Избирательные реформы 19 и 20 веков. Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX веке. Демократизация избирательного права. Реформа армии и флота

Перераспределение избирательных округов 1832 г. 1867 г. 1884-85 гг.
1. Лишены представи­тельства "гнилые" и"карманные" местечки. 2. Города с населени­ем 2000 4000 жителей - только 1 депутат,3. Освободившиеся места - городам и графствам. 1. Лишены представи­тельства мелкие города. 2. Города с населени­ем 2000 - 4000 жителей - только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам и графствам. 1. Лишены представи­тельстванебольшие города. 2. Города с населением 15000-50000 жителей -только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам играфствам. 4. Избирательный округ -1 депутат*
Расширение избирательного корпуса Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф.гт. в год Города Собственники и арендаторы домов и других строении сдоходом 10 ф.ст. в год. Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф.ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф.ст. в год. Города Квартиросъемщики уплачивающие за квартиру 10 ф.ст. в год. Графства Собственники или помещения с доходом 10 ф.ст. в год Города Все домовладельцы или квартиронанима­тели.

Развитие конституционного (и в том числе избирательного) права германских государств на протяжении XIX века испытыва­ло существенное влияние законодательства Франции. В начале XIX века Германия была захвачена войсками Наполеона I. На ее территории в 1807-1813 гг. было создано новое государственное образование - Вестфальское королевство, ставшее первой немец­кой конституционной монархией. Его основной закон содержал ряд норм, заимствованных из французского права 1799-1804 гг. Вестфальская конституция включала положение о Народном со­брании с ограниченными функциями и полномочиями.

Несмотря на непродолжительный срок существования, Кон­ституция Вестфальского королевства стала важным этапом в развитии немецкого права. Позднее, монархи стран Германского Союза активно использовали эту конституцию в процессе созда­ния нового законодательства.

Важным этапом в истории немецких государств стал период после Венского конгресса 1815 г. Документ, принятый на Кон-



Заседание немецкого Бундестага во Франкфурте. Середина XIX века.

грессе (Союзный акт 1815 г.) гласил: «Во всех государ­ствах союза будет иметь место сословное собрание земли» (История буржуаз­ного конституционализма XIX в. М., 1993. С.141). Термин «Verfassung» пред­полагал двоякое толкование: как «сословное собрание» или как «сословная консти­туция». Последовавший в 20-40-х гг. XIX века процесс принятия конституций и со­здания представительных

органов власти в немецких государствах имел сложный и проти­воречивый характер. Война нанесла тяжелый удар по экономи­ке Германии. В этих условиях буржуазия, способная реально влиять на развитие хозяйственной жизни королевств и княжеств, все активнее требовала демократических реформ.

Волна революционных событий конца 40-х годов XIX века охватила и немецкие государства. Революция в Германии так же, как и события 1848 г. во Франции, способствовала созданию прогрессивного избирательного законодательства. Об этом сви­детельствуют статьи «Закона относительно выборов в Народ­ную палату» от 12 апреля 1849 г. Этот документ определял по­рядок выбора общегерманского представительного органа влас­ти. В нем полностью упразднялись имущественные цензы для избирателей, декларировалось всеобщее избирательное право: «1. Избирателем считается всякий неопороченный немец, достиг­ший 25 лет» (Конституции и законодательные акты буржуаз­ных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 545). Под «опороченными» подразумевались лица, лишенные избира­тельных прав. К голосованию также не должны были допус­каться находящиеся под опекой, банкроты, люди, получающие от государства или муниципальных властей денежную помощь по бедности. Кроме того, 4 параграф закона гласил, что: «...вся­кий, кто при выборах покупает голоса, продает свой голос при тех же выборах, назначенных для определенной цели, или вообще пользуется незаконными средствами для воздей­ствия на выборы, лишается избирательного права на срок от 4 до 12 лет» (Там же. С. 545).

Право быть избранным предоставлялось немцам также с 25 лет. Отменялись ограничения для чиновников: «6.Лица, состоя­щие на общественной службе, не нуждаются в каком-либо раз­решении при вступлении в Народную палату» (Там же) и воен­ных (п. 13). Выборы предписывалось проводить с использовани­ем избирательных округов по 100 000 человек населения в каж-

дом, а также избирательных участков. Во всех немецких государ­ствах выборы должны были проходить в один день (за исключе­нием дополнительных туров). Отдельно регламентировались пра­вила учета избирателей: «12. В каждом участке в интересах выборов должны быть составлены списки, в которые вносятся лица, имеющие право участия в выборах - их фамилии, имя, возраст, ремесло и место жительства. Эти списки должны быть, не позднее чем за четыре недели до дня, определенного для общих выборов, предоставлены каждому желающему на про­смотр и открыто опубликованы» (Там же. С. 546-547).

По мнению законодателей, организацией выборов должны были заниматься граждане, не состоящие на государственной службе. Для голосования предписывалось использовать избирательные бюллетени «без подписи».

Этот закон бесспорно являлся чрезвычайно прогрессивным явлением общественной жизни Германии. Но этот документ не имел силы прямого действия, поскольку каждое из государств, составляющих Союз, имело собственную правовую систему. И тем не менее, закон от 12 апреля 1849 г. стал основой для постепенной либерализации избирательных норм во всех немецких землях.

В действительности, в середине XIX века в государствах Гер­манского Союза принципы всеобщего и равного избирательного права были существенно ограничены.

В Пруссии два юридических документа: Указ короля Фридри­ха-Вильгельма IV от 30 мая 1849 г. и Конституционная хартия 31 января 1850 г. установили многоступенчатую систему выборов депутатов высшего представительного органа власти - ландтага. На первом этапе избирались выборщики. Права избирателей раз­личались в зависимости от величины уплачиваемых ими налогов: «70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ насе­ления выбирается один выборщик. Избиратели первой степе­ни разделяются на три разряда, по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов, таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается: а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок; б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее ко­личество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, ме­нее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков...» (Там же. С. 553-554).

Как следует из текста закона, избиратели Пруссии были поде­лены на три группы. К первой, включавшей наиболее состоя­тельных граждан, относилось примерно 4 - 5 процентов всех

7-г 203

избирателей, ко второй - менее состоятельные граждане (12 -13 процентов избирателей). К последней группе - 81 - 85 процентов избирателей относились все те, кто платил незначительные нало­ги или был освобожден от них.

ландтага.

Подобная система предполагала изначальное неравенство при выдвижении депутатов. Голоса выборщиков первой и второй групп преобладали над голосами выборщиков третьей группы. В кон­це XIX века при определении категории избирателя, помимо го­сударственных налогов, в Пруссии стала учитываться и сумма уплачиваемых им местных налогов.

В результате объединения Германии и принятия Конститу­ции 16 апреля 1871 г. был установлен новый, демократический порядок избрания депутатов высшего законодательного органа Германии -рейхстага. Несмотря на то, что отдельные части Гер­мании (Пруссия, Бавария и некоторые другие) сохранили для избрания местных органов власти старую систему косвенных выборов (с помощью выборщиков), в единой Германии вслед за Францией утверждается приоритет прямых демократических выборов. Конституция Германии провозгласила, что «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тай­ной подачей голосов» (Там же. С. 564).

Рассматривая особенности избирательного законодательства Ев­ропы, видоизменившегося в результате борьбы за демократичес­кие права и свободы, мы видим ряд качественных изменений. Су­щественно увеличилась численность электората. Наблюдается ус­тойчивая тенденция к устранению препятствий для участия в вы­борах представителей всех социальных слоев общества. Проис­ходит снижение имущественного избирательного ценза или его полное упразднение. Парламентские выборы приобретают под­линно общенациональный характер. Впрочем, ряд мер был на­правлен на то, чтобы не допустить к урнам для голосования лю­дей, выбор которых мог в большей степени подвергаться влиянию (например, получателей благотворительной помощи) и недобро­порядочных граждан - лиц, чья общественная репутация вызыва­ла сомнения (душевнобольные, банкроты, злоупотреблявшие ал­когольными напитками).

Принципы всеобщности и равенства применительно к консти­туционным правам широко распространяются в Европе, в том числе в таких слаборазвитых странах, как Норвегия, Швеция, Греция. Однако успех реформ не был абсолютным. В законода­тельстве многих европейских стран сохраняется ряд ограниче­ний избирательных прав (подробнее см. ниже).

Заслуживает отдельного упоминания проблема предоставле­ния избирательных прав женщинам. Агитация европейской оо-щественности за социальное равноправие неизменно включала и важное требование о предоставлении женщинам права голоса наравне с мужчинами. Наиболее активно велась борьба за поли-

тические права женщин в Великобритании и на подвластных ей территориях. В Англии женщины получили право голоса на выборах в советы графств в 1888 г. и приходские советы в 1894 г. Что касается участия женщин в парламентских выборах, то в конце XIX века не удалось добиться соответствующего парла­ментского постановления. В британских доминионах женщины стали участвовать в выборах высшего законодательного органа власти раньше, чем в метрополии: в Новой Зеландии с 1893 г., в Австралии с 1900 г. (в штате Южная Австралия с 1895 г.).

В первые десятилетия XX века в Западной Европе несколько скандинавских государств предоставили женщинам право голо­са: Финляндия (1906 г.), Норвегия (1913 г.), Дания (1915 г.). В других странах процесс окончательного правового закрепления женского равноправия продолжался на протяжении всей первой половины XX столетия.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс.

Жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

Еще по теме 27. Избирательные реформы в Англии в XIX в.:

  1. §2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
  2. § 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в.

Парламентские реформы

Для Великобритании XIX — начала XX в. одним из наиболее значительных событий стал переход к строю буржуазной демократии. Но в отличие от Франции и США, где буржуазно-демократические порядки установились в ходе революций, британский путь к ним лежал через реформы, в том числе парламентские. Буржуазия, стремившаяся к усилению политического влияния, использовала желание широких масс участвовать в формировании парламента и сделала ставку на расширение электората за счет наиболее обеспеченной части рабочего класса. Первая парламентская реформа 1832 г. (см. «Парламентская реформа 1832 г. и чартистское движение в Великобритании») удвоила число избирателей. Дизраэли внес в парламент проект новой реформы, и 15 августа 1867 г. Акт о народном представительстве был принят. Вторая парламентская реформа в очередной раз перераспределила парламентские места в пользу крупных избирательных округов. Новые избирательные правила существенно понизили имущественный ценз. Право голоса в городах получили не только владельцы домов и те, кто уплачивал 10 ф. ст. годовой арендной платы за жилье, но и все наниматели квартир, даже дешевых, если они платили налог в пользу бедных. В графствах избирателями стали собственники и наследственные арендаторы земли с доходом не менее 5 ф. ст. в год, а также краткосрочные арендаторы, получавшие 12 ф. ст. годового дохода. Вводился 12-месячный со дня регистрации ценз оседлости. Реформа включила в число избирателей мелкую буржуазию, квалифицированных рабочих, зажиточных фермеров, вследствие чего электорат возрос до 1995 тыс. человек. Но и при этом значительные слои населения были лишены права голоса. В число избирателей не вошли средне- и низкооплачиваемые рабочие и безработные. Труднопреодолимым барьером стали 12-месячный ценз оседлости и необходимость уплаты налога в пользу бедных.
Реформа 1867 г. побудила изменить процедуру голосования — заменить открытое голосование тайным, что было далеко не техническим вопросом. Полемика по этому поводу велась с 1833 г., но идея тайного голосования неизменно отвергалась. Расширение электорального корпуса изменило ситуацию. Допуск к выборам рабочих и арендаторов с намерением привлечь их в ходе избирательной кампании на сторону той или иной партии не имел смысла без ограждения избирателей от давления работодателя или владельца земли — лендлорда. Только тайное голосование давало определенные гарантии свободы выбора. Поэтому либеральное правительство Гладстона в 1872 г. осуществило важнейшую в русле демократизации избирательной системы меру —ввело на парламентских выборах тайное голосование.
На парламентских выборах 1880 г. победила либеральная партия. Правительство вновь возглавил Гладстон. В своей политике он вынужден был учитывать сложившийся в стране расклад политических сил и интересов. Возросшая политическая конкуренция вынуждала консерваторов и либералов искать поддержку у избирателей. Политическая необходимость расширить электоральный круг сделала неизбежной очередную парламентскую реформу. Обоюдная заинтересованность в ней привела лидеров либералов и консерваторов к компромиссу и внесению в парламент билля о представительстве и билля о распределении избирательных округов. Принятые законы составили содержание третьей парламентской реформы 1884— 1885 гг. Ее контуры определили Акт о народном представительстве и Акт о перераспределении мест.
Акт о народном представительстве (1884) для жителей графств ввел такие же условия получения права голоса, как и для населения городов. Избирателями становились все, кто имел дом или платил за аренду квартиры не менее 10 ф. ст. в год, а также уплатившие все налоги за год, предшествующий регистрации, в качестве избирателей и прожившие не менее 12 месяцев в городе или графстве. К голосованию были допущены мелкие фермеры. Численность электората возросла в 1,5 раза: с 3110 тыс. до 5708 тыс. человек. Но и при этом избирательное право не стало всеобщим. Соотношение избирателей и всего взрослого мужского населения возросло с 25 до 58%. Из числа избирателей исключили пауперов, получавших помощь по «закону о бедных», слуг, проживавших с хозяином в одном доме, взрослых сыновей, не имевших собственной комнаты, родителей, не оплачивавших школьные завтраки своих детей. В то же время сохранили множественный вотум: избиратели, владевшие собственностью в разных избирательных участках, могли голосовать в каждом из них, т.е. возможность голосования связывали не с личностью, а с владением домами. Их собственники могли быть избирателями во всех округах, где они удовлетворяли установленным правилам.
Акт о перераспределении мест (1885) предусмотрел новое распределение избирательных округов примерно по 50 тыс. человек в каждом и изменил норму представительства. Города и местечки с населением менее 15 тыс. теряли самостоятельное представительство и входили в состав сельских графств. Остальным городам предоставлялась квота депутатских мест в зависимости от количества жителей. С установлением принципа равного представительства окончательно ушла в прошлое средневековая система наделения правом голоса корпораций, а не населения.
Парламентские реформы смягчили политическую напряженность в обществе. Реформаторский путь избавил страну от крупных социальных потрясений, революционных катаклизмов. Важнейшим следствием реформ явился рост числа избирателей. Первая парламентская реформа довела их число почти до 1 млн, вторая позволила иметь 1 млн 995 тыс., третья — 5 млн 708 тыс. Расширение электората приблизило Великобританию к осуществлению одного из главнейших принципов демократического государства, каковым является участие народа в управлении путем волеизъявления на выборах.
Допуск к избирательным урнам мелкой буржуазии, высокооплачиваемых рабочих, фермеров изменил облик Палаты общин. С 1832 по 1901 г. число депутатов парламента, имевших земельную собственность, уменьшилось с 464 до 198, а количество депутатов — финансистов, владельцев промышленных, транспортных и торговых предприятий возросло с 86 до 655. Реформы обеспечили политическое преобладание в нижней палате представителей буржуазии, тогда как лендлорды потеряли былое господство в ней.
В то же время наследственная верхняя палата ограничивала законодательную деятельность Палаты общин, имея возможность отклонить любой ее законопроект. Это не соответствовало интересам буржуазии, которая не хотела больше мириться с привилегированным положением лендлордов. Укрепить политические позиции промышленной буржуазии и был призван проект перераспределения полномочий между палатами. Он вызвал ожесточенное сопротивление лордов. Только получив согласие Георга V пополнить верхнюю палату сторонниками реформы, премьер-министр Асквит заставил лордов утвердить билль, получивший название «Парламентский акт 1911 г.». Им предусматривалось, что бюджетные вопросы изымаются из компетенции верхней палаты, а остальные билли Палата лордов имеет право отклонять дважды. Если Палата общин в третий раз принимала законопроект, то на рассмотрение лордов он больше не попадал и становился законом. В борьбе фракций господствовавших классов выиграла промышленная буржуазия, интересы которой представляли либералы.
Были сделаны и другие важные шаги по пути дальнейшей демократизации парламентской системы: в 1911 г. срок полномочий парламента вместо предусмотренных актом 1715 г. семи лет ограничивался пятью годами. Еще более существенное значение имело принятое в том же году решение о выплате депутатам жалованья. Получили объективную возможность претендовать на место в Палате общин люди без личного состояния — мелкая буржуазия, интеллигенты, рабочие.

Преобразование государственной службы

В эпоху королевы Виктории власть все еще удерживала аристократия, но ее претензии на безраздельное властвование были уже не столь бесспорны. Премьер-министрами были лидер партии вигов Генри Джон Пальмерстон, принадлежавший к древнему роду, после смерти отца унаследовавший титул 3-го виконта Пальмерстона и ирландского пэра; Эдуард Джордж Дерби, трижды возглавлявший правительства консерваторов, до 1851 г. по наследству именовавшийся лордом Стэнли, а затем получивший титул 14-го графа Дерби; Роберт Артур Солсбери, около 17 лет руководивший тремя кабинетами консерваторов, после смерти отца ставший лордом и 3-м маркизом Солсбери. Глубокие аристократические корни имели и другие премьер-министры той поры. Но уже тогда монополия аристократов на высшую должность в стране начала давать сбои: к руководству исполнительной властью начинают приходить политики, по происхождению не принадлежавшие к высшим слоям общества. Роберт Пиль, возглавлявший правительство в 1834—1835 и в 1841—1846 гг., был сыном предпринимателя, успешно занимавшегося хлопковым производством. Уильям Гладстон, премьер-министр в 1868—1874, 1880—1886, 1892—1894 гг., вышел из семьи коммерсанта. Бенджамин Дизраэли, бывший премьер-министром в 1874—1880 гг., родился в еврейской семье, его отец был писателем, а мать — дочерью еврейского эмигранта из Италии. В начале XX в. аристократические лидеры консерваторов после победы своей партии на выборах все еще добивались высшей власти (Артур Бальфур, племянник 3-го маркиза Солсбери, занимал пост премьер-министра в 1902—1905 гг.), но это уже представлялось некоей исторической инерцией. Его преемники в либеральных правительствах были людьми из иных социальных слоев. Герберт Асквит начинал свою карьеру адвокатом в Лондоне, а Дэвид Ллойд Джордж вышел из народных низов: его дед был фермером, отец — школьным учителем, дядя — сельским сапожником.
На протяжении XIX в. все большую роль начал играть централизованный государственный аппарат. Для того чтобы изжить в нем семейственность и покровительство, повысить эффективность работы, либеральный кабинет Гладстона в 1870 г. реформировал государственную службу. Ее превратили в серьезную профессию, деполитизировали. Последнее означало, что аппарат ведомств действовал на постоянной основе и не менял служащих в связи со сменой политического руководства. С целью беспристрастного отбора наиболее подготовленных кандидатов на чиновничьи должности ввели достаточно строгий экзамен. В 1872 г. либералы создали министерство местного управления, наблюдавшее за деятельностью органов власти в городах и графствах.
Изменился кадровый состав министерств. На протяжении большей части XIX в. он был немногочислен, места замешались по протекции, ведомства возглавляли выходцы из дворянских семей. Когда же штаты правительственных служб расширились, а либеральный кабинет Гладстона реформировал государственную службу и ввел конкурсные экзамены для занятия должностей, посты в центральных учреждениях заняла новая элита — вышедшие в большинстве из среднего класса выпускники закрытых частных школ. Оксфордского и Кембриджского университетов. В министерстве по делам Индии, например, в начале 1850-х гг. более 25% вновь назначенных чиновников имели дворянское происхождение, а в 1890-х гг. — только 6%. Исключение составляли министерство иностранных дел и дипломатические представительства за рубежом, служба при королевском дворе, в штатах вице-королей и генерал-губернаторов в колониях, где аристократия сохранила влияние и власть.

Реформа местного управления

Почти на всем протяжении XIX в. судебная и исполнительная власть в графствах находилась в ведении назначавшегося из аристократической среды лорда-наместника. Он оказывал решающее влияние на выборы мировых судей, которые отправляли как судебные, так и административные дела на местах. Мировые судьи из числа местных крупных землевладельцев работали на общественных началах (должность мирового судьи не оплачивалась) во имя исполнения долга перед своим классом. Мировые судьи вершили не только судебные дела, но и руководили всей местной администрацией, включая полицию. Они были основной опорой земельной аристократии. Как либеральные, так и консервативные кабинеты стремились ликвидировать феодальные пережитки в сфере местного управления, заменить дворянскую администрацию выборной. В 1835 г. всем налогоплательщикам предоставили право голоса при избрании органов городского самоуправления, вследствие чего аристократическая знать утратила контроль над муниципалитетами городов. Административное управление в них перешло в руки буржуазии. Демократически избиравшиеся и поддерживаемые электоратом члены муниципалитетов были склонны вводить «улучшения» в интересах всех горожан, а не господствовавшей прежде аристократической олигархии.
Реформа 1835 г. сохранила диктатуру аристократии в сельских районах, где власть осталась у мировых судей — ставленников лендлордов. Проведенная в 1888 г. консервативным кабинетом Солсбери реформа местного управления внедрила в графствах такие же, как и в городах, принципы выборности. Страну разделили на сельские и городские административные округа, за которыми сохранили прежнее название — графства. Административное управление перешло к советам графств, избиравшимся на 3 года всеми плательщиками местных налогов. За мировыми судьями сохранили только юридические функции.
В то же время нововведения не коснулись сельских общин. В деревнях основной административной единицей, как и в средние века, оставался приход. Им руководил церковно-приходский совет, занимавшийся не только церковными делами, но и всем гражданским управлением, в том числе сбором налогов. Председательствовали в этих советах священники, находившиеся под влиянием крупных землевладельцев. В 1894 г. либералы, имевшие тогда большинство в парламенте, провели в жизнь закон о местном самоуправлении. В деревнях с населением более 100 человек жители, обладавшие избирательными правами, выбирали сельские приходские советы, ставшие органами местной власти. Тем самым и в деревне были введены буржуазно-демократические принципы управления.
Установившаяся в стране система местного управления отличалась самостоятельностью местных органов и высокой степенью децентрализации: функциями контроля над ними обладало только министерство местного управления. Утверждение буржуазно-демократических принципов самоуправления подорвало доминирование аристократии в системе местной власти, хотя нередко ее представители все еще сохраняли руководство органами местного управления: из-за низкого жалованья, помимо них, было мало желающих занять административные должности. В Великобритании XIX — начала XX в. эволюционным путем окончательно утвердился строй буржуазной демократии.

Реформа армии и флота

На протяжении большей части XIX в., не говоря уже о более ранних периодах британской истории, структура и стратегические задачи английской армии определялись двумя факторами: островным положением страны и наличием обширных заморских владений. Защитить метрополию от вторжения или морской блокады сухопутная армия была не в состоянии — это должны были сделать военно-морские силы. Предназначением сухопутной армии в этих условиях стали колониальные экспедиции и гарнизонная служба в колониях. Только в 60-летнее правление королевы Виктории Англия вела не менее 39 колониальных войн, в том числе в Индии, Китае, Афганистане, Египте и Судане, Южной Африке. Структура армии определялась в соответствии с требованиями колониальных войн. Армия пополнялась людьми, добровольно поступавшими на военную службу. В 1848 г. был введен 10-летний срок службы с правом продолжать ее до 45-летнего возраста — считалось, что для колониальных экспедиций и гарнизонной службы в колониях рекруты, призванные по системе всеобщей воинской повинности с коротким сроком службы, не могут акклиматизироваться в тропическом климате и не получат достаточную подготовку. Но то, что было достаточно для колониальных войн, совершенно не подходило для войн европейского масштаба. Рост милитаризма и технический прогресс в Европе сделали Англию в военном отношении более уязвимой. К тому же в ходе Крымской войны выявились пробелы в организации и обучении армии. Громоздкость управления, система покупки офицерских чинов, низкий в связи с этим уровень подготовки офицеров — все это ослабляло военный потенциал страны.
В 1871 г. кабинет Гладстона реформировал армию. Она по-прежнему комплектовалась из профессиональных солдат-добровольцев, но срок действительной военной службы сократили: можно было избрать 7-летнюю службу с последующим зачислением в резерв на 4 года или предпочесть 3 года действительной службы и 9-летнее нахождение в резерве, что омолодило личный состав. Вся сухопутная армия делилась на две части: на каждый полк в метрополии приходился другой, служивший в колониях. Они систематически менялись местами расположения. Отменили покупку чинов и должностей: правительство выкупило все офицерские патенты, взамен назначив выслужившим срок офицерам пенсии. В связи с этим в офицерском корпусе стало меньше аристократов: в канун Первой мировой войны даже среди генералов всего 35 — 40% составляли титулованная знать или джентри. Предписали, что для офицерской службы необходимо специальное военное образование. Главнокомандующего, который прежде был независим от военного министерства и являлся креатурой монарха, подчинили военному министру и правительству. В 1903 г. должность главнокомандующего вообще упразднили, передав функции управления и контроля Совету армии, состоявшему из командующих отдельными видами вооруженных сил.
В последней трети XIX в. до крайности обострилась борьба за колонии. В погоне за новыми владениями Англия столкнулась с активными и опасными конкурентами: Францией, Германией, Италией. От великих держав старались не отстать Бельгия и Португалия. На почве борьбы за колонии Англия постепенно оказалась втянутой в конфликты почти со всеми европейскими державами. В создавшейся международной обстановке, чреватой постоянными столкновениями, важнейшее значение приобрела готовность к схватке, прежде всего на море. В XIX в. развитие техники полностью изменило лицо флота. Переход к паровым двигателям, усиление артиллерии, внедрение минного и торпедного оружия, бронирование судов поставили под вопрос завоеванное в XVIII в. преобладание английского флота. На этом фоне началась оживленная дискуссия, в ходе которой излагались различные концепции обороны империи. В конечном счете возобладали взгляды, сформулированные братьями адмиралом Филиппом Коломбом и капитаном артиллерийской службы Джоном Коломбом. Они были сторонниками агрессивной стратегии. Дж. Коломб доказывал, что сразу после объявления войны английский флот должен приступить к блокаде портов и баз противника, а затем, при попытке вражеского флота выйти в море, атаковать его и уничтожить. Ф. Коломб в свою очередь заявлял, что сам термин «оборона» не применим к английскому флоту. Ссылаясь на «национальные интересы» Англии и на необходимость обеспечить безопасность уже приобретенных колоний, сторонники братьев Коломбов выдвигали все новые и новые объекты захватов, но для этого нужны были современные, технически совершенные корабли, и в мае 1889 г. консервативное правительство Солсбери провело через парламент билль о пятилетнем плане морского строительства. Он предусматривал пополнение флота 70 новыми кораблями. Но главное в билле заключалось не в сумме ассигнований, а в установлении принципа, согласно которому английский военно-морской флот должен иметь постоянный перевес над силами двух самых крупных морских держав. Хотя эти державы прямо не назывались, при обсуждении закона многие ораторы говорили о Франции и России. В дальнейшем этот список видоизменился, но предусмотренное преобладание неукоснительно поддерживалось. Принятие морского закона 1889 г. оказалось сигналом к новому этапу гонки морских вооружений. После принятия на вооружение в 1905 г. линкора «Дредноут» начался новый виток строительства сверхмощных дредноутов. Перевооружение флота сопровождалось принятием в январе 1905 г. новой стратегической концепции, согласно которой британский флот должен был и в мирное время находиться в полной боевой готовности, с тем чтобы в любом пункте земного шара в течение 24 часов после получения приказа открыть военные действия и первым нанести неожиданный удар. Вслед за Англией и другие морские державы начали ускоренно переоснащать свои флоты линкорами нового типа. Это стало одним из слагаемых обострения международных противоречий, усиления морского соперничества и ухудшения обстановки в мире.

Утверждение принципов свободы слова

В XIX в. пали последние преграды, сдерживавшие развитие английской прессы, и окончательно сложилась нормативная база, регулировавшая условия и порядок ее деятельности. Со времени парламентской реформы 1832 г. значительно расширилась свобода слова, печати, манифестаций. Принятый в 1843 г. закон о клевете позволял обвиняемому доказывать, что публикация оспариваемого «клеветнического» материала была в интересах общества. Были сняты финансовые барьеры, сдерживавшие развитие газетного дела: в 1851 г. отменили налоги на публикации и объявления, в 1855 г. упразднили так называемый штемпельный сбор в 4 пенса с каждого экземпляра газеты, в 1861 г. уничтожили налог на газетную бумагу. Нравственные принципы издательского производства определил акт 1857 г.: судьям предписывалось арестовывать порнографические книги и картины. Этот закон был дополнен актом 1888 г., по которому в отчетах о судебных процессах запрещались сведения богохульного и безнравственного характера, даже если они и были оглашены во время судоговорения. В 1881 г. законом отменили ответственность редакторов и наборщиков газет за диффамацию в печати и сообщение неточных сведений в отчетах о публичных собраниях, судебных и иных заседаний — за ложные утверждения, оскорбительные замечания и догадки к судебной ответственности могли быть привлечены только допустившие их ораторы. Специальным законодательным актом установили, что возбуждение уголовного преследования против собственников газет требует предварительного разрешения судьи Высшего суда. В 1866 г. лидер консерваторов Дизраэли рекомендовал королеве Виктории отвести определенные места, где народ мог бы осуществлять свое право на публичные митинги. В Лондоне им стал Гайд-парк.

Развитие народного образования

Одним из наиболее значимых социальных мероприятий явилась проведенная
парламентом по инициативе кабинета Гладстона школьная реформа. Английская общественность настоятельно добивалась ее, потому что отчетливо обнаружилось отставание Великобритании в области народного образования. Даже в школах, имевших государственные субсидии, обучение было неудовлетворительным, поскольку сводилось к заучиванию наизусть некоторых правил веры и нравственности. Если дети и умели читать, то часто плохо понимали прочитанное. Частные школы были еще хуже: большинство из них представляли собой детские приюты, в которых «за детьми присматривали прогнанные слуги, ветхие старики, калеки или бывшие клиенты домов для бедных... часто сами учителя не умели читать»1. Перепись 1851 г. установила, что «708 учителей и учительниц частных школ и 35 учителей общественных школ вместо подписи ставили крест, так как не умели писать»1. В 1861 г. из 2,5 млн детей только 1,5 млн получали хоть какое-то образование. В связи с этим определились задачи национального масштаба: обеспечить всеобщее начальное образование как инструмент воспитания трудолюбивых и законопослушных граждан и подготовки работников, способных трудиться в условиях фабричного машинного производства.
По принятому в августе 1870 г. закону вся Великобритания разделялась на школьные округа, соответствовавшие гражданским приходам. В них налогоплательщики, включая женщин, избирали школьные советы. Они пользовались довольно широкими полномочиями: открывать новые школы; делать представление местным властям о взимании школьного налога; решать, должно ли быть посещение школ детьми в возрасте от 5 до 13 лет обязательным и бесплатным; утверждать учебный план; назначать учителей. Определили требования к школьному обучению, касавшиеся доступности, благоустроенности помещения, состава учителей и предметов обучения. Школы получили государственные субсидии. Реформа 1870 г. дала импульс к развитию начального образования, в последующие годы были предприняты дополнительные меры. В 1876 г. принятый парламентом закон повысил возраст обязательного обучения до 14 лет. На основании закона родители, не заботившиеся о посещении детьми начальных школ, и работодатели, принимавшие детей без учета школьных законов, наказывались штрафом. Но и при этих усилиях в 1895 г. школы посещали 14% детей относительно ко всем внесенным в списки.
Медленное вовлечения детей в школы побудило принять дополнительные меры по развитию народного образования. С 1891 г. по инициативе консервативного кабинета Солсбери все школы стали получать субсидии в размере 10 шил. в год на каждого ребенка. Это сделало начальное обучение фактически бесплатным. О результатах школьной реформы можно судить по тому, что с 1873 по 1893 г. число мужчин, не умевших подписаться при бракосочетании, уменьшилось с 18,8 до 5% и жен-шин — с 24,5 до 5,7%.
Потребовала изменений и система среднего образования. Школы повышенного уровня не были унифицированными учебными заведениями. Наибольшим престижем пользовались 260 частных школ наподобие тех, что были в Итоне, Винчестере, Регби, Харроу. В них проходили обучение 4% школьников, но они концентрировали аристократическую и буржуазную элиту английского общества. Здесь социальным барьером выступала высокая стоимость пребывания. В этих школах приобретение научных знаний считалось второстепенным делом: до середины XIX в. кроме древних языков преподавалась одна математика. В числе учебных предметов не было ни истории, ни географии, ни даже английского языка. Жесткие и строгие порядки должны были закалить дух и тело, поощрялись занятия спортом, проступки влекли телесные наказания розгой. Главной целью считалось воспитание на аристократических традициях. Поэтому невысокий уровень познаний, обеспечиваемый элитными общественными школами, никак не снижал авторитета этих учебных заведений. Из стен Итона, например, вышло 18 премьер-министров.
Если в привилегированных школах обучение было недостаточным, то в основной массе так называемых общественных школ — и того хуже. Архаичность системы среднего образования требовала ее реформирования. В 1868 г. парламент принял закон о средних школах. Он предусмотрел, что стипендии и бесплатные места в них должны предоставляться по результатам экзамена, к которому допускались выходцы из различных социальных слоев. В школах наряду с классическими стали создавать так называемые новые отделения. Если в первых главными предметами были древние языки, то во вторых доминирующее место заняло преподавание новых языков, математики и естественных наук. Дух реформ затронул привилегированные учебные заведения. В «общественные школы» уровня упоминавшихся Итона, Винчестера и Харроу стали принимать не только отпрысков аристократии, но и детей из буржуазных кругов.
Индустриализация промышленного производства и механизация сельского хозяйства требовали специалистов, компетентных в технической сфере, способных сохранить и приумножить английскую промышленную гегемонию. Другого пути, как расширение в рамках среднего образования цикла естественно-математических дисциплин и даже открытия профилированных школ, не было. В 1889 и 1891 гг. парламент принял законы о техническом образовании, под которым понималось не получение узкой профессии, а обучение естественным наукам, математике, техническому рисованию, современным языкам, необходимым для освоения высокотехнологичного производства. Органы самоуправления, советы графств и городов получили право собирать налоги для финансирования преподавания этих предметов, а также выплаты стипендий и оплаты обучения.
Все эти меры на протяжении второй половины XIX в. не привели к кардинальному позитивному изменению положения школьного среднего образования. Школ, дававших выпускникам право поступления в университеты, было недостаточно даже в крупных городах. Причин этому было несколько. С одной стороны, государство не регулировало процесс развития школьного среднего образования, предоставляя его частной инициативе и ограничивая свою роль устранением явных недостатков. С другой — в обществе не сложилось представление о необходимости среднего образования как предпосылке карьерного роста. Юристы, врачи, учителя и многие другие специалисты могли приобрести необходимые навыки в специальных школах профессиональных корпораций и даже на практике, что давало возможность занять соответствующие должности и без окончания университета, а потому родители не побуждали своих детей к получению завершенного среднего образования. Успех в торговом или промышленном бизнесе связывали с ранним, в 15—16 лет, вступлением в деловую жизнь, поэтому среднее и университетское образование рассматривали только в плане престижных соображений. Только в начале XX в. в британское общественное сознание начинает внедряться понимание значения образования как необходимой предпосылки достижения успеха.
18 декабря 1902 г., когда у власти находился консервативный кабинет Бальфура, парламент принял новый закон о народном образовании. Он упразднил школьные советы и передал дело просвещения в руки советов графств, которые создавали комитеты по народному образованию. Их компетенция распространялась на все начальные и средние школы. Впервые в истории Англии среднее образование стало делом государства. Социальные последствия этого выразились в возможности для менее обеспеченных людей дать детям за умеренную плату или даже бесплатно такую же общеобразовательную подготовку, какую получали дети джентри и крупных буржуа. Кроме того, закон устранял существовавшие до тех пор различия между
государственными и частными, фактически церковными, школами. Англиканские и католические учебные заведения, чтобы получить государственные субсидии, должны были согласиться на контроль комитетов по народному образованию за назначением учителей и преподаванием светских предметов.

Социальные преобразования в Великобритании в 19 веке

В связи с расширением избирательного права возросла политическая роль народных масс. Заинтересованные в голосах избирателей и под их давлением консервативная и либеральная партии должны были дать определенные гарантии повышения уровня жизни и расширения трудовых и социальных прав. Прежде всего это касалось свободы деятельности профессиональных союзов — тред-юнионов. Предоставление значительным слоям рабочего класса возможности участвовать в избирательном процессе не согласовывалось с парадоксальной ситуацией, когда профсоюзы были лишены статуса юридического лица. Закон 1825 г. ограничивал деятельность профсоюзов вопросами заработной платы и продолжительности рабочего дня. Однако общественная кампания в поддержку реформы 1867 г. показала возросшую политическую роль профсоюзов как организаторов масс. При этом стало очевидным, что профсоюзы не несут угрозу основам государственного строя страны — образованная в 1867 г. парламентская комиссия по исследованию деятельности профсоюзов не нашла никаких нарушений закона. Ввиду этого чрезвычайно важным шагом на пути к демократизации общественных отношений была проведенная в 1871 г. либеральным большинством парламента легализация профсоюзов. Профсоюзы впервые получили официальное признание в общегосударственном масштабе. Отныне тред-юнионы нельзя было объявить противозаконными, они могли регистрировать свои уставы, защищать денежные фонды, определять внутреннюю структуру и распорядок деятельности, организовывать выступления трудящихся. Улучшила правовое положение трудящихся отмена в 1875 г., на этот раз консерваторами, «Закона о хозяевах и слугах», по которому нарушение контракта рабочим считалось уголовным преступлением и наказывалось тюремным заключением на срок до 3 месяцев. На его основе в период с 1858 по 1875 г. суды ежегодно возбуждали до 10 тыс. дел против рабочих. В то же время невыполнение обязательств владельцем предприятия каралось небольшим штрафом. Теперь же предприниматели и работники несли одинаковую ответственность за досрочное расторжение договора о найме. В 1876 г. рабочие получили право на запрещенное ранее пикетирование, что существенно расширило возможность защищать свои интересы.

Аграрный кризис

На протяжении XVIII в. мелкое английское землевладение, поглощенное крупными поместьями, которые заняли доминирующее положение в английском сельском хозяйстве, практически исчезло. Имения сдавались в аренду — целиком или частями. Но с ростом населения сельское хозяйство оказалось не в состоянии удовлетворить потребность в хлебе, и в стране только на протяжении 1797—1820 гг. распахали 3,3 млн акров общинных земель. Последствия этого оказались совсем не те, на которые надеялись. С одной стороны, сохранившиеся еще фригольдеры и копигольдеры, владевшие мелкими участками, остались без общинных выпасов. С другой же, введенные в сельскохозяйственный оборот новые огороженные земли были малопригодны, давали низкий урожай, а потому обработка их приносила выгоду лишь при высокой цене на хлеб. Она и установилась, когда в условиях войн с Наполеоном и особенно континентальной блокады зерновой импорт прекратился. Окончание войн с наполеоновской Францией и прекращение континентальной блокады привели к падению цен: хлебный спрос армии и флота упал, а предложения фермерских хозяйств в связи с чрезмерным введением в севооборот огороженных земель не уменьшились. При хорошем урожае хлеб падал в цене вследствие его избытка, в неурожайные же годы цена повышалась, что давало возможность зарубежным поставщикам в короткий срок ввезти зерно в количестве, вновь сбивавшем цену до крайне низкого уровня. Падение хлебных цен вынудило остававшихся еще мелких землевладельцев продать свои участки. В трудное положение, вплоть до разорения, попали фермеры, оказавшиеся не в состоянии уплачивать вдвое и даже втрое увеличившуюся в период бума хлебных цен арендную плату. С 1851 по 1871 г. только в 17 графствах прекратили хозяйствовать 9404 фермы, каждая площадью до 300 акров, зато на 629 увеличилось число ферм с большими по размеру земельными угодьями. Многие фермеры были замещены, по словам одного из современников, «ловкими, предприимчивыми и денежными людьми, доступными новым идеям, готовыми использовать новые открытия, способными к новым экспериментам». Это следует понимать как способность удешевить производство и улучшить качество сельскохозяйственной продукции, сделать ее конкурентоспособной. И действительно, с 1848 по 1878 г. сельское хозяйство Великобритании получило 15 млн ф. ст. капиталовложений, из которых три четверти пошли на мелиорацию. В большом количестве стали применять сельскохозяйственную технику: многокорпусные плуги, культиваторы, молотилки. Увеличили внесение в почву минеральных удобрений, улучшили технологию выращивания полевых культур на базе научно обоснованных севооборотов. К тому же арендная плата за фермы в 1879—1894 гг. понизилась по пахотным землям на 30—55%. Но эти меры не спасли английское земледелие.
На европейские рынки хлынула дешевая пшеница из США, Канады, Аргентины, Австралии, что стало возможным благодаря массовым и регулярным перевозкам через океаны. К концу XIX в. цена выращенной в Англии пшеницы составляла около 37 шил. за квартер, а зерна, произведенного за океанами и доставленного в Англию, значительно меньше: канадского — 21 шил., австралийского — не более 24 шил. 4 пенсов, из США — 24 шил. 4 пенса. Противостоять конкуренции заокеанского зерна английские фермеры не смогли. Производство пшеницы в Великобритании, в 1870—1874 гг. достигавшее в среднем за год 52,7 млн ц, в 1900—1904 гг. упало до 27,1 млн ц. Соответственно импорт возрос с 46 млн ц до 108,4 млн ц. Можно сказать, что каждые 8 булочек из 10 выпекались из при
История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка Автор неизвестен

44. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В АНГЛИИ XIX в. И ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин.

XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением – за всеобщее избирательное право.

Первая избирательная реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.

Вторая избирательная реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).

Третья избирательная реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный ценз был еще более снижен, таким образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В XIX в. в Англии формируется двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля.

В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины голосовали по достижению 21-летнего возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет.

Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора Вяземский Юрий Павлович

В Англии Вопрос 11.1В начале Северной войны у российского царя Петра Первого было несколько союзников.В 1707 году их не стало. Петр испугался и стал искать влиятельных посредников, которые могли бы примирить его со шведским королем Карлом XII.Обратился за помощью к Людовику

Из книги От Генриха VIII до Наполеона. История Европы и Америки в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В Англии Ответ 11.1Петр обратился за помощью к выдающемуся английскому полководцу Джону Черчиллю, первому герцогу Мальборо.Ответ 11.2Петр Первый, хотя и прервал дипломатические отношения с Англией, никогда не допускал срывов в торговых отношениях между Россией и

автора Вяземский Юрий Павлович

В Англии Вопрос 6.16Выступая в палате общин, Дэвид Ллойд Джордж заявил: «Деникин и Колчак преследуют две цели. Первая – это уничтожение большевизма… И здесь между нами полное взаимопонимание».А что премьер-министр Великобритании сказал о второй цели Колчака и

Из книги От Бисмарка до Маргарет Тэтчер. История Европы и Америки в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В Англии Ответ 6.16«…Но их вторая цель – объединение России. И это совсем не та политика, которая устраивает Британскую империю…Россия, ставшая сильной и мощной, распространившая свое влияние в направлении Персии, Афганистана и Индии, превратилась бы в значительную

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

3. Англия. Неудача переговоров с Германией об ограничении морских вооружений. Внутреннее положение в Англии. Рабочее движение в 1910–1913 гг. Ирландские дела В разгаре агадирского инцидента, но когда уже самый острый момент прошел и Германия уступила, английский кабинет

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос В эпоху Вальтера Ралея и в ближайшие

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Реальный социализм, или избирательные репрессии (1956–1981) Катаклизмы «железного» социализма сотрясали Польшу сравнительно недолго, наступила «оттепель», и службы госбезопасности изменили свою стратегию. Теперь они осуществляли надзор над населением, более

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава IV ПРАВЛЕНИЯ МАЛЬКОЛЬМА КАНМОРА И ДАВИДА I - БИТВА ПОД СТЯГОМ - ИСТОКИ ПРИТЯЗАНИЙ АНГЛИИ НА ГОСПОДСТВО В ШОТЛАНДИИ - МАЛЬКОЛЬМ IV ПО ПРОЗВАНЬЮ ДЕВУШКА -ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР - ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕВ ПРИЗНАЕТ ВЕРХОВЕНСТВО АНГЛИИ, НО ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Из книги История Рима. Том 2 автора Моммзен Теодор

ГЛАВА II ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ И ТИБЕРИЙ ГРАКХ. В течение целого поколения после битвы при Пидне римское государство пользовалось глубочайшим внутренним покоем, едва нарушавшимся кое-где на поверхности. Владения Рима распространились по трем частям света. Блеск римского

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 5. «ОТКРЫТИЕ КОРЕИ» И НАЧАЛО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ КЭХВА УНДОН Памятуя о том, что в правление предшествующих государей - Сунчжо, Хончжона и Чхольчжона - именно родственники королев становились той силой, которая ослабляла

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 24. Проблемы стран Латинской Америки, революционное движение и реформы Положение стран Латинской Америки в середине XX в.Ко второй половине XX в. страны Латинской Америки значительно отставали от США, от которых зависели экономически и политически. Эти страны оставались

Из книги Полное собрание сочинений. Том 14. Сентябрь 1906 - февраль 1907 автора Ленин Владимир Ильич

Социал-демократия и избирательные соглашения{55} Написано во второй половине октября 1906 г.Напечатано в ноябре 1906 г. в Петербурге отдельной брошюрой издательством «Вперед»Печатается по тексту брошюрыВопрос о выборной кампании во вторую Думу сильно интересует теперь

Из книги Полное собрание сочинений. Том 22. Июль 1912 - февраль 1913 автора Ленин Владимир Ильич

В Англии Английский либерализм шесть с половиной лет находится у власти. Рабочее движение в Англии растет все сильнее. Стачки становятся массовыми и кроме того перестают быть чисто экономическими, превращаются в политические стачки.Роберт Смайли, вождь шотландских

Согласно Акту о реформе 1832 г., принято­му по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с насе­лением менее 2 тыс. жителей были лишены представитель­ства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населе­нием менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депута­тов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сель­скими округами. Были введены новые цензы для избирате­лей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижи­мым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бед­ных и проживание не менее 6 месяцев в данном избира­тельном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важ­нейшим политическим итогом реформы стало также полу­чение вигами стабильного большинства в парламенте. В ком­промисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени ис­тория английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осущест­влении ее программы. Хотя избирательный корпус увели­чился почти вдвое, правом голоса после реформы пользова­лось менее 5% всего населения. Борьба за более демократи­ческую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределе­нием депутатских мест предусмотрела дальнейшее расшире­ние избирательного корпуса, необходимое в новых услови­ях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных пар­тий. Виги окончательно стали партией промышленной бур­жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выра­жали интересы преимущественно землевладельческой ари­стократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли пар­тийные организации вне парламента "для содействия реги­страции". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., кото­рые составили третью по счету в XIX в. избирательную ре­форму. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приоб­рели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, кото­рые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в ок­руге 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.



61. Возникновение и особенности американского гос-ва. В рамках британская колонейская империя разделилась на 2 вида колоний:

колонии завоеванные , в которых преобладало туземное население (Индия).

Переселенческие, в которых преобладало «белое» население. К середине ХVIII века в Северной Америке существовало 13 колоний Англии, которые находились под управлением Великобритании и, соответственно, их жители были подданными Английского короля. Одни колонии управлялись на основе королевских хартий – народные. В них существовали органы самоуправления. Другие назывались «коронными» – управлялись назначенными королем губернаторами.

Собственнические - принадлежали частным лицам. С самого начала образования этих колоний стало проявляться отличие севера и юга. В северных и центральных колониях, в основном, селились представители буржуазии и крестьянства, что предопределили принципы фермер.путь колоний, тогда как в южных селились аристократы – плантационный путь развития. При наличии свободных земель не хватало рабочих рук. Выход был найден в начале в «белом», а затем черном рабстве.В отношении своих колоний Великобритания проводила политику превращения их в источники дешевого сырья и рынка сбыта своих товаров. Такой статус колоний сдерживал развитие капитализма, поэтому начавшаяся в конце 18 века война за независимость была своеобразной буржуазной революцией. Объективной причиной этой войны были следующие злоупотребления королевской власти:В сфере сельского хозяйства. Метрополия вводила ограничение на пути освоения свободных земель.В сфере промышленности. Метрополия сдерживала развитие обрабатываемой промышленности, в колонии был введен запрет на металлообработку.В сфере торговли. Метрополия запрещала колониям напрямую торговать с другими странами и иметь свой торговый флот.В сфере управления колониями. Чиновники стали допускать административный произвол.В 1774 г. представители колоний собрались на первый континентальный Конгресс. Конгресс потребовал от короля устранить все злоупотребления, в ответ на это король послал войска, так и началась война за независимость.Для оправдания войны в 1776 г. собрался второй Конгресс, который и принял Декларацию независимости. В начале этой Декларации указана цель ее принятия – объяснить всем странам причины войны с Великобританией. Автором был Т.Джефферсон. Он положил в основу Декларации 2 концепции: теория естественных прав и договорная теория происхождения государства. Условно в ней выделил 4 части:провозглашение естественных прав.Для обеспечения этих прав «согласие управляемых утверждается правительством, если правительство нарушает естественные права, то у народа появляется право разорвать политическую связь с правительством и сформировать новое».В третьей части перечисляемые корон. Власти, т.е. доказательства.Вывод: колонии объявляются независимыми государствами.Т.Джефферсон предлагал закрепить в Декларации пункт о запрете рабства, но представители юга не допустили этого.Необходимость ведения общей войны предопределяло создание союза штатов. В 1781 г. были приняты статьи Конфедерации. В этом акте провозглашается создание вечного союза США. В этом акте все штаты сохраняют статус независимости государств и союз носил военный и внешне политический характер. Решение общих органов: конгресс и комитета штатов носили лишь рекомендательный характер и реализовывались лишь в том случае, если они утверждались в самих штатах. В конгрессе заседали от 2 до 7 представителей от каждого штата, но при голосовании штат имел 1 голос.Т.о. США по этому акту не представлял собой единое союзное государство, а были лишь конфедерацией.В 1783 г. война завершилась победой штатов, подписанием Мирного Версальского договора.

Loading...Loading...