История архитектуры. Костел святой троицы в гервятах, беларусь Интерьер и архитектура

В Костел Святой Троицы в Гервятах, Беларусь

Оригинал взят у mareneve в Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.

Это самая старая католическая община в городе, о которой сохранились документальные сведения . На пожертвования короля был построен деревянный храм на Троицкой Горе, однако в 1409 году храм сгорел дотла. Вновь отстроенный деревянный храм также погиб в пламени пожара в 1809 году. Существовали планы его восстановления, но из-за недостатка средств они не были реализованы. В 1832 году приходским храмом стала деревянная часовня Святого Роха на золотогорском католическом кладбище, построенная в 1796 году.

К середине XIX века деревянное здание бывшей часовни, ставшей храмом Пресвятой Троицы, сильно обветшало. Епископ А. Войткевич сумел получить разрешение на постройку нового каменного костёла, который был возведен за 3 года (1861-1864) по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Храм в неоготическом стиле возводился на средства, полученные от сбора пожертвований, причём их собирали не только католики, но и представители других конфессий и религий в знак благодарности святому Роху , который, как считалось, спас город от эпидемии холеры . 1 ноября 1864 года церковь была освящена под двойным титулом: Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха. Однако сохранилось и продолжало использоваться и историческое название церкви Пресвятой Троицы. В правом алтаре храма находилась статуя святого Роха, перенесённая из старой часовни. Статуя была окружена широким почитанием, на праздник св. Роха 16 августа на Золотой Горке собирались тысячи паломников .

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: «Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей». Здание имело также двухэтажную башню, в которой размещались колокола - «Леонард», «Стефан» и «Бронислава». Над алтарём находилась старинная икона Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

В 1922 году из костёла были реквизированы все ценности и богослужебная утварь. В 1930-е храм был закрыт, тогда же исчезла и почитаемая статуя св. Роха . В июне 1941 года Золотогорский костёл сильно пострадал от боевых действий. Богослужения возобновились на короткое время во время фашистской оккупации Минска, но сразу после окончания войны здание было приспособлено под книгохранилище.

В послевоенные годы кладбище вокруг здания храма было уничтожено, а вокруг построены жилые дома, после чего бывший храм оказался внутри квартала. После реставрации в 1983 году здание было взято под охрану и переделано в зал камерной музыки Белгосфилармонии . В апсиде в 1984 году установлен электрический орган чехословацкого производства, а окна украшены витражами .

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения в свободное от концертов время. В 1998 статуя св. Роха, выполненная из металла, была размещена в правом алтаре на том же месте, где располагалась исчезнувшая историческая. В 2006 году зал камерной музыки был закрыт, а здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

пр-т. Независимости, 44 а

Золотогорский костел известен под несколькими названиями: Пресвятой Троицы и святого Роха.

Титул Пресвятой Троицы был перенесен в кладбищенскую часовню на Золотой Горцы, когда в 1842 г. она получила статус приходского костела. Ныне существующий храм был освящен 1 ноября 1864 г. под двойным титулом — Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха, однако за ним был сохранен и титул Пресвятой Троицы.

Одно из них — костел св. Роха. Рох родился в Монпелье, Франция, в 1295 году. Он стал монахом и отдал всю жизнь и силы уходу за больными, в том числе и инфекционными. Самоотверженного монаха вскоре после смерти (16 августа 1327 г.) объявили святым. В католицизме Рох считается защитником людей и животных от заразных болезней, покровителем хирургов.

В XVIII в. на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на фольварк Долгий Брод, возникло католическое кладбище. Позже оно было значительно расширено в восточном направлении после двух эпидемий холеры, которая свирепствовала в Минске в 1848 и 1853 гг. Умерло тогда несколько тысяч человек. Территория кладбища в это время размещалась между улицами Захарьевской, Долгобродской, Слепянской, Золотогорской (Краснозвездной) и Могильным переулком (улица Радистов).

"НГАБ. 1861 г. План "Старых" і "Халерычных" могілак на Залатой Горцы. На той час яны знаходзіліся яшчэ па-за мяжой горада Мінска". Опубликовано В ФБ Денисом Лисейчиковым

Здесь стояла традиционная деревянная каплица.


Каплица на Золотой Горке. Опубликовано на ФБ Владимиром Садовским

Во время большого пожара 14 августа 1809 года, которым была уничтожена почти вся застройка в районе Троицкой горы, сгорел и приходский костел, находившийся в районе нынешней 2-й клинической больницы и оперного театра. Позже, в 1832 году, когда были упразднены некоторые римско-католические монастыри, в том числе и доминиканский, его костел был использован как приходский. С упразднением доминиканского костела богослужение перенесли в Золотогорскую деревянную часовню.

К середине XIX века деревянная каплица обветшала. К 1842 году часовню переделали в костел, имевший следующие размеры: «длиной 6 сажен 1 аршин, высотой 3 сажени 3 аршина 12 вершков» (сажень — 213 см, аршин — 71 см, вершок — 4,4 см).

В 1849 г. возникла необходимость ремонта этого костела. Позже, как выяснилось, эта мера не могла спасти старое здание. И костел решили перестроить.

После того, как российские власти опять разрешили возводить костелы, приступили к сбору средств. Основными жертвователями стали супруги Леоновичи (14 тысяч рублей серебром), полковник Игнат Ляскович (5000 рублей серебром) и Антонина Каминская (3334 рублей серебром). Костел был сооружен по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого.

Строительство костела было начато в 1861 г. и закончено в 1864 г. В 1896 г. возле костела построили кирпичную «браму» (видна на снимке, до наших дней не сохранились) с двумя железными калитками и центральной полукруглой аркой, закрытой узорчатыми железными дверями. Брама и костел построены в неоготическом стиле.

В 1908 г. по описаниям костел представлял собой каменное здание с 12 окнами и железной крышей, имел в длину 12,5 саженей, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей.

В двухэтажной башне помещались колокола «Леонард», «Стефан», «Бронислава». Главный колокол весил 53 пуда.

Современники высоко оценивали художественные достоинства интерьера костела. Об убранстве несколько раз писал Владислав Сырокомля. Особый интерес представляли алтари и шесть гипсовых фигур. Справа стояли святые Рох, Михаил и Габриель, слева — Иисус Христос, Дева Мария и святой Иосиф.

Алтарь Алтарь
«Внутри часовни на Золотой Горке в губернском Минске». Литография Э. Гораздовского (1843-1901 гг.)
http://pan-demetrius.livejournal.com Проект нового костела на Златогорском кладбище. Арх. Ю. Дзеконский. 1906

При Златогорском костёле религиозные праздники всегда отмечали с особой торжественностью, прежде всего Пасху. Даже стреляли из пушек. Для этого еврейский кагал должен был доставить на этот праздник «камень лою» и 50 рублей деньгами.

Рядом с костелом стояли могильные кресты красивейшего древнего кладбища с фамильными гробницами.


Фото 1901 г.- .

Но при строительстве Дворца искусства вся эта красота священного места была уничтожена.

Судя по всему, именно в Золотогорском костеле впервые в Минске в дополнительное богослужение был введен русский (вместо польского) язык. Это произошло в феврале 1871 года. В октябре того же года при костеле организовали школу органистов (обучение началось в феврале 1872 года), в которой готовились музыканты для богослужения на русском языке. Нововведения связаны с ксендзом Сенчиковским, личность которого весьма неоднозначно воспринималась католиками. Свою жизнь он, не по своей воле, окончил в Омске. Католические священнослужители отказались хоронить ксендза, и этим пришлось заняться православным.

Костелом святого Роха (Минск) называют католический собор, который расположен в историческом районе города Золотая Горка. Также он известен под названием Костел Святой Троицы. Он имеет длинную и интересную историю, о которой будет рассказано более подробно.

История собора

Костел святого Роха, также носящий название Пресвятой Троицы, находящийся в Минске, был основан литовским князем Ягайло в 14-м веке. Это самый старый из сохранившихся католических соборов, находящийся в городе, и тот, о котором имеются документальные исторические сведения. Известно, что костел святого Роха возводили на средства князя Ягайло и под его руководством.

Однако вскоре после того как строительство было завершено, деревянный храм в 1409 году подчистую уничтожил страшный пожар. Со временем начались работы по воссозданию костела, которые были успешно завершены. По таинственному стечению обстоятельств ровно через 400 лет вновь отстроенный храм был опять полностью уничтожен сильным пожаром.

Восстановление церкви

Были разработаны различные планы по воссозданию храма, однако им не суждено было сбыться из-за отсутствия достаточного финансирования. В 1796 году на золотогорском кладбище, где хоронили католиков, была построена деревянная часовня св. Роха, которая с 1832 года становится приходским храмом. В середине XIX века строение, ранее бывшее часовней, достаточно сильно обветшало и постепенно начало приходить в негодность. Епископ А. Войткевич после нескольких настойчивых попыток все-таки сумел получить разрешение на возведение костела святого Роха из камня на месте старенькой часовни.

Каменный костел

Строительство каменного храма началось в 1861 году и спустя всего три года было завершено. Проект костела создал известный архитектор того времени, академик из Санкт-Петербурга, М. Сивицкий. Церковь была отстроена в неоготическом стиле и сразу же поразила своей красотой и величественностью. Костел возвели исключительно на пожертвования, что интересно, средства давали не только католики, но и верующие других конфессий, а также религий. Связано это было с тем, что, как считали верующие, святой Рох спас город от смертельной эпидемии холеры.

В начале ноября 1864 года вновь отстроенный каменный храм был освящен под двумя титулами - Успение св. Девы Марии и св. Роха. Тем не менее в народе сохранилось и использовалось третье, историческое название храма - Пресвятой Троицы. В одном из алтарей костела в то время была установлена статуя св. Роха, которая была перенесена благодарными верующими из старой деревянной часовни. К самой статуе святого верующие относились с большим почтением. В середине августа в праздник св. Роха ежегодно у церкви собиралось несколько тысяч паломников.

Костел святого Роха в 20-м веке

Костел выстроен из камня и имеет готическую архитектуру с дюжиной вытянутых окон, крыша выстлана железными листами. Здание храма имеет двухэтажную башню, в которой располагаются колокола, носящие имена «Бронислава», «Стефан» и «Леонард». Над главным алтарем находится икона Богоматери с младенцем, рядом со св. Троицей. Один из боковых алтарей был освящен во имя святого Роха, а другой - во имя святого Антония. Так описывался храм в документах 20-го века.

Скульптура св. Роха, стоявшая около бокового алтаря, считалась у верующих чудотворной и исцеляющей различные хвори. В 1920 годы из храма реквизировали различные ценности, а также утварь для богослужений. Спустя несколько лет расписание служб костела святого Роха существенно изменилось, а позже, в 30-е годы, церковь и вовсе была закрыта. Во время войны с фашистской Германией костел сильно пострадал от вражеских снарядов. Когда фашистские войска оккупировали Минск, в храме тайно начали проводить службы. После завершения войны церковь перестали использовать по прямому назначению, а ее здание передали под книгохранилище.

Возрождение храма

В послевоенные годы город постепенно возрождался после ужасов войны, со временем была восстановлена и церковь. После реставрации здание собора в 1983 году взяли под государственную охрану, а затем переделали под зал органной музыки под ведомством Госфилармонии Белорусской ССР. Спустя год в апсиде был установлен электроорган, изготовленный в Чехословакии, а готические окна украсили разноцветными витражами.

С середины 1991 года в церкви св. Роха в свободное от музыкальных мероприятий время возобновляются богослужения. Спустя семь лет в боковом алтаре появляется копия утраченной статуи св. Роха, которую выполнили из металла. В 2006 году зал органной музыки закрывают, а само здание возвращается в ведение римско-католического прихода, освященного во имя Пресвятой Троицы. В настоящее время все желающие могут посетить это прекрасное сооружение, которое имеет не только культурную и церковную ценность, но и великолепную архитектуру и богатую историю.

Расписание служб в костеле святого Роха (Минск):

  • С понедельника по субботу они проходят в 8-00 и в 18-00.
  • В воскресенье утренние службы бывают в 9, 11 часов, а также в 12-30.
  • Вечером время служб - 17 и 19 часов.

День св. Роха отмечается каждый год.

Первое упоминание о костеле святой Троицы, что на одноименной улице в Праге, относится к 1353 г. По преданию, его возвели те же зодчие что строили одновременно монастырь на Словенах. Мастера работали без вознаграждения и использовали строительные материалы, оставшиеся невостребованными на большой стройке. Строительство велось на месте разобранной готической церкви св. Андрея. По всем этим причинам возведение храма шло медленно.

В 1420 г. во время религиозных гуситских войн храм был разрушен. С наступлением мирного времени здание было восстановлено и освящено во имя Пресвятой Троицы. Храм стал центром одного из беднейших приходов Праги, и поддерживать его в должном виде удавалось с большим трудом. Самые значительные пожертвования на его содержание удавалось собрать только в престольный праздник, когда к храму стекались паломники из других районов Праги.

Тем не менее в XVIII в. было предпринято несколько попыток привести здание в порядок. В 1724 г. над проектом реконструкции костела работал П. И. Байер, но его планы не были воплощены в жизнь. Более реальным оказалось проведение строительных работ в 1728–1729 гг. когда был расширен неф костела. В 1751 г. к нему была пристроена Голгофская часовня. В 1781–1782 гг. была сооружена восьмиугольная ризница и новая колокольня. В итоге к концу века здание было полностью отремонтировано и его внешний вид приобрёл некоторые черты, характерные для стиля барокко. В 1871 г. костёл снова обновился: и в это время был построен вестибюль перед выходом на хоры

Изначально при костёле была построена деревянная колокольня, которая довольно быстро обветшала. В 1781–1782 гг. вместо неё была возведена небольшая каменная башня. Это двухэтажное, квадратное в плане строение считается одной из самых низких колоколен в городе. Её высота составляет только 32 м. По своему стилю это яркий образец позднего барокко. Об этом говорит характерная форма окон и пилястры по углам башни. На верхнем ярусе башни её четверик переходит в октаэдр. Завершает конструкцию колокольни восьмигранный луковичный купол, фонарь и аналогичный купол меньшего размера со шпилем.

На башне находятся два колокола, отлитые мастером Брикусом из Зимберга в 1559 и 1594 гг. Работы этого потомственного колокололитейшика отличаются изящными декоративными украшениями и своеобразной формой.

Loading...Loading...