Псалом 35 на русском языке. Символ веры. Эти псалмы читают, если враги продолжают искать твоей погибели

Нет точных указаний, по какому поводу и когда был написан этот псалом. Возможно, когда Давид был атакован Саулом или Авессаломом, ибо в нем псалмопевец жалуется на вероломство своих врагов, но в то же время ликует, видя благость Бога по отношению к нему. Здесь нам предлагается задуматься, и было бы хорошо, если бы мы поразмыслили серьезно (I) о порочности греха (ст. 2-5).

(II) О благости Бога и том, как Он милостив (1) ко всем Своим творениям в общем (ст. 6,7);

(2) к Своему народу особым образом (ст. 8-10). Тем самым псалмопевец получил ободрение молиться за всех святых (ст. 11), за себя, в частности, и собственную сохранность (ст. 12), за триумф при падении его врагов (ст. 13). Если, воспевая этот псалом, наши сердца были должным образом поражены ненавистью ко греху и удовлетворением в Божьем благоволении, то мы поем его с благодатью и пониманием.

Начальнику хора. Псалом Давида, раба Господня.

Стихи 2-5 . Давид в заглавии к этому псалму определяет себя как раба Господня. Почему в этом, а не в другом (за исключением Псалма 17) - нельзя объяснить; но он был таковым не только в том смысле, как каждый благочестивый человек является рабом Божьим, а как царь, как пророк, как человек, занятый служением интересам царства Божьего среди людей с большей готовностью и эффективностью, чем любой другой человек в его время. Давид хвалится этим (Пс 115:7). Это не оскорбление, а честь для величайших мужей быть служителями великого Бога. Это самое высокое продвижение, на которое способен человек в этом мире.

В этих стихах Давид описывает порочность нечестивцев; неясно, то ли он имеет в виду своих определенных преследователей, то ли всех великих грешников в мире. Но здесь нам представлен грех в своих причинах, цветах, корнях и ветвях.

I. Здесь нам представлен корень горечи, от которого исходят все нечестивцы. Он произрастает (1) от их презрения к Богу и недостаточного уважения к Нему (ст. 2): «Нечестие беззаконного (в том виде, как оно описано далее в ст.4,5) говорит в сердце моем (побуждает меня сделать вывод): нет страха Божия пред глазами его; ибо если бы он был, то нечестивец не говорил и не поступал бы так безрассудно; он не осмелился бы нарушать законы Божьи и заветы с Ним, если бы имел хоть немного почтения к Его величию и боялся Его гнева». В этих стихах должным образом в виде обвинения по закону представлено преступление: нет страха Божия пред глазами его, раз он так поступает. Нечестивцы не заявляют открыто, что не имеют страха Божьего, но их преступления нашептывают это тайно в умы тех людей, которые знают хоть что-то о природе благочестия и нечестия. Давид приходит к заключению, что тот, кто живет без ограничений, живет без Бога в этом мире.

(2) Из собственного самомнения и лести, которой они успокаивают свои души (ст. 3): «Он льстит себе в глазах своих, то есть, согрешая, он думает, что поступает мудро и хорошо для себя, и то ли не видит, то ли не признает зло и опасность своих порочных поступков. Он называет зло добром и добро – злом. Он притворяется, что его распутство - просто свобода, жульничество совершается из дальновидности и политики, а преследование народа Божьего он преподносит себе как проявление необходимой справедливости. Если его собственная совесть угрожает ему за то, что он совершил, то он говорит: «Бог не спросит, у меня будет мир, даже если я буду продолжать». Обратите внимание, грешники сами губят себя тем, что льстят себе. Сатана не может обмануть их, если они сами себя не обманут. Но будет ли ложь продолжаться вечно? Нет, настанет день, когда глаза грешника будут открыты, когда он отыщет беззаконие свое, чтобы возненавидеть его. Беззаконие – отвратительная вещь, это мерзкое дело, которое Бог ненавидит и на которое не может взирать Его чистое и ревностное око. Оно наносит вред самому грешнику, и поэтому он должен возненавидеть его, но так не происходит; он перекатывает его под языком, как сладкую конфетку, так как благодаря ему он может получить мирскую выгоду и чувственное наслаждение, но эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его (Иов 20:13,14). Когда совесть грешника будет обличена, то грех явится во всех своих истинных красках и он станет ужасом для самого себя; когда в его руки будет вложена чаша трепета и ему придется испить ее до конца, - тогда откроется мерзость его преступлений, а ложь самому себе окажется неизреченной глупостью и отягощением для его осуждения.

II. Это – те проклятые ветви, которые произрастают из корня горечи. Грешник бросает вызов Богу и даже себе, и чего же тогда можно ожидать, как не того, что все сведется к нулю. Это были два первых росточка греха. Люди не боятся Бога и поэтому льстят себе, и тогда (1) они не осознают, что говорят, истину или ложь, правы они или не правы (ст. 4): «слова уст его - неправда и лукавство», то есть они замышляют зло, но в то же время покрывают его благовидным предлогом и правдоподобными объяснениями. Неудивительно, если обманывающий сам себя, замышляет, как обмануть все человечество, ибо кому будет говорить правду тот, который лжет собственной душе?

(2) Даже то незначительное количество хорошего, что было в них, покидает их: искры благочестия загашены, их обличения заведены в тупик, их хорошие начинания сведены к нулю. Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. Казалось, что они были направляемы мудростью и руководствовались религией, но они оставили эти узы, стряхнули с себя религию, а вместе с ней - и свою мудрость. Обратите внимание: тот, кто не хочет делать добро, не имеет мудрости.

(3) Не испытывая желания делать добро, они замышляют зло и стараются досаждать благочестивым окружающим, которые делают добро (ст. 5): «На ложе своем замышляет беззаконие». Отметьте, что беспечность открывает путь для греха. Когда человек оставляет в стороне добрые дела, привычку молиться, исполнение Божьих постановлений и свой долг перед Ним, то дьявол с легкостью делает его своим агентом и инструментом, чтобы привлечь ко греху тех, кого можно, а кого нельзя – на них навлечь беду. Тот, кто перестает делать добро, начинает творить зло; так дьявол, отступив от своей непорочности, вскоре стал искусителем Евы и преследователем праведного Авеля.

Очень плохо совершать зло, но еще хуже – замышлять его, то есть делать это умышленно, имея определенное решение, напрягать свой разум, чтобы совершить как можно эффективнее, составлять заговор и разрабатывать, используя коварство и злобность древнего змея, замышлять все это на собственном ложе, где мы должны размышлять о Боге и Его слове (Мих 2:1). Это служит доказательством того, что сердце грешника полностью поглощено замыслами, как совершить зло.

(4) Став на путь греха, который не имеет ничего хорошего ни в себе, ни в конце, он упорствует и принимает решение оставаться на этом пути. Он становится на путь недобрый, чтобы совершить задуманное зло; ничто не удержит его от совершения этих умыслов, хотя это противоречит его долгу и истинным интересам. Если только грешники не сделают стальными свои сердца и бронзовыми – лица, облекшись в упрямство и нечестие, то они не смогут идти по своему злому пути и быть полной противоположностью всему, что справедливо и благо.

(5) Совершая зло, ему нравится видеть его в других: он не гнушается злом, а, наоборот, получает от этого удовольствие и радуется, видя других такими же плохими, как он сам. Или это может означать нераскаянность грешника. Если Бог дает покаяние, грешник начинает ненавидеть зло, которое совершил ранее, и себя самого; ему горько вспоминать о нем, как бы приятно ни было совершать его. Но ожесточенные грешники имеют такую уснувшую и притупленную совесть, что в последствии они никогда не вспоминают о своих прежних делах с сожалением или раскаянием, а твердо стоят на своем, словно могут оправдать себя перед Богом.

Некоторые считают, что Давид, говоря об этом, имел в виду Саула, который оставил страх Божий и добрые дела, притворялся перед ним дружелюбным и отдал в жены свою дочь, а сам в то же время замышлял зло против него. Мы же не обязаны ограничивать себя, подобным образом толкуя эти стихи, так как среди нас есть много людей, вполне соответствующих этому описанию, и о них нужно сильно скорбеть и рыдать.

Стихи 6-13 . Давид, оглядевшись вокруг себя и со скорбью отметив порочность нечестивцев, теперь с утешением взирает на благость Бога, как на предмет восхищения. В той же степени предыдущий объект был для него отвратительный, и его вполне можно было бы поставить в противовес данному. Обратите внимание на:

I. Его размышления о благодати Божьей. Он видит мир оскверненным, себя – находящимся в опасности, а Бога – обесчещенным злодеяниями нечестивцев. Но внезапно он направляет свой взгляд, свое сердце и слова к Богу: «Как бы ни было, но Ты благ». Тем самым псалмопевец признает 1. Превосходящие совершенства божественной природы. Мы живем среди людей, и у нас часто появляется повод жаловаться, потому что нет ни истины, ни милосердия (Ос 4:1), ни суда, ни правды. Но все это можно найти у Бога без малейшей примеси. Мы можем быть уверены, что все, чего не хватает или что неправильно в этом мире, в полном объеме и правильно присутствует в Нем, Который управляет им.

(1) Он – Бог неисчерпаемой благости: «Господи! милость Твоя до небес». Если люди закрывают сосуды своего сострадания, но мы с Богом и находимся у престола Его благодати, то обретем милость. Когда люди замышляют зло против нас, то Бог заботится о нас, и если мы прилепливаемся к Нему, то заботится хорошо. На земле мы имеем мало удовлетворенности и в огромной степени поглощены беспокойством и разочарованием; но на небесах, где милость Бога правит в совершенстве до самой вечности, пребывает удовлетворенность. Поэтому, чтобы иметь спокойную жизнь, давайте держаться своего пути. Каким бы плохим ни был мир, давайте никогда не думать плохо о Боге и Его правлении, а, живя среди процветающей порочности людей, использовать ее не для того, чтобы вспоминать о чистоте Бога, словно Он может смотреть на грех, а восхищаться Его терпению, что Он так долго терпит тех, кто дерзко раздражает Его, более того, побуждает солнце светить и проливает дождь на них. Если бы на небесах не было милости Божьей (т.е. милости, которая бесконечно выше милости любого творения), то Он вскоре вновь потопил бы этот мир (см. Ис 55:8,9; Ос 11:9).

(2) Он – Бог нерушимой истины: «Истина Твоя до облаков!» Хотя Бог допускает, чтобы нечестивцы творили много зла, в то же время Он является верным (и таковым всегда будет) своим угрозам, направленным против греха, и придет день, когда Он воздаст им. Господь также верен завету со Своим народом, который не может быть нарушен; его право на обетования не может быть изменено ни на одну йоту из-за злобности земли и ада. В этом заключается сущность великого утешения для всех благочестивых людей; Бог верен, хотя люди лгут; слова людей суетны, а слова Господа чисты. Его верность так высока, что она не меняется с погодой, как люди; она достигает облаков (небес, как считают некоторые), она выше облаков и всяких изменений этого нижнего мира.

(3) Он – Бог неоспоримой справедливости. «Правда Твоя, как горы Божии; такие же непоколебимые и крепкие и поэтому заметные и очевидные для всего мира. Ибо нет истины более надежной и простой, чем та, что Господь праведен во всех путях Своих и что Он никогда не делал и не будет делать никакого зла ни одному творению. Даже когда облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его (Пс 96:2).

(4) Он – Бог неисследимой мудрости и видения: «Судьбы Твои - бездна великая, их невозможно измерить глубиномером и постичь конечным разумением». Так как Он обладает всей властью и не обязан отчитываться перед нами о том, чем Он владеет, так и Его пути тайные и необыкновенные: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих». Мы знаем, что Он всегда поступает хорошо и мудро; но сейчас мы не знаем, что Он делает; позднее придет время, когда мы узнаем.

2. Всестороннюю заботу и милосердие божественного провидения: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи, Ты не только защищаешь их от зла, но и подкрепляешь тем, что необходимо для жизни». Он милостиво заботится даже о зверях, которые не в состоянии познать и прославить Бога; их очи направлены на Него, и Он дает им пищу в должное время. Поэтому давайте не удивляться, что Бог дает пищу плохим людям, ибо Он питает и жестоких тварей; и давайте не опасаться, что Он не позаботится о хорошем человеке: Тот, Кто кормит молодых львов, не даст умереть с голоду Своим детям.

3. Особое благоволение Бога к святым. Обратите внимание на (1) их характер (ст. 8). Это те, которые очарованы милостью Божьей и в тени крыл Его покойны.

Для них Его милость драгоценна; они наслаждаются ею; они восхищаются красотой Бога и Его добрыми делами больше всего в этом мире; для них нет ничего более привлекательного и желанного. Тот, кто не восхищается милосердием Бога, не знает Его; и те не знают самих себя, кто ревностно не жаждет его.

Поэтому они возлагают на Него все свое упование. Они обращаются к Нему за помощью, полагаются на Его защиту и тогда считают себя в безопасности и чувствуют комфортно, как птенцы под крыльями своей матери (Мат 23:37). Именно такое расположение характера имели новообращенные, пришедшие, чтоб успокоиться под Его крылами (Руф 2:12);

и что может быть более подходящим, чтобы привлечь новообращенных, чем превосходство милости Божьей? Что может быть более могущественным, чтобы дать нам удовлетворенность? Тот, кто при-влечется подобным образом любовью, прилепится к Нему.

(2) Их привилегию. Блажен, трижды счастлив народ, чей Бог есть Господь, ибо в Нем они имеют, или могут иметь, или будут иметь абсолютное счастье.

Они получают ответ на свои желания (ст. 9): их нужды восполнены; они насыщаются от тука дома Твоего; их страстные желания удовлетворены; они наполнены до отказа. Во вседостаточ-ном Боге они имеют достаточно всего того, что просвещенная душа может желать или получить. Приобретения этого мира и чувственные наслаждения могут пресытить, но они никогда не удовлетворят (Ис 55:2). А то, что получено посредством божественного благоволения и благодати, удовлетворит, но никогда не пресытит. Благодатная душа хотя и будет желать больше Бога, но никогда -чего-то большего, чем Бог. Дары провидения так быстро удовлетворяют их, что им хватает того, что они имеют. «Я получил все, и избыточествую», - говорит апостол Павел (Фил 4:18). Привилегии святых постановлений – это тук дома Божьего, он сладок для освященной души и укрепляет духовную и божественную жизнь. И, обладая всем этим, они с избытком удовлетворены; в этом мире они не желают ничего большего, кроме жизни в общении с Богом и утешения от обетований. Но полное и избыточное удовлетворение хранится для будущего состояния; это вечный дом на небесах, сотворенный не руками. Там каждый сосуд будет полным. Их радость будет постоянной: «Из потока сладостей Твоих Ты напояешь их».

Во-первых, существуют действительно божественные удовольствия. «Это потоки сладостей Твоих, которые не только текут от Тебя как от их Даятеля, но которые завершаются в Тебе, как в их сущности и центре». Будучи абсолютно духовными, они имеют ту же природу, что и другие прославленные обитатели высшего мира, и несут некоторое подобие наслаждений Вечного Разума.

Во-вторых, существует река этих наслаждений, всегда наполненная, свежая и находящаяся в движении. Она имеет достаточно для всех (см. Пс 45:5). Чувственные наслаждения – это вонючая лужа; а наслаждения веры являются чистыми и светлыми, как кристалл (Отк 22:1).

В-третьих, Бог не только позаботился о том, чтобы у людей была эта река наслаждений, но дал им возможность пить из нее, произвел в них благодатный аппетит к этим наслаждениям и Своим Духом наполнил их души радостью и миром в вере. На небесах они будут вечно пить блаженство, которое в деснице Твоей вовек, и насыщаться полнотой радости (Пс 15:11).

Жизнь и свет будут их вечной частью и блаженством (ст. 10). Имея Бога для своего блаженства, во-первых, в Нем они будут иметь источник жизни, от которого текут потоки сладостей (ст. 9). Бог, сотворивший мир, является источником естественной жизни. В Нем мы живем, движемся и существуем. Бог благодати – источник духовной жизни. Всю силу и утешение, все божественные принципы и действия освященная душа получает от Бога. Он – источник и Творец всех ощущений божественного, которые получает душа; все ее движения Он направляет к ним: Он оживляет, кого хочет; и всякий, кто захочет, может прийти и взять у Него даром воду жизни. Он – источник вечной жизни. Блаженство прославленного святого заключается в том, что он может видеть и быть близким к Богу, постоянно ощущать Его любовь и не бояться потерять ее.

Во-вторых, в Нем они имеют в совершенстве свет, который включает в себя мудрость, знание и радость: «во свете Твоем мы видим свет, то есть,

(а) познав Тебя в благодати и увидев Тебя в славе, мы получим то, что в изобилии соответствует нашему пониманию и удовлетворит наш разум». Божественный свет, сияющий в Писании, и особенно в лице Христа, который есть свет миру, имеет в себе всю истину. Когда мы придем за завесу, чтобы увидеть Бога лицом к лицу, то увидим свет в совершенстве, и тогда будем знать достаточно (1Кор 13:12; 1Иоан 3:2).

(б) «В общении с Тобой сейчас; получая от Тебя благодать и возвращая Тебе в ответ свои благоговейные чувства, в скором общении с Тобой на небесах мы обретем совершенное блаженство и удовлетворение. В Твоем благоволении мы имеем все блага, которых можно желать». Этот мир темен; мы видим в нем мало утешения, но на небесах пребывает истинный свет, там нет обманчивого света; он светит вечно и никогда не истощается. В этом мире мы видим Бога и радуемся Ему с помощью творений и средств, а на небесах Бог будет обитать с нами (Отк 21:3), и мы в мгновение ока увидим Его и возрадуемся Ему.

II. Здесь нам представлены молитвы, ходатайства и святое ликование Давида, основанное на этих размышлениях.

1. Он ходатайствует за всех святых, умоляя, чтобы они всегда могли ощущать привилегии и утешения Божьего благоволения и благодати (ст. 11).

(1) Люди, о которых он молится, знают Бога, они познали, признали Его и утверждают, что Он принадлежит им – тем, кто имеет правое сердце, искренен в своем исповедании религии, верен Богу и человеку. Тот, чье сердце не право перед Богом, не знает Его так, как нужно.

(2) Благословения, которые он просит для святых, - это милость Божья (т.е. доказательства Его благоволения к ним) и Его праведность (т.е. работа, совершаемая Его благодатью в них);

Его милость и праведность являются Его благами по обетованию; это милость и истина.

(3) Способ, которым он хочет передать им эти благословения: «Продли милость Твою, извлекай ее как мать, кормящая ребенка, которая достает свою грудь, и тогда младенец пьет из нее молоко. Пусть она остается извлеченной до самого порога вечности. Блаженство святых на небесах будет совершенным, в то же время оно будет постоянно возрастать, ибо источник небесный всегда будет полон, и потоки всегда будут течь от него. Так будет продолжаться.

2. Он молится о себе, чтобы он смог сохранить свою непорочность и утешение (ст. 12): «Да не наступит на меня нога гордыни, чтобы не преткнулась нога моя и чтобы не топтались по мне; и рука грешника, которая протягивается против меня, да не изгонит меня от моей чистоты и непорочности никаким искушением; да не лишит она меня мира и утешения через какую-нибудь беду». Пусть никогда те, которые сражаются против Бога, не одержат победу над теми, кто хочет прилепиться к Нему. Тот, кто испытал наслаждение от общения с Богом, желает, чтобы ничто и никогда не отлучило его от Господа.

3. Давид радуется в надежде, что все его враги в нужное время падут (ст. 13): «Там, где они думали завладеть мною, пали делающие беззаконие, запутавшись в сети, которую расставляли для меня». Там, в другом мире (как другие понимают это место), где святые стоят в суде и имеют место в доме Божьем, делающие беззаконие призваны на суд, откуда они низринуты в ад, в бездонный ров, из которого никогда не смогут выйти, так как будут находиться под невыносимым гневом и проклятием Божьим. Конечно, мы не должны радоваться, когда падает кто-либо из наших личных врагов, но конечная победа над всеми делающими беззаконие будет поводом для вечного ликования прославленных святых.

| 39, 49, 53, 58, 139

Эти псалмы читают, если враги продолжают искать твоей погибели

35 псалом

Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, cтaнoвитcя на путь недобрый, не гнушается злом. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.

25 псалом

Рассуди меня, Господи,ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду; буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

42 псалом

Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу paдocти и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 35

Этот псалом носит характер размышления: Давид как бы исследует "в сердце своем" корни беззакония и черпает утешение в собственном духовном опыте, говорящем ему о любвеобильном характере Господа, милующего и благословляющего верующих в Него. В завершение псалма он просит Господа, чтобы в милости и праведности Своих сохранил его от разрушительного воздействия "злых".

В русском тексте стих 1 соответствует надписи предваряющей псалом

А. Размышления о корнях беззакония (35:2-5)

Пс. 35:2 . В сердце своем псалмопевец осознал, что нечестие беззаконного коренится в отсутствии у него страха Божия, т. е. благоговейной веры в Бога. Не имея его, он "не пугается" собственных действий, поступков и потому продолжает совершать их.

Пс. 35:3-5 . Если нечестивец и задумывается порой над своей греховностью, то такое "самоисследование" носит у него поверхностный характер: он лишь льстит себе… будто глубоко обеспокоен "беззаконием своим" и хотел бы возненавидеть его (стих 3). В сущности, он успокаивает свою совесть и прячет грех свой от самого себя; почувствовать к нему действительное отвращение он мог бы, лишь увидев его сквозь призму страха Божия, которого, однако, не имеет. А потому все, что он говорит, - неправда, нет в нем искренности и желания делать добро (стих 4). Напротив, желание творить зло настолько владеет им, что он и ночью, на ложе своем, обдумывает недобрые планы (стих 5).

Б. Восторженные мысли о Творце (35:6-10)

Пс. 35:6-7 . Живя в окружении нечестивых людей, Давид черпает утешение в сознании, что безгранична (до небес… до облаков) милость Господня. Правду Его и суды (а не судьбы, как в русском тексте), в значении "справедливости", которыми Он руководится, управляя миром и населяющими его людьми и животными, псалмопевец уподобляет, в громадности их, горам и "бездне великой".

Пс. 35:8-10 . Псалмопевец прославляет милость Божию, которая "распростерта" над "сынами человеческими", подобно гигантским крыльям, под защитой которых они пребывают (стих 8 сравните с Пс. 16:8; 56:2; 60:5; 62:8 и 90:4).

В стихе 9 возникают образы дома Господнего (скинии, храма) и даже Эдема (словом сладостей переведено еврейское Едем) как источников всяческого насыщения людей и заботы о них Творца. Видят здесь и образы природы, в которой Господь предусмотрел все необходимое для человека.

Бог - источник жизни (стих 10): свет понимания всего сущего и радости бытия возможны для людей потому, что Сам Создатель есть свет.

В. Мольба о сохранении от зла (35:11-13)

Пс. 35:11-13 . Хотя стих 12 может быть (в сочетании с предыдущим стихом) воспринят как молитва о защите от гордых и грешных людей, первая фраза его скорее звучит, как просьба Давида сохранить его от растлевающего влияния гордыни. В стихе 13 звучит (в форме прошедшего времени) убежденность псалмопевца в том, что участь "делающих беззаконие" - быть низринутыми (поверженными).

В первой половине XXXV псалма (Пс.35_1–5) описан нечестивый, который постоянно злоумышляет на праведного и строит ему козни, он не может успокоиться и ночью, которую проводит в обдумывании злых планов. Такая характеристика очень подходит к Саулу, неугомонному преследователю Давида, почему этот псалом, за отсутствием в нем других каких-либо конкретных указаний можно считать написанным в эпоху гонений от этого царя.

Истинное благочестие возможно у того, в ком есть страх Божий, поэтому нечестивый, как не имеющий этого страха, всегда стремится только ко злу (2–5). Но как бы ни была велика сила нечестивого, милость и правда Господа к человеку являются истинной и несокрушимой опорой последнего так как только от Него идет свет жизни (6–10). Эту милость Твою, Господи, продли ко правым сердцем и нечестивые погибнут (11–13).

Пс.35:2. Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,

Пс.35:3. ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;

Давид уясняет себе основной, психологический источник и причину нечестия беззаконного. Причина эта – отсутствие в нем «страха Божия пред глазами его». Страх Божий есть благоговейное чувство пред Богом, обязывающее человека стремиться к тому, чтобы не оскорблять Последнего, никаким дурным помыслом и поступком. В основании такого страха лежит признание человеком чистоты Его заповедей и их высокого и благотворного значения для человека. Если есть в человеке такое сознание и такой страх пред Богом, то все старания его будут направляться к согласованию своих действий и внутренних стремлений с заповедями Господа. Если же подобного настроения нет в человеке, не может быть в нем и заботливости о чистоте своих поступков: руководящим принципом и началом деятельности становится его благо личное и удовлетворение своих желаний земных. Поэтому то небольшое самоограничение, какое налагает на себя нечестивый, или точнее – некоторая нравственная самооценка своих действий, которой иногда и он может отдаваться, не может быть понимаема, как забота о нравственном перерождении, это самообман, месть нечестивого пред самим собою, будто он «отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его».

Пс.35:4. слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;

Пс.35:5. на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.

От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время – время покоя для других людей.

Пс.35:6. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

Пс.35:7. Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!

Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда.., как горы.., и судьбы – бездна великая!» Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге – вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

Пс.35:8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:

«Сыны человеческие» – все люди. «В тени крыл» – под сенью, покровительством Бога – тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке.

Пс.35:9. насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

«Тук... дома Твоего», «поток... сладостей» – образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.

Пс.35:10. ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

«Во свете Твоем мы видим свет». Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием («видим свет») мы обязаны Твоей милости («во свете Твоем»).

Пс.35:12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:

«Да не наступит на меня нога гордыни». Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня – свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

Пс.35:13. там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.

Если Господь выступит на защиту праведного, то там, где Он поразит нечестивых, последние «не... встанут», т. е. будут уничтожены совершенно.

Православный псалом 35 имеет характер размышления: в нем псалмопевец и царь Давид ведет беседу сам с собой в форме монолога. Предметами размышления выступают такие понятия, как грех, душа, милосердие. Начинает автор псалма с того, что исследует на предмет беззакония собственное сердце и, понимая, что безгрешных людей не бывает, делает вывод, что утешаться грешнику следует лишь , которое прощает и покрывает прегрешения тех, кто уповает на Него.

Толкование 35 псалма обращает наше внимание на то, что в процессе размышлений Давид более всего заинтересован в обнаружении корня греха и приходит к выводу, что это отсутствие страха Божьего. Под страхом Божиим в православии подразумевается не боязнь Бога в прямом смысле этого слова, а страх согрешить, огорчить Господа, милосердие которого не знает границ. Пророк Давид пишет о том, что человек, имеющий страх Божий в сердце своем, даже согрешив, покается, тот же, у кого его нет, даже не заметит своего проступка, продолжая и дальше жить, как ни в чем не бывало. Поэтому псалмопевец просит у Господа, чтобы Тот даровал ему это спасительное чувство. Христианский псалом 35 помогает людям примириться от чистого сердца, не сохраняя в душе зла друг на друга.

Слушать на видео православную молитву псалом 35 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 35 на русском языке

Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.

Православный псалтырь, текст псалом 35 на церковно славянском языке

Глаголет пребеззаконный согрешати в себе; несть страха Божiя пред oчима eго; яко ульсти пред ним обрести беззаконiе свое, и возненавидети. Глаголы уст eго беззаконiе и лесть; не восхоте разумети eже ублажити. Беззаконiе помысли на ложи своем; предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак; правда твоя яко горы Божiя, судьбы твоя бездна многа; человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил eси милость твою, Боже; сынове же человечестiи в крове крилу твоeю надеятися имут. Упiются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я. Яко у тебe источник живота, во свете твоем узрим свет. Пробави милость твою ведущым тя и правду твою правым сердцем. Да не прiидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающiи беззаконiе; изриновени быша, и не возмогут стати.

Loading...Loading...