Кем был барон Унгерн фон штернберг

Юрий Корнеев

Леонхард фон Линдендорф. Барон

Я очнулся от боли. От сильной боли. Болело все, но больше всего голова. Что за черт!.. Вроде вчера не пил – кружка пива не в счет. Почему тогда так голова болит? В голове какие-то дурацкие мысли бродят. Отстояли ли мы замок? Какой замок? От кого мы его должны отстоять? В голове какая-то муть. То ли я Юрий Леднев, то ли Леонхард фон Линдендорф. Какой Хард, какой такой Дорф?.. Ничего не могу сообразить. А все из-за жуткой головной боли. Может, траванулся чем? Ох уж эти хваленые немецкие колбаски… А больше я и не ел ничего. Выпил кружку пива с колбасками и лег спать. Ну да, мне же завтра, вернее – уже сегодня в Голландию ехать, а за рулем я сам, так что особо не развернешься. Полицейские тут юмора не понимают, да и самому жить еще не надоело: улететь куда-нибудь на сумасшедшей скорости – верная смерть, никакие подушки безопасности не спасут. Но что же все-таки случилось? Я наконец решил попросить воды: может, кто услышит. Но из горла вырвался лишь хрип. И тут же у меня над ухом кто-то заорал:

– Господин барон, господин барон, вы живы?! Курт, Курт, господин барон очнулся!

Мою голову приподняли и дали мне наконец напиться. Фух, немного полегчало. И кто у нас барон? Не по его ли милости я в таком состоянии? Я попытался приподняться. Кто-то мне помог, и я привалился спиной к стене. Мне мокрой тряпкой обтерли лицо, и я смог открыть глаза. Передо мной на коленях с мокрой тряпкой в руке стоял бородатый мужик со зверской рожей. Появился еще один и присел передо мной на корточки. Этот выглядел поприличнее. Но почему-то весь был в железе. На нем одет хоуберк – это такая кольчуга с длинными рукавами и капюшоном, поверх хоуберка – простенькая бригантина, тоже доспех, в виде жилетки. На ногах кольчужные чулки. На голове небольшой шлем хирнхаубе в виде детского горшка, но, правда, без ручки. На поясе меч в ножнах. С другой стороны – длинный кинжал. Да, дядя неплохо упакован. Такой прикид стоит немалых денег. Я такое видел в Мюнхене в музее на манекене средневекового риттера. Это из-за реконструкторов, что ли, я в таком состоянии? Хотя на реконструктора дядя совсем не похож. Он вообще на современного немца не похож, а я ведь сейчас в Германии. Современные немцы – мягкие и пушистые. Даже бритоголовые у них какие-то очень уж цивилизованные. А у этого в глазах смерть. Ну ничуть не сомневаюсь – если что, он достанет свой нож-переросток и переполовинит живого человека, даже не поморщится. Куда же это я попал?

– Что здесь происходит?.. – проскрипел я.

– Горожане сняли осаду и ушли, – ответил мужик в кольчуге – по-видимому, тот самый Курт.

– Не понял…

– А что здесь непонятного – они с утра притащили кулеврину и жахнули из нее. Вот вы с вашим батюшкой под этот залп и угодили. Вас, видно, контузило, вон на шлеме вмятина. Хорошо что под стеной телега с дровами стояла, на нее вы и свалились. Если бы на камни двора – точно убились бы. А вот старому барону не повезло – его… насмерть. Так что принимайте командование, господин барон. Теперь вы хозяин замка. А горожане ушли, когда увидели, как мы приспустили знамя в знак траура. Видно, посчитали, что вас обоих убило. Ну, они ж видели, как вас двоих со стены картечью снесло… Вот и ушли. Пошли праздновать, отрыжки дьявола. А завтра утром вернутся и разграбят замок.

– Как это?

– Ну как же – они ведь думают, что вы оба мертвы. А раз вы мертвы, то нам защищать замок уже нет смысла. Мы ведь клялись в верности вашему батюшке, старому барону, и вам. Вот они и решили, что мы сами к вечеру уйдем. В общем-то правильно решили. Если бы и вы погибли, то мы бы ушли. Но теперь с утра их ждет сюрприз.

– Выстоим?

– Нет, конечно. Но хоть заберем с собой в могилу побольше этих собак.

– Иди, я пока подумаю.

Так, похоже, это все всерьез. Мои глаза меня обмануть не могут. То, что я вижу перед собой, Германией 2017 года быть не может. Единственное, что мне знакомо, – это донжон замка. Именно в нем и был тот отель, в котором я остановился на ночь. Только каких-то пристроек не хватает, и стены не было. Да и не разглядел я ничего толком – приехал-то уже в темноте. Значит, меня из двадцать первого века притащило сюда. А «сюда» – это куда? Судя по экипировке Курта – век четырнадцатый или пятнадцатый. Нехило. Вот и съездил в отпуск в Германию. Предлагали же друзья ехать с ними на Кипр. А я уперся. Германия, Германия… Вообще-то я несколько раз уже был в Германии, в командировках. Но что там увидишь? Аэропорт – отель – завод – отель – аэропорт. Вот и решил погулять по немецким городам. Вот и погулял.

Вообще-то я москвич. Нет, родился я в южном городе еще во времена Союза – отец там служил. А вот школу закончил уже в Москве. Успел побыть и октябренком и пионером, а вот комсомольцем уже не довелось. И служил я уже в армии РФ. После армии закончил институт и устроился на хорошую работу в солидную фирму благодаря друзьям по армии. Где и дорос за одиннадцать лет до главного энергетика. Семьи нет. Вернее, была, но – не сложилось. Родителей уже, к сожалению, тоже нет. Так что я, как говорят мои друзья, эгоист-одиночка. Может быть, и так. Хотя вряд ли – одиночество как раз меня иногда сильно угнетает. Поэтому и поехал один в Германию. Нет, не потому, что одному побыть захотелось. Просто друзья поехали к теплому морю с семьями. Что бы я там один среди них делал? Вот так и оказался здесь. Сначала неделю болтался по Мюнхену, потом три дня в Нюрнберге. А затем решил сгонять в Голландию. Взял машину напрокат и поехал. Ехал не спеша. Не доезжая Дуйсбурга, в Рурской области, решил переночевать, а утром отправиться дальше. Вот и переночевал…

Ладно, думаем о том, как из этой задницы выбираться. Так, похоже, память Леонхарда фон Линдендорфа никуда не делась. Вон как шустро я на старонемецком балаболю. Если б я говорил на современном мне немецком, который я неплохо знаю, фиг бы меня кто здесь понял. Язык я знаю, как меня зовут, знаю. Что еще я помню? Да, в общем-то, все. Сейчас 1376 год от Рождества Христова, конец июня. То-то солнышко припекает. Нахожусь я и в самом деле в замке Линдендорф. И я барон фон Линдендорф, и мне принадлежит вся округа с деревнями и хуторами. И этот злосчастный город тоже принадлежит мне. Чисто номинально, а на самом деле – черт его знает. Папаша натворил делов, фиг разберешься. Во-первых, он сдал в аренду две железнорудные шахты. Вернее, сдал в аренду еще мой дед, но он эту аренду продлил еще на десять лет. Во-вторых, он сдал в аренду и третий рудник на только что найденной богатой железной жиле. И все – бургомистру города. В-третьих, он продал почти все наши привилегии в городе. На время, конечно, но все равно. Город-то частносеньоральный, так как стоит на нашей земле, и статус города ему даровал мой дед. Но все в городе принадлежало нам: и суд, и сбор налогов, и многие другие мелочи. У города было только право гражданского суда, ну и сбор кое-каких пошлин в пользу города. А папаша почти все продал. А почему? Потому что пил много. Нет, его, конечно, можно понять: было четверо детей, жена красавица, а потом раз – и остался только один младшенький, да и то какой-то не от мира сего. Это я о себе. Вернее, о Леонхарде.

Я и в самом деле отличался от своих братьев. Железками махать не любил, пить вино не любил, охотиться не любил. Всему этому меня, конечно, учили, но я этого не любил. Больше всего я любил сидеть в библиотеке и читать книги. Да, я ботан. А как мне им не быть, если меня собирались сделать церковнослужителем? А тут раз – и старший брат погиб в одной из войнушек нашего графа с соседним графом. И главное, погибло-то всего человек шесть с обеих сторон, я имею в виду рыцарей, простых-то кнехтов покрошили немерено. Но кто ж их считать будет? А вот рыцарей погибло всего шестеро, и среди них мой брат. Потом от какой-то болячки умерли другой старший брат, сестра и мать. Что за болячка? Кто ж его знает. Сейчас от простой простуды люди мрут как мухи. А я вот выжил. И отец выжил. Но он в это время был в очередной раз на службе в осте у графа.

Когда он вернулся, то с горя запил. А на вино нужны деньги. Не будет же настоящий барон пить какую-нибудь дешевую кислятину или плебейское пиво. Хозяйство совсем забросил. Пока рядом был старый управляющий, баронство еще держалось. Но после того как управляющий стал отговаривать папашу от сдачи в аренду последнего, третьего рудника, тот отправил его куда-то в деревню, с глаз долой подальше. Но деньги быстро кончились, и папаша стал требовать денег с города. Грозился вернуть все городские привилегии себе. И даже пригрозил бургомистру отобрать у него рудники. Вот тут гром и грянул. Такого бургомистр – а заодно и богатейший человек города, да что там города – всего графства, местный олигарх, так сказать, – стерпеть уже не мог. Городок-то у нас металлургический. Большая часть жителей занимается именно металлом. А железо в нынешнее время ох как недешево. А со всех трех рудников денежки шли бургомистру. И аренду он платил копеечную. Вот после этой угрозы горожане на нас и навалились. Чья это затея была – понятно. Не простых же горожан. Какая им разница, кто будет собирать налоги – барон или бургомистр? Или кто их судить будет «по уголовке» – сеньоральный суд или магистральный?

В 2014 году не особенно привычно видеть такую литературную историю, словно квесты из 90-ых годов, но, тем не менее, Valiant Hearts по ощущениям является именно таковой. История о четверке людей, волею судеб попавших на поля сражений, напоминает творчество Эрнеста Хемингуэя или Эриха Марии Ремарк. Француз Эмиль – отец недавно ставшей матерью Мари и Карл – ее муж оказались по разные стороны баррикад – как этнического немца Карла попросили покинуть Францию, после чего его быстро определили в немецкую армию. Фрэнк (американец) добровольно вступил в войну из мести – барон фон Дорф виноват в смерти его возлюбленной. Анна же всегда мечтала стать ветеринаром, а во время войны спасает раненных и ищет отца изобретателя, захваченного все тем же фон Дорфом. Начиная войну порознь, четверка героев постоянно пересекается, сближаясь друг с другом и выручая в бедах.

Для игровой индустрии более привычно рассказывать военные истории в рамках жанра шутеров, предлагая между роликами расстреливать толпы противников. Разработчики из Ubisoft Montpellier пошли другим путем – несмотря на то, что геймплей при игре за разных героев несколько различается, ни один из них не запятнает себя кровью. Геймплей за Эмиля (первого играбельного персонажа) большей частью квестовый с аркадными вставками: вроде задач прорыть тоннель и покрутить вентиль. Фрэнк – бывалый солдат ведомый местью, в основном участвует в гуще битв, однако при этом никого не убивает – обычно он взрывает укрепления противников, вырубает врагов ударами своих огромных кулаков и сражается с бароном фон Дорфом, который несколько раз появляется в роли босса. Геймплей за Анну строится на Quick Time Event – спасая раненых, придется вовремя нажимать на кнопки, что указываются вверху экрана. При игре за всех героев встречаются стелсовые вставки, однако у Карла (под конец игры ставшего играбельным персонажем) стелс является основой геймплея. Впрочем, однозначно определить жанровую принадлежность Valiant Hearts достаточно сложно – прежде всего, это история, а геймплей здесь нужен для того, чтобы сильнее ее прочувствовать. Помимо основной четверки героев, не менее важную роль в Valiant Hearts играет санитарная собака, помогающая выбраться персонажам из трудных ситуации. Напрямую ей управлять нельзя – играбельный персонаж может послать ее к нужному предмету или рычагу, не более. Тем не менее, собака является неотъемлемой частью геймплея.

Поначалу графический стиль Valiant Hearts обескураживает. Когда пафосным, предельно серьезным закадровым голосом, начинают объяснять расстановку военных сил, при этом демонстрируя нарочито смешных и пухлых персонажей, становится не по себе - возможно ли рассказать так серьезную историю? Как оказалось – можно. Детище Ubisoft Montpellier играет контрастами, умело смешивая юмор с драмой, показывая не только поле брани, как в среднестатических военных играх, но и то, что происходит вне сражений. Проходя очень смешное и веселое обучение, невольно настраиваешься на юмористическую игру – фон изобилует яркими красками, персонажи изъясняются неразборчивыми смешными звуками и все окружение настраивает игрока на веселое окружение. Потом, впрочем, становится совсем не до шуток, когда эти неуклюжие маленькие человечки совсем не смешно стонут, молят о помощи и умирают под пулеметным огнем и градом бомб. Благодаря такому подходу можно увидеть войну с разных сторон и далеко не сразу понять, что в ней хуже – раз за разом вступать в бой, рискуя погибнуть или предаваться тоске по родным, не зная, что с ними. До выхода проекта в трейлерах графическая часть игры виделась самой сомнительной находкой разработчиков, однако теперь понятно, что это одно из основных преимуществ Valiant Hearts с которым можно взглянуть на малознакомую нашим соотечественникам войну словно изнутри. Когда Эмиль ищет новый носок для сослуживца, искренне смеешься над, пусть и нелепой, но реалистичной ситуацией. Когда же Анна ампутирует руку солдату с помощью пилы, не применяя никакого наркоза, приходится делать это вручную, нажимая на кнопки под истошные крики (а если играть с помощью геймпада), чувствовать каждое движение Анны благодаря вибрации не очень-то уж и смешно.

Несмотря на смешную рисовку и аркадный геймплей не стоит думать, что игра сплошная выдумка. Во время прохождения сюжетной линии в углу экрана мигает значок, по нажатию на который можно узнать (или вспомнить доселе знавший) исторический факт. Удивительно, но придуманного в этой истории мало – почти на каждое игровое событие, будь то взрыв моста или газовая атака, найдется историческая справка, подтверждающая достоверность показанного в игре, но особенно ценны такие события тем, что игрок принимает в них непосредственное участие. Несмотря на то, что персонажи не имеют реальных прототипов и являются плодом фантазии разработчиков – характеры у них также весьма реалистичны. Достаточно хорошо непосредственно в сюжете раскрывается характер лишь у Эмиля, остальные играют скорее вспомогательную роль, однако благодаря дневникам вместе с историческими фактами, открывающимися по ходу прохождения, можно узнать и характеры остальных героев, а также их отношение друг к другу. В связи с этим становится заметно, что Ubisoft Montpellier не хватило то ли времени, то ли бюджета выделенного компанией, поэтому характеры героев остались не до конца проработанными. Особенно жаль, что в ранних анонсах игры фигурировал пятый персонаж – британский летчик по имени Джордж, лишь мимоходом упоминавшийся в середине игры. Но благодаря дневникам потеря не столь заметна – они отлично передают настрой и дух персонажей, и логично обосновывают их мотивацию насчет тех или иных принятых ими решений. Редко в такой игре удается так хорошо прочувствовать и понять героев.

Valiant Hearts вышла игрой двойственной, нестандартной, но при этом максимально качественной и доступной, рассказывающей всем понятную, но необычную в рамках игровой индустрии историю о четырех товарищах. Проходя вместе с ними угнетающие форты, туннели, разрушенные города, проникаешься не той пафосной крутостью, что демонстрируют нам военные боевики, а настоящим настроением тех, кто прошел через ужасы войны. Эта игра не является простым сборником фактов о войне, нет – это настоящее, чувственное, живое произведение о военном времени в духе романов Эриха Марии Ремарк. Valiant Hearts не пытается стать энциклопедией, при этом не скатываясь в чистокровную бездумную аркаду – в конце концов, такая история может случится в любой войне, независимо от времени и эпохи. Тот редкий случай, когда мировой издатель игровых блокбастеров спонсирует штучную работу, настоящее событие игровой индустрии и при этом простую человеческую историю, понятную всем – вот он шедевр, перед нами.

Скачать Valiant Hearts: The Great War на андроид

Чтобы разблокировать все эпизоды, скачайте сначала файл 1, загрузите через него кеш, а затем сверху установите файл 2

Компьютерная игра жанра Puzzle и Adventure, разработанная компанией Ubisoft Montpellier, издателем игры выступила компания Ubisoft. В основу сюжетной линии Valiant Hearts легли фронтовые письма участников Первой Мировой Войны. Главные герои пытаются помочь молодому немецкому солдату по имени Карл встретиться со своей женой Марией и сыном, с которыми он был разлучен сразу как началось вооруженное противостояние. Игра разделена на несколько глав, в каждой из которых выделяется несколько эпизодов, описывающих различные сражения Первой Мировой. Эта трогательная история о судьбах простых людей, которые стали участниками противостояния держав 1914-1918 годов.

Глава 1. Облака сгущаются

Действие игры начинается 1-го августа 1914 года. Наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда убивает сербский студент - это событие послужило поводом для начала первой мировой войны. Франция, выступившая против Германии, насильственно отправляет всех граждан немецкого происхождения на родину. Одним из таких людей стал Карл, который был насильственно разлучен со своей женой Марией и ребенком. Далее, в стране объявляют всеобщую мобилизацию, отца Марии, Эмиля, призывают в ряды французской армии.




Тренировочный лагерь

13 августа 1914 года Эмиль Шайон прибывает в лагерь новобранцев для прохождения боевой подготовки. Начинаем двигаться направо, в здание военной части и получаем обмундирование.




Теперь необходимо пройти курс молодого бойца. Просим патрульного возле входа отдать приказ всем рекрутам начать тренировку. Двигаемся за офицером через различные препятствия, учимся кидать гранаты и бить прикладом ружья по груше


После прохождения тренировки, двигаемся направо и поднимаем флаг Франции. Смотрим ролик: Эмиль, вместе с другими рекрутами, на поезде направляется в Париж, к месту формирования своего полка.


Париж. Вокзал

14 августа 1914 года, на вокзале Эмиль наблюдает, как несколько солдат издеваются над чернокожим сослуживцем по имени Фредди. Главный герой решает помочь незнакомцу решить эту проблему.


Дергаем за цепь, труба паровоза выдает поток горячего пара двум недоброжелателям, что заставляет их покинуть платформу. Двигаемся направо, у одного из солдат (который ест) забираем бутылку белого вина и отдаем его офицеру, чтобы тот нас пропустил дальше. Вновь берем бутылку и швыряем ее в колокол над головой машиниста (подбираем свисток начальника станции).




Продолжаем идти по платформе и встречаем патрульного, который охраняет лестницу на крыше состава. Проходим чуть дальше и заставляем оркестр играть, для этого необходимо активировать инструменты в правильной последовательности - барабан, туба, кларнет, труба (см. схему).


Все пускаются в пляс, в том числе и патрульный. Забираемся наверх и идем налево к паровозу. Машинист покидает свое место, дергаем за рычаг и при помощи горячего пара отгоняем остальных недоброжелателей.




Первое сражение

21 августа 1914 года - Эмиля, вместе с полком, отправляют в Бельгию, район Нёшато, в бой против 71-й немецкой армии. Впереди главного героя ожидает первое столкновение с немцами.


Эмиль получает знамя и приказ двигаться вперед. Полк начинает атаковать позиции немецкой армии, противник в свою очередь, начинает обстреливать атакующих французов. На данном этапе, необходимо уходить от вражеских артиллерийских снарядов и огня пулеметов, сохраняя знамя полка и свою собственную жизнь.




В конце концов, полк оказывается разбит, а Эмиль ранен. Однако раненого знаменосца обнаруживает Карл. Марии сообщают о том, что ее отец был ранен и захвачен в плен немцами.




Битва при Марне

7 сентября 1914 года - Фредди, американец с вокзала, (записался в ряды французской армии в самом начале войны) вместе со своим полком, атакует позиции генерала Фон Дорфа.


Начинаем двигаться направо по локации и перерезаем колючую проволоку. Продолжаем движение и вновь устраняем проволоку на пути, далее подбираем гранату и устраняем завал (на месте, куда должна скатиться телега находится трофей).




Подходим к мосту, который необходимо взорвать. Швыряем гранату в завал над пулеметным гнездом и спускаем лестницу. Ожидаем, когда стрелок начнет перезаряжать оружие, и поднимаемся наверх.




При помощи кирпича отвлекаем внимание патрульного (кирпич необходимо кинуть в стенку, за спиной солдата) и спускаемся к детонатору в русло реки.


Двигаемся налево и подбираем динамит возле убитого французского солдата. Устанавливаем недостающую взрывчатку и производим подрыв моста при помощи детонатора.


Поднимаемся наверх по разрушенному мосту и, посредством броска ручной гранаты, прокладываем себе дорогу (гранату необходимо кинуть в ящик с динамитом).


На правом конце моста спускаем себе лестницу (кидаем кирпич) и переходим на противоположный берег реки. Ныряем в окоп и ожидаем, когда стрелок начнет перезаряжать пулемет.


Выждав время, выбираемся из ямы и режем колючую проволоку. Переходим в следующий окоп и при помощи ручной гранаты, уничтожаем пулеметное гнездо противника (гранату необходимо кинуть два раза; первая граната взорвет крышу, а вторая ликвидирует пулемет).




Идем дальше, к позиции генерала Фон Дорфа. Увидев Фредди, немецкий генерал начинает убегать на дирижабле. Ждем в окопе, пока пулемет начнет перезаряжаться, и переходим в большой амбар. Идем в правый конец помещения и разбиваем кулаком деревянный завал. Берем бутылку спиртного и с ее помощью опускаем лестницу.




Далее, кидаем бутылку в противоположную стенку, отвлекая от лестницы патрульного на уровень выше. Пока солдат выясняет причину шума, вырубаем его ударом в спину (на втором этаже, в правом конце помещения находится трофей).


Поднимаемся еще на уровень выше. Отвлекаем внимание патрульного броском в колокольчик и по лестнице поднимаемся, чтобы обезвредить охрану. Далее, уничтожаем знамя вражеского полка.


Вмешательство французов помогло сорвать планы немцев. С наступлением зимы, войска замерли и укрылись в лабиринте траншей и туннелей. Началась, так называемая, окопная война.

Полк Карла отступает в окрестности Нев-Шапеля. Именно там, в плену находится Эмиль Шайон. Генерал и его солдаты пьянствуют, вам приказывают принести закуску. Двигаемся налево и набираем воду в чашку, чтобы пес санитара пропустил Эмиля на кухню.




В помещении, к герою эпизода подходит Карл, Эмиль передает ему письмо Марии (немцы забирают запасы у мирных жителей и используют их для своей защиты).


В левом краю локации находится трофей - фотография Марии. Двигаем железный чан на печь, набираем воду и включаем огонь. После этого дергаем за рычаг и получаем готовую закуску. Тянем чан с едой к генералу, в этот момент позиции немецкой армии начинает обстреливать артиллерия. Бежим на кухню. В результате попадания снаряда, Эмиль оказывается под завалом.




Пес санитара раскапывает главного героя и достает из завала, теперь Эмиль может использовать пса для решения задач. Ударами расчищаем себе дорогу и двигаемся направо. Достаем раненого немецкого солдата из завала и узнаем от него, что Карл на дирижабле покидает это место.


Двигаемся дальше, при помощи бутылки, сбиваем с ветки рычаг и просим вашего нового питомца принести его. Далее, активируем механизм и убираем препятствие с дороги (ящик с бомбами).


Используем вагонетку с бомбами в качестве противовеса и поднимаемся наверх, пока вагонетка не скатилась. Активируем рычаг и поднимаемся наверх вместе с псом, далее, по лестнице спускаемся (чтобы собака слезла, ей необходимо дать команду лезть в конуру перед лестницей).




Идем дальше и прокапываем ход в подземный тоннель (пес сам спустится, используя конуру). Пройдя немного вперед, обнаруживаем завал со взрывчаткой. Спускаемся по лестнице и идем налево, прокопав ход, обнаруживаем трофей. Двигаемся направо и выходим на улицу. Пройдя немного, ваш пес начнет копать землю, отдаем ему команду и он достает для Эмиля кость.




Возвращаемся назад к туннелю и при помощи кости спускаем веревочную лестницу (наверху находится трофей).


Двигаемся направо, к следующему тоннелю и при помощи кости, уничтожаем бомбы. Далее, прокладываем себе путь через завал и попадаем внутрь. Идем дальше через подземный ход, собака, видя колбасу, случайно попадается в колючую проволоку, Эмиль предпринимает попытки освободить своего питомца, в этот момент сверху на героев начинает катиться немецкий трактор.




Битва при Нев-Шапель

Теперь под управлением игрока оказывается американец Фредди, который в составе своего полка атакует немецкие позиции. Начинаем двигаться направо вместе с атакующими солдатами.


Расчищаем путь от завалов для своих сослуживцев, мешающую проходу (необходимо остерегаться вражеского пулеметного огня).


Далее попадаем в подземный тоннель и попадаем в помещение, в котором находится движущаяся платформа и индусский солдат на ней (необходимо заминировать проход и произвести подрыв). Передвигаем солдата при помощи рычага слева направо, кидая ему динамит в следующей последовательности - двойной динамит, тройной динамит и опять двойной. Теперь можно взрывать и двигаться дальше.




Забираемся на башню и наблюдаем, как Эмиль пытается достать из колючей проволоки своего питомца. Целимся в трактор и производим выстрел по нему. Далее, идем к собаке и освобождаем ее. После этого, уничтожаем кандалы Эмиля. Оказывается, что американец и его новый друг ищут один и тот же полк. Эмиль ищет мужа своей дочери - Карла, Фредди же хочет отомстить барону Фон Дорфу.




Битва при Ипре

22 апреля 1915 года, немецкая сторона активно использует против вражеских солдат химическое оружие. Начинаем двигаться направо по локации, даем команду собаке ползти, чтобы отключить распылитель химикатов.


Возле места, где стоит Фредди, начинаем копать землю и спускаемся на уровень ниже. Опускаем цепи два раза и поднимаем один раз (цепляя ящик), перебираемся на противоположную сторону и подбираем трофей. Поднимаем ящик и даем команду собаке забраться на него. Спускаем пса к себе и даем команду опустить себя (забравшись предварительно на ящик).




Далее, попадаем в подземный бункер, в котором стоит генератор газа (в правом конце локации находится трофей). Поворачиваем левый рычаг один раз и подгоняем вагонетку к ящику, при помощи которого спускались сюда. Просим собаку поднять ящик, после устанавливаем вагонетку так, чтобы ящик можно было положить сверху и отдаем команду опустить ящик.




Перетаскиваем вагонетку на поднимающуюся платформу и соединяем трубы воедино. Ваши действия создадут сильное давление, но его пока недостаточно, чтобы вызвать взрыв.


Идем к правому краю бункера. Поворачиваем колесо один раз, просим пса дернуть за рычаг два раза. Высокое давление приводит к взрыву, газовый генератор приходит в негодность, давая возможность полку атаковать вражеские позиции.


Выбираемся наружу и воссоединяемся со своей боевой частью. Продолжаем движение направо, вместе с войсками. В этот момент, немецкий цеппелин сбрасывает химические бомбы. Разбиваем завал и прячемся в подземном тоннеле.


Идем по переходу направо и вновь расчищаем завал, берем корзину и цепляем ее на веревку. Усаживаем в нее собаку и поднимаем ее наверх, таким образом, опускаем себе лестницу. Забираемся наверх и, используя кость в качестве рычага, открываем люк для Фредди.




Просим вашего друга разрезать колючую проволоку, поднимаем трофей и продолжаем двигаться направо. Медлить не стоит, так как немцы продолжают использовать химическое оружие. В этот момент, героев этой истории спасает девушка Анна на автомобиле, которая также ищет полк барона Фон Дорфа.


Невиль-Сен-Вааст

22 августа 1915 года. Анна, Фредди и Эмиль двигаются на автомобиле к населенному пункту, однако их настигает немецкие истребители. Начинаем маневрировать, уходя от воздушных ударов (автомобиль может выдержать всего три точных попадания).


Лабиринт

Вражеский цеппелин обгоняет машины, выстрелом бортового орудия автомобиль оказывается выведен из строя. Фредди серьезно ранен, Эмиль должен достать для своего раненого друга аптечку.


Выходить из окопа не стоит, отправляем за гранатой своего питомца и при помощи добытой гранаты уничтожаем завал. Выбираем момент, когда стрелок отойдет от своей позиции, и двигаемся направо. Переходим в следующую траншею.


Здесь необходимо быть осторожнее, главный герой не должен попадаться на глаза немецких солдат (прячемся за деревянными досками). Идем налево в самый конец, отдаем команду собаке пролезть через дыру и достать трофей. Двигаемся направо к медицинской части (по знаку красного креста).




Отдаем команду собаке пробраться в лаз и двигаемся налево, чтобы собака могла взять у одного из солдат кусачки. Идем к колючей проволоке, прокладываем себе путь с помощью вновь добытого инструмента и спускаемся в тоннель.


В тоннели слева будет находиться трофей. Поднимаемся наверх и продолжаем движение к медицинской части. Далее, Эмиль оказывается на территории, которая простреливается пулеметчиком. Выбираем момент, когда стрелок отойдет от своего оружия и двигаемся вперед.


Отдаем команду псу отвлечь патрульного и вырубаем его ударом в спину. Переходим в новый окоп и идем в правый конец локации (на ящиках находится трофей). Двигаемся налево, устанавливаем динамит и детонатор, чтобы расчистить завал (местность простреливается пулеметом, так что необходимо выбрать момент). Чтобы достать вторую часть динамита, даем команду собаке лезть в лаз (динамит виден через окно в правом конце траншеи).






Переходим в новую траншею. При помощи рычага поднимаем к себе вагонетку и как только она начнет спускаться, проходим возле нее, скрываясь от немецкого пулеметчика.


Спускаемся в подземный ход, попадаться на глаза немецкому патрулю не стоит. Идем направо и переходим в винный погреб. Передвигаем бочку с вином и прокапываем путь к ящику с бутылками (в этой же комнате находится трофей).


Возвращаемся в тоннель с патрульными и двигаемся направо. Отвлекаем броском бутылки солдата и вырубаем его ударом в спину. Переходим в помещение, которое охранял немец, подбираем рычаг и трофей.


Идем назад и отдаем команду собаке лезть в корзину, после чего при помощи добытого рычага спускаем его к себе. Двигаемся налево и отдаем команду собаке подобрать трофей и принести ключи от лазарета.


Переходим на новую локацию и двигаемся направо. Перемещаем платформу с крюком в левый конец локации и достаем колесо. Далее, передвигаем платформу в центр и переходим туда сами. Отдаем указ псу опустить рычаг и достаем колесо.


Двигаемся направо и выбираемся наружу. Из орудия уничтожаем пулеметное гнездо. Смотрим ролик, Барон Фон Дорф вновь ускользнул от главных героев, однако Эмиль смог достать для Фредди лекарства.


1 июня 1915 год. Главные герои продолжают преследовать цеппелин барона Фон Дорфа и попадают в город Реймс. Фредди покидает машину и переходит под управление игрока. Выбрав время между падениями снарядов, поднимаемся наверх и двигаемся направо.


Далее, под управление игрока попадет Эмиль. Двигаемся налево и отдаем собаке команду достать раннего солдата из завала и рычаг (рядом с машиной в земле находится трофей).


Заходим в здание и идем направо, за завалом находится ребенок. Отодвигаем шкаф налево, давая возможность девочке вернуться к матери (на месте, где она находилась, на полу, лежат кусачки).


Идем налево и переходим на новый уровень дома. Идем направо, поднимаемся по лестнице и перерезаем веревку, чтобы раненный гражданский мог уйти в безопасное место (на балконе, где был человек, находится трофей, справа в шкафу также находится трофей).


Выходим из здания и идем в правый конец улицы. Спускаем лифт и идем вниз (в подвале слева находится очередной предмет), усаживаем собаку на платформу, предварительно дав ей рычаг, и поднимаем ее наверх. Гражданский чинит лифт и спускается, при помощи пса поднимаемся наверх и в шкафу находим очередной предмет.




Покидаем здание и идем к машине. Вы спасли достаточно людей, теперь можно сдвинуть большой каменный валун. Далее, попадаем на улицу, которая ведет к собору (на которой был Фредди).


Двигаемся направо и попадаем в центральный зал, возле органа на Эмиля нападает Фон Дорф на своем летательном аппарате. Уходим от вражеских гранат и при помощи сломанного инструмента смещаем кабину цеппелина вверх (на клавиши должен нажать Эмиль), после необходимо, чтобы на клавиши нажала собака. Фон Дорф роняет гранату, нанося урон своему цеппелину.


Далее, необходимо проделать тоже самое с органом, однако в конце нажать на клавиши по середине. Фон Дорф вновь роняет гранату внутри кабины. Опять повторяем комбинацию клавиш, только в конце необходимо, чтобы Эмиль нажал на левую часть инструмента. Фон Дорф отдает приказ эвакуировать себя.




Под управление игрока переходит Фредди. На крыше вступаем в бой с вражеским цеппелином. Начинаем уклоняться от вражеских гранат, за исключением последней. Поднимаем замкнувшую гранату и швыряем во внутрь двигателей справа и слева (в двигатель слева попасть сразу не получиться, сначала швыряем гранату в пропеллер).




Далее, Фон Дофр вновь пытается убежать, однако у цеппелина подбито два двигателя.


Ключевые слова: valiant hearts,the great war,эмиль шайон,фредди,анна,мария,карл,фон дорф,глава 1,облака сгущаются,первая мировая война,лагерь,вокзал,первое сражение,плен,пес,битва при марне,битва при нев-шапель,битва при ипре,лабиринт,реймс,цеппелин

Кем был барон Унгерн фон штернберг?

5 (100%) 1 vote

Русское национальное движение прошло огромный путь от национал-большевицких шабашей девяностых до интеллектуального национализма современности, однако не все атавизмы больного, отравленного ядом безумия организма, изжиты.

Унгерн фон штернберг родился в Австрии, но в ранней молодости его семья вернулась в Прибалтику. Был отчислен из Николаевской гимназии города Ревеля. Потом его отчим (родители развелись) пытался запихнуть Унгерна в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга: опять не вышло. Молодой Роман плохо учился, хамил учителям и вскоре вернулся домой.

В 1908 с трудом окончил Павловское военное училище, далее был зачислен в Забайкальское казачье войско. Его весьма странные и непонятные идеологические наклонности проявились ещё до Гражданской Войны: в 1913 он подал в отставку, покинул армию и отправился в Монголию, загоревшись желанием поддержать монгольских националистов в борьбе с Китаем. Монголы не дали ни солдат, ни оружия; он был зачислен в конвой русского консульства.

С началом Великой Войны начинается и боевой путь одной из ярких фигур Гражданской Войны: «Подъесаул Барон» , как звали Унгерна фон штернберга казаки в бытности его командиром 5-й сотни 1-го Нерченского, - человек безудержной и местами безумной отваги.

До конца войны войсковой старшина стал кавалером всех Российских Орденов, которые мог получить офицер подобного звания (включая Георгиевское Оружие и Орден Святого Георгия).

Однако была и темная сторона барона: его полковой командир, небезызвестный Пётр Николаевич Врангель, писал, что Унгерн,

«будучи воспитан в условиях культурного достатка, производит впечатление человека совершенно от них отрешившегося».

Его хамское и нетрадиционное поведение отражалось на службе: постоянные уставные наказания, многочисленные частные беседы, драки с сослуживцами (в ходе одной из них Унгерн получает мощный удар шашкой по голове: до конца жизни его будут мучить головные боли и психическое расстройство).

Однажды монгольская колдунья сказала, что видит его в реке крови и что он убьет ее. После гадания барон, усмехнувшись в рыжие усы, вышел из юрты.

В конце 1916-го года после N-го нарушения воинской дисциплины, он всё-таки был удален из полка и отправлен на Кавказ. Там вновь проявилась внутренняя тяга Унгерна к иностранцам неевропейского происхождения; в Персии барон участвовал в организации добровольческих отрядов из ассирийцев. Эти абсолютно бесполезные отряды никак не повлияли на ход войны, однако их содержание стоило русской казне немалых средств.

Несмотря на усилия ассирийцев, армия продолжала разваливаться. После Февральской Революции Унгерн, как и большинство офицеров Русской Армии, присягает Временному Правительству и продолжает службу. Вместе с есаулом Семеновым он отправляется в Забайкалье для формирования инородческих частей из бурят и других коренных народов восточных губерний.

Правительство Керенского пыталось собрать распущенную «Приказом № 1» армию; верноподданные азиаты (которые отличились наиболее монархическим настроем) должны были стать примером для уставших от войны и запутанных красной пропагандой русских солдат.

Сразу после большевицкого переворота в Октябре 17-го Семенов и Унгерн не признали власти узурпаторов. Началась последняя боевая страда барона - но, по сути, осев на станции «Даурия» во главе своей Азиатской Дивизии, Унгерн вёл образ жизни средневекового феодала, раубриттера.

Унгерн популярный персонаж за рубежом, причем явно не положительный. Обложка книги комиксов франкоязычного автора Дьдье Криссе: Тень проклятых: Унгерн Хан — Монголия в 1921 году.

Дальше - легенда. Его боевая деятельность никоим образом не отражалась на положении не то что Восточного Фронта, но даже отдельно взятого Семеновского. Грабежи, бессудные убийства, деятельность против мирного населения изначально большевикам не сочувствующего, - всё это провоцировало местных жителей не только помогать красным партизанам, но и самим браться за оружие на стороне большевиков.

Возрождение Монгольской Империи, его идея фикс, выглядела на фоне общей ситуации бредом сумасшедшего - тот самый удар шашкой по голове даром не прошёл. Любопытный факт: ту самую драку, которая привела к удару, который привел к травме, которая привела к безумию, которое привело к монгольскому бреду, начал Унгерн.

В состоянии алкогольного опьянения. По свидетельству Врангеля, Унгерн совершенно не знал устава («оборванный и грязный, он спит всегда на полу») и сильно пил («любящий запивать и буйный во хмелю»). Наверное, национал-социалистические поклонники Унгерн сейчас в шоке - их любимый ЗОЖ-Барон разве пил?

Железный Унгерн, который калечил и убивал людей за пьянство? Да, пил Унгерн страшно. «Сухой Закон» Унгерна - это не благородный аскетизм Дроздовского, который отроду не пил и не курил, - это больная реакция бывшего алкоголика.

Алкаша, в котором стальной Врангель «тщетно пытался пробудить сознание необходимости принять хоть внешний офицерский облик». РВАНЬ. Свое жалкое существование в Монголии Унгерн финансировал, кстати, грабежами - он грабил китайские караваны, мирное население, беженцев.

Ещё ультраправые часто хвалят знаменитый приказ Унгерна, подстрекавший на бессудные убийства «евреев и коммунистов». Заметим лишь, что грандиозный еврейский погром в Урге - многодневная оргия насилия и грабежей

Ударил как раз по тем евреям, которые бежали от советской власти и поддерживали Белое Движение деньгами. Даже убивая «жидобольшевиков», Унгерн умудрился нагадить Белому Движению. Но тут мы пропустили один момент - а как он попал в Монголию?

Летом 1920-го года, Роман Федорович возомнил себя «богом войны», «аватаром Махакали» и чем там ещё, и ушел вместе со своей Азиатской Дивизией в Монголию в поисках ароматических свечей и шафранового чая. Покинув фронт, он нарушил все приказы и боевые задания - по сути, с этого момента Унгерн являлся дезертиром.

Своим бесчестным поступком Унгерн создал огромную дыру во фронте, которая позволила красным пробить брешь и окружить бесстрашного атамана Семёнова, который не играл в войну и аватаров, а воевал с красными реально.

Тяга к садизму и извращенным наказаниям не ограничивалась евреями и «коммунистами», в которые слишком часто попадали несчастные мирные жители, бежавшие с большевицких территории к «белому» Унгерну. Отношения Унгерна со своими подчиненными - это длинный перечень откровенного беспредела, включая убийство легендарного на Алтае белогвардейского партизана Казангради.

Как он, офицер Русской Армии, мог допустить бессудную казнь другого русского офицера, да ещё подобным варварским способом? Унгернские хунвэйбины запороли плетьми досмерти одного из героев гражданской войны на востоке России. В уставе Российской Императорской Армии было написано прямым текстом: во-первых, «Русский офицер не может быть расстрелян без суда», во-вторых - «Русский офицер не может быть выпорот».

Но Унгерну наплевать на устав (если он его вообще когда-то читал) - у него убийства русских офицеров руками азиатов были обычным делом. А уж те полномочия, которыми обладал начальник контрразведки Азиатской Дивизии полковник Сипайло, можно сравнить, наверное, только с имевшимися у Берии.

Даже семеновские каратели, один из любимых образов советской пропаганды, нервно курят в стороне на фоне подвигов азиатских чекистов Унгерна.

Унгерн провинился не только попущением: он и сам был жестоким тираном, который не щадил своих людей. Его последний адъютант есаул Макеев описывает такой случай:

« – Где Резухин? - и, получив ответ, что ранен, спросил: - Куда ранен?
- Не могу знать, Ваше превосходительство.
- Ты вечно ничего не знаешь! - заорал барон и со всего размаху ударил своего адъютанта ташуром по голове. Тот упал и долго лежал без чувств […]»

Тщательный взгляд на биографию Унгерна показывает, что перед нами не доблестный русский офицер, не белый воин, а помесь полковника Каддафи и Лаврентия Берии.

С полковником Каддафи его связывает не только непризнание законной власти, терроризм и использование инородческих формирований для расправ над собственным населением - он даже повторил причуду Муаммара отказываться от проживания в теплом доме, заменив его монгольской юртой.

И конец у них был один: поведение Унгерна привело к тому, что он был связан собственными офицерами и брошен в степи, а боготворившие его буряты продали барона красным за право вернуться домой.

Кем был Унгерн? Азиатской подложкой европейской России, той азиатской тьмой, что сковывала европейская Империя. Когда Империя пала, азиаты вырвались наружу, в виде большевиков, унгернов, всевозможных «анархистов», счет уездных тиранов в Гражданскую шел на сотни.

Белых часто упрекают в том, что они слишком миндальничали, что они отказались от массового террора, института заложников и еще десятков варварств, которые позволили большевикам выиграть войну. Что если бы Белые встали на четвереньки и уподобились красным, то они бы выиграли.

Нет. Если бы героическая русская европейская Белая Армия встала на четвереньки, она бы не выиграла. Она стала бы коллективным Унгерном, коллективным монголом - и тогда борьба с другими монголами, с большевиками, потеряла бы всякий смысл.

Стычинский И.В.

Конрад фон Хётцендорф (Franz Conrad von Hötzendorf) Франц (в литературе фамилия полководца пишется по разному, например «Гётцендорф») родился 11 ноября 1852 года в пригороде Вены - Пенцинге. Он принадлежал к южно-моравскому аристократическому роду, его прадед был в 1816 году возведен в потомственное дворянство с прибавлением к своей фамилии - Конрад - девичьей фамилии своей жены, происходившей из палатинатской семьи фон Хётцендорф. Его отец был гусарским полковником, а мать известной венской актрисой, дочерью известного художника Кюблера. Так как его отец рано умер, в юности за образованием Конрада наблюдала его мать.

В 11 лет его отдали в кадетский корпус в Хайнбурге. Военное образование он получили в течении 1867–1871 гг. в Военной Академии «Терезиана» в Винер-Нойштадте. 28 августа 1871 года он выпустился из академии в звании лейтенанта в 11-й батальон полевых егерей. Спустя три года Франц Конрад поступил в офицерскую школу в Вене. Закончив школу с отличным результатом, он стал офицером Генеральный Штаб. Фон Хетцендорф принимал участие в военных действиях в Боснии и Герцеговине в 1878–1879 гг, а в 1882 году - в подавлении восстания в Южной Далмации. В 1883 году он стал начальником штаба пехотной дивизии.

В 1886 году Франц Конрад женился на Вильгельмине ле Бе, которая впоследствии родила ему четырех сыновей.

В 1888–1892 гг. Франц Конрад состоял преподавателем тактики в офицерской школе. В 1893 году ему было присвоено звание полковника, в 1895 - его назначили командиром 1-го пехотного полка в Троппау, в 1899 - пехотной бригады в Триесте, в 1903 - пехотной дивизии в Инсбруке. 18 ноября 1906 года при поддержке наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда фон Хетцендорф был назначен начальником Генерального Штаба. Конрад понравился эрцгерцогу своим стремлением к улучшению и модернизации армии, а стремление, скурпулезность и беспокойная деятельность, присущие ему, сильно отличала его от современников.

После своего назначения Конрад развил черезвычайно энергичную деятельность: провел реорганизацию армии, усилил артиллерию. Его активная деятельность проявлялась и во вмешательстве как во внутреннюю, так и во внешнюю политику Австро-Венгрии. Однако парламенты Австрийской империи и Венгерского королевства скупо отпускал кредиты на устройство армии, которая сильно отставала от армий других стран, особенно в техническом отношении.

В 1910 году фон Хетцендорф получил титул барона. Являясь главой так называемой «военной партии», он с 1907 года выступал за превентивную войну с Сербией и Черногорией, а также за установление гегемонии в Албании. Кроме того, Конрад не доверял союзу с Италией и старался принять энергичные меры для обеспечения австро-итальянской границы.

Его стремление влиять на политиков и серьезные разногласия с министром иностранных дел А. фон Эренталем привели к тому, что в ноябре 1911 года фон Хетцендорфа был отставлен с поста начальника Генштаба и назначен инспектором армии. Однако спустя всего год, 12 декабря 1912 г. он вернулся на свой старый пост из-за улучшения для него политической коньюктуры.

Франц Конрад был одним из главных инициаторов использования убийства Франца Фердинанда в качестве предлога для начала боевых действий против Сербии. С объявлением мобилизации в августе 1914 года он был назначен начальником Полевого Генштаба при эрцгерцоге Фридрихе, фактически сосредоточил в своих руках руководство австро-венгерской армией. Согласно первоначальному плану, война против Росиийской империи должна была начатся наступлением австро-венгерских войск из Галиции на линию Люблин-Холм и одновременно наступлением германских войск из Восточной Пруссии по направлению на Седлец. Хотя фактически Конрад имел в своем распоряжении лишь три армии (1-ю, 3-ю, 4-ю), так как остальные под командованием Оскара Потиорека были направлены на Балканский фронт, он немедленно перешел в энергичное наступление на города Люблин и Холм, причем вначале это увенчалось крупным успехом. Между тем, предполагаемое наступление германской армии на Седлец не состоялось даже после разгрома 2-й русской армии под командованием генерала А.В. Самсонова. В результате, австро-венгерские войска, задавленные численным перевесом противника, были сильно потрепаны в ходе Галицийской битвы и принуждены отступить в Западную Галицию.

Конрад назвал поведение германских войск предательством и с этого момента питал к ним «злое чувство», которое еще усиливалось желанием сохранить возможно большую самостоятельность и оградить суверенитет монархии Габсбургов.

Идея прорыва русских позиций в Галиции на участке Горлица-Тарнов, осуществленная генералом фон Макензеном весной 1915 г. принадлежала Конраду. В начале 1915 года он задумал провести наступление из Тироля в тыл итальянским войскам на реке Изонцо, для чего обратился к генералу фон Фалькенгайну поддержать его силами восьми германских дивизий. Последний не счел возможным выполнить эту просьбу. Тогда Конрад для проведения задуманной операции снял часть войск с австро-русского фронта.

После смерти своей первой жены Франц Конрад 19 октября 1915 года женился на Виргинии фон Рейхнаус, которая стала матерью еще шести его детей. Вторая женитьба вызвало скандал в обществе, так как супруга отказалась перейти из кальвинизма в католичество.

Наступление из Тироля между Эчем и Брентой в мае 1916 г. первоначально развивалось удачно, но затем было прекращено, так как ослабленный австро-венгерский фронт в России был атакован войсками генерала от кавалерии А.А. Брусилова (эта операция и есть славноизвестный «Брусиловский прорыв»). Натиск противника удалось остановить с большим трудом только при помощи значительных германских подкреплений, а также путем переброски части войск с итальянского фронта.

25 ноября Конрад получает звание фельдмаршалом, третьим после эрцгерцогов Фридриха и Евгения (император и король Франц Иосиф, как и остальные монрхи рода Габсбургов, получил это звание автоматически при вступлении на трон). Вскоре после ухода эрцгерцога Фридриха с поста верховного главнокомандующего, которого сменил на этом посту новый император и король Карл I Габсбург, фон Хетцендорф также в результате разногласий с новым монархом, был смещен с поста начальника Генерального Штаба 1 марта 1917 года и назначен командующим 11-й Южной Армией в Тироле.

Фактически под командованием фельдмаршала были объединены все австро-венгерские войска на Тирольском фронте. Во время сражения при Капоретто в октябре-ноябре 1917 г., завершившегося разгромом итальянских войск, Конрад действовал вдоль Бренты во фланг главным силам противника. Его армия взяла Ассиаго, Тецце и Беллюну, но не смогла овладеть последними горными перевалами на Монте-Граппа, которые запирали выход на равнину. Наконец Конрад принял участие в общем наступлении на итальянском фронте в июне 1918 г., не имевшим успеха из-за начавшегося уже разложения армии.

15 июля 1918 г. фельдмаршал был снят с поста командующего армией и назначен на почетные должности полковника Королевской Лейб-гвардии и канцлера Военного Ордена Марии-Терезии. Крах монархии он воспринял довольно спокойно, так как предполагал такое развитие событий. С 1919 года он был почетным президентом «Союза Альт-Нойштадт» - общества выпускников Военной Академии в Винер-Нойштадт. Поселившись в Инсбруке, Конрад посвящяет себя изучению философии и религии. В 1922 году переселяется в Вену. В заключительные годы жизни полководец превращается из «Великого Австрийца» в «Великого Немца». 25 августа 1925 года полководец умер на курорте Мергентхейм в Вюртемберге, где находился на лечении болезни жёлчного пузыря. После торжественного похоронного парада он был похоронен на кладбище Хайтцинг в Вене.

Loading...Loading...