Как раскрыть все возможности своего мозга. Раскрытие потенциала мозга. Чтение книг помогает вам расти и имеет целебную силу

В динамичную эпоху жесточайшей конкуренции и обильной информации успех личности во всех сферах жизни напрямую зависит от размеров интеллектуального капитала. Однако постоянные перегрузки и хронические стрессы не способствуют ясности мышления и высокой производительности головного мозга.
Неспособность сконцентрировать внимание, мышечная слабость, безучастность к происходящим событиям, утрата интереса к увлекательным мероприятиям – отчетливые симптомы ухудшения функционирования мозга. На такие сигналы можно не обращать пристального внимания, если эти признаки возникают в вечерние часы после напряженного рабочего дня или они появляются в период вирусного заболевания.

Однако если такие симптомы начинают одолевать после полноценного ночного отдыха и постоянно мешают привычной деятельности, необходимо принять меры для активизации работы мозга.

Мозг человека – удивительный орган, тайны которого до сей поры изучены не полностью. Несмотря на то, что на работу «главного компьютера» человека оказывает влияние некоторая доля генетических факторов, функции мозга необходимо ежедневно совершенствовать: развивать память, улучшать способности к концентрации, шлифовать логику и анализ.
В случае пренебрежительного отношения индивидуума к своему организму первые признаки снижения производительности мозга появятся, не дожидаясь преклонного возраста. Подтверждено многочисленными исследованиями, что у людей старше 40 лет постепенно ухудшаются когнитивные и мнестические функции.
Некоторым зрелым особам становится все труднее сосредоточиться на одном задание. Им все сложнее удержать в голове важные детали задачи. Более трудоемким занятием становится четкое изложение своих мыслей, проведение необходимого анализа, составление логического вывода.

Ухудшение производительности «главного компьютера – нельзя считать нормой. Установлено, что сохранить ясность ума и прекрасную память можно до глубокой старости, если не пускать процесс биологического увядания на самотек, вести правильный образ жизни и ежедневно тренировать свой мозг.

Причины снижения работоспособности мозга
Не всегда причина падения производительности мозга – естественные возрастные изменения организма. Существует огромный ряд факторов, влияющих на мозговую активность, которые актуальны и для людей трудоспособного возраста, и для детской аудитории. Опишем основные причины падения производительности мозга.

Фактор 1. Хроническое стрессовое состояние или однократное психическое напряжение
Длительное действие негативных внешних факторов или одноразовая сильная нервная встряска, ощущение иррациональной тревоги или внезапный испуг вызывает разрушение клеток нервной системы и препятствует формирования новых нейронных связей. Следствием этого является ухудшение качества всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и ощущений.

Фактор 2. Недостаток сна
Депривация сна уменьшает способности личности к концентрации внимания, вызывает провалы в памяти, является причиной неясной речи, инициирует замедление всех реакций. Можно утверждать, что лишение человека сна – страшная пытка, коварная серьезными последствиями в соматическом здоровье и психической сфере.

Фактор 3. Депрессивные состояния
При депрессии наблюдается значительное снижение синтеза нейромедиатора серотонина, что вызывает не только подавленное состояние, но и «награждает» особу когнитивными нарушениями, препятствуют качественной интеллектуальной деятельности. Падение уровня другого нейромедиатора – дофамина инициирует значительный дефицит внимания, снижение объема рабочей памяти, угнетение исполнительных функций.

Фактор 4. Нарушение функционирования щитовидной железы
Недостаточное производство гормонов щитовидной железы приводит к задержке психического и физического развития у детей, вызывает существенное ухудшение интеллектуальных способностей у взрослых. От дефицита таких гормонов страдает весь головной мозг, включая отделы, отвечающие за внимание и память.

Фактор 5. Недостаток или переизбыток эстрогена
Усиленная или недостаточная выработка женского гормона эстрогена может вызвать колоссальные сбои в функционировании головного мозга. Несоответствующий уровень содержания этого гормона является причиной резкого ухудшения памяти, снижения способности к сосредоточению.

Фактор 6. Злоупотребление спиртными напитками
Чрезмерное употребление алкоголя имеет далеко идущие негативные последствия для состояния мозга. Алкоголизм – это провалы памяти, помутнение сознания, органические изменения мозговых клеток, сжатие мозга и, как следствие, – психоз Корсакова и полный распад личности.

Фактор 7. Черепно-мозговые травмы
Плачевные следствия травм головы могут проявиться как мгновенно, так и спустя продолжительный срок. Распространенные осложнения черепно-мозговых травм: нечеткость речи, выраженное снижение интеллекта.

Фактор 8. Сосудистые патологии
Хронические сосудистые нарушения или острое нарушение кровоснабжения головного мозга крайне негативно отражаются на функционировании «главного компьютера». Проблемы с сосудами являются причиной ухудшения интегративной деятельности мозга, препятствует консолидации памяти, затрудняет процессы обучения.

Как повысить производительность мозга: тренировка ума
Чтобы иметь подтянутую атлетическую фигуру необходимо регулярно тренироваться, обеспечивая мышцам разумную долю нагрузки. Это утверждение справедливо и для высокого уровня высшей нервной деятельности, для отличных показателей интеллектуальных способностей, для отсутствия проблем с когнитивными функциями и памятью: следует регулярно тренировать головной мозг.

Правило 1. Ежедневно выполняем зарядку для ума

  • Стараемся запомнить максимум новой информации, для этого заучиваем наизусть стихи, анекдоты, отрывки из художественной литературы.
  • Приступаем к изучению нового иностранного языка.
  • Разгадываем ребусы, кроссворды.
  • Решаем логические и математические задачи.
  • Играем в настольные игры, условия которых требуют логики и анализа.
  • Вместо калькулятора выполняем арифметические подсчеты в уме.
  • Мысленно прокладываем маршрут к месту назначения, не используем навигатор.
  • Пытаемся вспомнить требуемый телефонный номер, не заглядывая в список контактов в телефоне.
  • Вспоминаем и записываем на листе бумаге дни рождения родственников и друзей.
  • После просмотра кинофильма пересказываем сюжет, называем имена актеров.
  • Записываем и заучиваем необычные высказывания и остроумные цитаты.
  • В вечернее время восстанавливаем последовательность событий дня и анализируем произошедшие события.
  • Перечисляем фамилии известных писателей, поэтов, художников.
  • Делаем попытки назвать как можно больше понятий из одной сферы, например: перечисляем все известные виды животных.
  • Играем в компьютерные игры, требующие внимания, например: поиск спрятанных вещей.

  • Правило 2. Включаем в рацион пищу для мозгов
    Повысить качество мозговой деятельности сможет корректировка своего рациона. Ученые установили, какие продукты способствуют максимальной активности мозга и увеличивают интеллектуальный потенциал человека. В числе незаменимых для мозга компонентов следующие продукты.
  • Мускатный виноград содержит антоцианы – вещества, обеспечивающие протекание метаболических процессов в организме.
  • Яблоки способны устранить дефекты нервной системы. Они являются мощным очистителем крови и препятствуют деформации сосудистых стенок, что благоприятно сказывается на продуктивности мозговой деятельности.
  • Холин, именуемый также витамин В4, обладает выраженным антиатеросклеротическим и ноотропным действием, улучшает метаболические процессы в нервной ткани. Самый щедрый на холин продукт – яичный желток.
  • Улучшить производительность головного мозга способны омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, которые содержатся в морепродуктах и морской рыбе, например: в лососи.
  • Ценный продукт для качественного функционирования «главного компьютера» – фолиевая кислота, на которую богата листовая зелень, например: шпинат.
  • Предотвратить естественные возрастные изменения вполне под силу мощному антиоксиданту – токоферолу. Ценные продукты, содержащие витамин Е, – оливковое, подсолнечное, кукурузное масло.
  • Источник энергии для мозговой ткани – таурин. Максимальное содержание этой аминокислоты определяется в мясе индейки, цыпленка, тунца, в сырой красной рыбе и устрицах.
  • Защитить нейроны от разрушения способно регулярное употребление зеленого чая.
  • Грецкий орех предотвратит развитие гипертонии, атеросклероза, ишемической болезни сердца.

  • Правило 3. Избавляемся от вредных привычек
    Об ущербе, который приносит здоровью табакокурение и злоупотребление спиртными напитками, написано немало трактатов. Однако существуют персоны, которые искренне убеждены, что алкоголь и сигарета помогают им думать лучше и быстрее. Ошибочность такой точки зрения доказана в результате многочисленных научных исследований.
    Табак и этанол – ложные активаторы мозговой деятельности, которые на кратковременный срок создают иллюзию того, что мозг начал функционировать продуктивнее. На самом деле эти вредные привычки приводят к разрушению существующих нейронных связей, из-за чего ухудшаются когнитивные и мнестические функции психики. Вывод прост: чтобы повысить производительность мозга необходимо раз и навсегда распрощаться с пагубными пристрастиями.

    Правило 4. Энергично двигаемся
    Энергичные физические упражнения, пешая прогулка быстрым шагом, плавание, езда на велосипеде активизируют работу всех систем организма. Благодаря ежедневной получасовой зарядке удается добиться улучшения эластичности кровеносных сосудов, усилить кровообращение и циркуляцию лимфы, естественным путем очистить организм от шлаков и токсинов. Физические упражнения стимулируют восстановление нервной ткани, способствуют появлению новых нейронных связей, что, в конечном итоге, благоприятно отразиться на работоспособности мозга.

    Правило 5. Проводим массаж головы
    Ежедневный массаж головы и воротниковой зоны усиливает кровообращение в сосудах головного мозга и способствует венозному оттоку. Идеальный вариант – один раз в сезон посещать салон профессионального массажиста, а в остальное время выполнять массаж самостоятельно. Выполнять процедуру можно и классическим способом – руками, и, используя специальное устройство – массажер. Улучшить циркуляцию крови способно элементарное расчесывание волос щеткой в течение 10 минут.

    Правило 6. Используем цветотерапию, применяем эфирные масла
    Установлено, что каждый конкретный цвет оказывает определенное действие на функционирование организма. Некоторые оттенки возбуждают нервную систему и активизируют работу мозга, другие успокаивают и умиротворяют. Улучшить производительность головного мозга способна картинка, выполненная в ярких желтых тонах – этот цвет существенно улучшает интеллектуальные способности личности. Насыщенный оранжевый цвет станет эффективным стимулятором для достижения новых высот и самоутверждения.

    Достигнуть прогресса в работоспособности мозга можно с помощью ароматерапии. Натуральные эфирные масла с цитрусовым ароматом и запахом древесины оказывают тонизирующее действие на организм, способствуя развитию когнитивных функций.

    Правило 7. Развиваем свои способности
    Чтобы открыть свои скрытые таланты используем проверенный прием: на непродолжительное время блокируем один из каналов восприятия. Мы можем принимать пищу с закрытыми глазами, чистить зубы или расчесываться левой рукой. Стараемся, закрыв глаза, определить предмет на ощупь и распознать продукт по запаху. Также развиваем способность к амбидекстрии – тренируем функции обеих рук, например: рисуем геометрические фигуры двумя руками одновременно.

    В течение десятилетий считалось, что фундаментальные когнитивные навыки (например, скорость, с которой мы обрабатываем информацию) довольно стабильны на протяжении всей жизни. Недавно ученые обнаружили, что различные упражнения, направленные на стимулирование важных областей мозга, реально изменяют плотность клеток. Теоретически мы можем буквально увеличить наши мозги с помощью определенных умственных упражнений. Многие скептически отнеслись к этой идее. И, тем не менее, наука доказывает, что при стимуляции мозга с помощью специальных упражнений, клетки мозга действительно растут. Эксперименты и исследования показывают, что мозг можно тренировать несколькими способами.

    1. Общайтесь с разными людьми

    Психолог Даниэль Вегнер в 1985 году разработал концепцию транзактивной памяти, согласно которой человек становится экспертом в какой-то одной конкретной области, то есть прекрасно запоминает информацию определенного типа. Например, ваш муж прекрасно разбирается в музыке и может с первых нот назвать и композитора, и произведение. В то же время он совершенно не может запомнить новые лица и имена, а вы делаете это с легкостью. Когда вы вместе, вы работаете в тандеме, не имея никаких проблем в различных ситуациях, например, на вечеринке. Или у вас есть друг, который прекрасно запоминает цифры, в то время как вы легко цитируете стихотворения. То есть, чем больше ваши друзья отличаются от вас по типу памяти, тем большую информацию они могут вам предоставить. Противоположности, работающие в одной команде, всегда создают творческую атмосферу. Дружите с теми, кто помогает вам взглянуть на вещи с разных точек зрения.

    Пытайтесь понять других людей, с которыми вы не согласны, выслушать их аргументы и найти в них какой-то смысл. Это «открывает» ум.

    2. Думайте позитивно

    Существует хорошо известный эффект Пигмалиона, открытый в 1968 году двумя психологами Розенталем и Якобсеном. Если мы устанавливаем для себя высокие стандарты и считаем их достижение возможным, то они реализуются. Учите этому детей, поощряйте их за самые маленькие успехи, и они поверят в свой потенциал. Исследования давно доказали, что положительный настрой способен обнаружить многие скрытые таланты. Например, группе самых обыкновенных школьников сказали, что теперь они будут учиться в математическом классе, так как у них обнаружили большие способности к математике. В результате даже отстающие ученики стали лучше разбираться в математике, чем их сверстники, которых оставили в обычной группе.

    3. Спите от 7 до 9 часов

    Во время сна мозг не отключается. Он обрабатывает массу информации, накопленной за день, а иногда и выдает решения проблем. Сейчас ставится под сомнение необходимость непрерывного сна. Возможно, короткие перерывы на сон в дневное время полезнее, чем 8-часовой ночной отдых. Но в общей сложности сон должен занимать не меньше 7 часов в сутки.

    4. Ешьте натуральные продукты

    Специалисты по маркетингу будут доказывать, что без их чудодейственных таблеток вам не обойтись. Но простые овощи, такие как брокколи, шпинат, помидоры, некоторые ягоды, нужно в общем больше овощей и орехов, зеленый чай и орехи (грецкие орехи, фундук, кедровые) прекрасно действуют на мозг и улучшают память. В бобовых содержатся аминокислоты (например, тирозин). Они нужны для производства очень важных нейромедиаторов (норадреналина и дофамина), связанных с умственной активностью.

    Большую роль играет и грудное вскармливание. Дети, которых несколько месяцев кормили грудью, в дальнейшем имеют более высокий уровень IQ. Это объясняется тем, что с грудным молоком они получали жирные кислоты Омега-3, которые, как правило, не доступны при искусственном вскармливании. Только обогащенные молочные смеси могут восполнить дефицит Омега-3. Исследования доказали, что если мать в последнем триместре беременности ест продукты с высоким содержанием Омега 3, то интеллект ребенка будет выше, причем это сохранится на всю жизнь. Употребление обработанных пищевых продуктов (газированных напитков, хлеба, пирожных и т.д.) снижает IQ ребенка.

    5. Медитация

    Если хотите улучшить способность к концентрации и память, практикуйте медитацию. Профессор неврологии Эйлин Лудерс отмечает, что в результате медитации мозг начинает быстрее и эффективнее обрабатывать информацию. В журнале «Neuroimage» в 2009 было сообщение, что медитация способна увеличивать плотность клеток в гиппокампе (связанным с нашей памятью) и в лобных долях (связанных с планированием и контролем поведения).

    Кроме того, медитация снимает стресс, который негативно влияет на обучение. Есть много способов проводить медитацию, но все они требуют тишины, спокойной обстановки и сосредоточения на дыхании.

    6. Делайте физические упражнения

    Для многих психологов оказалось неожиданным, что именно спорт иногда является настоящей панацеей против физических, эмоциональных и даже интеллектуальных проблем.

    Во-первых, физические упражнения увеличивают кровоток, в результате чего мозг получает больше кислорода и глюкозы.
    Во-вторых, они улучшают координацию.
    В-третьих, способствуют росту новых клеток мозга (нейронов) и связей между ними (нейрогенез).

    Кроме того, хорошая тренировка может «пробудить» спящие стволовые клетки в гиппокампе, который отвечает за нашу память.

    7. Поддерживайте умственную деятельность

    Чем больше вы будете говорить с ребенком, тем умнее он будет. Решайте головоломки, читайте вслух книги, рассказывайте истории. Если делать это регулярно, IQ ребенка можно поднять на 6 пунктов. Но начинать желательно в раннем возрасте (около 4 лет) и не просто читать, а в процессе чтения показывать различные эмоции, менять тон голоса, сразу отвечать на возникшие вопросы или задавать вопросы самим. Это самое главное, что вы можете сделать для развития интеллекта у маленького ребенка. Ни одна компьютерная игра или телевизионная передача на это не способна.

    Если ваши родители не уделяли вам должного внимания, то вы сами можете поддерживать свое серое вещество в хорошей форме. Решайте кроссворды, судоку, можете даже изучать инструкции к приборам или карты. Все это тренирует ваш мозг.

    8. Учитесь в любом возрасте

    Запишитесь на курсы или обучайтесь чему-то в интернете. Раньше считалось, что коэффициент IQ практически не изменяется всю жизнь. Теперь это спорный вопрос, так как норвежские ученые доказали, что каждый лишний год обучения способен увеличивать IQ взрослого человека в среднем на 3,7 пункта. Все, кто получают дополнительное образование, от этого только выигрывают.

    Неизвестно, смогут ли когда-нибудь разработать такие упражнения, которые будут нацелены на развитие какой-то определенной области мозга. Попытки есть, но часто они не оправдывают ожидания. Тем не менее, мы можем и должны тренировать свой мозг. Потому что в результате тренировок несомненно улучшаются наши умственные способности, повышается IQ, и мы в большей мере можем раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

    9. Путешествуйте

    Узнавайте новое в мире. Выделяйте себе время на путешествия. Полезно отправиться в горы, в тур поездку с незнакомыми людьми, покататься на лодке на реке или море, все это благоприятно воздействует на усвояемость новой информации и интеллект в общем.
    Пешие прогулки нормализуют приток крови и улучшает настроение придавая тонус всему организму.

    Читайте много литературы

    Самая полезная литература та, которая не устаревает с годами, а пользуется спросом спустя много лет, это относится к классической литературе, которая дает положительное развитие человека в моральном, духовном и умственном виде.
    Самая бесполезная литература это газеты, детективы, не длинные романы, которые выпускают каждый месяц.

    Сохраните для себя и своих друзей.

    1.Решайте загадки и головоломки.
    2.Развивайте амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть 2-мя руками)
    3.Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
    4.Изучайте интеллект-карты (это способ изображения процесса с помощью схем).
    5.Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, принимайте душ с закрытыми глазами.
    6.Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать еду
    7.Ищите области пересечения между не связанными между собой вещами.
    8.Учитесь печатать вслепую.

    9.Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? 10.Изменяйте свои привычные представления на противоположные.
    11.Изучайте техники развития творчества.
    12.Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
    13.Изменяйте установленный порядок вещей. 14.Задавайте себе вопрос «А что если?..»
    15.БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ!
    16.Переверните картины, фотографии вверх ногами.
    17.Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
    18.Изучайте логику. Решайте логические задачи.
    19.Изучите научный способ мышления.
    20.Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
    21.Мыслите позитивно.
    22.Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой
    23.Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
    24.Ешьте продукты, полезные для мозга.
    25.Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
    26.Занимайтесь физическими упражнениями!
    27.Сидите прямо.
    28.Пейте 2-3 литра воды.
    29.Глубоко дышите.
    30.Смейтесь!
    31.Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя новое увлечение, хобби.
    32.Заботьтесь о хорошем сне.Практикуйте короткий сон.
    33.Слушайте музыку.
    34.Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
    35.Ограничивайте себя в еде.
    36.Читайте материалы по устройству мозга.
    37.Смените одежду. Ходите босиком.
    38.Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
    39.Станьте проще!
    40.Играйте в шахматы. Особенно интересно играть в реальном времени по Интернету
    41.Играйте в игры «для ума». Решайте кроссворды…
    42.Будьте непосредственны, как дети!
    43.Играйте в видео игры (в меру).
    44.Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
    45.Составьте Список 100 (техника для генерации идей).
    46.Используйте метод Квота Идей (составление предварительного списка идей).
    47.Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам.
    48.Составьте банк идей.Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой через время.
    49.Проводите «тематическое наблюдение». Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
    50.Ведите дневник.
    51.Изучайте иностранные языки.
    52.Ешьте в разных ресторанах.
    53.Изучайте компьютер.
    54.Читайте длинные слова наоборот.
    55.Измените свое окружение – место расположения предметов, мебели
    56.Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
    57.Изучайте язык символов.
    58.Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
    59.Посещайте музеи.
    60.Изучайте функционирование мозга.
    61.Изучайте технику быстрого чтения.
    62.Определите свой стиль обучения.
    63.Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
    64.Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
    65.«Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ)
    66.Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
    67.Стройте Дворцы Памяти.
    68.Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
    69.Занимайтесь сексом.
    70.Запоминайте имена людей.
    71.Медитируйте.
    72.Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
    73.Смотрите фильмы разных жанров.
    74.Откажитесь от пустого сидения у телевизора.
    75.Учитесь концентрироваться.
    76.Будьте в контакте с природой.
    77.Мысленно решайте математические задачи.
    78.Откажитесь от спешки.
    79.Измените привычную скорость различных видов деятельности.
    80.Делайте только одно дело за раз.
    81.Развивайте любознательность.
    82.Примерьте на себя чужое сознание. Как другие люди думали бы на вашем месте.
    83.Культивируйте созерцательное отношение к миру.
    84.Находите время для уединения и релаксации.
    85.Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
    86.Путешествуйте. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
    87.Изучайте гениев.
    88.Создайте круг надежных друзей.
    89.Ищите соперничества.Не стоит общаться лишь с единомышленниками.
    90.Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
    91.Участвуйте в мозговых штурмах!
    92.Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное.
    93.Ищите корни всех проблем.
    94.Коллекционируйте цитаты известных людей.
    95.Измените общение: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
    96.Читайте классиков.
    97.Совершенствуйте искусство чтения.Составляйте краткое содержание книг.
    98.Развивайте самосознание.
    99.Высказывайте свои проблемы вслух.
    100.Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
    101.Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, находясь в лифте.
    102.Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас.
    103.Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.Используйте различные парфюмерные ароматы.
    104.Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
    105.Спорьте! Защищайте свои доводы. 106.Используйте метод тайм-боксинга (фиксация промежутка времени для выполнения задания).
    107.Уделяйте время развитию мозга.
    108.Создайте мысленное святилище (в вашем воображении).
    109.Будьте любопытными!
    110.Бросайте вызов самому себе.
    111.Развивайте искусство визуализации. Уделяйте минимум 5 минут в день.
    112.Заведите блокнот, когда проснетесь, записывайте сны.
    113.Обучайтесь осознанным сновидениям.
    114.Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
    115.Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
    116.Учитесь управлять своими эмоциями.
    117.Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала.
    118.Идите каждый день разным маршрутом.
    119.Ходите быстро или бегаете трусцой.
    120.Развивайте словарный запас.
    121.Всегда добивайтесь большего, чем предполагали.
    И на последок бонус:

    Мозг человека – удивительный орган. Он – самое доступное и одновременно самое сложное «устройство» во Вселенной.

    Предлагаем вам несколько приемов, которые помогут «прокачать» мозг.

    Тренировки

    • Аэробные упражнения. Это упражнения, где кислород – главный источник энергии. Аэробные тренировки укрепляют мышцы, нормализуют кровообращение, снимают стресс. А недавнее исследование Иллинойсского университета показало также, что «кислородные» упражнения благотворно влияют и на мозг. Всего 30 минут тренировок в день, и работа когнитивных функций улучшается на 5-10%.
    • Силовые упражнения. Качки тупые? Как бы не так! Поднятие тяжестей не только наращивает мышцы, но и способно увеличить уровень, так называемого, нейротрофического фактора мозга, то есть белка, ответственного за защиту нейронов головного мозга.
    • Музыка. Другое исследование установило, что мозг начинает лучше работать, если во время тренировки слушать любимую музыку. Так что и вперед к гениальности.
    • Танцы. Это отличный способ поддерживать себя в форме, улучшить пластичность и координацию. Более того, по мнению доктора медицины, нейрофизиолога и нейропсихиатра, автора книги «Великолепный мозг в любом возрасте» Дэниэла Дж.Амена, танцы – это еще и великолепный тренажер мышления. Ведь, танцуя, мы задействуем различные отделы головного мозга.
    • Гольф. Его не даром называют интеллектуальной игрой: просчитать силу удара и траекторию полета мяча – не так просто, как кажется на первый взгляд. Кроме того, медики полагают, что гольф стимулирует работу сенсорного отдела коры головного мозга.
    • Йога. Древняя индийская духовно-физическая практика, оказывается, не просто благотворно влияет на здоровье, но и улучшает память, способности к самоконтролю и длительной концентрации внимания. По крайней мере, к таким выводам пришли ученые из Университета Иллинойса во главе с Нехой Готе (Neha Gothe).

    Питание

    • Вода. Организм на 80% состоит из воды. Она необходима каждому органу, но мозгу в особенности. В ходе очередного научного эксперимента установили, что люди, испытывающие жажду, хуже справляются с логическими задачками, чем те, кто выпил пол-литра воды перед тестированием.
    • Омега-3. Ненасыщенные жирные кислоты суперполезны. В том числе для мозга и нервной системы. Они обеспечивают быстрый приток энергии, необходимый для передачи импульсов от клетки к клетке, что, в свою очередь, повышает мыслительные способности и помогает быстро извлекать из «резервуаров» памяти нужную информацию. Много Омега-3 в рыбе, грецких орехах и льняном масле.
    • Зелень. Шпинат и другая зелень содержат фолиевую кислоту, витамины Е и К. Эти вещества препятствуют развитию деменции (слабоумия). Кроме того, содержащиеся в зелени антиоксиданты защищают мозг от инсульта, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
    • Яблоки. В них содержится кверцетин – вещество, обладающее спазмолитическим, противовоспалительным и другими полезными действиями. Но для нас главное, что кверцетин защищает клетки мозга от повреждения, а следовательно, препятствует нарушению его когнитивных свойств. Больше всего его в яблочной кожуре.
    • Орехи. Они богаты белком, а белок снабжает мозг энергией. Кроме того, орехи богаты лецитином, недостаток которого в организме может вызвать рассеянный склероз и другие нервные заболевания.
    • Витамины. В9 (цитрусовые, хлеб, бобы, мед) и В12 (печень, яйца, рыба) – без этих веществ нормальное функционирование организма невозможно. Первое необходимо для создания и поддержания в здоровом состоянии новых клеток, а второе уменьшает симптомы старческого слабоумия и спутанности мышления.
    • Яйца. Что было раньше: курица или яйцо? Возможно, вы найдете ответ на этот философский вопрос, если будете есть и то и другое. Ведь куриный желток – это источник холина, а он помогает развивать когнитивные функции мозга, то есть способности понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать.
    • Молоко. Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Ведь молоко – это кальций, укрепляющий кости. Кроме того, ученые выяснили , что стакан молока в день улучшает память и другие умственные способности.
    • Кофе. Это не шутка. Научные изыскания установили , что кофеин может улучшить внимание и кратковременную память. Ну и конечно, добавит бодрости.
    • Шоколад. Идешь на экзамен – съешь шоколадку. Все так делают, но мало, кто знает, зачем. Вернее, мало кто знает, каким образом шоколад делает нас умнее . Все дело в глюкозе и флавонолах. Сахар ускоряет реакцию и улучшает память, а флавонолы стимулируют другие когнитивные навыки.

    Распорядок дня

    • Крепкий сон. Мы уже рассказывали о том, как важен сон для нормальной жизнедеятельности. Повторим только – чтобы извилины шевелились, нужно спать не менее семи часов в сутки.
    • Дремота. Дремать – полезно. Это неоспоримый факт. Вопрос в том, сколько? Идеальная продолжительность послеобеденного сна – 10-20 минут. Человек не успевает крепко заснуть и ему проще проснуться. Но с другой стороны, по мнению ученых, лучше всего влияет на мозг 90-минутная дрема (улучшается память, появляются креативные идеи). Более подробно о том, .
    • Привычный уклад. Сломайте его! Да, да, на один день разрушьте годами устоявшийся порядок – выпейте кофе в другом кафе и не в 9, а 11 часов, езжайте на работу новым маршрутом, перекроите дела в ежедневнике. Подобные «встряски» очень полезны – они помогают мозгу быть в тонусе.
    • Органы чувств. Еще одной интересной тренировкой для мозга является обострение отдельных органов чувств. Например, слуха. Для этого завяжите глаза и попробуйте пройтись по комнате, ориентируясь только на окружающие звуки.
    • Рабочее место. На столе черт ногу сломит? Тогда и в голове тоже. Захламленное рабочее место – не только некрасиво, но и существенно влияет на производительность. Отрицательно влияет. Наведите порядок на своем рабочем месте, и вы удивитесь, насколько шустрее начнет работать мозг.
    • Наброски. Если вам трудно сосредоточиться на какой-либо задаче (а очень нужно), попробуйте взять ручку, бумагу и нарисовать ее. Схемы, таблицы и другие наброски помогут сконцентрироваться и, возможно, откроют новое видение проблемы.
    • Заметки. От руки полезно не только рисовать, но и писать. Гаджеты почти вытеснили бумагу из нашей жизни, отчего мы вряд ли станем умнее. Ведь создание рукописного текста развивает высшие мозговые функции, такие как память, внимание, психомоторную координацию и другие. Неслучайно, иностранное слово, записанное от руки, запоминается лучше, чем введенное на клавиатуре.
    • Полет мыслей. Всем знаком хоровод мыслей. Это когда нужно думать над проектом, в голове тысяча и одна идея, но ни одной нужной. В такие моменты мы стараемся «обуздать» беспорядочно скачущие мысли и, наконец, заняться делом. И напрасно. Исследования ученых показывают, что, отпуская мысли в свободный полет, мы стимулируем творческую активность мозга. Так что расслабьтесь и позвольте себе просто помечтать.

    Обучение

    • Новизна. Новая, более сложная деятельность, стимулирует выброс дофамина, что способствует росту нейронов. Идите вверх по интеллектуальной лестнице. Каждый раз усложняйте себе задачу – решайте более трудные головоломки, читайте умные книжки.
    • Ориентирование. Плохо знаете свой город или даже район? Отлично! С точки зрения тренировки умственных способностей. Освоение новых маршрутов развивает память, внимание и другие когнитивные функции.
    • Музицирование. У музыкантов хорошо развита теменная доля головного мозга, отвечающая за слух, двигательные и зрительно-пространственные навыки. Если хотите «прокачать» эти качества, попробуйте научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
    • Иностранные языки. Освоение второго или третьего языка способствует улучшению памяти, расширению кругозора, а также защищает организм от болезни Альцгеймера.
    • Устная речь. Если проговаривать что-либо вслух, то это лучше запоминается. Доказанный научный факт .
    • Позитивное мышление. Специалисты по позитивной психологии неумолимы и единогласны: думайте о хорошем и станете умнее .

    Отдых

    • Медитация. Мы уже писали о том, . Напомним лишь, что регулярная медитативная практика помогает избавиться от внезапного ощущения беспокойства, адекватнее реагировать на физическое недомогание, а также лучше понимать других людей.
    • Компьютерные игры. По телевизору кричат, что дети тупеют от компьютерных игр, что подростки, проводящие много времени за Xbox’ом, деградируют. А вот профессор из Рочестерского университета утверждает – геймерство совершенствует многозадачность и пространственное мышление. Кроме того, логические компьютерные игры никак не назовешь «отупляющими».

    Отношения

    • Разговоры. «Привет, как дела?» – ненавидите эту фразу? Жалко время на «пустой» треп? Предпочитаете вести диалог строго по делу? С одной стороны похвально, но с другой, даже пустяковые беседы, «ни о чем», развивают когнитивные функции – речь, внимание и контроль.
    • Секс. Это приятное во всех отношениях занятие повышает уровень серотонина в крови («гормон счастья», который, помимо прочего, повышает творческий потенциал) и уровень окситоцина («гормон доверия» – помогает человеку думать в новых направлениях и принимать смелые решения).
    • Предки. В престижном журнале, посвященном социальной психологии, было опубликовано . Согласно ему, люди, которые думали о своих предках перед выполнением тестов на память, мышление и внимание, получали лучшие результаты, чем те, кто не вспоминал о бабушках и дедушках. Сложно сказать, насколько объективны доводы ученых, но знать свою генеалогию точно полезно.

    А как вы тренируете мозг?

    перевод на русский язык: Никонов Владимир
    оригинал статьи: litemind.com/boost-brain-power

    121 совет как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

    Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня.

    1. Решайте загадки и головоломки .
    2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
    3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии .
    4. Изучайте (mind mapping) (прим.: диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем ).
    5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.
    6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино , шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
    7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.
    8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую).
    9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
    10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные.
    11. Изучайте техники развития творчества .
    12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
    13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
    14. БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ!
    15. Переверните картины, фотографии вверх ногами .
    16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
    17. Изучайте логику. Решайте логические задачи .
    18. Изучите научный способ мышления.
    19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
    20. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
    21. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
    22. Ешьте продукты, полезные для мозга .
    23. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
    24. Занимайтесь физическими упражнениями!
    25. Сидите прямо.
    26. Пейте много воды.
    27. Глубоко дышите.
    28. Смейтесь!
    29. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
    30. Заботьтесь о хорошем сне.
    31. Практикуйте короткий сон.
    32. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
    33. Ограничивайте себя в применении техники.
    34. Изучайте материалы по изучению мозга.
    35. Смените одежду. Ходите босиком.
    36. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
    37. Станьте проще!
    38. Играйте в шахматы или другие настольные игры. Играйте по интернету (особенно интересно играть в реальном времени по электронке!).
    39. Играйте в игры «для ума» . Судоки, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
    40. Будьте непосредственны, как дети!
    41. Играйте в видео игры.
    42. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
    43. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений ).
    44. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей ).
    45. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей.
    46. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
    47. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
    48. Ведите дневник.
    49. Изучайте иностранные языки.
    50. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам.
    51. Изучайте компьютерное программирование.
    52. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
    53. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь.
    54. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
    55. Изучайте язык символов.
    56. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
    57. Посещайте музеи.
    58. Изучайте функционирование мозга.
    59. Изучайте .
    60. Определите свой стиль обучения.
    61. Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
    62. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
    63. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ)
    64. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
    65. Стройте Дворцы Памяти.
    66. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
    67. Занимайтесь сексом (Извините, здесь без комментариев! ).
    68. Запоминайте имена людей.
    69. Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
    70. Смотрите фильмы разных жанров.
    71. Откажитесь от телевизора.
    72. Учитесь концентрироваться.
    73. Будьте в контакте с .
    74. Мысленно решайте математические задачи.
    75. Откажитесь от спешки.
    76. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
    77. Делайте только одно дело за раз.
    78. Развивайте любознательность.
    79. Примерьте на себя чужое сознание. Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Как бы глупец повел себя на вашем месте?
    80. Культивируйте созерцательное отношение к миру.
    81. Находите время для уединения и релаксации .
    82. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
    83. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
    84. Изучайте гениев (Леонардо – отличная компания дл вас!)
    85. Создайте круг надежных друзей.
    86. Ищите соперничества.
    87. Не стоит общаться лишь с единомышленниками. Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
    88. Участвуйте в мозговых штурмах!
    89. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
    90. Ищите корни всех проблем.
    91. Коллекционируйте цитаты известных людей.
    92. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
    93. Читайте классиков.
    94. Совершенствуйте искусство чтения. Эффективное чтение – это искусство, развивайте его.
    95. Составляйте краткое содержание книг.
    96. Развивайте самосознание.
    97. Высказывайте свои проблемы вслух.
    98. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
    99. Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, когда будете подниматься на лифте.
    100. Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас. Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.
    101. Используйте различные парфюмерные ароматы.
    102. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
    103. Спорьте! Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
    104. Используйте метод тайм-боксинга (прим.: метод фиксирования определенного промежутка времени для выполнения задания или группы заданий ).
    105. Уделяйте время развитию мозга .
    106. Создайте мысленное святилище (прим.: место, которое существует только в вашем воображении ).
    107. Будьте любопытными!
    108. Бросайте вызов самому себе.
    109. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
    110. Записывайте свои сны. Заведите блокнот и первым делом утром, или когда проснетесь, записывайте сны.
    111. Обучайтесь осознанным сновидениям .
    112. Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
    113. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
    114. Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала. Читай наугад выбранные сайты.
    115. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
    116. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
    117. Развивайте словарный запас.
    118. Добивайтесь большего, чем предполагали.

    Всего хорошего,
    Никонов Владимир

    Loading...Loading...