Собака, которая не слышит. Глухой Как узнать, что собака глухая

У вас глухой родственник? Понравился парень, но он не слышит? Узнайте о них больше – это интересно!

Мир не слышащих людей для обычного человека – тайна, скрытая занавесом. Встречая на улицах или в общественном транспорте тех, кто общается с помощью рук, каждый прохожий невольно засматривается на необычный разговор и в душе жалеет «несчастных». Практика показывает, что среди здоровых людей, как ни странно, часто ходят странные и не всегда обоснованные слухи о тех, кто не слышит — о глухонемых.

Глухие люди — развеиваем мифы

Миф 1. Глухой человек – инвалид во всех смыслах, с ним нельзя связывать судьбу

Пара глухой и слышащий – вполне нормальное явление в современном обществе. Причем сами глухие всегда по возможности стремятся завязать отношения как раз со здоровыми ровесниками. Ведь абсолютно глухой семье труднее во всех смыслах – и в воспитании здоровых детей, и в общении с представителями социальных и коммунальных служб. А вот когда один из двоих – слышит, то все уже куда легче. И таких верных жен, как глухие, найти трудно, как и мужей. Ведь они держатся за свою слушающую половинку изо всех сил.

Важно только учитывать одно – психология глухого человека значительно отличается от психологии здорового. Ведь он не может слышать интонации голоса, а потому его эмоциональность немного другого рода. И все свои переживания они выражают энергичностью жестов. Но именно такой мужчина может показаться родным девушки каким-то нервным, агрессивным, хотя на самом деле это не так.

Миф 2. Если человек глухой, то и дети у него будут глухие

Нет. Действительно, учеными не так давно уже был найден так называемый «ген глухоты», который может передаваться по наследству. Но если глухота приобретенная (например, в случае поражения мозга, сильного удара или не вовремя вылеченного отита), то она не может быть унаследована. Но все же в жизни нередки ситуации, когда не слышат и родители, и ребенок, но сама глухота была приобретена из-за разных причин уже при жизни. В этом случае можно говорить о наследственной склонности к ушным болезням.

Миф 3. Глухой – он же еще и немой

Частично правда. Действительно, если слух человеком был потерян еще в детстве, то высока вероятность того, что устная речь практически не будет сформирована, ведь в жестовой речи не слышащие люди почти никогда не используют буквенные определения слов. Даже прочитать и понять объявление о переезде для такого человека очень трудно.

Миф 4. Язык глухих, а именно жестовая речь, очень ограничен, им трудно правильно передать какую-информацию без ущерба для ее смысла.

Нет. Существует два вида жестовой речи: литературная и бытовая. Последней владеют абсолютно все те, у кого есть недостаток слуха, а литературной обучаются в специальных школах-интернатах. Также, как и в среде слышащих, простое сообщение достаточно передать бытовой речью, а сложное – литературной.

Миф 5. Если человек глухой, то и умственные способности у него очень низкие

Нет. Это не всегда так, и очень многое зависит от того, в каком возрасте был потерян слух, и какой процент его остатка. Чем больше сможет услышать такой человек, тем больше вероятность того, что он будет эффективно использовать слуховой аппарат и усваивать учебную программу в школе или училище. В любом случае, жестовая речь не слышащих – это такая же вторая сигнальная система, как и устная речь. Единственный ее минус – в ней намного труднее передать эмоциональные оттенки, которые здоровый человек слышит в интонации голоса, поэтому психологическая адаптация глухого в обществе происходит труднее. Как результат – люди с недостатками слуха часто предпочитают жить вместе с себе подобными, заводить с ними семьи, работать среди таких, как они. Избегая вероятности быть осмеянными, обманутыми и непринятыми, не слышащие люди уже давно создали своеобразный социум. Они редко доверяют здоровым соседям и знакомым, но искреннему участию в их судьбе всегда рады. С такими людьми можно дружить, и вполне можно даже играть свадьбу.

И во всех этих мифах нет самого интересного и самого главного – благодаря компенсаторным функциях, когда при отсутствии слуха более развито зрение и тактильная чувствительность, не слышащий мужчина мужчина куда более чувствителен в сексе, чем другие:)

Ваша собака, игнорируя команды, резвится на клумбе. А когда вы, краснея от стыда, снимаете ее с растоптанных анютиных глазок и начинаете ругать, смотрит на вас ясными глазами, как будто ничего не произошло. Не торопитесь отдавать ее грозному дрессировщику. Возможно, она просто вас не слышит…

Некоторые ветеринарные клиники предлагают быстрый и безболезненный тест, помогающий определить, не глухая ли у вас собака. К голове питомца подключают электроды – и через несколько минут вы уже знаете ответ на свой вопрос.

Однако стоит процедура недешево. И, возможно, вместо того, чтобы тратить внушительную сумму на выявление недуга, следует просто познакомиться с привычками своей собаки поближе, а потом, в случае необходимости, купить ей обучающий инструмент для глухих.

Первым делом – понять

Наблюдайте. Если вы пришли домой и знаете, что пес в это время спит, громко позовите его по имени или хлопните в ладоши. Если животное даже носом не повело – оно, скорее всего, страдает глухотой. Предварительно убедитесь, что пес не мог учуять ваш запах. Пусть ваш помощник зайдет в другую комнату, так, чтобы ни вы, ни питомец его не видели.

Попросите, чтобы он воспроизвел звук, который издает грохочущая банка с монетами или металлический горшок, ударяясь о пол. При этом помните, что топанье ногами создаст колебания воздуха, которые собака почувствует. Это помешает вам узнать, на самом ли деле она слышала звуки. Не пытайтесь сделать шум «приятным» — питомец должен показать ярко выраженную реакцию, даже если это будет испуг. Если его не напугает звон – значит, он его просто не слышит.

Если пес поворачивает уши или голову туда, откуда идет звук, но делает это неуверенно, как будто не понимает, где находится источник шума, возможно, он глух на одно ухо или частично. В таком случае можно сходить к ветеринару. Он осмотрит ухо вашего питомца через отоскоп, чтобы убедиться, что в его развитии нет патологий.

В некоторых случаях односторонняя глухота дает надежду: некоторые проблемы, типа уродства внешнего уха или инфекции, можно устранить, чтобы собака начала слышать. Но иногда это невозможно: пес до конца жизни останется в тихом мире. Если самостоятельно определить, глухой ли ваш пес, вы не можете, протестируйте его в клинике.

Дорогостоящий тест даст точный результат, который поможет вам скорректировать методы дрессировки собаки и наладить с ней доверительные отношения. Кроме того, клинический тест эффективен тем, что при односторонней глухоте сразу показывает, какое ухо не слышит. Дома это сделать очень трудно. К тому же, вы узнаете, может ли ваш пес воспринимать определенные частоты.

Не звук, а вибрация

Если ваша собака все-таки глухая, не следует рисковать его потомством – . А затем… решите, сможете ли вы заботиться об особенном псе, который нуждается в вашем внимании больше, чем полноценные собаки. Если вы готовы взять на себя ответственность – изучите некоторые правила.

Никогда не оставляйте глухую собаку без привязи и там, откуда она может убежать. Ведь мир, который для другого пса безопасен, для вашего скрывает множество угроз. Например, не слыша движения транспорта, собака легко попадет под машину. Единственный способ обратить на себя внимание глухого пса – вибрирующее кольцо, которым, в случае необходимости, нужно потрогать животное за плечо.

Дрессировать питомца, который не слышит, конечно, сложнее, чем здорового. Он никогда не станет хорошим сторожевым псом. Причем, если одни глухие собаки ведут себя тихо, другие лают постоянно, и контролировать их поведение можно только жестами.

Собачье «недоразумение»

Будьте внимательны, если ваша собака остается наедине с другими, даже хорошо ей знакомыми. Она неспособна услышать их лай или рычание, а значит – понять угрозу. Но ее собратьям не будет до этого дела. Они «предупредят» ее звуковым сигналом – а потом нападут. В такую переделку попал глухой бостонский терьер Джекоб, которого укусила Реба американский бульдог, настолько старая, что она едва могла двигаться.

13 фактов о глухих и всём, что с ними связано, о которых вы не знали и никогда не задумывались.

Прежде всего, я хочу сказать, что глухие люди - абсолютно такие же люди, как и все остальные. Поясню на понятном примере. Мы же не дискриминируем испанцев или канадцев за то, что они не русские и родились в другой стране. Так же и с глухими. Они как будто составляют отдельную нацию со своим языком и традициями. Мало того, они воспринимают окружающий мир иначе, чем мы, но не могут представить, как это возможно - слышать, и что это такое. Примерно так мы не можем представить себе, например, четвёртое измерение, живя в трёх. У них есть нарушения слуха, но зато другие чувства крайне обострены, причём настолько, что мы можем им только завидовать. И несмотря на это, все мы в равной степени люди, как с биологической, так и с психологической точки зрения, и относиться к глухим нужно как к равным.

1. 30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которым существенно изменился статус русского жестового языка со «средства межличностного общения» на «язык общения», появились возможности для его изучения и развития. Ведь с точки зрения современной науки, жестовые языки глухих являются полноценными естественными языками.

2. Глухонемых людей - не существует. Все глухие могут издавать речевые звуки, просто они не могут научиться делать это самостоятельно - они не слышат "образца" речи. Таким же образом дети-"маугли", не слышавшие человеческой речи тоже не в состоянии научиться говорить сами. С другой стороны, у глухих есть свой язык - жестовый, и они им активно пользуются для общения.

3. Глухие называют нас не «слышащими», а «говорящими», потому что с их перспективы мы отличаемся от них только тем, что при общении зачем-то шевелим губами.

4. Всем глухим очень важны тактильные ощущения, и чувствительность к ним у них повышена. За неимением слуха они острее чувствуют вибрации и реагируют на них незамедлительно. Также у глухих очень развита светочувствительность, поэтому в темноте они замечают даже малейшие отблески света. Таким образом природа компенсирует отсутствие слуха и помогает адаптироваться таким людям в мире.

5. Глухота - это только общее определение. На самом деле, существует 3 степени тугоухости и 4 группы глухоты. Степени тугоухости различаются по количеству воспринимаемых децибелл (ниже 80 дБ). По системе Неймана глухота начинается, когда человек не слышит звуки ниже 90 дБ, а её группы варьируются по диапазону воспринимаемых частот (в герцах). Люди с I группой глухоты воспринимают от 125 до 250 Гц, то есть часть неречевых звуков: громкий топот, шум машин и прочее. Только 3% глухих не слышат совсем ничего, и чаще всего это связано с аномалией строения ушной раковины и/или внутреннего уха.

6. В обычной жизни глухим помогают различные приспособления. Например при нажатии на дверной звонок по всей квартире начинают мигать лампочки. А для присмотра за маленьким ребёнком используются вибрирующие радио-няни, оповещающие о том, что ребёнок плачет.

7. Существует три вида переводчиков, работающих с глухими. Дактильные - показывают слова буквами с помощью специального жестового алфавита - "дактиля". Переводчики РЖЯ (русского жестового языка) - полноценные переводчики, переводящие с русского языка на РЖЯ (и наоборот) с помощью жестов. Калькирующие переводчики - переводчики, специализирующиеся на быстром дословном переводе с русского на РЖЯ, игнорируя грамматику и особенности жестового языка; это называется КЖР - калькирующая жестовая речь. Также, раньше существовала профессия "сурдопереводчик", совмещающая в себе переводчика и социального работника. Сейчас эта профессия исчезла из реестра профессий и должностей, заменившись на "переводчика русского жестового языка" и не содержащая в себе функций соц.работника.

8. В РЖЯ, как и в любом другом языке, есть свои правила. Причём грамматика РЖЯ больше похожа на английскую, чем на русскую.

9. Существует два метода обучения глухих: мимический (мимико-жестикулярный) и чистый устный метод (без использования жестов).

10. Существует заболевание под названием синдром Ушера. Он является наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения. То есть у глухого человека постепенно сужается угол зрения по горизонтали и вертикали (у глухих он изначально намного шире, чем у здоровых людей) и он примерно к 40 годам почти теряет зрение. Это заболевание диагностируется на ранних стадиях, но, к сожалению, не лечится. В таких случаях людей с этим диагнозом заранее учат тифлосурдопереводу. Такая речь тоже является жестовой, но у неё отсутствует размах, и все жесты показываются одной рукой, накрытой рукой собеседника.

11. Многие здоровые люди считают, что глухие - это бедные-несчастные инвалиды. Но сами они про себя так не считают. Они ведут максимально полную жизнь, учатся, занимаются бизнесом, водят машину (существует специальный знак "глухой водитель за рулём"), заводят семьи, воспитывают детей... Молодёжь часто даже ходит на дискотеки. Они не слышат (или почти не слышат) музыку, но чувствуют вибрации битов, которые как раз и вводят в своеобразный транс всех посетителей вечеринок.

12. Глухие имеют свою особенную культуру и психологию. Например, они говорят правду напрямую, без лести и ухода от прямого ответа, в отличие от слышащих. Это считается абсолютно естественным, и они искренне не понимают, когда говорящие обижаются на честные слова, вроде «Ты потолстела» или «Эта причёска тебе не идёт».

13. Существует жестовый театр и даже жестовое пение.

Москва, 24 сен — РИА Новости, Ануш Долуханян. Когда люди узнают, что у вас есть глухой родственник, они начинают задавать тысячу вопросов, начинающихся со слов "а как". Ответы, наверное, просты: вообще-то глухой такой же, как все. Он может работать, развлекаться, встречаться с друзьями и бывать там, где проводят время обычные люди.

Роберт потерял слух, когда родился, — в результате халатности врачей. Сейчас ему уже 22 года, и 20 из них с ним рядом находится сестра — корреспондент РИА Новости Ануш Долуханян.

О том, как устроен мир слабослышащих людей, — в материале, приуроченном к Международному дню глухих.

Мир, не знающий зла

В детстве я не понимала, как человек может не слышать. Но тогда было проще: дети бегали и играли, им не нужны были слова. Когда мы достигли школьного возраста, все изменилось. Роберт начал говорить жестами, я перестала его понимать. Мне пришлось выучить базовые жесты, но некоторые члены нашей семьи до сих пор не знают даже нескольких движений. Кстати, для каждого из нас Роберт придумал свой жест: например, у одной из сестер кудрявые волосы — и он обозначает ее кудряшками.

© Фото: личный архив Ануш Долуханян

За все эти годы я поняла для себя одну очень важную вещь: глухой человек может быть мне внутренне ближе в разы, чем слышащий. Я считаю, что Роберт самый открытый в нашей семье. Я не помню, чтобы он когда-нибудь на кого-то обижался и злился. Наоборот, он всегда первый чувствует, что у кого-то начались проблемы.

Однажды зимой мы гуляли по дворам, выпало очень много снега. Мы зачем-то пошли туда, где снег не чистили. Нам было по восемь и десять лет, глубина сугробов — по бедра, а то и больше. И вот я сделала шаг… и застряла, не могла вытащить ногу, чтобы пойти дальше. Я начала кричать, чтобы все остановились. Роберт сразу понял, что произошло, и голыми руками (перчаток почему-то не было) начал меня выкапывать. Остальные наши братья и сестры просто стояли и ждали. Когда удалось выбраться, руки у Роберта уже посинели от холода.

Тогда мне открылось: неважно, слышишь ты или нет. Главное то, что внутри. А внутри у Роберта — богатый мир, не знающий зла.

Бытовые сложности

С утра Роберт просыпается по будильнику: телефон под подушкой настроен на сильную вибрацию, она его и будит. Потом все как у всех: душ, завтрак и выбор одежды. К последнему он относится трепетно. Он хочет выглядеть идеально, у него есть какое-то врожденное чувство стиля. Возможно, именно поэтому он работает в модельном бизнесе.

На дорогах глухому нужно быть предельно внимательным. Но эта внимательность — навык. Если обычно человек смотрит на дороге два раза — вправо и влево, то у слабослышащего хорошо развито боковое зрение, из-за чего ему не нужно постоянно поворачивать голову. Он — аккуратный пешеход, физически ощущает то, что происходит вокруг, любое дребезжание и вибрацию.

Раньше в метро Роберт считал станции. Сейчас стало удобнее: можно просто посмотреть на табло с маршрутом движения. Он вообще легко ориентируется на местности, умеет читать карту. В общественном транспорте люди не особо общительны, поэтому даже когда просят подвинуться, они зачастую показывают это жестами.

О продавцах в магазинах

Когда Роберт бывает в других странах, то там его понимает больше людей. В большинстве общеобразовательных школ в Европе дети изучают базовые жесты. В России жестовый язык знает меньше людей, но это не проблема. На самом деле, языков много, по числу стран. Но есть еще и международный жестовый язык, универсальный.

Когда не было смартфонов, у Роберта всегда с собой было что-то, на чем можно написать. Приходишь в какой-то ресторан быстрого питания, пишешь — и все. Сейчас стало еще проще, можно набрать текст на смартфоне или вообще сделать заказ, не общаясь с продавцом. Конечно, бывают очень резкие кассиры, которые ленятся прочитать и не хотят даже понять человека. Но это скорее исключение из правил.

С врачами или другими службами общение происходит так же. Есть доктора, которые знают язык жестов, а есть те, кто умеет следить за реакцией пациентов. Кстати, сейчас в центре Москвы появились даже полицейские, которые знают язык жестов и могут помочь.

А вообще, мы все часто общаемся жестами, просто этого не замечаем. Мы показываем дорогу, подмигиваем, спрашиваем руками. Наше тело умеет говорить без нас. Но мы не умеем читать, а они — умеют.

О работе и учебе

Глухим тяжело учиться, поступать в университеты и работать. В школе у них особая программа, которую изучают медленнее. Такое образование все равно соответствует всем стандартам и уровню ЕГЭ, поэтому называть глухих недоразвитыми — это жестоко и ошибочно.

После школы вариантов немного. Работу приходится искать очень долго, даже если человек грамотный и понимающий. Многие друзья Роберта работают кассирами, продавцами, сотрудниками складов. Кому-то повезло больше и удалось поступить в высшее учебное заведение. Глухие могут стать поварами, столярами, автомеханиками, озеленителями, зубными техниками и художниками-реставраторами.

Роберт подрабатывает в модельном агентстве: он стройный и привлекательный. Ему нравится позировать для съемок, он с лету понимает фотографа, может стоять в позе столько, сколько нужно. Правда, пока крупных предложений не поступало, многие отказываются работать с глухими.

О развлечениях

Глухота не значит неполноценная жизнь. Роберт раньше любил ходить с друзьями в клуб, "тусоваться", как он говорит. Он объясняет, что на танцполе чувствует звуковые волны, дребезжание колонок, музыка как таковая для него не важна. Важен ритм, который нужно поймать.

Забавно, что в ночных клубах к Роберту часто подходят слышащие девушки, которые хотят познакомиться. Многие не понимают, что он глухой, и принимают его за какого-то иностранца. Приглашают танцевать, вместе продолжить гулять в других местах. Некоторые зовут к себе. Они осознают, что Роберт не слышит, только какое-то время спустя, но он уже успевает их очаровать, и общение продолжается вне клуба.

Как и все, Роберт ходит в кино. Сейчас во многих кинотеатрах есть фильмы с субтитрами. Но любимый жанр — это ужасы. Повзрослев, я поняла: в этих фильмах мало слов, все написано на лицах героев. Ужастики понятны даже без звука.

Конечно, сейчас есть сурдоперевод концертов, в театрах появились специальные спектакли, но глухие больше любят ходить на балет, по крайне мере, друзья брата.

Между собой они тесно общаются. У них есть группы, они любят собираться в центре города и гулять. Просто ходить, разговаривать, знакомиться. Раньше они пользовались только Skype и Oovoo, но сейчас в основном все общение происходит в WhatsApp и с помощью видеосообщений в мессенджерах.

Об отношении к глухоте

Раньше Роберт на одном ухе носил слуховой аппарат, но сейчас не надевает его вовсе. Говорит, что слышит что-то, но речь людей слишком быстра, он все равно не понимает, а с непривычки шум давит, голова начинает болеть. Только представьте, что вам когда-то выключили все звуки, а потом вы резко начинаете слышать все: каждый шорох, стук каблука, скрип половиц — это невыносимо.

В детстве ему можно было сделать сложную операцию. Но результат, как положительный, так и отрицательный, никто не мог предсказать. Роберт говорит, что спустя столько лет он даже не знает, нужен ли ему слух. Ведь он живет полноценной жизнью.

Родные верят, что у него впереди счастливое будущее. Когда-то Роберт сказал мне: "Я не слышу, но чувствую больше". Это действительно так.

Процесс обучения глухих с рождения и слабослышащих детей навыкам общения зависит от многого:

  • степени потери слуха,
  • слышат ли родители (то есть речевая среда, в которой воспитывается ребенок),
  • какое образовательное учреждение посещает ребенок – специальная школа для глухих и слабослышащих или массовая (инклюзивная) школа,
  • уровня компетентности педагогов,
  • насколько родители вкладываются в создание специальных условий для развития ребенка,
  • имеются ли какие-то дополнительные особенности.

Поэтому и методики формирования произношения и развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей разные.

Глухие дети в семье глухих или слабослышащих родителей общаются на жестовом языке и навыкам общения на нем учатся точно так же, как слышащие дети в семье слышащих родителей. Тут нет абсолютно никакой разницы, кроме того, что во время общения глухие дети используют не слух и речь, а руки и глаза. Глухие родители точно также маленьким детям говорят на жестовом языке медленно и образно, как слышащие родители своим детям говорят медленнее и вместо «собака» говорят «гав-гав». Точно также повторяют им множество раз правила поведения в обществе, пока ребенок их не усвоит.

Другое дело – коммуникация глухого ребенка со слышащими. Навыкам общения на звучащем языке глухих и слабослышащих детей обучают специально. Формированием произношения и развитием слухового восприятия целенаправленно занимаются с самого рождения. Слуховые аппараты для использования остаточного слуха (тотально глухих людей во всем мире единицы) можно подбирать уже с 3-4- месяцев, сурдопедагоги и логопеды занимаются с ребенком, учат его произносить звуки и понимать обращенную речь слухо-зрительно.

Но важно понимать, что слуховые аппараты и даже кохлеарные имплантаты не делают глухого ребенка или ребенка с сильной потерей слуха слышащим. В специальных детских садах и школах для глухих или слабослышащих детей весь образовательный и воспитательный процесс построен так, чтобы ребенок в итоге смог самостоятельно контактировать со слышащими. Причем в образовательных учреждениях обучение глухого или слабослышащего ребенка почти всегда происходит без использования жестового языка, используется только дактиль (ручная азбука).

Таким образом, получается, что глухого ребенка учат на одном языке, а во внеурочное время он говорит на другом – ребенок растет вроде бы билингвом, но тут есть один очень важный нюанс. Когда слышащего ребенка обучают новому языку, ему на его родном языке объясняют правила и значение слов. В ситуации с глухим ребенком этого не происходит. Отсюда вытекают такие последствия, как неграмотность в русском языке, непонимание или неверное понимание значения слов. Самостоятельно научиться общаться со слышащими глухой ребенок с рождения или ребенок, потерявший слух до 3х лет, никогда не сможет. С самого его рождения для того, чтобы он смог общаться со слышащими, необходимо создавать специальные условия. Прежде всего - это насыщенная речевая среда, то есть ребенок должен видеть вокруг себя говорящих людей. Играя с глухим или слабослышащим ребенком, взрослому нужно следить, чтобы ребенок играл вместе с ним, а не просто безучастно наблюдал. В такой ситуации ребенок привыкает смотреть в лицо говорящего, пытается понять, что ему говорят по ситуации, по настроению взрослого, действиям. Ребенка мотивируют на то, чтобы он использовал голос, чтобы ему пришлось говорить, даже если его поняли и без слов. В процессе специальных игр и на занятиях фонетической ритмикой ребенка учат подражать звукам взрослого.

Loading...Loading...