Упражнения для концентрации внимания у взрослых. Упражнение на внимание для детей и взрослых. Сосредоточенность: что это за качество

Внимательность - это способность человека сосредоточить свое внимание на каком либо объекте. Человек, не способный сконцентрировать свое внимание на актуальном на данный момент предмете, не может эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если вы от природы рассеяны, постарайтесь избавиться от этого досадного недостатка, и вы увидите что вся ваша жизнь измениться в лучшую сторону.

Внимательность - понятие совокупное, она напрямую связана с такими качествами, как самодисциплина, усидчивость, память, наблюдательность и способность к концентрации. Именно эти качества и следует в первую очередь развивать у себя для того, чтобы стать внимательным человеком.

Как развить внимательность у взрослого человека

Выработать и развить у себя внимательность не так уж и сложно. Для этого надо ежедневно тренировать свою волю, память и усидчивость, знать некоторые методики повышения внимательности и действовать в соответствии с ними.

  • Старайтесь обязательно доводить до конца все свои начинания, невзирая на возникающие в процессе работы, непредвиденные сложности. Заставьте себя качественно выполнять даже ту работу, которая вам совершенно не нравится. Приоритетным в вашем лексиконе должно стать словосочетание «я должен», а не «мне хочется». Помните, что принудить себя сконцентрировать свое внимание на очень важном на данный момент, но не интересном ему предмете может только человек с сильной волей.
  • Всегда сразу тщательно проверяйте все написанное или сделанное - учитесь сами замечать свои ошибки, не дожидаясь, пока вам на них укажут другие люди.
  • Если вы чувствуете, что никак не можете сконцентрировать свое внимание на выполняемой работе, не бросайте дело на полпути. Постарайтесь придумать себе дополнительную положительную мотивацию, например: как только закончу статью - посмотрю интересный фильм. Если же и это не помогает, отвлекитесь на время и сделайте маленький перерыв.
  • В том случае, когда вы от природы рассеяны, вам трудно сосредоточиться на предмете своей работы. Для того чтобы сузить круг факторов, отвлекающих ваше внимание, отключите внешние раздражители: телевизор, проигрыватель, скайп, а по возможности и телефон.
  • Для того чтобы не краснеть перед другими людьми из-за невыполненных обещаний, заведите себе блокнот, в который записывайте все предстоящие вам дела.
  • Играйте в игры на внимательность. Такие, казалось бы, детские игры отлично тренируют память и обостряют внимание. К их числу относятся всевозможные парные картинки, на которых нужно найти отличия, компьютерные квесты, основанные на поиске спрятанных предметов, игры - лабиринты, пазлы и многие другие, не менее интересные представители жанра логических игр и головоломок.
  • Еще один хороший способ тренировки внимательности состоит в следующем упражнении. Разложите на столе десять мелких разных предметов, посмотрите на них в течение минуты и постарайтесь их запомнить. После этого отвернитесь и попросите помощника убрать со стола один из предметов. Теперь опять повернитесь к столу, включите свою зрительную память, сосредоточьтесь и постарайтесь понять, какой именно предмет был убран. Развлекайтесь подобным образом как можно чаще, увеличивайте количество предметов - это обязательно пойдет вам на пользу, так как такие упражнения способствуют развитию памяти и наблюдательности.

Как развить внимательность у ребенка

Маленькие дети по своей природе не способны длительное время концентрировать внимание на одном предмете - они быстро устают и переключают свой интерес на новые объекты. Помимо того, малышам свойственна повышенная двигательная активность - они просто физически не могут долго сидеть на одном месте и выполнять одну и ту же порученную им работу. Поэтому внимательность у детей следует тренировать в игровой форме - это позволяет как можно дольше поддерживать их интерес к таким занятиям. К играм, направленным на развитие внимательности, в частности относятся:

  • Игры на поиск парных предметов. Ребенку дают четное число картинок. На двух из них нарисованы животные, например, кошка и собачка, на двух - цветы: роза и ромашка, еще на двух - транспортные средства: автомобиль и самолет. Перед малышом ставится задача разложить картинки по парам и объяснить свое решение.
  • Игры по воспроизведению последовательности в ряду. Рассадите на диване в ряд пять-шесть кукол и плюшевых зверюшек, попросите ребенка запомнить, в каком порядке они сидели, и после этого перемешайте игрушки Задача ребенка - снова рассадить всех в том же самом порядке.
  • Игры на поиск несоответствия. Например, нужно сказать, что вы садовник, а малыш - ваш помощник, и вы вместе будете выбирать растения для своего сада. Далее вы начинаете перечислять названия растений и спрашивать у ребенка, подходят ли они вам: «Роза?» - малыш говорит: «Да!», «Яблоня?» - «Да!», и т. д. В какой-то момент нужно сказать: «Корова?» - ребенок должен заметить несоответствие и ответить «Нет!».

Помимо этих развивающих игр, которые мы привели здесь для примера, есть еще и масса других, не менее полезных забав: те же парные картинки, игры из серии «Так бывает или не бывает», игры в сыщика (поиск спрятанных предметов и поиск предметов и людей по их описанию) и т. д., и т. п.

В наше скоростное время трудно сосредоточиться на чем-то конкретном. Наше внимание размывается, мы не успеваем запомнить самые элементарные вещи. Вокруг все бурлит, «варится», повсюду суета, шум, гам. Конечно, не удивительно, что нам приходится трудно. Не получается сохранить в памяти важные вещи и сосредоточиться на чем-то определенном. О том, как развить внимание, нас учат на различных площадках, предлагают тесты, игры, головоломки и т.д. Но давайте попробуем воспользоваться новым способом и выясним, как развить внимание, и от чего оно зависит.

Что такое внимание

В детские годы мы полагаем, что все что ощущаем, то можно взять руками. То же самое полагали и с мыслями, памятью, вниманием. Для нас это было что-то определенное, вроде мышцы, и если она не совсем развита, значит и внимание плохое. Но, к сожалению, это не так. Иначе мы бы смогли её заменить на другую мышцу и жить себе припеваючи. На самом деле, все наши умственные способности – это результат деятельности клеток мозга, нейронов, нейромедиаторов.

Если говорить научным языком, то внимание – это направленность нашего же сознания, сосредоточения на определенных вещах, предметах, стимулах. Проще – наш мозг принимает из окружающего мира различные сигналы, некоторые из них оставляет, другие фильтрует. Их состояние зависит от различных факторов.

Проблема с умственными данными может быть врожденной. Здесь сложно что-либо вообще исправить, малоумие зачастую является причиной плохого внимания. Это две связанные между собой вещи. Но если это не является генетическим, врожденным дефектом, то можно прекрасно развивать способность концентрировать внимание на важных вещах. А второстепенные откладывать на второй план. И не будет проблемой сфокусироваться на главном даже в те моменты, когда сильно нервничаете, переживаете. Ведь та самая мышца внимания будет натренирована благодаря нашим же действиям.

Зачем нам нужно развивать внимание

Мы обладаем различными явлениями психики, но внимание является особенным видом. Нельзя данное свойство отделять от других, все взаимосвязано. Выделяя благодаря вниманию из многообразия разные впечатления, мы улучшаем свою память, способность мыслить. Если мы невнимательны, то можем с большим успехом разрушить любое дело, даже простое. Это легко отметить в случае с ребенком. Когда его памятью и вниманием занимаются, то он тут же показывает лучшие результаты.

Что касается взрослых, то проблемы с памятью и вниманием мешают устроиться на работу, закончить вуз. К примеру, одна моя знакомая хотела получить высокооплачиваемую должность, но условия приема были современными и требовательными. Необходимо было пройти тест на уровень IQ, чего ей не удалось. А причиной тому – плохая память и внимание. Когда она пожаловалась мне, мы решили еще раз пройти проверку самостоятельно. И что удивительно, ответила на все вопросы без проблем.

Получается, ей что-то мешало сконцентрировать свое внимание. При поступлении на работу она нервничала, переживала и не смогла, что говорится, взять себя «в руки». И это, к сожалению, входит в норму. В состоянии стресса мы не способны выполнять элементарные задачи. Но если бы вовремя знать, что есть возможность улучшить свое внимание, то большинство получило бы хорошую работу и зарплату. Чтобы начать работу, необходимо изучить вопрос глубже.


Виды внимания

Внимание бывает разным: произвольным, непроизвольным и послепроизвольным.

  1. Произвольное зависит от воли каждого из нас. К примеру, мы можем себя заставить делать домашнее задание, несмотря на внешние помехи.
  2. Непроизвольное возникает вне зависимости от нашего желания на новые факторы, сила которых затмевает другие моменты.
  3. Послепроизвольное сложено из двух составных: изначально внимания нет, но затем, когда у него возникает интерес, внимание переходит в произвольную стадию.

В своей жизни в каждом из нас в обязательном порядке присутствуют все три вида внимания. Например, школьные уроки вызывают у детей скуку, произвольное внимание, что становится причиной раздражения. Чтобы активировать ребенка, учителям приходиться применять различные методы, вызывающий интерес к учебе. И у него возникает непроизвольное внимание, улучшаются показатели по предметам.

Чтобы получить максимальный эффект от своей деятельности в любых сферах следует сочетать все три вида внимания. К примеру, чтобы ребенок сделал домашнее задание, следует его заинтересовать. У него возникает непроизвольное внимание, а при проверке произвольное. И чтобы он отдыхал, родителям следует давать ему передышку, позволять отдыхать.

Свойства нашего внимания

К их числу относится чувство устойчивости, при котором мы можем сохранять, удерживать наше внимание. Данный момент зависит от различных факторов: нашего возраста, мотивации, общего состояния организма. К примеру, если ученик при выполнении домашнего задания то и дело отвлекается, откладывает выполнение, у него неустойчивое внимание. А при концентрации своего внимания человек сосредотачивается на конкретных вещах.

Также мы способны переключать свое внимание – то есть с одного предмета, явления на другой. Благодаря этому, мы можем совмещать различные задачи. К примеру, многие из нас легко справляются с мытьем посуды, и тут же разговаривать по телефону. Может сбежать молоко, и мы переключаемся на этот процесс.

Так происходит распределение внимания, которое зависит от того, как человеку удается переключаться с одного на другое. У каждого из нас есть свой объем внимания, в котором мы содержим определенное количество информации. Согласно исследованиям ученых, в определенный момент мы можем быть внимательны одновременно к 7 предметам. Это можно легко проверить. После общения с каким-то человеком постарайтесь вспомнить, каковы черты его лица. Вы вспомните примерно 7 признаков.

В каких условиях развивается внимание

На уроках истории нам рассказывали о потрясающих способностях внимания таких правителей, как Цезарь, Марк Аврелий. Они могли делать разные дела одновременно: говорить, читать, отвечать, давать указания своим слугам и т.д. Знаменитый специалист по психологии Полан читал стихи и тут же создавал новые, что повергало зрителей в шок.

То же самое и психолог Горный, выполнявший 10 действий одновременно. Но нельзя сказать, что эти люди родились с колоссальными способностями. Да, у них действительно был врожденный талант, но до такого состояния они его развили, работали над своим вниманием и памятью. Можем ли мы совершить то же самое, есть ли проверенные способы развития внимания? Да, и мы предлагаем их внимательно изучить.


Способы концентрации внимания

  • Не отказывайтесь от мыслей

Если что-то происходит в мыслях, не отбрасывайте их, пусть они перевариваются. Представьте себе утро своего дня.
Вы встали, выпили кофейку, приняли душ, а потом решили почитать. Оно идет легко, вы буквально поглощаете написанное.

Или второй вариант: сначала после утренних мероприятий посидели за компьютером, написали статью, прочитали массу новостей, а потом сели за книгу. В данной ситуации книжку читать будет намного сложнее, и информация, поданная в ней, плохо усваивается. Все просто, в «чистую» голову она идет лучше, чем в загруженную.

Именно по этой причине люди учатся и работают с утреннего времени, а не после обеда. Школу навещают с утра, институт, работу тоже. Есть место для информации, и люди познают новое легче. Также, после сна, человек набирается сил, и способен концентрировать внимание. Но если мы перебиваем поток информации другими вещами, она не успевает откладываться. И те, что остались необработанными, то и дело не оставляют нас в покое.

Важно: не стоит выполнять сложные процессы, требующие концентрации внимания сразу друг за другом. Давайте передышку организму и мозгу, хотя бы 20-30 минут.

Для чего нужно развивать внимание? Разве нельзя без этого спокойно прожить? Этот вопрос задается нередко теми, кто несерьезно относится к плохому состоянию памяти и концентрации. Если не заняться этим вопросом, то человека ожидают неудачи. Он не будет способен нормально выполнять свои обязательства, помнить задачи, ездить на автомобиле, готовить еду. Короче говоря, процесс внимательности сопровождает нас во всех сферах жизни.

  • Развивайте свое внимание

Включите силу воли – она есть у каждого из нас. Чтобы развиваться, применяйте все проверенные методы – разгадывайте ребусы, головоломки, отвечайте на кроссворды, пройдите разнообразные тесты на IQ. Но самый главный способ – это выполнять работу с полной концентрацией на ней своего внимания.

И если в ходе процесса возникают внешние раздражители – избавьтесь от них и сосредоточьтесь на деле. Проверьте способ на простом деле – на мытье посуды. Внимательно рассматривайте узоры на тарелке, следите за потоком воды, движениями своих рук. Ведите себя так, как будто находитесь в операционной и делаете человеку операцию. Уж в этом-то процессе внимание должно быть колоссальным.

Чтобы не терять внимательность, необходимо следовать простым правилам.


  • Учитесь расслабляться

Для удержания внимания на чем-то конкретном, необходимо уметь расслабляться, не напрягать тело, ум. Следует также устранить сильные эмоции, мешающие концентрации. Но если вы полагаете, что это легко, то ошибаетесь. Как раз в тот момент, когда хочется сосредоточиться, человек напрягается, боясь, что у него ничего не получится. Так что давайте учиться вместе.

Если вы ощущаете, что напряжение не дает взяться за работу, остановите процесс труда. Отодвиньтесь от рабочего стола, откиньте голову на спинку кресла и сделайте до 10 глубоких вдохов и выдохов. При этом также нужно фокусироваться на своем дыхании, что приведет к полному успокоению и расслаблению.

  • Не торопитесь

Будете спешить и в моменты напряжения все равно пытаться работать – ничего не получится. Не бойтесь и отвлекитесь, потом нагоните. Ваши 10 минут расслабления и отдыха пойдут на пользу, а откажетесь от снятия напряжения – работа все равно не заладится.

  • Держите тело в тонусе

Говорить о концентрации внимания без нормального режима и образа жизни невозможно. , алкоголь, курение, и тем более употребление наркотиков никогда не позволит вам сконцентрировать внимание на чем-то конкретном, добросовестно выполнять свои задачи. Укрепляйте здоровье, пейте больше чистой воды, гуляйте на свежем воздухе.

  • Здоровое питание

Не нужно отмахиваться от данного момента. Вредная еда: жирная, копченая, сладкая, солена, фаст-фуды, энергетические напитки, сладкие газировки нарушают пищеварение. Отсюда общее ухудшение состояния здоровья, метаболизма, обменных процессов. Само собой, все это сказывается и на головном мозге, точнее на работе клеток, нейронов. Разрыв их связи и является источником потери памяти, внимания.

  • Устраните раздражающие факторы

Мы не можем полностью сосредоточиться на чем-то важном, если присутствуют посторонние шумы. Если они вам мешают – уберите его. Из окна слышен рев соседского мотоцикла – закройте окно, громко работает телевизор в соседней комнате – закройте двери, попросите, чтобы сделали потише.

Совет – как научится не отвлекаться? Все очень просто. Подумайте, насколько для вас важен процесс, на который вам нужно обратить максимальное внимание. Осознав значимость, вы со временем научитесь не слышать, не видеть и не чувствовать посторонних раздражителей. А если и отвлеклись – возвращайтесь к прерванной точке или начните сначала. Кстати, последнее заставит человека забыть о внешних факторах. К примеру, вы писали статью и тут стали возникать отвлекающие мысли. Порой, легче встать и сделать то, что вам не дает работать. Потом, со спокойной душой, можете продолжать писать свою статью.

Когда наше внимание нарушается

Если у вас периодически есть проблемы со вниманием – не переживайте, это свойственно всем нормальным людям. Мы хотим охватить все, что происходит в нас и вокруг, и вполне естественно, что не всегда это получается. К тому же, такие факторы, как , усталость, длительное перенапряжение могут быть помехой для концентрации наших мыслей. Но они длятся недолго, занимают непродолжительное время. Если они протекают дольше, то налицо определенный тип расстройства:

  1. Рассеянность. При слабой концентрации, происходит непроизвольное, легкое переключение человеческого внимания. Такое чаще встречается у дошколят, учеников младших классов. В их голове все что угодно, только не главное.
  2. Рассеянность ученых. Ученые мужи концентрируют, как правило, свое внимание на чем-то конкретном, своем учении, науке. Они не способны быстро переключаться на другие вещи.
  3. Рассеянность возрастная. Этим недугом страдают старики, они забывают все, не способны концентрировать внимание на конкретных позициях. Причиной являются возрастные заболевания, проблемы с памятью, мозговой активностью.
  4. Объем внимания снижен из-за других, значимых факторов, событий. Люди в момент горя или большого счастья могут быть рассеянными, невнимательными.
  5. Усталость внимания – возникает из-за истощения концентрации при длительной работе над конкретным заданием.

Если присутствуют заболевания головного мозга, то у человека могут развиться серьезные проблемы с концентрацией внимания и другие, более сложные заболевания.

Упражнения для улучшения внимательности

Многие специалисты предлагают отличные упражнения, благодаря которым можно развить свою внимательность. Мы же предлагаем самые лучшие из них. Начнем с гимнастики Вуджека Тома, для которой нужно выделить немало времени.

  1. Перед собой положите часы и на протяжении двух минут отслеживайте ход стрелки. Концентрация внимания должна быть на секундной стрелочке. Что-то помешало, и вы отвлеклись, вернитесь на исходную позицию и повторите упражнение вновь.
  2. Второй шаг – то же самое, но при включенном телевизоре. Выбирайте интересную для себя передачу и полностью концентрируйте внимание на секундной стрелке. Отвлеклись на передачу, кино – начните сначала.
  3. Третий, более сложный вариант – следить за секундной стрелкой и в уме вести счет четных чисел. Сбились – начните сначала и продолжайте две минуты.

Эти простые на первый взгляд, но сложные упражнения нужно повторять каждый день в сводные минуты и в полном уединении.

Также существует ряд упражнений, при которых необходимо концентрировать свое внимание на новых предметах. Это второй вариант – запоминаем обстановку. Если в комнате кто-то есть, шумят, галдят – ничего не получится, процесс требует полной тишины. Затем, нужно полностью описать их признаки. Обычно, как мы уже знаем, люди вспоминают до 7 моментов. Специалисты по психологии просят описывать не только крупные, но и мелкие подробности.

Например, войдите в новое помещение, комнату и на протяжении одной минуты внимательно осмотрите её. Постарайтесь запомнить как можно больше. Затем, выйдите из нее и опишите на чистом листке бумаги все то, что вы помните.

Следующий шаг – превратите процесс в игру. Попросите друга при вашем выходе из комнаты что-то переставить местами. Вернитесь и подумайте, что не стоит на своем месте. Это может быть как предмет мебели, так и что-то из его же одежды. То есть, вам придется переключать внимание и порыться в анналах своей памяти. Это отличное упражнение, помогающее концентрировать и развивать свое внимание.

Самый доступный способ развивать память и внимание – рукоделие. Вяжите, вышивайте. Кропотливая работа, требующая концентрации нашего внимания также отлично сказывается на деятельности мозга, ведь задействована мелкая моторика. Обратите внимание, какие старушки лучше соображают: те, что сидят «сложа руки» или те, кто то и дело что-то вяжет, вышивает.

Упражнения для развития внимания детей отражены в разгадках типа: «Найди 5 отличий». Сначала малышам дают простенькие задачки, затем количество отличий в картинках увеличивается. Потом уже нужно отличать цвета, мелкие детали.

Следующий способ помочь ребенку – после посещения определенного места, например, цирка, зоопарка, попросить его нарисовать то, что он видел.

Положите перед своим чадом несколько предметов, например, выложите в ряд яблоко, грушу, сливу, персик, виноград. Пусть он внимательно посмотрит на эти предметы, закроет глаза, а вы уберете что-то из них. Открыв глаза, он должен показать, чего не хватает во фруктовом ряду.

Развитие памяти и внимательности у ребенка станет залогом его успешности в учебе. А значит, сформируется отличная площадка для перспективного будущего.


Как поддерживать развитое внимание

Мало развивать свою внимательность, если её не поддерживать, то очень скоро ваше умение сосредотачиваться иссякнет. Необходимо создать благоприятную атмосферу для того, чтобы не возникло проблем.

  1. Не перенасыщайтесь информацией. Память не безгранична, и получив новую дозу новостей, она отодвигает в сторону важные моменты. Отдыхайте, не перескакивайте от одного к другому. Изучайте все тщательно, детально, не упускайте мелкие моменты.
  2. Концентрируйте свое внимание на том, чем занимаетесь. Не отвлекайтесь, а если что-то и стало помехой, вернитесь к главному процессу заново. Распыление на всякие мелочи является нашей главной ошибкой, мешающей качеству жизни каждого человека.

К примеру, мы не можем избавиться от пагубных привычек, потому что не концентрируем на них свое внимание. Хотите бросить курить – думайте об этом и в процессе курения, размышляйте, как дым попадает в ваши легкие и уничтожает все живое. Так вы удержитесь за свою цель и сделаете решительный шаг. И не вздумайте переключаться на мысли типа: «другие тоже курят, и ничего!», «Я брошу курить после выходных!» и т.д. То есть, концентрация мыслей и внимания не позволяет нам отвлекаться на «отмазки» и идти к своей цели до конца.

В этом большую роль играют такие качества, как самоконтроль, сила воли. Сами понимаете, между ними тесная связь. Если не будет силы воли, самодисциплины, то мы не сможем сосредотачиваться на конкретном, будем расхлябанными, рассеянными. Необходимо концентрироваться, что позволит осознавать свои цели и желания, и добиваться результатов. А это значит, что внимательность нужно воспитывать с детских лет, развивать её и будущее ребенка будет более чем успешным.

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

Начальник дал вам среди прочих какое-то мелкое задание, а вы начисто о нем забыли? Делая сверку, пропустили какие-то данные, в результате чего в ваши вычисления закралась ошибка? И что вы скажете в свое оправдание? Я забыл… Я по жизни рассеяна… А в быту? Электрочайник, расплавившийся на газовой плите, или незапертая квартира еще полбеды. Намного опаснее не выключенный газ или утюг. Можно свалить все происходящее на старость или усталость, или просто на то, что некогда думать о мелочах, когда голову занимают более важные мысли. Да и как развить внимательность, если уж уродился таким?

Однако такой способ есть. И если вам надоело каждое утро тратить полчаса на поиски собственных вещей, значит, пришло время его применить. Посмотрите пристально на какой-то предмет. Потом закройте глаза и представьте себе его, старательно припоминая все мелочи, вплоть до того, в окружении с какими другими предметами он находится. Если позволяет ситуация, описывайте эти воспоминания словесно. Например: книга в глянцевом переплете, толстая, листов примерно 300. Лежала заглавием вниз на полированном столе, черном. На столе также лежала белая вышитая красными геометрическими узорами салфетка, а на салфетке стояла ваза…» и т.д. Хорошим способом того, как развить внимательность, будет попросить кого-то из близких незаметно для вас что-то менять в обстановке вашей комнаты. Попробуйте выявить эти изменения.

У вас есть привычка только делать вид, что слушаете собеседника, тогда как в это время думаете о чем-то своем? Подумайте, почему так происходит. Ваша рассеянность может иметь три причины: вы заранее знаете, что скажут и вам скучно и неинтересно; вас отвлекают вид собеседника, его голос, манера жестикулировать или посторонние шумы; и, наконец, вы чем-то взволнованы и эти мысли заполоняют вас всего. Как развить внимательность, если вы - рассеянный собеседник? Постарайтесь полностью сконцентрироваться на теме разговора и отвлечься, эмоционально абстрагироваться как от личности говорящего, так и от своего отношения к теме разговора. Время от времени задавайте уточняющие вопросы, акцентируя на том или ином аспекте обсуждаемой темы.

Действенным средством того, и внимательность даже в пожилом возрасте, на пенсии, будет завести себе деловой дневник, куда записывать все свои планы и намеченные встречи. Однако не будьте «приклеенным» к этим записям. Составили, спустя полчаса перечитали, тут же закрыли и постарайтесь вспомнить в точной последовательности написанное. Вечером обязательно перепроверьте себя - что упустили? Перед тем как сдать проделанную работу или отправить письмо, еще раз перечитайте его - может, что-то еще забыли?

Иногда забывчивость и рассеянность могут быть следствием стресса и банального невысыпания или усталости. Как развить внимательность в таком случае? Постарайтесь спать не меньше семи-восьми часов в сутки. При сидячей работе раз в час обязательно встаньте и проделайте небольшое физическое упражнение - запрокиньте голову и медленно подвигайте ею вправо-влево. Это насытит уставший мозг кислородом и вернет ему работоспособность. Есть люди, у которых больше развито зрительное восприятие, а есть те, у кого обострено восприятие на слух. Если вы относитесь к первой категории, запишите прослушанную информацию в виде тезисов, а если ко второй, прочтите вслух текст.

Маленькие поскольку они еще не могут отделить главное от второстепенного, а потому им трудно сконцентрироваться на чем-то важном и отвлечься от посторонних образов или шумов. Как у ребенка, чтобы он не испытывал трудностей при обучении в школе? Во-первых, дать ему начатки внутренней дисциплины, чтобы дитя, слушая информацию, могло хотя бы 15 минут концентрироваться на ней. Это можно делать в игровой форме. Сначала нужно объяснить крохе, Потом, если малыш уже имеет понятие о цветах, дать задание: найди мне красный цвет. Пусть он укажет на предметы красного оттенка. Обязательно хвалите его в случае успеха. После пятилетнего возраста подойдут игры с рисунками «Найди 10 отличий».

Как часто, вроде бы, положив ключи на тумбочку, мы не можем их найти. Или куда-то вдруг из поля зрения пропадает колпачок от флешки. А сколько людей могут правильно ответить на такой вполне простой вопрос: сколько ступенек от входа до лифта в вашем доме? Девушки часто упрекают парней в невнимательности, а родители ругают своих детей за то, что те пропускают слова при чтении вслух. Виной всему этому – недостаточный уровень развития внимания. Вопрос как развить концентрацию внимания тревожит многие учёные умы.

Почему малышей в детском саде постоянно просят называть какого цвета или формы та или иная игрушка или же учить маленькие стишки? Все эти задания на развитие внимания являются очень важным шагом в обучении детей. Но тренировать и развивать внимание, как и память, можно и во взрослом возрасте. Если же заниматься регулярно и следовать действенным методикам развития внимания, то результаты не заставят себя ждать.

Основные параметры влияющие на уровень внимания - устойчивость и концентрация. Хотя их разделение в процессе выполнения умственной работы, основанной на запоминании (например: чтение или восприятие на слух какой-либо информации) можно считать лишь условным.

Силу внимания и его устойчивость практически невозможно рассматривать, не учитывая начальные, волевые качества отдельного индивидуума. Лишь дисциплинированный человек может быть максимально внимателен в повседневной деятельности. Ведь, именно такие люди всегда доводят свои начинания до их логического завершения. Любое желание сосредоточиться на каком-либо деле требует подкрепление со стороны воли. Выражения «я хочу» и «мне нужно» должны согласовываться друг с другом и зачастую, чтобы добиться в жизни высот, необходимо отдавать предпочтение этому, иногда неприятному: «я должен».

Почему в детстве нам всегда запрещали съесть вначале сладкое, и прежде приходилось «расправиться» с основным блюдом? Именно на этом факте можно обосновать причины, по которым изначально требуется приступать к трудным и неинтересным заданиям или поручениям, а потом уже делать лёгкое и приятное. Развивать внимание помогают занятия динамичными видами спорта, подвижные игры, решение головоломок и кроссвордов, а также другие упражнения на развитие внимания в игровой форме. Особенно полезной считают игру в шахматы, ведь она не только заставляет думать, но и следить за ходом мыслей вашего противника. Однако стоит учитывать то, что польза от всех этих занятий для развития и формирования внимания будет лишь тогда, когда они совпадают не только с вашими интересами, желаниями, но и соответствуют вашим способностям и поставленным целям. Если же вы не поставили цель достичь определенных высот, все ваши действия будут похожи лишь на пассивное созерцание и никак не скажутся на развитии внимания. Огромную роль играет эмоциональная составляющая, при выполнении любого дела стоит быть позитивно настроенным , тогда вам точно будет легко сосредоточиться. Если вы хотите выполнить какую-либо задачу – полюбите ее, заинтересуйтесь ею сполна, тогда любая работа будет в руках спориться.

Особенности концентрации внимания

В жизни каждого из нас наступает такой момент, когда уже дальше некуда откладывать занятия не интересной или нудной деятельностью: готовиться к экзамену по латыни, разбирать запутанные нитки в клубках пряжи, находить вторые пары потерянных носков или вспоминать когда же у тёти вашего двоюродного брата по маминой линии была свадьба. На любую физическую или умственную деятельность, которая кажется нам нудной или не интересной, уходит намного больше сил, времени и энергии, но ещё больше тратится на банальное поддержание внимания. Вот основная причина того, почему работа выполняемая при «произвольном», неконтролируемом уровне внимания зачастую малоэффективна. Полная сосредоточенность и глубокая концентрация бывает возможно лишь при контролируемом, после произвольном внимании. Что бы перейти к такому уровню внимания можно воспользоваться таким приемом развития внимания , как «закон осмысления и интереса». Увы, даже в этом случае, совершенно не отвлекаться практически не возможно.

Не стоит забывать, что больше всего от эффективной работы нас отвлекают мысли, не связанные с выполняемой задачей: переживания, яркие цвета вокруг или щелканье соседа ручкой. Избежать таких проблем поможет соответствующая обстановка вокруг. Как часто встречаются люди, которые практически не способно сконцентрировать своё внимание, когда вокруг шумно и те, которые могут заниматься практически любыми делами, даже стоя на одной ноге посреди шумного мегаполиса. Каждый человек индивидуален, именно поэтому каждому требуется своя обстановка и личное пространство . Это может быть тишина вокруг, комфортное кресло, или же идеальный порядок на столе. Но не стоит забывать о той зоне комфорта , в которой всегда удобнее работать или размышлять, нежели даже в тихой библиотеке или одиноком кабинете в конце коридора.Как было доказано учеными, не все виды отвлечения могут навредить эффективности и плодотворности работы . Вся загвоздка в том, что длительная глубокая концентрация активирует определённые участки мозга и если поддерживать такое состояние длительное время, то в итоге производительность мыслительной деятельности падает. Так что, при выполнении любого дела возьмите себе за правило каждые 45-50 минут делать небольшой перерыв, в течение которого можно сделать физические упражнения на укрепление спины или же просто размять кости, по дороге на кухню, за свежезаваренным зеленым чаем с мятой, который поможет не только расслабиться, но и в дальнейшем сконцентрироваться на достижении цели.

Стоит учитывать и первоначальный психологический настрой на работу . Если с самого утра внушать себе, что вы не выспались или же просто сегодня понедельник, а как всем известно: «понедельник день тяжелый », то стоит ли сомневаться, что дела не пойдут в гору? Но если вы всё же решили изменять свою жизнь к лучшему, вам на помощь придёт способ развития внимания , которым пользовался в своё время сам Наполеон, а он, как отмечалось в исторических изданиях, отличался весьма высокой работоспособностью.

Представьте, что вместо мозга в вашей голове находится большой шкаф. В нём есть ящики, которые символизируют те виды работы, которые вы выполняете по ходу вашей жизни. Найдите тот ящик, в котором находится нужное вам дело. До конца задвиньте остальные ящики и приступайте к работе.

Этот простой приём поможет вам увеличить концентрацию перед предстоящей работой и выполнить её быстро и качественно. Уберите вокруг себя то, что может вас раздражать или же отвлекать от основного дела. Но не стоит запираться в бетонную коробку, такие небольшие побочные раздражители, как негромкая спокойная музыка или же умеренный шум города за окном помогут оставаться наготове глубоко мыслить. Если же вам мешает абсолютно всё вокруг, то вы относитесь к тому исключительному числу людей, которые не могут работать вне звукового вакуума. Или же вы просто ищите причину, чтобы что-то не делать (если так обязательно прочитайте статью – «Прокрастинация и как с ней бороться »).

Историческим примером вышесказанного являлся опыт, проводимый в библиотеках старого города Лондона. Для создания идеальной обстановки для вдумчивого чтения были оборудованы специальные звукаизолированные комнаты. Однако посетители библиотеки не только не отмечали улучшений в производительности умственного труда, но и жаловались на плохое самочувствие из-за постоянного шума в ушах. Так что был сделано вывод, что полная тишина никак не может быть совместима с работой, которая требует глубокой сосредоточенности на изучении или анализе какого-либо материала.

При планировке своего рабочего расписания на день или же список дел, необходимо помнить о таком специфическом явлении, как колебания умственной активности. Было доказано, что наиболее высокую продуктивность имеют часы с 9 и до 12 утра, а так же с 3 часов дня и до 7 вечера. Некоторые люди отмечают высокую активность в часы перед сном, это связанно с тем, что по сути луна (которая тоже влияет на способность человека к деятельности) находится в том же положении, как и утром.

Как формируется и развивается внимание

Попытаемся теоретически обосновать формирование и развитие внимание.

Большинство ученых склоняются к тому, что внимание можно описать всего лишь тремя законами: апперцепции, установки, составляющих. Поясним же основную суть каждого из них:

1. По закону апперцепции получается, что уровень внимания является постоянно меняющейся величиной, и поддается изменениям в зависимости от длительности поддержания внимания к определённому объекту или же виду деятельности. Человек может воспринимать одинаково различные предметы или же наоборот различать абсолютно идентичные. Объясняется эта закономерность тем, что степень концентрации внимания напрямую зависит от отношения субъекта к определенному объекту, психологического и телесного состояния, а так же от настроения и жизненного опыта. К примеру, простой письменный стол мы можем воспринимать как объект интерьера, место для работы или просто место, куда можно залезть посидеть. Примером может служить фокус, представленный в фильме «Трасса-60», когда испытуемому изначально показали две карты правильной масти, а потом черные червы и красные пики. В практически 100% случаев, «подопытный» будет сконцентрирован на цвете масти, а не на ее форме. Но если провести этот эксперимент с ребенком, никогда не игравшим в карты, то он обратит внимание и на саму форму.

Усталость, плохое или же наоборот слишком хорошее и легкомысленное состояние тоже может отрицательно влиять на уровень внимания и концентрации, что зачастую приводит к ошибкам при восприятии информации.

Важным следствием закона апперцепции является то, что индивидуальный уровень внимательности каждого из нас зависит от массы воздействующих факторов в определенный период времени. Учитывая это, вы с легкостью сможете научиться управлять своим вниманием, а также вам буде под силу настраивать и контролировать своё восприятие.

2. Закон установки имеет такое название из-за того, что установкой изначально называли способность человеческого организма приспосабливаться и максимально эффективно воспринимать или реагировать на информацию. Это явление открыл такой известный психолог 19 столетия, как Ланге, при изучении ошибок восприятия. Его же соперником по сфере деятельности из Грузии, Узнадзе Д.Н., был разработан фундаментальный труд, посвященный закономерностям закрепления внимания и готовности к наиболее оптимальному реагированию на раздражители. Закрепление, как таковое, происходит лишь при многократном повторении жизненных ситуаций, которые в свою очередь помогают удовлетворить ту или иную потребность в познании.

Ярким пример установки может служить то, как ведёт себя человек, проходят в темное время суток по незнакомой местности. Его внимание напряжено, он слушает каждый шорох, всматривается вдаль и в темноту, пытаясь идти как можно тише и незаметней. Он готов к незамедлительной реакции, если почует опасность. В этом примере мы можем увидеть, что установка поддерживается различными органами чувств и помогает находиться в состоянии так называемой «полной боевой готовности». Иными словами установку можно назвать готовностью к действиям. Данное явление, зачастую, характерно лишь когда человек находится в экстремальной ситуации. И зависит от жизненного опыта человека. Маленькому ребенку будет не так страшно идти по заброшенной стройке, ведь он ещё не знает, что можно упасть и сломать шею.

3. Закон составляющих. В этом законе рассматриваются все вышеперечисленные параметры внимания. Но позволим себе повториться и расскажем более подробно о каждом из них.

Первый параметр это - устойчивость внимания, которую можно развивать постоянно, как во время трудовой деятельности, так и во время отдыха. Необходимо лишь начав какое-то дело не отвлекаться до его завершения.

Вторым параметром выступает - объем внимания, или же иными словами - способность делать несколько дел сразу в достаточно короткое время. Конечно, не стоит становиться Гаем Юлием Цезарем, но научиться одновременно говорить, слушать и читать может быть вполне полезным навыком в обыденной жизни.

Следующий параметр - распределение внимания. Коротко говоря, это способность держать несколько различных, иногда даже совершенно противоположных объектов в поле своего сознания. Например, двигаться и производить процесс мыслительной деятельности, анализируя какое-либо событие или явление. Это кажется простым, но попробуйте вспомнить все неправильные глаголы английского языка , пока вы делаете утреннюю зарядку. Это окажется достаточно трудно, но со временем вы научитесь без какого-либо ущерба для каждого из процессов производить синхронно несколько видов деятельности.

Последним параметром выступает умение переключать внимание. Ведь переход от первого ко второму виду деятельности ни коим образе не должен сопровождаться снижением продуктивности. При переходе от умственной к физической деятельности, каждый ощущает необходимость потратить некоторое время на адаптацию, но чтобы уменьшить этот срок, необходимо обладать умением переключаться.

Для более высокой эффективности вашей работы, наравне со степенью концентрации большую важность играет и длительность оной. Для тренировки и развития достигнутого уровня концентрации и внимания необходимо выполнять описанные ниже, простые комплексы упражнений, которые основаны на умении поддерживать длительное сосредоточение на одном выбранном объекте. Особенности развития внимания и основная цель этих упражнений состоят в умении отвлекаться от всех посторонних мыслей, которые не относятся к предмету деятельности. Основной же проблемой самостоятельного развития внимания и концентрации является лишь ваша лень .

  1. Упражнение первое. Попытайтесь сосредоточить взгляд на кончике одного их ваших пальцев, постарайтесь собрать всю свою концентрацию и удерживайте внимание не менее двух минут, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг. На первый взгляд, это кажется до банального просто, но попробуйте усложнить задачу, поставив часы перед телевизором, когда по нему идёт интересная передача и следите только за ходом секундной стрелки не менее пяти минут. Для того, чтобы упражнение приносило хоть какую-то пользу, необходимо выполнять его не менее трёх раз в неделю, а желательно каждый день.
  2. Упражнение второе. Можно считать продолжением первого, но отличительная его черта в том, что необходимо закрыв глаза сконцентрироваться на своём дыхании или же попробовать уловить ритм биения сердца. (Хорошо помогает успокоиться и отвлечься от дурных мыслей)
  3. Упражнение третье. При поездке в общественном транспорте или в машине (если вы конечно не за рулем), попробуйте сконцентрировать внимание то на стекле, то на объектах за ним. Подойдёт абсолютно всё, желательно, чтобы оно находилось прямо напротив глаз и было небольшого размера.
  4. Упражнение четвертое. Имеет называние «созерцание зеленой точки». Перед сном взяв лист напечатанного текста поставьте посередине большую, жирную зеленую точку. Отрёкшись от всех посторонних мыслей смотрите на эту точку в течение 5-10 минут. Сразу после упражнения ложитесь спать. Зелёная точка отвлечет вас от напрягающих мыслей и останется финальным образом прошедшего дня. Желательно выполнять это упражнение несколько недель каждый день.
  5. Упражнение пятое. Данное упражнение направлено на развитие и тренировку слухового внимания. На протяжении 8 минут постарайтесь сконцентрировать всё ваше внимание на окружающих вас звуках. Желательно, чтобы эти звуки были природного характера, а не рассказ вашей жены о новой сумочке или скидках в магазине. Этот простой приём поможет вам в дальнейшем научиться не только слышать, но и слушать .

Если выполнять эти упражнения на постоянной основе, вы обязательно будете удивлены результатами, но изначально будете шокированы тем, насколько сложно бывает сконцентрироваться на простых, неподвижных вещах. И это в порядке вещей, ведь, как было замечено учеными, основными условиями длительного состояния сосредоточения является динамичность и изменчивость объекта, на которого сфокусировано внимание, ведь однообразие ужасно утомляет. Попробуйте взять книгу, которая заведомо вам не интересна. Читая её каждый день, попытайтесь найти в ней толику той информации, которая вас заинтересует или оставит неравнодушными. Это поможет расширить ваш кругозор и окажется неимоверно полезным занятием по воспитанию силы воли, и вполне возможно, даже развлечет вас!

Ниже вашему вниманию будет представлена программа и условия развития внимания,выполняя упражнения которой, в перерывах между работой, можно не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейший плодотворный труд. Все занятия развивающие внимание адаптированы для обычного офиса. А также совершенно не нуждаются в дополнительных средствах для развития внимания.

  1. Встаньте возле двери и повернитесь лицом в кабинет. Осмотрите комнату в течение десяти секунд. Потом выйдя в буфет на чай, перечислите про себя все предметы, которые вы запомнили. Постарайтесь делать это упражнение каждый день и замечать все изменения, которые происходят вокруг вашего рабочего места.
  2. Напечатайте любые 20 цифр, а затем попытайтесь найти в них последовательность из трех или более цифр, которые в сумме дают 16. (Например: 42796528642584318829)
  3. Возьмите в руки две разноцветные ручки по одной в каждую руку. Попытайтесь одновременно обеими руками нарисовать круг и треугольник. Постарайтесь, что бы углы у треугольника были как можно более острыми, а круг был действительно похож на круг. Повторите упражнение 10 раз. Это не только разовьет моторику рук, но и поможет сконцентрироваться.
  4. Попробуйте вместе с коллегами найти в простых на первый взгляд фразах спрятанные имена. Например: «Официант, несите кофе дяде». (Федя) или «Еле-еле нашли нательный крестик». (Елена)
  5. Перед обедом вспоминайте все лица и предметы, которые вы увидели за первую половину рабочего дня. Попытайтесь вспомнить, в каком галстуке сегодня пришёл ваш шеф на работу или дословно повторите его вступительное слово на утреннем совещании.

В заключении хочется добавить, что внимательность каждого человека зависит от нескольких параметров и, развивая каждый из них, мы в итоге повышаем общий уровень нашего умения настраиваться, следить и сосредотачиваться. Запомните это, выполняйте упражнения, ведите как можно более здоровый образ жизни и будете рассекать по жизни подобно тайному агенту, при прогулке запоминая номерные знаки всех припаркованных машин, попавших в поле зрения. Это возможно и вы этого добъетесь, было бы желание. Терпения и удачи вам на этом пути!

P.S. Лучший российский сервис для развития внимания и памяти - Викиум

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Loading...Loading...