Классный час: "Здоровый образ жизни". Классный час на тему: «Мы – за здоровый образ жизни! Открытый классный час по зож

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью.

Задачи: рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем;

расширить представление учащихся о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности;

Моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.

Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга.

Ход классного часа

    Интерактивная беседа «Что такое здоровье? »

Тема нашего классного часа «Здоровый образ жизни». Издавна люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!»,спрашивали «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье - найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. А какой смысл в понятие «здоровье » вкладываете вы? (Суждения учащихся ). Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания.

Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8 место.

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться дома.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…

2. Составление схемы «Здоровый образ жизни» Теперь давайте задумаемся о своем образе жизни и составим схему « Здоровый образ жизни».

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

Из чего складывается здоровый образ жизни? (Учащиеся высказывают своё мнение)

1. Здоровое питание;

2. Режим дня;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Отсутствие вредных привычек.

3. Консультация «Секреты здоровья»

Если мыслить образно, то ваше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас

постепенно строит каждый из вас. Каким он будет - красивым, покосившимся или крепким и

долговечным? Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Что на ваш взгляд

составляет фундамент здоровья? ( Учащиеся высказывают своё мнение).

Это – наследственность.

Корни », которая занималась поиском информации о влиянии наследственности на здоровье человека.

1 ученик: (презентация)

Это мы с прадедушкой и прабабушкой .

Наши бабушки и дедушки. Итак, я закладываю фундамент дома нашего здоровья.

2ученик: По мнению учёных, от10 до 20 процентов здоровья заложено в нас генетически, 20 процентов зависит от окружающей среды, 5-10 процентов от развития медицины, а на 50 процентов здоровье зависит от нас самих. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Доказано, что более половины всех болезней взрослых приобретены в детские годы. Причём наиболее опасный возраст - от рождения до 16 лет. Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно, даст возможность выбрать профессию по душе и призванию, не ограничивая выбор состоянием здоровья.

Слово предоставляется творческой группе учащихся « Секреты питания ».

1. Правильное питание-основа здорового образа .

При здоровом питании снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное - повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

После большой перемены в мусорнице лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред . Во-первых, это углеводы . В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам . Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.

Также газировки содержат углекислый газ , который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин . Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара . Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, ч то мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп, петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Сельдерей.

Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Топинамбур.

В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.

Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

Слово предоставляется творческой группе учащихся « Секреты режима дня ».

Если будешь ты стремиться распорядок выполнять – будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать.

Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон – лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался – будто вновь… Родился

Многие из нас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты но и целые часы. Посмотрите эту сценку – может кто-то узнает себя в этих персонажах..

СЦЕНКА «РЕЖИМ ДНЯ » (Выходят Учитель и Вова)

3.

Слово предоставляется творческой группе учащихся «Активная деятельность и активный отдых».

Конечно, Вова неправильно распределил время. Сплошной отдых. А где же труд? Чередование труда и отдыха необходимо. Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Спорт увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше чем те, кто обращается к спорту эпизодически.

Только ходьба, бег, велосипед, лыжи, коньки, плавание способны привести вашу жизнь в движение, а где движение – там и здоровье.

4.

Слово предоставляется Федорченко В.А. Вредные привычки.

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.

Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».

Наказания

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

В Турции курильщиков сажали на кол;

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)

АЛКОГОЛИЗМ , хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

Сам термин «наркомания» связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий).

Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.

Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие «зависимость».

4. Заключительное слово

Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека. Мы построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надёжным и долговечным.

Желаю вам:

Никогда не болеть;

Правильно питаться;

Быть бодрыми;

Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!

5. Рефлексия

Что интересного вы узнали сегодня?

Какие выводы для себя сделали?

Помните, ваше здоровье- в ваших руках!

Ярославна Колесова
Конспект классного часа «Здоровье - всему голова!»

Классный час на тему «Здоровье- всему голова » , 7 класс

Цель :

Помочь учащимся выработать и развить способы деятельности, позволяющие максимально повысить уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни .

Задачи :

Формировать культуру здорового образа жизни ;

Повышать уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни ;

Формы работы : Диагностическая процедура; беседа; обсуждение; викторина

Методы работы : словесный, практический.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Что имеем - не храним.»

Классный руководитель . Тема нашего классного часа - здоровый образ жизни . Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье - это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8-е места.

На доске мы написали пословицу (читает) : «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» .

Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?

Примерные ответы детей :

Мы не храним здоровье , а когда заболеем, плачем.

Мы не только не храним, но и намеренно портим свое здоровье , потом жалеем.

Мы думаем, что будем здоровы всю жизнь , а в старости вспоминаем, как разбрасывались своим здоровьем , не берегли его.

Мы храним деньги, бережем одежду, а свое здоровье не бережем , а когда начинаем болеть, жалеем об этом.

Классный руководитель . Мы знаем, как сохранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы, как сохранить здоровье ? (Дети делятся своими соображениями.)

Сегодня мы и будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье .

II. Мини-лекция «Что такое здоровье

Классный руководитель . Итак, сегодня мы говорим о здоровье . Как вы понимаете это слово?

(Дети отвечают, что здоровье - это отсутствие болезней, хорошее самочувствие и т. п.)

Но тогда пьяниц и наркоманов, у которых пока ничего не болит, тоже можно назвать здоровыми ?

(Дети высказываются.)

Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое , душевное и социальное.

Физическое здоровье - это правильная работа всего организма. Если человек физически здоров , то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье проявляется в том , что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать , получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья .

Все ученые сходятся в одном : чтобы быть здоровым , нужно вести здоровый образ жизни .

На доске мы начертили таблицу «Здоровый образ жизни » . А вот из чего складывается здоровый образ жизни , мы пока не записали. Чтобы заполнить эту таблицу, я загадаю вам 5 загадок. Каждая загадка - это один из факторов здоровья . Вы отгадаете загадку, и мы запишем ответ в таблицу. Мне в этом поможет (вызывает ученика, который будет делать записи в таблице) .

Итак, 5 факторов здоровья .

(Учитель читает загадки, дети разгадывают, один из учеников заполняет таблицу на доске.)

1. Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня.)

2. Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание.)

3. Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья . (Гигиена.)

4. Порядок приема пищи, ее характер и количество. (Правильное питание.)

5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт.)

Итак, что же у нас получилось? Из чего складывается здоровый образ жизни , который дарит человеку здоровье и долголетие ?

(Класс читает хором строки таблицы.)

а) Режим дня;

б) закаливание;

в) гигиена;

г) питание;

д) движение.

Я предлагаю добавить в этот список еще один пункт - отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной?

(Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, человек может выполнять все правила здорового образа жизни , но одна его вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведет на нет все его усилия. Вывод : вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни .

(Ученик дописывает в таблицу : «Отказ от вредных привычек» .)

IV. Медицинская консультация «Секреты здоровья »

Классный руководитель . А сейчас мы проведем нашу медицинскую консультацию , которую назвали «Секреты здоровья » . К нам в гости пришли врачи, которые поделятся некоторыми секретами здорового образа жизни .

(К доске выходят 4 ученика в белых халатах.)

Врач 1. Мой секрет касается питания. Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека.

В эту пятерку вошли (читает) :

1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара : в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.

2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Старайтесь избегать этих продуктов. Молочные продукты, овощи, фрукты - вот что поможет растущему организму.

Врач 2. Мой секрет касается борьбы со стрессами. Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают. С друзьями поссорился. И так далее. Стрессы вредят нашему психическому здоровью .

Как можно снять стресс? Для этого существует много способов : пение, общение с домашними животными, уход за растениями, прогулка. Есть еще один способ быстрого снятия стресса - сильно потереть ладони (показывает) . А самое хорошее средство уберечься от стресса - улыбка, хорошее настроение.

Врач 3. Мой совет касается режима дня. Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает. Но при составлении режима дня нужно учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на «жаворонков» и «сов» .

Врач 4. Мои советы я почерпнула из народной мудрости. Они касаются вредных привычек. Алкоголь и курение человечество знает давно. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах. Думаю, что эта мудрость поможет современным молодым людям избежать этих пороков.

Вот что говорит наш народ о пьянстве (читает) :

1. В луже водки и богатыри тонут. Пьяному море по колено, а лужа по уши. (Пьяный думает, что может все, а на самом деле даже из лужи выбраться не в состоянии.)

2. Голод да холод дорогу в кабак протоптали. Где винцо, там и горюшко. Вино полюбил - семью разорил. Кто бражкой упивается, тот слезами умывается. Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки. Стаканчики граненые, а хата разваленная. (Пьянство - это прямой путь к разорению и нищете.)

3. Хватил винца - не стало молодца. Был Иван, а стал Болван, а все винцо виновато. Водка без огня разум сожжет. Пьяница в народе, что сорняк в огороде. (Пьянство заглушает рассудок и совесть. Пьяница - пропащий человек.)

4. Пить до дна - не видать добра. (Пьяница теряет здоровье , друзей, работу, уважение окружающих, любовь ближних.)

А вот о курении народ очень мудро и точно заметил : «Курить - здоровью вредить » .

V. Игра «Да, нет, не знаю»

Классный руководитель . Наши врачи подготовили игру «Да, нет, не знаю» . Они будут задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать «да» или «нет» . Если не знаете, как отвечать, поднимайте руки. Врачи разъяснят вам правильный ответ.

(Врачи по очереди читают вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет» .)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья ? (Да.)

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)

3. Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 ООО человек? (Да.)

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)

7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)

8. Отказаться от курения легко? (Нет.)

9. Правда ли, что большинство людей не курит? (Да.)

10. Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)

12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)

13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)

14. Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)

15. Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)

16. Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья ? (Нет.)

17. Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья ? (Нет.)

18. Верно ли, что сосиски полезны для здоровья ? (Нет.)

19. Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? (Да.)

20. Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)

(Некоторые вопросы вызовут затруднение у детей. Врачи могут им потихонечку подсказывать, кивая головой , когда нужно говорить «да» , или качая головой , когда нужно говорить «нет» .)

Классный руководитель . Спасибо врачам за то, что помогли проверить наши знания о здоровом образе жизни .

- Следить за собой : умываться, причесываться.

Не покупать сладкую воду, чипсы, шоколадные батончики.

Нормально питаться.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель . Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье - это самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов : и климат, и политика, и экономика, и много чего еще. Что-то мы не в силах изменить. Но очень многое зависит и от нас. Чтобы быть здоровым , чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни . И это под силу каждому человеку.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель . Что интересного вы узнали сегодня? Что обязательно возьмете на вооружение?

Примерные ответы детей :

Узнал о вредных продуктах, больше не буду их покупать так часто.

Узнал о «совах» и «жаворонках» , по-моему, я «сова» .

Узнал о том, что человек может жить 200 лет.

Буду стараться вести здоровый образ жизни .

Постараюсь не обзаводиться вредными привычками.

Помните ребята- здоровье ,всему голова !

Тема урока: Здоровье и здоровый образ жизни

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Цели урока:

Учебная: Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизни.

Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Развивающая: Развивать познавательные умения анализировать и делать выводы. Развивать творческое мышление учащихся.

Материально-техническое оснащение урока: Плакаты. Компьютер,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: Сообщение темы и цели урока, ознакомление с кратким содержанием урока.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: Мозговой штурм «Что такое здоровье?»

На ватмане изображен рисунок солнца. Давайте представим, что это солнышко наше здоровье и на лучах этого солнца запишем ответы на наш вопрос. Преподаватель записывает все варианты ответов. Затем предлагает определение понятия здоровья Всемирной Организации Охраны Здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. В применение к нам - это умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостояние внешним и внутренним «врагам» и болезням.

3. Изложение нового материала

Проблемный вопрос. 1. Какое значение имеет здоровье в жизни человека? 2. От чего зависит здоровье? Лекция с элементами беседы.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека: . полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; . нормальное функционирование организма в системе «человек —окружающая среда»; . умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; . отсутствие болезни; . способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Факторы, влияющие на здоровье. Что влияет на здоровье?

Упражнение «Факторы, влияющие на здоровье».

Учащиеся пишут на карточках в виде облаков факторы, влияющие на здоровье человека, и эти облака затем закрывают Солнце. Какое настроение, когда погода солнечная и теплая? А когда пасмурно? Обсуждение. Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними. Внутренние - это влияние наследственности (генетический фактор) - 20% Внешние - окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%) Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться. Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

физические (давление, излучение, температура);

 химические (пища, вода, ядовитые вещества);

 биологические (растения, микроорганизмы, животные);

 психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека,формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально- экономического развития. Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи. Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Вопрос: Можно ли считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»? Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы. Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия. Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка. Вопрос: Как вы думаете какие факторы мешают заниматься здоровьем?

4. Закрепление нового материала:

Здоровье -это….

 Какие бывают виды здоровья?

 Перечислите основные факторы, которые влияют на здоровье.

 Какие выводы вы для себя сделали в процессе обсуждения темы сегодняшнего урока?  Можно ли заставить человека захотеть быть здоровым?

5. Подведение итогов урока:

Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет мудрец, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое - я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое - я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке - живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая, почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела. Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него. От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты - в будущем.

6. Домашнее задание:

Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным; укажите основные причины, отрицательно влияющие на состояние вашего здоровья

Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:

  • помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;
  • развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
  • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Ход занятия

Учитель: Прочтите тему нашего занятия. (слайд №1)
О чём мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы задумаемся над тем, что необходимо делать, чтобы быть здоровым.

Учитель: Что вы видите на слайде? (Слайд № 2)
- Какую работу можно выполнить с этими буквами?
- У вас на столах лежат точно такие же буквы. Составьте из этих букв слово. Проверим, что получилось.

У вас на столах листы. Запишите несколько фраз, которые пришли вам в голову, можно записать самое фантастическое, неправдоподобное. (Д. записывают свои мысли)
- Озвучьте свои записи.
- А теперь прочитаем значение этого слова в словаре Ожегова. (Слайд № 3)
- Над каким значением мы сегодня будем работать?
- А сейчас познакомимся с мыслями некоторых выдающихся людей. Как они понимают, что такое здоровье?
(Слайд № 4)

«Здоровье - это единственная драгоценность! (Монтень)
- Задумайтесь над этим высказыванием.
(Слайд № 5)

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот)
- Объясните это высказывание.
Учитель: Чем здоровый человек отличается от больного?
Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответ
Учитель : Я считаю, что, прежде всего, своим настроением, так как больной человек угнетён своим состоянием и думает только о том, как избавиться от своего недуга.
Учитель : Часто ли болеете вы?
- Ребята, вы знаете, что медицинские работники ежегодно проводят осмотры детей в школе. Как вы думаете, для чего они это делают?
- Конечно же, для того, чтобы оценить состояние вашего здоровья и предупредить развитие болезней. Дело в том, что врачи утверждают, что в последнее время здоровье детей стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является 1 ученик из 10-ти. А у остальных 9-ти детей обнаруживаются какие-либо заболевания.
- Давайте познакомимся с результатами теста, который я проводила среди вас “Какое у тебя здоровье?
(Смотрите слайд № 6)
- Какой можно сделать вывод? Всё ли благополучно со здоровьем


- А вот древние греки, например, мало болели и долго жили. А отчего им так везло? А всё очень просто: пищу они ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали вовсе, вино пили только после 30 лет и то разбавленное и в малых количествах. Но самое главное - с раннего детства и до преклонных лет они занимались закаливанием своего организма и неустанно пребывали в движении. Дети у древних греков полдня занимались в гимназии науками, а полдня - физкультурой. Все заботились о своём здоровье с малых лет.
- Ребята, а отчего зависит здоровье человека?

Учитель : Да, оно зависит от многих факторов, например, от состояния окружающей среды, природы, от питания человека, но в большей степени, от него самого, от того образа жизни, который ведёт сам человек. Сейчас N прочтёт вам стихотворение, а вы постараетесь ответить на поставленный в нём вопрос.
Ученик читает стихотворение

Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха:
“Что такое хорошо и что такое плохо?”
Если делаешь зарядку, если кушаешь салат,
И не любишь шоколадку -
То найдёшь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь.
С сигаретою ты дружишь - то здоровья не найдёшь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться. Это нужно только нам!
Учитель : Итак, ребята, исходя из этого стихотворения, что такое хорошо, и что такое плохо в отношении здорового образа жизни?Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов.
Учитель : Я хочу познакомить вас с результатами ещё одного анкетирования на тему «Заботитесь ли вы о опрошено человека. Результаты - на доске.
(Смотрите слайд № 7)
Учитель : Ребята, какой напрашивается вывод
Физкультминутка. (упражнения на снятие напряжения, слайд №8)
«Штанга»
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.
Наши мышцы не устали
И ещё сильнее стали.
«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрито вправо,
А потом опять вперёд
Тут немного отдохнёт.

А Варвара смотрит вверх,
Выше вверх, всё дальше вверх.

Шея не напряжена и расслаблена.
А теперь посмотртит вниз
Мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена.
«Деревянная кукла-тряпичная кукла»
Деревянная кукла (изображаем неподвижную деревянную куклу)
Тряпичная кукла (мышцы расслабить)
Учитель : На уроке окружающего мира вы работали с текстом «Здоровый образ жизни».
- Давайте мы вспомним этот текст.
- Если в тексте информация для вас знакома, то вы ставили «галочку»,
Если новая, то «плюсик», если задумались, то «вопросик».
- А теперь давайте заполним таблицу. (Слайд № 9)


- Получается, что вы знаете правила здорового образа жизни? Это хорошо!
- А всегда ли вы их выполняете? Почему не выполняете вы их?
- Разобраться в этом вопросе нам поможет сказка.
Читают сказку хорошо подготовленные заранее ученики.
«Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что в горле что-то щекочет. Открыла рот - изо рта маленькие человечки один за другим выпрыгивать начали. Прыг-прыг и к Маше на живот.
- А ну-ка, кыш с моего живота, - закричала Маша, - мой живот. Не позволю его топтать!
Так и мы твои, - запищали человечки
- Как это мои? - возмутилась Маша, - я вас не знаю.
- А вот посмотри на меня внимательно, - сказал один человечек, - я - твоя
Злючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю, слова говорю...
- А я- твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.
- А мы, сестрички-близняшки, мы друг без друга никуда, - каким-то противным голоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.
- Что-то вы мне не очень нравитесь, - прошептала Маша.
- Ну, это ты неправду говоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут нас Капризулька и Нашеюмамесадилка. Вспомни, как ты покапризничать любишь и маму заставлять делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться... Еще когда?
- Надоели все! - завизжала Маша.
- Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!
- Хоть тут призналась честно, - вздохнул человечек, похожий на ежика.
- Я, Наоборотка, почти всегда с тобой, мы с тобой хорошо дружим.
Ничего не смогла ответить Маша, заплакала она громко.
- Никто меня не любит, не жалеет.
И услышала тогда голос ехидно-ласковый;
- Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.
Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие — то человечки посыпались.
Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются.
- Мы частички Маши Хозяюшки нашей.
Я - Добрушка-Хохотушка.
Я - Старалка Помогалка.
Я Люблюшка-Приласкушка.
Улыбнулась тут Маша и сказала:
- Да вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь.
Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, кого то дальше поставлю.
Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь.
А вот ты, Ленючка, стань рядышком, я и дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать не хочется.
И ты, Люблюшка-Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницу люблю, класс свой».
Расставила наша Маша своих человечков, расставила и задумалась:
- Да, вы мои человечки, это верно.
Боялка моя и Наоборотка моя.
Капризулька моя и Добрушка Моя.
НО
Я не есть моя Боялка - не всегда боюсь.
Я не есть моя Ленючка - не всегда ленюсь.
Я не есть и Хохотушка не всегда смеюсь.
И не Злючка никакая - не всегда ведь злюсь.
Кто же Я?
А Я есть Я.
А Боялка и Добрушка
Капризулька и Люблюшка
Это все мои друзья
Но командую здесь Я,
Я - Маша,
Я - человек.
Я - житель планеты Земля.
- Чему научила вас сказка?
- Что поможет нам с вами изжить отрицательные черты характера? (Умение управлять собой)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы жить по правилам здорового образа жизни надо уметь управлять собой.
(Слайд № 10)

Рефлексия.
Учитель : Представьте себе, что с вами произошёл точно такой же случай.
- Подумайте, а как бы назывались ваши человечки? Попробуйте и вы расставить своих человечков по отношению к себе. Кого-то близко, кого-то дальше, а кого-то совсем далеко.
Практическая работа детей.
(У ребят карточки и кружочки. Они выполняют практическую работу)

Выставка работ.
Микровывод: С какой целью мы с вами выполняли эту работу? (Чтобы выявить в себе отрицательные качества и изживать их.)
- А какие факторы здоровья помогают нам изживать отрицательные качества характера? Давайте вспомним их, прослушав стихи детей и составим кластер?
(Слайд № 11)

Ученик 1.

Чтоб ты не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку!
Позабудь про телевизор,
Mapш нa улицу гулять -
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.
Нет плохому настроенью!
Не грусти, не хнычь, не плачь!
Пусть тебе всегда помогут
Лыжи, прыгалки и мяч!
Хоть не станешь ты спортсменом,
Это право не беда -
Здоровый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда! (Движение, спорт)

Ученик 2.

Нет - болезням, нет - заразе,
Витаминный комплекс пью!
Хвори наши исцелит
Вкусный, детский “Компливит”
Там и кальций и железо,
Для здоровья так полезно!
И зимой и теплым летом
Овощи и фрукты, ешьте все подряд.
Ведь недаром говорят:
“Здоровье близко -
Ищи его в миске”. (Питание)

Ученик 3.

Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься.
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь.
Резвишься на катке,
А летом загорелый,
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом,
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом! (Режим дня и закаливание)
(Слайд № 12)

(Слайд № 13)

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути
5. Итог : Зачем нам нужно это занятие? (Чтобы вспомнить что необходимо делать, чтобы быть здоровым)
Продолжите: Было интересно…
Я понял…
Хочу похвалить…
Учитель: Так учитесь, ребята управлять собой, изживайте отрицательные качества своего характера.
- Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие прошло не даром, и вы многое запомнили для себя. Так будьте здоровы! (слайд №14)
Здоровье - это кладезь.
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.

Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте уж не то.
Море счастья без здоровья
Не наполнит душу вам.
Не подарит настроенье
Ни тебе и ни друзьям.

Не порадует работа,
Да и денег не скопить.
В общем, без здоровья плохо,
Очень плохо людям жить

И в память о нашем уроке, я дарю вам закладки с режимом дня.
который мы с вами составили на этот учебный год

Литература.

1. Салатаева Р. В. «Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе» статья.

2. Мясникова О. В. Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме «Здоровый образ жизни.

3. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 1, учебник для 3 класса начальной школы.

Классный час для старших классов «Здоровье - привилегия мудры». Конспект

Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровья современных подростков неуклонно ухудшается. И в то же время результаты социологических исследований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предлагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии.

Мероприятие рассчитано на 2 часа: первый час - работа с понятиями, беседы, второй час - дискуссия.

Цели : расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; побуждать к самопознанию, саморазвитию, к искоренению вредных привычек.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа : выбрать ведущих для информационного сообщения (2 ученика).

Оборудование : сделать ксерокопии материалов для дискуссии (примерные аргументы сторон).

Оформление: написать на доске тему классного часа, памятку «Двенадцать секретов здоровья и долголетия» (взять из текста сценария).

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Работа с понятиями.

1. Ум и мудрость.

2. Что значит быть здоровым?.

3. Здоровый образ жизни.

III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса».

IV. Интерактивная беседа.

V. Работа с «Памяткой российскому долгожителю».

VI. Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трезвость?».

VII. Заключительная беседа.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа. Здоровье и мудрость - можно ли связывать эти понятия? Виноват ли человек в своих болезнях? И если да, то в каких? Примерные ответы:

Нельзя винить человека во врожденных болезнях.

Можно винить в простудных заболеваниях, в кишечных инфекциях, в травмах по неосторожности.

Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?

II. Работа с понятиями

1. Ум и мудрость

Классный руководитель. Прежде чем о чем-то говорить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сегодня: «мудрость», «здоровье», «здоровый образ жизни». Что же такое мудрость?

(Учитель задает вопросы, дети высказываются.)

Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? (Глупость.)

Что такое глупость?

Может ли умный не быть мудрым, а мудрый не быть умным?

Как можно понять выражение: «Мудрость - это поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний»?

(Ответы детей.)

В словаре С.И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Можно сказать, что это достаточно полное определение?

2. Что значит быть здоровым?

Классный руководитель. Напомню, что, по определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье (его еще называют «социальным»). Предлагаю раскрыть смысл каждого из этих понятий (по группам) и объяснить, в чем это вид здоровья проявляется.

Первая группа - физическое здоровье.

Вторая группа - психическое здоровье.

Третья группа - нравственное, или социальное здоровье.

(В течение 3 мин дети обдумывают ответы.)

Слушаем ваши объяснения.

Примерные ответы:

Первая группа: физическое здоровье - это естественное состояние организма, стабильная работа всех органов, хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней, травм.

Вторая группа: психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.

Третья группа: нравственное здоровье - зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия нормам морали; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.

Классный руководитель. Может ли физически и психически здоровый человек быть нравственным, моральным уродом? В каких случаях это бывает? (Если он пренебрегает нормами морали.)

3. Здоровый образ жизни

Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни,

который позволяет до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам составляющие ЗОЖ, попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся.

Оптимальный режим труда и отдыха. (Физическое, психическое.)

Правильное питание. (Физическое.)

Достаточная двигательная активность. (Физическое, психическое.)

Личная гигиена, закаливание. (Физическое, психическое.)

Искоренение вредных привычек. (Физическое, психическое, нравственное.)

Любовь к людям, позитивное восприятие жизни. (Психическое, нравственное.)

III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса»

Классный руководитель. Есть болезни, которыми можно заразиться. Но, оказывается, заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили (имена, фамилии).

Ведущий 1. Наш герой - это доказательство истины, что здоровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникальный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.

Скончался Федор Григорьевич совсем недавно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук. Он был действительным членом многих академий, председателем Союза борьбы за народную трезвость, лауреатом Ленинской премии, лауреатом Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», членом Союза писателей России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, автором многих книг.

Ведущий 2. Стать хирургом Федор Углов решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти заповеди помогли Федору в его врачебной практике. Ему пришлось много учиться. После учебы в Иркутске, Ленинграде он вернулся в родной городок и стал работать хирургом. Ему приходилось делать самые разные операции, выезжать на вызовы и ночью, и в выходные. Тогда он взял себе за правило - ни капли спиртного, ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному. Начало своей врачебной карьеры Федор Григорьевич вспоминал с иронией. Когда к нему в кабинет заходил пациент, доктор выслушивал его и просил выйти за дверь, а сам в это время лихорадочно листал справочники и учебники, чтобы установить диагноз.

Ведущий I. Ho постепенно приходили опыт и знания, росло мастерство молодого хирурга. Он решил продолжить учебу и вернулся в Ленинград. Здесь тоже не все шло гладко. Его наставник, опытный и строгий хирург как-то заявила: «У вас не руки, а крюки, вам и дворником с такими руками нельзя работать, не то, что хирургом. Пока не разработаете их, я вас в операционную не пущу». Пришлось ему 3 месяца тренироваться в работе с иглой и ниткой. Чтобы создать иллюзию операции, он штопал чулки, помещая их в ящик стола и, возясь с ними вслепую, учился завязывать узлы. Но для хирурга нужна не только техника рук. «Хирург должен быть таким, как в старинной русской поговорке: иметь глаз орла, силу льва и сердце женщины», - считал Федор Григорьевич. Он и был таким хирургом. Он первым начал делать такие операции, на которые не решались другие. И, благодаря ему, сейчас эти операции не вызывают трудностей у хирургов.

Федор Григорьевич Углов был универсальный хирург. Он оперировал раненых в Великой Отечественной, спасал жизни в блокадном Ленинграде. Профессору Углову медицина обязана рождением новых разделов хирургии.

Ведущий 1.Нов Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия:

Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую домашнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама.

IV. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать?

Примерные ответы:

Он жил в другую эпоху, когда государство предоставляло все возможности для самореализации.

Подражать ему очень трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей.

Для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе - а ради чего? Чтобы попасть в Книгу рекордов?

Зачем жить до ста лет? Нужно в молодости взять от жизни все!

Жалко смотреть на старых людей, зачем еще жить до ста лет?

Углов не просто продлил свою жизнь - он продлил активную жизнь. Он показал, что и в 100 лет можно работать, быть нужным людям, наслаждаться жизнью.

V. Работа с «Памяткой российскому долгожителю»

Классный руководитель. Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье может идти речь?

Слушаем ваши разъяснения.

(Учитель читает правило, желающие высказываются.)

1. Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. (Здоровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, желание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья.)

2. Люби работу. И физическую тоже. (Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно раскрыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью.)

3. Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. (Этот пункт касается психического здоровья. Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек.)

4. Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации. (Речь здесь идет о физическом здоровье. Эти вредные привычки буквально разрушают человека.)

5. Люби свою семью. Умей отвечать за нее. (Это правило говорит о психическом, нравственном здоровье. Семья дает человеку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни.)

6. Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! (Речь идет о физическом здоровье. Но избыточный вес может стать причиной и психологических расстройств.)

7. Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест. (Травмы - это относится к физическому здоровью.)

8. Не бойся вовремя пойти к врачу. (Для этого нужно преодолеть свою лень и страх - значит, нужно обладать психическим здоровьем.)

9. Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. (Это призыв защитить психику ребенка. Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправляемым.)

10. Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его. (Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку. Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физическое здоровье.)

11. Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. (Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь.)

12. Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. (Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравственное здоровье.)

VI. Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трезвость?»

Классный руководитель. Федор Григорьевич Углов сделал за свою долгую жизнь множество операций, спас тысячи человеческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля - он помог им избавиться от алкогольной, наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедительны - ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. На основании длительных наблюдений и исследований Ф.Г. Углов пришел к выводу, что алкоголь и табак ведут Россию к пропасти. Доктор Углов выступал против воспитания «культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения - за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: какой путь кажется вам более оптимальным для нашей страны - воспитание «культуры пития» или полная трезвость?

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Примерные аргументы сторон:

Абсолютная трезвость

«Культурное» питие

Алкоголь - это наркотик, сильнодействующий яд

Алкоголь - это пищевой продукт

«Культурное» питие - самый страшный враг. Все, кто употребляет алкоголь, или становятся алкоголиками, или сокращают свою жизнь на 15-20 лет

Вокруг много людей, которые всю жизнь употребляют спиртное и доживают до преклонных лет

В России потребление алкоголя было всегда очень низким, традиционными напитками были квас, брага, мед

Бутылка вина - просто атрибут общения, это в традиции русского народа

Даже малые дозы алкоголя сохраняются в организме в течение 20 дней, особенно страдают высшие сферы психики. Человек продолжает работать только за счет подкорки, нижних слоев, где зафиксированы автоматические действия,

Небольшие дозы алкоголя стимулируют творческий процесс, снимают стресс

В организме русских почти не вырабатывается специальный фермент для расщепления алкоголя. Зато у народов, традиционно употребляющих виноград, этот фермент вырабатывается в достаточном количестве, что и препятствует алкогольному отравлению

Французы, молдаване, грузины, итальянцы тоже употребляют алкогольные напитки, но не становятся алкоголиками, потому что они умеют культурно пить

Мозг человека не имеет биологической защиты от алкоголя: насытившись, человек не будет есть еще. А пьяный может и на ногах не стоять, но тянуться к рюмке...

Культурный человек знает свою меру и всегда может остановиться - к этому и призывают сторонники «культурного» пития

Культура и винопитие- несовместимые вещи, это все равно, что культура и убийство или самоубийство, культурное издевательство над человеком...

Вино - это великое изобретение человечества. Нужно просто уметь им пользоваться

Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу, сторонникам абсолютной трезвости было трудно отстаивать свою точку зрения - ведь выпивка уже так прочно вошла в нашу жизнь, и уже даже 13-летние не могут обходиться без бутылки пива. Может быть, дополнительным аргументом в защиту полной трезвости станет вот эта информация из газеты* [читает):

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила, что 8 л чистого спирта на душу населения - это предельный рубеж алкоголизации страны. За ним начинаются тяжелые и подчас необратимые последствия - болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре, социальной сфере.

Можно сказать, что Россия этот рубеж уже перешла. И мы наблюдаем результаты.

В стране миллионы зарегистрированных алкоголиков.

Ширится детский алкоголизм (алкоголиками становятся уже 6-лет- ние!).

В последнее десятилетие XX в. с алкоголем были связаны:

72% убийств;

42% самоубийств;

52,6% смертей от травм, аварий и других внешних причин;

67,6% смертей от цирроза печени;

23% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.

От алкоголя умирает 500-750 тысяч человек в год.

Алкоголь - это и аварии, и порча оборудования, и психозы, и отравления суррогатами, это болезни, инвалидности, безнадзорные дети и множество других страшных явлений.

VII. Заключительная беседа

Классный руководитель. Здоровье - привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Как это сделать?

Примерные ответы:

Найти высшую цель, обрести смысл жизни.

Отказаться от излишеств.

Познать себя, делать то, что тебе полезно. Избегать того, что может навредить.

Соблюдать меру во всем.

Сначала подумать, а потом сделать, а не наоборот.

Классный руководитель. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье - это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным? С чем вы не согласны?

Дополнительный материал

Книги Ф.Г. Углова

«Живем ли мы свой век», «Как уберечь здоровье человека», «Образ жизни и здоровье», «Ломехузы», «Самоубийцы», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках», «Человеку мало века».

О мудрости

Мудрость - это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе - простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрость - это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы. Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из которой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изменить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.

Если пассивное качество воли именуется терпением, а активное - мужеством, то мудрость - это именно способность различать сферы применения этих качеств, отличать обстоятельства, которые нужно претерпевать, от обстоятельств, которые нужно переделывать. Выражение мудрости можно найти в следующем известном изречении: «Господи, дай мне благодать принять безмятежно вещи, которые нельзя изменить; мужество - чтобы изменить вещи, подлежащие изменению; и мудрость - отличить одно от другого». Иными словами, мудрость как бы посредствует между добродетелями терпения и мужества, разграничивая области их действия: принимать то, чего я не могу изменить, и изменять то, чего я не могу принять.

Мудрость, ум и суемудрие

Мудрость сходна с умом - у них имеется общая противоположность: глупость. Глупость - это непонимание меры, несоблюдение границ между вещами, подмена одного другим, действие в одном мире по законам другого. Фольклорный глупец плачет на свадьбе и танцует на похоронах. Но мудрость следует отличать от ума. Мудрый человек, как правило, умен, но умный - не обязательно мудр. Мудрость - это такой ум, который понимает свои собственные границы и сознательно может заменять действие ума действием сердца или действием тела. Прикоснуться к плечу страдающего мудрее, чем произнести назидание, вроде тех, что произносят друзья Иова. Мудрость умнее самого ума, она понимает место ума в мире, его ограниченность желанием, волением, бессмыслицей. Мудрость может взвешивать ум и не-ум и отдавать предпочтение тому или иному. То, что может выглядеть безумием для ума, то может быть оправдано мудростью.

Ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием.

Loading...Loading...