные комментарии: «Мне кажется, это сейчас лишнее. Не хочу привлекать к себе дополнительное внимание. Мне дали возможность остаться нужным системе, и это хороший знак».

Источник, близкий к Кремлю, рассказывает, что отправленным в отставку на прошлой неделе бывшим губернаторам Нижегородской области Валерию Шанцеву и НАО Игорю Кошину также представлены возможные варианты трудоустройства. «Их обычно несколько. В последнее время получалось три, в зависимости от конкретных навыков могут предлагаться места в корпорациях, на госслужбе - в министерствах и полпредствах и в Совете Федерации», - говорит собеседник агентства. При этом под вопросом находится трудоустройство Виктора Толоконского, который объявил о своем уходе раньше появления указа президента.

Как сообщает издание, с бывшим главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым до его преждевременного заявления об увольнении обсуждалась возможность возвращения в Госдуму, предлагались также позиции зама в полпредстве СКФО и «Корпорации развития Северного Кавказа». После критики Абдулатиповым неназванных московских чиновников переговоры осложнились.

Но в качестве возможного варианта, по-прежнему, рассматривается Госдума - особенно с учетом того, что вице-спикер Госдумы Владимир Васильев назначен врио главы Дагестана.

Бывший глава Самарской области Николай Меркушкин, который стал спецпредставителем президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов, сам придумал себе должность. Об этом «URA.RU» рассказали в окружении Меркушкина: на этапе согласования отставки бывший губернатор якобы обратился к руководству АП и предложил возможный фронт своей работы - ему пошли на встречу.

Еще один бывший губернатор, который также был отправлен в отставку в феврале, рассказал изданию, что ему был важен сам факт разговора с кремлевским чиновником по поводу дальнейшего трудоустройства: «У меня не было проблемы найти работу. Но, если бы не предложили, я бы начал думать, что у меня проблемы». По его словам, ему и его коллегам по губернаторскому корпусу в качестве одного из вариантов предлагали работу на госслужбе на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке. Но почти все «отставники» февраля выбрали другие варианты.

Сейчас до сих пор не трудоустроен пока только бывший губернатор Новгородской области Сергей Митин, которому прочили пост сенатора. По информации издания, у Митина проблемы со здоровьем, поэтому трудоустройство затянулось.

Бывший губернатор Карелии Александр Худилайнен нашел место в составе совета директоров АО «Усть-Луга Ойл». Главной его просьбой было остаться в Северо-Западном федеральном округе. Бывший губернатор Пермского края Виктор Басаргин после своего увольнения стал главой Ространснадзора. Источник издания в Минтрансе говорит, что Басаргин сразу обозначил сферу своих интересов - транспорт.

Два отставленных в феврале губернатора стали сенаторами: бывший глава Рязанской области Николай Любимов и бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын: они также выбирали из трех предложенных вариантов.

Глава АПЭК Дмитрий Орлов говорит, что отставленные губернаторы рассматриваются федеральным центром в качестве кадрового резерва второго порядка: «Есть общая логика сохранения бывших губернаторов в системе власти. Наиболее очевидное решение - это, конечно, отправление в Совет Федерации. Но есть и другие варианты - например, министерства, в которых компетенция губернатора, связанная с региональной тематикой, может быть востребована. Но даже когда они не получают формальных назначений, то все равно, в некотором смысле, находятся в зоне притяжения».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов считает, что бывших губернаторов пытаются оставить в системе: «Конечно, если у него нет своих планов. Это что-то вроде новой номенклатуры. Система управления в регионах достаточно выстроена, и команду бывшего губернатора можно достаточно быстро сменить, чтобы исключить или свести к минимуму его влияние на регион».

Представитель ЭИСИ Андрей Колядин говорит, что практика трудоустройства бывших губернаторов существовала всегда: «На определенном этапе было очень распространено отправление в Совет Федерации, в Думу уходили. Но сейчас это не так широко практикуется. Если человек уходит по-доброму, то его спрашивают, чего бы он хотел. При этом он не говорит: «Давайте прогоним кого-то, и я пойду на его место».

Бывший губернатор может указать на сферу интересов или сказать, что знает, например, что в Кремле ищут советников». При этом, если губернатор отказывается от дальнейшего трудоустройства, у этого могут быть последствия.

«Если он кочевряжится, тогда его отовсюду могут убрать, а бывает, что он говорит: «Нет, спасибо, я сам». Или: «Я хочу отдохнуть, буду писать книги». Тогда его спокойно отпускают», - поясняет политолог.

С февраля прошлого года в отставку были отправлены 12 губернаторов, двое из них: бывший губернатор Марий ЭЛ Леонид Маркелов и бывший глава Удмуртии Александр Соловьев - находятся под следствием по подозрению в коррупции.

Главной внутриполитической темой на этой неделе должна стать продолжающаяся ротация губернаторов. Губернатор Омской области Виктор Назаров на традиционном утреннем рабочем совещании с членами правительства попрощался со своими подчиненными, не дожидаясь официального сообщения Кремля. Об этом сообщает региональный ресурс om1.ru. По словам издания, губернатор заявил, что решение о его отставке появится до конца недели.

Сразу три источника «Газеты.Ru», близких к Кремлю, и один источник в регионе называют в качестве возможного сменщика Назарова называют главу «Оборонпрома» Сергея Сокола. Раннее СМИ называли его также в качестве претендента на губернаторство в Красноярском крае. Кроме того, по словам двух собеседников «Газеты.Ru», на руководство Омской области может претендовать депутат Госдумы от Омской области Андрей Голушко.

Еще одним возможным претендентом на этот пост собеседник «Газеты.Ru» назвал другого депутата ГД, близкого к «Ростеху» Владимира Гутенев.

Ему в свою очередь уже прочили Самарскую область. Впрочем, прошлая неделя показала, что далеко не всегда в губернаторском кресле оказывается именно тот кандидат, который считался фаворитом на данную позицию.

Так, на прошлой неделе назначение на пост главы Красноярского края Александра Усса стало весьма неожиданным. СМИ называли других претендентов. Вероятно, у в внутриполитического блока администрации президента был другой фаворит. Сообщение об отставке теперь уже бывшего главы области выглядело как небольшой фальстарт. Толоконский заявил о таком решении в среду депутатам регионального парламента приватно, а они в свою очередь уже распространили информацию. Официальный указ последовал только в пятницу. В результате регион возглавил спикер заксобрания края Александр Усс. По информации «Газеты.Ru», его назначение мог лоббировать министр обороны РФ Сергей Шойгу.

На прошлой неделе состоялись официальные отставки сразу четырех губернаторов. Свои посты покинули главы Самарской и Нижегородской областей, Красноярского края и Ненецкого автономного округа. Предполагается, что отставки продолжатся. Еще в субботу РИА «Новости» со ссылкой на источник анонсировали, что Кремль хочет провести замену еще в 8-11 регионах.

Некоторые из замен напрашиваются сами. Во-первых, еще на прошлой неделе о своем намерении написать заявление по собственному желанию после визита в Москву сообщил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Его заявление вызвало небольшой скандал. Политик весьма негативно отозвался о том, как его склонили к этому решению.

«Есть люди в Москве, которые на ходу бреют зайцев. От них страдали в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения», — прямо намекнул пока действующий глава Дагестана.

Вряд ли ситуация, когда все знают, что нынешний глава республики не будет занимать свой пост, а официального преемника нет, продлится долго.

В воскресенье телеграмм-канал «Давыдов.Индекс» анонсировал, что своих постов могу лишиться главы республики Коми Сергей Гапликов и Орловской области Вадим Потомский. Этих руководителей включил в свой перечень кандидатов на отставку и «КоммерсантЪ», со ссылкой на свои источники. В данном случае отдельного внимания заслуживает ситуация именно Потомского.

Дело в том, что ранее у каждой партии из парламентской оппозиции было по своему губернатору. Все они избрались в отсутствии конкурентов со стороны «Единой России». Такова была некоторая негласная договоренность партии власти и их парламентских визави. Впрочем, к нынешнему моменту баланс уже нарушен. Представитель КПРФ, губернатор Иркутской области Сергей Левченко в 2015 году неожиданно победил на выборах действующего губернатора. А «Справедливая Россия» лишилась своего ставленника Константина Ильковского по результатам критики президента.

Источник, близкий к Кремлю, утверждает, что бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов не будет особенно биться за Потомского, так как не так уж хорошо к нему относится.

В какой-то момент обсуждался возможный уход главы Владимирской области Светланы Орловой и мурманского губернатора Марины Ковтун. Впрочем, по информации «Газеты.Ru», в конечном итоге их фамилий в списке на отставку не оказалось.

На этом список не заканчивается. Еще два источника, близких к Кремлю, предполагает, что лишиться своего поста может и глава Новосибирской области Владимир Городецкий. Также, по информации «Газеты.Ru», дела не в порядке и у главы Приморья Владимира Миклушевского. Наконец еще один источник «Газеты.Ru» заявляет о предстоящих отставках как в республике Алтай, так и в Алтайском крае.

Впрочем, все собеседники «Газеты.Ru» напоминают, что финальное решение по отставкам принимает лично президент России Владимир Путин. Внутриполитический блок Кремля только предлагают ему варианты отставок. Но последнее решение он принимает сам. «Подается 10 кандидатур, а главный человек кого-то вычеркивает, кого-то оставляет», -— подводит черту собеседник «Газеты.Ru».

На этой неделе в отставку уйдут главы Нижегородской, Самарской областей и Красноярского края. Об этом 24 сентября источники «Газеты.Ru». По информации других изданий, в отставку уходят также губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Могут также произойти кадровые перестановки в одном или двух регионах Северного Кавказа, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в администрации президента.

Такой способ пакетной смены губернаторов стал уже привычным за последние пять лет. Впрочем, часто из предварительных списков исключаются один или два руководителя, которые продолжают работать на своей должности. По информации «Газеты.Ru», существует также расширенный список кандидатов на замену уходящим со своих постов. В нем более десяти фамилий. Окончательные кадровые решения, по всей видимости, принимает глава государства.

Если политический Олимп покинут сразу десять глава субъектов, это будет значительным обновлением губернаторского корпуса.

Последний раз такая масштабная ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева, когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Александра Филиппенко.

Вновь назначенные на их место люди будут работать с приставкой «врио» (временно исполняющие обязанности) и пойдут на выборы, которые состоятся одновременно с президентскими в марте 2018 года.

Не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги, однако даже у успешных из них — конфликты с элитами или городской властью,

Так, глава Мурманской области Марина Ковтун сумела увеличить свои рейтинги, но конфликтует с региональными элитами. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев считается тяжеловесом, однако стал стороной затяжного конфликта с мэром Нижнего Новгорода. Алтайский руководитель Александр Карлин имеет относительно неплохие рейтинги, однако эксперты отмечают «относительно низкую популярность» и «подчеркнуто жесткий стиль управления».

Глава Новосибирской области Владимир Городецкий не имеет высоких рейтингов и конфликтует с мэром-коммунистом Анатолием Локтем. Губернатор Омской области Виктор Назаров смог усилить свои позиции, однако остается «аполитичной фигурой».

Виктор Толоконский, глава Красноярского края, возглавляет регион с 2014 года, а до этого долгое время был мэром Новосибирска и губернатором области. Как отмечается в последнем «Рейтинге выживаемости губернаторов» фондов «Петербургская Политика» и «Минченко консалтинг», он по-прежнему «слабо вписывается в местную ментальность».

Губернатор Ивановской области Павел Коньков также имеет низкие рейтинги в исследованиях рейтинга выживаемости, а область «является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты».

Стоит отметить, что отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина прочили давно. Одиозная политическая фигура, он вызвал немало недовольства у жителей региона своими заявлениями «на грани фола», которыми настроил против себя различные группы населения. На последних выборах в Госдуму в этой области произошел ряд скандалов, которые вызвали недовольство центра.

Губернаторские выборы, отмененные в 2004 году, были вновь возрождены летом 2012 года. Однако был введен муниципальный фильтр, который усложнил для представителей оппозиции участие в выборах. В случае ухода губернатора в отставку его обязанности исполняет не местный руководитель, а назначенец Кремля.

Исследование группы «Бианки и партнеры», которое представил политконсультант Валентин Бианки, анализирует закономерности недавних губернаторских отставок. Оно подготовлено в рамках проекта «Политуправление», который станет площадкой для анализа политических процессов в стране.

В зоне внимания экспертов оказались отставки шести губернаторов в начале 2017 года. Авторы доклада приходят к выводу, что в кадровых перестановках немаловажную роль сыграли несколько факторов. Самый очевидный – возраст. Отставники были старше своих сменщиков в среднем на 21 год. Средний возраст ушедших губернаторов 64 года, новых – 43 года. Стаж экс-губернаторов в среднем составил восемь лет. По мнению экспертов, прослеживается «логика смены элит», которая будет присутствовать и дальше. Исходя из критериев возраста и стажа, под вопросом еще 11 глав регионов.

Еще одним фактором для смены губернаторов, по мнению исследователей, являются результаты прошедших недавно выборов в Госдуму, в частности, партии «Единая Россия». Главы сменились в тех регионах, где явка избирателей была ниже среднероссийской на 8%, а результаты единороссов отставали от среднеросийского показателя на 10%. Чистка губернаторских рядов проходит с прицелом на предстоящие президентские выборы, которым может нанести ущерб низкий рейтинг губернаторов, не контролирующих ситуацию в регионе из-за «войны с элитными кланами». Однако те руководители, на которых замкнута ситуация в регионах (прежде всего Чечня и Кемеровская область), имеют прочные позиции.

В исследовании анализируются как риски назначения «молодых технократов», так и риски ныне действующих губернаторов. Главная опасность в политике обновления региональных руководителей, считает Валентин Бианки, это логика «политика и так контролируется, главное, экономику правильно выстроить». Это, по мнению политконсультанта, совмещает ошибки власти конца 1980-х (уверенность в политической стабильности) и начала 1990-х (экономика первична, а политика подтянется). Что касается назначенцев, то они столкнутся с новыми вызовами. Так, у Андрея Никитина в Новгородской области самая нестабильная ситуация из всех новоназначенцев, а в Карелии Артуру Парфенчикову придется решать вопрос о выставлении на губернаторские выборы кандидата от «Яблока», чтобы выиграть на его фоне.

Чтобы определить риски для ныне действующих губернаторов, в докладе предлагается модель «чаши терпения». Есть факторы, которые ее «наполняют», а есть те, которые ее «увеличивают». Среди первых отмечаются уже упоминавшиеся возраст и стаж, а также конфликты с близкими к президенту лицами или региональными элитами, протесты в регионе, коррупция в окружении. Укрепить положение губернатора могут наличие личных отношений с президентом, высокие покровители, политическая стабильность региона и т.п. В то же время два фактора могут «опрокинуть чашу»: это здоровье и личная коррупция главы региона.

На основании анализа авторы доклада прогнозируют губернаторские отставки в ближайшей и средней перспективе. До конца года потерять свои места могут главы Приморья Владимир Миклушевский, Самарской области Николай Меркушкин и Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Впрочем, у последнего «чашу терпения» увеличивают личные отношения с президентом и покровители в высших эшелонах власти, но массовые протесты в регионе, низкий рейтинг и конфликты с элитами делают эту чашу «небезграничной».

В исследовании отмечается шаткое положение глав еще 24 регионов, где в течение 2017-2018 годов могут смениться 18-20 губернаторов. Это Республика Алтай, Алтайский край, Нижегородская, Новосибирская, Архангельская, Орловская, Астраханская, Псковская, Белгородская, Саратовская, Волгоградская, Ивановская, Мурманская, Свердловская, Магаданская, Липецкая, Курская, Ульяновская области, Дагестан, Удмуртия, Якутия, Марий-Эл, Хакасия, Мордовия.

В 2017 году по России прокатилась самая масштабная за последние пять лет волна отставок глав регионов. В первую очередь перестановки связаны с подготовкой Кремля к президентским выборам, ведь это один из немногих инструментов, позволяющих власти поправить свои рейтинги при дисфункциональной системе управления, нарастании общественного недовольства и отсутствии желания проводить реформы. Хотя единого алгоритма в смене губернаторов, судя по всему, нет (каждое решение об отставке и назначении принималось отдельно), Кремль учитывал такие критерии, как общественно-экономическая ситуация в регионе, уровень напряженности в кругах локальных элит, а также рейтинг действующего губернатора.

Неспособность Кремля сформулировать четкую и привлекательную предвыборную программу маскируется частичным обновлением руководящих регионами кадров и временной нейтрализацией напряженности в некоторых частях страны. Кадровый «лифтинг» преследует в основном имиджевые цели: он призван (по крайней мере, на время) вселить в россиян надежду на положительные изменения.

Позиция губернаторов в российской властной системе становится все более слабой. В рамках процесса централизации власти круг их полномочий последовательно сужается, а статус снижается. Логика перестановок 2017 года свидетельствует о том, что губернаторы окончательно лишились влияния и политической роли: назначенцы новой волны — это де-факто делегированные из центра менеджеры среднего звена, представители номенклатуры, которые полностью подчиняются центральным властям.

Место губернатора в российской политической системе

В Российской Федерации не сформировалась формализованная, прозрачная, четко регламентированная федеративная форма государственного устройства. Отношения между центром и регионами (формально — субъектами федерации) изначально в значительной мере работали в режиме «ручного управления», в котором большую роль играли личные отношения между главой государства и руководителями регионов (губернаторами), а также лоббистский потенциал последних. Попытки регионов обрести больше независимости, которыми ознаменовались 1990-е годы, представляли угрозу для целостности государства, а поэтому в путинскую эпоху им на смену пришла тенденция к максимальной централизации власти и контроля над политической сферой. В этот процесс вписывается постепенное снижение статуса губернаторов, начавшееся в 2000 году.

Кремль ограничивал их роль в системе двумя путями. Во-первых, бюджетные и налоговые реформы, проведенные в первые годы президентства Путина, снизили автономность глав регионов в сфере управления экономической ситуацией на подконтрольной им территории. В России закрепилась модель перераспределения, при которой большая часть региональных поступлений от налогов и сборов передается в федеральный бюджет, и только потом (зачастую непрозрачным способом) эти средства делят между регионами. Такая система демотивирует локальные власти, лишая их стимула повышать инвестиционную привлекательность регионов. Одновременно губернаторы, чья роль фактически свелась к управлению текущими делами, вынуждены постоянно заниматься финансовым лоббированием, то есть играть в отношении Москвы роль просителей. Болезненнее всего это отражается на богатых регионах: лишение их финансовой дееспособности гарантирует Кремлю лояльность местных элит. Нередко перед регионами ставят дополнительные задачи, не выделяя на них средств из центрального бюджета, при этом ответственность за выполнение заданий (и сохранение социальной стабильности) лежит полностью на местных властях.

Во-вторых, в последние полтора десятка лет губернаторы постепенно лишались своего политического веса. Террористический акт в Беслане в 2004 году послужил предлогом для отмены прямых губернаторских выборов (введенных в 1995 году). С 2005 года губернаторов назначали региональные парламенты по представлению президента РФ. Кремль вернул выборы, чтобы нейтрализовать протестную волну 2011-2012 годов, однако, губернаторы не обрели прежнего статуса. В выборы глав регионов внедрили разнообразные (формальные и неформальные) механизмы, которые ограничивают политическую конкуренцию или даже полностью ее пресекают. Это муниципальный фильтр и традиционное использование «административного ресурса»: законной и незаконной помощи при проведении и финансировании избирательной кампании, которую локальные власти оказывают кандидатам от «партии власти».

Кадровые решения, касающиеся губернаторов, принимает лично глава государства, а критерии выбора зачастую выглядят непрозрачно, поскольку свою роль играют здесь рекомендации управления по внутренней политике администрации президента, давление околокремлевских групп влияния, а также личные предпочтения Путина. Он назначает исполняющих обязанности губернаторов, а те формально легитимизируют свою позицию благодаря выборам, которые проходят на фоне фальсификаций и отсутствия конкуренции. Полученный таким образом общественный мандат не гарантирует, что они смогут сохранить пост: президент РФ имеет право отправлять их в отставку и назначать исполняющих обязанности глав регионов.

Его решения могут противоречить настроениям избирателей, о чем свидетельствует тот факт, что губернаторы, не пользующиеся общественной поддержкой, могут продолжать работать годами, если им удается обеспечить «Единой России» необходимые результаты на выборах. Законные полномочия главы государства дополняются неофициальными механизмами функционирования российской модели управления, в том числе неограниченными возможностями использования спецслужб в политических целях. Обычно формальной причиной отставок становится «желание» губернатора (в таком случае он может сохранить место внутри властной системы) или «утрата доверия президента» (например, если отставка связана с громким коррупционным скандалом).


Логика кадровых решений в 2017 году

В России установлен так называемый единый день голосования (ежегодно назначаемый на сентябрь), в который граждане выбирают представителей региональных и локальных властей разного уровня. В связи с этим отставки губернаторов проходят обычно весной или осенью. В свою очередь, исполняющие обязанности глав регионов получают достаточно времени, чтобы подготовить кампанию к выборам, на которых они смогут получить формальный мандат.

Две волны отставок 2017 года (февраль-апрель и сентябрь-октябрь) были беспрецедентно масштабными: поста лишились 19 губернаторов. При Путине подобный размах отставки приобретали только в 2010 году (тоже 19) и в 2012 (20). Февральские перестановки затронули губернаторов, срок полномочий которых в любом случае подходил к концу в 2017 году, так что решение в их отношении подсказывал избирательный календарь. В свою очередь, главы регионов, отправленные в отставку осенью, могли оставаться на своих постах еще несколько лет. На этом фоне выделяются две апрельские отставки: руководители Удмуртии и республики Мари-Эл не только лишились постов, но и услышали обвинения в коррупции.

Перестановки не имели планового характера, а скорее, служили свидетельством того, что администрация президента накануне президентских выборов занялась поиском новой формы обновления кадрового состава. Если в логике отставок прослеживается несколько четких критериев, но в новых назначениях единый тренд не просматривается. Внимания при этом заслуживает стремление Кремля оставить уволенных губернаторов (за редкими исключениями) в системе власти, найдя им место в структурах региональных или федеральных руководящих органов.

Главным критерием в ротации выступала сложная ситуация в регионах, которая могла стать проблемой для Кремля в контексте президентских выборов. Хотя их исход заранее известен, президент пользуется сильной общественной поддержкой, а весь административный аппарат будет приведен в состояние полной мобилизации, стиль победы остается для Путина вопросом первостепенной важности. В таких обстоятельствах конфликты внутри локальных элит, протестные настроения в обществе или коррупционные скандалы могут не только снизить эффективность избирательного механизма, но и опосредованным образом бросить тень на имидж главы государства.

В рейтингах, которые составляются для администрации президента, отправленные в отставку губернаторы получали низкие оценки в основном из-за неумения предотвращать коррупционные скандалы в региональном руководстве и конфликты в местных элитах (уровень консолидации элит на региональном уровне — это один из ключевых факторов для стабилизации ситуации в контексте президентских выборов), а также управлять общественными настроениями (как в Новосибирской области, где позиция губернатора пошатнулась в результате спровоцированного им конфликта на почве повышения тарифов на коммунальные услуги). В свою очередь, экономическая ситуация того или иного региона, влияла на кадровые решения незначительным образом.

Логика выбора новых глав регионов выглядит менее прозрачной. Свою роль играли здесь управленческие качества кандидата, специфика региона, расклад сил в локальных элитах, а также воздействие различных групп влияния, среди которых управление внутренней политики администрации президента выступает лишь одним из игроков (остальные — это федеральные министерства, региональное руководство, финансово-промышленные группы и спецслужбы). Кроме того, огромное значение имело личное отношение Путина к конкретным кандидатам.

В логике назначений прослеживаются три основные тенденции. Во-первых, большинство новых кандидатов не являются уроженцами тех регионов, которыми им предложили управлять (в осенней волне таких людей было 8 из 11). Мы видим здесь продолжение тренда, наметившегося во время третьего президентского срока Путина: доля «чужаков» возросла до 64%, тогда как при Медведеве она составляла 48%. Это свидетельствует о снижении уровня доверия к локальным группам влияния и, с одной стороны, вызывает у них недовольство, а с другой — создает надежду на то, что власть сможет улучшить свой имидж в глазах населения, отмежевавшись от скомпрометировавших себя локальных кланов. На этом фоне в особенности выделяется новый глава Дагестана: им впервые стал человек, не связанный с основными этническими группами, населяющими республику (у Владимира Васильева русско-казахские корни).

Во-вторых, благодаря перестановкам губернаторский корпус стал моложе. Средний возраст новых губернаторов снизился с 55 (2013 год) до 46 лет. Однако в России такое уже бывало: в 2011 году этот показатель составлял 40,9 лет. В-третьих, многие новые назначенцы относятся к «технократам» — это бывшие чиновники высшего или среднего звена, работавшие в структурах федеральной и региональной власти или на крупных предприятиях (заместители министра национального развития, заместитель министра промышленности, генеральный директор компании «Росморпорт», руководитель департамента в московском правительстве).

Эти тенденции свидетельствуют о лишении глав регионов политической роли и окончательном падении их статуса. Губернаторы новой волны фактически становятся делегированными из центра менеджерами среднего звена, представителями номенклатуры, которые полностью подчинены центральным властями. В эту схему вписываются даже назначения «политических» персон: спикера Законодательного собрания Красноярского края, градоначальников из Самары и Вологды, главы фракции «Единой России» в Думе или высокопоставленных представителей парламентской оппозиции — КПРФ и «Справедливой России».

Возможные последствия перестановок

Ротация кадров преследует в первую очередь имиджевые цели: ее задача состоит не в том, чтобы сделать работу регионального руководства в социально-экономической сфере более эффективной, а в том, чтобы хотя бы на короткое время повысить уровень доверия общества к власти и президенту Путина перед мартовскими выборами. Преемники «проблемных» губернаторов автоматически получают от избирателей, надеющихся на перемены, кредит доверия.

Рассчитывать, что какие-то из ключевых региональных проблем (обнищание населения, сокращение налоговой базы, урезание финансирования социальной сферы, в том числе здравоохранения) будут решены, не приходится. Все эти проблемы связаны не со спецификой регионов или с неверными кадровыми решениями, которые можно исправить перестановками на руководящих постах, а с неработоспособностью бюрократизированной и коррумпированной российской государственной системы. Следовательно, политические риски станутся прежними: из-за нарастания проблем в 2017 году в регионах усилилось общественное недовольство социальной, транспортной и жилищной политикой.

Самое большее, что могут принести кадровые перестановки, — временное повышение эффективности управления в регионах, связанное с налаживанием бюрократических механизмов. Это одна из немногочисленных сфер, в которой главы регионов до сих пор обладают реальным влиянием. Между тем трения между федеральным центром и регионами, возникающие на почве финансов, сохранятся. В 2017 году споры о принципах перераспределения средств между регионами в ситуации снижения поступлений в федеральный бюджет, вызванного падением цен на нефть, обострились.

Мэр Москвы, президент Татарстана, губернатор Калужской области, а также депутаты из Хакассии, Новосибирской и Сахалинской области заявили о том, что средства, поступающие от налогов, следует распределять более справедливо. Последним удалось при поддержке назначенного в 2015 году губернатора добиться от Кремля уступок. Некоторые регионы прибегают к прямым угрозам, заявляя, что они не смогут финансировать проекты, играющие важную роль в предвыборный период («майские декреты» Путина или ремонт дорог). Положение осложняют действия федеральных органов, противоречащие логике стабилизации ситуации накануне выборов, например, обострение отношений с Татарстаном или республикой Коми на почве языкового вопроса.

В этом контексте встает вопрос о том, удастся ли нормализовать обстановку в «проблемных» частях страны и даже слаженно провести выборы. В особенности это касается тех губернаторов, которые оказались в новых для себя регионах и плохо знают как местные проблемы, так и механизмы регионального управления (часть новых назначенцев — это относительно молодые чиновники федерального уровня). Им будет сложно управлять локальными группами влияния, в которых сосредоточены опытные закаленные в политической борьбе игроки.

Положение губернаторов осложнит то, что мера их ответственности за стабилизацию региональной социально-экономической ситуации несоразмерна тому количеству инструментов, которыми они обладают, а из-за отсутствия мощных политических тылов в регионе, они могут подвергнуться давлению силовых структур в рамках «борьбы с коррупцией». Удастся ли новым региональным руководителям взять под свой контроль ситуацию в период выборов, зависит от их личных качеств и умелого использования методов давления и убеждения. В итоге по крайней мере некоторые из них могут оказаться переходными фигурами, которые Кремль уберет во время следующих выборов осенью 2018 года.

Подпишитесь на нас

Loading...Loading...