Схема управления при Петре I. Система центрального управления при Петре I Схема органов государственной власти при петре 1

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I


Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I “

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году Петром 1 был сформирован правительственный сенат?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

По мере усиления самодержавной власти Боярская дума утрачи-вала своё значение. Пётр I прекратил пожалование в думные чины, и Дума стала «вымирать». В правление Петра I Земские соборы были забыты.

Учреждение Сената

Коллегии и приказы

В 1717 г. Пётр I определил название центральных органов госу-дарственного управления и их задачи. Изданный царем указ гласил: «...Учинены коллегии, то есть собрании многих персон вместо при-казов». Коллегии — это органы центральной исполнительной вла-сти. По количеству их было намного меньше, чем приказов.

При этом аппарат приказов окончательно не был уничтожен. Часть из них стали канцеляриями, которыми управляли назначен-ные начальники. Местные учреждения власти были тесно связаны с коллегиями.

При Петре I существовал Преображенский приказ — это был орган по-литического сыска. Он подчинялся только царю. Возглавлял его Ф. Ю. Ро-модановский. Этот приказ разбирал преступления против царя, церкви и го-сударства.

Святейший Синод

Формирование сложной системы государственных учреждений с целой армией чиновников-бюрократов происходило в Европе в период складывания государств Нового времени — абсолютных, т. е. не подотчётных никому, монархий.

Образцом абсолютизма стали Франция при Людовике XIV (1643-1715) и Россия от правления Алексея Михайловича до Петра I (1645-1721). Не слу-чайно Алексея Михайловича объявили «царём-солнце» на пару лет раньше, чем Людовика XIV! Для обоих государств было характерно всевластие пра-вителя, опирающегося на мощный бюрократический аппарат, армию и все-сильную полицию.

Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.

Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо думы был устроен «сенат»; вместо приказов — «коллегии»; страна была разделена на 8 «губерний». Всё стало похоже на западный строй.

Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне, становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.

Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре начались частые крестьянские восстания.

Финансовая реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов вёлся строго и казна при Петре постоянно пополнялась.

Знак об уплате пошлины за бороду

Целью образования стало давать учащимся как можно больше научных и военных знаний. т. е. образование отходит от традиционной русской духовности и начинается увлечение материалистичным гуманизмом. Все высшие школы устраивались на западный лад, где о Боге уже нет и речи. При Петре также был введен новый, упрощённый гражданский шрифт для печатанья всех книг, кроме церковных. Это ещё больше ускоряет модное на западе «отделение церкви от государства».

Буквы нового гражданского шрифта выбраны Петром I, зачёркнутые буквы не приняты.

Как своего рода образование, Пётр заставлял людей устраивать вечерние собрания с танцами («ассамблеи»), куда гости, нарушая церковные правила, должны были приходить со своими жёнами и дочерьми. Это тоже делалось для того, чтобы русское общество больше походило на западное.

Кроме этих главных реформ, Пётр сделал множество других более мелких изменений.

При Петре вся русская жизнь изменилась и по виду начала походить на европейскую. Даже название «Московское государство» не нравилось Петру и Россия стала называться «империей», а себя Пётр стал называть «императором». Это изменение в названии, как и многие другие петровские новшества, не было хорошо продумано: термин империя подразумевает насильственный захват людей и земель под власть императора — т. е. как раз то, чем Россия никогда не занималась.

Все эти перемены, особенно отмена патриарха, ослабление церкви, требования отказываться от своего родного быта и закрепощение крестьян были чужды русским людям.

Цели урока:

Обучающие:

  • охарактеризовать государственные реформы Петра I,
  • определить цель и итоги реформирования государственного управления.

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы,
  • обобщать исторический материал,
  • работать с картой и историческим источником.

Воспитательные:

  • развитие чувства патриотизма и толерантности.

Задачи:

  • усвоить понятия: абсолютизм, Синод, Сенат, коллегии.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • учебник Данилов “История России для учащихся 7 класса”,
  • тесты.

Ход урока

I Организация класса.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор.

II Работа по теме.

1. Актуализация знаний.

Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы) на доске

В чём неудобство данной системы?

(Могли ли сотни приказов, между которыми не было чёткого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?)

Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с преобразованиями Петра I в области государственного управления (запись темы) слайд 1

В ходе изучения материала мы должны ответить на вопрос

Была ли новая система более эффективной? слайд 2

3.Работа с документами и схемой.

А. Император.

Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721года) слайд 3

В результате каких событий введено это изменение?

Б.Сенат.

Постепенно Боярская дума потеряла своё значение

Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?

Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.

Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат?

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Контроль над деятельностью Сената осуществлял генерал – прокурор. Первым генерал – прокурором был П.И. Ягужинский. Слайд 5

Внесите изменения в нашу схему. Слайд 6

В. Коллегии

Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия.

Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

  1. Кто автор этого указа?
  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?
  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  4. Кто входил в состав коллегий?
  5. Объясните, что входит в понятие “Генеральный регламент”?

За каждой коллегией были закреплены определённые обязанности.

Приложение 3 Слайд 8

В 1721 г. Учреждена Вотчинная коллегия – ведала землями дворянства.

Приказ тайных дел был переименован сначала в Преображенский приказ, а затем в Тайную канцелярию, которая занималась политическим сыском.

В 1720 г. был введён Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты. Они управляли городским населением.

Внесите изменения в схему. Слайд 9

Г. Церковная реформа.

В 1721г. Была создана ещё одна особая коллегия. Слайд 10

О ней вы узнаете, прочитав пукт учебника “Церковная реформа” стр.118.

Ответьте на вопросы.

1) Как называлась эта коллегия?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

Внесите изменения в схему. Слайд 11

Д. Областная реформа.

В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике стр. 117.

Заполните схему местного управления. Слайд 12

В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть над некоторыми старыми уездами.

Е. Табель о рангах.

Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.

В чём недостаток этой системы?

Проведение реформ требовало много талантливых людей. Пётр старался привлечь таких людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714г. Указ о единонаследии и 1722г. Табель о рангах.

Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком.

На стр.121 прочитайте выдержку из указа о Единонаследии.

С какой целью был издан этот указ?

К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

Какое обеспечение получали остальные дети?

В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Рассмотрите Табель о рангах.

Приложение 5 Слайд 14-15

О чём этот документ?

Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

Теперь старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Согласно новому закону всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 9 по 14 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а так же денежное содержание.

Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Табель закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Ж.Анализ

В целом это все основные изменения в системе государственного управления.

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. Слайд 16

Определите форму государственного правления.

Самодержавие – стр.55 учебника.

Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

Каково значение петровских преобразований государственного управления?

IV Закрепление изученного.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы был образован............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы.................., работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал.................... .

4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5.С принятием в 1722 году............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Взаимопроверка. Ответы на слайде 17

1. правительствующий Сенат

2. Коллегии

3. император (царь)

4. Табель о рангах.

V Рефлексия

Что было трудно?

Что легко?

Общая оценка работы класса на уроке.

Петр I как реформатор государственного управления

Петр I являлся представителем династии Романовых. Он был провозглашен последним Царем Всея Руси в 1682 году в десятилетнем возрасте, спустя семь лет взял на себя самостоятельное управление государством российским. Петр I стал первым Императором Всероссийским, которым был провозглашен в 1721 году. До 1696 года соправителем Петра I выступал его брат Иван, но на формальной основе. Петр I находился во главе российского государства в течение 42 лет.

Для Петра I были характерны увлечение заграничным образом жизни, высокий интерес к наукам. С намерением почерпнуть иностранный опыт управления государством, промышленностью, флотом и иными сферами Петр I совершил длительную поездку по странам Западной Европы, результатом которой стало проведения масштабных реформ российской системы государственного управления и общественного уклада. К числу важнейших достижений Петра I относится решение задачи расширения российской территории, позволившее ему провозгласить себя императором.

Современники описывают Петра I как сметливого, сноровистого, веселого, прямолинейного человека, способного на проявление жестокости.

К числу заслуг Петра I относят реформу государственного управления, проведение преобразований в армии, создание военного флота, осуществление реформы церковного управления, осуществление финансовой реформы, мер развития промышленности и торговой сферы.

Значительное внимание Петр I уделял борьбе с устаревшим образом жизни, старался приобщить дворянство к образованию и светской культуре. Петр I понимал значение просвещения, поэтому в период его правления было многое сделано для развития науки и образования.

Реформы государственного управления, реализованные Петром I

Петр I осуществил коренную перестройку всей системы государственного управления в стране. Одним из наиболее значимых изменений являлась смена Боярской думы 1699 года Ближней канцелярией, состоящей из восьми доверенных лиц государя, называемых Петром первым «конзилией министров». Данный орган выступил предшественником Сената 1711 года, сосредотачивающего в себе административно-управленческую, иногда законодательную и судебную власти. Сенаторами обсуждались государственные дела и осуществлялось коллегиальное принятие решений.

Также в 1711 году было осуществлено введение должностей фискалов в центре и на местах, полномочия которых предполагали осуществление контроля деятельности государственной администрации, выявление фактов несоблюдения, нарушения указов, взяточничества и казнокрадства, донесение информации о выявленных случаях государю и Сенату. В отношении представителей данных органов предусматривались многообразные поощрения, освобождение от податей, подсудности местным властям и ответственности за ложные доносы.

На Сенат возлагалось руководство всеми учреждениями государства, однако деятельность самого Сената также контролировалось. Начиная с 1715 года контроль Сената возложен на генерала-ревизора, в последствии на сенатского обер-секретаря, с 1722 года на генерал-прокурора и обер-прокурора. Кроме того, должности прокуроров, осуществляющих контроль, имелись и в других государственных учреждениях. На контролирующее лицо вас возлагалась обязанность контроля не только процесса принятия решений, но и их исполнения. Генерал, осуществляющий контроль Сената, мог приостанавливать незаконные постановления Сената и опротестовывать их. Лица, контролирующие Сенат, находились в прямом подчинении государя.

В 1720 году был опубликован Генеральный регламент коллегий, в соответствии с которым присутствие каждой коллегии включало в себя такие должности как президент, вице-президент, четыре единицы советников и четыре единицы асессоров. Заседание присутствия осуществлялась ежедневно. Коллегии находились в подчинении Сената. Самим коллегиям подчинялись местные учреждения. Коллегии пришли на смену десяткам старых приказов. Их численность по сравнению с приказами сократилось до 11. В отношении коллегий устанавливалось строгое разделение функций.

В число коллегий входили следующие:

  • иностранная коллегия, ведавшая иностранными делами;
  • военная и адмиралтейская коллегии, осуществляющие руководство армией и флотом соответственно;
  • юстиц-коллегия, осуществляющая руководство судебными делами;
  • штатс-контор-коллегия, осуществляющая контроль государственных расходов;
  • камер-коллегия, контролирующая государственные доходы;
  • ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расходование казенных средств;
  • коммерц-коллегия, контролирующая торговую сферу;
  • берг-мануфактур-коллегия, осуществляющая управление легкой и металлургической промышленностью, и так далее.

Замечание 1

Коллегии объединили в себя множество ранее действовавших приказов, например, юстиц-коллегия осуществляла функции семи приказов.

Наряду с коллегами действовало несколько учреждений, по существу выполнявших аналогичную роль. Примером такого учреждения являлся Синод, в ведении которого находилось управление церковными имениями и делами. Особой формой коллегии являлся Главный магистрат, управляющий городами, на Преображенский приказ, как и прежде, возлагались функции политического сыска.

Еще одним значимым направлением государственного переустройства при Петре I стало изменение территориального деления государства. В 1708 году Петром I было выделено в восемь губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская, далее – Воронежская. Во главе каждой губернии находился губернатор, объединяющий в себе административную, полицейскую, судебную и финансовую власть. В 1719 году Петр I увеличил число губерний до 11 и разделил страну на более мелкие территориальные единицы – 50 провинций, которые, в свою очередь, разделялись на дистрикты.

Loading...Loading...