Физика души. Физики о душе и смерти Физика души

Как долго мы можем сохранять хорошее здоровье? Есть ли способ, чтобы совершенно избавиться от заболеваний и даже небольших хронических недомоганий? Если мы сможем избежать износа физического тела, будет ли это означать, что старение прекратится само по
себе? Амит Госвами, доктор медицинских наук, в своей книге переосмысливает ведущие методы альтернативной (гомеопатию, китайскую медицину, акупунктуру и аюрведу) и традиционной медицины. Он доказывает, что все эти техники опираются на новую науку — квантовую терапию, — которая способна остановить старение. Доктор Госвами считает, что главное — это не снятие болевого синдрома, а очищение сознания, порождающего болезнь. С помощью его техник вы научитесь гармонизировать свое сознание и тело и откроете в себе сверхвозможности, которые смогут противостоять любым болезням. Госвами называет этот метод интегральной медициной и говорит: «Это совершенно новый подход. Он станет логичной основой изменения парадигмы медицины». О чем книга Тема этой книги — квантовая физика и ее связь с медициной. Автор переосмысливает ведущие методы альтернативной и традиционной медицины и доказывает, что все эти техники опираются на новую науку — квантовую терапию, которая впоследствии может быть положена в основу «лечения интеллектом». Почему книгу стоит прочитать Не исключено, что медицина будущего будет во многом зависеть от методов квантовой терапии. С помощью техник доктора Госвами вы уже сейчас научитесь гармонизировать свое сознание и тело и откроете в себе сверхвозможности, которые смогут противостоять любым болезням. Для кого эта книга Книга рассчитана: — на специалистов в области медицины; — на тех, кто интересуется медициной и следит за развитием науки в этой области; — на тех, кто хочет поправить свое здоровье и попробовать новые методы лечения. Почему решили издать Автор предлагает инновационный метод медицины, способный изменить традиционный подход к лечению. Информация об авторе Амит Госвами — доктор наук — является преподавателем, лектором, исследователем и квантовым физиком в Институте ноэтических наук. Его отец был индийским гуру, и в своей работе доктор Госвами соединяет знание мистических традиций и результаты последних научных исследований. Ключевые понятия Здоровье, эфирное тело, медицина тела-ума, аюрведа, гомеопатия, физика. Отзывы о книге «Доктор Амит Госвами, как обычно, демонстрирует блестящие открытия, касающиеся того, как сознание постигает, управляет, созидает и становится биологией. По мере нашего вхождения в новое тысячелетие «Квантовый доктор» доктора Госвами послужит нам указателем к медицине, основанной на сознании, медицине, которая будет рассматривать целительство как биологическое творчество и совершенно изменит наше восприятие здоровья и болезни» (Дипак Чопра, автор «Квантового целительства» и «Книги тайн»). Цитата из книги Читатель: Если выбор совершается сознанием, почему мы всегда не выбираем здоровье? Почему мы вообще страдаем от болезней и недугов? Квантовый физик: Ах, пресловутое вероломство сознания! В 1970-х годах Фред Алан Вольф провозгласил девиз нью эйдж: «Мы сами создаем свою реальность». Смысл, вложенный им в эти слова, был верен, но поняли его превратно. Сначала, следуя призыву Вольфа, люди пытались материализовать себе «кадиллаки». Затем, не достигнув особого успеха, они попробовали воплотить в реальность парковочные места для своих автомобилей и удовольствоваться этим! Но если серьезно, на уровне нашего обычного эго мы невежественны и повинуемся привычке страдать, поскольку не знаем о своей целительной силе. Выбор всегда совершается на основе предложенных вероятностей. Когда мы заключены в границы собственного эго, нам предлагаются лишь обусловленные вероятности, поэтому так легко упустить творческий выбор в пользу благополучия. Читатель: Итак, если мы заболели и желаем исцелить себя при помощи собственных сил, нам необходим квантовый скачок? Квантовый физик: Так и есть. И не забывайте, что к подобным скачкам готов не каждый. Для таких людей различные направления медицины, во всей их ограниченности, являются наилучшим выходом. Кроме того, творчество сопряжено с большими трудностями, если болезнь происходит на эфирном, а не на ментальном уровне, и чудо, если болезнью поражен только физический уровень. Читатель: Вы также упоминаете чистоту намерений. Как достичь ее наилучшим образом? Квантовый физик: Да, чистота намерений имеет решающее значение для квантовых скачков. При этом она труднодостижима, поскольку наши намерения так противоречивы и запутанны. Однако хорошая новость заключается в том, что вы можете развить эту чистоту при помощи постоянных упражнений. Они состоят из четырех этапов. 1. Вы порождаете намерение исцеления на уровне своего эго, то есть там, где вы находитесь. Это означает, что вы желаете исцеления себе самому от определенной болезни. 2. На втором этапе позвольте своему эгоистическому намерению распространиться до намерения исцелить все сущее. В итоге, если исцеление охватит всех, то и вы исцелитесь тоже. 3. На третьем этапе позвольте своему намерению стать более похожим на молитву: пусть исцеление свершится, если оно созвучно движению целостного, квантовой сущности Вселенной. 4. На четвертом этапе молитва должна проходить в безмолвии, превратившись в медитацию.

Амит Госвами (Amit Goswami) — заслуженный профессор факультета теоретической физики университета Орегона, Юджин, шт. Орегон, где он работал с 1968 года.

Пионер новой научной парадигмы, называемой «наука внутри сознания». Госвами является автором очень популярного учебника «Квантовая механика» (Quantum Mechanics), которым пользуются многие университеты мира. Его двухтомник для обычных читателей «Взгляд физика на природу» (The Physicist’s View of Nature) прослеживает спад и повторное открытие идеи Бога в науке.

Госвами также написал много популярных книг на основе своих исследований квантовой физики и сознания: «Самосознающая Вселенная» (The Self-Aware Universe), «Воображаемое окно» (The Visionary Window), «Физика души» (Physics of the Soul) «Квантовое творчество» (Quantum Creativity), Квантовый доктор" (The Quantum Doctor).

В своей последней книге «Бог не умер» (God is Not Dead) он рассматривает, что говорит квантовая физика о наших корнях, и как мы должны жить. В личной жизни Госвами практикует духовность и трансформацию. Он называет себя квантовым активистом. Его показывали в фильмах «Что мы знаем об этом мире?» (What the Bleep Do We Know), «Ренессанс Далай Ламы» (The Dalai Lama Renaissance), и документальном фильме «Квантовый активист» (The Quantum Activist).

Сайт автора - http://www.amitgoswami.org Отзывы об авторе "Госвами Амит"

Принято считать, что физики – самые большие скептики в области потусторонней жизни и вере в божественную сущность. На самом деле, это не так. Величайший физик ХХ века Альберт Эйнштейн был глубоко верующим человеком . А теория Большого взрыва сопоставима с Божественным началом рождения мира.

Справка: Теория Большого взрыва говорит о том, что в «нулевой» момент времени существовало Нечто, не имеющее размеров и имеющее бесконечную массу. (Теория относительности Эйнштейна говорит о том, что при приближении к скорости света размеры тела сокращаются, приближаясь к нулю, масса увеличивается, становясь бесконечной, а время останавливается). После того, как прошло 10 −35 секунд, горячая Вселенная начала расширяться. Что было «до» этого времени современная физика сказать не может. Просто этого «до» в теории нет, поскольку время остановлено в точке начала. Все, что «после» подтверждено теорией и практическими экспериментами.

Так что можно сказать, что вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…

Ученые Стюарт Хамерофф (США) и Роджер Пенроуз (Великобритания) дали объяснение посмертному опыту на основе квантовой физики. Они считают, что душа человека находится в микроканальцах клеток головного мозга. Когда человек умирает, душа покидает свое обиталище постепенно, вызывая квантовую гравитацию в микротрубочках. Возможность квантовой гравитации существует, благодаря высокому энергетическому потенциалу души.

Справка: теория квантовой гравитации пока не построена. В ее основе лежит два направления физики: квантовая механика и общая теория относительности. Каждая из этих теорий подтверждена, обоснована, доказана. Но объединить их пока не представляется возможным, так как они используют разным системы отсчета. Объединение различных теорий взаимодействия в одну (так называемая единая теория поля) объяснит практически все явления.

Душа покидает тело для объединения с Вселенной, при выходе вначале видятся черные туннели с ярким светом в конце них, а видение родственников – это последние знакомые опоры перед новым видением мира. Во вселенной есть все, в том числе и души родственников. Объяснить необъяснимое невозможно. Посмертный опыт не имеет ничего общего со сном . Но приблизиться к истине можно только через реальные физические объекты и ощущения. Физики подчеркивают, что при утрате квантового состояния микротрубочек содержащаяся в них информация выходит во Вселенную, образуя тем самым информационное поле.

Анонс: про силу ощущений при сексуальных отношениях говорят, что душа улетает. Спустимся с небес на землю. Как связаны между собой

ПОСЛЕ СМЕРТИ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ?

Имеет ли смысл что-либо из этого обсуждения со строгой научной точки зрения нашего века? Несколько десятилетий назад ответом обязательно было бы громогласное «нет!», но времена изменились. Главная причина заключается в наличии надежных данных. Выше я упоминал о данных, касающихся памяти о прошлых воплощениях. Большая часть этих данных, отдельные аспекты которых подвергались проверке, относится к детям, вспоминающим свои прошлые жизни. Еще больше данных получено из того, что называется регрессиями в прошлую жизнь: под действием гипноза, травмы, фармакологических препаратов или других специальных методов люди как будто вспоминают события прошлой жизни (обзор этих данных можно найти в работе Cranston and Williams, 1984). Многие из этих воспоминаний подтверждались. Во многих случаях была исключена возможность обмана.

Что самое важное: воспоминания о прошлых воплощениях — это не единственные имеющиеся данные. Око- лосмертные переживания — опыт людей, возвратившихся из состояния клинической смерти, очень хорошо согласуется с описаниями посмертной реальности — по крайней мере, некоторых ее фаз, — которые содержатся в «Книгах мертвых» древних культур (обзор «Книг мертвых» можно найти в работе Grof, 1994). Эти люди описывают выход из тела, прохождение через тоннель в другой мир, встречи с давно умершими родственниками, духовными существами из света и так далее.

В последние несколько десятилетий наука тоже начала своевременную, но неожиданную переоценку древней мудрости. В то время как общей тенденцией науки, начиная с XVII в., было сосредоточение на материальном мире, в последние десятилетия XX в. наука начала исследовать ранее маргинализировавшуюся духовную сферу. В этой книге я буду показывать, что рождающаяся новая парадигма науки вполне согласуется со всем спектром таких идей, как Бог, душа, рай, ад, карма и перевоплощение.

При правильной формулировке и правильном понимании такого рода идеи оказываются очень тонкими. Мы приучены думать о них грубым материалистическим образом. Например, большинство людей думают о рае как о месте, устроенном по образу и подобию Земли (о чем свидетельствуют некоторые его изображения в голливудских фильмах). Таким его часто изображают массовые религии, и мы с детства становимся жертвами подобного образа мыслей. Но ясно, что «иной мир», если он существует, должен радикально отличаться от этого.

Современная наука имеет весьма убедительные свидетельства в пользу монистического мира — идеи, что существует только одна субстанция, из которой состоит вся реальность. Если бы существовал второй мир субстанции души, то как бы он мог взаимодействовать с материальным миром? Чем может опосредоваться такое взаимодействие? Ясно, что в качестве посредника не могут действовать ни субстанция души, ни материальная субстанция. Кроме того, разве такое взаимодействие не было бы связано с обменом энергией между двумя мирами? Если так, то в энергетическом балансе материального мира иногда наблюдался бы избыток или недостаток, но в действительности этого не происходит. То, что энергия материального мира постоянна, — это физический закон, закон сохранения энергии. Научная мудрость справедливо указывает, что в мышлении о реальности нам следует избегать дуализма взаимодействия (наследия философа Рене Декарта); дуализм и наука подобны маслу и воде: они несовместимы.

Поэтому старая наука прошлых трех веков учила нас, что все феномены — это феномены вещей, состоящих из материи. Это монизм, который кладет в основу всего бытия материю. Новая парадигма предлагает вместо этого монизм, основанный на первичности сознания — идее, что в основе всего бытия лежит не материя, а сознание (которое в народных и духовных традициях известно под разными именами — Дух, Бог, Божественное, Айн Соф, Дао, Брахман и т. д). Это монизм, основывающийся на сознании, которое едино и трансцендентно, но это единое становится многим в таких чувствующих существах, как мы. Это сознание — мы. Весь мир опыта, включая материю, — это материальное проявление трансцендентных форм сознания.

Эту ситуацию проясняет аллегория пещеры у Платона. Платон представлял себе человеческий опыт как театр теней: мы находимся в пещере и привязаны к сиденьям так, что всегда смотрим на стену, на которую свет, идущий извне, проецирует тени идеальных архетипических форм. Мы принимаем тени за реальность, но позади нас находится их источник — архетипы. И в конечном счете единственную реальность представляет собой свет, ибо свет — это все, что мы видим. В монизме, основанном на первичности, сознание — это свет в пещере Платона, архетипы образуют трансцендентную реальность, а тени показывают нам имманентную реальность.

Такое монистическое представление о реальности, которое я называю монистическим идеализмом, имеет очень давнюю историю и составляет основу великих мировых духовных традиций; именно поэтому его иногда называют вечной философией. В эзотерическом христианстве основа бытия носит имя Божественное, трансцендентный архетипический мир — это небеса или рай, а мир опыта — Земля. В прошлом научное признание этого мировоззрения было ограниченным, так как идеалисты не могли объяснить языком, доступным для науки, такие понятия, как трансценденция {букв, «превосхождение». — Пер.) и самоотнесение (то, как единое делится на субъект/самость, способную смотреть на саму себя и на объекты, отдельные от нее самой). Новая парадигма науки в сознании, иногда называемой идеалистической наукой, зародилась тогда, когда эти понятия обрели доверие науки. Это было темой нескольких книг, в том числе моей собственной (Goswami, 1993; Herbert, 1993).

Это настоящий прогресс. Материализм представляет собой чистую метафизику: не существует никакого способа объективно подтвердить, что все, включая ум и сознание, возникает из материи. Вечная философия прошлого была тем, что мы называем опытной (experiential) метафизикой, поскольку великие духовные учителя всех традиций всегда заявляли о своем непосредственном знании того, что в основе бытия лежит беспредельное, трансцендентное и единое сознание. По контрасту с этим монистический идеализм — вечная философия в новом контексте науки в сознании — это не только опытная, но и экспериментальная метафизика, так как его метафизические идеи, по крайней мере частично, моїут подтверждаться не только индивидуальным личным опытом, но и воспроизводимыми экспериментами.

Если вы росли во все еще очень материалистической западной культуре, то ваше мировоззрение, скорее всего, представляет собой странную и беспорядочную смесь материализма (верховенства материи) и картезианского дуализма (духовный мир существует как отдельный и независимый мир, построенный из нематериальной субстанции, каким-то образом взаимодействующей с материальным миром). Не так давно люди старались доказать существование души, пытаясь показать, что после смерти тело становится легче вопреки принципу сохранения энергии.

Даже признанные монистические идеалисты часто попадают в ловушку дуалистических разговоров о душе картезианского толка при обсуждении смерти и перевоплощения. Они говорят об установлении действительности призраков и привидений как объектов той же общей физической реальности, к которой принадлежат стул или дерево. Я вижу стул потому, что он отражает свет в мои глаза. Может ли призрак, если он потустороннее нематериальное существо, испускать сигнал или отражать свет, которые могут воспринимать мои чувства? Очевидно, что нет. Самый важный вызов для нашей науки в сознании состоит в переинтерпретации обсуждения феноменов, связанных со смертью и перевоплощением, с монистической точки зрения. Именно этот вызов я принимаю в данной книге. Если нам приходится использовать дуалистические понятия, мы должны находить объяснения, не нарушающие законы науки; мы должны согласовывать эти понятия с общей монистической точкой зрения. Это то, что я способен сделать.

ДУША И КВАНТ

Что выживает при смерти? Перевоплощается ли то, что выживает, каким-то образом, который мы можем называть подлинной непрерывностью — рождение-смерть- возрождение, снова и снова? В ходе интенсивного периода исследований, продолжавшегося около года, я получил свой ответ. Существует «душа», которая переживает смерть физического тела, и она действительно перерождается в другом теле, образуя непрерывность. Да, подобный разговор о душе имеет смысл в науке, основывающейся на сознании, но только когда мы думаем о душе в терминах «кванта».

Эта ситуация похожа на то, что происходило в конце XIX в. Физики обнаружили, что понимание материи и света со старой классической точки зрения — а именно, что материя всегда локальна и движется по четко определенным траекториям, а свет всегда имеет волновую природу, распространяется по всем направлениям и способен одновременно быть более чем в одном месте — приводит к аномалиям и парадоксам. Они открывали для себя новый — квантовый — способ мышления.

Loading...Loading...