Костел святой троицы на троицкой улице. История архитектуры Костел Святого Симеона и Святой Елены

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

Первое упоминание о костеле святой Троицы, что на одноименной улице в Праге, относится к 1353 г. По преданию, его возвели те же зодчие что строили одновременно монастырь на Словенах. Мастера работали без вознаграждения и использовали строительные материалы, оставшиеся невостребованными на большой стройке. Строительство велось на месте разобранной готической церкви св. Андрея. По всем этим причинам возведение храма шло медленно.

В 1420 г. во время религиозных гуситских войн храм был разрушен. С наступлением мирного времени здание было восстановлено и освящено во имя Пресвятой Троицы. Храм стал центром одного из беднейших приходов Праги, и поддерживать его в должном виде удавалось с большим трудом. Самые значительные пожертвования на его содержание удавалось собрать только в престольный праздник, когда к храму стекались паломники из других районов Праги.

Тем не менее в XVIII в. было предпринято несколько попыток привести здание в порядок. В 1724 г. над проектом реконструкции костела работал П. И. Байер, но его планы не были воплощены в жизнь. Более реальным оказалось проведение строительных работ в 1728–1729 гг. когда был расширен неф костела. В 1751 г. к нему была пристроена Голгофская часовня. В 1781–1782 гг. была сооружена восьмиугольная ризница и новая колокольня. В итоге к концу века здание было полностью отремонтировано и его внешний вид приобрёл некоторые черты, характерные для стиля барокко. В 1871 г. костёл снова обновился: и в это время был построен вестибюль перед выходом на хоры

Изначально при костёле была построена деревянная колокольня, которая довольно быстро обветшала. В 1781–1782 гг. вместо неё была возведена небольшая каменная башня. Это двухэтажное, квадратное в плане строение считается одной из самых низких колоколен в городе. Её высота составляет только 32 м. По своему стилю это яркий образец позднего барокко. Об этом говорит характерная форма окон и пилястры по углам башни. На верхнем ярусе башни её четверик переходит в октаэдр. Завершает конструкцию колокольни восьмигранный луковичный купол, фонарь и аналогичный купол меньшего размера со шпилем.

На башне находятся два колокола, отлитые мастером Брикусом из Зимберга в 1559 и 1594 гг. Работы этого потомственного колокололитейшика отличаются изящными декоративными украшениями и своеобразной формой.

Адрес: проспект Независимости, д.44. Режим работы: 07:00-22:00

Костел на Золотой горке

На Золотой Горке в Минске есть интереснейшее место. Долгая история, религия и множество легенд окружают его. На этом месте уже как 150 лет стоит католический собор. Названий имеет он несколько, одно - Златогорский костёл - связано с местом, на котором воздвигнут храм. Второе - Троицкий костёл - перенято от прежней молельни, располагавшейся здесь несколько столетий назад. И третье, самое распространённое - Костёл Святого Роха - несет имя Святого, в честь которого и был построен храм. Хотя костёл был построен с исторической точки зрения недавно, его история, а также события, предшествовавшие его воздвижению, начались более пяти веков назад.

История Костела Святого Роха

Первый костёл на Золотой Горке стоял здесь в XIV веке - это время основания католического прихода Пресвятой Троицы в Минске . Основал его король Ягайло, он же и воздвигнул здесь первый деревянный храм, сожженный при пожаре 1409 года. Через 400 лет заново отстроенное здание настигла та же участь. После попыток построить новый собор не было - из-за недостачи средств. Поэтому для проведения служб прихожане использовали маленькую каплицу - она располагалась на Золотогорском кладбище.
Следующее событие, послужившее постройке ныне существующего храма, несёт очень спорный характер. Кроме того, оно окутано легендой, которая для верующих несёт религиозную непоколебимую ценность. Говорят, что во время настигшей эпидемии холеры, в 1831 году, когда город терпел множество смертей, одному из его жителей приснилось, что Минск можно спасти деревянной статуей святого Роха, которая была зарыта под обломками костела. Статую нашли и пронесли по городу, после чего болезнь покинула столицу, а фигуру Святого назвали спасительной и поместили в каплицу. Об этом случае даже писалось в издании "Минский листок" 1890 года выпуска.
Спорить об истинности легенды не приходится. В Святого Роха верили уже давно, а слава об исцеляющем монахе прокатилась по всей Европе. Люди верят в то, что Рох исцеляет чуму, холеру, недуги ног, а также излечивает животных, в частности собак. Его жизнь подвергается сомнениям и имеет интересную легенду. Символично и интересно само изображение Святого - обычно его изображают с открытой левой ногой, где он указывает на чумную язву. Все это олицетворяет исцеляемую ним болезнь, а посох в его руке символизирует странствия монаха по миру в поисках нуждающихся. Такую же статую можно найти и в новом костёле, строительство которого начато в 1861 году - по прошению епископа А. Войткевича. Воздвигали собор на пожертвованные средства. Интересно, что жертвовали не только католики, но и верующие прочих конфессий, отдавая честь спасителю города - Святому Роху. Воздвижение достопримечательности было закончено через три года - тогда в нее перенесли исцеляющую статую Роха, в тот же год храм был освящен и принял первых прихожан.
Последующая история этого места охвачена трагедиями и невзгодами. С приходом советской власти костёл закрыли. Лишь на время оккупации Минска фашисткой армией, в 1941 году, прихожане проводили здесь службы. После этого помещение собора использовалось как книгохранилище. В 1984 году оно отдано под пользование Белорусской государственной филармонии. В девяностых на перерывах между концертами снова начали проводить службы, а в 2006 году концертный зал и вовсе был закрыт, а храм был передан приходу Пресвятой Троицы. После трагических событий костел потерял главную ценность - деревянную статую Святого Роха - на ее место разместили новую.
Сейчас Костёл Святого Роха - это место, являющееся обязательным к просмотру для туристов города. Ежегодно на 16 августа он собирает паломников из самых разных стран. Храм интересен не только религиозной ценностью, богатой историей и интересной легендой - многих ценителей архитектуры привлекает и его неоготический стиль. Интерьер собора украшают невероятные работы мастеров - гипсовые фигуры Иисуса, Девы Марии, Святого Иосифа, Габриеля, Михаила и, конечно же, Роха. Такой ансамбль освещает танец света, проходящий через витражные стёкла - все это создаёт фантастическую атмосферу внутри здания. А в его дворе есть возможность посмотреть на старинные надгробные памятники, которые сохранились со времён давно существовавшего здесь Золотогорского кладбища, и на интересные скульптуры, установленные во время деятельности филармонии.


Этот храм столетиями являлся одним из самых крупных католических духовных центров всего клецкого и несвижского края. Начало его истории теряется в глубине веков, превращая повествование о нём в красивые средневековые легенды. Столь же легендарным выглядело ещё в 20 веке и само его здание с возносящимися в высоту сводами и мощными кирпичными стенами, внутри, и даже просто рядом с которыми человек ощущал дыхание древности и самой Божественной вечности!

Первое историческое упоминание о костёле Святой Троицы относится ещё к 1450 году! В тот год некий новогрудский местич Андрей Мостивилович подарил ему десятину своей деревни под Клецком. Эта деревня досталась пану Андрею от самого великого князя литовского Казимира Ягайловича за боевые заслуги, так как в 1445 году, как гласит летопись, «Ондрюшка Мостиловичъ» вместе с панами Судивоем, Радзивиллом и Николаем Немировичем и другими возглавлял семитысячное войско Великого княжества Литовского в победной битве с Московским княжеством на реке Суходров. Деревня и по сей день сохранила в своём названии имя своего давнишнего владельца и сегодня называется Мостиловичи!
Костёл находился не в замке на городище, а за пределами городских укреплений, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в те времена католицизм не имел в пока ещё православном Клецке многочисленных последователей. Вероятнее всего, что и сам храм был тогда меньше воздвигнутого позднее. Как бы там ни было, но в середине 16 века в Клецке пришлось очень туго и католикам, и православным. В 1558 г. город переходит к кальвинисту Николаю Радзивиллу «Чёрному». В соответствии с политикой этого магната, все православные и католические храмы должны были быть обращены и переделаны в кальвинистские соборы. До клецкого костёла Св. Троицы очередь дошла в 1560 г. Причём ему выпала «честь» быть переделанным не от кого-нибудь, а от самого Симона Будного, которого Николай Радзивилл назначил министром («настоятелем») клецкого кальвинистского собора. В Клецке господин Будный жил не слишком, так сказать, по-протестански и с удовольствием пользовался всеми благами католического наследия. Так в Клецке у него был собственный дом с прислугой, двор с крепостными крестьянами, ежегодное немаленькое жалование от Радзивиллов. Хотя, конечно, нельзя сказать, что для Симона Будного было главным только материальное благополучие. Свои религиозно-филосовские изыскания имели для него куда большее значение. Именно в Клецке Будный в конце концов начал отрицать Божественность Иисуса Христа и, став арианином-антитринитарием, был в 1565 г. подвергнут своей же кальвинистской общиной остракизму. А до этого он всё же успел открыть для распространения кальвинистского учения первую в Клецке школу и издать первую на территории Беларуси книгу (кальвинистский «Катехизис»), написав в предисловии: «Писано в Клецке от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа лета 1562, месяца июня, десятого дня». Тогда он ещё считал Иисуса Христа Господом и Спасителем…
После изгнания Симона Будного (тот уехал в Лоск под Молодечно), начальником клецкого кальвинистского собора стал другой известный в истории человек с красивым именем Томаш Фалькониуш. На самом деле его звали Фома Кречетовский, но в книжной традиции он решил, несмотря на наше стереотипное представление о протестантах как об «абаронцах роднае мовы», перевести своё имя на более звучную и распространённую латынь.
Сын Николая Радзивилла «Чёрного», тоже Николай по прозвищу «Сиротка» стал, как известно, не в пример своему отцу, убеждённым католиком. В 1574 году он пишет виленскому бискупу, чтобы тот помог ему, прислав проповедников в борьбе с кальвинистскими еретиками, в т.ч. и в городе Клецке. Впоследствии владельцем Клецка стал другой сын Николая Радзивилла «Чёрного», также католик, Альбрехт. В 1586 году он совершенно изгоняет кальвинистов из города и передаёт храм Святой Троицы католикам. Именно к этому времени, скорее всего, и относится возведение нового каменного здания костёла, дошедшего до 20 столетия. Новый величественный храм был призван стать символом победы католического исповедания веры над кальвинистским и стать, таким образом, знамением окончания целого исторического периода. Есть сведения, что каменный костёл был построен к 1590 году. Первым его изображением является чертёж «Kosciolu miesta kleckiego pana marszalka», датируемый концом 16 в. («пан маршалок» - это Альбрехт Радзивилл, ставший в 1585 г. маршалком ВКЛ). А уже в начале 17 столетия храм можно было увидеть на гравюре Клецка, "созданной Томашем Маковским.”

После возвращения храма католикам, его первым настоятелем стал ксёндз Мартин, который подписывался просто: «Мартин из Клецка». Он, как когда-то Франциск Скорина, был выпускником Падуанского университета по кафедре медицины, которая была ему хорошим дополнением и в его пастырском служении. В 1605 г. кс. Мартин издал в Познани книжку «Испытанное средство против морового поветрия». Возможно, были и другие его книги, просто не дошедшие до нашего времени.
2 февраля 1652 г. внук Альбрехта Радзивилла Михаил Кароль издал привелей, в котором определил положение клецкой святыни в своих владениях. За костёлом были закреплены определённые деревни и фольварки, а также их жители, определён денежный сбор с горожан и натуральный (зерном) сбор со шляхты в пользу костёла. Кроме этого Радзивиллы обещали за свой счёт покрывать черепицей половину большущей костёльной крыши. Был определён и костёльный квартал (юридика) в Клецке, жители которого несли в пользу костёла повинности. В 1652 г. это было десять, а в 1714 г. – уже 27 семей.
Привелей 1652 г. требовал от настоятеля костёла следующее: «А ксёндз плебан нынешний и последователи должен будет и должны держать викария, алтарника, органиста, кантора, бакалавра, который бы деток читать, писать и петь учил». В костёльном инвентаре 1796 г., между прочим, было отмечено, что в костёльной приходской школе «зимой удерживаются из прихода дети убогих родителей рода шляхетского, мещанского и крестьянского. В рабочее время летом они бывают забраны родителями для неизбежных нужд по хозяйству… Дети учатся катехизису, чтению, письму и началам арифметики». Уже в начале 19 века, правда, на приходе был только «директор», который учил мещанских детей началам чтения и письма за условную плату.

При костёле существовал и госпиталь, созданный на средства сына Альбрехта Радзивилла Яна Альбрехта в 1609 г. Согласно его указу, ежегодно госпиталю должно было выдаваться 30 злотых, несколько бочек ржаного зерна, ячменя, гречки, а также мяса и дрова. «Старших госпитальных» назначал непосредственно князь.
В начале 18 века через радзивилловские владения огнём и мечём прошлись шведы. В костёле Св. Троицы они ограбили захоронение маршалка ВКЛ Станислава Казимира Радзивилла и утащили много золота из интерьера. Несмотря на это, инвентарь 1712 г. отмечает в убранстве костёла множество позолоченных вещей, в т.ч. и главный алтарь Св. Троицы. От духовных потомков Будного и Фалькониуша была вывезена в город Белую и одна из главных костёльных святынь – икона Благовещения Девы Марии, почитавшийся чудотворным. Его чудеса были записаны ещё в 1677 году специальной комиссией по указу виленского бискупа Стефана Паца. Кстати, «на память» о шведском нашествии в костёльной башне остались два каменных ядра, застрявших там после выстрелов.
В 1810 г. в костёле произошёл пожар и вскоре состоялся ремонт на средства Николая Йозефа Радзивилла.После этого ремонта у костёла появилась новая крыша, а над входом в нише была установлена скульптура Иисуса Христа (её видно на фото).
Интерьер храма тех лет украшал резной лакированный скульптурный алтарь, центральное место в котором занимала икона Святой Троицы. В боковых алтарях (всего их было семь) были иконы Св. Николая, св. Анны, Девы Марии (той самой, что спасали в Белой от шведов), Распятого Христа и св. Тадеуша Апостола. Костёл имел украшенный скульптурой орган на одиннадцать голосов.

В храме бережно хранили память о своих жертвователях и основателях, молясь перед Богом об их душах. Дважды в неделю после службы священники поминали всех Радзивиллов клецкой линии и семью Юрия и Екатерины Булгаков (пожертвовавших костёлу при строительстве крупную сумму). Отдельно молились по понедельникам за Михаила Кароля Радзивилла, о заслугах коего перед Клецким костёлом мы уже говорили.
Костёл Святой Троицы имел свой филиал под Клецком в деревне Соловьи. Филиальный костёл построенный из дерева, был покрыт гонтом, а внутри помещал один алтарь с картиной Пресвятой Троицы и ризницу.
В 20 веке костёл пережил и первую мировую, и советско-польскую, и вторую мировую войны. Во время второй из них досталось костёльному колоколу, который был повреждён артиллеристским снарядом. В 1937 г. Колокол был переплавлен на литейной фабрике братьев Фельчинских.

С разрушением храма, католическая община Клецка была вынуждена переместиться в обычный городской домик, где ещё до недавнего времени проходили богослужения. А не так давно в городе началось возведение нового костёла, который, несмотря на современные элементы архитектуры и материалы, в чём-то неуловимо напоминает тот самый древний храм! И носить он будет то же самое имя – Святой Троицы.


Новый костёл Святой Троицы в Клецке

Loading...Loading...