Хрустит ли французская булка. Откуда взялся хруст французской булки. Происхождение и смысл

Всем известен это мем. Его краснюки любят, как известно, означает он позитивные или даже сусальные рассказы о жизни дореволюционной России...
Офицеры, балы, икра... так сказать "единство и борьба противоположностей" - изба, навоз, вымирающая деревня, крепостное право...

Но я не об этом.

Автор мема - российский поэт-песенник Виктор Пеленягрэ, а в 1998 г. на его стихи исполнила песню группа "Белый орел", которая моментально стала хитом. Песня, если кто не забыл называлась "Как упоительны в России вечера"...

Как упоительны в России вечера,
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное, забавы и прогулки,

Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки .
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера.

К ак упоительны в России вечера,
В закатном блеске пламенеет снова лето,
И только небо в голубых глазах поэта,
Как упоительны в России вечера.




Как упоительны в России вечера.

Пускай всё сон, пускай любовь игра,
Ну что тебе мои порывы и объятия.
На том и этом свете буду вспоминать я,
Как упоительны в России вечера.

Как упоительны в России вечера.
Как упоительны в России вечера.

________________

Мне не понятно было, почему булка должна хрустеть? Может ее лучше размять, так сказать?

Откуда этот "сильный образ"?

Мне кажется, что я нашел изначальный источник.

Это писанина покойного Валентина Пикуля - "Битва железных канцлеров" - пересказ европейской дипломатической истории 1850-70-х гг. Главная интрига - киношное противостояние Горчакова и Бисмарка.. Короче говоря, главный секрет что Пикуля, что Юлиана Семенова с 17 мгновениями, - это изобразить советских людей - графами, князьями, банкирами, фельдмаршалами, штурмбанфюрерами и т.п. с их интригами - типа распределение дефицита в столе заказов к Новому году, собрания гаражного кооператива.

Читает совслужащий про кн. Горчакова и говорит - а он вылитый наш начальник - Петр Иваныч...

И всем хорошо и совслужащему и Пикулю...

___________________

Так вот, источник такой:

«Таково настроение против Австрии у всех в России, от генерала до солдата», - сообщал Бисмарк жене. В столицу он возвращался по «сидячему» билету, не желая ехать в спальном отделении, чтобы не лишить себя удовольствия еще раз понаблюдать за русским бытом. Посол опять смотрел, как россияне истребляют жирных цыплят, снимают рыжие пенки с топленого молока в кувшинах, вовсю хрустят солеными огурцами , а молодой смышленый купец, с недоверием поглядывая на Бисмарка и его лакея, плотоядно обкусывал громадную телячью ногу. Камердинер Энгель быстрее посла освоился с русской речью, и Бисмарк спросил его - о чем сейчас говорят русские?
- Очень жалеют нас, что мы ничего не едим.
Какая-то старушка сунула Бисмарку ватрушку:
- На, родимый… покушай, бедненький…

Заметили? Хрустят-то не булками, а огурцами!

Но это еще не все:

Вечером в Михайловском театре давали «Орфея» Глюка; Горчаков сидел подле Надин, искоса наблюдая за партером, где в окружении ослепительных дам беззастенчиво жуировали его статные красавцы сыновья. По выражению глаз племянницы старик догадался, что она с большим бы удовольствием перешла из ложи в партер. Дежурный флигель-адъютант попросил князя пройти в императорскую ложу. Надин с хрустом разгрызла карамельку, и этот хруст показался канцлеру треском рушащейся карьеры… Александр II сидел со своей сестрой великой княгиней Марией Николаевной, когда-то очень красивой Мессалиной, а теперь эта женщина не расставалась с костылями.

Вот оно! Так и представляешь куртуазную даму - русскую аристократку грызущую с хрустом карамельку в театре!

Для пущей достоверности образа надо было, чтоб она семки грызла. - Типа - "в клубе жуликов судили/Судьи вышли на совет. А девчата тут спросили/Танцы будут или нет?"...

Вот откуда корни у французской булки!

"Духи императрицы"

Последней российской правительницей, как известно, была Александра Федоровна - супруга последнего же оте­чественного самодержца Николая II. По одной из версий, благодаря ей великая империя обрела незадолго до своего краха такие духи, которые произвели настоящий фурор среди самых изысканных модниц Москвы, огромной России, а потом и всей Европы, включая Францию, издавна славившуюся своими изысканными парфюмами.

Во всемирную историю духи эти вошли под двумя названиями: «Любимый букет императрицы» и «Сад императрицы». Их преподнесли Александре Федоровне в 1913 году на торжествах 300-летия династии Романовых.

История духов императрицы, как это нередко случается вообще с любой стариной, по прошествии ста лет обросла легендами, былями и небылицами. Так, некоторые источники утверждают, что созданы духи были в подарок не супруге Николая II, а его матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне. Ей якобы на самодержавный юбилей преподнесли букет особым способом обработанных воском роз, фиалок, нарциссов, ландышей, жасмина, создававших в сочетании с бергамотом, кориандром, иланг-илангом, ванилином, ирисом, бобами тоника и проч. удивительный аромат, вскоре искусно воспроизведенный в первых русских духах. Справедливости ради необходимо отметить, что «сработаны» были эти первые русские духи профессиональным парфюмером французского происхождения Генрихом Брокаром, основавшим еще в 1861 году свою московскую фабрику «Империя Брокара». К началу XX века компания являлась одним из самых известных в мире производителей духов и уже обладала бесчисленным количеством наград, дипломов и призов победителя международных конкурсов самого высокого ранга. Что касается рецепта знаменитых духов, есть легенда, что и сочетание компонентов, и неповторимый аромат Брокару… приснились во сне. Проснувшись среди ночи, он якобы восторженными криками переполошил тогда все свое семейство.

Так это или нет, сегодня, думается, особой роли уже не играет. Да и уникальным духам в их статусе «любимого букета» и «сада» императрицы просуществовать довелось совсем недолго - до осенних событий 17-го года. Появление на подмостках исторической сцены действующих лиц, стремившихся построить новый мир, коренным образом изменило историю придворных духов и судьбу российской парфюмерии вообще. Новые энергичные люди с маузерами за поясом в революционном порыве стремились во всех сферах человеческого бытия своей эпохи «отречься от старого мира», и «Империя Брокара» вполне могла в те дни безвозвратно кануть в вечность. Постаревший фабрикант, однако, по преданию, умудрился сохранить и свое главное в жизни дело, и приснившийся ему парфюмерный рецепт. С его же подачи былая «Империя Брокара» сначала стала именоваться «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5», а позже обрела название «Новая заря». Останется, верно, навсегда тайной за семью печатями, как сумел он убедить облаченных в революционные кожанки главных тогдашних вожаков в том, что продукция его фабрики может еще очень даже пригодиться им самим и самым что ни на есть широким народным массам.

Существует между тем легенда, что благоухающее производство спас не сам Брокар, а его более молодой соратник Август Мишель - главный парфюмер компании. Молва приписывает ему и главную роль в организации выпуска обновленных духов, получивших вполне соответствующее историческому моменту название - «Красная Москва». Люди старших поколений доныне прекрасно помнят тонкий изысканный аромат этого парфюмерного бренда страны № 1. Духи пришлись по душе миллионам женщин великой советской империи и на десятки лет стали популярнейшим подарком к любому празднику уже вовсе не для царствующих особ…

"Балы, красавицы, лакеи, юнкера,

И вальсы Шуберта, и хруст французской булки…"

Из хита 1990-х

В эпоху Гласности и в начале 1990-х мы дружно искали утраченную духовность. Всем очень нравилась цитата из популярного на тот момент фильма "Покаяние": "К чему дорога, если она не приводит к храму?". Почерк времени! Бывшие "верные ленинцы" (как оказалось — неверные) и диссиденты (ставшие вдруг умилительно-сервильными) дружно вопили про дорогу к храму. Им не нужна была эта дорога, а тем более — сам храм, им просто хотелось вопить, а ещё больше — кушать. Да. Выискивать духовность предлагалось где угодно, кроме как в самом СССР, который стремительно летел в тартарары под разухабистое "Есаул-есаул, ты оставил страну, а твой конь под седлом чужака!". За есаулом была ясная, звенящая правда — с казацкой волюшкой да с эмигрантскими кабаками города Парижа, где "оставивший страну" есаул танцевал до старости этнический танец Kazatschok, тогда как чужаком обозвали красного командира. "Наши" и "не наши" поменялись местами. Обществу предложили новую версию прошлого, а заодно — будущего, потому что идти дальше под красными знамёнами оказалось некуда и, что самое ужасное, — не с кем. Парторги стремительно — аки в сказке — обращались в лоснящихся бизнесменов, комсомольские лидерши — в содержательниц кооперативных бань, а дворцы пионеров — в ресторации для вышеозначенных лиц. Причём для этих фантастических метаморфоз оказались не нужны волшебные палочки, рукава Царевны-лягушки или чары Конька-Горбунка — всё произошло само собой и как-то очень уж по плану.

Из распахнутого окна неслось: "Ээээх, конфетки-бараночки, словно лебеди саночки…!" про гимназисток румяных да про "Царь-пушку державную", которая теперь обретала какой-то иной, параллельный смысл, никак не связанный с нашим вариантом реальности. Певица залихватски повизгивала: "Всё прошло, всё умчалося в невозвратную даль!". Ностальгия по царскому прошлому навязывалась всеми возможными способами: интеллигенции предлагалось возопить да покаяться, простонародью — поплясать под "Бараночки" на пьяной свадьбе. Журналы пестрели душераздирающими текстами о том, как дурно обошлась советская власть с тонкокостными поручиками и лилейными девами, а также со всей Расеей-матушкой — благолепной, возвышенной, кружевной, чеховской, печальной. При шляпках, эполетах и стихотворных грёзах. А из окна продолжало меж тем наяривать: "Дыни, арбузы, пшеничные булки / Щедрый зажиточный край. / И на престоле сидит в Петербурге / Батюшка царь Николай!". Всё это оказалось растоптано, порушено и расстреляно, а потом — закатано в асфальт. Поэтому у нас — тупичок цивилизации. По радио всё пели и пели: "Балы, красавицы, лакеи, юнкера…". Слушатели всенепременно должны были поверить, что их предки были не лакеями, а юнкерами, на худой конец, — просто красавицами.

Что же произошло? Элиту выбили, не туда пошли, а теперь — блуждаем на обломках цивилизации. Тогда, на излёте эпохи, народ ещё верил в написанное: раз газета публикует, значит — всё правильно. Сталин — гад, Ленин — немецкий шпион, Берия — насильник, Жданов — жаба… И вообще — надо бы сжечь комсомольский билет, а то вдруг Оболенским вернут имение, Прохоровым — Трёхгорку, а я — комсомолец! Началось брожение умов. Поиски дворянских корней и выдумывание себе пышных родословных сделались частью мейнстрима наравне с культом американских жвачек и проведением конкурсов "Мисс Полусвета". Виктор Пелевин весьма точно высказался на сей счёт: "По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, твёрже и радикальнее".

Интеллектуалы зачитывались аксёновским "Островом Крым", опубликованным в журнале "Юность" 1990-го года. Фантастический сюжет подразумевал существование иной России под боком у Совдепа — по образцу ФРГ и ГДР. На острове Крым всё по-людски: идеально проложенные автострады, фирменная упакованность бытия, длинноногие фемины в эротичных купальниках, пряные коктейли, фешенебельные пляжи, моложавость, свобода. И, разумеется, та — правильная — история, с белогвардейской этикой и дворянской честью. С умением щёлкнуть каблучками и выпить шампанского из туфельки прекрасной дамы. И, как водится у гедониста Василия Аксёнова, — с рысаками да поместьями: "Арсений Николаевич вместо ответа повёл их в так называемые "частные" глубины своего дома, то есть туда, где он, собственно говоря, и жил. Комнаты здесь были отделаны тёмной дубовой панелью, на стенах висели старинные портреты рода Лучниковых, часть из которых успела эвакуироваться ещё в двадцатом, а другая часть разными правдами-неправдами была выцарапана уже из Совдепии. Повсюду были книжные шкафы и полки с книгами, атласами, альбомами, старые географические карты, старинные глобусы и телескопы, модели парусников, статуэтки и снимки любимых лошадей Арсения Николаевича. Над письменным столом висела фотография суперзвезды, лучниковского фаворита, пятилетнего жеребца крымской породы Варяга, который взял несколько призов на скачках в Европе и Америке". Зачарованные читатели, отстояв пятикилометровую очередь за простынями в цветочек (ускорение экономического развития шло усиленным темпом!), пускали слезу и подпевали магнитофону: "Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе. Она умрёт, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе".

После песни — снова припадали к острой аксёновской прозе, злобно сжимая кулачонки: "В общем, здесь не было ничего. Впрочем, не нужно преувеличивать, вернее, преуменьшать достижений: кое-что здесь всё-таки было — один сорт конфет, влажные вафли, сорт печенья, рыбные консервы "Завтрак туриста"… В отделе под названием "Гастрономия" имелось нечто страшное — брикет мороженой глубоководной рыбы. Спрессованная индустриальным методом в здоровенную плиту, рыба уже не похожа была на рыбу, лишь кое-где на грязно-кровавой поверхности брикета виднелись оскаленные пасти, явившиеся в Фатеж из вечной мглы". Как вы понимаете, это уже о советском мире. В мрачной антиутопии Василия Аксёнова СССР поглощал и растаптывал парадиз белогвардейских бонвиванов — нам предлагалось изменить историю и встать на сторону господ Лучниковых, дабы не завязнуть в "Завтраке туриста" до скончания веков… Учимся хрустеть французской булкой! Отчётливо и с расстановкой.

Ещё раз напомню, что в эстрадно-развлекательном искусстве появился особый жанр, обслуживавший ностальгию по Белому Делу и царской твердыне: шикарные женщины в модных мини-юбках пели про Андреевский флаг, сладкоголосые юноши наяривали о том, "…как упоительны в России вечера" под булко-хруст, а задумчивый бард с библейской печалью в глазах выводил: "Я тщетно силился понять, как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам". Россия! В зале подпевали, плакали и верили: вот прикончим "совок" и заживём, наконец-то, как люди. "О, генеральская тетрадь, забытой правды возрожденье, как тяжело тебя читать обманутому поколенью…". Поколенье — выло от стыда и растерянности.

Но шли годы — под гиканье толстосумов и фотомоделек расстреляли Дом Советов, последний оплот советской власти. По обшарпанным улицам разъезжали авто премиум-класса, взрывались банкиры (бывшие райкомовские чинуши), распродавалась Родина, также неплохо шли цветмет и совесть. Что примечательно, слезливо-попсовая ностальжи по белым кителям с золотыми эполетцами куда-то постепенно схлынула, тогда как скорбь по утраченной Совдепии разгоралась с невиданным размахом. Больше того — никто даже и не ожидал такого странного поворота дел. Переломным моментом стала, по сути, новогодняя ночь 1995 года, когда бессменные кумиры представили "Старые песни о главном". На фоне обнищания страны и утраты моральных ценностей это выглядело не пародией, а — гимном. Уже тогда стало ясно: новых шедевров не будет, а белогвардейская эстетность в поп-стиле попросту не прижилась. Возникает вопрос: почему? Большинство населения всё-таки понимало, что, кабы не революция, их жизнь пошла бы в совершенно ином направлении. Безусловно, никто в конце XX века не носил бы лапти и не кормил бы вшей в покосившейся избёнке на краю мироздания. Вместе с тем, это оказалась бы другая цивилизация. Достаточно вспомнить, что в СССР было бесплатное и весьма качественное высшее образование, заимев которое, многие наши либералы до сих пор оплёвывают советскую систему. Плач по гимназисткам, поручикам и балам в Аничковом дворце (несмотря на усилия деятелей искусств) оказался фальшивым. Странным. Плач по чужой прабабушке — это, конечно, высокоморально, однако та прабабушка всё равно не становится родной. А своя — получила электричество только в виде "лампочки Ильича" и культуру в форме ликбеза.

Кроме того, приятие той, белогвардейской, стороны существовало в советской культуре, начиная уже с 1930-х годов — известно, что товарищ Сталин любил пьесу "Дни Турбиных" и неоднократно посещал эту постановку. Со временем в искусстве сложился устойчивый образ "приличного белогвардейца": он несчастен и враждебен лишь потому, что не понял смысла революции. Романс "Белая акация", символизировавший белоэмигрантские настроения, исполнялся на всех концертах, а песню "Поле, русское поле" в кадре пел типичный контрреволюционер. Гениальный Никита Михалков успешно и, главное, тонко разрабатывал тему ностальгии по старорежимной бытности ещё задолго до Перестройки. Это и "Раба любви", и "Неоконченная пьеса для механического пианино". За критикой безвольно-декадентской интеллигенции в "Неоконченной пьесе…" виделось совершенно противоположное: любовь ко всем этим старинным дачам, узорчатым шалям, цветистым романсам и — России, которую мы потеряли. В "Рабе любви" — столкновение миров, белого и красного, а экзальтированная актриса — плоть от плоти Серебряного века — только и может произнести: "Господа, вы звери…". Впрочем, большевистский подпольщик Потоцкий (шляхтич) носит в кадре белый костюм и катает "звезду" Вознесенскую на шикарном авто, а вся съёмочная группа томится от неизбывной тоски по 1913 году, по какому-то полумифическому ноябрю, когда лежал снег, но "…трава зелёная-зелёная".

Всё это стало частью советской, повторю — сугубо советской — парадигмы, и в михалковских картинах прослеживалось лучше всего: СССР унаследовал именно дворянскую культуру побеждённого класса, сделав её основой воспитания, образования, творчества. И вальсы Шуберта, и балы… в доме культуры — с колоннами да лепниной, и даже военные с привычной выправкой. В культовой саге "Офицеры" бывший царский военачальник передаёт эстафету красному командиру. Учащиеся пролетарских ФЗУ писали сочинения на тему духовных исканий князя Андрея — подразумевалось, что персонаж графа Толстого понятен будущему фрезеровщику. Другой Толстой — тоже граф — создавал для советских людей фантастические миры "Аэлиты", сказочное пространство "Буратино" и великое прошлое Петра. Постулаты: служба, верность, нестяжательство, презрение к буржуазным, то есть — не дворянским (sic!), наворотам. У советских — особенная гордость. Мы воспринимались наследниками той, старой, России, которую мы не теряли. Большевистский СССР оказался единственным социумом XX века (за исключением Англии, наверное), где хранились и пестовались аристократические вкусы. Но есть нюанс: в советской системе эти привычки прививались всему народу, а не только высшей элите.

Перестроечная же модель "старой России" оказалась пошленькой и кафешантанной, с дрыгающимися шансонетками и напомаженными князьками. Ничего героического и великого — сплошные подонки из прозы Михаила Арцыбашева или бунинские барчуки, устраивавшие себе необременительный роман с юной горничной. Нам подсунули фальшивку — красивую, сочную, миленькую, как открыточки Серебряного века с пухлыми дамами demi-mond-а. Мы в это поигрались, как в любую новую игру. И — бросили. Теперь ностальгируем по СССР, где было дворянское воспитание… которое мы потеряли. И духовность, что характерно, была.

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

В государстве Джибути, в её столице Джибути, находится большая военная база Французского иностранного легиона. Подразделения французского Иностранного Легиона присутствуют также в Габоне, Уганде, Камеруне, Конго, Нигере, Центрально Африканской республике, Чаде и др. странах. Всего около дивизии, хорошо подготовленных, прекрасно вооруженных, мобильных бойцов. Как показывает опыт африканских конфликтов, даже батальон организованных и мобильных солдат, может в корне изменить ситуацию.


Французские легионеры, как и морпехи США, обычно используют в случае необходимости срочной эвакуации посольств, иностранных граждан (западников). Иногда, для поддержки «своего» бананового диктатора (президента), когда его свергают без разрешения.

Финансовая паутина

В Мали и других странах «французской» Африке, важнейшее средство контроля – это финансы. Франк CFA (Colonies françaises d"Afrique - Французские колонии Африки)- это общая денежная единица региона, которую использует примерно 14 стран. Этот франк жестко привязан к евро (соотношении 1 к 655), его гарант Французское казначейство (!), т. е. регион под полным контролем Парижа, а через него заправил Западной цивилизации в целом.

Фактически 65% финансов в распоряжении Французского казначейства, ещё 20% идут на погашение финансовых обязательств. Самим странам принадлежит около 15% из заработанного. А с учётом других дополнительных обязательств и соглашений, не и этого.

Франция, вернее ее банкиры, а через них международное банковское сообщество полностью контролируют «бывшие» колонии.

Все финансовые активы «элиты» на Западе, как и недвижимость, на Западе их дети. Поэтому «черная элита» под 100% контролем, один неверный шаг и ты нищий, детей могут посадить (скажем, за коррупцию, наркотики).

Культурная зависимость

Высшее образование даётся только на французском, в вузах огромное внимание уделяется изучению культуры, Франции. Без знания французского, на хорошую (доходную) работу поступить нельзя. Местная «черная элита» говорит на французском, на родном только чернь.

Все основные СМИ на французском языке, базовые газеты, каналы телевидения –в основном каналы французского телевидения.

Местная знать старается дать отпрыскам образование во Франции, после этого, они уже не считают себя «черными». У них складывается психотип «белого господина», говорят по -французски, читаю французские газеты, смотрят французские каналы, отдыхают во Франции.

Черная Африка пропитана идеей первостепенности и большой ценности белого человека. Белым платят зарплаты на порядок выше, даже при одинаковой квалификации работников. У негров, даже среди своих есть градация, чем светлее кожа, тем выше социальный статус. Хотя. Иногда это приводит к ответной реакции, в ЮАР после прекращения режима белого апартеида, пошла волна убийств белых фермеров – буров.

Другие контуры управления

- Угроза уголовного наказания , почти любой африканский президент, диктатор, генерал, оппозиционный лидер, причастен к массовым убийствам, убийству политических противников, отмывании денег. Поэтому попытка проводить национально ориентированную политику, приведет к выдаче Международным уголовным судом, ордера на арест (и естественно аресту финансовых активов).

- Плотный контроль оппозиции , практически вся оппозиция, даже «непримиримые», которые бегают по джунглям (пустыням) с Калашами, в плотной разработке. С одной стороны ею пугают правительство, чтобы не ерепенилось, с другой взращивают новых лидеров. Время от времени проводя плановую «обрезку элиты».

В Мали подобное было в 90-е годы 20 века, когда началось движение туарегов (племена в пустыне) за образование независимого государства туарегов в пустыне. Их границы видимо не специально, полностью совпали с границами разведанных нефтяных месторождений. Движение туарегов за независимость вызвало поддержку ЕС и даже тайные поставки вооружений под видом гуманитарной помощи. Впрочем, французский роман с туарегами не продлился долго - всего лишь до тех пор, пока не был достигнута договорённость с малийцами, о добыче западными компаниями нефти в этом районе. После этого туареги сначала стали опасными «исламистами», а потом уже и ужасной "Аль-Каидой".

Роль не правительственных организаций и ТНК

Т. н. мировое сообщество оказывает довольно большую помощь Черной Африке, но большая её часть оседает на счетах «черной элиты» и не правительственных организации, которые осуществляют гуманитарную помощь.

Например: международная организация PSI - Population Services International , которая имеет годовой бюджет почти в миллиард долларов. Работая по всему т. н. "третьему и четвертому миру", занимаясь сокращением прироста населения. Выражение "негры слишком плодятся» не толерантно, поэтому ввели термин - репродуктивное здоровье. Конференция по «репродуктивному здоровью» звучит более гуманно, не вызывает неприятных ассоциаций, чем «уничтожение черных в зародыше». Еще объявят последователями Гитлера! "Фишкой" PSI стало использование технологий коммерческого маркетинга в продвижении контрацепции. Только в Мали, в PSI работают свыше 60 человек, которые пытаются "достичь конечного потребителя наших сервисов", используя различные "маркетинговые каналы". Они собирают тренинговые группы, делают тесты, устраивают семинары с антропологами - все для того, чтобы найти язык, на котором можно объяснить малообразованному человеку, что мало детей - это круто(!), а еще - это модно.

Устраиваются, специальные курсы для сельских медиков. Ведь врач, это образованный человек, которого уважают, он лечит заболевших. Его предложение о стерилизации, будет явно услышано.

Впрочем, PSI действует не одна на фронте по уничтожению черного населения, ещё одна компания – это Marie Stopes International . Основанная анлийскими аристократами с штаб-квартирой в Лондоне. Это настоящие «крестоносцы» от «семейного планирования», суть которого стерелизация, или рождение одного ребенка, а потом стерилизация.

10 минут - и все готово, женщина репродуктивно неопасна. У Marie Stopes клиники практически в каждом крупном городе, и зондер-команды по вызову: они гастролируют по деревням, стерилизуя женщин практически на табуретке своими маникюрными наборами.

Параллели с Российской Федерацией

Западу, как и Африке нужны только наши природные богатства, население не нужно , только небольшая часть, которая будет развлекать «белых гаспадинов». Несколько этнографических деревень, где будет «экзотика» - матрёшки, балалайки, маруси, наташи, водка, икра. Даже, как рабочая сила, мы не нужны хозяевам Запада, китайцы и таджики проще, не прихотливей, без претензий.

Запад использует те же методы, что и в Африке:

Заигрывает с политической элитой, разлагает её и держит её под полным контролем – деньги, недвижимость, дети, все на Западе.

- Завоевывает культурное пространство : музыка, фильмы, телепередачи, еда, одежда, внешний вид, уже во многом литература, законы (милицию и то сделали полицией) и т.п., т.д., Все Не Русского Характера. Западная, восточная культура разрушает Русский культурный код, Русский Мир, Русский Дух, превращая Русских в космополитов, в людей у которых нет Своего. Людьми у которых нет Своего, можно вертеть, как хочешь.

Запад вырастил самую настоящую «пятую колонну» - россиянскую интеллигенцию, в один один подобную африканской , которая хочет походить на «белых гаспадинов». Это страшное в руках Запада, по виду Русские, внутри они напрочь Гнилые. Все Западное, для них образец совершенства, все русское отсталое, Париж, Лондон – центры мира, где они мечтают жить. Именно эти люди создают практически всю музыку, кино, телепередачи в России, лишая детей Русскости от рождения, превращая их в рабов Нового Мирового Порядка.

Порой так бывает, что случайно, прочитав то или иное издание, неожиданно находишь ответы на вопросы, сидящие «занозой» в мозгу со времен весьма давних. Ведь часто даже общепринятые версии событий вызывают «легкий» диссонанс, и только потом, набредя на «железки строк», неожиданно понимаешь, что не устраивало...

Классический пример - «пожар Москвы» (с). Фактически на данный момент общепринятой версии нет: одни с жаром отстаивают «патриотический порыв» москвичей со свечками, другие - версию варварства французов, спаливших Москву в приступе бессильной злобы, а в школе все, конечно, читали версию Льва Толстова из «Войны и мира», типа, так оно само сложилось из-за несоблюдения техники пожарной безопасности при курении и выпечке французской сдобы.

Вопрос сильно политизирован и широко используется в современной пропаганде, в том числе направленной непосредственно на нас. Посмотрите статью в русской «Вики» по пожару Москвы: там фактически рассматривается только одна версия - французская, о поджоге Москвы ее главнокомандующим Федором Ростопчиным. О «сотнях подготовленных «поджигателях», которые огнем уничтожили город «сорока сороков». Версия для откровенных идиотов, никогда не сталкивающихся с элементарными организационными вопросами. Посмотрите на хронометраж: решение об оставлении Москвы было принято 1 сентября и уже к четырем часам дня 2 сентября французы входят в Кремль. Причем «зазор» между двумя армиями составлял всего в 1-2 км: русский арьергард в это время уходил по Москворецкой набережной. Вопрос, как в установленные сроки Ростопчин смог: а) получить сообщение о решении оставить Москву (многие чиновники его получить физически не успели - сотовых телефонов, почему-то, не было, а ногами отступающую армию трудно обогнать), б) репетировать сообщение своим «архаровцам» - сотням, в разных концах Москвы («ножками, ножками» - много верст, через толпы беженцев), в) поджечь город в промежуток 1-2 ч между выходом одной и входом другой армий (напомню, керосин еще не изобрели, спичек тоже не было - вот беда, а поджечь каменный дом не так просто!), или вообще бред - бегать с факелами и горючим материалом в ночи среди французских войск! Особо мила версия «Вики» (понимающая какой бред несет о 35 тыс. курьерах «поджигателей-факельщиков»), что Ростопчин заранее (мужик предвидел исход совета в Филях об оставлении Москвы и дату! Ванга тихо рыдает) разместил в домах тайно (!), «автоматические» зажигательные заряды на основе фосфора (снимаю боливар перед тогдашней химической промышленностью России!), которые и зажгли Москву в ночь после вступления французов. [Рыдать здесь]


Однако, хватит о веселом

В 2013 г. М. Фалалаеева и Ф. Петров на четвертой конференции «Война и оружие» представили доклад о неизвестных ранее документах Московского воспитательного дома (далее - Дом),


в то числе переписке директора Дома Ивана Акинфиевича Тутолмина и воспоминания о нем. То, что отображал Тутолмин (однако чиновник 4-го класса, а не какой-то там вам обормот) в официальной переписке не оставляет особых сомнений о первых же «шагах» французов в Москве: «В ту же ночь [на 3 сентября] начались пожары..., грабежи, смертоубийства и всего рода жестокости... от неприятеля» . Согласно Тутолмину пожары начались сразу же, с первого вечера и все более распространялись французскими поджигателями: «...бросавшими во все дома и церкви зажигательные снаряды... в низкие места из рук, а в высокие места - из пистолетов» . Чтобы спасти Дом, уже вечером в 10 ч Тутолмин расставил сотрудников и воспитанников по периметру территории Дома (там было не одно строение) с водой, гася искры и загорающиеся постройки: «...не переставали ходить французские поджигатели около Дома. И для того учредил я из своих подчиненных беспрестанные днем и ночью обходы, и во всех сторонах приготовил воду. Такими мерами избавил я дом от огня» .

Милое воспоминание: «5-го числа Наполеон поехал по городу смотреть свои злодеяния, доехал до Воспитательного дома, остановился и спросил: «Что это за здание?» Ему сказали: «Воспитательный Дом».
- Почему он не сгорел?
- Его избавил оного начальник со своими подчиненными».

6 сентября Тутолмина вызвали к Наполеону (он вспоминал, что Наполеон был: «...бел, полон... больше похож на немецкое лицо... бедра и икры полные» , хм, Толстой не врал). Что хотело «лицо немецкой внешности»? Да традиционно, «млеко, яйко, койка» - Чем вы там питаетесь? Да, освободите Дом для размещения наших войск . Тутолмину пришлось валяться в ногах («униженно просить») не вытряхивать более тысячи воспитанников - в доме оставались одни малолетки и груднички... Между разговором Наполеон упомянул: «...Россияне, оставившие сей город почти пустым... сами захотели предать пламени свою Столицу...» .

При этом свидетельство Тутолмина однозначно - город подожгли французы. Но зачем? Если месть Наполеона, то почему «корсиканское чудовище» валит именно на «россиян», - ведь в приватной беседе мог бы не стесняться своих подвигов?

Дело в том, что само описание действий поджигателей и мародеров ясно указывают, что это одни и те же лица. Поджог дома - стандартная практика мародеров. Вступив в такой большой, богатый город у тысяч, возможно, десятков тысяч французских мародеров было весьма немного времени, чтобы приумножить свои накопления (до организации комендантских патрулей, когда мародерство сменят официальные реквизиции и конфискации). Проводить обыски и перекапывать дворы - долго и хлопотно. Пытать хозяев, говорящих на незнакомом языке - бесполезно. Так как? Просто поджигаешь первый попавшийся дом. Что спасают его обитатели в первую очередь? Самое ценное. Отбираешь, милостиво позволяешь хозяевам потушить дом. Идешь к следующему дому... Профит.

Да, но в данном случае французы обманулись: брошенные в спешке практически со всей утварью дома (почти все жители Москвы ушли всего за несколько часов!) тушить было некому. Мародеры шли от дома к дому, поджигали, а результат - практически нулевой. В результате количество подожженных домов оказалось гораздо больше, чем при обычном способе «отъема имущества населения», и Пожар быстро становился необратимым. Собственно на это и намекал Наполеон, хорошо знавший «теорию и практику военной жизни», Тутолмину, проговорившись, что в пожаре виновны москвичи самим фактом оставления своих домов... Да, «ты виноват, что хочется мне кушать».

Вот собственно и «зарубка» на память об очередной «исторической загадке».

Кстати, в той же «Вики» упоминается, что отстоять Дом от огня якобы помогли 13 французских жандармов, выпрошенных Тутолминым для охраны в первый день... Ну, такое утверждать может только тот, кто не видел этот ДОМ - самое большое строение в тогдашней Москве! И не одно! Дом спасали многие сотни его работников, воспитанников и случайных беженцев из окрестных домов. А на счет 13 жандармов Тутолмин ясно докладывает: по прибытии сразу сели пьянствовать. «...Французский караул... и сам не сильно старался выполнить свои обязанности» . Позже, после пожара Наполеон послал туда еще 300 жандармов (охраняли госпиталь, въехавший в Дом). Остался отчет об откушенном доблестными евроинтеграторами: «...3 бочки и 110 бутылок пива, 63 бутылки красного..., 11 литров мадеры, 15 бутылок цимлянского, 12 бутылок рома, и 2 ведра «вина простого» и конечно, «...35 пудов хлеба и 680 булок» ! Французских.

PS. Сам Дом, думаю, знаком каждому жителю бывшего Союза - именно в тамбуре его главного входа и запер свою законную «вдовушку» Остап Бендер. Будете смотреть фильм - вспомните...

Loading...Loading...