Был ли рак у солженицына

Тема болезни в произведении А.И.Солженицына "Раковый корпус" в контексте русской прозы ХХ века

Александр Исаевич Солженицын - писатель с мировым именем, человек с небольшой биографией,яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.
А.И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенные года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А.Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь. Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. В близости смерти, в ожидании своей участи он видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего - о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А.И.Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что "возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель". После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А.И.Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована была идея только почти через десять лет. Попытки напечатать "Раковый корпус" в журнале "Новый мир" успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году за границей.
Всех собрал этот страшный корпус - тринадцатый, раковый. Гонимых и гонителей, молчаливых и бодрых, работяг и стяжателей - всех собрал и обезличил, все они теперь только тяжелобольные, вырванные из привычной обстановки, отвергнутые и отвергнувшие все привычное и родное.
Одна из тем повести "Раковый корпус" - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить.
Л.Дурнов, академик РАМН, профессор замечает, что интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. "Час пик" обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в ХIХ и начале ХХ века господствовала "литература туберкулеза" (стоит только вспомнить "Цветы запоздалые") А.П.Чехова или "Жизнь взаймы" Ремарка), сегодня преобладает "литература рака". Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями.
Академик замечает:"Читая "Раковый корпус", не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший начинает чувствовать себя одиноким: "...все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один".
"На мгновенье болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть".
"Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату". Больной все более становится зависимым от окружающих. Тема болезни у писателей связана с одиночеством, которое помогает осмыслить все происходившее, оценить и найти рациональные пути выхода из пограничной ситуации.
В "Раковом корпусе" сталкиваются и расходятся два действующих лица. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи противопоставлен образу Олега Костоглотова - ссыльного, отчасти напоминающего самого Солженицына.

В "Раковом корпусе" почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, напоминает о себе "вечной ссылкой" Костоглотова. Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками. Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой. Угроза гибели человека нависает уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А.И.Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его. Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны. Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Эти люди не признают духовных ценностей. Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А,И,Солженицына, в них спит или нпрочь отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов: "Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?" Для Олега больничная палата стала школой. Понятна тяга его к простой жизни.

Очень интересно описано состояние больного врача Донцовой, работающей в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного.
Своим признанием болезни она исключила себя из благородного сословия врачей и ставит себя на место больного. Вспоминаются прекрасные строчки Б.Пастернака:"Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю".
Но с другой стороны, Солженицыным очень верно подмечено, что все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

И,кажется, Александр Исаевич прожил в "Раковом корпусе" за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.
Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература. Костоглотов задумывается над отечественной словесностью. Не случайно в палате появился томик Льва Толстого. Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы ХIХ века с его "главным законом" Толстого - любви человека к человеку.
Раковая болезнь уравнивает больных. Если для Русанова болезнь - это возмездие, им самим не осознанное, то для некоторых, как для Ефрема и Шулубина, это приближение к мучительному прозрению.
Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку.
Лишенный возможности завести семью (Костоглотова кололи гормональными лекарствами), он выходит исцеленный телесно из тринадцатого ракового корпуса; Русанова, ложно надеющегося на выздоровление, родные увозят на машине.

Солженицыну близка концепция позднего Толстого. "раковый корпус" - это скорее философская повесть. Тут, как в повести Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", автор ставит своих героев лицом к лицу со смертью и каждого принуждает оглянуться на прожитую жизнь и задуматься над ее смыслом. Над смыслом жизни - своей и общей.
В повести Л,Н,Толстого "Смерть Ивана Ильича", герой которой тоже видит "ложь" в прожитой жизни, и ему открывается истинный ее смысл, та "общая идея", которая все объясняет в мире. Любопытно, что есть совпадения и в образном строе философско-гносеологических художественных обобщений двух писателей.

Чиновники по профессии (Русанов и Илья Ильич) принадлежат среде богатых людей, где вещь ("гардина") становится чуть ли не синонимом жизни, а упоминания о душе кажутся смешным предрассудком, постепенно опустошили души героев. Привыкшие к привилегиям, отгородившиеся от жизни, они любят "народ", но брезгливо относятся к людям. Русанов повинен в тяжких грехах: донес на товарища, выявлял родственников заключенных среди работников и заставлял отречься от невинно осужденных. Ивана Ильича всегда бодрила "возможность всякого посадить в острог". И вдруг они замечают, что врачи к ним относятся так же, как они сами относились к людям. В период болезни Русанов чувствует себя человеком второго сорта, но не меняет своего отношения к жизни. это пример статичного героя. Илья Ильич Толстого представляет собой героя динамического, смерть которого полна великого смысла нежели жизнь, полная деяний. Для Толстовского героя болезнь отказывается откровением.

Проблема кризисных состояний человека является чрезвычайно актуальной.
Каждый день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но так же продолжают люди жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить детей. Каждый думает, что способен на подвиг. А подвиги кроются в самой обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью и заботой о ближних.

Страх в результате непонимания причин внезапной болезни открывает мир художественных произведений русских писателей как ХIХ, так и ХХ вв. Человек, оказавшийся у смертной черты, протестует, не понимая, почему умирать должен именно он, а не кто-то другой, для кого смерть, возможно, является закономерной участью. Именно на пороге смерти, не желая смириться с участью "всякого", человек обращается, иногда впервые, к Богу, чтобы призвать его к ответу на вопрос - зачем? почему именно я? И этот момент осознания смерти становится исходным для обретения человеком самого себя как частицы Бога или мирового целого. Иначе говоря, смерть открывает собой величайшую тайну откровения: что есть человек и какого его предназначение. Такую гуманистическую задачу и пыталась выполнить русская литература, размышляя над судьбой человека и мира на пороге болезни или смерти.

Герои Толстого, как правило, менее всего думающие о смерти в течение жизни, становятся "приличными" людьми именно накануне своей смерти. Автор будто бы специально губит их, чтобы дать возможность "воскреснуть" в новой преображенной сущности еще до физического конца. Ведь его герои, по большому счету, и не являются людьми до тех пор, пока не попадают в пограничную ситуацию - болезнь. Все они до этого важного, откровенного события жизни были кем угодно - приличными служащими, чиновниками, родителями, супругами, - но только не людьми в подлинном смысле этого слова. Когда же они попадают в ситуацию "быть или не быть", в них пробуждается человеческая сущность. Болезнь, как наказание, пришла, оказываетс, потому что я жил "не так, как надо", "неправильно", "неприлично". Началом болезни является ностальгия по божескому в человеке и вопрос "зачем?" всегда имеет своего адресата - Бога. Смерть человека есть возвращение к истинному пониманию веры, которая вместе с размышлениями о конце бытия менее всего волнует при жизни.
Смирение перед неизбежностью болезни, а затем смерти настраивает человека на то, чтобы принять эту мысль с великим терпением.

Реалисты считали, что для исцеления общества необходимо сначала исцелить человека. И у Солженицына раковая болезнь - символ той злокачественной болезни, которая проникла в плоть и кровь общества.
"Раскаяние (покаяние) есть первая пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед... лишь с раскаяния может начаться духовный рост",- пишет Солженицын в 1973 году в статье "Раскаяние и самоограничение". Грехи, от которых следует избавляться и в которых надо каяться, - сквозная тема его творчества. Это и национальные грехи - крепостное право, уничтожение коммунистами исторической России; это и личные грехи - ложь, насилие, безответственность, жестокость и т.п.
"Раковый корпус" предостерегает нас от общественной апатии, жизни по инерции, участия во лжи, ведущих, как к духовным болезням всего общества, так и к физическим болезням конкретного человека, помогает выработке гражданской позиции.
Творчество А.И.Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.
На мой взгляд, изучение творчества А.И.Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа ("Смерть Ивана Ильича" Л.Н.Толстого) наиболее продуктивно.

Л.Дурнов,
академик РАМН, профессор

Раковый корпус Александра Исаевича Солженицына я читал трижды. Первый раз - в 1979 г., когда он был запрещен. Тогда он не произвел на меня особенного впечатления, и не знаю, почему. Может быть, отчасти потому, что искал в нем что-то запрещенное, недозволенное и именно с этой точки зрения перелистывал страницы. Нельзя сказать, что повесть мне не понравилась, но, как говорится, я ею не проникся.

В 1983 г. я писал одну из своих медицинских книг в домике директора Дома творчества в Переделкине. Почти напротив дачи, в которой я жил, был дом хорошего писателя и человека Бориса Ласкина. Как-то у нас с ним зашел разговор о литературе, и Ласкин заговорил о Солженицыне. Вы читали его Раковый корпус? - спросил он. - Прочтите еще раз, и вы поймете, какой это большой писатель. Написано не хуже Смерти Ивана Ильича Льва Толстого, - добавил он, - но еще и с солженицынским оптимизмом. С большим трудом я достал повесть (она все еще была под запретом), прочел и был очарован ею.

В этот период я попал в больницу и прочитал ее еще раз с карандашом в руках не как обычный читатель, а как врач-онколог. И понял, что это не только художественное произведение, но и руководство для врача.

Самые яркие впечатления о медицине я получил не из официальных учебников, написанных обычно сухим, невыразительным языком, а из книг знаменитого С.Юдина. Он был не только великолепным хирургом, но и талантливым в других областях человеком. Какими волнением, образностью, захватывающим сюжетом отмечены его Этюды желудочной хирургии, которые стали настольной книгой хирургов моего поколения. Интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. Час пик обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в XIX и начале ХХ века господствовала литература туберкулеза (стоит только вспомнить Цветы запоздалые Чехова или Жизнь взаймы Ремарка), сегодня преобладает литература рака. Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями. Я не знаю ни одной книги, где бы описывалось выздоровление больного со злокачественной опухолью.

И вот предо мною Раковый корпус - книга, появившаяся в сложное время, особенно для самого писателя, книга, несмотря ни на что, оптимистическая, столь необходимая сейчас. Меня не оставляет чувство, что повесть написана дипломированным, знающим врачом. И потрясающая образность. Судите сами: весело разговаривающая женщина... никак не подозревала, что этот сантиметровый пустячный шарик, который ей не хотят почему-то отрезать, есть... губительные одинокие клеточки, лодки десантные во мраке? И причалили где? И все это в сочетании с профессиональными наблюдениями: Она стала смотреть его кожу на полях облучения. Пожалуй, кожа уже взывала об окончании. Поверхностная реакция могла еще и усилиться после конца сеансов. Не каждый врач, непосредственно не связанный с радиологией, к сожалению, знает об этом. Мне все время кажется, что со мной разговаривает врач: Оставалось... лишь продолжить старую карточку, записать, что стали атрофичны мягкие ткани, и что, по всей видимости, это есть позднее лучевое изменение.

Одна из достаточно часто встречающихся опухолей у подростков - остеогенная саркома - злокачественное новообразование кости. На протяжении повести прослеживаются больные с различными онкологическими заболеваниями, и даже сами они об этом говорят: Все-таки есть рак и рак... Из раков - еще какой рак. В каждом плохом положении еще есть похуже. Так вот, остеогенная саркома - опухоль, прогноз при которой очень серьезен, и об одном из таких больных рассказывает Солженицын. И опять у меня возникает то же чувство - пишет об этом врач или человек, перенесший эту болезнь (хотя, и это известно, у автора не было подобной опухоли). Не надо читать специальные книги об опухолях костей. Достаточно только вспомнить, как описывает признаки болезни Александр Исаевич: ... Кто-то в суматохе с мячом не нарочно стукнул Демку бутсой по голени, Демка и внимания не придал, похромал, потом прошло. А осенью нога разбаливалась и разбаливалась, он еще долго не показывал врачам, потом ногу грели, стало хуже, послали по врачебной эстафете... Здесь все правда: и обычное обнаружение опухоли в ноге или в руке после травмы, в большинстве случаев позднее, и неправильное лечение, с которым сталкиваются онкологи (ногу грели). А как он описывает фантомные боли у того же Демки! Уже прошла неделя - и первым пламенем отпылала отрезанная нога. Операция уходила в прошлое, но нога по-прежнему жила и мучилась вся тут, как не отрезанная, и даже отдельно слышал Демка каждый палец отнятой ноги.

А как верно о хирургии! Прочтите хотя бы это: Когда волнуется хирург не новичок? Не в операциях... Ну, разве иногда внезапно осложнится, хлынет кровь, и вспомнишь, что Резерфорд умер при операции грыжи (писал бы Солженицын сейчас - вспомнил бы погибшего на операции, тоже считавшейся несложной, С.П.Королева - Л.Д.). Волнения же хирурга начинаются после операции, когда почему-то держится высокая температура или не спадает живот, а теперь на хвосте упускаемого времени надо без ножа мысленно вскрыть, увидеть, понять и исправить - как свою ошибку. В годы, когда писалась повесть (а это 1963 - 1967 гг.), Солженицын поднимал вопросы, волнующие врачей и общество сегодня. Например, о необходимости воссоздания статуса семейного врача, без которого невозможно гармоничное развитие семьи. И речь идет не только о физическом здоровье, не только о создании определенной психологической атмосферы в семье, но и о воспитании чувств, о нравственности. Вот его слова: А ведь между другими наставниками молодежи мы потеряли еще одного, очень важного... семейного доктора! Девочкам в 14 лет и мальчикам в 16 надо обязательно разговаривать с врачом... Надо, чтоб это был тот самый дядя доктор, которому они с детства показывали горлышко и который сиживал у них за чаем... Он не только предупредит их от ошибок, от ложных порывов, от порчи своего тела, но и вся картина мира для них омоется и уляжется. Лучше не напишешь и не скажешь!

И еще: Вообще семейный доктор - это самая нужная фигура в жизни, а ее докорчевали. Поиск врача бывает так интимен, как поиск мужа-жены. Но даже жену хорошую легче найти, чем в наше время такого врача.

В последние годы на страницах любой газеты можно встретить материалы о платном лечении, оно внедрено разными путями и продолжает внедряться. Во времена написания повести разговоры о платном лечении считались кощунственными, не совместимыми с принципами бесплатной медицины в социалистическом обществе.

Герои Солженицына обсуждают и эту тему: Что значит бесплатность? - платит не пациент, а народный бюджет, но он из тех же пациентов... Сейчас не знаешь, сколько заплатил за душевный прием, а везде - график, норма выработки, следующий! И дальше: Я не говорю, что все лечение полностью надо сделать бесплатно. Но первичное - обязательно... Да и то вот в нашей клинике: почему два хирурга оперируют, а трое в рот им смотрят? А если б деньги от пациентов, да ни один пациент бы к ним не пошел....

Удивительно, как много вопросов поднято в этой сравнительно небольшой книге. Здесь и рассуждения о знахарстве, особенно распространившемся сейчас, о его причинах и многом другом. Но, конечно, главное - психология больного, психология взаимоотношений врача и больного - деонтология. И с этой точки зрения повесть должна изучаться врачами как пособие. Вообще говоря, психология больного злокачественной опухолью - предмет особых исследований. Написано много работ, защищены диссертации, получены определенные результаты. Большой интерес представляют отношения родственников к больному, к его врачу, чувство одиночества нередко возникающее у онкологических больных, отношение к смерти, к религии, психологический настрой больного и течение болезни. Столь важные медицинские проблемы изучены недостаточно, что, кстати, оставляет поле деятельности для различного рода шарлатанов.

Читая Раковый корпус, не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший (и это такая правда!) начинает чувствовать себя одиноким: ... все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один.

На мгновение болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть.

И одиночество Вадима пульсировало, трепыхалось...

Одиночество среди больных и даже среди близких. Но тем больше тяга к домашнему очагу и к тем же близким людям. Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату.Больной становится все более зависимым от окружающих. К сожалению, наши больничные режимы и, может быть, не самые лучшие традиции препятствуют общению больного с людьми с воли: дни посещений, часы посещений.

Как верно подмечено состояние больного, впервые пришедшего в онкологическую больницу. Как все действует на него! Мы, врачи, порой не знаем те мелочи, которые задевают обостренные чувства больного. Даже неулыбчивое лицо встречающей его медицинской сестры пугает, а больничная обстановка угнетает: Я восемнадцать часов здесь! - а меня никто не лечит!

Не только их операционная судьба, но еще эти серые бумазейные обтрепавшиеся халаты, неопрятные на вид, даже когда они были вполне чистые, отъединяли, отрывали женщин от их женской доли и женского обаяния... Угнетенная болезнью и убогая в таком халате, женщина не могла обрадовать ничьего взгляда и понимала это.

Вечный спор в онкологии: говорить или не говорить правду больному о его болезни. Больная, сама врач, вытирая рот после бариевой сметаны... еще раз объявила: Нет, больной не должен знать всего! Я так всегда считала и сейчас считаю.

В нашей стране многие врачи придерживаются этого правила. Все зависит от степени подготовки общества. Мне пришлось присутствовать на встрече американского президента Рональда Рейгана и его жены с детьми, лечившимися по поводу злокачественных опухолей. Жена президента рассказала о том, что она и ее муж были пациентами онкологических клиник, но сейчас здоровы. Отношение к раку в западных странах такое же, как к любому другому тяжелому заболеванию, но знание дает силы целенаправленно бороться с болезнью. И, конечно, необходима вера в победу, вера во врача.

Склонялся Вадим поверить ей (врачу - Л.Д.). Если поверить - легче... Поверил Вадим и правду ли, не правду ли сказала, но Костоглотову это понравилось... Спасибо. Теперь буду выздоравливать!

И, действительно, выздоравливал. Охотно ложился под рентген и во время сеанса еще особо внушал клеткам опухоли, что они - разрушаются, что им - хана.

Очень интересно описано состояние больного врача, работающего в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного: ... своим признанием (признанием болезни - Л.Д.) она исключала себя из благородного сословия врачей и переводила в податное зависимое состояние больных. Но с другой стороны, и, я думаю, это очень верно подмечено, все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

Умение поставить себя на место другого, что особенно важно для врача и что сделать не так просто, и отличает хорошего врача, помнящего прекрасные строчки Б.Пастернака: Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю.

И, кажется, Александр Исаевич прожил в Раковом корпусе за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.

Но если в психологию больного он смог проникнуть, будучи одно время больным сам, то как тонко постиг он психологию врача! Вот только несколько строк Для врача это было сознание бессилия... а для сердца - жалость, самая обыкновенная жалость...

Но как бы она себя не успокаивала, и как бы не знала она отлично, что эти несчастные случаи вместе со случаями неверных диагнозов, поздно принятых или неверно принятых мер, может быть, не составляют отдельно и двух процентов всей ее деятельности, - а излеченные ею, а возвращенные к жизни, а спасенные, а исцеленные ею молодые и старые... ходят по пашне..., летают по воздуху... - она знала также, что сама она скорее забудет их всех, свои лучшие случаи... а до могилы будет помнить тех нескольких, тех немногих горемык...

Из своего опыта знаю, что некоторые больные или их родственники, прошедшие болезнь, становились врачами, видя не только романтику профессии, но и ее тяжелые будни. Больной напомнил ей (врачу - Л.Д.) одного молодого человека в близко знакомой ему семье, который долго умирал, с ясным сознанием, и никакие врачи не умели ему помочь, и именно из-за него Вера, еще тогда восьмиклассница, передумала быть инженером и решила - врачом.

Не сомневаюсь, что, прочитав повесть Солженицына, еще многие посвятят себя этой прекрасной профессии.

ОТ РЕДАКЦИИ:

На последней сессии Российской академии медицинских наук член нашей редколлегии профессор Лев Абрамович Дурнов, известный не только как прекрасный врач и выдающийся ученый, но и как яркий публицист, был избран академиком РАМН. От души поздравляем Вас, дорогой Лев Абрамович с этим событием и желаем дальнейших успехов в Вашей многогранной деятельности!

Российскому читателю имя Масленникова известно главным образом из повести Александра Солженицына «Раковый корпус». «Это удивительная история, — говорит герой книги. — Мне рассказал ее один больной, приходивший на проверку, когда я еще ждал приема сюда. И я тогда же, ничем не рискуя, написал открытку с обратным адресом диспансера. И вот сегодня уже пришел ответ! Двенадцать дней прошло — и ответ. И доктор Масленников еще извиняется передо мной за задержку, потому что, оказывается, отвечает в среднем на десять писем в день. А меньше, чем за полчаса, толкового письма ведь не напишешь. Так он пять часов в день одни письма пишет! И ничего за это не получает!.. И штатов у него никаких, помощников, секретарей. Это все — во внеслужебное время. И славы — тоже ему за это никакой! Ведь нам, больным, врач — как паромщик: нужен на час, а там не знай нас. И кого он вылечит — тот письмо выбросит. В конце письма он жалуется, что больные, особенно кому помогло, перестают ему писать. Не пишут о принятых дозах, о результатах. И еще он меня просит — просит, чтоб я ему ответил аккуратно! Когда мы должны ему в ноги поклониться!..»

Доктор Масленников заметил, что среди его больных, крестьян Александровского уезда, не бывает рака. Оказалось, «экономя деньги на чай, мужики во всей этой местности заваривали не чай, а ч а г у, иначе называется березовый гриб… Так вот Сергею Никитичу Масленникову и пришло в голову: не этой ли самой чагой русские мужики уже несколько веков лечатся от рака, сами того не зная?»

Александр Исаевич Солженицын считал Сергея Никитича Масленникова одним из своих исцелителей. Но мало кто знает, что он и сам продолжил дело земского доктора.

Эту инструкцию Солженицын вкладывал в каждое письмо

Рассказывает Наталья Дмитриевна Солженицина: После того как Александр Исаевич опубликовал «Раковый корпус», огромным потоком пошли письма, на всех языках. Просьба одна: вы вылечились от рака, во всяком случае вы пишете, что вылечились от рака с помощью березового гриба. Дайте рецепт, пожалуйста. И поскольку писем таких было много, Александр Исаевич составил довольно подробную инструкцию. Компьютеров и электронной почты в 1974 году не было, отпечатали на пишущей машинке. Он вкладывал инструкцию в каждое письмо, которое отправлял таким своим адресатам. «Чага — березовый гриб, болезненный нарост на коре, очень твердый, срубается топориком, срезается ножом… Снаружи черный, внутри коричневый…»

— Он действительно вылечился с помощью чаги?

— Чага помогает как профилактическое питье или на самых ранних стадиях болезни. А у Александра Исаевича, когда он приступал к лечению, уже были тяжелые метастазы. Он лечился и чагой, и иссык-кульским корнем. Но его и облучали очень сильными дозами, что вообще-то говоря, не особо хорошо для здоровья, но в этом случае было допустимо. И он говорил, что каждый сеанс облучения буквально возвращал его к жизни. То ли в результате радиологического воздействия, то ли по каким-то иным причинам самая большая метастаза обизвествилась, покрылась панцирем. Не знаю, есть ли еще такие случаи.

— А обратная связь была? Кто-нибудь написал: спасибо, помогло?

— Люди писали, и не раз. Но вообще-то к нему обращались не как к врачу, а скорее как к целителю души, с надеждой на чудо. Просто для того, чтобы обнадежил. Обращались как к вышедшему на свет: вот вы были во тьме, а сейчас живы. Александр Исаевич был убежден, что механизм умирания больного раком в огромной мере зависит от состояния духа. Все хотят жить, любое существо. Но есть особая воля человека к жизни — заостренная, как вектор. И если больной этот вектор осознал, если душа его сильно напряжена, он может спастись. А если он обезнадежился и ни во что не верит... Рак — очень человеческая болезнь, в том смысле, что он видит различия в человеке.

— «Раковый корпус» воспринимался как документальная повесть?

— Наверное, раз люди писали автору. Во всяком случае никто не подвергал сомнению, что он глубоко, как сейчас говорят, в теме. Многие врачи отмечали, что в книге просто нет ни одной медицинской ошибки. Спрашивали: «У вас медицинское образование?» Но дело не в образовании — просто он был очень точный человек.

— «Медицинская» переписка Солженицына будет опубликована?

— Разумеется. Но это лишь одна из папок, собранная им самим, а таких папок больше двухсот.



(рак яичка (семинома), диагностирован в 1996 г., в 25 лет)
Самый известный и невероятный случай победы над раком - это история легендарного американского велосипедиста Ленса Армстронга. В 1996 году у него диагностировали рак яичек последней стадии с метастазами в головной мозг, легкие, брюшную полость. Шансы на выживание в таких случаях практически близки к нулю. Ленс согласился на проведение лучевой терапии и химиотерапии по новейшим агрессивным схемам и случилось невероятное - рак ушел. После этого случая спортсмен создал свой «Фонд Лэнса Армстронга» для помощи онкобольным, вернулся в большой спорт и установил рекорд самой престижной велогонки мира «Тур де Франс», выиграв ее семь раз.

Александр Солженицын (рак яичка (семинома), диагностирован в 1952 г., в 34 года)
Прооперировали писателя в лагере, где он отбывал восемь лет. После освобождения в 1954 году Солженицын приехал в Ташкент и прошел курс лучевой терапии в раковом корпусе. Болезнь отступила. Свое чудесное исцеление писатель описал в повести «Раковый корпус». Он считал, что справился с раком благодаря вере в выздоровление, силе духа, желанию бороться и божьему промыслу.

Александр Медведев (Шура) (рак яичка (семинома))
- О том, что надо копить силы для трудного испытания, сказала моя знакомая целительница Емельяна: она велела идти к врачам и проверить свое здоровье, - рассказывает артист. - Мне сделали полную томографию и обнаружили рак яичка. Я ушел со сцены, лечился в России и Швейцарии, но в итоге пришлось яичко удалить. На лечение и реабилитацию за 7 лет потратил более 500 тысяч долларов, но разве считаешь деньги, когда на кону твоя жизнь? Много "друзей" отвернулось от меня в тот период… Сейчас я чувствую себя здоровым человеком и мечтаю о двойне! Не так давно с моей близкой подругой Светланой Сургановой (экс-солистка группы "Ночные Снайперы", лидер коллектива "Сурганова и оркестр". - Авт.) мы записали дуэтную композицию "Молитва" - как брат и сестра по несчастью, чудом нашедшие исцеление. Света 5 лет боролась с раком сигмовидной кишки, 8 лет была инвалидом после тяжелой операции. И относительно недавно ей сделали удлинение кишечника, сейчас она живет новой жизнью - полноценной!

Джон Хартсон (рак яичка (семинома))
Известный футболист, нападающий сборной Уэльса, лондонского «Арсенала» и шотланского «Селтика» перенес несколько операций. Хотя изначально это был рак яичек, однако позже болезнь распространилась еще и на легкие с мозгом. 11 августа 2009 года Джон был выписан из больницы, но продолжал курс химиотерапии. Ему очень помогли и поддержали дети, жена и ее любовь, обожание болельщиков, поддержка велогонщика Лэнса Армстронга. В начале апреля месяца 2010 года Джон Хартсон стал гостем на ESPN’s «Talk of the Terrace». Там он сообщил радостную новость, что, только благодаря лечению, все вредоносные клетки были уничтожены. Теперь в его организме вообще не осталось и намека на заболевание.

Роберт де Ниро (рак предстательной железы, диагностирован в 2003 г., в 60 лет)
Диагноз "рак простаты" был поставлен одному из величайших актеров современности на плановом осмотре. Врачи с радостью дали хорошие прогнозы – рак диагностировали на ранней стадии, и плюс ко всему актер был в очень хорошей физической форме. Де Ниро перенес радикальную простатэктомию – наиболее эффективную операцию в борьбе с его видом заболевания. Сегодня болезнь и выздоровление Де Ниро в прессе часто упоминаются как яркий пример необходимости регулярной профилактики и осмотров у врачей. После лечения актер быстро вернулся к работе. С тех пор он успел сняться еще в более чем 20 картинах.

Александр Буйнов (рак предстательной железы)
- Больше года назад меня спасли, я совсем недавно проверялся - врачи говорят: "Абсолютно здоров!" А знаете, задолго до того, как со мной произошла беда, я говорил своей жене Алене: "Если у меня случится болезнь и я не смогу быть сильным для тебя, то застрелюсь, как Хемингуэй!" Но когда был поставлен диагноз - таких мыслей не возникло: меня со всех сторон окружили любовью и заботой. В то время за меня боролись и переживали все, кроме… меня самого! Может, я трус. Или фаталист. Друзья, к жизни надо относиться спокойно, ее удары воспринимать как должное. Если меня и бьет по башке, выворачивает челюсти и выбивает зубы - я знаю за что. В моем случае - это женщины: "Это тебе, Сашка, за дочь. Это - за любовь. А это за боль, которую я причинил вот ЭТОЙ даме". И когда у меня внезапно в один "прекрасный" день повысилась температура и я направился в клинику на обследование, после чего прозвучало "У вас опухоль!" - я даже не стал ничего уточнять. Без единой мысли подписал документы на операцию, не заглядывая в диагноз. Я как папа - тот не доверял ни одному врачу, кроме хирургов. Попросил, чтобы не было никакой терапии, таблеток. Просто попросил врачей побыстрее на ноги поставить. Что-то там вырезали, и жить стало хорошо! Правда, после этого появилось много запретов, диет, но я их игнорирую. С таким же вкусом пью виски и устраиваю застолья. Больше всего во время болезни меня поддерживали женщины: любимая жена и просто красивые женщины, которые, пока я валялся на больничной койке, приезжали ко мне в красивых платьях, на высоких каблуках, и мне хотелось выздороветь в сию же секунду!

Иосиф Кобзон (рак предстательной железы, диагностирован в 2005 г., в 68 лет)
Народный артист СССР сумел выиграть схватку за жизнь: ему провели две операции – одну в 2005 году, а вторую спустя 4 года. Недуг отступил, однако, Кобзон до сих пор регулярно наблюдается в онкоцентре.

Владимир Познер (рак диагностирован в 1993 г., в 59 лет)
Популярный телеведущий Владимир Познер рассказывает, что, когда впервые услышал страшный диагноз, - не поверил. Пришел домой, закрылся в рабочем кабинете и просидел там часа четыре, осознавая случившееся. Владимир Владимироваич проходил обследование в американской клинике. И вдруг – диагноз, как приговор! Рак… Онкологи в США никогда не скрывают эту жуткую новость от пациентов. И телеведущий узнал о своей болезни первым… - У меня было чувство, что я на полной скорости врезался в стену. И мысль – не хочу умирать! – вспоминает Познер самый жуткий день в жизни. – Шок, растерянность. Потом – отчаяние: «Это конец!» Я готов был сдаться. Но меня «встряхнул» друг. Он сказал: «Ты охренел, что ли? Половина мужчин в твоем возрасте прошла через это! Выправим!» И Владимир Владимирович дал смертельному недугу бой. Американские врачи назначали ему курсы лечения, рассказывая до последней мелочи: как именно препараты, облучение будут убивать раковые клетки. Это принято в США. По мнению американских медиков, если человек знает досконально о все процедурах, его шансы выздороветь возрастают. У Познера так и вышло: - Я рад, что мен сразу сказали о диагнозе. Человек может справиться с такими вещами, если знает – с чем именно он борется… Слава Богу, проклятый рак отступил. И вот уже 20 лет смертельная болезнь Познера не тревожит. Счастье телеведущего, что ему вовремя поставили диагноз, вовремя назначили лечение. И вовремя рассказали всю правду. Ведь нельзя победить врага, не зная его в лицо. С тех самых пор, вот уже два десятка лет, Владимир Владимирович регулярно проходит медицинское обследование и призывает последовать своему примеру остальных. В 2013-ом году он стал послом международной программы «Вместе против рака».

Юрий Николаев (рак кишечника)
- У меня обнаружили рак кишечника, после того как я по настоянию жены прошел полное медицинское обследование, - рассказывает известный телеведущий Юрий Николаев. – Признаться, мне было очень страшно – постоянно накатывало отчаяние. Но я сумел собраться, жестко запретив себе поддаваться подобным слабостям. Я просто понял, что все эти панические мысли в себе надо убить, иначе они убьют меня. Потом была операция – причем в российской клинике, а не за границей. На этом Юрий Александрович настоял сам, - мол, там за ним никто не будет ухаживать так, как это могут сделать дома. По словам телеведущего, он практически не помнит послеоперационный период. Единственное, что зафиксировало его сознание, - чувство злости и бешенства на собственную беспомощность. - В тот период я никого не хотел видеть возле себя – хотелось побыть одному и разложить все мысли по полочкам. Безумно раздражали люди, которые желали пообщаться, позвонить, а уж тем более те, которые пытались сочувствовать – пусть даже искренне. У тебя и так все плохо, сам не свой, а тут еще они тебя начинают оплакивать, когда ты еще жив и надеешься выкарабкаться. И я никого не слушал, отключал телефон и выгонял всех из своей палаты. Я верил только в себя и в Бога. До сих пор считаю, меня спасли лишь эта вера, ну и поддержка жены, конечно же.

Эммануил Виторган (рак легкого, диагностирован в 1987 г., в 48 лет)
По признанию российского актера, о том, что ему прооперировали легкое, удалив злокачественное образование, он узнал уже постфактум: - Меня обманывали, говорили, что лечат от туберкулеза! Я даже курить резко бросил (хотя спустя 20 лет опять пристрастился к табаку). Когда мне сказали правду, я не думал о смерти - только о том, как по-быстрее на ноги встать! Очень больно вспоминать, так как тогда была рядом Аллочка (Алла Балтер, вторая жена актера – прим.ред.), которую, увы, от рака спасти не удалось… Она почему-то верила, что болезнь, случившаяся 13 лет спустя моего выздоровления, - расплата за ее грехи, мол, это ради нее я бросил первую жену Тамару Румянцеву с маленькой дочерью, и вот - наступил ее час расплаты… Тем, кто борется с раком, могу сказать наверняка: болезнь победима, помогают собственная вера в выздоровление и любовь близких.

Владимир Левкин (болезнь Ходжкина (лимфогранулематолез))
Болезнь солиста группы «На-На» Владимира Левкина долго скрывали, продюсер Бари Алибасов даже рассказывал журналистам, что у артиста просто стресс от перегрузок. Но когда во время последних своих концертов в квартете Володя вышел на сцену в парике, слухи о его смертельной болезни разлетелись по стране. Одни говорили: у Левкина – СПИД. Другие – что музыканта облучили во время гастролей в Чернобыле. Лишь позже стало известно, что у Володи – лимфогранулематоз, рак лимфатической системы. Для любого этот диагноз – кошмар. А уж для кумира молодежи это был конец всему. Но Владимир продолжал выступать, пока хватало сил, заглушая боль анальгетиками. Но тут – новые напасти. Во-первых, продюсер предложил уйти из группы по собственному желанию – мол, больные кумиры ни к чему, а смерть на сцене популярности «На-На» не прибавит, во-вторых, жена Оксана, устав от тяжелой болезни мужа, подала на развод. С болезнью, при которой любое переживание, любая пустячная инфекция, даже насморк, могут привести к летальному исходу, Владимир остался один на один. Казалось, даже друзья смирились с мыслью, что музыкант умирает. Дошло до того, что «доброжелатели» подходили к продюсеру Володи и уговаривали не упустить момент – быстро начать записывать диск… памяти Левкина. - Потом уже я не смог стоять на ногах и слег в больницу, - вспоминает Владимир. – Полтора года, которые я провел там, каждый день говорил себе: «Я сейчас не имею права умирать, я еще не все сделал». Не пытаясь понять, за что судьба так наказала, я полностью доверился врачам и старался научиться радоваться самым простым вещам… И когда я впервые сам, без посторонней помощи, вышел из больницы на слабых ногах, я понял, что теперь жизнь придется начинать заново. С соседями знакомиться, например, потому что меня никто больше не узнавал, я превратился в молодого старичка – лысого осунувшегося серого человека без бровей. Но я стоял на ногах, и это придавало оптимизма! С тех пор для меня все переменилось в моей жизни. Я стал отличать главное от неважного. Для меня все люди стали как открытие. Как будто я с другой планеты приземлился и всех заново рассматриваю. Из бывшего окружения со мной остались только самые близкие. Мама, папа, сестра, продюсер и собака Джин. Сейчас у Володи здровье в порядке. Врачи только разводят руками: произошло чудо. - Главврач признался мне, что до последнего не верил, что я выздоровел, ведь при моем диагнозе умирают 99,9 процентов пациентов. А я выжил. Видимо, потому что верил. В себя, в Бога, в чудо.

Марио Лемье (болезнь Ходжкина, диагностирована в 1993 г., в 28 лет)
Известный хоккеист, центральный нападающий, многолетний капитан. Сейчас он владеет клубом НХЛ "Питтсбург Пингвинз". Два раза подряд смог выиграть Кубок Стэнли. В начале 1993 года, после медицинского обследования врачи обнаружили у него болезнь Ходжкина (лимфогранулематолез). В опасности оказались как карьера игрока, так и его жизнь. Чтобы вылечиться был необходим курс лучевой терапии, причем очень интенсивный. Марио смог вернуться на лёд спустя всего два месяца!

Майкл С. Холл (болезнь Ходжкина, диагностирована в 2010 г, в 39 лет)
У американского актера, известного по сериалу "Декстер", также был диагностирован рак. В январе 2010 года представитель актера подтвердил информацию о том, что он проходит курс лечения от лимфомы Ходжкина. Из-за этого продолжение съемок сериала оказалось под большим вопросом. Лечение заболевания закончилось ремиссией, и через несколько месяцев стало известно, что Холл полностью здоров. Стоит отметить, что когда Майклу было 11 лет, его отец умер от рака, поэтому актер принял эту болезнь как вызов, и был готов сражаться до конца. В момент диагностирования рак находился на стадии ремиссии, поэтому уже через несколько месяцев актер полностью вылечился.

Карим Абдул-Джаббар (хронический миеолидный лейкоз)
Легендарный американский баскетболист, практически лучший игрок в истории. Имя, данное родителями - Фердинад Льюис Алсиндор-младший. Имя сменил после принятия ислама. Спортивную карьеру завершил в возрасте 42 лет. Им были сыграны 1500 игр. Снялся в кино-картинах "Аэроплане" и "Играх смерти". В 2009 году медики вынесли ему приговор - хронический миеолидный лейкоз. Из-за этого Карим вынужден был отложить карьеру тренера. В течении двух лет он проходил лечение и смог выйти победителем из этого неравного боя. Четвертого февраля 2011 года спортсмен написал у себя в твиттере, что он прошёл обследование и теперь полностью здоров. А вечером того же дня добавил, что его кровь теперь абсолютно чиста и что чувствует он себя отлично.

Эрик Абидаль (рак печени, диагностирован в 2011 г., в 32 года)
В середине марта 2011 года врачи у знаменитого футболиста обнаружили опухоль печени. Его поддержали многие коллеги. Например, игроки "Реала" с "Лионом" играли в майках, на которых было написано "Всё будет хорошо, Абидаль". Поддержку одноклубнику оказал и Хави, сказав, что Эрик - личность сильная. Что он служит в раздевалке примером и обязательно победит рак. В сложной борьбе Эрик Абидаль снова вернулся в "строй" в том же сезоне. 3 мая 2011 года футболист вышел на поле под громоподобные аплодисменты стадиона. В конце этого же года, Абидаль, будучи капитаном "Барсы", смог поднять над собой Кубок ЛЧ. По истине - это было феерическое возвращение.

Брайан Робсон (рак гортани, диагностирован в 2011 г., в 54 года)
Атакующий полузащитник, легендарный капитан Манчестер Юнайтед, в начале весны 2011 услышал диагноз - рак гортани. Это известие было, как снежная буря летом. Тогда он тренировал таиландскую национальную сборную, но по-причине болезни был вынужден оставить работу. 3 марта 2011 года в Бангкоке ему сделали операцию и удалили опухоль. Врачи сказали, что рак гортани, как правило, развивается от курения и употребления алкоголя. После операции Брайан прошёл курс радиотерапии, полностью восстановившись в начале следующего года.

Майкл Дуглас (рак гортани, диагностирован в 2010 г., в 66 лет)
Знаменитому голливудскому актеру исполнилось 66 лет, когда врачи обнаружили у него рак гортани на поздней стадии - эта болезнь чаще всего поражает заядлых курильщиков. Опухоль размером с орех поразила основание языка. Боли и ощущение «наждачной бумаги» в горле беспокоили Майкла давно, но он приписывал эти симптомы обычной простуде. Врачи говорили, что у него 80% шансов на благоприятный исход, но впереди были радиотерапия и восемь долгих недель химиотерапии. Жена Дугласа Кэтрин Зета-Джонс и родные мужественно поддерживали актера. Майкл вспоминает, что особенно сложно было рассказать о страшном диагнозе отцу и детям. Однажды десятилетний Дилан прочитал в журнале, что шансы выжить у отца невелики. Актер решил ничего не скрывать, а чтобы повода для «страшилок» больше не возникало, однажды даже взял детей с собой на прием к врачу. Несмотря на лечение химиотерапией, актер решил не пропускать премьеру фильма «Уолл Стрит. Деньги не спят», ведь главная роль в первой части картины когда-то принесла ему «Оскара». Сегодня Майкл Дуглас, окончательно победивший болезнь, снова вернулся к работе и готовится к очередным съемкам. На борьбу против рака гортани у знаменитого голливудского актера ушло несколько месяцев. В январе 2011 года он официально объявил о том, что она исчезла или, как сказал сам Дуглас, рассосалась. Несмотря на то что из-за химиотерапии актер сильно похудел (всего за время болезни Дуглас потерял 14 килограммов), он находится в прекрасном расположении духа, хотя и не скрывает, что болезнь заставила его пересмотреть свое отношение к жизни. "Если наша жизнь – театральная пьеса, – говорит Дуглас, – то я вступаю в третий акт. Времени осталось немного, поэтому надо думать о том, как правильно им распорядиться".

Род Стюарт (рак щитовидной железы, диагностирован в 2000 г., в 55 лет)
Британский певец Род Стюарт написал книгу, которую западные критики назвали "рок-биографией десятилетия". Стюарт рассказал о многих вещах из жизни рок-звезды, в том числе и о тяжелом лечении рака щитовидной железы, который врачи диагностировали у певца в 2000-м году. "Хирург удалил все, что нужно удалить. И благодаря этому в химиотерапии не было необходимости, что, в свою очередь, означало, что я не рискую потерять волосы. Давайте смотреть правде в глаза: в рейтинге угроз моей карьере потеря волос стояла бы на втором месте после потери голоса", - вспоминал Стюарт. Тем не менее, на полное восстановление после болезни и операции у певца ушли месяцы, и сам Стюарт признал, что рак сильно изменил его мироощущение.

Хью Джекман (рак кожи (базалиома), диагностирован в 2013 г, в 45 лет)
В ноябре 2013 года американский актер сообщил, что врачи диагностировали у него рак кожи - базалиому. "Пожалуйста, не следуйте моему плохому примеру. Проверяйтесь вовремя. И пользуйтесь солнцезащитным кремом",- сообщил в Twitter 45-летний актер. Джекман не сообщил, на какой стадии заболевания он находится. На фотографии его нос был заклеен пластырем, так как опухоль уже удалили и актер идет на поправку.

Питер Крисс (рак грудной железы)
У мужчин также диагностируют рак груди. Случаи заболевания встречаются гораздо реже, чем у женщин, в среднем в сто раз. Но все же это случается. Не повезло и бывшему ударнику легендарной группы Kiss. Когда он обнаружил уплотнение на груди и обратился к онкологу, то долго не мог поверить словам врача. «Для меня слова о раке груди звучали так же абсурдно, как если бы женщине поставили диагноз «рак мошонки», - восклицает музыкант. Однако удивление отступило перед страхом болезни. Крисс вовремя взялся за лечение и в скором времени избавился от каких-либо признаков рака. Необычные обстоятельства его болезни заставили музыканта заняться проблемой рака груди среди мужчин. По словам Крисса, главная задача - убедить сильный пол в том, что рак груди не только женская болезнь. Обследование - штука не очень приятная, но Крисс убежден в необходимости этой процедуры для обоих полов. «Наверное, маммографы придумали какие-то средневековые инквизиторы - жалуется музыкант. - Боже мой, ведь совершенно невозможно засунуть мужскую грудь в эту адскую машинку. Боль невероятная. Впрочем, она стоит того, чтобы впоследствии ощущать себя здоровым».

Loading...Loading...