Дворец ксении александровны на мойке. Дворец александра михайловича. Главное крыльцо дворца

Дворец Великого князя Алексея Александровича (Алексеевский дворец) возведён в 1882-1885 годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527). Решением Правительства РФ в 2005 году здание передано Санкт-Петербургскому Дому музыки.
В 1882 году академик архитектуры М.Е.Месмахер получил заказ на возведение дворца для Великого князя Алексея Александровича. Зодчий получил в свое распоряжение уже существовавшие строения и использовал их разумно, тактично, экономя время и средства. Его основная работа состояла в капитальной перестройке и перепланировке.

Через три года перед жителями Санкт-Петербурга предстал настоящий шедевр архитектуры, воплотивший в себе элементы разных эпох и стилей. Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени - личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем возможным комфортом, присущим концу XIX века. На территории последней усадьбы, возведённой в Петербурге, возле дворца находились: собственная электростанция, прачечный и кухонный корпуса, конюшня, дом для свиты, оранжереи, собственный усадебный сад.

Интерьеры дворца

Переплетение стилей Алексеевского дворца как бы заменяло путешествие по странам и эпохам. Переходя из зала в зал, гости попадали в атмосферу средневековья Английского (рыцарского) зала, беззаботной светскости Танцевального зала, восточной экзотики Китайской гостиной. Столовая погружает в эпоху барокко, Ванная-купальня решена в помпейском стиле, Дубовый кабинет с его резьбой по дереву и тисненой серебром "кордобской" кожей на стенах возвращает в эпоху европейского Возрождения, а нижняя столовая - в расписные терема старой Москвы.
Парадная столовая вызывала особое восхищение гостей. Специально для её уникального интерьера академик живописи Эрнст Липгарт выполнил настенные панно –10 жанровых сцен на манер «малых голландцев» XVII в. и декоративные десюдепорты - живописные наддверные композиции, изображающие амуров с плодами и цветами. Считается, что для некоторых полотен художнику позировала жена, а на одном из них можно увидеть автопортрет Липгарта.

Все эти залы и гостиные донесли до нас вкусы последнего генерал-адмирала Российской империи.

Архитектор Максимилиан Месмахер

Проект Алексеевского дворца, по общему композиционному замыслу, по чувству стиля, прорисовке и исполнению декоративных деталей фасада и интерьеров, – один из лучших в творчестве Месмахера, блестящего рисовальщика, выдающегося мастера архитектуры середины XIX века. Максимилиан Егорович Месмахер (1842 - 1906) родился в Петербурге, здесь же и учился в Академии художеств как вольнослушатель у К.А.Тона, А.И.Резанова, Д.И.Гримма. В 1866 году получил большую золотую медаль за проект «Загородного дома для богатого вельможи» и звание классного художника 1-й степени. Это дало ему возможность получить четырехлетнюю пенсионерскую командировку для изучения памятников архитектуры. В 1867-1872 годах он посещает Германию, Бельгию, Францию, Италию. В 1872 году получил звание академика за работы выполненные во время пенсионерской поездки. С 1890 года имел звание профессора, а с 1877 по 1896 годы - директор Центрального училища технического рисования барона Штиглица (в советское время - художественное училище им. Веры Мухиной). За двадцать лет своего директорства Месмахер создал для студентов музей декоративно-прикладного искусства с богатейшими коллекциями, ставшими украшением крупнейших музеев.

Месмахер сочетал в себе черты художника, декоратора и архитектора, что позволило ему одновременно проектировать городские особняки, великокняжеские дворцы, отделку интерьеров. Его постройки хорошо известны . Это музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица (музей при училище Мухиной), архив Государственного совета на улице ул. Миллионной, 36 (Центральный государственный архив Военно-Морского Флота), Дворец князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, д.8. Особенным мастерством отличаются интерьеры, созданные по проектам Месмахера: в особняке Гагариной (Дом композиторов), особняке Половцева (Дом архитектора), дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых), императорского Аничкова дворца.

Супруга и ученица архитектора Варвара Андре была художником по керамике, её работы можно видеть в Алексеевском дворце: майоликовое обрамление камина в и настенные изразцы Парадной столовой.

Великий князь Алексей Романов


Что собой представлял великий князь как человек и государственный деятель, пожалуй, яснее всего дают представление мемуары его двоюродного брата, великого князя Александра Михайлович а: «Алексей Александрович… пользовался репутацией самого красивого члена Императорской Семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног… которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее, как Адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания, которые были по морским делам у этого Адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед и, после того, как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание Адмиралтейств-совета… Его повар был настоящим артистом». Многолетний роман великого князя Алексея Александровича с графиней З. Д. Богарне, имевшей на него большое влияние, давал постоянную пищу для великосветской скандальной хроники. Ходили упорные слухи, что за назначение управляющим Морским министерством Зинаида Дмитриевна или Зинок, как фамильярно именовали графиню в придворных кругах, взяла с адмирала Н. М. Чихачева миллион рублей…

А 1 ноября 1908 года весьма осведомленная супруга генерала от инфантерии А. В. Богданович записала в своем дневнике: «Сегодня в 6 часов утра скончался в Париже от воспаления легких великий князь Алексей Александрович. Как генерал-адмирал Алексей Александрович никуда не годился, - при нем начались все неурядицы в морском ведомстве. Хищения при нем процветали».

Фотогалерея

Дворец Великого князя Александра Михайловича более известен под названием Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание в стиле эклектики было построено знаменитым архитектором и художником И. Монигетти в 1850 году, отреставрировано и переработано в 1897 году.

В 1894 году состоялась свадьба Александра Михайловича и Ксении Александровны. Император преподнес молодоженам щедрый подарок – дворец на набережной Мойки.

Архитектурный облик здания отличается изысканностью и строгостью линий. Визуально дворец кажется выше благодаря высоким окнам, как бы прорезающим фасад в вертикальной плоскости. Венчает строение большой мезонин с балюстрадами, выполненными из небольших фигурных столбиков.

У дворца разбит сквер, который от улицы отделяет знаменитая кованая решетка – одна из самых красивых в Петербурге. Над въездом во двор размещен вензель княгини Ксении.

Внутренние интерьеры дворца выполнил инженер Н. де Рошефор. Убранство помещений изящное и строгое. Во дворце много колонн, барельефов, бронзовых статуй, лестниц с красивыми перилами.

В 1919 году в здание переехал Институт физкультуры им. Лесгафта. Интерьер переделали: под потолком появилось грандиозное мозаичное панно, посвященное спортсменам.

В наше время в корпусах дворца Александра Михайловича находится НГУ им. Лесгафта. Во дворе перед входом в здание установлен памятник Петру Францевичу Лесгафту – выдающемуся русскому ученому, разработчику системы физического воспитания, просветителю.

В заднем дворике дворца можно увидеть памятник Ленину, до 2012 года стоявший у Варшавского вокзала.

Дворец Александра Михайловича и Ксении Александровны является особо охраняемым объектом культурного наследия России.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Набережная реки Мойки 106

Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В середине XIХ века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой. В 1895-1897 гг. он восстанавливался архитекторами Николаем Владимировичем Султановым и графом Николаем Ивановичем де Рошфором (Рошефор). Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. «Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора». Кабинет Шателена — уютная небольшая комната с угловой темно-зеленой керамической печью. Дубовая панель вдоль стен имеет вставки с изображениями цветов и фруктов, выжженных и раскрашенных художником Ясинским. Верхняя часть стен затянута соломкой. Соломкой затянуты и кессоны потолка, образованные дубовыми балками, украшенными металлическими накладками. Комнату опоясывает фриз из керамической плитки с анютиными глазками и желтофиолями. Кабинет Шателена является уменьшенной копией «Кабинета наследника», будущего Николая II, в Беловежском дворце. «Соломенные комнаты» графа де Рошфора уникальны и, насколько известно, не имеют аналогий.

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Так дворец выглядел зимой 1914 года, за пол-года до Великой Войны.

Вид с набережной Мойки. Хорошо видна надстройка третьего этажа…(((

Главное крыльцо дворца

Деталь внешнего декора здания

Садовый балкон во дворце. Сидят на первом плане — паж Князь Императорской Крови Федор Александрович, моряк Кн. Имп. Крови Андрей Александрович, на заднем плане — Кн. Имп. Крови Ростислав Александрович.

Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Александр Михайлович был женат на Вел. Кн. Ксении Александровне — сестре Николая II. Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время Первой Мировой войны возглавляла госпиталь для раненных, устроенный в одном из флигелей дворца.

Прямо напротив дворца находится арка Новой Голландии, через которую когда-то выплывали прекрасные парусники…
Калитка и главные ворота, выходящие на набережную Мойки

Бальный зал дворца; В открытую дверь видна оранжевая гостиная с бюстом Великого Князя Александра Михайловича.
Фотография сделана зимой 1914 года

Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась. В 1919 г. во дворце разместился Государственный институт физического образования — сейчас Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Оранжевая гостиная; через дверь видна белая гостиная.

Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Александр Михайлович
и их дочь, Ирина, будущая жена Феликса Юсупова, убийцы Распутина

Мавританский кабинет. На полу настоящий китайский ковер — подарок Китайского Императора.
Фотография сделана зимой 1914 года

Голландская комната; в перспективе — белая гостиная, далее столовая.
Фотография сделана зимой 1914 года

Кое что из современных интерьеров дворца — сохранившийся камин.

Фрагмент спинки кабинетного дивана.
Фотография прислана Еленой Прониной.

Боковые флигели дворца

Парадная дворца сегодня.
Дворцовая передняя изнутри, за этим парадным входом, в 1914-году.
Справа стоит казак Императрицы Марии Феодоровны

Ну а теперь моя любимая тема — связь с Одессой. Великий Князь Александр Михайлович был Председателем Императорского Одесского Общества истории и древностей. Кстати его членом был также и брат Александра Михайловича, Георгий.

Династия Романовых является предметом моего пристального изучения. Поэтому попасть во дворец Александра Михайловича на Мойке (ныне Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) - давнее желание. Хотя мне приятней называть его дворцом Ксении Александровны. Тезка, да и рангом повыше своего супруга. Все-таки дочь и сестра императоров, а Сандро - только внук и двоюродный дядя.

Экскурсий по учебному заведению не проводят, но мы получили разрешение ректора на осмотр исторических помещений. Правда, от интерьеров практически ничего не осталось - после революции здание горело, в войну в него попала бомба, да и новые владельцы не стремились сохранить роскошное убранство. Тем ценнее уцелевшие приметы прошлой жизни, которые нам удалось увидеть.

Сотрудники «Исторического центра» университета совместили наше посещение с визитом Е.И. Жерихиной - исследователя-краеведа, автора многочисленных публикаций и книг о Петербурге. Поэтому были осчастливлены полноценной экскурсией от специалиста.

Сначала прошли во флигель управляющего Шателена – ныне кабинет ректора.

Затем зашли в сам дворец.

На парадной лестнице удалось сделать сравнительную фотографию «сквозь столетие».

Лестница на второй этаж была встроена после войны.


Наконец, половина хозяйки. Камины, дубовая лестница и умывальник.

После проследовали в апартаменты Великого князя, где полюбовались адъютантской и кабинетом. Помимо деревянного потолка и шкафов, сохранился шикарный камин. Но он заставлен книжными полками, поэтому сфотографировать удается только сбоку.

Университету также принадлежит здание бывшего Демидовского дома призрения трудящихся. Решили заглянуть и туда, чтобы осмотреть старинные лестницы, печи и фрагменты отделки.

Любопытна и дворовая территория. Здесь растет трехсотлетний дуб, по легенде перевезенный из Крыма Потемкиным в угоду Екатерине II,

и стоит памятник Ленину с Варшавского вокзала, спасенный ректором от переплавки.

Рядышком поилка для лошадей у бывших конюшен.

Так много эпох переплелись в одном месте…

Совместно с «Домом культуры Льва Лурье» «Бумага» продолжает проект «Петербург 100 лет назад». Что происходило в городе в начале века: чем торговали лавки, как развлекались горожане, как жили простые люди и самые известные петербуржцы дореволюционной России. Всё о Петербурге век назад - в газетных заметках и исторических зарисовках.

Как и с кем изменяли великие князья и княгини, кто из Романовых сбежал с капитаном, каким образом Николай II пытался мешать родне жениться на простолюдинах и что творилось во дворцах вокруг самого популярного из нынешних ЗАГСов - рассказывает Лев Лурье.

Именно на Английской набережной поначалу селились англичане, что и дало ей название. Причина тому очевидна - здесь находился порт. Расцвет английского землячества приходится на царствование Екатерины II, когда Англия была главным торговым партнером Российской империи. Для английского флота Россия вывозила строевой лес для кораблей, холсты для парусов, уральский чугун для такелажа, пеньку для изготовления канатов и даже солонину для морской кухни.

Англичане же в свою очередь научили нас футболу, баскетболу и хоккею. И первые катки заливали прямо на набережной.

В этом же квартале располагается главная и единственная церковь английской колонии в Петербурге и десятки красивейших дворцов, которые принадлежали многим великим князьям.

Дворец бракосочетания

Здание, в котором ныне сочетаются брачным союзом сотни влюбленных пар, обязано своим появлением семье фон Дервизов. Павел фон Дервиз - человек, оказавшийся, что называется, в нужное время в нужном месте. По натуре он был холерик, из приличной дворянской семьи, окончил Училище правоведения, благодаря чему имел обширные связи. Из всех богачей того времени фон Дервиз больше всех похож на олигархов 90-х. Когда начался железнодорожный бум, он оказался в министерстве путей сообщения, и ему стали известны все планы строительства железных дорог. Буквально за несколько лет фон Девиз сказочно обогатился. Заработав 10 миллионов рублей чистой прибыли, он уехал жить в Ниццу.

После смерти фон Дервиза его вдова Вера Николаевна подарила дворец своему сыну Павлу Павловичу. Однако в этом доме он так и не жил, предпочтя дворцу рязанское имение. Интересно, что в 1914 году после начала войны с Германией Павел Павлович фон Дервиз обменял свою немецкую фамилию на фамилию Луговой.

Так как младший Павел фон Дервиз в Петербурге был наездами, дворец на Английской набережной сдавался в аренду. В 1903 году новым владельцем особняка стал великий князь Андрей Владимирович, младший сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны. Вероятно, самый приятный и интеллигентный из всех братьев. Как и многие, Андрей Владимирович был влюблен в балерину Матильду Кшесинскую, которая была старше его на десять лет. При первой же встрече он так был покорен ее красотой, что не мог сказать ни слова, а лишь пролил ей на юбку красное вино.

Никаких шансов стать женой великого князя у Матильды не было, но они жили в гражданском браке, у них даже родился общий сын. После наступления революции Кшесинская улизнула в Париж, где основала танцевальную студию, пользовавшуюся невероятной популярностью. При этом все знали, что «офис-менеджером» этой школы работал сам великий князь. Уже после смерти Андрея Владимировича в эмиграции Матильда получила от его брата княжеский титул.

Румянцевский дворец

Дворец был построен для Николая Петровича Румянцева, фактически являвшегося министром иностранных дел. Именно он, например, вел важнейшие переговоры с Наполеоном. Кроме того, он имел большую коллекцию живописи, книг и рукописей, которые впоследствии были переданы в Москву, в музей, названный его именем.

После смерти Румянцева дворец сменил множество хозяев, и, в конце концов, перешел к Евгению Максимилиановичу Романовскому, пятому герцогу Лейхтенбергскому. Сам он был человек развратный, пьющий. Его женой была Зинаида Скобелева, сестра генерала Михаила Дмитриевича Скобелева и необычайная красавица. Она сразу начала наставлять рога мужу. Романовский, впрочем, был не против. Зинаида вскоре стала жить с великим князем Алексеем Александровичем, секрета ни для кого в этом не было. Герцог Лейхтенбергский мог даже сидеть с ними за одним столом. Считалось, что он мирился с этим, потому что жил за счет Алексея Александровича, и как бы «отдал жену в аренду».

У Зинаиды была дочь Дора или просто Долли. Она вышла замуж за Льва Кочубея и вместе с ним поселилась во дворце, но они не очень ладили. Унаследовав красоту матери, Дора так же любила легкие романы. Был интересный случай, когда на набережной напротив их дома остановился миноносец. Капитан-лейтенант, увидев Дору, стоявшую на балконе, стал разглядывать ее в подзорную трубу и был так поражен, что приказал спустить шлюпку и подплыть ко дворцу. В результате Дора уехала с ним и вышла за него замуж. Морской министр доложил об этом случае Николаю II: проступок заключался не в том, что капитан-лейтенант увел чужую жену, а в том, что он привел женщину на корабль. На это Николай II ответил, что не будет его наказывать: он и так довольно наказан судьбой.

Дора Лейхтенбергская была единственной из Романовых, не уехавшей в эмиграцию. При советской власти она работала в рукописном отделе публичной библиотеки. Были разные версии того, почему ее не трогали. Одна из них - связь с разведкой. Однако в 1937 году ее, тем не менее, расстреляли.

Дом Меншикова

Этот дом с 1910 года принадлежал великому князю Михаилу Александровичу, младшему брату Николая II. После отречения от престола Николая II, Михаил Александрович несколько дней даже был главой государства. Но совершенно лишенный властолюбия, он быстро от этой должности отказался.

Мария Федоровна, мать Михаила Александровича, жила большее время в Гатчине, где была шефом стоявшего там полка «Синие кирасиры». Михаил Александрович служил как раз в этом полку. Однажды в тех краях появилась видная девушка Наталья Шереметьевская, которая тогда была замужем за сослуживцем Михаила Александровича, но с первого взгляда влюбилась в великого князя. Она не хотела быть «простой крестьянкой» и настаивала на браке.

Николай II не одобрял эту идею. Более того, император чувствовал себя униженным и оскорбленным, так как число таких неравных браков в семье Романовых росло. По его велению за влюбленными следили, и даже заграничные священники были предупреждены, чтобы ни в коем случае не венчать эту пару. Русских подданных вообще пугали тюрьмой. Тем не менее, Наталья была неглупой и упрямой и нашла боснийского священника, не побоявшегося российского преследования. За нужную сумму он обвенчал Михаила Александровича и Шереметьевскую в Вене. Семья, конечно, была в ужасе. Им пришлось выгнать молодых из дворца. Только в 1914 году Михаил был прощен, и как профессиональный военный командовал дивизией во время Первой мировой. А его жена Наталья получила титул и стала графиней Брасовой.

Дальнейшая их судьба была печальна. После революции большевики отправили Михаила в Пермь. При приближении «белых» в 1918 году он был ликвидирован большевиком Мясниковым. Существуют даже воспоминания «Как я убил Михаила Александровича», которые были опубликованы после перестройки.

Дворец барона Штиглица

В конце Английской набережной находится дворец барона Штиглица. Александр Людвигович поселился в своем доме сразу после окончания отделки помещений, в 1862 году. Он занимался благотворительностью, был очень богат: брать в долг у него мог сам Николай I, Штиглиц был его придворным банкиром. Важная заслуга Штиглица заключалась в том, что когда у великого князя Михаила Павловича родилась незаконная дочь, она была как бы подкинута на ступени дома Штиглица, он же ее и воспитал, так как не имел свой семьи.

В 1887 году дворец купил великий князь Павел Александрович, самый любимый дядя Николая II. Павел Александрович командовал в лейб-гвардии конным полком, любил семью и лошадей. Он был женат на Александре Георгиевне, принцессе Греческой и Датской, родившей ему сына Дмитрия Павловича. Именно ему потом выпало убить Распутина. Будучи беременной вторым ребенком, Александра Георгиевна спрыгнула с обрыва в лодку и умерла, но недоношенную дочь Марию смогли спасти. Воспитанием осиротевших детей занималась семья брата Павла Александровича - Сергея Александровича. Своих детей у него с женой не было, и ходили слухи, что причиной бездетности была нетрадиционная ориентация Сергея Александровича.

Николаевский дворец

Главным архитектором императорской семьи в те годы был Андрей Иванович Штакеншнейдер, и этот дворец - типичный пример его архитектуры. Дом принадлежал сыну Николая I - старшему Николаю Николаевичу. Он был женат на Александре Петровне, которая, как считалось, была чудачкой и плохой хозяйкой. Кроме того, очень набожной. В результате она влюбилась в своего священника и стала жить с ним, потом уехала в Киев и основала Покровский монастырь, где считается местной святой.

Николай Николаевич стал жить с балериной Екатериной Числовой. Она держала мужа в черном теле, говорят, однажды даже била его галошей по лицу. При этом у них было пятеро детей. В 1914 году на Манежной площади поставили памятник Николаю Николаевичу, но при советской власти монумент пропал.

Крюковские казармы

Для негвардейских моряков в 1844–1852 годах были построены казармы, которые после октября 1917 года приобрели дурную славу. Матросы начали февральскую революцию с того, что перебили 120 своих офицеров на базе в Хельсинки, в том числе командующего Балтийским флотом. Править бал стали Павел Дыбенко и Анатолий Железняков.

Дыбенко помимо революционной деятельности был известен тем, что состоял в браке с Александрой Коллонтай. Когда немцы подошли к Нарве и Пскову, для отпора им послали эшелон матросов, которые на одной из железнодорожных станций обнаружили цистерну со спиртом, после чего на фронт уже не поехали. Тогда только плачь жены спас его от позорного расстрела.

Недавно в здания крюковских казарм должен был переехать Военно-морской музей. В ходе переезда было потеряно некоторое количество материала, директора музея посадили. В итоге оказалось, что здание казарм поражено грибком, и музей здесь находиться не может.

Напротив Новой Голландии находится еще один великокняжеский дворец - дворец Александра Михайловича, одного из самых живых и бойких Романовых. Сначала он был ближайшим приятелем Николая II и даже женился на его сестре Ксении. Жили они все вместе в Зимнем, пока строился их дворец.

Александр Михайлович был страшным выдумщиком, часто его идеи приводили Империю к огромным убыткам: например, именно он был одним из инициаторов русско-японской войны. В какой-то момент из Зимнего дворца его все-таки попросили, и он уехал за границу.

Заскучав там, он вычитал в газете, что французский авиатор и изобретатель Луи Блерио перелетел через Ла-Манш. В тот же день Александр Михайлович вернулся в Петербург создавать русскую авиацию.

После событий 1917 года семья Александра Михайловича уехала в эмиграцию, где их содержала мать Ксении - Мария Федеровна. Когда же они продали последнее яйцо Фаберже, Александр Михайлович бросил жену. Жил он на то, что читал лекции о спиритизме.

Дочь Александра Михайловича Ирина была женой Феликса Юсупова. Интересно, что Распутин в день убийства пришел к Юсуповым как раз, чтобы познакомиться с Ириной, а она, по року судьбы, была в гостях у родителей.

Loading...Loading...