Нефть и бюджет рф. А была ли зависимость ссср от экспорта нефти? Доля нефтегазовых доходов ввп

Компенсировать потери кабмин пытается за счет "косвенных налогов"

К 2020 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета достигнет исторического минимума - на сырье будет завязана треть госказны, тогда как в "лучшие" для нефти и газа годы бюджет больше чем на половину состоял из НДПИ, прибыли от экспорта сырья и нефтепродуктов. Целью снизить зависимость от углеводородов российские власти задались (по крайней мере, на словах) еще до двукратного обвала нефтяных котировок, но едва ли сверстанный бюджет можно считать достижением. Следом за нефтегазовыми снижаются общие доходы бюджета, поддерживать которые приходится за счет роста налоговой нагрузки.

Нефтегазовые доходы (включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 г. составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 г. "сырьевая" доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 гг. составит 33,7% и 33,4%. В 2018 г. госбюджет получит 5,479 трлн руб. (5,6% от ВВП) нефтегазовых доходов при цене на нефть $40,8 за баррель. В 2019 г. сумма уменьшится до 5,247 трлн руб. (5,1% ВВП), планы на 2020 г. - 5,440 трлн руб., но в процентах ВВП опять же происходит падение доли - до 4,9%.

В прошлом году премьер Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией" представил сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета как заслугу финансовых властей:

"Задача в том, чтобы мы производили продукцию и товары, которые способны конкурировать на международных рынках. Если мы этого добьемся, то у нас будет другая экономика. И мы этого добиваемся. Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией ".

Строго говоря, на 70% из нефти и газа федеральный бюджет не состоял никогда, по крайней мере, по официальной версии статистов. Так, по данным Минфина, наибольший удельный вес сырьевые статьи доходов имели в 2012-2014 гг. - более 50% и три года назад нефтегазовые доходы перевалили за 51%, заняв 10,4% в ВВП страны. Затем - период низких цен на нефть с параллельными валютными скачками. Как итог - потеря нефтяного триллиона в 2016 г. и 10%-ный рост ненефтегазовых доходов (однако во многом это заслуга "приватизации" "Башнефти" государственной "Роснефтью").

В нефтегазовых доходах наибольшую долю занимает НДПИ в виде углеводородного сырья, в 2018 г. это 3,547 трлн руб. Причем, поступления от главного сырьевого налога в следующие два года будут падать: на 332,3 млрд руб. в 2018-м и на 137,2 млрд руб. - в 2019-м. Отчасти снижение будет компенсировано лишь в 2020 г. Минфин объясняет динамику изменением цен (только удешевление барреля "Юралс" в следующем году "отнимет" 576 млрд руб.), падением добычи нефти и газа, а также корректировкой налогового законодательства.

В прогнозном бюджете снижение доли нефтегазовых доходов вызвано тем, что на заниженном уровне фиксируется цена нефти, одновременно завышается экономический рост, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин :"В ситуации, когда мы предполагаем, что будет идти рост за счет ненефтяного сектора, доля доходов от него объективно снижается. При этом в прогнозе нет признаков правдоподобия, потому что он базируется на вещах, которые никак не обоснованы ".

Обратная динамика в ненефтегазовых доходах: увеличиваются поступления по налогу на прибыль, НДС, акцизам. Удельный вес этой части поступлений в ВВП растет с 9,7% в 2017 г. до 9,8% к ВВП в 2020 г. Но рост вызван не только экономической динамикой, Правительство увеличило ряд псевдоналоговых платежей : ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожную и строительную технику (от индексации на 15% до введения новых видов сборов), и автомобили (с 2018 г. вводится дифференцированная шкала акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с). Кроме того, с 1 июля 2018 г. планируется понизить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физлицами, что отразится на стоимости покупок .

Заметим также, что прогноз по ненефтегазовым доходам сформирован с учетом направления на дивиденды 50% прибыли госкомпаний . Как известно, этот норматив ряд крупных игроков , если же "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Россети" и другие компании выполнят условия, бюджет в 2018 г. получит 379,8 млрд руб. дивидендов, в 2019 г. - 425,6 млрд руб., в 2020 г. - 456,9 млрд руб.

Увеличение "косвенных" налогов, таких как акцизы, - результат манипуляции фискальными мерами, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев . Однако перевес в сторону несырьевых доходов, по его мнению, - свидетельство того, что экономика становится более диверсифицированной и может развиваться не только за счет нефтегаза.

"Доказательством может быть стабилизация курса рубля по отношению к конвертируемым западным валютам, прежде всего, к доллару. Он колеблется достаточно сильно, но вокруг определенной величины и зачастую в фазе, противоположной движениям цен на нефть. К тому же Росстат указывает на положительные темпы роста экономики за первое полугодие. Все говорит о том, что экономика вышла в позитивную зону, сделала она это как раз за счет ненефтегазовых отраслей. Я считаю, что это тенденция, она становится явной и видимой ", - рассказал Беляев.

Однако в полной мере заместить нефтегазовые рубли не удалось, доказательство тому - снижение доходов относительно ВВП с 16% в 2017 г. до 14,8% в 2020 г. Динамика связана "с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта", признают в Минфине. Свой эффект окажет и завершение сделки ОПЕК: цены на "Юралс" выйдут на траекторию $40 уже к концу 2018 г.

Процент нефтегазовых доходов в госбюджете, как видно на графике ниже, все еще зависит не от усилий, якобы прилагаемых Правительством для диверсификации экономики, а от стоимости нефти. Нефтедоллары формируют запасы, от них зависит налоговая политика, да и политика в целом. Как результат - бюджет-2018 по своей структуре является практически полным отражением казны середины "нулевых" .

Средства Фонда национального благосостояния, который в будущем году поглотит Резервный фонд, значатся в числе источников финансирования дефицита в 2018 г., начиная с 2019 г. "кубышку" запечатают. Решение объясняется тем, что копить сверхприбыли от сырья в период отсутствия таковых не получается. На начало 2016 г. в ФНБ находилось 5,227 трлн руб., к концу 2017 г., по прогнозам кабмина, там останется уже 3,901 трлн руб. В 2018 г. предполагается снижение объема средств ФНБ до 3,756 трлн руб. за счет направления 1,113 трлн руб. на покрытие дефицита и формирование средств Пенсионного фонда. При этом дополнительные нефтегазовые доходы, которые поступят в ФНБ, оцениваются в 716 млрд руб. в 2018 г. и 547,1 млрд руб. - в 2019 г. За эти годы из ФНБ будет потрачено лишь 8,2 млрд руб. на формирование пенсий.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета сократится с 9,1% в 2016 г. до 5,8% ВВП в 2020 г.

"Де-факто бюджетная политика уже с февраля текущего года проводится в соответствии с переходными положениями бюджетных правил. Дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 г., не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета. Результатами такой политики уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике ", - отмечено в документах к проекту бюджета 2018-2020 гг.

Напомним, что в Госдуме находится проект закона о распределении части нефтегазовых доходов между россиянами. Авторы, депутаты фракции КПРФ, предлагают в 2018 г. . Коммунисты уверены, что падение сырьевых доходов не является причиной отказа от инициативы.

"Посмотрите на котировки нефти - цена растет. Мы получим дополнительные доходы, которые власти хотят инвестировать в американскую экономику. Напомню, что "кубышка", куда будут складывать доходы, номинирована в нефтедолларах . Мы считаем такую политику в корне неверной, нефтедоллары должны служить возрождению российской экономики . Сейчас бюджет в целом сокращает расходы, но при этом 38% тратится на оборону и безопасность, а на сельское хозяйство - 1,5% - это продолжение бюджетной политики, направленной на убиение собственной экономики. Как можно говорить о снижении сырьевой зависимости, если сама бюджетная политика формируется, исходя из долларовых цен на нефть и размера бивалютной корзины? Экономика остается зависимой" , - поделился своим мнением с депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев .

"Отнять" доходы у госказны хотят не только коммунисты. Накануне Минфину предложили отдать часть ненефтегазовых доходов от акцизов регионам. В частности, речь шла о зачислении в бюджеты субъектов поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и табак, доходов от топливных сборов. Однако в условиях борьбы за сокращение дефицита федерального бюджета просьба сенаторов в ближайшие годы навряд ли будет услышана.

Сейчас самая актуальная тема в российской экономике – как снизить зависимость от нефтегазового сектора. Первые разговоры об этом во власти начались еще в 2006 году, когда президент страны Владимир Путин говорил о том, что необходимо инвестировать в несырьевые .

Фактически, как таковой нефтяной зависимости в экономике России нет. Доля нефтегазового сектора в структуре ВВП на сегодняшний день не превышает и 15%. Для сравнения – у большинства стран ОПЕК добыча нефти и газа в среднем превышает 30% от ВВП. Высока зависимость лишь в нескольких сферах. Прежде всего в бюджетной сфере, особенно в сегменте федерального бюджета, доходы которого до сих пор формируются почти на 45% за счет нефти и газа. Именно по этой причине власти допустили обвальную девальвацию рубля, так как в противном случае пополнить выпадающие нефтегазовые доходы казны в условиях падения мировых цен на просто не представляется возможным. При этом, по итогам 2015 года в консолидированном бюджете доля нефтегазовых доходов составила около 25%. Однако в связи с тем, что никаких иных источников пополнения бюджета на сегодняшний день нет, а долговой остается слишком неразвитым из-за низкой ликвидности и высоких процентных ставок, для избежания бюджетного коллапса Правительство вынуждено было пойти на такие меры.


Кроме того, высока зависимость и в сфере внешней торговли. Доля сырой нефти в структуре экспорта России составляет почти 30%, а в целом энергетические товары, завязанные на нефть, составляют до 60% экспорта. То есть, при падении цен на нефть падает в стоимостном выражении 60% валютных поступлений от товарного экспорта. При этом стоит конечно оговориться, что энергетическое сырье составляет менее 40% экспорта, а до 20% - это нефтепродукты, и снижение их стоимости идет параллельно со снижением себестоимости производства (закупка сырой нефти составляет более 50% от стоимости нефтепереработки). Тем не менее, денежные поступления от экспортных поставок нефтепродуктов экономика получает в твердой валюте, поэтому даже номинальное снижение поступлений оказывает влияние на платежный баланс, а соответственно и на курс национальной валюты.


Однако очевидно, что масштабы девальвации были явно непропорциональными. Иными словами – не было необходимости девальвировать так сильно , чтобы поддерживать стабильность платежного баланса. По данным Банка России, за 2015 год (по предварительной оценке) профицит платежного баланса подскочил почти до 66 млрд. долларов, что на 13% больше, чем в 2014 году, а дефицит консолидированного бюджета за январь-ноябрь составил всего 1.1 трлн. рублей, что не дотягивает и до 2% от ВВП. Таким образом, вывод исходя из текущей ситуации вывод очевиден – сверх высокая зависимость России от цен на нефть основывается лишь на необходимости пополнять федеральный сегмент бюджетной системы.


Для снижения этой зависимости необходимо развиваться по нескольким направлением. Прежде всего, необходимо развивать долговой рынок. Развитый рынок рублевого долга позволит Правительству пополнять казну для сведения баланса без необходимости прибегать к чрезмерному повышению налогов или сокращению расходов. В свою очередь, для снижения процентных ставок на долговом рынке необходимо добиться стабильно низкой инфляции, не превышающей 4.5%, что позволит Центральному Банку снизить ключевую ставку до 4-4.25%. При этом текущий уровень государственного долга России один из самых низких – всего 12% от ВВП. Поэтому даже если будет достигать 5%, в течение как минимум 6 лет можно абсолютно спокойно покрывать дефицит бюджета за счет рублевых займов, и в этом случае уровень государственного долга не превысит и 40% от ВВП.


Кроме того, необходимо оптимизировать бюджетные . Это позволит ускорить выход экономики из кризиса и расширить налогооблагаемую базу. Так, за 2015 год неосвоенные расходы одного только федерального бюджета составили около 1 трлн. рублей – то есть почти весь существующий дефицит, а из тех расходов, которые были освоены, свыше 400 млрд. были израсходованы неэффективно.

Главное же, что должны сделать власти для нивелирования эффекта нефтяной иглы – провести структурные . В частности, необходимо увеличивать экономическую свободу, особенно в отношении бизнеса и частных предпринимателей, и в целом снижать долю государственного сектора в экономике. Кроме того, необходимо стимулировать нефтегазовые компании к более активному инвестированию в нефтехимию и нефтепереработку, а также в освоение альтернативных видов энергии. Одной из структурных реформ должна быть сфера кредитования, которая должна быть в первую очередь направлена на финансирование развития реальных секторов экономики, тогда как на сегодняшний день 50% всего кредитного портфеля банков составляют кредиты физическим лицам, а ставки по займам для малого и среднего бизнеса в среднем составляют 25-30%, в то время как даже необеспеченные потребительские кредиты выдают по 15-25%. Наиболее важное направление структурных реформ - в бюджетной сфере. Необходимо увеличивать налогооблагаемую базу и снижать зависимость от нефти и газа. В случае преодоления всех этих структурных перекосов за счет опережающего развития частного сектора возможна реальная диверсификация и укрепление стабильности экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Описывая нефтяную войну, которую Саудовская Аравия ведет с Западом, для сравнения зависмости экономик различных стран от экспорта нефти я написал: "когда говорят, что экономика России полностью зависит продажи углеводородов – это неправда". Тогда я не привел никаких доказательств, хотя по моему мнению, они и лежат на поверхности. По сравнению с Саудовской Аравией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и прочими странами, Россия далеко не так зависима от продажи сырой нефти. Достаточно посмотреть на цифры.

Что получает Россия от экспорта нефти, газа?

Экспорт сырой нефти
2014 год - 223,415 млн. тонн - $153,878 млрд
2015 год - 244,485 млн. тонн - $89,577 млрд

Экспорт нефтепродуктов
2014 год - 164,837 млн. тонн - $115,649 млрд
2015 год - 171,535 млн. тонн - $67,4 млрд

Бензин (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 4,177 млн. тонн - $3,162 млрд
2015 год - 4,746 млн. тонн - $2,481 млрд

Дизельное топливо (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 47,399 млн. тонн - $40,803 млрд
2015 год – 51 млн. тонн - $25,853 млрд

Экспорт газа
2014 год - 172,6 млрд. кубометров - $54,730 млрд
2015 год – 185,5 млрд. кубометров - $41,8 млрд

Экспорт сжиженного газа
2014 год - 20,5 млн. кубометров - $5,244 млрд
2015 год – 21,4 млн. кубометров - $4,546 млрд

Как видим, потери есть. Но не смертельные. Берем калькулятор, суммируем и получаем экспорт всех углеводородов (сырой нефти, газа и нефтепродуктов) за 2015 год - $203,323 млрд.

По статистике, весь экспорт из России в долларовом эквиваленте снизился на 31,1% (по сравнению с 2014 годом) и составил $345,9 млрд.

Причина проста - падение цен на нефть. Если в январе 2014 года баррель нефти Brent стоил примерно $107, в январе 2015 - $50, а в январе 2016 уже $34. И то Россия сгладила неприятный момент за счет увеличения добычи и производства нефтепродуктов. Иначе потери были бы больше.

Россия стала наращивать производство нефтепродуктов, т.е. экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию.

Исходя из этих цифр, получается, что доля нефти и газа - почти 70% от всего экспорта России.

Удивительно, но большинство останавливается и зацикливается на этой цифре, обвиняя Россию исключительно в сырьевой модели экономики. Оппозиция почему-то не любит слушать дальше. Ведь дальнейшие цифры разрушают их "посыл" - в России все плохо.

Постойте, а мы разве всей страной работаем исключительно на экспорт?

По данным Ростата объем ВВП в 2014 году - 77 трлн 893,1 млрд руб., а в 2015 - 80 трлн 412,5 млрд. рублей ($1325 при среднем курсе доллара 60,66).

По данным либералов, ВВП России в 2015 году почему-то в два раза меньше - $650 млрд. Откуда они взяли эту цифру - неизвестно.

ВВП России в 2015 году - $1325 млрд. Полученные $89,5 млрд от экспорта сырой нефти – примерно 6,8% .

Даже если брать весь углеводородный экспорт ($203,323 млрд.), то это все-равно чуть более 15% ВВП Росси.

Согласен, для нашей страны низкие цены на нефть, как минимум, неприятны. Мы на эти деньги расчитываем. Но и говорить о том, что мы полностью зависим от экспорта нефти и ее цены - не приходится. Даже иностранные аналитики подтверждают: Россия, даже не получая никаких доходов от продажи углеводородов, сможет спокойно прожить 3-4 года, за которые экономика России может еще больше увеличить разрыв и максимально утратить зависимость от экспорта углеводородов. По крайней мере, специалисты Bloomberg видят огромный потенциал в экономике России. И тут с ними сложно не согласиться.

За прошлый год нефтегазовые доходы составили 43% от общих доходов бюджета, а на 2016 год правительство запланировало 44%. Но впереди несколько лет низких цен на нефть — в районе $50 за баррель максимум, считает Суслина, поэтому доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет явно ниже, чем в 2015-м. «Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией», — призывал глава правительства Дмитрий Медведев 5 февраля. На самом деле данные Минфина показывают, что нефтегазовые доходы достигали пика в 2014 году на уровне 51,3% и доля их поступательно росла с 2009 года.

Как заткнуть дырки

Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений — повышение роли ненефтегазовых доходов. Разумеется, в нынешней ситуации правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, говорит Чернявский, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Уже принято решение о втором за год , при этом часть доходов от топливных акцизов (23%) Минфин предлагает забирать в федеральный бюджет (сейчас все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты). По расчетам ведомства, такое перераспределение с 1 мая могло бы дать федеральному бюджету в 2016 году дополнительные 68,5 млрд руб. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность введения , в частности на пальмовое масло. Минфин еще не дал ответ о целесообразности введения таких акцизов, сказал РБК в начале этой недели чиновник финансово-экономического блока.

Сейчас в федеральный бюджет поступает от 50 до 100% доходов от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары, ввозимые в Россию, следует из Бюджетного кодекса. Поступления от акцизов составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета, 13% (149,4 млрд руб.) за январь—февраль 2016 года, следует из данных казначейства.

Нефтегазовые доходы в бюджете России

До 51,3% доходила доля нефтегазовых доходов бюджета за время президентства Владимира Путина (бюджет 2014 года)

5,9 трлн руб. составили нефтегазовые доходы бюджета за 2015 год

В 10 раз выросли номинальные нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2002 годом

8% заняли нефтегазовые доходы бюджета в ВВП в 2015 году (в 2014 году — 10,4%)

53% к 47% составило в 2015 году соотношение поступлений от НДПИ к поступлениям от экспортных пошлин в составе нефтегазовых доходов. Это следствие «налогового маневра», призванного перераспределить нефтегазовые доходы в пользу налоговых поступлений. В 2014 году соотношение было в пользу экспортных пошлин (62% к 38%).

$29,69 за баррель составила средняя цена российской нефти Urals в январе—феврале 2016 года

57% ненефтегазовых доходов в январе—феврале 2016 года составило поступление НДС

13% ненефтегазовых доходов составило поступление акцизов

В последние два года о нефтегазовой зависимости России говорили и на профессиональных мероприятиях, и в кулуарах, и на любой кухне. вновь сделал актуальным вопрос структурных реформ в экономике, особенно на фоне санкций, которые накладывают внешние ограничения на страну. Насколько российская экономика зависит от нефтегазового сектора, в каких сферах и в чем это выражается?

Не нефтью единой

Прямой зависимости экономики от добычи сырья в России нет. Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВВП составляет менее 9% (официальные данные Росстата). Даже в структуре экспорта в 2015 года сырая нефть составила немногим более четверти, а в целом доля энергетических товаров в структуре валютных поступлений не превысила 60%, тогда как еще в 2013 году этот показатель достигал 78%. Конечно, во многом это было достигнуто за счет обвала цен на нефть и сокращения поступлений от поставки сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов.

«Прямая зависимость от нефти и газа у России есть, но не столь масштабная как у большинства нефтедобывающих стран, - подтверждает Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). - Доля нефтегазового сектора в объеме ВВП составляет 7–9%, в то время как в большинстве стран ОПЕК эта цифра доходит до 40–45%. Для сравнения - на 2014 год (до масштабного обвала нефтяных цен) доля нефтегазового экспорта составляла 40% от ВВП Саудовской Аравии, а в целом экспорт нефти и газа достигает более 90% валютных поступлений королевства. У России же и экспорт, и экономика гораздо более диверсифицированы».

И действительно, за 2015 год доходы от экспорта, например, машиностроения подскочили более чем на 10% и составили $26 млрд (доходы от продажи природного газа около $41 млрд). Таким образом, в российской экономике наметилась диверсификация.

Зависимые инвестиции

Хотя доля нефтедобычи и экспорта сырой нефти в экономике не является критической, однако несколько ключевых сфер и множество смежных отраслей сильно зависят от нефтегазового сектора.

По данным Росстата, доля нефтегазового сектора в структуре инвестиций в основной капитал составляет до 55% или порядка 12 трлн руб. из общих 22 трлн.

«Зависимость от нефти и газа наибольшая в России не в экономике и даже не в промышленности, а в отдельных наиболее чувствительных сферах народного хозяйства. Например, более 55% инвестиций осуществляется в нефтегазовом и смежных секторах, а инвестиции, в свою очередь, обеспечивают более четверти ВВП. Кроме того, слишком высока зависимость бюджета от нефтегазовых доходов - 44% доходов за 2015 год поступили от нефти и газа, несмотря на резкий обвал цен на энергоресурсы на мировом рынке. По-прежнему сохраняется высокая доля нефтегазового сектора в структуре экспорта, хотя здесь, конечно, диверсификация идет более интенсивно», - подтверждает Владимир Буев.

«Доля экспорта нефти в ВВП России всего 9%, даже меньше чем у Норвегии с её 11% и уж совсем далека от Саудовской Аравии с 45%. Но „игла“ есть, и если посмотреть, то доля нефтегаза в нашем экспорте превышает 70%. Цифра серьёзная, хотя и с этим можно неплохо жить, при некоторых оговорках. Например, если ничего не завозить из других стран и обходиться своими силами. Тогда внешнеторговый баланс будет нормализован. Пока до этого очень далеко - мы слишком много товаров закупаем в валюте. Выстроить собственное производство не так уж и просто - и главное быстро», - поясняет Дмитрий Солодин, аналитик компании IT Invest.

Избавляться от зависимости

На извечный русский вопрос «Что делать?» единого ответа, конечно, нет. Одни говорят, что надо делать упор на развитии внутреннего рынка и укреплять рыночные институты, другие рекомендуют заниматься тотальной технической модернизацией обрабатывающей промышленности и увеличивать несырьевой экспорт. Все сходятся лишь в одном - пора избавляться от этой зависимости.

«Из-за высокой зависимости от нефти и газа Россия в последние 30 лет пережила несколько экономических кризисов, связанных с нестабильностью цен на энергоносители. Еще будучи в составе СССР, когда во второй половине 80-х гг. цены на нефть рухнули в 4 раза, советская, а затем и российская экономика оказалась в острейшем кризисе. Выход из него удалось в 1999 году, когда цены на „черное золото“ пошли наверх. Главным фактором всех последних кризисов - в 1998, 2009 и 2015-2016 гг. - стал обвал нефтяных цен. Чтобы снизить эту зависимость, необходимо проделать большую работу по всему спектру диверсификации - от внутренних инвестиций до внешней торговли», - говорит Владимир Буев.

Его коллега Николай Смирнов, эксперт НИСИПП, считает, что необходимо укреплять рыночные институты внутри страны и улучшать инвестиционный климат: «Слезть с ресурсной иглы - значит развить внутренний рынок. Ресурсы для этого, как ни странно, по-прежнему есть, но нужен комплекс мер, включая право собственности и прочие рыночные институты, доступ к своему инвестиционному ресурсу, прочная стратегия на 15–30 лет вперед и т. д. Последние годы мы находились в глобальной институциональной колее, когда менять правила было невозможно. Сегодня, похоже, что мировая экономика проходит точку бифуркации - значит есть шанс предложить свой вариант будущего».

Дмитрий Солодин предлагает радикальные и конкретные меры: «Для начала можно восстановить свою нефтехимическую промышленность и продавать заграницу нефть не простую, а переработанную, а значит и с большей добавленной стоимостью. Мне этот план видится наиболее очевидным и разумным. Он лежит на поверхности. Страна с такими углеводными запасами не может не быть одним из лидеров в нефтеперерабатывающей промышленности. Это нонсенс! Но для этого, безусловно, нужны серьёзные инвестиции, и без госучастия тут не справиться. За весь период „послесоветской“ России не было построено ни одного нового НПЗ. Да, модернизация была, но деньги инвестировали только в добычу, а в переработку почти ничего не шло».

«У нас есть огромные просторы для земледелия и животноводства, в частности для выращивания пшеницы и прочих зерновых. В этом направлении мы движемся очень хорошо - в текущем году Россия может стать крупнейшим мировым экспортёром пшеницы (сейчас входит в тройку лидеров). Кроме того, мы можем похвастаться ещё и мировым лидерством в экспорте индюшатины. Продолжаем развивать сельское хозяйство и слабый рубль тут нам только в помощь. Да и внутри страны у нас теперь спрос больше, а конкуренции меньше. Думаю, тут правительство уже здорово помогло, отказавшись от „заморских деликатесов“. Ещё бы решить проблему с собственными семенами и кормами, а то покупать чужие - и дорого (а долларах же), и для продовольственной безопасности нехорошо.

Далее IT-технологии. Наши технологии высоко конкурентны, благодаря хорошему уровню подготовки специалистов, креативности мысли, а также низкой стоимости. Инвестиций сюда много не надо. А надо не мешать. Подготовить хорошую законодательную базу для работы в Интернете, для электронного денежного обороте и т. д. (у нас много пробелов). Ну, и льгот в налогообложении, конечно, дать этой сфере тоже не будет лишним. Плюс доступ к международным рынкам капитала, который был закрыт так называемыми „санкциями“. Но, боюсь, решить именно эту проблему будет намного сложнее, чем другие. Выход есть: сделать дешёвый кредит внутри страны. Снизьте нагрузку на бизнес - уберите издержки лишние!» - дополняет Дмитрий Солодин.

«Нужно стимулировать инвестиции и деловую активность в частном секторе экономики. Только так можно будет добиться реальной диверсификации и слезть с той самой нефтяной иглы», - резюмирует Владимир Буев.

Loading...Loading...