Идеал человеческой красоты. Классный час "красота души человеческой" Во внешней красоте человека воплощены

Разделы: Русский язык

Цели урока.

Образовательные:

  • обобщить и расширить представление о рассуждении как типе речи;
  • систематизировать знания о публицистическом стиле текста;
  • научить отбирать материал на морально-этическую тему.

Развивающие:

  • продолжить работу над формированием умения строить текст рассуждения;
  • продолжить работу над формированием умения находить в тексте языковые приметы публицистического стиля;
  • продолжить работу над формированием умения отбирать материал на морально-этическую тему.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся чувство прекрасного;
  • развить у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Оборудование: репродукции картин, мультимедиапроектор, диск с записью музыкального произведения А. Вивальди “Времена года”, раздаточный материал с фрагментом произведения В. А. Сухомлинского “Письма к сыну”.

План урока:

I. Вступительное слово.

II. Введение эстетической категории “красота” на основе произведений изобразительного искусства.

III. Разъяснение понятия “красота”. Обращение к народной мудрости и музыкальному произведению.

IV. Воплощение красоты в слове. Анализ текста (В. А. Сухомлинский “Письма к сыну”).

V. Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.

VI. Определение тем сочинения.

Ход урока

I. Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

II. Посмотрите на репродукции картин: “Венеры” Боттичелли, “Джоконды” Л. да Винчи, “Портрета Карамзина” Кипренского, различных детских портретов, пейзажей, изображений архитектурных памятников.

Какие эмоции вызывают у вас эти картины?

Ученик: Чувство прекрасного. Красота порождает положительные эмоции, доставляют эстетическое наслаждение.

Учитель: Почему всем людям доставляет наслаждение смотреть на шедевры мирового искусства?

Ученик: Они несут “вечные” ценности: Доброту, Красоту, Любовь. Они отражают многовековой опыт человеческого гения.

III. Учитель: Как вы понимаете слово “красота”?

Ученик: Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).

Учитель: Вот что говорит о красоте народная мудрость: (Учитель с помощью мультимедиапроектора демонстрирует примеры пословиц)

Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.

Красна весна цветами, осень – снопами.

Красна птица пением, а человек – умением.

Красна речь поговоркою.

Красота без разума пуста.

Какие примеры пословиц можете привести вы?

Какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других?

Ученик: Красота без разума пуста.

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученик: Только мыслящий человек способен оценить истинную красоту.

Учитель: Какие виды искусства, известные вам, воплощают красоту?

Ученик: Живопись, музыка, скульптура, архитектура, киноискусство.

Учитель: Обратимся к музыкальным произведениям. Прослушайте фрагмент произведения А. Вивальди “Времена года”, а затем запишите ряд ассоциаций, возникших во время этого прослушивания. (Можно предложить отрывок из композиции “Лето” из этого цикла)

Ученик: Ветер, порывистость, стена дождя, холодные струи, ярость, мощь, буря, гроза.

Учитель: Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения…

IV. Мы увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну.

(Раздаточный материал)

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат пред ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности.

Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом.

Прочитайте текст вслух.

Кому адресовано это послание?

Ученик: Сыну.

Учитель: Только ли ему? Подумайте.

Ученик: Это духовное завещание всему человечеству.

Учитель: Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.

Ученик: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты”.

Учитель: Как определяет В. А. Сухомлинский эту непреложную высшую человеческую ценность?

Ученик: “Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни”.

Ученик: “Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека”. “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.

Ученик: Идеально развитой личностью является личность гармоничная, прекрасная внешне и внутренне.

Учитель: Но нередко именно внешняя красота обращает на себя внимание в первую очередь, ведь по одёжке встречают. Особенно в наше время, когда активно пропагандируются культ внешней красоты и вечной молодости. Однако многовековой опыт подтверждает мудрые и справедливые слова В. А. Сухомлинского: “Духовная пустота делает безликой внешность человека”. Размышляя о духовности, В. А. Сухомлинский подводит следующий итог. А какой именно, найдите сами.

Ученик: “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.

V. Учитель: Структурным элементом какого типа речи является итог-вывод?

Ученик: Рассуждения.

Учитель: Вспомните композицию рассуждения и выявите ее в тексте.

Ученик: В качестве тезиса в тексте выступает предложение: “Красота – это глубоко человеческое”. Доказательствами являются утверждения о единстве внешней и внутренней красоты, как о необходимых составляющих гармонично развитой личности. Вывод дается в конце фрагмента: “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.

Учитель: В каком стиле текста чаще используется рассуждение?

Ученик: В публицистическом и научном.

Учитель: К какому стилю относится данный текст? Какие языковые приметы этого стиля вы можете найти в тексте?

Ученик: В тексте часто встречаются предложения, функция которых воздействие на сознание читателей: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.

Повествование отличается особой эмоциональностью, проявляющейся в употреблении различных изобразительных средств: “лазурного неба”, “серые нити дождя”, “голубой колокольчик подснежника”, “расцветет благородство”. В тексте встречаются и примеры терминологического характера: “антропологическое совершенство”, “нравственного достоинства”, “эстетического совершенства”.

VI. Учитель: Дома напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Красота спасет мир?
  2. Красота вечная и красота современная.
  3. “Ты – творец собственной духовной красоты”.

Литература

  1. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю// Классный руководитель. – 2006. - №5. – С. 82-97
  2. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю (окончание)// Классный руководитель. – 2006. - №6. – С. 105-116
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995
  4. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. (Письмо № 22) – М., 1987. – С. 79-83

Добрый день, дорогой сын!

Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970)

Ты побуждаешь меня писать целые трактаты. Сперва о дружбе и любви, потом – о женственности, теперь же ты просишь сказать отцовское слово о красоте. Ну, что же, я скажу, только пусть мои слова останутся в твоем сознании на всю жизнь.

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

Высшая красота – в человеке, вершина человеческой красоты – это красота женщины. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в бессмертных художественных образах великие поэты – Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Шевченко, Мицкевич. Целомудренно воспетая ими красота живых женщин – тех, в которых они сами были влюблены, – стала мерилом нравственности чувства любви для многих поколений. Красота женщины не порождена половым инстинктом и не представляет собой чего-то нераздельного с половыми потребностями. Запиши себе в записную книжку и запомни слова Белинского: «Вот прекрасная молодая женщина: в чертах ее вы не находите никакого определенного выражения – это не олицетворение чувства, души, доброты, любви, самоотвержения, возвышенности мыслей и стремлений… Оно только прекрасно, мило, одушевлено жизнью – и больше ничего; вы не влюблены в эту женщину и чужды желания быть любимым ею, вы спокойно любуетесь прелестью ее движений, грациею ее манер, – и в то же время в ее присутствии сердце ваше бьется как-то живее, и кроткая гармония счастия мгновенно разливается в душе вашей».

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе, скромность. Средоточие духовной жизни, зеркало мысли, выразитель чувств – человеческие глаза. Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, все больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем облике. О внутренней пустоте свидетельствует даже то, что человек стремится прибавить к своей внешности черты, или вообще не свойственные нормальным человеческим представлениям о красоте, или же унижающие человеческое достоинство.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется (как думаешь ты?), надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик как бы озарен внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола скульптор воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. В девушке, помыслы которой – о творчестве, красота ярче и глубже, чем в такой же девушке, изнывающей от безделья. Безделье – враг красоты, помни это, сын. Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева. Внутренняя, духовная красота озаряет лицо ученого, мыслителя, поэта, изобретателя в момент, когда разум воодушевлен, озарен светом творчества. Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.

Красота – спутник вдохновения. У О. Гончара есть прекрасная новелла – «Подсолнечники». В ней рассказывается о скульпторе, которому поручили изваять бюст девушки – мастера высоких урожаев подсолнечника. Лицо девушки поразило мастера некрасивостью. Оно не вдохновляло, и скульптор отказался от работы. По дороге на станцию ему пришлось ехать мимо поля цветущих подсолнечников. Здесь он увидел и свою героиню – она работала. Но теперь ее лицо выглядело другим. Оно было воодушевлено чувством красоты труда, во внешних чертах светилась красота внутренняя. «Она красива!» – воскликнул художник, в своем воображении он уже лепил черты лица девушки.

Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными.

Красоту создают и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупоге равнодушия, невыразительности.

Если внутреннее, духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губит. Когда соприкасаешься с многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимание – они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает безликой внешность человека.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Подхалимство, угодничество не только придают выражение подобострастия глазам, лицу, но накладывают отпечаток на все тело. При встрече с подхалимом и угодником мне кажется, что он, дабы угадать мысли начальника, слушает не только ушами, но прислушивается всем телом – руками, ногами, даже спиной, готовой в любую минуту изогнуться то ли в подобострастной покорности, то ли в извинении. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры. Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не оценят», – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека и одно из самых благородных человеческих чувств – любовь. Вершина общечеловеческой красоты будет достигнута тогда, когда каждый из миллионов членов нашего общества, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой. Каждый будет, по словам м. Горького, как звезда друг перед другом. Я твердо убежден, что при коммунизме все люди будут красивыми. Иначе и быть не может, потому что внутренняя и внешняя красота будет расцветать одновременно.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом. Посылаю тебе «Избранное» Грина. Эту книгу надо читать не только умом, но и сердцем. Читать не только строчки, но и между строчек. Желаю тебе доброго здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец.

Маленький принц произнес очень мудрые слова, которые поймет далеко не каждый взрослый: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь." Он имел в виду, что внешность ничего не говорит о человеке. Главное - то, что у него в душе. Красивый человек может оказаться абсолютно безнравственным, а непривлекательный - личностью с высокими моральными принципами.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Свидригайлов с виду приятен. Внешность не выдает его ужасный внутренний мир: герой готов сделать все ради малейшей своей прихоти. С первого взгляда невозможно увидеть в Свидригайлове тирана и насильника.

Совсем иначе можно сказать о Соне Мармеладовой. Из-за своего образа жизни она бледна, худа, запугана. Но за этой внешностью скрывается по-настоящему прекрасный внутренний мир.

Оскар Уайльд "Портерт Дориана Грея"

Будучи юношей, Дориан произносит желание: он просит, чтобы вместо него старел портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Желание сбывается. Красота становится основным источником власти юноши. Дориан Грей не меняется с годами. Его внешность не портят безнравственные поступки. За прекрасной внешностью юноши скрывается безнравственное существо, для которого нет ничего святого. Люди, не знающие, на что способен этот человек, не видят в нем ничего плохого. Красота лишь внешне скрывает моральное уродство. Получается, внешность обманчива.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Элен Курагина красива, но это не делает ее хорошим человеком. Эта женщина безнравственна, эгоистична, корыстна, глупа. Привлекательная внешность не имеет ничего общего с моральными качествами героини.

Внешность Марьи Болконской нельзя назвать привлекательной. Истинная красота этого человека проявляется в высоких моральных принципах и нравственных поступках. Герои, способные видеть настоящую красоту, не придавали значения внешнему облику княжны Марьи.

Идеал человеческой красоты.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни. Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония - единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Человек не только создавал образы идеальной красоты, которые дошли до нас в творениях великих поэтов и писателей, мастеров живописи и скульптуры, но и в реальной жизни пытался подражать во всем этому, идеалу. Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания.

Во все времена ценителями женской красоты были мужчины, и первым из них (по греческой мифологии) был сын троянского царя Парис, Зевс поручил ему рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью: «Прекраснейшей» – Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в употреблении пудры и губной помады.

Так, почти одновременно с появлением человека возникает косметика, сохраняющая красоту, подчеркивающая достоинства и маскирующая недостатки. Сейчас у современных женщин есть всё: косметика, салонные процедуры, мастер-классы от профессионалов. Но женщинам, жившим куда ранее нас с вами, было сложнее бороться за красоту. Есть некоторые факты из истории, о том на что были способны женщины, ради своей красоты, смотреть на это действительно страшно, но несмотря на всю абсурдность, это происходило в действительности. Вот, некоторые из них:

ЯДОВИТАЯ КРАСОТА

В 19 веке было модно есть мышьяк, чтобы «придать лицу цветущий вид, глазам – блеск, а телу – привлекательную округлость». Приём мышьяка, конечно же, регламентировался целым набором правил – луна должна быть прибывающей, первый приём – только одно зёрнышко (пока не выработается сопротивляемость), и если уж вы начали, то должны продолжать есть эту гадость всю жизнь – иначе смерть.

Правда, были и побочные эффекты – мышьяк накапливается в щитовидной железе и вызывает зоб. А иногда и смерть. Но когда речь идёт о красоте, кого это может остановить.

НОЖКИ ЗОЛУШКИ

Более тысячелетия о красоте женщин в Китае судили по ее стопе. Чтобы нравиться китайским мужчинам и повысить шанс на замужество, женщины Срединной Империи должны были калечить себе ноги. Женщина с нормальной стопой не имела надежды выйти замуж. При первом перевязывании стопы в возрасте двух лет четыре пальца прибинтовывались к подошве лентами метровой длины так туго, что ломались кости. В конечном итоге стопа должна была стать похожей на лунный серп.При этой процедуре большинство девочек теряли сознание от боли или так кричали, что их матери затыкали им рот кляпом. С каждым днем повязки затягивали все туже и туже. Это приводило в итоге к тому, что кожа на ногах начинала гнить, ногти врастали или полностью отмирали и отслаивались. Подгнивающую кожу каждый день подрезали и вынимали обломки костей. Иногда матери способствовали скорейшему процессу разложения тканей и подсыпали под бинты фарфоровую крошку, грязь или червей. От ног исходил ужасающий запах. Деформация продолжалась около трех лет, после этого стопы ног были фактически мертвы. Идеальный размер составлял 7,5 см!

Самый тяжелый период корсетной моды пережили испанские женщины эпохи Возрождения. Железный чехол на шарнирах с дырочками для вентиляции, который служил корсетом, недаром назывался орудием пытки. Талия уменьшалась до 20–30 см в обхвате. В результате корсет сдавливал и смещал печень, желудок, почки, половые органы, нарушал кровообращение. В итоге молодые женщины страдали хроническими заболеваниями внутренних органов, преждевременно погибая от них. Тем не менее такие жесткие корсеты были популярны вплоть до XVIII века

ПЛАСТИКА

Пластическая хирургия, что это? Крайнее средство, к которому прибегают люди, чтобы исправить те или иные дефекты в своей внешности или же это настоящая зависимость, схожая с наркотической или алкогольной?

В погоне за идеальным лицом и формами знаменитости отдают миллионы, а в итоге становятся похожими на героев фильмов ужасов. Некоторые увлекаются скальпелем хирурга настолько, что их внешний образ заставляет содрогнуться.

АНОРЕКСИЯ

Анорексия уже по праву носит название болезни XXI века. По некоторым данным до 30% населения развитых стран страдает расстройствами пищевого поведения, 9% из них приходится на анорексию. Ежегодно анорексия уносит множество жизней молодых женщин и девушек, некоторые остаются инвалидами на всю жизнь.

Красота человеческого тела возведена нашим веком до невероятных высот. Культ молодости и красоты так абсолютен, что порождает в людях не столько стремление достичь этой нереальной высоты, сколько страдание, что идеал не достижим. Все мысли современного человека поглощены внешней красивостью. За тоннами пудры и румян мы прячем нашу неуверенность в себе, наши несовершенства. Человечество слишком увлеклось игрой в совершенство. И не то страшно, что идеал красоты так высок, а то, что любое несоответствие этому искусственному идеалу, приравнивается чуть ли не к уродству. Нашему веку, как никогда важно, чтобы идеал красоты стал более одухотворённым. Доброта и нежность, искренность и щедрость, чистота и доброжелательность должны выйти на передний план в оценке человеческой красоты. Может, зря мы так упрямо стремимся достичь какого-то иллюзорного идеала. Может, пора принять себя такими, какими мы есть!?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Омский государственный технический университет"

Нефтеюганский филиал

Кафедра "Экономики и управления"

ЭССЕ

На тему «Идеал человеческой красоты»

По дисциплине "Культурология"

Выполнил:

Студент заочного отделения

1-го курса группы ЗМН-114-НЮ

Спирихина Вероника Витальевна

«Красота природы» - Ягоды соком наполнились, Солнечной краской окрасились. « Полюби родную ниву. Осина. В. Ворона. 5. Не отведать ли еще Ягодок немного. Малина. В обхвате пять аршин Три сотки крона занимает. С. Есенин. Плетут для меня Кузовки и лукошки. О. Высоцкая. Полюби зеленый бор И на землю, и на небо Устремляй пытливый взор.» А. Круглов.

«Человеческие расы» - Монголоидная – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. Представление о расах. Для каждой расы характерно единство происхождения. Обобщить имеющиеся знания о человеческих расах. План. Сформировать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма. Европиоидная- коренное население Европы,Южной Азии и Северной Африки.

«Модель представление» - Случай рис. 2.12.а показывает нелинейную функцию вида y=f(x). Система. Классификация видов моделирования систем приведена на рис. 1.9. Феноменологическая модель основывается на качественном понимании физической ситуации. Структурные схемы отдельных фрагментов модели: Отсутствуют только конкретные значения символических параметров и начальных значений.

«Идеал человека» - Основная часть. Актуальность. Что делает человеческую жизнь осмысленной? Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. Каждый день в нашей стране появляются книги сотен различных наименований. Детектив. Автор работы: Дробышева Анастасия Николаевна. Драматургия. В драме изображается жизнь в событиях, поступках, столкновениях героев.

«Информация и формы её представления» - Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. Презентацию подготовила ученица 10 класса Макарова Ксения. Приведем пример аналогового и дискретного представления информации. Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и.

«Красота японского искусства» - Искусство Японии. «Не сотвори, а найди и открой». Но в саду деревьев главное – деревья… Для Японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара. Деревья, камни, вода – неотъемлемые составные части Японского сада. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки.

Loading...Loading...