Интуитивно этический интроверт есенин профессии. Почему социотип Есенин (ИЭИ) мечтает внести гармонию в общество? Описание по функциям

Другие названия этого социотипа :

РОМАНТИЧЕСКИЕ КАПРИЗЫ

Лирик

МЕЧТАТЕЛЬ

Сказочный персонаж: поэт Цветик из "Приключений Незнайки"

Женское описание: Ассоль из повести Грина «Алые паруса»

Наилучший партнёр в браке, дружбе, работе — ЖУКОВ.

Ваша квадра (четвёрка типов, в обществе которых отношения налаживаются лучше всего) -

ЕСЕНИН, ЖУКОВ, ГАМЛЕТ, МАКСИМ ГОРЬКИЙ.

_______________________________________________________________________________________

Описание Есенина от Евгении Горенко и Владимира Толстикова

Люблю...

Вот он перед вами - человек-загадка, человек-улыбка, человек-мечта... Тайна радости. Радость тайны.

Я люблю жизнь. Я люблю каждый день: солнечный, дождливый, снежный. Люблю, когда останавливается время, когда шумят деревья, когда звучит музыка, когда рядом человек, с которым можно просто молчать. Люблю в грозу сидеть у окна, укрывшись пледом, с большой чашкой чая. Люблю все теплое, мягкое и пушистое. Люблю неожиданность. Я люблю людей, которые чему-то учат; людей, которые не похожи на остальных; людей, красивых внешне и внутренне. Люблю любовь. И персики (особенно большие).

Это пушистый, нежный, ласковый котенок... который иногда готов выпустить коготки. Вот и пришло время ИЭИ - время, живущее своей собственной жизнью, причудливо текущее в звенящие дали, то мечтательно-замирающее, то непокорное.

Не ищите смысла слов, слушайте их музыку!

В душе - всегда - натянута струна,
которая вот-вот со звоном оборвется!
И эхом обернется...
...не музыка, а жизнь.

Готовы? Тогда поехали.

Жизнь моя - иль ты приснилась мне?..

О ИЭИ трудно рассказывать хотя бы потому, что люди этого типа частенько умеют не только "быть", но и "казаться". Так уж получилось, что у ИЭИ есть только он сам, да к тому же и в собственной реальности ему приходится иногда сомневаться - а существует ли он на самом деле?

Шутки шутками, а во взгляде ИЭИ иногда можно заметить беспокойство: видят ли, замечают ли его окружающие. От их реакции и будет зависеть его дальнейшее поведение.

Если он видит, что с ним хотят общаться, то мгновенно повернется к людям своей самой выигрышной стороной, заблестит и заискрится эмоциями. Если на него (или на его интересы) не обращают достаточного внимания, то теперь уже жгущими искрами обиды он заставит других наконец считаться с собой.

Эмоциями ИЭИ и награждает, и наказывает, и дарит, и требует.

Несказанное, синее, нежное...

Независимо от своих реальных чувств он умеет создать именно тот эмоциональный образ и настрой, который, по его мнению, лучше всего звучит в данной ситуации. Что же он на самом деле чувствует - тайна за семью печатями, в которую он старается никого не пускать. А вот ему самому легко определить настроение собеседника, увидеть смятение, усталость, обиду под маской своих напускных, искусственных эмоций. Ему также не составляет труда простыми, теплыми словами подбодрить, успокоить, обнадежить человека, снова настроить его на боевой лад.

Внешне ИЭИ выглядит очень мягким, легким, даже расслабленным человеком. Однако он почти всегда чувствует внутреннее напряжение - от радостно-возбужденного до нервно-взвинченного.

Идя по улице, не пропущу ни одно событие

ИЭИ очень любит наблюдать за течением жизни. Его привлекают все-все-все события, что происходят вокруг: взвизгнули перед светофором тормоза - налетевший ветер закружил листья - из окна донеслась музыка - послышалась сирена - все остальные люди будут идти дальше по своим делам ни на что не обращая внимания, и только он с загоревшимися глазами обернется (ой, как интересно) да еще и вполголоса подпоет сирене.

Иногда за такое любопытство ИЭИ себя ругает; точнее, не за само любопытство, а за желание быть сопричастным всем этим событиям. Ладно бы подпел вслед сирене ребенок, а то ведь это был уже седой респектабельный мужчина в строгом костюме...

С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий

Но без информации обо всем, что происходит вокруг него, ИЭИ оставаться не может. Ведь это все ему нужно, чтобы знать, что именно может произойти в ближайшем будущем и хорошего и плохого, какую опасность или радость может принести "рок событий". Его сила как раз в том, что он может заблаговременно предвидеть беду и отойти в сторону с ее пути, дабы она задела его как можно меньше.

Это не точный расчет, это интуиция.

Наоборот, если его с детства будут приучать просчитывать наперед свои действия, анализировать их и тому подобное, он не научится делать это хорошо, а свой врожденный дар предвидения может и потерять.

Время для ИЭИ - родная стихия. Он может растянуть "прекрасное мгновенье", чтобы вдоволь насладиться им. Если впереди предстоят серые, скучные часы или дни, то может как бы "выпасть" из них, и они пройдут неощутимо для него.

Что касается сегодняшней жизни, то считаю, что в ближайшем будущем произойдут изменения в лучшую сторону.

Кстати, выражение "светлое будущее" придумал кто-то из людей этого типа. Как бы ни было сейчас плохо, ИЭИ настроен на что-то хорошее, что обязательно случится. Нужно только немного подождать. Поэтому любое значительное событие воспринимается им как предвестник долгожданных изменений к лучшему. С таким оптимизмом действительно легко пережидать смутные времена, тем более что реальное настоящее иногда волнует его немножко меньше, чем будущее "прекрасное далеко".

Непонятно как, но ИЭИ может легко "ускользнуть" от надвигающейся беды. Бывает, что судьба наносит сильный удар туда, где он только что был - еще секунду назад, - но какое-то шестое чувство заставило его за полсекунды до этого сделать шаг в сторону. Это похоже на попытку, сделав резкое движение, поймать танцующую в воздухе пушинку. Чем сильнее будет взмах руки, тем более неуловимой она окажется.

Гораздо более опасными для ИЭИ могут быть плавные, едва заметные изменения ситуации. В этом случае он может просто не уловить опасной тенденции. Поэтому он и не любит, когда ситуация слишком долго остается тихой и спокойной. И вот он сам начинает "мутить воду" и помощью небольшой эмоциональной бури проводит разведку. Собрал нужную информацию - все, теперь снова солнышко.

Люблю все быстрое.

Главная проблема в жизни ИЭИ - это то, что ему трудно постоянно заставлять себя заниматься повседневными, неинтересными делами, которые носят сугубо материальный характер. Например, ему может быть очень сложно приспособиться к школьной дисциплине, нацеленной на обязательный результат. Он считает, что в жизни нет такой вещи, ради которой стоило бы спешить или менять свой внутренний ритм.

Если он не хочет что-то делать, то уговорить его на это практически невозможно - он сумеет увернуться. Легче убедить его уверенным волевым решением: "НАДО!"

В делах он может быть необязателен, избегает брать на себя ответственность. ИЭИ довольно сильно напрягает необходимость (а куда денешься?) материального обеспечения собственного существования.

"К обыденным теням жизни следовало, по ее мнению, относиться с деликатным терпением гостя, который, застав дом полным народа, ждет захлопотавшегося хозяина, ютясь и питаясь по обстоятельствам"
Александр Грин, "Алые паруса"

В случае появления проблем, с которыми ИЭИ не может (или не хочет) справиться самостоятельно, его наиболее типичная реакция - ничего не скрывать от окружающих. Любой оказавшийся под рукой человек может стать объектом, на который будут изливаться его жалобы. Подсознательно ИЭИ настраивается на своего дуала - эмоционально маловосприимчивого СЛЭ - и, соответственно, выдает ощутимый заряд "жалостливых" эмоций. Большинству же остальных людей, населяющих эту планету, такой накал страстей может показаться "чересчур слишком". У них такие жалобы ИЭИ вызовут скорее недоверие, утомление, раздражение или антипатию к нему самому, чем искреннее желание помочь.

Он очень неуютно чувствует себя в условиях, когда обстоятельства требуют проявлять самостоятельную деловую инициативу, заниматься индивидуальным бизнесом, "крутиться" или же зарабатывать себе на жизнь скучной, жестко регламентированной работой. Вместе с тем практически любые деловые советы, рекомендации, а тем более критика со стороны окружающих способны только накалить обстановку и ничего не решить. В делах ему нужна конкретная помощь окружающих, и он, с уверенностью в своем праве на нее, ожидает ее от них.

Тепла цветочку недостает

Нет, он совсем не напрашивается. ИЭИ молча (в крайнем случае, полунамеками) даст понять, что испытывает определенные затруднения - нет, не сложные, но не в его силах справиться с ними - и будет очень мило со стороны окружающих, таких очаровательных людей, оказать ему эту пустяковую услугу... вот теперь хорошо...

Иногда подобные просьбы окрашиваются в довольно сильные эмоции, типа: "Ой, ну что же это такое, да вы только посмотрите на это, люди добрые!. Да что же это делается!!!" Но как бы ни были поданы просьбы, это совсем не выглядит унижением, наоборот. Еще раз повторим: ИЭИ подсознательно уверен в своем праве просить у людей и получать от них помощь. Он же ведь делится с ними своими радостными эмоциями, оптимизмом, одним только фактом своего существования создает вокруг себя праздничную атмосферу.

И счастлив должен быть тот человек, которому ИЭИ позволит заботиться о себе!

ИЭИ нравятся сильные, влиятельные люди, у которых "все схвачено, за все заплачено". Всех своих знакомых он проверяет по этому критерию и тянется к тому, кто, по его мнению, здесь самый сильный. Он охотно отдаст ему управление собой, будет слушаться его во всех делах.

Рядом с сильными людьми ИЭИ чувствует себя защищеннее и увереннее. А неудачники, считает он, совсем не стоят того, чтобы тратить его время на общение с ними. Он хоть и внешне незаметно, но внимательно отслеживает информацию о возможностях и способностях других людей, выясняя для себя, у кого больше власти и могущественных связей.

Не люблю дураков и тех, кто ничего из себя не представляет, а думает о себе слишком много.

Найдя возможного "могущественного" покровителя, ИЭИ всеми силами попытается "прилепиться" к нему, найти себе теплое местечко в его сфере влияния.

К сожалению, в детстве он может обнаруживать сильный конформизм, постоянную готовность присоединяться к голосу большинства. В этом случае его основное жизненное правило приобретает новое звучание - думать "как все", поступать "как все", ни в чем не выделяться и не отставать от этих "всех". И получается, что его личность в большой мере является продуктом среды и значимого для него окружения. Он становится довольно некритичен к информации, поступающей извне. Истинным для него будет все, что говорят "свои", которых он склонен идеализировать.

ИЭИ очень тактичен, не любит говорить людям в глаза об их недостатках. Более того, постарается найти в собеседнике что-то хорошее и обязательно скажет ему об этом, представив все в самом выигрышном виде.

Я стараюсь как можно меньше критиковать людей, выделять или явно указывать на их недостатки. В зависимости от ситуации я либо корректно скажу им об этом, либо вообще промолчу.

Незнакомым людям он как бы сразу же наглядно выдает кредит доверия и расположения к ним, причем делается это так, что своими дальнейшими действиями им не хочется его разочаровывать.

Ой, как интересно!

Он умеет очень сочувственно выслушать собеседника, постарается помочь ему советом или хотя бы теплым словом, выразит свое восхищение его умом и силой. С интересом выслушает и похвальбу, порадуется чужим успехам.

Степень его энтузиазма, в общем-то, не надо воспринимать всерьез. Лучше уменьшить ее раза в два-три - так будет ближе к истине.

У не слишком доброжелательных представителей этого типа подобное восторженное отношение к собеседнику может тут же смениться на "восхищение" с обратным знаком, как только тот отойдет на приличное расстояние.

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать

В жизни ИЭИ в большей или меньшей степени есть элементы богемности. Он любит окружать себя оригинальными безделушками, изысканными вещами - иногда на них тратится гораздо больше средств, чем он может себе позволить.

Одевается обычно с большим вкусом, неброско и элегантно. Довольно грациозен; кажется, что он (особенно она) не идет, а "плывет". Всегда уверен в своем умении очаровывать людей. В его поведении много непредсказуемого, спонтанного.

По большому счету, ИЭИ видит свое предназначение в том, чтобы нести гармонию в этот мир, перегруженный техническим прогрессом. Лучше всего он может сделать это с помощью Искусства, этой извечной игры в бессмертие.

ИЭИ старается в любом деле быть поэтом и художником, привнести в него изящество своей души.

Первая функция: интуиция времени

Полная погруженность в поток времени. Умение приспосабливать время к своим желаниям. Ожидание перемен к лучшему. Предусмотрительность, умение заблаговременно уйти от опасности. Радостное предвидение, мечтательность, легкость, интуиция.

Вторая функция: этика эмоций

Эмоциональное восприятие событий. Богатство эмоций, понимание чувств и переживаний других людей. Творческое умение вызывать у людей нужные эмоции. Управление людьми посредством эмоций. Стремление избегать отрицательных эмоций. Оптимизм, эмоциональный прессинг.

Третья функция: сенсорика ощущений

Стремление выглядеть элегантным. Забота о своем внешнем виде. Следование принятым в обществе нормам. Слабая чувствительность. Неотчетливое восприятие материальности собственного существования. Неуверенность в том, что может создать комфорт и уют. Следование моде, аккуратность, стремление к изысканности.

Четвертая функция: деловая логика

Неумение действовать эффективно, непонимание принципов, которые ведут к успеху. Отсутствие деловой активности и хватки. Стремление избегать ситуаций, когда нужно много работать. Нежелание демонстрировать процесс своей работы. Отрицательное отношение к любой критике, а также похвалам по поводу того, как им выполняется какая-либо деятельность. Работа по настроению, стремление избежать ответственности.

Пятая функция: волевая сенсорика

"Слабый волевой импульс, недостаточная требовательность и целеустремленность. Подспудное желание следовать чужой сильной воле. Любовь к сильным и могущественным людям. Умение быть "прозрачным" для нежелательного внешнего давления. Понижение жизненного тонуса (вплоть до полной апатии) без внешней организующей и направляющей силы. Физическая слабость, инфантильность, поиск "защитника".

Шестая функция: логика соотношений

Алогичность поступков. Требование нужной информации от окружающих людей. Снижение активности в работе, если непонятно, для чего ее нужно делать. Слабое умение отделять главное от второстепенного. Желание хвастаться своими аналитическими способностями. Приверженность чужим решениям.

Седьмая функция: интуиция возможностей

Внутренняя уверенность в правильности своего понимания происходящих событий. Подсознательное стремление отслеживать возможности окружающих людей. Постоянный интерес к планам окружающих людей и попытка отвести в них хорошее место и себе. Неприятие критики своих способностей и талантов.

Восьмая функция: этика отношений

Неосознанный интерес к чужим желаниям. Умение сглаживать острые углы и гасить конфликты. Демонстрация своей доброжелательности и внимания к интересам нужных людей, готовность идти им на уступки. Согласие на словах со всеми высказываниями партнера и стремление поступать только по-своему. Демонстрация чуткости и внимания, умение расположить к себе человека, преувеличенная вежливость, иногда показная любовь без действительного содержания.

____________________________________________________________________________________________________________________

ЛИРИК - МЕЧТАТЕЛЬ (Есенин, INFP) от СЛИНЬКО

Превосходно чувствует время и свободно с ним обращается. Видит противоречивость развития событий что заставляет его быть сомневающимся. Легко "путешествует" во времени, постоянно размышляет о прошлом, полном воспоминаний, и о неясном будущем. Обладает предчувствием, любит предсказывать.

Тревожен, впечатлителен, сентиментален. Эмоции проявляет в широком диапазоне: от спокойствия, граничащего с отрешенностью, до интенсивного эмоционального напора. Чутко улавливает перемены в настроении людей.

Старается проявить перед окружающими эстетизм, художественный вкус. Одевается, как правило, элегантно, в романтическом стиле. Многословно восхищается красотой, украшает свой быт произведениями природы или искусства.

Испытывает неуверенность в вопросах деловой целесообразности. Неадекватно оценивает полезность вещи, а также ее стоимость. Тяготится деятельностью в сфере финансов, экономики, технологии. Склонен к "богемному" образу жизни.

Симпатизирует людям волевым, решительным. Будучи сам человеком мягкой натуры, благосклонно воспринимает строгий стиль обращения. Охотно выслушивает советы о необходимости концентрировать усилия.

Критерием оценки явлений считает логическую убедительность. Люди, отличающиеся четкостью умозаключений, мобилизуют его, стимулируют его к деятельности.

Мечтатель очень мало приспособлен к конкретике жизни, не говоря уже о жизни экономической. Это - самый "экономически слабый" тип, которому не находится места ни в сфере материального производства, ни в большинстве остальных отраслей общественного хозяйства.

Правда, в стране Советов зародился принцип, который жив и поныне: не умеешь сам — научи другого. Именно поэтому, к примеру, долгие годы Мечтатель у нас был не кем иным, как... премьер-министром (незабвенный Рыжков). Всем была очевидна его несостоятельность, блестящие умы изощрялись в сарказме ("плачущий премьер" очень метко!), но царственный Мечтатель наломал немало дров, прежде чем удалился от дел.

Теперь, после достаточной доли критики, вспомним, что плохих соционических типов нет; премудрость состоит лишь в том, чтобы обеспечить человеку род занятий, соответствующий его призванию.

В чем же талант Мечтателя?

Это тонко чувствующие люди, склонные к поэзии, литературе, музыке, искусствам, историческому осмыслению общественных процессов. Стиль мышления Мечтателя можно охарактеризовать как абстрактно-историко-эмоциональный. Он умеет не высчитать, а именно почувствовать тенденции развития общества. Причем, сфера приложения этих способностей Мечтателя — глобальные, макроскопические события, как-то: судьба отечества и т.п.

Есенин проникся такой болью за судьбы русской поэзии, что это привело его к суициду.

Между прочим, склонность к самоубийству характерна в целом для 2-й квадры; пальма первенства здесь принадлежит Механику, далее, в порядке убывания риска суицида, типы располагаются в такой последовательности: Мечтатель, Артист, Легионер.

Когда не стало Есенина, Маяковский (Легионер) написал — в своем духе — стихи насчет того, что умереть, мол, несложно, "сделать жизнь значительно трудней!" Через год наложил на себя руки сам Маяковский.

Но вернемся к профессиям для Мечтателя. Помимо сфер литературных, политических и артистических (между прочим, две последние хорошо сочетаются друг с другом). Мечтателю, в общем, податься некуда.

В работе с людьми он не на высоте. Психолог из него посредственный, то же самое можно сказать и о Мечтателе-враче. Все же в терапии он принесет меньше вреда, чем в хирургических специальностях. Мечтатель-педагог бьет в основном на эмоции и требует от детей немыслимой дисциплины и четкости изложения при собственной расхлябанности и удручающей туманности объяснения.

В бизнесе для Мечтателя имеются определенные ниши: он может, например, неплохо справляться с обязанностями пресс-секретаря или советника по образовательным программам. Но ни в коем случае не финансиста, бухгалтера, коммерческого агента (тем более директора), брокера или технолога!

Кстати, и сами Мечтатели, чувствуя непосильность для них этих профессий, "подают в отставку", даже имея за плечами высшее экономическое образование, полученное в страшных мучениях на заре туманной юности.

Мечтателя часто привлекают математика и технические науки. Но если математик из него никудышный, то инженер — просто опасный.

Однако вспомним: Сергей Есенин — гений русской поэзии, Александр Малинин — замечательный музыкант...

Вот вам и соционика.

__________________________________________________________________________________________________________

Есенин, Лирик описание от Гуленко

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.

Эмоционален, обаятелен. Мягкий, тактичный человек. Обладает утонченностью в восприятии мира. Часто имеет развитые гуманитарные интересы. Чуток и внимателен к людям, старается со всеми поддерживать ровные отношения. Проявляет терпимость к недостаткам и слабостям других. Романтичен и оптимистичен, верит в светлое будущее. Компромиссен: умеет терпеливо ждать и прощать. Хорошо развито предчувствие, тревожится за исход дела, хотя внешне этого не показывает. Уважает сильных авторитетных людей, которые могут выдать конкретные указания. В интересах дела может проявлять хорошие дипломатические способности, располагая людей к себе своей скромностью и обаянием. Обладает неплохим чувством юмора. Искусен в умении нравиться. К каждому умеет найти индивидуальный подход. Демонстрирует изысканность, хорошие манеры, грациозен в движениях. Со вкусом одевается, элегантен.

ПРОБЛЕМЫ.

Внутренне раним, противоречив. Несколько неуверен в себе, склонен к сомнениям и колебаниям в выборе решения. Его нужно вовлекать в дело. Нуждается в моральной, физической и материальной поддержке. Из-за рассеянности иногда забывает выполнять обещания. В работе склонен утопать в деталях, отвлекаться на мелочи и при этом не успевать сделать в срок более важные дела. Не любит строгих порядков, бездумного подчинения регламентам и инструкциям. Ему с трудом даются экономия и трезвый расчет в делах. На рабочем месте и в быту может допускать “художественный” беспорядок. Не любит людей, которые скупятся в мелочах. Болезненно воспринимает критику своей работы. Охотно делится своими проблемами с окружающими, ищет понимания, сочувствия и поддержки. Его работоспособность имеет явно выраженные периоды спадов и подъемов.

ОТ НЕГО НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ И ОЖИДАТЬ:

  • постоянно высокой работоспособности;
  • пунктуальности и организованности;
  • быстрой конкретной отдачи в делах;
  • умения хорошо анализировать ситуацию;
  • умения руководить большим коллективом, распределять обязанности.

Лучше всего, если его работа носит гуманитарную направленность. Он может хорошо работать там, где нужно элегантно общаться с не очень большим количеством людей. Из них получаются неплохие секретари (особенно под началом у сенсорно-логических иррациональных экстравертов), переводчики, библиотекари, литераторы, журналисты, редакторы текстов. Они также могут хорошо реализовать себя в сфере искусства (в качестве театральных критиков, поэтов).

___________________________________________________________________________________________________________

ЖЕНСКИЕ ТИПЫ ЕСЕНИНА - ЛИРИКА

РОМАНТИЧЕСКИЕ КАПРИЗЫ: Интуитивно-этический интроверт.

Наш вариант: “Ассоль”.

Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка.

Александр Грин, “Алые паруса”

Есенинки внешне почти всегда изящны и хрупки. Но, даже обладая фигурой борца, все равно “косят” под Дюймовочку. Обожают красивые вещи, но их понятия о красоте формируются в результате случайных влияний — веяний моды, советов подруг и настроения. Одежду часто шьют на заказ, а купленную переделывают до неузнаваемости. Независимо от возраста питают пристрастие к бледным тонам, особо предпочитая бежевое и розовое. Верят в непогрешимость своего вкуса и часто не без основания. Любят прогулки, путешествия и шумные компании, где обычно сидят с обиженным видом. Из дома не выходят без мечтательной улыбки, скромной и призывной одновременно.

Познакомиться с ними достаточно просто: Ассоль постоянно готова к общению. Мало внимания обращает на внешность партнера, зато неравнодушна к его перспективности и основательности. Самодовольно-спортивные молодые люди ее просто раздражают (и это чувство взаимно), лучший вариант для Лирички — “настоящий мужчина”, от которого “исходит внутренняя сила”. Своей кажущейся беззащитностью Есенинка поощряет его к действиям, вызывая непреодолимое желание защитить ее от всех несправедливостей окружающего мира. Тут-то и начинается самое интересное: вместо естественных отношений между мужчиной и женщиной вас затягивают в душеспасительные беседы, инфантильную болтовню и подробные воспоминания о том, как она кого-то когда-то сильно любила, но все, конечно, кончилось плохо... (Господи, каким многословным иногда может быть интроверт!).

Лирична, несмотря на постоянные неудачи, пробует себя в различных сферах, даже в совершенно противопоказанном ей бизнесе. Причины ее частых провалов просты: боязнь ответственности и неумение реально смотреть на жизнь. В любом деле пытается найти “широкие плечи”, чтобы переложить на них если не работу, то хотя бы принятие решений. Как ни странно, Ассоль легко находит “экологическую нишу” в небольших структурах, где требуется человек, способный к творческой (чаще всего литературной) работе — литредактор, пресс-атташе, журналист. Плюсом для Есенинки оказывается и то, что она попросту побаивается своего босса, которому это помогает почувствовать свою значимость.

В семейной жизни Ассоль ориентирована на длительные отношения. И, похоже, действительно старается, чтобы все выглядело пристойно. Как заядлый курильщик много раз бросает курить, так и Есенинка с каждого понедельника начинает становиться идеальной женой. Но ей не дают покоя внутренние проблемы. Она постоянно зациклена на “упущенных возможностях” (во всех упущениях виноват, разумеется, супруг) и в то же время мечтает о будущих успехах, начиная от покупки потрясающих занавесок и кончая встречей с “замечательным человеком”. Все это время от времени выливается в семейные сцены — как правило, великолепно поставленные и мастерски разыгранные. Учтите, что переспорить Лиричку практически невозможно — она готова на любые уловки и преспокойно откажется от собственных слов, произнесенных минуту назад. Вообще, Есенинки неустойчивы в суждениях: их мнение о человеке (вы — не исключение!) может в кратчайший срок радикально измениться.

Уговорить Есенинку на близость вне брака у вас не всегда хватит сил и времени. Лиричка — это мечта романтически настроенных медлительных мужчин, любителей долгой осады крепостей. (На самом деле, ее достаточно с грубоватой уверенностью взять за руку и повести куда нужно). Ассоль не всегда может сконцентрироваться на реалиях происходящего в постели. Обычно заторможена, не отличается повышенной чувственностью, зато в разговорах откровенна и даже цинична. Во время самых изысканных ласк может равнодушно рассматривать обои и рассуждать на абстрактные темы (вроде соционики). Внезапно готова согласиться на самую изощренную сексуальную авантюру, но не из-за желания испытать новые ощущения, а для того чтобы: а) от нее отстали, б) еще раз доказать себе, что в этом нет ничего интересного. Традиционная фраза несколько обескураженному партнеру: “Вот если я полюблю, тогда...” Зато завтра вы можете стать счастливым обладателем посвященных вам стихов, часто совсем неплохих и, главное, искренних.

Ассоль очень комплексует, когда в отношениях намечается разрыв, даже если она сама явилась его инициатором. Она обязательно будет вести себя так, чтобы вызвать у вас чувство вины — мол, “мы в ответе за тех, кого приручили”. Поэтому будьте бдительны и не поддавайтесь на слезы, упреки и долгие объяснения. Пусть вы покажетесь самому себе последним негодяем — все равно проявите твердость и дайте Есенинке понять, что “раскусили” ее уже давно. И пусть перемена в отношении к вам окажется разительной (среди прочего, приготовьтесь к серии обидных насмешек), но зато вы одним махом избавитесь от множества проблем. А расставаться все равно немного жалко...

Блок ЭГО

Самое Главное в личности Субъекта. Первые две функции вместе образуют блок ЭГО. Блок ЭГО — это блок программы мышления. Результата блока эго заключается в идеях Программной Функции. Для этого у нее есть отличный инструмент — Коммуникативная Функция.

Главное для Есенина — свобода, а как развлечься он всегда найдет.

Он использует эмоции для создания чувства перспективы, образа будущей свободы. Возможен и более практичный вариант: такая игра эмоций, которая освобождает от лишних обязательств (создание свободы).

Программно-Потенциальная Функция

(В скобках указана тема, с которой взаимодействует функция)

(и — Интровертированная Интуиция — время, смысл, перспектива, режим)

Эта функция представляет мир. Она содержит самый главный потенциал типа, каждый тип представляет мир в теме, которую она обрабатывает. Чаще всего Субъекту приходят идеи именно на тему этой функции.

Есь обладает установкой на свободу, на возможность проявления внутреннего понимания и самостоятельного установления режима проявления эмоций. Моделирует мир в категориях смысла, перспективы, режима, внутреннего состояния, вдохновения . Это можно выразить разными словами: представляет мир как историю, как последовательность событий. Представляет объекты как перспективу их проявления во времени. Свобода проявлять эмоции — это то, к чему Есь предрасположен больше всего. Также Есенины часто сомневаются, и им бывает сложно решить что-то конкретное. Установка на свободу также не позволяет Есю быть слишком волевым, то есть он слишком уважает чужую свободу, чтобы кого-либо к чему принуждать (хотя ситуационная конъюнктура может это изменить). Вообще Есенины довольно глубокие натуры, умеют видеть во всем глубокий смысл и вдохновляться им. Считают опыт очень важной составляющей жизни и относятся к нему с уважением, как к чему-то, на что можно опереться. Они любят предаваться воспоминаниям. Например, приходя в кафе, скажут:” а помнишь столько-то лет назад мы тут…”. С другой стороны, Еси, увидев потенциал, будут оценивать время, через которое он реализуется. Еси часто думают о тенденциях и о том, куда все движется. Любят предусматривать различные неприятности и избегать их.

Коммуникативно-Зондирующая Функция

(Е — Экстравертированное Эмоционирование — эмоции, состояние)

Благодаря КЗФ Субъект ориентируется в мире, это тема его размышлений и разговоров. Это инструмент, который реализует программу типа. Очень гибкая и обсуждаемая.

Речь Есей ярко окрашена эмоциями, их эмоциональность — это инструмент, при помощи которого они взаимодействуют с миром. Есенины мастерски умеют вдохновлять и создавать атмосферу. Умеют проявлять такие эмоции, которые нужны для их целей. Могут ярко драматизировать, что проявляется как комбинация их “глубины” и эмоциональности. Много размышляют на тему эмоций и состояний. Умеют по эмоциям человека понять его внутреннее состояние. Используют эмоции для создания чувства перспективы, вдохновения.

Блок СУПЕРЭГО

СУПЕРЭГО необходим для социализации. Он содержит наши слабые функции, по которым у нас есть потребность развиваться.

Есенин чувствует необходимость в том, чтобы трудиться ради обеспечения уровня жизни. С другой стороны, может не переносить слишком большого уделения внимания трудовой стороне жизни.

Адаптивно-НагрузочнаяФункция

(с — Интровертированная Сенсорика — гармония, комфорт, сочетаемость, качество).

Тема нагрузки для Субъекта. Когда надо взаимодействовать с темой АНФ, Субъект переходит в мобилизованное состояние.

Деятельность на бытовые темы — это проявление воли Еси, то есть он может напрячься и позаботиться обо всем, или например сотворить красоту, уют, удобство. Он будет применять именно этот аспект, если захочет как-то адаптироваться к ситуации. При первом знакомстве будет первое время проявлять себя именно в этой сфере. Есенины запасливые и в напряженной ситуации могу рассчитывать на свои накопленные ресурсы.

Консервативно-Критическая Функция

(Л — Экстравертированное Мышление — технология, деятельность, эффективность)

Самая важная тема. Если с ней плохо — плохо везде. У каждого человека свое воспитание в вопросах этой функции. Главное — чтобы его поведение по теме этой функции соответствовало собственному представлению о правильности в этой теме и представлению ближайшего окружения.

Есенин внутренне тяжело переносит критику своего труда, это как минимум вызывает у него протест и негативное отношение. Его деятельность — это сердце психики, самое важное. Не стоит лишний раз говорить Есенину как эффективнее делать, он воспримет это как вторжение в самое личное. Есям бывает тяжело продумывать эффективность поступков наперед. Также они могут не точно выполнять инструкции, потому что слишком инертны в своем понимании методов. Это не значит, что они всегда будут делать плохо, это значит, что они будут делать так, как воспитаны.

Блок СУПЕРИД

СУПЕРИД — это детский блок, по которому человек предъявляет требования и ожидания к миру. Это блок оценки того, в насколько подходящей среде находится ТИМ. Это блок разумного эгоизма, антисовести.

Есенин оценивает людей с точки зрения их волевых и мыслительных качеств. Нуждается в волевой поддержке, особенно в вопросах социальной иерархии. Также нуждается в гибкой (мягкой) форме управления.

Экспектационно-РесурснаяФункция

(С -Экстравертированная Сенсорика — нагрузка, адаптация, волевое взаимодействие)

Самая приятная тема. Субъект подсознательно ожидает информацию на тему ЭРФ. Самому обращать на нее много внимания нелегко. Если помогают — очень приятно.

У Есенина в этой позиции находится аспект, означающий тему силы воли, воплощения (реализации) и нагрузки, значит, что информация о проявлении воли, достижении целей, о целеполагании, особенно в сфере социальной иерархии (см. СУПЕРИД) является для Есенина ценной. При необходимости использует вербальную агрессию.

Мотивационно-МобилизационнаяФункция

(л — интровертированное мышление — структура, причины, пространство)

Энергетическая система Психики. Информация на тему ММФ вызывает эмоциональный отклик в сознание Субъекта. Постоянная поддержка по теме приводит в тонус. Если условия по этой теме не удовлетворительны, то субъект обестачивается, выключается.

Есенин нуждается в поддержке по информации о структурах, он постоянно задает вопросы “почему?”. Предъявляет высокие требования к логичности других людей. Есенина легко замотивировать объяснением, почему ему надо что-то сделать. При постоянной логической поддержке чувствуют себя в энергетическом тонусе. С воодушевлением относятся к идеям, направленным на самоутверждение в социальной иерархии.

Блок ИД

Блок ИД — это реализационный блок психики, через который субъект предоставляет социуму свое время и труд, помогает делом и предоставляет свой продукт.

Сосредоточен на распространении своих идеи, которые направленны на установление отношений или приоритетов. При высоком культурном уровне старается поднимать уровень нравственности. Умеет наладить отношения и делает это, если нужно другим.

Императивно-ВременнаяФункция

(И — Экстравертированная Интуиция — закон, потенциал, идея, возможности)

Сама неосознанная тема. Позитивная информация по теме вводит в творческий режим, »вдохновляет». ИВФ автоматически включается при необходимости помощи по этой тематике.

Есь погружен в поток возможностей и идей, которые он использует для установления отношений. Также это значит, что если у Еся есть насыщенные потенциалом идеи, это вызывает у него вдохновение и вводит в рабочий режим. Императивность это функции также заключается в том, что если Есь не видит возможность, то он воспринимает это как данность и будет отказывать людям именно говоря, что нет возможности. Легко делится своими идеями, даже, можно сказать, сосредоточен на их распространении.

Реализационно-ТехнологическаяФункция

(е — Интровертированное Эмоционирование — отношения, приоритет, субъективная дистанция).

По РТФ субъект предоставляет свой продукт, свой труд. При необходимости может самостоятельно выполнить работу или дать конкретный методический совет, который приведет к продуктивному результату.

Труд Еси — это отношения, на которые он влияет. Если Есенин ощущает потребность в изменении отношений (для своих или чужих целей), он берет и делает необходимое, или дает необходимые рекомендации. Также Есенин может любить учить других нравственности и морали, таким образом раскрывая их нравственный потенциал. Понимает как устроены отношения в коллективе, если хочет, может замутить интрижку, предрасположен к политике.

Правильные группы, к которым относится Есь:

Интроверт — Еси довольно хорошо понимают режим других людей, их темп и направленности (последнее не всегда). Еще они любят делать свой ход в нужное время, чтобы никого сильно не напрягая, просто встать и получить, что хотели. Иногда при этом могут поступиться гармонией (этот аспект не в ценностях), зато свой замысел осуществят.

Предусмотрительный — Беспечные (не “предусмотрительные”) любят все по-новому, как раньше не было, а предусмотрительные опираются на свой опыт. Таким образом, опыт для них будет в некоторой степени целью, достижение которой уже является ценностью, так как на опыт можно опереться и использовать его. Также предусмотрительные любят продумывать наперед все, чтобы потом был план, на который можно опереться.

Интуит — легко оперируют абстрактными понятиями, предпочитают мыслить глобально, обобщать. Нередко выражаются не конкретно (даже в конкретном примере, будут использовать общие слова). Установка на интуитивный прием информации, то есть для них важнее понять, чем ощутить.

Аристократ . Изначально аристократов определяли как тех, кто относится к людям через призму их социального статуса. В настоящее время этот признак изучен более детально. Аристократы имеют тенденцию обращать внимание на характеристики объектов, которые обусловлены принадлежностями к группам. Например, если сумка сделана в Китае, Есенин может размышлять так: все сумки сделанные в Китае некачественные, значит и эта некачественная. Это можно назвать инклюзивные характеристики. Они включены в свойства объекта и всех других объектов, которые принадлежат к группе.

Позитивист. Позитивисты обращают внимание в первую очередь на положительные стороны, говорят о том, что присутствует. Может проявляться в недостатке внимания к негативным сторонам объектов или ситуаций.

Уступчивый. Уступчивые, когда ставят цель, держат в поле внимания ресурсы, которые они готовы в нее вложить, и если цель не получается достигнуть, они могу легко решить потратить ресурсы на другую цель, как бы не потратив лишнего. Уступчивые более охотно идут на компромиссы, при этом потом они легко могут попросить уступку в ответ.

Эмоциональный . Эмоциональные тип больше внимания уделяют эмоциям и отношениям, лучше ориентируются в этой гуманитарной сфере и проявляют себя в ней. Увереннее выражают свои эмоции и отношения.

Субъективист. Для субъективистов эмоции доминируют над отношениями, а структуры над методами. Это значит, что отношения Есь оценивает по уровню эмоционального комфорта, и если человек подходит по этому критерию, быстро с ним сходится. В мыслительном плане субъективизм проявляется как обсуждаемость устройства мира или конкретных его частей. Для субъективистов важно обсуждать именно причины и структуры, потому как, зная механизм, можно всегда решить, как нужно действовать. Субъективисты любят придумывать новые словечки для обозначения предметов или явлений, иметь внутричковые (в компании, например) названия.

Эмотивист. Есть типы, которые сначала замечают конструктив, а есть, которые эмоции. Вот у Есей их эмоционирование включается быстрее мышления, поэтому они обращают внимание на эмоции в первую очередь, когда воспринимают информацию. Также и когда выдают. Они чаще пытаются создать атмосферу и подбодрить, даже когда говорят по делу. Но надо понимать, что это только тенденции, а не строгое правило.

Результатер. Есь нацелен на результат, ему важно обратить на него внимание, также когда вспоминает события, оценивает их по результату.

Квестим. Часто использует вопросительные интонации, любит усложнить тему разговора (если не противоречит другим его свойствам). Его легко перебить, умеет слушать.

Решительность . Для решительных важно не упустить момент и решать, когда действовать, обсуждать время действия. (Аспект времени в вербальном (ценностном, обсуждаемом) блоке модели А). Для них момент деятельности приоритетнее, чем момент обсуждения вариантов.

Тактика . Вообще названия для признака откровенно не подходящее (но его выбрала Аушра — открывательница соционики, и лучше названия пока нет). Еси неплохие стратеги в бытовом понимании слова. Еси умеют видеть направление, в котором надо двигаться, вектор. И легко решают, что прямо сейчас ценно для достижения этого направления (Сенсорика, которая означает “сейчас”, находится в контактном блоке модели А, поэтому легко включается)

Иррациональность . Главная особенность иррациональности в том, что у иррационала основной поток информации направлен вовнутрь. Поэтому он более гибко смотрит на ситуации и восприимчив к новому, может менять план, восприняв новую информацию.

Динамика . Динамики представляют мир континуально (неразрывно, протяженно), в отличие от статиков. Динамичность еще проявляется в чувстве последовательности. Например, рассказывая что-нибудь, они будут чаще делать это в форме последовательных событий, истории.

Восприимчиво-Адаптивный “темперамент” . Есенины умеют легко представить внутреннее состояние другого человека по его эмоциям. Они восприимчивы к чужим состояниям и настроениям.

Бета Квадра. Есенины относятся к группе типов с “подростковыми” ценностями. Их также называют веселые решительные аристократы. Они творчески относятся к тому, как должны быть устроены мир и социальная иерархия. Считают, что нельзя терять времени и необходимо воплощать свои идеи.

1. Базовая функция: интуиция времени. ИЭИ легки, быстры, точны, пунктуальны. Интуиция подсказывает им точные прогнозы. Они интересуются историей, внимательны к старшим, особенно - к матери. Романтичны и оптимистичны, верят в светлое будущее. Компромиссны: умеют терпеливо ждать и прощать. Хорошо развито предчувствие.

2. Творческая функция: этика эмоций. Улыбчивые, приятные в общении, они обычно любят музыку, юмор, ценят красоту. Видят настроения окружающих, могут догадываться о настроении человека по его жестам. Умеют вовремя посочувствовать тем, кто в этом нуждается. Эмоциональны, обаятельны.

Из них выходят художники-модельеры, музыканты, это отличные психологи, историки, работники музеев, журналисты.

3. Ролевая функция: сенсорика ощущений. ИЭИ любят поесть, еще больше они любят поговорить о вкусной еде, комфорте, удобствах, хотя они вряд ли станут старательно и ежедневно готовить, убирать квартиру, работать руками. Они предпочитают украшать дом, обычно и сами бывают красивыми. Со вкусом одеваются, элегантны.

4. Болевая точка: логика действий. Не любят решать вопрос «что делать», разрабатывать технологии им тяжело. По этим вопросам ИЭИ нуждаются в тактичной помощи. Часто бывают несколько неуверенными в себе, склонны к сомнениям и колебаниям в выборе решения. Их нужно вовлекать в дело. Нуждаются в поддержке. В работе могут отвлекаться на мелочи. Им с трудом даются экономия и трезвый расчет в делах. На рабочем месте могут допускать «художественный» беспорядок. Болезненно воспринимают критику своей работы. Их работоспособность имеет явно выраженные периоды спадов и подъемов.

Им не подходит работа технолога, финансиста, организация фирм, работа на конвейере.

5. Суггестивная функция: волевая сенсорика. ИЭИ ценят волевых, сильных, смелых людей, сами же они люди мягкие, уступчивые, гибкие, утонченные. Им трудно противостоять прямому волевому давлению. Уважают авторитетных людей, которые могут выдать конкретные указания.

6. Референтная функция: логика отношений. Бывают очень благодарны тем, кто поможет им понять правила, законы, необходимые формальности. Получив в детстве развитие логического мышления, они имеют в последствии хорошую поддержку в жизни.

Подарки любят значительные, престижные, «умные». Компьютер, драгоценности, музыку, восхваляющую «волю и разум».

7. Ограничительная, рамочная функция: интуиция возможностей. ИЭИ замечательно чувствуют возможности людей, ситуаций, легко к ним приспосабливаются. «Не могу» – эти слова они произносят каждый раз, когда им не хочется что-либо делать. Обладают утонченностью в восприятии мира.

8. Реализующая функция, «без слов на деле»: этика отношений. Отношения с людьми они строят легко и свободно. С помощью своего обаяния могут с легкостью выйти из сложных психологических ситуаций, но чаще всего в них не попадают. Мягкие, тактичные люди. Чутки и внимательны к людям, стараются со всеми поддерживать ровные отношения. Проявляют терпимость к недостаткам и слабостям других. Могут проявлять хорошие дипломатические способности, располагая людей к себе своей скромностью и обаянием. Искусны в умении нравиться. К каждому умеют найти индивидуальный подход. Демонстрируют хорошие манеры, грациозны в движениях. Охотно делятся своими проблемами с окружающими, ищут понимания, сочувствия и поддержки.

В экстремальной ситуации прекрасно видят возможности развития отношений.

Представители типа ИЭИ

Инесса Арманд, Дана Борисова, Евгения Крюкова, Инна Маликова, Юлия Началова, Клаудиа Шиффер.

Сергей Есенин, Леонид Брежнев, Эдриан Броуди, Николай Бухарин, Юрий Гагарин, Сергей Глушко (Тарзан), Владимир Познер, Лион Измайлов, Антон Камолов, Рассел Кроу, Павел Кашин, Александр Любимов, Александр Лыков, Вольфганг – Амадей Моцарт, Алексей Романов («Воскресенье»), Жан-Жак Руссо, Михаил Трухин, Андрей Уваров (балет), Константин Хабенский, Григорий Шульман.

Литературные персонажи: В. Ленский, Емеля

Профориентация для ИЭИ

Лучше всего, если работа ИЭИ носит гуманитарную направленность. Он может хорошо работать там, где нужно элегантно общаться с не очень большим количеством людей. Из ИЭИ получаются неплохие секретари, переводчики, библиотекари, литераторы, журналисты, имиджмейкеры, визажисты, оформители интерьера. Они также хорошо могут реализовать себя в сфере искусства (в качестве театральных критиков, поэтов).

Примеры профессий для ИЭИ:

  • Художник
  • Журналист
  • Актер
  • Музыкант
  • Композитор
  • Преподаватель гуманитарных наук, искусства
  • Психолог
  • Работник социальной сферы
  • Священник
  • Писатель/поэт
  • Консультант
  • Библиотекарь, специалист по библиотековедению
  • Специалист по коррекции речи
  • Религиозный просветитель
  • Миссионер
  • Служащий церкви

Как управлять сотрудником – ИЭИ:

  • Лучше планировать на работу с людьми, а не на экономическое направление;
  • Ставить четкие сроки и конкретные задачи;
  • Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
  • Четко показывать технологии и правила;
  • Помогать в оформлении документации и других результатов труда;
  • Поддается волевому воздействию, нуждается, чтобы его мобилизовали;
  • Лучше работает в условиях переменного рабочего графика.

От ИЭИ нельзя требовать, не стоит ожидать:

  • постоянно высокой работоспособности;
  • быстрой конкретной отдачи в делах;
  • умения хорошо анализировать ситуацию;
  • умения руководить большим коллективом, распределять обязанности;
  • организованности в делах;

Особенности адаптации (как создать условия) для ИЭИ:

  • рассказывать об особенности деятельности компании, акцентируя внимание на стабильности компании, на постоянных и долгосрочных отношениях с клиентами и партнерами, на низкую текучесть кадров;
  • четко объяснить, в чем состоят его должностные обязанности;
  • комфорт и удобство на рабочем месте и в быту повышают его работоспособность;
  • побудить его к работе могут четкие указания, волевое воздействие;
  • объяснить существующие правила и технологии ведения работы, инструкций, помощь в упорядочивании поступающей информации;
  • стимулировать интересом к работе;
  • помочь рационально организовать работу;
  • объяснить существующие правила и технологии ведения работы;
  • создание условий для проявления сильной функции этика, учет его чувств и эмоций;
  • прислушиваться к его оценкам людей и событий по абстрактным аспектам;
  • уважать право интуита самостоятельно распоряжаться своим временем и способностями;
  • оказывать помощь в решении бытовых вопросов;
  • оказывать помощь в реализации его замыслов и идей;
  • обращать внимание на то, что нужно сегодня, здесь и сейчас;
  • при знакомстве с членами коллектива успокоить, что «он всех со временем запомнит» и «если забудете, как кого зовут, обращайтесь ко мне – не стесняйтесь»;
  • при представлении сотрудника рассказывать о должностных обязанностях данного сотрудника;
  • предоставлять по возможности свободный график;
  • лучше адаптируется в меняющемся мире, используют новые возможности;
  • при не действенности существующих методов, показывать другие методы.

Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) - Есенин - воспринимает жизнь как поток разнообразных событий и изменений. Он отслеживает изменение своего внутреннего состояния в этом потоке. Способен видеть явления и события в динамике, предсказывать или фантазировать возможность их будущего развития, увидеть, как они переплетаются между собой и влияют друг на друга. Вольно обращается со временем, как со своим, так и чужим, считает, что у него "в запасе вечность", спокойно может откладывать дела.

Свою задачу в потоке событий, не всегда позитивных, Есенин видит в том, чтобы поддерживать хорошую эмоциональную атмосферу, умеет не унывать ни в каких ситуациях, надеется на хороший исход. Склонен скрывать свои тревоги и плохое настроение за мягкой улыбкой. Умеет гасить ссоры и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе. Может наоборот, испортить всем настроение, если знает, что окружающие это терпеливо перенесут и примут.

Есенин уживчив в быту, никому не навязывается. Старается следить за своим внешним видом. В экстремальных ситуациях может терпеть сложные физические условия, боль. Внушаем по вопросам здоровья, под влиянием новомодных тенденций может придерживаться определенной диеты или системы лечения.

Есенин не умеет экономить деньги и грамотно распоряжаться финансами. Может потратить деньги на красивые, но бесполезные вещи (хотя для него именно в красоте и есть польза). Не любит, когда ему постоянно указывают что и как делать, в делах любит найти свой ритм и придерживаться его. Не любит сильно напрягаться во время работы. Боится выполнять работу, с которой до этого не сталкивался.

В людях Есенина привлекает их уверенность и сила, он умеет приспосабливаться к таким людям, не становясь жертвой их деспотизма. Без твердого руководства расслаблен и несобран, легко отвлекается и сбивается с правильного пути, легко поддается вредным привычкам. Длительно находясь в дискомфортных для себя условиях, может быть подчеркнуто грубым.

Любит четкость в понимании ситуации, хорошо продуманный план с ясной конечной целью. Нуждается в понятных схемах и технологиях. При этом жесткая дисциплина и мелочный контроль ему не подходит.

Есенин хорошо видит возможности и перспективы, но часто не использует их и потом жалеет об этом. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. К собственным способностям относится критически, боится оказаться бездарным и невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении относительно своих способностей.

О своем отношении к людям Есенин не говорит, всегда старается показать его поступками, взглядом, присутствием, принятием. В коллективе чутко улавливает смену настроений у людей и малейшие изменения отношений, незаметно стремится их гармонизировать, не допустить конфликта. В деловых вопросах пользуется знакомствами и личным обаянием.

Есенин (Тутанхамон), Лирик
Интуитивно-этический интроверт
(Иррациональный)
INFp

Описание: И.Онуфриенко (Вайсбанд), Соционика / / „Наука і суспільство”, 1990, №№ 1-5.

1. Слегка мечтательный романтик, человек, скорее склонный к размышлениям, чем к действию. Скромный, иногда застенчивый, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственных, но его эмоциональность все время неполная, с довольно четко выраженными элементами выжидательного наблюдения. Эмоции проявляет не тогда, когда у другого «переполнилась бы чаша», а когда он сам посчитает нужным. Подход к эмоциям очень творческий: например, ярость может считать при определенных обстоятельствах этичной, а сдержанность - неэтичной. Время от времени ему свойственны увлеченность и прекраснодушие.

2. Призывает к естественности, раскрепощенности, близости к природе, враг механицизма, железного графика и режима, ему больше по душе неприхотливая поэзия полей и лесов, чем прямоугольная геометрия городских кварталов. Певец силы жизни и красоты человеческой молодости. Непосредственный, его аргументам не хватает убедительной рациональности, может лишь исповедовать и возвещать. Он - голос проповедника в пустыне. Углубленный в себя, но это - проявление внутренних переживаний для других, а не замкнутость в самом себе; считает, что незнание внутреннего мира друг друга разъединяет людей.

3. Привязан к своему кругу друзей и близких, очень доверчив, насущное волнует его слабо, «житейские мелочи» упускаются из виду. Влюбчив - в другом для него важна внутренняя сила, целеустремленность, интеллект, нестандартное мышление - безусловно, если эта сила, этот разум поддаются его эмоциональной экспансии. Очень терпим к людям, понимает их и прощает им их слабости. Приветливый, ласковый, покладистый, держится в тени, но рад, когда его там заметят.

4. Берется за все с большим энтузиазмом, но если не получается сразу, то с большим трудом доводит до конца. Любит, чтобы его идеи воплощал кто-то другой. Довольно непрактичен, позволяет другим себя опекать, судя по тому, что желающие это сделать, как правило, находятся. У него есть что дать взамен в сфере духовной - ему нужны люди увлеченные, страстные, которые увлекли бы и его - с такими работает продуктивно.

5. Избегает эмоционального диссонанса, не любит, когда неправильно интонируют стихи во время декламации, бурно и неуклюже проявляют эмоции. Страсть к естественности не позволяет ему терпеть лицемерного соглашательства - лучше уж сразу нанести удар, чем медленно точить острые язвы; поэтому может иметь репутацию непокладистого человека и скандалиста. Фальшь чувствует мгновенно, периодически нуждается в конфликтах.

6. В отношениях требует определенности, слова значат больше, чем дела. Враждует с теми, кого не удалось привлечь к себе. Не бывает, чтобы быстро увлекся человеком, а потом разочаровался. Выделяет людей интересных, может кого-то втайне боготворить.

7. В экстремальных условиях его оружие - умение продемонстрировать свое отношение к событию, показать его смешные стороны, отсюда - чувство юмора и очень характерная прозрачная улыбка в острые моменты. Эта улыбка, чаще всего - признак тревожности, ее предназначение - поднять боевой дух. Эмоциональная реакция партнера для него значит много - например, близкий человек должен отвечать на его письма немедленно, иначе получит заряд эмоций: «Что случилось?».

8. Элегантный, выглядит уравновешенным и подтянутым. Широко открытые глаза практически не закрываются, брови, как правило - дугообразные. Впрочем, его элегантность может иногда сочетаться с «неухоженностью творческой личности».

9. В роли руководителя - либерал, легко обещает каждой из противоположных группировок то, чего они требуют, в тяжелых случаях дает коллективу право принять решение. Избегает брать на себя ответственность, свое решение подкрепляет мнением других. Он сильнее как комиссар, а не как командир, как адвокат, а не как судья.

10. Считает, что в нашей жизни нет ничего такого, ради чего стоит спешить. Способен кого угодно вывести из равновесия своим презрением времени и регламента. Это как-то связано с его представлением о судьбе: если не успею к этого витку спирали событий, то к следующему: все равно, чему быть - того не миновать. Неисправимый оптимист, считает, что обречен на хорошее, на поезд начинает собираться в последний момент. Иногда медлительность его огорчает - он понимает, что из-за нее не может чего-то добиться в жизни. Второй недостаток - нерешительность (поэтому может измотать партнера постоянным вопросом «а как ты считаешь» почти по каждому поводу). Сильный человек рядом мог бы помочь, если это человек с твердой линией - и наоборот, если партнер ежедневно приходит с новой идеей, это раздражает.

11. Борец за эмоциональное раскрепощение людей, чувствует ответственность за настроение своих близких, их жизненный тонус, использует свое тонкое чувство юмора, чтобы расшевелить, растормошить людей. В компании оглядывает собравшихся не для того, чтобы определить, кто и как одет, а для того, чтобы увидеть, кто как себя чувствует (это - именно то, что следует пересказать и другим). По большому счету - он мечтает внести гармонию в общество, история для него - это история искусства. Ярко выраженное стремление к прекрасному: стихи, музыка, живопись, изысканные безделушки. Сам старается быть изящным, обожает общение с художниками, поэтами, богемой и вообще с экзотичными людьми, живет эмоциональным духом времени.

Ваш дуал (психологически дополняющий тип): Жуков (сенсорно-логический экстраверт).

Если эта характеристика, по Вашему мнению, сомнительна - ищите себя среди «соседних» типов:

Приведенный тип - внутренне более свободен, чем я, живет с «открытой душой»; однако мне лучше удается логически анализировать события, предвидеть возможные неприятности -

Я умею ценить жизненные радости; это удается мне легче, чем окунаться в мир фантазий -

Я не настолько мечтательный и эмоциональный, я люблю менять впечатления, к тому же мне легко общаться с разными людьми -

Я гораздо более общительный и энергичный; для меня легче часто конфликтовать, чем оставаться наедине -

Я не люблю навязывать себя окружающим, держу свои эмоции при себе, стараюсь понять других людей, учусь ставить себя на место других -

Я - более настойчивый, более хозяйственный, в отношениях с близкими - даже ревнивый, но умею, если нужно, их защитить -

Я - сдержан, стараюсь в отношениях с людьми быть логичным и справедливым -

Обозначения свойств по западной типологии И.Майерс-Бриггс:
E - экстраверсия
I - интроверсия
S - сенсорика
N - интуиция
T - мышление (логика)
F - чувство (этика)
j - рациональность (суждение)
p - иррациональность (восприятие, импульс)

Loading...Loading...