Секреты Assassin’s Creed Unity. Секреты Assassin’s Creed Unity Секреты assassin's creed unity

Диски Нострадамуса в Assassin"s Creed: Unity тесно связаны с главной реликвией французского Братства ассасинов - броней Тома де Карнейона, которая хранится в оружейной рядом со штабом ассасинов на острове Сите, на противоположном берегу за Собором парижской Богоматери, что в центре Парижа, в нее также можно попасть через кафе «Театр», спустившись по лестнице к подземным туннелям через Зал клубов. Краткую экскурсию по оружейной проведет мастер Кемар, один из тех, кто принимал Арно в Братство. Он покажет странный механизм и расскажет, что доспехи вручались раньше только за особые заслуги, но вот уже несколько столетий они заперты в клетке, а ключи утеряны. Всего по Парижу разбросано 18 дисков Нострадамуса, которые и служат ключами от трех дверей в оружейной. Прежде чем собрать диски, предстоит решить загадки Нострадамуса, отмеченные на глобальной карте иконками свитков (появляются после посещения точек обзора).

Загадки Нострадамуса носят названия созвездий и планет солнечной системы, а процесс их отгадывания похож на нечто среднее между поиском и в Assassin"s Creed 2. Решение головоломки с дисками начинается с прочтения книги с записями средневекового астролога на входе в оружейную, в которой он делится мыслями о видениях. Все загадки Нострадамуса решаются с помощью нескольких подсказок. Подсказки содержатся в символах, которые нужно найти орлиным зрением и просканировать клавишей [E]. На карте Парижа отмечаются только стартовые позиции, откуда нужно начинать поиски, ориентируясь на подсказки. Когда все одинаковые символы из цепочки будут найдены, в награду Арно получит диск. Поиск символов из одной головоломки может проходить сразу в нескольких районах города, а не только в том, где была найдена первая подсказка. Если подойти и попытаться просканировать символ раньше времени, он будет неактивен, поэтому нужно соблюдать строгую последовательность и не спешить. Расследование не прекращается в случае гибели Арно, после синхронизации он сможет продолжить с того шага, на котором остановился.

Тома де Карнейон родился в 1276 году в Республике Метц. Был богатым банкиром и одним из ключевых участников разгрома первого Ордена тамплиеров. Во время арестов тамплиеров 13 октября 1307 года помог Филиппу IV отрядами фламандских наемников. После казни Жака де Моле и его приспешников Тома де Карнейон вместе с Данте Алигьери, Марко Поло и Доменико Аудиторе распространили влияние Братства по всей Европе, свергая монархов и епископов. Умер от болезни в Венеции в 1323 году.

Местоположение и решение загадок Нострадамуса в Assassin"s Creed: Unity:

  1. Меркурий / Mercurius (Остров Сите, Остров Сен-Луи): символ с подсказкой расположен на стене над подставкой с книгой с поcланием Нострадамуса на входе в оружейную.

    • Первая головоломка (Хозяйка жилища, Свидетельница уходов-приходов, С трона, подобного ложу, Взирает с верхушки лестницы): на картине с девушкой на втором этаже кафе «Театр», напротив лестницы от главного входа.
    • Вторая головоломка (Смиренны грешники, такие, как мы все, И в небеса они стремятся, Вверху непостоянный силуэт, Указывает на лежащий снизу город): у флюгера с петухом на крыше кафе «Театр», над овальной гардеробной комнатой, где на стойках висят костюмы Эдварда, Эцио, Альтаира.
  2. Близнецы / Gemini (Квартал Бьевр, Сен-Марсель): символ находится на стене у самой крыши дома.

    • Первая головоломка (На окраине столицы, В тени стены, Болото печали горит, Огнями отверженных): на земле возле хибары на болоте, недалеко от группы взволнованных людей.
    • Вторая головоломка (Где мертвых покой последний, Взирают глаза из камня, И бдительно стражи хранят, Их в смерти, словно бы в жизни): у круглого фонтана перед заброшенными домами.
    • Третья головоломка (В зловонной грязи, Где темный поток встречает, Свою бегущую мать, Найдешь свою цель, У подножия старой башни): у основания круглой башни на набережной между мостами Двойного денье и Турнель.
  3. Венера / Venus (Квартал Лувр, Фейдо): символ находится у основания башни, под точкой обзора, на крыше церкви.

    • Первая головоломка (Построенная, посвященная Солнцу, Площадь блистательного дворянства, Четыре стены расцвечены триколором, Теперь украшены признаками свободы): на статуе Людовика XIV на Вандомской площади в центральной части квартала Лувр.
    • Вторая головоломка (Желающие ступить на земли Поля Элизиум, Сперва заплатите пошлину Землепашцам, Чтобы пройти сквозь Западные Ворота, Туда, где Триумф возведут уже очень скоро): на дороге перед поваленной каретой у северо-западных ворот Парижа в южной части квартала Лувр.
    • Третья головоломка (Великолепнейшая башня, Где правнучка придумала смотреть за поддаными и за небесами, Земля и Солнце там заключены в железо): на башне Медичи, на которой установлена клетка для птиц, под точкой обзора на Хлебном рынке в центральной части квартала Лувр.
  4. Весы / Libra (Квартал Лувр, Тюильри): символ начертан на стене на крыше жилого дома напротив Дворца Тюильри.

    • Первая головоломка (Дворец, разделенный когда-то, четвертый Генри объединил, Каменные пары приветствуют обреченного государя, В его последней прогулке по этим аллеям, Король, когда-то единый, разделен будет волей Народа): между двумя парами статуй над главным входом во Дворец Тюильри.
    • Вторая головоломка (Последний Луч от великого Солнца, Потерял сына, разделен с другими, Сброд, солдаты, властники, ублюдки, Ждут, когда упавшее лезвие солнце заслонит): на земле перед солдатами у эшафота, где проходит казнь, на Площади Революции напротив Дворца Тюильри.
    • Третья головоломка (Магдалена взирает на смерть никогда не мигающими глазами, Равнодушная и неподвижная, За спиной ее король погребен): на стене склепа на кладбище Церкви Мадлен в северной части квартала Лувр.
  5. Водолей / Aquarius (Квартал Маре, Тампль): на крыше дома к востоку от охраняемой крепости Тампль.

    • Первая головоломка (Несчастное воинство Христа с верхушки своей Каменной Темницы посылает свою верность в направлении Иерусалима): на стене конусовидной башни, под точкой обзора, на вершине крепости Тампль.
    • Вторая головоломка (Источник жизни с чашею-полумесяцем утоляет жажду Защитников Соломона): у фонтана во дворике с северной стороны крепости Тампль.
    • Третья головоломка (В недрах земли между пламенных близнецов нашел последний приют Первый Великий магистр): на саркофаге рядом с сундуком в потайной комнате в катакомбах на территории крепости Тампль. Спускаемся в центральный склеп у северных стен Тампля, пробегаем по катакомбам, между первой и второй ямами в земле есть проход, заколоченный деревяшками, за которыми и стоит саркофаг.
  6. Дева / Virgo (Чрево Парижа, Ворота Сен-Дени): символ находится на крыше церкви к северо-востоку от Двора Чудес.

    • Первая головоломка (В святилище пороков танцуют свет и тень. Подлец высокородный носит имя, которым грешен он): на полу перед кроватью с маркизом де Садом в бывшем доме Короля Нищих во Дворе Чудес.
    • Вторая головоломка (Падший в грязи Оскверненный божественный символ, Свет проливает на ересь Фальшивого Короля): на огромном деревянном кресте в центре Двора Чудес.
    • Третья головоломка (На обычном перекрестке, где упадок в цене, печаль продавца расцветила румяна): на земле на оживленном перекрестке со множеством торговых лавок к северу от церкви Сент-Эсташ.
  7. Земля / Terra (Квартал Маре, Арсенал): символ находится на куполе здания к востоку от Площади Вогезов.

    • Первая головоломка (Огрожденный в своем саду, Крылатый воин стоит, неподвижный и равнодушный в самом сердце креста): на статуе во дворике дома, где был получен первый символ из загадки Нострадамуса.
    • Вторая головоломка (Сейчас и всегда она ведет свой непрерывный бой, Верное копье намечено точно в цель, Готовое поразить демонов): на крыше церкви напротив статуи, где был найден второй символ из загадки Нострадамуса.
    • Третья головоломка (В поисках наказания иль развлечения, Взирает на зеленое наследие Дедала величественный епископ, чьи очертания маревом реют над шахматной ладьей): на вершине башни в центре зеленого лабиринта сбоку от церкви, где был найден третий символ из головоломки Нострадамуса. Это тот лабиринт, из которого выбирались Арно и Элиза в задании «Засада тамплиеров» в 5 части.
  8. Козерог / Capricorn (Чрево Парижа, Ратуша): символ спрятан на дымоходе на крыше дома к северу от моста Нотр-Дам.

    • Первая головоломка (Мудрых правителей фасад лицом к камням, что все в крови от казней, однажды сотрясется, а внутри сгорит все в яростном огне): на стене Ратуши под точной обзора.
    • Вторая головоломка («То будет, будет», - эхом отзовется, Таков ужасный поворот судьбы, Теперь здесь больше тьму не разгоняют, А лишь ломают шеи каждый день): на земле перед солдатами у эшафота, где проходит казнь, напротив Ратуши.
    • Третья головоломка (О одинокая башня, как ты осталась одна? Здесь начинается путь пилигрима, И химера носит обрывки воспоминаний, Их два: про атмосферное давление и про алхимию): на вершине башни Сен-Жак, где лежит одна из кокард, к северо-западу от Ратуши.
  9. Лев / Leo (Чрево Парижа, Ратуша): на башне церкви, на вершине которой находится одна из кокард, к востоку от крепости Тампль.

    • Первая головоломка (Над мрачными тенями старинный бастион, хранит молчанье угловатый страж, и кровь его в 9-ом месяце пролита): на вершине высоченной квадратной башни в Большом Шатле.
    • Вторая головоломка (Жертвы Ирода в своем бессмертном храме: Нашли прибежище в камнях алхимика. Кружат в беззвучном, жутком танце смерти): на фреске на южной стене, напротив груды человеческих костей, на Кладбище Невинных, где Арно в задании «Пророк» в 5 части убил тамплиера Кретьена Лафреньера.
    • Третья головоломка (Во Чреве Мира, освященный олень все ждет, когда южная длань поможет достичь небес): на крыше западной угловой башни, напротив точки обзора, в церкви Сент-Эсташ, к востоку от Хлебного рынка.
  10. Марс / Mars (Остров Сите, Сите): символ расположен на дымоходе на крыше дома.

    • Первая головоломка (На мирном поле, усеянном камнями, Крылатый наблюдатель ждет, Приветливым взглядом встречает души, Ищущие покоя): на тыльной стороне надгробия на кладбище напротив дома с символом «Марса», откуда начинается решение головоломки.
    • Вторая головоломка (Собор парижской Богоматери глядит на своих дочерей, Одна прижалась между дамой и Сент-Шапель, Там, где лицо Сына обращено к его верной пастве): на каменном барельефе в виде головы над входом в церковь напротив клуба между Сент-Шапель и Собором Парижской богоматери.
    • Третья головоломка (За Дофином синие ленты, Разделяют пути для зверя и человека, Жертва убийцы провернула смелую сделку, И заполучила город, Клад лежит под горою): на постаменте статуи Генриха IV на площади Дофина за Дворцом правосудия.
  11. Овен / Aries (Квартал Лувр, Тюильри): символ находится на крыше дома напротив Лувра.

    • Первая головоломка (Во дворце, некогда принадлежавшем Августу, Ставшем приютом искусству и красоте, Дни государей отсчитывают часы - До срока, но не после него, Людовик): на часах над входом во внутренний двор Лувра.
    • Вторая головоломка (Во имя духа идеи короля Равенства, Гражданину рады всегда в садах королевских, Где великий Гелиос день ото дня зажигает рукотворную силу уничтожения сущего): на лужайке за памятником в Пале-Рояль, к северо-западу от Хлебного рынка.
    • Третья головоломка (Из крепости разрушенной камней согласие места соединяет, В одном - объединились их умы, В другом - от тел их головы секут): на дороге посередине Моста Согласия, ведущего от Бурбонского дворца к Площади Революции.
  12. Рак / Cancer (Латинский квартал, Флобур Сен-Жермен): символ находится на дымоходе на крыше дома позади собора Сен-Жермен-де-Пре.

    • Первая головоломка (На церкви, которая простоит еще тысячу лет и более, Три шпиля достигают небес, А правда укрыта на высшем): на круглой площадке под точкой обзора на вершине собора Сен-Жермен-де-Пре в северной части Латинского квартала.
    • Вторая головоломка (На площадке для богачей, Обустроенной кланом Медичи, Торжественное фойе будет встречать лишь самую великую знать): на полу перед лестницей в центральном зале Люксембургского дворца в южной части Латинского квартала.
    • Третья головоломка (Купель знания, Игрушка ангелов, В саду жизни человек познал первородный Грех): у фонтана в саду Люксембургского дворца в южной части Латинского квартала.
    • Четвертая головоломка (Под твоими ногами богачи хранят тайны, Солнечные часы отсчитывают дни, проведенные меж червей и костей): на стене в конце подземелья, в котором лежит запертый красный сундук и стоит агент ассасинов для начала совместного задания «Полетят головы». Вход в подземелье начинается за садом, к югу от Люксембургского дворца в южной части Латинского квартала.
  13. Рыбы / Pisces (Квартал Бьевр, Сен-Жак): символ скрыт на стене в арочном проходе между домом и мастерской.

    • Первая головоломка (На холме Святой Женевьевы, Мое лицо с римскими чертами, Зовущие ангелы слетаются, К моей северной вершине): на полу в проходе в северной части крыши Пантеона, рядом с двумя подъемниками, к северо-востоку от точки обзора.
    • Вторая головоломка (Ища ореол, ищи кольца внутри колец высоко на вершине здания, с городом, лежащим внизу): на полу между колоннами и верхней круглой надстройкой на крыше Пантеона, к югу от точки обзора.
    • Третья головоломка (Столпы поддерживают лицо мое вместе с мечтами народа, Квадратные, а не круглые, они укрыты от глаз): на полу за квадратными колоннами, напротив телеги с сеном на оживленной улице, с восточной стороны Пантеона.
    • Четвертая головоломка (Моя цель изменилась, Взирая с вершины нефа, Как светские герои приходят, Заменить собою небесных): под фресками у потолка на круглой несущей колонне внутри Пантеона.
    • Пятая головоломка (Останки славы лежат средь спертого воздуха, Величайшего из великих Могила Вольтера): в комнате за овальным залом в подвале Пантеона. От входа в Пантеон спускаемся по левой или правой винтовой лестнице в подвал, сворачиваем в дверной проем, бежим прямо до круглого зала, пробегаем его и тут же сворачиваем в первую комнату слева, где на полу будет последний символ из головоломки.
  14. Сатурн / Saturnus (Остров Сите, Дворец правосудия): символ расположен перед небольшой статуей на набережной напротив моста Нотр-Дам.

    • Первая головоломка (В моем владеньи два клинка, Закон и Справедливость рядом, Я час за часом с честью бью, Для королей и для крестьян): на циферблате часов на северо-восточной башне Дворца правосудия напротив моста Менял.
    • Вторая головоломка (Матерь наша в сердце розы, Молчалива, словно камень, так она на паству смотрит, Лепестки из света кругом нашу Матерь окружают, Лепестков - 24, Посмотрите как сияют, И взгляните, как блистает светом роза на закате): на статуях перед центральным круглым витражом в виде розы над главным входом в Собор Парижской Богоматери.
    • Третья головоломка (Встаньте между двух потоков, посмотрев на нашу Матерь, В путь от розы до трансепта - Пятикнижье вам поможет, Арок пять и пять кошмаров - широко раскрытых глаз, Под последним будет клад: Врата в бесконечность): на втором ярусе крыши, под внешними опорными полуарками, с западной стороны Собора Парижской Богоматери.
  15. Скорпион / Scorpio (Квартал Маре, Маре): символ находится на стене перед витражом на втором ярусе церкви позади Ратуши.

    • Первая головоломка (У подножия Святых Близнецов дерево правосудия прячет древние свои корни в страхе небесного гнева): на земле перед главным входом в церковь позади Ратуши, напротив первого символа из загадки Нострадамуса.
    • Вторая головоломка (Святилище урожденных епископов, Цитадель великих познаний о жизни, Величественное здание, Чье имя дурачит чувства): на стене восточной башни на крыше особняка де Санс, к северу от моста Пон-Мари.
    • Третья головоломка (Площадь сотни имен, Заменившая собой поле боя, На котором владыка был свергнут с коня, Теперь же бронзовый всадник ожидает среди деревьев): на постаменте всадника на Площади Вогезов.
  16. Стрелец / Sagittarius (Латинский квартал, Флобур Сен-Жермен): символ находится на дымоходе на крыше дома над магазинами торговцев, между соборами Сен-Жермен-де-Пре и Сент-Шапель.

    • Первая головоломка (Великие умы жаждут неба, Южане смотрят на север, Четыре нации ищут правду): на позолоченной башне на вершине Коллежа Четырех Наций недалеко от моста Руаяль в северной части Латинского квартала.
    • Вторая головоломка (Восходящее солнце глядится, В лицо Школы Роберта, Глаза обращены к небу, С верхушки купола): на вершине малой башни с восточной стороны главного здания Сарбонны в центральной части Латинского квартала.
    • Третья головоломка (В далеке от реки, Те, кто наблюдает, Взирают на звезды): на полу рядом с телескопом на крыше охраняемой Парижской обсерватории в южной части Латинского квартала.
  17. Телец / Taurus (Квартал Дом Инвалидов, Инвалиды): символ нарисован на стене под каменным мостом на Марсовом поле.

    • Первая головоломка (Дерево и веревки, шлют сигналы по воздуху - Весточку друзьям Шаппа): на помосте под деревянным краном напротив каменного моста, под которым находится первый символ из головоломки, на Марсовом поле.
    • Вторая головоломка (Каждый должен пройти через врата, ведущие к полям Войны): на колонне у основания арки на Марсовом поле.
    • Третья головоломка (Лживые идолы дают представление на сцене во время празднества, Верховным является то Существо, что само себя так называет): на деревянном помосте под огромным деревом, на котором по сюжету выступал Робеспьер в задании «Высшее существо» в 12 части, между Марсовым полем и Военной школой.
    • Четвертая головоломка (Вышколенные умы преломляют сражений ход, Через плечи своих ангелов они взирают на поле Войны): на крыше Военной школы со стороны огромного дерева.
  18. Юпитер / Jupiter (Квартал Дом Инвалидов, Сен-Тома-д"Акэн): символ находится на дымоходе на крыше дома к востоку от Бурбонского дворца.

    • Первая головоломка (На вершине дворца, Где жила дочь Бурбона, Где проходит собрание и мост обращен на юг): над скамейкой на арке на входе в Бурбонский дворец, к югу от точки обзора, в северной части квартала Дома Инвалидов.
    • Вторая головоломка (Богатые и бедные перед колесом времени, Иди на юг, чтобы встретить воды реки Стикс): на каменной опоре колеса нерабочей водяной мельницы, напротив запертого красного сундука, в сельской местности в южной части квартала Дома Инвалидов.
    • Третья головоломка (Там, за преградой, на другой стороне души проходят мост по пути в Южные земли): на низком каменном мосту через речку посреди деревни в южной части квартала Дома Инвалидов.

Решение загадок в оружейной в Assassin"s Creed: Unity:


После решения всех загадок Нострадамуса возвращаемся в оружейную под кафе «Театр». Вставляем все диски в пульт управления напротив клетки с доспехами Тома де Карнейона, после чего открываем последовательно три запертые двери, за которыми находятся рычаги.
  • Палата созвездий (4 фрагмента): первая головоломка решается путем правильного подбора пиктограмм, нарисованных на полу и на столбах. Каждому из четырех знаков зодиака соответствует определенное созвездие, какое именно - изображено на стенах по периметру зала. Когда дверь откроется, забираемся по столбам к рычагу.
  • Палата Звезд (10 фрагментов): во второй головоломке нужно разместить подвижные планеты в правильном порядке, указанном в схеме на полу - Марс над Марсом, Земля над Землей и т.д.: левый пульт - вращаем планеты три раза; центральный - один раз; правый - три раза.
  • Палата Туманов (18 фрагментов): в последней комнате нервы будут трепать горячий пар и кривое управление.

Данные советы смогут немного упростить жизнь в игре. Всем уже наверное стало известно, что - это достаточно большая и в некоторых местах сложная игра. Ниже мы представляем несколько советов для вас. Они помогут вам сделать ваше путешествие по революционной Франции более проще.

Обязательно пройдите обучающий режим

В игре теперь заметно изменилась механика - по-иному действуют некоторые стандартные способности, стелс теперь к примеру, активируется при помощи отдельной клавиши и многое другое. В общем, даже если вы считаете себя опытным игроком в серии этой игры, то всё равно пройдите внимательно все обучающие задания. В обучении вы сможете уберечь себя от некоторых игровых ситуаций, в которых вам необходимо определить какую-нибудь вещь, а вам вовсе не понятно - как сделать это.

Не торопитесь проходить сюжет

Старайтесь "разбавлять" сюжетные задания второстепенными квестами. Тут есть несколько причин, почему это нужно делать: во-первых - они по традиции были очень качественно сделаны, поэтому если проходить одну сюжетную линию, тогда вы пропускаете значительную часть остальной игры; во-вторых - прокачка героя играет огромную и важную роль - вскоре вы попадёте в такую ситуацию, когда проходить становится крайне сложно, поэтому если такое происходит, тогда не надо терроризировать себя десятикратным прохождение - лучше всего потратить несколько минут на прохождение второстепенных заданий и заработать опыта.

Изучайте все возможности прокачки героя

Вновь ловушка для опытных игроков серии - некоторые умения ассасина, которые ранее были доступны с самого начала игры, теперь потребуют прокачки. Таким образом, лучше всего крайне внимательно изучать ваши возможности развития главного героя. К примеру, теперь двойное убийство выполняется лишь после того, как вы изучите соответствующее умение.

Старайтесь повнимательней подбирать место убийства

В новой части у вас теперь больше нет возможности таскать и прятать трупы. Поэтому, если вы не хотите быть раскрытым, то убивайте своих противников в самых укромных уголках локации.

Нужно быть аккуратным в сражении

Сложность боёв в игре теперь заметнее выросла и это будет очередной сюрприз для всех любителей серии. Старайтесь быть внимательным - любая ваша ошибка может стоить вашему герою жизни. Теперь пора начать уделять внимание парированию - оно помогает вам выходить победителем в бою.

Кооперативные задания можно пройти в одиночку

Некоторые кооперативные квесты в игре вы теперь можете пройти в составе неполной своей группы или же вовсе в одиночку. Не забывайте про те случаи, когда под вашей рукой нет напарников.

Обратите внимание на мобильное приложение

Рекомендуем вам в обязательном порядке скачать и установить мобильное приложение для вашей игры. В нём вы сможете найти несколько полезных для себя функций, которые помогают проходить игру, к примеру, интерактивная карта, которая покажет те места, которые более часто посещают остальные игроки. Данная информация позволяет строить более безопасные маршруты и находить новые игровые секреты.

Assassin"s Creed: Unity иногда слишком сложна. Сегодня вы узнаете, как проще гулять по Франции времён революции:

Пройдите режим обучения

В очередной игре про ассасинов изменилась механика - начали по-другому себя вести некоторые умения, стелс активируется лишь одной клавишей и многое другое. Если вы думаете, что являетесь геймером, имеющим достаточно опыта - пройдите обучение, которое поможет вам оберечь себя от различных плохих ситуаций.

Сюжетную составляющую оставьте на потом

Между основными заданиями Assassin"s Creed: Unity проходите дополнительные миссии, которые, как всегда, хороши. Если не сделать этого, то почти половина игры будет пропущена. Также особенно важно развитие навыков персонажа - если не выполнять дополнительные миссии, есть вероятность того, что вы столкнётесь с моментом, который практически невозможно пройти. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то не тратьте время впустую, лучше будет, когда решитесь проходить дополнительные миссии, усилив навыки героя.

Исследуйте умения в меню прокачки

Одна из западней для игроков, обладающих огромным опытом - некоторые умения персонажа, недоступные с начала игры, впоследствии требовательны к вашей прокачке. Поэтому нужно исследовать умения, которые доступны герою, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами. К примеру, убийство двух противников с высоты станет возможно совершить только тогда, когда вы изучите такое умение.

Чтобы кого-нибудь убить, выберете сначала хорошее место для этого дела

Таскать, а также скрывать мёртвые тела от врагов в Assassin"s Creed: Unity теперь невозможно, и поэтому нужно нейтрализовать врагов в скрытых от людей местах, чтобы не быть раскрытым.

Аккуратность - залог успеха в стычке с врагом

Бои в игре стали сложнее - ещё один неожиданный сюрприз для опытных игроков, из-за которого вы должны быть внимательным в стычке с противником, потому что ошибки могут помешать вам и герой погибнет. Следите за врагом - контролируйте каждый его удар и вовремя совершайте контратаку, именно так вы сможете одержать победу в бою.

Кооперативные миссии вполне можно выполнять даже тогда, когда вы в полном одиночестве

Несколько кооперативных заданий в игре можно выполнить как с командой, так и одному. Думайте об этом только тогда, когда рядом нет союзников.

Приложение для мобильных телефонов не стоит игнорировать

Вам стоит установить приложение от Assassin"s Creed: Unity для вашего телефона, ведь оно имеет некоторые полезные функции, помогающие проще проходить игру - к примеру, карта, которая помогает увидеть места, часто посещаемые игроками. Всё то, что есть в мобильном приложении позволит вам знать пути, не имеющие никаких опасностей, а также искать секретные предметы.

Наверное лучше было бы спрятать, кто захочет, прочитает это бессвязный бред. Но мои клешни забыли, как это правильно делать. Потому на чей-то страх и риск.

Итак, 4 года почти я не прикасался к серии, думал соскучился, щас как наверстаю!… И вот пройдя эту некстген-какаху (всё-таки ждал в 2014) сижу в шоке.

Да, Париж прекрасен, но как же эти городские пейзажи умудрились меня достать. Да, тыкать в людей ножичками всё так же весело, но зачем так тупо и убого было всё резать, отбирая у игрока базовый блин инструментарий, вроде того же свиста? Да блин, возможность присесть на лавку, двойное убийство, возможность кидать дымовухи и стрелять из пистоля надо покупать. Причём когда у тебя уже есть это оружие!!! Зато внутри игровой магазин работает, о да, спасибо юбисофт, я могу купить и сменить снарягу хоть сидя в углу сарая, но за расходниками надо бегать. Почему не наоборот?!

Да, боёвку усложнили, но всего лишь одним способом — теперь если врагов больше трёх есть очень реальный шанс погибнуть тупо от пули, которые у врагов безлимитные походу, стрелять тут стали куда чаще, в остальном всё стало даже проще, хотя опять же, можем мы теперь в бою куда меньше. Да и со временем прокачка имбового мощного удара, хп бара и и количества банок решает. Порой кажется что боёвка визуально стала взрослее, но боже, как смешно и часто багуют эти анимации, лооол. А камера порой заставляет задуматься, не японцы ли её пилили?

Кстати насчёт стелса… Похерили и его, искусственный интеллект это очень грустная песня, на этот раз ещё грустнее, серьёзно. И наверное осозная это, разрабы сделали так, что почти всю игру можно всех вырезать или тупо рашить, принудительно стелсить и страдать всяким типичным для серии даунизмом вроде выследи цель, заставляют очень редко, спасибо хоть на этом.

Впрочем я догадываюсь, чем игра многих заняла и подняла себя в чьих-то глазах (особенно тех, кто купил это для консоли на релизе наверное) — тонны разнообразного дрочева на карте, в этой части оно похоже вышло на новый уровень (говорят кстати в Синдикате его ещё больше). Признаю — заняться действительно есть чем и оно порой увлекает (даже казуальные расследования ввели), но очень быстро приходит ощущение зря потраченного времени и больше ничего, это вам всё-таки не GTA или The Witcher 3 какой-нибудь. Кооп в целом неплохой, хоть и очень куцый, да и игру спасает очень слабо.

Про техническую часть мне особо говорить нечего — в 2014 за меня всё сказали. тем более что моё нынешнее железо позволило выкрутить настройки на максимум и обошлось почти без просадок, хотя заргузки порой весьма долгие, не знаю, мож ток у меня так. Баги анимации в бою это я так понял фича игры, а реальных глюков, вроде застревания в объектах или исчезновения текстур в катсенах у меня за всё прохождение было раз-два и обчёлся, так что хз.

Сюжет в прошлом стартует хоть и банально, но в целом затягивает, да и гг кажется интересным, но каким же клиповым и унылым оказывается в итоге, революции нет, значимые исторические фигуры нужны почти ни для его (разве что Наполеон), в справках опять куча «смешнявок». Даже банальную романтоту просрали, хотя казалось бы куда уж… А концовка это вообще грёбанное разочарование, наверное после финала последнего Deus Ex у меня не так сильно бомбило. И нет, 13 глава вообще никак не помогает! Так, по унылым пещерам погоняют пару часов да дадут две минуты в конце походить с очередной вундер-вафлей наперевес. Сюжетки в настоящем тупо нет, три раза за игру чёт любопытное всплывает, но в целом это даже не смешно. Как и вся игра в целом — одна дорогая, длинная злая шутка.

Наверное, это последняя игра серии, за которую я сел. Ну может ещё Rogue, когда-нибудь.

Еще скриншоты. Дошёл наконец-то до 4 части сюжетки. Спустя 5 месяцев после покупки игры.

Сюжет нравится, наконец-то разработал стратегию, как справляться с огромным количеством сундуков на карте и прочего хлама. Стал получать удовольствие от игры (раньше было мало — потому что гринд пугал). В целом игра до сих пор имеет ряд забавных багов, из-за которых даже приходится переигрывать некоторые кооп миссии, но для игры такого уровня — это простительно. Хотя у меня большие придирки в нпс интеллекту, если слишком долго находиться в толпе. НО если ты идёшь по своим делам или выполняешь разные испытания, ачивменты, задания клуба, задания кафе Театр, парижские истории итп. — ТО создаётся натуральное ощущение жизни. Хотя чуть только пробежишь мимо уборщика уличного и заденешь его метлу, как он уронит её и встанет как вкопанный. Я всё мечтаю, когда даже такие мелочи будут просчитываться в ассассине — чел нагнулся и взял метлу в руки и опять начал уборку. Я люблю такие игры, где каждый человек занят своим делом и за ними можно наблюдать и слушать их разговоры. Я даже немного вспомнил французский, который я учил один семестр на 3 курсе.

И… я до сих пор не встретил текстур кожи и моделей человеческого тела лучше, чем в Юнити. Даже в The Order не так совершенны текстуры.

Посмотрим что там за баги щас на форумах почитаю. На пк чтоб баги были в портах пиратских — это стандартное дело.

Опс — тут в стиме все «finish him» кастуют. Ну что ж, жалко пк-игроков

Вообще мы вот тут в объективность играемся и баги и оптимизацию обходим стороной. Ну хорошо, напрямую к игре это не имеет отношения (хотя вообще-то имеет, ведь качество продукта имеет отношение к продукту). Короче говоря — это ведь реально беспрецедентный случай по-моему. Когда последний раз выходила игра с настолько отвратительной оптимизацией? Юбисофт поскупились на тестинг-отдел? Или индусов-кодеров наняли? Чем они думали? Как можно ТАКОЕ выпустить? Ради укладки в сроки для акционерного отчёта?

Loading...Loading...