Русское войско: с древнейших времен и до опричнины. Воины древней руси

Вооруженные силы Древней Руси

Киевский простой дружинник Х век

К сожалению, современный житель России представляет себе средневековую Европу куда лучше, чем Русь того же периода. Это происходит потому, что почти все основные представления о прошлом формируются массовой культурой. А она у нас ныне импортная. В результате “русское фэнтези” отличается от “нерусского” зачастую лишь вкраплениями “национального колорита” в виде Бабы Яги или Соловья-Разбойника.

А между прочим, к былинам стоит относиться серьезнее. В них содержится много интересной и достоверной информации о том, как и чем сражались русские воины. К примеру, сказочные богатыри — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — реальные исторические лица. Хотя, приключения их, конечно, слегка приукрашены народной молвой.

В характерно непредсказуемой российской истории никаких сомнений не вызывает, пожалуй, только один момент. Так или иначе, но в 9 веке русское государство возникло, и его история началась. Что же представляла собой Русь эпохи Олега, Игоря и Святослава?
9-10 веках феодальные отношения на Руси только начинали складываться. Крестьяне (кроме небольшого числа пленных невольников) сохраняли свободу, и их обязанности перед государством ограничивались скромным оброком.
Дань мехами (собирать которую князь должен был лично, объезжая владения) не давала средств на содержание многочисленной дружины. Главной силой русских армий оставались ополчения крестьян, обязанных выступать в поход по первому княжескому слову.


Впрочем, об обязанности здесь едва ли можно было говорить. Скорее уж это князь был обязан регулярно водить своих подданных в набеги на соседей... В буйные набеги! А что делать? В раннем средневековье грабеж был самой выгодной, правда, несколько односторонней формой товарообмена.
В поход рядовые воины выступали с копьями и “огромными”, “труднопереносимыми”, по определению византийцев, щитами. Небольшой топор служил как для боя, так и для строительства стругов.
Кроме того, у каждого бойца непременно имелся лук. Охота на Руси в те времена все еще оставалась очень необходимым для выживания промыслом. Княжеские дружинники, естественно, располагали кольчугами, мечами и боевыми топорами. Но таких воинов было всего несколько сотен.
В силу необходимости покрывать большие расстояния пешее передвижение на Руси популярностью не пользовалось. Пехота передвигалась верхом на низкорослых лошадках, а еще чаще — по рекам на стругах. Поэтому на Руси пешее войско нередко именовалась “судовой ратью”

Ижорский простой дружинник (X-XI вв.)

Если же главной силой армии являлась конница, то поход обычно переносился на зимнее время. Войско двигалось по льду рек, превращенных морозом из естественных препятствий (мостов-то не было) в гладкие шоссе. Богатырские кони легко утаптывали глубокий снег, а за ними на санях катила пехота.
Тем не менее — особенно в южной части страны — воинам иногда приходилось передвигаться и пешком. И в этой связи стоит упомянуть короткие сапожки с загнутым носом и высоким каблуком. Вопреки уверенности многих авторов “русской фэнтези” (начиная с аниматоров мультфильма “Золотой петушок”), никто на Руси не ходил в такой обуви. Высокий каблук имели сапоги для верховой езды. Для пешего передвижения и в средние века служили сапоги самого заурядного фасона.

Княжеский дружинник. Кон.X века

Несмотря на далеко не блестящие вооружение и подготовку войска, русское государство уже в первое столетие своего существования показало себя вполне сильным. Хотя, конечно же, только в своей “весовой категории”. Так, походы киевских князей против Хазарского каганата привели к полному разгрому этого государства, некогда взимавшего дань с племен юга Руси.
...В это наше время не осталось ничего ни от болгар, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на всех них произвели нашествие руссы и отняли у них все эти области...Ибн-Хаукаль, арабский географ 10 века
Марийский знатный воин Х век

Подобно тому, как это произошло в Европе, по мере развития феодальных отношений на Руси все большее число крестьян прикреплялось к земле. Их труд использовался для содержания боярских и княжеских дружин. Численность обученных и хорошо вооруженных воинов, таким образом, увеличивалась.
Когда численность дружин стала сопоставимой с численностью ополчения, дружинники заняли позицию на флангах полка. Так появился “полчный ряд” из уже трех полков: “правой руки”, “большого” и “левой руки”. В отдельный — “передовой” — полк скоро выделились и прикрывавшие боевой порядок лучники.

Русский дружинник. Середина X века

В 12 веке дружинники и вовсе перестали спешиваться. С этого времени главной силой русских армий стала кавалерия. Тяжеловооруженных всадников поддерживали конные стрелки. Это могли быть как казаки, так и просто наемные половцы.

Русский витязь 13 века облачался в кольчугу, поверх которой надевалась чешуя или кожаный панцирь с железными пластинами. Голову воина защищал конический шлем, имевший наносье или маску. В целом, “армор класс” дружинников не только был для своего времени весьма солидным, но и превосходил таковой у европейских рыцарей. Богатырский конь, правда, несколько уступал размерами европейскому дестриэ, но разница между ними была несущественна.

С другой стороны, русский витязь сидел на своем огромном коне по-азиатски — в лишенном спинки седле с высоко расположенными стременами. В связи с этим защита на ноги русскими, как правило, не использовалась. Преимущество азиатской посадки заключалось в большой подвижности всадника. Кольчужные чулки оказались бы помехой.
Азиатская посадка позволяла всаднику эффективно использовать меч и лук, но не давала достаточной устойчивости для боя на копьях. Так что главным оружием дружинников были не копья, а мечи и палицы.
Кроме того, в отличие от европейского рыцаря, витязь возил с собой и метательное оружие: лук с парой дротиков.

Доспехи переяславского дружинника. Реконструкция

Русское вооружение в 12-13 веках, в целом, было лучше европейского. Тем не менее даже тогда “их” рыцарь в ближнем бою был несколько сильнее “нашего” витязя. Европейский всадник имел возможность первым воспользоваться своим более длинным копьем. Зато русская кавалерия превосходила европейскую подвижностью, разнообразием боевых приемов и умением взаимодействовать с пехотой.

Значительно превосходили дружинники рыцарей и числом. Правда, только по отношению к населению страны. Новгородская земля, где жило всего около 250 тысяч славян, располагала дружиной в 1500 всадников. Рязанское княжество — далеко не самое богатое на Руси — при населении менее 400 тысяч выставляло 2000 всадников в полном вооружении. То есть в отношении военной силы Новгород или Рязань в 13 веке были примерно равны такой стране, как Англия.

В 13 веке доспехи для лошадей на Руси использовались чаще, чем в Европе

Солидная численность тяжелой кавалерии на Руси связана с тем, что в 11-13 веках Русь стала страной преимущественно торговой. Несмотря на то, что в русских княжествах жило не больше людей, чем в одной только Англии, городское население Руси было больше городского населения всей Западной Европы. Киев уже к началу 12 века насчитывал 100 тысяч населения. С ним мог сравниться разве что Константинополь.
Большое значение городов на Руси хорошо иллюстрирует тот факт, что по своим главным городам именовались все русские княжества: Москва, Тверь, Рязань, Новгород. Францию, например, никто и никогда не называл “парижским королевством”.

Кто ты, “вольныя казак, да Илья Муромец”?
В самом деле, откуда казаки под Муромом, да еще в 13 веке? Ведь казачество вроде бы относится к более поздней эпохе, да и жили казаки на Украине. Ну, с географией как раз все в порядке. Муром ведь именно на Украине и располагался. На Рязанской Украине. Так испокон веков называли Рязанское княжество. На Руси все пограничные земли называли “украинами” — “окраинами”.

А казак... Казаками (казахами, кайсаками) называли себя половцы. Недаром родное село витязя — Карачарово — носит тюркское название.
Кочевые тюркские племена оседали на границах Руси. Половцы принимали православие и получали землю на условиях несения пограничной службы. Кроме того, крещеные половцы — казаки или, как их еще называли, “клобуки” — в домонгольский период выставляли легкую кавалерию под знамена русских князей.

Впрочем, самое странное в фигуре былинного витязя — отнюдь не его национальность. Для того, чтобы глубоко задуматься над надписью на камне-указателе (а таковые на Руси, действительно, редкостью не были), надо было уметь читать. В 12-13 веках грамотность на Руси была явлением обычным во всех слоях общества.

Памятник Илье Муромцу в Муроме

В 12-13 веках пехота на Руси сохраняла большое значение в северных княжествах, где леса и болота частенько препятствовали действиям кавалерии. Так, жители Новгородской земли не только давали средства на содержание дружин князя и посадника, но и вооружались сами.
Существенным отличием русской средневековой пехоты от европейской было то, что вплоть до 17 века пики на Руси известны не были. В европейской средневековой фаланге за рядом щитников становились пикинеры, а только потом копейщики.
На Руси же воины с рогатинами, копьями и сулицами становились сразу за щитниками.
Отсутствие пик существенно ослабляло пехоту, так как рогатины могли дать какую-то защиту только от легкой кавалерии. Клин крестоносцев во время Ледового побоища был остановлен не пешим ополчением Новгорода, а особенностями местной географии.
Вылететь со льда озера на берег рыцарям не дал невысокий (всего около 1.5 метра), но скользкий обрыв. Немцы то ли недооценили крутизну склона, то ли вообще не заметили его, так как обзор им закрыли выехавшие на лед казаки.

Первый ряд фаланги образовывали воины с большими щитами

Основной задачей русской пехоты в 12-13 веках была не борьба с кавалерией в поле, а оборона крепостей. Не потеряли своего значения и боевые действия на реках, где, естественно, конница угрожать пехоте не могла. При обороне же стен, как и в “речных сражениях”, бой велся преимущественно метательный. Поэтому главным оружием русского пехотинца являлся длинный лук или арбалет.
Арбалет традиционно считается оружием западным. Но в Европу арбалеты попали из арабских стран после Крестовых походов в 12 веке. На Русь же это оружие попало в числе прочих азиатских диковин по Волге уже в 11 веке.
Арбалеты достаточно широко использовались на Руси на протяжении всех средних веков. Казенный “арбалетный двор” существовал в Москве до 17 века.

Великий князь Василий III Иванович, рисунок XIX века

Если взглянуть на карту российского государства 9 века, то можно заметить, что территория Подмосковья в число русских земель тогда еще не входила. Фактически земли между Окой и Волгой были освоены славянами только в 11 веке. По меркам средних веков условия жизни в этом районе смело можно было назвать экстремальными.
Тем удивительнее, что уже в середине 12 века Владимирская земля стала экономическим и политическим центром Руси. Киевская Русь сменилась Русью Владимирской.

Своим возвышением Владимирская земля была обязана ничему иному, как Великому Шелковому Пути — главной торговой артерии средних веков. Каспийское море и Волга были удобны для транспортировки товаров из Персии, Индии и Китая в Европу. Особенно возросли перевозки по Волге в период Крестовых походов. Путь к Средиземному морю через Сирию в это время стал слишком опасным.
И вот европейские красавицы стали одеваться в “русские” шелка, а в русские былины проникли упоминания о “лапотках семи шелков” и шелковых плетках. Огромное значение торговли на Руси прекрасно иллюстрирует и появление в былинах колоритной фигуры купца Садко, свысока глядящего на самого Владимира Красно Солнышко.

Непотопляемый коммерсант Садко

Тактика действия русских армий постоянно усложнялась, и уже в 12-13 веках стала предусматривать расчленение боевого порядка на 5-6 полков. С фронта боевой порядок прикрывался 1-2 “передовыми” полками конных лучников. Полки “правой руки”, “левой руки” и “большой” могли состоять как из пехоты, так и из кавалерии.
Причем если большой полк состоял из пехоты, то он, в свою очередь, делился на меньшие “городовые полки”, каждый со своим отрядом лучников. А позади него располагался еще и сильный кавалерийский отряд, прикрывавший княжеское знамя и выполнявший функции резерва.
Наконец, в третьей линии, за одним из флангов оставался “сторожевой” или “засадный” полк. Это всегда была лучшая кавалерия

В 14 веке Русь переживала один из наиболее тяжелых периодов своей истории. Разорение страны междоусобицами, нашествием монголов и чудовищной эпидемией чумы не могло не сказаться и на ее вооруженных силах. Дружины князей стали заметно меньшими. Соответственно, возросла роль пехоты. Да и она уже не имела уже такого вооружения, как прежде. Защитное снаряжение пешего воина теперь чаще всего ограничивалось рубахой с подбитой войлоком и пенькой грудью.
Еще больше изменилась кавалерия. В 14-15 веках защитное снаряжение русской конницы стало заметно легче. Вдвое легче стали и сами кони. Готовясь к наступательным действиям, Дмитрий Донской пересадил свою дружину на низкорослых, но выносливых заволжских лошадей.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Облегчение защитного снаряжения только отчасти было связано с недостаточной “грузоподъемностью” коней и общим экономическим упадком. Полных рыцарских лат русские не использовали никогда, хотя князья, конечно, могли бы себе это позволить. Жесткие латы не заинтересовали русских воинов, так как на Руси уже в 15 веке завершился переход от мечей к саблям.
В бою на длинных рыцарских копьях подвижность большого значения не имела. Не играла она решающей роли и в бою на тяжелых мечах или топорах. Но на саблях... В бою на саблях подвижность была настолько важна, что в 18-19 веках гусары даже куртку (“ментик”) носили только на одно плечо, чтобы полностью освободить правую руку. Эффективно использовать саблю воин мог только в легких и гибких доспехах.

К середине 15 века московское войско снова стало преимущественно конным. Тяжелая кавалерия состояла из дворян и их холопов (так на Руси именовали оруженосцев). Легкую конницу выставляли казаки и союзные татары.
Как и раньше, защитным снаряжением конных воинов чаще всего служили кольчуги. Но кольчатая броня, хотя и позволяла владеть саблей, сама от сабельных ударов удовлетворительной защиты не давала. Стремясь увеличить надежность доспехов, русские бронники к 15-16 векам довели вес кольчуг до 24 кг. Но это не решало проблемы.
Не решали проблемы и кованые кольчуги (из крупных плоских колец толщиной 2 мм, соединенных обычными проволочными кольцами). Такие кольчуги, конечно, не разрубались, но колющие удары “держали” еще хуже. Поэтому поверх кольчуг все чаще стали надеваться набитые ватой, пенькой и конским волосом кафтаны. Точно так же для защиты от сабельных ударов поверх шлемов надевались меховые шапки.

В 16 веке на кафтаны ремнями стали крепиться металлические щитки или даже кирасы европейского образца. Вооружались русские всадники 15-16 веков саблями, шестоперами, кистенями, дротиками, луками и короткими копьями с огромным, похожим на скимитар, наконечником.

Московский всадник 15 века

В конце 15 века пехоту все еще продолжали выставлять города. Вооруженные луками и длинными бердышами пешие воины носили пеньковые панцири. Уже с этого времени пешего воина на Руси стали именовать стрельцом. То есть стрелком. Ближний бой должна была вести кавалерия. Лучшим оружием для стрелка уже в 15 веке стала пищаль. Пуля могла пробить латы ливонского рыцаря или сбить с ног татарского коня. Но горожан, способных приобрести пищали, в Москве все еще было недостаточно.
Иван III вышел из положения, начав финансировать покупку ружей из казны. Так на Руси появились “пищальщики казенные”.
В 16 веке большинство мещан было освобождено от военной службы. Меньшинство же горожан (в Москве около 25%) образовали сословие стрельцов. Позже к пешим стрельцам добавились еще и конные — “стременные”. В Европе они именовались бы драгунами.

Пищальщики. Начало 15 века

Всю историю Московии 14-15 веков можно охарактеризовать одним словом: “война”. Подобно жителям раннего Рима, московиты отправлялись в поход ежегодно, как на полевые работы. Соседи, впрочем, в долгу не оставались, так что в иной год случалось сразу несколько войн. Но Москва побеждала. В 1480 году Сарай был разрушен войсками Ивана III. Узнав об этом, татары бежали с Угры. Иго закончилось.
Конец 15 века стал переломным моментом в истории Руси. В правление Ивана III Москва разгромила Орду и объединила северные русские княжества. Кроме того, Московии пришлось вступить в долгую войну со впятеро превосходящей населением польско-литовской унией. В 1503 году Речь Посполита, уступив Московии значительную часть территории, заключила перемирие.

Стрелец — «пищальщик казенный»

Русскую историю смело можно назвать многострадальной. Только в 20 веке она переписывалась несколько раз. Но каковы бы ни оказались очередные руководящие указания, правду не задушишь и не убьешь!
А правда в том, что историю пишут победители. Или, во всяком случае, те, кому удается ее пережить. Византийцы, к примеру, свою историю переписать уже не смогут. И хазары тоже не смогут.
То, что история России еще не дописана, является исчерпывающим доказательством силы и эффективности русского оружия.

У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки . И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью... " (Иордан, древний историк, VI век).

Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.

У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.

От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная “мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.

Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.
У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, древний историк, VI век).

Рыкарь - это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин».Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни - служение своему роду. Исторические источники говорят о том, что один рыкарь был способен разогнать 10-20 воинов, а два рыкаря обращали в бегство сотню вооруженных человек.

Триста рыкарей города Аркона - стражи храма Световита, наводили ужас на всё не славянское побережье Балтики. Такими же воинами был славен и храм Радогоста в городе Ретра. Существовало даже целое славянское племя рыкарей - лютичи (от слова «лютый»), все воины которого сражались в волчьих шкурах.

Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.

Сражались рыкари обнажёнными или в одних звериных шкурах, без кольчуг и щитов (они им попросту мешали!). В бой они всегда бросались первыми, с боевым кличем «Ярь! » устремляясь вперёд. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего - пополам, а конного - до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей. И ни сталь, ни огонь не могли с ними ничего поделать.

Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками.
Правители Византии, Китая, Халифата - все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво.

Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!).


«Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть. Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.

«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..

К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.

В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках - как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком - ради успеха и побед в жизни.

Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.

Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала иудохристианская церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.


СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ ДРЕВНЕГО МИРА: ОБОРОТНИ ПРОТИВ АРМИЙ

"Устроив допрос, Александр начал допытываться, откуда пленники родом. Но варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей". Византийские хроники Сказания о звероподобных воинах весьма характерны для ранних источников, описывающих битвы древности.

Скандинавские берсерки и славянские волкодлаки не дают покоя серьёзным историкам и юным любителям фэнтези. Им приписывают некие качества, объяснить которые проще всего боевой магией и волшбой лесных колдунов. Проще всего, когда нет желания искать ответы на вопросы. Но мы, вопреки общепринятым шаблонам, попробуем найти рациональное зерно в одной из главных тайн древней Европы. Главной отличительной чертой элитного воина-одиночки является его, казалось бы, сверхъестественная сила, позволяющая вести схватку с множеством вооружённых противников. Нечеловеческая скорость и нечувствительность к боли делают «оборотня» действительно оружием массового поражения. Но есть ещё один важный момент, характеризующий воина-зверя. Он, как правило, двигался впереди основного отряда, а значит первым вступал в схватку с (!) ещё не нарушенными рядами вражеской армии.

С точки зрения здравого смысла это не только глупо, но и в принципе невозможно. Если только под волчью шкуру не прятали бочку с порохом. Но пороха тогда не было, и бедняге приходилось рвать противника руками. Чтобы объяснить этот феномен прибегают и к мухоморам, и к боевому трансу. Начитавшись этой лабуды, юные романтики прочёсывают леса в поисках волшебных грибов и скачут с бубнами, пытаясь обрести истинную силу. Силы не прибавляется, и ума тоже.

Белов Александр Константинович (Селидор) резонно предполагает, что берсерки, по всей видимости, обладали некими свойствами психики, возможно, имеющими генетическую основу. Это вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что любой признак, в том числе и из области психологии поведения, в той или иной степени имеет опору на генетику.
Но тогда возникает вопрос: «Если существует некий «ген берсерка», то почему он не проявляет себя в современном мире?».
Ведь если ещё в XII веке в Исландии был издан специальный указ, запрещающий звериное безумие, то, по всей видимости, мы имеем дело с некогда достаточно распространённым явлением. Вообще, сама по себе генетика — это ещё только полдела. Окружающая среда должна благоприятствовать раскрытию нужных свойств, а иначе ген будет дремать. То есть гены включаются средой.
С переходом к цивилизованному обществу вполне могли сложиться обстоятельства, при которых «гены неистовства» оказались не у дел. Воины-звери вполне могли быть трудно управляемы, и потому изрядно усложняли жизнь себе и окружающим. В эпоху крупных воинских формирований, ровного строя и слаженного взаимодействия многих отрядов «оборотни» могли оказаться без работы.

И всё же, какова могла быть материальная природа этого интересного феномена, если он, конечно, действительно существовал? Славянские волкодлаки и скандинавские берсерки всегда внушали ужас своим противникам. Не в этом ли их подлинное превосходство? Как говаривал Наполеон: «Десять тысяч побеждённых отступают перед десятью тысячами победителей лишь только потому, что они пали духом...» Деморализованный противник не способен сражаться. Более того, залог разгрома — вскрыть ряды вражеского отряда. Не для того ли и посылали наводящих ужас воинов впереди своих, чтобы чужие дрогнули и нарушили строй?
Многолетний опыт засечного боя показывает: одиночка имеет шансы на победу лишь в случае глубокого психического превосходства над противостоящей группой противника. То есть охотник должен не только верить в свою победу, но и страстно желать схватиться с врагом, ощущая собственную силу. Лишь чувствуя себя акулой в бассейне с купающимися, он может быть действительно эффективен. И не только потому, что в таком состоянии ему не ведом страх, следствием которого является мышечная закрепощённость. Дело ещё и в том, что атакующее звено остро реагирует на движения центрального бойца. Уверенные мощные движения охотника психически подавляют атакующих, и они просто не рискуют идти на размен ударами.

Мне не раз доводилось наблюдать, как на соревновательной площадке охотник гоняется за боевой тройкой, словно бы на какое-то мгновение превратившись в неуязвимого оборотня. И отмечу опять: всё дело в психологической обработке бойца. Как-то приятным весенним вечером группа спортсменов столкнулась с численно превосходящим стадом гопников. Возникшая драка закончилась победой первых. Однако «гиены городских улиц» жаждали реванша и выследили обидчиков, дождавшись, пока группа противника сократится до трёх человек. Сами гопы к этому времени получили ещё подкрепление и пошли в открытую атаку прямо возле здания городской мэрии. В спортсменов полетели камни и бутылки, стадо ломанулось в бой. Внезапно они увидели, как навстречу им, уворачиваясь от булыжников бежит тот, кто должен был бы по всем законам логики искать укрытие. В его руках недобро блестела арматура.

А дальше всё развивалось по совершенно нелогичному сценарию. Первые ряды нападающих дрогнули и повернули назад, сталкиваясь с теми, кто напирал сзади. На какую-то секунду возникла куча мала, а затем, повинуясь стадному инстинкту, «посоны» бежали с поля боя, поддерживая штаны. Бой был выигран без единого удара. Почему? Тот, кто шёл им навстречу — шёл убивать, переступив через свою смерть. А такое намерение легко и быстро читается как зверем, так и человеком. Любой собаковод знает, что животные прекрасно ощущают страх или уверенность человека. Этот механизм связывают с гормональным ответом организма на сложившуюся ситуацию. Так страх вызывается действием адреналина, и именно его запах ощущает хищник, сразу же распознавая за ним жертву. Ярость же — продукт норадреналина, и ощущается так же хорошо. Люди, как ни странно, реагируют на все эти ароматы, попадающие в воздух вместе с потом, не менее остро, чем четвероногие питомцы.

Однако данный механизм не в состоянии объяснить боевого эффекта разогнанной психики. На помощь нам придёт академик Бехтерев, ещё в начале прошлого столетия изучавший по заказу советской власти поведение толпы. Если я не ошибаюсь, это им было введено понятие «доминанты». Дело в том, что поведение человека строится на основании очагов возбуждения в головном мозге. Господствующий по своей силе очаг и именуется доминантой. Каждый нейрон, получая сигнал извне, самостоятельно, на основании множества факторов решает, возбудиться ему или нет. Если возбуждённый нейроны набирают некую критическую массу, возникает доминанта. И поведение человека подчиняется её программе.

При этом интересно, что распространение возбуждения в толпе подчиняется этой же самой схеме. Каждый индивидуум, основываясь на совокупности внешних стимулов, принимает решение, отреагировать или нет. Чем больше людей, попавших под власть возбуждающей силы, тем больший процент вероятности, что каждый новый участник толпы попадёт под её влияние. Так доминанта оратора передаётся митингующим. Только, если в случае с нейронами мозга коммуникативную функцию выполняли нейромедиаторы (скажем, дофамин), то в ситуации с коллективом людей это будут вербальные и невербальные сигналы. До 70% информации при контакте людей передаёт сфера бессознательного. На этом уровне мы легко и непринуждённо бессознательно кодируем друг друга. Кодируем психику собеседника на соответствующую реакцию.
Этой реакцией, например, может быть активность миндалевидного тела и, как следствие, страх. Поза, мимика, жесты, тембр голоса, сама двигательная специфика — всё подчиняется возникшей доминанте. И этот огромный поток информации, совершенно не подлежащий подделке, обрушивается на подсознание окружающих людей, и они, конечно, реагируют.

Нейрофизиологи оперируют понятием «сильной нервной системы». Под этим термином они понимают способность нервной системы быстро и мощно переходить в возбуждённое состояние и удерживать его некоторое время. Правда... после этого может наблюдаться период нервного истощения. Вам это ничего не напоминает?..
Секрет волкодлаков не канул в вечность вместе с ними. Правда сегодня нет никакой нужды напяливать на себя волчьи шкуры. Психическое подавление противника вкупе с раздвинутыми возможностями человеческого организма продолжает изучаться в военных лабораториях. Вот только в гражданском обществе всё ещё продолжает действовать закон 1123 года, лишающий берсерка права на жизнь и свободу...

В условиях острого противоборства с воинственными соседями Древняя Русь не смогла бы утвердиться как самостоятельное национальное образование, которое бы признавали и с которым бы считались другие народы, без хорошо поставленного военного дела. Во время образования племенных союзов, в так называемый период военной демократии, в случае общей опасности или во время походов славяне собирали войско и выбирали предводителя - князя. Первоначально он избирался на народном собрании - вече, а затем власть князя стала наследственной. При нем находились и советники - старейшины племен. Князю полагалась большая доля военной добычи и доходов с земли, что позволяло ему содержать при себе дружину - военных соратников, профессиональных воинов. Так постепенно создавался аппарат власти и постоянное ядро войска. К концу VIII века военные силы древних славян состояли из княжеских дружин и народного ополчения. Ополчение организационно подразделялось на рода (сотни), племена (полки) и союз племен (войско). Численность таких формирований в то время была различной: например, род - от 50 до 100 воинов.

Основу войска составляли пешие воины, вооруженные двумя копьями - легким метательным (сулицей) и тяжелым для рукопашного боя, а также луками и мечами. Имелась и конница. Византийские источники неоднократно сообщали о славянских всадниках, которые одерживали победы даже над тяжеловооруженной конницей (катафрактариями) империи: «Один из неприятельских отрядов (славян) вступил в сражение с Асбадом (воин из отряда телохранителей императора). Он командовал регулярной конницей, которая... состояла из многочисленных отличных всадников. И их без большого труда славяне обратили в бегство и во время этого позорного бегства очень многих убили» (1).
Боевой порядок славян представлял собой глубокое построение в форме колонн. Сплоченные родовыми и племенными узами, они обладали огромной ударной силой. Не случайно византийские военные трактаты предписывали своим полководцам сохранять предельную осторожность при вторжении в земли славян: иметь сильную разведку, укреплять места ночевок и стоянок, выбирать для сражения достаточно ровную местность. Все эти меры предосторожности свидетельствовали о том, что византийское войско, предпочитавшее вести бой метательным оружием (лучный бой) на дистанции, не выдерживало массированного напора славянских колонн.
Славянские воины искусно сражались как на равнине, так и в лесах и горах. В отличие от византийцев они стремились вплотную сблизиться с противником, поражали его копьями и стрелами, а затем начинали биться врукопашную. Датский хронист Саксон Грамматик (1140-1208 гг.) сообщал, что основным боевым качеством славянского воина была решительность в схватке: «При рукопашнем бое славяне перебрасывали щит за спину... и с открытой грузью... с мечом в руке бросались на врага» (2).
В борьбе с противником совершенствовался и приобретался боевой опыт. Если враг вторгался неожиданно и крупным по численности войском, славянские воины нападали на него мелкими отрядами и «не спешили померяться силами». Они применяли ложные отступления, организовывали засады и ночные нападения, изматывая и ослабляя захватчиков. Утомив противника, колонны славян внезапно обрушивались на него, стремясь нанести ему полное поражение. Подобная тактика наводила ужас на византийских воинов: каждое ущелье и лесной массив таили грозную опасность. Известно, что в 602 г. византийские солдаты взбунтовались, наотрез отказавшись участвовать в походе на славянские земли.
Славяне широко применяли военную хитрость. Они искусно маскировались на местности. Византийский источник повествует, что славяне «привыкли прятаться за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей» (3). Будучи застигнуты врасплох, они умели погружаться в воду и в течение долгого времени, дыша через полую камышинку, находиться на дне реки. Византийский писатель VII в. Феофилакт Симокатта писал, что в походах славянские воины устраивали полевые укрепления - лагеря из повозок. Укрываясь за повозками, славяне наносили врагу большие потери стрельбой из луков, осуществляли неожиданные вылазки.

Но не только на суше отличались в сражениях славянские воины. Они были известны и как искусные судостроители и моряки. Их ладьи (лодки) вмещали до 20 воинов. Ладейный флот совершал дальние морские походы в Грецию, Италию, Испанию, смело вступал в единоборство с флотом Византии. Славяне умело организовывали взаимодействие своего флота и сухопутных сил. Иногда, начав сражение на суше, они сковывали основные силы противника и одновременно на ладьях высаживали часть войска в его тылу, «действия согласно... с помощью бесчисленного количества вырезанного из одного ствола (однодеревок) кораблей
» (4).
Славянские воины перед боем давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей. Слово чести ценилось высоко и обязывало воинов соблюдать ратное побратимство. Нарушившие его «выбивались из земли вон» - изгонялись с территории племени. Плен славяне считали позором. Такая согласованность в действиях была недоступна разноэтническому войску империи - во многом только страх перед жестокими наказаниями удерживал в повиновении огромные построения византийских фаланг. Стойкость древнерусского воина в рукопашной схватке отмечали византийские хронисты. Так, в 1019 г. византийское войско сражалось в Италии и в первых трех сражениях терпело поражения от норманнов, «которые остались победителями, но в четвертой битве, где им пришлось бороться с народом русским (отрядом русских воинов), они (норманны) были побеждены, обращены в ничто» (5).
Боевые навыки воинов приобретались не только в сражениях, но и в постоянных упражнениях в мирное время. Обычно на тризнах (поминках по усопшим родственникам) устраивались состязания опытных воинов, которые приобщали к ратному делу отроков. Показывалась борьба безоружного воина против вооруженного, так называемый засечный бой, который включал в себя элементы защиты от меча или копья во время схватки. Накопленный боевой опыт передавался из поколения в поколение, сохраняя лучшие ратные традиции воинов-славян.
Русское войско в борьбе за упрочение политических и экономических позиций своего государства показало высокие образцы военного искусства, ярко проявившиеся в период острого противоборства Киевской Руси с Хазарией и Византией в X в.
Но не только с империей и каганатом вынуждена была сражаться Русь. На ее границы постоянно обрушивались волны набегов кочевников-печенегов и половцев. Что касается печенежских набегов, то при преемниках Святослава печенеги пытались нападать на Русь, однако смогли выдержать всего около восьми битв. В 1036 г. киевский князь Ярослав Владимирович (правил с 1015 по 1054 гг.) нанес печенежским ордам сокрушительное поражение, после чего печенеги предпочли жить в мире и нести пограничную службу на Руси. Для борьбы с кочевой опасностью русские князья построили в порубежье сеть укрепленных городов-крепостей по рекам Десна, Ворскла, Сула, Стугна, Рось, что усилило оборону степных границ. В их защите принимали участие не только гарнизоны крепостей, но и подвижные отряды конницы. Получив известие о нападении, они быстро выходили на угрожаемые направления, вступали в борьбу с кочевниками. Не меньшего успеха русские ратники добились и в военно-морском деле.
Флот Киевской Руси состоял из ладей. Речная ладья изготовлялась из выдолбленных стволов осины, липы или дуба. Иногда на основу нашивались три или четыре доски высотой до 30 сантиметров каждая. Подобный челн (долбленка, однодеревка) легко преодолевал мелководье, без особого труда перетаскивался через опасные речные пороги.
Суда, предназначенные для плавания по морям, имели от 15 до 20 пар весел, оснащались парусами, отличались достаточной быстроходностью и вмещали от 40 до 50 человек с запасами. На морской ладье могли разместить от 8 до 10 боевых коней. В середине XII века на Днепре стали строить палубные военные суда с двумя рулями - кормовым и носовым, обладавшие большой маневренностью.
Ладейный флот русов являлся неотъемлемой частью их боевых сил и имел свои особенности. Поэтому нет основания утверждать, что Русь заимствовала искусство мореплавания у скандинавов, равно как и государственность.

О тактике ладейного флота руссов можно судить по известиям очевидца - крупного ученого XI в., советника византийского императора Константина (Михаила) Пселла.
В 1042 г. на престол вступил Константин IX Мономах (1042-1055 гг.), который расправился не только со своими соперниками, но и с теми, кто мог их потенциально поддержать. Одним из первых пал мертвым русский посол. В Константинополе императором было спровоцировано нападение на русских купцов и разграблен православный монастырь в Афоне. В ответ состоялся последний морской поход русского ладейного флота на Византию. Его возглавил сын Ярослава Владимир.
В 1043 г. 15 тыс. русских воинов на 400 ладьях неожиданно появились у стен столицы Византии. Император Константин Мономах собрал флот - огненосные корабли и тяжелые «перевозные» дворцовые суда и выстроил их против ладей руссов, «стоявших при гавани на другой стороне».Руссы, сообщает византийский историк, поставили все свои корабли по одному в ряд, цепью, так, чтобы или «самим напасть на нас, или принять наше нападение».
Противники, выстроив свои корабли в боевой порядок на определенном расстоянии друг от друга, долго не двигались с места. Руссы ждали нападения византийских кораблей, а византийцы - русских. Не выдержав напряжения, византийский император приказал двум большим кораблям идти на руссов. «Когда они ровно и стройно вышли вперед, то сверху копьеносцы и камнеметатели подняли военный крик, а метатели огня построились в порядке, удобном для сбрасывания его; тогда большая часть из неприятельских лодок, высланных навстречу, быстро гребя, устремилась на наши корабли, а потом, разделившись, окружив и как бы опоясав каждую из отдельных триер, старалась пробить их снизу балками» (6).
Вскоре обеспокоенный византийский император направил на флот руссов все свои корабли, но до общего боя дело не дошло. Природа помогла византийцам. Разрашившаяся буря помешала сражению. Сильный вихрь изрядно потрепал ладьи русских, часть из них была выброшена на берег, как записал русский летописец, «и разби корабли Руси».
Византийский император организовал преследование уцелевшей части русской флотилии. Руссы встретили посланные против них 24 корабля и смело вступили в сражение. Византийцы были разбиты.
Владимир Ярославич возвратился в Киев на ладьях. Но другая судьба ожидала 6 тыс. русских воинов, выброшенных бурей на берег. Они решили добраться на родину по суше, но около Варны были окружены и взяты в плен. Некоторым из них император приказал выколоть глаза, а другим отрубить правую руку, дабы они не могли поднять меч против империи.
Ярослав приступил к подготовке нового похода, а тем временем опомнившийся император поспешил отправить посольство в Киев. Он обещал возместить все убытки, понесенные русскими купцами, возвратить пленных на родину и отдать в жены шестнадцатилетнему Всеволоду Ярославичу свою дочь принцессу Марию - будущую мать русского полководца Владимира Мономаха. В 1046 г. состоялось заключение мира.
Так закончился поход русских на Константинополь. Опыт этого похода свидетельствует, что русский ладейный флот вел бой на море определенным, давно установившимся строем. Имея перед собой большие византийские корабли, русские ладьи, выстраивались в линию «по одному в ряд». Этот боевой порядок был пригоден как для нападения, так и для встречи наступавшего противника. При атаке русские ладьи устремлялись группами на крупные вражеские корабли. Каждая группа людей окружала корабль и немедленно приступала к разрушению его бортов. В результате этих действий корабль, получив пробоины, погружался в море. Вероятно, имелись и средства (крюки с веревочными лестницами) для влезания с ладей на борт корабля. Не только на суше, но и на море умели русские воины сражаться с опытными мореходами противника, каковыми, несомненно, являлись моряки Византии.
В последние годы правления Ярослава Киевская Русь достигла апогея могущества. После смерти своего брата Мстислава Владимировича в 1036 г. киевский князь стал единоличным «самовластцем Русской земли».
За два года до своей кончины он разделил русские земли между сыновьями. Изяславу отдал Киев, Святославу - Чернигов, а в Переяславле посадил Всеволода. При этом наказав сыновьям не ссориться из-за земель. Но этот разумный совет не возымел своего действия. После смерти Ярослава в 1054 г. наметились первые признаки феодальной раздробленности на землях Руси.
В эпоху начавшегося распада некогда единого государства на отдельные княжества произошли изменения и в военной организации Руси. В составе вооруженных сил все большее место стали занимать феодальные ополчения - вооруженные отряды,и выставляемые отдельными князьями. Эти отряды назывались полками. Полки собирались в городах русских земель и приводились на поле боя князьями. Назывались полки по названию территории, на которой были собраны (Киевский полк, Новгородский полк), или по имени князя, предводительствовавшего полком. В случае серьезной военной опасности по призыву народного веча (собрания) созывалось ополчение свободных людей - крестьян и горожан. Каждая семья посылала в него взрослых сыновей, за исключением младшего. Отказ считался позором. Народное ополчение участвовало во всех больших войнах против внешних врагов. Только благодаря поддержке народа были возможны грандиозные походы и победы русского войска. Боевой порядок также подвергался изменению. Он расчленился по фронту и в глубину, став более сложным и гибким. Обычно русская рать в это время строилась полчным рядом, который состоял из нескольких самостоятельных полков, объединенных общим управлением: передового, иногда из двух передовых полков в первой линии, правого крыла, центра и левого крыла - во второй линии. Перед первой линией размещались воины, вооруженные метательным оружием. Разделение войска Руси по полкам прослеживается на протяжении всего периода развитого феодализма. Полчный ряд стал основным боевым порядком русского войска. Он обладал необходимой устойчивостью и одновременно допускал гибкое маневрирование на поле сражения, позволяя предводителям полков проявлять инициативу в бою.
Для сражения обыкновенно выбиралась широкая, ровная местность, где между полками могла поддерживаться зрительная и звуковая связь. После этого русское войско строилось в боевой порядок. Право строить («рядить») полки перед битвой принадлежало старшему князю. Управление войском осуществлялось устно и при помощи сигналов стягом, звуками рога, труб и бубна. Сражение начинали воины, вооруженные метательным оружием. Находясь перед передним полком, они с расстояния 150-200 шагов засыпали противника стрелами, а затем отходили в первую линию, т.е. к передовому полку. Наряду с луками русские воины искусно применяли самострелы. Самострел представлял собой лук, который был прикреплен к деревянной ложе, снабженной приспособлением для выбрасывания стрел из особого желоба.

На вооружении всадников находилась сабля и облегченный меч, приспособленный для рубки с коня. Но преобладающее место в коннице занимал тяжеловооруженный воин с копьем. В пехоте воин отдавал предпочтение топору и метательному оружию. Исход сражения решался в рукопашном бою.
Походный порядок русского войска в этот период по-прежнему состоял из сторожи, главных сил и обозов. В сторожу выделялись наиболее опытные воины, на которых возлагались разведка и охрана на походе. Стороже придавалось очень большое значение. Успех всего похода ставился в зависимость от разведки путей, своевременного сбора сведений о противнике и умелого охранения главных сил во время похода. С помощью пеших посланцев и конных гонцов «стольный город» (столица) держал связь с войском, ушедшим в поход. В случае чрезвычайной важности и совершенной секретности известия, оно зашифровывалось, опечатывалось печатью и посылалось с доверенными лицами. Существовало несколько способов тайнописи. На Руси зашифрованные известия называли «тарабарскими грамотами», когда вместо кириллицы применялась глаголица (знаки). Кроме посыльных гонцов широко использовалась сигнализация с помощью костров. Сигналы передавались с особых наблюдательных пунктов, расположенных на направлении вероятного вторжения противника, от одного пункта к другому, пока не доходили до стольного города.
Дружинники на Руси имели право переходить на службу от одного князя к другому. Это право каждый раз подтверждалось в княжеских договорах. Однако такие переходы были весьма редким явлением. Так как верность князю считалась одним из высших достоинств дружинника. Позором считалось для дружины и для каждого ее члена оставить поле сражения, и для князя позорно было бросить свою дружину в опасности. Боевые подвиги и военные заслуги с самых древних времен не оставались без наград. Наиболее ранним знаком отличия были золотые шейные гривны - медали, которые носились на шее на цепи.
Русские дружины были знакомы с применением засад, заманиванием противника преднамеренным отходом с внезапным переходом затем в наступление. Многообразие боевых построений и тактических приемов свидетельствует о том, что русское военное искусство в этот период во многом превосходило военное искусство стран Западной Европы, где на полях сражений господствовал одиночный бой тяжеловооруженных рыцарей, а пехота играла роль живого препятствия, обреченного на истребление. Следует отметить и недостатки в организации вооруженных сил Древнерусского государства - наметившаяся разобщенность войск князей, чем пользовались кочевые народы, совершая набеги на Русь. Княжеские усобицы разоряли народ, расшатывали русскую государственность, создавая кризисное положение внутри страны. Это усугублялось вторжением кочевых орд и носило характер всенародного бедствия.
В XI в. в южнорусские степи на смену торкам пришли половецкие полчища. И если торков довольно легко отбивало даже переяславское войско Всеволода, то следовавшая за ними волна кочевников знаменовала начало изнурительных войн Руси со степью, продолжавшихся более 150 лет. Сломить силу половцев предстояло Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125 гг.). Он сумел объединить военные силы княжеств и от пассивной обороны перейти к стратегическому наступлению вглубь половецких степей. Результаты походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.) были впечатляющими. Часть орд откочевала на Северный Кавказ и в Грузию. Границы Руси обрели покой. Однако вместе с кончиной Владимира Мономаха в 1125 г. процесс обособления русских княжеств возобновился. Единое Древнерусское государство практически перестало существовать, но его наследие в военном деле оказало огромное влияние на строительство вооруженных сил и развитие военного искусства в последующие столетия.
* * *
Войны Древней Руси значительно обогатили русское военное искусство: стратегия, тактика и организация русских войск получили свое дальнейшее развитие.
Стратегия русского войска отличалась решительностью. С этой целью проводились далекие походы на территорию противника. Отыскать и разбить главные силы врага было основной задачей русских войск. На стратегию оказывало влияние и население Древней Руси, особенно во время отражения набегов кочевников. Под давлением народа киевские князья перешли от пассивной обороны рубежей государства к широкомасштабным походам, предварительно отказавшись от взаимных претензий - междоусобиц. Широко применялся принцип стратегической внезапности, захват стратегической инициативы.
Тактика древнерусских войск также имела важное значение в развитии военного искусства. Тактика колонн славянских племен, разнообразие боевых приемов (обходов, засад), использование особенностей местности, согласованность действий вынудили византийцев заимствовать тактические формы вооруженной борьбы древних славян. В период становления Древнерусского государства видоизменяется тактика и боевое построение. Войско руссов представляло собой монолитную «стену», решавшую исход сражения в рукопашной схватке, при этом выделялся резерв - вторая линия для охраны тыла. В XI-XII вв. происходит расчленение боевого порядка по фронту и в глубину - разделение войска на три полка (Листвен 1024 г.), а затем и в две линии полков в бою с половцами на реке Сальница в 1111 г. - что повышало маневренность войска. Наблюдается неравномерное распределение сил в боевом порядке, что позволяло вести бой на окружение противника: в битве на реке Колокша под Суздалем в 1096 г. новгородцы усилили один из флангов двумя отрядами пехоты, стоящими друг за другом, а позади них поставили отряд конницы, предназначенной для охвата тыла противника (7). В походах против половцев создавался сильный передовой отряд. Он наносил неожиданный удар по передовым частям противника, захватывал инициативу и тем самым обеспечивал моральный перевес. Заслуживает внимания организация взаимодействия на поле боя пехоты и конницы, причем пехота - ополчение играла решающую роль в исходе сражений. В отличие от западноевропейского военного искусства тактика русских войск строилась на тесном взаимодействии родов войск.
О высоких достижениях военного искусства можно судить не только по самим походам и битвам, но и по летописным источникам, созданным в Древней Руси. К числу таких памятников следует отнести «Повесть временных лет», «Русскую Правду», «Поучение Владимира Мономаха», памятники фольклора.
«Повесть временных лет» - первый памятник русской военной мысли, своеобразная военная история русской древности. Ее авторы не только излагали ход событий, но и анализировали их. Летопись была сводом событий гражданской истории Древней Руси, она также обобщала большой военный опыт, который накопили русские люди в X-XII веках.
Другим памятником военной мысли X-XI веков являются жития князей-полководцев. Первое известное нам житие - «Сказание о Святославе». Это и повествование о его походах и раскрытие его полководческого искусства на основе рассказов непосредственных участников походов Святослава. Образ князя-воина, по мысли автора «Сказания», должен был быть примером, на котором бы воспитывались воины последующих поколений.
В некоторых исторических памятниках была сделана попытка широкого обобщения военного искусства того времени. К числу последних относитчя «Поучение Владимира Мономаха» (8) - своеобразный свод военной мысли и наставление по военному делу.
Все перечисленные памятники письменной литературы выразили не только идеи князей-воевод, но мысли и настроения, присущие всему войску, вплоть до его низов: воевод младших ступеней и рядовых воинов.

Литература:
1. Материалы по истории СССР. М., 1985, Вып.1. С.228.
2. Клибанов. Боевой порядок у древних славян. Военно-исторический журнал, 1945. № 1-2. С.78.
3. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С.209-210.
4. Материалы по истории СССР. С.261.
5. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С.329-330.
6. Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI-XII вв. - Журнал министерства народного просвещения. 1875, март (№ 3). С.91.
7. Повесть временных лет. М.-Л. Ч.1. С.370-372.
8. Там же. С.354-359.


Рисунки Олега Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие из них созданы для крупнейших музеев и частных коллекционеров из России, Украины и других стран. Мы уже рассказывали о реконструкции в акварелях Федорова, на этот раз речь пойдет о воинах Древней Руси.

Дружинная культура в Древней Руси формировалась одновременно с древнерусской государственностью и воплотила в себе этнические, социальные и политические процессы IX – начала XI веков.

Как показывают исторические материалы, славяне, основное население древнерусских территорий, в военно-техническом отношении были относительно слабы. В качестве оружия они использовали разве что стрелы, копья и топоры. Изменилась ситуация после того, как на территорию Древней Руси пришли так называемые «русы». По мнению ученых, так в древние времена называли воинов, пришедших из северной Европы. Вместе с русами появились и прогрессивные для того времени предметы воинского вооружения и защиты.


Среди археологических материалов нередко встречаются детские деревянные мечи и другие "игрушечные" предметы вооружения. Например, в найден деревянный меч с шириной рукояти около 5–6 см и общей длиной примерно 60 см, что соответствует размеру ладони мальчика в возрасте 6-10 лет. Таким образом в играх проходил процесс обучения навыкам, которые должны были пригодиться будущим воинам во взрослой жизни.


Важно отметить, что «русское» войско на начальном этапе своего существования вело исключительно пешие бои, что подтверждается византийскими и арабскими письменными источниками того времени. Поначалу русы рассматривали лошадей исключительно как средство передвижения. Правда, и породы лошадей, распространённые в то время в Европе, были довольно низкорослыми, поэтому долгое время нести на себе воина-всадника в полном вооружении просто не могли.






К концу X века все чаще случались военные конфликты между отрядами русов и войсками Хазарского каганата, а также Византийской империи, располагавшими сильной и обученной конницей. Поэтому уже в 944 году союзниками князя Игоря в походе на Византию выступили печенеги, отряды которых состояли из легких всадников. Именно у печенегов русы начали покупать специально обученных лошадей для нового рода войск. Правда, первая попытка русских отрядов в сражении верхом на лошадях, предпринятая в 971 году в битве под Доростолом, закончилась плачевно. Однако неудача не остановила наших предков, а так как собственной конницы им все еще не хватало, была введена практика привлечения конных отрядов кочевников, входивших даже в состав древнерусских дружин.




Древнерусские воины перенимали у степняков не только навыки верхового боя, но и заимствовали оружие и одежду, характерные для «всаднической» культуры. Именно в то время на Руси появились сабли, сфероконические шлемы, кистени, кафтаны, сумки-ташки, сложные луки и другие предметы вооружения всадника и снаряжения лошади. Слова кафтан, шуба, ферязь, сарафан имеют восточное (тюркское, иранское, арабское) происхождение, отражающее, судя по всему, и соответствующее происхождение самих предметов.


С учетом того, что на большей части территории Древней Руси климатические условия были достаточно суровыми, историки предполагают, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. «На него надели шаровары, гетры, сапоги, куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую» - так арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан описывает похороны знатного руса. О ношении русами широких шаровар, собранных у колена, - упоминает, в частности, и арабский историк начала X века Ибн Русте.


В некоторых воинских погребениях древних русов были найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые предположительно являются окончаниями головных уборов в формеколпака с меховой оторочкой. Ученые утверждают, что именно так выглядела изготовленная мастерами древней Руси "русская шапка", форма которой, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам.


Необходимость вести боевые действия в основном против степных легковооруженных всадников обусловила постепенное изменение русского вооружения в сторону большей легкости и гибкости. Поэтому поначалу вполне европейское (варяжское) оружие русских дружин времен походов на Византию постепенно приобрело более восточные черты: скандинавские мечи сменились саблями, воины пересели с ладей на коней, и даже тяжелый рыцарский доспех, со временем получивший широкое распространение в Европе, никогда не имел аналогий в произведениях древнерусских оружейников.

В следующий период, связанный с господством в степях тюрко-болгар , славяне оказываются отрезанными от византийских границ, но в IX веке происходят два события, непосредственно хронологически предшествовавшие эпохе Древнерусского государства - русско-византийская война 830 года и русско-византийская война 860 года . Обе экспедиции были морскими.

Особенности развития древнерусской государственности на раннем её этапе (наличие мощных племенных союзов с местными княжескими династиями и крупных городских центров с вечевым самоуправлением, их подчинение киевскому князю на федеративных началах, особенности зарождавшихся феодальных отношений, отсутствие частной собственности на землю) во многом определили своеобразие военной организации Древней Руси .

Организация войска

IX-XI века

С расширением в первой половине IX века влияния киевских князей на племенные союзы древлян , дреговичей , кривичей и северян , налаживания системы сбора (проводился силами 100-200 воинов ) и экспорта полюдья киевские князья начинают располагать средствами для содержания многочисленного войска в постоянной боеготовности, что требовалось для борьбы с кочевниками. Также войско могло долго держаться под знамёнами, совершая многолетние походы, что требовалось для отстаивания интересов внешней торговли на Чёрном и Каспийском морях.

Более многочисленной частью войска было ополчение - вои. На рубеже -X веков ополчение было племенным . Данные археологии свидетельствуют об имущественном расслоении у восточных славян на рубеже VIII -IX веков и появлении тысяч усадеб-хором местной знати, в то время как дань рассчитывалась пропорционально дворам независимо от достатка из владельцев (однако, по одной из версий происхождения боярства, местная знать была прообразом старшей дружины). С середины IX века , когда княгиня Ольга организовала сбор дани на русском Севере через систему погостов (позже видим в Новгороде киевского наместника , переправляющего 2/3 новгородских даней в Киев), племенные ополчения утрачивают своё значение.

Наборы воев в начале правления Святослава Игоревича или при формировании Владимиром Святославичем гарнизонов построенных им на границе со степью крепостей носят разовый характер, нет сведений о том, что эта служба имела какой-то срок или что воин должен был являться на службу с каким-либо снаряжением.

В войнах Древней Руси определённое участие принимали наёмные войска. Первоначально это были варяги . Они участвовали не только в качестве наёмников. Варяги встречаются и в числе ближайших сподвижников первых киевских князей. В некоторых походах X века русские князья нанимали печенегов и венгров . Позднее, в период феодальной раздробленности , в междоусобных войнах также нередко участвовали наёмники. Среди народов, входивших в число наёмников, помимо варягов и печенегов были половцы , венгры, западные и южные славяне , финно-угры и прибалты , немцы и некоторые другие. Все они вооружались в своём стиле.

Общая численность войска могла быть более 10 000 человек.

XII-XIII века

Таким образом, для скорости передвижения войско использовало вместо обоза вьючных лошадей. Для боя войско часто спешивалось, Лев Диакон под 971 годом указывает на необычность выступления русского войска в конном строю.

Однако, профессиональная конница была нужна для борьбы с кочевниками, поэтому дружина становится конной. При этом организация была с учётом венгерского и печенежского опыта. Начало развиваться коневодство. Развитие конницы происходило быстрее на юге Руси, чем на севере, из-за различия в характере местности и противников. В 1021 году Ярослав Мудрый с войском проделал путь из Киева до р.Судомирь , на которой разбил Брячислава Полоцкого , за неделю, то есть средняя скорость составила 110-115 км в сутки. В XI веке конница по значимости сравнивается с пехотой, а позднее и превосходит её. Тогда же выделяются конные лучники, помимо лука со стрелами использовавшие топоры, возможно, копья, щиты и шлемы.

Лошади были важны не только для войны, но и для хозяйства, поэтому разводились во владельческих сёлах. А также содержались в княжеских хозяйствах: известны случаи, когда князья выдавали коней ополченцам во время войны. Пример киевского восстания 1068 года показывает, что и городское ополчение было конным.

В течение всего домонгольского периода пехота играла свою роль во всех военных действиях. Она не только участвовала во взятии городов и проводила инженерные и транспортные работы, но и прикрывала тыл, совершала диверсионные вылазки, а также вместе с конницей участвовала в битвах. Например, в XII веке у городских укреплений распространён смешанный бой с участием и пехоты, и конницы. Чёткого разделения по вооружению не было, и каждый использовал то, что ему было удобней и что он мог себе позволить. Поэтому у каждого было несколько типов оружия. Однако в зависимости от этого различались и задачи, выполняемые ими. Так, в пехоте, как и в коннице, можно выделить тяжеловооружённых копейщиков, помимо копья вооружённых сулицами , боевым топором, булавой, щитом, иногда - мечом и доспехами, и легковооружённых лучников, снабжённых луком и стрелами, боевым топором или железной булавой, и, очевидно, без защитного вооружения. Нередко пехота использовала камнемёты.

Стратегия

Киевские князья в период IX-XI веков как правило не дробили своих сил, а последовательно атаковали разных противников. Известно о прерывании похода из-за угрозы столице (осада Киева (968)).

Под 1129 годом известно об атаке Полоцкого княжества одновременно с нескольких направлений, что происходило, однако, в условиях подавляющего преимущества наступавшей стороны.

С точки зрения стратегии интерес представляет также северный поход Святослава Всеволодовича (1180-1181) в ходе междоусобных войн. Черниговские и союзные войска, собираясь из трёх центров (Чернигов, Новгород, половецкая степь), последовательно столкнулись с тремя противниками, проведя между этими столкновениями две перегруппировки и всё время прикрывая Чернигов выделенными второстепенными силами. Поход занял все времена года: с зимы до осени. В ходе кампании черниговская дружина прошла около 2 тыс. км., новгородское войско и курская дружина - около 1,5 тыс. км.

Воинское обучение и воспитание . Исключительное внимание наши предки уделяли воинскому воспитанию подрастающего поколения. Обучение профессионального воина начиналось в раннем детстве со дня „пострига“ или „посаженья на коня“. С этого акта мальчик вступал во взрослую жизнь, переходя жить в половину отца, под опеку „дядьки“, начинавшего готовить его как в физическом, так и в морально-психологическом отношении к преодолению трудностей боевой и походной жизни. Если представители высшей аристократии готовились индивидуально, то для детей дружинников важную роль имел институт „гридей“ (позднее - „детские“), проходивших воинское обучение и воспитание коллективно, под контролем своих командиров и придворных.

В воинском воспитании главное внимание удел ялось формированию таких качеств, как преданность своему князю, в том числе и после его смерти, и личная честь - неукоснительное соблюдение определенного кодекса поведения. В бою это означало безусловную готовность на самопожертвование ради князя и даже готовность умереть на том же месте после его гибели. Как и на Западе, честь для воина-профессионала являлась понятием абсолютным и далеко превосходившим ценность жизни. Для князя помимо личной чести и даже более важной ценностью являлась слава - утвердившееся в обществе представление о нем как о справедливом, щедром, благочестивом правителе, храбром и удачливом полководце.

Помимо индивидуальных представлений и качеств, стимулировавших определенный тип поведения, в древнерусском войске, причем не только в дружинной среде, было чрезвычайно развито понятие коллективной чести и славы. Так, воинов Святослава, осажденных превосходившими силами византийцев, более всего волновал вопрос о славе русского оружия, до тех пор остававшегося непобедимым. Поэтому смерть в бою для них выглядела предпочтительнее, чем прорыв с боем из крепости и уход с Дуная без перемирия и добычи, что считалось равносильным бегству и признанию себя побежденной стороной. Святослав был готов по­гибнуть, так как „мертвые сраму не имут“, а дружина выражала готовность сложить головы там, где его „голова ляжет“, но не уронить чести русских воинов.

С принятием православия воинская идеология облагораживается. Слова Евангелия: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“,- означающие готовность к самопожертвованию не только ради князя и войсковых товарищей, но и за всех тех, кого призван защищать православный воин, становятся отныне основой его поведения. С усилением и всесторонним развитием Киевской Руси расширяются и представления русских людей о ее и своей собственной роли в истории. Воины Руси, „славной во всех четырех концах земли“, уже могут прочесть » первом произведении русской литературы - «Слове о Законе и Благодати», что они живут в Богом избранной стране, которой предназначена великая судьба - служить идеалам христианской любви, добра и справедливости и возглавить борьбу с мировым Злом во имя торжества Божьей правды на земле.

Вооружение

Наступательное

Защитное

Если у ранних славян, по сообщениям греков, не было доспехов, то к VIII-IX веку относится распространение кольчуг . Они делались из колец, сделанных из железной проволоки, которые в поперечнике достигали 7-9 и 13-14 мм, а по толщине - 1,5 - 2 мм. Половина колец сваривалась, а другая - склёпывалась при плетении (1 к 4). Всего же их уходило не менее 20 000 на одну кольчугу. Позднее встречались кольчуги с вплетёнными для украшения медными кольцами. Размер колец уменьшается до 6-8 и 10-13 мм. Встречались и плетения, где все кольца были склёпаны. Древнерусские кольчуги, в среднем, в длину были 60-70 см, в ширину (в поясе) около 50 см или больше, с короткими рукавами порядка 25 см и с разрезным воротом. В конце XII - начале XIII века появляются кольчуги из плоских колец - их диаметр 13-16 мм при ширине проволоки 2-4 мм и толщине 0,6-0,8 мм. Эти кольца сплющивались с помощью штампа. Такая форма увеличивала площадь прикрытия при том же весе доспеха. В XIII веке происходило общеевропейское утяжеление доспехов, и на Руси появляются кольчуги длиной до колен. Однако кольчужные плетения использовались и для других целей - примерно тогда же появляются кольчужные чулки (нагавицы). А большинство шлемов снабжалось бармицей . Кольчуги на Руси были очень распространены и применялись не только дружиной, но и незнатными воинами.

Помимо кольчуг, применялись ламеллярные доспехи . Их появление относится к IX-X веку. Такой доспех делался из железных пластин формы, близкой к прямоугольной, с несколькими отверстиями по краям. Через эти отверстия все пластины соединялись ремешками. В среднем, длина каждой пластины составляла 8-10 см, а ширина - 1,5-3,5 см. На доспех их уходило более 500. Ламелляр имел вид рубахи длиной до бёдер, с расширяющимся книзу подолом, иногда - с рукавами. По данным археологии, в IX-XIII веках на 4 кольчуги приходился 1 ламелляр, при этом на севере (особенно в Новгороде, Пскове, Минске) пластинчатые доспехи были более распространены. А позднее они даже вытесняют кольчуги. Имеются сведения и об их экспорте. Применялись также чешуйчатые доспехи , представляющие собой пластины размером 6 на 4-6 см, укреплённые за верхний край к кожаной или матерчатой основе. Существовали и бригантины . Для защиты рук с конца XII - начала XIII века используются створчатые наручи . А в конце XIII века появляются ранние зерцала - круглые бляхи, одеваемые поверх доспехов.

Во время осады Константинополя в 626 году славяно-аварским войском осадная техника состояла из 12 обитых медью передвижных башен, несколько таранов, «черепах» и метательных машин, покрытых кожей. Причём изготовляли и обслуживали машины преимущественно славянские отряды. Упоминаются стреломётные и камнемётные машины и при

Loading...Loading...