Иисус накормил рыбой и хлебом. Как понимать истории насыщения пяти и четырёх тысяч? Свт. Иоанн Златоуст

Иисус, призвав учеников Его, сказал:
«Жаль Мне народа; они со Мной уже три дня, и есть им нечего. И не хочу отпустить их голодными, чтобы не изнемогли они в дороге».
И говорят Ему ученики:
«Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить весь этот народ?» И говорит им Иисус: «Сколько у вас хлебов?» А они сказали: «Семь хлебов и немного рыбок». И Он, повелев толпе возлечь на земле, взял в руки семь хлебов и рыбы, произнес благодарение, преломил и дал ученикам, а ученики - народу; и все ели, и насытились, и набрали оставшихся кусков полные семь корзин. А едоков было четыре тысячи, не считая женщин и детей.

(Мт.15,32-38)
(Перевод Сергея Аверинцева)

Совсем недавно в Святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда –двумя рыбами и пятью хлебами Господь насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея.

Чудо как знак

Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.6,31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились». А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля; и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, в котором при исчислении народа (книга Чисел) не учитываются ни дети, ни женщины.

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство Причащения. Совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях. Для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает апостол Павел, говоря о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в Таинстве Причащения, он пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор.10,16).

Хлеб земной и хлеб небесный

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф. 16,16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. И тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище, «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27).

Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «Дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48) и: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.:6:51).

Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве Причастия, устанавливая которое накануне Пасхи – в Великий Четверг, на Тайной Вечере – Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века, верующим в Него: «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф. 26,26). И во время Литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они – людям, так и теперь священник, прежде чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него.

Знак веры

Такова основная символика и значение хлеба в Писании и молитвенной жизни Церкви. Но и рыба, послужившая чуду, сотворенному Христом, тоже имеет свое символическое значение. Большинство апостолов были рыбаками, через чудесный улов призвал их Господь следовать за Ним, а после Воскресения через новый чудесный улов Господь укрепил их в вере. В греческом языке, самом распространенном в Римской империи, на котором и был зафиксирован Новый Завет, «рыба» – «ΙΧΘΙС » (ИХФИС). Это слово может быть прочитано как аббревиатура, которая расшифровывается так: «Иисус Христос – Феу Ио с Соти р», то есть «Божий Сын, Спаситель». Это не что иное, как краткое исповедание нашей веры. Поэтому с древних времени христиане часто украшали места своих молитвенных собраний изображениями рыб. Впервые в святоотеческой литературе именование Иисуса Христа «рыбой» мы встречаем у Квинтия Септимия Флоренца Тертуллиана. Он называет Господа греческим словом «ихфис» в своем написанном на латыни трактате «О Крещении». То есть к концу II века, когда жил Тертуллиан, это понимание знака рыбы было общеизвестно. Принимая Таинство Крещения «от воды и духа», мы рождаемся для жизни со Христом; а принимая Таинство Причастия, мы таинственно питаемся Хлебом, сшедшим для нас с Небес. Так все, что было за века и за тысячелетия до нас, все, о чем мы читаем в Священном Писании, становится нашей жизнью. И то чудо, которое сотворил Господь, насытив двумя рыбами и пятью хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, говорит нам уже о нашем участии в христовых чудесах, о нашем участии в Его жизни, о нашей причастности Ему, о таинстве Причащения Святых Христовых Таин.

Мф. XIV, 13-21: 13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. 14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Мк. VI, 31-44: 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

Лк. IX, 11-17: 11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял. 12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. 13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? 14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. 15 И сделали так, и рассадили всех. 16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. 17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

Ин. VI, 1-14: 1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. 2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. 3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. 4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. 5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? 6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. 7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. 8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? 10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. 11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. 13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. 14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Чудесное насыщение народа пятью хлебами

(Мф. XIV , 14-21; Мк. VI, 32-44; Лк. IX , 10-17; Ин. VI , 1-15)

Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: «место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть».

Но Господь ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть».

Апостол Филипп сказал Ему: «им и на двести динариев мало будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу».

Иисус же сказал: «сколько у вас хлеба? Пойдите, посмотрите».

Когда они узнали, апостол Андрей сказал: «здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа!?»

Тогда Иисус Христос сказал: «принесите их Мне сюда», и повелел ученикам рассадить народ рядами по сто и по пятидесяти человек.

Потом Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу.

Все ели и насытились.

Когда же все насытились, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало».

Ученики пошли, собрали и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

В другой раз Господь семью хлебами и немногими рыбами насытил 4.000 человек, также не считая женщин и детей.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

Часть вторая

27. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами

(Мф. XIV, 14-21; Мк. VI, 32-44; Лк. IX, 10-17; Ин. VI, 1-15)

Об этом чудесном событии рассказывают все четыре Евангелиста, причем Евангелист Иоанн указывает на это событие, как на повод для Господа раскрыть перед иудеями Свое учение о хлебе небесном и о таинстве причащения Тела и Крови Его, причем дает и важное хронологическое указание, что все это произошло, когда «приближалась Пасха, праздник иудейский» (Третья Пасха служения Христова).

По получении известия о смерти Иоанна Крестителя Господь Иисус Христос удалился из Галилеи, вместе с только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия Апостолами, на лодке на восточную сторону Тивериадского озера, в пустынное место близ г. Вифсаиды. Так как одна Вифсаида находилась на западном берегу около Капернаума, то здесь, надо полагать, разумеется другая находившаяся на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро, и называвшаяся Вифсаида-Юлия. По рассказу Ев. Марка, народ увидел как они туда отправлялись, и многие бежали туда пешие из всех городов и предупредили их прибытием на ту сторону, и там в пустынном месте снова собрались ко Иисусу Христу. Увидев множество народа, Господь сжалился над ними, «потому что они были, как овцы, не имеющий пастыря», и начал учить их много (Марк. 6:34), говорить им о Царствии Божием (Лук. 9:11) и исцелять больных их (Матф. 14:14). По некотором времени, Он, согласно повествованию св. Иоанна, взошел на гору, там сидел с учениками Своими и увидел, что множество народа идет к Нему. День же начал склоняться к вечеру. Тогда все Апостолы, приступив к Нему, стали говорить: «Место здесь пустынное и время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и там купили себе хлеба, ибо им нечего есть». Но Господь не восхотел отослать от Себя народ и сказал ученикам: «Дадите вы им ясти!» Испытывая веру Ап. Филиппа, Господь спросил его: «Где бы нам купить хлеба, чтобы их накормить?», на что Филипп отвечал: «на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». Подобное говорили и прочие ученики. Тогда Господь говорит им: «Сколько у вас хлебов? пойдите посмотрите». Они узнали, и Андрей сказал Ему: «Здесь есть у одного мальчика (вероятно, торговца съестными припасами, сопровождавшего всю эту толпу) пять хлебов ячменных и две рыбки: но что это для такого множества». Тогда Иисус сказал: «Принесите сюда хлебы и рыбы», «велите народу возлечь». И повелел посадить народ «на споды», т.е. отделениями по пятидесяти. И народ сел на зеленой траве по сто, в одном направлении, и по пятидесяти, в другом, поперечном первому («На лехи, на лехи по сту и по пятьдесят» – Марк. ст. 40), чтобы таким образом сосчитать всех. Оказалось около 5.000, кроме женщин и детей. И взяв пять хлебов и две рыбы, Господь воззрел на небо, воздал благодарение (Иоан. ст. 14), благословил их (Лук. ст. 16), преломил, дал ученикам, чтобы ученики раздавали народу; также и две рыбы разделил на всех (Марк.), сколько кто хотел (Иоан.). «И ели все и насытились». Когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничто не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано двенадцать полных коробов. «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился в гору один» (Иоан. 14-15). Вероятно, народ хотел воспользоваться скорым наступлением праздника Пасхи, чтобы увлекши с собой Христа в Иерусалим, там и провозгласить Его всенародно царем. Но Господь, конечно, не хотел потакать этим ложным представлениям о Мессии, как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться вперед на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованный чудом народ, отпустил его, и взошел на гору помолиться.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами

(Мф. 14:13-21; Мк. 6:30-44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-13)

Насыщая души слушателей Своих словом Божиим, Иисус Христос насыщал иногда и тела их чудесным хлебом. Так, однажды, в пустынном месте, вблизи Вифсаиды, по ту сторону Галилейскаго озера, когда последовавшия за Ним толпы народа проголодались, Он повелел Своим ученикам дать им хлеба; но у них, как и у следовавшаго за Ним народа хлеба не было, и только у одного мальчика нашлось пять ячменных хлебов и две рыбы. Однако, Тому, Который из ничего мог сотворить необъятный мир, достаточно было и сих немногих и малых хлебов и рыб, чтобы насытить ими огромную массу народа, для насыщения которой нужно было хлеба, по мнению учеников, по крайней мере, на 200 динариев.

Повелев народу возлечь на траве, Божественный Питатель благословил Бога и, преломив хлебы и рыбы, давал ученикам Своим, а они раздавали народу. По благословенно Божию, 5000 человек, не считая жен и детей, были насыщены чудесным хлебом, и ученики могли еще собрать остатков 12 корзин - то есть в несколько раз больше того количества, какое находилось у мальчика до совершения чуда.

1. Из множества чудес Иисуса Христа - о которых упоминают евангелисты - чудесное насыщение 5000 пятью хлебами подробно рассказывается всеми четырьмя Еѵангелистами, что одно подтверждает несомненную достоверность чудеснаго события. С другой стороны, это подтверждается и словами Спасителя, Который неоднократно ссылается на это чудо (Мф. 16:9; Ин. 6:26).

2. Попытка рационалистов объяснить насыщение пятью хлебами 5000 человек не чудом, а умением Иисуса заставить народ обнаружить скрываемый в носимых им сумках и мешках запасной хлеб, противоречит прямому утверждению учеников Христовых, что ни у них, ни у народа нет хлеба; а Апостолы говорили это не наобум. Притом, если бы действительно было так, как представляют рационалисты, то Иисус Христос отнюдь не мог рассчитывать на то, что те люди, которые раз сказали, что у них нет хлеба, вынут свой спрятанный хлеб и станут и сами есть и с другими делиться. Тогда нужно предположить какое-то общее соглашение всего народа намеренно скрыть имеющейся хлеб от Иисуса, чтобы таким образом или поставить Его в затруднение или заставить Его произвести чудо. И как же один мальчик не скрыл своего запаса?

3. Рассказывая о чудесном умножении хлебов, Иоанн упоминает, что пять хлебов и две рыбки нашлись у одного мальчика, чем показывается малость и полная недостаточность для насыщения даже пяти человек, а не 5000. Собрание же 12 корзин кусков ещё более подтверждает важность чуда.

4. В жизни последователей Христовых часто случается такая нужда в духовной пище, что удовлетворить ей может только Божественное слово, питающее души людей. Глаголы науки и жизни часто не в состоянии удовлетворить духовному голоду человека, и на обширных и богатых рынках Человеческой мысли он иногда не находит для себя пищи, которая насытила бы его, так что он чувствует кругом себя пустыню, а в душе пустоту. В таких случаях с трапезы Галилейских рыбаков несколько благословенных хлебов Божественнаго глагола могут насытить алчущих с таким избытком, что крохи от Божественной трапезы могут наполнить кошницы науки и искусства.

Примечание. «В каталоге (то есть словаре) Иудейских и Греческих речений», приложенных к Елисаветинскому изданию Библии, ценность динария определяется так: «Динарий, по-Славянски пенязь - имя монеты серебряной. Динарий был двух родов - священный и гражданский; священный был вдвое больше гражданскаго и назывался так потому, что употреблялся на церковныя потребности; равнялся же он 10 копейкам». По другим исследованиям, динарий - Римская монета, заключает в себе 10, а впоследствии 16 асс и делится на 4 сестерции; равнялся Греческой драхме или франку, около 25 копеек. Переложенная на наши деньги эта сумма (20-50 рублей по курсу 1913 года) не должна казаться незначительной для покупки хлеба на такое большое число людей, потому что тогда в Палестине хлеб был в таком изобилии, что покупка его на 200 динариев могла показаться для Апостолов достаточной для удовлетворения 5,000 человек.

5. Насышение пятью хлебами произошло в пустыне вблизи Вифсаиды Юлии, по ту сторону Галилейскаго моря, на Восточном берегу его, как видно из того, что Иисус после этого события по морю возвращается в Капернаум (Ин. 6:17), и потому упомянутое в начале этой главы выражение: на он пол моря Галилеи Тивериадска (в Русском переводе «по ту сторону моря Галилейскаго», в окрестности Тивериады) следует перевести: насупротив или из Тивериады (της Τιβερ ιάδος), потому что Тивериада лежала на одном берегу с Капернаумом, то есть на Западном, а Вифсаида Юлія — на Восточном.

Святоотеческое толкование

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407)

Ст. 13-18 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда.

Заметь, что Господь всякий раз удалялся, когда Иоанн был предан, когда он умерщвлен, и когда иудеи услышали, что Иисус приобретает многих учеников. Ему угодно было чаще поступать по-человечески, пока не пришло время вполне обнаружить божество Свое. Потому и ученикам он приказывал никому не говорить, что Он Христос; Он хотел, чтобы это сделалось известным по воскресении Его. По этой причине и с иудеев, которые дотоле не веровали в Него, не строго взыскивал, а напротив извинял их. Удаляется же не в город, но в пустыню, и притом на корабле, чтобы никто не следовал за Ним. Не оставь без замечания и того, что ученики Иоанновы теперь уже ближе стали к Иисусу. Они именно уведомили Его о случившимся (с Иоанном) и, оставив все, делаются уже Его учениками. Так, кроме несчастия, немало исправило их и то, что Иисус внушил уже им о Себе Своим ответом. Но почему Господь не удалился до получения от них известия, хотя знал о случившемся и без уведомления? Для того, чтобы во всем показать действительность воплощения. Не видом только, но и самыми делами Он хотел уверить в истинности его, потому что знал злобную хитрость дьявола, который готов все сделать, только бы истребить в людях мысль о Его воплощении. Вот по каким причинам удаляется Христос. Но привязанный к Нему народ не оставляет Его, а следует за Ним; и происшествие с Иоанном не устрашало Его. Такова привязанность! Такова любовь! Так она все побеждает и устраняет трудности. За это-то народ и получил вскоре награду. И изшед Иисус , продолжает евангелист, виде мног народ, и милосердова о них, и исцели недужныя их (ст. 14). Хотя ревность их была велика, но благодеяния Христовы превышали цену всякого усердия. Потому евангелист и причиною исцелений в данном случае поставляет особенную милость; Христос всех исцеляет, и не спрашивает здесь о вере, потому что исцеленные показывают свою веру уже тем самым, что пришли к Иисусу, оставили города, тщательно искали Его и не оставляли, когда даже принуждал их к тому голод. Христос намеревается дать им пищу. Но сам не начинает этого, а ожидает, пока обратятся к нему с просьбою, всюду, как я уже говорил, наблюдая правило: не прежде приступать к совершению чудес, как по просьбе. Но почему же никто из народа не подошел и не попросил Его об этом? Они безмерно Его уважали, и желанием быть при нем подавляли в себе чувство голода. Но и ученики Его не подошли и не сказали: накорми их, потому что еще были несовершенны. Но что они говорят? Позде же бывшу , говорит евангелист, приступиша ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину; отпусти народы, да шедше купят брашна себе (ст. 15). Если ученики и по совершении этого чуда забыли о нем, и после кошниц думали, что Христос говорит о хлебах, когда Он учение фарисейское назвал квасом, то тем более, не видевши еще на опыте такого чуда, не могли ожидать чего-нибудь подобного (Матф. XVI, 16). И хотя Христос исцелил сперва многих недужных, однако ученики, и то видя, не ожидали чуда над хлебами. Столько еще были они несовершенны! Ты же заметь мудрость Учителя, как прямо Он ведет их к вере. Не сказал вдруг: Я напитаю их; этому они не скоро бы поверили. Иисус же, говорит евангелист, рече им , — что же именно? Не требуют отъити, дадите вы им ясти (ст. 16). Не сказал: Я дам; но — вы дадите , — так как они еще считали Его простым человеком. Даже и после этого не возвысились они в понятиях, напротив, отвечают как простому человеку, говоря: не имамы, токмо пять хлеб и две рыбе (ст. 17). Потому и евангелист Марк говорит, что они не разумели сказанного: бе бо сердце их окаменено (Марк. VI, 52; VIII, 17). Итак, поелику они еще пресмыкались по земле, то Господь сам начинает уже действовать, и говорит: принесите ми их семо (ст. 18). Хотя пусто есть место, но здесь Тот, Кто питает вселенную; хотя час уже мину, но с вами беседует Тот, Кто не подлежит времени. Иоанн упоминает и о том, что хлебы были ячменные, и не без цели говорит об этом, а с намерением научить, чтобы мы не тщеславились дорогими яствами. Такова была трапеза и у пророков.

Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Прием убо пять хлеб и обе рыбе , продолжает евангелист, и повелев народом возлещи на траве, воззрев на небо, благослови, и преломив даде учеником Своим, ученицы же народом. И ядоша вси, и насытишася; и взяша избытки укрух, дванадесять коша исполнь. Ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей (ст. 19 — 21). Для чего Христос воззрел на небо и благословил? Ему надлежало уверить о Себе, что послан от Отца, и что равен Ему. Доказательства же этих истин, по-видимому, противоречили одно другому. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что делал все со властью; а потому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал во всем с великим смирением, не стал приписывать всего Отцу, и во всяком деле призывать Его. Вот почему Господь, в подтверждение того и другого, не делает ни того, ни другого исключительно, но творит чудеса иногда со властью, а иногда по молитве. Потом, чтобы в этих действиях Его не представлялось опять противоречия, в делах менее важных взирает на небо, а в важнейших все творит со властью, из чего ты должен заключить, что и в менее важных делах Он поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Так, когда отпускал грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскрешал многих мертвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи, — каковые дела свойственны одному Богу, а не другому кому, — ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намеревался умножить хлебы, что было гораздо маловажнее всех прежде исчисленных действий, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченному мною выше, так и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу. Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы заградить уста Маркиону и Манихею, которые не признают Его Творцом, чтобы самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший в начале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много — не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Псал. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? — но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу дает сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, чрез них же рассаживает народ, чрез них же раздает хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом. По той же причине берет и хлебы от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо. Если и при всем том забыли они, то что бы вышло, когда бы не приняты были такие меры? Господь повелевает возлечь на траве, научая тем народ простоте жизни; хотел не тело только напитать, но и душу научить.

Итак, Господь для того избрал такое место, дал не более, как хлебы и рыбу, предложил всем одну общую пищу и никому не уделил больше другого, чтобы научить смиренномудрию, воздержанию, любви, — тому, чтобы мы все равно были расположены друг к другу и все считали общим. И преломив, даде учеником, ученицы же народом . Пят хлебов преломил и роздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то. Какое же слово изобразит то, как источались хлебы, как они растекались по пустыне? Как их достало для такого множества? Евших было пять тысяч, кроме жен и детей ; и это служит большою похвалою для народа, что и жены и мужи следовали за Христом. Как могли быть остатки? Это тоже не маловажнее первого. Притом остатков вышло столько, что число корзин равнялось числу учеников, — ни больше, ни меньше. Господь отдал куски не народу, а ученикам, потому что народ не столько был совершен, как ученики.

Блаж. Иероним Стридонтский (342-419 или 420)

Ст. 12-13 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его . — Иосиф [Флавий] сообщает, что Иоанн был обезглавлен в некотором городе Аравии. А следующие затем слова: И ученики его, прибыв, унесли тело Его , можно относить и к ученикам Иоанна, и к ученикам Спасителя.

И пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один . — Они возвещают о совершившемся убийстве Иоанна; Иисус же, услышав о нем, удалился в пустынное место. Не из страха смерти, как полагают некоторые, а щадя своих врагов, чтобы они не присоединили к человекоубийству нового человекоубийства. А может быть, Он отлагал свою смерть до дня Пасхи, когда таинственно должен был приноситься в жертву агнец и когда притолки дверей домов верующих должны были окропиться кровью (Исх 12). Может также быть и потому удалился Он, что хотел показать нам пример, как мы должны избегать неразумной поспешности тех, которые предают себя гонителям, потому что не все выказывают ту же самую непреклонность во время мучений, какую обнаруживают, предавая себя на страдания. По этой именно причине Он повелевает нам в другом месте: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:23). При том Евангелист употребляет искусное (eleganter) выражение: он не говорит: бежал, но: удалился, так что Он скорее удалялся от преследователей, чем боялся их. Иначе. После того, как пророк был обезглавлен иудеями и царем иудеев и пророчество потеряло у них свой язык и свой голос, Иисус удалился в пустынное место Церкви, которая прежде не имела мужа.

А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком . — Услышав о смерти Иоанна, Он мог удалиться в уединенное место и по другой причине, — именно: чтобы подтвердить веру уверовавших. Наконец, толпы народа последовали за Ним пешими, не на вьючных животных, не на повозках разного рода, а на своих ногах, чтобы показать пылкость своей души. Если мы захотим открывать значение отдельных выражений, то должны будем выступить за пределы предположенного нами краткого труда. Тем не менее, необходимо сказать мимоходом, что после того, как Господь удалился в пустыню, за Ним последовали весьма многочисленные толпы народа; ибо прежде Своего удаления в пустыню язычества, Он был в почтении только у одного народа.

И, выйдя, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними и исцелил больных их . — В евангельских речах с буквой всегда соединен дух, и то, что на первый взгляд кажется холодным, если прикоснешься к нему, оказывается пылающим. Господь был в пустыне; за Ним последовали толпы, оставляя города свои, т. е. прежнее поведение и разнообразие учений (dogmatum). Иисус же, выйдя, показывает, что толпы, хотя имели желание пойти, но не имели силы дойти до конца; посему Спаситель и выходит из места Своего и идет навстречу, подобно тому как, — согласно изображенному в другой притче, — Он выбегает навстречу приносящему покаяние сыну (Лк 15:20). И увидев толпы людей, Он умилосердился над ними и исцелил недужных между ними, чтобы за полной верой непосредственно следовала и награда.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи . — Все полно таинственностью (mysteriis). Он удалился из Иудеи, пришел в пустынное место; за Ним последовали толпы народа, оставив города свои. Иисус вышел к ним, умилосердился над ними, исцелил недужных между ними: и сделал Он это не утром, не при наступлении дня, не в полдень, но вечером, когда почило Солнце правды.

Но Иисус сказал им: не нужно им идти . — Они не имеют нужды искать различной пищи и покупать себе неизвестный хлеб, так как они имеют у себя хлеб небесный.

Вы дайте им есть . — Он призывает апостолов к преломлению хлеба, чтобы величие чуда было более явственно, так как они были свидетелями того, что сам Он [хлеба] не имеет.

Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы . — У другого евангелиста мы читаем: Здесь есть у одного мальчика пять хлебов (Ин 6:9). Под ним, по моему мнению, разумеется Моисей. А под двумя рыбами мы понимаем или оба Завета, или число два, относящиеся к закону (или: закону и пророкам). Итак, апостолы прежде страдания Спасителя и блистания молниеносного Евангелия, имели только пять хлебов и две рыбки, которые вращались в соленых водах и волнах моря.

Он сказал: принесите их Мне сюда . — Слушай Маркион, слушай Манихей! Господь повелевает принести Себе пять хлебов и две рыбки, чтобы освятить их и умножить.

Ст. 19-20 И велел народу возлечь на траву . — В буквальном значении смысл этого вполне ясен; раскроем духовное понимание. Они получили повеление расположиться на траве, или, — по сказанию другого евангелиста, — на земле, по пятидесяти и по сто (Лк 9:14), чтобы, поправ плоть свою и блеск ее, и похоти мира сего, и подобно сухому сену поработив их себе, они через покаяние пятидесятницы (quinquagenarii numeri) могли возвыситься к совершенной вершине стократного числа (т. е. принесли стократный плод).

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам . — Он воззрел на небо, чтобы научить, что очи должны быть обращаемы туда. Он взял пять хлебов и две рыбы в руки свои и преломил их, и давал ученикам. В преломлении Господа произошло умножение (seminarium — рассадник) хлеба. Если бы хлебы не были разломлены, не были разделены на куски и на многочисленные крохи, то они не могли бы напитать столь великое множество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом преломляется закон вместе с пророками, разделяется на куски, и в среду их вносятся тайны (mysteria), так что остающийся целым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, он по разделении на части напитывает множество язычников (gentium-народов.)

А ученики — народу. И ели все, и насытились . — Множество народа получает питание от Господа, — через апостолов.

И набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных . — Каждый из апостолов от остававшегося от Спасителя наполняет корзину свою, или для того, чтобы после этого иметь то, из чего можно было бы подавать народам яства, или для того, чтобы после этого остатками явственно показать, что умноженные хлебы были действительными (veros) хлебами. Исследуй вместе с тем и то, каким образом в столь обширной пустыне и в уединенном месте нашлось только пять хлебов и две рыбы и столь легко нашлось двенадцать корзин.

А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей . — Соответственно числу [вкушаемых] пяти хлебов и количество вкушавших людей было пять тысяч. Действительно, число их еще не достигло до седмеричного числа [хлебов], — как сообщается в другом месте повествования, — вкушавших которое было четыре тысячи (Мф. 15:38; 16:10), сближаемые [таинственно] с четырьмя Евангелистами. А вкушало пять тысяч таких мужей, которые возросли в мужа совершенного и следовали за Тем, о Котором говорит Захария: Вот Муж, — Восток имя Его (Зах 6:12). А женщины и дети, или пол слабый и возраст младший, не достойны исчисления. Поэтому же и в Книге Чисел, — когда бы ни описывались священники и левиты, войско или множество сражающихся, — без указания числа остаются рабы, женщины, малолетние и незнатный народ.

Блаж. Феофилакт Болгарский (XI–XII)

И услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один . Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он — привидение. Итак, вот почему Он уходит. «Уходит в пустынное место», чтобы сделать там чудо над хлебами.

А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их . Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все — от веры.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть . Человеколюбивы ученики, ибо они заботятся о народе и поэтому не желают, чтобы он был голодным. Что же Спаситель? «Дайте, — говорит, — им вы есть». Говорит это не потому, что не знал, какую бедность испытывали апостолы, но для того, чтобы, когда они скажут «не имеем», оказалось, что Он приступает к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе.

Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил . Принесите Мне хлебы сюда, ибо хотя поздно, но Я — Творец времени; хотя место пустынно, но Я Тот, Кто дает пищу всякой плоти. Отсюда научаемся тому, что если и немногое имеем, мы должны употреблять его на гостеприимство, ибо и апостолы, имея немногое, отдали народу. Но как это немногое умножилось, так умножится и твое немногое. Размещает народ на траве, научая простоте, чтобы и ты не покоился на многоценных постелях и коврах. Подымает взоры к небу и благословляет хлебы, может быть, и для того, чтобы уверовали, что Он не противник Богу, но пришел от Отца и с неба, а также и для того, чтобы научить нас, чтобы мы, прикасаясь трапезы, благодарили и таким образом вкушали пищу.

И преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей . Ученикам дает хлебы, чтобы они всегда помнили о чуде и чтобы оно не выходило из их мысли, хотя они и скоро позабыли о нем. Чтобы ты не подумал, будто Господь совершил чудо только призрачно, с этой целью хлебы умножаются. Двенадцать коробов оказывается для того, чтобы и Иуда понес и не был увлекаем на предательство, раздумывая о чуде. И хлебы умножает, и рыбы, чтобы показать, что Он — Творец земли и моря и что все, что мы едим каждый день, едим потому, что Он подает, и пища Им умножается. В пустыне было чудо, чтобы кто-либо не подумал, будто из ближнего города купил Он хлебы и разделил народу; ибо была пустыня. Это сообразно с рассказом. По наведению же узнай, что когда Ирод, плотский грубый ум иудейский (ибо это означает в переводе слово Ирод), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус на будущее время отходит в пустынное место, к язычникам, пустыне по отношению к Богу, и врачует недужных душою, затем и питает их. Если Он не отпустит нам согрешений и не уврачует болезней посредством крещения, то не напитает нас и причащением Пречистых Тайн, так как никто из некрестившихся не причащается. Пять тысяч — это пять чувств, которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы — это слова рыбарей: одна рыба — Евангелие, другая — Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятокнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы. «Кроме жен и детей», ибо христианин не должен иметь что-либо детское или женоподобное и немужественное.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ . Указывая на неразлучность учеников, Матфей сказал «понудил», ибо они хотели всегда быть с Ним. Господь отпускает народ, потому что не желал, чтобы они сопровождали Его, чтобы не показаться честолюбивым.

Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в воскресный день 30 июля 2017 г.

Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали за богослужением, повествует о чудесном насыщении 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Евангелие говорит нам о том, что в то время Иисус много учил народ, много людей шли к Нему из городов пешком. И Он милосердствовал над ними, исцеляя больных.

“Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей”. (Мф. 14:13-21)

И вот пятью хлебами и двумя рыбами, благословенными Иисусом и разломанными на куски, насытились все 5 тысяч человек, не считая женщин и детей, а мы знаем, что всегда женщин и детей больше чем мужчин. Итак, все они насытились, и осталось еще 12 полных корзин.

Все присутствовавшие при этом прославляли Иисуса и хотели сделать Его своим царем, потому что он творил чудеса, великие и удивительные для них, но самое главное, как они считали, - Он накормил их хлебом. Эти люди, которые слушали Иисуса как Мессию и верили в Него как в пришедшего в мир Бога, были особенно поражены чудом приумножения пищи. И это действо стало настоящим тупиком для человеческой логики, потому что человеку свойственно быть пристрастным к миру внешнему, привычному, то, что видим ежедневно, и это свидетельство удаленности от мира духовного.

Если взять, к примеру, какую-то область науки, не зная о ней ничего, и почитать заключение ученого о о каком-то важном открытии, то у неподготовленного человека это вызовет массу сомнений, как такое возможно? Особенно если ученый не приводит подробных доказательств своей теории, то для ума человека, далекого от науки, - это тупик, потому что он не прошел тот путь, который прошел ученый, изучая данную проблематику. А те люди, которые глубоко в этой теме, им не надо подробных разъяснений, для них это понятно.

Вот нечто похожее происходит и когда человек, слушая слова Христа, не следует им, и при этом пытается их понять и растолковать. Он похож на того неподготовленного человека, который прочитав доклад ученого, сделал вывод: такого не может быть, я так думаю, потому что мне непонятно.

Но перед нами не просто ученый, перед нами Тот, Кто создал все законы бытия: и физические законы, которые мы познаем и в познании которых состоит смысл всей нашей науки, и духовные законы, которые мы можем наблюдать, ощущать в своей жизни, хотим мы этого или не хотим, но которые действуют. И чаще всего к концу своей жизни накопленный опыт подсказывает человеку, что мы изучили некоторые из этих духовных законов. Перед нами Тот, Кто является движущей силой этих законов, залогом того, что все это действует, гармонирует, движется, живет. Перед нами Тот, Кто является источником всего процесса действия законов бытия, Тот, Кто сотворил все это не вне Себя, но в Себе. И все, что происходит, и внутреннее, и внешнее, не может быть без Него, и жизни нет. Невозможно жить без Него, без Бога, и мы должны понимать, что для Бога ничего невозможного нет.

Чудо насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами описано у евангелистов, на которых оно тоже произвело впечатление. Они, будучи людьми простыми, не все чудеса Христовы понимали, но через свою веру они понимали, что перед ним не просто чудотворец, а Мессия.

Христос не часто творил чудеса такого свойства, подобные тому, о котором мы сегодня говорим. Он нечасто исполнял прошения, когда Его просили, чтобы Он знамение сделал. Какое знамение можно сделать, чтобы народ уверовал, что Он - Мессия? Он не делал никаких знамений, потому что это было бесполезно. Для верующего человека знамений не нужно, а для неверующего знамение превращалось бы в обычное зрелище, не ведущее к перемене жизни.

Однажды, когда Иисус был на свадьбе в Канне Галилейской, и закончилось вино, Христос сотворил из воды вино для того чтобы утешить жениха, который переживал, что нечем угощать гостей, и чтобы ответить на просьбу Своей Матери. И Он тогда сотворил это чудо для того чтобы показать, что Бог заботится не только о духовном, но и о телесном. И Он делает в жизни человека все, что ему нужно для жизни телесно.

в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11) .

Сегодняшнее евангельское чтение выявляет для нас попечителя о роде человеческом, который заботится о нас всецело. Очень часто в нашей жизни происходит так, что мы думаем, что Бог нам не помогает. К таким выводам чаще всего приходят из-за маловерия и от лености в познании Бога. Такие мысли возникают у человека, который не знает, кто такой Бог. Потому что сказать, что Бог мне не помогает, это то же самое, что своим родителям, которые вырастили, дали воспитание, образование, оставили квартиру, помогали тебе всю жизнь, сказать: вы обо мне не заботитесь.

Как Бог должен помочь? Он должен прийти на кухню и сварить за вас борщ? Или вскопать огород? Или должен на работу вместо тебя ходить, чтобы ты в Него, наконец, поверил? Но и в это случае не поверил бы человек в Бога все равно, если у него нет стремления увидеть Бога истинным любящим Отцом, который может дать больше, чем дано тебе самому по силам твоим сделать.

Бог наградил каждого человека талантами. В меру своего разума, возраста, понимания, восприятия этой жизни, Бог дал каждому все необходимое для жизни. И всех одинаково, и верующих, и неверующих поставил в системе законов бытия, которые сами воспроизводят все потребное для жизни, делаешь ты что-то или не делаешь. Он производит все необходимое. Он положил закон, гласящий: в поте лица твоего будешь добывать пропитание твое. И это премудрый закон, ибо если бы не было его, человеку ничего не надо было бы делать, то он от своего безумия и лености погиб раньше, чем перешел бы в совершенный возраст.

И это закон действует в нашей жизни: и наше окружение, наша релаьность требует, чтобы мы трудились, и тогда мы получим пропитание и одежду, услуги какие-то, и все необходимое для жизни. Но даже есть люди, которые не трудятся, но они все равно не умирают от голода. Насколько забота Бога проявляется к этим людям. Возможно, им помогают другие люди. Но кто научил этих людей добродетели быть милосердными к ближнему неимущему, кто вложил в их сердца такой порыв? А кто говорил, рука дающего не оскудеет. Конечно, Бог учит. И не забота ли это Бога обо всех нас? Но многие не хотят согласиться с этим из-за своей гордости, из-за того, что их научили, что это не Бог, а сами люди, что “человек - это звучит гордо”, а Бога нет, и не хотят знать о Нем ничего, даже не рассказывайте мне.

И вот здесь очень важный момент. Чтобы понять чудеса Христовы, надо следовать Его советам, Его словам и знать, что Он есть главное в нашей жизни. Христос говорит о себе как о хлебе жизни. И когда во время последней встречи с учениками Своими Он преломляет хлеб, Он помолившись сказал слова, которые мы до сих пор за каждой Литургией повторяем, то есть Он установил Таинство жизни.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28)

И вот вспоминая сегодняшнее евангельское чтение, мы можем понять, что Христос сотворил это чудо не только для того, чтобы народ насытился телесно. Он сотворил это чудо для того чтобы напомнить внешне человеку что есть главное в его жизни. Не хлеб, который испек кто-то, благодаря своему труду из муки, а напомнить о том хлебе познания смысла жизни, которым есть Бог. Хлеб для каждого народа, и в те времена, когда жил Христос, и сегодня, является источником жизненных сил. То же самое можно сказать и о вине. Во времена Христа вино принимали внутрь как лекарство, им промывали раны для заживления, это было оно из самых ценных угощений. И исходя из этого символ должен быть понятнее человеку. Говоря о хлебе и вине как о Теле и Крови Своей, Христос указывал, что главным источником истинной жизни для человека является искание и познание своего Творца. Если человек не ищет общения с Богом, не ищет Бога как начало жизни, как смысл жизни, или вообще не задумывается об этих вопросах, то жизни у него по сути нет. И это имеет характер проявления и в его бытовом устройстве. Тот, кто не ищет Бога, не знает, зачем он живет. Он руководствуется только мотивами своего разума и того познания, которое он мог приобрести своим разумом благодаря воспитанию, обществу, благодаря тому, что он читал, видел, познал. И все это является главным критерием его поступков. И из этих выводов и определений он строит свою жизнь, ставя земные цели во главу угла.

А человек, который ищет Бога, тот уже не просто ставит себе цели, благодаря которым он приобретает земные блага, а ставит цели, по достижении которых приобретает мудрость духовную, познание Бога и любовь к ближнему. И жизнь его от этого меняется. Человек четко видит и понимает, почему так или иначе происходит. Он видит ход своей жизни на годы вперед, он знает, к чему стремится, знает, что для этого нужно. Он не мчится к ложной цели сломя голову. Тот, кто ставит перед собой ложные цели, чтобы ухватить хоть что-то в этой жизни, достигая их, видит пустоту, и тогда приходит к нему отчаяние, одиночество, равнодушие и он оказывается в подвешенном состоянии из-за непонимания, зачем он живет. И это свидетельство несовершенства этого человека. Его несовершенство - не в том, что у него кто-то что-то забрал, а в том, что он не использовал главного своего дара - чувств и органов познания души, он ограничил себя только использованием органов внешних чувств - если хочется есть, он идет и ест, живет по чувственным инстинктам, удовлетворяя свою плоть, и этим пытается объяснить правильность своей жизни. А человек, который умеет употреблять духовные чувства, такие как веру, умеет ощущать голос совести и воспринимать его как некий призыв, как указатель пути, тот умеет осмыслить свою жизнь всесторонне, намного глубже.

И вот толкование сегодняшнего евангельского чтения о предложении хлебов должно натолкнуть нас на такую мысль: а что если ты пришел послушать Бога, и пошел за Ним искать правды Его, как те люди, которых накормил Христос, то ты получишь пропитание, а если ты не пошел, то ты тоже получишь свое пропитание. А в чем же разница? А в том, что в первом случае человек тратит силы и время своей жизни только для того чтобы получить пропитание, блага земные, а во втором случае помимо земных благ человек получит еще и мудрость жизни, откровение Бога и главные смыслы.

“Я есть хлеб жизни, приходящий ко Мне, не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда, - говорит Господь. Для человека плотского эти слова непонятны. Ну как мы можем поесть и попить, и потом больше никогда не хотеть. Вкусивший познание Бога, вкусивший божественной истины, уже научен вечности, ему не нужно искать другой пищи, ибо та пища, которую он вкусил, отвечает абсолютно на все жизненные вопросы - и этой жизни, и жизни вечной. Эта пища божественных откровений для рода человеческого дает ему познания не просто для бытия земного, а для существования вечного, это глаголы жизни, слова жизни.

Многие из учеников Христа оставили Его после Его слов “ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою будет иметь жизнь вечную, а не ядущий не будет иметь жизнь вечную”. Они соблазнились, потому что эти слова были непонятны для них. И Христос обратился к тем, которые остались с Ним и сказал: может быть и вы хотите уйти? Но Петр ответил: куда мы пойдем от Тебя, Ты имеешь слова жизни, кто еще нас научит словам жизни вечной? Все нас учат и мы сами часто тратим время своей земной жизни на то, что учимся словам жизни временной, но никто нас не научил жить временно как вечно, начать свою вечность прямо здесь. И начать не от безысходности, а начать ее с Богом, ибо Бог вечен, и кто пребывает в Нем, тот будет таким же вечным.

Я хлеб живый , сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек ; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (И. 6:51) И вот эту плоть, которую Христос отдал за жизнь мира, который является внешним подтверждением и напоминанием Его слов за каждой Литургией, и совершается в Таинстве Евхаристии. Каждый, приходящий к Таинству Евхаристии, поступает по слову Христову как ученик Христов, говоря, не хочу я уходить от Тебя и слушать этот безумный мир, отводящий меня от тебя, потому что этот мир не дает слов вечной жизни, поэтому каждый христианин, идущий на исповедь, кающийся в грехах, меняющий свою жизнь, с дерзновением приступает, чтобы соединиться, по слову Христову, с Ним через хлеб и вино, через Тело и Кровь Его, чтобы подтвердить: я ищу глаголы вечной жизни, и ищу ни где-нибудь, а в Тебе, Господи, в своем Творце, в Том, Кто пребывает во мне и во всем, по слову Твоему.

Иисус же сказал им: истинно , истинно говорю вам : если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. (И. 6:53-59).

Что еще можно добавить к этим словам? Каким надо быть ученым, чтобы осмыслить это? Надо быть не ученым, надо быть человеком, умеющим слушать Своего Творца и веровать в Него, и эти слова жизни станут в самом тебе жизнью, которая по сути наполнена скорбью и болезнями, жизнью, которая умеет радоваться вместе с радующимися, которая умеет жить счастливо в мире, в согласии с Богом в заповедях Его, жизнью, которая перетечет из тленного твоего тела в нетленное, обновленное, воскрешенное в последний день Аминь

Приближался Иудейский праздник Пасхи. Господь Иисус Христос не пошел в тот год на Пасху в Иерусалим. Он знал, что там против Него готовится заговор старейшин и священников Иудейских.

Незадолго перед этим ученики Иоанна Крестителя принесли Спасителю скорбную весть о мученической смерти своего учителя. Его убийца, Ирод Антипа искал встречи с Христом. Он думал, что Христос - это воскресший Иоанн Предтеча.

Пребывание Господа в Галилейских владениях Ирода становилось небезопасным. Христос мог подвергнуться преследованию, но Спаситель твердо знал, что никто не сможет причинить Ему вреда, пока не будет завершено то спасительное дело, ради которого Он пришел на землю.

Между тем, из городов и селений ко Христу возвратились ученики, посланные Им для проповеди Евангелия. Они с радостью рассказывали Учителю о своих успехах, об изгнании ими бесов и об исцелении больных именем Иисусовым.

Однако Спаситель был опечален известием о казни Иоанна Крестителя. И потому Он поспешил удалиться со Своими учениками подальше от Капернаума.

Сев в лодку, Христос велел апостолам переправиться на другую сторону Галилейского озера - к Вифсаиде. За ними последовало множество людей.

Выйдя на берег, Спаситель с учениками поднялся на склон горы. И, когда вокруг Него собрался народ, Он стал учить о Царствии Небесном. При этом многие больные и страждущие получали исцеление.

День склонялся к вечеру, но народ не расходился. Ученики подошли ко Христу и сказали: “Место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть”.

Но в ответ на просьбу учеников Господь сказал: “Вы дайте им есть”! Апостолы были сильно удивлены таким ответом. Ведь послушать проповедь Христа в тот день собралось около пяти тысяч человек, и это, не считая женщин и детей! Апостол Андрей сказал Господу, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества? Однако Иисус попросил учеников: “Принесите сюда хлеб и рыбу и велите народу возлечь”.

Апостолы велели народу расположиться на траве. В это весеннее время она, как ковер, покрывала склоны холмов. Люди сели на траву рядами по сто и по пятьдесят человек.

Господь взял в руки хлебы и рыбу. Возведя очи к небу, Он воздал благодарение, благословил и преломил хлебы, а после дал их ученикам, чтобы они раздали народу. Также и две рыбы Христос разделил на всех.

И ели все, кто сколько хотел. А когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано 12 полных коробов.

Это чудо произвело глубокое впечатление на людей. Ведь большинство из них именно так представляли себе Мессию - человеком, который принесет им земное изобилие и благополучие.

Христос узнал, что люди хотят провозгласить Его царем, а это могло привести к восстанию против Рима. Но Господь не желал потакать этим ложным представлениям о Мессии, как о земном царе.

Ведь разве в создании земного царства было Его истинное предназначение? Господь неоднократно говорил, что Царство Его не от мира сего, что оно создается в сердцах человеческих и потому не может насаждаться с помощью насилия.

История знает множество примеров, когда человечество пытались насильно осчастливить, устраивая кровавые революции во имя свободы, равенства и братства. Однако никакое справедливое и счастливое общество невозможно, пока в человеческих сердцах гнездятся ненависть, зависть, гордость, корысть, сластолюбие… Вот они, подлинные враги Царства Божия! Именно этих врагов пришел победить Христос, чтобы дать человечеству подлинную свободу - свободу от греха, свободу жизни с Богом.

Евангелие от Матфея. Глава 14. Стихи 14-22:

14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18. Он сказал: принесите их Мне сюда.
19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов:

Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.

Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.

И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.

О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.

И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились . И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.

Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.

Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель

Loading...Loading...