Александр Пушкин — Вновь я посетил: Стих. Стихотворение «Вновь я посетил…» А.С. Пушкина (восприятие, толкование, оценка)

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, в своем произведении "вновь я посетил", он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни.

Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, Пушкин не знал, что делать со своей жизнью дальше, не знал, чем будет заниматься. Побыв на природе, Пушкин находит выход и все же определяется с выбором. Это касалось и его творчества - своими яркими и не скрывающими правды стихотворениями, он будоражил общество, что не нравилось власти.

Это стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения описывает его прошлую жизнь, тоску по ней и ностальгию. Во второй же части читатель может увидеть, что поэт хочет навсегда остаться на малой Родине. Третья часть отличается от всех других - в ней Пушкин обращается к молодому поколению, думая, что именно им удастся стать лучше, добрее, но ему жаль, что с представителями такого поколения ему не удастся познакомиться.

Считается, что последняя часть стала пророческой - через некоторое время Пушкина убивают на дуэли. Поэтому принято считать, что стихотворение показывает не только подведение каких-то итогов писателя, но и прощанием с любимыми и родными местами, ведь он больше не сможет посетить эти прекрасные сады. Также можно заметить, что Пушкин все же не упускает надежды на то, что он все еще сможет исправить - исправить само общество.

Стихотворение показывает, что даже в самые трудные жизненные моменты Александр Сергеевич находит в себе силы и борется до конца. Силы он пытается брать из своего родного села, в котором ему, к сожалению, не суждено остаться, вопреки сильному желанию провести остатки своей жизни там.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском.

Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания. Он признаётся, что с последнего приезда сам очень изменился, но стоило ему попасть сюда, кажется, что он прежний, как будто не уезжал. Ощущения поэта переданы в этих строках.

Поэт вспоминает, как десять лет назад провёл в этом «родном уголке» два года, хотя время пролетело незаметно. Тут была ещё и мама Пушкина, и его няня с её заботой, но уже старческой поступью. Старушки няни тоже уже нет на свете. «Опальный» дом, который дал приют изгнанному Пушкину, ещё, к счастью, цел. С уважением думает поэт о владениях деда. Александр Сергеевич возвращается к корням, отдаёт долг предкам.

Много внимания поэт уделяет в стихотворении родной природе . Гора, дорога «изрытая» дождями – всё образно. Вспоминает, как смотрел часами с холма на озеро. И там он, видимо, не наслаждался привычным пейзажем, а вспоминал «иные берега». Да, человеку свойственно не радоваться тому, что дано в этот момент, а мысленно переноситься куда-то.

Вот и в тот момент поэт переносится в прошлое – вспоминает, как проезжал мимо трёх сосен, слушая шелест их листвы. Кроме того, эти деревья одушевлены поэтом, они приветствуют его. Интересные сосны-образы: две рядышком, а одна поодаль. Прошли годы, и поэт с улыбкой наблюдает, как под сенью двух постаревших сосен растут молодые деревца – целый лесок. Раньше здесь всё было пусто, а теперь можно сравнить молодой лес с семьёй. Автор радостно знакомится с этим молодым племенем.

Здесь ему приходит значимая мысль о том, что, вырастя, эти деревья станут для его внука тем, чем были для Пушкина эти три сосны. Деревья будут радостно приветствовать потомка Александра Сергеевича. Это рассуждение о жизни и смерти, о смене поколений – основное в стихотворении. Конечно, Пушкину, как и всем, хочется, чтобы внук вспомнил о нём добрым словом. Кстати, а вот одинокая сосна так и осталась одинокой, точней это «угрюмый холостяк» - мужского рода.

Пушкин восхищается золотом нив, зеленью полей, синевой воды… С грустью смотрит на бедные деревни, на кривую мельницу. Видя старого рыбака с «убогим» неводом, Пушкин, возможно, сочиняет сказку о рыбаке.

Стихотворение проникнуто грустью, нежностью, любовью к малой родине, философскими рассуждениями о смерти и жизни.

9 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Вновь я посетил по плану

  • Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс

    В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями

  • Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина . Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

    Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

    Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик» , где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет» .

    Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро. Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

    В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Прежде под соснами было «пусто, голо» , а теперь – «младая роща разрослась» . Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

    В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

    Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

    Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки. Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

    Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных» , «опальный домик» , «холм лесистый» , «нив златых» , «неведомые воды» , «унылый невод» , «зеленая семья» , «знакомый шорох» . Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор ) с книжной (под сенью, мрак, объемлет ) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам ).

    В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения «угрюмый их товарищ, как старый холостяк» . В этом же эпизоде есть красивая аллитерация : «шумом шорох их вершин» . Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых» .

    При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

    • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
    • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
    • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

    …Вновь я посетил
    Тот уголок земли, где я провел
    Изгнанником два года незаметных.
    Уж десять лет ушло с тех пор — и много
    Переменилось в жизни для меня,
    И сам, покорный общему закону,
    Переменился я — но здесь опять
    Минувшее меня объемлет живо,
    И, кажется, вечор еще бродил
    Я в этих рощах.
    Вот опальный домик,
    Где жил я с бедной нянею моей.
    Уже старушки нет — уж за стеною
    Не слышу я шагов ее тяжелых,
    Ни кропотливого ее дозора.

    Вот холм лесистый, над которым часто
    Я сиживал недвижим — и глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны…
    Меж нив златых и пажитей зеленых
    Оно, синея, стелется широко;
    Через его неведомые воды
    Плывет рыбак и тянет за собой
    Убогий невод. По брегам отлогим
    Рассеяны деревни — там за ними
    Скривилась мельница, насилу крылья
    Ворочая при ветре…
    На границе
    Владений дедовских, на месте том,
    Где в гору подымается дорога,
    Изрытая дождями, три сосны
    Стоят — одна поодаль, две другие
    Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
    Я проезжал верхом при свете лунном,
    Знакомым шумом шорох их вершин
    Меня приветствовал. По той дороге
    Теперь поехал я и пред собою
    Увидел их опять. Они все те же,
    Все тот же их, знакомый уху шорох —
    Но около корней их устарелых
    (Где некогда все было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась,
    Зеленая семья; кусты теснятся
    Под сенью их как дети. А вдали
    Стоит один угрюмый их товарищ,
    Как старый холостяк, и вкруг него
    По-прежнему все пусто.
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст,
    Когда перерастешь моих знакомцев
    И старую главу их заслонишь
    От глаз прохожего. Но пусть мой внук
    Услышит ваш приветный шум, когда,
    С приятельской беседы возвращаясь,
    Веселых и приятных мыслей полон,
    Пройдет он мимо вас во мраке ночи
    И обо мне вспомянет.

    Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

    Стихотворение «Вновь я посетил» (1835 г.) написано в поздний период творчества Пушкина. Оно связано с последним приездом поэта в Михайловское, которое сыграло в ее судьбе большую роль. В произведении Пушкин подводит философский итог своей жизни. Оно вспоминает прошлое, анализирует настоящее и обращается к будущему поколению.

    Посещение Михайловского наводит поэта на грустные размышления. С этим селом у него связано множество как счастливых, так и печальных воспоминаний. В нем он провел два года ссылки, которые озарялись разговорами с няней и приездом близких друзей. Михайловское всегда становилось для Пушкина новым источником вдохновения, где он черпал идеи для своих произведений. В жизни многое изменилось. Эти изменения сказались и на самом поэте, но родное село вновь возвращает его в прошлое. Знакомые черты природы и всей деревенской обстановки создают впечатление, что автор покидал Михайловское ненадолго. Его чувство ностальгии обостряется тем, что уже нет в живых близкого друга – Арины Родионовны.

    Созерцание Пушкиным родного пейзажа также проникнуто печалью. Если раньше он описывал его невероятную красоту и первозданность, то теперь замечает элементы упадка («убогий невод», «скривилась мельница»).

    В центральной строфе возникает образ трех сосен, которые на первый взгляд не подверглись изменениям. Но при внимательном осмотре Пушкин видит, что вокруг двух близко стоящих деревьев «младая роща разрослась». Это символизирует счастливую семью, существование которой устремлено в будущее и не омрачается с течением лет. В одиноко растущем третьем дереве, вокруг которого так же пусто, Пушкин, несомненно, видит самого себя. Это странно, так как в 1835 г. поэт стал отцом уже в третий раз. Вероятно, свое одиночество он связывал не с семейной, а с общественной жизнью. Его творчество стало причиной появления множества недоброжелателей. Постоянные придирки цензуры также больно били по самолюбию автора. Пушкин боялся, что не оставит последователей, которые бы продолжили развитие его основных идей и убеждений.

    В финале поэт обращается к будущему, но не напрямую к своему потомку, а к молодой зеленой поросли. Пушкин надеется, что когда-нибудь она также станет источником вдохновения для его внука и напомнит ему о своем деде.

    В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин размышляет над своей жизнью в неизбежном потоке времени. Учитывая, что жить поэту оставалось меньше двух лет, произведение можно рассматривать в качестве духовного завещания потомкам и последователям.

    Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последне-
    го приезда Пушкина в село Михайловсков. Здесь
    прошло детство поэта, здесь он провёл два года
    ссылки.
    Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло про-
    стить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее
    поэта событие: полиция распечатала его письмо к
    жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную
    духовную независимость.
    Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с
    природой. Он даже принимает решение поселиться в
    Михайловском. Но этому не было суждено сбыться —
    менее чем через полтора года Александр Пушкин
    Погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту:

    вернуться в Михайловекое и провести там остаток
    своей жизни.
    Начнём анализ стихотворения с его формы. Пуш-
    кин обратился здесь к белому стиху, выдерживая
    классический пятистопный ямб.
    Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально
    передаёт интонацию элегического раздумья. К тому
    же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на
    смысловую и интонационную роль ритма и на вы-
    разительность каждого слова — поэтому интересно
    обратить внимание на средства поэтической вы-
    разительности.
    Отточием перед самой первой строкой поэт как бы
    впускает читателя в продолжение каких-то своих
    глубоких размышлений. В выборе почти каждого
    слова угадывается или особый образ, или нужная
    поэту краска: например, уменьшительная форма
    слова уголок выражает особую близость Пушкина к
    Михайловскому, слово изгнанник точно определяет
    положение ссыльного поэта.
    В выражении « минувшее меня объемлет живо »
    тоже есть глубокий смысл: обое-млет — значит охва-
    тывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так
    живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется,
    будто всё происходило лишь вчера.
    Автор использует и разговорную лексику (вечор,
    ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень,
    мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая),
    но вся эта разнообразная лексика органически сплав-
    лена в единое целое. В стихотворении можно найти
    интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые
    нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.
    54

    Поэт использует инверсию (нивы златые,’ пажити
    зелёные). Инверсия — один из способов замедлить
    чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный
    смысл текста.
    Автор часто использует приём переноса части фра-
    зы с одной строки на другую:
    Тот уголок земли, где я провёл
    Изгнанником два года незаметных …
    Такой перенос даёт возможность почувствовать
    нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая
    рамками стихосложения.
    В стихотворении используется аллитерация (си-
    нея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох
    их вершин …) передают шум и шелест ветвей в «мла-
    дой роще».
    Различные временныв формы глаголов помогают
    автору передать связь между прошлым, настоящим
    и будущим.
    Стихотворение делится на три смысловые части:
    привзд в Михайловское, описание природы, обра-
    щение к потомкам.
    От мыслей о незабвенном уголке, в который он
    возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к
    раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях,
    которым суждено воспринять и почувствовать всю
    Полноту земного бытия.
    В стихотворении изображены реальные пейзажи
    Михайловского — любимые места поэта.
    Первая часть посвящена ностальгическим воспо-
    МИнаниям — поэт говорит о том, что многое пере-

    менилОСЬ и ОН, «покорный общему закону», переме-
    нился тоже. «Общий закон» — это вечное обновление
    жизни. Но перемены лирического героя объясняются
    только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение
    к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом
    убеждают последние строки экспозиции:
    И, кажется, вечор еще бродил
    Я в этих рощах.
    Во второй части стихотворения лирический герой
    упоминает « опальный домик » , Арину Родионовну и
    своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина
    всегда был очень дорог. С няней были связаны не
    только тёплые воспоминания; поэт всегда противо-
    поставлял её простую и цельную натуру, её народ-
    ную мудрость внутренней пустоте людей светского
    общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится
    ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме
    лирический герой вернётся в финале, когда вы-
    разит свою надеждУ на то, что внук непременно
    вспомнит о нём.
    Точно И подробно Пушкин рисует пейзаж Михай-
    ловского _ тот самый вид, который открывается с
    лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя
    на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из
    стихотворения « Деревня » , Отдельными штрихами
    поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака,
    скривившаяся от времени мельница.
    Центральное место отведено описанию трёх со-
    сен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.
    Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шу-
    56

    моМ своих вершин они некогда приветствовали
    его. 3а прошедшие годы про изошли разительные
    перемены:
    … около корней их устарелых
    (Где некогда всё было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась …
    Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и
    метафорам. В основе образа — эе лёная семья, так
    названа лирическим героем молодая поросль. Кусты
    теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподо-
    блена угрюмому холостяку, лишённому потомства.
    Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей
    рощицы олицетворяет движение жизни, вечное об-
    новление и, конечно, веру поэта в будущее.
    Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он
    приветствует молодых людей, которые придут ему на
    смену. Мысль о внуке, который услышит приветли-
    вый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой
    порослью, говорит о торжестве жизни и смене поко-
    лений. Эта идея вечного обновления природы, идея
    бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень
    важная философская мысль стихотворения.
    И Пушкин приветствует новые поколения афори-
    стичной фразой: «3дравствуй, племя младое, незна-
    комов! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук
    окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.
    Стихотворение « … Вновь Я посетил … » часто назы-
    вают своеобразным прощанием Пушкина с родными
    местами и подведением жизненных итогов. Но в нём
    нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению
    лёгкость, возвышенность и романтичность.
    Можно сказать, что в этом замечательном сти-
    хотворении собраны все самые главные мотивы
    пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему
    земному, и свет лая грусть от сознания быстротеч-
    ности жизни, И мудрая вера в смену поколений,
    которая всегда будет торжествовать над временем,
    разрушением и тленом.

    Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, - все сужало круг жизненного пространства поэта. Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, передохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем:

    …Вновь я посетил

    Тот уголок земли, где я провел

    Изгнанником два года незаметных.

    Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнанником» точно характеризует положение ссыльного поэта:

    Уж десять лет ушло с тех пор – и много

    Переменилось в жизни для меня,

    И сам, покорный общему закону,

    Переменился я – но здесь опять

    Минувшее меня объемлет живо,

    И, кажется, вечор еще бродил

    Я в этих рощах.

    Слово «ушло» - о невозвратимости этих лет. Повторение слов «переменилось», «переменился я» с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.

    Прошлое с такой ощутимой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все происходило вчера.

    Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение «тяжелых» - это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения.

    Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта:

    Вот холм лесистый, над которым часто

    Я сиживал недвижим – и глядел

    На озеро, воспоминая с грустью

    Иные берега, иные волны…

    Поэтичны строки:

    Меж нив златых и пажитей зеленых

    Оно, синея, стелется широко…

    Здесь и инверсии («нив зеленых», «пажитей зеленых»), и аллитерация: «синея стелется широко».

    Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: «убогий невод рыбака», «скривившаяся от времени мельница», да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.

    Особенно дороги поэту три сосны «на границе Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:

    …около корней их устарелых

    (Где некогда все было пусто, голо)

    Теперь младая роща разрослась,

    Зеленая семья; кусты теснятся

    Под сенью их, как дети. А вдали

    Стоит один угрюмый их товарищ,

    Как старый холостяк, и вкруг него

    По-прежнему все пусто.

    Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны – «по-прежнему все пусто».

    Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо» них.

    Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

    Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое!

    Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.

    По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, что подчеркнуто начальным отточием, написано белым стихом. Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простое, способствует перенесению центра тяжести на смысловую роль ритма, подчеркивает выразительность каждого слова. Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.

    1 – вступительная часть – приезд в Михайловское и оживленное воспоминание. Начало – словно продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с читателем-другом.

    2 – центральная часть (от слов: «И, кажется, вечор еще бродил»). Благодарная память о няне и нежная признательность за ее заботу. Затем, пейзаж Михайловского – вид с лесистого холма. Точное, будничное описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.

    Стихотворение, в котором нарисован прекрасный в своей простоте пейзаж Михайловского, звучит гимном всепобеждающей жизни, проникнуто верой в разумность всего существующего. Написанный в тяжелейшую полосу жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к будущим поколениям.

    Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить все оттенки эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и непосредственно нас касающееся:

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое!

    Loading...Loading...