Где найти эктоплазму в Обливион? TES IV: Oblivion, Магия, Лекарство от вампиризма (Vampire cure) Хранение лута в костях

Азура.

Для получения задания герою необходимо иметь второй уровень.

Святилище Азуры расположено на северо-востоке Сиродиила, строго к северу от Озера Арриус. Поговорив с последователями, вы узнаете, что для призыва Азуры необходимо пожертвовать ей "Светящаюся пыль" на восходе или на закате солнца (между 5 и 7 часами AM или PM). Найти ее можно в лавках алхимиков или на «трупах» блуждающих огоньков. Убить последних можно только магией или зачарованным, серебряным, эбонитовым, даэдрическим оружием.

Как только все условия будут выполнены, Азура заговорит. Она расскажет о своих заболевших вампиризмом последователях. Вы должны прервать их мучения. Они находятся в шахте недалеко от святилища. Убейте там пятерых вампиров и идите за наградой. Азура подарит вам многоразовый камень душ «Звезду Азуры».

Боэта.

Святилище Боэты находится далеко к востоку от Имперского Города, в горах. Поговорите с служителями. В качестве подарка вам понадобится "Сердце Даэдры". Найти его можно в останках или в алхимических лавках.

Пожертвуйте сердце и выслушайте Боэту. Вам предстоит участие в "Турнире Десяти Кровей". 9 лучших воинов Сироиила и ваш герой встретятся в дуэлях. Проходите ворота по очереди, убивайте воинов и не забывайте обыскивать. Кроме хороших брони и оружия вы найдете немало лечебных зелий и зелий магии.

После победы над всеми идите в портал и говорите с Боэтой

Награда – один из лучших одноручных мечей – Золотая Марка, зачарованный на огненный урон.


Вермина.

Святилище Вермины расположено недалеко Чейдинала, на озере Поппад. Пожертвование Вермине – один из самых редких предметов - Черный камень душ.

Найти его можно в пещерах некромантов, например, Черный Излом, так же по ходу прохождения заданий Гильдии Магов или же сделать самому. Для этого вам нужно: великий камень душ, заклинание (или свиток) "Захват Души" и темный алтарь некромантов. Последний можно найти возле пещеры Черный Излом. Раз в неделю, когда восходят Массер и Секунда, на алтарь падет луч света, наступает время для изготовления черного камня душ. Для этого положите в алтарь великий камень душ и наложите на алтарь заклинание захвата.

Принеся подношение Вермина расскажет вам о волшебнике, укравшем Шар Вермины. Он находится в башне Аркведа. Там вы попадете в кошмары этого волшебника. Пробившись через полчища низших Даэдр вы увидите мирно спящего старика. Забирайте шар и уходите.

Награда - посох Череп порчи (создает копию оппонента, сражающуюся на вашей стороне).


Клавикус Вайл.

Для получения задания необходимо иметь 20-й уровень.

Святилище Клавикуса Вайла находится к юго-западу от Имперского города проще всего его найти, если идти из Имерского города, через мост по дороге вдоль озера Румар на юг. Прихожане поведают вам, что для подношения статуе 500 золотых.

Клавикусу Вайлу, необходим меч, с заключенной в него душой воина Умбры. Он также говорит начать поиски в поселении Врата Пелла. По пути туда вы вдруг услышите еще один голос. Это Барбас, гончая Вайла. Он не хочет, что бы меч Умбра вернулся к Вайлу, так как тот его уничтожит. Он посоветует еще раз поговорить со статуей и отказаться от задания. Решать вам, но отказаться можно и позже.

Во Вратах Пелла поговорите со Ироком Диким. Его ученица Ленвин нашла этот меч Умбры и сама стала Умбра. Ее видели в айлендсих руинах Виндасел. Умбра живет в самой последней комнате. По пути вы натолкнетесь на крыс и крабов, а так же две ловушки, падающий пол и выход пара. Как дойдете до Умбры поговорите с ней. Она предложит либо уйти с миром, либо бой на смерть. Еще раз явиться Барбас и предложит отказаться. Если вы выбрали сражение еще раз поговорите с Умброй и сразитесь с ней. С трупа снимите меч, доспех тоже можете взять себе.

По возвращению в святилище поговорите со статуей. Клавикус попросит отдать меч. Но можете его и не отдавать. Если отдадите то наградой вам будет Маска Клавикуса Вайла, увеличивающая привлекательность, если нет то этот меч, по физическому урону самый лучший одноручный клинок, да еще и зачарованный на захват души при ударе.


Гирцин.

Святилище охотника Гирцина между столицей и Бравилом. Подношение ей - это охотничий трофей, шкура волка или медведя. Подстрелить животное можно недалеко от святилища, они в изобилии водятся по всей Империи.

Его задание состоит в том, чтобы достать Рог Единорога. Сия животинка посеется в рощице неподалеку. НО!! Ее охраняют минотавры. Убейте стражей, а потом и самого единорога. Кстати, если к нему подкрасться, то можно использовать как лошадь.

В обмен на рог Гирцин дает кирасу из Шкуры Спасителя. Лучший легкий доспех в игре.


Малакат.

Святилище Малаката расположено на север и немного запад от Анвиля. Подошение ему жир тролля. Ингредиент довольно редкий, но можно найти как на трупах самих троллей, так и в алхимических лавках.

Жертвуем жир Малакту и получаем квест. Малакат разгневан тем, что лорд Драд использует его Огров как рабов в шахте. Поговорите с лордом и его женой, если нужно очаруйте их. Огры находятся в шахте неподалеку. Идем в шахту и освобождаем бедные существа. Они заперты в клетки со сложными замками. Ключи от них находятся у стражи. Можете перебить всю стражу и добыть ключи, выкрасть их или взломать замок. Главное освободите Огров и не убейте ни одного из них. Они мог пасть от стражи, но это не учитывается.

Награда – молот Волендраг, зачарованный на паралич и отнятие здоровья.

Напоследок загляните в поместье лорда))


Мефала.

Для получения задания необходимо иметь 15-й уровень.

Святилище Мефалы находится столицей и Брумой). Для подношения нужен паслен. Продается почти во всех алхимических лавках.

Дар принимается глубокой ночью, между 12 и 5 часами. Задание прядильницы сетей состоит в том, чтобы рассорить 2 семьи. Для этого необходимо убить их лидеров и свалить убийство на другого.

Для начала крадем в доме Нивана Далвилу церемониальный кинжал, а в доме Хрол Ульфгара фамильное кольцо. Затем незаметно (удобнее во время сна) убиваем их и подбрасываем в инвентарь реликвию другой семьи. То есть Далвилу – кольцо, а Ульфгару – кинжал. Распускаем слух об убийстве, поговорив с любым из жителей, и смотрим кровавую межсемейную разборку. НО не участвуйте в ней.

Награда - уникальный Эбонитовый клинок, зачарованный на высасывание здоровья и безмолвие при ударе.


Меридия.

Для получения задания необходимо иметь 10-й уровень.

Святилище Меридии расположено к западу от Скинграда. Подношение - останки живых мертвецов: эктоплазма, костяная мука или мертвая плоть. Добыть их легко. Меридия просит убить пятерых некромантов в "Воющей пещере". Просто идем туда и вычищаем пещеру.

Наградой - Кольцо Хаджита, дающее увеличения скорости и хамелеон на владельца.


Молаг Бал.

Для получения задания необходимо иметь 17-й уровень.

Алтарь Молаг Бала находится к западу от Имперского города. Подношение – шкура пумы. Найти можно как на трупах пум, так и в магазинах.

Вы должны изменить судьбу еще одного жителя Сиродиила. Мелус Петилиус отказался от насилия. Принцу Даэдра это не нравится. Он дает вам Проклятую булаву, с помощью которой Петилиус должен вас убить. В деревеньке расспросите людей о Мелусе. Они расскажут вам его историю и что он проводит много времени на могиле жены. Идем туда, бросаем булаву на могилку, сохраняемся, снимаем все оружие и броню и бьем кулаком Мелуса. Он должен схватить булаву и начать убивать вас. Если нет, то загружайте сейв и положите булаву поближе к нему. Как только ваше здоровье приблизится к нулю вас перенесет к статуе.

Наград - Булава Молаг Бала, зачарованная на высасывание силы и магии при ударе.


Намира.

Для получения задания необходимо иметь 5-й уровень.

Святилище Намиры восточнее Брумы. Дар ей не нужен, но чтобы получить задание вам нужно понизить привлекательность. Если ваша привлекательность и так не очень высока (до 60) то хватит четырех бутылок дешевого вина. Если она выше, но придется самостоятельно сварить зелье с понижением привлекательности и каким-нибудь положительным эффектом. Но используйте только ступку и пестик и кальцинтратор, так как остальные аппараты смягчают отрицательный эффект

Понизив привлекательность, поговорите со статуей. Ее задание – спасти забытых последователей, живущих во тьме, от жрецов Аркея, несущих им свет. Для этого она дает вам заклинание, которым следует пометить жрецов. Идите в руины, запасшись зельями света или ночного глаза, там действительно очень темно. Еще пригодится обнаружение жизни. Ищите жрецов с факелами, но не убивайте их. Кастуйте заклинания, а остальное довершат служители. Сами никого не убивайте. Убив всех идите к статуе.

Награда - Кольцо Намиры, зачарованное на отражения физического повреждения и заклинаний.

Ноктюрнал.

Для получения задания необходимо иметь 10-й уровень.

Святилище Ноктюрнал можно найти, двигаясь на север по дороге из Леявиина. Подношение не требуется.

Двое воров украли Глаз Ноктюрнал, который необходимо вернуть. Идите в город и поговорите со стражей. Они расскажут о двух аргонианах, которым как они говорят недавно «повезло». Идите в дом к аргонианам, поговорите с ними, но они ничего не скажут. Выйдите и еще раз войдите в дом, либо прокрадитесь, либо воспользуйтесь зельем или заклинанием невидимости. Они будут говорить о пещере, в которой спрятали глаз. Идите в пещеру, глаз находится недалеко от входа. Берите его и возвращайтесь к статуе.

Награда – вечная отмычка, которая к тому же дает бонус +40 к навыку "Взлом" и не ломается.


Перит.

Для получения задания необходимо иметь 10-й уровень.

Святилище находится на берегу реки Серебряная рыба, между мостом через реку и озером Канулус. Подношение не требуется.

Служители Перита попытались вызвать его, но у них ничего не получилось. Вместо этого их души вырваны из тел и отправлены в Обливион. Вам нужно всего лишь их найти. Статуя телепортирует вас в Обливион. Находите все души по маркерам, параллельно придется вынести здешних обитателей, и возвращаетесь в наш мир. Все.

Награда – тяжелый щит Разрушитель Заклятий, зачарованный на 30% отражение магии. Очень хорошо сочетается в паре с кольцом Намиры.


Сангвин.

Для получения задания необходимо иметь 8-й уровень.

Святилище Санвина к северу от Скинграда Скинграда. Подношение – бутылка Сиродиильского Бренди. Найти его можно в лавках Имперского Города.

Принц Даэдра Сангвин недоволен тем, что графиня Леявиина, Алесия Каро устраивает скучный званый ужин, который вы должны сделать веселым. Для этого он дает вам заклинание, которое вы должны наложить на графиню и ее гостей. Но для начала вы должны проникнуть в столовую. Стражник пропускает только в определенный час и в дорогой одежде или броне. Проникнув на ужин, можете сразу кастовать заклинание, но позаботьтесь об отступлении. Ведь с графини и гостей под действием заклинания исчезнет вообще вся одежда, и с вас тоже. А теперь бегом отсюда к статуе. Если вы хорошо крадетесь или владеете заклинанием невидимости это не проблема, а если нет, придется отсидеть в тюрьме. Или же постоянно сопротивляться аресту и убегать. Не волнуйтесь, все вещи в целости и сохранности лежат в сундуке у статуи. Не забудьте уплатить штраф, за ваше «злодеяние»

Награда – посох Роза Сангвина, зачарованный на вызов высших даэдр.


Шигорат.

Для получения задания необходимо иметь 2-й уровень.

Святилище Шигората расположено, между Бравилом и Леявиином. Подношение - салат-латук, крохотный камень душ и пряжа. Все это легко найти как в «мусорных» сундуках и бочках, так и купить в магазинах.

И почему все Принцы Даэдра так любят вмешиваться в дела людей?? Вам предстоит выполнить пророчество, известное как пророчество К"Шарры. Отправляйтесь в деревеньку, расположенную неподалеку и поговорите с шаманом о пророчестве и о городе.

И так, первые 2 пункта пророчества нашествие крыс и смерть овец. Из разговора с шаманом мы узнали, что в деревеньке есть превосходный сыровар – хозяйка гостиницы. Идем туда. На полочке лежит тот самый вонючий сыр. Проблема в том что ключ от нее в кармане у хозяйки. Добудьте сыр либо взломав замок, либо выкрав ключ. Теперь идите на улицу и кидайте сыр в котелок над костром. Со всей округи сбегутся крысы, а шаман начнет раскидывать отраву. Подберите ее. Теперь идет в загон для овец и подкладываем яд им в кормушку. Все. Ждем. Когда овцы умрут вы услышите Шигората, который просит подойти к центру города для финального аккорда. Небо затянули красные тучи и пошел дождь. Огненный дождь. Огненный дождь из собак. Все мечутся, а мы возвращаемся за наградой

Награда - посох Ваббаджак.


Хермоус Мора.

Для получения задания необходимо пройти квесты всех Принцев Даэдра, дойти по сюжету до квеста "Кровь Даэдра", и получить 21-й уровень. После сна вам явиться Каста Флавус и скажет, что вас хочет видеть Хермоус Мора. Святилище его высоко в горах, так что лучше идти туда из Брумы или Санкре-Тор. Подношение не нужно, ведь он сам вызвал вас.

Хермоусу нужны души 10 представителей рас Обливиона. Для этого он дает вам свой камень душ и заклинание Захват Моры. Просто найдите 10 человек разных рас, наложите на них заклинание и убейте. Все. Подсказка, в качестве жертв можете использовать служителей в святилищах. Даэдра не обидятся.

Возвратившись с полным камнем душ Хермоус даст вам книгу Огма Инфиниум. Не простую книгу. При ее можно прочитать всего 1 раз, но по разному. Вы можете выбрать путь стали, путь тени или путь духа. Соответственно первое для воинов повышает Силу, Скорость, Мечи, Дробящее оружие, Тяжелые доспехи на 10 единиц, второе для воров повышает Скорость, Ловкость, Скрытность, Взлом, Легкую броню на те же 10 единиц, а третье для мага, повышает Интеллект, Разрушение, Колдовство, Восстановление тоже на 10. Если какой-то из навыков был главным, то уровень ваш повысится на количество этих навыков.

Эктоплазма - тот ресурс, который в Обливион найти бывает довольно непросто. Вообще, ее можно добыть с любого вида "эфирной" нежити, к которой можно отнести привиденья, призраков, древних призраков, туманных привидений и темных привидений.

Эту нечисть сможете найти во всяческих подземельях, хотя отдельные квесты готовят вам встречи с ними и в не совсем привычных для их обитания местах.

На некоторых локациях порождается исключительно эфирная нежить, так что сможете добывать эктоплазму, зная, куда стоит отправляться в поиски. Мы с этой информацией вам поможем.

На локации Санкр Тор найдете от двадцати шести до тридцати призраков, чтобы открыть ее (локацию), нужно начать квест основной сюжетной линии под названием "Кровь Божеств".

На локации Айлейдские руины Риель живут шесть призраков, но их встретить удастся далеко не всегда. Впрочем, по достижению вашим персонажем шестого уровня, вероятность такой встречи существенно возрастает.

На локации Ватакен обитает семеро призраков. Как и предыдущая локация, эта будет доступной не сразу - нужно начать квест Гильдии магов под названием "Секрет Ватакена".

Суммарно восемь призраков можно найти на Айлейдские руинах: на Вендире - четыре, на Маладе - тоже четыре.

Кроме того, есть вариант с криптами множества городских часовен, где часто живет особый вид призраков, регулярно восстанавливающихся. За счет этого добывать эктоплазму можно практически бесконечно, если доступ к крипту у вас свободен.

Чтобы получить доступ, нужно будет пройти квест "Паломничество", который есть только в дополнении Knights of the Nine. Пройдя его, вы откроете практически все крипты в часовнях, за редкими исключениями. Далее мы предлагаем вашему вниманию перечень часовен, где можно найти призраков.

Великая часовня Талоса в Бруме - пять призраков, Великая часовня Зенитара в Лейавине - тоже пять призраков, Великая часовня Мары в Бравиле - четыре призрака, Великая часовня Дибеллы в Анвиле - четыре призрака, Великая часовня Джулианоса в Скинграде - три призрака.

Мы уже выше говорили, что можно встретить нужную нам нечисть непосредственно по ходу прохождения определенных квестов. Таких мы выделим три.

Квест "Там, где обитают духи" подарит нашему герою встречу со сразу одиннадцатью призраками в особняке Бенируса в Анвиле, если вы купите этот особняк и попробуете в нем поспать.

Квест "Анвильский корабль призраков" обеспечит встречу с пятью призрачными моряками, живущими на судне "След Змея". Судно найдете в гавани Анвила.

Ну и последний, третий квест, обеспечивающий встречу с нужными призраками, называется "Одинокий дозорный". Нежить встретите на корабле "Эмма Мэй", потерпевшем крушение в районе Нибенейской бухты.

Что касается готовой эктоплазмы, то ее в игре всего два доступных бесплатных образца - один найдете в магазине "Все для алхимика", что в Скинграде, а другой - в святилище Меридии.

Последний можно и не заметить, так как он находится позади скамейки, отличается тем, что полупрозрачный, да еще и частично закопан в землю. Так что ориентируйтесь по иконке руки в игровом интерфейсе Обливион, которая появляется, если предмет можно подобрать.

А вот платно добыть эктоплазму труда не составит - достигнув всего четвертого уровня, вы получите шанс найти ее в продаже у алхимиков, также она начнет появляться в уровневых сундуках, которые охраняются некромантами или вампирами.

Oblivion.ini - детальная настройка

Каждый раз при загрузке игры Oblivion считывает разнообразные данные, находящиеся в файле Oblivion.ini , который находится в папке \Documents and Settings\\My Documents\My Games\Oblivion где - логин под которым вы заходите в систему.

Если вы хотите узнать величину какого-нибудь параметра по умолчанию, вы можете найти его в файле Oblivion_default.ini , который находится в корневой папке игры.

Если вы хотите вернуть начальный Oblivion.ini, просто сотрите существующий и запустите игру – она автоматически создаст новый файл со значениями по-умолчанию. Это полезно если после твиканья игра перестала запускаться, но имейте ввиду, что при этом вы теряете все твики и внутриигровые настройки.

Действенность этих твиков меняется от системы к системе, но обычно они дают хоть какое-то улучшение. Мною были протестированы все переменные в Oblivion.ini и выбраны те, которые могут повысить производительность игры

Ниже предвидены переменные, которые могут помочь вам оптимизировать игру, они разделены по группам.

Основные:

bAllowScreenShot=1 – если стоит 1, то тогда вы можете делать скриншоты в игре путем нажатия кнопки PRINT SCREEN . Скриншоты помещаются в корневую папку игры в формате BMP. Также вы можете использовать внешние программы для снятия скриншотов, такие, как например FRAPS , но это уже как кому нравится больше.

SScreenShotBaseName=ScreenShot – указывает какое имя давать скриншоту. После названия будет идти цифра (например, ScreenShot12.bmp). Параметр, который будет ниже описан.

iScreenShotIndex=7 – определяет номер, который будет даваться следующему скриншоту.

iDebugText=12 – устанавливает уровень детализации отладочной информации, вызываемой консольной командой TDT (вы можете перематывать эту информацию кнопкой Scroll Lock, пока она активно). Минимальное количество полезных сведений дает iDebugText=2.

fDefaultFOV=75.0000 – определяет установленный по умолчанию радиус обзора при старте Oblivion’а. Может быть причиной глюков изображения, поэтому рекомендуется пользоваться вместо этой переменной консольной командой FOV .

fGlobalTimeMultiplier=1.0000 – скорость течения времени в Oblivion’е. Если повышать это значение выше 1, то время ускорится, если понижать ниже 1 –замедлится. Эта опция интересна, например тем чтобы понаблюдать за рассветом/закатом в ускоренном темпе.

bBorderRegionsEnabled=1 – если установлен ноль, то невидимые барьеры вокруг мира исчезнут, правда, не надейтесь, ничего интересного вы там не увидите.

iMaxDecalsPerFrame=10 – определяет максимальное количество кровавых следов. Будьте осторожны, так как этот параметр может повлиять на производительность в битвах (слишком много кровавых следов одновременно).

fDecalLifetime=10.0000 – определяет, сколько времени кровавые следы не будут исчезать (в секундах). Опять же, будьте осторожны, так как этот параметр может повлиять на производительность в битвах (слишком много кровавых следов одновременно).

fMinBloodDamage=1.0000 – определяет, сколько вы или вам должны нанести повреждений перед появлением кровавых следов.

bUse Joystick=0 – ставить 0, если у вас не подсоединен джойстик. Некоторые люди утверждают, что это подымает производительность.

bInstantLevelUp=0 – делает возможным поднятие уровня персонажа без отдыха в кровати.

bSaveOnInteriorExteriorSwitch=1 – контролирует, будет ли игра автоматически сохранятся при входе/выходе из зданий. Если поставить 0, то должно сократится время загрузки между входом/выходом из зданий.

bPrecipitation=1 – если поставить ноль – отключает эффект дождя.

Графические:

bFull Screen=1 – отвечает за запуск Oblivion’а в оконном/полноэкранном режимах, может быть полезно, например, при проблемах с лаунчером.

iSize W=1280

iSize H=1024

Эти две команды определяют ширину (width) и высоту (height) в пикселях разрешения вашего монитора при игре. Может использоваться для выставления собственных разрешений (только в оконном режиме).

fGammaMax=0.6000

fGammaMin=1.4000

Эти опции будут полезны владельцам старых мониторов. Они регулируют яркость, но, в отличии от внутриигрового ползунка Brightness, в более широком диапазоне.

iShadowMapResolution=1024 – размер текстур, использующихся в тенях. Можете уменьшать их для повышения производительности в местности с большими количествами динамических теней (для увеличения всегда используется множитель 8).

bAllow30Shaders=0 – если поставить 1 позволяет видеокарте использовать Shader Model 3.0 (актуально только для видеокарт класса Nvidia GeForce 6600 или новей, ATI X1000 или новей). Для более подробной информации об использовании шейдеров в вашей системе смотрите в файле RendererInfo.txt находящейся в \Documents and Settings\User\Documents\My Games\Oblivion.

iActorShadowIntMax=10

iActorShadowExtMax=10

Эти два параметра повышают максимальные значения ползунков Interior и Exterior Shadows (по умолчанию 10). Очевидно, что повышение этих параметров ведет к потере производительности.

fSpecualrStartMax=1000.0000 – определяет максимальную дистанцию ползунка Specular Lighting. При повышении параметра вы сможете видеть отражения на дальних объектах (конечно за счет производительности).

fShadowFadeTime=1.0000 – определяет сколько времени в секундах уходит для появления/возникновения теней на предметах/персонажах.

bAllowPartialPrecision=1 – определяет какие шейдерные эффекты запущены в Partial Precision DX9 режиме. Отключение этой опции ведет к улучшению качества картинки но взамен нескольких FPS.

bUseRefractionShader=1 – контролирует эффект свечения/невидимости. Если поставить 0 заметно увеличивает производительность в местности с такими эффектами (особенно Ворот Обливиона, а также возле невидимых персонажей)

bDoTexturePass=1 – если поставить 0 уберет текстуры с почти всех объектов в игре. Может повысить FPS но по очевидным причинам не рекомендуется.

bDoSpecularPass=1 – если поставить 0 отключит эффект блеска на всех использующих его поверхностях (смотрите Specular Distance во внутриигровом меню). На некоторых системах может заметно повысить производительность.

bDoDiffusePass=1 – если поставить 0 уберет все динамическое освещение из игры. Не рекомендуется.

bDoCanopyShadowPass=1 – если поставить 0 убирает все тени от деревьев. Может повысить производительность в местах с множеством деревьев.

Аудио:

bDSoundHWAcceleration=1 – если поставить 0 отключит аппаратную поддержку звука (тоесть для воспроизведения не будет использоваться ваша звуковая карта). Можно отключить если у вас часто игра зависает, или выкидывает из нее.

bMusicEnabled=1 – если поставить 0 отключит музыку в игре. Негативно влияет на атмосферу игры но может дать приличный прирост производительности на некоторых системах (из-за того что музыка постепенно подгружается во время игры).

bSoundEnabled=1 – при 0 убирает все звуковые эффекты кроме музыки. Не рекомендуется в любых случаях (только если игра все время вылетает).

fMainMenuMusicVolume=0.6000 –регулирует громкость музыки в игре.

iMaxImpactSoundCount=32 – определяет максимальное количество каналов используемых при произведении звуков. Можете изменить на 24 или 16 для увеличения производительности, но может приводить к частым вылетам системы (особенно при аппаратной поддержке звука).

Память, Загрузка и Мультипотоковые оптимизации:

Память:

uInterior Cell Buffer=3

uExterior Cell Buffer=36

Эти параметры определяют сколько внутренних и внешних территорий будет буферизироватся в RAM"е. Заметьте размер uExterior Cell Buffer игра определяет сама, базируясь на переменной uGridstoLoad , чем это значение больше тем больше то значение. Для тех у кого 1 Гб RAM рекомендуется удвоить значения(6 и 72 соответственно), для тех у кого больше могу поэкспереметировать с большими числами. В любом случае вам лучше повышать также параметр iPreloadSizeLimit .

iPreloadSizeLimit=26214400 – определяет максимальное количество оперативной памяти используемой для загрузки территорий (в байтах). Для тех у кого 1 Гб RAM могут посоветовать удвоить эту величину (до 52428800), те, у кого 2 Гб RAM могут поставить 104857600.

bPreemptivelyUnloadCells=0 – если поставить 1 то игра автоматически будет выгружать те данные которые по ее мнению вам будут не нужны. Хотя у меня и 2 Гб RAM даже у себя я добился некоторых улучшений так что попробуйте.

bSelectivePurgeUnusedOnFastTravel=0 – при 1 не будут загружаться ненужные данные при использовании Fast Travel"а. Поможет уменьшить нагрузку на память так что рекомендуется 1.

Загрузка:

bUseHardDriveCache=1 – так как Windows все-равно будет использовать кэш жесткого диска автоматически то этот параметр не имеет значения, но все-таки на всякий случай поставьте 1 возможно это уменьшит подтормаживания.

bBackgroundLoadLipFiles=1

bLoadBackgroundFaceGen=1

bBackgroundCellLoads=1

bLoadHelmetsInBackground=1

bBackgroundPathing=1

Эти опции относятся к загрузкам окружения. Рекомендуется поставить все на 1 ,хотя время загрузки при входе/выходе увеличится но зато будет меньше тормозить в самом процессе игры.

bUseBackgroundFileLoader=0 – эта опция повышает производительность на некоторых системах, но я заметил что иногда производит вылеты из игры поэтому для баланса рекомендуется оставить 0.

Мультипотоковые:

bUseThreadedBlood=1

bUseThreadedMorpher=1

bUseThreadedTempEffects=1

bUseThreadedParticleSystem=1

bUseMultiThreadedTrees=1

bUseMultiThreadedFaceGen=1

iNumHavokThreads=5

iThreads=9

iOpenMPLevel=10

Все эти опции подходят для двуядерных и HyperThreading (виртуальное 2 ядро) процессоров, позволяет разделять некоторые процессы в игре на несколько парралельных. Заметьте что если вы будете ставить в параметрах iNumHavokThreads, iThreads и iOpenMPLevel большие значения это не значит, что их на самом деле столько, потому что система сама определяет максимальное количество таких процессов в зависимости от уже запущенных.

– повышение этого параметра (всегда нечетное тоесть 5,7,9,11) приводит к увеличению радиуса детальной прорисовки от персонажа. Повышение параметра сильно влияет на время загрузок/погрузок территорий а также очень влияет на производительность. По умолчанию стоящая 5 оптимальное между соотношением качество/производительность.

uGridDistantTreeRange=15

uGridDistantCount=25

Обе опции в комбинации дают увеличение дальности видимости деревьев. Увеличение параметра uGridDistantTreeRange само по себе не дает видимого эффекта, но если одновременно повысить uGridDistantCount то вы будете видеть деревья еще дальше. Сильное увеличение этих параметров приводит к драматическим последствиям, ужасным тормозам и очень большому времени загрузки локации.

uGridDistantTreeRangeCity=4

uGridDistantCountCity=4

Работают также как и две предыдущих параметра но с одним отличием – они увеличиваю дальность видимости деревьев в городах.

fLandTextureTilingMult=2.0000 – понижение этой величины может уменьшить очевидные черепичные следы, проявляющиеся на текстуре земли, но к несчастью также искажает текстуры которые находятся поблизости от игрока.

Трава и деревья:

iMinGrassSize=120 – величина отвечает за "густоту" травы. Чем меньше будет число тем более редкой будет трава в густых травянистых областях. Хорошо повышает производительность, но территории будут казаться более пустынными. Число 120 оптимальный выбор между производительностью и тем чтобы травы было достаточно визуально.

fGrassEndDistance=8000.0000

fGrassStartFadeDistance=7000.0000

Верхние две опции регулируют расстояние когда трава будет исчезать и расстояние на котором она начнет постепенно редеть перед исчезновением. Вы можете увеличить производительность, понизив эти величины, а также уменьшив разницу между ними.

bGrassPointLighting=0 – если поставить 1 трава будет с более красивым освещением, и конечно это снизит производительность.

bDrawShaderGrass=1 – если поставить 0 убирает всю траву. Очевидно, что это повысит производительность но в замен реализма.

iTreeClonesAllowed=1 – если стоит 1 то все модели деревьев будут уникальными что понизит производительность в местах с множеством деревьев.

iCanopyShadowScale=512 – определяет размер текстур тени деревьев, чем меньше тем они менее красивые, но производительность увеличивается. Менять нужно с множителем х8 (попробуйте поставить 128, к примеру).

bEnableTrees=1 – если поставить 0 убирает все деревья из игры что есть очень некрасиво и нереалистично, особенно на наружных территориях.

bForceFullLOD=0 – заставляет загружаться LOD полностью, что увеличивает качество деревьев за счет небольшой потери производительности.

Вода:

bUseWaterReflectionsMisc=1

bUseWaterReflectionsStatics=1

bUseWaterReflectionsTrees=1b

UseWaterReflectionsActors=1

Параметры для включения (поставить 1) дополнительных отражений на воде. При включении близлежащие деревья, объекты и персонажи будут отражаться в воде. Может особо понизить производительность в богатой деревьями/объектами/персонажами местности.

uDepthRange=125 – регулирует насколько глубоко можно что-то разглядеть в воде сверху. Если увеличивать, то могут случатся некоторые баги, а также снизится производительность.

Поклонникам вселенной The Elder Scrolls известно, что, начиная с Morrowind, добываемый в играх лут имеет привязку к уровню. Это касается как предметов экипировки, так и зелий, различных ингредиентов, в том числе и камней душ. Поэтому чтобы найти великие камни душ в "Обливионе", где работает та же система, следует учитывать некоторые игровые нюансы.

Для чего нужны камни душ?

Камни душ - твердые кристалловидные образования, использующиеся для захвата душ различных созданий и последующего использования в улучшении предметов и магической зарядке уже улучшенных. Захват души в камень производится с помощью заклинания Школы Мистицизма "Ловушка душ", использованием соответствующего свитка, а также с помощью оружия, прошитого данным спеллом.

Камней в игре предостаточно, поиск их является неотъемлемой частью геймплея и особых проблем не доставляет, однако одна из разновидностей, способная вмещать души самых крупных и сильных существ, вроде дремор и повелителей минотавров, - считается самой эффективной, соответственно, и поиск великих камней душ в "Обливионе" сложнее, чем поиск младших камней.

Как отыскать великие камни душ?

В Oblivion используется уровневая система распределения трофеев: самые лучшие камни имеет смысл искать только при достижении 12-го уровня персонажа, в противном случае большой камень душ удастся добыть только в битвах (и то если повезет).

Если же до требуемого уровня еще далеко, а камни нужны уже сейчас (обычно игрокам требуются эти камни при выполнении квеста "Лекарство от вампиризма"), придется пробежаться по Сиродилу, посещая города, пещеры, шахты и сельскую местность.

Начать можно с руин Норнал, где игроку попадется три таких камня. Недалеко от руин расположена деревенька Дрейклоу, в которой обитает квестовый персонаж Мелиссанда. В подвале ее дома можно разжиться одним пустым камнем. Заодно стоит спуститься в шахту, что рядом с деревней, - кристалл есть и там. Спустившись южнее, к устью Камышовой реки, нужно отыскать вход в Тритоновую пещеру. После зачистки подземелья камень найдется среди трофеев. Следует иметь в виду, что все эти камни душ генерируются только на одном из этапов квеста "Лекарство от вампиризма". В другое время искать придется в других локациях.

Вне зависимости от квестов и уровневых привязок великие камни душ в "Обливионе" попадаются в следующих местах:

  • Имперский Город. На территории Университета Волшебства в Комнатах магов и Приемной получится отыскать два пустых камня.
  • У одного из торговцев мистического Эмпориума, что в том же Имперском городе, можно приобрести или украсть один камень.
  • Коррол. Среди предметов внутри Гильдии Магов находятся еще два. Здесь же торгует магическими предметами Ангалмо - один камень покупается у него.
  • Остальные камни можно получить, параллельно выполняя квест "Вступление в Гильдию магов" и посещая представительства этой самой гильдии по всех городах: Лейавину, Анвилу, Бруме, Бравилу и Чейдинхолу.

Квестовые предметы

Существует еще две разновидности камней, которые игра воспринимает, как великие. Это Помидор душ - предмет, встречающийся только в дополнении "Дрожащие острова" и для использования непригодный. А также Звезда Азуры, которую игрок получает после "Азура". Звезда подходит только для белых душ, но при этом не исчезает после использования, являясь многоразовой.

После чего в разговорах с целителями из городских часовен появляется новая тема - Лекарство от вампиризма (Cure for Vampirism). Впрочем, целителям неизвестно доподлинно о случаях излечения, поэтому герой получает совет общего характера поговорить в Университете волшебства (Arcane University) с консулом Гильдии магов Раминусом Полусом (Raminus Polus). Как выясняется при встрече, ему тоже известно немногое - только то, что граф Скинграда (Skingrad) , Янус Гассилдор (Janus Hassildor), заинтересован поисками лекарства и недавно проводил исследования по этому вопросу.

В замке Скинграда сначала следует договориться об аудиенции с графом, обратившись к Хал-Лиурз (Hal-Liurz) в графском зале, которая, увидев болезненное состояние героя, соглашается доложить о его приходе графу. При первом же взгляде на сошедшего в зал графа видны его красные глаза и клыки, из дальнейшей беседы с ним становится ясно, что он и его жена Рона (Rona) давно превратились в вампиров, причем Рона не смогла смириться с этой переменой и впала в летаргию, поэтому граф ищет для нее лекарство и предлагает герою награду за помощь в поисках.

Просьба Мелисанды

Из рассказа графа Скинграда герой узнает, что ведьмы Гленморила когда-то в прошлом умели создавать лекарство, а проведенные графом исследования показали, что этих ведьм во всем Сиродиле нет - удалось только лишь получить сведения о подходящей под описание ведьмы женщине, которую видели у реки Корболо (Corbolo). После разговора с графом маркер цели на карте мира (F4, вторая вкладка) показывает на селение Дрейклоу (Drakelowe) возле Камышовой реки (The Reed River). В этом селении герой обнаруживает Мелисанду (Melisande), которая соглашается приготовить лекарство, но сначала требует принести ей пять пустых великих камней душ. О том, как их найти:

  • Один камень есть в подвале дома Мелисанды, в этот подвал можно попасть через камин возле ее постели.
  • Еще три камня можно отыскать сравнительно недалеко от дома Мелисанды - к западу в руинах Норнал (Nornal) на уровне Агесель (Ageasel), к востоку в Разбазаренной шахте (Squandered Mine) на уровне Ветреные туннели (Wind Holes), к югу в пещере "Лангуст" (Crayfish Cave) на уровне Круча (Steep) (в каждом из этих мест можно найти по одному камню пока не завершен этот квест).
  • Два камня есть в Университете волшебства (Arcane University) - один в Приемной архимага (Arch-Mage"s Lobby), и еще один в Комнатах магов (Mage Quarters), также есть еще два в Гильдии магов (Mages Guild) Коррола (Chorrol) .
  • Независимо от уровня героя по одному камню продают (или их можно украсть) следующие торговцы - Калиндил (Calindil) в Мистическом эмпориуме (Mystic Emporium), что в Торговом районе ИГ (Market District IC) , в отделениях Гильдии магов - Алвес Увеним (Alves Uvenim) в Лейавине (Leyawiin) , Ангалмо (Angalmo) в Корроле (Chorrol) , Ардалин (Ardaline) в Бравиле (Bravil) , Эйлонви (Eilonwy) в Чейдинхоле (Cheydinhal) , Фелен Релас (Felen Relas) в Анвиле (Anvil) , и Селена Орания (Selena Orania) в Бруме (Bruma) .
  • По достижении героем 12-го уровня такие камни можно купить у торговцев магическими вещами и заклинаниями.
  • У героя 11-го уровня и выше есть шанс (менее 5%) отыскать пустые великие камни душ в контейнерах многих руин, пещер или фортов.

Поиски ингредиентов

Как только герой доставит Мелисанде пять великих камней душ, она выдает список ингредиентов, необходимых для приготовления лекарства:

  • шесть зубчиков Чеснока (Garlic) - этот ингредиент можно найти по нескольку штук в подвалах многих домов (особенно домов Скинграда), также как раз ровно шесть зубчиков есть в рабочих помещениях Имперского легиона (Imperial Legion Offices) и на втором этаже приората Вейнон (Weynon Priory) .
  • два побега Кровавой травы (Bloodgrass) - это высокая красная трава, произрастающая в пустошах Обливиона, также она продается во многих алхимических магазинах.
  • пять листьев Паслена (Nightshade) - это растение наиболее часто встречается в Западном вельде (West Weald), листья также можно купить во многих алхимических магазинах.
  • кровь аргонианина - Мелисанда вручает герою зачарованный кинжал (Enchanted Dagger), которым надо всего лишь поранить любого аргонианина (убивать необязательно), крови, оставшейся на кинжале, будет достаточно для приготовления лекарства. Аргониан можно встретить в любом городе, но при осуществлении намерений нанести какому-то горожанину вред нужно соблюдать осторожность - городская стража следит за порядком круглосуточно, а при наличии достаточных знаний в магии иллюзии можно воспользоваться заклинанием Приказ гуманоиду (Command Humanoid) , чтобы ранить выбранного аргонианина без штрафа. Также в фортах и пещерах с мародерами попадается много аргониан-лучников, и есть недалеко к северу от Бравила пещера Вейонд (Veyond Cave), сплошь заселенная враждебным аргонианским племенем.
  • прах могущественного вампира - под это описание подходит Хиндарил (Hindaril), заключенный много лет назад в пещере "Топь красной воды" (Redwater Slough) у реки Пантера (Panther River), убив его, герой получает последний разыскиваемый ингредиент - Прах Хиндарила (Ashes of Hindaril) (Хиндарила можно найти в пещере и до начала этого квеста).

После доставки Мелисанде всех перечисленных ингредиентов она просит героя дать ей время на приготовление лекарства и вернуться через 24 часа. При этом не стоит задерживаться в ее доме, поскольку Мелисанда сочтет это вторжением и станет враждебной.

Лекарство готово

По возвращении через сутки Мелисанда отдает герою два зелья, одно из них - лекарство от вампиризма (Cure for Vampirism) , которое можно принять когда угодно, так же как и любое обычное зелье, другое - зелье исцеления от вампиризма (Vampirism Cure Potion) , предназначенное для Роны Гассилдор.

Прибыв в замок Скинграда с лекарством для графини, опять нужно обращаться к Хал-Лиурз, которая при упоминании о лекарстве проведет героя в Чертог забытых (Chamber of the Lost). В этой секретной комнате замка будут графиня, находящаяся в летаргическом сне, граф Янус и, как ни странно, Мелисанда. После того как лекарство будет передано графу, он позволит герою остаться посмотреть на дальнейшие события, при условии полного в них невмешательства. Мелисанда пробуждает на короткое время графиню и граф говорит ей об окончании страданий. Графиня принимает зелье и умирает. Граф просит героя вернуться за обещанной наградой через 24 часа, в течении которых он собирается решить все возникшие дела. По истечении суток опять-таки нужно вызвать графа через Хал-Лиурз, на этот раз он вручит герою награду, сумма которой варьируется в зависимости от уровня героя:

  • 1-4 уровень - 250 золотых;
  • 5-9 уровень - 500 золотых;
  • 10-14 уровень - 1000 золотых;
  • 15-19 уровень - 2500 золотых;
  • 20-24 уровень - 5000 золотых;
  • 25-29 уровень - 7500 золотых;
  • 30+ уровень - 10000 золотых;

Примечания

После излечения вампиризма повторно стать вампиром честным путем (без применения консольных команд) нельзя. Если установить официальный плагин "Мрачное логово" (The Vile Lair) , то лечение происходит гораздо быстрее и проще. После излечения можно неоднократно заражаться Порфириновой гемофилией (Porphyric Hemophilia), которая как самая обычная болезнь будет всего лишь добавлять герою отрицательный эффект Понижения запаса сил (Drain Fatigue) с величиной 5 pts.

Этот квест известен множеством багов, возникающих при его прохождении, хотя лично мне удалось пройти его в целом нормально, если не считать внезапной и необъяснимой вспышки агрессивности со стороны Мелисанды при первой встрече с ней. Некоторые проблемы можно решить путем активирования следующих стадий квеста консольной командой:

setstage Quest_ID Stage

где Quest_ID - MS40 , Stage - стадия квеста (см. описание стадий).

При выставлении с помощью консоли стадии квеста 70 в инвентаре героя само собой не появится лекарство, его нужно добавить консолью (первое для героя, второе для графини):

player.additem 000977E4 1
player.additem 0009812D 1

Стадии квеста (MS40) и журнальные записи

Лекарство от вампиризма:
  • 5 - Мне надо побывать в Университете волшебства Имперского города для того, чтобы расспросить о лекарстве от вампиризма Раминуса Полуса.
  • 10 - Мне необходимо поговорить с графом Гассилдором из Скинграда, может удастся добиться у него аудиенции, если обратиться к его управляющей Хал-Лиурз.
  • 20 - Граф Гассилдор попросил моей помощи в поисках лекарства от вампиризма. Он сказал, что женщина, живущая в лесах у реки Корболо, возможно что-то знает о лекарстве, ее нужно найти.
  • 30 - Мне удалось отыскать Мелисанду, которая согласилась приготовить лекарство от вампиризма. Но сначала она попросила меня принести ей пять пустых великих камней душ, только после этого она даст мне дальнейшие указания.
  • 40 - Мелисанда получила пять пустых великих камней душ. Для приготовления лекарства от вампиризма ей нужны шесть зубчиков чеснока, пять листьев паслена и два ростка кровавой травы.
  • 41 - Мелисанда дала мне особенный кинжал, которым нужно ударить любого аргонианина, при этом крови, оставшейся на кинжале, будет достаточно для приготовления лекарства. Мне нужно найти аргонианина, ударить его этим кинжалом и вернуться к Мелисанде.
  • 42 - Последний ингредиент, необходимый для приготовления лекарства - прах могущественного вампира. Мелисанда сказала, что вполне подойдут останки Хиндарила, заключенного в глубокой пещере возле реки Пантера много лет назад.
  • 50 - Мне удалось добыть прах Хиндарила, надо поскорее доставить его Мелисанде.
  • 60 - Зачарованный кинжал покрыт кровью аргонианина, надо отнести его Мелисанде.
  • 70 - Мелисанда приготовила зелье лечения человека от вампиризма. Она дала мне две порции: одна предназначена для меня, а другую нужно отнести в замок Скинграда. Надо отправиться туда и поговорить с Хал-Лиурз.
  • 80 - Графиня Скинграда мертва. Мне следует поговорить с Хал-Лиурз в замке Скинграда после того как граф перестанет оплакивать свою жену.
  • 100 - Граф Гассилдор поблагодарил меня за оказанную помощь в поисках лекарства для его жены.
Loading...Loading...