Источники орнамента древнерусской вышивки. Русский народный узор. Как нарисовать русский узор. Архитектура и древнее верование

Крест Лады-Богородицы — Символ Любви, Гармонии и Счастья в семье, в народе его называли Ладинец. Как Оберег его носили в основном девушки, дабы иметь защиту от «дурного глаза». А чтоб сила мощи Ладинца была постоянной, его вписывали в Великий Коло (Круг).

Ладинец,он же Гармония женского начала- женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности - Вы становитесь краше и привлекательней,а главное - здоровее.
Оберег дает спокойствие, радость и осознание себя Женщиной.

Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака.
Огонь - Овен, Лев, Стрелец,
Вода - Рак, Скорпион, Рыбы,
Земля - Телец, Дева, Козерог,
Воздух - Близнецы, Весы, Водолей

Для стихии Земли - классический черный цвет (многие вышивают темно-зеленый).
Для стихии Огня - также используется черный цвет (многие вышивают темно-коричневый).
Для стихии Воздуха - голубой цвет.
Для стихии Воды - синий или бирюзовый.

Ладинец обычно вышивают в сочетают с розами.

Девушка, женщина, которой подарили оберег Ладинец или Гармонию женского начала, должна после получения подарка 40 дней ходить в юбке и платьях!!! Даже дома нужно носить халаты или сарафаны,в брюках, шортах и т.п. нельзя! Это касается и для себя любимой!!! Это очень важно!
Еще Ладинец - это народное и упрощенное название оберега «Коло - Ладник».
Ладинец - это пара к Коляднику (Родовичу). Вдвоем они олицетворяют женское (Ладинец) и мужское (Колядник) начало, иобразут небесную семью.

Богиню Ладу славяне называли великой Богиней Матерью, или же Роженицей. Именно Коло (круг, женское начало) и 8 элементов (символ бесконечности) подчеркивают женский характер оберега, гармонию и воплощение в вечности всего живого и сущего.
Коло-Ладник или же Ладинец можно видеть в паре с Колядником внутри семейного дома - это символы дающего и воспринимающего начала, они олицетворяют единства мужчины и женщины, и закручены в вихре солнечного движения, которое воплощено в 2-х оберегах.
Ладинец дарят женщине, причем независимо от ее семейного положения. Если Ладинец носит незамужняя девушка, девочка - он раскрывает в ней женственность, женские качества и черты характера. Замужней женщине Ладинец поможет родить здоровых детей, содействует семейному благополучию, сохраняет в доме Мир, Лад и Согласие.
Крест Лады Богородицы (Ладинец) - это Символ Любви, Гармонии и Счастья в семье. Этот оберег носили в основном девушки, чтобы иметь защиту от "дурного глаза". Для того чтобы сила и мощь Ладинца была постоянной, оберег вписывали в Великое Коло (Круг).
Если в доме есть оберег Ладинец - никогда не постигнет его Беда. Для этого узора традиционные цвета: голубой и изумрудно-зеленый.
Когда вышивать: 10, 14 лунный день.

Еще во времена палеолита человечество познало искусство орнамента. В повторяющийся узор вкладывали ценную информацию. Такое изображение способно вызывать ассоциации, которые переплетаются между собой, помогают понять всю глубину произведения.

Древняя славянская культура в узорах и орнаментах

Вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы. Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

Традиционные цвета в символике

На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.

Красный

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.

Черный

В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.

Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.

Синий

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.

Зеленый

Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.

У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой силой.

В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.

Белый

Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.

Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.

Славянские символы и их значение

Алатырь Другое название – крест Сварога, восьмилепестковая звезда. Это Око Рода. Его наносили на одежду ведающих людей, знак выступал оберегом в опасном и дальнем пути. Крест соединяет в себе все сварги, двуглавы и триглавы и множество других священных символов, так как он является основой всего сущего.

Берегиня

Этот символ имеет множество названий: Рожаница, Мать мира, Богиня дома и другие. Она оберегает весь свой род, семью, очаг, детей. Берегине позволено хозяйничать на небе, в природе, она отвечала за плодородие. Женский образ вышивали с поднятыми или опущенными руками в знак оберега и благословения.

Воплощение Мироздания, центр и ось мира, олицетворение всего Рода. Женщины , чтобы семья была крепкой и здоровой. В сознании славян место Мировому дереву отводилось в центре мира, посреди океана на островке суши. Ветки тянутся к небу, в кроне восседают боги и ангелы. А корни уходят глубоко под землю, в Преисподнюю, где обитают демонические сущности, бесы. Берегиня и Древо познания были взаимозаменяемы. Часто Богиню дома изображали с корнями вместо ног – знак земли.

Коловрат

Известный всем знак свастики берет свое начало у славянских народов (отрицательное значение он приобрел благодаря Гитлеру и нацисткой армии). Коловрат, или Солнцеворот, самый древний и глубоко почитаемый языческий оберег. Считался самым мощным обережным знаком, который олицетворяет единение Рода, его непрерывность, Коловращение всего и вся. Так получила знаковое воплощение идея о Вечном Возрождении.

По направлению вращения свастики (посолонь\противосолонь) определяют Солнце летнее и зимнее. Стремление по ходу солнца (Яви) светлое, это Созидательная сила, некий символ управления энергией, превосходства над сущей материей. Ей противопоставлена левосторонняя свастика (Солнце Нави), это торжество всего земного, превосходство материальной сущности и инстинктивности вещей.

Несомненно, самыми распространенными были символы, которые несли счастье. Орепей (или Арепей) один из них. Такое название гребенчатый ромб получил в Рязанской области. В других регионах он известен как дубок, колодец или репейник. Сам ромб в славянской орнаментальной традиции имеет много толкований: земледелие, плодородие, считалось, что и женское, солнце.

Знак с располагавшейся в ней точкой означал землю, засаженную семенами. На одеянии женщины в районе плеча Орепей обозначал Мировую гору, Алатырь-камень с богом, сидящим на нем. Врата в мир иной вышивались на подоле. На локте значит предок. Часто узор из ромба заканчивался крестами. Так славяне считали, что распространяют счастье и благо на все четыре стороны. Символ засеянной нивы приносил славянам достаток, успех, богатство, увеличивал жизненные силы, давал человеку уверенности в себе.

Громовник

Знак Перуна (бога-громовержца) изображался как крест с шестью концам, который был вписан в шестиугольник или круг. Сначала его могли использовать только мужчины и исключительно в воинской среде, его изображали на оружии и доспехах воинов. Считалось, что Громовник пагубно действует на женскую энергетику. Позже орнамент стали наносить на простую одежду и жилище, чтобы защититься от разрушительной молнии. Часто этим знаком украшались ставни и дверные косяки.

Макошь

Небесная Богородица – вершительница судеб. Со своими дочками Долей и Недолей она плетет нити судьбы богам и людям. Те, кто придерживается праведного образа жизни, чтит святых, знает каноны, вытягивают добрый жребий, и Макошь дает им Долю, хорошую судьбу. У тех людей, которые идут на поводу у своих желаний и эгоизма, хозяйкой судьбы будет Недоля. Макошь покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством, на ее плечах ответственность за перекрестки Межмирья.

Символ помогает призывать на помощь силу богов, он охраняет, исцеляет, помогает обрести гармонию и счастье. Знак, похожий на петлю, способен соединять разорванные, растерянные и разбитые части в единое целое.

Вода

Вода выступала не только как стихия, она – знание, начало которого в Межмирье. Олицетворение Смородины-реки, которая служит границей между Явью и Навью, река, несущая знания древних предков, забвение и смерть. Река Ра – светлая дорога к богу. Несет знание высшего уровня и дарует бессмертие молочная река в Ирии.

Сильный оберег, олицетворяющий соединение двух Родов. Этот орнамент обязательно присутствовал на свадебной вышивке. Узор означает вечное духовное, душевное и физическое слияние сущностей: двух молодоженов и двух Родов. Нити Тела, Души, Духа, Совести обоих Родов переплетаются в новую созданную Жизненную Систему.

Сильное и слабое начала в Свадебнике обозначаются цветом: мужское – красное (огонь), женское – синее (вода). Объединение энергий двух Стихий порождает новую универсальную энергию и является проявлением бесконечной жизни во времени и пространстве.

Огневица

В культуре древних славян Огневица являлась сильным женским оберегом. Благотворное влияние оказывалось только на зрелый женский организм и сформированную душу. Не допускалось наличие этого образа на одежде молодых девушек и девочек. Огневица эффективно действовала на замужних женщин, которые родили хотя бы одного ребенка. Она защищала от всего дурного, начиная от случайного слова и заканчивая целенаправленными злыми деяниями.

Неся сакральный смысл, Огневицу вышивали только на одежде, ее не встретишь на предметах быта. Этот символ способен отвести от женщины всякую беду, направить ее на позитивные устремления. В тандеме с ней часто выступает Славец – свастичный солярный символ, помогающий оберегать женское здоровье. Славяне знали, что Огневица усиливает действие энергетических потоков обережных символов, которые находятся рядом с ней.

Стрибожич

Стрибожич направляет свою энергию созидания на защиту от стихий (ураган, метель, шторм, засуха и другие). Оберег давал неприкосновенность всему Роду и хозяйству Рода. Любили этот символ и моряки. Они вырезали знаки на плавательных судах, и Стрибожич дарил им хорошую погоду. Почитали его земледельцы и хлеборобы. Вышитый на рабочей одежде, узор призывал прохладный ветер в жаркий полуденный зной. Существует мнение, что лопасти ветряных мельниц строили в соответствии с расположением лепестков символа. Это позволяло использовать энергию ветра наиболее эффективно.

Огромное значение славяне придавали цветовой гамме. Красные лопасти знака – солнечная энергия, активность. Внутренне пространство белого цвета означает единение с Вселенскими небесами, то место, где берет начало энергия. Внешний синий цвет говорит о сакральности, высшей ступени духовного становления. Эту мудрость не дано постичь всем, она дается только избранным.

Спираль

Спираль – знак мудрости. Узор синего цвета означал сакральную мудрость. Орнамент, выполненный в других цветах, был оберегом от злых сил и сглаза. Славянские женщины любили вышивать спиральные образы на головных уборах.

Сама по себе спираль – древнейший символ Вселенной, ведь по этому принципу располагаются многие галактики. И человечество с древнейших времен развивается по спирали вверх.

Еще немного о символах

Постичь всю красоту обережных славянских символов возможно в том случае, если изучить их значения. Наблюдая узорную вышивку, рассматривая причудливые переплетения орнаментов, глаз теряет фокус, и картина становится «голографической». Внимание переключается между темными и светлыми знаками. Где темное – все земное, а светлое – небесный мир.

Желая расшифровать заложенный в узорах смысл, необходимо учитывать то, что в зависимости от расположения обережной символики на одежде меняется и ее трактовка. Славяне принимали трехчастное деление мира: Явь, Навь и мир, где отведено место человеку. Соответственно: горловина, плечи – это высший божественный свет, подол – Преисподняя, рукава – срединный человеческий мир.

Размещая один знак в разных мирах, он обретал и различные значения. Мужское и женское, свет и тьма, земля и небо, верх и низ – такие противоположности в итоге приводят к тому, что процесс движения, развития происходит непрерывно и вечно.

Древние славяне должны были соблюдать золотую середину, держать в балансе две стороны силы. Символы создавались и совершенствовались столетиями, они вобрали в себя особые сакральные смыслы, магию, труды предков. Это сильные защитные обереги, поэтому об их красоте и эстетике нужно судить в самую последнюю очередь. Очень долго мастера чтили каноны, по которым вышивался орнамент, ведали смыслом. Но к началу ХХ века многое растерялось.

Современные вышивальщицы уже не могут объяснить того, что ими вышито, но где-то в далеких глубинках еще живут древнейшие узоры и радуют своих почитателей. Еще живут люди, которые сознательно носят обережную одежду, вникая и постигая тайны прошлого.

Славянский костюм всегда вызывал восхищение у заморских купцов. Одеждой умело подчеркивали внешнюю и духовную красоту. Немалую роль играет ритм геометрических деталей. Познать истину, ощутить гармонию и великолепие возможно через творчество. Тем не менее, не стоит на бегу разглядывать загадочный орнамент. Для этого нужно особое настроение, духовный настрой, когда человек слышит свое сердце и готов идти по его зову.

Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.

Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.

Схема 1

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора - Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок - на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы - потусторонний мир - где в подземном дворце - пещере - Лабиринте обитал Бог Земли - Подземного Мира - Медведь-Громовержец:

Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище - огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба - Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .

Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.

Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:

.

Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .

(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра - Стрибога .)

Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф...

Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан...) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.

Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .

Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Схема 2:

В начале времен Великая Богиня-Дева

упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, - обитатели Небесного Мира окружили "пострадавший" участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .

Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому - портя или разрушая сотворенное .

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах - брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .

***

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак "Орепей":
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как "предок" ;
на подоле - как вход в потусторонний мир , или также "предок".

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор - изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества - змеи, птицы, кони, олени, звери...

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества - ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира - Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) - приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты - способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:

С изменением ведущих социальных ролей в обществе - возникновением и развитием патриархального уклада - культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется "половая" интерпретация символов:

А вот значение объединенного символа - восьмиконечного креста

остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть - судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название "Звезда Богородицы". Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа - . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня - Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) - в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной - Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, - примерно так можно уточнить прочтение этого символа.

Как "работает" символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу - в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов - орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или "отражал" негатив, как бы "переломленные" через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле - энергии определенной частоты...

Ну и, конечно, магическое значение символа...

В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

Женский

Мужской

Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра - в буквальном смысле "с четырех сторон". Есть и еще одна тонкость - в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме - в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины - этим и объясняется наличие "женской" символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.

Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы - это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.

Существует любопытная схема представления о строении Вселенной у древних славян-русов, опубликованная А. Иваницким в эссе "Путями великого россиянина" (альманах "Славяне") и с сокращениями приведенная М. Шатуновым ("Русская Здрава", М., 1998, с. 159). Продолжим эту схему, достроив ее в соответствии с перемещением Солнечной эклиптики по небосводу с позиции земного наблюдателя относительно смены времен года (Рис. 1). Получим матрицу яйцевидной формы (в соответствии с русскими традициями назову ее "яйцом Рода") и посмотрим на это яичко с торцевой стороны (Рис. 2). Сравнив обе проекции с рисунками Леонардо да Винчи и спиралями "золотого сечения" Друнвало Мелхиседека (Д. Мелхиседек. "Древняя тайна цветка жизни", т.1, с. 229-230, "София", 2001г.), увидим, что Яичко объясняет их происхождение. А теперь соединим все три рисунка. Получилась матрица, в которой легко увидеть все известные нам элементы русского (и не только) орнамента, разделенные к тому же по принадлежности к Мирам Прави (проекция фронтальная), Нави (проекция боковая) и Яви (геометризированная форма спиралей "золотого сечения").

Мара Минина

Славянский орнамент отличался своей самобытностью, близостью к природе. Ведь многое в нем напоминает всевозможные травы, цветы, деревья. Часто использовались узоры, которые так или иначе олицетворяют Солнце, звезды. Наши предки обожествляли природу, поэтому и пытались отразить ее даже в предметах своего быта и своего творчества. Кроме того, в язычестве было распространено понятие о магии, о чем-то мистическом. Это тоже внесло свою лепту в становление славянского орнамента.

Славянский орнамент и его значение, на самом деле, являются отражением мировоззрения целого народа. Ведь все людские знания и мысли как бы зашифрованы в их творчестве, передаются по наследству потомкам.

Славянские узоры и орнаменты можно было встретить на текстильных изделиях и одежде (постельное белье, полотенца, рубахи, платки, юбки, платья, сарафаны и другие вещи). Также славянские орнаменты были частым украшением предметов домашнего обихода, посуды, дома (как снаружи, так и изнутри). Предназначение этих орнаментов было различным: для красоты (например, одежда или посуда для праздников), для оригинальности, для защиты (то есть обережная функция), для привлечения каких-либо благ (любви, удачи, богатства).

Орнаменты и узоры в одежде

А как обстояло дело с орнаментом на одежде древних славян? Во-первых, узоры вышивались не на всей поверхности ее, а лишь на определенных частях: на воротнике, манжетах, разрезах, поясе. Причем более пристальное внимание уделяли воротнику и поясу: через воротник, по поверьям, душа человека покидает тело, а пояс проходит через пупок – центр тела. В целом, можно сказать, что эти места были наиболее уязвимыми. Необходимо было защищать и спинку одежды. Она тоже считалась самой незащищенной частью одежды.

Во-вторых, из орнаментов на одежде чаще всего использовали разного рода ромбы (символы плодородия, женского начала), затейливые крючки и завитки. Находилось место и для свастичных (солярных) символов. Нитки обычно использовали красного цвета, а также черного и белого. Красный цветы считался защитным, черный – это цвет земли. В мужской одежде иногда были узоры синего и зеленого оттенков. Первый был защитой от стихии, а второй – от травм и повреждений.

Славянская писанка: значения орнаментов

Когда речь заходит о славянских узорах и орнаментах, нельзя не упомянуть о писанках. Для тех, кто не в курсе, это раскрашенные или расписанные пасхальные яйца. В древности процесс росписи был частью магического обряда. То есть традиция красить яйца появилась еще задолго до прихода христианства. У славян писанка была неким оберегом, который дарил человеку защиту.

Подходили к делу с большой долей ответственности. Узорами для яиц были всевозможные геометрические фигуры, всевозможные знаки. Что касается цветов, то они были разнообразными, здесь не было строгих правил. Но чаще всего использовали черный, красный, желтый и зеленый цвета.

Сами орнаменты в основном олицетворяли природу и ее составляющие (растительные, животные символы), плодородие (ромбы, полосы). Популярным был знак Звезда Алатырь, или Крест Сварога. Безусловно, использовали для писанок и солярные символы, кресты.

Славянский орнамент для защиты

Славянские обережные орнаменты имели цель уберечь своего хозяина или всю семью от разных бед, горя, несчастья. Если речь идет о конкретном человеке, то его оберегала вышивка на его костюме, а также резьба на личных вещах или оружии у мужчин. А если говорить о целой семье или даже жилище, то тут стоит обратиться к росписи и резьбе домашней утвари, самого дома.

Вообще узоров и орнаментов «удостаивались» чаще самые «уязвимые» и опасные части дома: окна, двери, ворота. Ведь через них мог зайти вор, а также злые силы или завистливые люди. Даже от природной стихии, непогоды наши предки защищали свое жилище (например, символ Грозовик – чтобы уберечься от удара молнии). Часто славяне, чтобы уберечь скотину и свой урожай, наносили узоры на амбары, хлеба, конюшни и другие постройки, где хранилось зерно или находились животные.

Значение славянских орнаментов

Можно сказать, что вся важность жизни, вся ее ценность у славян была отражена в орнаментах, узорах. Последние, кстати могли значительно различаться у восточных, западных и южных ветвей славянского народа. Никогда славянский узор не был бессмысленным или сделанным наобум. У него всегда было свое предназначение, своя цель.

Славяне подходили к делу серьезно и основательно. Например, были дни, в которые можно было вышивать тот или иной символ, и дни, в которые это категорически запрещалось. Или некоторые символы, например знаменитую «Рожаницу», нельзя было вышивать самой себе. Это лишний раз доказывает, какими мудрыми были наши предки.

Вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания. Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо.

Многие ученые: историки, этнографы – указывали на то, что русский геометрический орнамент – это текст. Определим для себя это понятие. Само слово «текст» происходит от латинского textus – сплетение, структура, ткань, связь, связное изложение. Определение текста звучит следующим образом: «последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение». Другими словами, текст - это связная и полная последовательность знаков.

Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства». В начале XIX века вышивальщицы еще помнили смысловое значение узоров, был также и обряд их прочтения. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать», а «строчить письмо» значило вышивать строкой. На санскрите, языке древнеарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь». О близости санскрита и русского языка на сегодняшний день написано немало научных трудов. Эта близость обусловлена лучшей сохранностью архаизмов в русском языке, а в особенности в диалектах Русского Севера.

Отдельные символы на вышивке имели в разных областях часто отличающиеся названия. В большинстве случаев наименование узора у вышивальщиц происходило от визуального сходства с чем-либо. Например, «гребень», «грабли», «ошейник», «кошачья лапа», «ползвезды», «зрачок», «узор крючками» (Прилузский р-н, респ. Коми); «лягушки», «гребенки», «круги», «утья лапа», «солнца», «лежачие лягушки» (Калужская обл.). Узоры, вышитые на одежде, вместе с мифологическими образами и охранной функцией несли в себе и социальную информацию. Так, в ряде районов Калужской области рисунок «лягушки», который является семейным оберегом, пожеланием приплода и благополучия, на подолах рубах молодых женщин располагался вертикально, а у женщин в возрасте – горизонтально. Девочка-подросток надевала рубаху с рисунком «петушки», а невеста – с «солнцами». В Ветковском районе Гомельской области к свадьбе ткали рушники с изображением ромбов, раскрещенных косым крестом и знаками семян внутри, что, как предполагают, символизировало вспаханное поле и сев-зачатие. Одни ромбы изображались с короткими отростками, что символизировало всходы, а на других отростки продлевались и загибались внутрь, означая зрелые колосья. Вся символика рушника была призвана обеспечить будущее «плодородие» семьи.

Про мифологические образы и социальное значение узоров в русском орнаменте было написано немало книг и статей, приводились варианты трактовок символов и целых сюжетов, анализировался сюжетно-символический язык орнамента. Считается, что символы, составляющие орнаментальные комплексы являются идеограммами, то есть знаками, отображающими некую идею, какой-то образ. Что орнамент является своего рода идеографическим письмом, посредством которого вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания. Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо. В таком письме отдельный знак привязан не только к образу, но и к звучанию. Как правило, такие знаки составные. Например, китайские иероглифы фоноидеографической категории состоят из двух частей. Одна часть называется «фонетик» и отвечает за звуковое воспроизведение, а другая – «детерминатив» определяет область, к которой относится конкретное значение данного иероглифа.

Геометризированная арабская вязь XIVв. Стиль «квадратный куфи»

Русский геометрический орнамент является своего рода иконографией. Когда-то бывшие священными образы божеств и космогонические картины, изображенные на орнаментальных комплексах, по нашему мнению, могут включать в себя или полностью состоять из более простых знаков, которые, возможно, являются фонетической частью. Таким образом, исследуемые геометрические узоры представляют собой вязь, то есть тип письма, в котором знаки сближаются или соединяются друг с другом и связываются в непрерывный равномерный орнамент. В таких видах письма знаки, соединяясь друг с другом достаточно разнообразными способами, могут образовывать более сложные отдельные знаки – лигатуры. Практика объединения нескольких знаков в один всегда была достаточно распространенной. Она могла применяться как для экономии места, тайнописи, колдовских практик, так и в декоративном плане.

Многократно повторенное слово «аллах» в виде орнамента. Стиль «квадратный куфи»

В Средние века арабы украшали свои мечети геометрическим орнаментом из надписей, выполненных вариацией куфического письма «квадратным куфи». Куфическое письмо – один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века и получивший свое название от иракского города Эль-Куфа. Стиль этого вида письма – «квадратный куфи» – отличался сильной, порой до неузнаваемости, стилизацией букв. Надписи подобным стилем выполняли, как правило, скручивая их по спирали. Можно отметить, что куфический стиль напоминает знаки русской вышивки. Некоторые исследователи даже утверждали, что русский геометрический орнамент – это подражание куфическому письму. Однако при наличии современных исторических и этнографических данных это утверждение, конечно же, не выдерживает никакой критики.

Элемент русской вышивки

Использование лигатур различных видов было широко распространено в древних видах письма, таких как сирийское письмо, деванагари и др. Традиции орнаментальной вязи с XI века существовали в Византии, с XIII века фиксируются у южных славян, а в русской книге кириллическая вязь появилась в конце XIV века. Сохранились памятники поморской вязи. В ее стиле отсутствуют окружности, это позволяет образовывать более сложные лигатуры, напоминающие паутину. Широко была распространена глаголическая вязь. Кроме того, еще в XVIII веке полагали, что глаголица содержит в себе первобытные славянские «рунические» письмена, которые служили для обозначения не отдельных звуков, а целых понятий, таких, как божества, времена года, месяцы, явления природы и т.д. Такие факты действительно встречаются в культурах многих народов.

Поморская вязь

Подобная традиция объединения рун в связки существовала и у древних исландцев. В исландской рукописи XVII века упоминается: «Они притом, таким образом, устраивали сии лечебные искусства, что все руны одного слова были собраны и нарисованы как один рисунок. Так целое слово было превращено в один рисунок и было столько подобных ставо-рисунков, сколько требовалось для их ведовства. Например, одному такому связанному ставу дано имя «Гапальдюр», а другому – «Могучая грива». И думают некоторые, что эти картинки содержат сжатые и собранные вместе имена асов».

Глаголические лигатуры

«Ставы» – знаки, состоящие из группы рун, могли заключать в себе не только имена скандинавских верховных богов – асов, но и разного рода заговоры и личные монограммы. Такие связки рун должны были быть настолько ясны, чтоб их нельзя было прочесть по иному, чем с самого начала предполагалось. Таким ставам часто приписывались магические свойства. Считалось, чем больше рун в себя включает став и чем симметричнее он получился, тем сильнее магия. В одной из рукописей упоминается: «По словам некоторых людей, один став, составленный из множества ставов из этих рунических книг, весьма часто видели написанным на пергаменте, и был сей став настолько сильным, что не горел в огне».

Став, заключающий в себе имена пяти скандинавских богов: Локи, Фрей, Ньёрд, Хёнир, Тор

В разное время у разных народов для усиления графических заклинательных формул часто использовался прием многократного повторения одного знака или их последовательности. Нередко повторенный определенное количество раз знак связывался в одну общую лигатуру. Из повторений одного знака составляли замкнутые и незамкнутые цепочки с различными приемами соединений. Это было достаточно распространенной практикой с древних времен. Учитывая заклинательный аспект русского геометрического орнамента, отметим, что и при его составлении данная практика, безусловно, применялась.

Повторяющиеся связки знаков на орнаментальной полосе

Полосы узоров в геометрическом орнаменте в подавляющем большинстве цикличны. Знак или связки знаков, как правило, повторяются на протяжении всей изображенной полосы орнамента, а в некоторых случаях, в пределах одной ограниченной зоны.

Пример перехода одного цикличного ряда знаков в другой

Встречаются случаи, когда один цикличный ряд знаков переходит в другой или несколько изменяется на законцовках орнаментальной полосы. Это чаще всего происходит в орнаменте традиционных поясов, что связано с их охранной функцией. В архаичном геометрическом орнаменте кроме «позитивного» изображения на переднем плане существует и бытующее неразрывно с ним «негативное» в фоне, то есть изнанка. Эти два изображения, по сути, являются одним. Очертания знаков в «позитиве» полностью зависят от знаков в «негативе» и наоборот.

Повторяющиеся знаки в ограниченных зонах

Достаточно большой процент фигур и непрерывных бордюров в русском геометрическом орнаменте имеет четырехстороннюю симметрию, что связано с заклинательной и обрядовой практикой. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и т. п. Принцип четырехсторонности соблюдался в организации внутреннего пространства жилища, а также при строительстве святилищ. Иногда может показаться что на вышивках фигурируют только узоры построенные четырехсторонним зеркальным отображением какого-то определенного мотива. Но это не так. Геометрический орнамент строился не только исключительно на принципах симметрии, он включает в себя достаточно разнообразный арсенал способов построения сложных конструкций.

Итак, нами рассмотрены минимальные знаки русской орнаментальной системы, а также способы их соединения. Итоговый общий их ряд изображен на рисунке в более привычном «прямом» ракурсе.

Эти знаки являются своего рода алфавитом системы, из которого могут строиться целые повествования, заключенные в сложные орнаментальные конструкции. Хотим обратить внимание что ряд, представленный на рисунке 60, вероятнее всего не полный, и со временем, конечно же, будут обнаружены дополнительные знаки. Тем не менее имеющийся арсенал простых и основных сегментов позволяет нам реконструировать русскую орнаментальную систему в значительном объеме.

Пётр Макагонов, фрагменты книги "Русский традиционный орнамент как знаковая система"

Loading...Loading...