17 июля 1610. Час позора. Как российская элита Кремль полякам сдавала. Число рождения для мужчины

В борьбе с Тушинским вором режим царя Василия изнемогал. Для него было крайне важно, чтобы коронная армия Польши не вторглась в Россию. С поляками-добровольцами, воевавшими в войске самозванца, как-то справлялись. Однако в сентябре 1608 г. пришло трагическое для Шуйского известие: поляки объявили России войну и во главе с королем вторглись в русские пределы, осадив Смоленск. Сейм согласился с доводами Сигизмунда II и решил воспользоваться смутой в России, чтобы вернуть Речи Посполитой Смоленск и другие утерянные в ходе русско-польских войн восточные территории. В среде польской шляхты вынашивались и планы полного подчинения России, превращения ее в своего рода колонию. Из-под стен Смоленска Сигизмунд II приказал полякам-тушинцам прибыть к нему на службу.

Лишенный польской помощи, Лжедмитрий II вместе с Мариной в конце 1609 г. бежал из «воровской столицы» в Калугу, но для тушинских бояр во главе с патриархом Филаретом путь назад, в Москву, был отрезан. Поэтому они, думая о собственном спасении, в противовес ненавистному им Шуйскому, попросили (устами Филарета) польского короля отпустить на московский трон его сына Владислава, обусловив его вступление согласием «всей земли» и переходом Владислава в православие. Так они, вольно или невольно, посеяли ветер, превратившийся вскоре в бурю…

Посольство из Тушина явилось под Смоленск в лагерь короля на переговоры, которые завершились 4 февраля 1610 г. предварительным соглашением о возведении на московский трон королевича Владислава. С тех пор у поляков появились неограниченные возможности для вмешательства в русские дела, разгорелась мечта о подчинении России Речью Посполитой. В этой обстановке Шуйский решил обратиться за помощью к смертельному врагу Сигизмунда, шведскому королю Карлу IX. Для этого он послал в Новгород М. В. Скопина-Шуйского, где тот заключил соглашение со шведами о предоставлении королем 5-тысячного вспомогательного отряда за 140 тыс. рублей. Но денег было мало, и 28 февраля 1609 г. Скопин-Шуйский подписал договор со шведами, по которому русская сторона уступала им еще крепость Корелу с уездом и окончательно отказывалась от Ливонии. В апреле шведский корпус во главе с Якобом Делагарди вступил в Новгород. Скопин – умный, мужественный, необыкновенно симпатичный гигант 22 лет от роду – с первых слов покорил сердце Делагарди, и они навсегда подружились. Вскоре союзники сумели освободить Тверь, вынудили гетмана Сапегу обратиться в бегство под Александровской слободой, сняли осаду Троице-Сергиева монастыря. К этому времени Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Эти победы сделали Скопина-Шуйского народным любимцем, а следовательно – нежелательным конкурентом царя-неудачника Василия. Когда от царя полководцу пришло льстивое приглашение приехать в Москву, то находившаяся в лагере мать Скопина-Шуйского умоляла его не ехать к царю Василию, это же говорил ему и Делагарди. Но полководец не мог ослушаться царского указа и 12 марта 1610 г. торжественно въехал в Москву. Народ вставал перед ним на колени, что неприятно поразило царя Василия. А потом Скопина пригласили быть крестным отцом сына князя И. М. Воротынского. Крестной же матерью стала жена царского брата, Дмитрия Шуйского, – дочь Малюты Скуратова. Она, на правах кумы, и поднесла Скопину-Шуйскому чашу с вином. Выпив ее, Скопин сразу же почувствовал себя плохо, у него началось кровотечение носом и горлом. Врачи, присланные Делагарди, не смогли спасти молодого, сильного человека. 24 апреля 1610 г. он умер. Делагарди плакал у гроба своего друга.

После смерти Скопина дела Шуйского не поправились. Власть не доставляла ему радости. Московский летописец даже жалел его: «А житие царское было на царском престоле всегда с бедами, и с кручинами, и с волнением мирским; часто всем миром приходили к нему и требовали уйти с царства, и за посох хватали, и позорили его много раз. А он терпел и слезы проливал беспрестанно», хотя, добавим от себя, изо всех сил цеплялся за власть.

К лету 1610 г. его положение стало угрожающим. 27 июня в сражении под Можайском (у села Клушино) гетман Жолкевский разбил двигавшуюся на помощь гарнизону Смоленска русскую армию во главе с Дмитрием Шуйским. Делагарди не смог помочь русским – часть его солдат, которым месяцами московские власти не платили жалованье, перешла к полякам. Южные города начали присягать царю Владиславу. К тому же Лжедмитрий II из Калуги вновь подошел к Москве. Его воровскую столицу в Тушине уже сожгли в марте 1610 г., но сил у самозванца еще оставалось немало.

Именно тогда против Василия Шуйского возник заговор во главе с дворянами – братьями Прокопием и Захаром Ляпуновыми. За их спинами стояли недовольные политикой Шуйского дворяне и горожане. Они говорили, что у Шуйского нет «ни счастья, ни удачи в правлении», что войско его все время терпит поражение. 17 июля 1610 г. заговорщики вломились во дворец, «свели» царя с трона. Но даже после свержения Шуйский представлял опасность и, находясь под арестом, сносился со своими сторонниками. Тогда мятежники решили насильно постричь бывшего царя в монахи. Василий вырывался из рук Захария Ляпунова и решительно отказался произносить слова обета. Тогда обет за него произнес один из заговорщиков – князь Туренин. Против этого насилия протестовал только патриарх Гермоген. Он продолжал молиться в соборе за здравие царя Василия, а монахом признал Туренина. Гермоген видел в насилии и надругательстве над законным, признанным царем начало великого несчастья России.

Современники тоже считали действия Ляпуновых постыдными. Иван Тимофеев писал: «Но зато более поспешным и вдвое бесчестнейшим было низвержение этого „самовенечника“ с высоты престола… В этом для имеющих ум – рыдание, а не смех, для неразумных же и для неукрощенных врагов земли Русской это было поводом к великому смеху». Согласно легенде, накануне свержения Шуйского в Архангельском соборе Кремля – царской усыпальнице раздавались вздохи и плач, будто русские монархи скорбели в своих гробах о надвигающейся страшной эпохе братоубийства и безвластия, получившей название СМУТА.

Число дня рождения 5 символизирует исполненную энтузиазма натуру, любящую приключения и рискованные мероприятия, склонную ко всему необычному. Вы подвижны, любите поездки и путешествия и везде чувствуете себя как дома.

Вы быстры и легко усваиваете иностранные языки, традиции других народов. Часто Ваши действия и поведение оказываются совершенно внезапными и неожиданными, с непредсказуемыми последствиями.
При всех затруднениях Вы обычно выходите сухими из воды. Во многом Вам в жизни помогает находчивость и остроумие, жизнерадостность. Любовь к частым переменам может помешать Вам оценить настоящее, увидеть реальные перспективы.

5 - число чувств. И люди этого числа действительно крайне чувствительны. По натуре они очень живые, импульсивные, легкомысленные, склонны к риску, очень ценят удовольствия. Как правило, они легко возбудимы и часто бывают подвержены нервным расстройствам. В бизнесе люди числа 5 как правило преуспевают и очень быстро выправляются после неудач. Наилучшие отношения складываются у них с обладателями того же числа.

Счастливый день недели для числа 5 - четверг.

Ваша планета - Юпитер.

Совет: Вы всегда устремлены только вперед, хотя иногда Вам полезно увидеть то, что под рукой.

Важно:

Стремление к свободе, живость, общительность.
Пятерка делает человека сексуальным и нервным, авантюрным и подвижным. Побуждает всегда быть на стороне закона, защищать слабых, выявлять любую несправедливость.

Пятёрка покровительствует правителям, миссионерам, учителям, философам, юристам, начальникам и путешественникам.

Любовь и секс:

В поисках сексуального партнера эти люди обычно проявляют безрассудную смелость и могут заводить множество романов, прежде чем решиться на окончательный шаг.

Они любят экспериментировать в этой области и долго занимают выжидательную позицию. Удачным или неудачным будет их брак или интимные отношения зависит от того, в какой степени партнеры понимают друг друга и готовы ли наполнить духовным содержанием свою любовную связь. Их обычно смущает внешнее проявление чувств.

Слова играют для них более важную роль, нежели ласки, поцелуи, а иногда и сам секс. Но с годами они понимают, что для гармонии одних слов недостаточно.

Число рождения для женщины

Число рождения 5 для женщины Такая женщина очень привлекательна, артистична, обаятельна. Неравнодушна к лести, может быть эгоистична, склонна к флирту. Она очень чувствительна и остро воспринимает окружающую обстановку. Ей необходимо, чтобы ею восхищались, уважали, одобряли. У нее показная манера поведения. Перед ее проявлениями нежности и любви невозможно устоять. Она как чувственна, так и душевна. Ей нравятся открытые отношения, чтобы и другие видели красоту и достоинства ее избранника. Ее привлекают люди, имеющие определенный жизненный опыт и достаточный интеллект. Она сама принимает решение и поступает по-своему. Не стоит задевать ее самолюбия или пытаться управлять ее привычками. Такая женщина стремится участвовать в различных мероприятиях, вечерах, принимать в доме многочисленных гостей, быть членом обществ, клубов. Она приносит с собой яркое восприятие жизни, свежий ветер свободы. Ее партнер никогда не знает, о чем она в действительности думает и что сделает в следующее мгновение. В любовных отношениях она искусна. Заботится о тех, кого любит. Хорошо, если рядом будет партнер-прагматик, принимающий и сдерживающий эту бьющую через край жизненную энергию.

Число рождения для мужчины

Число рождения 5 для мужчины Уверенный, обаятельный, независимый мужчина, не любит просить и отступать. Его сексуальность включает все пять чувств, особенно чувство осязания. Он наслаждается настоящим моментом. Предпочитает покой и безмятежность, а не драматизм или воодушевление устремленности. В любви он хочет видеть осязаемые результаты своих усилий. Ему нравится быть лидером в отношениях, когда к нему питают любовь и уважение. Отсутствие самокритики, лень - его отрицательные стороны. Ему необходима общительная женщина, отношения с которой носили бы открытый характер, с которой можно обсуждать практически все вопросы. В женщине его привлекает и внешность, и интеллект, и духовный мир. Она должна выглядеть привлекательно в глазах друзей. Хорошо, если женщина разделяет или принимает его страсть к путешествиям и приключениям. Наслаждение и свобода поступков являются едва ли не основной целью его жизни. Женщине, которая показывает ему свою любовь, говорит о ней, потчует его вкусной едой, холит его самолюбие, устраивает ему комфорт, он подарит чувственную отзывчивость и нежное внимание. Он исполнит каждую ее потребность с основательностью и знанием дела. Ему присущи романтичность и великодушие.

Число рождения 17

Эти люди амбициозны, энергичны, изменчивы, обладают художественными качествами и умом. Логичность при подходе к проблемам. Окружающие могут с трудом понимать их.

Они преданны, в своих постоянных связях верны, несмотря на легкие измены. Их близкие должны понимать и прощать их. Если партнеры стараются в чем-то ограничивать или препятствовать им, то они могут полностью порвать с ними. Могут вступать не в один брак, причем последующие браки лучше предыдущих.

В сексе ищут сильных партнеров, любят экспериментировать и не имеют запретов, сильны и мощны. Изменчивость их натуры, делающая их интересными, часто приносит им несчастье. Они постоянны только в путешествиях и переменах. Вот почему их карьера редко удачна, несмотря на прекрасные возможности. Им лучше всего иметь дело, дающее свободу передвижения. Они счастливы с теми людьми, которые дают им возможность быть самими собой и не вмешиваются в их изменчивую натуру.

Их нельзя ограничить извне. Они должны сами воспитывать в себе устойчивость и подавлять гипертрофированную тягу к переменам.
Следует обратить внимание на печень, пищеварительный тракт.

Квадрат Пифагора или психоматрица

Качества, перечисленные в ячейках квадрата, могут быть сильными, средними, слабыми или отсутствующими, все зависит от количества цифр в ячейке.

Расшифровка Квадрата Пифагора (ячейки квадрата)

Характер, сила воли - 4

Энергетика, харизма - 2

Познание, творчество - 2

Здоровье, красота - 0

Логика, интуиция - 1

Трудолюбие, мастерство - 1

Удача, везение - 2

Чувство долга - 0

Память, ум - 0

Расшифровка Квадрата Пифагора (строки, стролбцы и диагонали квадрата)

Чем выше значение, тем более выражено качество.

Самооценка (столбец «1-2-3») - 8

Зарабатывание денег (столбец «4-5-6») - 2

Потенциал таланта (столбец «7-8-9») - 2

Целеустремленность (строка «1-4-7») - 6

Семейность (строка «2-5-8») - 3

Стабильность (строка «3-6-9») - 3

Духовный потенциал (диагональ «1-5-9») - 5

Темперамент (диагональ «3-5-7») - 5


Знак китайского зодиака Собака

Каждые 2 года происходит смена Стихии года (огонь, земля, металл, вода, дерево). Китайская астрологическая система делит годы на активные, бурные (Ян) и пассивные, спокойные (Инь).

Вы Собака стихии Металл года Ян

Часы рождения

24 часа соответствуют двенадцати знакам китайского зодиака. Знак китайского гороскопа рождения, соответствующий времени появления на свет, поэтому очень важно знать точное время рождения оно оказывает сильное воздействие на характер человека. Утверждается, что по гороскопу рождения можно точно узнать особенности своего характера.

Самое яркое проявление качеств часа рождения будет иметь место, если символ часа рождения совпадает с сим-волом года. Например, человек, рожденный в год и час Лошади, проявит максимум качеств, предписанных это-му знаку.

  • Крыса — 23:00 — 01:00
  • Бык — 1:00 — 3:00
  • Тигр — 3:00 — 5:00
  • Кролик — 5:00 — 7:00
  • Дракон — 7:00 — 9:00
  • Змея — 09:00 — 11:00
  • Лошадь — 11:00 — 13:00
  • Коза — 13:00 — 15:00
  • Обезьяна — 15:00 — 17:00
  • Петух — 17:00 — 19:00
  • Собака — 19:00 — 21:00
  • Свинья — 21:00 — 23:00

Знак европейского зодиака Рак

Даты: 2013-06-22 -2013-07-22

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - холод и влажность, метафизическая чувствительность, чувство, восприятие. В Зодиаке 3 знака этого качества - водный тригон (треугольник): Рак, Скорпион, Рыбы. Тригон Воды считается тригоном чувств и ощущений. Принцип: постоянство внутреннего при внешней изменчивости. Вода - это эмоции, внутренний мир, сохранение, память. Она пластична, изменчива, скрытна. Дает такие качества, как неопределенность, мечтательность, образность мышления, мягкость проявления. В организме замедляет обмен веществ, заведует жидкостями, работой желез внутренней секреции.
Люди, в чьих гороскопах выражена стихия Воды, имеют флегматический темперамент. Эти люди обладают большой чувствительностью, очень восприимчивы и впечатлительны, мыслящие, живущие больше внутренней жизнью, чем внешней. Люди тригона Воды обычно созерцательны, думают как о собственном благе, так и о благе своих близких, правда, временами бывают равнодушными, вялыми, ленивыми, за исключением людей знака Скорпион. Внешнее проявление чувств у них не так ярко выражено, как у представителей тригонов Огня или Воздуха, но внутренние чувства переживаются ими с большой силой и глубиной.
У людей тригона Воды деловитость, практичность, трезвость мысли, объективность не являются сильной стороной, зато фантазии им не занимать, у них богатое и живое воображение, большая внутренняя и внешняя сила, особенно у Скорпионов.
Люди водного тригона благодаря богатству своего внутреннего мира и утонченности восприятия наибольшего успеха добиваются в профессиях, связанных с миром искусств, особенно они блистают как артисты и музыканты-исполнители. Знаки Воды могут быть также прекрасными работниками в сферах, связанных с обслуживанием и питанием. А Скорпионы к тому же - великолепные детективы в силу их тончайшей интуиции.
Планы и настроения людей тригона Воды могут меняться как от внешних обстоятельств, так и от внутреннего состояния души. Незначительная деталь, порой даже не отслеживаемая сознанием, может в корне изменить их состояние духа, что может привести к полной потере интереса либо к делу, либо к партнеру.
Люди стихии Воды обладают большой душевной утонченностью, любезны, вежливы, учтивы, весьма симпатичны и притягательны. Они обычно не агрессивны, за исключением Скорпиона.
Из знаков тригона Воды Скорпион - самый сильный телом и духом, самый содержательный, самый агрессивный, не поддающийся нежелательному влиянию извне и оказывающий сильное сопротивление всему, с чем не согласна его душа. Его терпение, выносливость, цепкость и настойчивость просто поразительны.
Самый слабый из зодиакальных знаков тригона Воды - это Рыбы. Середину между твердостью и неустойчивостью занимает третий знак этого тригона - Рак. Хотя его душевная сфера тоже весьма восприимчива и впечатлительна, его отличают заметные упорство, выдержка и целенаправленность, поэтому из всех водных знаков именно Рак чаще других добивается успеха в жизни.
Чувства у всех трех знаков тригона Воды примерно одинаково сильны и, как правило, преобладают над разумом. Эти люди всегда готовы идти на самопожертвование для блага дорогого человека, так как всегда испытывают глубокие и чистые чувства по отношению к любимым и близким. Если их не ценят по достоинству, они навсегда покидают партнера, что является для них настоящей драмой жизни. Они ищут себе партнера, который их достоин. Любовь и брак имеют для них первостепенное значение в жизни, особенно для женщин.
Излишняя склонность к мечтательности и фантазиям, слишком яркое воображение может привести к внутреннему противоречию - столкновению их иллюзий с реальностью. Если человек не видит выхода из этого состояния, могут возникнуть депрессия, зависимость от алкоголя, наркотиков, других возбуждающих средств, даже психические заболевания.

Овен, Рак, Весы, Козерог. Кардинальный крест- это крест воли, материальной основы мироздания, нового импульса идеи. Главное его качество - стремление к реализации. Он всегда направлен в будущее. Он дает динамизм, активность, стремление к цели. Человек, в гороскопе которого Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в кардинальных знаках, будет человеком действия. Такие люди энергичны и живут в настоящем, для них важнее всего текущий момент времени и ощущения «здесь и сейчас». Поэтому их эмоции и ощущения отличаются яркостью и большой силой. Их радость такая же сильная и искренняя, как и разочарование, но любые эмоции недолговечны, поскольку скоро эти знаки погружаются в новую жизнь, в новые ощущения, затевают новое дело. С возрастом их настроения становятся все более ровными и приходят к обычному для них деловитому настрою. Препятствия их не пугают, но лишь усиливают напор и стремление к цели. Однако у них не так-то много сил, чтобы слишком долго выдерживать борьбу за свою цель. Поэтому если борьба с препятствием слишком затягивается или совершенно не видно результатов своих усилий, то такое препятствие начинает казаться непреодолимым, что приводит к разочарованию, вызывает упадок сил и даже может привести к депрессии. Также губительны для них отсутствие динамики и возможности проявлять инициативу. Такой человек всегда будет стремиться вперед и вверх, увлекая своей энергией. Он всегда на виду, заметно возвышается над своим окружением, добивается своей жизненной цели и достигает высокого социального уровня.

Это знак первичного проявления стихии Воды. Находится под управлением второго светила - Луны, которая во многом формирует психологическую и эмоциональную внутреннюю структуру этого знака. Солнце в знаке Рака создает психологическую структуру людей ювенильного характера. В некоторой мере это юношеская психология и восприятие мира. Вода несет в себе функции пассивного и отражательного начала, оно становится причиной внутренней трансформации, преображения, мутации и трансмутации.

Для людей, рожденных под знаком Рака, характерно стремление к внутреннему совершенству, к самоанализу. У Раков тонкая душевная жизнь, они внутренне постоянно меняются, как постоянно меняется Луна не небе: она рождается, растет, достигает апогея, уменьшается, умирает. Раки очень легко ранимы, это самый ранимый знак Зодиака. Поэтому в виде защиты от такой повышенной ранимости Ракам необходимо организовать панцирь. Он нужен им, чтобы защититься от глубокой эмоциональности, данной им от природы. И зачастую, как реакция на такую эмоциональность, Раки изображают из себя сильную личность, хотя внутренне они очень слабы. Раки - это очень женственный знак, восприимчивый, “иньский”, и они больше берут, чем отдают, т. е. в них преобладают лунные характеристики. Раки очень любят во всем новизну, перемены, путешествия, это довольно непоседливые люди, и они очень привязаны к близким.
Из всех знаков Зодиака Рак самый домашний, самый семейный знак. Семья в иерархии ценностей Рака стоит на первом месте, они привязаны к дому, к прошлому, любят ретроспекцию. Если ваше Солнце находится в этом замечательном знаке, то ваше сознание часто обращено в историю своей семьи, культуры, этноса, народа. Вы, скорее всего, обладаете очень повышенными психическими способностями. Возможны и способности к медиумизму. Среди Раков много медиумов и крупных оккультистов. Известно, что Раки любят общество своего знака, что не является общей закономерностью: как правило, люди люди одного знака общаются между собой достаточно напряженно и быстро друг другу надоедают, но к Ракам это не относится, они могут долго и плодотворно друг с другом общаться.

Вы вероятно, в подробностях помните свое прошлое, детство, любите окунаться в воспоминания детства, у вас прекрасная интуиция, которая помогает вам во всех случаях жизни сохранить свое индивидуальное сущностное ядро. У вас очень тонкая психическая природа, а также широкий диапазон талантов, тонкое восприятие эмоционального мира. Соответственно, это рождает в вас талант художников, писателей, поэтов, психологов. Вы открываете нам многие тайны Души, своей и чужой, тайны нашего подсознания.
Вы всегда добьетесь того, чего хотите, но будете делать это не активно, а пассивно, ожидая своего часа. Можете не сомневаться, что Рак своего добьется. На вас бесполезно оказывать давление, потому, что вы этого не терпите, тут же уходите в сторону, в глубину. Поэтому, если кто-то собирается общаться с Раком, действовать нужно косвенным путем, обиняками и не давить на него напрямую и откровенно. Раков можно обольстить, так как водные знаки поддаются всяким влияниям и обольщениям.
Раки, как водяной знак, часто работают с жидкостями и замечено, что очень много Раков работает на молокозаводах. Среди Раков есть бармены, особенно ночные, потому что как раз ночью Раки чувствуют себя прекрасно. Низкий уровень у Раков - это худшие черты любого человека. Лживость и коварство, прилипчивость. На самом низком уровне Раки - жулики, циники, очень шумливы.

Какова может быть динамика вашего развития этого знака? Раки, как правило, всегда базируются на традициях. Для высокого Рака авторитетом является все то, что было в далеком прошлом. Они идут к настоящему и будущему через прошлое. Ретроспективность - это естественный фон их восприятия, и, как правило, новое для них - это хорошо забытое старое, это их кредо. Таким образом, Раки всегда опираются на прошлое, на традиции, на семью, они как бы пятятся назад. Если говорить о проблемах Раков, то это - гармонизировать свои проявления, которые часто у них происходят в искаженном и извращенном виде. Часто их воля, импульсивная энергия Рака, находится в конфликте с эмоциональным миром, подсознательно они стремятся обладать общественным, социальным авторитетом, не имея при этом достаточных оснований в своей внутренней структуре. Поэтому для них важно с детства выбирать высокие ориентиры, духовные авторитеты для своего развития. Для них безусловно важная проблема - формирование своего внутреннего духовного мира, построение духовного стержня, о котором мы всегда говорим, который является основанием личности каждого из нас, но особенно это важно для Раков с их изменчивостью, впечатлительностью. Страна Рака - это Индия, страна, интимно относящаяся к своему глубокому прошлому, страна глубоких духовных традиций. У индусов мы находим тонкость, интуитивность, связь со стихией Воды, символизирующей тайну.

Примеры - художники Эль Греко, Писарро, Рембрант, Рубенс, Коро, Дега, из писателей - Хемингуэй, Руссо, Жорж Санд, Кафка, Много педагогов, прекрасно чувствующих детей и работающих с ними, например Ушинский.
Знаменитые Раки: Алсу, Ахматова, Агутин, Ахеджакова, Армани, Арбатова, Агузарова, Джордж Буш, Будницкая, Бордовских, Боровой, Гурцкая, Дарвин, принцесса Диана, Карден, Том Круз, Тутта Ларсен, Лоллобриджида, Маяковский, Мягков, Певцов, Поплавская, Пруст, Рокфеллер, Карлос Сантана, Ринго Стар, Фейхтвангер, Сталлоне, Тайсон, Шагал, Шанцев, Ширвиндт, Шумахер, Ходорковский, Том Хэнкс.

Смотри видео :

Рак | 13 знаков зодиака | Телеканал ТВ-3


На сайте представлена сжатая информация о знаках зодиака. Подробную информацию можно найти на соотвествующих сайтах.

В борьбе с Тушинским вором режим царя Василия изнемогал. Для него было крайне важно, чтобы коронная армия Польши не вторглась в Россию. С поляками-добровольцами, воевавшими в войске самозванца, как-то справлялись. Однако в сентябре 1608 г. пришло трагическое для Шуйского известие: поляки объявили России войну и во главе с королем вторглись в русские пределы, осадив Смоленск. Сейм согласился с доводами Сигизмунда II и решил воспользоваться смутой в России, чтобы вернуть Речи Посполитой Смоленск и другие утерянные в ходе русско-польских войн восточные территории. В среде польской шляхты вынашивались и планы полного подчинения России, превращения ее в своего рода колонию. Из-под стен Смоленска Сигизмунд II приказал полякам-тушинцам прибыть к нему на службу.

Лишенный польской помощи, Лжедмитрий II вместе с Мариной в конце 1609 г. бежал из «воровской столицы» в Калугу, но для тушинских бояр во главе с патриархом Филаретом путь назад, в Москву, был отрезан. Поэтому они, думая о собственном спасении, в противовес ненавистному им Шуйскому, попросили (устами Филарета) польского короля отпустить на московский трон его сына Владислава, обусловив его вступление согласием «всей земли» и переходом Владислава в православие. Так они, вольно или невольно, посеяли ветер, превратившийся вскоре в бурю…

Посольство из Тушина явилось под Смоленск в лагерь короля на переговоры, которые завершились 4 февраля 1610 г. предварительным соглашением о возведении на московский трон королевича Владислава. С тех пор у поляков появились неограниченные возможности для вмешательства в русские дела, разгорелась мечта о подчинении России Речью Посполитой. В этой обстановке Шуйский решил обратиться за помощью к смертельному врагу Сигизмунда, шведскому королю Карлу IX. Для этого он послал в Новгород М. В. Скопина-Шуйского, где тот заключил соглашение со шведами о предоставлении королем 5-тысячного вспомогательного отряда за 140 тыс. рублей. Но денег было мало, и 28 февраля 1609 г. Скопин-Шуйский подписал договор со шведами, по которому русская сторона уступала им еще крепость Корелу с уездом и окончательно отказывалась от Ливонии. В апреле шведский корпус во главе с Якобом Делагарди вступил в Новгород. Скопин – умный, мужественный, необыкновенно симпатичный гигант 22 лет от роду – с первых слов покорил сердце Делагарди, и они навсегда подружились. Вскоре союзники сумели освободить Тверь, вынудили гетмана Сапегу обратиться в бегство под Александровской слободой, сняли осаду Троице-Сергиева монастыря. К этому времени Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Эти победы сделали Скопина-Шуйского народным любимцем, а следовательно – нежелательным конкурентом царя-неудачника Василия. Когда от царя полководцу пришло льстивое приглашение приехать в Москву, то находившаяся в лагере мать Скопина-Шуйского умоляла его не ехать к царю Василию, это же говорил ему и Делагарди. Но полководец не мог ослушаться царского указа и 12 марта 1610 г. торжественно въехал в Москву. Народ вставал перед ним на колени, что неприятно поразило царя Василия. А потом Скопина пригласили быть крестным отцом сына князя И. М. Воротынского. Крестной же матерью стала жена царского брата, Дмитрия Шуйского, – дочь Малюты Скуратова. Она, на правах кумы, и поднесла Скопину-Шуйскому чашу с вином. Выпив ее, Скопин сразу же почувствовал себя плохо, у него началось кровотечение носом и горлом. Врачи, присланные Делагарди, не смогли спасти молодого, сильного человека. 24 апреля 1610 г. он умер. Делагарди плакал у гроба своего друга.

После смерти Скопина дела Шуйского не поправились. Власть не доставляла ему радости. Московский летописец даже жалел его: «А житие царское было на царском престоле всегда с бедами, и с кручинами, и с волнением мирским; часто всем миром приходили к нему и требовали уйти с царства, и за посох хватали, и позорили его много раз. А он терпел и слезы проливал беспрестанно», хотя, добавим от себя, изо всех сил цеплялся за власть.

К лету 1610 г. его положение стало угрожающим. 27 июня в сражении под Можайском (у села Клушино) гетман Жолкевский разбил двигавшуюся на помощь гарнизону Смоленска русскую армию во главе с Дмитрием Шуйским. Делагарди не смог помочь русским – часть его солдат, которым месяцами московские власти не платили жалованье, перешла к полякам. Южные города начали присягать царю Владиславу. К тому же Лжедмитрий II из Калуги вновь подошел к Москве. Его воровскую столицу в Тушине уже сожгли в марте 1610 г., но сил у самозванца еще оставалось немало.

Именно тогда против Василия Шуйского возник заговор во главе с дворянами – братьями Прокопием и Захаром Ляпуновыми. За их спинами стояли недовольные политикой Шуйского дворяне и горожане. Они говорили, что у Шуйского нет «ни счастья, ни удачи в правлении», что войско его все время терпит поражение. 17 июля 1610 г. заговорщики вломились во дворец, «свели» царя с трона. Но даже после свержения Шуйский представлял опасность и, находясь под арестом, сносился со своими сторонниками. Тогда мятежники решили насильно постричь бывшего царя в монахи. Василий вырывался из рук Захария Ляпунова и решительно отказался произносить слова обета. Тогда обет за него произнес один из заговорщиков – князь Туренин. Против этого насилия протестовал только патриарх Гермоген. Он продолжал молиться в соборе за здравие царя Василия, а монахом признал Туренина. Гермоген видел в насилии и надругательстве над законным, признанным царем начало великого несчастья России.

Современники тоже считали действия Ляпуновых постыдными. Иван Тимофеев писал: «Но зато более поспешным и вдвое бесчестнейшим было низвержение этого „самовенечника“ с высоты престола… В этом для имеющих ум – рыдание, а не смех, для неразумных же и для неукрощенных врагов земли Русской это было поводом к великому смеху». Согласно легенде, накануне свержения Шуйского в Архангельском соборе Кремля – царской усыпальнице раздавались вздохи и плач, будто русские монархи скорбели в своих гробах о надвигающейся страшной эпохе братоубийства и безвластия, получившей название СМУТА.


| |

В литературе об этом соборе 1610 г. имеются различные, часто противоположные суждения. С. М. Соловьев считает, что его не было: «Некогда было созывать собор для выбора царя всею землею, надобно было выбирать из двоих готовых искателей престола, Лжедмитрия и Владислава...» 615 И. В. Н. Латкин пишет: «В 1610 г. состоялось в Москве народное собрание, присвоившее себе название земского собора. Этот quasi-собор низложил царя Василия Ивановича Шуйского и избрал временное правительство из бояр». «Из обзора деятельности этого собора, - продолжает Латкин, - видно, что на нем не принимали участия представители всего народа, хотя деятельность его касалась таких предметов, которые непосредственно относились ко всему государству».

Польский королевич Владислав «был избран сравнительно незначительным количеством людей, однако, несмотря на это, во всех грамотах, разосланных боярской думой, говорилось об избрании его всеми чинами Московского государства». «Это искажение истины» 616 .

Иначе подходит к вопросу С. Ф. Платонов. Он указывает, что в 1610 г., после свержения Шуйского, впервые рассылались «призывные грамоты», требовавшие «выборных представителей от всех чинов для участия в соборе...». Но исключительные обстоятельства помешали его созвать. Тогда «составили земский собор старым порядком»: «власти», дума, московские дворяне и люди придворных чинов, дворяне, служащие по выбору, выборные от московского торгового и тяглого населения. «Собор оказался, по старым понятиям, правильным и правомочным» 617 .

Итак, отсутствие собора, quasi-собор или собор, составленный «старым порядком»? Подойдем к вопросу исторически.

Источники позволяют думать, что при проведении упомянутого июльского переворота столкнулись две формы его осуществления: вечевой приговор и решение земского собора. Характер веча носило собрание на Красной площади, созванное дворянскими противниками Шуйского, которые решили поднять против последнего бунт, использовав недовольство им со стороны «простонародья». При сочувственном отношении «черни» на Красной площади было вынесено решение о лишении Шуйского царского сана, хотя «многим важным персонам и купцам» это «не слишком понравилось» 618 .

Продолжением вечевого собрания на Красной площади по вопросу о смене правительства была сходка за Арбатскими воротами. Вряд ли правильно называть, как это делает Платонов, указанную сходку народным вечем или «скопищем» 619 , ибо тон на ней задавали представители господствующего класса, но важно, что последние хотели опереться на поддержку черных людей, и это им удалось. Как говорит И. М. Катырев-Ростовский, в свержении Шуйского приняло участие «множество народу царствующего града» 620 . В то же время в официальной документации и в некоторых литературных памятниках отстранение царя от власти было преподнесено как акт, совершенный якобы по постановлению земского собора: «и дворяне и дети боярские всех городов, и гости, и торговые люди, и стрелцы, и казаки, и посадские, и всяких чинов люди всего Московского государьства, поговоря меж себя., били челом ему государю всею землею, всякие люди, чтоб государь государьство отставил...» 621 .

После лишения престола Василия Шуйского бразды правления государством захватила в свои руки группа бояр: по выражению одного литературного памятника (Хронографа редакции 1617 г.), «прияшя власть седмь московских боляр». Но положение нового правительства было весьма непрочным. В стране хозяйничали интервенты, которые «народ христианский тяжко озлобля-ху». В среде господствующего класса не было единства: «бе бо великому междоусобному враждованию тогда належащу» 622 . Продолжались движения крестьян. Шла классовая борьба в городах 623 .

В этих условиях пришедшие к власти бояре делают попытку опереться на земский собор и при его посредстве (или им прикрываясь) решить вопрос о кандидате на престол. В некоторых грамотах, посланных из Москвы в провинциальные города после 17 июля 1610 г. (сколь широко они рассылались, мы не знаем), говорится о намерении «обирати... государя всем заодин всею землею, сослався со всеми городы...» 624 . Содержатся и прямые указания местным властям о выборе «изо всех чинов... по человеку» и присылке в Москву 625 .

Созвать выборных людей в столицу в обстановке «смуты», по-видимому, не удалось. В грамоте в Пермь Великую от боярина кн. Ф. И. Мстиславского с товарищами от 19 августа 1610 г. говорится: «а вам велено всех чинов людем ехати к Москве, чтоб выбрати государя на Московское государьство, ...и из городов по ся места никакие люди не бывали...» 626 . Тем не менее после свержения Шуйского при боярском правительстве в Москве образовался и действовал земский собор. Памятником его деятельности, по-видимому, является акт передачи Русского государства на время до избрания царя под власть боярина Ф. И. Мстиславского с товарищами и текст присяги им. Среди чинов, которые приносят присягу, названы: дворяне, чашники, стольники, стряпчие, головы, дети боярские, сотники, стрельцы, казаки, «всякие служилые люди и приказные», гости, «торговые, черные и всякие люди всего Московского государства». Интересно, что навстречу клятве верности со стороны сословных представителей идет ряд обязательств со стороны членов боярского правительства: «за Московское государство стояти», «всех праведным судом судити», «государя на Московское государство выбрати... со всякими людми всею землею и сослався з городы, ково даст бог на Московское государство».

Весьма показательна фраза: «А бывшему государю царю и великому князю Василью Ивановичи) всеа Руси отказати и на государеве дворе не быти, и впредь на государьстве не сидети» 627 . В термине «отказати» слышится отзвук стародавних древнерусских времен, когда вече призывало князя и «указывало ему путь». Но в условиях начала XVII в. этот термин наполняется новым содержанием, знаменуя утверждение избирательной сословно-представительной монархии.

Без широкого участия выборных из городов в Москве было принято решение о передаче престола польскому королевичу Владиславу. Некоторые источники ответственность за этот акт возлагают на «седьмочисленных бояр Московскиа державы», которые «всю власть Русския земли предашя в руце литовскых воевод» 628 . Другие, напротив, указывают, что бояре в своем решении опирались на земский собор узкого состава без участия выборных из провинциальных городов. Так, по свидетельству «Нового летописца», «на Москве ж бояре и вси людие московские, не сослався з городами, изобраша на Московское государство литовского королевича Владислава» 629 . Это летописное указание подтверждается текстом договора (приговорной записи), заключенного 17 августа 1610 г. московским правительством с гетманом Жолкевским о признании Владислава царем.

Он был составлен в двух экземплярах. Один (оформленный с польской стороны, от имени Жолкевского) дошел до нас в подлиннике (за печатью гетмана, его подписью и подписями ряда польских полковников и ротмистров). Другой экземпляр (оформленный с русской стороны, от имени бояр кн. Ф. И. Мстиславского, кн. В. В. Голицына, Ф. И. Шереметева, окольничего кн. Д. И. Мезецкого, думных дьяков Василия Телепнева и Томилы Лутовского) известен в списках (на оригинале были печати бояр и рукоприкладства дьяков) 630 .

В основе настоящего документа лежит текст договорной записи 14 февраля 1610 г. В мою задачу не входит сравнивать эти два текста. Да такое сравнение уже проделано в литературе. Выяснено, что второй документ носит более консервативный и аристократический характер 631 . Некоторые моменты получили более полное раскрытие. Имеются дополнения. Но правовые основы сословно-представительной монархии в целом и там и здесь представлены одинаково.

В начале приговорной записи говорится, что она составлена «по блогославенью и по совету» патриарха Гермогена, «и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего освещенного собора, и по прыговору всих бояр, и околничых, и дворан, и дьяков думных, и столников, и дворан, и страпчых, и жылцов, и дворан из городов, и голов стрелецких, и всяких приказных людей, и детей боярских, и гостей, и торговых людей, и стрелцов, и Козаков, и пушкарей, и всих чынов служылых и жылецких людей великого Московского государьства» 632 . Это формула земского собора.

В качестве постоянного верховного органа власти, с которым ведет переговоры Жолкевский и с которым потом будет править Владислав, неоднократно упоминается боярская дума («з бояры договор учынили», «прыговор учынит з бояры думными», «думати з бояри и думными людми», «говора з бояры», «а все то делати государу с прыговором и советом бояр и всих думных людей» и т. д.) 633 .

Как и в февральской договорной записи, названо то, что выходит за пределы компетенции боярской думы. Для внесения дополнений в текст «Судебника Российского государства» договор требует согласия земского собора: «а будет похотятв чем пополнити для укрепленья судов, и государу на то поволити з думою бояр всее земли, штоб было все праведно» 634 . В этой связи полезно вспомнить, что Судебник 1550 г. был составлен по решению земского собора 1549 г. и утвержден на Стоглавом соборе 1551 г. Поэтому и требовалась санкция «земли» па то, чтобы в правление иноземного монарха что-либо менять в его содержании или в редакционных формулировках.

О том, что вопрос об избрании царем Владислава решался с участием земского собора, свидетельствует и состав отправленного из Москвы пол Смоленск к королю Сигизмунду посольства, в которое входили «изо всех чинов люди» 636 . Они должны были договориться с королем в соответствии с договорной записью, утвержденной Жолкевским, о воцарении Владислава. Платонов считает возможным, что «седьмочисленные» бояре собрали такой собор из «чинов», бывших в Москве 637 . С. Л. Авалиани также пишет, что «посольство выделено было из состава собора» 638 .

Именная роспись его участников сохранилась среди материалов литовской метрики. Запись не датирована, но относится ко времени после оформления договора 17 августа 1610 г. и наказа послам. Структура росписи такова. Послов было пять: боярин кн. В. В. Голицын, окольничий кн. Д. И. Мезецкий, думный дворянин В. Б. Сукин, думный дьяк Т. И. Луговской, дьяк Сыдавной Васильев. Их сопровождало большое число представителей разных «чинов». До послов были отправлены к Смоленску один московский дворянин, один стряпчий, один жилец. Кроме того, в состав посольства Голицына входили еще один московский дворянин, три стольника, 42 городовых дворянина (из 34 городов - преимущественно северных и северо-западных), один стрелецкий голова, один разрядный подьячий, двое «дворцовых людей» (чарочник и сытник), один гость (Иван Кошурин), пять торговых людей (среди них - портной мастер, москатильник, серебряник), семь московских стрельцов. Общий итог по росписи такой: «а всего с послы дворян и всяких чинов людей 73...». При них роспись отмечает еще 278 человек «людей посольских», не называя их поименно. Несколько сотен служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов) было послано «для провожанья» посольства.

«Духовный чин» посольства возглавлял митрополит ростовский и ярославский (бывший тушинский патриарх) Филарет. Вместе с ним отправились под Смоленск настоятели Спаса Нового и Николы-Угрешского, келарь Троице-Сергиева и протопоп Вознесенского монастырей. При духовных иерархах было черное духовенство (девять человек), дети боярские, слуги, служебнжки (128 человек) 639 .

Перед нами - роспись не просто участников земского собора, а членов посольства, вероятно, из числа тех, кто был на соборе. Судить о соотношении состава собора и состава посольства материал не позволяет. По наблюдениям Авалиани, большая часть дворян из городов, упомянутых в росписи 1610 г., позднее была внесена в список московских дворян. «Дворяне из городов, члены собора 1610 г., принадлежат почти всему провинциальному дворянству и явились представителями тех местных дворянских обществ, где в момент созыва находились на службе, некоторые из дворян в момент созыва исполняли служебные обязанности в тех же уездах, где были их земельные владения». Некоторые лица, упомянутые в росписи 1610 г., участвовали в заседаниях соборов 1566 и 1598 гг. 640

Правительственный наказ, данный лицам, посланным под Смоленск, называет их «послами Московского государства», направленными «для доброво земсково дела». Они выступают от имени патриарха, «и ото всего собора и ото всей земли». В случае, если бы в ходе переговоров с польскими представителями возник вопрос, решение которого выходило за пределы полномочий русских послов, им рекомендовалось «о том отписати к патриарху, и ко всему собору, и к бояром, и ко всем думным людем, и ко всей земле...». Понятие «земли» находит реальное выражение в земском соборе. Очевидно, он имеется в виду в одной из «статей», обусловливавших воцарение в России Владислава признанием за «землей» права «казнити смертью» отступников от православия 641 .

Наряду с понятием «земля» встречаются равнозначные понятия «все люди», «совет всех людей». Такой «совет», своего рода представительство общерусского земского собора, находившегося в Москве, образовало посольство под Смоленском. В грамоте боярам в Москву, отправленной в ноябре 1610 г., послы, ведшие переговоры с поляками, сообщали, что когда польской стороной был поставлен вопрос о введении войск в Смоленск, то они «упросили сроку» у «панов рады», чтобы «посоветывать с митрополитом Филаретом и со всеми людми, которые... с Москвы ото всее земли посланы». «И приехав... мы к собе в станы, - писали послы, - сказывали про то митрополиту Филарету ростовскому и ярославскому и властем, и о том с ними советовали, и дворян, и столников, и дворян из городов, и детей боярских смолнян, которые с нами ехали с Москвы и ныне с нами стоят, к себе призывали и им про то, о чом паны рада говорят и что против того наше челобитье, росказывали подлинно и у них совету просили...» «Совет» был: «однолично на том стояти, чтоб в Смоленеск полских и литовских людей не пустити ни одного человека» 642 .

Рассмотрев историю земского представительства в России с конца 90-х годов XVI в. до конца первого десятилетия XVII столетия, приходится сказать, что здесь еще много неясного. Совершенно бесспорно существование избирательного собора 1598 г., ибо от него сохранился официальный документ - Утвержденная грамота. Достаточной точностью и подробностью отличается разрядная запись о соборе 1604 г., занимавшемся подготовкой к отражению крымской опасности. Данные об избирательных соборах 1606 и 1610 гг. недостаточно четки, поэтому о них идут споры, но самый факт их созыва, мне представляется, доказуем. Недвусмысленны, мне кажется, сведения о земском соборе 1607 г. по вопросу о снятии с населения присяги Лжедмитрию I. Соборы 1605 и 1607 гг., созванные для суда над Василием Шуйским и Ильей Горчаковым, следует отнести к числу судебных, а не земских.

Полные данные о составе имеются для собора 1598 г., неполные - для собора 17 июля 1610 г. Общие основы представительства в 1598 г. - принципиально те же, что и в 1566 г. Первое прямое указание на обращение из центра в провинцию с предложением прислать своих выборных на земский собор относится к 1610 г.

В условиях кризиса самодержавия, гражданской войны земские соборы играют двойственную роль. После смерти Федора Ивановича земский собор принимал участие в правительственной деятельности (причем и тогда, когда уже воцарился Годунов). Так же было и вслед за свержением Василия Шуйского. Это содействовало сохранению государственного единства страны. В то же время земский собор использовался и как орудие в политической борьбе различных феодальных группировок, что нарушало целость государства.

Созыв и деятельность земских соборов (особенно избирательных) происходили в обстановке классовой борьбы. Вмешательство народа в избирательную кампанию оказывало воздействие на ее ход и результаты. Иногда во время народных движений возрождались старые вечевые традиции, которые вносили корректив в сословное деление.

Формировались политические и правовые представления о сословно-представительной монархии, находившие отражено в таких документах (разных по назначению и характеру, но сходных по идейной направленности), как Утвержденная грамота об избрании на царство Бориса Годунова или приговорная запись московских бояр и гетмана Жолкевского. Но в практике сословных учреждений проскальзывали и старые идеи о взаимоотношениях и князя, о праве веча «отказать» князю и т. д.

615 Соловьев С. М. Указ. соч., кн. IV, с. 581.
616 Латкин В. Н. Указ. соч., с. 105, 109, 111.
617 Платонов С. Ф. К истории московских земских соборов, с. 305-306. Курсив С. Ф. Платонова.
618 Буссов К. Указ. соч., с. 174.
619 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты, с. 447, 451. ив
620 РИБ, т. XIII, изд. 2. СПб., 1909, стб. 601-602.
621 ААЭ, т. II, с. 277, № 162; СГГД, т. 2, с. 388-389, № 197.
622 РИБ, т. XIII, изд. 2, стб. 1309.
623 Шепелев И. С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 1608-1610 гг. Пятигорск, 1957, с. 109-280.
624 ААЭ, т. II, с. 278, № 162.
625 СГГД, т. 2, с. 389, № 197.
626 ААЭ, т. И, с. 279, № 164.
627 СГГД, т. 2, с. 390, № 198; АИ, т. II, с. 349, № 287.
628 РИБ, т. XIII, изд. 2, стб. 1309.
629 ПСРЛ, т. 14, ч. 1, с. 100.
630 СГГД, т. 2, с. 391-405, № 199-200; Сб. РИО, т. 142, с. 93-109.
631 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты, с. 463.
632 СГГД, т. 2, с. 331, № 199; см. также с. 399, № 200.
633 Там же, с. 392, 394, 395.
634 Там же, с. 403.
635 Там же, с. 402.
636 Там же, с. 406, № 201.
637 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты, с. 457-463.
638 Авалиани С. Л. Земские соборы. О представительстве на земских соборах XVI в. и начала XVII в. Одесса, 1910, с. 65.
639 АЗР, т. IV, с. 319, № 182: Сб. РИО, т. 142, с. 182-184.
640 Авалиани С.Л. Указ. соч., с. 69-70.
641 СГГД, т 2, с. 408, 416, 418, 423, 435, 437, № 201; см. также: Сб. РИО, т. 142. с 182-209.
642 СГГД, т. 2, с. 474, № 215; см. также: Сб. РИО, т. 142, с. 131-173.

Его подписанию предшествовали следующие события. 12 марта 1610 г. в Москву торжественно вошли русские войска под руководством 24-летнего талантливого полководца и дипломата М. В. Скопина-Шуйского, племянника царя. Появился шанс на полный разгром сторонников самозванца, а затем и освобождение территории страны от войск Сигизмунда III. Однако накануне выступления русских войск в поход М. В. Скопин-Шуйский 23 апреля 1610 г. был отравлен на пиру у князя Ивана Михайловича Воротынского и через 2 недели скончался110. Вместо него командовать войсками был назначен бездарный брат царя Дмитрий Шуйский. Молва приписывает его жене, княгине Екатерине, дочери Малюты Скуратова, отравление М. В. Скопина-Шуйского . 24 июня 1610 г. русские были наголову разбиты польскими отрядами под командованием гетмана С. Жолкевского у деревни Клушино близ Можайска. Таким образом, в начале июля 1610 г. к Москве с запада приближались войска гетмана С. Жолкевского, а с юга вновь подошли войска Лжедмитрия II. В этой ситуации 17 июля 1610 г. усилиями Захария Ляпунова (брата мятежного рязанского дворянина П. Ляпунова) и его сторонников Василий Шуйский был свергнут с престола и 19 июля насильно пострижен в монахи (с целью не позволить ему в будущем вновь стать царем) . Патриарх Гермоген не признал этого пострига.

Власть перешла к Боярской думе во главе с боярином Ф. Мстиславским. Новое временное правительство называли «семибоярщиной» (или «седьмочисленные» бояре). Расстановка сил в столице в июле – августе 1610 г. была следующей. Патриарх Гермоген и его сторонники выступали как против самозванца, так и против любого иностранца на русском престоле. Возможными кандидатами эти силы видели князя В. В. Голицына или 14-летнего Михаила Романова, сына митрополита Филарета (бывшего тушинского патриарха). Так, впервые прозвучало имя М. Романова. Большинство бояр во главе с Ф. Мстиславским, дворяне и купцы выступали за приглашение королевича Владислава. Они, во-первых, не хотели иметь царем никого из бояр, помня неудачный опыт правления Бориса Годунова и Василия Шуйского, во-вторых, надеялись получить от Владислава дополнительные льготы и выгоды, в-третьих, опасались разорения при воцарении самозванца. Городские низы стремились посадить на трон Лжедмитрия II. Учитывая, что Москва была фактически в осаде и не было ни времени, ни возможности созывать Земский собор , приходилось выбирать из двух реальных претендентов, которые силой пытались захватить столицу. Для бояр и дворян меньшим «злом» был Владислав, поэтому они согласились признать его своим царем.

17 августа 1610 г. московское правительство заключило с гетманом С. Жолкевским Договор об условиях приглашения на русский престол польского королевича Владислава. В основу был положен текст Договора 4 февраля 1610 г. с некоторыми дополнениями и изъятиями111. Самое важное в этом документе было то, что полномочия русского царя ограничивались Земским собором и Боярской думой. Известно, что данному проекту также не удалось реализоваться. Сигизмунд III под предлогом неспокойствия в России не отпустил сына в Москву. В столице от его имени распоряжался гетман Гонсевский.

Loading...Loading...