Силлабо тоническая система. Силлабо-тоническое стихосложение. История развития силлаботоники

Опубликованный В. Тредиаковским в 1735 году трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих названий" положил начало преобразованию русского стиха. Тредиаковский обратил внимание на то, что "способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков", а изучая русские народные песни, пришел к выводу о решающей роли ударения в русском стихе.

Свои наблюдения Тредиаковский положил в основу нового способа "к сложению российских стихов". Исходя из принципа ударности и безударности гласных в русском языке, он сформулировал правило равномерного чередования ударных и безударных слогов в стихе. Каждую такую повторяющуюся группу слогов, состоящую из одного ударного и примыкающего к нему одного или нескольких безударных, Тредиаковский назвал по аналогии с античным стихосложением стопой.

Тредиаковский назвал свой новый принцип русского стихосложения "тоническим", хотя правильнее называть его силлабо-тоническим, или слого-ударным, так как в рифмующихся строчках, как правило, сохраняется не только относительно равное количество ударений, имеющих фиксированное место, но и одинаковое число слогов.

Однако реформа Тредиаковским не была доведена до конца. Во-первых, он распространил "тонический способ" русского стихосложения только на самые длинные силлабические вирши – на одиннадцатисложный стих ("российский пентаметр") и тринадцатисложный, так называемый "героический" стих ("российский гекзаметр"). В коротких стихах, заключающих от четырех до девяти слогов, над Тредиаковским довлела традиция – он предлагал составлять их по старому, силлабическому способу. Во-вторых, Тредиаковский видел возможность использования в русском стихе только двусложных стоп – хорея (), спондея (--) и пиррихия (). Предложенные чуть позже М. Ломоносовым трехсложные размеры и даже ямб, ставший основным размером русской поэзии, Тредиаковский ни

в теорию, ни в стихотворную практику не вводит. Наконец, в-третьих, он не смог преодолеть традиции силлабики и в области рифмы: Тредиаковский ратует только за женскую парную рифму, сочетание же рифмы, например, женской и мужской, он решительно отвергает. Вот образец нового стиха Тредиаковского из его "Эпистолы от российской поэзии к Аполлину" (1735):

Девяти парнасских сестр, купно Геликона,

О начальник Аполлин, и пермесска звона!

Первое полустишие "российского гекзаметра" Тредиаковского состоит из трех двусложных стоп (где основная стопа, хорей, может, при условии длинных слов, заменяться вспомогательной, состоящей из двух безударных слогов, – пиррихием) и четвертой усеченной стопы (это седьмой слог, на который обязательно падает ударение и после которого всегда идет цезура). Второе полустишие всегда состоит из трех полных стоп. Видно, что этот стих по сути представляет собой все тот же силлабический тринадцатисложник, подвергшийся тонизации путем введения равномерно падающего ударения.

Ломоносов завершил реформу, начатую Тредиаковским. В 1739 году в трактате "Письмо о правилах российского стихотворства" он распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение, включая и длинные и короткие стихи. По мнению Ломоносова, русские стихи можно слагать не только при помощи хорея, но и ямба, а также из трехсложных стоп – дактиля и анапеста. Возможны также сочетания в пределах одного стиха или даже одной стихотворной строчки двусложных и трехсложных стоп: ямба с анапестом и хорея с дактилем. Вопреки Тредиаковскому Ломоносов также считает возможным использовать в русских стихах не только одни женские рифмы (в этом он видит влияние польской поэзии), но и мужские, и дактилические, а также их сочетание.

Основной тезис Ломоносова – русское стихосложение должно быть "свойственно" русскому языку. Но в одном своем пункте он отступает от этого. Ломоносов требует слагать стихи только чистыми ямбами и хореями без пиррихиев. Подобное ограничение заставляло поэта при написании стихотворения использовать только короткие слова. Как видно на примере оды "На взятие Хотина" (1739), которая явилась приложением к теоретическому трактату, Ломоносову на практике приходилось нарушать свое собственное теоретическое требование (в данном случае в четвертой строчке вторая стопа ямба заменена пиррихием, так как подряд идут два слова, состоящие из трех слогов):

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

Ода Ломоносова "На взятие Хотина" и его "Письмо о правилах российского стихотворства" разрешили до конца проблему нового русского стиха, ликвидируя остатки силлабической традиции, сковывавшей еще Тредиаковского. Далее развитие русской поэзии пошло по пути, проложенному Ломоносовым.

Метр, ритм и размер.

Виды размеров

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп, восходящих к античным стопам: хорей (греч. chorei os – плясовой), ямб (греч. iambos – значение неясно), дактиль (греч. daktylos – палец), амфибрахий (греч. amphi – кругом, brachys – краткий), анапест (греч. anapaistos – отраженный назад). Первые две стопы двусложные: в хорее первый слог ударный, второй безударный (), в ямбе первый слог безударный, второй ударный (). Остальные стопы трехсложные: в дактиле ударение падает на первый слог, последующие два слога безударные (); в амфибрахии ударный слог второй, первый и третий безударные I) и в анапесте ударный слог последний – третий, первый и второй слоги – безударные (). В силлабо-тонических стопах ударный и безударный слоги соответствуют долгому и краткому слогам античных стоп.

В основе каждого силлабо-тонического стихотворения лежит определенная ритмическая схема, общая для всего произведения в целом. Так, когда говорится о ямбе, имеется в виду, что это размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах; если речь идет о хорее – то, соответственно, на нечетных и т. д. Такая наиболее общая, "идеальная" ритмическая схема стиха в силлабо-тонике называется метром. Но на практике отдельные стихотворные строки могут весьма отличаться друг от друга благодаря возможным пропускам ударений или появлению сверхсхемных ударений. Следует также выделить понятие стихотворного размера, который в силлабо-тонике определяется метром и числом стоп в стихе: трехстопный ямб, четырехстопный дактиль, пятистопный хорей и т. д. Однако терминология еще не вполне установилась – иногда размер употребляют как синоним метра, иногда как синоним стопы.

Важной ритмической характеристикой стиха является наличие в нем определенного количества стоп. Особенно разнообразны формы ямбических и хореических стихов. Их диапазон от одной до восьми стоп. Увеличение количества стоп обычно усиливает интонацию повествовательности. В качестве примера можно привести две строчки из лирической песни А. Сумарокова, написанной восьмистопным хореем:

Плачьте вы, печальны очи, бедно сердце, унывай,

И веселые минуты дней прошедших забывай...

Это хорей с цезурой, но каждая строка в интонационном отношении целостна, а потому произносится на "одном дыхании" . Можно разделить эти строки пополам:

Плачьте вы, печальны очи,

Бедно сердце, унывай,

И веселые минуты

Дней прошедших забывай...

Получился четырехстопный хорей с интонацией игривого плясового напева, что находится в полном противоречии со смыслом стихов.

Интонация является существенным смысловым элементом звучащей речи. Стихотворная речь предполагает бо́льшую по сравнению с прозаической речью интонационную организованность, а потому эстетическое значение интонации в стихах гораздо более велико, чем в художественной прозе .

У каждого размера есть свои особенности, в определенном отношении обусловливающие интонацию стиха. Трехсложные размеры в целом более протяжные, чем двусложные, а короткие стихи звучат живее и легче, чем длинные. Так, юный Пушкин для своих легких и изящных анакреонтических стихов и посланий к друзьям выбирает двух- и трехсложный ямб:

Где наша роза?

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!..

Любезный именинник,

О Пущин дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой...

("К Пущину")

История русского классического стиха, начиная с Ломоносова, выдвинула на первый план четырехстопный ямб. Из всех стихотворных размеров он, в силу своей гибкости, самый универсальный. Томашевский отмечал, что гибкость этого размера препятствует прикреплению его к одному стилю, к одной эмоциональной форме. Он связывал эту гибкость с отсутствием в четырехстопном ямбе цезуры, что принципиально отличает его от пяти- и шестистопных ямбов, распадающихся на полустишия двух- и трехстопного строя. Эти короткие полустишия в ритмическом отношении достаточно бедны, в то время как четырехстопный ямб обладает ритмическими возможностями в большей степени, что и позволило ему дать в русской поэзии множество ритмико-интонационных вариаций. Четырехстопный ямб – традиционный стих торжественной оды XVIII века. Применялся он и в шутливых поэмах-травести, перелицовывающих на бытовой лад героические поэмы (например, "Энеида" Н. Осипова). Для Пушкина четырехстопный ямб был любимым стихотворным размером. Ведущим размером он стал и для всей русской поэзии XIX века.

Пятистопный ямб, по преимуществу безрифменный, в нашем восприятии связан с традицией стихотворной драмы и трагедии, заложенной А. Пушкиным в "Борисе Годунове". О том, насколько эта литературная традиция прочно вошла в наше сознание, свидетельствует образ "трагического" Лоханкина, персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок". Покинутый женой, он в духе трагического героя изъясняется пятистопным ямбом.

Интонации философских размышлений, меланхолических раздумий и воспоминаний, мотивы тоски и скорби замечательно передаются с помощью шестистопного ямба, стихотворного размера, традиционно закрепленного за жанром элегии (здесь часто допускается чередование шести- и пяти- или четырехстопного ямба). Вот пример строфы из элегии В. Жуковского "Вечер":

Ручей, виющийся по светлому песку,

(шесть стоп)

Как тихая твоя гармония приятна!

(шесть стоп)

С каким сверканием катишься ты в реку!

(шесть стоп)

Приди, о муза благодатна...

(четыре стопы)

Разностопный или вольный ямб связан в нашем представлении с жанром басни и с комедией А. Грибоедова "Горе от ума". Его особенность заключается в том, что в пределах одного произведения в разных стихах число ямбических стоп колеблется от одной до шести в свободной последовательности. Вольный ямб как нельзя лучше передает интонационную непринужденность и раскованность разговорной речи, как это видно на примере монолога Лизы ("Горе от ума"):

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья (шесть стоп)

Не жалуете никогда: (четыре стопы)

Ан вот беда, (две стопы)

На что вам лучшего пророка? (четыре стопы)

Твердила я, в любви не будет в этой прока (шесть стоп)

Ни во́ веки веков, (три стопы)

Как все московские, ваш батюшка таков: (шесть стоп)

Желал бы зятя он с звездами да с чинами, (шесть стоп)

А при звездах не все богаты, между нами, (шесть стоп)

Ну, разумеется, к тому б (четыре стопы)

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он ба́лы; (шесть стоп)

Вот, например, полковник Скалозуб: (пять стоп )

И золотой мешок, и метит в генералы. (шесть стоп )

В русской стихотворной традиции, начиная с середины XVIII века, четырехстопный и близкий к нему трехстопный хорей воспринимались как "народные" размеры, а потому поэты, стилизуя свои стихи под русскую народную песню, использовали именно эти размеры, часто чередуя их в пределах одного стихотворения ("Выйду я на реченьку..." Ю. Нелединского-Мелецкого, "Полно, сизенький, кружиться..." Н. Николева, "Соловей мой, соловей...", "Русская песня" А. Дельвига и др.). Такое восприятие трех- и четырехстопного хорея объясняет и тот факт, почему этими размерами написаны сказки А. Пушкина ("Сказка о царе Салтане...", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке"), П. Ершова, Н. Некрасова, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Сейчас, в свете этой традиции, четырехстопный хорей воспринимается как наиболее подходящий размер для детской поэзии.

Трехсложные размеры были малоупотребительны у русских поэтов XVIII века. В пушкинскую эпоху дактили, амфибрахии и анапесты получают распространение по преимуществу как балладные размеры ("Суд Божий над епископом", "Кубок", "Замок Смальгольм" В. Жуковского, "Песнь о вещем Олеге" А. Пушкина и др.). Широкое распространение трехсложные размеры получили у Н. Некрасова, поэтому не случайно, что эти размеры часто воспринимаются как "некрасовские".

Существуют также особые стихотворные размеры, основанные на определенной ритмической заданности. Это древнегреческий гекзаметр и элегический дистих, состоящий из стиха гекзаметра и стиха пентаметра (см. раздел "Античное стихосложение"). Эти размеры использовались русскими поэтами не только как аналоги античных при переводе античной поэзии на русский язык, но и осваивались в качестве размеров лирических и эпических жанров русской поэзии. Например, элегический дистих широко использовался в жанре "надписи" – маленького стихотворения, написанного по поводу статуи, портрета и т. п. ("Царскосельская статуя", "На статую играющего в свайку", "На статую играющего в бабки" А. Пушкина). В. Жуковский, наряду с переводом "Одиссеи" Гомера, гекзаметром написал стихотворную повесть "в духе средних веков" "Ундину", "индийскую" повесть "Наль и Дамаянти". Этот же размер стал у русских поэтов традиционным для стихов, написанных на мотивы и в манере античных поэтов ("антологические стихи").

Другой традиционный для русской классической поэзии размер – александрийский стих. Это шестистопный ямб с попарно зарифмованными мужскими и женскими клаузулами (о типах клаузул см. "Ритмические определители стиха"). В эпоху классицизма александрийский стих был размером эпопеи и трагедии. В конце XVIII – первой половине XIX века он стал использоваться в жанре элегии и сатиры. Например, сатира К. Рылеева "К временщику":

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

Тем не менее не следует всегда искать некую глубинную взаимосвязь между стихотворным жанром и определенным стихотворным размером. Существует множество примеров, которые как подтверждают, так и опровергают эту связь. Так, А. Сумароков писал свои торжественные оды не только традиционным четырехстопным ямбом, но и четырехстопным "плясовым" хореем ("На победы Петра Великого", "На погребение императрицы Елисаветы Первой" и др.). Вольным ямбом переведена В. Жуковским баллада Шиллера "Перчатка", а многие стихи Некрасова трагического содержания написаны энергичным четырехстопным ямбом ("Внимая ужасам войны...", "Я посетил твое кладбище...", "Зачем меня на части рвете..."). Поэт, конечно, не безразличен к выбору того или иного размера для своего произведения, но содержание этого стихотворения связано со всей ритмико-интонационной системой, которая, помимо размера, включает и отступления от него, и характер окончаний, и тип рифмы, и способы рифмовки, и строфическое членение стихотворной речи.

  • См.: Холщевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. С. 85.

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние (от греческого «συλλαβή» - «слог» и «τόνος» - «ударение») - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной - случай берегут;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны ()

Терминология [ | ]

Стопа [ | ]

Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвёртой - наоборот, добавлено.

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха , а схема, по правилам которой эта последовательность строится, - метрикой стиха .

История развития силлаботоники [ | ]

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии - с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны В.К. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских», ) и М.В. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метры , опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

Как продемонстрировал Джеймс Бейли, силлаботоника была неотъемлемым свойством русской народной эпической и лирической поэзии и раньше. Реформа Тредиаковского и Ломоносова заключалась лишь в возврате к исконной силлаботонике после эпохи господства силлабики , заимствованной из польского стихосложения через западнорусское посредство .

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии; выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры , трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова .

Как реакция на господство на рубеже XIX-XX веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и размыванию рамок стихотворной организации, возрождается тоника.

Силлабическое стихосложение

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - см. Стихосложение.

силлабо-тоника

(греч. syllabe – слог и tonos – ударение), система стихосложения , основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы , каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (– Щ) и ямб (Щ -), к трёхсложным – дактиль (– Щ Щ), амфибрахий (Щ – Щ) и анапест (Щ Щ -).
Силлабо-тоника существует в английской поэзии с 15 в., в немецкой – с 17 в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее – о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Силлабо-тоника

Силлабо-то́ника

(греч. syllabe – слог и tonos – ударение), система стихосложения , основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы , каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (– Щ) и ямб (Щ -), к трёхсложным – дактиль (– Щ Щ), амфибрахий (Щ – Щ) и анапест (Щ Щ -).
Силлабо-тоника существует в английской поэзии с 15 в., в немецкой – с 17 в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее – о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "силлабо-тоника" в других словарях:

    - [от греч. syllabe – слог и слова тоника] – система стихосложения, при которой строение стиха определяется количеством слогов и расположением (не количеством). ударений; эта система наиболее принята в русской поэзии с 18 в. (Тредьяковский,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - … Википедия

    - … Словарь синонимов

    Силлабо-тоническое стихосложение - (греч. συλλαβη слог и τονος ударение) одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С. Т. С. равно одному слогу, слабое одному или двум слогам, первые преимущ. ударны,… …

    - (от греческого «συλλαβή» «слог» и «τόνος» «ударение») способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Науки юношей питают,… … Википедия

    СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между… …

    - (от греч. tоnos ударение) система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим… … Большая советская энциклопедия

    ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - (от греч. tónos — ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Наряду с силлабическим стихосложением является… … Литературный энциклопедический словарь

    Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 1920 е гг. под влиянием… … Энциклопедия культурологии

    Тоническое стихосложение - (от греч. τονος ударение) 1) Стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов), кол во безударных слогов между ударными относит. произвольно. В тонич. стихе любая гр. слогов, подчиненная одному ударению, равна любой … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Введение

Тема моей работы «Силлабо- тоническое стихосложение».

Мне как будущему учителю начальных классов необходимо обладать знаниями теоретической части данного вопроса, а также уметь теоретически знания на практике, то есть при объяснении и анализе стихотворений.

В своей работе я постаралась рассмотреть вкратце все основные вопросы темы. Я старалась сопровождать рассмотрение каждого теоретического вопроса примерами. При раскрытии определенного вопроса я старалась рассмотреть его относительно (касаемо) русской литературы, не обращаясь к зарубежной.

Характеристика силлабо-тоническое стихосложение

Понятие силлабо-тонического стихотворения и история развития силлаботоники

Силлабо-тоническое стихосложение (произошло от гречиких слов «???????» -- «слог» и «?????» -- «ударение») -- это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк рассматриваемого стихотворения.

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии -- с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Относительно русского языка правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735 год) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 год). Именно Ломоносову удалось создать стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии. Выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).

Терминология силлаботоники.

При более глубоком и подробном изучении силлаботоники придется столкнуться со следующими понятиями: стопа, стихотворный размер, метр и ритм в стихотворении. Целесообразно будет разобраться в значении каждого из вышеупомянутых понятий.

Стопа (переводя с древнегреческого???? - нога, стопа, ступня; ступень; степень) -- это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Стопа - это минимальная структурна единица стихотворения. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорея и ямба), либо из трёх (дактиля, амфибрахия и анапеста). Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

ь Стихотворный размер.

Стихотворный размер -- это правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традициям, пришедшим к нам из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной - случай берегут;

М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).

Данное стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру

М_ · __ _м_ · __ __ · __ _м_

где __ -- безударный слог, а _м_ -- ударный слог

ь Метр и ритм в стихе.

Стихотворные размеры не всегда выполняются в стихотворении точно, довольно часто встречаются отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Скучнам мне омттепель; вомнь, грямзь -- весномй я бомлен.

М_ · __ _м_ · __ __ · _м_ _м_ · __ _м_ · __ _м_ __

А.С. Пушкин

В этом стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвёртой -- наоборот, добавлено.

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится -- метрикой стиха

Основные стихотворные размеры

Двусложные размеры, в них между сильными слогами находится один слабый.

-- ? -- ? -- ?...

знаком «--» обозначается сильный слог, знаком? слабый.

Пример: Бумря мгломю нембо кромет.

? -- ? -- ? --...

Пример: Порам, порам, рогам трубямт

Трёхсложные размеры, в них между сильными слогами располагается по два слабых.

-- ? -- ? -- ?...

Пример: Вымрыта замступом ямма глубомкая,

Амфибрахий

-- ? -- ? -- ?...

Пример: Идёт вдохновемнный кудемсник

? -- ? -- ? --...

Пример: За велимкое демло любвим.

Все вышеперечисленный названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных и трехсложных размеров, одинакова, отличаются они анакрусой - ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. Например, в хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная.

Относительно нашей литературы, русские теоретики 18--19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей -- ?| -- ?| -- ?|... Однако теория стоп натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе «Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: ? --"| ? --| ? --| ? --"|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп: пиррихия? ? и спондея -- --, способных замещать основные.

Пример: Здемсь в мимре расширямть наумки

-- -- | ? ? | ? -- | ? -- | ?

первая стопа -- спондей, вторая -- пиррихий, остальные -- ямбы.

Большинство современных русских стиховедов отказались от теории стоп, продолжая, однако, пользоваться для удобства её терминологией. Пиррихии придают русским ямбам и хореям ритмическое разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрических ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще.

Loading...Loading...