Цитадель поддельное удостоверение. Задания в цитадели. Колония «Прогресс свободы»

Герой - 1957. Отступник - 1900.

На Иллиуме стоит связной Миранды, однако говорить со мной не хочет. В чём проблема?

Возьмите с собой Миранду и подходите к связному.

Нашёл фальшивые документы. Что с ними делать?

После выхода из C-Sec на Цитадели поверните налево и идите к лестнице, ведущей вниз с 27-го на 26-ой уровень, неподалеку от кафе «Закера». Около нее на диване сидят две азари, поговорите с ними. Иногда их может там не быть, перезайдите на локацию. Чтобы они точно там находились, необходимо пройти миссии на лояльность Тейна Криоса и/или Гарруса Вакариана.

Имеется ли информация о том, кто, именно, присоединиться к отряду командора Шепарда и в какой части Галактики их стоит искать?

Джейкоб Тейлор / Jacob Taylor
- Раса: Человек

- Пол: Мужской
- Возраст: 28 лет
- Где искать / Локация: Космическая станция "Лазарь" (самое начало игры)

Миранда Лоусон / Miranda Lawson
- Раса: Человек
- Пол: Женский
- Возраст: 35 лет
- Класс: Оперативник "Цербера" / Биотик
- Где искать / Локация: Космическая станция "Лазарь" (конец первой сюжетной миссии)

Подопытная Ноль (Джек) / Subject Zero
- Раса: Человек
- Пол: Женский
- Возраст: 24 года
- Класс: ... / Биотик
- Где искать / Локация: Турианский корабль - тюрьма "Чистилище"

Мордин Солус / Mordin Solus
- Раса: Саларианец
- Пол: Мужской
- Возраст: 35 лет (у саларианцев короткий срок жизни)
- Класс: ... / Техник

Гаррус Вакариан (Архангел) / Garrus Vakarian
- Раса: Турианец
- Пол: Мужской
- Возраст: 27-29 лет (точной информации нет)
- Класс: ...
- Где искать / Локация: Космическая станция "Омега"

Тали’Зора вас Нима нар’Рая / Tali’Zorah vas Normandy
- Раса: Кварианец
- Пол: Женский
- Возраст: 24 года
- Класс: Кварианский техник / Инженер
- Где искать / Локация: планета Хестром

Самара / Samara
- Раса: Азари
- Пол: Женский
- Возраст: около 600 лет (в русской локализации), больше 1000 лет
- Класс: ... / Биотик

Моринт / Morint (искл.)
- Раса: Азари
- Пол: Женский
- Возраст: 485 лет
- Класс: ... / Биотик
- Где искать / Локация: Космическая станция Омега
Уточнение: Этого персонажа можно получить в команду, если вы определенным способом разрешите личный квест Самары. В ходе выполнения все поймете.

Тейн Криос / Thane Krios
- Раса: Дрелл
- Пол: Мужской
- Возраст: 39 лет
- Класс: ... / Биотик
- Где искать / Локация: Планета Иллиум

Грант (Грюнт) / Grunt
- Раса: Кроган
- Пол: Мужской
- Биологический возраст: около 20 лет (не был рожден естественныи путем)
- Класс: ... / Воин
- Где искать / Локация: Планета Корпус

Легион
- Раса: Гет
- Где искать / Локация: Скопление Эта Хокинга (сюжетная миссия)

Заид Мессани / Zaeed Massani (только с DLC)
- Раса: Человек
- Пол: Мужской
- Возраст: 40 лет
- Класс: ... / Воин
- Где искать / Локация: Космическая станция "Омега"

Касуми Гото / Kasumi Goto

Раса: Человек
- Пол: Женский
- Возраст: 25 лет
- Класс: ... / Воровка
- Где искать / Локация: Космическая станция "Цитадель"


Можно ли присоединить к команде Эшли Уильямс / Кайдена Аленко/ Урднота Врекса?
Нет, нельзя.

Лиара Т"Сони войдет в команду при прохождении DLC: Логово Серого Посредника.

Хочу изучить новый апгрейд, ресурсы есть, требования выполнил, но апгрейд все равно серый, в чем дело?

Вам нужен еще один апгрейд по этой ветке, в русской версии ошибка в переводе.

Как получить в команду Легиона?

Сюжетная миссия на заброшенном Рипере по добыче системы "свой-чужой".
Внимание! Эта миссия - своеобразная точка невозврата. После нее нужно будет почти сразу (времени - еще на один квест) лететь на финальную миссию, иначе потеряете команду (персонал Нормандии).

Где можно пополнять запасы зондов?

На топливных складах. Есть в большинстве систем с ретранслятором.

Слышал, где-то можно купить звездные карты для открытия новых систем, где?

На Иллиуме около стоянки такси.

Где купить боеприпасы для тяжелого оружия и пенициллин?

Их можно только найти.

С кем можно завести роман?

Шепард мужского пола может завести роман с: Мирандой Лоусон; Джек (Подопытная Ноль); Тали"Зора.

Шепард женского пола может завести роман с: Джейкоб Тейлор; Гаррус Вакариан; Тейн Криос.

Шепард любого пола может завести роман с: Келли Чамберс; Лиара Т"Сони*; Моринт**.

* Возможны романтические отношения при наличии «DLC: Логово Серого Посредника».

** После Самоубийственной миссии, если Шепард выжил(а), можно принять «объятья вечности» от Моринт, но после этого Шепард гарантированно умрет.

Поссорился с Мирандой/Джек во время их спора. Что надо сделать, чтобы она снова стала лояльной?

Вы должны иметь 100% Героя/Отступника, появится соотвествующий диалог. А для этого нужно прокачать (до максимума) полоску "Совершенство в бою".

Какие боевые классы предусмотрены в игре и что изменилось в плане умений со времен первой части?

Как и в первой части игры нам на выбор представлено 6 боевых классов, обладающих рядом уникальных умений и способностей, знакомых нам ещё по первой части, а также, владеющих и новыми навыками:
- Soldier // Солдат -
- Описание: Солдат - мастер оружия. В его распоряжении более разнообразное и лучшее оружие, чем у любых других классов. У него есть доступ ко всем трем особым видам патронов, так что он может модифицировать свое оружие так, чтобы расправляться с любыми врагами. Правильно отыгранный Солдат превосходит любой другой класс в игре по количеству наносимых повреждений.
Солдаты владеют меньшим числом активных способностей, чем другие классы, но те две активные способности, которые у них есть, по-настоящему хороши и удачно подходят для игры без пауз. Ударный выстрел выпускает залп, который может быстро уничтожить единичную цель. Прилив адреналина улучшает рефлексы солдата, повышает его скорость и повреждения, наносимые оружием, таким образом значительно усиливая его наступательную силу. Эта способность очень хороша также и в плане обороны, потому что помогает безопасно добраться до укрытия.
- Умения класса: Прилив адреналина (уник. ум.); Ударный выстрел (уник. ум.); Incendiary Ammo; Cryo Ammo; Disruptor Ammo

- Engineer // Инженер -
- Описание: Инженеры это технические специалисты, единственный класс, способный вызывать боевых дронов на поле боя. Дроны могут отвлечь огонь врага на себя и выманить их из укрытия. Инженеры могут взломать механических врагов и превратить их в мощных союзников. Усовершенствуйте ваших дронов - улучшите их оружия или превратите их в смертоносные бомбы. У инженеры есть и другие способности, такие как "Поджигание" и "Перегрузка.
- Умения класса: Поджигание; Перегрузка; Боевой дрон (уник. ум.); Крио-заморозка; Взлом ИИ

- Infiltrator // Разведчик -
- Описание: Разведчики - технические и боевые специалисты, являющиеся единственным классом, способным скрыться от обнаружения противником. Они смертоносны на любой дистанции за счёт широкого набора используемого оружия, снаряжения и умений, позволяющих поразить даже самых бронированных и защищённых врагов. Благодаря своему навыку обращения со снайперскими винтовками, Разведчики могут уничтожить противника с безопасного расстояния до попадания в очаг схватки. Вдобавок с помощью комбинирования видов боеприпасов и верной диспозиции на поле боя Разведчики могут с лёгкостью справиться как с органическими противниками, так и с синтетиками. Когда обстановка накаляется, Разведчики могут использовать Тактическую маскировку, чтобы скрыться от врагов до возвращения в бой в любом нужном месте относительно оставшихся противников.
- Умения класса: Дезинтегрирующие боеприпасы; Криопатроны; Тактическая маскировка (уник. ум.); Поджигание; Взлом ИИ

- Adept // Адепт -
- Описание: Адепт, снабженный имплантами L5x, это специалист, способный выводить из строя или убивать врагов при помощи своих биотических способностей. Адепты - единственный класс, способный вызвать Сингулярность - смертельную биотическую ловушку. Когда враги прячутся за преградой, адепт может использовать способность "Притяжение" и вытянуть их из укрытия. Адепты могут использовать способность "Толчок" и скидывать врагов со скал и уступов. Адепт - игровой класс, способный расправиться с врагами без единого выстрела.
- Умения класса: Деформация; Толчок; Сингулярность (уник. ум.); Притяжение; Ударная волна

- Vanguard // Штурмовик -
- Описание: Штурмовики снабжены имплантатами L5n, обеспечивающими их мощными биотическими способностями. В паре с их оружейной подготовкой, это смертельная комбинация в боях на коротких дистанциях. Штурмовики способны мгновенно сократить дистанцию до противника с помощью своей уникальной способности Биотический Прорыв. Обладая огромной биотической мощью, Штурмовики используют Прорыв, чтобы пересечь любые преграды, столкнуться с намеченным противником и, оторвав от земли, отправить его в полёт. Вдобавок Штурмовики могут высвободить взрывную Ударную волну, опрокидывающую врагов и вышибающую их из-за укрытий. Если Штурмовик окажется в слишком сложной ситуации, он также может использовать Прорыв, чтобы быстро переместится в безопасное место.
- Умения класса: Инферно боеприпасы; Усиленные криопатроны; Биотический прорыв (уник. ум.); Ударная волна; Притяжение

- Sentinel // Страж -
- Описание: Стражи успешно применяют и технические и биотические способности на поле боя. Они всегда готовы к любой ситуации. После перегрузки вражеского щита Стражи могут без проблем откинуть врага при помощи своих биотических способностей. А если становиться жарко, они могут использовать Крио-заморозку и выиграть бесценные секунды, чтобы уничтожить противника или найти укрытие.
Стражи снабжены самой совершенной технической броней. При перегрузке система освобождает накопленный заряд и оглушает всех врагов, находящихся в непосредственной близости.
- Умения класса: Бросок; Деформация; Перегрузка; Техническая броня (уник. ум.); Крио-заморозка

Какой в игре макс. уровень развития?

30 уровень.

Можно ли продолжит игру после прохождения основного квеста?

Да можно, если команда справилась с последним сюжетным заданием.

Для чего нужны минералы, добываемые при разведке планет?

Они нужны для проведения исследований по улучшению Нормандии, изучения усилений некоторых умений напарников и изучения апгрейдов оружия/брони.

Как высаживаться на планеты?

Для начала нужно произвести разведку планеты с помощью сканера.
Если СУЗИ скажет, что обнаружена "Аномалия", вам нужно с помощью сканера найти центр этой аномалии, а далее запустить туда Зонд.
После этих действий будет доступна высадка на планету.

Где можно купить новое оружие для Шепарда и команды, а также новые брони для них?

Броня для напарников не продаётся и изменить её нельзя. Только после выполнения личного квеста персонажа и, заслужив его лояльность, ему можно будет изменить цвет одежды.
Разные элементы (наплечники, поножи, перчатки и т.п.) брони N7 для Шепарда можно приобрести только в магазинах и только для него.
Магазины находятся на Цитадели; Станции "Омега"; Планетах Илииум и Тучанка
Оружие в игре не продается. Его можно найти только при выполнении сюжетных и не сюжетных заданий.
Оружие Шепарду и напарникам можно сменить в специально отведенных для этого местах, или на борту Нормандии.
Каждый напарник владеет только двумя видами вооружения, другое ему вручить нельзя.
Экипировать Шепарда (например, снять шлем) можно только на Нормандии.

Какие сувениры можно приобрести для украшения каюты капитана на Нормандии?

3 вида рыб в Аквариум (один вид продается на Иллиуме, два других в Цитадели)
Космический Хомяк (На Цитадели)
Шлем Шепарда (если установлен ДЛС "Крушение Нормандии" и нашли его там)
Макеты кораблей

В ходе выполнения квестов или в магазинах можно найти различные типы улучшений. Что с ними делать?

Некоторые типы улучшений "встраиваются" в броню/оружие Шепарда сразу при покупке / нахождении, другие надо исследовать в лаборатории на борту Нормандии, после чего они тоже "встраиваются" в броню/оружие.

Сколько видов вооружения в игре?

- Штурмовые Винтовки - 5 моделей:
"M-8 Avenger Assault Rifle" (стандартный предмет)
"M-15 Vindicator Battle Rifle" (стреляет короткими очередями, находиться в миссии по вербовке Архангела)
"M-76 Revenant Machine Gun" (пулемёт)
"Geth Pulse Rifle" (находиться в миссии по вербовке Тали; уровень сложности игры должен быть макс; появиться только после победы над Колоссом)
"Collector"s Assault Rifle" (только с ДЛС)
Х-96i тяжелая винтовка "мотыга" (только DLC)


- Пистолеты-Пулеметы - 3 модели:

"M-4 Shriken Machine Pistol" (стандартный предмет)
"M-9 Tempest Submachine Gun" (находиться в миссии по вербовке Тали)
Х-12j ПП "цикада" (только DLC находится на миссии по вербовке Касими)


- Пистолеты - 3 модели:

"M-3 Predator Heavy Pistol" (стандартный предмет)
"Carnifex Hand Cannon"
Х-5i крупнокалиберный пистолет "фаланга" (только DLC)


- Дробовики - 5 модели:
"M-23 Katana Shotgun"
"M-27 Scimitar Assault Shotgun"
"M300a Claymore Heavy Shotgan"

X-22h дробовик "потрошитель" (только DLC)

плазменный дробовик гетов (только DLC)


- Снайперские винтовки - 4 модели:
"M-92 Mantis"
"M-97 Viper"
"M-29 Incisor" (только с ДЛС)
"X-98e Widow"

- Тяжёлое оружие - 8 моделей:
"M-622 Avalanche" (замораживающий лазер)
"M-490 BlackStorm Projector" (гравитационная пушка, только с ДЛС)
"M-100 Grenade Launcher" (стандартный предмет)
"ML-77 Missile Launcher" (ракетница)
"M-920 Cain"
"M-451 Flametrhower" (огнемёт только DLC находится на миссии на лояльность Зайда)
"Collector"s Beam Weapon" (находится в миссии на Горизонте)

Дуговой излучатель (большой "электоршокер")

То, что Шепард может погибнуть это правда? Было ли такое у кого-нибудь?

Если в финальной битве у Шепард(а) погибли оба напарника (а, возможно, даже один напарник), то Шепард не выживет.

Если Шепард принял(а) от Моринт предложение «обнять вечность» (возможно только после Самоубийственной миссии), то Шепард гибнет.

Что нужно сделать, что бы сохранить команду в финальной миссии?

СР2 "Нормандия" должна быть полностью "прокачана" и усилена (различные улучшения предлагают напарники).
- Должны быть выполнены все личные квесты компаньонов и заслужена их лояльность.
- На последнее задание брать только лояльных, остальные держат тыл. Если лояльны все, выбор не имеет значения.
- Раздавая приказы нужно иметь ввиду специальность персонажа (Техника - Инженер и т.д.):
Цитата:- Вентиляция - Легион/Тали/Касуми;
- Первая команда - Миранда/Гаррус;
- Биотик - Самара/Джек;
- Вторая команда - Миранда/Гаррус/Джейкоб;
- Назад с выжившими - Кто угодно (Желательно отправить Мордина, так как он может погибнуть из за бага дальше в миссии);
- Если какое-либо из условий не выполняется, то напарник погибает;
- Часть команды можно потерять еще до начала операции, если проведены не все усиления Нормандии;

Чтобы успешно закончить самоубийственную миссию нужно:

  • Выполнить задания лояльности членов команды (как минимум по 1 каждой специализации), удачно разрешив конфликты «Джек против Миранды» и «Тали против Легиона»;
  • Найти и исследовать улучшения для Нормандии (пренебречь можно только улучшением медицинского отсека);
    • Тяжелая броня для корабля (если не провести, погибает Джек);
    • Улучшенные щиты (если не провести, погибает Касуми, либо Легион, либо Тали, либо Тейн, либо Гаррус, либо Заид, либо Грант);
    • Крупноколиберное орудие «Таникс» (если не провести, погибает Тейн, либо Гаррус, либо Заид, либо Грант, либо Джек, либо Самара/Моринт).
  • Вылететь на миссию сразу (или как можно раньше) после похищения членов экипажа. Если вы вылетаете после 1-3 миссий после похищения, гибнет Келли с половиной экипажа. После 4-й миссии, выполненной после похищения, из экипажа выживает только доктор Чаквас. Если вылетаем сразу, то гибнет только Лили (Lilith) из похищенной колонии.
  • Примечание : выполнение миссии на лояльность Легиона не считается задержкой. Вы можете оставить его миссию напоследок и никто из команды не погибнет.

В дальнейшем нам предстоит выбрать специалиста, который будет ползти по трубам вентиляции (выбрать надо Тали , Легиона или Касуми , всех остальных убьют), и командира второй группы (Миранда, Джейкоб или Гаррус . Если выберете кого-то другого, то инженер умрёт в любом случае).

В зависимости от того, как быстро вы выдвинулись на миссию, экипаж Нормандии может полностью/частично уцелеть или полностью погибнуть (кроме Чаквас). Для миссии необходимо определить лидеров групп:

  • командира диверсионной группы (Гаррус, Миранда или Джейкоб );
  • сопровождение для экипажа Нормандии (подойдёт любой лояльный член команды, но лучше выбрать Мордина т. к. у некоторых он по непонятной причине погибает при обороне двери или финальной битве);
  • биотик а, который будет не участвовать в битве, а прикрывать вас полем (Самара, Джек, Моринт . Если выбрать кого-то другого, то умрёт один из ваших напарников.

Из напарников лучше выбрать Тали и Легиона, т. к. их боевые дроны могут нападать на противника с тыла (Коллекционеры очень любят прятаться).
В процессе прохождения миссии возможен баг : Легион, если его взяли в основную группу, может покидать пределы биотического щита, как будто на него не реагирует рой. Тем не менее, в конце миссии он может погибнуть, если выбор биотика пал на непрофильного члена команды.

После ещё одной торжественной речи осталось выбрать двух опытных бойцов, остальных оставить в обороне и отправиться в решающий бой. Желательно выбрать тех, чей навык обороны наиболее низок (Мордин, Касуми, Джек, Тали ), поскольку если суммарный навык обороны всей оставшейся у двери группы будет слишком низок, то игра будет «убивать» слабых персонажей. Напротив, если вы оставите у двери сильных напарников (например Заид, Легион, Грант ), то шансы команды на выживание повысятся.

При выполнении л/квеста Гарруса по поиску Тени, нашел поддельное удостоверение личности. В журнале указано что его можно кому-то отдать. Кому он может пригодиться? (Локация Цитадель)

Не далеко от офиса СЦБ на диване будет сидеть пара Азари, которых не выпускают с Цитадели. Нужно поговорить с ними, пообещать помочь им, потом поговорить с Таможенником, НПС на входе в СЦБ у компьютера, далее убедить её пропустить Азари. Поговорить с Азари снова. (Линия Героя)
Просто отдать поддельное удостоверение Азари. (Линия Отступника)

В ходе исследования Цитадели наткнулся на сценку, в которой Волус обвиняет Кварианку в краже кредитной карточки. Как помочь Кварианке? (Локация Цитадель)

Волус забыл свою кредитку в магазине Мараба на 27 уровне (следует спросить об этом продавца Саларианца).
Действия: Взять квест - Взять кредитку - Вернуть кредитку - Защитить Кварианку (Линия Героя)

Неожиданно получил квест, после того, как прослушал диалог двух Кроганов о рыбе в водоёмах Президиума. Как его выполнить? (Локация Цитадель)

Нужно поговорить об этом с Турианцем - Садовником, который находится в баре, на Цитадели, после чего, поговорить с Кроганами.
Можно купить рыбок в магазине и отдать их Кроганам за вознаграждение.

FAQ по прохождению

Имеется ли информация о том, кто, именно, присоединиться к отряду командора Шепарда и в какой части Галактики их стоит искать?

Джейкоб Тейлор / Jacob Taylor

Раса: Человек

Пол: Мужской

Возраст: 28 лет

Где искать / Локация: Космическая станция "Лазарь" (самое начало игры)

Миранда Лоусон / Miranda Lawson

Раса: Человек

Пол: Женский

Возраст: 35 лет

Класс: Оперативник "Цербера" / Биотик

Где искать / Локация: Космическая станция "Лазарь" (конец первой сюжетной миссии)

Подопытная Ноль / Subject Zero

Раса: Человек

Пол: Женский

Возраст: Неизвестен

Класс: ... / Биотик

Где искать / Локация: Турианский корабль - тюрьма "Чистилище"

Мордин Солус / Mordin Solus

Раса: Саларианец

Пол: Мужской

Возраст: 50 лет

Класс: ... / Техник

Архангел

Раса: Турианец

Пол: Мужской

Возраст: ...

Класс: ...

Где искать / Локация: Космическая станция "Омега"

ТалиЗора вас Нима нарРая / TaliZorah vas Normandy

Раса: Кварианец

Пол: Женский

Возраст: 24 года

Класс: Кварианский техник / Инженер

Где искать / Локация: ...

Самара / Samara

Раса: Азари

Пол: Женский

Возраст: около 600 лет

Класс: ... / Биотик

Моринт / Morint (искл.)

Раса: Азари

Пол: Женский

Возраст: ...

Класс: ... / Биотик

Где искать / Локация: Космическая станция Омега

Уточнение: Этого персонажа можно получить в команду, если вы определенным способом разрешите личный квест Самары. В ходе выполнения все поймете.

Тейн Криос / Thane Krios

Раса: Дрелл

Пол: Мужской

Возраст: 39 лет

Класс: ... / Биотик

Где искать / Локация: Планета Иллиум

Грант / Grunt

Раса: Кроган

Пол: Мужской

Возраст: 22 года

Класс: ... / Воин

Где искать / Локация: ..

"Organics do not choose to fear us. It is funchional your hardware." (цит.)

Где искать / Локация: Скопление Эта Хокинга (сюжетная миссия)

Заид Мессани / Zaeed Massani (только с DLC)

Раса: Человек

Пол: Мужской

Возраст: 40 лет

Класс: ... / Воин

Где искать / Локация: Космическая станция "Омега"

Можно ли присоединить к команде Эшли Уильямс / Кайдена Аленко/ Лиару ТСони/ Урднота Врекса?

Нет, нельзя.
Нашёл фальшивые документы. Что с ними делать?

После выхода из C-Sec на Цитадели поверните налево и идите к лестнице, ведущей вниз. Около нее на диване сидят две азари, поговорите с ними. Иногда их может там не быть, перезайдите на локацию.

На Иллиуме стоит связной Миранды, однако говорить со мной не хочет. В чём проблема?

Возьмите с собой Миранду и подходите к связному.

Каков максимум очков Героя/Отступника?

Герой - 1957. Отступник - 1900.

Где купить боеприпасы для тяжелого оружия и пенициллин?

Их можно только найти.

Слышал, где-то можно купить звездные карты для открытия новых систем, где?

На Иллиуме около стоянки такси.

Где можно пополнять запасы зондов?

На топливных складах. Есть в большинстве систем с ретранслятором.

Как получить в команду Легиона?

Сюжетная миссия на заброшенном Рипере по добыче системы "свой-чужой".

Внимание! Эта миссия - своеобразная точка невозврата. После нее нужно будет почти сразу (времени - еще на один квест) лететь на финальную миссию, иначе потеряете команду (персонал Нормандии).

Хочу изучить новый апгрейд, ресурсы есть, требования выполнил, но апгрейд все равно серый, в чем дело?

Вам нужен еще один апгрейд по этой ветке, в русской версии ошибка в переводе.

Поссорился с Мирандой/Джек во время их спора. Что надо сделать, чтобы она снова стала лояльной?

Вы должны иметь 100% Героя/Отступника, появится соотвествующий диалог.

С кем можно завести роман?

Шепард мужского пола - с Джек, Мирандой и Тали.

Шепард женского пола - с Гаррусом, Джейкобом и Тэйном.

Также оба пола могут флиртовать с Келли.
Какие боевые классы предусмотрены в игре и что изменилось в плане умений со времен первой части?

Как и в первой части игры нам на выбор представлено 6 боевых классов, обладающих рядом уникальных умений и способностей, знакомых нам ещё по первой части, а также, владеющих и новыми навыками:

Soldier // Солдат -

Описание: Солдат мастер оружия. В его распоряжении более разнообразное и лучшее оружие, чем у любых других классов. У него есть доступ ко всем трем особым видам патронов, так что он может модифицировать свое оружие так, чтобы расправляться с любыми врагами. Правильно отыгранный Солдат превосходит любой другой класс в игре по количеству наносимых повреждений.

Солдаты владеют меньшим числом активных способностей, чем другие классы, но те две активные способности, которые у них есть, по-настоящему хороши и удачно подходят для игры без пауз. Ударный выстрел выпускает залп, который может быстро уничтожить единичную цель. Прилив адреналина улучшает рефлексы солдата, повышает его скорость и повреждения, наносимые оружием, таким образом значительно усиливая его наступательную силу. Эта способность очень хороша также и в плане обороны, потому что помогает безопасно добраться до укрытия.

Умения класса: Прилив адреналина (уник. ум.); Ударный выстрел (уник. ум.); Incendiary Ammo; Cryo Ammo; Disruptor Ammo

Engineer // Инженер -

Описание: Инженеры это технические специалисты, единственный класс, способный вызывать боевых дронов на поле боя. Дроны могут отвлечь огонь врага на себя и выманить их из укрытия. Инженеры могут взломать механических врагов и превратить их в мощных союзников. Усовершенствуйте ваших дронов - улучшите их оружия или превратите их в смертоносные бомбы. У инженеры есть и другие способности, такие как "Поджигание" и "Перегрузка.

Умения класса: Поджигание; Перегрузка; Боевой дрон (уник. ум.); Крио-заморозка; Взлом ИИ

Infiltrator // Разведчик -

Описание: Разведчики технические и боевые специалисты, являющиеся единственным классом, способным скрыться от обнаружения противником. Они смертоносны на любой дистанции за счёт широкого набора используемого оружия, снаряжения и умений, позволяющих поразить даже самых бронированных и защищённых врагов. Благодаря своему навыку обращения со снайперскими винтовками, Разведчики могут уничтожить противника с безопасного расстояния до попадания в очаг схватки. Вдобавок с помощью комбинирования видов боеприпасов и верной диспозиции на поле боя Разведчики могут с лёгкостью справиться как с органическими противниками, так и с синтетиками. Когда обстановка накаляется, Разведчики могут использовать Тактическую маскировку, чтобы скрыться от врагов до возвращения в бой в любом нужном месте относительно оставшихся противников.

Умения класса: Дезинтегрирующие боеприпасы; Криопатроны; Тактическая маскировка (уник. ум.); Поджигание; Взлом ИИ

Adept // Адепт -

Описание: Адепт, снабженный имплантами L5x, это специалист, способный выводить из строя или убивать врагов при помощи своих биотических способностей. Адепты - единственный класс, способный вызвать Сингулярность - смертельную биотическую ловушку. Когда враги прячутся за преградой, адепт может использовать способность "Притяжение" и вытянуть их из укрытия. Адепты могут использовать способность "Толчок" и скидывать врагов со скал и уступов. Адепт - игровой класс, способный расправиться с врагами без единого выстрела.

Умения класса: Деформация; Толчок; Сингулярность (уник. ум.); Притяжение; Ударная волна

Vanguard // Штурмовик -

Описание: Штурмовики снабжены имплантатами L5n, обеспечивающими их мощными биотическими способностями. В паре с их оружейной подготовкой, это смертельная комбинация в боях на коротких дистанциях. Штурмовики способны мгновенно сократить дистанцию до противника с помощью своей уникальной способности Биотический Прорыв. Обладая огромной биотической мощью, Штурмовики используют Прорыв, чтобы пересечь любые преграды, столкнуться с намеченным противником и, оторвав от земли, отправить его в полёт. Вдобавок Штурмовики могут высвободить взрывную Ударную волну, опрокидывающую врагов и вышибающую их из-за укрытий. Если Штурмовик окажется в слишком сложной ситуации, он также может использовать Прорыв, чтобы быстро переместится в безопасное место.

Умения класса: Инферно боеприпасы; Усиленные криопатроны; Биотический прорыв (уник. ум.); Ударная волна; Притяжение

Sentinel // Страж -

Описание: Стражи успешно применяют и технические и биотические способности на поле боя. Они всегда готовы к любой ситуации. После перегрузки вражеского щита Стражи могут без проблем откинуть врага при помощи своих биотических способностей. А если становиться жарко, они могут использовать Крио-заморозку и выиграть бесценные секунды, чтобы уничтожить противника или найти укрытие.

Стражи снабжены самой совершенной технической броней. При перегрузке система освобождает накопленный заряд и оглушает всех врагов, находящихся в непосредственной близости.

Умения класса: Бросок; Деформация; Перегрузка; Техническая броня (уник. ум.); Крио-заморозка

Какой в игре макс. уровень развития?

30 уровень.

Можно ли продолжит игру после прохождения основного квеста?

Да можно, если команда справилась с последним сюжетным заданием.

Для чего нужны минералы, добываемые при разведке планет?

Они нужны для проведения исследований по улучшению Нормандии, изучения усилений некоторых умений напарников и изучения апгрейдов оружия/брони.

Как высаживаться на планеты?

Для начала нужно произвести разведку планеты с помощью сканера.

Если СУЗИ скажет, что обнаружена "Аномалия", вам нужно с помощью сканера найти центр этой аномалии, а далее запустить туда Зонд.

После этих действий будет доступна высадка на планету.

Где можно купить новое оружие для Шепарда и команды, а также новые брони для них?

Брони для напарников не продаются и изменить их нельзя. Только после выполнения личного квеста персонажа и, заслужив его лояльность, ему можно будет изменить цвет одёжи.

Разные элементы (наплечники, поножи, перчатки и т.п.) брони N7 для Шепарда можно приобрести только в магазинах и только для него.

Магазины находяться на Цитадели; Станции "Омега"; Планетах Илииум и Тучанка

Оружие в игре не продается. Его можно найти только только при выполнении сюжетных и не сюжетных заданий.

Оружие Шепарду и напарникам можно сменить в специально отведенных для этого местах, или на борту Нормандии.

Каждый напарник владеет только двумя видами вооружения, другое ему вручить нельзя.

Экипировать Шепарда (например, снять шлем) можно только на Нормандии.

Какие сувениры можно приобрести для украшения каюты капитана на Нормандии?

3 вида рыб в Аквариум (один вид продается на Иллиуме, два других в Цитадели)

Космический Хомяк (На Цитадели)

Шлем Шепарда (если установлен ДЛС "Крушение Нормандии" и нашли его там)

Макеты кораблей

В ходе выполнения квестов или в магазинах можно найти различные типы улучшений. Что с ними делать?

Некоторые типы улучшений "встраиваются" в броню/оружие Шепарда сразу при покупке / нахождении, другие надо исследовать в лаборатории на борту Нормандии, после чего они тоже "встраиваются" в броню/оружие.

Сколько видов вооружения в игре?

Штурмовые Винтовки - 5 моделей:

"M-8 Avenger Assault Rifle" (стандартный предмет)

"M-15 Vindicator Battle Rifle" (стреляет короткими очередями, находиться в миссии по вербовке Архангела)

"M-76 Revenant Machine Gun" (пулемёт)

"Geth Pulse Rifle" (находиться в миссии по вербовке Тали; уровень сложности игры должен быть макс; появиться только после победы над Колоссом)

"Collector"s Assault Rifle" (только с ДЛС)

Пистолеты-Пулеметы - 2 модели:

"M-4 Shriken Machine Pistol" (стандартный предмет)

"M-9 Tempest Submachine Gun" (находиться в миссии по вербовке Тали)

Пистолеты - 2 модели:

"M-3 Predator Heavy Pistol" (стандартный предмет)

"Carnifex Hand Cannon"

Дробовики - 3 модели:

"M-23 Katana Shotgun"

"M-27 Scimitar Assault Shotgun"

"M300a Claymore Heavy Shotgan"

Снайперские винтовки - 4 модели:

"M-29 Incisor" (только с ДЛС)

Тяжёлое оружие - 7 моделей:

"M-622 Avalanche" (замораживающий лазер)

"M-490 BlackStorm Projector" (гравитационная пушка, только с ДЛС)

"M-100 Grenade Launcher" (стандартный предмет)

"ML-77 Missile Launcher" (ракетница)

"M-451 Flametrhower" (обычный огнемёт)

"Collector"s Beam Weapon" (находится в миссии на Горизонте)

То, что Шепард может погибнуть это правда? Было ли такое у кого-нибудь?

Шепард гибнет, если вся команда погибнет. Тогда Джокер не сможет втянуть Шепарда на Нормандию, и он свалиться. В живых останется один Джокер.

СР2 "Нормандия" должна быть полностью "прокачана" и усилена (различные улучшения предлагают напарники).

Должны быть выполнены все личные квесты компаньонов и заслужена их лояльность.

На последнее задание брать только лояльных, остальные держат тыл. Если лояльны все, выбор не имеет значения.

Раздавая приказы нужно иметь ввиду специальность персонажа (Техника - Инженер и т.д.):

Цитата:- Вентиляция - Легион/Тали;

Первая команда - Миранда/Гаррус;

Биотик - Самара/Зеро;

Вторая команда - Миранда/Гаррус/Джейкоб;

Назад с выжившими - Кто угодно;

Если какое-либо из условий не выполняется, то напарник погибает;

Часть команды можно потерять еще до начала операции, если проведены не все усиления Нормандии;

При выполнении л/квеста Гарруса по поиску Тени, нашел поддельное удостоверение личности. В журнале указано что его можно кому-то отдать. Кому он может пригодиться? (Локация Цитадель)

Не далеко от офиса СЦБ на диване будет сидеть пара Азари, которых не выпускают с Цитадели. Нужно поговорить с ними, пообещать помочь им, потом поговорить с Таможенником, НПС на входе в СЦБ у компьютера, далее убедить её пропустить Азари. Поговорить с Азари снова. (Линия Героя)

Просто отдать поддельное удостоверение Азари. (Линия Отступника)

В ходе исследования Цитадели наткнулся на сценку, в которой Волус обвиняет Кварианку в краже кредитной карточки. Как помочь Кварианке? (Локация Цитадель)

Волус забыл свою кредитку в магазине Мараба на 27 уровне (следует спросить об этом продавца Саларианца).

Действия: Взять квест - Взять кредитку - Вернуть кредитку - Защитить Кварианку (Линия Героя)

Неожиданно получил квест, после того, как прослушал диалог двух Кроганов о рыбе в водоёмах Президиума. Как его выполнить? (Локация Цитадель)

Нужно поговорить об этом с Турианцем - Садовником, который находится в баре, на Цитадели, после чего, поговорить с Кроганами.

Можно купить рыбок в магазине и отдать их Кроганам за вознаграждение.

Это задание вы получите, изучив документы на столе в комнате, куда попадете после боя с первым ИМИРом в зоне прохождения миссии «Гаррус: Око за око ».

Есть два варианта завершения этого квеста.

Вы можете отдать найденные удостоверения Кларе, чтобы азари смогли по ним покинуть Цитадель. В награду вы получите 1 000 кредитов и очки отступника. Возможность для такого варианта завершения задания у вас будет только, если вы подобрали ранее поддельные удостоверения.

Но, даже если вы получили это квест, подслушав разговор азари и у вас нет для них никаких документов, вы можете подойти к служащей таможни СБЦ в зале прилета и убедить ее нарушить инструкции, использовав специальные опции диалога.

Так как Клара появляется на своем месте довольно поздно, мы прилагаем карту с указанием точного ее местоположения, чтобы вы не тратили лишнего времени на тщетные поиски. Если на диване нет двух азари, значит, вам надо вернуться сюда чуть позже.

Место, где можно найти Клару Томи.

Совершаемое преступление

Во время исследования Цитадели, недалеко от склада (см. карту) можно наблюдать интересную картину: волус по имени Кор Тун в присутствии представителя местных властей обвиняет кварианку в краже кредитной карты. Приняв участие в их дискуссии, вы получите задание разыскать утраченную кредитку.

Кор Тун сказал, что столкнулся с кварианкой около «Фонда Сирта», но торговец из этой лавки не знает ничего о пропаже. К счастью, хозяин магазина «Прикладные программы Сарона» с удовольствием сообщит вам, что рассеянный покупатель был у него и забыл свою карту.

Возвращайтесь к офицеру и расскажите о том, что обвинения против кварианки были ошибочными. Кор Тун не пожелает извиниться, а офицер пригрозит арестовать инопланетянку за бродяжничество. У вас будет возможность поучаствовать в воспитании двух грубиянов и получить за это дополнительные очки героя.

За выполнение задания вы получите 40 опыта и 1 000 кредитов.

Оригинальное название: Mass Effect 2
Разработчик: BioWare
Издатель: Electronic Arts
Локализатор в России: Electronic Arts
Дата выхода: 29 января 2010 г.
Дата выхода в России: 27 января 2010 г.
Платформа: PC, XBox360
Тема: Фэнтези, Фантастика
Управление Клавиатура, Мышь
Вид: От третьего лица

Пролог: Спасение Джокера

Отправив Эшли в спасательную капсулу, идём на верхнюю палубу «Нормандии». В разговоре с Джокером выбираем любую реплику. Джокер спасён, но «Нормандия» уничтожена.

Научная станция

Это обучающий уровень. Взяв пистолет и броню, прячемся в укрытие. После взрыва идём в коридор. Перепрыгиваем преграду и, подобрав патроны, убиваем робота. Поднимаемся по ступенькам. Пройдя в дверь, прячемся в укрытие и расстреливаем кучку роботов. Слева в отсеке берём патроны и выходим в коридор. В следующем помещении подбираем гранатомёт и, переключившись на него, стреляем по роботам. Идём вправо и спускаемся на подъёмнике. Доходим до двери открываем её, а затем открываем дверь напротив. В этом помещении есть сейф (на стене) и два ноутбука «Цербера». Прослушиваем информацию ноутбуков и вскрываем сейф, соединив одинаковые символы. Вот и первая прибыль, в виде кредитных денег. Возвращаемся в коридор и идём влево. Поднявшись по ступенькам, открываем дверь и попадаем под обстрел роботов. Знакомимся с биотиком Джейкобом. Надо выбираться. Освоим приём притяжения. Наведя курсор на робота, которого надо притянуть, открываем панель управления и нажимаем на значок Притяжение. Разобравшись с роботами, отправляемся на поиски Уилсона. Найдя Уилсона, видим, что он ранен. В медицинской станции берём панецелин, открываем панель управления и выбираем значок Единство.

Теперь нас трое. Идём дальше. На полу, около одного из трупов открываем блок данных. Взломав который получим ещё немножко кредитов. Чтобы его взломать, необходимо передвинуть курсор и выбрать нужный сегмент. Проделываем эту процедуру несколько раз, пока не взломаем блок.

Покидаем это помещение и идём прямо. Дойдя до двери, знакомимся с Мирандой. В разговоре с ней выбираем реплики: «Теперь ты его не допросишь», «Хорошо, что теперь?» и «Пошли». Летя на встречу с Призраком отвечаем на вопросы Джейкоба.

Пролог: Пробуждение

Мы выбрались из медицинского комплекса «Цербера». Вероятно, раздобыть информацию теперь можно у Призрака. Идём к нему. В разговоре с Призраком выбираем фразы: «Что мы знаем?», «С чего начнём?», «И мне можно им доверять?», «Я найду доказательства». Разговор окончен. В ангаре нас ждёт корабль, который доставит нас в колонию Путь Свободы. Там мы должны найти что-нибудь, что может рассказать о судьбе пропавших колонистов. Возвращаемся к Джейкобу. Поговорив с ним, выходим в дверь.

Путь свободы

Прибыв в колонию, выбираем оружие и отправляемся на поиски кого-нибудь. Вступаем в бой и в ангаре берём аптечку и вскрываем сейф. Двигаемся дальше, ориентируясь по компасу, который находится в панели управления. В ангаре встречаем Тали. В разговоре с ней выбираем фразы: «Думаешь, он жив?», «Нам нужно объединиться», «Похоже на план». Отправляемся на поиски Витора в дальнюю часть колонии. По пути следования убиваем врагов, собираем аптечки и вскрываем сейф. И вот мы добрались до места, где находится группа Тали. Убиваем огромного робота и идём к месту, где лежит повреждённый робот «Имир». Сканируем его и забираем очищенный иридий. Заходим в ангар с открытыми дверьми и разговариваем с Тали. Возвращаемся к роботу «Имир», поднимаемся по ступенькам и открываем дверь. А вот и Витор. Поговорим с Витором и расспросим его о подробностях. Появится Тали. В разговоре с ней выбираем фразы: «Иди с нами, Тали», а затем «Витор пойдёт с Тали».

Мы прибыли на отчёт к Призраку. Поговорив с ним и получив напутствия, знакомимся с нашим новым пилотом. Да это же Джокер! Вместе с Джокером, мы идём на новую «Нормандию».

Нормандия СР-2

На корабле, в разговоре, выбираем фразы: «Верно», «Это может быть полезно», «Рад это слышать». Первым делом нам надо разыскать доктора Мордина Солуса, специалиста по биологическому оружию и Архангела. Поднимаемся к карте Галактики и перелетаем на Омегу. Выбираем членов отряда и покидаем «Нормандию».

Омега: Архангел

В разговоре с Мокланом выбираем фразу «Расслабьтесь». Моклан отправляет нас в бар Загробная жизнь, чтобы поговорить с Ариан, правительницей Омеги. Отлично! Ариан может стать ценным источником информации. Отправляемся в бар, ориентируясь по карте. Найдя Ариан, расспросим её о Солусе и Архангеле. И так, чтобы найти Солуса. Мы должны проникнуть в зону карантина. Чтобы добраться до Архангела, нам придётся вступить в отряд наёмников. Для этого надо поговорить с вербовщиком, в одной из комнат «Загробная жизнь». Начнём с отряда наёмников. Идём к вербовщику. Говорим ему, что ищем Архангела. Нас отправляют в гараж. Отправляемся в транспортное депо и находим водителя «Синих светил». Салки, так зовут водителя, отправит нас к сержанту Кафке. Идём по коридору и в следующем помещении, берём со стола блок данных, который надо отнести Арии. Идём дальше. В левом помещении очищенный нулевой элемент, взламываем записки контрабандистов НЭ и взламываем станцию диагностики тяжелых роботов. В соседнем помещении общаемся с Гармом и на поиски сержанта Кафки. Идём в левую дверь. На земле, валяется учет поступления денег за «защиту». Взламываем его и идём влево. Находим помощников Кафки и проходим к сержанту. Что бы добраться до Архангела, нам придётся перестрелять всех наёмников. Поднимаемся по лестнице и проходим в правую дверь. А вот и Архангел. Да это же Гарус! Поговорим с ним. Отбиваем атаку и ещё раз разговариваем с Гарусом. Теперь нам необходимо закрыть все ставни (ворота), чтобы перекрыть доступ второй волне наёмников. Спускаемся вниз. Нас интересует дверь под лестницей (справа). За ней есть ещё три двери, за каждой из которых нам и надо закрыть ворота. Справившись с этим заданием, возвращаемся к Гарусу. Вступаем в бой. Гарус тяжело ранен, но на «Нормандии» ему смогут помочь.

Нормандия СР-2

После беседы с Гарусом, пройдёмся по кораблю и поговорим со всеми и получим дополнительные квесты (купить бутылку виски, приобрести для «Нормандии» модули Т6-АМС, найти пропавшего бойца, купить еду для экипажа «Нормандии»). В своей каюте, просматриваем входящие сообщения. Закончив обход, направляемся в боевой информационный центр. Поднимаемся к карте Галактики и выбираем Омегу. Собрав отряд и распределив очки опыта, высаживаемся на Омегу.

Омега: Мордин Солус

Идём в бар Загробная жизнь и отдаём Ариан блок данных. В баре покупаем бутылку бренди для доктора. Теперь наш путь лежит в зону карантина, где мы должны отыскать Мордина Солуса. Прибыв на омегу, относим Ариан блок данных. В баре покупаем бутылку бренди, для доктора Чаквас. Отправляемся на рынок Омеги (запчасти Кенси) и приобретаем стимулирующий контур и модули для «Нормандии». Заходим в, другие магазины и покупаем, что понравится. Возвращаемся на «Нормандию», чтобы отдать виски и улучшить броню. Выполнив это, опять отправляемся на Омегу и идём в зону карантина. Находим охранника и разговариваем с ним. В отряд выбираем Миранду и Джейкоба и отправляемся на поиски Солуса. Пробившись сквозь неприятелей, идём в клинику. Находим Мордвина Солуса и разговариваем с ним. Получаем новую вводную – добраться до системы вентиляции и распылить в ней лекарство от чумы. Проще простого. Отправляемся в Центр охраны окружающей среды. Запустив систему кондиционирования, возвращаемся к Мордину. Переговорив с ним, оказываемся на «Нормандии».

Нормандия СР-2

После небольшого совещания, относим виски доктору Чаквас и поднимаемся к инженерам. Если прикупили улучшения и у вас достаточно полезных ископаемых, то можно модернизировать улучшения. Возвращаемся к карте Галактики, летим на топливный склад. Покупаем топливо и зонды и отправляемся на планету Лорекс (она не исследована) в системе Фатар туманности Омега. Зондируем планету, собирая, полезные ископаемые и, найдя передатчик, высаживаемся на Лорекс.

Лорекс

Нам необходимо попытаться спасти пропавшего оперативника. Проходим внутрь базы, убивая всех на своём пути, и находим оперативника мёртвым. Подходим к компьютеру и отправляем данные «Церберу». Честное имя оперативника восстановлено, и мы возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Поговорим с доктором, Гарусом и Джейкобом, чтобы выяснить, какие усовершенствования необходимы Нормандии. Для усовершенствования Нормандии, нам необходимы полезные ископаемые. Будем собирать. Летим на топливный склад, заправляемся и покупаем зонды. Зондируем планеты и, насобирав на финансирование проектов улучшения «Нормандии», делаем их. Возвращаемся к карте Галактики. Пришло время возобновить комплектацию команды. Следующий член команды – преступница. Летим в систему Сарабарик, перелетаем на ретранслятор и направляемся в туманность Часы. Зондируем все планеты и летим в тюрьму «Чистилище».

Тюрьма «Чистилище»

Высадившись на планету, поговорим с тюремным охранником. Получив от начальника тюрьмы указания куда идти, отправляемся к пункту оформления. По пути следования поговорим с пленником 780. Зайдя в пункт оформления, попадаем в ловушку. Напрасно, начальник тюрьмы это сделал! Перебив всех, отправляемся к криогенным камерам, чтобы освободить Джек. Активируем систему управления безопасностью. Но Джек попытается сбежать. Но далеко ей не убежать. Найдя Джек, убеждаем её вступить в наш отряд и возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

После разговора с Джек, отправляемся за следующим членом отряда кроганом Окиром. Идём к карте Галактики и перелетаем в туманность Орёл, на планету Корлус.

Корлус

Мы должны проникнуть внутрь здания. Убиваем наёмников. Подходим к раненному и расспрашиваем о крогане. Получив представление о том, где его искать, двигаемся дальше. Знакомимся с инкубаторским кроганом и просим его отвести нас в лабораторию. Нет, кроган не поведёт нас, но укажет дорогу. Отправляемся в лабораторию Джедоры, чтобы вытащить оттуда Окира. Пробившись с боями к лаборатории, взламываем КПК. Находим Окиру, находящегося в контейнере. Нам предстоит сражение. Разобравшись с наемниками, возвращаемся к контейнеру с кроганом и забираем его на «Нормандию».

Нормандия СР-2

После небольшого совещания, идём выпускать крогана. Поднимаемся на инженерную палубу и идём в грузовой отсек. Выпустив крогана, возвращаемся к карте Галактики. С нами хочет поговорить Призрак. Идём в зал совещаний. Нас посылают на Горизонт.

Горизонт

Надо выяснить, как можно остановить нападения. Найдя механика, получаем новую вводную. Необходимо отправится в космопорт к защитным башням. Пробившись в космопорт, исследуем башню, чтобы найти передатчик и, связавшись с СУЗИ, активировать защитную башню. Взламываем компьютер. Осталось продержаться, до момента активации защитной башни. Ну, что ж. Примем бой! После победы оказываемся на «Нормандии». Жаль, что Эшли отказалась вступить в наш отряд. Ну, ничего, у нас есть другие кандидаты.

Нормандия СР-2

Пол команды собрано. Продолжим в том же духе. Отправляемся в туманность Полумесяц, на планету Иллиум.

Иллиум

Нам сообщают, что нас ожидает Лиара у торгового зала. Туда и отправляемся. Находим администрацию и поднимаемся по лестнице. Лиара просит взломать систему на Иллиме. Поможем старой знакомой. Идём в район защитных систем «Гейтвейн», взламываем терминалы станции безопасности и скачиваем данные. Вернёмся к Лиаре чуть позже. А сейчас идём в район бара «Вечность». Разговариваем с работорговцем. Поможем квартарианке. Находим представителя «Синтетик Инсайт» и разговариваем с ней. Но представитель СИ пока не может взять квартарианку – мало рабочих мест. Возвращаемся к работорговцу и подсказываем, как можно вернуть, практически всю сумму контракта. Идём в район Бариа Фронтирс. Там можно приобрести карты звёздных систем. Находим колонистку. Ей нужна помощь, оказывается, над колонистами, собрались проводить медицинские эксперименты. Находим представителя Бариа Фронтирс и убеждаем отказаться от проведения исследований. Возвращаемся к колонистке и получаем награду. Находим азари, около которой стоит кроган, бормочущий про любовь и убеждаем азари, принять решение в отношении крогана. Получаем дополнительные очки. Возвращаемся в офис Лиары. У неё есть ещё одна просьба. Найти фрагменты данных, взломав терминалы. Займёмся этим. Начнём с первого, который находится около администрации. Находим ещё 4 терминала и взламываем их. Теперь нам надо дать ответ. Говорим, что никто не подходит, и идём к Лиаре. Пробуем её убедить вступить в наш отряд. Но получаем отказ. Пришло время заняться вербовкой следующих членов команды.

Отправляемся в транспортный отдел и находим оператора Дару. Вызываем такси, выбираем отряд и едем за Самарой. Заходим в полицейский участок и находим детектива Анайя. Поговорим о Самаре и о месте преступления. Нам разрешают его посетить. Идём на место преступления и находим Самару. Но для тог, чтобы завербовать её, мы должны узнать название корабля. Идём к Питне Форсу, чтобы узнать о его деловом партнёре. Получаем от Питне пропуск на базу «Затмения». Будем атаковать базу наёмников. Идём вправо и заходим в лифт. Пробившись через все препятствия, забираем погрузочный ордер и взламываем терминал «Затмения». Поговорим с Нифту Калом, а затем проходим к капитану Васэ. Убиваем капитана и забираем блок данных. Теперь мы знаем название корабля. Возвращаемся в полицейский участок. По пути к нему, поговорим с Питне. Заходим в участок. Поговорим с Самарой. Теперь она в нашем отряде. Перекинемся парой слов с детективом и возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Если есть возможность сделать улучшения, сделаем их. Вернувшись к карте Галактики, получаем сообщение о том. Что с нами хочет переговорить Миранда. Заглянем к ней. Миранде нужна помощь. Поможем ей. Возвращаемся к карте Галактики. О, с нами хочет переговорить Джейкоб. Сходим к нему. Ему так же нужна помощь. Соглашаемся немного отклониться от курса. А так же нас хочет видеть Джек. Соглашаемся и ей помочь. Топаем к карте Галактики и опять отправляемся на Иллиум. В отряде обязательно должна присутствовать Миранда, так как мы будем выполнять её просьбу.

Иллиум

Отправляемся в бар «Вечность» и находим связную Лантей. Судя по всему, проблема серьёзней, чем ожидалась. Придётся вступить в бой. Пробиваясь сквозь огонь неприятелей, добираемся до лифта и садимся в него. Вот мы и нашли Никета. Но он оказался предателем. Убеждаем Никета ничего не говорить отцу Миранды. Бедный Никет. Единственное, что мы можем для него сделать, это убить всех. Разобравшись с врагами, находим медальон. Надо будет вернуть его хозяину. Уговариваем Миранду поговорить с сестрой. После этого, мы оказываемся в баре «Вечность». Идём в сторону выхода к «Нормандии». Находим азари, которая ищет пропавший медальон. Отдаём находку и получаем небольшое вознаграждение. На Иллиуме остались ещё дела – найти Тейна Криоса. Отправляемся в транспортный отдел (дверь около лестницы, ведущей в кабинет Лиары). В торговом зале, грузового уровня, находим Серину. Узнаём у неё, где мы можем найти Тейна. Серина расскажет и доставит нас в район башни Дантуса.

Наша задача, пробраться на вершину второй башни Дантуса, чтобы добраться до Нассены. Поговорим с саларианским рабочим, чтобы выяснить, что произошло. С боями пробиваемся к лифту и поднимаемся наверх. У бойца «Затмения» спрашиваем о Тейне. Идём к мосту, соединяющему две башни Дантиуса. По пути, подбираем базу данных ДНК саларианца. Надо будет найти того, кто разыскивает данные семьи Кироса. Переходим мост, убивая всех врагов и уничтожив две ракетные установки. Заходим в логово Насены. Поговорим с Нассной. Вот мы и нашли Тейна. Хоть Тейн и болен, он всё равно принимает наше предложение, и мы оказываемся на «Нормандии».

Нормандия СР-2

Проводим доступные исследования и улучшаем всё, что можно улучшить. Идём к карте Галактики, читаем входящее сообщение и опять высаживаемся на Иллиум.

Иллиум

Находим саларианца в районе торгового зала Серрайс Технолоджи и отдаём ему данные семьи Кироса. Возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Займёмся просьбой Джейкоба. Перелетаем на ретранслятор, а затем в туманность Розетки. Сканируем планеты и собираем ресурсы. На планете Жоаб, находим аномалию. Посмотрим, что там. Приземляемся и выбираем отряд.

Жоаб

Наше задание забрать артефакт с территории археологического раскопа. Пробившись сквозь огневой заслон, забираем артефакт. Перелетаем на Альфа Дракона и дальше на планету 2175 Эя.

2175 Эя

Находим маяк VI и задаём ему вопросы. Здесь что-то не то. Проверим. Нам надо найти капитана Тейлора. Идём вперёд. Убиваем нападающих и находим поселение, в котором находятся одни женщины. Поговорим с ними и двигаемся дальше. Подходим к доктору и получаем судовой журнал. Изучив записи, понимаем, что только Тейлор сможет объяснить, что тут произошло. Двигаемся дальше. Активируем робота, чтобы взорвать преграду. Продвигаемся вперёд, убивая всех на своём пути и, находим Рональда Тейлора. Поговорим с ним и выслушаем объяснения. Принимаем решение, что делать с Тейлором.

Нормандия СР-2

После совещания у Призрака идём к карте Галактики. Нас опять вызывает Призрак. Если есть что улучать и достаточно ресурсов, то делаем улучшения и отправляемся в зал совещаний. Получаем задание и выбираем отряд.

Корабль Коллекционеров

Нам необходимо исследовать корабль и обыскать его на предмет полезной информации. Продвигаемся, ориентируясь по компасу. Собираем данные о технологии Коллекционеров. Осматриваем контрольный терминал. Продолжаем двигаться вперёд и собирать данные. Получаем доступ к управляющему терминалу. Находим панель управления и связываемся с «Нормандией». Мы в ловушке. Отбив атаку, ещё раз, связываемся с «Нормандией» и начинаем непростое возвращение на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Поговорив с призраком и командой, отправляемся к карте Галактики. Продолжим собирать команду. Проверяем личный терминал. Собираем ресурсы на планетах этой системы. Перелетаем на ретранслятор и далее на Дальний обод. Нам осталось завербовать Тали. Летим на Хестром.

Хестром

Отправляемся в развалины на поиски Тали. Двигаемся с ускорениями, стараясь держаться в тени. Открываем автоматические ворота. Тали попала в засаду. Ударим с тыла. Мы должны найти взрывчатку, чтобы расчистить путь. Найдя две взрывчатки, идём к стене и устанавливаем взрывчатку. Отбегаем на безопасное расстояние. После взрыва заходим в здание. Общаемся с голографической Тали. Получаем вводную – пробиться через гетов и добраться до наблюдательной площадки. Пробиваемся к Кэлу Ригара и разговариваем с ним. Уничтожив всех врагов, проходим в дверь. А вот и Тали. Поговорив с ней, отправляемся на «Нормандию»,

Нормандия СР-2

После небольшого совещания, производим улучшения и идём к карте Галактики. Проверяем личный терминал на предмет входящих сообщений и летим на Прагию в систему Дакка, которая расположена в Нубийском просторе, чтобы выполнить просьбу Джек.

Прагия

Нам надо войти внутрь здания и найти старую камеру Джек. Зайдя внутрь и спустившись по лестнице, отключаем консоль безопасности. Найдя пятно крови на полу, разговариваем с Джек. Дойдя до морга, принимаем бой. Взламываем дверь. Найдя записи, начинаем понимать, через что пришлось пройти Джек. Разобравшись с «Кровавой стаей» отправляемся на поиски того, кто отправил наёмников. Находим Ареша и решаем всё тут взорвать. Мы выполнили просьбу Джек.

Нормандия СР-2

Джек с Мирандой немного повздорили. Утихомирим девушек. Обойдём «Нормандию» и поговорим с Мордином, Грюнтом, Гаррусом, Самарой, Тейном и Тали. Получим дополнительные квесты. Мы выполним все просьбы, для того, чтобы все члены команды были лояльны. Идём к карте Галактики и отправляемся на Тучанку, в систему Аралах.

Тучанка

Нам надо поговорить с вожаком клана. Заглянем в магазинчик Рэтча и пообещаем ему раздобыть пыжаков. Идём к Трону Урлнота и общаемся с Ривом. Расспросим о саларианце и о Грюнте. Грюнт решил пройти обряд, а мы ему в этом поможет. Идём к шаману, и нас доставляют на площадку для испытания. Чтобы пройти обряд, нам надо одно – выжить. Принимаем бой. Мы прошли испытание, но это ещё не всё. Убиваем кроганов – предателей и отправляемся к командиру разведчиков. Активируем управление сторожевыми орудиями и стреляем в пыжаков. После того как мы настреляем нужное количество пыжаков, разговариваем с командиров разведчиков. Получаем ещё одно задание, найти бойца, и разрешение воспользоваться грузовиком. Заглянем в медицинскую лабораторию. Тут можно приобрести, все, что вам понравится, и отправляемся к грузовику. Обращаемся к механику и получаем ещё одно задание, найти коллектор. Хорошо, мы постараемся его не пропустить. Идём к командиру разведчиков и обращаемся к нему. Воспользуемся грузовиком. Прибыв на место, идём на поиски Мелона. Убиваем врагов, находим коллектор. Заходим в больницу. Осматриваем тело человека и продолжаем поиски Мелона. Без боя нам его не отдадут. Убиваем всех и идём наверх. По пути осматриваем тело крогана. Находим пропавшего бойца - крогана и отправляем его к командиру. Двигаемся дальше. Убив всех, находим Мелона. Напрасно Мордин переживал. Мелон предал его. Задание выполнено. Осталось переговорить с начальником разведки, механиком и Рэтчем. Сделав это, возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Производим улучшения и идём к карте Галактики. Читаем входящие сообщения и отправляемся через ретранслятор в туманность Омеги, а затем в Аринларкан. Высаживаемся на Стронциевый Мул.

Стронциевый Мул

Этот корабль захвачен наёмниками «Синих светил» Нам надо их убить и найти контейнер. Этим и займёмся. Убивая наёмников и читая, их передатчики, продвигаемся вперёд. Находим контрольную консоль и включаем её. Находим втору консоль и так же её активируем. Дойдя до верхней палубы, находим контейнер, забираем его и возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Читаем входящее сообщение и отправляемся через Ретрансляторна на планету Святилище, которая находится в системе Декорис, Колыбель Сигурда, чтобы отключить передатчик ложных сигналов бедствия.

Святилище

Сканируем планету, собираем ископаемые, находим аномалию и высаживаемся. Проникаем на базу и отключаем источник ложного сигнала. Задание выполнено. Возвращаемся на «Нормандию» и через ретранслятор перелетаем на Франклир, чтобы предотвратить ракетный удар.

Франклир

Нам надо проникнуть на ракетную базу и остановить ракеты «Дротик», до того, как они поразят цель. Пробиваемся внутрь и деактивируем ракету. Нам предлагают выбрать, что спасать: жилой район или же индустриальный. Выбор сделан. Задание выполнено. Возвращаемся на «Нормандию». Не забываем собирать ископаемые на планетах. Теперь наш путь лежит на Омегу, чтобы выполнить просьбу Самары.

Омега

Нам предстоит найти и остановить дочь Самары. Отправляемся в бар «Загробная жизнь», чтобы поговорить с Арией о Моринн. Поговорив с Арией, идём в район апартаментов. В апартаментах разговариваем с Дасеной. Читаем голографический дневник и отправляемся в VIP-сектор «Загробной жизни и говорим вышибале имя Джарут. Получив предупреждение и наставление Самары, заходим в бар. Разговариваем с Вийем. Он упомянет о группе Изгнание 10. Проходим вперёд и бьём Мельна, затем танцуем с Вэра, и в баре у Эдвина просим обслужить всех клиентов. Морин сама к нам обратится. В разговоре с ней выбираем фразы: «Мы похожи», «Искусство», «Я знаю, что мне нравится», «Ваше изображение», «Вэния», «Музыка», «Изгнание 10», «Вроде «Халлекса?», «Путешествия», «Я люблю опастность», «Власть это сила», «И среди взрослых». Морин приглашает нас домой. Теперь нам надо занять чем-то Морин. Поговорим с ней. А вот и Самара. Смотрим ролик и возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Улучшаем все, что можно улучшить и идём к карте Галактики. Выполним просьбу Тали. Через Ретранслятор отправляемся в систему Порог Валхамы, а затем на Мигрирующий флот.

Мигрирующий флот

После разговора с капитаном Кар Донном, отправляемся на слушание, в коллегию адмиралов, которая расположена на площади. Надо вытаскивать Тали из неприятностей. Поговорим с Шала Раан. На суде мы будем выступать защитником Тали. Узнав некоторые детали, слушание прерывается, для того, чтобы отбить у наёмников «Аларею» и найти отца Тали. Идём ко второму шлюзу и садимся в челнок. Мы перелетели на «Анарей». Ну, что ж отобьём корабль у гетов и найдём доказательства, которые помогут снять обвинения с Тали. Прослушиваем кварианский журнал и идём дальше. В одном из отсеков находим блок памяти, который Тали отправляла отцу. Идём дальше. Поднявшись по лестнице, убиваем всег гетов и идём в открытую дверь. Находим настенную консоль. Разговариваем с Тали. Улик всё ещё не достаточно. Будем искать. Продвигаемся вперёд и отбив атаку спускаемся по ступенькам. Прослушиваем журнал и идём в открытую дверь. Осматриваем труп кварианца. Мы нашли отца Тали. Теперь нам надо отключить консоль, расположенную на мостике, чтобы вывести из строя сеть гетов. Убив последних гетов, активируем кварианскую консоль (получаем доказательства). Возвращаемся на суд. На суде говорим, что у нас нет доказательств, и возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Проверяем личный терминал и идём делать доступные улучшения. Возвращаемся к карте Галактики и через Ретранслятор отправляемся в Туманность Пилоса, чтобы спасти разбившийся корабль.

«Сломанная стрела»

Высаживаемся на корабль. Нам необходимо запустить двигатели. И сделать это надо быстро. Открываем дверь и убиваем гетов. На левой панели читаем отчёт о состоянии корабля, а на правой берём под управление аварийную блокировку корабля. Идём дальше. Спускаемся вниз и в центре помещения активируем контакт 1. Поднимаемся наверх и пытаемся запустить систему управления двигателем. Но питание всё равно не включено. Идём и активируем контакт 2, там же где активировали контакт 1. Возвращаемся к системе управления двигателем и перезапускаем её. Задание выполнено.

Нормандия СР-2

На личном терминале читаем входящие сообщения. Теперь летим к коричневому карлику Мнемозина в системе Торна. Через Ретранслятор отправляемся в систему Эта Хокингса. Стыкуемся с заброшенным Жнецом.

Заброшенный Жнец

Наша цель – ремонт системы опознавания. Просматриваем рабочий журнал доктора Чандана. От СУЗИ получаем координаты расположения генератора, который необходимо уничтожить, чтобы отключить барьер. Пробиваемся сквозь хасков и находим гета, который спасает нашу жизнь. Двигаемся дальше. Убивая врагов, пробиваемся к ядру. Открываем дверь и забираем систему Жнецов «Свой - чужой». Осталось уничтожить ядро. Вступаем в бой, уничтожаем ядро и возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Во время совещания настаиваем на том, чтобы оставить и допросить гета, спасшего нам жизнь. Включаем гета. После этого идём и делаем доступные улучшения. Отправляемся к карте Галактики, проверяем личный терминал и через Ретранслятор летим в Цитадель.

Цитадель

Заглянем к капитану Бейли и узнаем о Тени и сыне Тейна. Отправляемся в кафе Закера и закупаем деликатесов. Начнём с просьбы Гарруса. Нам необходимо встретится с Тенью, на складе у рынка Неон, в районе Закера. Идём к терминалу скоростного транспорта и отправляемся на 26 уровень. Не проходим мимо ссоры между кварианки и волусом. Поговорим с ними. Ли Ваэл обвиняют в краже кредитки. Обещаем помочь разобраться. Заглянем в магазин «Прикладные программы Саронис». Поговорим с продавцом и прикупим, что нам понравится. Расспросим продавца о кредитной карточке. Конечно, волус забыл её в магазине. Зайдём в фонд Сирта и поговорим с Киан Лурос. Приобретаем, что понравится. Отправляемся сказать волусу о том, где он забыл свою кредитку. Ну а теперь идём на склад. Разговариваем с представителем Тени. Нас направляют в рабочий район, где скрывается Харкин. Идём к терминалу скоростного транспорта и едем в рабочий район. Харкин убежал. Придется немножко пострелять. Бросаемся в погоню. Продвигаясь вперёд и убивая врагов, доходим до кабинета Харкина. На столе берём поддельное удостоверение личности. Продолжаем преследование. Добравшись до Харкина, заставляем его, договориться о встрече. Отправляемся на эту встречу.

Теперь займёмся просьбой Тэйна. Идём в район сувенирной лавки и становимся свидетелями разговора двух кроганов, о рыбе. Топаем в бар «Тёмная звезда», находим садовника Президиума и узнаём о рыбе. Возвращаемся к кроганам и рассказываем, то, что мы узнали. Посетим ещё один магазин «Снаряжение Родама» и купим необходимое. Около этого магазина находим Мышь и разговариваем с ним. Идём к капитану Бейли и просим разрешение допросить Бейли Келжема. Узнаём имя жертвы. Просим капитана доставить нас к Джо Рэму Талиду. Обновляем информацию о Талиде. Теперь нам надо не выпустить его из виду. Придется побегать. Вот мы и нашли Колята. Поговорим с капитаном.

Идём в магазин сувениры Цитадели и животинку. Выходим из магазина и идём влево, в сторону лестницы, ведущей на 28 уровень в «Тёмную звезду». Перед входом на лестницу, справа на диване, сидит Клара Томи. Поговорив с ней, отдаём поддельное удостоверение личности. Топаем к терминалу скоростного транспорта и направляемся в президиум. Поговорив с Андерсеном, возвращаемся на «Нормандию».

Нормандия СР-2

Поговорим с поваром и отправляемся улучшать все, что осталось не улучшенным. Если не хватает ресурсов, сканируйте планеты. В медпункте можно заживить раны (если конечно вы модифицировали медпункт). Поговорим со всеми членами команды, так как впереди нас ждёт последнее задание. После проведённого времени на корабле идём к карте Галактики и пробуем перелететь на Омегу 4. Но как выясняется, система, не совсем готова и нам предлагается воспользоваться челноком. Играем за Джокера.

«Нормандия» в беде. Идём вперёд, ориентируясь, по красным лампочкам, и залазим в ремонтный тоннель. Осторожно проходим по коридору и медпункт. Попадаем к системе управления ядром. Подключаем ядро к модулю. Теперь наш путь лежит в инженерный отсек. Спускаемся в ремонтную шахту и поднимаемся по лестнице. Ждём, когда враги, скроются с поля зрения и проходим дальше. Перезагружаем систему управления двигателями. «Нормандия» спасена, но те, кто был на корабле, исчезли. Система готова и мы тоже готовы выступать. Пройдёмся последний раз по «Нормандии» и пообщаемся со всеми членами команды. Идём к карте Галактики и перелетаем на Омегу 4.

Омега 4

Последний бой, он трудный самый. Нам необходимо делать правильный выбор иначе погибнут многие члены отряда. Не ошибитесь. Выбираем отряд. Начнём наше сражение с уничтожения ока, которое пробралось на «Нормандию». Вот мы и около базы коллекционеров. Совершаем вынужденную посадку. Собираем экстренное совещание. Проходим внутрь базы и отключаем 8 клапанов. К каждому клапану придётся пробиваться с боями. Мы добрались до экипажа корабля. Отправляем экипаж с сопровождающим на «Нормандию». Распределив отряды, начинаем последнюю операцию, по уничтожению Жнецов. Для начала, нам предстоит защищать биотика, который создаёт защитное поле и помогает в нашем продвижении к цели. Этот этап мы прошли. Опять формируем отряд и пробиваемся к консоли управления платформами. Убивая всех на своём пути, активируем панель. И вот перед нами здоровенный жнец. Для того чтобы его уничтожить, мы должны разбить 4 колбы с оранжевой жидкостью, которые периодически скрываются за защитными пластинами. И с этим мы справляемся. Разобравшись со Жнецом, разговариваем с Призраком. Нам остался последний рывок. Уничтожить протожнеца. Для этого стреляем по глазам. Ну, вот и всё. «Нормандия» ждёт нас, а база Коллекционеров перестаёт существовать.


Loading...Loading...