Наука в холодной войне. Холодная война Наука в годы холодной войны

«ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.Ф. ПАВЛОВ УРОКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В статье анализируются причины, течение и проявления холодной войны между США и СССР через 20 лет после её окончания. Холодная война...»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

В.Ф. ПАВЛОВ

УРОКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются причины, течение и проявления холодной войны между США и СССР через

20 лет после её окончания.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая

конфронтация между Советским Союзом и его союзниками с одной стороны, и США и их

союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов XX века.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями мироустройства является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы – победительницы во Второй мировой войне – пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага».

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина57.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.



США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – НАТО и Варшавским договором.

Хотя США и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооруженных конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Противоборство с переменным успехом проходило и в сфере освоения космического пространства. Формальным началом холодной войны считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль, премьерминистр Великобритании, произнёс знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англо-саксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. США и Великобритания были крайне озабочены усилением позиций и влияния СССР после окончания II Мировой войны, как в Европе, так и во всем мире. Они были напуганы появлением в европейских странах прокоммунистических правительств.

У. Черчилль заявил: « … Факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира»58. Неделей позже И.С. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне против СССР.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил с доктриной, в которой содержание начинающегося соперничества США и СССР определил как конфликт демократии и тоталитаризма.

Если оставить без внимания привычную для Запада риторику, то причина начала и развертывания холодной войны в мировом масштабе состояла в том, что американская администрация осознала невозможность уничтожения России обычными военными методами. Тогда в недрах госаппарата США стали вырабатываться планы всеобщей психологической и пропагандисткой войны против СССР, на которую выделялись многие миллиарды долларов.

Bernard Baruch coins the term «Cold War» 16 April 1947 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.history.com.

У. Черчилль. Вторая мировая война / Сокр. перевод с англ. – Кн. 3, т. 5–6. – М., 1991, – С. 574.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Определяя характер этой войны, военно-теоретический журнал НАТО «Дженерал милитари ревью» откровенно писал: «Единственный способ выиграть третью мировую войну – это взорвать Советский Союз изнутри с помощью подрывных средств и разложения. Главный метод войны – противопоставление России всем остальным странам, русского народа – всему остальному миру, а внутри страны – стравливание одних групп населения с другими»59. Разрушение духовных ценностей русских, навязывание чуждых установок в жизни, экономическое изматывание СССР в гонке вооружений, массовая подготовка и внедрение агентов влияния – такая методика заокеанских спецов по развалу СССР была предложена странам Запада. Её предельно четко и цинично изложил ещё в последние месяцы Второй мировой войны будущий директор ЦРУ Аллен Даллес: «Окончится война, кое-как все утрясётся, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить.

Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху….

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – все это будем насаждать ловко и незаметно… Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это и сделаем»60.

4 апреля 1949 г. США создает военно-политический блок НАТО. В ответ 14 мая 1955 г. СССР организовал Варшавский договор. Следует отметить, что СССР и его союзники были вынуждены в ходе холодной войны постоянно принимать ответные меры, чтобы обезопасить себя, добиться военного и экономического паритета, удержать равновесие сил и тем самым обеспечить в течение нескольких десятилетий мир на земле.

Главными проявлениями холодной войны стали:

Образование на долгие годы двуполярного мира;

Острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами;

Создание каждой из сторон военных (НАТО, СЕАТО, СЕНТО, Варшавский договор и др.) и экономических (ЕЭС, АСЕАН, СЭВ и др.) союзов;

Организация по всему миру сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств;

Форсирование гонки вооружений и военных приготовлений;

Постоянно возникающие международные кризисы (Берлинский, Карибский кризисы, войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане);

Негласный раздел мира на «сферы влияния»;

Поддержка оппозиционных сил в странах идеологического противника. СССР материально поддерживал коммунистические и некоторые левые партии Запада и развивающихся стран, стимулировал деколонизацию зависимых государств;

В свою очередь спецслужбы США и Великобритании поддерживали антисоветские организации в СССР и в странах Восточной Европы (Народно-трудовой соСекреты секретных служб, США, – М., 1973. – С. 293.

«Правда», 11.03.1994 г.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

юз), помогали Солидарности в Польше, афганским моджахедам и «Контрас» в Никарагуа;

Информационная война в СМИ и радиоэфире;

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачев-фонд, март 2005 года) указал на уроки, которые следует извлечь

Западу из холодной войны:

кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;

существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;

ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Иосиф Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);

военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР – в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной станы невозможно;

в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям;

Значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом soft power, но большая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

А какие выводы должны сделать россияне? На последнем этапе холодной войны, когда на сторону противника перешло почти все высшее руководство СССР и влиятельная часть интеллектуальной элиты, им удалось парализовать сознание и волю большинства граждан, молниеносно провести капитуляцию и разоружение СССР, а затем разделить доставшиеся баснословные трофеи. Это уже факт истории, а нам, если хотим выжить, как народ, надо из этого факта извлечь урок.

По расчётам великого Д.И. Менделеева к концу XX века в России должно было жить 400 миллионов граждан. Многие в прошлом веке прочили России величайшее будущее. Однако всё сложилось иначе. Русские пережили две национальные катастрофы – 1917 и 1991 годов, а нынче подошли к третьей. Мы очень близки к точке невозврата. За один век на Россию выпало столько несчастий и испытаний, что хватило бы на десять народов.

Двадцать лет, прошедшие после окончания холодной войны, показали, что в однополярном мире место для России есть лишь на задворках, ей отводится роль сырьевой базы Запада, который последовательно готовится к расчленению Российской Федерации на карликовые, зависимые от него княжества.

В целом ряде основательных российских исследований показано, что далеко не все удалось воплотить из советского проекта. Наше общество не выдержало искусственно созданной гонки вооружений, измены высшего руководства СССР, организованных пятой колонной агентов влияния системных экономических кризисов. Все это усугубила многолетняя тяжелая и до сих пор плохо понятая нами холодная война с Западом. Советский проект был пресечен, а советский строй во многих своих проявлениях уничтожен61.

Думается, что мы поднимем Россию с колен, если выработаем новую идеологию, новую сферу ценностей, воодушевляющую национальную идею, если сможем внедрить в сознание наших сограждан становые инновации: духовное выше материального; общее выше личного; справедливость выше закона; будущее выше настоящего и прошлого.

С.Г. Кара-Мурза, Советская цивилизация. От начала до наших дней. – М.: Алгоритм, 2008.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Мы возродимся, если сделаем серьезные выводы из опыта холодной войны, если будем помнить слова В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков».

Стоит ещё в заключение сказать о том, что холодная война, как война цивилизационная, с поражением СССР вовсе не закончилась в принципе. Она перешла лишь в новую стадию и прикрывается новой фразеологией. Теперь уже нет пугала коммунизма, говорят «русский медведь», «русский фашизм», «русская мафия». И реальные подрывные акции Запада против России, пожалуй, ещё более жестоки, чем были во времена СССР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bernard Baruch coins the term «Cold War» 16 April 1947 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.history.com.

2. У. Черчилль. Вторая мировая война / Сокр. перевод с англ. – Кн. 3, Т. 5–6. – М., 1991, – С. 574.

3. Секреты секретных служб США. – М., 1973, – С. 293.

4. «Правда», 11.03.1994 г.

5. С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. От начала до наших дней. – М.: Алгоритм, 2008.

М.К. ПАВЛОВА

ЗРЕЛОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

И ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮТ

В статье говорится о соотношении понятий «взрослость» и «зрелость», а также о содержательном наполнении понятия «зрелость» и основных условиях её формирования и развития.

Чтобы вывести страну из трясины кризиса, охватившего все стороны её бытия и движения её по пути наращивания материального и духовного потенциала, необходимо повышение уровня профессионализма людей, занятых во всех сферах материального и духовного производства, а также целенаправленная работа по нравственному, правовому и культурному воспитанию людей на всех уровнях.

Развитие нравственного, правового сознания и поведения, высокое мастерство педагога, врача, токаря, инженера, банкира, управленца и работника любой другой области труда – это важнейший источник улучшения дел в нашем государстве.

Проблема выхода человека на уровень достижения им зрелости имеет много аспектов. Психологическая наука призвана показать, что представляет собой человек, достигший расцвета в своем развитии, а также какой путь он должен одолеть, чтобы подняться на, возможно более высокую для него ступень развития своего потенциала.

Вместе с тем разобраться в том сложнейшем синтезе признаков, который обнаруживается у человека, достигшего зрелости, и доказать, что это действительно расцвет в развитии – это всегда необычайно трудная задача. Не менее трудное дело, дать исчерпывающий ответ на вопрос: какие надо создать объективные и субъективные условия, чтобы процесс формирования человека поднял бы его на высшую ступень зрелости.

Следует подчеркнуть, что только взрослый человек может достичь зрелости. Однако, эти два понятия: взрослость и зрелость – не тождественны. Человек, по количеству прожитых им лет может считаться взрослым, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его органов и систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.

Соотношение между психологической взрослостью и психологической зрелостью человека тоже не простое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами, а основные общечеловеческие ценности стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить о его психологической зрелости. В случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, доказывая это своими поступками, можно утверждать, что в психологическом плане он оказывается зрелым только частично.

Похожие работы:

«КАТАЛОГ ОСУДАРСТВЕННЫЙ НИВЕРСИТЕТ ПРОДУКЦИИ СЕРИЙНО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕ...»

«В.Р.Банк, С.К.Семенов ОРГАНИЗАЦИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности Бухга...»

«Фомин Алексей Владимирович Динамическая модель равновесия фармацевтического рынка 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель д.т.н, к.э.н. Акопов Андраник Сумбатович Москва – 2013 Содержание Введение Г...»

Народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями,...»

«Список литературы 1. Р 50.1.028 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования:. Госстандарт РФ, 2001. 48 с. Бельская Елена Валерьевна, доцент кафедры "Финансы и менеджмент", Россия, Тула, Тульский государственный университет FUNCTIONAL AND STRUCTURA...»

«1 16 ДЕКАБРЯ 2014 ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ № 111 (1589) С ОД Е Р Ж А Н И Е информационные сообщения кредитные организации Обзор состояния внутреннего рынка наличной иностранной валюты в октябре 2014 года Приказ Банка России от 10.12.2014 № ОД-3455 Приказ Банка России от 10.12.2014 № ОД-3456 Приказ Банка России от 10.12.2014 № ОД-3457 Приказ Банка России от 10.12.2...»

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА" №2/2016 ISSN 2410-6070 крупные собственники – рост своего благосостояния, стабильность бизнеса как гарантия доходов, увеличение стоимости активов;миноритарные акционеры– сиюминутная отдача вложений, обеспечение их возвратности;сотрудник...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

«Наука в современном обществе» - В современном мире создана научная инфраструктура. Алфёров Жорес Иванович. Наука в современном мире. Андрей Дмитриевич Сахаров. Цель. Свидетельство о вручении Нобелевской премии М.А. Шолохову. Наука в современном обществе. Научными исследованиями в мире заняты более 5 млн человек. Вывод. Научные факты.

«Научное творчество» - Задачи европейской алхимии. Связь закономерностей мышления. Резерфорд. Элементы объясняемого процесса. Основные ошибки научного мышления. Наука и другие формы знания. Научное творчество. Составляющие диалога. Особенности научного творчества. Задача Вавилонской математики. Протонаука. Древний Египет.

«Предмет науки» - Взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки. Становление науки как социального института относится к XVII-XVIII вв. Общезначимые черты современной науки. Наука. Теоретическое проникновение в сущность реальных явлений. План изучения новой темы. Социальная функция. Незавершенность науки способствует появлению различных научных школ.

«Наука и знание» - Форма знания. Наука Философия. Два типа истины. Частное познание. Верификация. Н. Коперник. Постпозитивизм. Диалоговая эпистемология. Принцип движения в физике Аристотеля. Научное и ненаучное знание. Фальсификация. Созерцательная эпистемология. Наука и религия. Научная программа Аристотеля. Научное мышление.

«Наука о науке» - Научная дисциплина. Введение Определение История Цель Что изучает науковедение? Что изучают науковеды? Механизм адаптационного торможения. Закон Лотки 3.3. Оценка эффективности труда ученого и научного коллектива. Научное творчество Состояние и проблемы российской науки (семинар). Закон экспоненциального роста.

«Когнитивная наука» - Науки. Закон технико-гуманитарного баланса. Познание понимается как создание и переработка информации. К истории вопроса (символьный этап развития когнитивной науки науке). К истории вопроса (познание в философии). Природа человека в когнитивных науках. Философские и научные программы исследований природы человека.

Всего в теме 27 презентаций

И Соединёнными Штатами Америки продолжался более 40 лет и носил название "холодная война". Годы её продолжительности оцениваются различными историками по-разному. Однако можно с полной уверенностью заявить, что завершилось противостояние в 1991 году, с развалом СССР. Холодная война оставила неизгладимый след в мировой истории. Любой конфликт прошлого века (после окончания Второй мировой войны) нужно обязательно рассматривать через призму холодной войны. Это был не просто конфликт между двумя странами.

Это была конфронтация двух противоположных мировоззрений, борьба за господство над всем миром.

Основные причины

Год начала холодной войны - 1946-й. Именно после победы над нацистской Германией вырисовывалась новая карта мира и новые соперники за мировое господство. Победа над Третьим Рейхом и его союзниками досталась огромной кровью всей Европе, а особенно СССР. Будущий конфликт обозначился ещё на Ялтинской конференции 1945 года. На этой знаменитой встрече Сталина, Черчилля и Рузвельта решалась судьба послевоенной Европы. В это время Красная Армия уже подходила к Берлину, поэтому необходимо было произвести так называемый раздел сфер влияния. Советские войска, закалённые в боях на своей территории, несли освобождение другим народам Европы. В странах, которые занимал Союз, устанавливались дружественные социалистические режимы.

Сферы влияния

Один из таких был установлен в Польше. При этом предыдущее польское правительство находилось в Лондоне и считало себя законным. поддерживали его, однако избранная польским народом Коммунистическая партия де-факто правила страной. На Ялтинской конференции этот вопрос особенно остро рассматривался сторонами. Также аналогичные проблемы наблюдались и в других регионах. Освобождённые от нацистской оккупации народы создавали свои собственные правительства при поддержке СССР. Поэтому после победы над Третьим Рейхом окончательно сформировалась карта будущей Европы.

Главные преткновения бывших союзников по антигитлеровской коалиции начались после раздела Германии. Восточную часть заняли советские войска, была провозглашена Западные территории, которые заняли союзники, вошли в состав Федеративной Республики Германия. Между двумя правительствами тут же начались распри. Конфронтация в конечном итоге привела к закрытию границ между ФРГ и ГДР. Начались шпионские, и даже диверсионные акции.

Американский империализм

На протяжении всего 1945 года союзники по антигитлеровской коалиции продолжали тесное сотрудничество.

Это были акты передачи военнопленных (которых захватили нацисты) и материальных ценностей. Однако уже в следующем году началась холодная война. Годы первого обострения пришлись именно на послевоенный период. Символическим началом послужила речь Черчилля в американском городе Фултоне. Тогда уже бывший министр Британии сказал, что главным врагом для Запада является коммунизм и СССР, который его олицетворяет. Также Уинстон призвал сплотиться все англоговорящие нации для борьбы с "красной заразой". Такие провокационные заявления не могли не вызвать ответной реакции Москвы. Через некоторое время Иосиф Сталин дал интервью газете "Правда", в котором сравнил английского политика с Гитлером.

Страны в годы холодной войны: два блока

Однако хоть Черчилль и был частным лицом, он лишь обозначил курс западных правительств. Соединённые Штаты резко увеличили своё влияние на мировой арене. Произошло это во многом благодаря войне. Боевые действия не велись на американской территории (за исключением налётов японских бомбардировщиков). Поэтому на фоне разорённой Европы Штаты имели довольно мощную экономику и вооруженные силы. Опасаясь начала народных революций (которые бы поддерживались СССР) на своей территории, капиталистические правительства стали сплачиваться вокруг США. Именно в 1946 году впервые прозвучала идея создания военного В ответ на это Советы создали собственный блок - ОВД. Дело дошло даже до того, что стороны разрабатывали стратегию вооруженной борьбы друг с другом. По указанию Черчилля был разработан план возможной войны с СССР. Аналогичные планы имелись и у Советского Союза. Началась подготовка к торговой и идеологической войне.

Гонка вооружений

Гонка вооружений между двумя странами была одним из наиболее показательных явлений, которые принесла холодная война. Годы противостояния привели к созданию уникальных средств ведения войны, которые используются до сих пор. На вторую половину 40-х годов США имела огромное преимущество - ядерное вооружение. Первые бомбы с ядерным зарядом были применены ещё во Вторую мировую войну. Бомбардировщик "Энола Гей" сбросил снаряды на японский город Хиросиму, чем практически сравнял его с землёй. Именно тогда мир увидел разрушительную мощь ядерного оружия. США начали активно увеличивать свои запасы такого оружия.

В штате Нью-Мексико была создана специальная секретная лаборатория. На основе ядерного преимущества и строились стратегические планы относительно дальнейших взаимоотношений с СССР. Советы, в свою очередь, также стали активно разрабатывать ядерную программу. Американцы считали наличие зарядов с обогащённым ураном главным преимуществом. Поэтому разведка поспешно вывозила все документы по разработкам атомного оружия с территории побеждённой Германии в 1945 году. В скором времени был разработан секретный Это стратегический документ, который предполагал ядерный удар по территории Советского Союза. По заявлениям некоторых историков, различные вариации этого плана несколько раз представлялись Трумэну. Так завершился начальный период холодной войны, годы которого были наименее напряжёнными.

Ядерное оружие Союза

В 1949 году СССР успешно провёл первые испытания ядерной бомбы на полигоне в Семипалатинске, о чём сразу же заявили все западные СМИ. Создание РДС-1 (ядерной бомбы) стало возможным во многом благодаря действиям советской разведки, которая проникла в том числе на секретный полигон в Лос-Аламоссе.

Такое быстрое создание ядерного оружия стало настоящей неожиданностью для США. С этих пор ЯО стало основной сдерживающей силой прямого военного конфликта между двумя лагерями. Прецедент в Хиросиме и Нагасаки показал всему миру ужасающую мощь атомной бомбы. Но в каком году была холодная война наиболее ожесточённой?

Карибский кризис

За все годы холодной войны наиболее накалённой ситуация была в 1961 году. Конфликт между СССР и США вошёл в историю как Его предпосылки были ещё задолго до этого. Началось всё с размещения американских ядерных ракет в Турции. Заряды "Юпитер" были размещены так, что могли поразить любые цели в западной части СССР (в том числе и Москву). Такая опасность не могла остаться без ответа.

За несколько лет до этого на Кубе началась народная революция, возглавляемая Фиделем Кастро. Сначала СССР не видело перспективности в восстании. Однако кубинскому народу удалось свергнуть режим Батисты. После этого американское руководство заявило, что не потерпит новой власти в Кубе. Сразу после этого между Москвой и Островом Свободы установились тесные дипломатические отношения. На Кубу были отправлены советские вооруженные части.

Начало конфликта

После размещения ядерного оружия в Турции Кремль решил принять срочные меры противодействия, поскольку на этот период было невозможным осуществить пуск атомных ракет по США с территории Союза.

Поэтому была спешно разработана секретная операция "Анадырь". Военным кораблям была поставлена задача доставить ракеты дальнего действия на Кубу. В октябре первые корабли достигли Гаваны. Началось монтирование пусковых площадок. В это время американские самолёты-разведчики совершали полёт над побережьем. Американцам удалось получить несколько снимков тактических дивизионов, чьё оружие было направлено на Флориду.

Обострение ситуации

Сразу после этого американские вооруженные силы были переведены в состояние повышенной боевой готовности. Кеннеди провел экстренное заседание. Ряд высокопоставленных лиц призывал президента немедленно начать вторжение на Кубу. В случае такого развития событий, Красная Армия тут же бы нанесла ракетно-ядерный удар по десанту. Это вполне могло привести к всемирной Поэтому обе стороны начали искать возможные компромиссы. Ведь все понимали, к чему может привести такая холодная война. Годы ядерной зимы однозначно не были лучшей перспективой.

Ситуация была крайне напряжённой, все могло измениться буквально в любую секунду. Как свидетельствуют исторические источники, в это время Кеннеди даже спал в своём кабинете. В итоге американцы выдвинули ультиматум - убрать советские ракеты с территории Кубы. Далее началась морская блокада острова.

Хрущёв же провёл аналогичное заседание в Москве. Некоторые советские генералы также настаивали не поддаваться на требования Вашингтона и в случае чего отразить атаку американцев. Главный удар Союза мог быть вовсе не на Кубе, а в Берлине, что прекрасно понимали в Белом доме.

"Чёрная суббота"

Наибольшей ударов мир в годы холодной войны подвергся 27 октября, в субботу. В этот день американский разведывательный самолёт У-2 пролетал над Кубой и был сбит советскими зенитчиками. Уже через несколько часов об этом инциденте стало известно в Вашингтоне.

Конгресс США посоветовал президенту немедленно начать вторжение. Президент решил написать письмо Хрущёву, где повторил свои требования. Никита Сергеевич ответил на это письмо сразу, согласившись на них, в обмен на обещание США не нападать на Кубу и вывезти ракеты из Турции. Чтобы послание достигло как можно быстрее - обращение было сделано через радио. На этом Кубинский кризис и закончился. С этих пор накал обстановки стал постепенно снижаться.

Идеологическое противостояние

Внешняя политика в годы холодной войны для обоих блоков характеризовалась не только соперничеством за контроль над территориями, но жёсткой информационной борьбой. Два различных строя всячески пытались показать всему миру своё превосходство. В США было создано знаменитое "Радио Свобода", которое транслировалось на территорию Советского Союза и другие социалистические страны. Заявленной целью этого информационного агентства была борьба с большевизмом и коммунизмом. Примечательно, что "Радио Свобода" существует до сих пор и работает во многих странах. СССР в годы холодной войны также создал аналогичную станцию, которая вещала на территорию капиталистических стран.

Каждое значимое для человечества событие второй половины прошлого века рассматривалось в контексте холодной войны. Например, полёт в космос Юрия Гагарина был преподнесён миру как победа социалистического труда. Страны тратили огромные ресурсы на пропаганду. Помимо спонсирования и поддержки деятелей культуры, существовала широкая агентурная сеть.

Шпионские игры

Шпионские интриги холодной войны получили широкое отражение в искусстве. Секретные службы шли на самые различные ухищрения, чтобы быть на шаг впереди своих оппонентов. Один из наиболее характерных случаев - операция "Исповедь", которая больше похожа на сюжет шпионского детектива.

Ещё во время войны советский учёный Лев Термин создал уникальный передатчик, который не требовал подзарядки или источника питания. Это был своего рода вечный двигатель. Подслушивающее устройство получило название "Златоуст". КГБ по личному приказу Берии решило установить "Златоуст" в здании посольства США. Для этого был создан деревянный щит с изображением герба Соединённых Штатов. Во время визита американского посла в детский оздоровительный была устроена торжественная линейка. В конце пионеры спели гимн США, после чего растроганному послу вручили деревянный герб. Тот, не подозревая об уловке, установил его в личном кабинете. Благодаря этому КГБ 7 лет получало сведения обо всех разговорах посла. Подобных случаев, открытых для общественности и секретных, было огромное множество.

Холодная война: годы, суть

Конец противостояния двух блоков настал после развала СССР, продлившись 45 лет.

Напряжённость между Западом и Востоком сохранилась и по сей день. Однако мир перестал быть биполярным, когда за любым значимым событием в мире стояла Москва или Вашингтон. В каком году была холодная война наиболее ожесточённой, и ближе всего к "горячей"? Историки и аналитики до сих пор ведут споры на эту тему. Большинство сходится в том, что это период "Карибского кризиса", когда мир стоял в шаге от ядерной войны.

Организованная по инициативе конференция стала первым форумом мирового уровня по истории социальных и гуманитарных наук эпохи «железного занавеса», прошедшим в России. В ходе пленарного заседания, восьми секций и заключительной дискуссии выступили с докладами 42 исследователя из ведущих университетов и исследовательских организаций двенадцати стран мира. В конференции приняли участие ученые представляющие такие гуманитарные науки, как история, экономика, социология, философия, филология, история и философия науки, история и философия искусства, антропология.

На пленарном заседании Дэвид Энгерман (Брандейский университет, США), специалист по интеллектуальной истории и советско-американским отношениям периода «холодной войны», выступил с докладом о влиянии советской и американской экспертизы на ход социально-экономического развития Индии времен Джавахарнала Неру. Пол Эриксон (Уэслианский университет, США) рассказал, как при содействии Фонда Форда тема ценностей становились основным предметом исследования послевоенных социальных наук. Томаш Гланц (Берлинский университет имени Гумбольдта) сделал доклад о ситуации, в которой оказался Пражский лингвистический кружок в начале «холодной войны», и о том, как структурализм и семиотика оказались жертвами сложившейся политической ситуации.

Современные исследователи, уже не столь уверенно, как это было еще двадцать лет назад, говорят о непроницаемости «железного занавеса». И часть докладов конференции была посвящена примерам параллельного развития идей, сотрудничества и трансфера знаний по обе его стороны.

К примеру, на секции «Технократический позитивизм и встречные движения» обсуждались гуманистические течения в американской и русской психологии 50-60-х годов XX века, схожие тенденции в развитии американского и советского среднего образования в конце 1940-х годов. Секция «Научный обмен и взаимодействие» была посвящена роли польских ученых в развитии исследований Третьего мира, значению Финляндии в научной коммуникации Советского Союза и США, различным аспектам взаимодействия Востока и Запада в ходе исследования Арктики и глобальных изменений послевоенного периода.

Современные исследователи, уже не столь уверенно, как это было еще двадцать лет назад, говорят о непроницаемости «железного занавеса».

Вопросы влияния теории игр на экономическую науку, альтернативные западные и советские взгляды на отношения между рациональными агентами и рынками, различные аспекты исследования культуры математической экономики в СССР стали предметами дискуссии участников параллельной секции «Экономическое моделирование на Западе и в СССР».

Отдельная секция была посвящена проблемам анализа повседневной жизни в Советском Союзе глазами американских наблюдателей, научного трансфера и институционализации региональных исследований в России и Западной Европе. На ней обсуждались вопросы состояния славистики в США, Европе и Советском союзе в середине XX века, проблемы изучения Латинской Америки в США на фоне борьбы науки и политики во время «холодной войны».

Впечатляющей оказалась «география» предметов исследований от производства этнографических фактов антропологов в Перу в начале «холодной войны» до историографии народов Волги и Урала. Участники представили различные контексты исследования науки в своих странах: науковедение в Польше и Чехословакии, футурологические и прогностические исследования в Западной и Восточной Европе и общий взгляд на развитие истории науки во время «холодной войны». В режиме skype-конференции с докладом о развитии теории принятия решений в годы «холодной войны» выступил находившийся в Америке известный историк экономической мысли Филипп Мировски (Университет Нотр-Дам, США).

По мнению большинства участников, конференция удачно объединила на одной дискуссионной площадке специалистов разных сфер. Вполне возможно, что на основе завязавшихся контактов представители несхожих ранее исследовательских направлений смогут создать совместные междисциплинарные доклады и новаторские работы.

Анастасия Шалаева, специально для новостной службы портала ВШЭ

13.1 Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.).

13.2 Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.).

13.3 Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.).

13.4 Перестройка 1985-1991 гг.

На послевоенное развитие СССР определяющее влияние оказала «холодная война». Участие в ней вынудило тратить огромные средства на военно-промышленный комплекс, отвлекая от производства товаров народного потребления. На фоне роста потребностей населения дефицит служил причиной нарастающего недовольства. Идеологическая обработка американской пропагандой советского населения, в первую очередь, номенклатуры, привела к убеждению о неэффективности советского строя и необходимости его слома.

13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)

Начало «холодной войны». Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться за счет превращения в мирового кредитора. Кроме того, на территории Америки боевые действия не велись.

СССР внес решающий вклад в разгром фашизма, чем обеспечил рост своей популярности в мире. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. – с 52. В 1945 г. коммунисты входили в правительства 13 буржуазных государств, включая Францию и Италию. Советская армия представляла собой мощную силу и была самой многочисленной в мире. Политическое влияние СССР распространялось на Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Чехословакию, Югославию, а также восточную Германию.

Однако растущее влияние СССР обеспокоило США, начавших против Советского Союза «холодную войну» – противостояние между США и СССР в военно-политической, экономической и идеологической сферах.

«Холодная война» началась 5 марта 1946 г. с «фултонской речи» бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Выступая в г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль заявил об угрозе, исходящей со стороны СССР.

В 1947 г. идеи У. Черчилля были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США («доктрина Трумэна»). В них по отношению к СССР были определены две стратегические задачи:

Задача-минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии («доктрина сдерживания социализма»);

Задача-максимум – сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам («доктрина отбрасывания социализма»).

В доктрине определялась конкретные мероприятия для выполнения данных задач (программа «холодной войны»):

Оказание экономической помощи странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»);

Создание военно-политических союзов во главе с США;

Размещение вдоль советских границ баз США;

Поддержка антисоциалистических сил внутри стран советского блока.

В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический блок НАТО (Организация Североатлантического альянса), куда помимо США вошли Канада, Англия и целый ряд государств Западной Европы. Разрабатывались планы военной агрессии против СССР, атомной бомбардировки советской территории. Лишь успешное испытание в 1949 г. советской атомной бомбы остановило реализацию этих планов.

После того, как западные страны начали в отношении Советского Союза проводить политику «холодной войны», СССР приступил к укреплению и расширению сотрудничества со странами социализма. В 1946-1948 гг. СССР способствовал падению коалиционных правительств «народного фронта» и установлению вместо них коммунистических правлений в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии (в Югославии и Албании коммунисты пришли к власти еще в 1945 г.). В этих странах были проведены реформы по советскому образцу: национализация, коллективизация и т.д.

Навязывание Москвой своей политической воли имело под собой материальную основу. Даже в условиях голода, охватившего в 1946 г. большую часть советской территории, СССР поставил союзникам 2,5 млн. тонн зерна. Странам «социалистического лагеря» предоставлялись льготные кредиты, которые составили за 1945-1952 гг. 3 млрд. долларов.

В 1947 г. образовалось Информационное бюро коммунистических и рабочих партий – Информбюро. Оно су­ществовало до 1956 г. и было призвано координировать действия этих партий для принятия совместных постановлений. СССР стал активно содействовать коммунистическому движению в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы.

Взаимоотношения СССР со странами «социалистического лаге­ря» далеко не всегда складывались легко и просто. Так, в 1948 г. были разорваны отношения Советского Союза и Югославии из-за личных противоречий И.В. Сталина и лидера югославских коммунистов И. Броз Тито.

В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Он стал основным каналом материальной помощи СССР странам социализма. В СЭВ входили Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша. Румыния, СССР, Чехословакия. В 1949 г. в СЭВ вступила Албания, однако с конца 1961 г. в деятельности организации не участвовала. С 1961 г. в деятельности СЭВ по некоторым вопросам принимала участие Югославия.

СССР начал проводить активную политику в Азии. Так, СССР содействовал тому, чтобы в Китае произошла социалистическая революция и была создана Китайская народная республика – КНР (1949 г.).

В 1949 г. разразился первый Берлинский кризис, в результате произошло разделение Германии. В мае 1949 г. на территории западных оккупационных зон была создана Федеративная Республика Германии (ФРГ) со столицей в Бонне. В качестве ответной меры в октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Первым вооруженным конфликтом «холодной войны» явилась Корейская война (1950-1953). Северную Корею в войне поддержали СССР, который помогал военной техникой, и Китай, который ввел свои войска. На стороне Южной Кореи выступили США, войска которых развернули боевые действия на территории полуострова. В итоге война закончилась окончательным разделом Кореи.

В 1955 г. восточноевропейская часть этих стран была объединена в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (ОВД). В нее вошли Албания (в 1968 г. вышла из состава), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Общественно-политическая жизнь. Переход к мирной жизни потребовал реорганизации управления. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО. В 1946 г. Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров, председателем которого стал И.В. Сталин.

Победа в Великой Отечественной войне породила надежды на ослабление репрессивного режима и улучшение жизни. Поколение советских солдат и офицеров, прошедших суровую школу войны, почувствовавших относительную самостоятельность и значение инициативы, ожидало демократизации общественной жизни. Люди были полны оптимизма, считая, что самое тяжелое осталось позади. Многие крестьяне надеялись на роспуск колхозов. Интеллигенция мечтала о возможности свободного творчества.

Начавшаяся «холодная война» привела к тому, что с 1946 г. произошло ужесточение политического режима. Сталинское руководство принялось «завинчивать гайки», ослабевшие в предшествующие годы. В 1946 г. была арестована большая группа офицеров и генералов. Опале подвергся Г.К. Жуков, назначенный командовать сначала Одесским военный округом, а затем – Уральским.

«Чистке» подвергались бывшие советские военнопленные и угнанные в Германию мирные жители, часть из них оказалась в лагерях. Велась борьба с националистическими движениями на Западной Украине («Украинская повстанческая армия»), в Прибалтике («Лесные братья»)

Летом 1946 г. началась идеологическая кампания против творческой интеллигенции. В ее рамках происходили гонения на журналы «Ленинград», «Звезда», представителей интеллигенции (А. Ахматову, М. Зощенко, С. Эйзенштейна, С. Прокофьева, С. Шостаковича и др.). Их обвиняли в отсутствии патриотизма, заискивании перед Западом, безыдейности творчества.

В 1948 г. началась борьба с «космополитизмом» – мировоззрением, ставящим общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Запрещались контакты с иностранцами, браки с ними. В 1948-1952 гг. был организован процесс по делу Еврейского антифашистского комитета.

Целые научные направления, такие, как генетика и кибернетика, были объявлены буржуазными и запрещены, что затормозило развитие данных областей науки в СССР на десятилетия. Планировалось запретить квантовую теорию и теорию относительности, но необходимость иметь атомную бомбу спасла физику.

В конце жизни Сталина (в 1949 г. ему исполнилось 70 лет) обострилась борьба за власть между его соратниками. Одной из группировок (Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев) удалось добиться организации в 1949-1952 гг. «ленинградского дела», в результате которого была уничтожена очень влиятельная «ленинградская группа». В ходе него репрессировали действующих или бывших руководителей Ленинграда, включая председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского (одного из возможных преемников Сталина), председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова и др.

В 1952-1953 гг. сфабриковано «дело врачей», обвиненных в заговоре с целью убийства Сталина и других советских лидеров.

Несмотря на громкие процессы послевоенного времени, их масштаб был несоизмерим с репрессиями 1937-1938 гг. Реального протеста против существующего режима не было, он продолжал пользоваться массовой поддержкой. В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), переименовавший партию в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

Социально-экономическое развитие. За годы войны была потеряна треть национального богатства СССР. Западная часть страны лежала в руинах. Поэтому главной задачей в области экономики в первые послевоенные годы было восстановление разрушенного войной народного хозяйства и переход к мирному строительству.

Опираться при этом пришлось только на собственные силы. Репарации с побежденной Германии составили всего лишь 4,3 млрд. долларов. От американской помощи СССР по «плану Маршалла» отказался, т.к. она подразумевала потерю части суверенитета. Главными были внутренние источники развития – перераспределение средств из аграрного сектора в промышленность, государственные займы, бесплатный труд военнопленных и заключенных. Использовался и невиданный духовный подъем народа.

Первоочередное внимание по-прежнему уделялось развитию тяжелой промышленности. В короткие сроки была проведена конверсия промышленности – перевод на выпуск мирной продукции. За четвертую пятилетку (1946-1950) было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. К 1947 г. промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. превысила его более чем на 70%.

В 1949 г. произведено испытание атомного оружия, в 1953 г. – водородной бомбы.

В области сельского хозяйства первый послевоенный пятилетний план не был выполнен. Рассматривая село как источник для промышленности, руководство страны усилило внеэкономическое принуждение колхозного крестьянства. На него не распространялись социальные льготы, имевшиеся в промышленной сфере, крестьяне не могли покинуть деревню без санкции властей. Укреплялся колхозный строй, ужесточалась трудовая дисциплина, росли непомерные налоги.

Положение дел в сельском хозяйстве осложнилось тем, что в 1946 г. Украину, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, центральные черноземные области охватила сильная засуха. Начавшийся голод, по некоторым оценкам, привел к гибели 770 тыс. человек.

На рубеже 1940-1950-х гг. для лучшего использования техники и улучшения управляемости сельским хозяйством было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение 1950-1953 гг. их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Крестьяне сселялись на центральные усадьбы, а небольшие деревни ликвидировались.

По мере восстановления заводов в деревню направлялась новая техника, шла электрификация села. Несмотря на принимаемые меры, положение в сельском хозяйстве оставалось тяжелым.

В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары и проведена денежная реформа в форме деноминации, заключавшаяся в обмене старых денег на новые в основном в соотношении 10:1.

Проводившиеся в пропагандистских целях снижения цен на потребительские товары также ложились дополнительным бременем на крестьянство, т. к. осуществлялись в основном за счет снижения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Loading...Loading...