Скандинавская шкала инсульта. Приложение Г4. Шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) - Шкала инсульта Национального института здоровья. Что это за шкала

(NIHSS, NATIONAL INSTITUTES OF HEALTH STROKE SCALE BROTT T., ADAMS H.P., 1989)

Проводится для определения уровня неврологического дефицита после инсульта. Высокая оценка соответствует более тяжелому инсульту, даже если он не вы-является при ранней нейровизуализации. Эта шкала применяется в большинстве клинических исследований, также она необходима для оценки состояния пациентов после тромболизиса или антикоагулянтной терапии. Оценка по данной шкале должна проводиться для всех пациентов с инсультом. Последующая оценка поможет оценить изменение состояния пациента.

Уровень сознания Оценка

В сознании, четко отвечает на вопросы

Сонлив, но реагирует даже на минимальный стимул – команду, вопрос

Реакция только в виде двигательных или вегетативных рефлексов или полная арефлексия

Уровень сознания: ответы на вопросы.

Пациента просят назвать месяц года и свой возраст

0
1
2

Уровень сознания: выполнение команд. пациента просят закрыть глаза и сжать кулак

Правильные ответы на оба вопроса или наличие языкового барьера

0

Правильный ответ на один вопрос

1

Неправильные ответы на оба вопроса или не может ответить

2

Движения глазных яблок

Полный объем движений

0

Частичный паралич взора или изолированный паралич

1

Фиксированная девиация глазных яблок или полный паралич взора, непреодолимый с помощью приема «глаз куклы».

2

Поля зрения: исследуется в каждом поле с помощью движений пальцами, которые исследователь выполняет одновременно с обеих сторон.

Норма или давняя слепота

0

Асимметрия или частичная гемианопсия

1

Полная гемианопсия

2

Билатеральная гемианопсия или кома

3

Паралич лицевой мускулатуры

Нет или седация

0

Минимальный (только сглаженность носогубной складки)

1

Частичный (нижняя половина лица)

2

Полный (вовлечена вся половина лица) или кома

3

Д вижения в левой руке: пациент удерживает вытянутую руку под углом 90°

0
1
2
3

Нет движений

4

Д вижения в правой руке: пациент удерживает вытянутую руку под углом 90°

Пациент удерживает руку под углом 90° в течение 10 секунд, отек или ампутация

0

Пациент вначале удерживает руку в заданном положении, рука начинает опускаться до истечения 10 секунд

1

Пациент не удерживает руку в заданном положении в течение 10 секунд, но все же несколько удерживает ее против силы тяжести

2

Рука падает сразу, пациент не может преодолеть силу тяжести

3

Нет движений

4

Движения в левой ноге: пациент поднимает ногу на 30° в течение 5 секунд

0
1
2
3

Нет движений

4

Движения в правой ноге: пациент поднимает ногу на 30° в течение 5 секунд

Пациент удерживает ногу в заданном положении в течение 5 секунд, отек или ампутация

0

Нога опускается до промежуточного положения к концу 5 секунды

1

Нога падает в течение 5 секунд, но пациент все же несколько удерживает ее против силы тяжести

2

Нога падает сразу, пациент не может преодолеть силу тяжести

3

Нет движений

4

ИТОГ:

Речь: оценивается при назывании стандартных картинок оценка

Нормальная

0

Легкие или средней степени тяжести ошибки в назывании, подборе слов или парафазии

1

Тяжелая: полная афазия Брока (моторная) или Вернике (сенсорная)

2

Мутизм, или тотальная афазия, или кома

3

Дизартрия

0

Легкая или средней степени невнятность речи, пациента можно понять

1

Выраженная дизартрия (речь невнятная, неразборчивая)

2

А таксия в конечностях: пальценосовая и пяточно-коленная пробы

Нет (нет движений в конечностях), невозможно оценить

0

Атаксия имеется в одной конечности

1

Атаксия в двух конечностях

2

Чувствительность: исследуется с помощью булавки. если уровень сознания снижен, оценивается только при наличии гримасы или асимметричного отдергивания

Нормальная, седация или ампутация

0

Легкая и умеренная. Пациент чувствует укол менее остро, но осоз-нает прикосновение

1

Значительная или полная утрата чувствительности, не осознает прикосновения

2

Синдром «отрицания» (игнорирование)

Нет или седация

0

Зрительное, тактильное или слуховое игнорирование половины пространства

1

Глубокое игнорирование половины пространства по двум и более модальностям

2

ИТОГ:

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ)

Уровень образования – Специалист

Дополнительное образование:

«Кардиология»

ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии


Каждый невролог должен знать, что такое шкала оценки тяжести инсульта nihss. Полученные с ее помощью данные важны для принятия решения о целесообразности назначения тромболитической терапии, предполагаемой ее эффективности и прогноза самого заболевания. Принцип ее заключается в том, что, чем большее количество баллов набирает пациент, тем тяжелее у него состояние здоровья.

Если в результате оценивания у пациента определяется более 3 баллов, это является показателем к назначению тромболитической терапии, а при наборе более 25 баллов – назначать такое лечение категорически не рекомендуется.

Шкала nihss

Произвести оценивание пациента можно при помощи nihss или шкалы инсульта национального института здоровья. Она включает в себя 15 заданий, которые необходимо произвести и поставить баллы. При этом оценивание проходит в строгой очередности, нельзя менять местами подразделы или возвращаться к невыполненным. Если того не требует условия задачи, также запрещено подготавливать пациента к прохождению того или иного задания.

Уровень бодрости

Если нет возможности произвести точное оценивание по ряду причин, то исследуется общий результат ответов, а также реакция на них. Максимальный балл ставится в том случае, если пациент находится в коме или полностью отсутствует реакция и рефлексы.

0 – ясное;

1 – оглушение (легкая заторможенность или сонливость, но полная реакция даже на малейший раздражитель);

2 – сопор (необходимо повторение или более сильная стимуляция для проявления реакции);

3 – кома (полное отсутствие речевого контакта).

Ответы на вопросы

Человеку задают два вопроса: свой возраст, и какой сейчас месяц. Ответы должны поступать полными и четкими, даже малейшая погрешность в цифрах должна учитываться. При этом берется во внимание только первый поступивший ответ.

0 – ответы на все два поставленных вопроса;

1 – правильный ответ только на один из вопросов;

2 – неправильные ответы на все два вопроса.

Выполнение команд

Человек должен сначала закрыть, а затем открыть глаза. Далее потребуется сжать и разжать кулак руки, которая не парализована. Если по каким-то причинам второе действие не возможно, можно попросить выполнить другую похожую команду. Если реакция на речь отсутствует, можно на собственном примере показать, что требуется от пострадавшего. Оценивание происходит первой попытки:

0 – правильное выполнение обоих заданий;

1 – выполнение одного задания;

2 – полное или неправильное невыполнение поставленных задач.

Движение глазных яблок

0 – норма;

1 – частичный паралич;

2 – полный паралич глазного яблока.

Поле зрения

Исследование проводится путем конфронтации и подсчета количества пальцев, начиная от периферии и заканчивая центром глаза.

0 – нет нарушений, зрачки движутся по направлению пальцев;

1 – присутствие асимметрии или частичная гемианопсия;

2 – слепота или полная гемианопсия.

Выявление нарушений работы лицевого нерва

0 – нарушения не выявлены;

1 – легкая асимметрия лица;

2 – умеренный паралич лицевых мышц;

3 – полный паралич лица.

Сила мышц левой руки

Руку из разогнутого состояния делают под углом 90° (сидя) или 45° (лежа). При этом необходимо, чтобы ладони были повернуты вниз. В таком положении необходимо пациенту продержаться 10 с, после чего заполняется nihss шкала.

2 – нельзя исследовать силу из-за отсутствия конечности или перелома сустава.

Сила мышц правой руки

Проделываются те же действия, что и с левой рукой и на основании результата подсчитываются баллы.

0 – если рука держится в таком положении нужное количество времени;

1 – если рука сначала держится под нужным углом, а затем начинает опускаться;

2 – нельзя исследовать силу из-за отсутствия конечности или перелома сустава;

3 – рука падает практически сразу после поднятия, нет возможности бороться к силой тяжести;

4 – полное отсутствие движения.

Мышечная сила левой ноги

Исследование производится в лежачем положении. Специалист просит поднять ногу пациента под углом 30° и в таком положении продержаться 5 с. На основание результата делается выставление баллов.

Сила мышц правой ноги

Данное задание, выведенное институтом здравоохранения, идентично с предыдущим (для левой ноги). Расчет баллов такой же.

0 — Нога находится в нужном положении необходимое время;

1 – вначале конечность находится в нужном положении, но затем опускается;

2 – конечность сразу же опускается, удерживаясь в нужном положении крайне малое время;

3 – падение ноги происходит сразу, человек не может справиться с силой тяжести;

4 – конечность не поднимается.

Атаксия конечностей

Данное задание позволяет определить, есть ли нарушение мозжечка одной из сторон. При наличии нарушений полей зрения, исследование проводится в той, которая не поражена, глаза пострадавшего находятся открытыми. Проводится коленно-пяточная проба, а также пальце-носо-пяточная.

0 – отсутствие атаксии;

1 – атаксия в верхних или нижних конечностях;

2 – атаксия всех конечностей.

Степень чувствительности

Исследование проводится путем легких уколов булавкой или иглой, а также при помощи прикосновений.

0 – чувствительность находится в норме;

1 – наблюдается незначительное снижение чувствительности;

2 – пациент находится в коме или чувствительность его значительно снижена.

Речь

Шкала инсульта предполагает определение состояния речи. Для этого пострадавшему предлагается описание картинки или прочтение какого-либо текста. Если такие просьбы не возможны к исполнению по причине отсутствия зрения, можно предложить пациенту называть предметы, которые будут помещаться ему на ладонь.

0 – все задание было полностью выполнено;

1 – частичное игнорирование или нарушение речи;

2 – кома, а также полное невыполнение задания.

Человеку не озвучивается область изучения на данном этапе. Предполагается диалог.

0 – правильная артикуляция с внятным произношением;

1 – дизартрия легкой или умеренной формы, при которой пациент может невнятно произносить часть слов;

2 – кома или непонятное произношение всех слов.

Неглект

На данном этапе оценивается восприятие половины тела (в большинстве случаев левой). Обычно, достаточно полученных данных из предыдущих пунктов.

0 – восприятие раздражителей не нарушено;

1 – легкие отклонения;

2 – грубые отклонения от нормы;

3 – тотальное отсутствие рефлексов и реакций на внешние раздражители.

Исследование nihss или шкала оценки тяжести инсульта является достаточно простым, а главное, эффективным способом определения состояния пациента после перенесенного инсульта. Вероятность летального исхода больного увеличивается до предела, если количество баллов минимум 31.

Чтобы оценить степень тяжести неврологических симптомов в период острого ишемического , применяется шкала NIHSS. Благодаря тесту врачам удается адекватно оценить состояние поступившего человека, что необходимо для оказания грамотной первой помощи и определения курса лечения.

Что это за шкала?

Международная шкала NIHSS была представлена американским Национальным Институтом Здоровья (National Institutes of Health Stroke Scale). Она используется для объективной оценки состояния больного, который поступил в госпиталь с ишемическим инсультом. Тест проводится в динамике процесса и после 21 дня нахождения в стационаре.

Шкала состоит из последовательных 15 тестов, за выполнение каждого из которых ставятся баллы от 0 до 4. Каждое исследование позволяет оценить состояние основных функций, которые чаще всего страдают при церебральном инсульте. Тест простой, поэтому на его прохождение потребуется не более 5-10 минут.

Результаты теста помогают врачу оценить неврологический статус пациента и определить динамику его общего состояния на острой фазе болезни.

Тесты шкалы

Как упоминалось ранее, их всего 15. Каждое исследование рассмотрим далее.

Уровень бодрствования

Чем бодрее реагирует человек, тем меньший балл ему ставится. Максимальная же оценка возможна только в случае комы или полного отсутствия реакций и рефлексов. Так, балл зависит от реакции человека:

  • 0 – бодрствует и демонстрирует активную реакцию;
  • 1 – реагирует слегка заторможено или ощущает сонливость, но полностью реагирует даже на незначительные раздражители;
  • 2 – находится в бессознательном состоянии или требуется более агрессивное воздействие, чтобы он проявил реакцию;
  • 3 – полностью игнорирует внешние раздражители (может быть связано с комой).

Способность ответить на вопросы

Доктор просит пациента уточнить свой возраст и текущий месяц года. От полноты и четкости ответов зависит балл:

  • 0 – дал правильные ответы на 2 вопроса;
  • 1 – ответил корректно один раз;
  • 2 – не ответил на оба вопроса.

Нужно учитывать, что ответы пациент должен давать точные в цифрах. Врач фиксирует только первый произнесенный ответ.

Выполнение команд

Доктор предлагает пациенту выполнить ряд действие – зажмурить и открыть глаза, сложить пальцы в кулак и разжать. Если какую-либо команду больной не может выполнить по тем или иным причинам, например, в связи с инвалидностью, нужно дать другую команду. Если больной не реагирует на речь, можно своим примером показать, что от него требуется. Оценивается первая попытки выполнить команду:

  • 0 – оба действия выполнены успешно;
  • 1 – выполнено только 1 действие;
  • 2 – оба действия выполнены частично или вовсе не выполнены.

Реагирование глазных яблок

Нужно попросить пациента проследить глазами за движениями пальца:

  • 0 – нормальная реакция;
  • 1 – частичный паралич глазных яблок, но отсутствует их фиксированная девиация;
  • 2 – полный паралич с фиксированной девиацией глазных яблок.

Поле зрения

Тест проводится с помощью конфронтации и подсчета количества пальцев, причем как с периферии, так и с центра глаз:

  • 0 – не зафиксированы нарушения;
  • 1 – есть асимметрия или частичная 2-сторонняя слепота в половине поле зрения;
  • 2 – полная .

Лицевая мускулатура

Определяется, как «работает» лицевой нерв:

  • 0 – не зафиксировано каких-либо нарушений;
  • 1 – имеется небольшая лицевая асимметрия;
  • 2 – лицевые мышцы парализованы умеренно;
  • 3 – лицевые мышцы полностью парализованы.

Сила рук

Важно отметить, что данный тест проводится для каждой руки отдельно, поэтому выставляются две оценки. В рамках данного задания доктор просит больного разомкнуть руку, а после согнуть под углом в 90 (сидя) или 45 (лежа) градусов. При этом ладонь нужно повернуть вниз. Пациент должен выдержать в таком положении 10 секунд, после чего выставляется балл:

  • 0 – удалось удержать согнутую руку все 10 секунд;
  • 1 – рука изначально держится под заданным углом, но постепенно опускается;
  • 2 – нельзя провести исследование, поскольку конечность отсутствует или имеется перелом сустава;
  • 3 – рука опускается сразу же, как была согнута, причем не удается преодолеть силу тяжести;
  • 4 – вовсе не удается согнуть руку под нужным градусом.

Сила ног

Аналогично предыдущему тесту, данное исследование проводится для каждой ноги по-отдельности. Пациент должен находиться в лежачем положении. Доктор просил его поднять ногу под углом в 30 градусов и зафиксировать положение на 5 секунд. После ставится балл:

  • 0 – нога находилась под нужным углом все 5 секунд;
  • 1 – постепенно опустилась;
  • 2 – опускалась быстрее, задержавшись под заданным углом крайне малое время;
  • 3 – упала сразу же, поскольку пациент не способен преодолеть силу тяжести;
  • 4 – вовсе не удалось принять нужное положение.

Атаксия конечностей

Этот тест проводится для того, чтобы определить, имеется ли расстройство координации движений с одной из сторон. Если нарушено поле зрения, исследование проводится с той стороны, где нет поражения. Врач также проводит коленно-пяточную и пальце-носо-пяточную пробу. Выставляется одна из следующих оценок:

  • 0 – не выявлены какие-либо нарушения;
  • 1 – имеется атаксия или в верхних, или в нижних конечностях;
  • 2 – наблюдается атаксия всех конечностей.

Уровень чувствительности

Чтобы определить уровень чувствительности пациента, врач использует прикосновения и легкие прокалывания иглой или булавкой. Оценка зависит от реакции больного:

  • 0 – ощущает все прикосновения и прокалывания;
  • 1 – слабо ощущает все манипуляции врача;
  • 2 – чувствительность крайне низкая.

Речь

Специалист проводит исследование для оценки больного. Для этого ему предлагается описать картинку или прочить какой-либо текст. Если это невозможно, например, ввиду проблем со зрением, можно предложить ему описать предмет, предварительно пощупав его руками.

Могут быть выставлены такие оценки:

  • 0 – задание выполнено корректно, то есть речь нормальная;
  • 1 – имеется частичное нарушение речевого аппарата;
  • 3 – полное невыполнение задания или вовсе кома пациента.

Дизартрия

Врач устанавливает, не нарушено ли у больного произношение в результате нарушения иннервации речевого аппарата из-за поражения нервной системы (дизартрия). Во время этого теста врач не озвучивает область изучения, а просто ведет с больным диалог. Выставляются такие баллы:

  • 0 – пациент проявляет артикуляцию в рамках нормы и внятно отвечает на вопросы;
  • 1 – отмечается легкая или умеренная дизартрия, то есть больной невнятно произносит некоторые слова;
  • 3 – отмечается полная дизартрия, когда больной непонятно произносит все слова или вовсе находится в коме.

Неглект (игнорирование)

Правополушарное поражение головного мозга часто сопровождается неглектом – игнорированием человеком тела, пораженной конечности или пространства. Так, тест предполагает оценку восприятия половины тела (как правило, левой стороны). Для этого также применяются прикосновения, прокалывания иглой или булавкой и т. п. Возможны такие оценки:

  • 0 – тело адекватно реагирует на раздражители, не проявляя признаков неглекта;
  • 1 – отмечается частичное зрительное, слуховое или тактичное игнорирование;
  • 2 – фиксируются грубые отклонения от нормы;
  • 3 – наблюдается полное отсутствие реагирования на раздражители.

Пациента нельзя заранее подготавливать к прохождению конкретного задания, если этого не требует сам тест.

Результаты исследования

Прогноз инсульта определяется в зависимости от суммарного балла по шкале:

  • 0 – нет каких-либо нарушений в неврологическом статусе;
  • до 10 – дается хороший прогноз на выздоровление (наблюдается в 60-70% случаев);
  • более 20 – дается плохой прогноз, поскольку успешное выздоровление наблюдается лишь в 4-16% случаев;
  • 31 – максимальное увеличение риска летального исхода.

По итоговой оценке также корректируется курс лечения и . Так, если имеется незначительный неврологический дефицит (общая оценка – выше 3-5), то назначается , чтобы не допустить развития инвалидности больного. Если же наблюдается тяжелый неврологический дефицит (общая оценка – 25), то тромболизис не назначается, поскольку он уже не способен существенно повлиять на исход болезни и приостановить развитие .

Итак, рассматриваемая шкала состоит из 15 заданий. За каждое из них врач выставляет определенные баллы, причем тестирование проводится последовательно, то есть нельзя менять установленный порядок заданий или возвращаться к невыполненным тестам. После всех исследований подводятся итоги, и специалист дает прогноз на болезнь.

«ШКАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ Шкала NIHSS Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде ишемического инсульта...»

ШКАЛЫ В ОБЩЕЙ

НЕВРОЛОГИИ

ШКАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ

Шкала NIHSS

Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде

ишемического инсульта целесообразно оценивать в динамике с помощью специально разработанных шкал. Широко распространена

of Health Stroke Scale). Оценка по шкале NIHSS имеет также важное значение для планирования тромболитической терапии (ТЛТ) и контроля ее эффективности. Показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (от 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания.

Шкала тяжести инсульта Национальных институтов здоровья США (NIHSS)

1. Уровень сознания (выставляется оценка в баллах):

0 - в сознании, активно реагирует;

1 - сомноленция, но можно разбудить при минимальном раздражении, выполняет команды, отвечает на вопросы;

2 - сопор - требуется повторная стимуляция для поддержания активности, или заторможен - требуется сильная и болезненная стимуляция для произведения нестереотипных движений;



3 - кома, реагирует только рефлекторными действиями или не реагирует на раздражители.

2. Уровень сознания - ответы на вопросы.

Спросить у больного, какой сейчас месяц и его возраст. Записать первый ответ. Если афазия или сопор - оценка 2.

Если эндотрахеальная трубка, сильная дизартрия, языковой барьер - 1.

0 - правильный ответ на оба вопроса;

1 - правильный ответ на один вопрос;

2 - не даны правильные ответы.

3. Уровень сознания - выполнение команд.

Пациента просят открыть и закрыть глаза, сжать и разжать непарализованную руку. Засчитывается только первая попытка.

0 - правильно выполнены обе команды;

1 - правильно выполнена одна команда;

2 - ни одна команда не выполнена правильно.

4. Движения глазных яблок.

Учитываются только горизонтальные движения глаз.

1 - частичный паралич взора;

2 - тоническое отведение глаз или полный паралич взора, не преодолеваемый вызыванием окулоцефалических рефлексов.

5. Исследование полей зрения:

1 - частичная гемианопсия;

2 - полная гемианопсия.

6. Парез лицевой мускулатуры:

1 - минимальный паралич (асимметрия);

2 - частичный паралич - полный или почти полный паралич нижней группы мышц;

3 - полный паралич (отсутствие движений в верхней и нижней группах мышц).

7. Движения в верхних конечностях.

Руки поднимаются под углом 45° в положении лежа, под углом 90° в положении сидя. Если больной не понимает задание, врач должен поместить руки в требуемое положение сам. Баллы записываются отдельно для правой и левой конечностей.

0 - конечности удерживаются в течение 10 с;

1 - конечности удерживаются менее 10 с;

13 2 - конечности не поднимаются или не сохраняют заданного положения, но производят некоторое сопротивление силе тяжести;

4 - нет активных движений;

8. Движения в нижних конечностях.

В положении лежа поднять паретичную конечность на 5 секунд под углом 30°. Баллы записываются отдельно для правой и левой конечностей.

0 - конечности удерживаются в течение 5 с;

1 - конечности удерживаются менее 5 с;

2 - конечности не поднимаются или не сохраняют поднятое положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести;

3 - конечности падают без сопротивления силе тяжести;

4 - нет активных движений;

5 - невозможно проверить (конечность ампутирована, искусственный сустав).

9. Атаксия конечностей.

Пальценосовая и пяточно-коленная пробы проводятся с двух сторон, атаксия засчитывается в том случае, если она не обусловлена парезом.

0 - отсутствует;

1 - в одной конечности;

2 - в двух конечностях.

10. Чувствительность.

Учитывается только расстройство по гемитипу.

1 - легкие или средние нарушения;

2 - значительное или полное нарушение чувствительности.

11. Афазия.

Пациента просят описать картинку, назвать предмет, прочитать предложение.

0 - нет афазии;

1 - легкая афазия;

2 - выраженная афазия;

3 - полная афазия.

12. Дизартрия:

0 - нормальная артикуляция;

15 1 - легкая или средняя дизартрия. Не выговаривает некоторые слова;

2 - выраженная дизартрия;

3 - интубирован или другой физический барьер.

13. Агнозия (игнорирование):

0 - нет агнозии;

1 - игнорирование к двухсторонней последовательной стимуляции одной сенсорной модальности;

2 - выраженная гемиагнозия или гемиагнозия более чем в одной модальности.

Полученные данные соответствуют следующей выраженности неврологического дефицита:

0 - состояние удовлетворительное;

3–8 - неврологические нарушения легкой степени;

9–12 - неврологические нарушения средней степени;

13–15 - тяжелые неврологические нарушения;

16–34 - неврологические нарушения крайней степени тяжести;

Применение шкалы NIHSS позволит объективно подходить к состоянию больного с инсультом и проводить оценку неврологического статуса в период пребывания больного в стационаре. Суммарный балл определяет тяжесть и прогноз заболевания. При оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60–70 %, а при оценке более 20 баллов - 4–16 %. Эта оценка имеет также важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (не более 3–5 баллов). Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является противопоказанием к проведению тромболизиса, поскольку данная манипуляция может и не оказать существенного влияния на исход заболевания.

Системная тромболитическая терапия сегодня применяется во многих городах Украины. Внедренная в практическую неврологию шкала NIHSS показала свою эффективность.

В первые сутки у пациентов после тромболитической терапии проводится оценка изменения динамики неврологического статуса по шкале NIHSS.

Клинический пример. Больной К., 50 лет, поступил в неврологическое отделение центра тромболитической терапии ГБ № 5 г.

Мариуполя с жалобами на слабость и онемение левых конечностей.

При исследовании неврологического статуса - левосторонний прозопарез, выраженный левосторонний гемипарез, левосторонняя гемигипестезия (по шкале NIHSS - 10 баллов). Проведены КТ, ЭКГ, дуплексное сканирование магистральных сосудов, экспресс-анализы крови и мочи.

Начато проведение тромболитической терапии:

Болюсное введение - у больного сохраняются умеренный левосторонний прозопарез, левосторонний гемипарез: выраженный в руке, умеренно выраженный в ноге; левосторонняя гемигипестезия (NIHSS - 6 баллов);

По окончании проведения ТЛТ у больного сохраняются легкий левосторонний прозопарез, левосторонний умеренно выраженный гемипарез, левосторонняя гемигипестезия (NIHSS - 4 балла);

Через 24 часа у больного сохраняются легкий левосторонний прозопарез и легкий парез левой руки (NIHSS - 2 балла).

Скандинавская шкала оценки инсульта Для комбинированной оценки степени тяжести пациентов в остром периоде ишемического инсульта и эффективности проведенного лечения Европейская инициатива по инсульту рекомендует также использовать Скандинавскую шкалу инсульта, согласно которой значительное улучшение отмечается, если по этой шкале наблюдается регрессирование неврологической симптоматики (10 и более баллов) и при этом отмечается положительная динамика лабораторных и функциональных методов исследования. Об умеренном улучшении можно судить, если регрессирование неврологического дефицита составляет менее чем 10 баллов. При этом возможно улучшение некоторых показателей параклинических методов исследования. Незначительное улучшение - при минимальном регрессировании неврологической симптоматики (1–2 балла) и отсутствии положительной динамики лабораторных и функциональных методов исследования.

19 Таблица 1. Скандинавская шкала инсульта (SSS; Scandinavian Stroke Study Group, 1985 г.)

Похожие работы:

« словом, как объект этической, нравственной оценки – явление вечное, однако самостоятельным...»

«ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2015 Оглавление 1 РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБ ОТЧЕТЕ Цели и результаты деятельности по развитию Определение существенных тем и аспектов кадрового потенциала в 201...»

«Электронный архив УГЛТУ УД К 630*53.630*174.754(471.505) В. М. С о я м ь м ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕРЕВЬЕВ И СТРОЕНИЕ СОСНОВЫХ МОЛОДНЯКОВ Дифференциация деревьев понимается как их расчленение по росту и развитию в процессе естественного...»Michael Hardt Antonio Negri EMPIRE Harvard University Press 2000 Cambridge, Massachusetts London, England Майкл Хардт Антонио Негри ИМПЕРИЯ Перевод с английского под общей редакцией Г. В. Каменской Праксис Москва 2004 ББК 87.3 Хго Хардт М., Негри A. X 20 Империя / Пер. с англ., под ред. Г. В. Ка...»

«Административный регламент по исполнению муниципальной функции по размещению муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд МКОУ Бабаюртовская СОШ № 2 им. Б.Т. Сатыбалова Республики Дагестан при проведении торгов в форме открыто...»

«Автоматизированная 025/2009-9210(1) копия ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда кассационной инстанции г. Краснодар Дело № А32-23523/2008-48/313 7 мая 2009 г. Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2009 года. Постановление изготовлено в полном...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

При оценке по шкале NIHSS необходимо строго следовать разделам шкалы, регистрируя баллы в каждом из подразделов по очереди. Нельзя возвращаться назад и изменять выставленные ранее оценки. Следуйте инструкциям для каждого из подразделов. Оценка должна отражать то, что на самом деле делает пациент, а не то, что, по мнению исследователя, пациент может делать. Регистрируйте ответы и оценки испытуемого в процессе исследования, работайте быстро. Если это не указано в инструкциях к соответствующему подразделу, не следует тренировать больного и/или добиваться от него лучшего выполнения команды.

Уровень бодрствования

Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций.
Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей).

Ясное сознание, живо реагирует

Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции.

Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны.

Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций.

Уровень бодрствования: ответы на вопросы

Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту.

Правильные ответы на оба вопроса.

Правильный ответ на один вопрос.

Не ответил на оба вопроса.

Уровень бодрствования: выполнение команд

Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка.

Выполнил обе команды.

Выполнил одну команду.

Не выполнил ни одной из команд.

Движения глазных яблок

Норма.

Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора.

Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов.

Поля зрения

Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе "Гемиигнорирование (неглект)".

Поля зрения не нарушены.

Частичная гемианопсия.

Полная гемианопсия.

Слепота (включая корковую).

Нарушение функции лицевого нерва

Нормальные симметричные движения мимических мышц.

Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка).

Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц).

Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица).

Сила мышц левой руки

Движения в руке отсутствуют.

исследовать невозможно.

Сила мышц правой руки

Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Рука не опускается в течение 10 с.

Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.

Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.

Рука сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в руке отсутствуют.

исследовать невозможно.

Сила мышц левой ноги

Движения в ноге отсутствуют.

исследовать невозможно.

Сила мышц правой ноги

Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Нога не опускается в течение 5 с.

Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.

Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.

Нога сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в ноге отсутствуют.

исследовать невозможно.

Атаксия в конечностях

Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Атаксии нет.

Атаксия в одной конечности.

Атаксия в двух конечностях.

исследовать невозможно.

Чувствительность

Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2.

Норма.

Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения.

Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений.

Речь

Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд.

Норма.

Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя.

Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках.

Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи.

Дизартрия

Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если исследовать силу невозможно (интубация, травма лица) делается соответствующая отметка.

Норма.

Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения.

Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм.

исследовать невозможно

Гемиигнорирование (неглект)

Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиишорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо.

Норма.

Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

Вконтакте

Loading...Loading...