Комплектовать войска будет морской пехотинец

Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации

Эмблема
Страна Россия
Подчинение Начальник Генерального штаба Вооружённых cил Российской Федерации
Тип орган военного управления
Функция организационное строительство и мобилизационная деятельность Вооружённых сил
Дислокация Москва , Фрунзенская набережная , 22/2

Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооружённых cил Российской Федерации (ГОМУ ГШ ВС РФ) - центральный орган военного управления в Российской Федерации , предназначенный для решения задач по организационному строительству Вооружённых cил , их мобилизационной подготовке и мобилизации, подготовке мобилизационных ресурсов , организации призыва и комплектования войск. Подчиняется начальнику Генерального штаба Вооружённых cил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации .

Задачи

Основные задачи Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых cил РФ:

  • планирование и организация проведения организационно-штатных мероприятий по совершенствованию структур органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых cил;
  • планирование мобилизационного развёртывания и мобилизационной подготовки Вооружённых cил, других войск, воинских формирований и органов;
  • планирование комплектования мобилизационными ресурсами Вооружённых cил, других войск, воинских формирований, органов и координация работы по ведению воинского учета граждан Российской Федерации;
  • подготовка мобилизационных ресурсов;
  • планирование обеспечения Вооружённых cил основными видами вооружения, военной техникой и другими материальными средствами;
  • организация призыва и комплектования войск

    Впервые задачи организационно-мобилизационного характера были возложены на созданный в 1531 году Разрядный приказ , в том числе - ведение в мирное время учёта ратным людям на случай сбора войск.

    В начале XVIII века в ходе реформ Петра I полки и иные воинские структуры русской армии стали организовываться в соответствии с штатами. В ходе военной реформы в России 60 - 70 годов XIX века , русская армия была переведена на кадровую основу. При этом возникла необходимость непрерывного решения вопросов мобилизационного характера. Эти вопросы решались подразделениями Главного штаба. К 1917 году задачи организационно-мобилизационного характера выполняло Главное управление Генерального штаба (в нём были мобилизационный отдел и отдел по устройству и службе войск).

    Организационно-мобилизационные органы в РККА и Советской армии

    • ведение учета, обучения и мобилизации военнообязанных ,
    • формирование, устройство и боевая подготовка частей Красной армии,
    • разработка штатов, уставов , наставлений, инструкций и положений для войск.

    В 1921 году был создан единый Штаб РККА . В его составе были сформированы организационное и мобилизационное управления.

    В 1924 году они были преобразованы в единое Организационно-мобилизационное управление (с 1926 - 2-е управление Штаба РККА). На него возложены общие вопросы организации Вооружённых cил в мирное и военное время, а также подготовка мобилизационного плана.

    В 1931 году 2-е управление Штаба РККА было разделено на 2-е (организационное), 5-е (материально-плановое) и 9-е (войсковой мобилизации).

    В 1935 году Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб. Он включал в себя восемь отделов, в том числе: организационный и материально-плановый. В 1938 году Организационный отдел Генерального штаба преобразован в Организационно-мобилизационный отдел. Однако с 1 февраля 1939 году из его состава выделен самостоятельный мобилизационный отдел. В июне 1939 году организационный и мобилизационный отделы были объединены в Организационно-мобилизационное управление.

    В августе 1940 году Генеральный штаб был переведён на новый штат и в нём были созданы самостоятельные управления: мобилизационное, организационное, по комплектованию войск, управление по устройству тыла и снабжения.

    После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 году все эти структуры были переданы из Генерального штаба в созданное Главное управление формирования и укомплектования Красной Армии (Главупраформ). Но опыт войны показал ошибочность такого решения.

    В апреле 1942 года эти органы были возвращены в состав Генерального штаба и объединены там в Организационное управление. С 1943 года оно именовалось Главным организационным управлением, с 1955 года - вновь Организационное управление.

    С 1947 года в Главного организационного управления Генерального штаба существовало мобилизационное управление. С этого момента в Генеральном штабе сосредоточилось руководство организационно-штатным обеспечением, мобилизационной работой, комплектованием войск и мобилизационным планированием вооружения и снабжения армии и флота.

    ГОМУ в Генштабе ВС СССР и Российской Федерации

    В 1964 году в Генеральном штабе создано Главное организационно-мобилизационное управление. С этого времени его наименование и подчинённость свыше 50 лет остаются неизменными. Внутренняя структура же неоднократно изменялась:

    • С 1964 - организационное управление, мобилизационное управление, управление укомплектования и службы войск, отдел учёта численности Вооружённых cил;
    • С 1969 года - организационное управление, мобилизационное и укомплектования управление, отдел службы войск;
    • С 1970 года - в ГОМУ включено третье управление - управление мобилизационного планирования вооружения, военной техники и других материальных средств;
    • С 1992 года - организационное управление, мобилизационное управление, управление планирования вооружения и техники;
    • С 1996 года в составе ГОМУ находилось также управление комплектования войск по мирному времени.
    • С 2009 года в структуре ГОМУ вновь действуют три управления.

    Начальники ГОМУ (в том числе его предшественников)

    • генерал-лейтенант Карпоносов, Арон Гершович (апрель 1942 - октябрь 1946)
    • генерал-полковник , с февраля 1968 - генерал армии Штеменко, Сергей Матвеевич (14 апреля 1964 - 3 августа 1968)
    • генерал-полковник Волков, Анатолий Васильевич (9 августа 1968 - 25 мая 1978)
    • генерал-полковник

Сегодня в Минобороны России под руководством начальника Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Василия Тонкошкурова прошла пресс-конференция для представителей отечественных СМИ, посвященная особенностям весеннего призыва граждан на военную службу.

Начальник ГОМУ Генштаба сообщил журналистам, что весной-летом текущего года на военную службу планируется призвать 155 тыс. человек.

В войска прибудут около 20 тыс. новобранцев, прошедших подготовку по военно-научным специальностям в организациях ДОСААФ России и учреждениях среднего профессионального образования.

Впервые в Вооруженные Силы будут направлены молодые ребята, подготовленные по специальностям Воздушно-десантных войск.

Продолжается набор в спортивные роты. На сегодняшний день в таких подразделениях проходят службу 386 человек.

За прошедший год военнослужащие спортивных рот на международных соревнованиях завоевали для страны 105 наград, в том числе 47 золотых.

Есть у весенней призывной кампании и свои особенности. С целью создания единой системы учета личного состава Вооруженных Сил, контроля обеспечения военнослужащих различными видами довольствия, их медицинского обслуживания, организации учебного процесса, в этом году началось серийное оснащение соединений, воинских частей и военных комиссариатов оборудованием автоматизированной системы «Паспорт».

В связи с этим гражданам, призванным на военную службу весной этого года и направляемым в Вооруженные Силы, будут выданы персональные электронные карты.

Новобранцы на сборных пунктах по-прежнему будут переодеваться в повседневную форму одежды, цвет которой будет соответствовать виду и роду войск, в котором им предстоит проходить военную службу, и обеспечиваться средствами личной гигиены, а по прибытию в воинские части - всесезонными полевыми комплектами базового обмундирования.

Особое внимание будет уделяться вопросам социальной защиты членов семей военнослужащих.

Женатых военнослужащих, имеющих детей, а также родителей больных и пенсионного возраста, будут, по возможности, направлять для прохождения военной службы вблизи места жительства.

Кроме мер социальной защиты, установленных для всех граждан, женам и детям военнослужащих по призыву законодательством предусмотрены ежегодно индексируемые выплаты.

Беременной жене военнослужащего выплачивается единовременное (24 тыс. 565 руб.), а имеющим детей до 3-х лет ежемесячное пособие (10 тыс. 528 руб.).

Как подчеркнул в заключение генерал-полковник Василий Тонкошкуров, «военная служба по призыву — это, в первую очередь, школа мужества, патриотизма и физической закалки для наших молодых людей, открывающая большие жизненные перспективы в будущем».

Родился 30 марта 1950 г. в селе Пыщуг Костромской области. В Вооруженных Силах с 1967 г. Окончил высшее военное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Службу проходил на различных командных и штабных должностях. В Генеральном штабе с 1982 г. До назначения на нынешнюю должность был заместителем начальника Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ. Женат. Имеет 2 сыновей.


- Василий Васильевич, с 1 января 2008 года срок службы по призыву сократится до одного года. Как в связи с этим изменится роль организаций РОСТО (ДОСААФ)?

Вопрос очень важный. Я хочу доложить, что в самый канун осеннего призыва-2005 мы провели совместное совещание с Российским оборонно-спортивным техническим обществом и наметили пути и направления совершенствования совместной работы. Вы знаете, что РОСТО (ДОСААФ) с момента основания было кузницей кадров для Вооруженных Сил. Сегодня в рамках общества мы готовим 89 тысяч специалистов для службы в армии. Вне рамок службы, но для службы. Готовим связистов, водителей, специалистов для ВМФ и других видов и родов ВС РФ. Ведь с переходом на один год службы подготовить солдата как специалиста будет очень сложно.

Поэтому мы кровно заинтересованы в том, чтобы приходящие в армию юноши имели какую-либо военно-учетную специальность. Мы сейчас как раз завершаем выработку военно-учетных гражданских специальностей, родственных военным, по которым необходимо готовить в организациях РОСТО. Полагаем, что объемы заданий на эту организацию, естественно, с соответствующим финансированием программ, несколько увеличим. Думаю, на 25-30% они возрастут. Надеюсь также, что добрые подвижки в нашей совместной работе отразятся на укомплектованности армии и помогут молодым людям, будущим новобранцам, получить военную специальность.

Не кажется ли вам, что мы сами породили в прошлые годы некий имидж "уклониста"? Он находил поддержку в различных "солдатских комитетах" и правозащитных организациях. Не потому ли так популярна была в самом начале альтернативная гражданская служба (АГС)? Может, еще и в этом причины уклонений от службы в армии?

Основные причины уклонения от службы в армии общеизвестны. У части граждан сохраняется негативное отношение к ней. В этом году уклонилось от службы в ВС 15 тыс. юношей. Это, конечно, много. Но, например, в 1999-м - еще больше: 44 тысячи. Факты, согласитесь, говорят о положительной тенденции.

Что касается сложившегося в былые годы имиджа службы, то нам надо ломать негативные стереотипы. Кроме того, после 6 месяцев службы призывников направляли для выполнения боевых задач в "горячие точки". Это тоже увеличивало число уклонистов. Чего скрывать, были напряженные моменты и с проведением боевой подготовки, когда не хватало средств на занятия, тренировки, стрельбы.


Осенний призыв-2005.
Фото ИТАР-ТАСС

Но сегодня все это ушло в небытие. Сейчас идет напряженная учеба, нет проблем с выделением боеприпасов, ГСМ. А самое главное, сегодня в "горячих точках" не служат призывники. В армейских столовых хорошее питание, а в военных городках развитая инфраструктура. Особенно в частях постоянной готовности. Словом, созданы все условия для добросовестной службы. Так что постепенно мы уйдем от "уклонения" как явления. И цифры, которые я привел, говорят сами за себя: было 44 тысячи, а стало 15.

Что касается принципа комплектования армии, то он был и остается во многих цивилизованных странах смешанным. А призыв, как таковой, на мой взгляд, лишь объединяет нацию.

Но тогда почему сохраняется до сих пор пресловутая "дедовщина"? Ведь ей также повсеместно объявлена борьба?

Проблема "дедовщины" отчасти надуманная. Ведь пришла она не из армии, как и родилась не в армии. Она родилась, полагаю, на "гражданке": в школе, на улице: Мы видим, что порою там творится.

Во-вторых, в армию сегодня мы берем практически всех, кто не имеет права на отсрочку. Возможности для отбора граждан у нас практически нет. Не удивительно, что в армию попадают и те люди, которые чинили безобразия на "гражданке". Они свои поведенческие установки привносят в армейские коллективы. Несмотря на это, количество преступлений и происшествий в армии по сравнению с "гражданкой" во много раз меньше.

Армия не институт благородных девиц, и перевоспитать таких граждан за два года, согласитесь, непросто. Но сдерживать подобные явления, направлять людей на созидательные поступки мы должны. И делаем это. Тем более что сегодня в армии, повторю, есть техника, боеприпасы, горючее, чтобы заниматься полноценной боевой подготовкой. Все это говорит о том, что рано или поздно мы изживем и такое явление, как "дедовщина".

Сегодня проводится масштабная реформа в военном образовании, в частности, в подготовке студентов на военных кафедрах. Многие из них сокращаются. Какой здесь подход? Какие вузы сохранят военные кафедры?

Я хочу сказать, что в ведущих вузах страны военные кафедры останутся. Их будет 35. Кроме того, в наиболее престижных институтах создаются специальные учебные центры, в которых будут готовить офицеров запаса. Граждане, закончившие учебу в вузе, где нет военной кафедры, будут призываться на военную службу рядовыми. А те, кто одновременно закончат учебные центры и заключат контракты (а значит, как бы получат статус курсантов), будут по окончании вуза проходить службу в течение трех лет офицерами.

Те же студенты, которые обучаются на военных кафедрах, после вуза сразу получат звания офицеров запаса. Хотя за ними сохранится право на прохождение военной службы офицерами. Подчеркну: для запаса будут готовиться наиболее дефицитные специальности.

Как вы уже сказали, у военкоматов сейчас нет возможности отбирать наиболее достойных. Не секрет, что в армию попадают даже люди с судимостью. Не планируется ли все-таки отказаться от такого контингента с 2008 года?

Этот вопрос мы обсуждаем очень часто. Ведь если недавно призывали 7-9% лиц, имеющих снятую или погашенную судимость, то сейчас - всего 2%. И готовы отказаться даже от них. Но в законе сказано, что призыву подлежат граждане, имеющие снятую или погашенную судимость. То есть юридически мы пока не имеем права не призывать этих лиц. Однако, полагаю, уже в ближайшей перспективе такое предложение будет внесено.

А на каких основаниях будут призываться граждане Чечни? Ведь там, согласно принятому решению, должны проходить службу только контрактники?

Хорошо подмечено. Там граждане сразу заключают контракт и проходят службу по нему. Причем он, как определено законом, заключается на три года. И там, должен сказать, юноши служат с удовольствием. Мы вышли также с предложением, чтобы привлекать граждан к восстановлению объектов инфраструктуры ЧР на альтернативной гражданской службе.

На некоторых предприятиях ОПК сегодня удерживают рабочую силу одним: или пойдешь в армию, или будешь работать у нас. Но правильно ли это?

Армия не пугало. Да, предприятия, и не только оборонно-промышленного комплекса, выполняют оборонзаказ. Но за продукцию гособоронзаказа Министерство обороны платит сполна. Поэтому каких-либо еще преференций тут быть не должно. Привлекать надо не отсрочками различными от службы, а нормальной зарплатой, другими хорошими социальными условиями труда. Это будет правильно и справедливо.

Что касается армии, то в ней наращиваются позитивные процессы. Из года в год повышается денежное довольствие. И с 1 января 2006 года оно будет повышено на 15%. С 2007 года - еще на 10%. С 2008 года - еще на 15%. И все это заложено в бюджет. Вы знаете, что и в 2005 году было повышено денежное довольствие.

Теперь давайте посмотрим на гособоронзаказ. Практически он ежегодно растет на 40-50%. Армия начала закупать вооружение и технику. У нас есть программы перевооружения. Мы начинаем поставлять новую и модернизированную технику. На глазах улучшается и обеспечение военнослужащих жильем: приняты ипотечная программа, программа строительства служебного жилья, программа ГЖС. Подчеркну, сегодня количество бесквартирных по сравнению с тем, что было пять лет назад, снизилось почти на 40%! То есть многие проблемы решаются.

А посмотрите на те цифры, что заложены под строительство жилья. Государство не снимает своих обязательств заботиться об офицерах. Сегодня у нас есть возможность предоставлять им и членам их семей полноценный отдых и лечение. Причем не так дорого. Осуществляем многие другие программы. Поэтому сказать, что мы находимся в какой-то точке замерзания, думаю, будет несправедливо. Есть позитивные сдвиги. И с каждым годом их становится все больше. В глазах офицеров появилась надежда. Надежда на то, что служба в армии будет все-таки престижной.

И в заключение я хотел бы сказать вот что. Раз у России есть армия, то давайте будем ее комплектовать качественным призывным контингентом. Давайте повернемся лицом к проблеме нравственного и физического оздоровления молодежи. К начальной военной подготовке, военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Все это и станет залогом высокой боеготовности наших воинских частей, нового облика армии и флота.

7 марта 2014 г. исполняется 50 лет со дня образования Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ ГШ ВС РФ). Являясь центральным органом военного управления, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба предназначено для решения задач по организационному строительству Вооруженных Сил, их мобилизационной подготовке и мобилизации, подготовке мобилизационных ресурсов, организации призыва и комплектования войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, планированию обеспечения Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Впервые в отечественной истории элементы организационно-мобилизационной работы встречаются в деятельности созданного в 1531 г. Разрядного приказа. В мирное время он вел учет ратных людей на случай сбора войск. В начале XVIII в. в ходе реформ Петра I были введены штаты полков и других воинских формирований русской армии. Крымская война 1853 – 1856 гг. вскрыла недостатки в создании в стране мобилизационных ресурсов. В ходе последовавших военных реформ решение этой задачи было возложено на подразделения созданного в 1865 г. Главного штаба. В его составе 23 июня (6 июля) 1875 г. был образован Комитет для подготовки данных к мобилизации войск. Позднее он стал называться Комитетом по мобилизации войск. В нем были сосредоточены данные по переводу войск с мирного на военное положение. В дальнейшем был создан исполнительный орган – канцелярия Комитета, вместо которой в апреле 1903 г. в составе Управления 2-го генерала-квартирмейстера Главного штаба был образован мобилизационный отдел. В 1906 г. согласно новому Положению о Главном штабе отдел был преобразован в Мобилизационное управление Главного штаба. К 1917 г. все задачи организационно-мобилизационного характера были возложены на Главное управление Генерального штаба, которое имело в своем составе мобилизационный отдел и отдел по устройству и службе войск.

С образованием Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) начался новый этап в истории организационно-мобилизационных органов. Так, 8 мая 1918 г. был создан Всероссийский главный штаб (Всероглавштаб), который стал высшим военным органом, ведавшим учетом, обучением и мобилизацией военнообязанных; формированием, устройством и боевой подготовкой частей Красной Армии. На него возлагалась также разработка штатов, уставов, наставлений, инструкций и положений для войск. 2 октября 1918 г. был образован Полевой штаб Реввоенсовета Республики с передачей ему всех оперативных функций Всероглавштаба с оставлением функций организационно-мобилизационной работы. 24 октября 1918 г. в его составе было создано Мобилизационное управление. С 3 ноября 1918 г. Всероглавштабу подчинили все окружные комиссариаты по военным делам и другие местные военные органы. Мобилизационное управление, активно функционируя с ноября 1918 г., сумело организовать и наладить учет личного состава РККА, а с 1 января 1919 г. вело учет не только полевых войск, но и войск вспомогательного назначения. К 19 февраля 1919 г. управлением был разработан проект нового плана формирования армии. Также была проведена реформа, включавшая нарезку прифронтовых (тыловых) полос и создание новых военных округов. В годы Гражданской войны и военной интервенции 1917–1922 гг. Всероглавштабом была проделана значительная работа по организации и проведению призыва военнообязанных. При этом важную роль сыграло Мобилизационное управление. Так, в апреле-мае 1919 г. под руководством Всероглавштаба в военных округах были сформированы: 9 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии; 6 стрелковых и 1 кавалерийская бригада; 3 армейские артиллерийские бригады и ряд подразделений технических родов войск. Всего к концу 1920 г. в Красной Армии имелось 78 стрелковых и 22 кавалерийские дивизии, 35 отдельных стрелковых и 5 отдельных кавалерийских бригад. В рядах РККА насчитывалось 5,5 млн человек.

10 февраля 1921 г. на базе Полевого штаба и Всероглавштаба был создан Штаб РККА. В него вошло и Мобилизационное управление. С этого времени в Красной Армии начинается мобилизационное планирование. В октябре 1921 г. Мобилизационное управление Штаба РККА приступило к разработке первого в Красной Армии мобилизационного расписания (плана). В этой сложной работе Управление и другие подразделения Штаба РККА, принимавшие участие в разработке первого мобилизационного расписания, опирались на опыт работы старой русской армии, а также на опыт проведения мероприятий по формированию частей Красной Армии и призыву граждан на военную службу в годы Гражданской войны.

В 1922 – 1924 гг. были приняты нормативные документы о воинской и автотранспортной повинности. Они явились основой организации мобилизационной работы не только в Красной Армии, но и в целом в стране. 6 июня 1924 г. введено в действие Положение о Мобилизационном управлении Штаба РККА. Однако в ходе военной реформы 1924–1925 гг. по предложению М.Н. Тухачевского Организационное и Мобилизационное управления были объединены в единое целое – Организационно-мобилизационное управление. В то же время была введена территориальная система комплектования армии личным составом. В последующем наименование, оргструктура и подчиненность Оргмобуправления неоднократно изменялись. Так, приказом наркома по военным и морским делам от 12 июля 1926 г. в Штабе РККА сосредоточивались все функции по подготовке страны и армии к войне. Организационно-мобилизационное управление Штаба РККА с 1931 г. было разделено на 3 самостоятельных управления: 2-е (Организационное), 5-е (Материально-плановое) и 9-е (Войсковой мобилизации). В середине 1930-х годов был осуществлен переход от смешанной, территориально-кадровой системы строительства РККА к единому кадровому принципу комплектования армии и флота. 22 сентября 1935 г. Штаб РККА был реорганизован, переименован в Генеральный штаб и организационно вошел в состав Наркомата обороны. В 8 отделов Генштаба входили организационный и материально-плановый отделы. В 1938 г. организационный отдел Генерального штаба был преобразован в организационно-мобилизационный отдел, однако через год из его состава выделился мобилизационный отдел. А в июне 1939 г. на их базе создали Организационно-мобилизационное управление. В августе 1940 г. Генеральный штаб перешел на новый штат, включавший в том числе Мобилизационное, Организационное и Комплектования войск управления, а также Управление по устройству тыла и снабжения. С этой структурой организационно-мобилизационные органы вступили в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

29 июля 1941 г. по приказу наркома обороны структуры, занимавшиеся в Генштабе организацией, мобилизацией, призывом и комплектованием войск, были переданы в созданное Главное управление формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупраформ). На Главупраформ возлагались следующие задачи: разработка мероприятий по развитию Красной Армии и формированию войсковых частей (кроме авиационных, бронетанковых, мотоциклетных и моторизованных); укомплектование Красной Армии военнообязанными младшего командного и рядового состава, конским составом, обозом, упряжью и мехтранспортом из народного хозяйства; руководство запасными частями и организация отправки пополнения в действующую армию; определение потребности в вооружении, боевой технике и материально-технических средствах новых формирований, запасных частей и маршевых пополнений. Главупраформ состоял из управлений: организационно-штатного, мобилизации и укомплектования армии, формирования частей и соединений, запасных частей и маршевых пополнений фронта, вооружения и снабжения (в январе 1942 г. расформирован), инспектирования и подготовки новых формирований (с января 1942 г.), подготовки младшего комсостава в учебных бригадах и полках (с августа 1942 г.), а также ряда отделов. 4 мая 1943 г. приказом наркома обороны в Генштабе на базе Организационного управления Генштаба и Организационно-штатного управления Главупраформа было создано Главное организационное управление. В связи с этим основными задачами Главупраформа остались: формирование и комплектование стрелковых войск, подготовка маршевого пополнения, накопление стратегических резервов и контроль за поступлением пополнения из запасных и учебных частей в действующие фронты. Важным направлением деятельности с конца первого периода войны стало формирование воинских частей и соединений, укомплектованных иностранцами – гражданами стран – союзниц СССР по антигитлеровской коалиции. Планирование перевода Вооруженных Сил с военного на мирное положение Генеральный штаб начал еще в начале 1945 г. Результаты этой работы нашли отражение в Постановлении Государственного Комитета Обороны от 20 апреля 1945 г. «Об установлении состава, численности и организации Красной Армии после окончания войны с Германией». В феврале 1946 г. Главупраформ был расформирован, и на его базе созданы аппарат главнокомандующего Сухопутными войсками и Главный штаб Сухопутных войск, в состав которого вошло и Мобилизационное управление. В это же время в составе Главного организационного управления Генерального штаба было создано Мобилизационно-плановое управление. В июне 1947 г. эти две структуры были объединены в Мобилизационное управление Главного организационного управления Генерального штаба.

К середине 1950-х гг. страна полностью завершила переход к мирному строительству и развитию. Новые условия требовали дальнейшего совершенствования мобилизационной структуры. Для осуществления организационно-мобилизационной работы 7 марта 1964 г. в Генеральном штабе создано Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В течение 1964 и 1965 гг. проводились тщательная оценка мобилизационных ресурсов, базы мобилизационного развертывания войск, системы управления мобилизацией и другие важные мероприятия. В это же время был создан новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения, произошли существенные изменения в организационном строительстве и перевооружении войск, которые коснулись артиллерии, авиации, Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны и флота. Большие и важные перемены потребовали напряженной и активной работы всего личного состава ГОМУ ГШ ВС и получили свое отражение в мобилизационном планировании. Вместе с тем, к 1980 г. назрела необходимость в новой переработке всего оперативного и мобилизационного планирования. При всестороннем и непосредственном участии ГОМУ ГШ ВС в разработке новых мобилизационных планов и под его контролем началась работа по обеспечению их выполнения. В больших масштабах осуществлялись мероприятия по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов нужных военных специальностей. Проводились крупные учения войск с обязательным их доукомплектованием или развертыванием до штатов военного времени и приемом военнообязанных. В достаточно больших объемах проводилась подготовка военнообязанных по должностным военно-учетным специальностям и многое другое. В масштабе этих преобразований важнейшим направлением деятельности ГОМУ ГШ ВС с 1964 г. становится руководство военными комиссариатами, основными задачами которых являются: мобилизационное планирование и мобилизационная подготовка, планирование и подготовка мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов на случай перевода Вооруженных Сил с мирного на военное время; учет граждан, пребывающих в запасе, распределение их по разрядам и предназначение в команды, согласованные с воинскими частями; учет транспортных ресурсов и материальных средств, предназначенных для выполнения мобилизационного плана; организация оповещения мобилизационных людских ресурсов, организаций и учреждений на случай мобилизации, а также задачи подготовки к военной службе и призыва на военную службу (такие, как первоначальная постановка граждан на воинский учет, их подготовка к военной службе, осуществление призыва граждан на военную службу) и другие. Под руководством ГОМУ ГШ ВС эти задачи выполнялись в полном объеме и с высоким качеством.

После распада СССР и создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации начался новый этап в истории ГОМУ ГШ ВС. С 22 июня 1992 г. ГОМУ ГШ ВС было переведено на новый штат, включавший 3 управления: Организационное, Мобилизационное и Планирования вооружения и техники. В 1996 г. в состав ГОМУ ГШ ВС было введено 4-е управление – Комплектования войск (по мирному времени). Мобилизационным органам видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и военным комиссариатам с большими усилиями приходилось решать задачи комплектования войск. Многие годы не проводились мероприятия мобилизационной подготовки (учения и мобилизационные тренировки), ухудшилось качество призывных ресурсов, в запущенном состоянии оказался воинский учет. Для выправления сложившегося положения в ГОМУ ГШ ВС была проведена большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях создания такой системы, которая бы гарантированно обеспечивала комплектование Вооруженных Сил и других войск людскими и транспортными ресурсами на качественной основе и в установленные сроки. Отражением этого большого и сложного процесса явилось дальнейшее реформирование системы органов военного управления в соответствии с федеральным устройством государства. ГОМУ ГШ ВС приняло непосредственное участие в реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». Это позволило с 1 января 2008 г. перейти на одногодичный срок военной службы по призыву, начать планомерную и целенаправленную работу по повышению статуса и авторитета младших командиров. Проведена реорганизация системы военных комиссариатов. В новых условиях от ГОМУ ГШ ВС РФ потребовалось пересмотреть, уточнить и провести заново все мобилизационное планирование. Оно должно было соответствовать новому политическому и экономическому устройству страны, отвечать новой законодательной и нормативно-правовой базе, сложившейся реальной обстановке. В 2009 г. в связи с проводимыми в Вооруженных Силах реформами структура ГОМУ ГШ ВС также претерпела изменения. Были перераспределены функции, сокращена штатная численность. В данный момент ГОМУ ГШ ВС РФ состоит из 3 управлений. За истекшие 50 лет Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации возглавляли генералы С.М. Штеменко, А.В. Волков, В.Я. Аболинс, Г.А. Морозов, Г.Ф. Кривошеев, М.П. Колесников, В.И. Бологов, В.В. Жеребцов, М.В. Клишин, В.Н. Путилин, В.В. Смирнов и В.П. Тонкошкуров (с 2013 г.).

7 марта 2014 г. исполняется 50 лет со дня образования Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ ГШ ВС РФ). Являясь центральным органом военного управления, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба предназначено для решения задач по организационному строительству Вооруженных Сил, их мобилизационной подготовке и мобилизации, подготовке мобилизационных ресурсов, организации призыва и комплектования войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, планированию обеспечения Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Впервые в отечественной истории элементы организационно-мобилизационной работы встречаются в деятельности созданного в 1531 г. Разрядного приказа. В мирное время он вел учет ратных людей на случай сбора войск. В начале XVIII в. в ходе реформ Петра I были введены штаты полков и других воинских формирований русской армии. Крымская война 1853 - 1856 гг. вскрыла недостатки в создании в стране мобилизационных ресурсов. В ходе последовавших военных реформ решение этой задачи было возложено на подразделения созданного в 1865 г. Главного штаба. В его составе 23 июня (6 июля) 1875 г. был образован Комитет для подготовки данных к мобилизации войск. Позднее он стал называться Комитетом по мобилизации войск. В нем были сосредоточены данные по переводу войск с мирного на военное положение. В дальнейшем был создан исполнительный орган - канцелярия Комитета, вместо которой в апреле 1903 г. в составе Управления 2-го генерала-квартирмейстера Главного штаба был образован мобилизационный отдел. В 1906 г. согласно новому Положению о Главном штабе отдел был преобразован в Мобилизационное управление Главного штаба. К 1917 г. все задачи организационно-мобилизационного характера были возложены на Главное управление Генерального штаба, которое имело в своем составе мобилизационный отдел и отдел по устройству и службе войск.

С образованием Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) начался новый этап в истории организационно-мобилизационных органов. Так, 8 мая 1918 г. был создан Всероссийский главный штаб (Всероглавштаб), который стал высшим военным органом, ведавшим учетом, обучением и мобилизацией военнообязанных; формированием, устройством и боевой подготовкой частей Красной Армии. На него возлагалась также разработка штатов, уставов, наставлений, инструкций и положений для войск. 2 октября 1918 г. был образован Полевой штаб Реввоенсовета Республики с передачей ему всех оперативных функций Всероглавштаба с оставлением функций организационно-мобилизационной работы. 24 октября 1918 г. в его составе было создано Мобилизационное управление. С 3 ноября 1918 г. Всероглавштабу подчинили все окружные комиссариаты по военным делам и другие местные военные органы. Мобилизационное управление, активно функционируя с ноября 1918 г., сумело организовать и наладить учет личного состава РККА, а с 1 января 1919 г. вело учет не только полевых войск, но и войск вспомогательного назначения. К 19 февраля 1919 г. управлением был разработан проект нового плана формирования армии. Также была проведена реформа, включавшая нарезку прифронтовых (тыловых) полос и создание новых военных округов. В годы Гражданской войны и военной интервенции 1917-1922 гг. Всероглавштабом была проделана значительная работа по организации и проведению призыва военнообязанных. При этом важную роль сыграло Мобилизационное управление. Так, в апреле-мае 1919 г. под руководством Всероглавштаба в военных округах были сформированы: 9 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии; 6 стрелковых и 1 кавалерийская бригада; 3 армейские артиллерийские бригады и ряд подразделений технических родов войск. Всего к концу 1920 г. в Красной Армии имелось 78 стрелковых и 22 кавалерийские дивизии, 35 отдельных стрелковых и 5 отдельных кавалерийских бригад. В рядах РККА насчитывалось 5,5 млн человек.

10 февраля 1921 г. на базе Полевого штаба и Всероглавштаба был создан Штаб РККА. В него вошло и Мобилизационное управление. С этого времени в Красной Армии начинается мобилизационное планирование. В октябре 1921 г. Мобилизационное управление Штаба РККА приступило к разработке первого в Красной Армии мобилизационного расписания (плана). В этой сложной работе Управление и другие подразделения Штаба РККА, принимавшие участие в разработке первого мобилизационного расписания, опирались на опыт работы старой русской армии, а также на опыт проведения мероприятий по формированию частей Красной Армии и призыву граждан на военную службу в годы Гражданской войны.

В 1922 - 1924 гг. были приняты нормативные документы о воинской и автотранспортной повинности. Они явились основой организации мобилизационной работы не только в Красной Армии, но и в целом в стране. 6 июня 1924 г. введено в действие Положение о Мобилизационном управлении Штаба РККА. Однако в ходе военной реформы 1924-1925 гг. по предложению М.Н. Тухачевского Организационное и Мобилизационное управления были объединены в единое целое - Организационно-мобилизационное управление. В то же время была введена территориальная система комплектования армии личным составом. В последующем наименование, оргструктура и подчиненность Оргмобуправления неоднократно изменялись. Так, приказом наркома по военным и морским делам от 12 июля 1926 г. в Штабе РККА сосредоточивались все функции по подготовке страны и армии к войне. Организационно-мобилизационное управление Штаба РККА с 1931 г. было разделено на 3 самостоятельных управления: 2-е (Организационное), 5-е (Материально-плановое) и 9-е (Войсковой мобилизации). В середине 1930-х годов был осуществлен переход от смешанной, территориально-кадровой системы строительства РККА к единому кадровому принципу комплектования армии и флота. 22 сентября 1935 г. Штаб РККА был реорганизован, переименован в Генеральный штаб и организационно вошел в состав Наркомата обороны. В 8 отделов Генштаба входили организационный и материально-плановый отделы. В 1938 г. организационный отдел Генерального штаба был преобразован в организационно-мобилизационный отдел, однако через год из его состава выделился мобилизационный отдел. А в июне 1939 г. на их базе создали Организационно-мобилизационное управление. В августе 1940 г. Генеральный штаб перешел на новый штат, включавший в том числе Мобилизационное, Организационное и Комплектования войск управления, а также Управление по устройству тыла и снабжения. С этой структурой организационно-мобилизационные органы вступили в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

29 июля 1941 г. по приказу наркома обороны структуры, занимавшиеся в Генштабе организацией, мобилизацией, призывом и комплектованием войск, были переданы в созданное Главное управление формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупраформ). На Главупраформ возлагались следующие задачи: разработка мероприятий по развитию Красной Армии и формированию войсковых частей (кроме авиационных, бронетанковых, мотоциклетных и моторизованных); укомплектование Красной Армии военнообязанными младшего командного и рядового состава, конским составом, обозом, упряжью и мехтранспортом из народного хозяйства; руководство запасными частями и организация отправки пополнения в действующую армию; определение потребности в вооружении, боевой технике и материально-технических средствах новых формирований, запасных частей и маршевых пополнений. Главупраформ состоял из управлений: организационно-штатного, мобилизации и укомплектования армии, формирования частей и соединений, запасных частей и маршевых пополнений фронта, вооружения и снабжения (в январе 1942 г. расформирован), инспектирования и подготовки новых формирований (с января 1942 г.), подготовки младшего комсостава в учебных бригадах и полках (с августа 1942 г.), а также ряда отделов. 4 мая 1943 г. приказом наркома обороны в Генштабе на базе Организационного управления Генштаба и Организационно-штатного управления Главупраформа было создано Главное организационное управление. В связи с этим основными задачами Главупраформа остались: формирование и комплектование стрелковых войск, подготовка маршевого пополнения, накопление стратегических резервов и контроль за поступлением пополнения из запасных и учебных частей в действующие фронты. Важным направлением деятельности с конца первого периода войны стало формирование воинских частей и соединений, укомплектованных иностранцами - гражданами стран - союзниц СССР по антигитлеровской коалиции. Планирование перевода Вооруженных Сил с военного на мирное положение Генеральный штаб начал еще в начале 1945 г. Результаты этой работы нашли отражение в Постановлении Государственного Комитета Обороны от 20 апреля 1945 г. «Об установлении состава, численности и организации Красной Армии после окончания войны с Германией». В феврале 1946 г. Главупраформ был расформирован, и на его базе созданы аппарат главнокомандующего Сухопутными войсками и Главный штаб Сухопутных войск, в состав которого вошло и Мобилизационное управление. В это же время в составе Главного организационного управления Генерального штаба было создано Мобилизационно-плановое управление. В июне 1947 г. эти две структуры были объединены в Мобилизационное управление Главного организационного управления Генерального штаба.

К середине 1950-х гг. страна полностью завершила переход к мирному строительству и развитию. Новые условия требовали дальнейшего совершенствования мобилизационной структуры. Для осуществления организационно-мобилизационной работы 7 марта 1964 г. в Генеральном штабе создано Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В течение 1964 и 1965 гг. проводились тщательная оценка мобилизационных ресурсов, базы мобилизационного развертывания войск, системы управления мобилизацией и другие важные мероприятия. В это же время был создан новый вид Вооруженных Сил - Ракетные войска стратегического назначения, произошли существенные изменения в организационном строительстве и перевооружении войск, которые коснулись артиллерии, авиации, Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны и флота. Большие и важные перемены потребовали напряженной и активной работы всего личного состава ГОМУ ГШ ВС и получили свое отражение в мобилизационном планировании. Вместе с тем, к 1980 г. назрела необходимость в новой переработке всего оперативного и мобилизационного планирования. При всестороннем и непосредственном участии ГОМУ ГШ ВС в разработке новых мобилизационных планов и под его контролем началась работа по обеспечению их выполнения. В больших масштабах осуществлялись мероприятия по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов нужных военных специальностей. Проводились крупные учения войск с обязательным их доукомплектованием или развертыванием до штатов военного времени и приемом военнообязанных. В достаточно больших объемах проводилась подготовка военнообязанных по должностным военно-учетным специальностям и многое другое. В масштабе этих преобразований важнейшим направлением деятельности ГОМУ ГШ ВС с 1964 г. становится руководство военными комиссариатами, основными задачами которых являются: мобилизационное планирование и мобилизационная подготовка, планирование и подготовка мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов на случай перевода Вооруженных Сил с мирного на военное время; учет граждан, пребывающих в запасе, распределение их по разрядам и предназначение в команды, согласованные с воинскими частями; учет транспортных ресурсов и материальных средств, предназначенных для выполнения мобилизационного плана; организация оповещения мобилизационных людских ресурсов, организаций и учреждений на случай мобилизации, а также задачи подготовки к военной службе и призыва на военную службу (такие, как первоначальная постановка граждан на воинский учет, их подготовка к военной службе, осуществление призыва граждан на военную службу) и другие. Под руководством ГОМУ ГШ ВС эти задачи выполнялись в полном объеме и с высоким качеством.

После распада СССР и создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации начался новый этап в истории ГОМУ ГШ ВС. С 22 июня 1992 г. ГОМУ ГШ ВС было переведено на новый штат, включавший 3 управления: Организационное, Мобилизационное и Планирования вооружения и техники. В 1996 г. в состав ГОМУ ГШ ВС было введено 4-е управление - Комплектования войск (по мирному времени). Мобилизационным органам видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и военным комиссариатам с большими усилиями приходилось решать задачи комплектования войск. Многие годы не проводились мероприятия мобилизационной подготовки (учения и мобилизационные тренировки), ухудшилось качество призывных ресурсов, в запущенном состоянии оказался воинский учет. Для выправления сложившегося положения в ГОМУ ГШ ВС была проведена большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях создания такой системы, которая бы гарантированно обеспечивала комплектование Вооруженных Сил и других войск людскими и транспортными ресурсами на качественной основе и в установленные сроки. Отражением этого большого и сложного процесса явилось дальнейшее реформирование системы органов военного управления в соответствии с федеральным устройством государства. ГОМУ ГШ ВС приняло непосредственное участие в реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». Это позволило с 1 января 2008 г. перейти на одногодичный срок военной службы по призыву, начать планомерную и целенаправленную работу по повышению статуса и авторитета младших командиров. Проведена реорганизация системы военных комиссариатов. В новых условиях от ГОМУ ГШ ВС РФ потребовалось пересмотреть, уточнить и провести заново все мобилизационное планирование. Оно должно было соответствовать новому политическому и экономическому устройству страны, отвечать новой законодательной и нормативно-правовой базе, сложившейся реальной обстановке. В 2009 г. в связи с проводимыми в Вооруженных Силах реформами структура ГОМУ ГШ ВС также претерпела изменения. Были перераспределены функции, сокращена штатная численность. В данный момент ГОМУ ГШ ВС РФ состоит из 3 управлений. За истекшие 50 лет Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации возглавляли генералы С.М. Штеменко , А.В. Волков, В.Я. Аболинс, Г.А. Морозов, Г.Ф. Кривошеев, М.П. Колесников, В.И. Бологов, В.В. Жеребцов, М.В. Клишин, В.Н. Путилин, В.В. Смирнов и В.П. Тонкошкуров (с 2013 г.).

На всех этапах деятельности организационно-мобилизационную работу вели замечательные, добросовестные и преданные своему делу люди - военнослужащие и гражданский персонал. И сегодня их повседневный труд, высокие нравственные и профессиональные качества, обостренное чувство ответственности за мобилизационную готовность и мобилизационную подготовку Вооруженных Сил Российской Федерации убедительно свидетельствуют о том, что поставленные перед Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба задачи и впредь будут выполняться с высоким качеством.

Материал подготовлен Научно-исследовательским
институтом военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Loading...Loading...