Обработка пупочной ранки. Алгоритм выполнения туалета пупочной ранки Как ухаживать за пупочной ранкой

Новоиспеченные родители относятся особенно трепетно. Ведь ни для кого не секрет, что пока она не зажила, существует вероятность попадания инфекции, а с ней и развитие воспалительных процессов кожи и подкожных тканей. Если такое произошло, говорят о заболевании под названием омфалит пупка.

Какие подводные камни таит в себе этот медицинский термин? И почему его лечением следует начать заниматься как можно раньше, да к тому же под руководством опытных врачей?

Что такое омфалит?

Омфалит (от греческого omphalos - «пупок» + itis - окончание, указывающее на воспаление) - это заболевание, затрагивающее преимущественно новорожденных детей. Проявляется оно воспалением дна пупочной ранки, пупочного кольца с прилегающими к нему сосудами, и подкожной жировой клетчатки в области пупочного кольца. Развивается болезнь приблизительно на 2-й неделе жизни младенца.

Омфалит наряду с другими патологиями неонатального периода, такими как стрептодермия, эпидемическая пузырчатка, встречается не так уж и редко. Проблема в том, что вовремя невылеченный омфалит действует разрушающе на организм, приводя к таким последствиям, как перитонит, сепсис, флебит пупочных сосудов, флегмона. Поэтому, если вы обнаружили, что с пупком что-то не так, сразу покажите малыша врачу, чтобы не затягивать с лечением.

Причины возникновения

Единственная причина развития омфалита - попадание инфекции через ранку пупка. Чаще всего виновниками инфекционного заражения становятся стафилококки или стрептококки. Реже - грамотрицательные бактерии, представителями которых являются кишечная и дифтерийная палочка.

Как инфекция попадает внутрь? Есть несколько факторов, провоцирующих развитие омфалита:

  • Неправильная или недостаточная обработка пупочной раны.
  • Несоблюдение гигиенических норм во время ухода за младенцем: обработка пупка грязными руками родителей или медперсонала, несвоевременное омовение малыша после того, как он испражнился.
  • Уход за ребенком осуществляется больным человеком, способным передать инфекцию воздушно-капельным путем.
  • Развитие пеленочного дерматита. Ребенок долгое время находится в загрязненном мочой или калом подгузнике, кожа потеет. Усугубляют положение редкие купания и отсутствие воздушных ванн.
  • Первичное заражение другим кожным инфекционным заболеванием, например, пиодермией или фолликулитом.
  • Крайне редко заражение случается непосредственно во время родов, когда перевязывается пупочный канатик.

Большему риску развития омфалита подвержены недоношенные детки, рожденные во внебольничных асептических условиях (например, домашние роды), а также те, у кого тяжело проходило внутриутробное развитие, отягощенное гипоксией, врожденными аномальными патологиями.

Разнообразие форм заболевания и его симптомы

Омфалит пупка, в зависимости от степени тяжести его протекания, классифицируют на катаральный, некротический и флегмонозный. Если болезнь развилась на фоне инфицирования пупка, омфалит называют первичным. В случае, когда инфекция присоединяется к уже имеющимся аномалиям, таким как свищи, говорят о вторичном омфалите. Рассмотрим все имеющиеся формы более подробно.

«Мокнущий пупок»

Самая «простая» форма заболевания, которая, к тому же, является самой распространенной, имеет наилучшие благоприятные прогнозы. Его общепринятое медицинское название - катаральный омфалит. Как правило, пуповинный остаток отпадает самостоятельно в течение первых 10-ти дней жизни. В области пупочного кольца начинает происходить эпителизация, то есть заживление пупка. Формируется корочка, которая к концу второй недели высыхает и тоже отпадает, оставляя чистенький хорошенький пупок.

Заживление пупочной ранки проходит в несколько этапов

Однако если в ранку попала инфекция, местное воспаление не дает ей как следует затянуться. Вместо этого выделяется серозно-гнойная жидкость, иногда с примесями крови, и процесс ранозаживления затягивается еще на несколько недель. Периодически корочки покрывают кровоточащее место, но после их отпадения должной эпителизации не происходит. Как раз такое явление и получило название мокнущего пупка.

Длительное воспаление приводит к формированию на дне пупка выпячивания, похожего на гриб, так называемого фунгуса. И хотя физическое состояние новорожденных особо не страдает: аппетит хороший, ребенок неплохо прибавляет в весе, крепко спит и т. п. – вокруг пупочного кольца наблюдаются покраснения и отечность, возможно повышение температуры тела до 37-37,2 O C.

Флегмонозный омфалит

О данной форме заболевания говорят, когда «мокнущему пупку» не было уделено достаточного ухода, и воспаление распространилось на близлежащие ткани. Покрасневшая кожа сопровождается отечностью подкожной клетчатки, из-за чего живот кажется слегка вздутым. Более отчетливо виден венозный рисунок в области передней брюшной стенки. Если вдобавок ко всему наблюдаются красные полосы, возможно развитие лимфангита - заболевания, при котором поражаются капилляры и лимфатические сосуды.


Если инфекция распространилась на околопупочные ткани, не занимайтесь самолечением. Ребенка должен осмотреть квалифицированный специалист

Характерный симптом флегмонозного омфалита - пиорея. В процессе надавливания в области пупка выделяется гнойное содержимое. На месте пупочной ямки могут образоваться язвочки. Подобные осложнения сказываются и на самочувствии малыша: ребенок плохо ест, капризничает, часто срыгивает. Он вялый, столбик термометра стремительно растет вверх - до 38 O C.

Некротический омфалит

Самое неблагоприятное течение заболевания, но, к счастью, встречается достаточно редко, в основном у ослабленных малышей с явными признаками иммунодефицита и задержкой в физическом и психоэмоциональном развитии. Кожа живота не просто гиперемирована. Она становится темно-багровой, местами синюшной, поскольку нагноение распространяется все глубже.

У малыша нет сил бороться с инфекцией, поэтому болезнь редко сопровождается повышенной температурой. Скорее наоборот, она ниже 36 O C, а сам ребенок мало двигается, реакция заторможена. Любые осложнения опасны для жизни младенца, так как бактерии, попадая в системный кровоток (так называемое септическое заражение), могут спровоцировать развитие таких заболеваний:

  • остеомиелит - воспаляется костный мозг, а с ним и все костные элементы;
  • энтероколит - воспаляется слизистая кишечного тракта;
  • перитонит - воспаление брюшины и органов брюшной полости;
  • гнойная пневмония;
  • флегмона брюшной стенки (скопление гноя).

Лечение некротического (гангренозного) омфалита осуществляется только в больничных асептических условиях, нередко с хирургическим вмешательством.

Диагностика

Первичный диагноз ставится сразу же на приеме во время осмотра малыша педиатром, врачом-неонатологом или же детским хирургом. Однако, чтобы убедиться в отсутствии осложнений, о которых мы ранее говорили, дополнительно назначается проведение инструментальной диагностики:

  • УЗИ органов брюшной полости;
  • УЗИ мягких тканей;
  • рентген брюшной полости с обзорным исследованием.

Даже если диагноз был поставлен неонатологом, ребенка в обязательном порядке осматривает детский хирург.


Осмотр малыша детским хирургом обязателен

Отделяемая жидкость, особенно с примесями гноя, берется на анализ (бакпосев) для точного определения инфекционного возбудителя. Это важно, ведь определив, с какого рода инфекцией мы имеем дело, а также ее чувствительность к антибактериальным средствам, врач сможет подобрать ту группу антибиотиков, которая окажется наиболее эффективной в лечении.

Как лечат омфалит

В домашних условиях лечат только простую форму омфалита. Для этого необходима местная обработка пупочной раны до 4-х раз в день. Сначала капается 2-3 капли перекиси водорода в рану и гигиеническими палочками убирается содержимое. Затем происходит сушка и одновременные антисептические мероприятия: ранку обрабатывают бриллиантово-зеленым раствором, фурацилином, хлорофиллиптом, диоксидином или же 70% спиртом. Младенца купают в бледно-розовом растворе марганцовки.

В тяжелых случаях обязательно назначение антибиотикотерапии, а также местное применение антисептических мазей (линимент Вишневского, банеоцин) в виде наложения повязки на рану. Возможно обкалывание антибиотиками непосредственно очага воспаления. Фунгус пупка прижигается по показаниям нитратом серебра (ляписом).

На ранку могут поставить дренаж - специальную трубку, по которой обеспечивается хороший отток гноя наружу. По показаниям применяют дезинтоксикационные растворы внутривенно, введение гамма-глобулина, а также иссечение (хирургическое удаление) некротизированных участков ткани. Гнойники также удаляют хирургическим путем.

Младенцу назначаются препараты для повышения иммунитета, витаминотерапия.

Если врач посчитает целесообразным, применяют физиотерапевтические методы лечения, такие как УФО, УВЧ-терапия или гелий-неоновый лазер.

Последствия

Прогноз в лечении катарального омфалита у новорожденных весьма благоприятен и заканчивается полным выздоровлением. Что же касается флегмонозного или некротического омфалита, все зависит от того, насколько быстро начнется лечение и будут ли использованы все возможные методы терапии. Риск летального исхода при септических инфицированиях всегда высок.

Профилактические меры

  • своевременно менять подгузник;
  • подмывать ребенка по необходимости в течение дня;
  • ежедневно обрабатывать пупочную ранку перекисью водорода и зеленкой до полного ее заживления;
  • все манипуляции по уходу пупка производить вымытыми с мылом руками;
  • если в ранке стало заметно гнойное отделяемое или же появились уплотнения, не откладывая покажите ребенка врачу.

Омфалит - воспаление кожи и подкожной клетчатки в области пупка, вызываемое инфицированием пупочной ранки. Основной причиной омфалита является несоблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за новорожденными. Чаще омфалит развивается у ослабленных детей, родившихся от матерей с неблагоприятно протекавшими беременностью и родами.

Оснащение. Стерильные: марлевые салфетки, пипетки, палочки с ватными шариками, резиновые перчатки; другие: 70% этиловый cпирт, 5% раствор перманганата калия, 3% раствор перекиси водорода.

1. Объяснить матери цель, провести психологическую подготовку.

2. Вымыть руки, обеззаразить, надеть фартук и стерильные резиновые перчатки.

3. Развести края пупочной ранки.

4. Набрать пипеткой несколько капель 3% раствора перекиси водорода.

5. Закапать 3% раствор перекиси водорода в пупочную ранку.

6. Взять палочку с ватным шариком и движениями от центра к периферии удалить пену, которая образовалась в пупочной ранке.

7. Взять палочку с ватным шариком, смочить 70% этиловым спиртом.

8. Обработать пупочную ранку от центра к периферии.

9. Опять взять стерильную палочку с ватным шариком. Смочить 5% раствором калия перманганата, обработать 5% раствором калия перманганата пупочную ранку (не касаясь к коже вокруг пупочного кольца). При омфалите пупочную ранку обрабатывают 3-4 раза в сутки.

10. Обеззаразить пеленальный столик, фартук и резиновые перчатки.

11. Сделать отметку в листе назначений.

Лечение омфалита состоит в ежедневном промывании пупочной раны 0,02% раствором фурацилина или 3% раствором перекиси водорода с последующим смазыванием ее 1 % спиртовым раствором бриллиантовой зелени, 5% раствором марганцовокислого калия или 70% спиртом. При разрастании грануляций и образовании гриба пупка необходимо промывать ранку 3°/о раствором перекиси водорода с последующим прижиганием грануляций палочкой ляписа. При большом грибе рекомендуется перевязать его у основания стерильной шелковой лигатурой. При тяжелом течении с общей реакцией проводят не только местное, но и общее лечение с применением антибиотиков широкого спектра действия. Наряду с применением антибиотиков имеет значение повышение сопротивляемости организма новорожденного хорошим уходом и правильным грудным вскармливанием, введением гамма-глобулина, гемотерапией и переливанием крови.

Для предупреждения инфицирования пупка необходимо тщательное соблюдение асептики при перевязке пуповины и при уходе за ее остатком и пупочной ранкой в дальнейшем (применение асептических высушивающих повязок). Ускоренное отпадение пуповинного остатка при усовершенствованных методах ее перевязки (скобки по В. Е. Роговину, обработка пуповинного остатка спиртовым раствором грамицидина 1: 100) способствует более быстрой эпителизации пупочной раны и предупреждает ее инфицирование.

99. Техника проведения АКДС – вакцинации.

АКДС-вакцина (адсорбированная, коклюшно-дифтерийно-столбнячная) является ассоциированной вакциной, в 1 мл ко­торой содержится 20 млрд убитых коклюшных микробов, 30 флокулирующих единиц дифтерийного и 10 антитоксинсвязы-вающих

Хранить вакцину следует в сухом темном месте при температуре 6±2°C. АКДС-вакцину вводят внутримышечно в дозе 0,5 мл в верхний наружный квадрат ягодичной мышцы или в передненаружную часть бедра.

Коклюшный компонент обладает наиболее токсическим и сенсибилизирующим действием. Реакция на вакцину зависит от главного комплекса гистосовместимости. У детей с HLA В-12 имеется риск появления энцефалических реакций, дети с HLA B-5 и В-7 склонны к аллергическим реакциям, дети с HLA В-18-к токсическим осложнениям.

У большинства детей, получивших вакцину АКДС, реакции на прививку не наблюдается. У части привитых в первые двое суток могут появиться общие реакции в виде повышения температуры и недомогания, и местные реакции (отек мягких тканей, инфильтрат менее 2 см в диаметре).

Местные реакции - развиваются обычно в первые двое суток после вакцинации: а) инфильтрат (свыше 2 см в диаметре); б) абсцесс, флегмона.

Общие реакции:

1. Чрезмерно сильные реакции с гипертермией (40° и выше) и интоксикацией, развиваются в первые двое суток после вакцинации.

2. Реакции с поражением нервной системы (неврологические):

а) упорный пронзительный крик в 1-е сутки после прививки, ночью (повышение внутричерепного давления). Отмечается у детей первых б мес жизни, чаще после 1-й или 2-й вакцинации;

б) судорожный синдром без гипертермии (на 4-20 сутки после вакцинации) - большие или малые припадки, подерги­вания, салаамовы судороги сериями при фазовых состояниях (при засыпании или пробуждении). Дети могут гримасничать, застывать. Часто родители и врачи не замечают этих явлений и продолжают прививать. Впоследствии развивается эпилепсия;

в) судорожный синдром на фоне гипертермии (фебрильные судороги - тонические или клонико-тонические, развиваются в течение первых 48 часов после прививки).

Поствакцинальный энцефалит - возникает на 3-8 день после прививки. Редкое осложнение (1 на 250-500 тыс. доз вакцин). Протекает с судорогами, длительной потерей сознания, гиперкинезами, парезами с грубыми остаточными явлениями.



Аллергические реакции:

а) анафилактический шок, развивается в первые 5-б часов после прививки;

б) коллаптоидное состояние у детей до 1 года (резкая бледность, вялость, цианоз, падение артериального давления, появление холодного пота, иногда сопровождается потерей сознания). Может возникнуть в течение 1 недели после при­вивки. Встречается редко;

в) полиморфные сыпи, отек Квинке, гемолитико-уремический синдром.

Правила проведения вакцинации

Прививки должны проводиться в лечебно-профилактических учреждениях. Перед прививкой врач должен провести тщательный анализ состояния прививаемого ребенка, определить наличие возможных противопоказаний к вакцинации. Одновременно с изучением анамнеза необходимо учитывать эпидемиологическую ситуацию, то есть наличие инфекционных заболеваний в окружении ребенка. Это очень важно, так как присоединение инфекций в поствакцинальном периоде отягощает его течение и может вызвать различные осложнения. Кроме того, снижается выработка специфического иммунитета. При необходимости проводится лабораторное обследование и консультации у специалистов. Перед проведением профилактической прививки проводится медицинский осмотр для исключения острого заболевания, обязательная термометрия. В медицинской документации производится соответствующая запись врача (фельдшера) о проведении прививки. Рекомендуется проводить прививки, особенно живыми вакцинами, в утренние часы. Прививку следует проводить в положении сидя или лежа во избежание падения при обморочных состояниях. В течение 1-1,5 часов после вакцинации необходимо медицинское наблюдение за ребенком, в связи с возможным развитием аллергических реакций немедленного типа. Затем в течение 3-х суток ребенок должен наблюдаться медсестрой на дому или в организованном коллективе. После вакцинации живыми вакцинами ребенок осматривается медсестрой на 5-б-й и 10-11-й дни, так как реакции на введение живых вакцин возникают на второй неделе после прививки. Необходимо предупредить родителей вакцинируемого о возможных реакциях после введения вакцины, рекомендовать гипоаллергенную диету и охранительный режим.

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п.1-7) см. «Вторичная обработка новорожденного».

8) Распеленать ребенка в кроватке (или на «нестерильном» пеленальном столе). Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

9) Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

10) Подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный стол.

Основной этап:

11) Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

12) Развести края пупочного кольца.

13) С помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку 3% раствором пероксида водорода.

14) Через 20-30 сек. просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

15) Обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.

16) Другой палочкой с ватным тампоном, смоченным в 5% растворе перманганата калия, обработать только ранку, не касаясь кожи.

Заключительный этап (п.п.16-22) см. «Алгоритм выполнения туалета пуповинного остатка»

Особенности выполнения туалета пуповинного остатка
и пупочной ранки пленкообразующим антисептиком

Перед распылением антисептика прикрыть лицо и промежность ребенка пеленками во избежание попадания препарата на слизистые глаз, дыхательных путей и половых органов. Захватить рукой лигатуру и подтянуть за нее пуповинный остаток. Встряхнуть аэрозольный баллон, нажать на распылительную головку указательным пальцем и с расстояния 10-15 см нанести препарат на пуповинный остаток (пупочную ранку) и кожные покровы вокруг. Повторить нажатие трехкратно с паузами 30-40 сек. для подсыхания пленки. Время нажатия на головку клапана составляет 1-2 сек. Пленка остается на пуповинном остатке (пупочной ранке) до 6-8 дней.

Ежедневный утренний туалет новорожденного в детской палате

Ежедневно перед 6-ти часовым кормлением проводятся туалет новорожденного, взвешивание и измерение температуры с отметкой в истории развития. Термометры (1 на 5-6 новорожденных) следует хранить в лотке с 0,5% раствором хлорамина Б в горизонтальном положении или в 3% растворе перекиси водорода (перед употреблением промывают). Туалет младенца нужно проводить в определенной последовательности: вначале умывают лицо ребенка теплой водой, обрабатывают глаза, нос, уши, кожу и в последнюю очередь – промежность.

Глаза обрабатывают одномоментно двумя отдельными ватными шариками, смоченными раствором фурацилина 1:5000 или перманганата калия 1:8000, от наружного угла глаза к переносице. Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, смоченных раствором фурацилина или стерильным вазелиновым маслом, ушей – сухими стерильными шариками. Складки кожи обрабатывают стерильным вазелиновым или растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой с детским мылом, подсушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным вазелиновым маслом или цинковой пастой. При подмывании медицинская сестра укладывает ребенка спиной на свою левую руку так, чтобы голова его находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорожденного. Подмывание проводят проточной водой в направлении спереди назад.


Уход за остатком пуповины осуществляют открытым способом, повязку снимают на следующей день после рождения. Культю пуповины обрабатывают 70% этиловым спиртом или 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором перманганата калия. Для стимуляции мумификации остатка пуповины и его отпадения целесообразно накладывать повторно шелковую лигатуру или подтягивать наложенную в предыдущий день. После отпадения пуповины, что чаще происходит на

3-4 день жизни, пупочную ранку обрабатывают 70% этиловым спиртом с последующим применением 5% перманганата калия. Обработка пупочной ранки проводится ежедневно до ее заживления. Корочки пупочной ранки подлежат удалению при обработке. В литературе имеются указания на необходимость ограничения использования препаратов йода для ежедневного туалета новорожденных (в том числе и для обработки пупочной ранки) из-за возможности резорбции его с дальнейшим угнетением функции щитовидной железы.

Пеленание новорожденного

Показание : защита ребенка от потери тепла, предохранение постельного белья от загрязнения.

В родовспомогательном учреждении пеленание выполняется перед каждым кормлением с использованием только стерильного белья. Для ребенка первых месяцев жизни наиболее физиологичным является широкое пеленание, которое заключается в том, что при пеленании бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны. При этом головка бедренной кости устанавливается в вертлужную впадину, создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов.

Существует несколько вариантов пеленания. Их выбор зависит от зрелости новорожденного ребенка. В первые дни жизни применяется закрытое пеленание, когда детей пеленают вместе с руками. В дальнейшем новорожденным надевают распашонки, оставляя руки свободными (открытое, или свободное, пеленание). В течение первых суток головку ребенка необходимо покрывать пеленкой.

Открытое пеленание исключает сдавление грудной клетки, способствует развитию двигательной активности ребенка. Для открытого пеленания используется ситцевая и фланелевая распашонки с наглухо зашитыми рукавами. Это препятствует потере тепла и предупреждает травмирование лица и глаз при не координированных движениях рук новорожденного. Распашонки должны быть достаточно просторными, полы свободно заходить одна за другую. При низкой температуре окружающего воздуха ребенка заворачивают в одеяльце или помещают в свободный конверт.

Белье новорожденного не должно иметь грубых рубцов и пуговиц, складок. В первое время распашонки надевают наизнанку, швами наружу.

Для предупреждения раздражения и инфицирования кожи следует своевременно менять пеленки, тщательно прополаскивать постиранное белье от мыла и других моющих средств. До заживления пупочной ранки его следует кипятить и проглаживать с обеих сторон. Категорически запрещается использовать подсушенные после мочеиспускания пеленки. При пеленании не рекомендуется применять жесткие и грубые пеленки, прокладывать между ними клеенку. Пеленание не должно сопровождаться насилием, резкими грубыми движениями.

Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении

Материальное оснащение:

Стерильные пеленки и распашонки;

Водонепроницаемый обеззараженный фартук;

Мыло для детей и персонала;

Инструментальный столик;

Детская кроватка с матрацем;

Пеленальный стол с матрацем;

Емкости с антисептическими и дезинфицирующими растворами для обеззараживания рук и поверхностей;

Клеенчатый мешок и бак для использованного белья;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Открыть бак для использования белья.

2) Вымыть руки с мылом проточной водой, просушить.

3) Надеть фартук, перчатки.

4) Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный матрац и фартук. Если в боксе имеется дополнительный «нестерильный» пеленальный стол для освобождения ребенка от грязных пеленок, обработать и его отдельной ветошью. Вымыть и просушить руки.

5) Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

6) Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю пеленку ситцевую сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см. (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки для изготовления шапочки; 3-ю пеленку ситцевую; 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

При недостаточной температуре воздуха в палате используют дополнительно 1-2 пеленки, сложенные вчетверо и размещенные «ромбом» после 2-й или 3-й пеленки.

Для изготовления шапочки сложенный край необходимо подвернуть кзади на 15 см. Углы верхнего края пеленки сдвинуть к центру, соединить их. Нижний край сложить в несколько раз до нижнего края шапочки. Положить на уровне верхнего края 1-й пеленки.

Основной этап

7) Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

11) Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

12) Краем 3-й пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища ребенка и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. Нижним ее краем отделить стопы одна от другой. Избыток пеленки снизу рыхло свернуть и проложить между стоп ребенка.

13) Надеть шапочку или косынку, изготовленную из 2-й пеленки.

14) Зафиксировать все предыдущие слои и шапочку (косынку) 1-й пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см. ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край.

15) Перед кормлением для предупреждения контакта пеленок новорожденного с постельным бельем матери необходимо использовать еще одну пеленку. Ее следует расстелить ромбом, положив ребенка, завернутого в пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба завернуть на животе под спину, нижний конец пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба завернуть на животе под спину, нижний конец пеленки по средней линии под угол, образованный боковыми ее частями.

Заключительный этап

16) Обработать поверхность матраца кроватки дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

17) Уложить ребенка в кроватку.

18) После окончания пеленания всех детей в палате (боксе) перчатки и фартук обеззаразить в соответствующих емкостях с дезинфицирующим раствором.

19) Перенести мешок с грязными пеленками в комнату сбора и хранения использованного белья, обеззаразить его. Обеззаразить бак для использованного белья и вложить в него чистый прорезиненный мешок.

Другие способы пеленания детей

Широкое пеленание (закрытый способ)

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п. 1-5) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

6) Расстелить на стерильном пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую и 2-ю ситцевую на одном уровне, 3-ю ситцевую на 10 см. ниже и 4-ю пеленку-подгузник.

Основной этап

7) Распеленать ребенка в кроватке или на «нестерильном» столе.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка.

12) Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхней край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

13) Краем 2-й пеленки покрыть и зафиксировать плечи обеих сторон, нижний край проложить между стоп ребенка, отделив их и голени одну от другой.

14) 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап (п.п.16-19) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

Широкое пеленание (открытый способ)

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п.п. 1-5) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

6) Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки на одном уровне: 1-ю фланелевую, 2-ю ситцевую, 3-ю ситцевую, 4-ю пеленку-подгузник и фланелевую распашонку. Выложить на стол ситцевую распашонку.

Основной этап

7) Распеленать ребенка в кроватке или на «настерильном» столе.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке или на «нестерильном» столе, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Одеть ребенка в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед, подвернуть край распашонок вверх на уровне пупочного кольца.

12) Провести 4-ю пеленку-подгузник между ног ребенка.

13) Изготовить «штанишки» из 3-й пеленки.

14) 2-ю пеленку закрепить сверху, как 3-ю, нижний край проложить между стоп ребенка.

15) 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап (п.16-19) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

Техника кормления новорожденных детей

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных – правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое для него является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания ребенка к груди для активации механизмов лактопоэза, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможное раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются. При вскармливании грудью важно создать матери удобное для кормления положение (первые сутки – лежа, позднее – сидя).

Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой, сцеживая остатки молока после кормления. Если объем молока в одной молочной железе недостаточен, допустимо докармливание из другой молочной железы, после того как ребенок высосал из первой, с последующим чередованием порядка прикладывания к груди. Для определения количества высосанного ребенком молока применяют контрольное взвешивание до и после кормления, так как вялососущих детей и недоношенных иногда приходится докармливать с ложечки. Интервалы между кормлениями – 3 или 3,5 ч. с 6-6,5 часовым ночным перерывом. Продолжительность одного кормления колеблется в широких пределах, поскольку зависит от активности сосания, степени лактации, однако в среднем она не должна превышать 20 мин.

Несмотря на то, что девять десятых рациона ребенка высасывает обычно за 5 мин., следует его держать у груди подольше, чтобы помимо голода он удовлетворил потребность и в сосании. Во время сосания ребенок испытывает радость, он познает свою мать, а через нее и окружающий мир. Однако бывают случаи, когда кормление грудью ребенку противопоказано (тяжелые заболевания новорожденного), или ситуации, когда мать не может кормить грудью (послеродовые и другие инфекционные болезни, оперативные вмешательства в родах, эклампсия и др.).

Для определения количества молока, необходимого новорожденному в первые 2 недели жизни, можно пользоваться формулой Г.И.Зайцевой, где суточное количество молока равно 2% массы тела при рождении, умноженное на день жизни ребенка. С 2-х недельного возраста суточная потребность в молоке равняется 1/5 массы тела.

Для оптимальной деятельности организма новорожденному кроме молока нужна также вода. Воду (чай, раствор Рингера) дают между кормлениями, в первые двое суток – 20-30 мл, а в последующие дни – до 50 мл.

При недостаточной лактации у матери для вскармливания новорожденных применяют молочные смеси, которые по своему составу и соотношению пищевых ингредиентов адаптированные к материнскому молоку. Для новорожденных применяют адаптированные смеси «Малютка», «Детолакт», «Фрисолак», «Семилко» и др., которые способны обеспечивать гармоничное, полноценное развитие ребенка.

Учитывая преимущества естественного вскармливания, следует в борьбе с гипогалактией соблюдать пищевой рацион кормящей матери. В его состав ежедневно должно входить молоко, кисломолочные продукты (не менее 0,5 л), творог или изделия из него (50-100 г), мясо (около 200 г), овощи, яйца, масло, фрукты, хлеб. Из пищевых продуктов, способствующих повышению лактации, принимают мед, грибные супы, грецкие орехи, дрожжи, рыбные блюда. Следует помнить, однако, что мед и рыбные блюда могут вызвать аллергические реакции. Жидкости кормящая мать должна выпивать не менее 2-2,5 л в сутки. Необходимо избегать продуктов, обладающих высокоаллергизирующим действием: цитрусовых, клубники, шоколада, натурального кофе, крепких мясных бульонов, консервированных продуктов, соленых блюд и др. Запрещается курение и употребление спиртных напитков.

Санитарно-эпидемический режим в отделении новорожденных
и при работе с новорожденными

Требования к персоналу

Лица, поступившие на работу в роддом, проходят полный медицинский осмотр специалистами, флюорографическое исследование грудной клетки, бактериологическое обследование на кишечную группу, золотистый стафилококк, исследование крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию. Персонал должен быть привит против дифтерии, все полученные данные заносятся в санитарную книжку, которая хранится у старшей сестры.

Помимо плановых обследований, медицинская сестра отделения, приступая к дежурству, должна измерить температуру тела и пройти контроль врача либо старшей медицинской сестры с осмотром зева и кожных покровов на выявление гнойничков, инфицированных ссадин, сыпи и т.п. Данные осмотра фиксируются в специальном журнале. Больной персонал к работе не допускается. Ежедневная санация носоглотки проводится только в случае эпидемического неблагополучия.

После осмотра медицинская сестра надевает санитарную одежду (ежедневно сменяемый халат, легкое хлопчатобумажное платье-рубашку, носки, кожаную обувь). Кольца, браслеты и наручные часы во время работы рекомендуется снимать. Ногти должны быть коротко острижены и закруглены пилкой, рукава халата закатываются выше локтя. Особое внимание уделяется мытью рук: тщательно до локтя их моют теплой водой с мылом, обсушивают чистой пленкой, обрабатывают дезинфектантом. С целью профилактики дерматитов от многократного применения антисептиков рекомендуется работа в хирургических перчатках, обеззараживаемых перед контактом с кожными покровами каждого ребенка.

Медицинский персонал использует маски в отделении новорожденных при инвазивных вмешательствах (пункции магистральных сосудов, люмбальной пункции и т.п.), постоянно при эпидемии гриппа и другом эпидемическом неблагополучии.

Требования к оснащению и содержанию палат

В физиологическом отделении для здоровых доношенных детей предусматривается площадь не менее 2,5 м 2 на одну койку, в обсервационном – 4,5 м 2 . На каждом посту устанавливают детские кроватки, пеленальные столы с обогревом, медицинские весы для взвешивания новорожденных, столик для медикаментов, необходимых для ухода за ребенком, встроенные шкафы для белья. Переносить оборудование и предметы ухода из одной палаты в другую недопустимо.

Кроватки для новорожденных нумеруются, в них вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами. Во время кормления детей чехлы протирают ветошью, смоченной дезинфектантом. Матрацы застилают простынками, подушки не используют. При применении гамачков, их меняют не реже одного раза в сутки.

Пеленальный стол накрывают матрацем в клеенчатом чехле. Он должен легко мыться и дезинфицироваться. В палатах целесообразно установить дополнительный пеленальный стол, на котором выполняется только распеленание ребенка. Рядом с пеленальным столом на тумбочке размещают детские весы.

Палаты обеспечивают подводом теплой и холодной воды, детской ванной. При отсутствии централизованной подачи воды для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Рядом с раковиной на полочке или тумбочке помещают мыльницу с мылом, емкость с дезинфектантом.

За каждым постом физиологического отделения при раздельном размещении матерей и новорожденных закрепляют каталки с перегородками-ячейками на одного ребенка. После кормления каталки обрабатывают дезинфектантом и кварцуют в течение 30 минут. Дети недоношенные, травмированные и находящиеся в обсервационном отделении, при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию подаются на кормление матерям на руках.

Палаты для интенсивного ухода обеспечивают централизованной подводкой кислорода, кувезами, специальным оборудованием и оснащением для экстренной помощи при неотложных состояниях.

В течение всего периода пребывания новорожденных в родильном доме используется только стерильное белье. Его суточный запас на одного новорожденного составляет не менее 48 пеленок, 10 распашонок для 5-7 кратной смены. На все время пребывания в родильном доме новорожденному выделяют один матрац, два одеяла, три конверта. Чистое белье хранят на полках шкафов в комплекте по 30-50 штук в двойной упаковке из хлопчатобумажных мешков. Срок хранения белья не

Более двух суток с момента стерилизации. Неиспользованное белье передается в стерилизационную. В шкафу, в специально выделенном месте, хранят постельные принадлежности, доставленные после дезинфекции.

Для сбора грязного белья служит бак с крышкой и педальным устройством. Внутрь его вкладывают клеенчатый или полиэтиленовый мешок.

Для ухода за новорожденными необходимо иметь набор медицинского инструментария, перевязочных материалов, предметов ухода. Они должны соответствовать количеству детских коек, быть однократного использования и храниться в медицинском шкафу. Перед каждым пеленанием сестра готовит рабочий столик со стерильным материалом, средствами ухода и инструментарием, на нижнюю полку стола ставит емкость с дезинфицирующим раствором и лоток для отработанного материала.

Баллончики, катетеры, газоотводные трубки, клизмы, медицинский инструментарий после использования погружают в отдельные емкости с раствором дезинфектанта, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации. Обеззараженные предметы ухода хранят в отдельной маркированной сухой стерильной таре. Глазные пипетки, шпатели и другие инструменты подлежат стерилизации. Стерильный пинцет (корнцанг), используемый для забора обеззараженных изделий медицинского назначения, во время каждого пеленания хранится в емкости с дезинфектантом. Пинцет (корнцанг) и дезраствор меняют один раз в сутки. Медицинские термометры полностью погружают в дезинфектант, промывают в кипяченой воде, просушивают в пеленке и хранят в сухом виде. Использованные соски моют под горячей водой, кипятят 30 мин в специально выделенной эмалированной кастрюле. Затем, не снимая крышки, сливают воду и хранят в этой же посуде.

Для ухода за остатком пуповины и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми используют только стерильные ватно-марлевые тампоны, шовно-перевязочный материал, инструменты. Стерильный материал помещают в бикс, меняют его один раз в сутки. Медицинская сестра отвечает за правильную укладку и своевременную сдачу биксов. Неиспользованный из укладок стерильный материал подлежит повторной стерилизации.

Медикаменты для ухода за новорожденными (мази, масла, водные растворы и др.) должны быть стерильными. Их готовят в разовой упаковке или фасуют в количестве, не превышающем суточную потребность на одного ребенка.

Лекарственные средства, применяемые для лечения новорожденных, на постах физиологического отделения не хранят. Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. В комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят трех – и десятидневные запасы медикаментов и стерильного материала. Срок хранения стерильных растворов для инъекций, приготовленных в условиях аптеки и укупоренных под обкатку алюминиевым колпачком, составляет один месяц, без обкатки-2 дня. Срок хранения мазей, порошков, присыпок – 10 дней.

Палаты для новорожденных заполняются строго циклически с разницей в сроке рождения детей до трех суток. В палатах поддерживается температура воздуха +22°С (для недоношенных +24°С). Относительная влажность воздуха контролируется показаниями психрометра и должна составлять 60%. Воздух обеззараживается бактерицидными лампами. Для снижения микробной обремененности и очистки от пыли целесообразно использовать кондиционеры. Палаты проветриваются 6 раз в сутки, когда новорожденные находятся на кормлении в палатах матерей или выносятся в соседнее помещение.

Уборка палат (боксов), процедурной и других помещений проводится младшим медицинским персоналом. Их работу контролирует старшая медсестра отделения и сестра-хозяйка, в ночное время – ответственная дежурная медсестра. Уборочный инвентарь строго маркируется, ветошь для обработки твердого инвентаря ежедневно кипятят и хранят, как и посуду, в которой ее кипятят, в подсобном помещении.

В палатах новорожденных проводят влажную уборку не реже трех раз в сутки: один раз с использованием дезинфицирующего средства (после третьего кормления), два раза (утром и вечером) с моющим раствором. После уборки включают на 30 минут бактерицидные лампы и проветривают помещение. В присутствии детей можно использовать только экранированные лампы.

Заключительную дезинфекцию палат проводят после выписки новорожденных, но не реже одного раза в 7-10 дней. Все белье из палаты сдают в прачечную, одеяла и матрацы – для камерной дезинфекции. По возможности всю мебель выносят. Стеклянные перегородки, шкаф, окно моют с нашатырным спиртом. Кальцинированной содой чистят умывальники и ванночку. Тщательно обрабатывают моющим раствором кроватки, столы, тумбочки, весы, перегородки, стены, лампы дневного света, бактерицидные облучатели, плинтуса, батареи. Затем их протирают дезинфектантом, в последнюю очередь моют пол. Палату закрывают на 1 час. После дезинфекции все поверхности промывают горячей водой и включают на 1 час бактерицидные лампы. Затем персонал меняет санитарную одежду и раскладывает матрацы, одеяла, полученные из дезкамеры. Укомплектовав палаты, вновь включают бактерицидные лампы на 1 час и проветривают помещение. Кроватки заправляют постельным бельем перед поступлением новорожденного. Генеральную уборку проводят поочередно во всех палатах новорожденных в соответствии с графиком их заполнения. Помимо этого, два раза в год отделение новорожденных вместе со всем родильным стационаром закрывают для расширенной санитарной обработки и косметического ремонта.

В обсервационном отделении новорожденных уборку палат проводят не реже трех раз в сутки, при этом один раз (утром) – с использованием моющего раствора, а после третьего и пятого кормлений – дезинфицирующими средствами. После каждой уборки проводят облучение воздуха бактерицидными лампами в течение 60 мин и проветривание палат. При переходе в обсервационное отделение медицинский персонал других отделений меняет спецодежду.

Для текущей и заключительной обработки палат и инвентаря могут применяться импортные дезинфицирующие средства («Микроцид», «Лизетол», «Сагросепт», «Гигасепт», «Октенидерм» др.). Они используются в соответствии с прилагаемыми инструкциями.

Требования, предъявляемые к уходу за новорожденными

Новорожденные дети должны находиться под постоянным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет текст медальона с аналогичной информацией, указанной на браслетах и в истории развития новорожденного (фамилия, имя, отчество матери, масса и пол ребенка, дата и час рождения, номер истории родов). Расписывается в истории развития новорожденного (ф.№97) о приеме новорожденного в детскую палату, регистрирует его в журнале отделения (ф.№102).

При осмотре ребенка медицинская сестра обращает особое внимание на характер крика ребенка, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка, отхождение мочи и мекония. Проводит вторичную обработку новорожденного. В случае раннего перевода из родзала (например, в палату интенсивной терапии)

Новорожденному через 2 ч после рождения проводится вторичная профилактика гонобленнореи 30% раствором сульфацил-натрия. О проведенной профилактике медсестра делает запись в истории развития новорожденного, в дальнейшем вносит в нее данные наблюдения и вскармливания.

Утром, перед кормлением, медсестра подмывает детей, измеряет температуру, взвешивает их, проводит утренний туалет.

Обработку пуповинного остатка и пупочной ранки проводят при ежедневном осмотре детей, по показаниям – чаще. По назначению врача пуповинный остаток и пупочную ранку ведут открытым способом или под пленкой аэрозольного антисептика. Для ускорения мумифицирования пуповинного остатка у его основания накладывают дополнительную шелковую лигатуру. Пуповинный остаток отпадает на 3-5-й день жизни. Эпителизация пупочной ранки наступает через несколько дней, у недоношенных детей – позже.

Перед каждым кормлением медсестра проводит смену пеленок. Распашонки меняются ежедневно, при загрязнении – по потребности. Доношенным детям покрывают голову и пеленают вместе с руками только в первые дни жизни, затем применяют открытый способ пеленания. В холодное время года пеленают в одеяло или конверт, с вложенным в него одеялом, в жаркое – только в пеленки. В случае задержки выписки по назначению врача новорожденных купают.

При совместном пребывании матери и ребенка уход за новорожденным в первые сутки осуществляет медсестра. Она обязана обратить внимание матери на необходимость соблюдения правил личной гигиены, последовательность обработки кожи и слизистых оболочек, обучить мать пользоваться стерильным материалом и дезинфицирующим средствами.

    стерильный лоток;

    лоток для отработанного материала;

    крафт-пакет с ватными шариками, помазками и марлевыми салфетками;

    пинцет в дез. растворе;

    лекарственные средства: 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.

    Проверить наличие чистых пеленок;

    Обработать дезинфицирующим раствором (макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац;

    Открыть бак для использованного белья.

    Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

    Расстелить на пеленальном столике пеленки.

    Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость).

9. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик. Выполнение манипуляции

    Левой рукой развести края пупочного кольца.

    Помазок смочить 3%р-ром перекиси водорода путем полива над лотком для использованного материала.

    Обильно покрыть пупочную ранку перекисью водорода, одним движением, вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку, вращая помазок на 360°, движением похожим на запятую.

    Левой рукой развести края пупочного кольца, сухим помазком просушить ранку (вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку движением похожим на запятую).

    Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.

    Новый помазок смочить 70% этиловым спиртом.

    Левой рукой развести края пупочного кольца, обработать ранку движением похожим на точку, вводя помазок перпендикулярно к пупку.

    Помазок сбросить в лоток для использованного материала.

    По назначению врача: помазком, смоченным 5% раствором калия перманганата обработать только ранку, не касаясь кожи; точечным движением. Помазок сбросить.

Заключительный этап выполнения манипуляции

    Запеленать ребенка.

    Уложить в кровать.

    Обработать пеленальный столик дез. раствором.

    Снять перчатки, вымыть и высушить руки.

Схематическое изображение манипуляции

1)  Н2О2 2) сухо 3) спирт 70 ° 4 ) ●К М n О4 5%

Проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку

Первая гигиеническая ванна проводится на 2-е сутки после выписки из роддома; До заживления пупочной ранки используют кипяченую воду или раствор перманганата

калия (2-3 недели);

в 1-ой половине года купают ежедневно по 5-10 минут,во 2-ой половине года можно купать через день.

Температура воды в ванне 37-38,0 С;мыло используется 1раз в неделю.

Т воздуха в помещении- 22-24 С.

Купают перед предпоследним кормлением.

Техническая подготовка

    Две емкости - с холодной и горячей водой (или вода из под крана).

    Раствор калия перманганата (95 мл. воды - 5 г. кристалликов К Мn О4, приготовленный раствор процеживают через марлю, причем кристаллы не должны

попасть в ванну).

    Кувшин для ополаскивания.

    Ванночка.

    Водный термометр.

    "Рукавичка" из махровой ткани (фланели).

7.Детское мыло (детский шампунь).

8.Стерильное масло (детский крем, растительное).

9.Пеленки,распашонки. 10.Пеленальный столик.

11.Дез. раствор

Подготовительный этап

    Вымыть и высушить руки.

    На пеленальном столике разложить пеленки.

    Поставить в устойчивое положение ванночку (предварительно обработанную дез. раствором или вымытую с детским мылом).

    Ванну заполняют - на 1/2 или 1/3 ее объема.

    Добавляют 5% раствор перманганата калия до слабо-розового раствора.

    Измерить Т ° воды термометром.

Выполнение манипуляции:

    Раздеть ребенка. После дефекации подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для использованного материала.

    Взять ребенка двумя руками: положить ребенка на левую руку взрослого, согнутую в локте, так, чтобы голова ребенка находилась на локтевом сгибе; этой же рукой захватить левое плечо ребенка.

    Поместить ребенка в ванночку, начиная с ножек так, чтобы вода доходила до линии сосков ребенка.

    Ножки после погружения остаются свободными. Уровень погружения - до сосковой линии.

    В течение нескольких минут обмывать шею и грудь ребенка.

    Мытье туловища:

    надеть рукавичку;

    намылить рукавичку гелем, или мылом, или шампунем;

    бережно намылить тело ребенка;

    помыть складки ребенка намыленной рукавичкой;

    ополоснуть ребенка.

Мытье головы:

    голову желательно мыть в последнюю очередь, так как эта процедура может вызвать негативную реакцию ребенка).

    смочить волосы (ото лба к затылку), поливая их водой из ковша (кувшина);

    нанести шампунь или пену на волосы;

    бережно массируя голову, вспенить шампунь или пену;

    смыть мыльную пену водой по направлению ото лба к затылку так, чтобы мыльная вода не попала в глаза;

    перевернуть ребенка над ванночкой спиной вверх;

    ополоснуть ребенка водой из кувшина

    Извлечь ребенка из воды в положении - лицом книзу.

    Ополоснуть водой из кувшина и умыть.

    Набросить полотенце или пеленку на ребенка, положить на пеленальный столик и осушить кожу. Мокрую пеленку бросить в бак.

    Заключительный этап

    Обработать кожные складки растительным маслом.

    Обработать пупочную ранку, провести туалет носовых и слуховых ходов.

    Запеленать ребенка.

    Слить воду и обработать ванночку.

    Вымыть и высушить руки.

    стерильный лоток;

    пинцет в дез. растворе;

    Проверить наличие чистых пеленок.

7. Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить - если есть необходимость)

Выполнение манипуляции:

    Туалет пупочной ранки проводить несколько раз в день (по назначению врача)

    Затем накладывается повязка с гипертоническим раствором – 10%р-р натрия хлорида или 25% раствор магнезии или 10% раствор натрия хлорида на 20 минут (не допускать высыхания повязки!)

    повязка с гипертоническим раствором чередуется с обработкой пупочной ранки спиртовым раствором хлорфиллипта

Заключительный этап:

1.Запеленать ребенка (пупочную ранку лучше оставить открытой на время лечения:

ребенка помещают в открытый кувез, раздельно запеленав верхнюю половину живота с руками, а нижнюю половину - с ножками).

2.Уложить в кровать.

5.Вымыть и высушить руки.

Обработка кожи при везикулопустулезе.

Техническая подготовка:

1.Вымыть руки и просушить.

2. На манипуляционный столик поставить:

    стерильный лоток;

    лоток для отработанного материала;

    крафт-пакет с ватными палочками(помазками), шариками и марлевыми салфетками;

    пинцет в дез. растворе;

    лекарственные средства: З% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.

3.Проверить наличие чистых пеленок.

4. Открыть бак для использованного белья;

5. Вымыть и просушить руки. Оставить включенным кран с водой +З7С;

6. Расстелить на пеленальном столике пеленки;

7. Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость)

8. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик;

9.Вымыть и просушить руки (перчатки).

Выполнение манипуляции:

    Тщательно вымыть руки, надеть перчатки.

    Везикулы и пустулы снять ватным тампоном, смоченным в 70% спирте.

    Ранку обработать спиртовым раствором хлорфиллипта или 5% раствором перманганата калия.

    Гигиенические ванны с интенсивно розовым раствором перманганата калия.

Заключительный этап:

1.Запеленать ребенка.

2.Уложить в кровать.

3.Замочить в дез. растворе использованный материал, с целью дезинфекции (хлорамин, макроцид-ликвид, терралин, сайдекс).

4.Обработать пеленальный столик дез. раствором.

5.Вымыть и высушить руки.

Loading...Loading...