Основы самоконтроля. Самоконтроль в физической культуре и спорте Состояние нервной системы

В процессе спортивной тренировки, занятий физическими упражнениями большое значение приобретает САМОКОНТРОЛЬ спортсмена. Самоконтроль спортсмена это ряд простых приемов, используемых для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физи­ческого развития под влиянием физических упражнений. Благодаря самоконтролю, спортсмен име­ет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самокон­троль приучает спортсмена к активному наблюдению и оценке состояния, к анализу используемых методов и средств тренировки.

Данные самоконтроля позволяют преподавателю, тренеру регулировать тренировочный процесс, объем и характер нагрузки,

Одним из основных моментов в самоконтроле является ведение дневника. Форма ведения днев­ника может быть самой разнообразной, данные вносимые в дневник должны отражать характер и объем нагрузки, а так же ряд объективных и субъективных показателей для оценки адекватности применяемой нагрузки.

В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т. п.

Самочувствие - это субъективная оценка своего состояния. Оно складывается из суммы призна­ков: наличия или отсутствия каких-либо необычных ощущений, болей с той или иной локализацией, ощущение бодрости или, наоборот усталости, вялости; настроения и т. п. Самочувст­вие обозначится как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Усталость - это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в нежелании или в невозможности выполнять обычную нагрузку, трудовую и физическую. При самоконтроле отмеча­ется зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-то другого, как скоро она проходит. Спортсмен должен отмечать чувство усталости после занятий: «не устал», «немного устал», «переутомился», а на следующий день после занятий: «усталость не чувствовал», «усталости нет», «чувствую себя бодрым», «осталось чувство усталости», «полностью отдохнул», «чувствую себя утомленным». Важно отметить настроение: нормальное, уставшее, устойчивое; подавленное, угне­тенное; желание быть в одиночестве; чрезмерное возбуждение.

Работоспособности зависит от общего состояния организма, настроения, утомления от пред­шествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается как повы­шенная, обычная и пониженная. Желание заниматься физическими упражнениями и спортом может зависеть как от перечисленных выше причин, так и от заинтересованности в достижении высоких спортивных результатов в избранном виде спорта, от квалификации и педагогического опыта тре­нера, преподавателя, от разнообразия и эмоциональной насыщенности учебно-тренировочных заня­тий. Отсутствие желания тренироваться может быть признаком перетренированности. Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы обеспечивает бодрость све­жесть. После него человек чувствует себя полным сил и энергии. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон (часто прерывается, сопровождается тяжелыми сновидениями). После такого сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что ночной сон должен быть не менее 7-8 ча­сов, при больших физических нагрузках 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна - их про­явления: плохое засыпание» частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница, и т. п.

Аппетит отмечается как нормальный, сниженный или повышенный. Если имеются наруше­ния аппетита, отмечается, есть ли другие признаки нарушения пищеварения (например, запоры или поносы), - это облегчает выяснение причин изменения аппетита. Его отсутствие или ухудшение час­то указывает на утомление или болезненное состояние.

При толковании субъективных признаков нужны достаточная осторожность и умение по­дойти критически к их оценке. Известно, что самочувствие не всегда правильно отражает действи­тельное физическое состояние организма, хотя несомненно является важным показателем. При эмо­циональном возбуждении самочувствие может быть вполне хорошее, даже в тех случаях, когда уже имеются определенные Отрицательные объективные изменения в организме.

С другой стороны самочувствие может быть плохим в связно угнетенным настроением, не­смотря на благоприятное состояние здоровья.

Оценка перечисленных признаков самоконтроля должна проводиться с учетом того, что по­явление каждого из них может иметь своей причиной то или иное отклонение в состоянии здоровья, вовсе или непосредственно не связанное с физическими упражнениями. Например, плохое самочув­ствие, усталость, головные боли, подавленное настроение, все эти признаки могут быть обусловлены заболеваниями центральной нервной системы. Данные симптомы могут быть первым проявлением физического перенапряжения и перетренированности. Потеря аппетита - иногда признак чрезмерно большой физической нагрузки, но одновременно это один из наиболее постоянных симптомов забо­леваний желудочно-кишечного тракта и т. п.

Правильному толкованию появляющихся отклонений в состоянии организма значительно способствует анализ их с учетом содержания нагрузки и режима занятий физическими упражнения­ми, а также анализ динамики спортивно - технических результатов. В некоторых случаях оконча­тельная оценка признаков самоконтроля может быть дана лишь врачом на основании сопоставле­ния их сданными врачебного контроля. Однако, чем бы не вызывался тот или иной не благоприят­ный признак, регистрация его в дневнике самоконтроля имеет большое значение для своевременно­го устранения моментов его вызвавших.

Из объективных признаков при самоконтроле чаще всего регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, кроме того в последнее время все большее распространение приобретают простейшие функциональные пробы, как информативный объектив­ный показатель состояния различных систем организма (о них говорилось выше).

Педагогические наблюдения, анализ результатов тестирования и спортивных достижений лежат в основе педагогического контроля.

Педагогический контроль может быть этапным (начало - конец семестра, учебного года), те­кущим, когда осуществляется оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. в поздних стадиях восстановления и оперативным, предусматривающим оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстано­вительный период (пример: расчет максимально допустимого пульса, позволяющий оценить адек­ватность воздействия дозированных аэробных нагрузок).

К исследованиям в течение занятий или после отдельных упражнений прибегают в тех случа­ях, когда педагога интересует правильность построения занятия. Например: варианты сочетания и последовательности применения различных тренировочных средств в одном занятии, доступность используемого в занятии (тренировке) количества повторений упражнения и его интенсивности, правильность установленных интервалов отдыха, соответствие интенсивности упражнения реше­нию запланированной задачи (например, развитию аэробной работоспособности),

При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования, о которых говорилось выше. Позволю остановиться на самых простейших по доступности, но имею­щих достаточную информативность. К их числу относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдение за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

Анализ и визуальные наблюдения за внешними признаками утомления занимающегося по­зволяют преподавателю (тренеру) иметь представление о состояний организма в целом, ориентиро­ваться относительно степени напряжения, с которым выполняется физическое упражнение, помогают определить степень утомления.

Изменение веса тела и его динамика под влиянием нагрузок - важный метод оценки воздей­ствий нагрузок. После тренировочного занятия среднего объема и интенсивности вес должен па­дать на 300 -500 г у тренированного спортсмена и на 700 -1000 г у новичков.

В начале тренировки вес снижается более активно, чем в конце. С достижением хорошего состояния тренированности вес, обычно, стабилизируется.

Чрезмерные, неадекватные состоянию организма нагрузки приводят к значительному сни­жению веса. В таких случаях вес не будет полностью восстанавливаться к следующему занятию, что приведет к постоянной потере веса.

В процессе педагогического контроля определение частоты пульса (частоты сердечных со­кращений - ЧСС) является одним из самых распространенных методов, благодаря его доступности и информативности ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Исследование измене­ний частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятия, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки на основании т.н. физиологической кри­вой.

В последнее время в педагогическом контроле все большее распространение получают мето­ды психодиагностики. Эти методы направлены на изучение трех основных объектов психодиатностики: личности спортсмена, его спортивней деятельности и взаимодействия.

Личность занимающегося физическими упражнениями и спортом диагносцируется по трем аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рас­сматривается со стороны обучения навыкам и умениям. Взаимодействие изучается в межличност­ном плане, по форме применения это может быть наблюдение, опросники и анкеты, социометрические методики, бланковые тесты, аппаратные тесты» обследование на тренажерах и тренажерных устройствах; специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, вни­мания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.). Анализ данных врачебного и педагогического контроля, результаты психодиагностики и самокон­троля позволяют своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, способствуя его совершенствованию.

Оказывают оздоровительное влияние на организм человека. Этот факт известен еще с глубокой древности. На то, что занятия спортом имеют огромное значение в борьбе с болезнями и продлевают нашу жизнь, указывали высказывания многих поколений философов и врачей. Например, Аристотель утверждал, что живой организм испытывает постоянную потребность в движении, и ничто так сильно не разрушает человека, как физическое бездействие.

Занятия спортом - это очень сильное средство оздоровления. Правильная организация тренировочного процесса позволяет улучшить физическое развитие, повысить работоспособность и активизировать функционирование всех систем организма.

Еще одним параметром для осуществления самоконтроля является качество и продолжительность сна. Именно поэтому в дневнике спортсмена находят отражение процессы засыпания и пробуждения, а также характеристика сна (прерывистый, беспокойный и т. д.). Данный параметр весьма важен для тренирующегося. Ведь именно во время ночного отдыха в организме человека активизируются процессы восстановления. Нарушение сна, в свою очередь, оказывает негативное влияние на центральную нервную систему и здоровье спортсмена.

Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями должен оценивать и такой показатель состояния организма, как работоспособность. Она может быть хорошей, удовлетворительной и пониженной. Как правило, высшую оценку данному параметру можно дать при наличии хорошего самочувствия и крепкого сна. Однако не всегда это бывает именно так. Порой у спортсмена даже при наличии хорошего самочувствия наблюдается пониженная работоспособность. Если подобное явление и нежелание получать физические нагрузки длится несколько дней подряд, то об этом необходимо известить тренера и параллельно обратиться к врачу. Плохое самочувствие может быть результатом перенапряжения.

Состояние организма характеризуется и аппетитом. Данный параметр особенно важен в тех случаях, когда осуществляется самоконтроль при занятии физическими упражнениями. Хороший аппетит говорит о нормальном обмене веществ в организме. И напротив, отсутствие потребности в приеме пищи в утренние часы, а также в период 2-3 часов после тренировок, дает основание предполагать наличие нарушений в функционировании тех или иных органов.

В процессе самостоятельного контроля при занятиях физическими упражнениями спортсмен должен обращать внимание и на потоотделение. Это нормальное явление, которое также указывает на состояние организма. При хорошей натренированности мышц потоотделение снижается. Повышенный же его уровень при высокой спортивной форме указывает на переутомление.

Помимо приведенных выше субъективных данных в дневнике самоконтроля отражаются и такие параметры, как частота дыхания и пульса, а также измерения веса. По ним можно судить о работе сердца и сосудистой системы, интенсивности нагрузки и общем состоянии организма.

Значение самоконтроля при занятиях физическими упражнениями велико. Полученные данные являются полезным материалом, позволяющим спортсмену и тренеру анализировать занятия и при необходимости корректировать план тренировочного процесса. Однако стоит иметь в виду, что даже самый тщательный и скрупулезный самоконтроль не способен заменить контроль медиков.

Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Приемы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями должны использовать не только спортсмены. Они важны и для тех, кто просто увлекается плаванием, ездой на велосипеде, бегом и т. д. Полученные при самоконтроле данные и в этом случае фиксируются в дневнике, который имеет некоторые отличия от дневника спортсмена.

Тому, кто самостоятельно занимается физической культурой, рекомендуется фиксировать не только информацию о проведенной мышечной работе и полученной при этом реакции организма. В таком дневнике отражаются и данные в состоянии покоя.

Контроль роста и веса

Формы тела и работоспособность организма человека претерпевают изменения в течение всей его жизни. Но особенно активно данный процесс можно наблюдать в период тренировок. Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, определяющие особенности и уровень развития организма, включают в себя определение антропометрических стандартов, индексов и корреляции. Полученные данные позволяют выявить те изменения в физическом развитии, которые происходят благодаря тренировкам.

Для того чтобы осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, необходимо с определенной периодичностью (месяц, неделя и т. д.) производить антропометрические измерения окружности груди, живота, талии, голени и бедра, а также фиксировать вес тела. В дневник самоконтроля рекомендуется заносить и силу мышечной кисти, а также величину жировых отложений.

Проводя самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, важно наблюдать за такими характеристиками, как длина тела и его вес. Эти показатели являются наиболее важными.

Стоит иметь в виду, что наибольший рост у человека наблюдается в утренние часы. После интенсивных тренировок, а также вечером, длина тела уменьшается от двух сантиметров и более. Так, при выполнении упражнений со штангой происходит уплотнение межпозвоночных дисков. Это вызывает снижение роста спортсмена на 3-4 сантиметра.

Что касается веса тела, то этот объективный показатель состояния организма также изменяется в процессе физических нагрузок. Особенно это заметно на начальных этапах занятий спортом. Изменение массы тела происходит за счет сгорания жира и отдачи излишков воды. После этого вес стабилизируется. Дальнейшие значения данного антропометрического показателя будут зависеть от направленности тренировок. Вес тела спортсмена может как уменьшаться, так и возрастать. Человек, осуществляющий самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, способен проанализировать свои тренировки. Так, если организм получает небольшие нагрузки, то вес тела снижается в пределах трехсот грамм. Средняя интенсивность занятий позволяет избавиться от 400-700 г. Большая нагрузка вызывает потерю массы от 800 г и более.

Контроль над весом тела может быть осуществлен и при помощи индекса Брока-Бругша. Масса тела, согласно данному показателю, равна росту тела человека, уменьшенному на сто.

При самоконтроле состояния организма во время спортивных тренировок может быть использован и весоростовой индекс Кетле. Для его расчета необходимо разделить значения массы тела на рост. Нормой считается такое состояние, когда на один сантиметр роста исчисляется от 350 до 400 г веса у мужчин и от 325 до 375 г у женщин.

Прочие показатели физиологического развития

При ведении самоконтроля важно измерять окружность грудной клетки. Ее хорошее развитие является гарантией крепкого здоровья. Исследовать нужно в состоянии покоя, измеряя данный показатель как при вдохе, так и при выдохе. Разница полученных значений - это не что иное, как Она зависит от типа дыхания и развития мышц.

При осуществлении самоконтроля во время занятий спортом необходимо проводить измерения мышечной силы рук. Для этого существует особый прибор, называемый динамометром. Показания мышечной силы рук находятся в прямой зависимости от окружности грудной клетки, веса тела и т. д. Обычно сила мужских рук составляет 60-70 процентов от массы тела, а женских - 45-50 %.

При самоконтроле измеряется и становая сила мышц. Это сила мышц-разгибателей спинного отдела. Ее величина напрямую зависит от возраста и пола, рода занятий и веса тела.

Самоконтроль занимающегося предусматривает также проведение спирометрии. При этом измеряется ЖЕЛ - объем воздуха, выдыхаемый из легких. Значения данного показателя характеризуют эластичность легочной ткани и силу мышц органов дыхания.

Контроль над работой сосудов и сердца

При физических нагрузках важно обращать внимание на самочувствие. Оно выражает ответ систем и органов тела человека на физическую нагрузку. Наиболее важным показателем в данном случае являются показатели изменения функционирования органов дыхания, а также сосудов и сердца.

Каковы способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями в данном случае? Для решения вопроса о той или иной величине тренировочной нагрузки производятся и артериального давления. От этих показателей во многом зависит работоспособность человека.

Частота сердечных сокращений

Каковы методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, позволяющие определить данную величину? Например, для измерения пульса в состоянии покоя тренирующийся должен находиться в положении сидя. При этом необходимо нащупать височную, сонную или лучевую артерию, ведя подсчет сердечным толчкам в течение пяти секунд. Сделать это надо два-три раза подряд. После получения данных производится умножение среднего значения на 12. Это дает возможность узнать количество сердечных ударов в минуту. У нетренированных людей ЧСС составляет 60-89 уд./мин.

Превышение нормативных границ указывает на вероятность тахикардии, а более редкий пульс может говорить о брадикардии. Также высокая ЧСС (80-85 уд./мин) в покое говорит об утомлении организма. Разумеется, после тренировок пульс у человека учащается. Однако в норме на его восстановление организм должен потратить от пяти до десяти минут. Эта характеристика станет свидетельством оптимальной физической нагрузки.

Артериальное давление

Этот показатель относится к объективным. Ведь не секрет, что те или иные колебания артериального давления указывают на ритмичность сердечной деятельности.

Существуют различные виды самоконтроля на занятиях физическими упражнениями, применяющиеся в спортивной практике, которые позволяют дать оценку состояния организма. Среди них - функциональные пробы. Так, при самостоятельной рекомендуется сделать двадцать приседаний, уложившись в полминуты. После этого тренирующийся должен спокойно посидеть 3 минуты. ЧСС от 100 до 130 уд./мин после двигательной активности укажет на небольшой уровень нагрузки, 130-150 уд./мин станет показателем средней интенсивности.

Порой пульс при данном методе самоконтроля способен повыситься до 150-170 ударов в минуту. Такой показатель характерен для предельной нагрузки. Полученные значения являются отличным ориентиром для самоконтроля.

Состояние нервной системы

ЦНС - это наиболее сложная из всех систем организма. В ее состав входят мозговые чувствительные центры, предназначенные для анализа изменений как внешней, так и внутренней среды. Именно они и управляют всеми функциями человеческого организма. Основной задачей ЦНС является точная и быстрая передача необходимой информации. Работу этой системы также необходимо проверять при осуществлении самоконтроля во время занятий спортом. Для этого существует метод проведения Результаты подобного исследования отражают возбудимость ЦНС.

Для получения необходимых данных человек должен принять положение лежа, отдохнуть 5-10 минут и подсчитать свой пульс. Далее необходимо встать и измерить ЧСС в положении стоя. Разница значений пульса за одну минуту и укажет на состояние ЦНС. Так, при слабой возбудимости это значение составит от 0 до 6, при нормальной - от 7 до 12, а при живой и повышенной, соответственно, от 13 до 18 и от 19 до 24 ударов в минуту.

Самоконтроль функционирования нервной системы рекомендуется проводить и при помощи наблюдений за кожно-сосудистой реакцией организма. Ее определяют, проводя несколько раз по коже любым неострым предметом. Если место нажима станет розовым, то эта реакция будет свидетельствовать о том, что сосудистая реакция организма находится в пределах нормы. Белая или красная окраска кожного участка укажет на высокую или повышенную иннервацию кожных сосудов, наблюдаемую, как правило, при переутомлениях, во время болезней или при неполном их излечении.

Для самоконтроля функционирования ЦНС при выполнении физических упражнений можно выполнить:

  • пробу Ромберга, выявляющую нарушение равновесия;
  • тест Яроцкого, определяющий границу чувствительности вестибулярного аппарата;
  • пальцево-носовую пробу.

Применение правил гигиены

Каждый человек, помимо самоконтроля за выполнением спортивных упражнений, должен уметь правильно организовывать свой труд и отдых. Другими словами, соблюдать правила, касающиеся личной гигиены. Это понятие включает в себя ряд факторов, а именно:

  • соблюдение распорядка дня;
  • рациональное питание;
  • гигиену тела, обуви и одежды;
  • отказ от вредных привычек.

Неукоснительное соблюдение всех этих правил является важным фактором поддержания нормальной работоспособности и сохранения здоровья.

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Самочувствие. Самочувствие является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся физической культурой плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных воз­можностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительное (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и АД в покое и др.). Если плохое самочувствие наблюдается значительный промежуток времени, то в таких случаях необходимо обратиться к врачу.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Во время сна восстанавливается работоспособность. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - действует освежающе на организм, вызывает чувство бодрости, прилив сил.

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться,

так как потеря энергетических веществ в организме увеличивается. Аппетит, как известно* неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой и систематической физической нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических нагрузок индивидуальным возможностям организма. Питание должно быть регулярным, 3-5 раз в день, сбалансированным. Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный и плохой (отсутствие аппетита, отвращение к еде).

Утомление. Утомление - это физиологический процесс, нормально протекающий в организме, и чем больше утомление, тем активнее процессы восстановления. Оно является средством тренировки, средством повышения работоспособности. Утомление проходит через 2-3 часа после занятий. Если оно держится больше, то это следует расценивать как выполнение на занятиях большой физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в состояние переутомления, когда оно не исчезает на следующее утро после тренировки. Одним из важных и трудных моментов оценки состояния утомления является общий эмоциональный фон человека. В состоянии повышенных эмоций, интересной игры и т.д. студенты часто не замечают утомления.

Работоспособность может быть повышенная, нормальная, пониженная. При правильной организации занятий, соответствии объема и интенсивности физических нагрузок возможностям организма, в динамике физическая работоспособность должна возрастать.


Объективные методы самоконтроля К ним относятся показатели внешних признаков утомления, ЧСС, АД, длина и масса тела, ЖЕЛ и др.

Визуальное наблюдение. Оценка переносимости физических нагрузок по внешним признакам утомления в сочетании с субъективными данными позволяют судить преподавателю и студенту о степени утомления организма при выполнении физических упражнений. Примерная схема внешних призна­ков утомления приведена в таблице 2.

Частота сердечных сокращений. В настоящее время ЧСС как врачами, так и физиологами рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 мин отдыха. За 10, 15 или 30 с до получения 2-х - 3-х одинаковых показателей, после чего проводят пересчет полученной величины в мин.

После активного физического напряжения, при высоких цифрах ЧСС (150 и выше) ее целесообразно определять по сердечному толчку на верхушке сердца или на сонной артерии.

Надо помнить, что после физической нагрузки ЧСС определяется сразу после окончания выполнения упражнения, так как за первые 15 с ЧСС может снижаться на 10-20 уд/мин.

В норме ЧСС у лиц молодого возраста в покое равна 60-78 уд/мин. В положении лежа она ниже на 4-8 ударов по сравнению с мужчинами. У тренирующихся на выносливость она ниже.

Измеряют ее в одном и том же положении (сидя, лежа или стоя) в определенное время, сразу после сна, перед занятием после 2-3 мин покоя и т.д.

Если в покое утром или перед каждым занятием у студента фиксируется постоянная ЧСС, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если она выше, то организм не восстановился. После занятий ЧСС должна восстанавливаться в течение 5-10 мин. Такое восстановление свидетельствует об оптимальной физической нагрузке.

После большой беговой нагрузки для восстановления пульса требуется больше времени. Если восстановление пульса и частоты дыхания продолжается в течение 20-30 мин и больше, то необходимо в дальнейшем снизить нагрузку, в некоторых случаях целесообразно проконсультироваться у врача. Длительное учащение или замедление пульса на фоне плохого самочувствия - один из симптомов утомления, или нарушения состояния здоровья.

Ортостатическая проба. Рекомендуется широко использовать активную ортостатическую пробу. Для этого подсчитывают ЧСС в положении лежа в течение 5-10 мин отдыха, затем сразу в положении стоя. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и нервной системы. Разница в 6-12 ударов - хорошее, 13-18 ударов - нормальное, 19-25 - начало переутомления или предпатология, более 25 ударов - переутомление или обострение заболевания.

О функциональном состоянии судят по силовому индексу. Чем выше сила и подвижность нервных процессов, тем выше силовой индекс. Функциональное состояние легочной системы изучается с помощью функциональной пробы - пробы Штанге и др. (см. ниже). Одним из важных методов самоконтроля является соблюдение физиологической кривой пульса в уроке.

Физиологическая кривая пульса в уроке. О воздействии нагрузки на организм можно судить по ЧСС до занятий, после подготовительной, основной части урока, в конце урока и через 10 мин после окончания занятия. Перед занятием ЧСС, как правило, выше на 3-10 ударов по сравнению с ЧСС в покое. Физиологическая кривая пульса к концу подготовительной части урока повышается до 110-125 уд/мин, к середине второй части урока до 150-160 уд/мин, у спортсменов до 180-200 уд/мин. В заключительной части ЧСС на 5-10 ударов выше исходного, а через 10 мин восстанавливается до исходного уровня. Для плавного изменения физиологической кривой пульса не рекомендуется начинать урок с бега, включать упражнения на быстроту, силу, с максимальной интенсивностью, а в заключительной части - также бег и упражнения в быстром темпе.

Принципы оценки воздействия физических упражнений на организм по ЧСС (уд/мин):

ЧСС - 100-130 - интенсивность небольшая, восстановительная зона, порог тренировочной нагрузки;

ЧСС -140-150 - средняя зона, поддерживающая тренированность;

ЧСС - 150-170 - средняя зона, развивающая интенсивность;

ЧСС -180-200 - высокая, предельная;

ЧСС не более 170 - аэробный тип энергообеспечения;

ЧСС-170-190 -смешанный аэробно-анаэробный тип энергообеспечения;

ЧСС более 190 - смешанный, но преимущественно анаэробный тип энергообеспечения.

При оценке кумулятивного эффекта - постепенное снижение или стабилизация ЧСС в покое или на одну и ту же физическую нагрузку в сочетании с другими показателями свидетельствуют о повышении функционального состояния организма, эффективности методики занятий.

Артериальное давление (АД). Другим важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является АД. У молодежи в пределах нормы принято считать максимальное, систолическое артериальное давление (САД) 100-130 мм рт.ст., минимальное, диастолическое (ДАД) - 60-80 мм рт. ст. Рекомендуется один раз в 2 месяца измерять АД. Постоянная величина или снижение показателей АД будет говорить о положительном влиянии физических упражнений на организм.

Частота дыхания (ЧД). За норму принято считать 14-16 дыханий в мин (вдох, и выдох - одно дыхание). У регулярно занимающихся физической культурой она может снижаться, но незначительно и находиться в пределах 10-14 раз в мин.

После выполнения физических упражнений частота дыхания резко увеличивается и может достигать 50 и более дыханий в мин, но наиболее эффективное дыхание после физических упражнений отмечается при частоте 30-40 дыханий в мин. ЧД подсчитывается за 1 мин, положив ладони на ниж­нюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

Проба Штанге. Задержка дыхания на вдохе в положении сидя. После 3 мин спокойного отдыха, делается глубокий вдох и выдох. Затем после максимально глубокого вдоха задерживают дыхание, закрывают рот и зажимают нос. В среднем студенты задерживают дыхание на 30-50 с. С ростом тренированности этот показатель увеличивается, что говорит об улучшении функции органов дыхания и кровообращения и характеризует до некоторой степени устойчивость организма к недостатку кислорода. При перетренировке, усталости, утомлении - время задержки дыхания сокращается.

Объективные морфо-функциональные показатели, основанные на изучении длины тела (роста), массы тела (веса), мышечной силы, окружности грудной клетки, экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, индексов физического развития, наиболее часто применяются при оценке кумулятивного эффекта, в ходе повторных медицинских обследований.

Физическая подготовленность. Результаты контрольных нормативов, их положительный сдвиг под влиянием занятий подтверждают, что физические упражнения являются для занимающихся мощным, незаменимым оздоровительно-гигиеническим фактором в укреплении их здоровья.

Правильно организованный самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями сочетается с хорошим настроением, крепким глубоким сном, хорошим аппетитом, положительной динамикой объективных показателей, повышением физической подготовленности, ростом спортивных результатов.

Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спор­том за состоянием своего здоровья, физического развития и фи­зи­чес­кой подготовленностью с по­мощью простых, общедоступных приемов.

Оценка состояния здоровья, динамики положительных и от­ри­ца­тель­ных изменений не будет объективной, если не будет дополнена данными самоконтроля. Обучение технологии слежения за своим здоровьем – одна из главных задач физической культуры в ву­зе, и дос­ти­же­ние достаточного уровня умений и на­вы­ков самоконтроля (ведение дневника самоконтроля, правильная самооценка на основе анализа данных этого дневника) – одна из целей физической культуры в ву­зе.

Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и про­ве­де­ния различных проб, студент получает возможность корректировать объем труда и от­ды­ха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умствен­ной работоспособности, вносить необходимые изменения в собствен­ный стиль и, возможно, образ жизни. Все данные обязательно должны фиксироваться в днев­ни­ке самоконтроля для дальнейшего анализа через определенные промежутки времени: в на­ча­ле и кон­це месяца, семестра, учебного года. Основное требование: проведение проб и тес­ти­ро­ва­ния должно осуществляться в од­ни и те же часы суток, за 1,5–2 ч до и пос­ле приема пищи.

Самоконтроль складывается из учета следующих показателей: самочувствие, сон, аппетит, пульс, спирометрия, дыхание и др. При проведении самоконтроля ведется дневник, образец которого приведен ниже (табл. 12).

Таблица 12

Дневник самоконтроля

По­ка­за­тель 25 мар­та 2006 г., 13 ч
ЧСС ут­ром ле­жа, за 15 с, уда­ров в минуту
ЧСС ут­ром стоя, за 15 с, уда­ров в минуту
Раз­ни­ца пульса, уда­ров в мин
Мас­са те­ла, кг:
до тре­ни­ров­ки 70,4
пос­ле тре­ни­ров­ки 69,8
Жа­ло­бы Нет
Са­мо­чувствие Хо­ро­шее
Сон (про­дол­жи­тель­ность), ч Хо­ро­ший, 8,5
Ап­пе­тит Нор­маль­ный
Бо­ли в мыш­цах Бо­ли при пальпа­ции в ик­рах
Же­ла­ние тре­ни­ро­вать­ся Большое
По­то­от­де­ле­ние Уме­рен­ное
Ор­тос­та­ти­чес­кая про­ба (ут­ром)
Про­ба Штан­ге (ут­ром), с
Кис­те­вая ди­на­мо­мет­рия, кг Пра­вая – 43, ле­вая – 47
Настро­ение Хо­ро­шее
Бо­ле­вые ощу­ще­ния Нет
Функция же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та Ежед­нев­но, нор­маль­но
Ра­бо­тос­по­соб­ность Обыч­ная
Спор­тив­ные ре­зуль­та­ты Рас­тут
На­ру­ше­ние спор­тив­но­го ре­жи­ма Не наб­лю­да­лось

Форма дневника может быть произвольной. В не­го следует записывать как субъективные показатели (самочувствие, сон), так и объек­тив­ные (частоту пульса, время задержки дыхания, массу тела), а так­же некоторые спортивные результаты: общее время бега в од­ной из тренировок, скорость, результаты тестирования.



Самый простой способ оценки эффективности занятий – наблюдение за динамикой развития силы, выносливости и дру­гих физических качеств, а так­же оценка достижений в раз­лич­ных соревнованиях или специальных тестах. Например, если через полгода занятий ваши результаты в под­ни­ма­нии штанги увеличились, то прогресс в раз­ви­тии силы налицо. Если раньше вы преодолевали трехкилометровую дистанцию, скажем, за 18 мин, а те­перь преодолеваете ее за 15 мин, то уровень вашей выносливости повысился; то же, если вы увеличили пробегаемое расстояние за определенный период с 10 до 15 км.

Снижение результатов в тес­то­вых упражнениях, в спор­тив­ных достижениях указывает на неправильную, недостаточно рациональную тренировку: неверно подобраны тренировочные упражнения, их общий объем и ин­тен­сив­ность; они не соответствуют уровню вашей подготовленности, индивидуальным особенностям.

Любая деятельность какого-ли­бо органа, любое изменение его состояния немедленно сказываются на функционировании и сос­то­янии других органов, систем и все­го организма. Мышечная тренировка, развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости – это тренировка дыхательной, сердечно-со­су­дис­той, выделительной систем, специфическое возбуждение ЦНС, т. е. эти упражнения предназначены для укрепления здоровья, поддержания нормальной жизнедеятельности, повышения трудоспособности.

Все показатели самоконтроля можно разделить на субъективные и объек­тив­ные. К субъек­тив­ным показателям относятся самочувствие, настроение, сон, аппетит и бо­ле­вые ощущения. Самочувствие может классифицироваться как хорошее (чувство бодрости, хорошая работоспособность), удовлетворительное (небольшая вялость) или плохое (слабость, вялость, низкая работоспособность). Самочувствие – довольно информативный критерий правильности дозировок физических нагрузок. Если они соответствуют функциональным возможностям организма, то самочувствие обычно хорошее. При чрезмерных же физических нагрузках наблюдается его ухудшение.

Следующий субъективный показатель самоконтроля – настроение. Это психическое состояние, довольно тесно связанное с са­мо­чувстви­ем. Вот одна из классификаций настроения: бодрое, неопределенное (смутное, неясное), нормальное, угнетенное (подавленное, грустное).

Сон является эффективным средством восстановления как умственной, так и фи­зи­чес­кой работоспособности. Крепкий ночной сон в те­че­ние 7–8 ч свидетельствует об оптимальных физических нагрузках. Различные его нарушения (частые пробуждения, поверхностный сон, затрудненное засыпание, чувство недосыпания и др.) – показатели того, что необходимо увеличить или уменьшить объем двигательной активности.

Аппетит также характеризует состояние здоровья человека. При болезненных состояниях, переутомлении аппетит обычно становится хуже. Если физические нагрузки в тре­ни­ров­ке соответствуют возможностям организма, то аппетит хороший.

Еще один вид субъективных показателей самоконтроля – болевые ощущения. Они фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и си­ле проявления.

К объек­тив­ным показателям самоконтроля относятся наблюдения за ЧСС, артериальным давлением, дыханием, массой тела, ЖЕЛ, мышечной силой и спор­тив­ны­ми результатами.

Многие специалисты признают ЧСС надежным индикатором состояния системы кровообращения. Она может быть самостоятельно определена по частоте пульса. Когда человек в по­кое, ее лучше замерять на лучевой артерии, у ос­но­ва­ния большого пальца руки. Для этого на тыльную сторону запястья руки, где измеряется пульс, положить кисть другой руки и по­ду­шеч­ка­ми второго, третьего и чет­вер­то­го пальцев отыскать лучевую артерию, слегка нажимая на нее. Частота пульса определяется по движению секундной стрелки часов за 10 или 15 с, полученное число умножается на 6 или 4 соответственно. Таким образом вычисляется частота пульса за минуту.

ЧСС – очень подвижный показатель и за­ви­сит от возраста, пола, условий внешней среды. Например, у юно­шей студенческого возраста 70–80 уда­ров в ми­ну­ту, у де­ву­шек пульс обычно на 5–10 ударов выше. С рос­том физической тренированности ЧСС постепенно снижается, что говорит об экономизации деятельности организма. Регулярные замеры частоты пульса – одно из основных требований при самоконтроле за функциональным состоянием организма в про­цес­се самостоятельной физической тренировки. Если в по­кое этот показатель постепенно уменьшается, а дру­гие показатели самоконтроля находятся на оптимальном уровне, то, следовательно, тренированность и сос­то­яние здоровья улучшаются.

Замеры пульса сразу после тренировки позволяют оценивать реакцию организма на физическую нагрузку, а так­же свидетельствуют о ско­рос­ти восстановительных процессов.

Дыхание в по­кое должно быть ритмичным, глубоким. В нор­ме у здо­ро­во­го человека частота дыхания колеблется от 16 до 18 раз в ми­ну­ту, у хо­ро­шо тренированных людей – от 10 до 14 раз в ми­ну­ту Чтобы подсчитать собственную частоту дыхания, нужно положить руку на нижнюю часть грудной клетки, и каж­дый вдох или выдох считать за одно дыхание.

Для определения функционального состояния организма можно использовать функциональную одномоментную пробу с при­се­да­ни­ем. Испытуемый стоя отдыхает в те­че­ние 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 1 мин (исходная частота пульса). Далее испытуемый выполняет 20 при­се­да­ний, поднимая руки вперед, в те­че­ние 40 с. Сразу после приседаний подсчитывается частота пульса в те­че­ние первых 15 с с пе­рес­че­том на 1 мин (путем умножения на 4). Определяется увеличение ЧСС после физической нагрузки сравнительно с ис­ход­ной, в про­цен­тах.

Оценка (для мужчин и жен­щин): отлично – 20% и меньше; хорошо – 21–40; удовлетворительно – 41–65; плохо – 66–75; очень плохо – 76% и больше.

Студентам, регулярно занимающимся физическими упражнениями, предлагается популярный во многих странах тест К. Ку­пе­ра, используемый для оценки физической подготовленности людей до 30 лет (табл. 13). По условиям этого теста устраивается 12-ми­нут­ный пробег на как можно большее расстояние. Лучше всего проводить его на стадионе со стандартной длиной дорожки 400 м.

Таблица 13

Тест К. Купера

Осуществляя самоконтроль, необходимо следить за повышением своих спортивно-тех­ни­чес­ких результатов, за нарастанием тренированности, изменением состояния здоровья и фи­зи­чес­ко­го развития. Бег на 100 м, прыжки в дли­ну с мес­та, поднимание туловища из положения лежа и под­тя­ги­ва­ние на перекладине проводятся в на­ча­ле и кон­це учебного года в про­цес­се выполнения студентами контрольных упражнений. Результаты контрольных испытаний и оцен­ки при тестировании физических качеств следует вносить в днев­ник самоконтроля.

Самоконтроль имеет большое воспитательное и пе­да­го­ги­чес­кое значение, так как студент, который занимается физическими упражнениями и спор­том, наблюдая за состоянием своего здоровья и фи­зи­чес­ко­го развития, принимает активное участие в ана­ли­зе методики своих учебно-тре­ни­ро­воч­ных занятий.

Ключевые термины

Врачебныйконтроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функцио­наль­ной подготовленности занимающихся физкультурой и спор­том.

Диагностикафизического состояния студентов – процесс распознания и оцен­ки индивидуальных биологических и со­ци­аль­ных особенностей студентов, истолкование и обоб­ще­ние полученных данных об их здоровье и за­бо­ле­ва­ни­ях.

Педагогическийконтроль – планомерный процесс получения информации о фи­зи­чес­ком состоянии занимающихся непосредственно в про­цес­се учебно-тре­ни­ро­воч­ных занятий, физкультурно-оз­до­ро­ви­тель­ных и спор­­тив­ных мероприятий.

Самоконтроль – самостоятельные наблюдения занимающегося за результатами влияния физических нагрузок на организм.

Контрольные вопросы

1. Оха­рак­те­ри­зуйте понятия «врачебный контроль», «диспансе­ризация».

2. С по­мощью каких антропометрических измерений производится оценка физического развития человека?

3. Ка­кие показатели свидетельствуют о функцио­наль­ном состоянии сердечно-со­су­дис­той системы?

4. Ка­кие задачи решаются в про­цес­се педагогического контроля?

5. Дайте определение самоконтроля. Кратко изложите методику проведения самоконтроля для занимающегося физическими упражнениями.

6. На­зо­ви­те известные вам методы оценки физического развития.

7. Для каких целей применяются функциональные пробы?

8. Пе­ре­чис­ли­те известные вам функциональные пробы.

9. Назовите известные вам методы определения показателя развития физических качеств.

Loading...Loading...