Социальная экология как сложно структурированная научная дисциплина. Предмет, объект и методология социальной экологии. Основные проблемы социальной экологии

Социальная экология

Социальная экология является одной из древнейших наук. Интерес к ней проявляли такие мыслители, как древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор (500-428 гг. до н. э.), древнегреческий философ и врач Эмпедокл (487-424 гг. до н. э.), величайший философ и энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Главная проблема, волновавшая их, заключалась в проблеме взаимоотношений между природой и человеком.

Также исследованиями различных аспектов взаимодействия человека и природы занимались древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.), древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), известный ученый в области географии Эратосфен (276-194 гг. до н. э.) и философ идеалист Платон (428-348 гг. до н. э.). Стоит отметить, что труды и размышления этих древних мыслителей легли в основу современного понимания социальной экологии.

Определение 1

Социальная экология – это сложная научная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие в системе «общество-природа». Помимо этого, сложным предметом изучения социальной экологии является взаимосвязь человеческого социума с природной средой.

Являясь наукой об интересах различных социальных групп в сфере природопользования, социальная экология структурируется на несколько основных видов:

  • Экономическая социальная экология – исследует отношения природы и общества с точки зрения экономического использования имеющихся ресурсов;
  • Демографическая социальная экология – изучает различные слои населения и поселения, которые одновременно проживают на всей территории земного шара;
  • Футурологическая социальная экология – сферой своих интересов выделяет экологическое прогнозирование в социальной сфере.

Функции и ключевые задачи социальной экологии

Как научное направление, социальная экология выполняет ряд ключевых функций.

Во-первых, это теоретическая функция. Она направлена на разработку важнейших и актуальных концептуальных парадигм, которые объясняют развитие общества с точки зрения экологических процессов и явлений.

Во-вторых, прагматическая функция, в которой социальная экология реализует распространение множественных экологических знаний, а также информации об экологической ситуации и состоянии общества. В рамках данной функции проявляется некоторая озабоченность о состоянии экологии, выделяются ее основные проблемы.

В-третьих, прогностическая функция – она означает, что в рамках социальной экологии определяются как ближайшие, так и отдаленные перспективы развития общества, экологической сферы, а также представляется возможным контроль за изменениями биологической сферы.

В-четвертых – функция природоохранения. Она предполагает исследования влияния экологических факторов на окружающую среду и ее элементы.

Экологические факторы могут быть нескольких видов:

  • Абиотические экологические факторы – факторы, относящиеся к воздействиям со стороны неживой природы;
  • Биотические экологические факторы – влияние одного вида живых организмов на другие виды. Такое влияние может осуществляться внутри одного вида или между несколькими разными видами;
  • Антропогенные экологические факторы – их суть заключается в воздействии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Такое воздействие зачастую ведет к негативным проблемам, например, чрезмерное истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды.

Замечание 1

Основной задачей социальной экологии является изучение актуальных и ключевых механизмов воздействия человека на окружающую среду. Также очень важен учет тех преобразований, которые выступают в качестве результата такого воздействия и в целом человеческой деятельности в природной среде.

Проблемы социальной экологии и безопасности

Проблематика социальной экологии довольно обширна. На сегодняшний день проблемы сводятся к трем ключевым группам.

Во-первых, это социальные проблемы экологии планетарного масштаба. Их смысл заключается в необходимости глобального прогноза по отношению к населению, а также к ресурсам в условиях интенсивно развивающегося производства. Таким образом происходит истощение природных запасов, что ставит под вопрос дальнейшее развитие цивилизации.

Во-вторых, социальные проблемы экологии регионального масштаба. Они заключаются в исследовании состояния отдельных частей экосистемы на региональном и районном уровне. Здесь важную роль играет так называемая «региональная экология». Таким образом, собирая информацию о локальных экосистемах и их состоянии, возможно составить общее представление о состоянии современной экологической сферы.

В-третьих, социальные проблемы экологии микромасштаба. Здесь важное значение отводится изучению основных характеристики и различных параметров городских условий жизни человека. Например, это экология города или социология города. Таким образом, исследуется состояние человека в быстроразвивающемся городе, и его непосредственное личное воздействие на это развитие.

Замечание 2

Как мы видим, самая основная проблема заключается в активном развитии промышленно-практических практик в деятельности человека. Это привело к увеличению его вмешательства в природную среду, а также к усилению его влияния на нее. Это привело к росту городов, промышленных предприятий. Но обратной стороной являются такие последствия в виде загрязнение почвы, водной и воздушной среды. Все это непосредственно влияет на состояние человека, на его здоровье. Продолжительность жизни во многих странах также снизилась, что является довольно актуальной социальной проблемой.

Профилактика данных проблем может производиться только путем запрета на наращивание технической мощи. Либо человеку необходимо отказаться от некоторых видов деятельности, которые связаны с бесконтрольным и пагубным использованием ресурсов (вырубка лесов, осушение озер). Такие решения необходимо принимать на глобальном уровне, ведь только общими усилиями предоставляется возможность в устранении негативных последствий.

Социальная экология исследует отношения между человеческими сообществами и окружающей их биологической, географической, социально и культурной средой. Социальная экология на первое место выдвигает исследования окружающей человека природной среды и форм рационального взаимодействия с ней, а также поиск закономерностей, взаимосвязей человеческого общества и его отдельных территориальных частей с природой, проектирование на этом фундаменте природно-оккультуренной среды.

Объектом исследования социальной экологии являются социоэкосистемы , ее предметом предстаю законы функционирования и развития этих систем. По структуре социоэкосистема подразделяется на природную и социально-экономическую подсистемы 6 . В свою очередь, природная подсистема состоим из двух подчастей:

    совокупность природных и не значительно измененных человеком биотических и абиотических факторов, оказывающие влияние на человека;

    совокупность природных факторов вне зависимости от непосредственных контактов с человеком.

Эти подсистемы всегда находятся в движении и развитии, их оптимальным соотношением выступает состояние динамического равновесия. Чрезмерное развитие одной из подсистем способно привести к разрушению и даже гибели социоэкосистемы.

Социальная экология устанавливает общие закономерности и принципы взаимодействия человека и окружающей его среды. Социоэкологические законы определяют направленность антропогенной деятельности в пределах социоэкосистем различного уровня. Среди законов социальной экологии, сформулированных к настоящему времени, особенно выделяются законы Б. Коммонера. Последний, опираясь на закон сохранения энергии М.В. Ломоносова, вывел 4 закона.

    Все связано со всем;

    Природа знает лучше;

    Все должно куда-то деваться;

    Ничто не дается даром.

Согласно Коммонеру «…глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое может являться объектом всеобщего улучшения: все то, что было извлечено из нее человеческим трудом должно быть возвращено» 7 .

Известный российский эколог Н.Ф. Реймерс выводит такие социоэкологические законы, как:

    Закон социально-экологического равновесия (необходимости сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным);

    Принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений);

    Правило социально-экологического замещения (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей);

    Закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота социального движения вспять, от сложных форм к более просты);

    Закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу, то есть сферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек-природа) 8 .

Основная задача социальной экологии – определение место человека в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Право на здоровую окружающую среды – одно из неотъемлемых прав человека, основа экологической этики и культуры.

Окружающая человека среда состоит из 4х неразрывно взаимосвязанных компонентов- подсистем: а) природная среда; б) среда, порожденная агротехникой – «второй природы»; в) искусственной среды – «третьей природой»; г) социальной среды. 9

Среда обитания человека характеризуется совокупностью физических. Химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на его жизнедеятельность.

Факторы окружающей среды (экологические факторы) – включает в себя все компоненты внешней среды, прямо или косвенно воздействующей на живые организмы.

Абиотическими факторами являются: климат (с радиацией, температурами воздуха. Осадками. Влажностью воздуха, туманом. Ветром и т.д.); рельеф (направление и крутизна склонов, положение по отношению к окружающей местности); почвы (зернистость, структура, влажность, химический состав, гумус, геологическая материнская порода и т.д.), свет (как источник энергии и раздражитель); тепло (как источник энергии для других процессов); вода (содержание воды в воздухе, в субстрате и т.д.); химические факторы (питательные вещества, следы элементов, концентрация углекислого газа и кислорода, ядовитые вещества и т.д.); механические факторы (огонь, ветер, снеговая нагрузка и т.д.).

Воздействие человека, собственно. Также относится к биотическим факторам. Хотя при изучении целостной экосистемы они исключаются и является предметов общеэкологических исследований 10 .

Социальную экологию и экологию человека обычно размещают иерархически над другой. При этом довольно часто первая рассматривается исключительно с социально-экономической, а экология человека с медико-биологической точки зрения. Однако любые аспекты экологии человека имеют отношения к социологии.

Социальная экология рассматривает широкий круг вопросов, начиная от элементарных социальных групп до человечества в целом. Значительную сложность вызывает разделение экологии человека и социальная экология, так как их объект очень близок. А научный предмет нет. Разница здесь в том, что социальная экология не охватывает биологического в человеке.

Очевидно, что целесообразно называть экологию человека в узком смысле слова экология биологического ряда «индивид (особь) – репродуктивная группа» и т.д., то есть биоэколгию человека, а социальной экология, также в узком значении экологию социального ряда: личность – семья и т.д. 11

Практическое решение экологических проблем сегодня невозможно без междисциплинарного взаимодействия естественных общественных и технических наук. Процесс формирования и развития социальной экологии определяется необходимостью выявления предпосылок и условий устойчивого развития социоэкосистем. Данную задачу решают 2 направления социальной экологии: теоретическая и прикладное.

Теоретическая социальная экология исследует закономерности взаимодействия человека с окружающей его средой, разрабатывает общую теорию их взаимодействия. Здесь ведущей является проблема выявления коэволюционных закономерностей современного общества и изменяющейся под его воздействием природы. Теоретическая социальная экология определяет законы развития не только социоэкосистем, но и биосферы в целом. В последнем случае она становится на уровень глобальной экологии. В данных рамках особенно злободневно стоит проблема осознания места человека в системе природа - общество, поиска предпосылок для преодоления тотального кризиса. Глобальная экология обращает внимание всего прогрессивного человечества на усиление роли ценностной ориентации современного научного знания на существенность формирования нового мировосприятия, основой которого станут экологические императивы, коэволюционные идеи.

Прикладная социальная экология изучает региональные и локальные социоэкосистемы с целью выявить механизмы их оптимального функционирования. Это направление определяет способы управления экосистемами различного уровня, исследует возможность и пути «экологизации» антропогенной деятельности. Главной предстает изыскание принципов рационального природопользования, сведения к минимуму деструктивных моментов.

Понятийный аппарат социальной экологии представлен следующими терминами: «биосфера», «коэволюция», «ноосфера», «окружающая человека среда». «социальная среда», «техносфера», «экологизация», «экологическая ниша» и др.. В целях более полного представления о социальной экологии следует раскрыть содержание этих терминов.

Биосфера- область обитания животных организмов; оболочка Земли, состав, структура и энергетика, в которой определяется совокупной деятельностью живых организмов.

Коэволюция – параллельная, совместная революция.

Ноосфера - это этап взаимодействия природы и общества, на котором определяющим фактором развития становится разумная человеческая деятельность.

Окружающая человеческая среда - совокупность абиотической, биотической и социальной сред, оказывающих непосредственное влияние на людей и их хозяйства.

Социальная среда – отношения между людьми, между ними и создаваемыми ими материальными и духовными и культурными ценностями.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная коренным образом человеком в технические и техногенные объекты.

Экологизация – проникновение экологических идей во все стороны общественной жизни.

Экологическая ниша – совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе.

Приведенные понятия наглядно демонстрируют интегральный характер социально экологии, так как освещение многих ее задач значительно выходит за рамки отдельно научного направления. Социальная экология объединяет экологические исследования различных наук в единое русло, координирует и обобщает их результаты, обеспечивает достижение предметной целостности.

Социальная экология изучает не только прямое и непосредственное влияние окружения на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, их отношения, а также общую концептуализацию универсума (объединенного со специфическими условиями жизни).
В русской философской и социологической литературе обнаруживаются многочисленные попытки определения пред ета социальной экологии. В соответствии с одни достаточ о распространенным подходом предметом социальной экологии выступает ноосфера, система социоприродных отношений, фор иру- ющаяся, функционирующая как результат сознатель ой деятельности людей, т. е. предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.
По мнению Н.М. Мамедова, социальная экология изучает взаимодействие общества и природной среды.
С.Н. Соломина считает, что предметом социаль ой экологии является изучение глобальных проблем человечества, как- то: проблемы энергетических ресурсов, защита окружающей среды, проблемы ликвидации массового голода и опас ых болезней, освоение богатств океана.
Дефиниции предмета социальной экологии отражают прежде всего философско-теоретический подход авторов к от оше- ниям в системе «человек-общество-природа», их по и а ие окружающей среды и позицию, что экология не только естественная, но и общественная наука.
Исходя из этого,
социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой, влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни как естественно-общественного существа.
Важным в социальной экологии является конкретная территориальная среда: поселения, урбанизированные зоны, отдельные регионы, области, общепланетарный уровень планеты Земля. Социальная экология на всех этих уровнях должна стремиться к сохранению экологического равновесия, учитывать взаимосвязь всех уровней в соответствии с девизом: «Мыслим глобально, действуем конкретно!».

Еще по теме 2. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ:

  1. 1.1. Дидактическая характеристика модели профессионально-технологической системы обучения специальным предметам

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, она призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Законы социальной экологии такие же фундаментальные, как и законы физики. Однако предмет социальной экологии очень сложный: три качественно различные подсистемы – неживая природа, живая природа, человеческое общество. В настоящее время социальная экология – преимущественно эмпирическая наука, и законы ее нередко выглядят как предельно общие афористические утверждения («законы» Коммонера* ).

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. В кибернетике принята более широкая трактовка: закон – это ограничение разнообразия. Именно такая трактовка больше подходит к социальной экологии.

Социальная экология выявляет фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Адаптационные возможности биосферы не безграничны. Отсюда и «экологический императив»: человеческая деятельность ни в коем случае не должна превышать адаптационные возможности биосферы.

В качестве основного закона социальной экологии признан закон соответствия производительных сил и производственныхотношений состоянию природной среды.

12.Функции социальной экологии .

Функции социальной экологии:

1. теоретическая – разработка основных концептуальных парадигм, объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы (концепция ноосферы, концепция нулевого роста, пределов роста, устойчивого развития, коэволюции);

2. прагматическая – распространение экологических знаний, экологической информации, экологической озабоченности, повышение квалификации руководящих и управленческих работников;

3. прогностическая – определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества и изменения биосферы;



4. природоохранная – исследование влияния экологических факторов на окружающую среду; экологические факторы подразделяются на:

а) абиотические – факторы воздействия неживой природы (солнечный свет, радиация, температура, влажность, рельеф, климат, состав почвы, состав атмосферного воздуха);

в) антропогенные факторы – воздействие хозяйственной деятельности человека и численности человеческой популяции на окружающую среду, проявляющееся в чрезмерном истощении природных ресурсов и загрязнении природной среды.

13.Методы социальной экологии .

Природу изучают естественные науки, такие как биология, химия, физика, геология и др., используя естественнонаучный (номологический) подход. Общество изучают гуманитарные науки – социология, демография, этика, экономика и др. – и используют гуманитарный (иде­ографический) подход. Социальная экология как междисциплинарная наука базируется на трех типах методов: 1) естественнонаучных, 2) гу­манитарных наук и 3) системных исследований, объединяющих естественнонаучные и гуманитарные исследования.

Важное место в методологии социальной экологии занимает методология глобального моделирования.

Основные этапы глобального моделирования сводятся к следующему:

1) составляется перечень причинных связей между переменными и намечается структура обратных связей;

2) после изучения литературы и консультаций специалистов-демо­графов, экономистов, экологов, геологов и др. выявляется общая структура, отражающая основные связи между уровнями.

После того как глобальная модель в общем виде создана, предстоит работа с этой моделью, которая включает следующие этапы: 1) количе­ственная оценка каждой связи – используются глобальные данные, а если глобальных данных нет, то используются характерные локальные данные; 2) с помощью ЭВМ определяется эффект одновременного действия всех этих связей во времени; 3) проверяется количество изменений в основных допущениях, чтобы найти наиболее критические детерминанты поведения системы.

Глобальная модель использует наиболее важные зависимости между народонаселением, продовольствием, капиталовложениями, ресурсами и выпуском продукции. Модель содержит динамические утверждения о физических аспектах человеческой деятельности. Она содержит допущения, что характер социальных переменных (распределение дохода, регулирование размера семьи и др.) не изменится.

Главная задача – понять систему в ее элементарном виде. Только после этого модель можно усовершенствовать на основе других, более детальных данных. Модель, после того как она возникает, обычно постоянно критикуется и пополняется данными.

Ценность глобальной модели состоит в том, что она позволяет показать точку на графике, где ожидается прекращение роста и наиболее вероятно начало глобальной катастрофы. К настоящему времени разработаны различные частные методики метода глобального моделирования. Так, например, группа Медоуза использует принцип системной динамики. Особенность этой методики состоит в том, что: 1) состояние системы полностью описывается небольшим набором величин; 2) эво­люция системы во времени описывается дифференциональными уравнениями 1-го порядка. При этом следует иметь в виду, что системная динамика имеет дело только с экспотенциальным ростом и состоянием равновесия.

Методологический потенциал теории иерархических систем, примененной Месаровичем и Пестелем, гораздо шире, чем у группы Медоуза. Появляется возможность создавать многоуровневые системы.

Метод «затраты-выпуск» Василия Леонтьева – матрица, отражающая структуру межотраслевых потоков, производства, обмена и потребления. Сам Леонтьев исследовал структурные взаимосвязи в экономике в условиях, когда «множество на вид не связанных в действительности взаимозависимых потоков производства, распределения, потребления и капиталовложений постоянно влияют друг на друга и, в конечном счете, определяются целым рядом основных характеристик системы» (Леонтьев, 1958, с. 8).

В качестве модели можно использовать реальную систему. Так, например, агроценоз – экспериментальная модель биоценоза.

Вся деятельность по преобразованию природы – моделирование, которое ускоряет становление теории. Поскольку при организации производства необходимо учитывать риск, то моделирование позволяет рассчитать вероятность и серьезность риска. Таким образом, моделирование способствует оптимизации, т.е. выбору наилучших путей преобразования природной среды.

14.Структура социальной экологии.

Термин «экология» (от греческого oikos- дом, жилище, место обитания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

В настоящий момент экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом. Она действительно стала наукой о «доме», где «дом» (oikos) - вся наша планета Земля.

Среди экологических наук особое место занимает социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в глобальной системе «человеческое общество-окружающая среда» и изучающая взаимодействия человеческого общества с природной и созданной им техногенной средой. Социальная экология разрабатывает научные основы природопользования, предполагающие повышение качества жизни человека в среде его обитания с одновременным обеспечением сохранения природы.

Экология человека включает экологию города, экологию народонаселения, экологию человеческой личности, экологию человеческих популяций (учение об этносах) и т.д.

На стыке экологии человека и строительной экологии сформировалась архитектурная экология, которая изучает методы создания для людей комфортной, долговечной и выразительной окружающей среды. Экологически недопустимо разрушение архитектурной среды города, часто возникающее при отсутствии композиционно-художественной связи новых и старых объектов и проч., поскольку архитектурная дисгармония вызывает снижение работоспособности и ухудшение здоровья человека.

К архитектурной экологии непосредственно примыкает новое научное направление - видеоэкология, изучающая взаимодействие человека с видимой средой. Видеоэкологи считают опасными для человека на физиологическом уровне так называемые гомогенные и агрессивные визуальные поля. Первые - это голые стены, стеклянные витрины, глухие заборы, плоские крыши зданий и др., вторые - всевозможные поверхности, испещренные одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах (плоские фасады домов с одинаковыми окнами, большие поверхности, облицованные прямоугольными плитками, и т.д.).

15.Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Экология человека и социальная экология имеют своим предметом изучение человека (общества) как цент­рального объекта в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.

Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию.

Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Царство Животные, подцарство Многоклеточные, раздел Двусторонне-симметричные, тип Хордовые, подтип Позво­ночные, группа Челюстноротые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, секция Узконосые, надсемейство Высшие узконосые (гоминоиды), семейство Гоминиды, род Чело­век, вид Человек разумный - таково его положение в системе ор­ганического мира.

Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка. Причиной отхода пред­ков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической органи­зации и расширении возможностей функционирования, стали из­менения условий существования, произошедшие вследствие раз­вития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологиче­ских ниш, населяемых предками человека, поставили его перед не­обходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Одной из особенностей специфической стратегии приспособления человеческих предков к новым условиям было то, что они «сделали ставку» преимущественно на механиз­мы поведенческой, а не морфофизиологической адаптации. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним.

Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность созда­вать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений соз­дания и использования орудий, создания им развитой материаль­ной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фак­тически перешел от пассивного приспособления к условиям суще­ствования к активному и сознательному их преобразованию. Та­ким образом, происхождение и эволюция человека не только за­висели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.

К уровню (индивид, популяция, общество и т.д.) соответствуют своя среда и свои способы адап­тации к ней.

Данная модель-матрица подчеркивает сложность человека и многообразие человеческих общностей. Даже на уровне отдельного человека, индивида в каждой из подсистем приходится иметь дело с неисчислимым разнообразием черт, признаков, свойств, ибо двух генетически идентичных людей не бывает. Также, очевидно, нет одинаковых личностей и т.д. и т.п. Это справедливо и в отноше­нии объединений людей, многообразие которых увеличивается с ростом иерархического уровня, вплоть до уникального - человече­ства, представленного бесконечным разнообразием людей и чело­веческих общностей.

Важнейшими характеристиками человека выступают его свойства, среди которых выделяют наличие по­требностей и способности к адаптации.

Одну из первых позиций в этом ряду свойств занимают потреб­ности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. Отражая его зависимость от условий окружающей среды, они в то же время выступают как источник активности человека в его отношениях со средой, регу­лятор его поведения, направления мышления, чувств и воли.

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со сре­дой выступает адаптивность, способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям.

Понятие механизмы адаптации отражает представления о спо­собах приспособления человека и общества к изменениям, проис­ходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биоло­гических и внебиологических механизмов. К первой можно отнести механизмы морфоло­гической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй - социальное поведение и механизмы культурной адаптации.

В качестве показателей степени адаптированности человека к кон­кретным условиям существования в исследованиях по экологии человека и социальной экологии используют такие характеристи­ки, как социально-трудовой потенциал и здоровье.

16.Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов, что дает возможность говорить о большом количестве сред, по отношению к которым «среда человека» выступает родовым понятием. Разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конечном счете многообразие ее влияния на него.
Среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной.

1.Природный компонент среды составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это прежде всего планета Земля с ее многообразными оболочками. Общественную часть среды человека составляют общество и общественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.
В качестве элементов природной среды рассматривают атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы.
Атмосферой называют газовую, воздушную оболочку, окружающую земной шар и связанную с ним силой тяжести.

Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли, включающую в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды

Литосфера (или земная кора) - это верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу - поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмическим данным.
Растения, животные и микроорганизмы составляют живую природную среду человека.

2. Преобразованная людьми природная среда («вторая природа»), иначе среда квазиприродная (от лат. quasi – «как будто»). Она неспособна к самоподдержанию в течение продолжительного времени. Это различного вида «культурные ландшафты» (пастбища, сады, пахотные земли, виноградники, парки, газоны, домашние животные, комнатные и культурные растения).

3. Созданная человеком среда («третья природа»), артеприродная среда (от лат. arte – «искусственный»). К ней относят жилые помещения, промышленные комплексы, городские застройки и т. п. Эта среда может существовать только при постоянном поддержании ее человеком. В противном случае она неизбежно обречена на разрушение. В ее границах резко нарушены круговороты веществ. Для такой среды характерны накопления отходов и загрязнения.

4. Социальная среда. Она оказывает большое влияние на человека. Эта среда включает в себя взаимоотношения между людьми, степень материальной обеспеченности, психологический климат, здравоохранение, общекультурные ценности и т. п.

17.Социально-экологические последствия роста численности населения.

Взаимодействие общества и природы – узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным «эффектом бумеранга»: разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.

Многие экологические проблемы взаимоотношений в системе «общество–природа» сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. В скором времени на первом плане во всем мире окажутся не идеологические, а экологические проблемы, доминировать будут не отношения между нациями, а отношения между нациями и природой.

Единственный путь выживания – максимализация стратегии бережливости в отношении с окружающим миром. В этом процессе должны участвовать все члены мирового сообщества.

Факторами, способствующими появлению и обострению глобальных проблем, явились:

· резкое увеличение расходования природных ресурсов;

· отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;

· усиление неравномерности в уровнях социально-экономического развития, между промышленно развитыми и развивающимися странами;

· создание оружия массового уничтожения.

Уже сейчас существует угроза необратимых изменений экологических свойств геосреды, угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и угроза самоуничтожения цивилизации.

Сейчас человек стоит перед решением двух важнейших проблем: предотвращения ядерной войны и экологической катастрофы. Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же, что и применение атомного оружия, – уничтожением жизни на Земле.

Особенность нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворять их – ограничена. Противоречия в системе «человек – общество – природа» приобрели планетарный характер.

Выделяют два аспекта экологической проблемы:

– экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов;

– кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием.

Основной проблемой является невозможность планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Разрушается биосфера. Поэтому велик риск самоуничтожения человечества в результате собственной жизнедеятельности.

Природа испытывает влияние по следующим направлениям:

– использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства;

– воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду;

– демографическое давление на природу (сельскохозяйственное использование земель, рост населения, рост крупных городов).

Здесь переплетаются воедино многие глобальные проблемы человечества – ресурсная, продовольственная, демографическая – все они имеют выход на экологическую проблематику.

Современная ситуация на планете характеризуется резким ухудшением качества окружающей среды – загрязнение воздуха, рек, озер, морей, объединением и даже полным исчезновением многих видов животного и растительного мира, деградацией почв, опустыниванием и др. Этот конфликт создает угрозу появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов существования поколений жителей планеты. Рост производственных сил общества, рост населения, урбанизация, научно-технический прогресс являются катализаторами этих процессов.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы все живое. Исследования причин истощения озонового слоя планеты не дали пока окончательных ответов на все вопросы. Наблюдения с искусственных спутников показали сокращение уровня озона. С ростом интенсивности ультрафиолетовой радиации ученые связывают увеличение заболеваемости глаз и онкологических болезней, возникновение мутаций. Под ударом оказался человек, мировой океан, климат, животный и растительный мир.

18.Социально-экологические последствия ресурсного кризиса.

Энерго-сырьевая проблема. Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Сейчас человек в своей хозяйственной деятельности освоил почти все доступные и известные ему виды ресурсов как возобновляемых, так и невозобновляемых.

До начала ХХ века основным энергоресурсом была древесина, затем уголь. Ему на смену пришли добыча и потребление иных видов топлива – нефти и газа. Эра нефти дала толчок интенсивному развитию экономики, что потребовало, в свою очередь, увеличения производства и потребления ископаемого топлива. Если следовать прогнозам оптимистов, то мировых запасов нефти должно хватить на 2–3 столетия. Пессимисты же считают, что имеющиеся запасы нефти могут обеспечить потребности цивилизации лишь несколько десятков лет.

Основными направлениями экономики энергоресурсов являются: совершенствование технологических процессов, совершенствование оборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических процессов, совершенствование оборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических ресурсов, структурные изменения в технологии производства, структурные изменения в производимой продукции, улучшение качества топлива и энергии, организационно-технические мероприятия. Проведение этих мероприятий вызывается не только необходимостью экономии энергетических ресурсов, но и важностью учета вопросов охраны окружающей среды при решении энергетических проблем. Большое значение имеет замена ископаемого топлива другими источниками (солнечной энергией, энергией волн, прилива, земли, ветров). Эти источники энергетических ресурсов являются экологически чистыми. Заменяя ими ископаемое топливо, мы снижаем вредное воздействие на природу и экономим органические энергоресурсы. .

Земельные ресурсы, почвенный покров – это основа всей живой природы. Лишь 30% земельного фонда мира – сельскохозяйственные угодья, используемые человечеством для производства продуктов питания, остальная территория – горы, пустыни, ледники, болота, леса и т.д.

На протяжении всей истории цивилизации рост населения сопровождался расширением площади обрабатываемых земель. За истекшие 100 лет было расчищено больше земельных площадей для оседлого земледелия, чем за все предыдущие века.

Сейчас в мире практически не осталось земли для сельскохозяйственного освоения, лишь леса и экстремальные территории. К тому же во многих странах мира земельные ресурсы быстро уменьшаются (рост городов, промышленности и т.д.).

Деградация земель представляет собой серьезную проблему. Борьба с сокращением земельных ресурсов – важнейшая задача человечества.

Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. 71% всей поверхности планеты занято водой, однако пресная вода составляет лишь 2% общего количества, и почти 80% пресной воды находятся в ледовом покрове Земли. Около 60% общей площади суши приходится на зоны, в которых нет достаточного количества пресной воды. Четвертая часть человечества ощущает ее недостаток, а еще свыше 500 млн жителей страдают от недостатка и плохого качества.

Положение осложняется тем, что большое количество природных вод загрязняется промышленно-бытовыми отходами. Все это, в конечном счете, попадает в океан, который и без того подвергается сильному загрязнению.

Вода является обязательным условием существования всех живых организмов на Земле.

Океан – основной резервуар ценнейшего и все более дефицитного ресурса – воды (получение которой путем опреснения увеличивается каждый год). Ученые считают, что биологических ресурсов океана хватит, чтобы прокормить 30 млрд человек.

К основным причинам оскудения биологических ресурсов можно отнести: нерациональное ведение мирового рыбного хозяйства, загрязнения вод океана.

В перспективе тревожно обстоит дело и с другим природным ресурсом, считавшимся раньше неисчерпаемым, – кислородом атмосферы. При сжигании продуктов фотосинтеза прошлых эпох – горючих ископаемых, происходит связывание свободного кислорода в соединения. Задолго до исчерпания запасов горючих ископаемых люди должны прекратить их сжигание, чтобы не задохнуться самим и не уничтожить все живое.

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали всё больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения.

Опасность экологического – ресурсного кризиса с научно-техни­ческой революцией не случайна. Научно-техническая революция создает условия снятия технических ограничений развития производства исключительно острую форму приняло новое противоречие – между внутренне безграничными возможностями развития производства и естественно ограниченными возможностями природной среды.

19.Социально-экологические последствия изменения генофонда.

Изменение среды обитания, происходящее в результате деятель­ности человека, оказывает на человеческие популяции воздейст­вие, которое по большей части вредоносно, приводит к росту за­болеваемости и сокращению продолжительности жизни. Однако в развитых странах средняя продолжительность жизни неуклонно -примерно на 2,5 года за десятилетие - приближается к своему биологическому пределу (95 лет), в рамках которого конкретная причина смерти не имеет принципиального значения. Воздейст­вия, казалось бы и не ведущие к преждевременной смерти, тем не менее нередко снижают качество жизни, но более глубокая про­блема заключается в незаметном постепенном изменении гено­фонда, которое приобретает глобальные масштабы.

Генофонд обычно определяют как совокупность генов, имею­щихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

О воздействии на генофонд чаще всего говорят в связи с ра­диационным загрязнением, хотя это далеко не единственный фак­тор, влияющий на генофонд. По мнению В.А.Красилова, сущест­вует большой разрыв между обиходными и научными представ­лениями о влиянии радиации на генофонд. Например, нередко говорят об утрате генофонда, хотя совершенно ясно, что гено­фонд человеческого вида может быть утрачен лишь при условии практически поголовного уничтожения людей. Утрата генов или их вариантов в обозримых масштабах времени вероятна лишь в отношении очень редких вариантов. Во всяком случае, не менее возможно появление новых вариантов гена, изменение генных частот и соответственно частот гетерозиготных и гомозиготных генотипов.

В.А.Красилов отмечает, что далеко не все оценивают измене­ние генофонда как негативное явление. Сторонники евгенических программ считают возможным избавиться от нежелательных ге­нов путем физического уничтожения или исключения их носите­лей из процесса воспроизводства. Однако действие гена зависит от его окружения, взаимодействия с другими генами. На уровне личности дефекты нередко компенсируются развитием особых способностей (Гомер был слепым, Эзоп - уродливым, Байрон и Пастернак - хромыми). А доступные сегодня методы генной тера­пии открывают возможность исправления врожденных дефектов без вмешательства в генофонд.

Стремление большинства людей сохранить генофонд таким, каким его создала природа, имеет под собой вполне естественные основания. Исторически генофонд сложился в результате дли­тельной эволюции и обеспечил приспособление человеческих по­пуляций к широкому спектру природных условий. Генетическое разнообразие людей на популяционном и индивидуальном уров­нях иногда носит очевидный адаптивный характер (например, темный цвет кожи в низких широтах, связанный с устойчивостью к ультрафиолетовому излучению), в других же случаях нейтраль­но по отношению к факторам среды. Независимо от этого генетическое разнообразие предопределило многообразие и динамич­ность развития человеческой культуры. Высшее достижение этой культуры - гуманистический принцип равноценности всех людей -в переводе на биологический язык означает сохранение генофон­да, не подлежащего искусственному отбору

Вместе с тем продолжается действие и естественных факторов изменения генофонда - мутации, дрейф генов и естественный от­бор. Загрязнение среды влияет на каждый из них. Хотя эти факторы действуют совместно, в аналитических целях имеет смысл рас­смотреть их по отдельности.

20.Естественное движение населения.

Естественное движение населения - это изменение численности населения в результате рождений и смертей.

Изучение естественного движения осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели

1. Число родившихся за период (Р)

2. Число умерших за период (У)

3. Естественный прирост (убыль) населения, который определяется как разность между числом родившихся и умерших за период: ЕП = Р - У

Относительные показатели

Среди показателей движения населения выделяют: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста и коэффициент жизненности.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга.

Термин "социальная экология" впервые использовали американские ученые Р. Парк и Э. Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития "капиталистического города". Под термином "социальная экология" они понимали прежде всего процесс планирования и развития урбанизации больших городов как эпицентра взаимодействия общества и природы.

Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что "социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как естественно-общественного существа".

Социальная экология - это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа.

Социальная экология объясняет и прогнозирует основные направления развития взаимодействия общества с природной средой: историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика и т.п.

Предметом изучения социальной экологии является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий для ее устойчивого развития. То есть предмет социальной экологии – это отношение в системе «общество-человек-техника-природная среда» .

В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обуславливают ее неизменность и структуру. Объектом социальной экологии является система «общество-природа» .

Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный (территориальный) уровень исследования: населения урбанизированных зон, отдельных регионов, областей, исследован общепланетарный уровень планеты Земля.

На создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего:

Сложные отношения человека с окружающей средой;

Обострение экологического кризиса;

Нормы необходимого богатства и организации жизни, которые следует учитывать при планировании способов эксплуатации природы;

Познание возможностей (изучение механизмов) социального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды;

Выявление и анализ общественных целей, включающих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды;

Влияние плотности населения на поведение людей и др.

| следующая лекция ==>
Loading...Loading...