Как изменить жизненный сценарий человека. Жизненный сценарий, как предмет изучения в психологии

Введение

Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать. Оригинальную идею высказал снователь транзактного анализа, Э.Берн, котрый полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий -- это постоянно развертывающийся жизненный план, психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.

Объект исследования: поведение личности.

Предмет исследования: жизненный сценарий человека.

Цель исследования: изучить состояние вопроса жизненного сценария в современной психологической науке.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы определить понятие жизненного сценария.

2. Выявить основные механизмы влияния сценария на жизнь человека.

3. Изучить основные моменты возникновения и развития жизненного сценария человека.

Жизненный сценарий, как предмет изучения в психологии

Понятие жизненного сценария

Известный психолог Э. Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или «жизненных сценариев». Они диктуют нам и наши поступки, и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей транзактного анализа.

Что такое «сценарий»? Берн определил его, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую структуру: начало, середину и финал. Человек бессознательно, действует по плану, который для него привычен, понятен и,предсказуем передают ему иллюзию «привычности», а значит контроля над ситуацией и безопасности. Начиная, реагировать на то, что с ним происходит в жизни, следуя привычному сценарию, он уже знает, какое будет начало и каков финал. Можно сказать, что жизненные сценарии это подсознательная психологическая защита человека от всякого рода эмоциональных стрессов. И защита настолько прочно укоренившаяся и привычная, что стала уже частью его личности, характера. Часто бывает, что человек не осознает, что живет по сценарию. Тем не менее, он поступает так, что четко движется к тому финалу, который был определен привычным сценарием, сложившимся еще в детстве. Позже, Берн определил сценарий, как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. В некоторых источниках жизненный сценарий также называют скриптом.

Однако, судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. Сценарий -- это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек, действующий по формуле, -- это уже нереальная личность.

Можете ли вы описать свое представление о жизни одной метафорической фразой? Попробовать вместить в паре крылатых строчек взгляды на окружающий мир, себя и людей в нем? Например: «Моя жизнь – непрерывная борьба за право быть первым». Или: «Я сижу на скамейке в парке, надеясь, что что-то произойдет». Как видим, жизненная метафора – это символическое отражение реальности человека, внутри которой сокрыт целый пласт информации о его характере, привычном стиле жизни и проблемных ситуациях. Через метафору можно решить любую проблемную ситуацию и даже полностью изменить свой жизненный сценарий.

Как изменить жизненный сценарий самостоятельно

Работая с метафорой можно определить позицию человека в мире (активный борец, скиталец или жертва обстоятельств), а также запас его внутренней энергии, в упадке она или на пределе возможностей? Кроме того, метафоры выдают внутренние страхи человека, понимание им смысла своей жизни, наличие или отсутствие осознанности («я творец», «все происходящее – сон»). Не только жизнь человека воплощается в метафоре, но и сама она влияет на восприятие им жизни. А значит, если что-то не устраивает, можно изменить позицию на более гибкую и жизнеутверждающую. Как это сделать? Для начала придется познакомиться со своим собственным девизом по жизни.

Метафора как сценарий жизни. Найдите свою философию!

  • «Жизнь – бесконечная борьба»

Такой человек воспринимает жизнь как вызов, а людей как соперников, которых нужно атаковать либо защищаться от них. Идет ожесточенная борьба за выживание, идеалы, цели или собственную свободу. Человек постоянно переживает трудности, не умеет доверять миру, живет в тревоге и по принципу «либо победа, либо поражение»!

Главные вопросы, которые стоит себе задать: какова цель борьбы; вы играете в открытую или партизаните; опытный боец или только стали на эту стезю? И что случится, если вы отложите оружие в сторону и расслабитесь?

  • «Жизнь как школьный урок»

Если вы пришли в мир набираться опыта и чему-то обучиться, скорее всего, вы воспринимаете мир как большую школу, у которой есть свои классы (подготовительная группа, середнячки, выпускники), учителя, оценки и экзамены. Ваша жизнь делится на тяжелые уроки, короткие перемены счастья и испытания для перехода на новую ступень.

Подумайте, на каком этапе вы находитесь сейчас? Сдаете экзамены, завалили пересдачу и остались на второй год или корпите над скучной зубрежкой? Какие навыки хотите получить?

  • «Жизнь - вечные страдания»

Такие люди воспринимают жизнь как наказание за прошлые грехи, источник боли и сомнительных радостей. Они чувствуют себя ведомыми и не способными написать собственный сценарий, другими словами – трагические жертвы, которые влачат жалкое существование в ожидании смерти-спасительницы.

Если узнали в этой метафоре себя, подумайте, что стало переломной точкой, когда жизнь превратилась в ад? Не пора ли взять поводья в свои руки?

  • «Жизнь – большая игра»

Вы азартный игрок или степенный? Умеете наслаждаться процессом игры или слишком захвачены идеей наживы, которая не дает почувствовать вкус жизни? Можно ли в вашей игре отыграть партию назад, кто пишет правила – вы или другие? Наконец, как насчет роли, которую вы себе назначили, можете ли вы ее изменить?

  • «Жизнь – долгое путешествие»

Подумайте, есть ли у вашего путешествия конечная цель или вы считаете себя скитальцем без имени? Вам нравится преодолевать путь в одиночку или предпочитаете идти с партнером? А еще посмотрите на дорогу, какая она: прямая, извилистая, полная преград или устлана диковинными подарками?

Быть может, вы стоите на распутье и мучительно выбираете, куда двинуться дальше? А то и вообще свернули с проспекта, чтобы проложить свою собственную тропу?

  • «Жизнь как танец»

Если для вас привычно восприятие жизни в сравнении с танцем, скорее всего, вы не ищите никаких сакральных смыслов и не думаете, куда вообще идете. Ваше сердце говорит, что существует только музыка и ритм, которым нужно следовать. Чем красивее танец, чем пластичнее тело, чем больше ноги попадают в такт, тем лучше. Главное, не останавливаться и не поддаваться усталости, остановка для вас – смерть. Но кто выбирает музыку?

  • «Жизнь – символ движения»

Вы успеваете за движением жизни или вынуждены гнаться, плетясь в самом хвосте? Знаете ли вы, куда конкретно идете, делаете ли перерывы на отдых или движетесь стремительно, пока есть силы? Вы склонны соблюдать правила движения или нарушаете их? Следуете за толпой или против толпы, а может, давно плывете по течению, не напрягаясь? Если ваш путь лежит только в гору, что вы ожидаете получить на вершине? Наконец, насколько опасен ваш путь?

  • «Жизнь как сон наяву»

Вам нравится этот сон, или он напоминает дурной кошмар, от которого бросает в жар? Почему вы решили сбежать от реальности в мир фантазий, что вас подавляло, не устраивало в реальной жизни, с какими трудностями не удалось справиться? И что будет, если решитесь проснуться?

Работа с метафорой: как изменить сценарий жизни?

Если ваша картина мира вас не устраивает, кажется, будто неудачи следуют по пятам, а трудности не дают дышать, есть смысл изменить восприятие жизни, подкорректировав метафору. И мы научим, как это сделать, задавая себе наводящие вопросы.

Для начала найдите свою метафору или выберите подходящее описание из предложенного списка выше. Например: «Моя жизнь напоминает болото, я погряз в рутине и чувствую, что не могу выбраться». Уточните у подсознания, о каких именно вещах идет речь – о банальной скуке, о навалившихся проблемах, за которыми не видно жизни, или о чем-то другом? Спросите себя, какие чувства кипят в вашем теле, когда вы находитесь в этом состоянии, – раздражение, одиночество, страх или депрессия? Само чувство может натолкнуть на понимание корней проблемы. Подумайте, как давно вы попали в это болото, всегда ли жизнь была такой, или что-то послужило пусковым механизмом, обозначив переломный момент? Что это было за событие? Почему вы продолжаете сидеть в болоте, не предпринимая попыток выбраться: вас что-то удерживает, какие выгоды из сложившейся ситуации вы получаете? Можете ли что-то изменить уже сейчас?

Анализируя метафору жизни, легко оценить свою картину мира и место, которое вы сами себе назначили. Подготовьтесь к тому, что поменять привычный жизненный сценарий непросто, подсознание может включить защитные механизмы, пытаясь искать выгоды даже в болоте. Но нужно ли вам это, ведь такой путь уже известен и не принес радости. Ищите в себе блокированную потребность, чего вы очень хотите, но запрещаете себе иметь? Какое нереализованное желание не дает почувствовать радость?

Закончив анализ метафоры, попробуйте изменить свой жизненный сценарий, заменив ее на скорректированную модель жизни, которая позволит получить желаемую цель. Вместо идеи «моя жизнь - скучное болото» внушите себе образ, будто вы отправляетесь в интересное путешествие и перед вами океан возможностей. Повторяйте новый жизненный сценарий как можно чаще, пока не почувствуете, что сжились с ним. Запомните, нет ничего невозможного, если программа подсознания настроена на максимальную самореализацию вас как личности!

И т.д. Давайте заглянем в эту тему ещё чуть глубже.

Несмотря на то, что жизненные сценарии у всех разные, Эрик Бёрн выделил 6 общих способов проживания этих сценариев. Их называют сценарными паттернами или сценарными процессами, а также просто сценариями. О них мы сегодня и поговорим.

Каждому из 6 сценариев соответствует определенный древнегреческий миф.

Сценарий «Никогда» или сценарий Тантала

В истории о Тантале герой мучился от голода и жажды, но, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить эти потребности. Люди, живущие с таким сценарием, уверены, что у них не получится достичь цели или получить желаемое.

Они нередко рассуждают о том, как труден путь к цели, но при этом не делают ничего конкретного для того, чтобы эту цель достичь, потому что они совершенно уверенны, что у них никогда ничего не получится.

Основная установка людей с таким паттерном – это «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего».

Сценарий «Пока не» («До тех пор, пока») или сценарий Геракла

Наверняка, все знают миф о Геракле, где герой не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий.

От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Вот свежий клиентский пример такого сценарного убеждения от девушки, которая закончила курсы мастера-бровиста и прошла практику: «Я не могу брать деньги за оформление и покраску бровей, пока не отработаю бесплатно с 10 клиентами».

Основная установка людей со сценарием Геракла – это «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачУ за это».

Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла

Да, это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты.

Наверняка, вы много раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни.

Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это»

Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны

В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать».

Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».

Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа

Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.

Этот сценарный процесс имеет две разновидности.

«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.

Основная установка: «Я почти достиг успеха»

«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.

Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.

Основная установка людей с этим паттерном – это «Я всё ещё не достиг успеха».

Сценарий «С открытым концом» или сценарий Филемона и Бавкиды

Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева.

На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда.

Проблема в том, что награды может и не быть. Часто этот сценарий можно наблюдать в семьях, где родители старались правильно воспитать своих детей, дети выросли, уехали, а родители не знают, что им теперь делать дальше (тот самый широко известный синдром пустого гнезда).

Основная установка людей с таким сценарием – это «После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше».

У одного и того же человека может быть несколько сценарных паттернов, которые проявляются в разных сферах жизни. Разумеется, сценарий не является чем-то данным раз и навсегда. От него можно освободиться и начать строить свою жизнь по собственному сценарию. Как всегда, всё зависит только от вас.

Сегодня я предлагаю вам разобраться в том, что влияет на наши мысли и на наш психо-эмоциональный фон. Напомню, что у нашего психического состояния есть три уровня: уровень эмоций (мгновенная реакция), уровень настроения (наше состояние в течение дня, недели, месяца), и самый глубинный уровень - психо-эмоциональный фон (свойственен человеку на протяжении всей жизни). Именно от этого третьего уровня и зависят те мысли, которые будут преобладать в мышлении человека.

Дело в том, что психо-эмоциональный фон – это убеждения, мировоззрение человека. Это его Жизненный сценарий, по которому он играет свою роль. И от того во что человек верит, будет зависеть его настроение, реакции на происходящие события и, конечно, те мысли, которые крутятся в его голове. Поэтому для того чтобы изменить свои мысли, а вместе с ними и действия, иногда необходимо разобраться с теми корнями, которые находятся глубоко в подсознании.

Откуда же берутся наши убеждения? И как формируется наш Жизненный сценарий?

Есть три основных источника происхождения убеждений:

Родители – то, что они закладывали в нас изо дня в день долгие годы;

Личный опыт – события, которые оказали влияние на наши убеждения о чём-либо;

Сегодня я хочу познакомить вас с чудесным способом, при помощи которого можно выявить и изменить свои родовые программы, то есть те жизненные сценарии, которые передаются по роду. Все мы знаем много примеров того, как одинокие женщины воспитывают девочек, которые потом также не могут построить счастливые отношения, или мальчиков, которые идут по стопам отца-алкоголика, и много других примеров негативных жизненных сценариев повторяющихся из поколения в поколение. Почему это происходит? Жизненный сценарий человека напрямую зависит от тех, убеждений, которые закладывают в нём родители своим примером.

Если вы хотите понять, какой жизненный сценарий заложен в ваше подсознание родителями, то предлагаю вам проделать следующее упражнение.

Для этого заведите дневник или документ в компьютере и запишите в нём сейчас:

Убеждения вашей мамы о следующих аспектах жизни:

Отношение к себе

Ожидания от людей

Ожидания от будущего

Отношение к мужчинам

Психо-эмоциональный фон, то есть эмоциональное состояние, которое преобладает в течение всей жизни.

Запишите убеждения о каждой из вышеперечисленных сфер жизни, которых, как вы считаете, придерживается ваша мама. Что, по вашему мнению, мама могла бы сказать о данных сферах.

Если вы записали убеждения вашей мамы, то можете двигаться дальше. Если нет, то рекомендую вам сначала сделать это, а потом продолжать чтение этой статьи.

Убеждения вашей мамы – это то, во что она верит. Но это ещё и именно те убеждения, которые мама заложила в вас. Вы можете осознавать это или нет, но это и есть программа ваших жизненных действий – ваш родовой сценарий. Всё дело в том, что у каждого из нас есть механизмы психологической защиты и поэтому в себе мы не всегда можем разглядеть проблемные убеждения. Но если вы видите какие-то негативные убеждения в своей маме, то скорей всего это есть и в вас, и в соответствующей ситуации это обязательно проявится.

Но с этим можно и нужно работать. И сейчас наша задача состоит в том, чтобы поменять те программы, которые вам не нравятся на те, что будут более позитивными, эффективными и благоприятными для вас и всех окружающих.

Для этого, во-первых, нужно понять для чего нужно было это убеждение, то есть какую позитивную функцию оно выполняло. Это может быть защита, избегание или получение чего-либо, и т. д. В любом случае это было что-то жизненно важное для нас. Потому что наше подсознание всегда заботиться о чём-то важном, но не всегда эффективными способами.

Поэтому шаг второй – это заменить старые неэффективные убеждения на новые более благоприятные и эффективные, но исполняющие те же жизненно важные функции для нас. Например, если это было получение любви или безопасности, то каким образом можно получать любовь и признание людей более эффективно и разумно. Вы можете проделать это с каждым убеждением по схеме: Старое убеждение – выгода от него – новое убеждение.

Теперь вам нужно эти программы внедрить в ваше подсознание. Для этого можно написать новый родовой сценарий. Берёте чистый лист бумаги и пишите на нём «Новый Жизненный сценарий Ф И О ». И далее пишите о том, какие старые негативные программы вы заменяете новыми более эффективными мыслями и действиями. Ставите число и подпись. Но не забудьте, что они были жизненно необходимы, так как выполняли какие-то позитивные намерения, и поэтому необходимо именно заменить их новыми программами.

Такую же работу необходимо произвести с убеждениями вашего папы.

Это упражнение может изменить не только вашу судьбу, вы так же будете передавать эти более благоприятные и эффективные программы своим детям и внукам, поэтому стоит попробовать, вы ведь ничем не рискуете!

В следующих выпусках мы будем более подробно разбираться, как научиться мыслить теми новыми убеждениями счастливого человека, которые вы прописали.

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Loading...Loading...