1.1. Логопедический пункт в ДОУ организуется с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основными задачами логопедической службы являются:
- коррекция различных нарушений речи у детей дошкольного возраста;
- профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических знаний среди работников ДОУ и родителей (законных представителей).
1.2. Логопедический пункт при ДОУ открывается приказом руководителя ОУ на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи, при наличии на начало учебного года 20 -25 детей с различными нарушениями в развитии устной речи.
1.3. Деятельность логопедического пункта регламентируется Уставом ДОУ и настоящим Положением.
1.4. Непосредственное руководство работой логопедического пункта в ДОУ осуществляет заведующий данного дошкольного образовательного учреждения.
2. Организация логопедической работы
2.1. Зачисление детей на коррекционные занятия проводит учитель-логопед данного ДОУ по результатам обследования детей в начале и конце учебного года. При зачислении учитываются характер и степень тяжести речевых нарушений, возраст детей. В первую очередь зачисляются старшие дошкольники. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР, дизартрия, алалия, заикание) и задержкой психического развития должны быть направлены в специализированные учреждения (группы). В случае отказа родителей от перевода ребенка со сложной речевой патологией в специальную группу учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
2.2. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года.
Дети выводятся из числа занимающихся в логопедическом пункте в течение всего учебного года по мере исправления речевых нарушений.
Приём детей в логопедический пункт производится также в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.3. В должностные обязанности учителя – логопеда должна включаться работа только с детьми, имеющими речевую патологию.
2.4. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2 - 3 месяцев до 1,5 - 2 лет и более.
2.5. Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). Длительность проведения занятий - от 10 до 20 мин. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит в группу по окончании занятия.
Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин., в зависимости от возраста детей, частота проведения определяется степенью выраженности нарушенных компонентов речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического).
2.7. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4 часа на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
2.8. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом пункте возлагается на учителя-логопеда, воспитателей тех групп, чьи дети занимаются в логопедическом пункте, администрацию образовательного учреждения.
Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383.
№ 465 «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», от 19.08.95 г. № 1097 «Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».
Работа логопедических кабинетов проводится на основании Положения о детском логопедическом кабинете.
(СНОСКА: Приложение 1. Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.1998 г. № 383).
1. Общие положения
· Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.
· В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава и Министерства образования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.
· Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.
· Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.
2. Обязанности
· Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.
· Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
· В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.
· По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.
· Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.
· Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.
Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.
· Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10-12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.
· В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.
· Повышает свою квалификацию по дефектологии на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
· Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.
· Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.
· Участвует в работе общественных профессиональных организаций.
4. Ответственность логопеда
В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение к Уставу Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №64
В.А. Ахматова
Положение
о логопедической службе
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано на основании инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Основная цель логопедической службы – оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных знаний среди педагогов и родителей. Организация деятельности логопедической службы позволяет устранять или смягчать речевые и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогической деятельности – воспитанию всесторонне развитой личности.
1.3. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями и городской психолого-медико-педагогической комиссии, должностной инструкцией.
II. Направления деятельности логопедической службы.
2.1.Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются:
Диагностическое;
Коррекционно-развивающее;
Профилактическое;
Консультативно-просветительское;
Организационно- методическое;
Исследовательско - аналитическое.
2.2.Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составлении расписания занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
2.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий согласно расписания, утвержденного директором образовательного учреждения. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.
2.4. Профилактическая деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе, созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.
Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.
2.5. Консультативно-просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время. Консультативно-просветительская деятельность осуществляется через сообщения, доклады на педагогических советах образовательного учреждения, школьных заседаниях методических объединений; родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической литературы и др.
2.6. Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
2.7. Организационно-методическая деятельность включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.
2.8. Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
I II . Организация логопедической работы
3.1. В группы для получения специальной логопедической помощи зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.
2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября относительно вновь прибывших младших школьников, и с 15 по 30 мая относительно обучающихся, получающих специальную логопедическую помощь в течение данного учебного года.
Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке обследованных для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту.
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.
3.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы зачисляются обучающиеся с однородной структурой дефекта. Допускается комплектование групп из учащихся разных классов.
3.4. Наполняемость группы или подгруппы обучающихся с первичной речевой патологией определяется на основании инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой:
С общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел.;
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел.;
С фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел.;
С недостатками произношения – 6-7 чел;
Заикающихся детей – 3-4 чел.
Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.
3.5. Логопедические занятия с обучающимися общеобразовательной школы проводятся в часы, свободные от уроков. Коррекция произношения у детей I класса с фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).Обучающиеся, не посещающие группы продлённого дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.
3.6. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:
Общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им – не менее 3 раз в неделю;
ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими – 2-3 раза в неделю;
С группой заикающихся - 3 раза в неделю;
Фонетический дефект – 2 раза в неделю;
Индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.; с группой меньшей наполняемостью (подгруппой) – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.
3.7. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – 1,5-2 года.
3.8. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
3.9. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.
Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед использует для того, чтобы: проверить письменные работы, подготовить наглядный материал для следующего занятия.
В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
посещение уроков в общеобразовательных классах;
посещение логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем общеобразовательном учреждении;
оформление промежуточной или итоговой документации;
подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста районного ЦДиК, руководителя районного методического объединения.
3.10.Учителем-логопедом систематически ведется следующая документация:
Журнал со списком обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи по установленному в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» образцу.
Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися.
Перспективный план работы на каждую группу обучающихся.
Общий план методической работы на учебный год.
Рабочие тетради обучающихся.
Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
I V. Функции руководителя общеобразовательного учреждения и учителя-логопеда
5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения.
5.2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися логопедических занятий несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
5.3. Учитель-логопед участвует в комплексной диагностике обучающихся; обеспечивает усвоение учащимися базового образовательного минимума; ведёт необходимую отчетную документацию, своевременно сдает её заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
5.4. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.
5.5. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.
Положение о логопедическом пункте
1.Общие положения
1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.
2.Задачи логопедического пункта
2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.
2.2.Устранять эти нарушения.
2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
3.Организация деятельности логопеда
3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:
Общее недоразвитие речи разных уровней;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
Недостатки произношения-фонетический дефект.
3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.
по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи.
3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.
3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.
3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.
3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.
3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).
3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.
3.11.В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем:
Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу;
Участие в работе методического объединения учителей-логопедов;
Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области;
Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям;
4. Руководство логопедическим пунктом
4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МОУ СОШ осуществляет директор.
4.2.Директор МОУ СОШ:
Обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы;
4.3.Учитель-логопед:
Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.
Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку)
Разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт.
4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием.
Документация логопедического пункта при МОУ СОШ _______
Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.
Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.
Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями.
Тетрадь учёта консультаций.
График работы учителя-логопеда.
Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.
Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи.
Паспорт кабинета.
Анализ о проделанной за учебный год работе.
Приложение 1
Список обучающихся, имеющих
Нарушения в развитии устной и письменной речи.
(заполняется учителем- логопедом после обследования обучающихся.)
Сентябрь 2014г
Фамилия, имя обучающегося. | Г.р. | Класс | Дата обследо- вания. | Реальная успеваемость по родному языку. | Заключение учителя- логопеда. | Примечание. |
1.Котов Олег | 14.05.08 | 1-а | 09.09.13 | Начало у/года | НВОНР | |
Приложение 2
Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося,
зачисленного в логопедический пункт)
- Фамилия, имя, возраст.
- Класс.
- Домашний адрес, телефон.
- Дата зачисления в логопедический пункт.
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
- Жалобы учителей или родителей (законных представителей).
- Заключение психиатра.
- Состояние слуха.
- Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части
речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие
аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,
искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового
состава слова.
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и
замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
- Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,
слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
- Проявления заикания: а) предполагаемая причина; выраженность
заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
- Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
- Заключение учителя-логопеда.
- Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту
отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Приложение 3
Индивидуальная карточка учащегося
1.Фамилия, имя, дата рождения_________________________
2.Класс____________ Домашний адрес__________________
____________________________________________________ _______________________________________________________________
3.Телефон________________________ ___________________________________________
4.Посещал ли детский сад?______________________________
5.Речевая среда(есть ли в семье заикающиеся, с дефектами
речи, двуязычие) _____________________________________ двуязычие)_____________________________________________________
6.Раннее физическое развитие (когда стал сидеть) _____________
(когда стал ходить)_______________________________
7.Раннее речевое развитие (когда появились первые слова) _____
______________________________________________________ ________________________________________________________________
(первая фраза)___________________________________________
занятий при школе.
Расписание занятий:____________________________________
________________________________________________________________
Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение
своими детьми логопедических занятий.
Подпись родителей _________________________ родителей______________________
Дата заполнения ___________________________
8.Дата зачисления на логопедический пункт________________
9.Логопедическое заключение при поступлении на логопункт____________ _________________________________________________________________
10.результат коррекционной работы _________________________________________________________________
_______________________________________________________ _________________________________________________________________
Подпись логопеда __________
Приложение 4
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся
Ф.И. Р | Год рождения | класс | Дата обсл. | Логопедическое заключение, принятые меры | примечания |
|
Петров Иван Сергеевич | 05.10.2008. | 1-а | 12.09.2014 | Выпущен 15.05.20014 |
||
Приложение 5
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт
(название учреждения)
в 2014-2015 учебном году.
Месяц Сентябрь
Список детей | |||||||||||||||||||||||
Артемьев Евгений |
Приложение 6
Годовой план организационно-методической работы
Учителя - логопеда МОУ СОШ________
Ф. И. О. на 2014-2015 учебный год.
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Принято на Совете педагогов Утверждаю
В МДОУ детского сада № Заведующая МДОУ детского сад №
_________________________ ________________________________
протокол № _______________________________
«____»_____________ 20 г. «____»_______________20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедической группе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ.
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы МДОУ д/с№ ___ (далее МДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»
1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью:
· организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера);
1.4. Основные задачи логопедической группы:
· коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
· своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
· коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
· активизация познавательной деятельности детей;
· пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.
2. Организация логопедической работы
2.1. Логопедическая группа в дошкольном образовательном учреждении открывается на основании приказа отдела образования Советского района и комплектуется в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении.
2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
Фонетическое недоразвитие (ФН);
Заикание.
2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе коллегиального заключения ПМПК Советского района. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.
2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.
2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
Задержку психического развития;
Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;
Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
С детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.14. Подгрупповые занятия проводятся:
С детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;
2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:
В старшей группе - 20-25 минут;
В подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
3. Руководство логопедической группой
3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующая МДОУ:
Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
4. Права и обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.
4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.6. Учитель-логопед:
Обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
Обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
Готовит документы для обследования детей на психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения в специальные группы;
Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
Поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
Информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;
Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов и педагогических советах муниципального дошкольного образовательного учреждения;
Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.7. Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации. - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; - отчет логопеда за год.
5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Законодательством РФ, квалификационной категории.
5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.
5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.