25 кадр работает. Двадцать пятый кадр. А как на самом деле

Что такое 25-й кадр, эффект видео или механизм подсознания?

Это - средство обучения
или способ зомбирования?

Что такое 25 кадр? Видео воздействие на подсознание НАГЛЯДНО:


Как узнать делает ли 25 ый кадр из человека зомби ?
Будьте внимательны и все поймете.

Многих интересует - а могут ли на нас гипнотически воздействовать с экранов телевизора или в интернете. Увы, да это возможно, но в рекламных целях запрещено.

Чуть выше Вы видите один и тот же баннер с разной частотой кадров. Любая частота менее 0,3 секунды воздействует на подсознание. Понимайте правильно. Конечно, воздействует не частота сама по себе. А та информация, которая доносится на этой частоте. При этом информация может быть сами понимаете разная.

Что делать? Если вдруг Вы обнаружите где-то в жизни, скажем, по телевизору или в интернете какой-то баннер подобный тому что здесь находится слева, будьте осторожны, не позволяйте себе его долго рассматривать. Критерием здесь конечно является скорость движения текста или слов. Если рассмотреть практически не удается, то лучше не смотреть.

О том, как найти свою вторую половинку без 25-го кадра.

Вообще-то этот вопрос волнует каждого. Каждый стремится создать нормальную или даже идеальную семью. Вот только статистика неумолима. Браков заключается 10, а разводов 8 - и эта статистика для России считается нормальной. Видимо дело не только в том, что брак - это что-то недоделанное или сделанное плохо. Почему у нас так называется супружество в ЗАГС ах? Сдается мне, что мы что-то упустили. И это что-то достигается совсем без гипноза или 25-го кадра. Вот моя версия как найти свою вторую половинку .


Немного истории о 25 кадре

Вопросами изучения возможностей человека занимаются примерно столько же лет, сколько существует на планете homo sapience (человек разумный). Разуму свойственен процесс самопознания.
Еще до нашей эры отдельные выдающиеся умы пришли к выводу о том, что мозг человека имеет как сознание, так и подсознание, ключ к которому древние так и не смогли найти. Платон в свой трактат "О познании воспоминания" ввел такое понятие, как неосознанная или подсознательная память. С тех самых пор все и пошло.

Более поздняя наука стала определять подсознание как "...универсальный принцип бытия и причину мирового процесса" (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Еще позднее З. Фрейд, Ж. Жарко, И. Сеченов и И. Павлов доказали, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания, которое оказывает огромное влияние не только на память, но и на поведение людей.

В 1918 году немецкий ученый Франк впервые попытался изучать особенности работы человеческого мозга при помощи кино, однако недостаточные возможности кинотехники того времени не позволили ему добиться нужного эффекта. Его опыты были сначала отложены до "лучших времен", а потом благополучно забыты.

Опыты по воздействию на подсознание были продолжены не в чистом, а в "прикладном" виде. Отраслью, которая фактически стала спонсором дальнейших экспериментов, стала реклама.

В 1957 году один из самых смелых экспериментаторов в рекламном бизнесе, известный специалист в области социальной психологии, член Американской ассоциации психологов, общества прикладной антропологии, Американской ассоциации по изучению рынка Джеймс Вайкери провел свои знаменитые опыты в кинотеатре города Нью-Джерси. Он договорился с владельцами кинотеатра об установке второго проекционного аппарата. С помощью этого аппарата Вайкери во время демонстрации фильма проецировал на экран слова: "Кока-кола" и "Ешьте поп-корн". Эти слова показывались на ничтожно короткий миг - всего на 1/300 долю секунды. Предполагалось, что человеческий глаз не сможет их заметить. Даже те люди, которые были предупреждены о проводившемся эксперименте, не замечали слов. Тем не менее, Джеймс Вайкери считал, что эти слова будут замечены глазом, но, минуя сознание, отпечатаются где-то в подсознании. Проведенные опыты с блеском подтвердили его предположения. На тех сеансах, где включался второй проектор, продажа кока-колы в буфете кинотеатра увеличилась на 17%, а продажа поп-корна на 50%. Эти цифры свидетельствуют о потрясающей эффективности этого вида рекламы.

Всплеск общественного интереса и внимания ученых к "сублимальному" кино, воздействующему на подсознание (так называемый "эффект 25-го кадра"), после 1959 года пошел на убыль. Уникальная возможность воздействия на подсознание большого количества людей требовала определенной регламентации использования метода. Метод запрещен в областях коммерческой и политической рекламы, однако успешно используется в образовательной сфере.

Для лучшего понимания и даже применения -
программа с 25 кадром

Чему может Вас научить эта программа? Ответ прост. Всему. Так как Вы сами ставите себе установку заданную в двадцать пятом кадре, ну а подействует она или нет зависит только от Вас.

Вот только пожалуйста не гипнотизируйте себя какими-то нелепицами типа: "Я ничего не могу." или "Я ничего не вижу или не чувствую." Поверьте этим и закончится. Человек - зомби, куда уж хуже. Намного гуманнее другие установки типа: "Я люблю жизнь." или "Я проникаю в суть вещей." или "Я создаю свою жизнь."

Программа работает под Windows. На русском языке. Лицензии не требует, то есть бесплатная.

Дети до 16 лет. Внимание!! Используйте эту программу только в присутствии взрослых. Вы - самое ценное в этой жизни. Если сомневаетесь: спросите у родителей, они подтвердят. А если и не подтвердят, то подумайте сами: "Что может быть ценнее жизни?"

25 кадр и видео. Что такое кадр и его математическое объяснение.

Известно, что для восприятия видео должно быть как минимум 24 кадра. Меньше допустимо, но теряется свойство видео - текучесть.

Что такое КАДР - это картинка, последовательно вставленная в видео. Эти картинки последовательно чередуются. Раз это 25- КАДР, значит время его показа Т=1/25 сек=0,08 сек. И действительно экспериментально установлено, что 0,08-0,12 сек - это наиболее эффективная длительность кадра для воздействия на подсознание. В обучающих программах используется именно эта длительность. Разница между обучением и зомбированием очень проста: в предназначении и степени открытости для человека.

«Быстрый Учитель» ® - Новая технология изучения иностранных языков с тройным эффектом запоминания

Общеизвестна проблема, связанная с исключительно низкой результативностью обучения иностранным языкам в школах, институтах и многочисленных курсах, растущих сейчас как грибы после дождя. Каждый из нас знает это из личного опыта, из опыта друзей и знакомых. По непонятным причинам так называемое «традиционное» обучение на любых курсах начинается сразу же с усвоения фраз, минуя обязательный предварительный этап усвоения наиболее употребительной лексики. Очевидно, что нарушение элементарного педагогического принципа «от простого к сложному» (в нашем случае «от слова к фразе») и является причиной того, что в результате такого обучения «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Иными словами, тот кто имеет хорошую подготовку по иностранному языку, на обычных курсах получает новые знания, а кто не имеет - не только не получает знаний, но и теряет уверенность в своих силах.

Согласитесь, никому не нравится при изучении иностранного языка тратить уйму времени на нудное заучивание слов и фраз. Важен лишь конечный результат. Поэтому специалисты петербургской компании «Быстрый Учитель» в 1991 г. первыми разработали самую простую и удобную из всех существующих модель запоминания иностранных слов и фраз – суггестологическую методику «Быстрый Учитель» ®. На основе методики созданы обучающие программы для самостоятельного (без участия преподавателя) изучения иностранных языков. Эти программы в 6-10 раз сокращают время овладевания иностранным языком по сравнению с традиционными курсами.

Для быстрого запоминания в программе используется эффект циклического резонанса, возникающий при многократном (циклическом) предъявлении обучающемуся с экрана телевизора или компьютера в субсенсорном (неосознанном) режиме восприятия списка иностранных слов с переводом (словаря). В результате возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий быстро запоминать иностранные слова. В популярной литературе эффект циклического резонанса широко известен как «25-й кадр». Примечание: Не путать эффект циклического резонанса с телевизионным эффектом 25-го кадра. 25-й кадр на телевидении не имеет никакого отношения к обучению и запоминанию. Он всего лишь побуждает человека совершить конкретное действие путём вывода на экран во время показа фильма невидимого текста-приказа, например, «Пейте кока-колу», «Покупайте поп-корн» и т. д.

Как показала 11-летняя практика, результативность применения «Быстрого Учителя» ® сравнима с несколькими месяцами полного погружения в языковую среду при нахождении в стране-носителе языка в сочетании с обучением у преподавателей. Многие пользователи, убедившись в его эффективности, после изучения одного иностранного языка приступают к изучению второго. «Быстрый Учитель» ® завоевал популярность в Америке, Германии, Израиле и других странах с русскоязычной диаспорой.

«Быстрый Учитель» ® предусматривает два основных этапа изучения иностранного языка.

На первом этапе , на пассивном уровне (уровень узнавания) запоминается входящая в состав разговорной речи лексика в объеме 2000 слов. При этом информация с экрана телевизора или компьютера предъявляется поочередно в двух режимах запоминания: в субсенсорном (неосознанном), в процессе которого глаза подобно фотоаппарату «фотографируют» и навечно запечатлевают в памяти лексику, и сенсорном (осознанном). На втором этапе изучаются грамматика и разговорная речь, которая по лексическому составу совпадает с ранее усвоенным словарем, в связи, с чем легко запоминается. Таким образом, лексика запоминается в трех различных режимах, что обеспечивает тройной эффект запоминания и активный уровень владения ею. Каждый этап требует 60-100 часов самостоятельных занятий. При обучении на традиционных курсах такой объём информации потребовал бы 600-1000 часов аудиторных занятий. Лексический запас программ составляет от 4000 (курс Standart) до 10000 (курс Professioal) слов. Для сравнения, например, средний объем лексического запаса выпускника института иностранных языков составляет 10000 слов. Имеются следующие языковые направления: английский, американский вариант английского, немецкий, французский, испанский, итальянский, финский, японский.

На основе «Быстрого Учителя» ® создана программа по технике быстрого чтения, позволяющая сформировать модель чтения сначала строчками, а затем предложениями и абзацами. Разработаны программы для формирования психологической установки на отказ от курения и алкоголя, для похудения. Задаются вопросы, чем отличаются программы «Быстрый учитель» ® от появившихся на рынке сходных программ «Интеллект». Московская прокуратура завершила расследование уголовного дела по статьям 146, 147, УКРФ (присвоение авторства) и установила, что методика «Интеллект» является незаконной копией (плагиатом) оригинальной методики «Быстрый Учитель» ®. Полный текст постановления Московской прокуратуры в отношении продавцов контрафактных программ «Интеллект» выставлен .

Желаем успехов в изучении иностранных языков с программами "БЫСТРЫЙ УЧИТЕЛЬ".

Даты, указанные в материале - подлинные, то есть писалось это мной и одним моим знакомым именно весной 1993 года, планировалось к публикации в первоапрельском номере «Вечернего Воронежа», но мы не успели. Как обычно при совместном творчестве, мы разругались насчет окончательного варианта текста, вследствие чего знакомый устранился от работы над статьей, и правильно сделал, ИМХО. Не в том смысле, что он написал бы хуже - я бы и сам сейчас писал по-другому то же самое, но… впрочем, это уже другая история, гораздо более грустная. … На самом деле у Фидонета гораздо более длинные руки, чем вы думаете, господа, потому что никуда больше, кроме собственной газеты и одной фидошной эхи, я данную статью не отправлял. За последующим расползанием материала по СМИ я следил неаккуратно, у меня даже нет ни одного номера использовавшей эту информацию первой «Российской газеты». Разумеется, ссылки на Fido сделано не было, да и переделка, кажется, была не из лучших. Впрочем, не читал, не знаю. … Все вышеописанное является классическим примером использования силы печатного слова в целях массового надувательства доверчивого населения, каковое, в свою очередь, было предпринято с двумя целями - вызвать непродолжительный приступ веселья у той части данного населения, которая заметила бы незамысловатые стилевые параллели с файлом aidslist.txt, книгой Фигурнова, не помню как называется, а также характерные «приколы» насчет игры «Popcorn» и «собрания системных операторов» (которые, впрочем, были удалены из последующих версий данной информации, с чем я, как один из авторов, не совсем согласен - без них статья потеряла свое внутреннее равновесие и стала выглядеть если и шуткой, то весьма нехорошей и злой. Впрочем, ее (статью) с самого начала совершенно закономерно планировали сделать в стиле «черного юмора»). Второй же нашей целью, еще более ужасной, было желание стимулировать умственную деятельность у той части населения, которая данных аллюзий бы не заметила и заморочилась. В общем, я с удовольствием заявляю, что данное сочетание свойств вируса принципиально невозможно сразу по нескольким причинам: во-первых, комбинация цветовых пятен - слишком слабый прием для подобной гиперстимуляции сердечной деятельности, если только пациент перед ее восприятием не принимал стрихнин или другие сильнодействующие стимуляторы коры головного мозга. Данное состояние системы кровообращения, вообще говоря, может быть вызвано только лошадиной дозой какого-либо из низших фенэтиламинов. Во-вторых, существующее аппаратное обеспечение видеоинтерфейса не позволяет управлять последовательностью отдельных кадров, кстати, о данной возможности долгое время шли бесплодные дискуссии в эхах типа SU.HARD.*, и там не раз, насколько я знаю, приходили к подобному выводу. И наконец, - никакой интеллект не способен воткнуть все это великолепие в 666 байт. Программы, которые позволяют достичь некоторого (весьма слабого) психоделического эффекта тем способом, который был описан в статье - генерацией цветовых пятен/узоров, влияющих на состояние сознания, те, которые я лично видел, занимали не меньше 20 килобайт исполняемого кода.

Принцип действия

Вверху - кадры на плёнке, внизу - то, что видит человек

История

Джеймс Вайкери

Реакция СМИ

Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде .

Возрождение в России

В 1990-е годы - с опозданием почти на 40 лет - усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности. Более того, были даже приняты соответствующие законы.

Закон

В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Cкpытaя рeклaмa») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:

Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале }} С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН .

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

Обвинения в использовании 25-го кадра

  • Во время предвыборной кампании в 2000 году в США, в рекламном ролике республиканцев в поддержку Буша был использован 25-й кадр, который содержал в себе скрытый текст: «Крысы. План Гора - выбор бюрократов!» (англ. RATS. The Gore Prescription Plan: Bureaucrats Decide ).

В кино

  • В сюжете фильма «Бойцовский клуб » упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом : работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, сознательно не заметившей пошлости; также кадр с изображением полового члена вставлен в конец фильма. Так же в начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
  • В одном из эпизодов телесериала Коломбо , Лейтенант Коломбо использовал 25 кадр для демонстрации сюжета предполагаемому убийце. Коломбо знал только район тайника с пистолетом, но не знал конкретного места. Коломбо вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. В середине фильма преступник по непонятной для себя причине вышел из кинотеатра и проверил тайник с пистолетом, тут его и ждали полицейские.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Subliminal advertising may work after all Статья в New Scientist, утверждающая, что в некоторых случаях сублиминальные сообщения работают.
  • 25-й кадр всё-таки воздействует на подсознание аналогичная статья на русском.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "25-й кадр" в других словарях:

    А; м. [франц. cadre] 1. Отдельный снимок на киноплёнке, фотоплёнке. 2. Отдельная сцена или эпизод из кинофильма. Кадры кинохроники. Отснять последние кадры фильма. * * * кадр 1) фотографический кадр единичное изображение объекта съёмки на… … Энциклопедический словарь

    Кадр: В Викисловаре есть статья «кадр» Кадр элемент кино или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки. Кадр (телекоммуникации) фрагмент данных сетевого протокола канального уровня модели OSI, передаваемый по линии связи … Википедия

    - (фр. cadre рама). Рама. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАДР (фр. cadre, от лат. quadrum порядок). Занас офицеров, унтер офицеров и рядовых, которые, в случае войны или при мобилизации образуют… … Словарь иностранных слов русского языка

    кадр - Изображение, фрагмент видеосигнала, либо интервал времени, соответствующие однократному обходу растра развертывающим элементом, который начинается и заканчивается в одной и той же точке. [ГОСТ 21879 88] кадр Базовая единица телевизионного… … Справочник технического переводчика

    1) фотографический кадр единичное изображение объекта съемки на фотопленке или фотобумаге.2) Кинокадр снимок на кинопленке, фиксируцщий одну из фаз движения или статического положения объектов съемки.3) Монтажный кадр составная часть фильма,… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? кадра, чему? кадру, (вижу) что? кадр, чем? кадром, о чём? о кадре; мн. что? кадры, (нет) чего? кадров, чему? кадрам, (вижу) что? кадры, чем? кадрами, о чём? о кадрах 1. Кадр это снимок на… … Толковый словарь Дмитриева

- 4958

Технологию «25-го кадра» применяют для того, чтобы подтолкнуть кого-нибудь к совершению каких-либо поступков. Психофизиологическая основа «25-го кадра» – это механизмы внушения с использованием неосознаваемых раздражителей.

Термин «25 кадр» не считается научным и используется только в популярных статьях. Вместо него применяется более конкретный и определенный - «подпороговый (субсенсорный, неосозноваемый) раздражитель (стимул)».

Психофизиологии, Гершуни и Костандов, занимавшиеся исследованиями восприятия кратковременно демонстрируемых на экране слов, экспериментально подтвердили возможность неосознаваемого восприятия и открыли особый класс, так называемых, «субсенсорных» (подпороговых) условных рефлексов».

Например, Костандов провел следующий эксперимент. Группе испытуемых на экране кратковременно экспонировалась надпись: «горячо». При экспозициях менее одной миллисекунды испытуемые никак не воспринимали информацию. Примечание: 1 секунда равна 1000 миллисекунд.

При увеличении экспозиции до 10 миллисекунд испытуемые не замечали экспонируемое на экране слово «горячо», но субъективно ощущали, что им стало горячо. При увеличении экспозиции до 100 миллисекунд испытуемые могли прочитать слово «горячо» на экране, но ощущения, что им стало горячо, не возникало.

Таким образом, было установлено, что между физиологическим порогом восприятия (менее одной миллисекунды) и порогом сознания (100 миллисекунд) находится подпороговая зона восприятия (субсенсорная зона восприятия), где информация воспринимается человеком, минуя сознание.

Увидеть 25-й кадр на телеэкране стало возможно только с появлением в 2002 году специальной компьютерной программы. Именно тогда евро-Министерство по информации и печати России проговорилось о том, что технология 25-го кадра используется в каждой программе и в каждом рекламном ролике.

Технология формирования телевизионного изображения на экране имеет в своей основе частоту стандартной электрической сети - 50 Герц (50 раз в секунду). Видеоряд представляет собой временную последовательность полукадров с частотой 50 полукадров в секунду (т.е. 25 кадров в секунду). Демонстрация двух полукадров, формирующих полноценный кадр изображения на экране, длящихся до 40 миллисекунд, находится ниже порога сознания, попадая в эту подпороговую зону.

При помощи этой технологии в подсознание внедряются установки, например, на подавление воли, на положительное отношение к кандидатам на выборах и к самим выборам.

После просмотра телепрограмм ухудшается самочувствие.

Было замечено, как несмышленый годовалый ребенок, беззаботно и, не обращая никакого внимания на окружающую обстановку, играющий при включенном телевизоре, вдруг начинал смотреть на экран немигающим завороженным взглядом каждый раз, когда показывали рекламу.

Исследователи Университета Миннесоты утверждают, что ученики старших и средних классов, которые долгое время просиживают перед телевизорами, в будущем имеют больше шансов воспитать у себя пристрастие к «мусорной» пище.

Они наблюдали за 2000 учениками средней и промежуточных школ и пришли к выводу, что время ежедневного просмотра телевизионных передач напрямую связано с пищевыми пристрастиями детей.

Так, те из них, кто сидел перед телевизором не менее 5 часов в день, ели меньше фруктов, овощей, цельного зерна и продуктов с высоким содержанием кальция. В их рационе чаще встречались различного вида снеки, жареная пища, богатая содержанием транс-жиров и газированные напитки.

В любую программу могут быть встроены кадры, вызывающие влечение к спиртному, наркотикам или формирующие положительное отношение к мошенникам.

Что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено во многих странах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 25 кадр деньги. Результат с первых сеансов.

    ✪ Mr. Freeman. 25-й кадр - сборка мозайки

    ✪ 25-й кадр на деньги. Эффект 100%. Это работает.

    Субтитры

Принцип действия

История

Опыты Джеймса Викери

Компания BBC также провела эксперимент в целях проверки данного феномена. Эксперты подтвердили, что различия между контрольной группой и группой, получавшей «сублиминальную рекламу», не были статистически значимыми.

Реакция СМИ

Эксперимент Викери породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде .

Возрождение в России

В 1990-е годы - с опозданием почти на 40 лет - усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности [ ] . Более того, были даже приняты соответствующие законы. В то же время по мере развития и популяризации смартфонов, цифровиков и экшен-камер в их настройках легко было обнаружить, что минимальной, впрочем, в большинстве случаев и максимальной, скоростью съёмки является не 24, а 30 кадров в секунду [ ] . Скорость экшен-камер среднего и высокого класса, как, например, GoPro или Sony, значительно превышает этот показатель и достигает 120 и более кадров в секунду.

Loading...Loading...