Русский синодальный перевод

«Вот, Отрок Мой... на закон Его будут уповать острова».

1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Мат. 12:18

2 . Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;

3 . Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; Ис. 43:17 , Иоан. 20:27

4 . Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

«Я, Господь, призвал Тебя в правду... во свет для язычников». «Пойте Господу новую песнь... мрак сделаю светом пред ними».

5 . Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Ис. 37:16

6 . Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Ис. 49:6 , Деян. 13:47

7 . Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. Ис. 61:1 , Лук. 4:18

8 . Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Ис. 48:11

9 . Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

10 . Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Отк. 5:9

12 . Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

13 . Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. Ис. 59:1

14 . Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; Ис. 57:11 , Ис. 62:1 , Ис. 65:6

15 . Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;

16 . И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. Ис. 35:5

17 . Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы - наши боги». Пс. 96:7

«Кто так слеп, как раб Мой» ... ?

18 . Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Ис. 29:18 , Иез. 12:2

19 . Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Мат. 15:14

20 . Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал. Иез. 33:31

21 . Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон. Зах. 8:8

22 . Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!»

23 . Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?

24 . Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.

25 . И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем. Иер. 21:14

3. ОТРОК БОЖИЙ В ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ НАРОДУ, ИЗБРАННОМУ БОГОМ (глава 42)

Стихи 1-17 являются первой из пророческих Песен о Рабе, принадлежащих Исаии; в них воспевается Мессия. Рабом Иеговы назван Израиль - в первый раз в 41:8 и затем в 42:19; 43:10; 44:1-2,21; 45:4; 48:20). Рабом Иеговы Исаия называет и Мессию, на Котором почил Дух Божий (49:3,5-7; сравните 11:2; также 50:10; 52:13; 53:11).

Не всегда можно сразу определить в каждом из стихов, где говорится о Рабе Иеговы, Израиль или Мессия подразумевается Исаией; ключ к определению прежде всего следует искать в контексте и, так сказать, в индивидуальных чертах "Раба" в каждом случае. Израиль в качестве такового должен был нести миру знание об истинном Боге, но потерпел неудачу. Тогда в мир пришел Мессия, Раб и Господь (олицетворявший Израиль), Которому предстояло преуспеть в исполнении воли Бога Отца.

а. Раб и Его дело (42:1-17)

Ис. 42:1-4 . Некоторые богословы склонны были видеть в том, кого Бог называет Отрок Мой (то же, что "Раб Мой") Израиля (как в стихе 19, где речь действительно идет о еврейском народе), рассуждая, что Израиля Бог избрал, и к нему, несомненно, благоволит душа Иеговы. Однако стих 2 едва ли оставляет сомнение в том, что "Отрок" в стихе 1 - это Мессия.

Это подтверждается и тем, что евангелист Матфей цитирует Ис. 42:1-4 (с небольшими изменениями текста), "прилагая" эти стихи к Иисусу Христу и Его служению в Израиле (Матф. 12:18-21). Фразу Положу дух Мой на Него некоторые относят к моменту крещения Христа. Видят в ней и указание на особое помазание Сына, как имеющего и человеческую природу, Отцом - посредством Святого Духа.

Сравните фразу И возвестит народам суд со сказанным Иоанном (Иоан. 5:22): "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну". сравните ее также с Ис. 11:3-4 и 16:5. Если в конечном счете под "судом" в стихе 1 понимается и тот суд, которым Господь "будет судить живых и мертвых" (2-Тим. 4:1) во второе пришествие Свое, то в стихах 2-3 Он предстает как Судия, сострадающий грешникам.

Ибо в них иносказательно говорится об осторожном (льна курящегося не угасит), кротком и милостивом обращении Его с людьми. О суде справедливом. Именно об утверждении Им справедливости на земле сказано в стихе 4. О том, что на закон, который даст Он, будут уповать не один евреи, но и прочие народы (острова). Не есть ли все это картина Тысячелетнего царства!

Ис. 42:5-7 . В стихе 5 Исаия ссылается на всемогущего Бога, Творца вселенной, как на удостоверяющего предстоящее служение Его "Отрока". "Призвать в правду", точнее, "в праведность", означает призвать для осуществления праведной воли Божией. Второй раз повторяет Бог, что будет держать Отрока за руку (стих 6 сравните со стихом 1), т. е. во всем помогать Ему и направлять. В стихах 6-7 "рамки" Божиего завета Исаией, говорящим от имени Господа, "расширяются": он дает понять, что с приходом Отрока они включат в себя, помимо евреев, и язычников.

Неоднократно говорит Исаия о прозрений идолопоклонников в будущем, "свет для язычников" - излюбленный им образ (49:6; 51:4); впоследствии его станут "раскрывать" новозаветные авторы, для которых он сделается одним из лейтмотивов в их писаниях (к примеру, Лук. 2:32; Деян. 13:47; 26:18). Однако в Ис. 42:6-7 речь идет не только о язычниках, но и об иудеях, которые, постоянно отступая от своего Господа, оказывались во тьме духовной темницы.

Ис. 42:8-9 . Господь не будет "делить" Свою славу с языческими "истуканами", не способными, в отличие от Него, предсказывать через своих служителей события, которые потом действительно происходят.

Ис. 42:10-17 . В том будущем, которое прозревает Исаия, служитель Бога живого, и язычники, живущие "во всех концах земли", станут объектом благословений Господних, для пророка это как бы уже совершилось, и поэтому он призывает их теперь воспеть Господу благодарственную песнь хвалы. Города и пустыне (стих 11); очевидно, подразумеваются селения возникавшие на территории оазисов. Название Кидар носила как местность в северной части Аравии, так и одно из аравийских кочевых племен, происходившее от сына Измаила по имени Кидар (Исх. 21:16).

В стихах 13-15 - картина гнева Господнего и победоносной борьбы Иеговы против Его врагов. Исаия и прежде не раз описал эти "гнев и борьбу" перед глазами читающих или слушающих (к примеру, 30:30). Господь как муж браней словно бы противостоит Своему кроткому Отроку. Но без Его победоносного сражения против врагов не восторжествует праведность, не утвердится Отрок.

Слова Исаии, особенно в стихе 13 и 15, могли иметь и конкретное "историческое наполнение", подразумевая сражение Иеговы с врагами, угнетателями Его народа - с теми же вавилонянами (в этой связи высказывается предположение, что перечисляемые в стихе 15 горы, холмы, трава и пр. есть иносказание, за которым стоят как власть имущие, так и рядовые жители стран, враждебных Израилю).

Но вероятен здесь и "второй смысл": борьба Иеговы в истории против сил, враждебных Ему. Фраза Долго молчал Я, терпел, удерживался (стих 14) может в свете этого указывать на какие-то длительные исторические периоды, когда Бог предоставлял людям возможность "жить по своей воле", пожиная плоды этого своеволия. Но "наблюдая" это постоянно, Он испытывал сильную боль (отсюда сравнение с "криками рожающей женщины" в стихе 14).

И снова (стих 16) возникают в пророчестве те, которых "поведет Господь": это не безжалостные цари народов и не коварные жрецы языческих богов, но люди, ослепленные ими духовно, их жертвы. Мрак Он сделает светом пред ними, и кривые пути - прямыми. А те, которые упорствуют в идолопоклонстве (не только язычники "по рождению", но и евреи-отступники; стихи 24-25), покроются… великим стыдом.

б. О "слепом" рабе Божием (42:18-25)

Ис. 42:18-20 . Когда позднее, в вавилонском изгнании, евреи стали бы читать эту главу из книги Пророка Исаии, то не смогли бы не задуматься об истинной причине тяжелых своих испытаний. Пророк ведь прямо давал понять их отцам, что за свою духовную глухоту и слепоту (стих 18) они будут наказаны. В стихах 19-20 речь несомненно идет об Израиле, "слепом и глухом" рабе Господа, который был послан Им как вестник Его, однако, по жестоковыйности своей, миссии, возложенной на него, не исполнил.

Ис. 42:21-22 . В законе, данном евреям через Моисея, была "сконцентрирована" высшая правда Господня, во всей ее полноте отражена Его праведность. Но поскольку евреи не жили в согласии с этой праведностью, то, руководствуясь высшей Своей правдой, Бог наказывал их. Ибо иначе закон, данный Им, не мог бы быть "прославлен и возвеличен" (стих 21).

Сказанное в стихе 22 соответствует ситуации в истории еврейского народа, повторяющейся в веках и тысячелетиях, - по причине его постоянных "отступлений" от своего Заступника Он - за неверность - лишает народ Своего заступничества. Ближайшей ко времени И сани "перспективой" в этом плане могло быть предстоявшее иудеям вавилонское пленение. Прошедшее время здесь употребляется, как это часто бывает в пророчествах, в значении будущего.

Ис. 42:23-25 . Следуют вопросы, предполагающие отрицательные ответы. Все, что происходило с Израилем на протяжении его истории, происходило с ним потому, что он никак не хотел уразуметь главной причины своих бедствий: нежелания жить в повиновении Иегове и под защитой Его. Духовная немощь и поразительное упорство (называемое на библейском языке "жестоковыйностью") мешали ему "вникнуть" в слова своих пророков, таких, как Исаия, и "выслушать" их в интересах своего же будущего (стих 23).

Видение горящего Иерусалима, возникающее перед взором Исаии (стих 25), скорее соответствовало времени гибели храма и иудейской столицы под ударами римской армии в 1-ом веке нашей эры. Однако лютость войны сопутствует соплеменникам пророка постоянно. Но сколько бы "судов" ни постигало их, извечной причины их они не уразумели… сердцем, горестно восклицает Исаия.

В 42 главе показана еще одна грань портрета Христа, который придет для спасения не только Израиля, но и язычников. Здесь пророчески возносится хвалебная песнь Иегове, совершившему чудные дела по выводу из рабства греха и смерти Своего народа, а также - по разрушению всех твердынь богопротивников. В заключении Израиль призывается обратиться к Иегове и открыть свои духовные «уши» для понимания важной истины: наказание языческими народами - было допущено Иеговой за отступничество от Бога Израилева, его духовную слепоту.

42:1,2 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
ПАМ: Се, раб Мой, которого Я поддерживаю, избранный Мой, которого любит душа Моя; Я возложил на Него Дух Мой, Он передаст народам закон.
2 Не вопиет, и не гремит; и не дает слышать на улице голоса Своего.
(Ис.42:1,2)
Бог дает признаки, по которым можно будет распознать Христа, когда он явится Израилю.
Он - избранник Творца и Его возлюбленный служитель, помазанник, на котором будет святой дух Иеговы для того, чтобы Иисус смог выполнить волю Божью по обращению Израиля к Богу и спасению человечества от греха и смерти (Лк. 3:22, Мтф.12:18-21).
Во всем, что делает Иисус, рука Иеговы - с ним (например, при чудесах исцеления, объявления Божьих судов фарисеям и книжникам, и др.).

Мессия не объявляет о себе на площадях, или на улицах с целью привлечь к себе внимание народа и снискать славу человеческую, а также - запрещает делать это народу (Лк.8:56; 9:21; Мар.8:30). Его цель - исцелить духовные раны народа Иеговы, возвестив им Его праведный суд. То есть, цель - показать духовный облик народа Божьего в зеркале Слова Иеговы и побудить обратиться от идолопоклонства к Иегове.

42:3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
В своих действиях и словах Христос отражает любовь своего Отца и трепетное отношение к «надломленной трости или льну курящемуся» - к тем поклонникам Иеговы, кто вот-вот потерпит кораблекрушение в вере и сломается.
Наоборот, с помощью слова Божьего Иисус помогает всем ослабленным укрепиться в вере, разъясняя, что их усилия по становлению праведными имеют огромное значение для Отца, хотя законоучители народа Иеговы считают их невеждами и пренебрегают ими (Иоан.7:49).

Но и это – ещё не всё: Христос объявляет начальствующим фарисеям, что эти грешники (блудницы и мытари, почти что сломленные в вере) - гораздо ближе к Богу, чем возгордившиеся своей праведностью учителя (Мтф.21:3). Не "праведники", не нуждающиеся в раскаянии, а лишь те, кто осознал свою греховность, способны прийти к Богу и познать пути Его – во всей полноте Его замысла.

42:4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. (ПАМ: откровений его острова ожидают)
О том, чтобы избранник Иеговы не ослабел, позаботится сам Бог, дающий ему силы исполнять Его волю. Деятельность Христа в этой сфере продлится до тех пор, пока на всей Земле не воцарится правда (Пс. 36:9,10), что станет возможным только после 1000 летнего правления Христа с исчезновением навеки вечные - греха и смерти (1 Кр.15:26, Откр. 20:14)
Не только сам Израиль, но и другие народы, в частности, «острова» (дальние народы по отношению к территории Израиля) будут уповать на Иегову, ожидая откровений или закона от Христа (об этой функции Христа - далее).

42:5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
Сам Иегова является гарантом того, что будет. Он, как Творец всего мироздания, обещает жителям планеты радостные события:

42:6,7 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.

Иегова призовет Христа Своего для того, чтобы поставить его в "завет для народа". То есть, на крови Христа (благодаря его искупительной жертве) будет заключён Новый Завет (договор) между Иеговой и всеми, кто пожелает принадлежать к Его народу и служить Ему. Этим новым народом станут не только израильтяне по плоти, но и язычники, принимающие Христа в качестве своего спасителя от греха и смерти (Лк. 22:20, Евр. 8:8-10).

во свет для язычников - благодаря Иисусу свет истины и возможности приблизиться к Богу, чтобы спастись - воссияет для многонационального народа Земли. Новый завет, утвержденный для духовных «иудеев» (служителей Иеговы) откроет двери спасения для всего человечества (Рим 2:28,29; Деян.10:34,35; 13:36-48).

открыть глаза слепых, узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы - благодаря деятельности Иисуса Христа у народов откроются духовные «глаза», мешающие им видеть свет истины Творца и принимать правильные решения. Их ослепление «богом» века сего (дьяволом) и их обреченность на вечное рабство греха и смерти – были бы неустранимы, если бы не Христос Божий (2 Кор. 4:4, Ин. 12:40, Деян. 26:18.) Благодаря Иисусу станет возможным искупление всех потомков Адама и Евы - от греха и смерти (Рим 9:12).

42:8,9 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, [предсказанное] прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

Иегова - это Личность, "дающая становиться" всему, что Им задумано задолго до того, как начинает происходить (имя «Иегова» переводится «Дающий становиться»).
Это имя Бог открыл Своим служителям в знак гарантии того, что всё в конечном итоге исполнится по Его замыслу. Именно поэтому Бог с именем Иегова не даст Своей славы, как Бога и Творца – кому-то другому (дьявол через ложные поклонения идолам желает отнять славу Творца – у Иеговы и убедить людей, что их творцы – это идолы или правители века сего, как, например, в Египте - богом считали фараона)

Только Бог Израилев по праву Творца достоин славы и поклонения (Откр. 4:11).
Бог напоминает Своим поклонникам, что, как прежнее из предсказанного Им сбылось (например, предсказание потопа через Еноха и Ноя), - так же сбудется и то новое, что желает сообщить Он через своих пророков, в том числе – что Он сообщает через пророка Исаию в данной главе.

Все творение по всей планете призывается петь хвалу Иегове - как Вседержителю и Творцу Вселенной:

42:10-12 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
Ниже будет обозначена причина, почему следует воздать хвалу Иегове: не только потому, что Он Создатель. Но и потому, что Он совершит чудные дела, совершая правосудие:

42:13-15 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;

Иегова - ревнитель Своего достоинства – непременно начнёт исполнять события по искоренению всех своих врагов. Образно показывая себя в виде громадного великана и могучего воина, Бог дает понять, что не станет терпеть своих врагов бесконечно.

Долготерпению Божию пришел конец: отныне, с наступлением назначенного Им времени, Иегова начнёт действовать. Обозначая себя кричащей беременной, Бог дает понять, что с помощью этих событий Он "родит" на Земле Своё Царство.
Прежде, чем поселить праведников в новом земном миропорядке, Иегова истребит всех беззаконных с Земли, а именно: все горы и холмы , обозначающие ложное поклонение идолам и богам; всю траву - все народы в момент своего гнева (Ис 41:6,7); все реки и озера - это также символ многих народов (Откр.17:15). То есть, ни один богопротивник не устоит перед ним в день Его Гнева.

Отчасти это исполнится на сокрушении всех противников Израиля (Ассирии и Вавилона). А в большем исполнении – в Армагеддоне и после тысячи лет (Откр.19:13-21; 20:7-10).

42:16,17 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: "вы наши боги".
Бог организует большую дорогу (иными словами - духовное просвещение для слепых народов, ранее - идолопоклонников), чтобы они могли увидеть всю глубину их падения перед Богом и исправить свои пути.
В результате будет навсегда уничтожен духовный мрак – «тьма» в виде соблазнов века сего, изобретённая сатаной/дьяволом для того, чтобы увести людей от истинного Творца.
Но во времени века правления царя Иеговы (в тысячелетнем правлении) все слепые народы, возвращённые к жизни в Миллениуме, станут зрячими и смогут, наконец, отвергнуть поклонение другим богам и понять, что это - мерзость.

42:18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
Пророк обращается к своим «ослепшим» в духовном смысле современникам - от имени Бога, призывая их прислушаться к тому, что Он говорит, так как это послужит к их спасению:

42:19,20 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
Иегова констатирует печальный факт всеобщей духовной слепоты Израиля, то есть, его увлечения идолопоклонством. По идее, народ, избранный Богом для того, чтобы он нёс всему миру свет просвещения о Создателе и Творце Вселенной, должен был являть собою образец Божьих служителей, почитающих истинного Творца.

Но увы. Народ Бога скатился на уровень отчуждённых от Него народов, стал духовно слепым и глухим (перестал понимать своего Творца). Дух «блудодеяния» (увлечения другими религиями) закрыл им глаза, они перестали замечать даже очевидные вещи – всё то, что происходило с ними и, о чём их предупреждал Иегова.

42:21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
Ради того, чтобы прославить Себя, как Создателя Вселенной и справедливого Творца, Иегова дал Израилю Свой Закон (Моисеев закон). С его помощью Израиль мог отличить правду от беззакония и стараться поступать правильно (Рим 7:7). Однако, Израиль не оценил усилий Иеговы для них: увлекаясь лишь ритуалами, они не познали самой сути закона (его духа) - той любви к Богу и ближнему, что стояла за законом Моисея. Именно поэтому Бог предал их в руки врагов:

42:22-24 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: "отдай назад!"
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
Но, даже будучи разоренными и ограбленными язычниками, Израиль не приклонил свое ухо, чтобы услышать Иегову. Так и не понял, что именно их идолопоклонство послужило причиной их тяжкого положения в руках языческих народов. Если бы Иегова не снял Свою защиту с них и Иерусалима - с ними бы ничего не случилось.

Но, так как они предали Бога и развратились, поступая как язычники, и грешили перед Ним, то Он, как Ревнитель Своего имени (достоинства), наказал их огнем войны.

42:25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.
Однако, даже находясь в гуще прискорбных событий (язычники из Ассирии захватили сначала Сев. Царство «Израиль», а затем – вавилоняне захватили Иудею) - они так и не прозрели.

Подобная ситуация повторится в современности, перед Армагеддоном. Из-за своей духовной слепоты народ Иеговы не распознают последних пророков и не поймут, что Иегова наказывает их за ожесточение сердец (духовную слепоту и глухоту) – при помощи последнего царя северного (Откр.11:2-8; 13:5-7, события по запрету служителей Иеговы в России в 2017 г. – это исполнение предсказанного Богом для Своего духовного храма, действующего перед Армагеддоном, 2Фес.2:2-4).

Иегове очень прискорбно видеть, как его народ повторяет ошибки своих предшественников. Именно поэтому очень важно всем служителям Бога быть внимательными к тому, что говорится в Его слове и действовать в соответствии с ним (1Кор.10:6,11).

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы.
Я Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.
Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;
опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги.
Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: отдай назад!
Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.

1 «Вот, Отрок Мой... на закон Его будут уповать острова». 5 «Я, Господь, призвал Тебя в правду... во свет для язычников». «Пойте Господу новую песнь... мрак сделаю светом пред ними». 18 «Кто так слеп, как раб Мой» ...?

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;

3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;

4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями её, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,

7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.

8 Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.

12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;

15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;

16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.

17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги».

18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.

19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?

20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.

21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.

22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!»

23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?

24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.

25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Книга пророка Исаии, 42 глава

Loading...Loading...