Лютня Финна в "Скайриме": описание, получение, применение. Прохождение Skyrim - коллегия бардов Зачем нам это нужно вообще

Для того чтобы обокрасть кого-то, совсем необязательно красться, можно просто зайдя в дом к потенциальной жертве или в магазин, надеть на голову жертве ведро или бадью и вас никто не видит .

Баг с верховой ездой на Тенегриве

Переодически при попытке взобраться на Тенегрива происходит следующий баг: персонаж игрока исчезает, но игра все равно переходит в режим верховой езды. Выглядит это как управление непосредственно Тенегривом, правда и слезть с него уже не получится. Если в таком состоянии использовать быстрое перемещение, то при завершении перехода персонаж игрока вновь окажется на Тенегриве, но лишь в качестве "манекена" (управление все равно останется на Тенегриве). Единственный способ лечения бага в самой игре - это сделать быстрое перемещение в одну из столиц (Вайтран, Рифтен, Виндхельм и т.п.), внутрь которых на лошади нельзя попасть.

Баг происходит переодически и пока никакой закономерности в его появлении не выявил, так же возможно, что он распространен не только на Тенегрива.

В пещере "Каменный ручей"

1) Была найдена Лютня Финна. Выкинуть нельзя, продать нельзя, кому отдавать - неизвестно. Было бы неплохо заблокировать возможность подбирать квестовые айтемы до начала самих квестов. Иначе, есть риск что игроку придется таскать с собой кучу неперспективных вещей. Или накрайняк к каждому такому предмету приделать дополнительный квест - "найти хозяина вещи".

Лютню финна можно отдать Инге Шесть Пальцев, что находится в коллегии бардов, в Солитьюде.

2) Был найден труднодостижимый выход из какого-то другого подземелья, возможно, есть риск поломать скрипты, войдя в него (это место находится над водопадом, откуда вытекает подземная река) Было бы неплохо разработчикам заблокировать возможность залезть наверх через этот вход.

3) И ещё один баг... Взяв квест в коллегии бардов на возвращения флейты, барабана или люти можно сталкнуться с следующими трудностями имея хотябы один из квестовых предметов который "прописался в инвинтаре" - сдаёте выполненый квест и получаете заслуженное но предметы у вас не забирают!!! И вы таскаете лишний хлам, выбросить или положить кражей предмет NPC давшему квест не получится... Выход реальный всего один выполнить квесты, найти ID предметов и установить значение этих предметов на 0

В квестах "Отнести золотую руду Мадези", "Отнести бивень мамонта Мадези" и "Отнести 2 безупречных сапфира Мадези"

Маркер квеста не показывает направление на торговца, даже если все необходимые предметы у вас в инвентаре. Для тех кто проходит этот квест и забыл где находится торговец, напомню что это аргониан, который продаёт драгоценности и украшения на торговой площади в городе Рифтен (в том где Гильдия Воров). (Этот город - Рифтен).

Конфликт двух квестов в Рифтене:

"Случайная встреча" от Бриньольфа на вступление в гильдию воров.

И квеста:

"Найти информацию о прошлом Бранд-Шея" \ "Вернуться к Бранд-Шею". от Бранд-Шея. Процитирую Бриньольфа на тему этого квеста:

Чем вам не угодил Бранд-Шей?

Нас наняли намекнуть Бранд-Шею, чтобы не совался не в свои дела. Но мы же не Темное Братство, так что убивать его не будем, просто засадим в тюрьму на пару-тройку дней.

Стоит пояснить. В Рифтене, для вступления в гильдию воров, Бриньольф попросит вас взломать сундучок внутри прилавка Мадези, и стащить у него кольцо, а потом подбросить это кольцо Бранд-Шею. После подбрасывания кольца, его сразу же уведет в тюрьму стражник. Но этот же Бранд-Шей выдает квест на развеивание завесы тайны его происхождения. Ситуация следующая - персонаж берет квест "Найти информацию о прошлом Бранд-Шея", а потом выполняет квест "Случайная встреча" и Бранд-Шей попадает в тюрьму. Когда персонаж

Он говорит правду, это я его подставил! =)

возвращается в Рифтен ("Вернуться к Бранд-Шею"), он сталкивается с неожиданным сюрпризом - Бранд-Шея так и не выпустили! Более того, попытки поговорить с ним в тюрьме не приводят к завершению задания, он ругает весь этот прогнивший город, и совсем не интересуется о том, что персоонажу удалось узнать о его прошлом. Набравшись терпения пропустил 5 дней подряд, На пятый день его все-таки "отпустили". Теперь мы можем сдать ему задание. Вот только "отпустили" образно. Он все так же сидит в тюрьме, и приветственно отвечает "Если будешь на рынке, я там торгую роскошными товарами из Морроувинда..." Думаю, нужно бы вернуть его на рынок после пары дней. Все говорит о том, что со временем его должны отпустить, а те два факта, что он в первую неделю заключения ни с кем не общаются и уже никогда не выйдет из тюрьмы кого угодно на ведут на мысль, что квест невыполним.

Квест "Зов Луны" Можно одним разом получить два бонуса .

Встречаем оборотня, соглашаемся его не убивать.

Убиваем всех охотников вместе с ним. Говорим с ним - получаем пассивку на его приходы.

Тут же убиваем его. Снимаем шкуру. появляется Бог - дарует нам свой приз.

Выходим из пещеры - опять появляется Бог и говорит, что жаль, что мы не убили Оборотня, и дарует нам пассивку на убийство животных.

Не судите строго режьте,пинайте...

Вес: 4 Цена: 25 Связанный квест:
Лютня Финна

Лютня Финна (ориг. Finn"s Lute ) - квестовый предмет, разное в игре The Elder Scrolls V: Skyrim .

Описание

Стандартная восьмихоровая лютня, принадлежащая некогда барду по имени Финн. В ней не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что Финн изобрёл восьмихоровую лютню, придумав, как натянуть струны для дополнительных хоров. До этого барды использовали лютни с шестью хорами. Новые музыкальные инструменты получили большую популярность среди музыкантов Скайрима. И именно эта лютня является первой восьмихоровой.

Около года назад в Коллегию бардов проникли воры и украли множество ценных вещей, в том числе и раритетный музыкальный инструмент. Вряд ли они понимали, какое это сокровище. Одна из преподавателей Коллегии, Инге Шесть Пальцев , очень грустит, мечтая когда-нибудь вернуть лютню обратно в учебное заведение. Недавно стало известно место , куда сбежали воры, и протагонист может предложить свою помощь в возвращении реликвии.

Местонахождение

Лютня находится в логове бандитов, пещере Каменный Ручей . Она хранится в сундуке, расположенном в конце локации , рядом с главарём шайки.

Квесты

  • «Лютня Финна » - является целевым предметом задания.

Примечания

  • Возможно Финн является знаменитым путешественником, написавшим книгу «Охота на троллей ».

Баги

  • После завершения квеста лютня может остаться в инвентаре в качестве квестового предмета, и от неё станет невозможно избавиться обычным способом.
    • Решение 1: баг исправлен в официальном патче для Skyrim версии 1.4 и выше.
    • Решение 2 PC : использовать консольную команду player.removeitem DABAB 1 .
  • Если лютня была найдена до получения квеста, то в финале она останется в инвентаре в качестве квестового предмета.
    • Решение PC : баг исправлен в Unofficial Skyrim Patch версии 1.2.1 и выше.
  • Если лютня была найдена до получения квеста, то он может застрять в журнале заданий, даже если был сдан квестодателю и была получена награда.
    • Решение 1: в диалоге с Инге Шесть Пальцев нужно выбрать тему «Мне удалось найти лютню Финна », а пункт «Почему ты грустишь? » нельзя выбирать ни в коем случае. Если тема выбрана правильно, то скрипт сработает как нужно и квест будет завершён.
    • Решение 2 PC : баг исправлен в Unofficial Skyrim Patch версии 1.2.1 и выше.
    • Решение 3 PC : выбрать тему «Почему ты грустишь? », инициировав начало квеста, а затем использовать консольную команду SetStage BardsCollegeLute 40 , переключив стадию задания. После этого можно поговорить с Инге и сдать квест в штатном режиме.
Найти лютню Финна
Источник задания Инге Шесть Пальцев
Вознаграждение +1 к навыкам (см. текст)
Предыдущий Поджигай!
Локация Колледж Бардов
Сложность Легкая
ID BardsCollegeFlute
Декан Инге Шесть Пальцев поведает о том, что год назад, когда в Коллегию забрались воры, у нее был украден необычайно ценный предмет – лютня Финна, первая из созданных 8-хоровых лютен. Бандиты, укравшие лютню, расположились в Пещере Каменный Ручей, где их и найдет Довакин .

После возвращения пропавших инструментов, каждый декан отблагодарит героя, преподав ему пару уроков мастерства. Инге в качестве награды повышает на один пункт навыки: Алхимия, Лёгкая броня, Взлом, Карманная кража, Скрытность и Красноречие.

Баги

  • Иногда, после завершения квестов, деканы «забывают» забрать инструменты из инвентаря героя. Единственный способ удалить их – использование консольных команд player.removeitem 000DABA7 1 (для флейты Пантеи), player.removeitem 000daba9 1(для барабана Рьорна), player.removeitem 000dabab 1(для лютни Финна).
  • Также, если игрок обнаружил данные предметы до получения соответствующих квестов, возвращение инструментов станет невозможным. Для того, чтобы завершить задания, необходимо воспользоватся консолью: setstage bardscollegeflute 40(завершает задание с флейтой Пантеи), setstage BardsCollegeLute 40(завершает задание с лютней Финна), setstage BardsCollegeDrum 40(завершает задание с барабаном Рьорна).

Что бы вступить в ряды бардов, отправляйтесь в Солитьюд, найдите там здание «Коллекия бардов» и поговорите с Виармо. Он скажет, что берут не всех желающих, и что бы доказать свою пользу для коллегии, нужно выполнить одно задание…

Задание берется в Солитьюде, в Кллегии бардов, у Виармо.

Виармо расскажет, что у бардов, с незапамятных времен существует праздник — сожжение чучела короля Олафа. Но сейчас праздник под угрозой отмены, и что бы уговорить власти оставить праздник — нужно найти древнюю «Песнь о короле Олафе»

На карте будет отмечено подземелье, в которое и отправляемся:

Приготовьтесь к зачистке большого подземелья, с парой загадок и ловушек. Первый совет — будьте внимательней к рычагам на стене, они открывают двери/решетки, для прохождения дальше, например этот рычаг на стене открывает решетку в полу, куда надо прыгнуть:

Находим по маркеру запертую комнату, используем рычаг слева, открывается «дверь» где и лежит «Песнь о короле Олафе». После того как возьмете ее — следуйте за призраком.

Он откроет запечатанную магическую дверь, после которой будет загадка — дверь с кольцами, которые нужно повернуть в нужном направлении (кстати, вначале подземелья, на столе был коготь — надеюсь вы взяли его?). Поворачиваем кольца как показано на рисунки, используем коготь, и дверь открывается:

Дальше предстоит бой с огромным количеством Драугов, во главе с Королем Олаф Одноглазый. Убиваем их всех, берем с тела ключ и эбонитовый одноручный меч — и выбираемся наружу. Не забудьте по дороге к выходу открыть сундук с сокровищами короля. А так же подойти к стене, что бы выучить новое драконье слово:

Возвращаемся к Виармо, отдаем книгу. Он скажет, что некоторые страницы испорчены, на что мы предлагаем ему дописать книгу самим. Я везде выбирал первые варианты. После чего нам предстоит присутствовать при исполнении песни, потом найти Йорна и сказать что праздник состоится, и нужно доделать чучело, после чего прийти в указанное маркером место, посмотреть как подожгут чучело короля Олафа.

Там же говорим с Виармо еще раз — теперь вы бард! Получаем 1000 золотых, задание завершено.


Что бы взять другие задания — поговорите с тремя профессорами в гильдии бардов.


Инге Шесть Пальцев попросит нас найти на лютню Финна

Для этого отправляемся в пещеру «Каменный Ручей».

Идём вверх по течению, смотрим под ноги на предмет ловушек, убиваем несколько бандитов. Первый поворот направо приведёт нас к сундуку с лютней.

Охраняет его один Мародер алхимик (мне у него попалось сердце Даэдра). Если пойти дальше по ручью будет место добычи лунного камня. Возвращаемся к Инге, она оплачивает наши труды обучением — Алхимия, Лёгкая броня, Взлом, Карманная кража, Скрытность и Красноречие повышаются на один пункт.

Пантея Атейя хочет вернуть украденную флейту

Флейта была продана некромантам, т.к. якобы может оживлять мёртвых. Отправляемся за ней в Пещеру Хоба. Пробираясь по ледяным коридорам убиваем несколько некромантов и скелетов. Добравшись до небольшого зала, видим закрытый проход, дёргаем цепочку справа от него.

(Тут на полке слева, в сумке аптекаря, мне попалось сердце Даэдра)

Вытаскиваем камни душ из каждого столбика и проходим. Впереди видим подъём с лестницей и несколько некромантов, наверху в сундуке будет флейта.

Спрыгнув с уступа оказываемся у входа и идём назад за наградой. Пантея повысит на один пункт Изменение, Иллюзию, Колдовство, Восстановление, Разрушение и Зачарование.

Жиро Жиману нужен барабан Рьорна

Наш путь лежит в Каирн Холдира. Войдя в пещеру, видим загадочный столб энергии и несколько трупов. На постаменте лежит дневник, из которого можно узнать о судьбе неудачных бандитов. Рядом берём ключ от склепа и заходим в него. Внутри нас встретятся призраки и драугры. Добравшись до закрытого прохода дёргаем рычаг — он находится позади каменного кресла.

Далее будет комната с каменной дверью слева, не спешите активировать рычаг — сработает ловушка. На стенах видим пары табличек с изображением животного. Напротив каждой пары есть камень который нужно повернуть, чтобы изображение совпало с табличками.

По часовой стрелке от входа это — орёл, змея, рыба. Теперь дёрнув рычаг проходим дальше и встречаемся с Холдиром. Сам он является призраком, но будет вселяться в тела драугров.



Одолев его, забираем неплохой по цене посох и барабан из сундука.

Открываем люк и прыгаем вниз к входу. Возвращаемся в коллегию бардов. Наша награда — повышение навыков: Блокирование, Стрельба, Одноручное оружие, Двуручное оружие, Тяжелая броня, Кузнечное дело.


Описания следующих заданий будет добавлено позже.

Лютня Финна в "Скайриме" - игровой предмет, который может повстречаться каждому игроку. Но где его взять? Как использовать? Для чего вообще нужен данный инструмент? Разобраться во всем этом и не только мы постараемся далее. На самом деле все проще, чем кажется.

Описание

Лютня Финна в "Скайриме" - квестовый предмет. Представляет собой обычную восьмихоровую лютню. Раньше инструмент принадлежал барду по имени Финн. Упомянутый предмет - первая восьмихоровая лютня. Она высоко ценится в мире "Скайрима".

Помимо предмета, лютней Финна называют одноименный квест. Он сводится к поиску заветного инструмента для Гильдии бардов.

Где искать

Где найти лютню Финна? Она была украдена ворами. Найти ее можно в Хранится инструмент в сундуке около главаря шайки воров.

Квест выдается профессором Коллегии бардов, если у игрока пройдено задание "Поджигай!". Игроку необходимо поговорить с Игне и отправиться на поиски заветного инструмента.

Кому отдать лютню Финна в "Скайриме" после небольшого путешествия и стычки с ворами? Нужно вернуться к Игне в Солитьюд. Она заберет инструмент и в качестве награды повысит на один пункт навыки Вора.

Как получить без проблем

В "Скайриме" лютня Финна может быть выдана при помощи игровой консоли. Это быстрое решение для прохождения квеста.

Для того чтобы воспользоваться приемом, игроку предстоит:

  1. Открыть консоль в "Скайриме", нажав на "~" на клавиатуре.
  2. Напечатать player.additem 000DABAB 1.
  3. Кликнуть по кнопке "Ввод" на клавиатуре.

После проделанных действий в инвентаре персонажа появится 1 лютня. Она не обладает никакими особыми навыками.

Вот характеристики, которые предписаны инструменту:

  • вес - 4;
  • цена - 25 монет.

Как уже было сказано, предмет используется для прохождения одноименного квеста.

Важно: чтобы не умереть во время битв в "Скайриме", можно включить "режим Бога". Для этого в консоли нужно написать TGM. Команда отключает расход жизни, маны и выносливости в игре.

Loading...Loading...