Бухарский язык. Язык бухарских евреев. Какой из всего этого можно сделать вывод

БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) - субэтническая группа, жившая на момент завоевания Россией Средней Азии в городах Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства; исторически носители бухарско-еврейского диалекта.


Происхождение термина «бухарские евреи»

Европейские путешественники, до российского периода посещавшие места, где была иудейская школа и молитвенный дом (бейт кнессет), называли их бухарскими иудеями. Однако при установленнии российской власти, когда Бухарский эмират ещё оставался полунезависимым вассалом, в российских документах появился термин бухарские евреи . Им называли граждан Бухарского эмирата, бежавших вследствие религиозных притеснений из эмирата в приграничные районы, полностью контролируемые русскими властями. Позднее, в советское время, термин закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями.

Языки общения

Традиционный разговорный язык, называемый бухарским, представляет из себя бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта фарси или еврейский диалект таджикского языка. Другие языки: иврит, узбекский и русский, а также языки стран проживания.

Основные общины

Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): Самарканд (Узб.), Ташкент (Узб.), Душанбе (Таджикистан), Бухара (Узб.), Коканд, Андижан, Маргилан, Хатырчи, Шахрисабз, а также в Южном Казахстане и в столице Киргизии - Бишкек.

Численность

На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев может быть оценено так:

в конце XIX в. - 16 тысяч,
в 1910-е гг. - 20 тысяч,
в конце 1920-х - начале 1930-х гг. - также 20 тысяч,
в конце 1950-х гг. - 25 тысяч,
в конце 1960-х - начале 1970-х гг. - 30 тысяч человек.

В 1970-е годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в Израиль. На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) - 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи - в Израиле и около 3 тысяч - в остальных странах.

В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль «Бухара а-яффа» - «Красавица Бухара». Обычно его посещают не только бухарские евреи - иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 400 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев.

Миграционные потоки


После распада Советского Союза эмиграция усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в Израиль, США, Австралию и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные - в США, Канаде и Австрии. В конце XX века в Средней Азии оставалось менее 10% от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев. В России по переписи 2002 года 54 человека идентифицировали себя как бухарские евреи.

История

Самым ранним археологическим свидетельством о пребывании иудеев на территории среднеазиатского региона являются руины древних синагог и черепки с ивритскими надписями и именами от II века до н.э., обнаруженные при раскопках в городах Мерв Байрам-Али в 1954−1956 гг. В Персидской империи Ахеменидов иудеи жили в Вавилонии, в Малой Азии, в Иудеи и в Египте. В среднеазиатский же регион иудеи проникли вместе с греками из Вавилонии и жили в Греко-Бактрийском царстве. Это было время, когда иудеям было характерно жить в греческих колониях по всему эллинистическому миру. Если со временем среднеазиатские греки ассимилировались и расстворились, то иудеи смогли сохранить свою религиозную идентичность. В IV веке иудейский учённый Шмуэль бар Бисна, который являлся членом Талмудической академии в городе Пумбедита, совершил путешествие в среднеазиатский регион Маргиана (современный Мерв) и упомянул о местных иудеях. Это было время когда и Мерв и Помпедита входили в состав персоязычной Сасанидской империи. То есть иудеи жившие в этом государстве были уже персоязычны. Персы, которые исповедовали зороастризм, хорошо были знакомы с иудаизмом и последователей иудейской религии называли джухут. Это персидское слово является искажённым простонародным названием иудеев от самоназвания йехуди. Иудаизм был широко распространён в Сасанидской империи. С V по X в. существовал клан иудейских купцов раданиты, которые контролировали глобальную торговую империю. Родным языком этого клана был персидский язык, однако многие из них владели различными языками. Их торговые пути проходили также через среднеазиатский регион. В это время существовало государство Хазарский каганат, в состав которого входили некоторые среднеазиатские земли. Влияние и количество евреев в этом государстве было настолько велико, что царская тюркоязычная языческая династия под их влиянием перешла в иудейскую веру. В XII в. европейский путешественник Вениамин Тудельский совершил путешествие на Восток и в своей книге упомянул о евреях, живущих в среднеазиатских городах:

От Исбагана (Исфахан) четыре дня пути до персидской земли Шипаз, где около десяти тысяч евреев. Оттуда на расстоянии семи дней пути стоит на берегу реки Гозан большой город Гина (Хива), в нем до восьми тысяч евреев; город торговый, в который съезжаются с товарами купцы всех на свете наций; расположен на обширной равнине. В расстоянии пяти дней пути лежит на границе персидского царства большой город Самаркут (Самарканд), в нем до пятидесяти тысяч евреев, между которыми есть люди ученые и богатые. Начальствует над этой общиной насираввин Обадия. »


Это было время, когда контроль над среднеазиатским регионом уже перешёл от Аббасидов и Газневидов к Сельджукам, которые подчинили под свою власть и Хорезмшахов. О взаимоотношениях мусульман с евреями в сельджукской столице Багдад и о взаимоотношениях столичных евреев с провинциальными евреями Вениамин Тудельский писал следующее:

« ...В Багдаде десять академий (иешив); глава самой главной из них есть раввин Самуил бен Али, который вместе с начальниками прочих академий (иешив) разбирает тяжебные дела всех евреев, живущих в этой стране, каждый день в неделе, кроме второго дня, или понедельника. Раввин Даниил, сын Хасдая, называемый "реш-галута (экзиларх)", имеет родословные акты, доказывающие происхождение его от царя Давида. Евреи называют его "адонену - рош га-гола (ивр. господин наш - глава изгнания‎)", а измаильтяне (арабы) именуют "сайидна бен-Дауд (араб.господин наш - потомок Давида)", и он имеет неограниченную власть над всеми общинами израильскими во владениях "повелителя правоверных (Халифа)", владыки измаильтян. Так завещал Халиф и своему потомству и вручил экзиларху печать для утверждения власти его над всеми живущими во владениях Халифа еврейскими общинами. Он приказал также всем израильтянам и евреям и всем народам своего царства вставать пред экзилархом и ему кланяться, под опасением наказания ослушника ста ударами. Когда же экзиларх едет на поклонение к царю, то сопровождают его всадники из евреев и других наций, кричат впереди его по-арабски: "Амилу тарик ли-сайидна бен-Дауд", что значит: "Дайте дорогу господину нашему, сыну Давида!" Сам он едет тоже на коне,

в шелковой вышитой одежде, с высоким на голове тюрбаном, на который накинут большой белый платок, а сверху цепь. Власть экзилархараспространяется на все еврейские общины следующих стран: земли сеннаарской, Персии, Хорасана, Сабы, или Йемена, Диарбекира, всей Месопотамии, земли Кут, жители которой обитают на горах Араратских, земли Алании, окруженной горами и не имеющей другого выхода, кроме Железных ворот (Укрепления в Дербенте), жители которой называются аланами, земли Сикарии, всех стран тогармских (турецких) до гор Асны, страны гергенов до реки Тихона, они же древние гергесеи и исповедуют веру христиан, и далее до границ земли Тибета и Индии. Живущие во всех этих землях еврейские общины получают от одного только экзиларха разрешение назначать в синагоги раввинов и хазанов, которые и должны являться к нему за получением рукоположения и права на должность, и по этому случаю приносятся ему дары, а также известный ежегодный налог со всех концов света. Во владении экзиларханаходятся многие большие гостиницы с рощами и садами в Вавилонии; кроме того, он имеет обширные поместья, доставшиеся ему по наследству и которые у него никто отнять не может. В Багдаде он содержит гостиницы для евреев, получает определенную годовую подать с рынков и с торговли вообще, кроме того, что приносится ему из отдаленных стран, так что очень богат. Притом же он очень ученый человек, знаток Святого Писания и Талмуда и гостеприимен: за столом у него ежедневно обедают много евреев. Во время назначения в должность расходуются огромные суммы на подарки Халифу, князьям и вельможам его, и это в тот именно день, когда Халиф рукоположением своим утверждает его в должности. После чего его сажают во вторую царскую колесницу и везут, при звуках барабанов и флейт, из царского дворца в его собственный дом, где он в свою очередь возложением рук утверждает в должностях глав и членов академий (иешив). »

В XIII в. впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с XVI в. становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии. До начала XVI в. общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распад этой большой общины в начале XVI в. на общину персидских евреев и общину евреев Афганистана и Средней Азии и распадение этой последней на афганских и бухарских евреев во второй половине XVIII в. связано с рядом событий политической истории, резко ослабившими контакты между евреями, проживавшими в соответствующих регионах. В городе Бухара евреи проживали отдельно от мусульман в трёх кварталах- махалля: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира). В Самарканде еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская синагога «Канесои Гумбаз», построенная в1891 году, сохранилась до наших дней. В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-аршина, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.В середине XVIII в. происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев вислам и возникает община чала (буквально «ни то, ни сё») - евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются узбеками.

После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на туземных евреев, сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории Туркестанского края‎ на момент российского завоевания и местное происхождение предков и бухарских евреев. Туземные евреи считались российскими подданными, купцам разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России. На бухарских евреев, даже если они были ближайшими родственниками официально туземных законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело. В 1920-егоды в Узбекистане действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы. В 1930-х годах все они были закрыты, бухарско-еврейская интеллигенциярепрессирована. В 1951 году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога «Канесои Гумбаз

Традиционные занятия

Основными традиционными занятиями бухарских евреев были окраска шерсти и ткани, а также мелкая торговля. Название красильщиков кабудгари происходит от таджикского кабуд - синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.

: 400 чел. (1938)
: 1 тыс. чел.

Классификация Категория : Семитская семья Западносемитская ветвь Центральносемитская группа Аравийская подгруппа Языковые коды ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Буха́рский диалект арабского языка - одна из среднеазиатских разновидностей арабского языка .

В 1938 году на бухарском диалекте разговаривали около 400 арабов в деревнях Джовгари, Чагдари и Шахан-бек в Гиждуванском районе и в селении Арабхона в Вабкентском районе . Большинство арабов владели двумя или тремя языками (родной диалект и узбекский или таджикский языки) . Бухарские арабы жили оторванно как от местных жителей, так и от носителей другого арабского диалекта Узбекистана - кашкадарьинского . Бухарский и кашкадарьинский диалекты невзаимопонятны. На первый больше повлиял таджикский язык, на второй - узбекский .

Напишите отзыв о статье "Бухарский диалект арабского языка"

Примечания

Литература

  • В. Г. Ахвледиани. . - Мецниереба, 1985.
  • Г. Г. Чиковани. Бухарский диалект арабского языка. - Тбилиси. - 194 с. - ISBN 978-9941-9079-3-7 .
  • Reem Khamis-Dakwar, Karen Froud. The Arabic of Bukhara // . - John Benjamins Publishing Company, 2014. - 304 p. - ISBN 9789027269683 .
  • Otto Jastrow (англ.) .

Отрывок, характеризующий Бухарский диалект арабского языка

– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

БУХАРСКО-ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК: ЧТО ВПЕРЕДИ?

Д-р Владимир МЕСАМЕД

Рецензия на: Гулькаров Й. Этимологический словарь бухарско-еврейского языка с переводом на русский, английский и иврит. - Тель-Авив, 1988; 484 с.

Центральная Азия - уникальный по своему этно-языковому многообразию регион. Здесь причудливо переплелись десятки культур, в мирном соседстве издавна живут народы, говорящие на тюркских и иранских языках. Да и не только на них. Работавший здесь в 70-ые годы ХIХ века русский естествоиспытатель А. Вилькинс описал даже бытующие здесь индоарийские диалекты .

Бухарские евреи вносят колоритный штрих в этническую картину этого региона. Их можно по праву считать одним из древнейших этносов Центральной Азии. Различные археологические данные, письменные источники подтверждают историю их проживания на территории таких нынешних новых независимых государств как Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан на протяжении не менее полутора - двух тысяч лет. Бухарско-еврейские общины располагались преимущественно в городских центрах на громадном протяжении от Мерва до нынешнего Синьцзяна, а их жизнь нашла свое отражение в работах таких историков Востока как Табари, Бируни, Наршахи, Арузи Самарканди. Побывавший в ХII в. в Самарканде известный средневековой путешественник и географ Бениамин из Туделы отметил в своих записках наличие в этом городе развитой еврейской общины численностью примерно 50 тыс. человек .

Города региона до их пор хранят многочисленные напоминания о символике иудаизма. Так, шестиконечную звезду Давида можно увидеть, например, в дворцовом комплексе последнего эмира Бухары Саида Алимхана, где рамы целого ряда окон выполнены в форме шестиконечной звезды. Встречается она и как элемент орнамента других архитектурных памятников этого древнего города.

Многолетнее соседство бухарских евреев с узбеками и таджиками причудливо отразилось и в богатом фольклоре этих народов, где встречаются реалии еврейской истории, имена библейских пророков .

Интенсивно проходящие в течение последних лет процессы эмиграции еврейских общин из республик бывшего СССР, в частности, Центральноазиатского региона, по все видимости, приведут к исчезновению яркого и красочного мира восточных еврейских общин, бывших неотъемлемой частью здешней истории. Имеется достаточно много оснований говорить о фактическом прекращении в течение нескольких ближайших десятилетий существования в регионе Центральной Азии бухарско-еврейской общины. Данные израильского демографа проф. Сержио Делла Перголы, касающиеся динамики уменьшения еврейского населения Республики Узбекистан - а основная масса остающихся в Центральной Азии бухарских евреев сосредоточена именно там - дают основания оценивать нынешнюю численность этой общины в регионе своего традиционного проживания в пределах 3-4 тысяч человек . Учтем при этом, что темпы миграционных процессов отнюдь не снижаются. В этом контексте нам представляется вполне обоснованным говорить о реальном исходе бухарских евреев из региона, бывшего в течение многих веков их родным домом .

По существу исчезающая на наших глазах в регионе Центральной Азии бухарско-еврейская община, несомненно, оставляет глубокий след в жизни автохтонных народов региона, создавших ныне свои независимые государства. В течение веков эта община была подлинным очагом просвещения региона, превзойдя по уровню образования автохтонные мусульманские народы. Эта традиция была продолжена и в последние десятилетия. Имена многих бухарских евреев неотделимы от истории развития современной центральноазиатской культуры и науки. Так, становление кинематографии Таджикистана невозможно представить без имени режиссера Бориса Кимягарова, как и музыку Узбекистана - без имен композиторов Манаса Левиева и Сулеймана Юдакова, а эстраду - без Эсона Кандова и Мухаббат Шамаевой. Основоположниками целых направлений в науке республик Центральной Азии стали литературовед Натан Маллаев, правовед Азарья Михайлов, криминалист Борис Пинхасов, лингвист Якуб Калонтаров, десятки других блестящих ученых.

Фактический исход из Центральной Азии бухарских евреев неизбежно отразится и на судьбе их языка. Даже при условии проживания бухарских евреев компактными группами в Израиле, США, Канаде, некоторых других странах, их язык неминуемо утратит полноту функционирования, лишившись своих корней, естественной среды обитания. Оставаясь языком преимущественно устного и домашнего общения, он постепенно выйдет из употребления. Социально активная часть бухарских евреев еще до отъезда из региона Центральной Азии перешла на русский, практически не пользуясь своим родным языком. Динамично протекают процессы дальнейшей смены языка - на иврит (в Израиле), английский (в США и Канаде) и др. И хотя бухарско-еврейская речь все еще звучит сегодня в значительной мере обезлюдевших еврейских кварталах Бухары, Самарканда, Ташкента, Маргилана, их нынешние обитатели, вероятнее всего, являются последними поколениями носителей этого языка, разместившего на своей иранской основе обширный пласт древнееврейской (ивритской) лексики, слов арабского, узбекского, русского и других языков. На бухарско-еврейскоме создана значительная литература, развивавшаяся как в регионе Центральной Азии, так и в Иерусалиме, где в конце ХIХ в. образовался своеобразный круг литераторов, творивших на бухарско-еврейском языке и издавших там за два десятка лет примерно 100 книг, в том числе - ряд переводов: Библии, другой еврейской религиозной литературы, произведений мировой литературной классики. С начала 20-х гг. с созданием в Центральной Азии системы школьного образования на бухарско-еврейском языке определенный стимул к развитию получила и национальная культура, театр, пресса. Большое собрание экспонатов, представлявших свидетельства многовековой богатой материальной культуры бухарских евреев было собрано в те годы в существовавшем в Самарканде в 1927-1938 гг. Туземно-еврейском историко-этнографическом музее . С конца 30-х гг., в эпоху сталинского террора, было прекращено школьное обучение на бухарско-еврейском языке, закрыты все национальные культурные учреждения, прекращено издание прессы и литературы. Коммуникативные функции бухарско-еврейского языка в регионе Центральной Азии были сведены практически лишь к устному общению В настоящее время этот язык продолжает функционировать в сфере массовой информации лишь в Израиле, где на нем с 1972 г. ведется в небольшом объеме радиовещание и издается литература. Пресса на бухарско-еврейском языке ограничивается ныне лишь выходящим с 1973 г. в Израиле журналом "ha-Тхия" и - частично - самаркандской газетой "Шофар", первый номер которой вышел в январе 1992 г. . Хотя с конца 80-х гг. была восстановлена деятельность секции бухарско-еврейских литераторов при Союзе писателей Узбекистана, за последние несколько лет не издано ни одной книги на их родном языке . Вместе с тем в принятом в октябре 1989 г. Законе Узбекистана "О государственном языке" гарантируется свобода всестороннего развития языков и культур всех проживающих там национальных меньшинств .

В то же время, язык бухарских евреев интересовал востоковедов мирового уровня как любопытное явление центральноазиатской речевой коммуникации. Побывав в начале ХХв. в Самарканде, один из знатоков иранских языков Центральной Азии Иван Зарубин создал замечательную по своей лаконичности и глубокому содержанию работу, где описал реалии говора местных еврее.

Безвременно, к сожалению, ушедший из жизни талантливый иранист-лингвист Иосиф Оранский, открывший в середине уходящего века ряд доселе неизвестных науке языков Центральноазиатского региона, описал такое крайне интересное явление как использование древнееврейской лексики бухарско-еврейского языка в арготирующих речениях торгово-ремесленных цехов Самарканда и Бухары .

Реальная угроза исчезновения бухарско-еврейского языка в регионе своего традиционного бытования делает чрезвычайно насущной задачу как можно более полной фиксации его лексики. Самый эффективный путь - издание словарей, как переводных, так и толковых.

Вот почему подлинным событием в культурной жизни бухарских евреев следует охарактеризовать выход в свет самого полного в истории бухарско-еврейской лексикографии словаря, составленного известным ученым, автором ряда книг и научных статей, руководителем отдела радиопередач на языке бухарских евреев израильского радио "Кол Исраэль" д-ром Йосефом Гулькаровым.

Словарь д-ра Й.Гулькарова является закономерным продолжением лексикографической работы по фиксации словарного состава бухарско-еврейского языка, активно развивающейся в течение последнего столетия. Интересным примером первоначального этапа бухарско-еврейской лексикографии можно назвать краткий шестиязычный словарь "Милим шиша", составленный Бабаджаном Пинхасовым. Автор работал над ним в течение 8 лет в Самарканде в последнюю декаду ХIХ в., а опубликовал в Иерусалиме в 1905г. О популярности этого издания говорит факт его переиздания через шесть лет громадным по тому времени тиражом в 20 тысяч экземпляров. Многоязычие этого словаря давало возможность пользоваться им людям, говорившим на бухарско-еврейском, русском, иврите, фарси, испанском и тюркских языках. Он впервые позволил навести мосты между еврейскими общинами Центральной Азии и Ближнего Востока, дал определенный импульс дальнейшему развитию бухарско-еврейской лексикографии, которое привело к появлению словарей Давида Койлакова, Нисима Таджера, Яхиела Ашурова, Ханана Шимунова, каждый из которых учитывал опыт своих предшественников. Впрочем, книгу, о которой идет речь, не совсем верно называть словарем - это, по сути, своего рода энциклопедия культурной жизни бухарских евреев. В ее корпус включены образцы произведений известных деятелей бухарско-еврейской литературы, титульные листы учебников для существовавшей до конца 1930-х гг. сети школ на бухарско-еврейском языке, фотографии этнографического характера, показывающие, с одной стороны, глубокую индивидуальность этого народа, а с другой - его закономерную, выкристаллизованную за долгие века взаимодействия в центральноазиатской этнокультурной среде связь с соседними народами. Но главное - это словарная часть. Здесь ее автору пришлось поставить и решить важные для практической лексикографии вопросы: это и составление словника, критерии отбора лексики и фразеологии, принципы выделения лексических значений слов, критерии этимологической дифференциации слов. Ни один из словарей-предшественников не ставил в комплексе таких задач во всей их полноте. С собственно словарем тесно увязан и небольшой грамматический очерк, раскрывающий особенности бухарско-еврейской фонетики, различные фонетические явления, функционирование частей речи, дающий обзор бухарско-еврейской лексикографии.

Важно подчеркнуть и то, что достаточно полно зафиксированная в словаре Й.Гулькарова лексика - более 10 тысяч слов и выражений - является еще одним убедительным аргументом в пользу до сих пор оспариваемого некоторыми специалистами-иранистами мнения об автономности и самостоятельности бухарско-еврейского языка в ряду близкородственных ему таджикского, дари и фарси, наглядно демонстрирует только ему присущие особенности в области словарного состава, морфологической парадигматики, подчеркивает синтаксическую индивидуальность. Этот язык имеет свою специфику на фонологическом уровне, его отличает от близкородственных языков и наличие специфических интонаций в повествовательных, восклицательных и вопросительных предложениях. Социолингвистическую самостоятельность этого языка еще раз подчеркивает в предисловии к словарю один из крупнейших современных исследователей истории и культуры бухарских евреев, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Михаил Занд. Генеалогическую природу бухарско-еврейскогое языка описал в одной из своих работ известный лингвист первой трети ХХ в. профессор Евгений Поливанов .

Поскольку словарь Й.Гулькарова является этимологическим, его главная задача, кроме фиксации лексики, состоит в определении происхождения слов и словосочетаний бухарско-еврейского языка, их группировке в разрядах исконной лексики, лексем ивритского, иранского, арабского, русского, тюркского и иного происхождения. Выделенные в словаре массивы исконной лексики бухарско-еврейского языка позволят исследователям выявить и обосновать закономерности формирования специфических, дифференцирующих черт в близкородственных языках, ведущих к их обособлению и - после образования определенной "критической массы" отличительных признаков на всех ярусах языковой иерархии - превращению в самостоятельные языки.

Определенно новаторской частью словаря Й.Гулькарова является достаточно полное отражение бытующих в бухарско-еврейском языке гебраизмов - слов из иврита, отражающих субстратные отношения двух языков. Зарегистрированная в этом словаре лексика ивритского происхождения позволяет вывести фонетико-морфологические закономерности ее адаптации в бухарско-еврейском языке. Автор провел большую и кропотливую работу по сбору и регистрации гебраизмов, участвовавших в образовании сложных гибридных глаголов, именным компонентом которых являются ивритские слова, отражающие преимущественно религиозную терминосферу, а компонирующая глагольная часть представлена самыми распространенными в бухарско-еврейском и близкородственных фарси, дари и таджикском глаголами КАРДАН "делать", ДОДАН "давать", ШУДАН "становиться". Отметим такие зафиксированные в словаре глаголы как БРАХО КАРДАН "благословлять", ГЕТ ДОДАН "давать развод", ДИН КАРДАН "судить", МИЛО КАРДАН "делать обрезание", ТШУВО КАРДАН "возвращаться к вере" и др. Лингвистический интерес представляет и отраженные в словаре гибридные слова при участии исконного и ивритского компонента типа МИДРОШХОНА " высшая религиозная школа" и др. Лексика иврита в современном бухарско-еврейском языке показывает, что несмотря на многовековую изоляцию этой части еврейского народа от главных регионов его культуры и религии, бухарские евреи сохранили общинную жизнь, в рамках которой не угасал свет древних обычаев и традиций, не обрывалась "..тонкая нить, привязывавшая евреев к их вере и к их народу...даже в тяжелые годы" .

Как первая в бухарско-еврейской лексикографии работа подобного масштаба, словарь Й.Гулькарова не может быть свободен от недостатков. Так, вряд ли правомерно включение в него части еще не устоявшейся лексики, так называемых окказионализмов. Недостаточная разработка в иранском языкознании принципов выделения исконной лексики для конкретных языков создали для автора соблазн включения в ее разряд и той, которая вряд ли принадлежит только бухарско-еврейскому языку. Не всегда, на наш взгляд, можно согласиться с приводимой в словаре дифференциацией слов по их происхождению. Впрочем, все это может быть учтено при дальнейших переизданиях словаря, которые, несомненно, последуют. Как последуют и другие книги, отражающие многовековое культурное наследие бухарских евреев. И вот еще одно подтверждение этому - на днях в Тель-Авиве вышел из печати двухтомник " Страницы литературы бухарских евреев", одним из редакторов которого является Йосеф Гулькаров.

1. "Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоявшего при императорском Московском университете", т. ХХХV, ч.1, вып.4, М., 1882, с. 434-436.

2. Об этом подробнее см.: Цетлин М.К. Средневековой путешественник Вениамин Тудельский. - В кн.: "Страны и народы Востока", вып. III, Москва, 1964, с. 164-173.

3. Альмеев Р. Сказки, пословицы и поговорки бухарских евреев. - Москва, 1994. с. 2-6.

4. Sergio Della Pergola. World Jewish Population. - American Jewish Year Book. The American Jewish Congress. - New York, 1997, p. 537. - Несколько большую цифру -порядка 5 тыс.чел. - приводит Аланна Купер: - "Central Asia Monitor", 1998, No.6, p.10.

5. Это подтверждают и результаты опроса, проведенного в Узбекистане среди бухарских евреев американской исследовательницей Аланной Купер. - подробнее см.: The Jews of Uzbekistan: A Brief Overview of Their History and Contemporary Situation. - "Central Asia Monitor", No.6, 1998, p. 10-13.

6. Подробнее об этом см.: Евреи в Средней Азии. Прошлое и настоящее. - Санкт-Петербург, 1995, с. 187-247.

7. Эта газета публикует материалы на русском и бухарско-еврейском языках. Как любезно сообщил нам руководитель Иерусалимского Центра еврейской прессы в республиках бывшего СССР д-р Владимир Карасик, к настоящему времени вышло 56 номеров газеты, причем из номера в номер количество публикаций на бухарско-еврейском языке сокращается, а в последних номерах они вообще отсутствуют.

8. "Бюллетень книжной палаты Республики Узбекистан", 1994-1997 гг., NN 1-12.

9. "Правда Востока" (Ташкент), 24 октября 1989. - Такие же гарантии содержатся и в новой редакции Закона, принятой в декабре 1996 г. - См. также: - "Turkistan Newsletter", vol. 3:012, 28 January 1999, №5. - О школьном образовании на языках национальных меньшинств в Республике Узбекистан см.: "Orient", 38. Yahrgang Nr.1, Marz 1997, p. 154-156.

10. Зарубин И.А. Очерк разговорного языка самаркандских евреев: опыт характеристики. Материалы. // Иран. Т.2. - Ленинград, 1928, с. 95 - 181.

11. Оранский И.М. Таджикоязычные этнографические группы Гиссарской долины. Средняя Азия. - М., 1983, с. 45-47.

12. Поливанов Е.Д. К вопросу о происхождении среднеазиатско-еврейского языка. - Самарканд, 1989. - Перу Е.Поливанова принадлежит и ряд других, до сих пор не опубликованных работ аналогичной тематики - "Генезис туземно-еврейского /среднеазиатско-еврейского/ языка"; "Грамматика среднеазиатско-еврейского языка"; "Вопросы синтаксиса туземно-еврейского языка". - Об этом см.: В.Ларцев. - Предисловие. - Поливанов Е.Д. К вопросу..., с.5.

13. Рабич Р. Бухарские евреи: страницы истории. - "Мизрах" (Ташкент), 1990, No. 2, с.6.

История евреев полна перипетиями катаклизмов, белых пятен, трагичных дат. Евреи – один народ, который в разных местах называют по-разному. Придумано около двадцати этнонимов. Последний – кавказские евреи, «даг джухури». Разбросанные по всей Земле, евреи говорят в основном на иврите и на диалектах фарси. На одном из них говорят таты Дагестана, Азербайджана. Эти диалекты незначительно отличаются друг от друга. Почему евреи, проживающие в Узбекистане, называются «бухарскими»? Конечно, по названию Бухарского эмирата, где наряду с другими народами жили и евреи, говорящие на одном из ветвей западной группы иранских языков. Дербентские таты (горские евреи) и бухарские евреи имеют языки, диалекты, относящиеся к одному праязыку – фарси. Бухарские евреи – она из древнейших еврейских общин мира, история которой уходит в глубь веков. В течение более двух тысяч лет она сумела сохранить веру и принадлежность, будучи в изоляции от мирового еврейства. Никто не может сказать точно, когда евреи поселились в Средней Азии. Бухарско-еврейская легенда гласит: они потомки евреев (потерянные колена Израиля), которые в 722 году до нашей эры были выселены ассирийцами из Израильского царства в местность Хадор, отождествляемую у бухарских евреев с Бухарой. Однако едва ли, Хадор – это Бухара. Археологи утверждают, что Хадор находился в северной Месопотамии, на территории современного Ирака. Венгерский ученый А.Вамбери считал, что евреи появились в Бухаре до монголов. Существует очень много легенд, как евреи оказались на территории Бухары. Одна из них такова. Еврейский купец, который жил в Персии, путешествовал по Средней Азии и пришел в Бухару, где ещё не проживали евреи. В то время болел глава Бухарского эмирата, и ни один врач не мог его вылечить. Узнав об этом, еврей решил вылечить эмира, что ему удалось. Но так как болезнь была хронической, эмир хотел, чтобы еврей остался в эмирате. Еврей сказал: по тем законам, по которым живет он, нужно, чтобы в Бухаре жили хотя бы 10 еврейских семей. Эмир согласился, и с тех пор в Бухарский эмират переселились 10 семей евреев, которые построили себе дома и синагогу. С древнейших времен, живя среди ираноязычных народов, бухарские евреи приобщились к языку фарси. На этом древнем языке говорили еще во времена Персидской империи. Евреи переняли персидский язык. Так как в Средней Азии говорили на таджикском, мало чем отличавшемся от персидского, сохранили его. Со временем этот язык превратился в диалект и стал называться бухарским. От таджикского бухарский язык отличается произношением, и присутствием многих слов на иврите. Начало бухарского языка можно определить X-XI веками эпохи Саманидов. Женщин, которые ищут для жениха невесту, называют «хостгор» – свахи. В татском основа «хосте» используется в том же значении. Помолвка у бухарских евреев называется – «ширинхури» (ширин – сладкий), что означает в смысловом значении сладкий день для будущей семьи жениха и невесты. В день «ширинхури» в доме жениха собираются родители, близкие родственники с обеих сторон. Всем присутствующим в обязательном порядке дарят кульки с разными сладостями в знак удачного начала предстоящего бракосочетания и пожелания будущей семье сладкой жизни. Накануне свадьбы и поныне для невесты сохранился обязательный косметический обряд «абручинон» (кошчинон) – чистка бровей, чтобы придать облику невесты красоту перед замужеством. До этого девушка не имела права заниматься выщипыванием бровей для наведения красоты. Первый вечер свадьбы обычно проводится в доме невесты, а второй – жениха. На улице разводят костер, и под звуки музыки вокруг костра идет веселье с танцами и песнями при участии невесты, жениха и музыкантов. После свадьбы выполняется обряд «домордаророр» (повокунон). Родители невесты после определенного срока у себя дома устраивают прием новобрачных с приглашением гостей, вручением им подарков в торжественной обстановке. До этого невеста не имеет права посещать родительский дом. На близких бухарскому языку наречиях, кроме таджиков, говорят еще очень многие: иранцы, различные народности на Кавказе, в Афганистане и Индии. Татский и бухарский языки тоже имеют непосредственное родство с санскритом. В русском, например, со времен санскрита сохранились слова «есть (наличествует)», «матерь», «дочь», некоторые числительные... В «санскрите»: [модар], [падар], [духтар], [ду], [аст]... в бухарском так же. Многие основы полностью совпадают с санскритом, как и в татском языке. Русские не знают, откуда в их языке слово «дюжина», как англичане не знают, откуда у них dozen. Понятно, что это – из санскрита, на котором, как и на бухарском, звучало [ду-аз-да] ‘два-на-десять’. ‘дочь’, daughter – это из [духтар], как ‘дверь’ и door – из [дар]. Английское better ‘лучше’ – из «беhтар». На бухарском языке «бад» означает то же самое, что и на английском bad – “плохой, дурной, злой”. Английское body и бухарское [бадан] (беден) означают “тело”. В детстве я много думал, почему из «коровы» получается «говядина». Теперь я знаю, что и тут виноват санскрит: по-бухарски ‘корова’ – [гов]. (ср. также английское cow). В татском «гов», в митагинском говоре «маргов» и «гов» – говядина, а не «коровина». Древние люди подолгу смотрели в небо и назвали звездочку [истер] (астар), что у англичан стало star, у немцев – Stern... в русской основе «звезда» (свеста) тоже присутствует санскрит, как в бухарском и татском языках. астара…. (ситаре). «Имя» по-бухарски – [ном], по-татски – нум, по-английски – name, по-немецки – Namen. Французское eau [o] ‘вода’ – из санскрита, потому что мы говорим [ов] (в некоторых диалектах – [об]); носители санскрита назвали этим словом великую сибирскую реку Обь. Наше [ду] – в русском ‘два’, в английском two. [Чор] отражается в английском four и русском ‘четыре’, [пяндж] – в ‘пять’ ([Пянджаб] – ‘пять вод’, ‘Пятиречье’), [шиш] – в ‘шесть’. Считаю по-бухарски дальше: 8 – [ашт], 9 – [но], 10 – [да]... Как и язык бухарских евреев, татский – мелодичный диалект фарси, на котором говорят таты и горские (кавказские) евреи, чей язык называют тато-еврейским или кавказско-еврейским. Был он распространен в Дагестане, теперь основная область его применения – город Дербент. Также используется (или использовался) в более чем 30 аулах и селениях: Марага, Мугарты, Мамра, Ханжалкала, Орог, Карчаг, Пенждихи, Мараг, Химейди, Билхада, Нуьгеди, Джалган, Сабнава, Янгикент, Маджалис, Эрпели, Дургели, Тарки, Буйнак и других, в Ахтынском, Курахском, Кайтагском, Хасавюртовском районах, в городах Хасавюрт, Буйнакск, Кизляр... Ныне татов в Дагестане осталось 14,8 тыс. человек (по данным на 01.01.2001 г.). Лексика насыщена заимствованиями из арамейского и древнееврейского языков. Распространён в северных районах Азербайджанской Республики (г.Губа) и в районе Дербента (Южный Дагестан, Россия). Письменность до 1929 г. на основе еврейского алфавита, в 1929 г. – латинского, а с 1938 г. – на основе русского алфавита. С обретением письменности диалект «джуури» не приобрёл в науке собственного официального названия и стал именоваться «татским языком» (в отличие, например, от идиша – еврейского (ашкеназского) говора немецкого языка, выделенного в отдельный язык). В соответствии с Конституцией Республики Дагестан от 1994 г. диалект горских евреев под названием «татский язык» признан одним из литературных языков республики. Ограниченно на нем издаётся учебная и художественная литература. Тем не менее диалект имеет тенденцию к вымиранию как в связи с эмиграцией евреев, так и с постепенным переходом горских евреев на русский язык. В Израиле диалект горских евреев называют кавкасит или дагестанит. Как татский язык в тюркской языковой среде принял много слов из последнего, так же бухарские евреи переняли много таджикских слов, что, впрочем, ничего не меняет, ибо эти языки родственны и очень близки.

Loading...Loading...