Система врачевания авиценны. Древний рецептурник авиценны

Абу Али ибн Сина или Авиценна оставил потомкам около 30 трудов по медицине, дошедших до наших дней..

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья, что является залогом долголетия. Причем, оно не является искусством, предотвращающим , избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь.

Задача этого искусства гораздо скромнее, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела для его долголетия. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, чего исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

Заменой исчезающей из тела влаги;

Предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

Предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья, обретения долголетия - уравновесить семь факторов:

1. натуру (то есть гармония тела, а именно содержание темперамента человека в равновесии);

2. физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование). Ибн Сина говорит: "Тело, находящееся в движении, не нуждается в лечении";

3. выбор питья и пищи - по-моему, даже расшифровывать не надо: "Человек есть то, что он ест!";

4. очистку тела от излишков (то есть очищение организма от шлаков указывается как необходимая потребность сохранения здоровья);

5. сохранение правильного телосложения . Содержание тела в нормальном весе отмечается как важный фактор здоровья и критикуется как излишняя полнота, так и излишняя худощавость;

6. улучшение выдыхаемого через нос воздуха . Одним из главных условий здоровья человека, как указывает великий ученый, является окружающая среда, в первую очередь чистота воздуха, которым мы дышим;

7. приспособление одежды к потребностям тела . Соблюдение порядка и правил ношения адекватной погоде одежды указано в числе важных требований сохранения здоровья человека. Ученый указывает на необходимость выбора одежды в соответствии с требованиями времен года.

Интересен оригинальный подход великого мыслителя по видоизменениям биологических процессов, происходящих в организме при старении: «...с самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю . Усыхание, которое происходит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота - тело стариков холодное и в то же время и более сухое».

Это подтверждается многочисленными исследованиями геронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегидратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже. То есть долголетие зависит от воды в нашем организме.

Ученый придавал огромное значение здоровому образу жизни в защите и укреплении здоровья. Абу Али ибн Сина считал, что охрана здоровья равнозначно искусству жизни.

Авиценна в вопросах воспитания здорового образа жизни особо отмечает закаливание, обучение физическим упражнениям. Ученый отмечает наличие своеобразных упражнений для каждой части тела. Ибн Сина создал теорию физического воспитания, свой особый кодекс основ физической культуры, свод законов физических упражнений для поддержания здорового духа и тела.

Ибн Сина говорит не только о физическом воспитании детей, но и о полезности физических упражнений для людей зрелого и пожилого возраста для их долголетия. Такие вопросы, как различные виды физических упражнений, воздействие бани на тело, необходимость использования массажа были отмечены ученым как факторы защиты здоровья и долголетия.

Таким образом, Ибн Сина дает следующий рецепт долголетия: главными факторами долголетия являются режим питания, содержание массы тела в норме, влияние окружающей среды, то есть экологические обстоятельства, культуру одежды, гимнастику и физическое воспитание. Важнейшими требованиями для охраны здоровья ученый считает занятие физическими упражнениями, соблюдение режима питания и сна. Эти три основных элемента сохранения здоровья человека - физические упражнения, питание и сон, и по сегодняшний день не утратили свою актуальность. Попробуйте, именно эти советы помогут вам прожить счастливую долголетнюю жизнь.

Статьи

Об определении медицины

Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено говорит народный лекарь. Кто-нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где-либо, кроме медицины. Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины – познание, а другая часть – действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины – не что иное, как наука, но одна из них – это наука об основах медицины, а другая – наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй – название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки – три, и что натур1 существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не [только физическое] действие и производство каких-нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям 2 следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами. Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.

Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние – не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему не приложим термин «здоровье», ибо здоровье – это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.
1 Словом «натура» в настоящем издании переведено арабское мизадж – «смешение». Имеется в виду обоснованное Гиппократом, впоследствии более подробно разработанное перипатетиками, учение о четырех первичных элементах, входящих в состав плотных и жидких органических тел и отдельных их частей. По мнению Галена, на котором основывается и Ибн Сина, эти элементы и присущие им качества нигде не встречаются в чистом, изолированном виде, а только как различные комбинации из них, с преобладанием, однако, в этих комбинациях одного из элементов и его качества. Правильное смешение элементов, соков и их качеств и составляет «натуру», т. е. уравновешенность жизнедеятельности организма, выраженную в состоянии совершенного здоровья. «Натура» может изменяться соответственно с изменениями соотношения четырех соков или четырех качеств первичных элементов. Слово «темперамент», которым раньше обозначалось «смешение», в настоящем издании не принято, во избежание неправильного сопоставления с психическими моментами.
2 Под горячими опухолями разумеется очаги воспаления. Говоря об опухолях, Ибн Сина разумел, согласно античной традиции и формулировкам Галена, расширенное понимание термина «опухоль», включая сюда как неоплазму в современном значении, так и увеличение объема тканей в связи с воспалительным процессом. При этом, однако, он все же выделяет злокачественные новообразования (саратан – рак). т. е. в науках философских.
О задачах медицины
Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках3 изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков. Причины, однако, бывают четырех разновидностей – материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа – орган или пневма, более отдаленная основа – соки, 4 еще более отдаленная – элементы. Эти две [последние] основы [различаются], смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение утверждает народный лекарь.
Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она [возникает] по превращению, определенная же форма [возникает] по сочетанию. Действенные причины – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы [состояния] воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним – либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой. Формальные причины – это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания. Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем. Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека – как оно
3 Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов (Гален), пневм – три:
1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам;
2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии;
3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органу по нервам.
4 Соки – согласно гуморальной теории Галена, – четыре основных жидких части человеческого тела, образованные от четырех первичных элементов: слизь (флегма), желтая желчь, черная желчь и кровь. бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у [медицины] должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, [применяемым] при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой.
5 Все это у врачей [применяется] в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних, 6 о [средних] мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.
И вот [теперь, когда] мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела – здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор [подходящего] воздуха, выбор7 движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности. Некоторые из этих вещей [врачу] следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным представлением, и подтверждать их существование тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начала частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики. Когда кто-нибудь из притязающих на звание врача начинает и пускается рассуждать, доказывая существование элементов, натур и того, что за ними следует и является предметом науки о природе, он совершает ошибку, так как вводит в искусство медицины то, что не принадлежит к искусству медицины. Ошибается он и в том отношении, что полагает, будто что-то такое пояснил, тогда как он совершенно не пояснил этого.
Вещи, которые врач должен представлять себе только по сущности, безусловно утверждая существование тех из них, бытие коих не очевидно, сводятся к следующей совокупности: что элементы существуют и их столько-то; что натуры существуют, их столько-то и они представляют собой то-то и то-то; что соки тоже существуют, представляют собой то-то и то-то и их столько-то; что пневмы существуют, их столько-то и они помещаются там-то; что изменение и неизменность всегда имеют причину; что причин столько-то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии. Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства [существования] тех из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность. Гален, когда старался обосновать логическими доказательствами первую часть медицины, предпочитал подходить к этому не с точки зрения врача, а с точки зрения
философа, рассуждающего об естественной науке. Точно так же и законовед, стараясь
5 Имеется в виду хирургия.
6 т. е. не здоровых, но и не больных.
7 т. е. режим. обосновать, почему «необходимо следовать единогласному решению [авторитетов], может это сделать не в качестве законоведа, а в качестве богослова. Впрочем, если врач, поскольку он врач, и законовед, поскольку он законовед, не в состоянии решительно доказать [свои положения], то при этом получится порочный круг.
Об элементах
Элементы суть некие простые тела. Это – первичные частицы человеческого тела и других вещей, неспособные делиться на различные по форме части, т. е. такие частицы, на которые делятся сложные [тела]. Из смешения [элементов] возникают различные по форме виды существующих вещей. Врач должен принимать на веру слова природоведа, что [элементов] всего четыре, не более. Два из них – легкие, два – тяжелые; легкие – это огонь и воздух, тяжелые – вода и земля. Земля есть простое тело, естественное место которого – середина всех вещей; по естеству она в этом месте покоится и по естеству к нему движется, если находится от него в отдалении; это есть абсолютная тяжесть земли. Земля холодна и суха по своему естеству, иначе говоря, в естестве земли, когда оно пребывает само по себе с тем, что его обусловливает, и его не изменяет что-либо, [находящееся] во вне, проявляются ощутимый холод и сухость. Наличие [земли] в существующих вещах способствует сцеплению и прочности, сохранению очертаний и форм. Что же касается воды, то это простое тело, которое по своему естественному месту окружает землю и окружено воздухом, когда воздух и вода находятся в своем естественном состоянии; это есть относительная тяжесть воды. Вода холодна и влажна; иначе говоря, в естестве воды, когда оно пребывает само по себе с тем, что его обусловливает, и ему не противостоит что-либо извне, проявляются ощутимый холод и состояние, называемое влажностью. Влажность же означает, что в естестве воды заложена способность распадаться от малейшей причины на мельчайшие частицы вплоть до [полного] разъединения, а [также] соединяться и принимать любую форму, не сохраняя ее в дальнейшем. [Вода] находится во всем существующем, чтобы мягки были формы, частям которых желательно придать известную фигуру, очертания и соразмерность. Дело в том, что все влажное легко теряет форму какой-либо фигуры, оно так же легко и принимает ее, подобно тому, как сухое, хотя оно и с трудом принимает форму [какой-либо] фигуры, теряет ее [тоже с трудом]. Всякий раз, как сухое смешивается с влажным, оно приобретает от влаги способность легко растягиваться и принимать [известные] очертания, а влажное приобретает от сухого способность прочно сохранять возникшую в нем крепость и соразмерность. Сухое благодаря влажному соединяется и не рассыпается, а влажное благодаря сухому сдерживается и не растекается.
Что же касается воздуха, то это простое тело, естественное место которого выше воды и ниже огня; это есть его относительная легкость. Естество воздуха горячее и влажное, подобно тому, что мы говорили [раньше 8 Воздух] находится в существующих вещах, чтобы они были рыхлыми, разреженными, легкими и разобщенными. Огонь – это простое тело, естественное место которого выше всех остальных элементов. Природное местонахождение огня – вогнутая поверхность небесной сферы, у которой оканчиваются становление и разрушение говорит народный лекарь. Это есть его абсолютная легкость. Естество огня горячее и сухое. Он находится в существующих вещах, чтобы они созревали, были разреженнее и смешивались. Огонь течет в вещах проводя [сквозь них] воздушную субстанцию, чтобы сломилось [свойство] чистой холодности обоих тяжелых элементов и они бы перешли из состояния элементарности в состояние смешанности. Два тяжелых [элемента] полезнее для бытия органов и пребывания их в покое; а два легких – полезнее для бытия пневм и пребывания их в движении, а также для приведения органов в движение, хотя первым двигателем и является душа. Вот [и все] элементы.
О натурах
О натуре
Я утверждаю: натура есть качество, возникающее от взаимодействия противоположных качеств, когда они останавливаются у некоего предела. Эти качества существуют в малых частицах элементов для того, чтобы наибольшее количество каждого элемента вошло в соприкосновение с наибольшим количеством другого. Когда они воздействуют своими силами друг на друга, из совокупности их возникает качество, сходное с ними всеми, то есть натура. Первичных сил9 в упомянутых элементах четыре – это теплота, холодность, влажность и сухость. Ясно, что натуры в существующих и разрушающихся телах возникают только из этих сил, и происходит это, если смотреть вообще, сообразно требованиям рационального теоретического деления, безотносительно к чему-нибудь, двояким образом. В одном случае натура является уравновешенной, ибо доли взаимно противоположных качеств в смеси равны и противостоят друг другу, так что натура оказывается качеством, действительно посредствующим между ними. Второй случай – это когда натура не является абсолютной серединой между взаимно противоположными качествами, но больше склоняется в ту или другую сторону, либо в отношении одной из противоположностей, [существующих] между теплотой и холодом и между влажностью и сухостью, либо в обеих. Однако то, что считается во врачебной науке
8 T. е., если «естество» воздуха находится в изолированном состоянии, как упоминавшееся выше «естество» воды или «естество» земли
9 Речь идет о первичных качествах четырех элементов. уравновешенностью и нарушением равновесия, не относится ни к тому, ни к другому [случаю]. Врач обязан принимать на веру слова природоведа, что «уравновешенное» в этом смысле – одна из тех вещей, допустить существование которых совершенно невозможно; тем более такой не может быть натура человека или орган человека. Он должен знать, что [слово] мутадил – «уравновешенное», которое медики употребляют в своих исследованиях, образовано не от таадул, то есть «распределение веса поровну», а от адл – «справедливая [доля]» при распределении. Это значит, что при такой уравновешенности в смешанном [составе], будь то все тело человека или какой-либо орган, сполна присутствует в надлежащей мере и пропорции та доля элементов, по количеству и по качеству которой полагается быть в человеческой натуре. Однако случается, что присущая человеку доля бывает очень близка к первой, истинной уравновешенности. Эта уравновешенность, [взятая] по отношению к телам людей и [определяемая] сравнительно с другими вещами, не обладающими такой уравновешенностью и не столь близкими, как человек к [состоянию] истинной уравновешенности, упомянутой в первом случае, может иметь восемь типов. [Ее рассматривают]:
1) либо, по отношению к виду – сравнительно с различными вещами, стоящими вне данного вида;
2) либо по отношению к виду – сравнительно с различными вещими, входящими в данный вид;
3) либо по отношению к роду вида – сравнительно с различными весами того же вида, стоящими вне данного рода;
4) либо по отношению к роду вида – сравнительно с различными вещами, входящими в данный род;
5) либо по отношению к особи данного рода и вида – сравнительно с различными вещами того же рода и вида, стоящими вне этой особи;
6) либо по отношению к особи – сравнительно с различными состояниями самой этой особи;
7) либо по отношению к [отдельному] органу – сравнительно с различными органами, находящимися вне этого органа, но в теле данной особи;
8) либо по отношению к [отдельному] органу – сравнительно с [различными] состояниями самого этого органа.
Тип первый. Уравновешенность, присущая человеку по сравнению с прочими существами. [Такая уравновешенность] есть нечто, обладающее [известной] широтой; [широта ее] не ограничена [каким-либо] пределом, но и не зависит от случая; напротив, избыток и недостаток ее имеют границы, при выходе из которых натура перестает быть натурой человека. Что же касается второго типа, то это середина между крайностями широты натуры сообщает народный лекарь. [Такая уравновешенность] бывает у человека самой средней категории, находящегося в самой середине того возраста, когда рост достигает крайнего предела. Хотя она и не является той истинной уравновешенностью, что упомянута в начале параграфа, и существование которой считают невозможным, но все же это одна из тех вещей, которые найти трудно. Такой человек тоже приближается к упомянутой истинной уравновешенности не по прихоти; случая; его горячие органы, как например, сердце; холодные, как например, мозг; влажные, как например, печень; и сухие, как например, кости, – [все] под стать друг другу. Когда они соответственны [по силам] и соразмерны, то приближается к истинной уравновешенности. Что же касается [уравновешенности] с точки зрения каждого органа самого по себе, то нет. Они не уравновешены, за исключением одного органа, а именно кожи, как мы это опишем после.
Что же касается до уравновешенности в отношении пневмы, и главенствующих органов, то [тело] не может приблизиться благодаря этому к истинной уравновешенности; напротив, оно всегда переходит к [чрезмерной] теплоте и влажности. Дело в том, что начало жизни – сердце и пневма – оба очень горячи и склонны к избытку [теплоты]. Жизнь происходит от теплоты, а рост от влажности; больше того, теплота возникает от влажности и питается влажностью.
Как мы это изъясним впоследствии, главенствующих органов – три. Холодный из них один – это мозг, и холод его не таков, чтобы сравняться с жаром сердца. Сухой или близкий к сухости среди главенствующих органов [тоже] один – это сердце, но сухость его не такова, чтобы сравняться с натурой влажности мозга или печени. Мозг тоже не так холоден, [как горячо сердце], и сердце не так сухо, [как влажен мозг], но сердце по сравнению с другими органами является сухим, а мозг по сравнению с другими органами является холодным. Что касается третьего типа, то он менее широк, чем первый тип, то есть видовая уравновешенность, но ему [все же] присуща порядочная широта. Это натура, подходящая для того или иного народа, в соответствии с той или иной зоной обитания и той или иной атмосферой. Так, индийцам присуща общая им всем натура, благодаря которой они здоровы, а у славян – другая натура, свойственная исключительно им одним и сохраняющая их здоровыми. Каждая из этих двух натур уравновешенна по отношению к данному роду [людей] и не уравновешенна по отношению к [людям] другого рода. Если придать телу индийца натуру славянина, то индиец заболеет или [даже] погибнет; таким же будет и состояние тела славянина, если ему придать натуру индийца. Следовательно, каждому роду жителей обитаемого мира присуща особая натура, соответствующая атмосфере его климата. Эта натура обладает [известной] широтой и этой широте присущи две крайности – избыток и недостаток.
Четвертый тип – это середина между крайностями широты натур [определенной] зоны обитания. Такая натура является наиболее уравновешенной для данного рода [людей].
Пятый тип более узок, чем первый и третий. Это натура, которой должно обладать определенное лицо, чтобы существовать, жить и здравствовать. Ей тоже присуща широта, ограничиваемая двумя крайностями – избытком и недостатком. Тебе должно знать, что каждый отдельный человек предрасположен к [определенной] натуре, присущей ему лично; редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру. Что же Касается шестого типа, то это тоже нечто среднее между теми же двумя границами. Когда человек имеет такую натуру, то этот человек обладает наибольшей уравновешенностью, какую ему положено иметь.
Седьмой тип – это натура, которую должно иметь каждой разновидности органов и которая отличает ее от другой разновидности говорит народный лекарь. Уравновешенность, присущая кости, состоит в том, что в кости преобладает сухое, а присущая мозгу – в том, что в мозгу преобладает влажное; уравновешенность, присущая сердцу – в том, что в сердце преобладает горячее, а присущая нерву – в том, что в нерве преобладает холодное. Эта натура тоже обладает известной широтой, которая ограничена крайностями избытка и недостатка; она меньше широты упомянутых прежде натур.
Восьмой тип – это уравновешенность, особо присущая каждому органу, чтобы орган имел наилучшую натуру, какая у него может быть. Она – средняя между двумя этими пределами, и если какому-либо органу достается такая натура, он оказывается в превосходнейшем состоянии, в каком ему положено пребывать. Когда мы рассмотрим виды [живых существ], то наиболее близкими из них к истинной уравновешенности окажется человек; рассмотрев роды [людей], мы удостоверимся, что, если люди живут в месте, равном по благоденствию экватору, и если благоденствию не препятствует какая-либо причина, относящаяся к земным вещам – я разумею горы или моря, – то его обитатели должны быть родом людей, наиболее близким к истинной уравновешенности. Достоверно, что мнение, которое иногда встречается [в книгах], будто в таких местах уравновешенность нарушена по причине близости солнца, есть мнение порочное. Дело в том, что в подобных местах пребывание солнца в зените менее мучительно и не так изменяет [температуру] воздуха, как близость солнца [к земле] в иных областях или более высоких широтах, даже если солнце и не стоит в зените. К тому же все [жизненные] обстоятельства [обитателей близких к экватору мест] превосходны и взаимно подобны; воздух не нарушает их [благосостояния] ощутимым образом, а наоборот, всегда соответствует их натуре. Для доказательства правильности такого мнения мы уже раньше составили трактат. Наиболее уравновешенным родом людей после них являются обитатели четвертого климата, 10 они не так страдают от жары, как жители большинства областей второго и третьего [климата], от того, что солнце через известные промежутки времени долго оказывается у них над головой, после того, как удалится от них, но и не являются, [так сказать], «сырыми» и «недозрелыми», как обитатели большинства областей пятого климата и более отдаленных от него широт, из-за того, что солнце долго находится не над их головами. А среди отдельных особей человек является самой уравновешенной особью самого уравновешенного рода, самого уравновешенного вида [существ].
Что же касается [уравновешенности] органов, то [из предыдущего] уже ясно, что главенствующие органы не очень близки к истинной уравновешенности. Напротив, даже должно знать, что мясо 11 – наиболее близкий к такой уравновешенности орган, а еще ближе него – кожа: ведь на кожу почти не оказывает действия вода, смешанная поровну – наполовину ледяная, наполовину кипящая, и в ней почти уравновешенно согревающее [действие] жил 12 и крови и охлаждающее действие нервов. Кожа также не испытывает воздействия тела хорошо смешанного из самого сухого и самого мягкого [вещества], когда оба [эти вещества] присутствуют в нем поровну. Известно, что такое тело не действует на кожу только потому, что [кожа] его не чувствует утверждает народный лекарь. Оно подобно коже и поэтому кожа не испытывает его действия; если бы оно отличалось от кожи, то кожа, наверное, ощущала бы его действие. Вещи, сходные по элементам и противоположные по естественным свойствам, испытывают воздействие друг друга. Не испытывают воздействия других вещей только вещи, имеющие те же качества, так как эти одинаковые по качествам вещи сходны с ними. Наиболее уравновешенный [участок] кожи – кожа руки; наиболее уравновешенный [участок] кожи руки – кожа кисти; наиболее уравновешенный [участок] кожи кисти – кожа ладони; наиболее уравновешенный [участок] ее – кожа на пальцах, причем самой уравновешенной является кожа указательного пальца, а на указательном пальце самой уравновешенной является кожа ногтевого сустава. Поэтому именно кожа ногтевого сустава указательного пальца, а также и других пальцев, почти всегда судит, в силу [своего] естества, о величине осязаемых вещей. Ведь судья должен быть одинаково склонен к обеим сторонам, чтобы чувствовать, что какая-либо сторона вышла за пределы середины и справедливости. Вдобавок к тому, что ты уже знаешь, тебе следует знать, что когда мы говорим: «лекарство уравновешено», то не имеем в виду, что оно уравновешено на самом деле, ибо это невозможно, и [не хотим также сказать], что его натуре присуща человеческая уравновешенность; в таком случае это лекарство принадлежало бы к самой субстанции человека. Нет, это значит, что, когда лекарство подвергается действию прирожденной
10 Имеется в виду предложенное Эратосфеном (276–196 гг. до н. э.) и Гиппархом (II в. до н. э.) разделение земной поверхности на семь поясов – климатов, впоследствии принятое географами мусульманских стран.
11 Ибн Сина различал понятие мышц и мяса как отдельных органов. Такое различие для него, очевидно, состояло в том, что он наблюдал мышцы, участвующие в двигательном акте, а мясо при его других полезностях участвующим в этой функции он не наблюдал.
12 Под понятием «жил» в данном случае имеются в виду не сухожилия, а кровеносные сосуды. теплоты в теле человека и приобретает новое качество, это качество не отходит от качества человека в сторону нарушения равенства и не оказывает действия, разрушающего уравновешенность, являясь как бы уравновешенным в отношении своего действия на тело человека.
Таким же образом, говоря, что лекарство горячее или холодное, мы не разумеем, что лекарство по всей субстанции является предельно горячим или холодным или же – что оно по субстанции своей холодней или горячей человеческого тела; будь это так, уравновешенной являлась бы вещь, натура которой [тождественна] натуре человека. Нет, мы подразумеваем под этим, что от такого лекарства в теле человека возникают теплота или холод, превосходящие теплоту или холод человеческого тела. Поэтому лекарство бывает холодным по отношению к телу человека и горячим по отношению к телу скорпиона, горячим по отношению к телу человека и холодным по отношению к телу змеи; больше того; одно и то же лекарство бывает более горячим по отношению к телу Амра, чем по отношению к телу Зейда; поэтому лечащимся больным велят не употреблять постоянно одно и то же лекарство для изменения натуры, если оно не полезно.
Теперь, когда мы все скапали об уравновешенной натуре, перейдем к неуравновешенной и скажем, что неуравновешенных натур, – все равно, брать ли их по отношению к виду, роду, особи или органу – будет восемь, и у них есть то общее, что они противоположны уравновешенной натуре. Эти восемь натур возникают следующим образом. Натура, выходящая за пределы уравновешенности, может быть либо простой – в этом случае нарушение уравновешенности имеет место в отношении одной из двух противоположностей, – либо сложной – тогда нарушение равновесия происходит одновременно в отношении обеих противоположностей. Простое нарушение, касающееся одной из противоположностей, может относиться к противоположности активной, и в таком случае [это проявляется] двояким образом. А именно, [натура] бывает более горячей, чем следует, но не более влажной, чем следует, и не более сухой, чем следует, или же более холодной, чем следует, но не более сухой, чем следует, и не более влажной, чем следует. Но [нарушение] может относиться и к противоположности пассивной, и что [тоже] происходит двояким образом. А именно: натура может быть суше, чем следует, не будучи горячей или холодной чем следует, и может быть влажней, чем следует, не будучи горячей или холодней, чем следует. Но эти четыре [нарушения] не постоянны и не остаются устойчивыми сколько-нибудь продолжительное время. Более горячая, чем следует, [натура] делает тело суше, чем следует, а более холодная, благодаря посторонней влаге, делает тело человека влажнее, чем следует. Более сухая, чем следует, [натура] быстро делает тело холоднее, чем следует, а более влажная, чем следует, если [влажность] чрезмерна, охлаждает тело [еще] скорее, чем более сухая; если же [влажность] не чрезмерна, то такая [натура] сохраняет тело здоровым более долгое время, но в конце концов делает его холоднее, [чем следует]. Из этого ты поймешь, что уравновешенность и здоровье более связаны с теплотой, нежели с холодом. Вот таковы четыре простых [неуравновешенных натуры]. Что же касается сложных, при которых нарушения [уравновешенности] относятся к обеим противоположностям одновременно, то натура может быть, например, вместе и горячей, и влажнее, чем следует, или горячей и суше, чем следует, или холодней и влажней, чем следует, или холодней и суше, чем следует; [однако], невозможно, чтобы натура была сразу горячей и холодней, чем следует, или влажней и суше, чем следует. Каждая из этих восьми натур обязательно бывает:
1) либо без материи, [т. е. дурного сока]; это значит, что такая натура возникает в теле как одиночное качество, а не так, чтобы тело приобрело это качество вследствие проникновения в него жидкости, придающей такое качество, и соответственно изменилось; такова, например, теплота вещей, растертых в порошок, и холодность студеной, остуженной, охлажденной снегом воды;
2) либо с материей [т. е. с дурным соком]; это значит, что тело приобретает качество такой натуры благодаря присутствию проникшей в него жидкости, в которой преобладает данное качество. Таково охлаждение тела человека из-за стекловидной слизи или разгорячение его из-за желчи, имеющей цвет порея. В Книгах третьей и четвертой ты найдешь примеры для каждой из этих шестнадцати натур. Знай, что натура с материей бывает двух видов. А именно, орган иногда погружен в материю [т. е. в дурной сок]; и омочен ею, иногда же материя заключена в его протоках и внутренних частях. Иногда заключенная [в органе] и проникшая [в него] материя вызывает опухание, а иногда – нет. Вот все, что следует сказать о натуре. А то, что врач не может постигнуть сам, пусть принимает на веру от природоведа, как нечто установленное всеобщим согласием.
О натуре органов
Знай, что творец, да возвысится слава его, даровал каждому животному и каждому органу такую натуру, которая ему наиболее подходит и наиболее пригодна для его действий и [жизненных] обстоятельств, сообразно тому, что допускают его возможности, но подтверждение этого – задача философа, а не врача. И даровал [творец] человеку наиболее уравновешенную натуру, какая может быть в этом мире, в соответствии с силами, благодаря которым он действует и испытывает воздействие. Каждому органу [творец тоже] дал натуру, наиболее для него подходящую, и некоторые органы он сделал более горячими, другие – более холодными, одни – более сухими, другие – более влажными. Самое горячее, что есть в теле, это пневмы, а также сердце, которое является местом возникновения пневмы. Затем следует кровь. Хотя кровь зарождается в печени, но она тесно связана с сердцем и поэтому приобретает такое количество теплоты, которого нет у печени. Затем следует печень, ибо она подобна сгустку крови, далее – легкие и затем – мясо. Мясо менее горячо, чем легкие, так как его пронизывают нити холодных нервов. Затем следуют мышцы. Они менее горячи, чем простое мясо, так как их пронизывают нервы и связки. Затем идет селезенка, так как в ней есть сгусток крови, далее – почки, ибо [количество] крови в них невелико. Затем идут ряды бьющихся 13 сосудов, [которые теплы] не потому, что у них нервная субстанция, но вследствие того, что они подвергаются нагреванию находящимися [в артериях] пневмой и кровью. Затем следуют ряды спокойных сосудов, [которые согревает] одна лишь кровь, и после этого – уравновешенная [по своей натуре] кожа ладони. Самое холодное, что есть в теле – это слизь, затем внутреннее сало, жир, волосы, кости, хрящи, связки, сухожилия, перепонки, нервы, спинной мозг, головной мозг и кожа. А самое влажное, что есть в теле – это слизь, затем кровь, жир, внутреннее сало, головной мозг, спинной мозг, мясо соска и яичек, легкие, печень, селезенка, почки, мышцы и кожа.
Вот тот порядок, который установил Гален. Однако тебе должно знать, что легкие по своей субстанции и прирожденным свойствам не являются сильно влажными, ибо каждый орган по своей прирожденной натуре сходен с тем, чем он питается, а по своей акцидентной 14 натуре схож с тем, что в нем скопляется, а легкие питаются самой горячей кровью, большая часть которой смешана с желтой желчью. Именно этому учит нас Гален. Но в легких собирается большой остаток влаги от поднимающихся паров тела и спускающихся к
13 Под «бьющимися» сосудами автор понимает пульсирующие сосуды, в отличие от «покоящихся», т. е. не пульсирующих.
14 т. е. приобретенному. легким [соков]. Поскольку дело обстоит таким образом, то печень по своей прирожденной влажности является гораздо более влажной, чем легкие, а легкие больше смачиваются.
Впрочем, постоянное смачивание делает легкие влажнее также и в их веществе. Таким же образом в известном смысле следует тебе понимать и состояние слизи и крови. Дело в том, что увлажнение слизи происходит в большинстве случаев путем смачивания [извне], а увлажнение крови путем сосредоточения влаги в ее веществе, хотя естественная водянистая слизь сама по себе иногда бывает влажнее [крови]. Когда кровь достигает полной зрелости, из нее исчезает большое количество влаги, находившейся в естественной водянистой слизи, которая превратилась в кровь. Впоследствии ты узнаешь, что естественная водянистая слизь – это кровь, которая претерпела некоторое превращение.
Что же касается самого сухого в теле, то это волосы, ибо волосы состоят из дымного пара, из которого выделилась содержавшаяся в нем примесь пара, и чистое [начало] дыма сгустилось. Далее следуют кости, ибо [кости] – самый твердый орган, но кости влажнее волос, так как кости возникают из крови, и расположение 15 их таково, что они впитывают естественную влагу и завладевают ею. Поэтому кости служат пищей многим животным, а волосами не питается ни одно животное, или, может быть, питаются немногие из них. Так, например, полагают, что летучие мыши переваривают волосы и легко глотают их. Однако, если мы возьмем равное по весу количество костей и волос и подвергнем их перегонке в колбе и в алембике, то из костей вытечет больше жидкости и жира, и тяжести останется у них меньше, [чем у волос]. Значит, кости влажнее волос.
Следующими за костями по сухости являются хрящи, затем идут связки, сухожилия, перепонки, артерии, вены, двигательные нервы, сердце, чувствительные нервы. Двигательные одновременно и гораздо холоднее и гораздо суше, чем уравновешенный[орган], а нервы чувствительные холодней, но они не намного суше, чем уравновешенный [орган]. Напротив они, вероятно, близки к уравновешенному [органу по сухости], а также не очень далеки от него по холодности говорит народный лекарь. Затем следует кожа.

продолжение следует.

"Об ушах следует заботиться и охранять их от чрезмерных теплоты и холода, от ветра и от проникновения инородных тел, а также и от того, чтобы туда не попадала вода или какие-либо зверушки. Уши надлежит очищать от грязи и постоянно капать в них масло горького миндаля, один раз в неделю, это удивительно полезно. Необходимо следить, чтобы в ушах не появились опухоли, прыщи и язвы - они приносят ушам вред. Если есть опасение, что в ушах появятся прыщи, то употребляют в виде капель мазь из рогатого мачка, разведенную в уксусе. Если раз в неделю капать в уши мазью из рогатого мачка, это обеспечит от нисхождения в них катаров.

К тому, что вредно для слуха и для прочих чувств, принадлежит несварение желудка и переполнение, особенно же- сон на переполненный желудок".

Повреждения слуха

"Повреждения слуха подобны повреждениям прочих чувств. Ведь нарушение всякого чувства выражается либо в прекращении этого чувства - здесь этому соответствует прекращение слуха, либо в его ослаблении - здесь этому соответствует притупление слуха, так что человек слышит не все полностью и не слышит издали. Или же происходит изменение слуха, в этом случае человек слышит то, чего нет, как, например, когда в ухе возникает шум, звон или свист".

"...Отсутствие слуха бывает врожденное, от природы, или случайное; оба вида неизлечимы. Что до причин этих расстройств, то они иногда возникают от соучастия другого органа; так бывает, например, при соучастии мозга или каких-либо органов, соседствующих с ним, как случается, скажем, в начале роста зубов или при зубной боли. Иногда повреждение присуще собственно слуху - это либо повреждение нерва, либо - канала. Что касается повреждения слухового нерва, то оно бывает от всех причин заболеваний органов уха".

Лечение

"Прежде всего мы скажем, что все, что пускают каплями в ухо, должно быть тепловатым, не холодным и не горячим. Это - общее замечание, теперь же изложим дело в подробностях.

При повреждении слуха от желтой желчи надлежит вывести желчь с помощью слабительного. Такие заболевания часто сопровождаются естественным послаблением желчью, после которого глухота проходит так же, как нередко появляется желчный понос, его запирают и наступает глухота. Если при этом наблюдается только разгоряченность, то применяют охлаждающие лекарства - масла и другие вещества. Или выжимают гранат и снова вливают выжатый сок в кожуру плода с небольшим количеством уксуса, ладана и розового масла. После этого состав кипятят, пока он не загустеет, и капают им в ухо. Или же в ухо пускают сок латука либо сок паслена.

Что же касается заболеваний уха, происходящих от холода или от холодной материи, то при них полезны все горячие масла, а также масла, в которых развели бобровую струю, особенно бальзамовое масло и масло куста, а также масло горького миндаля и выжатый сок горькой полыни; помогает также масло ромашки с гусиным жиром и бычачьей желчью или кунжутное масло, в котором сварили мякоть или корни колоквинта. Иногда помогает бычачья моча, если развести в ней мирру и превратить состав в капли, или выжатый сок бешеного огурца. Все это употребляют после выведения задержавшейся холодной материи при помощи известных тебе способов опорожнения, общих для всего тела и особых для области головы. Предварительно применяются поливания для головы, о которых ты знаешь, особенно такие, куда входят листья и костянки лаврового дерева.

Иногда в ухо вставляют воронку, чтобы через нее проникали туда пары растворяющих отваров. От всего этого помогает выжатый сок руты с медом или бобровой струей, масло укропа, а также козья моча и козья желчь - особенно с гальбаном.

Вот одно из испытанных средств против таких заболеваний: берут бобровой струи три дирхама, соды полтора дирхама и харбака полтора дирхама, приготовляют подобие лепешек и употребляют в виде капель..."

"...Врачи испытывали масло редьки и масло живокости- они оказались очень полезными, а также выжатый сок горькой полыни или отвар из нее, или выжатый сок редьки с солью, особенно в тех случаях, когда произошло увлажнение или закупорка.

Испытано и такое средство: изготовляют фитиль из горчицы, толченой с инжиром; иногда в состав добавляют соды. Капанье в ухо горячей морской воды приносит пользу. Морозник черный и желчь тоже очень полезны, особенно козья желчь с розовым маслом. Некоторые утверждают, что если кипятить в черпаке ягоды можжевельника с кунжутным маслом, пока ягоды не почернеют, получаются капли, помогающие от глухоты. К полезным средствам относят также масла укропа, лавра, касатика и нарда с бобровой струей или пена горькой полыни, или выжатый сок руты".

"...Что же касается расстройств слуха, происходящих от сухости (натуры), то их лечат постоянным хождением в баню, употреблением увлажняющих кушаний и напитков, поливанием головы умеренно теплым маслом и тепловатой водой, а также введением в нос таких масел, как, например, масло кувшинки, ивовое масло, масло из семян тыквы и другие.

Расстройства, происходящие от закупорки, излечиваются средствами, упомянутыми в разделе о закупорке. От этого отлично помогает также выжатый сок семян конопли и выжатый сок свежего колоквинта.

Если внезапно наступает тарш (глухота, тугоухость), то от этого приносит пользу вода, в которой варилась горькая полынь, а также выжатый сок горькой полыни, к которым примешивают бычачью желчь или желчь сазана. Полезна также черепашья желчь, бычачья желчь с маслом, морозник с уксусом или сброшенная змеиная кожа с уксусом.

При глухоте, наступающей после головной боли, помогает сок редьки с розовым маслом или бобровая струя с костянками лавра и розовым маслом. Если глухота наступила после воспаления мозговых оболочек, следует начать с опорожнения при помощи ийараджа, потом пускать в ухо бобровую струю в масле куста или одно масло, либо масло сладкого миндаля, или сок редьки с розовым маслом, или бобровую струю с костянками лавра и розовым маслом..."

"...Мы скажем, как бы возвращаясь к началу речи: всякая тугость слуха, боль, ветер, шум и звон в ушах (тугоухость, шум, звон в ушах - основные признаки неврита слухового нерва. -Примеч. сост.) всегда бывают от холодной материи и от холода. К лекарствам, общим для всех этих расстройств, относится следующее: очистив предварительно голову, пускают каплями в ухо баврак с уксусом и медом и баранью желчь с оливковым маслом и вином или с маслом горького миндаля, либо сок порея, или луковый сок с медом, или женское молоко.

Применяют также общие лекарства, упомянутые в разделе о болях, и пускают в ухо по две капли китрана, утром и вечером, или морозник черный и чемерицу белую с каким-либо маслом, особенно с маслом касатика, или же сок горькой полыни, или сок шелухи от редьки. Полезно также масло, в котором варилась сброшенная змеиная кожа или костянки лавра, а также бальзамовое масло и нефть. Или берут набатейской смолы - одну укийю, масла желтофиля - две укийи и масла горького миндаля - полукийи и кипятят все вместе. Три капли этого лекарства употребляют утром и три капли вечером. Применяют также жидкий стиракс с маслом желтофиоля и сок листьев свежего колоквинта. Выжатый сок аронника и выжатый сок переступня двудомного обладают очень большой целебной силой. Полезны и общие лекарства, о которых упоминается в разделе о болях в ухе.

Если подобные заболевания случаются с детьми, то им полезно масло семян зверобоя, в котором сварены рута и майоран.

К числу полезных компрессов относятся компрессы из горячей воды с отваром ромашки лекарственной, укропа, листьев лавра, майорана и сухой пулегиевой мяты, а также слюногона. Компрессы ставят на шею и под ухо. Полезны также поливания, упомянутые в разделе о голове. Воду наливают в кувшин с носиком на боку и ставят ее напротив уха, чтобы пар входил из него в ухо".

Боль в ухе

  • закапывать по 3 капли теплое РОЗОВОЕ МАСЛО или яичный белок. При сильных болях к этому примешивают теплое камфарное масло;
  • ФИАЛКОВОЕ МАСЛО по 3 капли 3 раза в день;
  • мази с ЯИЧНЫМ БЕЛКОМ;
  • МОЛОКО С СОКОМ ПАСЛЕНА или соком кориандра (лучшее молоко то, которое только что выдоили из вымени);
  • "...или кипятят ЗЕМЛЯНЫХ ЧЕРВЕЙ в розовом масле и пускают в ухо; можно также варить улиток в розовом масло и пускать отвар в ухо...";
  • "...или, например, варят 1 часть РОЗОВОГО МАСЛА в 3 частях ВИННОГО УКСУСА, пока не исчезнет уксус и не останется одно розовое масло, и употребляют в виде капель в ухо. Это очень полезно от горячих болей (горячие боли - боли воспалительного характера) с биением..."
  • же полезно МАСЛО ТЫКВЕННЫХ СЕМЕЧЕК, масло кувшинки, масло ивы и тому подобное..."
  • выжатый сок свежей ИНДИЙСКОЙ КОНОПЛИ по 3- 4 капли 3 раза в день;
  • теплый СОК ПОЛЕВОГО ВЬЮНКА по 3 капли 3 раза в день;
  • "...Ничто не действует так, как СТАРОЕ КОРОВЬЕ МАСЛО в разогретом виде. Иногда для устранения опасности достаточно ввести в ухо трубку, приложенную другим концом к кувшину с горячей водой, чтобы пар проходил в ухо. Нередко это успокаивает боль и избавляет от необходимости в других лекарствах и делает ненужными средства, вызывающие онемение..."
  • ТАКЖЕ ПРИ БОЛИ В УХЕ Авиценна рекомендовал применять масло руты, укропное масло, лавровое масло, масло ромашки, бальзамовое масло, клещевинное масло и др. Хороший обезболивающий эффект оказывает процеженное оливковое масло, в котором сварен чеснок;
  • "...Когда причиной боли является горячая, глубоко лежащая опухоль, - а она представляет опасность из-за близости к мозгу, пока не наберет гноя и не нагноится, - то после кровопускания и послабления надлежит прежде всего применять мягчительные охлаждающие средства, особенно молоко, раз за разом, до третьего дня болезни. Также применяют сваренное с уксусом розовое масло, затем - слизь пажитника, слизь льняного семени и слизь семян шандры в молоке. Сок полевого вьюнка - одно из средств, помогающих в такое время. Иногда пробовали при этом толченый кунжут.

Затем постоянно применяют компрессы с тепловатым оливковым маслом. Масло должно быть сладкое и вместе с тем теплое; в него макают кусочек ваты, навернутый на кончик тонкой спицы, и раз за разом вставляют спицу в ухо. Снаружи накладывают лекарственную повязку с мягчительными снадобьями, способствующими созреванию".

  • "...Когда же опухоль находится вне уха, то она не очень опасна и ее лечат ячменной мукой. Лекарственная повязка с мукой конских бобов очень хороша. Этот состав из муки конских бобов, ромашки лекарственной, фиалки, ячменной муки, алтея и донника лекарственного. Его толкут, просеивают и смачивают теплой водой с фиалковым маслом. Иногда бывает достаточно паслена с кунжутным маслом и пшеничной мукой".
  • "...Что же касается образующихся в ухе прыщей, то нередко для того, чтобы с ними справиться, достаточно отвара инжира с пшеницей, если капать им в ухо или изготовить из него фитиль..."
  • "...Кчислу лекарств, общих для всех болей в ухе, особенно тех, которые являются слегка холодными, принадлежит масло из незрелых маслин, в котором вскипятили навозных жуков или земляных червей, или червей, что заводятся под кувшинами для воды, а также рыбья желчь с маслом унфак, или жир варана, или лисицы, или стервятника, или журавля, или масло скорпионов - оно очень полезно. Полезен также сок свежего майорана, отвар листьев и коры ивы, отвар земляных червей в сваренной и процеженной мирре, в которой растопили утиный жир. Если же холодность велика, то варят бычачью желчь в масле желтофиоля, пока не сочтут, что желчь растворилась и исчезла, потом снимают с огня и употребляют в виде капель. Это удивительно помогает..."

Шум, звон и свист в ушах

"При всех этих заболеваниях надлежит избегать солнца, бани, резких движений, рвоты, криков и переполнения и подобает смягчать естество. При шуме, вызванном соучастием других органов, следует обратить внимание на орган, вызывающий шум, особенно на желудок, дабы его очистить, а также на мозг и ухо, чтобы их укрепить. Что касается мозга, то его укрепляют, например, маслом мирта, а что до уха, так его укрепляют, скажем, миндальным маслом или чем-либо в таком роде. Так же поступают при шуме, возникающем от переполнения. Необходимо очистить тело или голову, как тебе известно, и назначить смягченный режим. Что же касается шума во время кризиса, то его не следует устранять. Он пройдет, когда пройдет лихорадка.

Если шум в ушах происходит из-за обострения чувства слуха, то некоторые назначают средства, вызывающие онемение, как, например, упомянутое выше розовое масло с небольшим количеством опия или розовое масло, смешанное с маслом белены, или болиголов, растертый с бобровой струей и маслом. Самое правильное предписание: берут орешков пинии и бобровой струи, растирают в уксусе и капают в ухо. Шум, происходящий от гноя, лечат путем лечения опухоли и устранения гноя..."

"...Шум в ушах от вязкого, холодного сока лечат особыми испытанными лепешечками, именно: берут три дирхама чемерицы белой, пять дирхамов шафрана и десять - соды, изготовляют из них лепешечки и употребляют.

Одним из испытанных общих лекарств, объединяющих полезное действие при шуме в ушах от слабости, либо от закупорки или сока, является следующее: берут гвоздики и семян порея, того и другого по полдирхама, и мускуса один данак и капают в ухо с соком майорана или руты или с вином. Так же полезен отвар листьев пинии, отвар листьев самшита и отвар листьев лавра. При всем этом следует избегать принимать пищу вечером.

Сказал один из древних ученых: "Нет ничего полезнее от свиста в ушах, чем лекарство из мяты, прописываемое Для укрепления памяти". Оно наиболее полезно из всего, что создал до этого Аллах.

Полезны от этого также капли, приготовленные из иссопа с листьями пинии и костянками лавра".

Помните, средства народной медицины не могут полностью заменить методы классической медицины!

Прежде всего, боли следует разделить на хронические и острые. Первые не очень сильны, длительны, к ним, как правило, человек привыкает и даже не всегда активизируется на борьбу, что очень неправильно: продолжаясь долгое время, такие боли могут привести к деформациям суставов. Второй тип болей связан с покраснением суставов, местным повышением температуры, боль может пульсировать, ее трудно терпеть, и обычно больной готов на что угодно – лишь бы облегчить страдания.
Что делать, если хрустят пальцы
Итак, что следует предпринимать при хронических болях.
Если наблюдаются боли в мелких суставах или даже болей как таковых еще нет, но хрустят пальцы (верный признак приближения суставных болей), вам поможет сгущенный сок листьев ивы. В летний период (для средних широт с мая по август) отыщите дерево плакучей ивы и позаимствуйте у него охапку свежих зеленых листьев. Срывать их следует утром, при этом старайтесь брать преимущественно молоденькие листочки. Дома отожмите через соковыжималку сок из ивовых листьев. 20 г сока (это примерно десятая часть стандартного стакана) оставьте в теплом месте, пока не испарится две трети объема. Останется примерно 6 г сгущенного сока – это чуть больше чайной ложки. Сок ивы очень горек, поэтому добавьте в него по вкусу мед или сахар. Ежедневный прием чайной ложки сгущенного сока ивы продолжайте 10 дней, после перерыва такой же длительности лечение можно повторить, после второго такого же перерыва принимайте еще 10 дней.
Рецепты от суставных болей
Для более крупных суставов можно использовать смесь ячменной муки со свежевыжатым соком айвы: по 1 столовой ложке того и другого. Полученная тестообразная кашица накладывается тонким слоем на больные суставы, желательно охватить весь сустав по кругу. Облепив таким образом больное место, оставьте обмазку на ночь. Ежедневное десятикратное повторение процедуры принесет облегчение.
Вот еще один доступный рецепт при хронических суставных болях. Отварите 2 столовые ложки сухого сельдерея: его опускают в стакан холодной воды, доводят на медленном огне до кипения, кипятят 5–10 минут и процеживают. Пить отвар по одной трети стакана 3 раза в день до еды в течение 20 дней. После перерыва такой же длительности прием отвара повторяют еще 20 дней.
Если боли в суставах острые, применяют другое лечение:
2–3 столовые ложки меда смешивают с 10–20 г (1–2 столовые ложки) любого пищевого уксуса. Уксус – отличное средство доставки целительного меда в глубь тела. Причем чем боль острее, тем уксуса в указанных пределах должно быть больше (при слабых болях на 1 столовую ложку уксуса – 4 столовые ложки меда). Компоненты размешивают до образования однородной массы в виде кашицы. Ее кладут на сустав, прикрывают сверху лощеной бумагой (но не полиэтиленом – должен быть доступ воздуха) и оставляют на ночь. Так делают до 7 ночей подряд, после чего необходим 10 дневный перерыв, затем лечение можно повторить еще в течение 1 недели. Противопоказанием указанного метода лечения является аллергическая реакция на мед. Рецепт от шпоры на ноге
Если вас беспокоят шпоры на ноге, сгодится этот же рецепт, только уксуса берите чуть меньше (достаточно 1 столовой ложки), зато добавьте 1 каплю йода.
Когда острая боль в суставе носит пульсирующий характер и наблюдается местное повышение температуры, можно воспользоваться свежим цикорием: все наверняка видели бледно голубые цветы, растущие на пустырях. 4 столовых ложки травы цикория вместе с цветами пропустить через соковыжималку, смешать с 1 столовой ложкой ячменной муки, добавить 1 чайную ложку пищевого уксуса и перемешать до образования однородной массы. Полученную кашицу накладывают тонким слоем на больной сустав, обертывая сверху лощеной бумагой, и оставляют на ночь. Так 10 ночей подряд, после 10 дневного перерыва лечение можно повторить.
Если болят суставы, полезно на ночь готовить лепешку: соединить мед, сахарную пудру и ржаную муку, замесить крутое тесто, завернуть в марлю, чтобы мед не растекался, приложить лепешку, обернутую в один слой марли, к больному суставу, укутать больное место компрессной бумагой, забинтовать и проспать так всю ночь. Утром лепешку снять, а больное место протереть яблочным уксусом.
Наиболее радикальное лечение показано при снижении подвижности и заметной деформации суставов, а также при ревматоидном полиартрите (когда пальцы разбухли и скрючены). Тогда помогают горячие ванны отвара сушеных плодов и листьев тутовника (больше у нас известного как шелковица, растущая в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, годится как белая, так и черная). Отвар готовят так: 10 столовых ложек листьев (ягоды не помешают) заливают 0,5 л воды, на медленном огне доводят до кипения, кипятят 5–10 минут и процеживают. В этот отвар в теплом виде (40 °C) на 15 минут погружают больные руки или ноги. Ванны делают в течение 20 дней, после такого же перерыва лечение повторяют.
Какая пища врачует суставы
Кроме подобных рецептов в восточной медицине известны пищевые продукты, употребление которых тоже помогает побороть боль в суставах.
Один из них – мускатный орех, особенно эффективный для снятия острых болей при радикулитах. 20 штук размалывают и принимают по 1 чайной ложке в день с чаем, едой или посыпают молотым орехом крутое яйцо. Курс лечения – 40 дней.
Имбирь от боли при радикулите
При радикулитных болях помогает также корень имбиря. Кусочек корня кладут под язык и держат два часа. Боль проходит. Правда, есть побочное действие: имбирный корень закрепляет желудок, так что если пришлось им воспользоваться, следует позаботиться о компенсации, приняв легкое слабительное.

Я приглашаю в студию председателя академии народной медицины Узбекистана Мухаммада Хамраева . Встречайте!
Рецепты Авиценны помогают многим людям. Что можно сказать о сосудах?

Авиценна уделял очень большое внимание сосудам.
Хорошо, вот мы очищаем сосуды, а что дальше? Почему они загрязняются? Откуда берётся это всё? Дело в том, что функция печени нарушена.
В своём трактате о печени Авиценна уделяет очень большое внимание очистке печени. И у него есть такой термин как «ослабление печени». Когда печень ослаблена, значит, сосуды загрязняются. И поэтому во всех его рецептах присутствуют такие ингредиенты, которые любит наша печень. Когда печень ими питается, то усиливается её функция.

Мы приготовили все, что вы нам сказали.

Самый простой рецепт это кашица из репы с добавлением мёда.
Рецепт :
200 г тёртой репы и 100 г мёда.
Эту кашицу в течение 2-х месяцев ежедневно принимать по 1 ст.л. через полчаса после каждой еды.
Репа очень активная. Вот даже для улучшения почек, улучшения зрения, улучшения функции печени репа всё время рекомендуется.
И Авиценна ещё добавляет сюда мёд. А мёд очень любит наша печень.
И этот рецепт может каждый человек готовить у себя дома и употреблять. Вы попробуйте 2 мес. употреблять этот рецепт, и вы почувствуете улучшение.

ГМ - И питание необходимо изменить, а не надеяться только лишь на один рецепт.

- Из простейших рецептов есть самый знаменитый рецепт Авиценны - называется это «исканжумин» (примерно - ред.). Он состоит из мёда и яблочного уксуса (или винного, или отрубного уксуса). Главное натурального.
Рецепт :
Мы разогреваем мед, и появляется пена. Мы её снимаем и к мёду добавляем яблочный уксус в соотношении 3 части мёда и 1 часть уксуса.
Его принимать по 1 ст.л. три раза в день. Он очень активный (рецепт).

ГМ - И тщательно рассасывать во рту, сразу не глотать.

Авиценна даже знал, что даже больные сосуды можно привести обратно в здоровое состояние?

Конечно.
Вы можете дома у себя готовить следующий рецепт.
Рецепт :
200 сока лука смешать со 100 граммами мёда. И принимать 1 раз в день 50 грамм. Среди дня. Это очень сильный рецепт. Потому что лук имеет растворяющие, расширяющие свойства.

Помимо этого вы можете готовить самый простой рецепт из одуванчика. Корень одуванчика имеет полезное свойство растворять холестерин, укреплять сосуды.
Рецепт .
200 г корней одуванчика залить 1 литром воды и довести до кипения. Корень из раствора не вынимать. И по 50 г три раза в день за полчаса до еды употреблять. Очень хорошо помогает.

Надежда Вячеславовна мы можем вам посоветовать ещё вот что .
Вот обыкновенная молочная сыворотка, она доступна, всюду её можно достать. Берите 500 г молочной сыворотки, добавьте 50 г мёда (примерно 3 ст.л.), смешать.
Это очень простой рецепт для очистки сосудов.
Употреблять по 50 г три раза в день до еды. Курс 2 месяца.

Спасибо. Комментарии специалиста.

, апитерапевт
- Мёд содержит все микроэлементы, которые необходимы организму. В нём содержатся моносахара, которые очень легко усваиваются, и поэтому на печень не будет никакой нагрузки. И вот то, что это сразу усваивается в кровь, то необходимо мёд употреблять так: взять в рот и под язык, и рассасывать. И не доходя до желудка, мёд уже попадает в кровь.

Loading...Loading...