Что можно определить по точкам аускультации сердца. Сущность аускультации сердца

Сердца необходимо придерживаться следующих правил.

Положение пациента. Выслушивать пациента необхо­димо в различных положениях - вертикальном, горизон­тальном и лежа на левом боку. Это необходимо делать, так как звуковые явления, возникающие в сердце при раз­ных клапанных пороках сердца, могут выслушиваться в том или ином положении пациента. Например, шум при митральном стенозе лучше прослушивается при аускуль­тации пациента лежа на левом боку, шум трения пери­карда лучше выслушивается на основании сердца при наклоне туловища пациента вперед.

Положение фельдшера. Фельдшер располагается спра­ва от пациента и так, чтобы было удобно и свободно пользо­ваться фонендоскопом над всеми точками выслушивания сердца.

Точки выслушивания сердца

  • точка митрального клапана - верхушка сердца (на 1-2 см внутри от среднеключичной линии слева в V межреберье);
  • точка аортального клапана - II межреберье у гру­дины спраьа;
  • точка клипана легочной артерии - II межреберье слева у края грудины;
  • точки трехстворчатого клапана - у основания мечевидного отростка грудины;
  • точка Боткина (V точка) - у моста прикрепления III-IV ребер к грудине слева, сюда проводятся звуки (шумы) с митрального и аортального клапанов.

В норме тоны сердца ясные (громкие), ритмичные, чи­стые.

Тоны сердца могут ослабляться (при недостаточности митрального клапана - I тон) или усиливаться (I тон на верхушке сердца при митральном стенозе).

Ослабление II тона над аортой - при гипотонии.

Практическое значение имеет усиление II тона ни<) аор­ той - при гипертонии и атеросклерозе; усиление над легочной артерией - при митральных пороках сердца.

Если II тон более звучен над аортой, ото акцент II тона над аортой; если над стволом легочной артерии - акцент II тона над легочной артерией.

При тяжелой патологии миокарда возможно раздвоение II тона - появляется 3-членный ритм сердца (ритм гало­ па, ритм, напоминающий звук скачущей лошади).

Аускультация видео

Частота тонов сердца

В норме число сердечных сокращений (ЧСС) составля­ет 60-80 в 1 минуту. ЧСС может увеличиваться (тахи­ кардия) или уменьшаться ( брадикардия ). Тахикардия мо­жет быть у здоровых людей при беге, физической работе, повышенном эмоциональном состоянии (исчезает через 2- 3 минуты) и различных патологических состояниях (ли­хорадка, миокардит , тиреотоксикоз , анемия, кровопотеря и др.). ЧСС в этих случаях может увеличиваться до 100-120 и более в 1 минуту.

Брадикардия может наблюдаться у здоровых людей (спортсмены, ваготоники) и в патологических случаях (су­жение устья аорты, брюшной тиф , менингит , передозировка дигиталисных препаратов и др.), урежение пульса (менее 40 ударов в минуту) наблюдается при нару­шении ритма (полная атриовентрикулярная блокада).

В норме ЧСС полностью совпадает с частотой пульса. При мерцательной (фибрилляции предсердий) сла­бые сокращения сердца не прогоняют кровь до периферии, поэтому частота пульса считается только по дошедшим пуль­совым волнам, число которых меньше ЧСС. Разница между ЧСС и частотой пульса называется дефицитом пульса.

Тоны сердца могут быть приглушенными или глухими (плохо, иногда едва слышно) при снижении сократитель­ной функции сердца при сердечной недостаточности.

Тоны сердца могут быть неритмичными (аритмичны-1 ми) - свидетельство нарушений в проводящей системе сердца или в миокарде.

Тоны сердца могут быть нечистыми, вместо тонов прослушиваются шумы.

Органические шумы возникают вследствие органичес­ких поражений сердца, клапанов сердца. Они бывают грубыми и усиливаются после физической нагрузки.

Функциональные шумы возникают без органических поражений сердца: при анемии, тиреотоксикозе, нервном возбуждении.

Отличительные признаки функциональных шумов функциональные шумы в большинстве случаев бывают систолическими ч лучше выслушиваются на верхушке сер­дца и над легочной артерией. Они всегда бывают мягки­ми, непостоянными (могут исчезать после физической на­грузки), никуда не проводятся и при пальпации сердца не выявляются, не сопровождаются увеличением размеров сердца.

Шумы бывают систолические (возникают после боль­шой паузы между I и II тонами сердца) и диастолические (в большую паузу между II и I тонами сердца). Возможны сочетания обоих шумов.

Определив место наилучшего выслушивания шума, зная й значения точек выслушивания, можно определить место! патологического процесса. Например, если шум лучше всего выслушивается на верхушке сердца, предполагают патологию митрального клапана.

Определив характер шума, мы предполагаем, какая! это патология . Шум систолический - недостаточность митрального клапана , в фазу систолы клапаны неплотно смыкаются, слышен шум обратного тока крови из желу-1 дочка через образовавшуюся щель между створками кла-1 пана в предсердие. Шум диастолический - стеноз левого венозного отверстия (через суженное отверстие в фазу диастолы кровь из предсердия в левый желудочек поступает с шумом).

Проводимость шумов

Шумы, возникающие при кла­панных пороках сердца, могут выслушиваться не только в точках выслушивания, но и на некотором расстоянии от них. Они обычно проводятся по току крови от места их возникновения или по плотной мышце сердца в период ее сокращения. Так, резкий систолический шум при стенозе устья аорты далеко распространяется по току крови на периферию и хорошо выслушивается на сонных подклю­чичных артериях, на ключицах, на грудном отделе позво­ночника. При недостаточности митрального клапана шум проводится в левую подмышечную область. Диастоличес-кий шум при недостаточности клапанов аорты проводит­ся вниз к левому желудочку и часто лучше всего выслу­шивается в точке Боткина. Имеет значение положение пациента при аускультации: шумы при митральных по­роках лучше выслушиваются в положениях пациента на спине и левом боку, при аортальных пороках - в верти­кальном положении.

К внесердечным шумам относится шум трения пери­ карда. Он возникает при заболеваниях перикарда, листки которого становятся шероховатыми, не связаны с тонами сердца, напоминают звук шелеста бумаги, выслушивают­ся лучше всего у левого края грудины (попросить пациен­та задержать дыхание - шум трения перикарда слышен). Шум трения перикарда непостоянен, временами исчезает, усиливается при нажатии стетоскопа на грудную клетку.

Аускультация сердца считается точнейшим из самых информативных методов диагностики болезней этого органа. Заметим, что врач, осуществляющий прослушивание, должен иметь превосходный слух, но важнее – уметь слушать, то есть распознавать шумы по амплитуде и во времени. Аускультация – сложнейший метод диагностирования болезней сердечно-сосудистой системы.

Существуют определенные правила проведения исследования. Данные отбираются в пяти точках. Во время выполнения диагностики используется стетоскоп (фонендоскоп).

Изобретение прибора и появление метода

Стетоскоп вначале представлял собой жесткую трубку на одно ухо. Изобретением прибора и появлением способа выслушивания сердца история медицины обязана французскому доктору Рене Лаэннеку. В 1816 году он изобрел стетоскоп, а всего через год описал свой опыт в труде «Опосредованная аускультация». Основные симптомы открыты и систематизированы именно этим французом.

Моноауральные деревянные трубки повсеместно применялись более столетия. В первой половине ХХ века сельские врачи и фельдшеры продолжали пользоваться такой моделью.

После выпуска бинауральных инструментов медики сделали еще несколько наблюдений. Например, шумы митрального стеноза (низкочастотные звуки) лучше прослушиваются через колоколообразный стетоскоп. Тогда как (звук на высоких частотах) четче различается при использовании мембранного наконечника. В 1926 году был выпущен бинауральный фонендоскоп с комбинированной головкой.

Следующим шагом в усовершенствовании устройства прибора стало изобретение электронных аускультативных инструментов: стетоскопов с возможностью усиления звука, фильтрации шумов, а также звуковой «визуализации» (фонокардиограф).

Данные, получаемые путем физического обследования пациента, являются не только признаками заболеваний, но и дают более полное представление о функциональности кровеносной системы человека:

  • определение давления при наполнении камер;
  • волемия;
  • природа и степень патологий клапанов;
  • локализация поражений в системе и так далее.

Это не только улучшило возможность постановки диагноза, но и способствовало назначению более адекватной терапии.

Цели и задачи исследования

Основным назначением диагностики является распознавание у пациента того или иного заболевания сердца через анализ его ритма. Работая, орган находится в постоянном напряжении, отдельные его части двигаются в определенной периодичности, способствуя «перегону» кровяной массы. Из-за этого движения происходит вибрация, достигающая поверхности груди через прилегающие мягкие ткани. Их можно слушать. Применяя методику аускультации сердца, врачи:

  • дают оценку природе звуков, «производимых» сердечной мышцей в процессе работы;
  • охарактеризовывают их;
  • выявляют причины их возникновения.

Первым делом врач с определенной очередностью производит проверку сердечного ритма в стандартных точках. Если были выявлены изменения, и наблюдается ряд сопутствующих симптомов с указанием на патологии, проводятся дополнительные выслушивания:

  • вся область абсолютной сердечной тупости;
  • область над грудиной;
  • левая подмышечная ямка;
  • межлопаточное пространство;
  • сонная и подключичная артерии (на шее).

Стандартное проведение процедуры

Правила проведения исследования довольно простые. Подготовка требуется в редких случаях: если у пациента на груди обильная волосяная растительность, то перед аускультацией волосы смачиваются водой или смазываются жиром. Иногда места выслушивания необходимо побрить.

Первый этап процедуры проводится в положении сидя или стоя. Далее алгоритм повторяется, когда пациент лежит. От него требуется глубоко вдохнуть, выдохнуть и на мгновение задержать дыхание. Иногда применяются специальные приемы:

  • несколько гимнастических упражнений;
  • прослушивание в положении лежа на боку;
  • прослушивание при вдохе, натуживании.

Поочередно прослушиваются определенные сегменты: стандартный алгоритм – пять точек, при дополнительном назначении – другие области.

Аускультативные зоны сердца

Точки аускультации исследуются в такой очередности:

  1. Точка верхушечного толчка: область митрального клапана и левого атриовентрикулярного отверстия;
  2. Точка второго межреберья – правый край грудины: область клапана и устья аорты;
  3. Точка второго межреберья – левый край грудины: область клапана легочной артерии;
  4. Точка в нижней трети грудины у основания мечевидного отростка и места прикрепления V-образного ребра к правому краю: область трехстворчатого клапана и атриовентрикулярного отверстия;
  5. Точка третьего межреберья – левый край грудины: область аортальных клапанов.

Точки аускультации сердца

1-я зона. Пальпация области расположения верхушечного толчка. Если его невозможно прощупать, левая определяется методом перкуссии. Установка фонендоскопа. Инструмент накладывается на выявленную точку. Пациент делает глубокий вдох, выдох и не дышит 3-5 секунд. Далее надо слушать звуки, определять и оценивать их.

I тон появляется после длительной паузы, II тон – вследствие короткой. I тон, к тому же, созвучен пульсированию сонной артерии (проводится пальпация). Норме соответствует двукратная громкость I тона. Если она выше, чем вдвое – констатируется усиление, слабее или в равной степени – ослабление. Иногда определяется ритмика в трех тональностях.

Тройная тональность здорового (в норме) сердца чаще наблюдается у пациентов-детей. У взрослых только в период 20-30-летнего возраста можно расслышать три тона. Зато у них появляются другие шумы: ритм перепела, ритм галопа, раздвоение I тона.

2-я зона. Пальпация зоны второго межреберья справа, установка прибора. Пациент делает вдох-выдох с задержкой дыхания. И снова исследователь слышит двухтональное созвучие.

Оценивается услышанное по громкости II тона:

  • сильнее – состояние в норме;
  • ниже или приравнен – ослабление в этой точке;
  • нечеткое эхо – расщепление;
  • четкие два звука в одном – раздвоение.

3-я зона. Пальпация зоны второго межреберья слева, установка прибора. Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и задерживает на несколько секунд дыхание. Здесь, как и при исследовании 2-й точки, слушается по второму тону. В норме II тон громче. Отклонения рассматриваются по аналогии с предыдущей зоной. Далее проводится повторная аускультация для сравнения амплитуды звучания II тона. Если наблюдается сильное увеличение громкости этого тона, акцент переносится на аорту или легочную артерию.

4-я зона. Производится пальпация в указанной точке, устанавливается фонендоскоп. Снова вдох-выдох, задержка дыхания. Показатели тональности аналогичны оцениванию звуков сердца в первой точке, то есть у здорового человека здесь I тон громче II-го.

5-я зона. Исследователь повторяет все действия:

  • пальпация в конкретной зоне для определения точки установки фонендоскопа;
  • команда пациенту сделать вдох-выдох и задержать дыхание;
  • вслушивание в звуки, определение тонов и их оценка.

В области клапанов аорты сила звучания обеих тональностей у здорового человека примерно одинаковая. Отклонения в соотношении в этой точке не имеют конкретного значения при постановке диагноза. Шумы между тонами определяют как:

  • систолический (в интервале между I и II тонами);
  • диастолический (в интервале между II и I тонами).

Изменение звучности тонов

Ослабление или усиление тона свидетельствует о многом. Например, изменение звучания I тона происходит по причине:

  • понижения воздушности легочных тканей;
  • паралитической или бочкообразной, толстой грудной клетки;
  • эмфиземы грудной клетки;
  • выпота в области перикарда;
  • поражения сердечной мышцы;
  • , кардиосклероза;
  • разрушения клапанов, снижения амплитуды движения створок;
  • митральной и трикуспидальной недостаточности;
  • снижения скорости подъема давления в полостях желудочков.

Усиление I тона наблюдается при митральном стенозе и так далее.

Изменение звучания II тона: кратковременный акцент на повышение наблюдается при эмоциональных всплесках, чрезмерной возбужденности, а также как симптоматика гипертензии. Уменьшение силы звука II тона – признак недостаточности клапанов аорты.

В 3-й точке повышение громкости II тона всегда при митральном стенозе и прочих пороках сердца любой природы.

Кроме тональности аускультация дает возможность слушать патологические звуки, например, пощелкивания. Для них характерно высокое звучание, непостоянство, небольшая длительность.

Обнаружение шумов

Если проведенная аускультация сердца выявила , то их анализируют так:

  • фаза сердечного цикла выслушивания звука, в какой части прослушивается;
  • длительность;
  • сила звука в целом и звуковая градация на протяжении фазы;
  • изменчивость (сила, тембральность, длительность в разных положениях тела, дыхательных периодах и физическом напряжении).

Описываемое диагностическое мероприятие позволяет выявить неполадки со здоровьем. При недостаточности также рассматривается высокочастотная и низкочастотная аускультативная симптоматика.

Последняя чаще связана с движением кровяной массы, тогда как первая – со скоростью потоков. Эти звуковые колебания определяют как шумы, но и в отношении тонов данная терминология применима.

Как пример, рассмотрим митральную недостаточность. При такой дисфункции левый желудочек (ЛЖ) направляет кровяной поток в аорту и обратно в левое предсердие (ЛП), следовательно, давление в нем больше. А вот в ЛП – низкое. Градиент этого показателя может составлять до 65 мм ртутного столба. Значит, при митральной недостаточности скорость потока крови высокая, а шумы определяются как высокочастотные.

Высокочастотные звуковые колебания наблюдаются при незначительной митральной регургитации (несостоятельности клапана, приводящей к появлению потока из ЛЖ в ЛП вследствие сокращения).

Наличие же низкочастотных шумов говорит о том, что регургитация выраженная, то есть недостаточность может иметь тяжелую форму с разрывом сухожильных хорд клапана.

Аускультация (или метод физического выслушивания «музыки» сердца), обнаружение изменений в звучании тонов и анализ полученных сведений говорят о следующем:

  • ослабление I тона – недостаточность митрального и аортального клапанов;
  • усиление I тона – стеноз левого предсердно-желудочкового отверстия;
  • ослабление II тона – недостаточность клапана аорты, гипотония;
  • усиление II тона – гипертония, ;
  • раздвоение I тона – блокада ножек пучка Гиса;
  • раздвоение II тона – стеноз аортального устья, .

Аускультация дает представление о шумах:

  • систолический – стеноз устья аорты или легочного ствола, недостаточность митрального и трехстворчатого клапанов;
  • диастолический – сужение левого или правого предсердно-желудочкового отверстия;
  • трение перикарда при ;
  • плевроперикардиальное трение – воспаление прилегающей к сердцу плевры.

Сердце – важнейший орган. Для нашего здоровья очень важно, чтобы он функционировал без сбоя! Эти сбои и помогает выявить аускультация.

Аускультация сердца является древнейшим способом диагностики органа, но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.

Сущность метода заключается в выслушивании звуков, возникающих при работе органа.

Все о точках выслушивания сердца

  1. Первой является верхушечный толчок, позволяет прослушать левое атриовентрикулярное отверстие и митральный клапан;
  2. Второй точкой выслушивания сердца является II межреберье у правого края грудины — здесь прослушиваются клапаны и устья аорты;

  3. Третьей является II межреберье у левого края грудины — позволяет прослушивать клапаны легочной артерии;
  4. Четвертой считают нижнюю треть груди, рядом с которой расположено основание мечевидного отростка и место, к которому V ребро прикрепляется к правому краю груди — здесь выслушивается правое атриовентрикулярное отверстие и трехстворчатый клапан;
  5. Пятой является III межреберье, расположено оно рядом с левым краем грудины — ее считают дополнительной точкой, позволяющей слушать аортальные клапаны.

Аускультация сердца выполняется в вышеназванной последовательности. Для более полной картины вы можете скачать следующий рисунок (рис. 1. Аускультация сердца)

Все об аускультации сердца первой точки

Прежде всего перед человеком, который проводит исследование, стоит задача пальпаторно определить зону, в которой локализован верхушечный толчок, после чего на нее ставится фонендоскоп. Если пальпировать зону верхушечного толчка не удалось, определить левую границу тупости сердца определяют перкуторно, далее можно установить фонендоскоп в определенной границе. На следующем этапе пациент должен сделать глубокий вдох и выдох, после чего его просят задержать ненадолго дыхание. В этот момент специалист вслушивается в звуки, которые издает сердце, что необходимо для их определения и оценки. Первый тон прослушивается сразу после длительной паузы, второй определяется после менее продолжительной паузы.


Стоит также упомянуть о совпадении пульсового толчка сонной артерии или верхушечного толчка с первым тоном. Проверить это позволяет пальпация: установив кончики II и IV пальцев под углом, ориентируясь на нижнюю челюсть рядом с внутренним краем m. sternocleidomastoideus, врач находит правую сонную артерию (работая при этом левой рукой).

Нормальным соотношением считается звучность первого тона примерно в II раза выше по отношению ко второму. Если выслушивание этой точки показало, что второй выше нормы, это является основанием для констатации усиления первого, что называют хлопающим первым тоном. При равном соотношении первого и второго, а также в том случае, если первый тон слабее, врач констатирует его ослабление.

В некоторых случаях в верхней зоне прослушивается ритм, который включает в себя 3 тона. Зачастую здоровое сердце дает третий тон у детей. Обычно к моменту взросления он проходит. Как показывает статистика, всего у 3% людей в 20-30-летнем возрасте, у которых не наблюдается никаких патологий, выслушивается третий тон. Среди людей, более старшего возраста он наблюдается еще реже.


Аускультация сердца у взрослых пациентов часто показывает раздвоение тона или наличие дополнительных тонов, что является причиной трехчленного ритма сердца, который называют раздвоением первого тона, ритмом галопа, а также ритмом перепела. Ритмом перепела считается появившийся дополнительный тон в диастолу — он сопровождает открытие митрального клапана, зачастую вместе с ним приходится наблюдать хлопающий первый тон. В случае с ритмом галопа звучание первого ослаблено. В случае предшествования галопного первому тону, специалист констатирует наличие пресистолического галопа.

При следовании галопного тона за вторым врач констатирует наличие диастолического галопа. Если у пациента наблюдается тахикардия, тоны, которые стали причиной диастолического и пресистолического галопов, часто сливаются, следствием чего становится появление дополнительного звука, зоной которого является середина диастолы. Называют его суммированным галопом. В случае раздвоения первого звучность обоих систолических тонов практически равна.

Все об аускультации сердца второй точки

Пальпаторно, с помощью левой руки специалистом определяется точка, местом расположения которой является второе межреберье, рядом с правым краем грудины.


определенной зоне ставится фонендоскоп. Пациент глубоко вдыхает и выдыхает, после чего задерживает дыхание. Человек, которым проводится аускультация сердца, вслушивается в его звуки, определяя и оценивая их. При этом он слышит два тона. При опознании первого и второго специалист опирается на выше представленную схему.

Если у пациента не наблюдается никаких патологий, в данной точке звучность второго будет несколько превышать первый. При равном соотношении двух звучаний или в случае, если звучание второго тона ниже первого, специалист констатирует ослабленный второй тон. Если второй заменяется двумя нечеткими, это является основанием для констатации расщепления второй тональности, при четком ее выслушивании определяется раздвоение второго тона.

Все о проведение аускультации третей точки

С помощью левой руки пальпаторно перед врачом стоит задача определить точку, местом расположения которой является второе межреберье рядом с левым краем грудины. В найденную зону ставится фонендоскоп. Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и на определенное время задерживает дыхание. В этот момент, вслушиваясь в звуки, которые издает сердце, врач проводит их определение и оценку. Услышать при этом удается 2 тональности. Методика их опознания была описана выше.

Если у пациента не диагностированы никакие патологические изменения, выслушивание данной точки покажет, что звучность второго тона превышает громкость первого.


В случае с патологическими изменениями соотношение двух тонов часто совпадает со второй точкой выслушивания. По окончании аускультации сердца третей точки специалист повторно прослушивает вторую и третью точки, что позволяет сравнить звучность второй тональности данных точек. При исследовании здорового человека второй тон этих точек имеет одинаковую громкость. Если вторая тональность по звучности где-то выше (при отсутствии ее ослабления), специалистом констатируется наличие акцента на второй тон по отношению к легочной артерии или аорте.

Проведение аускультации сердца четвертой точки

Действуя левой рукой, специалист пальпаторно определяет зону основания мечевидного отростка. Несколько выше правого края нижней трети груди ставится фонендоскоп.

Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и на некоторое время задерживает дыхание. Далее специалист вслушивается в звучание сердца, на основание чего проводит их определение и оценку. Прослушать при этом удается два тона.

Если у пациента не наблюдается никаких патологических изменений, выслушивание данной точки показывает, что первый тон несколько выше второго. Ненормальным считается соотношение тональностей, схожее с первой точкой выслушивания.

Проведение аускультации пятой точки

С помощью левой руки пальпаторно специалистом определяется место, расположением которого является третье межреберье, рядом с левым краем грудины. После в определенную зону ставится фонендоскоп. Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и на время, установленное врачом, задерживает дыхание. С целью определить и оценить звуки, которые издает сердце, специалист их внимательно прослушивает. При этом можно услышать два тона. Если каких либо патологий не наблюдается, оба тона (в случае с выслушиванием данной точки) имеют практически одинаковую звучность.

При изменении соотношений громкости первого и второго тонов, при прослушивании пятой точки самостоятельное диагностическое значение оно не имеет. Если звуки продленные, которые прослушиваются в промежутках, врач констатирует наличие шума. Если в промежутках первого и второго тона прослушивается шум, ему дают определение систолический. В обратном случае (между вторым и первым) шум определяют как диастолический.

В случае наличия шума над сердцем, специалист, проводящий исследование, должен определить его характер, что включает в себя:

  1. Фазу сердечной деятельности, в момент которой он возникает, это может быть диастола или систола.
  2. Место нахождения шума или точку, в которой он прослушивается сильнее.
  3. Громкость или слабость шума.
  4. Положение пациента, которое позволяет лучше прослушать шум (горизонтальное, вертикальное).
  5. Область прослушивания, которая не входит в точки аускультации.
  6. Особенности тембра.
  7. Его изменения в динамике: монотонные, нарастающие, убывающие, убывающе-нарастающие или нарастающе-убывающие.
  8. Особое внимание при этом уделяется продолжительности шума, поскольку он может наблюдаться как на протяжении всей фазы деятельности сердца, так и определенной ее части.

В том случае, если специалист выслушивает два или больше видов шума, в его задачу входит определение характера каждого из них.


1poserdcu.ru

Что такое аускультация сердца

“Аускультация” - это научное название, обозначающее выслушивание. Чаще всего его применяют для распознавания звуков, которые издает сердце или легкие. При этом производится качественная оценка услышанного, то есть соответствие нормам частоты, громкости, характера звуков.

Данная методика используется не только в диагностировании. Ее активно применяют и для контроля состояния пациента при пороках сердца, о которых уже известно.

«Музыка» сердечной мышцы состоит из чередования двух тональностей:

  1. Тоны - короткие и прерывистые.
  2. Шумы - продолжительные.

Сердце звучит так, словно в трубе течет вода. На характер шума оказывает влияние ряд факторов:

  • скорость кровяного потока;
  • шершавость стенок сосудов;
  • преграды, встречающиеся на пути течения;
  • место прослушивания, близость к участку сужения сосуда.

В то же время звуковые эффекты могут носить различный характер. Они могут быть:

  • Шипящими.
  • Слабыми.
  • Воющими.
  • Грубыми.
  • Нежными.
  • Пищащими.

Скорость потока зависит от вязкости крови. Ее движение по сосудам создает шум. Значит, если возникнут какие-либо изменения в структуре крови, это отразится на тональности сердца.

Для проведения аускультации используют фонендоскоп. Данная процедура знакома всем с детства: врач со словами «дышите, не дышите» прикладывает аппарат к груди.

Историческая справка и особенности методики

Стетоскоп - это прибор для проведения аускультации сердца. Изобрел его французский доктор Рене Лаэннек. Произошло это знаменательное событие в 1816 году. Внешне данное устройство представляет собой деревянную трубку с воронкообразными расширениями разного диаметра на концах.


Буквально через год Р. Лаэннек издал труд «Опосредованная аускультация». В нем описаны сам опыт и практическое применение данной методики. Именно этот французский доктор выявил и систематизировал основные симптомы, на которые опираются медработники, проводя аускультации.

Стетоскоп активно применялся в течение столетия. Даже в начале 20 века сельские фельдшеры продолжали пользоваться именно этим инструментом, хотя на то время данная модель претерпела модернизацию.

На смену этому медицинскому приспособлению пришел бинауральный инструмент с головкой в виде колокола . После была введена в эксплуатацию мембранная конструкция. В ходе активного применения этих приборов специалисты подметили ряд особенностей:

  • Низкочастотные звуки лучше прослушивать колоколообразным стетоскопом. Например, шумы митрального стеноза.
  • Для высокочастотных больше подходит мембранный наконечник, то есть аортальная недостаточность будет диагностироваться именно этим инструментом.

В 1926 г. изобрели фонендоскоп. Его преимущество перед предшественниками - комбинация двух технологий прослушивания, наличие мембранно-колоколообразной головки. Такой медицинский прибор более универсален и одинаково четко улавливает тона сердца независимо от их частоты.

Назначение обследования

Это методика определения соответствия сокращений сердца принятым стандартам. Благодаря напряженной работе мышц и клапанов потоки крови перегоняются из камер в сосуды. Во время этого возникает вибрация, которая затрагивает близлежащие ткани, в том числе и грудную клетку.

Уровень шума у этих колебаний составляет 5-800 Гц/с. Человек в состоянии уловить их частично. Ухо воспринимает звуки в диапазоне 16-20 000 Гц. Наиболее подходящие для восприятия показатели находятся в пределах 1000-4000 Гц. Это значит, что без опыта и внимательности во время процедуры может быть упущена важная информация.

Результаты аускультативного обследования дают возможность:

  • Получить представление о состоянии кровеносной системы.
  • Оценить работу сердечной мышцы.
  • Определить давление при наполнении камер.
  • Выявить патологические изменения клапанов.
  • Локализовать поражения (при их наличии).

Это помогает облегчить процесс постановки диагноза и назначения соответствующего курса лечения.

Классификация шумов

При аускультации любой точки выслушивания сердца можно услышать двойные удары. В медицинской практике их называют тонами сердца. В редких случаях можно услышать 3-й и 4-й тона.

Первый тон - систолический. Он образуется в результате:

  • функционирования предсердий;
  • напряжения мышц желудочков;
  • колебания створок атриовентрикулярных клапанов;
  • звуков, издаваемых стенками аорты, легочными артериями и клапанным аппаратом.

Второй тон именуется диастолическим. Он формируется от частот, издаваемых вследствие захлопывания полулунных клапанов аорты и легочной артерии.

Третий тон подобен галопу. У взрослых он может проявляться как симптом снижения тонуса стенок желудочков. У детей и подростков он является признаком того, что миокард еще не развит полностью. Прослушивание 3-го тона в педиатрии считается нормальным явлением.

Шаблон процедуры

Проведение аускультации сердца для медицинского работника не составляет труда. Главное — в точности соблюдать алгоритм действий. В медицинских учебных заведениях студентов учат повторять шаблон данной процедуры десятки раз. В итоге последовательность действий доводится до автоматизма.

Прежде чем перейти к исследованию, доктор предложит пациенту снять верхнюю одежду. Если грудь покрыта растительностью, то точки для исследования обрабатывают водой или кремом . Согласно стандартам, есть 5 основных точек для прослушивания фонендоскопом. При наличии патологии прослушиваются и дополнительные локации.

Прежде чем приступить к аускультации, доктор будет давать пациенту команды:

  • “Вдохните”.
  • “Выдохните”. Так как в этот момент сердце приближается к грудной клетке, это дает возможность более четко услышать шумы и тона сердца.
  • “Задержите дыхание”.
  • Иногда для усиления интенсивности ударов врач может предложить натужиться или поприседать.

Существуют и определенные правила аускультации сердца:

  • В помещении должна соблюдаться тишина. Если непосредственно перед процедурой врач вел оживленную беседу или было шумно, это может сказаться на результатах исследования.
  • Обследование пациента проводят в положении стоя или лежа.
  • Прослушивание происходит в разные фазы дыхания.
  • Исследование проводится только по определенным точкам. В них проекция звуков прослушивается лучше всего.

Для определения локации с лучшим звучанием применяют методику пальпации, прослушивают межлопаточную область.

Пять основных точек «прослушки» у взрослых:

  1. Область верхнего толчка.
  2. 2-е межреберье справа.
  3. 2-е межреберье слева.
  4. Нижняя часть грудины над мечевидным отростком.
  5. 3-е межреберье слева.

Дополнительной мерой (при необходимости) является прослушивание следующих сегментов:

  • Сверху грудины.
  • В левой подмышечной впадине.
  • Межлопаточное пространство со спины.
  • Область сонной артерии на шее.

Точки у детей по расположению совпадают с таковыми у взрослых. Последовательность проведения аускультация у детей аналогична. Отличие только в трактовке услышанных эффектов.

У беременных

Данную методику в своей практике используют и акушеры-гинекологи. Стетоскоп дает возможность контролировать тона сердца плода, его двигательную активность в процессе развития, определить многоплодие и положение малыша в матке.

Оптимальные точки, чтобы провести выслушивание плода:

  • Расположение плода вниз головой. Сердце нужно прослушивать ниже пупка матери.
  • Если малыш занял положение “попой вниз”, то «прослушку» нужно проводить выше пупка.

Действующие нормативы

Аускультация сердца в норме, если присутствует несколько тональностей, чередующихся в определенной последовательностью. Никаких отклонений не должно быть. Все должно быть четко и ритмично.

По звучанию в верхней части сердца это происходит следующим образом:

  • Громкий 1-й систолический тон.
  • Короткий перерыв.
  • Тихий 2-й диастолический тон.
  • Длительная пауза.

При постановке диагноза следует учитывать возрастную категорию пациента.

Аускультация детского сердца

Она требует особых навыков и привычки к особенностям его тональности. Толщина грудной стенки у ребенка небольшая, а значит, проходимость звуков лучше. Стоит учитывать следующие нюансы:

  • У новорожденных тоны глухие.
  • До 2-недельного возраста маятниковый ритм обоих тонов считается нормальным явлением.
  • Начиная с двух лет при аускультации наблюдается более выраженный 2-й тон легочной артерии.
  • У новорожденных не должны прослушиваться шумы.
  • С 3 лет шумы могут свидетельствовать о ревматических атаках.
  • У младенцев паузы между сердечными сокращениями практически отсутствуют.

Признаки заболевания

Если изменения в равной степени коснулись обоих тонов, причинами может быть:

  1. Ожирение.
  2. Скопление жидкости в левой плевральной полости.
  3. Эмфизема легкого.

Изменения только одной тональности являются следствием сердечных патологий.

Если трансформировался 1-й систолический в:

  • глухой, то это свидетельствует о гипертрофии левого желудочка, проблеме с миокардом, кардиосклерозе;
  • тихий, это указывает на возможность инфаркта миокарда;
  • слабо доносящийся, значит, повышенная воздушность легких;
  • громкий, значит, есть невроз, стеноз, малокровие или лихорадка;
  • раздвоение тона говорит о сбое в работе щитовидной железы, аневризме, дистрофии миокарда.

Сбой во 2-й тональности возникает при расширении сосудов или атеросклерозе аорты .

Стоит заметить, что нормальные результаты аускультации сердца не всегда дают 100%-ю гарантию, что у человека все в порядке со здоровьем. Поэтому если вас беспокоит давление или периодические боли в области сердечной мышцы, целесообразно выполнить УЗИ или ЭКГ. Не будьте равнодушны к своему здоровью!

prososud.ru

Последовательность выслушивания сердца производится в вышеназванном порядке.

Аускультация сердца в 1-й точке:
исследующий пальпаторно определяет локализацию верхушечного толчка и ставит фонендоскоп на зону толчка. В случаях, когда верхушечный толчок не пальпируется левая граница относительной тупости сердца определяется перкуторно, после чего фонендоскоп устанавливается на определенную границу. Исследуемому дается команда сделать вдох-выдох и задержать дыхание. Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Первым называют тот тон, который следует после продолжительной паузы, вторым — тон после короткой паузы. Кроме того I тон совпадает с верхушечным толчком или пульсовым толчком сонной артерии. Это проверяется пальпацией правой сонной артерии кончиками II-IV пальцев левой кисти, установленных под углом нижней челюсти у внутреннего края m. sternocleidomastoideus. У здорового человека соотношение I и II тонов по громкости в этой точке таково, что I тон громче II, но не более чем в 2 раза. Если звучность I тона более чем в 2 раза превышает громкость II тона, то констатируется усиление I тона (хлопающий I тон) в этой точке. Если соотношение I тона и II тона таково, что громкость I тона равна или слабее звучания II тона, то констатируется ослабление I тона в этой точке. В ряде случаев на верхушке выслушивается ритм, состоящий из 3-х тонов. III тон здорового сердца часто выслушивается у детей, с возрастом он исчезает. Примерно у 3 % здоровых людей в возрасте от 20 до 30 лет еще можно выслушать III тон, в более старшем возрасте он выслушивается очень редко. У взрослых людей в клинике чаще приходится иметь дело с раздвоением тона или дополнительными тонами, образующими трехчленный ритм сердца (ритм перепела, ритм галопа, раздвоение I тона). Ритм перепела ("спать пора") обусловлен появлением дополнительного тона в диастолу (тон открытия митрального клапана) и сочетается обычно с хлопающим I тоном. При ритме галопа I тон ослаблен; если галопный тон предшествует I тону, констатируется пресистолический галоп; если галопный тон следует за II тоном, констатируется диастолический галоп. При тахикардии тоны, образующие пресистолический и диастолический галопы, могут сливаться, давая единый дополнительный звук в середине диастолы; такой галоп носит название суммированного. При раздвоении I тона оба систолических тона по громкости равны или близки друг к другу.

Аускультация сердца во 2-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберьb у правого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда сделать вдох-выдох и задержать дыхание. Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание I и II тонов производится по описанной выше методике. У здорового человека в этой точке II тон громче первого. Если соотношение I и II тонов таково, что громкость II тона равна или слабее звучания I тона, то констатируется ослабление II тона в этой точке. В случае, когда вместо II тона прослушивается два нечетких тона, констатируется расщепление II тона в этой точке, а если они выслушиваются четко — то раздвоение II тона.

Аускультация в 3-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберьи у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда сделать вдох-выдох и задержать дыхание. Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание I и II тонов производится по описанной выше методике. У здорового человека в этой точке II тон громче I. При патологии изменения соотношения тонов и мелодии тонов могут быть такими же, как и во 2-й точке аускультации. После окончания выслушивания сердца в 3-й точке производится повторное прослушивание сердца во 2-й и 3-й точках с целью сравнения громкости II тона в этих двух точках. У здоровых людей громкость II тона в этих точках одинакова. В случае преобладания громкости II тона в одной из этих точек (при условии, что в каждой точке II тон громче I, т. е. нет его ослабления) констатируется акцент II тона над аортой или легочной артерией соответственно.

Аускультация сердца в 4-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит основание мечевидного отростка и ставит фонендоскоп над правым краем нижней трети грудины. Исследуемому дается команда сделать вдох-выдох и задержать дыхание. Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. У здорового человека в этой точке I тон громче II. При патологии изменения соотношения тонов и мелодии тонов могут быть такими же, как и в 1-й точке аускультации.

Аускультация сердца в 5-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (в III межреберьи у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда сделать вдох-выдох и задержать дыхание. Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Громкость обоих тонов в этой точке у здорового человека примерно одинаковая. Изменение соотношения звучности I и II тонов при аускультации в 5-й точке самостоятельного диагностического значения не имеет. Если кроме тонов между ними прослушивается продленный звук, то это шум. В случае, когда шум выслушивается в интервале между I и II тонами, он называется систолическим; если шум определяется между II и I тоном, то он называется диастолическим.

При выявлении шума над сердцем следует определить следующие его характеристики:

Если выслушивается две или более разновидности шумов (по фазам сердечной деятельности или по тембру), необходимо выяснить все характеристики каждого из них в отдельности.

www.medkurs.ru

При работе сердца возникает ряд звуковых явлений, которые изучают с помощью аускультации. Аускультация сердца дает возможность получить представление о процессах, происходящих в сердце во время его работы. При проведении этого исследования нужно придерживаться правил, увеличивающих его эффективность:

— сердце обязательно выслушивать в горизонтальном и вертикальном положении, иногда на левом боку;

— аускультацию сердца можно проводить при обычном дыхании пациента. При необходимости уточнения ряда моментов его выслушивают и при задержке дыхания;

— при проведении выслушивания необходимо сохранять тишину и в помещении должно быть тепло;

— клапаны выслушиваются в порядке снижения частоты их поражения.

Аускультация сердца проводится общепринятым способом выслушивания с помощью стетоскопа или фонендоскопа. Использование этих инструментов дает возможность определять звуковые явления из разных участков сердца, что особенно важно в связи с их близким размещением. Некоторые звуки при работе сердца лучше слышны при аускультации непосредственно ухом.

Для правильной оценки аускультативной картины необходимо знать участки проекции клапанов сердца, участки их наилучшего выслушивания. Восприятие звуков, образующихся при работе сердца, зависит от расположения проекции клапанов, проведения звуковых колебаний по току крови, расположения в грудной клетке того отдела сердца, в котором образуются эти колебания. Это дает возможность найти определенные участки на грудной клетке, где лучше можно прослушать звуковые явления. Участки наилучшего выслушивания сердца называются точками аускультации.

Аускультация сердца - точки выслушивания

Выслушивание сердца проводят в определенной последовательности, которой придерживаются для правильной оценки полученных данных. Для этого используются точки аускультации сердца, то есть участки грудной клетки, где лучше слышны звуки, образуемые в том или ином участке сердца.

Первая точка. Сначала выслушивается митральный клапан. Аускультацию проводят в первой точке, которая находится на верхушке сердца.

Вторая точка. Затем выслушивают работу клапана аорты - во втором межреберье справа от грудины.

Третья точка. Аускультацию клапанов легочного ствола проводят во втором межреберье слева от грудины.

Четвертая точка. Выслушивание работы трехстворчатого клапана выполняют у основы мечеобразного отростка грудины.

Это основные четыре точки аускультации. Существуют еще дополнительные, которые используются для уточнения данных при выявлении каких-либо изменений.

В норме над участком сердца выслушивается два коротких, постоянно чередующихся звука, которые называют сердечными тонами.

Первый тон образуется во время сокращения желудочков, то есть систолы, и поэтому называется систолическим. Он более продолжительный и низкий, появляется после продолжительной паузы, лучше выслушивается над верхушкой, совпадает с артериальным пульсом.

Второй тон получил название диастолического, так как возникает во время расслабления сердца — диастолы. Диастолический тон выслушивается после короткой паузы, лучше слышен над основой сердца, он короткий и высокий по звуку.

Патологические изменения в сердце приводят к тому, что сердечные тоны могут изменяться: усиливаться, ослабляться, раздваиваться, появляются дополнительные третий и четвертый тона. Например, при значительном ослаблении сократительной функции миокарда появляется третий тон, и работа сердца характеризуется ритмом галопа, так как напоминает звук топота коней.

Боль при вдохе Политопная желудочковая экстрасистолия

Дата публикации статьи: 22.05.2017

Дата обновления статьи: 21.12.2018

Из этой статьи вы узнаете о таком древнейшем методе изучения состояния здоровья, как аускультация сердца. История метода, основные принципы аускультации и заболевания, которые можно выявить или хотя бы предположить с помощью этой методики.

Аускультация, или выслушивание – это метод оценки некоторых функций человеческого организма, основанный на анализе звуков, которые издают определенные системы организма при своей работе. Выслушивание сердца – это не единственная точка приложения методики. Выслушивать, или аускультировать, можно сосуды, легкие, кишечник. Большое значение имеет методика в акушерстве, поскольку через переднюю брюшную стенку матери можно выслушать шум сосудов плаценты и сердечные тоны плода. Аускультативный метод положен в основу измерения артериального давления по методу Короткова – тот самый, которым все мы пользуемся, измеряя давление при помощи тонометра.

Методом выслушивания пользовались еще древнейшие врачеватели, однако для этого они прикладывали ухо к груди, спине или животу пациента. По праву отцом современной аускультации можно назвать французского врача Рене Лайенека, который, соблюдая правила приличия, не мог приложить ухо к груди молодой девицы. Именно поэтому он свернул в трубку лист бумаги, приложил его к области сердца и обнаружил, что таким образом слышимость сердечных тонов повысилась в разы. Именно Лайенек изобрел прототип современного стетоскопа – трубки, при помощи которой врачи проводят аускультацию. Он же дал начальные основы такому понятию, как точки аускультации сердца – определенные места на грудной клетке, в которых отчетливее всего слышны определенные шумы и звуки каждой из структур органа. Об этих точках и их значении мы поговорим чуть ниже.

Основные правила аускультации сердца

Такой простой метод, как выслушивание, требует соблюдения строгих правил:

  1. Врач должен пользоваться только своим проверенным стетоскопом. Именно поэтому кардиологи и терапевты порой всю жизнь пользуются одним единственным стетоскопом и никому его не одолжат.
  2. Стетоскоп должен соответствовать возрасту пациента – именно поэтому в педиатрии и неонатологии существуют специальные детские стетоскопы или специальные насадки к обычному.
  3. Насадка к стетоскопу должна быть теплой, как и воздух в помещении.
  4. Исследование должно проводиться в тишине.
  5. Пациент должен снять одежду до пояса.
  6. Пациент преимущественно стоит или сидит, врач находится в удобном ему положении.
  7. Насадка стетоскопа должна плотно прилегать к коже.
  8. Если волосяной покров на коже пациента очень выражен, то кожу в этом месте следует намочить или смазать жидким маслом.

Два сердечных тона

Сердце – это сложнейший орган, состоящий из мышечных волокон, соединительнотканного каркаса и клапанного аппарата. Клапаны отделяют предсердия от желудочков, а также камеры сердца от крупных или магистральных сосудов, исходящих или приходящих в сердечные камеры. Вся эта сложнейшая структура постоянно находится в движении, ритмично сокращаясь и расслабляясь. Клапаны открываются и закрываются, кровь толчками перемещается внутри сосудов и камер органа. Каждый элемент сердца создает определенные звуки, объединенные врачами в понятие сердечные тоны. Выделяют два основных сердечных тона: первый (систолический) и второй (диастолический).

Первый тон

Первый тон сердца возникает в момент его сокращения – систолу – и образован следующими механизмами:

  • Клапанный механизм – захлопывание и соответствующая вибрация створок двустворчатого (митрального) и трехстворчатого клапанов, которые отделяют предсердия от желудочков.
  • Мышечный механизм – сокращение предсердий и желудочков и выталкивание крови далее по ходу ее движения.
  • Сосудистый механизм – колебание и вибрация стенок аорты и легочной артерии при прохождении мощной струи крови из левого и правого желудочков соответственно.

Второй тон

Этот тон возникает в момент расслабления сердечной мышцы и ее отдыха – диастолы. Он не такой многокомпонентный, как первый, и состоит всего из одного механизма: клапанный механизм – захлопывание клапанов аорты и легочной артерии и их вибрация под напором крови.


Фонокардиограмма – запись вибраций и звуков, издаваемых при деятельности сердца и кровеносных сосудов

Техника и точки аускультации органа

В ходе выслушивания врач должен различить и оценить следующие параметры работы сердца:

  • Частоту сердечных сокращений (ЧСС) – в норме она варьируется в среднем от 60 до 85 ударов в минуту.
  • Ритмичность сердечных сокращений – в норме сердце работает ритмично, сокращаясь и расслабляясь через определенные отрезки времени.
  • Звучность или громкость сердечных тонов – первый и второй тоны должны быть определенной громкости. Первый тон должен быть громче второго, не более чем вдвое. Разумеется, влиять на их звучание могут не только заболевания, но и толщины грудной клети, вес пациента, толщина и массивность подкожной жировой клетчатки.
  • Целостность сердечных тонов – первый и второй тоны должны выслушиваться полностью, не разделяясь и не раздваиваясь.
  • Наличие или отсутствие патологических сердечных тонов, шумов, щелчков, крепитации и прочих признаков заболеваний сердца и других органов.

Чтобы аускультация сердца была правильной, важно соблюдать определенную последовательность выслушивания сердечных тонов. Еще сам изобретатель стетоскопа Лайненек разработал некий алгоритм выслушивания сердца и определил места – точки выслушивания – где те или иные нюансы его работы слышны более отчетливо. Современная диагностика называет эти места точками аускультации сердца, о которых мы упоминали в начале нашей статьи. Именно в этих точках слышны не только первый и второй тон, но и каждая из них является местом наилучшего выслушивания определенного сердечного клапана, что крайне важно для предварительной диагностики.

Всего таких точек пять, они образуют практически круг, по которому и продвигается стетоскоп исследователя.

  1. 1 точка – это место у верхушки сердца, в котором наиболее отчетливо слышен митральный или двустворчатый клапан, разделяющий левые камеры сердца. Обычно эта точка лоцируется на месте прикрепления к грудине хряща IV ребра слева.
  2. 2 точка – это II межреберье справа от края грудины. В этом месте лучше всего слышны звуки аортального клапана, замыкающего устье крупнейшей артерии человеческого организма.
  3. 3 точка – это II межреберье слева от края грудины. В этой точке слышны звуки работы клапана легочной артерии, несущей кровь из правого желудочка в легкие для обогащения кислородом.
  4. 4 точка – это место у основания мечевидного отростка грудины – «под ложечкой». Это точка наилучшей слышимости трехстворчатого, или трикуспидального, клапана сердца, разделяющего его правые половины.
  5. 5 точка, называемая в медицинских учебниках точкой Боткина–Эрба – III межреберье у левого края грудины. Это место дополнительного выслушивания аортального клапана.

Именно в этих точках лучше всего слышны патологические звуки, говорящие о тех или иных нарушениях работы клапанного аппарата сердца и аномальных токах крови. Опытные врачи также используют другие точки – над крупными сосудами, в яремной вырезке грудины, подмышечной области.

Какие заболевания и состояния можно выявить при помощи аускультации

Хочется отметить, что еще несколько десятилетий тому назад аускультация сердца была одним из немногих методов диагностики болезней сердечно-сосудистой системы. Врачи доверяли только своим ушам и выставляли сложные диагнозы, не в состоянии их подтвердить какими-либо инструментальными методами, кроме электрокардиограммы или рентгенографии грудной клетки.

Современная медицина оснащена огромным арсеналом методов и технологий, поэтому аускультация незаслуженно отошла на второй план. На самом деле это дешевый, доступный и быстрый способ, позволяющий в широком потоке пациентов ориентировочно выявить лиц, подлежащих более тщательному обследованию: УЗИ сердца, ангиографии, и другим современным, но далеко не дешевым методикам.

Итак, перечислим основные характеристики патологических сердечных звуков, которые помогает выявить аускультация сердца.

Изменение звучности сердечных тонов

  • Ослабление 1 тона наблюдается при миокардите – воспалении сердечной мышцы, дистрофии миокарда, недостаточности митрального и трикуспидального клапана.
  • Усиление первого тона происходит при сужении митрального клапана – стенозе, выраженной тахикардии и изменениях сердечного ритма.
  • Ослабление второго тона отмечается у больных с падением артериального давления в большом либо в малом кругах кровообращения, и пороках развития аорты.
  • Усиление второго тона имеет место при повышении артериального давления, уплотнении стенок или атеросклерозе аорты, стенозе клапана легочной артерии.
  • Ослабление обоих тонов наблюдается при ожирении пациента, дистрофии и слабой работе сердца, миокардитах, скоплении жидкости в полости сердечной сумки после воспалительного процесса или травмы, выраженной эмфиземы легких.
  • Усиление обоих тонов наблюдается при повышенной сократимости сердца, тахикардии, анемии, истощении пациента.

Появление сердечных шумов

Шум – это аномальный звуковой эффект, накладывающийся на сердечные тоны. Шум всегда возникает вследствие аномальных токов крови в полостях сердца или при прохождении ее через клапаны. Шумы оценивают на каждой из пяти точек, что позволяет сориентироваться, какой из клапанов работает неправильно.

Важно оценивать громкость, звучность шумов, распространенность их в систолу и диастолу, продолжительность и другие характеристики.

  1. Систолический шум, то есть шум на протяжении первого тона, может свидетельствовать о миокардите, поражении сосочковых мышц, недостаточности двух- и трехстворчатого клапанов, пролапсе митрального клапана, стенозах аортального и легочного клапанов, дефекте межжелудочковой и межпредсердной перегородки, атеросклеротических изменениях сердца.

    Систолические шумы иногда могут присутствовать при МАРС или малых аномалиях развития сердца – когда в структуре органа и магистральных сосудов есть некие анатомические особенности. Эти особенности никак не влияют на работу сердца и кровообращение, но могут обнаруживаться при аускультации или ультразвуковых исследованиях сердца.

  2. Диастолический шум более опасен и практически всегда свидетельствует о заболевании сердца. Такие шумы бывают у пациентов со стенозами митрального и трикуспидального клапанов, недостаточной функцией аортального и легочного клапанов, опухолями – .

Патологические сердечные ритмы

  • Ритм галопа – один из самых опасных аномальных ритмов. Этот феномен возникает при расщеплении сердечных тонов и по звучанию похож на топот копыт «та-ра-ра». Такой ритм появляется при тяжелой декомпенсации сердца, остром миокардите, инфаркте миокарда.
  • Ритм маятника – это двучленный ритм с одинаковыми паузами между 1 и 2 тонами сердца, возникающий у пациентов с артериальной гипертензией, кардиосклерозом и миокардитом.
  • Ритм перепела звучит как «спать по-ра» и сочетается с митральным стенозом, когда кровь с огромным усилием проходит через узкое кольцо клапана.

Аускультация не может стать основным критерием постановки того или иного диагноза. Обязательно следует учитывать возраст человека, жалобы пациента, особенности его массы тела, обмена веществ, наличие других болезней. А в дополнение к выслушиванию сердца следует применить все современные кардиологические исследования.

  • 28. Дифференциальная диагностика органических и функциональных сердечных шумов. Экстракардиальные шумы.
  • 29. Лихорадочный синдром. Причины лихорадки.
  • 30. Пороки сердца: классификация, этиология.
  • Вопрос № 31
  • Вопрос 32
  • Вопрос № 33
  • 34 Стеноз устья аорты
  • Вопрос 35
  • 36. Относительная аортальная и митральная недостаточность
  • 37. Механизмы компенсации пороков сердца, признаки декомпенсации.
  • 38. Застойная сердечная недостаточность: клинические варианты, симптомы. Классификация
  • 39.Ибс,проявления. Стенокардия: механизм развития, классификация(стабильная, нестабильная, вариантная).
  • 48. Гипертоническая болезнь - этиология и патогенез. Диагностика. Факторы риска.
  • 49. Принципы лечения (немедикаментозные и медикаментозные).
  • 50. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Этиология и патогенез. Факторы риска. "Симптоматические" язвы. Патогенез аспириновой язвы.
  • 51. Патогенез язвенной болезни (факторы защиты и факторы агрессии).
  • 52. Лечение язвенной болезни (немедикаментозное и медикаментозное).
  • 53. Хронический гастрит: этиология, клиника, современная классификация. Роль Helicobacter pylori. Методы диагностики.
  • 54. Факторы риска желудочно-кишечных заболеваний. Основные жалобы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
  • Сравнительная перкуссия лёгких
  • 13. Синдром жидкости и газа в плевральной полости. Причины.
  • 41. Факторы риска. Стратегия профилактики неинфекционных заболеваний.
  • 42. Фремингемское исследование.
  • 43. Острый инфаркт миокарда: клиника, диагностика, осложнения (ранние и поздние).
  • 44. Современные подходы к лечению ибс (медикаментозному и хирургическому).
  • 45. Современные специальные методы обследования больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (экг, фкг, ЭхоКг, рентгено-изотопные, инвазивные), показания к использованию.
  • 46. Артериальная гипертония (аг). Причины. Гемодинамические варианты.
  • 47. Деление аг по уровню ад (данные воз).
  • 74. Хроническая почечная недостаточность: причины, клинические проявления, лабораторные показатели.
  • 72. Остронефритический синдром: понятие, причины развития.
  • 20. Плеврит: классификация, этиология, клинические проявления.
  • 22. Особенности обследования больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
  • 1. Расспрос больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Боли в сердце
  • 2. Жалобы больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  • 3. Осмотр больного с заболеванием сердца
  • Клинические методы исследования сердца: перкуссия, пальпация и аускультация
  • 1. Изменение границ сердца при гипертрофии правого и левого желудочков, общем увеличении сердца, гидроперикарде. Диагностическое значение
  • 2. Пальпация области сердца. Исследование верхушечного толчка, механизм его формирования, его свойства в норме и патологии
  • 3. Аускультация сердца. Тоны сердца. Механизм образования тонов сердца (I, II, III, IV). Факторы, определяющие силу тонов сердца
  • 4. Патологические изменения тонов сердца. Механизм. Диагностическое значение
  • 5. Тоны сердца (характеристика I, II тонов, места их выслушивания). Правила аускультации. Проекция клапанов сердца на грудную стенку. Точки выслушивания клапанов сердца
  • Места проекции сердечных клапанов на переднюю грудную стенку.
  • Правила аускультации
  • Места выслушивания тонов сердца
  • 23. Аускультация сердца: точки выслушивания, соотношение тонов в них, акцент II тона на основании сердца. Точки выслушивания шумов.
  • II тон на аорте:
  • II тон на легочной артерии:
  • Длительное выслушивание акцента iIтона может косвенно свидетельствовать о наличии гипертрофии соответствующего желудочка сердца.
  • 24. Тоны сердца, компоненты образования их в норме и причины изменения при патологии. Виды тонов сердца
  • Последовательность фаз цикла деятельности желудочков сердца Систола желудочков (0,33 сек)
  • Механизм образования I тона
  • Механизм образования II тона
  • Механизм образования III и IV тонов
  • Правила аускультации сердца
  • Добавочные тоны
  • Внесердечные причины усиления обоих тонов сердца:
  • 15. Обструктивный тип дыхательной недостаточности: причины, проявления, инструментальное подтверждение.
  • 16. Рестриктивный тип дыхательной недостаточности: причины, клиническая и инструментальная диагностика.
  • 17. Понятие о Пикквикском синдроме.
  • 18. Понятие о бронхолегочном барьере.
  • 55. Анализ диспептических проявлений при желудочно-кишечных заболеваниях.
  • Места выслушивания тонов сердца

    I тон выслушивается в области верхушки сердца и в области мечевидного отростка грудины, поскольку там проецируются клапаны, непосредственно участвующие в его образовании. Кроме того, выслушивание этого тона совпадает с верхушечным толчком. Он низкий, продолжительный. II тон выслушивается во втором межреберье, справа и слева от грудины, поскольку там проецируются клапаны аорты и легочного ствола, образующие клапанный компонент II тона. II тон более высокий и чуть более продолжительный по сравнению с I тоном. Для лучшего выслушивания тонов больного можно попросить его поприседать. Выслушивать тоны можно при положении больного стоя или лежа (например, в положении лежа на левом боку лучше всего выслушивается митральный клапан). Задержка дыхания помогает отличить дыхательные от сердечных, что также облегчает диагностику.

    Аускультацию сердца желательно проводить специализированным кардиологическим высокочувствительным фонендоскопом.

    23. Аускультация сердца: точки выслушивания, соотношение тонов в них, акцент II тона на основании сердца. Точки выслушивания шумов.

    Лучше всего шумы выслушиваются над точками аускультации соответствующих клапанов.

    Шумы, возникающие при клапанных пороках, могут проводиться достаточно далеко от точек их выслушивания, либо по току крови, либо по гипертрофированной уплотненной мышце сердца.

    Так, при стенозе устья аорты систолический шум распространяется далеко по току крови на периферию и хорошо выслушивается над сонными, подключными артериями и над позвоночником.

    При недостаточности аортальных клапанов диастолический шум проводится обратным током крови в точку Боткина-Эрба (слева от грудины в месте прикрепления III-IV ребер вIVмежреберьи).

    При недостаточности митрального клапана систолический шум вначале проводится вверх по направлению левого предсердия. Затем при значительной гипертрофии левого желудочка шум проводится и в левую подмышечную область.

    1-я - точка верхушечного толчка (точка выслушивания митрального клапана и левого атриовентрикулярного отверстия).

    2-я - точка во II межреберье непосредственно у правого края грудины (точка выслушивания клапанов аорты и устья аорты).

    3-я - точка во II межреберье непосредственно у левого края грудины (точка выслушивания клапанов легочной артерии).

    4-я - нижняя треть грудины у основания мечевидного отростка и места прикрепления V ребра к правому краю грудины (точка выслушивания трехстворчатого клапана и правого атриовентрикулярного отверстия).

    5-я - на уровне III межреберья у левого края грудины (дополнительная точка выслушивания аортальных клапанов).

    Последовательность выслушивания сердца производится в вышеназванном порядке.

    Аускультация сердца в 1-й точке: исследующий пальпаторно определяет локализацию верхушечного толчка и ставит фонендоскоп на зону толчка. В случаях, когда верхушечный толчок не пальпируется, левая граница относительной тупости сердца определяется перкуторно, после чего фонендоскоп устанавливается на определенную границу. Исследуемому дается команда: "сделайте вдох-выдох и задержите дыхание". Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Первым называют тот тон, который следует после продолжительной паузы, второй тон – после короткой паузы. Кроме того, первый тон совпадает с верхушечным толчком или пульсовым толчком сонной артерии. Это проверяется пальпацией правой сонной артерии кончиками II-IV пальцев левой кисти, установив их под углом нижней челюсти у внутреннего края m. stemocleidomastoideus.

    У здорового человека соотношение первого и второго тонов по громкости в этой точке таково, что первый тон громче второго, но не более, чем в 2 раза. Если звучность первого тона более, чем в 2 раза превышает громкость второго тона, то констатируется усиление первого тона (хлопающий первый тон) в этой точке. Если соотношение первого тона и второго тона таково, что громкость первого тона равна или слабее звучания второго тона, то констатируется ослабление первого тона в этой точке.

    В ряде случаев на верхушке выслушивается ритм, состоящий из 3-х тонов. Третий тон здорового сердца часто выслушивается у детей, с возрастом он исчезает. Примерно у 3% здоровых людей в возрасте от 20 до 30 лет еще можно выслушать третий тон, в старшем возрасте он выслушивается очень редко. У взрослых людей в клинике чаще приходится иметь дело с раздвоением тона или дополнительными тонами, образующими трехчленный ритм сердца (ритм перепела, ритм галопа, раздвоение первого тона).

    Ритм перепела ("спать пора") обусловлен появлением дополнительного тона в диастолу (тон открытия митрального клапана) и сочетается, обычно, с хлопающим первым тоном. При ритме галопа первый тон ослаблен, если галопный тон предшествует первому тону, констатируется пресистолический галоп, если галопный тон следует за вторым тоном, констатируется диастолический галоп. При тахикардии тоны, образующие пресистолический и диастолический галопы, могут сливаться, давая единый дополнительный звук в середине диастолы, такой галоп носит название суммированного. При раздвоении первого тона оба систолических тона по громкости равны или близки друг к другу.

    Аускультация сердца во 2-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберье у правого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: "сделайте вдох-выдох и задержите дыхание". Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание первого и второго тонов производится по описанной выше методике. У здорового человека в этой точке второй тон громче первого. Если соотношение первого и второго тонов таково, что громкость второго тона равна или слабее звучания первого тона, то кон­статируется ослабление второго тона в этой точке. В случае, когда вместо второго тона прослушивается два тона нечетко, констатируется расщепление второго тона в этой точке, а если четко – то раздвоение второго тона.

    Аускультация в 3-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберье у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: "сделайте вдох-выдох и задержите дыхание". Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание первого и второго тонов производится по описан­ной выше методике. У здорового человека в этой точке второй тон громче первого. При патологии изменения соотношения тонов и мелодии тонов могут быть такими же, как и во второй точке аускультации.

    После окончания выслушивания сердца в 3-й точке производится по­вторное прослушивание сердца во 2-й и 3-й точках с целью сравнения громкости второго тона в этих двух точках. У здоровых людей громкость второго тона в этих точках одинакова. В случае преобладания громкости второго тона в одной из этих точек (при условии, что в каждой точке вто­рой тон громче первого, т. е. нет его ослабления), констатируется акцент второго тона соответственно над аортой или легочной артерией.

    Аускультация сердца в 4-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит основание мечевидного отростка и ставит фонендоскоп над правым краем нижней трети грудины. Исследуемому дается команда: "сделайте вдох-выдох и задержите дыхание". Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. У здорового человека в этой точке первый тон громче второго. При патологии изменения соотношения тонов и мелодии тонов могут быть такими же, как и в первой точке аускультации.

    Аускультация сердца в 5-й точке: исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (в III межреберье у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: "сделайте вдох-выдох и задержите дыхание". Теперь врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Громкость обоих тонов в этой точке у здорового человека примерно одинаковая. Изменение соотношения звучности первого и второго тонов при аускультации в 5-й точке самостоятельного диагностического значения не имеет.

    Если кроме тонов между ними прослушивается продленный звук, то это – шум. В случае, когда шум выслушивается в интервале между первым и вторым тонами, он называется систолическим; если шум определяется между вторым и первым тоном, то он называется диастолическим.

    При выявлении шума над сердцем следует определить следующие его характеристики: 1) в какую фазу сердечной деятельности он выслушивается (систолу или диастолу); 2) локализация шума (точка наилучшего Выслушивания); 3) проведение (зона выслушивания вне точек аускультации); 4) в каком положении больного шум лучше выслушивается (вертикальном, горизонтальном, лежа на левом боку); 5) громкий или тихий; 6) тембр (музыкальный оттенок); 7) как он изменяется в динамике (нарастающий, убывающий, нарастающе-убывающий, убывающе-нарастающий, монотонный); 8) продолжительность (в течение всей фазы сердечной деятельности или ее части). Если выслушивается 2 или более разновидности шумов (по фазам сердечной деятельности или по тембру), необходимо выяснить все характеристики каждого из них в отдельности.

    ИЗМЕНЕНИЯ II ТОНА .

    Важно уметь распознавать так называемый акцент II тона .Акцентом II тона называется его усиление (при аускультации основания сердца). Акцент определяется путемсравнения громкости II тона на аорте и легочной артерии , т.е. надо сравнить 2 точки – 2-ю и 3-ю. Значительный акцент можно определить и без сравнения. АкцентIIтона зависит от более энергичного захлопывания клапанов либо аорты, либо лёгочной артерии, что связано с повышением давления, соответственно, или в большом, или в малом кругу кровообращения.

    Loading...Loading...