Презентация на тему методикаобучения стилистике. Презентация на тему "стилистика" Классификация функциональных стилей

Слайд 2

Цель урока:

Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции; совершенствование навыков связной речи; воспитание любви и уважения к русскому языку.

Слайд 3

Орфоэпический диктант.

Цемент, партер, созыв, баловать, свекла, квартал, дефис, жалюзи, эксперт, тотчас, вовремя, каталог, досуг, черпать, кухонный, засветло, клала, поняла, полила, прибыл, приняли, начали, звонит, звонишь, дозвонится, включим, поняв, понявший, наливший, красивее, шарфы.

Слайд 4

А1. В каком слове ударение на первом слоге?

1) сорит 2) заняла З) оптовый 4) значимость 1)квартал 2)крадут 3)черпать 4)звонишь 1) инсульт 2) засуха З) алкоголь 4) создала 1) звоним 2) оптовый З) (добрый) молодец 4) цемент 1)черпать 2)инсульт 3)звонит 4)квартал

Слайд 5

А1. В каком слове ударение на втором слоге?

1) торты 2) отбыла З) значимость 4) оптовый 1)щелкать 2)была З)налила 4)клеить 1) засмолит 2) наискось З) надолго 4) прибыло 1)тотчас 2)досуг З)вовремя 4)полила 1) загнутый 2) начали З) набок 4) прибывший

Слайд 6

Классификация функциональных стилей

1)научный стиль – это язык науки. Его значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях. Его особенность- терминологическая лексика.

Слайд 7

2)Разговорный стиль

Отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. В его основе лежит разговорная речь. Основной функцией является общение.

Слайд 8

3)Официально – деловой стиль.

Официальная переписка, правительственные акты, речи. Употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция).

Слайд 9

4)Публицистический стиль.

Выполняет функцию воздействия. Реализуется в средствах масовой информации. Это язык газет, радио, телевидения. Характерны слова с общественно-политическим значением.

Слайд 10

5)Художественный стиль.

Стиль художественной литературы. Я вляется инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи.

Слайд 11

Определите стиль речи. Директору школы № 937 Северо – Восточного округа Москвы Деевой Е. Д. ученика 11 «А» класса Афанасьева Н., проживающего по адресу: Москва, ул. Липовая, дом 11, корп.3, кв.46 заявление. Прошу освободить меня от занятий 10 февраля в связи с участием в городских соревнованиях по легкой атлетике. 8 февраля 2008 год. Афанасьев. А) официально-деловой; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 12

Определите стиль речи. Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников. А) разговорный; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 13

3. Определите стиль речи. Реформа орфографии 1918 г.приблизила письмо к живой речи (т.е.отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией. Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И. А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе. При этом надо подчеркнуть, что, во – первых, эти особенности были изестны и в конце XIX в.и что, во – вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы. А) разговорный; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 14

4. Определите стиль речи. Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. А) разговорный; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 15

Домашнее задание

Стр.383, п.112. упр.519, конспект урока.

Посмотреть все слайды


  • Научный стиль
  • Официально-деловой стиль.
  • Публицистический стиль.
  • Художественный стиль.
  • Разговорный стиль.

Научный стиль- это стиль, основной функцией которого является передача информации и доказательство ее истинности. Это стиль монографии (научного труда, разрабатывающего одну тему, один круг вопросов), статьи, доклада, реферата (краткого изложения содержания научной работы), аннотации (краткой характеристики книги, статьи), лекции и др.

Особенность стиля- точность, логичность речи, недопустимость экспрессивных средств.


Официально - деловой стиль- это стиль, основной функцией которого является информация. Это стиль официальных документов, законов, уставов, распоряжений, приказов, деловых бумаг и т. д.

Особенности стиля- предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.


Публицистический стиль- это стиль, основой функцией которого является информация и воздействие: публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Это стиль газетных и журнальных статей, материалов радио- и тележурналистики, лекций, речей выступающих на собраниях, митингах, съездах и т.д.

Особенности стиля- социальная оценочность, что проявляется в отборе фактов, в использовании экспрессивных языковых средств.


Художественный стиль- это стиль художественной литературы. В художественном стиле для создания образов используется все языковые средства.


Разговорный стиль- стиль обыденной речи.


Среди экспрессивных средств необходимо выделить следующие.

Лексика различной стилевой окрашенности : широко используется как торжественные слова (держава, воспрянуть), так и разговорная лексика (фразеологизмы- бить баклуши, медвежья услуга).

Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.


Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод)- яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь- золотая осень; по расположению: нос человека- нос лодки; по функции: дворник (работник)- дворник (стеклоочиститель у машины)

Найдите метафоры в предложениях.

1. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.

2. Статные осины высоко лепечут над вами.

4. Воздух дрогнул кругом.

5. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток.

6. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.


Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между:

  • предметом и материалом, из которого предмет сделан: не то на серебре- не золоте едал. (А.Грибоедов)
  • содержимым и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
  • действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А. Толстой)
  • автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
  • между местом и людьми, находящимися на этом месте: Но тих был наш бивак открытый (М.Лермонтов).

Найдите метонимию в предложениях

1. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою.

2. Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.

3. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

4. Аудитория внимала каждому слову лектора.

5. Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.


Синекдоха - название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот- название целого употребляется вместо названия части. В синекдохе употребляется:

  • часть вместо целого : Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) Флаги- корабли;
  • единственное число вместо множественного : И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) ;
  • множественное число вместо единственного : Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин)

Найдите синекдоху в предложениях

1 . Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей.

3. Все спит- и человек, и зверь, и птица.

4. Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба.

5. Только бесшабашная голова могла решиться на такое.

6. Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.


Эпитет - художественное, образное определение: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина. Эпитетом называют не только прилагательное, но и существительное- приложение: бродяга- ветер, старик океан, а также наречие, метафорически определяющее глагол: Петроград жил в эти ночи напряженно, взволнованно, бешено. (А. Толстой.)

Найдите эпитеты в предложениях

1. Я был освещен беспомощным солнцем сентября.

2. За плетнем в саду мирно похрапывал сторож.

4. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас.

5. Старик океан будто притих.

6. К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную.


Сравнение - уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается:

  • творительным падежом : Пыль столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов.);
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия : Ты мне всех милее, всех дороже;
  • оборотами со сравнительными союзами : Внизу, как зеркало, лежит озеро;
  • лексически, при помощи слов подобный, похожий : Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький).

Найдите сравнения в предложениях

1. Сердце в вас встрепенется, как птица.

2. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный.

3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

4. У Якова глаза так и разогрелись, как уголья, и он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался.

5. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной.


Перифраза - замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург.

Найдите перифразы в данных предложениях

1. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас.

2. Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем.

3. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.

4. Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный.

5. Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец.

6. Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним.


Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа: в баснях и сказках трусость показывается в образе зайца, коварство- в обличии змеи.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-то предмета, явления: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.)

Найдите гиперболы в предложениях

1. Редкая птица долетит до середины Днепра.

2. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре.

3. Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру.

4. Ветер, ветер- на всем божьем свете.

5. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.


Литота - образное выражение, содержащее неполномерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого- либо предмета, явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А. Грибоедов.)

Найдите литоты в предложениях

1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

2. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

3. В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды.

4. Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов.


Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин.)

Найдите олицетворения в предложениях

1. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

2. Обвеян вещею дремотой полураздетый лес грустит.

3. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

4. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, м георгины дыханьем ночи обожгло.

5. Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил.


Экспрессивный синтаксис и фигуры речи

Фигура речи - оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.

Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. Пушкин.)

Найдите антитезу в каждом из данных предложений

1. Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю.

2. Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах.

3. И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости.

4. Смотрю в века, живу в минутах.

5. От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.


Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь.) Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин.)

Найдите градацию в предложениях

1. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

2. Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.

3. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.

4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

5. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье.

6. Все где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось.


Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок: Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.)

Найдите инверсию в предложениях

1. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.

2. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.

3. Обеды задавал он отличные.

4. Руку мне подал на прощанье.

5. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

6. Тут сгорел мой приятель со стыда.


Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.)

Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.)

Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.


Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона

1 . И невозможное возможно, дорога долгая легка.

2. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

3. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма

1. Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.

2. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.

3. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.

4. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.


Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов.)

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)


Типы текстов : описание, повествование, рассуждение.

Основная цель описания - рассмотреть предмет, явление природы, состояние человека более внимательно, со всех сторон.

Цель повествования - рассказать о каком-то событии, показать героев.

Цель рассуждения - исследовать причины, следствия событий, явлений общественной жизни, дать оценку, высказать свою точку зрения по данному вопросу.


ТИПЫ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов: В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области.

Плеоназмы , то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент: ведущий лидер, жестикулировать руками.

Тавтология , то есть повторение сказанного иными словами: соединить воедино; удар внезапный и неожиданный.

Употребление штампов , то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением: красной нитью проходит тема.

Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций: стол стоит у окна. Кресло стоит в правом углу. Диван стоит у стены.

Смешение лексики разных стилей: Сережа возомнил себя самым сильным и дружит теперь со всякой шпаной.

Стилистика
русского
языка
Русский язык
как иностранный

Что такое стилистика?
«Стилистика – лингвистическая наука о
средствах речевой выразительности и о
закономерностях функционирования языка,
обусловленных наиболее целесообразным
использованием языковых единиц в
зависимости от содержания высказывания,
целей, ситуации и сферы общения»(Кожина
М.Н.)
«Наука,изучающая вариативность языковых
средств и их целесообразное применение в
отношении содержания высказывания сферы
общения, целей и ситуации» (И. Лысакова).

Что такое стилистика?
«Наука о языке и речи, изучающая языковые
средства всех уровней с точки зрения
наиболее целесообразного и общественно
принятого их использования в зависимости от
цели и обстоятельств общения»(Крылова О.)
«Учение о наиболее эффективных формах
выражения мысли и чувств, о выразительных
средствах языка, о целесообразном отборе и
комбинировании средств языка в
определённых сферах общения, о
закономерности употребления языковых
единиц в актах речевой деятельности (Кожин
А)».

Что такое стилистика?
Стилистика общенародного национального языка
охватывает все стороны языка – его звуковой строй,
грамматику, словарь и фразеологию. Однако она
рассматривает соответствующие языковые явления не
как внутренне связанные элементы целостной
языковой структуры в их историческом развитии, но
лишь с точки зрения функциональной
дифференциации, соотношения и взаимодействия
близких, соотносительных, параллельных
синонимических средств выражения более или менее
однородного значения, а также с точки зрения
соответствия экспрессивных красок и оттенков разных
речевых явлений; с другой стороны стилистика
рассматривает эти явления с точки зрения их связи с
отдельными формами речевого общения или с
отдельными общественно разграниченными типами и
разновидностями речи.» [Виноградов, 1955; 66]

Задача стилистики
Задача стилистики – изучение и описание
функциональных стилей, признаков и стилистических
свойств отдельных языковых единиц, которые
объединяют их в функционально однородные
подсистемы.
Объект стилистики – язык
Предмет стилистики – «особые языковые средства,
способные во взаимодействии с нейтральными
языковыми средствами нести дополнительную
эстетическую информацию, и типологическое
описание текстов, стилистическая дифференциация
которых выкристаллизовалась в современном
литературном языке в связи с их специфическими
функциями, обусловленными для каждой сферы
общения».

Направления стилистики
Выделяются два ведущих направления: стилистика
языка и стилистика речи.
Стилистика языка изучает «различные выразительные
возможности языковых единиц – экспрессивные,
эмоциональные, оценочные, функциональные». Выделяют
два вида стилистически окрашенных языковых единиц:
1) эмоционально-экспрессивные средства языка (передают
различный характер отношения говорящего к предмету
речи: положительный или отрицательный);
2) функционально-стилистические средства языка
характеризуют сферу общения, указывая на
преимущественное употребление слов и выражений в
разговорном или книжных стилях речи).

Функциональный стиль
Функциональный стиль –это
разновидность литературного языка,
предназначенная для
функционирования в определённой
сфере человеческой деятельности.
Каждый функциональный стиль
отбирает и организует языковые
средства в зависимости от задач
общения.

Основные подходы
к выделению
функциональных стилей
Классификация на основе функций
языка: обиходно-бытовой, обиходно-
деловой, официально-документальный,
научный, публицистический, художественно-
беллетристический.
Классификация на основе сферы
употребления: научный, официально-
деловой, публицистический, разговорный,
художественно-литературный.

Книжные стили
речи

Научный стиль
речи
Основная функция научного стиля –
передача логической информации,
доказательство её истинности, новизны
и ценности.
Вторичная функция –активизация
логического мышления читателя или
слушателя.

Подстили научного
стиля
Собственно научный стиль
Научно – учебный стиль
Научно – популярный стиль.
Разновидности:
физико- математическая
общественно- политическая.

Лексика
Терминология: предикат, суффикс;
Общенаучная лексика: система;
Повторение одних и тех же слов;
Однозначность слов;
Обобщённое значение;
Нейтральные и книжные слова.

Морфология
конкретные существительные;
отвлечённые существительные;
существительные среднего рода; употребление
ед.ч. в значении множ;
абстрактные слова;
глаголы 1-ого лица множ. числа; 3- его лица
несов.вида наст времени;
страдательное причастие прошедшего
времени;
возвратно-безличные формы;
безличные предложения;
форма настоящего времени;
отглагольные существительные.

Синтаксис
научного стиля
Осложнённые и сложные конструкции;
сложноподчинённые и
сложносочинённые предложения;
повествовательные предложения;
прямой порядок слов;
использование вводных слов;
использование предложений с рядом
однородных членов с обобщающим
словом.

научного стиля
Пример
Педагогика – совокупность
теоретических и прикладных наук,
изучающих воспитание, образование и
обучение. Педагогикой называется
также учебный курс, который
преподаётся в пединститутах и других
учебных заведениях. Педагогика
включает проблемы учебно-
воспитательной, культурно –
просветительной, агитационно –
пропагандистской работы со
взрослыми.

стиль
Официально –деловой
Официально – деловой стиль речи- это
функциональная разновидность речи,
которая обслуживает сферу
официальных деловых отношений.
Слово «официальный» имеет два
значения:
1)Установленный правительством,
администрацией;
2) С соблюдением всех правил,
формальностей.

Жанры официально –
делового стиля

Публицистический
стиль
Другое название – стиль массовой
коммуникации(Г.Я. Солганик).
Основная цель - воздействовать на
общественное сознание, информируя
широкие круги населения о важнейших
событиях современности.
Важная категория стиля – образ автора.
Варианты литературной речи: книжно-
письменная и публичная литературная устно
– разговорная.
Функции - информативная и воздействующая.

Жанры публицистического
стиля

Художественный
стиль
Художественный стиль – это стиль
русского литературного языка,
который имеет все признаки книжно-
письменной речи.
Главная функция – эстетическая.
Ведущая категория – образ автора.
Имеет две разновидности:
прозаическую и стихотворную.

художественного
Жанры
стиля

Разговорный стиль
Разговорный стиль - функциональный стиль речи,
который противопоставлен книжным стилям и
используется в ситуации не принужденной
беседы, чаще в неофициальной обстановке.
Основная форма существования - устная, но
разговорный стиль может быть реализован и в
письменной форме (записки, частные письма,
фикса ция речи персонажей и т.п.). Разговорный
стиль характеризует обычную, непринужденную
уст ную речь людей, владеющих литературным
языком. Задача разговор ной речи - общение,
обмен новостями, мнениями и впечатлениями
близких людей в неформальной обстановке.

Принципы обучения
стилистике
1)Принцип взаимосвязи изучения
стилистики с другими разделами
науки о языке;
2)Принцип контекстного рассмотрения
стилистических средств;
3)Принцип учета стилистических норм
и допустимости - недопустимости
отступления от норм.

Методы обучения
стилистике
Метод сообщения стилистических сведений;
Стилистический анализ текста;
 Стилистический анализ слов и конструкций;
 Создание конструкций текста в том или ином
смысловом ключе;
 Беседа, предполагающая использование
словарей, справочных пособий;
 Совершенствование созданных учащимися
текстов.
 Самостоятельная работа по выявлению
стилистических характеристик языковых
средств.

Методические приёмы
Прием сравнения, сопоставления;
Прием стилистической замены;
Стилистический эксперимент;
Прием моделирования;
Прием рецензирования;
Прием решения познавательных
задач.

Этапы работы
по стилистике
В работе по стилистике выделяют три этапа:
1) пропедевтическое, практическое ознакомление
с основными стилистическими понятиями и
развитие первоначальных стилистических
умений в младших классах;
2) систематическое теоретико-практическое
освоение опорных стилистических понятий и
развитие у школьников стилистических умений в
V – VIII классах школы;
3) повторение, углубление и обобщение
изученного в стилях и стилистических средствах
языка в IX классе.

Первый этап
На первом этапе формируются следующие
стилистические понятия:
синонимы, синонимический ряд;
эмоционально-оценочная лексика, сфера ее
употребления;
научный стиль, его лексические приметы;
разговорный стиль;
художественный текст, его отличительные
признаки;
слова общеупотребительные и книжные;
деловой стиль, его характерные приметы;
жанры делового стиля.

Второй этап
На втором этапе изучения стилистики в школе
учащиеся знакомятся:
со стилистикой как разделом науки о языке;
с научной классификацией стилей русского языка;
со стилистическими пометами толковых словарей;
с понятиями «стилистическая норма»,
«стилистическая ошибка»;
с публицистическим стилем;
с лексикой, ограниченной сферой употребления;
со стилистическими возможностями морфологии
и синтаксиса.

Третий этап
На третьем этапе происходит повторение,
углубление, систематизация ранее
изученного материала по стилистике.
Закрепляются сведения о стилистике как
науке, о классификации стилей русского
языка и характерных для них жанров.
Дается обобщенная классификация
стилистических ошибок.
Производится стилистический анализ
сочинений, написанных в том или ином
стиле.

Теоретической основой для включения
стилистики в структуру учебных
материалов на всех этапах обучения
неродному языку должно быть
содержание понятия "владение языком".
В этом понятии Л. П. Крысин выделяет
четыре уровня: собственно
лингвистический, национально-
культурный, энциклопедический,
ситуативный. Непосредственное
отношение к стилистике имеет
ситуативный уровень, который
синтезирует умения первых трех уровней
и позволяет применить полученные
знания в определенной ситуации.

Ситуация общения представляет собой
многокомпонентное образование
(говорящий и его социальная роль;
слушающий и его социальная роль;
отношения между говорящими и
тональность их общения: официальная -
нейтральная - дружеская; цель, способ и
место общения), ситуативные переменные
требуют использования различных
языковых средств при разных
коммуникативных обстоятельствах.

Содержание занятий
по стилистике
Традицией российской методики обучения
русскому языку как иностранному является
система аспектного обучения: "стилистика"
выделяется из общего предмета "развития
речи" наряду с "разговорной практикой",
"грамматикой", "фонетикой", "литературой".
Содержанием занятий по стилистике является
обучение пониманию коннотаций -
дополнительных созначений - которые
отражаются в различных функциональных
стилях (ср. нейтральное «глаза», обидное
«гляделки», возвышенное – «очи»).

Система стилистических
упражнений:
упражнения, направленные на
освоение стилистических норм в
фонетике, лексике, грамматике;
упражнения, направленные на
осознание норм функционирования
стилей: нормы научных статей,
нормы делового стиля, нормы
разговорного стиля, нормы
публицистического стиля.

Типы упражнений
распознавание, нахождение стилистических средств в
данном языковом материале.
определение функций, выполняемых языковыми
средствами в тексте.
самостоятельно подобрать из газет, журналов, книг тексты
различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их,
объяснить целесообразность состава и функций
используемых средств.
употребление учащимися стилистических средств в
собственной речи, в различных ее жанрах и стилевых
разновидностях (сочинение с использованием авторского
стиля, рецензии).
редактирование, среди которых могут быть выделены:
1) Упражнения на исправление речевых недочетов;
2)Упражнения на редактирование связных текстов.варианты (фоностилистика), простейшие разговорный характер. Используйте материал для справок.
В Петербург я... (приехать, прибыть, прикатить) впервые. (Санкт-
Петербург, Питер) ... показался мне необычным городом. Давно...
(хотеть, желать, жаждать) приехать в этот город-музей под
открытым небом. В первый день я осмотрел только центр города,
хотя я... (бегать, носиться, мотаться) целый день. Город
представился мне настоящим... (гигант, махина).
Наутро моя экскурсия началась... (по новой, снова). Больше всего
меня... (поразить, удивить, ошеломить, ошарашить) архитектура
города: чувствовалось, что в создание городских ансамблей
внесли свой... (вклад, лепта) многие поколения людей.
Я... (смотреть, взирать, глазеть) на эти... (нетленные, вечные)
шедевры и... (скорбеть, жалеть), что у меня остается мало
времени, чтобы... (обозреть, осмотреть) еще многое в этом...
(прекрасный, пленительный, обалденный) городе.

Задания
Определите, в какой коммуникативной ситуации
(официальной, полуофициальной,
неофициальной) возможно употребление
следующих слов и сочетаний:
- учащийся, ученик, школьник, школяр;
- педагог, учитель, наставник, старший друг;
- изучать, постигать, осваивать, овладевать, одолевать
иностранные языки..., штудировать, проходить новую
тему;
- заниматься по учебнику (-ам), учиться по книжке (-
ам);
- учиться в классе (в школе) с математическим уклоном,
учиться в матклассе (в матшколе);
- хочу стать врачом, хочу выучиться на врача;
- школа с продленным днем, школа с продленкой.

Задания
Конструирование предложений. Прочитайте
задания. Охарактеризуйте ситуации общения:
назовите цель, официальность -
неофициальность общения, социальную роль
адресата.
А. Посоветуйте младшим учиться старательно.
СБ. Расскажите о своей учебе близким или
родственникам.
СВ. Дайте информацию директору школы об
успеваемости класса.
СГ. Сообщите через газету о ваших лучших
учениках или их достижениях.

Задание
Анализ лексико-фразеологических средств. Прочитайте синонимы,
выделите стилистически нейтральное слово. Определите стилевую
принадлежность других слов: разговорный, художественный. С
помощью средств художественного стиля воссоздайте портрет
здорового ребенка.
- Голова, башка, котелок, глава,черепок, головушка;
- физиономия, лицо, личность, лик, морда, мурло, моська, харя,
мордочка, мордашка, рожица;
- лоб, чело;- глазищи, глазоньки, глаза, очи, вежды, гляделки, зенки,
шары;- рот, пасть, уста, зев;
- рука, лапа, длань, десница – правая рука, шуйца - левая рука, кисть,
пятерня;
- здоровье, здравие, самочувствие, состояние здоровья;
- здоровый, крепкий, цветущий, пышущий здоровьем, ядреный,
здоровенный, как огурчик, как бык, в добром здравии;
- здоровяк, крепыш, кряж, здоровила, можно пахать на..., можно воду
возить на...;
- румяный, розовощекий, краснощекий, кровь с молоком, румянец во всю
щеку.

Стилистический компонент в практике
преподавания русского языка как
иностранного является фактором не
барьера в общении.
только формирующим коммуникативную
и языковую компетенцию учащихся, но и
раскрепощающим их психику, потому что
осознанный выбор уместного речевого
способствует снятию психологического
варианта в определённой ситауции

Слайд 1

Методика обучения стилистике

Слайд 2

Литература

1. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистики в средней школе. – М.: Просвещение, 1987. - С. 98 – 155. 2. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 кл.). – М.: Просвещение, 1979. - С. 5 - 15, 21 – 48. 3. Кузнецова Л.М., Голованова А.И. О формировании стилистических умений в процессе подготовки к сочинению// РЯШ.- 1980.- №4. 4. Русецкий В.Ф. Стилистический разбор текста на уроке русского языка//Русская словесность. – 2001. - №5.

Слайд 4

Цель изучения стилистики в школе

Стилистика - раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения. Стилистика изучает: языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску; функциональные стили, т.е. разновидности языка, обусловленные сферой и условиями общения. Отсюда выделяются два направления стилистики: 1 направление - стилистика языка, или практическая стилистика, – изучает стилистически окрашенные языковые средства лексики, фразеологии, грамматики; 2 направление – стилистика речи, или функциональная стилистика, - изучает стили речи. В школьном курсе русского языка изучаются оба направления. Цель работы по стилистике языка – изучение употребления языковых единиц в речи. Эта работа проводится при изучении фонетики, лексики. грамматики. Цель работы по стилистике речи – изучение функциональных стилей. Эта работа проводится на специальных уроках развития речи.

Слайд 5

Представление о стилях речи дается с помощью приема противопоставления. В 5 кл. учащиеся знакомятся с разговорным, научным и художественным стилями. Разговорный стиль – единственный, которым учащиеся овладевают до школы практическим путем. При этом разговорный стиль противопоставляется книжному типу (научному и художественному стилям), а научный стиль - художественному. 6 кл. - знакомство с официально-деловым стилем, который противопоставляется научному стилю. 7 кл. - знакомство с публицистическим стилем. Работа над публицистическим стилем проводится в последнюю очередь, когда учащимся уже известны особенности других стилей, т.к. в публицистическом стиле органично переплетены черты всех стилей.

Слайд 6

В основе характеристики каждого стиля лежат 3 составляющие: 1) типовая речевая ситуация, 2) стилевые черты, 3) языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), используемые в каждом стиле. Типовая речевая ситуация. с одним человеком (1-1) с кем говорим? со многими людьми (1 – много) Речевая в официальной обстановке (о/о) ситуация где? (Р.С.) в неофициальной обстановке (н/о) общение с какой целью? сообщение воздействие

Слайд 7

Типовая речевая ситуация

Речевая ситуация, в которой употреблено высказывание, включает три компонента: - адресат (один человек или многие люди), - обстановка общения (официальная или неофициальная обстановка), цель общения (общение с собеседником, сообщение информации, воздействие на слушателя).

Слайд 8

Описание функционального стиля речи

включает следующие признаки: речевая ситуация, стилевые черты, языковые средства. Образец описания стиля: Р а з г о в о р н ы й с т и л ь. Речевая ситуация: используется в неофициальных ситуациях: в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми, общающихся немного. Цель речи - общение. Стилевые черты: 1) непринужденность (собеседников немного, они хорошо знакомые люди); 2) конкретность (оперирование не понятиями или образами, а представлениями, нпр.: Вот мой дом); 3) расплывчатость (бытовая тематика, невысокая содержательность, поэтому предметы могут обозначаться неточно, нпр.: Подай мне вон ту штуковину). Языковые средства: разговорные, непринужденные слова: вымахал (вырос), ватага (группа), кушать (есть), врать (лгать) и т. п.; эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, серенький, ключик;

Слайд 9

б) с суффиксом неполного качества -оват-(-еват-): сладковатый, синеватый; глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (запел вместо начал петь); использование слова вместо словосочетания (минералка, зачетка; У ребенка температура – в значении: высокая температура; неполные предложения («А мне 10 в клетку» – о тетрадях в магазине); предложения, различные по цели высказывания: вопросительные и побудительные, восклицательные предложения; обращения; прямая речь.

Слайд 10

Методика формирования стилистических умений

В процессе изучения стилистики у учащихся формируются следующие умения: Употреблять в речи изучаемые языковые единицы. Определять стиль данного текста. Проводить стилистический анализ текста. Совершенствовать стиль данного текста. Создавать текст заданного стиля. Для формирования каждого умения необходимо использовать специальные упражнения.

Слайд 11

1 умение - употреблять в речи изучаемые языковые единицы – формируется с помощью упражнений, целью которых является показ функционирования фонетических, лексических, грамматических средств языка. К ним относятся фонетико-стилистические, лексико-стилистические, грамматико-стилистические упражнения. Фонетико-стилистические упражнения. Цель – наблюдение за функционированием звуков. Нпр., намеренное использование писателями, поэтами звукописи: - ассонанс: Мело, мело по всей земле, во все пределы – Свеча горела на столе, свеча горела. (Б. Пастернак); аллитерация: В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев. (Л.Н. Толстой).

Слайд 12

2. Лексико-стилистические упражнения. Цель – наблюдение за функционированием изучаемых лексем в текстах разных стилей. Нпр., с какой целью в рассказе А. Толстого «Князь Серебряный» используются историзмы. 3. Грамматико-стилистические упражнения. Цель – наблюдение за функционированием морфем, форм слов и синтаксических конструкций. Нпр.: - при изучении морфемики и словообразования проводятся наблюдения над стилистической окраской изучаемых морфем: выстрелил – стрельнул (использование суффикса – ну – позволяет отнести слово к просторечию); при изучении морфологии проводятся наблюдения над стилистической окраской изучаемых морфологических единиц: нпр., сущ-ые предл. пад. с вариантным окончанием. В зависимости от окончания слово приобретает книжный (в отпуске) или разговорный характер (в отпуску); при изучении синтаксиса проводятся наблюдения над стилистической окраской изучаемых синтаксических конструкций: Нпр.: 5 часов утра. Военный полигон. Грохот подъезжающих бронемашин. – использование назывных предложений в публицистическом стиле (жанр репортажа) позволяет лаконично обрисовать время и место в зачине репортажа.

Слайд 13

2 умение - определять стиль данного текста – это 1, начальный этап овладения понятием стиля речи. При определении стиля текста нужно опираться в первую очередь на речевой опыт учащихся, т.к. функциональные стили осознаются людьми на интуитивном уровне восприятия речи. По данным В.И. Капинос, 93,5 % учащихся 9 кл. правильно определяют принадлежность текста к определенному стилю. Виды заданий на формирование данного умения. 1 вид задания. Определить стиль двух текстов на одну тему. В текстах должны быть ярко выражены особенности стиля. Нпр.: Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

Слайд 14

… Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами. Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, что не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушаться на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные…. Впридачу наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.

Слайд 15

2 вид задания. Самостоятельно подобрать небольшие тексты определенного стиля: примеры научного стиля можно найти в учебниках, энциклопедиях; художественного стиля – в художественных произведениях (в авторской речи); разговорного стиля - в художественных произведениях (в речи героев); официально-делового стиля – в газетах (правительственные указы, постановления); публицистического стиля – в газетах (информационные заметки, репортажи, статьи).

Слайд 16

3 умение - проводить стилистический анализ текста. Стили речи обычно определяются учащимися на основе комплексного интуитивного восприятия текста. Умение же доказать свое решение относительно стилевой принадлежности текста основывается на знании стилистической теории. Цель стилистического анализа – установление зависимости между предложенным для анализа текстом и типовой речевой ситуацией. Стилистический анализ текста может быть полным и частичным. Полный стилистический анализ проводится по следующему плану: Охарактеризуйте речевую ситуацию: обстановка общения (официальная или неофициальная обстановка; адресат (один человек или многие люди); цель, задача общения (общение с собеседником, сообщение информации, воздействие на слушателя). Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в тексте. Укажите языковые средства, с помощью которых проявляются стилевые черты. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

Слайд 17

Эта последовательность стилистического анализа представляет собой индуктивный путь рассуждения: от наблюдения различных экстралингвистических и лингвистических признаков стиля в выводу. Однако учащиеся могут определить стиль текста, не обращаясь к его анализу, поэтому более удачным является индуктивно-дедуктивный путь рассуждения: 1) анализируется речевая ситуация; 2) на этом основании делается вывод о стиле текста; далее как доказательство сделанного вывода указываются 3) стилевые черты и 4) языковые средства текста. Частичный стилистический анализ состоит в рассмотрении какой-либо одной группы признаков (речевая ситуация, или стилевые черты, или языковые средства), нпр., при подготовке к изложению или сочинению.

Слайд 18

4 умение – совершенствовать стиль данного текста. Упражнения, направленные на формирование этого умения, проводятся на основе несовершенного (ученического или обедненного авторского) текста. Цель работы – поиск и исправление недочетов в тексте. В зависимости от характера текста упражнения этого типа делятся на две группы: стилистическая правка текста; стилистическое редактирование текста. 1 группа - стилистическая правка проводится на тексте, содержащем стилистические ошибки (ученическое сочинение). Ошибки могут быть двух видов: а) ошибки в содержании высказывания – в высказывание могут быть включены структурные компоненты, не характерные для данного стиля, нпр.:

Слайд 19

На лыжах Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжигает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, еще минута – и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица. А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклониться вперед. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено – брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе. (в художественной зарисовке излишними являются сведения инструктивного характера, уместные лишь в официально-деловом стиле).

Слайд 20

б) ошибки в речевом оформлении текста - в высказывание могут быть включены слова и выражения, не характерные для данного стиля. Нпр.: На лыжной прогулке. В выходной день я люблю совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты! Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется легкими пушистыми хлопьями. (В художественно описании неуместными являются оборот официально-делового стиля совершать прогулки и просторечная частица аж).

Слайд 21

2 группа упражнений – стилистическое редактирование. С этой целью используется текст правильный, но недостаточно выразительный (сочинение ученика или обедненный авторский текст). Нпр.: Задание: Сделайте описание более конкретным, изобразительным, введя в текст определения и обстоятельства (распространенные и нераспространенные). Текст, предложенный учащимся: Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по улицам ручейки, в лужах воды отразилось небо, с крыш посыпались капли. Авторский текст: Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по деревенским улицам бурливые. коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися белыми облаками, с крыш посыпались частые звонкие капли.

Слайд 22

5 умение – создавать текст определенного стиля. Виды упражнений. Создание предложений определенного стиля. Дополнить текст определенного стиля предложением, соответствующим стилю текста. Задание. К публицистическому тексту добавьте предложение, используя стилистический прием – множественность однородных членов. Передайте свое эмоциональное отношение к богатейшему русскому языку. Русский язык. Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Возможное выполнение: Он передаст пестрые краски осени, цветение весны, белизну снегов, голубизну неба, рокот водопада, посвист соловья, запахи леса, дуновение ветерка, полет человеческой мысли и фантазии.

Слайд 23

2. Изложения-миниатюры со стилистическим заданием. Для таких изложений отбираются тексты, в которых отчетливо ощущается функциональная значимость изучаемых языковых средств. Цель изложений со стилистическим заданием – научить учащихся воспроизводить высказывания, принадлежащие к различным стилям речи. В качестве первичных текстов могут использоваться небольшие по объему рассказы, художественные описания, заметки в газету, короткие репортажи, небольшие статьи из энциклопедий для детей. 3. Стилистические этюды. Цель - научить учащихся создавать высказывания, принадлежащие к различным стилям речи. Стилистические этюды могут быть законченными сочинениями или частью творческой работы: художественные зарисовки (самостоятельные или как часть будущего сочинения), небольшие рассказы, описания, заметки в газету, репортажи. Нпр., при изучении времени глагола учащиеся знакомятся со стилистическим приемом: использование настоящего времени глагола в значении прошедшего времени, а также со стилистическим приемом «настоящее репортажа» и используют этот прием в своих репортажах. 4. Сочинения определенного стиля и жанра.

Стилистика как наука

I. Предмет стилистики.
II. Задачи и основные направления стилистики.
III. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами:
а) стилистика и общее языкознание;
б) стилистика и теория перевода; стилистика и поэтика;
в) стилистика и культура речи;
г) стилистика и лингвистический анализ текста.
IV. Методы и приемы стилистических исследований.
План

Истоки современной стилистики – античная риторика и поэтика.
Поэтика - наука о поэзии, а риторика – наука об ораторском искусстве.
Наибольшую роль в развитии русской стилистики сыграла теория стилей М.В.Ломоносова и его “Риторика” (1748 г.).
I. Предмет стилистики

Термин “стилистика” появился в начале ХІХ века в произведениях немецких романтиков в связи с появлением новых для той эпохи понятий индивидуальности творческой личности.
Предмет стилистики - совокупность установившихся в обществе языковых норм, в силу которых из существующего запаса языковых средств осуществляется отбор, не одинаковый для разных условий языкового общения.

Современная лингвистическая стилистика начинается с работ Шарля Балли (“Трактат по французской стилистике”, 1909 г.) и выделяется как самостоятель-ный раздел языкознания в трудах языковедов Пражс-кого лингвистического кружка.

Стилистика – наука о системе стилистических средств языка.
В отличие от других лингвистических наук, которые имеют свои собственные единицы (например, фонетика – фонемы, морфология – морфемы и т.п.), у стилистики нет своих собственных единиц.
Носителями стилистических значений являются единицы фонетические, морфологические, лексические и синтаксические – они выполняют стилистическую функцию дополнительно к своим основным функциям.

В сферу интересов лингвистической стилистики входят средства языка с точки зрения их выразительности, целесообразного их отбора и организации в текст определенного стиля, а также функциональные стили как типизированные разновидности языка, используемые в разных сферах общественно-производственной деятельности.

Объектом изучения стилистики как науки является текст.
“Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого доку-мента, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств) объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку”.

В. В. Виноградов, исходя из сложности задач, стоящих перед стилистикой, выделял “…три разных круга исследований, тесно соприкасающихся и всегда соотносительных, однако наделенных своими задачами, своими критериями и категориями. Это, во-первых, стилистика языка как “системы систем” или структурная стилистика; во-вторых, стилистика речи, т.е. разных видов и актов общественного употребления языка; в-третьих, стилистика художественной литературы”
ІІ. Задачи и основные направления стилистики

Стилистика языка, или структурная стилистика описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения, связи и взаимодействия разных соотносительных частных систем форм, слов, рядов слов и конструкций внутри единой структуры языка как “системы систем”. Она изучает исторически изменяющиеся тенденции или виды соотношений стилей языка, характеризующихся комплексом типичных признаков (функциональные стили: разговорный, научно-деловой, публицистический и др.).
Стилистика речи базируется на стилистике языка. Изучаются способы употребления языка и его стилей в разных видах монологической и диалогической речи и в разных композиционных системах, вызванных общественной практикой. Среди задач стилистики речи выделяется исследование семантических и экспрессивно-стилистических отличий между различными жанрами устной и письменной речи. Многие виды устной речи (лекция, доклад, беседа, пресс-конференция) предполагают смешение элементов книжного и разговорного стилей.

Стилистика художественной литературы сближается со стилистикой речи т.к. в ней рассматривается применение в художественном произведении элементов разных композиционных форм и типов общественной, социально-групповой, диалектной, профессиональной речи, анализируются экспрессивные формы и оттенки речи. Носителями экспрессивных значений и окрасок являются слова, фразеологизмы, синтаксические конструкции.
Экспрессивные свойства речи являются средством формирования стиля, образования характеров и литературных композиций.
Анализируются и индивидуально-стилистические своеобразия в формах речевого словоупотребления, речевых конструкций.
Цель стилистики художественной литературы: в ходе исследования вскрыть закономерности и приемы стилевой организации литературного произведения, охарактеризовать и определить индивидуальный стиль писателя, индивидуальное своеобразие строевой системы литературной школы, литературного произведения и т.п.

Шарль Балли в книге “Французская стилистика” выделяет “общую стилистику”, исследующую стилистические проблемы речевой деятельности, “частную стилистику”, занимающуюся вопросами стилистики конкретного национального языка, и “индивидуальную стилистику”, рассматривающую экспрессивные особенности речи отдельных индивидов.

а) Стилистика и общее языкознание:
В работах по общему языкознанию редко выделяется стилистический уровень языка.
Характеризовать стилистику в ее национальной специфике можно только в плане сопоставления с другими языками.
Сопоставительная стилистика является базой для теории перевода.
ІІІ. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами

б) Стилистика и теория перевода. Стилистика и поэтика:
Уровни сопоставления:
1) сопоставление обеих языковых систем (грамматических структур, лексики и фразеологии и т.д.);
2) сопоставление стилистических систем двух языков (закономерностей в образовании стилей языка, отношений, существующих в каждом языке между литературной нормой и диалектами, жаргонами, просторечием и т.д.);
3) сопоставление традиционных литературных стилей в обоих языках (стили классицизма, сентиментализма, романтизма и т.д., или стили отдельных жанров – оды, элегии, басни и т.д.);
4) сопоставление просодических систем в их национальной специфике (французская силлабическая и русская силлабо-тоническая просодия; метрическая просодия античности и тоническая просодия – немецкая или русская);
5) сопоставление культурных исторических традиций в двух национальных цивилизациях – постольку, поскольку они отражаются на традиции литературной;
6) сопоставление двух индивидуальных художественных систем стиля (автора оригинала и переводчика).

Loading...Loading...