Русский синодальный перевод

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.
2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.
3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена,
4. и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.
5. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.
6. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.
7. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.
8. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей.
9. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.
10. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.
11. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас.
12. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.
13. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.
14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» -
15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
16. тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
17. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную;
18. сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?»
19. Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.
20. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим , жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.
21. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.
22. Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас.
23. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.
24. И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

1–24. Молитва Израиля о спасении и ответ Бога.

Ис.33:1-12. Около 701-го г. ассирийцы приблизились, после победы над египтянами, к Иерусалиму, несмотря на то, что Езекия послал им в г. Лахис ту дань, какую они требовали. Ввиду такого вероломства ассирийцев пророк предвозвещает им гибель, народу же иудейскому предсказывает освобождение от ассирийского нашествия. Вслед за этим пророк выражает уверенность и в скором внутреннем обновлении жителей Иерусалима. В настоящее время положение столицы Иудеи – очень печально, но Сам Господь обещает жестоко наказать врагов Иерусалима, которые довели его до такого положения.

Ис.33:1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

Речь идет об Ассирии, которая давно уже, а именно со времени Асурнасир-Габала (885–860 г. г. до Р. Х.), приобрела такую мощь, что войска ее считались непобедимыми. И этой всемогущей державе предстоит разорение и опустошение.

«Грабитель» – возможно точнее с евр. хитрец, изменник, который грабит даже и своих союзников (ср. ст. 8).

«Когда кончишь». Окончит свои завоевательные походы Ассур, конечно, не по собственному желанию, а в силу истощения своего государства

Ис.33:2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.

Ис.33:3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена,

Ис.33:4. и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.

Ис.33:5. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.

Ис.33:6. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ве́дения; страх Господень будет сокровищем твоим.

Указав на условие освобождения из-под власти Ассура – веру в Господа, пророк изображает самое падение Ассура, в ограблении которого примет деятельное участие и Израиль. Вслед за этим временным спасением для Израиля наступит новое, лучшее будущее – откроется царство Мессии с его величайшими благами. На Сионе тогда будет царить справедливость; жители Иерусалима будут обладать мудростью и знанием.

«Господи! помилуй нас». Пророк воссылает Господу молитву о поддержке от лица всех, оставшихся верными Всевышнему.

«Будь нашею мышцею», т. е. нашим заступником, – поборись за нас.

«Добычу вашу». Здесь пророк обращается к ассирийцам, при удалении которых от Иерусалима евреи поспешат, конечно, завладеть огромной, забранной ассирийцами, добычей, которую те в панике бросят. Евреи так быстро заберут эту добычу, как быстро опустошает всю растительность известной полосы саранча (ср. Иоил.2:9).

«Высок Господь», т. е. Господь превозносим будет всеми за свое великое дело, какое Он совершит с гордым Ассуром.

«Судом и Правдою» – см. гл. 32, ст. 1, 16.

В 6 и 7 стихе толкователи насчитывают семь блаженств мессианского времени: а) суд; б) правда; в) безопасность; г) спасение; д) мудрость; е) ведение; ж) страх Господень.

Несомненно, что здесь мы имеем параллельное место к 11-й главе, где Самому Мессии приписывается семь даров Святого Духа (Ис.11:2-3).

Ис.33:7. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.

Ис.33:8. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, – ни во что ставит людей.

Ис.33:9. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

Настоящее положение Иудеи, однако, крайне бедственно.

«Сильные их» – по-евр. arielim, т. е. жители Ариила или Иерусалима (Ис.29:1), которые стояли теперь на улицах и громко кричали от страха под влиянием дошедших до них слухов о начальстве ассирийцев.

«Послы для мира», т. е. иудейские послы, пришедшие с грустными вестями от царя ассирийского (ср. Ис.15:4).

«Плачут» – конечно, о том, что их миссия не увенчалась успехом.

«Ни во что ставит людей», т. е. царь ассирийский ни с чьими правами считаться не желает, и, кроме того, ему ничего не стоит ежедневно истреблять целые десятки неповинных людей.

«Земля сетует». Пророк имеет здесь в виду опустошения, произведенные ассирийскими полчищами при их проходе чрез означенные здесь местности. Грубые завоеватели, конечно, не жалели ни вражеских лесов (Ливан и Кармил), ни плодоносных полей (Васан).

«Сарон» – долина, идущая по берегу Средиземного моря от Яффы до Кесарии, – которым ассирияне шли в Филистимскую землю, несомненно, весь был потоптан войсками.

Ис.33:10. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.

Ис.33:11. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас.

Ис.33:12. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.

Но теперь-то именно, когда надежда на человеческую помощь пропала у иудеев, Сам Господь выступает на защиту Своего народа и возвещает ассирийцам разрушение всех их планов и – погибель. Планы их, все их расчеты и намерения – бессильны, хрупки, как сено и солома.

«Ваше дыхание» – точнее: ваша свирепость.

«Сожжет», т. е. повредит, погубит.

«Народы», т. е. разные народы, входившие в состав ассирийской армии.

«Как горящая известь». Раз известка загорелась, ее почти невозможно потушить.

«Как срубленный терновник». Точно так же и подожженный костер из терновника потушить невозможно – так быстро огонь пожирает такой сухой материал!

Ис.33:13-22. Этот суд Божий над ассирийцами будет так грозен, что от него придут в ужас и грешники в Иерусалиме. Они готовы бы стоять подальше от этого грозного Судии и не знают, сохранится ли кто целым от гнева Божия. Пророк успокаивает благочестивых, что для них огонь гнева Божия не страшен и что Господь, напротив, даст Иерусалиму безопасность.

Он станет Судиею, законодателем и царем Своего народа.

Ис.33:13. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

«Что сделаю» – в переводе с евр.: «что Я сделал». Господь говорит здесь о суде над ассирийцами, как о факте уже совершившемся.

«Дальние» – иностранцы, «ближние» – жители Палестины и, прежде всего, Иудеи.

Ис.33:14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» –

Ис.33:15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

«Грешники», каких было немало в Иерусалиме (Ис.1:28), находят для себя стеснительным представление о Боге как грозном Судии, строго карающем за беззакония. Им не хочется расстаться со своими порочными привычками, а между тем – говорит царь-псалмопевец словами 14-го псалма (1–2 ст.) – это необходимо: только чистые и справедливые люди могут безопасно жить на Сионе, вблизи Бога-Судии.

«Не видеть зла», т. е. хороший человек не хочет и смотреть на зло, на преступление, а уже участвовать в нем, конечно, не станет!

Ис.33:16. тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Ис.33:17. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную;

Ис.33:18. сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань ? где осматривающий башни?»

Ис.33:19. Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

«Обитать на высотах» – то же, что иметь своим местопребыванием неприступные скалы.

«Хлеб... и вода» – необходимые средства для поддержания жизни.

«Глаза твои». Пророк обращается к жителям Иерусалима, которые доживут до времени освобождения от нашествия ассириян.

«Царя». Видимо это – Мессия. Ведь речь идет о Царе, которого увидят праведники. (См. толкование предыдущего стиха).

«В красоте его». Здесь намек на вретище, которое тогда по случаю печальных происшествий в своем государстве носил царь Езекия (Ис.37:1). Вместо этого вретища царь снова поднимет свои красивые одежды.

«Землю отдаленную» – точнее: землю, далеко раскинувшуюся. Здесь намек на то, что Иудейское царство, с уходом ассирийцев, займет все владения и царства Израильского.

«Сердце твое» – ты.

«Делавший перепись» – это чиновник ассирийский, ведший счет плательщикам податей в кассу ассирийского царя.

«Весивший дань». Денежных знаков в то время еще не было и серебро или золото, которым уплачивали дань, непременно нужно было взвешивать.

«Осматривающий башни» – это какой-нибудь ассирийский военачальник, ищущий, где лучше поставить ассирийский гарнизон.

«С языком странным, непонятным». Простой народ в Иудее, конечно, не мог понимать ассирийского языка (ср. Ис.28:11), тем более, что в армии ассирийского царя было много племен не-семитического происхождения.

Ис.33:20. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.

Ис.33:21. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.

Ис.33:22. Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас.

Здесь взор пророка переносится, очевидно, на царство Мессии. Иерусалим – средоточие религиозной жизни избранного народа – хотя и называется здесь еще скинией, но эта скиния представляется уже не разбирающейся, какой была скиния Моисеева, постоянно разбиравшаяся при переходе евреев с одного стана на другой, а построенною прочно, непоколебимо (ср. Ам.9:11). Имея в виду, что Ниневия, Вавилон, Фивы были защищены от внезапных нападений врагов широкими каналами, окружавшими их стены, пророк, чтобы изобразить безопасность, какою будет наслаждаться Иерусалим при Мессии, говорит, что Сам Господь будет охранять этот город. Благодаря этой защите, враги уже никакими способами не смогут взять Иерусалим, тогда как крепости, окруженные каналами, все-таки могли быть взяты врагами, которые бы могли привести с собою суда.

Ис.33:23. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.

Ис.33:24. И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

В настоящее время – говорит пророк – наше государство похоже на корабль с плохо держащимися снастями. Но – терпение! Скоро обстоятельства изменятся к лучшему и враги будут рассеяны, оставив после себя большую добычу в пользу иудеев. Но самое важное – здесь пророк, очевидно, имеет в виду уже время Мессии – жителям Иерусалима будут прощены их грехи перед Богом.

Относительно подлинности этой главы хотя и высказываются многими критиками сомнения, но все эти возражения основаны на том, что Исаия будто бы не мог писать в таком тоне. Понятно, что это мнение слишком субъективное и потому не заслуживает опровержения.

На строфы эту главу можно разделить так:

1 строфа – 1 ст. – (2)

2 строфа – 2–6 ст. – (2; 2, 2)

3 строфа – 7–9 ст. – (2, 2, 2)

4 строфа – 10–12 ст. – (1, 1, 1)

1 строфа – 13–16 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 17–21 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 22–24 ст. – (2, 2)

1 Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

2 Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.

3 От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена,

4 и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.

5 Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.

6 И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.

7 Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.

8 Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, – ни во что ставит людей.

9 Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

10 Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.

11 Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас.

12 И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.

13 Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» ‑

15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

16 тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

17 Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную;

18 сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший [дань?] где осматривающий башни?»

19 Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

20 Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.

21 Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.

22 Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас.

23 Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.

24 И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

5. ГОРЕ ОПУСТОШИТЕЛЯМ (глава 33)

а. Горе Ассирии (33:1-2)

Ис. 33:1 . Обращение пророка к Ассирии - "опустошителю" современного ему мира, которая сама опустошений не знала с конца 9-го века до Р. Х. (т. е. ко времени Исаии около 200 лет!), будучи государством могучим и непобедимым. Близится день твоего опустошения! - возвещает Исаия, подразумевая недалекое уже истощение этого военного и политического "монстра". Слово "грабитель" в стихе 1, при более точном переводе с еврейского, звучит как "предатель, грабящий и своих союзников" (дополнительный смысловой оттенок получают, соответственно, и все производные от этого слова).

Ис. 33:2-4 . От имени верующего "остатка" в Иудее и Израиле взывает пророк к Господу (стих 2): помилуй нас, на Тебя уповаем… будь нашею мышцею (т. е. силой нашей и защитой).

В стихах 3-4, вероятно, отразилась убежденность Исаии в конечном торжестве его народа, имеющего Богом Иегову. Ибо от грозного гласа Его побегут враждебные евреям народы… рассеются восстающие на них племена. И будут соплеменники пророка собирать добычу, прежде награбленную их врагами. Известно, что гусеница и саранча очень быстро пожирают окружающий их растительный покров.

Отсюда образ в стихе 4 - как бы стремительного и подчистую "грабежа награбленного" евреями. Однако то, о чем говорится в этом стихе, предвозвестило и некую конкретную историческую ситуацию, близкую ко времени Исаии - когда в 701 году иудеи "подвергли опустошению" богатый военный лагерь ассирийцев, внезапно и в панике брошенный ими.

Ис. 33:5-6 . Прославление Господа в контексте предвозвестия мессианского времени, признаки которого перечислены в этих стихах: это справедливый суд и торжество праведности на Сионе, всеобщая безопасность, спасение, мудрость и знание ("ведение"), и наконец основа всего этого - благоговение перед Господом (страх Господень).

Ис. 33:7-12 . Пророк опять обращается к печальным делам своих дней. В страхе кричать и горько плакать предстоит "сильным" в Иерусалиме и послам их, искавшим примирения (мира) с Ассирией, когда та "пойдет", чтобы усмирить мятежную Иудею. Вероятное историческое соответствие: узнав о пребывании Сеинахирима в городе Лахисе, царь Езекия "смирился" и послал ему туда ежегодную дань, однако, это ассирийца не "задобрило".

В стихах 8-9 пророк красочно описывает вероломство и безжалостность Ассура, который ни во что ставит людей. Увял по отношению к Ливану, очевидно, подразумевает "увядание" (в иносказательном смысле) его роскошных кедровых лесов. Славившаяся своим плодородием долина Сарона, следующая берегом Средиземного моря на юг от горы Кармил, уподобилась, стараниями ассирийцев, бесплодной Аравийской пустыне: идя этой долиной на покорение филистимлян, ассирийские полчища вытоптали ее. Облетели листья с деревьев Васана (само название означает "плодородная равнина").

Образы этого разорения являются одновременно образами человеческой беспомощности перед злом, символизируемым Ассуром. Только Бог может помочь им. И Он восстанет на защиту Своего народа, провозглашает пророк (стих 10). Сену и соломе (стих 11) уподобляет он дерзкие и коварные планы ассирийцев, их свирепые намерения; самое дыхание их (по другому прочтению - "свирепость") погубит их (пожрет, как огонь). В стихе 12 речь о народах, входивших в состав Ассирийской империи, и в большей, вероятно, степени об их воинах, служивших в армии ассирийцев. Их тоже ожидает гибель, как в огне. Горящая известь и терновник - образы быстрого всепожирающего огня.

б. Об избавлении праведных (33:13-24)

Ис. 33:13-16 . В стихе 13 правильнее читать что сделал Я, т. е. видении пророка гибель Ассура уже совершилась. Не только "дальним" (живущим вдали от Палестины), но и "ближним" (т. е. обитателям ее и в первую очередь иудеям) необходимо узнать и осознать то, что совершается и будет совершено Господом в безграничном Его могуществе.

Знание это, естественно, устрашает (стих 14), и более других, вероятно, грешников на Сионе (иудеев) - ведь они ближе остальных стоят к Иегове. Для них Он - "огонь поядающий" и "вечное пламя", в котором они "не могут" жить, другими словами, Судия, чрезмерно сурово наказывающий их за привычную для них жизнь во грехе. Да, соглашается пророк, лишь люди, больше возлюбившие истину чем ложь, бескорыстные, ненавидящие кровопролитие и зло (стих 15) могут жить в Иерусалиме ("вблизи Иеговы") спокойно и безопасно ("высоты", непреступные скалы в стихе 16 - символы этой безопасности), ни в чем не испытывая нужды.

Ис. 33:17-24 . Некоторые видят в "Царе" (стих 17) Мессию, но более вероятно, что здесь пророк говорит еще о царе современной ему Иудеи; это подтверждается и перечислением "ужасов", соответствовавших именно той исторической обстановке, от которых иудеи получат избавление (стихи 18-19). Одновременно они увидят своего Царя в регалиях его царского достоинства - в красоте Его (сопоставьте с "вретищем", которым "покрылся" царь Езекия в осажденном Иерусалиме; Ис. 37:1). Кстати, при более точном переводе фраза узрят землю отдаленную звучит как "узрят землю, простирающуюся вдаль", и это, скорее всего, означает, что пророку виделось, после падения Ассирии, воссоздание единого еврейского царства на территории не только Иудеи, но и Израиля.

Ужасом ("ужасами" - стих 18) были для иудеев ассирийские чиновники, которые, очевидно, производили среди них перепись для установления точного числа тех, кто платил "сверхдержаве" того времени налоги - вероятно, золотом и серебром, которые при уплате дани взвешивались. Под "осматривающим башни" (городские, сторожевые), по-видимому, понимался представитель ассирийской военной администрации. Язык народа свирепого (стих 19), т. е. ассирийцев, звучал для иудеев невнятно, странно и непонятно.

В стихе 20 пророк явно переносится в отдаленное будущее, в век Мессианского царства, тема которого звучит до конца этой главы (за исключением стиха 23). Иерусалим рисуется им не только как жилище мирное, но и в образе скинии (символ пребывания Господа), утвержденной в нем навечно - столпы ее не будут более "исторгать" из земли (как было, когда историческую скинию переносили с места на место).

Образ надежной защищенности будущего Иерусалима в стихе 21 можно, видимо, объяснить, исходя из того, что некоторые крупные города на древнем Востоке окружены были (в целях защиты от внезапного нападения) широкими каналами. "При желании" в них, однако, могли войти вражеские "весельные суда", или корабли. Но Иерусалиму Мессианского века будет служить защитой - вместо рек и каналов - Сам великий Господь, судия… законодатель… царь (стих 22) в Тысячелетнем царстве.

В стихе 23 - образ крайне ослабленной ныне Иудеи. Но Ассура ожидает поражение, предвидит пророк, и тогда для иудеев наступит время делить добычу, которой будет так много, что и хромые пойдут на грабеж. (Вероятное осуществление этого пророчества можно опять-таки видеть в поражении ассирийцев Ангелом Господним под Иерусалимом в 701 г. до Р. Х.)

В завершающем стихе главы снова возникает картина Мессианского царства, жителям которого будут отпущены их согрешения; там не будет уже болезней - как одного из последствий греха.

Повествует о спасении народа Израилева от ассирийских войск, а в будущем - от всех врагов.

33:1 Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.
Здесь пророк обращается к опустошителям и грабителям Иудеи. После того, как Ассирия закончит свою миссию по разграблению и опустошению удела Божьего в наказание за идолопоклонство, союзы с Египтом и другими государствами - придет и их очередь. За нечестие ограбят самого грабителя и опустошат его.

Прежде всего, Иегова сделает это потому, что Ассирия – ненасытна в своём желании угнетать Иудею. Ей позволено лишь наказать Иудеев, а Ассур грезил полным её порабощением: Езекия смирился перед Ассирийским царем ок. 700 г. до н.э., послав ему дань в Лахис. Но Сеннахирим этим не удовольствовался, и решил поработить Иудею (4Цар.18:14). Похожая ситуация произошла с Факеем, (сравните 2Пар.28:9-15).

В итоге, Ассирию опустошит царь северный (Вавилон) совместно с мидийскими войсками (Иез.26:7). Можно проследить такую же участь язычникам на протяжении всей истории народа Иеговы: наказание за причинение вреда не только отступникам в уделе Господнем, но и праведникам, побудят Господа скинуть Вавилон со своего места с помощью Мидо-Персии. То же будет и с последним «царём северным», кого Бог допустит для наказания своего народа – перед завершением этой системы вещей (Дан.7:25,26; Откр.13:5-7; 19:20).

33:2 Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.
В это печальное время осады со стороны Асура, Исаия от имени остатка иудеев обращается к Богу Израилевому в надежде на спасение. Как выяснится, в этот момент Иудея перестанет уповать на политические союзы с другими странами (Ис. 37гл.).

будь нашею мышцею - то есть, будь нашей силой, свергающей иго Асура.

33:3 От грозного гласа [Твоего] побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена,
В своей молитве остаток иудеев выражает надежду и уверенность на то, что только Бог в силах спасти их от "железной печи" - рабства Ассирийского, а также от других народов, союзных с Ассуром.

33:4 и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.
Далее пророк предвещает горе Ассуру: что то, что завоевала Ассирия, достанется другим народам. Добыча их будет пожрана таким же образом, как быстро пожирают молодые зеленые растения гусеница и саранча. Здесь предсказано, что иудеям достанется та добыча, которую награбили ассирийцы, бежавшие поспешно от руки Иеговы в ночь, когда Его ангел погубил 185 000 воинов (Ис.37:36).

33:5 Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.
Иегова един и высок над всею землею - это следовало бы помнить всем Его противникам. И Он накажет по законам справедливости своих врагов, зачистив в будущем территорию Земли от нечестивых. В результате этих мероприятий, как в народе Бога, так и всей Земли (Пс 36:9,10) Сион наполнится правдою.
Сион - символ оплота народа Иеговы, город Иерусалим, которым в Миллениуме «наполнится» вся земля (будет управляема небесным Иерусалимом – соправителями Иисуса Христа, Откр 21:1,2).

33:6 И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.
В это благодатное время ничто не станет угрожать городу Иерусалиму и Божьему народу.
Так как сам народ Израиля будет испытывать богоугодный страх перед Иеговой, этот страх станет их сокровищем и поможет приобрести мудрость, ведение и спасение. Так, что народ Бога уже не будет нуждаться ни в чем, всем их обеспечит Иегова.

33:7-9 Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.
8 Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей.
9 Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

Под сильными здесь подразумеваются жители Иерусалима (евр. ариил), они кричат на улицах от горя; послы, которые были посланы для мира к Сеннахириму, горько плачут, так как их миссия провалилась.
Ассирийский царь поступил подло, несмотря на то, что Езекия отправил послов к царю, уплатил назначенную дань и заключил с ним договор. Но Ассур нарушил свои обязательства, захотев посягнуть и на город Иеговы – Иерусалим (4Цар.18:14). Ведь для того он и разрушил многие города Иудеи, обратив их жителей в плен, - чтобы подобраться к Иерусалиму.

Ливан, Сарон, Васан и Кармил - все это покоренные ассирийцами местности иудейские.

33:10 Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.
Иегова обещает, что встанет на защиту своего народа и поднимется против врагов Иудеи, Он обещает им:

33:11,12 Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас.
12 И будут народы, [как] горящая известь, [как] срубленный терновник, будут сожжены в огне.

Не удастся ассирийцам воплотить в жизнь свои коварные замыслы, так как его осуществлению помешает сам Бог Израилев. Вместо плода - покорения Иерусалима, Ассура ожидает огонь, который они сами же себе родили, восстав против святого Израилева.
Поэтому все народы, ополчившиеся против Иудеи превратятся в пылающий терновник

беременны сеном – вынашиваете пустые мечты, потому и плод – пустота, все усилия по захвату Иерусалима – напрасны.

33:13,14 Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.
14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" -

Бог устами пророка предвещает то, что сотворит и дальним (языческим народам), и ближним - самому народу Иудеи.
Кара Господня коснется всех попирающих Божьи святыни - неважно, где они находятся: в самом Иерусалиме - на Сионе, или же вокруг него (речь о тех нечестивцах, кто причиняет вред Иерусалиму, осаждая его).

Далее задается вопрос: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?"
Этим словно бы спрашивается, кто из народа Иеговы и язычников, не знающих Бога, может попасть в миропорядок Божий, если они не хотят погибнуть вместе с остальными?

33:15,16 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
16 тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Независимо от местонахождения такого человека (в народе Иеговы или вне его) он должен поступать по закону Иеговы: живущие в эпохе В.З. должны были поступать по закону Моисееву; христиане - по закону НЗ; язычники - по закону чистоты совести, созвучной закону Н.З. (Рим 2:15).

Это означает, что, в любом случае, все они должны поступать угодно Богу (по своей вере, так как все что не по вере -грех), говорить истину (не лгать).
А далее дается портрет такого богобоязненного человека:
- кто презирает наживу и обогащение за счет других, кто не строит свое благополучие за счет уничижения других людей;
- кто не берет взяток от других, понимая что во всем должен вести себя честно;
- кому неприятна сама мысль и разговор о том, чтобы кого-то убить и этим достичь своей цели, даже во имя интересов страны;
- кто не желает смотреть на насилие и жестокость, и сам не поступает таким образом, и не получает удовольствие от просматривания подобных сцен (а кто получает удовольствие от вида чужой крови – тот совсем не знает Бога).

Бог обещает таким богобоязненным людям, что они получат в награду жилище на высотах, рядом с Иеговой. И пропитание такому человеку будет обеспечено. Неприступные скалы - это символ недоступности от притеснений со стороны нечестивцев и беззаконных.
В духовном смысле всем богобоязненным будет обеспечен духовный хлеб и вода – всё то, в чем они при жизни так нуждались, отыскивая ответы на свои жизненные вопросы.

33:17 Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную;
Речь идёт о Царе Иеговы – Иисусе Христе: его увидят все, кто будет допущен в тысячелетие его правления (кого воскресят в Миллениуме). Царь этот будет, прежде всего, красив в духовном смысле, потому как всегда будет поступать по воле Иеговы.
Землю отдаленную - точнее: "землю, далеко раскинувшуюся". Царство Мессии раскинется далеко и охватит всю землю.

Частично испо лняется в Новом Завете - в эре действия христианского собрания, поклоняющегося Иегове под руководством назначенного Им Иисуса Христа (кроме времени отступничества).

33:18,19 сердце твое будет [только] вспоминать об ужасах: "где делавший перепись? где весивший [дань]? где осматривающий башни?"
19 Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

В тысячелетии Христа воскресшие будут лишь вспоминать об ужасах угнетения и притеснения, испытанных в веке несправедливости. Но Бог обещает, что воскресшие (Израиль по плоти - в том числе) вовеки больше не столкнутся с жестокими притеснителями-иностранцами, так как в мире Бога все будут понимать друг друга.

33:20 Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.
Только лишь один город на всей планете будет процветать – Сион – небесный Иерусалим, сходящий на Землю, наполняя собою всю Землю (Откр.21:1,2) – в том смысле, что только небесное правительство Иисуса Христа будет управлять всею землёю.

Этот город настолько будет крепким в своих основаниях, что никогда не будет разрушен. И это неудивительно, так как основанием самого Иерусалима станет правда и истина. Ни один нечестивец не войдет в этот «город» (Откр 21:27).

непоколебимая скиния – это образно «шатер», где Иегова будет обитать со своим народом и, - чем станет вся Земля (Откр. 21:3,4).

город праздничных собраний – это Иерусалим, город поклонения Иегове. В царствование Христа также будут проводиться праздники Богу Израилевому (Откр 7:9, Зах.14:16 - праздник кущей, по крайней мере, будет там проводиться, пальмовые ветки -символ праздника кущей).

33:21,22 Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.
22 Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас.
Сравнение Иеговы с реками и каналами говорит о том, что как в древности реки и каналы служили защитой от нападения врагов (примером тому служила река Евфрат вокруг Вавилона или канал вокруг Ниневии), так и Иегова будет защитой для Своего народа. В прекрасный город Иерусалим не проникнет ни один нечестивец, на каком бы судне он ни приплыл: на больших галерах или других суднах.
Так как сам Бог будет праведным судьей, законодателем и царем Израиля.
И если в древности народ Иеговы защищали судьи, воздвигаемые Богом для борьбы с иноземцами, то в Миллениуме сам Бог со своими ангелами послужит защитой от нечестивых, установив суд и справедливость на Земле.

33:23 Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.
Здесь – образно о разграблении нечестивцев: всё, что награбят их «корабли» в этом веке – им не достанется (с собой в могилу не унесут). Все, что народ Иеговы потерял в этом веке из-за притеснителей, всё, что у него отняли грабители – Бог вернёт им в Своём мире, и даст даже более того – жизнь вечную (Марк 10:29,30).

33:24 И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.
Всем, кто попадёт в Божий мир, Израилю по плоти – в том числе, будут прощены согрешения смертного тела – благодаря искупительной жертве Иисуса Христа. После того, как каждый из израильтян расплатится за свои грехи смертью первой и выйдет из могил по гласу Христа в новом (искупление Христа позволяет выйти из могил, Рим.6:23) – воскрешённым будут даны совершенные тела, не подверженные старению и болезням (Рим. 6:7; 9:12; Ин. 2:28,29).

Однако, совершенство тела еще не означает достижения конечной цели - достижения святости. Внутреннего человека израильтянам придется обновлять самим под руководством соправителей Христа (Евр.11:40). И только после последнего испытания дьяволом станет ясно, кто есть кто. Кому удастся избавиться от жала смерти - греха, тот достигнет святости сыновей Божиих, и тогда обретёт жизнь вечную (Откр.20:7-10; 21:3,4).

Loading...Loading...