Главный герой романа мать. Горький М. «Мать», краткий анализ. Главные герои произведения

История создания романа

Роман «Мать» принято считать первым романом в духе социального реализма. Позже это направление будет господствовать на протяжении 70 лет в русской литературе. Роман «Мать» был написан после первой русской революции, в 1906 году. Впервые роман был опубликован в США, затем подвергнувшись большой цензуре он вышел в 1907 году в России, и лишь после революции 1917 года роман был опубликован в первозданном виде.

Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Над романом Горький начал работать еще в США, затем он переезжает в Италию, где заканчивает работу над первой редакцией романа. Работа над этим произведением началась в 1901 -1902 годах, когда Горький только начал сближаться с коммунистами.

Главные герои произведения

Основные герои романа:

  • Власова Пелагея Ниловна - главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
  • Власов Павел Михайлович (Павел) - сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
  • Андрей Онисимович Находка (Андрей - "хохол") - революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ - это образ гуманного революционного начала.

Сюжет произведения

Сюжет романа описывает события России в начале XX века. Действия произведения происходят в рабочей слободе. В этой слободе живут рабочие со своими семьями, их жизнь неразрывно связана с работой фабрики. Все свое время рабочие проводят на фабрике, в свободное время их разговоры тоже сосредоточены на фабрике, все много выпивают, дерутся друг с другом. Главный герой романа - молодой рабочий Павел Власов не желает мириться с такой действительностью, он начинает жить иной жизнью. Он часто ездит в город и оттуда привозит запрещенные книги, он желает знать правду, поэтому читает их, прекрасно зная, что если их найдут, то его арестуют.

Вскоре в доме Власовых начинают собираться различные люди, вместе они читают те самые запрещенные книги, рассуждают о тяжёлой доле рабочих по всему миру, поют песни.

Через некоторое время на фабрике появляются листовки. В них рассказывается о стачках рабочих в Петербурге, содержится призыв к рабочим отстаивать свои права. Пелагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына, она одновременно и гордится за него и боится.

В доме Власовых проходит обыск, который ничего не дал жандармам, но одного из помошников Павла – Андрея они арестовывают.

Через некоторое время на фабрике дирекция объявляет о том, что с каждого заработанного рабочими рубля будет вычитываться копейка на осушение болота вокруг фабрики. Рабочие крайне недовольны подобной инициативой. Павел встает во главе протестующих против нового налога, на фабрике происходит стихийный митинг. Но директор приказывает рабочим снова приступить к своей работе, и они расходятся. Павел остался без поддержки, он был очень огорчен, что народ не поверил ему и не последовал за ним. После этого инцидента Павла так же арестовывают.

Кроме Павла арестовали ещё 48 человек. Павел просит мать распространять листовки на фабрике. Она соглашается, устраивается на работу помощницей по раздаче питания для рабочих.

Через некоторое время Павла и Андрея отпускают, они начинают готовится к демонстрации Первого мая. Павел хочет нести знамя впереди всей колоны, он прекрасно знает, что за это его арестуют. Так и случилось: навстречу демонстрантам выдвинулись солдаты. Павел, Андрей и другие члены партии были арестованы.

После их ареста Пелагея Ниловна отправляется в город к одному и тех, кто присутствовал на собраниях в доме Власовых, к Николаю Ивановичу. Она понимает, что ее сын и другие рабочие борются за правду и за справедливость. Так начинается ее активная подпольная работа. Она распространяет листовки, запрещённые книги, прокламации.

Через некоторое время состоялся суд над демонстрантами. Всех подсудимых отправляют на поселение. Пламенную речь Павла было решено напечатать. Пелагея Ниловна вызвалась отвести листовки в другой город. Вскоре на вокзале она понимает, что за ней ведется слежка. Ее начинают обвинять в воровстве, она с возмущением объясняет, что везет листовки с речью своего сына – одного из политических осужденных. Не желая, чтобы листовки пропали, она начинает раздавать их встречным людям, однако жандармы хватают ее.

Основная тема и проблематика произведения

В романе «Мать» М. Горький раскрывает суть первой русской революции. Этот роман не похож ни на одно произведение ни предшественников, ни современников М. Горького. До него еще ни один писатель не изображал рабочий класс в подобном свете.

Главными своими читателями Горький видел рабочих людей, для них он старался донести свои идеи максимально просто, легко и свободно. Горький старался подробно описать этапы революционной деятельности Пелагеи Ниловны и Павла.

В этом романе Горький задействовал многие факты из жизни сормовской революционной организации. Прототипами главных героев стали сормовский рабочий большевик Петр Андреевич Заломов и его мать Анна Кирилловна Заломова.

Роман «Мать» представляет собой сложный процесс искоренения в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца. Ниловна является ярким примером такого перерождения.

Замечание 1

Центральная тема романа - эволюция социального и психологического облика пролетариата. Основная проблема, которую поднимает Горький в этом произведении заключается в духовном обновлении человека в революционной борьбе. Все события и детали романа указывают на положительное решение этой проблемы.

Некоторые критики и литературоведы видят в этом романе М. Горького религиозный подтекст. Г. Митин, обращаясь к историческим и литературным аналогиям, определил жанр романа как фантастический роман-Евангелие о Матери. Революционные проблемы в романе стоят в одном ряду с религиозными.

«Мать» Горького М.Ю.

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе « » (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?

Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».

Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.

Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.

— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.

— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.

И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».

Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Представляем вашему вниманию роман, который создал М. Горький, - "Мать", краткое содержание его и анализ. Это произведение было опубликовано впервые в США (1906-1907 гг.). Со значительными цензурными искажениями в нашей стране оно вышло в 1907-1908 гг. И лишь после революции 1917 года - в первоначальном виде.

Андрей Находка

Андрей Онисимович Находка (Андрей - "хохол") - революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Он украинец, сирота-приемыш (о чем говорит и фамилия героя), "незаконнорожденный". Его имя означает, что он "сын всех людей", символизирует гуманное, "общечеловеческое начало революции, что хотел подчеркнуть М. Горький ("Мать").

Арест

Герой высказывает мысли о международном братстве рабочих, содержащие отсылки к Евангелию. Ниловна предлагает ему поселиться в их доме. В результате обыска выясняется, что Андрей уже два раза привлекался к следствию за политические преступления. Его вновь арестовывают, но спустя несколько недель отпускают. В разговоре с ним для Ниловны актуализируется чувство материнства в общечеловеческом, конкретном, даже мистическом смысле. Этот герой принимает в убийстве Исая Горбова, местного доносчика и шпиона, косвенное участие. Ему это причиняет тяжкие моральные страдания, хотя Андрей и понимает необходимость уничтожения подобных "иуд". Во время демонстрации 1 мая он находится около Павла, который несет знамя, и их арестовывают. Во время суда Андрей получает после Павла слово, но затем его лишают возможности высказаться. Друзья вместе приговорены к ссылке в Сибирь.

Ниловна

Власова Пелагея Ниловна - героиня, образ которой символизирует в романе Россию. С ней связано "народное", общечеловеческое восприятие событий. Динамика характера Ниловны призвана отразить изменения психологии народа. Ее любовь к сыну трансформируется в любовь к людям вообще. С идеей активной политической борьбы совмещается в этом характере и христианский смысл. Революционное движение осознается ею как движение "детей". Она, являясь матерью, не может ему сочувствовать, что отмечает М. Горький ("Мать").

Ее сын Павел после смерти мужа хотел жить, "как отец". Женщина уговаривает его этого не делать. Но происходящие в сыне перемены пугают ее. Увидав соратников Павла, Ниловна не может поверить, что это "запрещенные люди". Они совсем не кажутся героине страшными. Ниловна предлагает Павлу взять Андрея в квартиранты, по существу, становясь матерью и для него. После того как друзей арестовали, она испытывает ощущение одиночества, так как привыкла к общению с молодежью.

Распространение листовок

Друзья сына через два дня после его ареста просят помочь распространять листовки на фабрике. Сообразив, что может таким образом отвести от Павла подозрения, она под видом торговки раздает рабочим запрещенную литературу. Когда Находка возвращается из тюрьмы, она рассказывает ему об этом, признаваясь, что думает только о сыне, действует лишь из

Краткое содержание романа Горького "Мать" составляют следующие дальнейшие события. Постепенно, глядя на тех, кто приходит к Андрею в гости, Ниловна мысленно начинает соединять все эти лица в похожее на облик Христа единое лицо. Она потихоньку осознает, что нужна для "новой жизни". Узнав о том, что доносчик Горбов убит, а Андрей косвенно замешан в этом, Ниловна говорит, что никого не считает виновным, хотя и удивляется своим словам, противоречащим христианскому духу.

Рыбин

Во время демонстрации 1 мая она обращается к людям и говорит о "святом деле", призывает не оставлять детей на этом пути одних. После ареста друзей Ниловна из фабричной слободы переселяется в город. После этого она отправляется в деревню, чтобы установить некоторые связи по распространению литературы. Здесь героиня встречает Рыбина, бывшего соседа, который агитирует крестьян, отдает ему книги. Возвратившись в город, Ниловна начинает развозить по деревням запрещенную литературу, газеты и прокламации. Она участвует в похоронах Егора Ивановича, революционера и ее земляка. Эти похороны перерастают в столкновение на кладбище с полицией. Ниловна увозит получившего ранения юношу и ухаживает за ним, о чем рассказывает нам "Мать".

Краткое содержание дальнейших событий весьма драматично. Вновь отправившись в деревню через некоторое время, она наблюдает арест Рыбина и вынуждена отдать книги, привезенные ему, случайно попавшемуся крестьянину, ведет среди них агитацию. Навестив Павла в тюрьме, героиня передает тому записку с планом побега, но сын отказывается бежать и пишет об этом в ответной записке. Однако подпольщикам удалось организовать побег Рыбина и другого заключенного. Ниловне, по ее просьбе, разрешили наблюдать со стороны за этим побегом.

Финал

Женщина присутствует во время суда над Павлом и его друзьями, после чего доставляет текст речи Павла в подпольную типографию, вызывается отвезти в деревню напечатанные экземпляры. На вокзале она замечает слежку. Понимая, что ареста не избежать, но не желая, чтобы листовки пропали зря, она разбрасывает их в толпе. Избиваемая полицией женщина обращается с горячей речью к окружающим. Финал произведения не совсем ясен. Возможно, Ниловна погибает. Так заканчивает роман М. Горький "Мать". Краткое содержание основных событий было описано выше.

Павел Власов

Власов Павел Михайлович (Павел) - сын главной героини, ставший профессиональным революционером потомственный рабочий. Его прототипом послужил П. Заломов, сормовский рабочий. Судьба этого героя связана с символом искупительной жертвы. В его имени можно увидеть намек на сходство с образом апостола, поскольку в начале произведения показан резкий перелом в жизни героя из простого фабричного парня превратившегося в политического борца, о чем рассказывает нам М. Горький ("Мать").

Революционная деятельность Павла

Его первый решительный поступок - сопротивление отцовским побоям. У отца, работавшего слесарем, Михаила Власова, подсознательный социальный протест вырождается в и пьянство.

После его смерти герой пытается подражать ему, но встреча с подпольным кружком радикально меняет его внешний и внутренний облик, что отмечает Горький М. ("Мать").

Краткое содержание по главам дальнейших событий в жизни этого персонажа следующее. В доме Павла начинают устраиваться собрания, в которых участвуют Андрей Находка, Николай Весовщиков, сын вора, учительница Наташа, Федор Сизов, фабричный рабочий и другие. Он сразу же предупреждает Ниловну, что им всем грозит тюрьма. Суровость и аскетизм Павла кажутся матери "монашескими". Например, он призывает отказаться от семьи и счастья Андрея ради "дела" и признается, что однажды сам сделал такой выбор. В разговоре с матерью Находка называет этого героя "железным человеком". Друзья Павла распространяют листовки на фабрике. В его доме совершается обыск, о чем рассказывает нам Максим Горький ("Мать").

Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день после этого революционер беседует с кочегаром Рыбиным, пришедшим в гости. Тот говорит, что надо "веру новую придумать". Павел же считает, что лишь разум может освободить человека. Во время конфликта рабочих с фабричной администрацией (так называемая история с "болотной копейкой") герой призывает их к борьбе за права, предлагает организовать стачку. Но люди не поддерживают его, Павел переживает это как результат своей "слабосильности".

Его арестовывают ночью, но спустя несколько месяцев отпускают. Друзья собираются отмечать 1 мая, Павел намерен во время демонстрации нести знамя. Когда это происходит, его арестовывают в числе других лидеров (всего около 20 человек). Так завершается первая часть. После этого Павел появляется лишь в заключительных главах, в судебной сцене. Здесь он произносит речь, излагая свою социал-демократическую программу. Суд приговаривает героя к ссылке в Сибирь. Так заканчивается участие в событиях этого персонажа, а затем и сам роман Горького "Мать". Краткое содержание произведения и его анализ были представлены вашему вниманию.

Ни в творчестве самого Горького до 1905 года, ни в творчестве какого-либо другого русского или зарубежного писателя еще не было такого проникновенного изображения процесса обновления души, такого тонкого раскрытия всех нюансов становления нового революционного сознания, какие мы находим в романе “Мать”.

Сказанное относится в первую очередь к образу Ниловны. Она – основной, главный персонаж романа. Решающее значение этого образа в структуре книги видно уже из ее названия.

Самым замечательным в истории Ниловны представляется

гармоническое соединение темы материнского сердца с темой социальной и политической.

Перед нами развертывается своего рода психологическая хроника.

И сколько душевных нюансов запечатлено в ней! Тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша-сын как будто бы двинулся по отцовскому – дикому и бесчеловечному – пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть дешевые соблазны хмельных и диких развлечений; затем новая тревога материнского сердца при виде того, что сын “сосредоточенно и упрямо

выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни”… Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает, И перед нами проходит день за днем в жизни матери; мы наблюдаем и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и от его друзей – и наблюдаем, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия. И каким сложным, каким богатым оказывается ее духовный мир!

В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем драматическом социальном контексте; а идейные искания и прозрения женщины конца XIX – начала XX века становятся трепетно-живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.

О наступлении новой исторической эпохи и новой литературной эпохи возвестил миру и образ Павла Власова, не столь насыщенный психологическими нюансами, как образ Матери, но тоже обаятельный, монументальный, исполненный глубокого значения. Это был первый в мировой литературе образ политического вожака рабочих, несущего в массы идеи научного социализма, организующего массы для живого, практического, революционного дела.

Образ Павла, как и образ Матери, нарисован одновременно и в Трезво-реалистических и в приподнято-романтических тонах. Эти краски подсказаны писателю самой жизнью. Революционная борьба рабочего класса требовала научного постижения социальной действительности, строгого учета всех ее факторов, и она же требовала того духовного подъема, того энтузиазма, без которых была бы невозможна победа. Поэтому Павел Власов показан как трезвый аналитик, как человек в высшей степени сдержанный, доходящий в понимании своего долга до “монашеской суровости”, и он же показан в драматические минуты своей жизни, когда ему хотелось “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Читая такие строки, мы вспоминаем Данко. Но если герой легенды был трагически одинок, то герой романа силен своей все крепнущей связью с рабочим коллективом, с передовой интеллигенцией. Настала эпоха исторического творчества самых широких слоев трудящихся – рабочих и крестьян, эпоха, выдвинувшая совсем новый тип героя. И это прекрасно показано в романе.

Новаторство Горького проявилось и в раскрытии тех благотворных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения. Мы видим, как возникает и развивается дружба Пелагеи Власовой и Павла Власова, дружба, которую породили не только материнская любовь и сыновняя любовь, но и совместное участие в великом историческом деле. Сложнейшая диалектика отношений этих двух замечательных людей очень тонко и проникновенно раскрыта Горьким. Павел оказывает сильное духовное воздействие на Ниловну. Общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Однако и она влияет на сына. И ее влияние, как показывает с помощью тонких психологических и житейских нюансов Горький, было не менее значительным. Может быть, даже более значительным! Общение с Матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче по отношению к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой и мудрой. Он достиг благодаря общению с Матерью той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.

Источники:

    Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести “Детство” И “В людях”, рассказы “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Бывшие люди” и др.

    Другие работы по этой теме:

  1. Павел (Власов Павел Михайлович) – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время...
  2. Совершенно иной образ – образ Пелагеи Ниловны, матери Павла. В первой части романа мы видим забитую, угнетенную жизнью женщину, которая безумно любит своего непохожего на...
  3. Горький написал “Мать” в исключительно короткий срок. Первые наброски романа, сделанные в 1903 году, исчезли во время обыска. Снова приступив к работе в июле 1906...
  4. Люди, изображенные в романе “Мать”, разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны...
  5. Поздние произведения Горького написаны в жанре социалистического реализма. Сейчас люди скептически относятся к социалистическому прошлому нашей страны, но такие романы, как “Мать”, показывают социалистов-революционеров с...
  6. Роман называется “Мать”. Тем самым Горький подчеркивает особую важность для понимания идейного значения романа образа матери Павла Власова – Ниловны. На примере ее жизни Горький...

Сочинение


Герои этого романа - представители новой исторической силы - рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. «Мать» - роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедличым строем, убожеством окружающей жизни. Раскрыть эту тему можно было бы особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Это женщина, на которой вымещает свои бесчисленные обиды муж, и к тому же она мать, живущая в вечной тревоге за сына.

Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. Рано почувствовала себя старой, не испытав по-настоящему ни радостей в детстве, ни светлых мгновений в юности, вообще не ощутив приветности, благодати жизни. Мудрость приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед нею впервые открывается смысл человеческого существования, собственное предназначение, красота родной земли.

В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои романа. «Человека надо обновить», - говорит Рыбин. Если грязь появится сверху, ее можно смыть, а как же изнутри очистить человека? И вот оказывается, что борьба за справедливость способна очистить и обновить души людей. Железный человек, Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка - наоборот, от излишней размягченности; сын воров Весовщиков от недоверия к людям, от убежденности, что все они враги друг другу; связанный своими корнями с крестьянской массой Рыбин - от недоверия к интеллигенции и игнорирования культуры, от взгляда на всех образованных людей как на господ-белоручек.
А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ни-ловну, затрагивает, конечно же, и ее душу, но понимание многих обычных вещей ей дается с особым трудом. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться любых их проявлений, скрывать от них свои мысли и чувства.

Она и сына этому учит, увидев, что тот вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу - не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей - ненавидят все друг друга!» Дальше Ниловна признается: «Всю жизнь в страхе жила, вся душа обросла страхом!» Много раз охватывал Ниловну липкий страх по всякому поводу, но его все больше и больше заглушали ненависть к врагам и осознание высоких целей борьбы.

Это, пожалуй, даже целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие, о втором - духовном - рождении человека, вступившего в борьбу за обновление мира.

Другие сочинения по этому произведению

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье»
Loading...Loading...