Как, по мнению древних географов, выглядел мир во времена рождения иисуса христа. Какой была палестина во времена христоса Карта палестины времен иисуса христа купить

Авраам совершил трудное и опасное путешествие из города Ура в Вавилонии через земли Плодородного Полумесяца к Харрану, а затем в землю Ханаанскую. Позднее он вынужден был спасаться в Египте от разаразившегося голода ( ) . Со своим семейством, овцами и козами Авраам вел кочевую жизнь на холмах и равнинах Ханаана, своей новой родины () . Его внук, Иаков, кончил свои дни в Египте вместе с любимым сыном Иосифом () .

Потомки Авраама, евреи, остававшиеся в Египте примерно 400 лет, постепенно были порабощены египтянами. В конце концов, после ряда страшных бедствий, Моисей вывел их из Египта, проведя через Красное море и пустыню. Мы не можем точно сказать, каким именно путем они шли — карта показывает маршрут, о котором говорит предание. (Они не могли идти по прямой прибрежной дороге, так как её стерегли египтяне). На горе Синай Моисей получил . Позднее в Ханаан были отправлены разведчики, чтобы «высмотреть» Обетованную Землю.

В пустыне евреи провели сорок лет. После смерти Моисея они перешли через реку Иордан и, выйдя из Моава, вступили в Землю Обетованную. ( , )

После вступления израильтян в Ханаан каждое колено (племя) получило для своего расселения особую территорию; в основном эти земли лежали к западу от реки Иордан. Племени Левия земли не дали, но назначили им для поживания определенные города. Были названы и шесть «городов-убежищ».

После смерти Иисуса Навина борьбу израильтян против филистимлян и других врагов возглавили «судьи», такие как Аод, Гедеон и Самсон.

Города-убежища
Моисей получил повеление учредить шесть городов-убежищ () , разбросанных по стране. Три из них — Бецер, Рамоф Галаадский и Голан - находились к востоку от реки Иордан, а еще три — Кедес, Сихем и Кириаф-Арба (Хеврон) — к западу от нее.

Человек, совершивший неумышленное убийство, мог бежать в один из этих городов и обрести там безопасность до того момента, как суд рассмотрит его дело. Если беглеца признавали невиновным, он мог остаться в городе.

Филистимляне представляли постоянную угрозу для израильтян, которые в конце концов пожелали, чтобы ими правил царь, как у других окружавших их народов. Последний судья Израиля Самуил помазал на царство Саула. Саул оказался прекрасным воином; он отразил натиск аммонитян на востоке и филистимлян на западе. Однако он невзлюбил своего молодого военачальника Давида, и счастье отвернулось от него. В сражении на горе Гелвуй войско Саула было разбито филистимлянами, а сам он погиб.

При царе Давиде и его сыне Соломоне царство процветало. Давид раздвинул границы Израиля, одолев филистимлян, Моав, Эдом, Аммон и северные государства. Он оставил в наследство Соломону мир и безопасность. Держава Давида простиралась от Евфрата на севере до Ецион-Гавера на берегу Акабского залива. Население Эдома, Моава, Аммона и Арама, ставших его вассалами, вынуждено было платить дань израильтянам. Но наибольшие последствия из всех достижений Давида имело завоевание Иерусалима и превращение его в столицу государства и национальное святилище. ( )

Соломон царствовал около сорока лет (ок. 970 - 930 гг. до н. э.). Эра процветания, начавшаяся при Давиде, продолжилась и в его правление, когда Израиль достиг вершин своего благополучия. Соломону удалось осуществить грандиозные строительные проекты; он был превосходным администратором и дипломатом, а о его мудрости ходили легенды. Соломон разделил свое царство на двенадцать административных округов, что сделало управление страной более эффективным. Соломон ввел монополию внешней торговли, активно разрабатыал природные ресурсы своей державы и создал израильский флот. ( )

Храм Соломона
Наиболее значительным достижением Соломона было строительство Иерусалимского храма, от которого к настоящему времени ничего не осталось.

Царица Савская
Мудрость Соломона прославляется в истории о визите царицы Савской () , которая явилась, чтобы испытать его познания. Саву часто отождествляют с современным Йеменом, страной в юго-западной части Аравийского полуострова. Поскольку основание Соломоном нового торгового поселения в Ецион-Гавере могло подорвать торговлю, которую вела Сава, визит царицы мог иметь другую цель - построить добрые отношения с мощно развивающимся государством.

Разделенное Царство

После смерти Соломона десять северных племен восстали и создали отдельное Израильское царство, которым стал править Иеровоам. Столицей Израильского царства первоначально стал Сихем, а главными центрами религиозного культа - Дан и Вефиль. Преемники Давида продолжали царствовать в южном Иудейском царстве со столицей в Иерусалиме. Разделения царств преодолеть не удалось. В Израиле на протяжении более 200 лет несколько раз сменялись правящие династии, пока в 722 г. до н. э. Самария не была разрушена ассирийцами и Северное царство не прекратило своего существования. Иудея оказалась более прочным государством: династия потомков Давида оставалась у власти более 350 лет, плоть до разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э. () .

Иеровоам и Озия

Израиль и Иудея вновь стали богатыми и могущественными государствами в правление Иеровоама II и Озии (Амасии) в VIII веке до н. э., когда им опять удалось захватить контроль над торговыми путями, проходившими через этот регион. Иеровоам II царствовал в Израиле с 789 по 748 гг. и контролировал значительную часть территории Сирии (Арама). При нем северное Израильское царство достигло зенита могущества. Пророки, однако, видели только несправедливость и безнравственность народных вождей. Амос, первый великий пророк VIII века до н. э. обличал лицемерие израильтян. Царь Озия (Амасия) правил в Иудее с 785 по 734 г. до н. э. Он отодвинул границу с филистимлянами и вновь подчинил Эдом, некогда покоренный Давидом. Пор Ециор-Гавер был заново отстроен, что дало выход в Красное море. Озия даже создал коалицию против Ассирии. ( ; ) .

Спустя примерно столетие после правления Давида и Соломона на историческую сцену и на страницы Библии восходит новый великий пророк: Илия. Он появляется из страны за Иорданом, а именно из Галаада, чтобы, исполнив свою миссию на Святой Земле, опять уйти туда, откуда пришел. Однако и перед этим, странствуя во время своего священного служения по всем окрестным областям, Илия будет неоднократно возвращаться на восточный берег Иордана. Полагают, что именно с вершины Тель Map Элиас пророк Илия был живым восхищен Господом на небеса () . Слова Библии об огненных конях и огненной колеснице, на которой вознёсся Илия, позднее были почти без изменений включены в священную песнь о плавно взмывающей в небо прекрасной колеснице пророка. Знаменитая галаадская возвышенность именовалась холмом Илии ещё несколько столетий после явления в здешних землях Иисуса Христа и Его Крещения в Иордане рядом с местом вознесения ветхозаветного праведника. Здесь по слову Божию святой пророк Илия скрывался во время гонений, устроенных на него впавшим в язычество израильским царём Ахавом и царицей Иезавелью. Воды потока утоляли жажду праведника, а пищей Илию чудесным образом обеспечивал Сам Господь: «вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру» () . Жизнь, молитва и деяния Илии часто вспоминаются в Новом Завете, как пример жизни, молитвы и деяний настоящего праведника, который был обычным человеком, однако совершал чудеса силою своей глубочайшей веры в Бога и этой же верой был спасён сам и спасал других ( ; ) .

Родом из Иордании был и святой пророк Елисей, ученик и последователь Илии. Исполняя волю Бога, Илия пришёл в Авел-Мехолу, расположенный на севере Иордании родной город Елисея, чтобы призвать того на святое служение () . Библия говорит, что Илия пришёл к Елисею, когда тот пахал поле на двенадцати парах волов, идя за плугом при двенадцатой паре. Здесь же, на поле, по зову Илии Елисей оставил крестьянский труд ради не менее тяжёлого труда святого подвижника. Именно на фоне непритязательного, провинциального пейзажа окрестностей Авел-Мехолы и состоялся символический акт призвания Елисея на священное служение и передача ему от Господа через Илию всех высоких прав и обязанностей, то есть, в первую очередь, всех чудесных свойств и качеств Боговдохновенного пророка.

Пророки Израиля и Иудеи осуждали социальные пороки, дурную внешнююю политику и поклонение языческим богам.

Иезекииль - один из «великих пророков». Родился в Иудее около и был священником.

Иеремия - второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета.

Исаия - один из великих библейских пророков, выходец из знатной еврейской священнической семьи.

Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии - столице Ассирийского царства, среди язычников.

Иоиль - первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих проповедей.

Осия , как и Амос боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу.

Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности.

Ассирийская держава достигла вершины своего могущества в период между 880 и 612 гг. до н. э. В 722 г. до н. э. ассирийцы разрушили Северное царство, Израиль и переселили его население в отдаленные области своей империи. Иудея, Южное царство, попала в зависимость от Ассирии.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет. В составе Ново-Вавилонского царства еврейские переселенцы образовывали родовые группы, не забывавшие о своей родине и поддерживавшие с ней связи. Так завершило свое существование Иудейское царство.

После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н. э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.

В период между 513 и 333 гг. до н. э. персы и греки боролись за гегемонию в Передней Азии. В конце концов, Александр Македонский стремительно прошел со своим войском по Персии, сокрушая все на своем пути. Александр Македонский за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. После его смерти в 323 г. огромная македонская держава распалась. Палестина оказалась под властью сначала царей Египта из династии Птолемеев, а с 200 г. до н. э. - царей Сирии из династии Селевкидов.

Павел отправился в своё первое миссионерское путешествие приблизительно в 47 г.; его спутниками были Варнава и юный Иоанн Марк. Когда они прибыли в Пергию, Иоанн Марк оставил их и вернулся в Иерусалим. Павел и Варнава возвратились в Антиохию в 49 г.

Примерно 50 г. Павел отправился из Антиохии в свое второе миссионерское путешествие. С самого начала его сопровождал Сила, в Листре к ним присоединилсь Тимофей, а позднее в Троаде — Лука. Проведя в Коринфе полтора года, Павел вернулся в Антиохию в 53 г.

Около 53 г. Павел в одиночку отправился в свое третье, самое длительное путешествие. Два года он провел в Эфесе. В Троаде к нему присоединились представители нескольких церковных общин; вместе с ним они отправились морским путем в Иерусалим, везя дары для нуждающихся христиан.

1. Мы начинаем наш путь с отрогов Сионской горы, с того места, которое посещают все туристы и паломники, прибывающие в Иерусалим - с Горницы Тайной Вечери . Сейчас эта горница выглядит не так, как во времена Ииуса. Но из Евангелий нам известно месторасположение трапезной, она находилась где-то здесь, совсем рядом! И нам остается только низко склонить головы и вспомнить, какие события произошли здесь почти две тысячи лет назад...

2. Путь в Гефсиманский сад лежит через Нижний Город и Гееномский овраг. Лестница, соединявшая Сионскую гору с Нижним городом, по которой, согласно традиции, Иисус с учениками шли в Гефсиманию, находится на территории монастыря св. Петра ("Галликанту" ). Очень возможно, что именно здесь находился дворец первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос после ареста. Это следующая остановка нашего маршрута.

3. От Сионской горы движемся вдоль стен Старого города на восток, к Елионской (Масличной) горе. Пройдя мимо Мусорных ворот, обратим внимание на огороженную часть стены - это развалины древнего города с уцелевшими остатками лестницы, ведущей вверх, к замурованным воротам. Это "ворота Хульды ", названные по имени пророчицы Хульды, которая похоронена рядом с воротами.
Сохранились ступени, ведущие к воротам Хульды , которые служили входом на Храмовую гору.
Через эти ворота в Храм входил простой народ, для священослужителей и жрецов имелся отдельный вход. Именно через эти ворота Иисус, как и все иудеи, приходил на праздники в Иерусалим, и поднимался по этим ступеням!

4. Продолжим наш путь, по которому шел Христос в сопровождении учеников в ту роковую пасхальную ночь. Мы пройдем мимо древних захоронений, одно из которых идентифицированно как могила пророка Захарии, а второе принадлежит Авессалому, мятежному сыну царя Давида, поднявшему восстание против отца.

5. Спустившись в Кидронское ущелье, мы вновь поднимемся по лестнице, но уже на противоположной его стороне, известной из Евангелий как Гефсимания (ивр. Гат-Шеманим - "масличный пресс"). Здесь сохранились оливковые деревья, возраст которых достигает 400 лет! Это именно тот оливовый сад, где молился Иисус перед арестом, и где Иуда предательски поцеловал Учителя.
Рядом расположен Гефсиманский грот , где спали апостолы, пока Он молился, и церковь в пещере, прорубленной крестоносцами, где по преданию покоится тело Богородицы и Ее родителей, Анны и Иоакима, а также величественная Церковь Всех Наций , построенная на месте "молитвы о Чаше".

6. Выйдя из Гефсимании, движемся по направлению к Львиным воротам Старого города. Свернем направо в дворик монастыря св. Анны , где сможем полюбоваться уникальным пластом раскопок, охватывающим два тысячелетия жизни Вечного Города. Здесь же Вифезда - "Овечья купель", где Иисус исцелил расслабленного.

    Гора Арарат Традиционно считается местом, где остановился Ноев ковчег (Быт. 8:4). Точное местоположение неизвестно.

    Ур Первое местопребывание Авраама близ устья Евфрата, где он чуть не стал жертвой во время человеческого жертвоприношения, видел ангела Иеговы и получил Урим и Туммим (Быт. 11:28–12:1; ; ). (Обратите внимание на другое возможное местонахождение Ура в северной Месопотамии.)

    Вавилон, Вавель (Сеннаар) Впервые эта земля была заселена Хушем, сыном Хама, и Нимродом. Территория происхождения Иаредийцев во времена Вавилонской башни на равнинах Сеннаара. Позже – столица области Вавилонии и резиденция вавилонских царей, включая Навуходоносора, который привёл много Иудеев пленными в этот город после разрушения Иерусалима (587 г. до Р. Х.). Иудеи пробыли в плену в Вавилоне 70 лет до времени царя Кира, который разрешил Иудеям вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить храм. Пророк Даниил тоже жил здесь при Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии Ⅰ (Быт. 10:10; 11:1–9; 4 Цар. 24–25; Иер. 27:1–29:10; Иез. 1:1; Дан. 1–12; ; ).

    Шушан (Сузы) Столица Персидской империи при царствовании Дария Ⅰ (Дарий Великий), Ксеркса и Артаксеркса. Место, где жила царица Есфирь, чья храбрость и вера спасли иудеев. Даниил и позже Неемия служили здесь (Неем. 1:1; 2:1; Есф. 1:1; Дан. 8:2).

    Поле Деире Здесь Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в печь огненную, когда они отказались поклоняться истукану, сделанному Навуходоносором; Сын Бога спас их и они вышли из огня, не получив вреда (Дан. 3).

    Ассирия Асур (Ашшур) был первой ассирийской столицей, за которой последовала Ниневия. Ассирийские правители Салманасар Ⅴ и Саргон Ⅱ завоевали Северное Царство Израиля и увели в плен десять колен в 721 г. до Р. Х. (4 Цар. 14–15; 17–19). Ассирия была угрозой для Иудеев до 612 г. до Р. Х., когда Ассирия была завоёвана Вавилоном.

    Ниневия Столица Ассирии. Ассирия напала на землю Иудейскую во время правления Езекии и служения пророка Исаии. Иерусалим, столица Иудеи, был спасён чудесным образом, когда ангел поразил 185 000 ассирийских воинов (4 Цар. 19:32–37). Господь сказал пророку Ионе призвать этот город к покаянию (Иона 1:2; 3:1–4).

    Харран Авраам остановился здесь на время перед тем, как идти в Ханаан. Отец и брат Авраама остались здесь. Ревекка (жена Исаака), а также Рахиль, Лия, Валла и Зелфа (жены Иакова) были из этих мест (Быт. 11:31–32; 24:10; 29:4–6; ).

    Кархемис Фараон Нехао был разбит здесь Навуходоносором, что привело к окончанию власти Египта в Ханаане (2 Пар. 35:20–36:6).

    Сидон Этот город был найден Сидоном, внуком Хама, и являлся самым северным городом Ханаана (Быт. 10:15–20). Это был родной город Иезавели, которая ввела поклонение Ваалу среди Израиля (3 Цар. 16:30–33).

    Тир Это был важный торговый и портовый город в Сирии. Хирам Тирский посылал кедр, золото и рабочих, чтобы помочь Соломону в строительстве храма (3 Цар. 5:1–10, 18; 9:11).

    Дамаск Авраам спас Лота недалеко отсюда. Это был основной город Сирии. Во время правления царя Давида Израильтяне завоевали город. Илия помазал Азаила быть царём над Дамаском (Быт. 14:14–15; 2 Цар. 8:5–6; 3 Цар. 19:15).

    Ханаан Эта земля была дана Аврааму, Исааку, Иакову и их потомству в вечное владение (Быт. 17:8; 28).

    Гора Синай (Хорив) Господь говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:1–2). Моисею был дан Закон и Десять заповедей (Исх. 19–20). Господь говорил к Илии о тихом голосе (3 Цар. 19:8–12).

    Ецион-Гавер Царь Соломон построил корабль в Ецион-Гавере (3 Цар. 9:26). Возможно, именно в этом порту причалила царица Савская, чтобы увидеть Соломона, услыхав о славе его (3 Цар. 10:1–13).

    Египет Авраам пришёл сюда из-за великого голода в Уре (). Господь сказал Аврааму, чтобы тот учил египтян всему, что Господь открыл Аврааму (). Здесь Иосиф стал правителем в доме Потифара после того, как братья Иосифа продали его в рабство (Быт. 37:28). Иосифа бросили в темницу. Он истолковал сон фараона и получил высокий пост в Египте. Иосиф встретился со своими братьями. Сюда перебрались Иаков и его семья (Быт. 39–46). Дети Израилевы находились в Гошеме во время их пребывания в Египте (Быт. 47:6).

    Израильтяне умножились и «усилились чрезвычайно»; тогда они попали в рабство к египтянам (Исх. 1:7–14). После череды казней, насланных на народ, фараон позволил Израилю покинуть Египет (Исх. 12:31–41). Иеремия был приведён в Египет (Иер. 43:4–7).

    Кафтор (Крит) Древняя земля Минойцев.

    Тир и Сидон Иисус сравнил Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном (Мф. 11:20–22). Он исцелил дочь хананеянки (Мф. 15:21–28).

    Гора Преображения Иисус был преображён перед Петром, Иаковом и Иоанном и они получили ключи Царства (Мф. 17:1–13). (Некоторые верят, что гора Преображения это гора Ермон; другие верят, что это гора Фавор).

    Кесария Филиппова Пётр свидетельствовал, что Иисус есть Христос и Петру были обещаны ключи Царства (Мф. 16:13–20). Иисус предсказал Свою смерть и Воскресение (Мф. 16:21–28).

    Местность Галилеи Иисус провёл большую часть Своей жизни и служения в Галилее (Мф. 4:23–25). Здесь Он произнес Нагорную проповедь (Мф. 5–7); исцелил прокажённого (Мф. 8:1–4); избрал, посвятил и послал Двенадцать Апостолов, из которых только Иуда Искариот, по-видимому, не был галилеянином (Мк. 3:13–19). В Галилее воскресший Христос явился Апостолам (Мф. 28:16–20).

    Море Галилейское, позже названное морем Тивериадским Здесь Иисус учил из лодки Петра (Лк. 5:1–3) и призвал Петра, Андрея, Иакова и Иоанна быть «ловцами людей» (Мф. 4:18–22; Лк. 5:1–11). Он также укротил бурю (Лк. 8:22–25), учил притчам из лодки (Мф. 13), шёл по морю (Мф. 14:22–32) и предстал перед Своими учениками после Воскресения (Ин. 21).

    Вифсаида Пётр, Андрей и Филипп родились в Вифсаиде (Ин. 1:44). Иисус удалился с Апостолами в место вблизи Вифсаиды. В этих местах народ пошёл за Ним и Он накормил 5 000 (Лк. 9:10–17; Ин. 6:1–14). Здесь Иисус исцелил слепого (Мк. 8:22–26).

    Капернаум Это была родина Петра (Мф. 8:5, 14). В Капернауме, который Матфей называл «Своим городом» Иисуса, Иисус исцелил расслабленного (Мф. 9:1–7; Мк. 2:1–12), излечил слугу сотника и мать жены Петра (Мф. 8:5–15), призвал Матфея быть одним из Его Апостолов (Мф. 9:9), открыл слепые глаза, изгнал беса (Мф. 9:27–33), исцелил человека с сухой рукой в Субботу (Мф. 12:9–13), произнес проповедь о хлебе жизни (Ин. 6:22–65) и согласился заплатить подати, сказав Петру вынуть монету изо рта рыбы (Мф. 17:24–27).

    Магдала Это была родина Марии Магдалины (Мк. 16:9). Иисус пришёл сюда после насыщения 4 000 (Мф. 15:32–39) и фарисеи и саддукеи просили, чтобы Он показал им знамение с неба (Мф. 16:1–4).

    Кана Иисус превратил воду в вино (Ин. 2:1–11) и излечил сына царедворца, который находился в Капернауме (Ин. 4:46–54). Канна была также родиной Нафанаила (Ин. 21:2).

    Назарет Благовествование Марии и Иосифу произошло в Назарете (Мф. 1:18–25; Лк. 1:26–38; 2:4–5). После возвращения из Египта Иисус провёл здесь Своё детство и юность (Мф. 2:19–23; Лк. 2:51–52), провозгласил, что Он есть Мессия и был отвергнут людьми в Своём родном городе (Лк. 4:14–32).

    Иерихон Иисус дал зрение слепому (Лк. 18:35–43). Он также ел с Закхеем, «начальником мытарей» (Лк. 19:1–10).

    Вифавар Иоанн Креститель свидетельствовал, что он «глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1:19–28). Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан и свидетельствовал, что Иисус – Агнец Божий (Ин. 1:28–34).

    Пустыня Иудейская Иоанн Креститель проповедовал в пустыне (Мф. 3:1–4), где Иисус постился 40 дней и был искушаем (Мф. 4:1–11).

    Еммаус Воскресший Христос шёл по пути в Еммаус с двумя Своими учениками (Лк. 24:13–32).

    Виффагия Двое учеников привели Иисусу молодого осла, на котором Он начал Свой триумфальный въезд в Иерусалим (Мф. 21:1–11).

    Вифания Это была родина Марии, Марфы и Лазаря (Ин. 11:1). Мария слушала слова Иисуса и Иисус говорил с Марфой об избрании «благой части» (Лк. 10:38–42); Иисус воскресил Лазаря (Ин. 11:1–44); и Мария помазала ноги Иисуса (Мф. 26:6–13; Ин. 12:1–8).

    Вифлеем Здесь Иисус был рождён и положен в ясли (Лк. 2:1–7); ангелы возвестили пастухам о рождении Иисуса (Лк. 2:8–20); волхвы были ведомы звездой к Иисусу (Мф. 2:1–12); Здесь Ирод убил всех младенцев (Мф. 2:16–18).

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на берегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, Назарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории. Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в 8 веке до н. э. ассирийцами. Завоеватели переселили в Самарию множество крестьян с востока, которые, смешавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые свои языческие обычаи, Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к постоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во времена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Самарию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не общаются» ().

В южной части Палестины была расположена Иудея. Она являлась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплодная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оазисами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцати вековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, окруженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город приходил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому больше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.

В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Господь наш .

По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и аморреи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос.

Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея

Политическое положение Палестины

Перед пришествием в мир Спасителя и во время Его земной жизни Палестина находилась под властью Римской мировой Державы.

Еще в 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпеи ввел свои войска в Иудею и присоединил ее к римской провинции Сирии. Спустя немного времени (в 713 году от основания Рима, или в 37 году до Рождества Христова) идумейский князь Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и в течение тридцати семи лет управлял всей Палестиной и Идумеей.

Войдя в состав Римской империи, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного брожения. В те годы Рим достиг высшего расцвета. Капитолий гордо вознесся над миром, внушая почтение и страх многочисленным народам, населявшим и окружавшим империю. Римские чиновники наводняли отдаленнейшие уголки огромного государства, взимая с провинций колоссальные налоги. Не затрагивая видимости самоуправления провинций, римские диктаторы постепенно лишали их военной и политической самостоятельности. Обещая, подкупая, принуждая, они и у себя на родине положили конец всем политическим свободам, разгромив республиканскую партию и создав режим военной диктатуры. После борьбы диктаторов в гражданской войне Октавиан Август стал самодержавным правителем Римской империи с титулом принцепса. Вскоре по всей стране Августу стали воздвигать храмы и статуи, ему пели славословия, его объявили «сотером»– спасителем мира.

Это зрелище все более и более возвеличивающейся империи, подавляющей свободу и обоготворяющей своего владыку, не могло не производить впечатления на людей Востока. Все чувствовали, что наступает нечто новое, непонятное. Для иудеев же вопрос решался просто. Для них мировая империя была царством Зверя, которое падет от меча грядущего Мессии. Враждебно относясь к римскому владычеству, иудеи с таким же чувством относились и к Ироду Великому, который, вопреки воле народа, при поддержке римлян, захватил власть в Иудее.

Проводя политику Рима в Иудее, Ирод жестоко подавлял народные волнения. Сразу же после воцарения Ирод провел реорганизацию Верховного Совета, Высшего иудейского судебного двора (Синедриона). Царь приказал казнить 45 членов Совета, а так как Верховный Совет состоял, по свидетельству Иосифа Флавия, из 71 члена, то оставшиеся в живых 26 против 45-ти, вновь назначенных царем, ничего не могли провести в жизнь даже при соблюдении всей законности. Так одним кровавым ударом высшая законодательная власть Иудеи оказалась в руках Ирода. Интересы царя-идумеянина были далеки от интересов правоверных евреев. Человеку сильному, жестокому и страстному, Ироду были глубоко чужды религиозные проблемы, которые тогда волновали иудеев и весь мир. Распутство и постройки, войны и политические интриги поглощали его целиком. Гордый и честолюбивый, он мечтал затмить славу царя Соломона и развернул кипучую строительную деятельность. При нем Палестина покрылась многочисленными зданиями. Он с одинаковым рвением занимался сооружением ипподрома, театров, храмов в честь императора Августа и перестройкой Иерусалимского храма. Последний, правда, был предметом его особенных забот: Ирод вложил в него огромные средства и превратил в одно из чудес света. Он гордился своим храмом. Однако и эта его заслуга не завоевала ему любовь народа.

По отношению к своим подданным Ирод был деспотом, жестоким и кровожадным тираном. Болезненно подозрительный, он укреплял свой трон ценой многих преступлений. Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с двумя ее сыновьями – Александром и Аристовулом. Узнав через свою сестру Соломею о местопребывании последних потомков Хасмонеев. Ирод казнил их заодно с мужем сестры.

За пять дней до смерти Ирод казнил своего сына Антипатра. Когда об этом узнал кесарь Август, то он, указывая на Ирода, сказал своим приближенным: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Кесарь при этом имел в виду иудейский закон, который запрещал употреблять в пищу свиное мясо.

Но самым жестоким и кровожадным преступлением Ирода было избиение множества невинных Вифлеемских детей, о котором рассказывает евангелист Матфей (). Последние дни Ирода были ужасны, его постигла мучительная болезнь. На одре болезни он сыпал проклятиями, пытался кончить самоубийством, бредил кровавыми расправами. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод отдал приказ своей сестре – собрать в Иерихоне 15 000 знатных иудеев и в момент его смерти предать их смерти, чтобы хоть этим способом заставить народ плакать. Но приказ этот не был выполнен. День кончины Ирода Великого стал впоследствии национальным еврейским праздником. Похороны Ирода были пышными. За гробом, в котором последний иудейский царь лежал облаченный в багряницу и увенчанный драгоценной диадемой, шли его три уцелевших сына: Архелай, Филипп и Антипа.

После смерти Ирода Великого император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями следующим образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иудеей и Самарией; Антипа – над Галилеей и Переей; а Филипп–над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью. Антипа и Филипп получили от кесаря титулы тетрархов (четверовластников), Архелай же – этнарха (областной правитель).

Архелай претендовал на царский престол Иудеи, но Август оставил за ним титул этнарха, пообещав сделать его царем при условии, что он того заслужит. Но Архелай так и не заслужил царского достоинства. Подобно отцу, он был жестоким правителем, но не унаследовал от отца государственных способностей. Народ его не любил и боялся так же, как и Ирода Великого. Правление Архелая длилось до 6 года по Р. X. За избиение трех тысяч иудеев в праздник Пасхи и за другие преступления Август сослал Архелая в Галлию, где он и умер.

На место Архелая с этого времени Сенат стал назначать римских чиновников, которые назывались прокураторами (губернаторами). Прокуратор командовал войском, собирал налоги и имел право казнить за важные преступления, действуя именем императора. В то время Синедрион имел только видимую самостоятельность, на самом же деле он был во многом ограничен римскими законами. Управляя Иудеей, Самарией и Идумеей, прокураторы в то же время находились в зависимости от римского правителя, легата Сирии – провинции, в которую входила и Палестина.

Местопребыванием прокураторов был портовый город Кесария, но на большие праздники, особенно Пасху, они переселялись в Иерусалим для наблюдения за порядком и усмирения народных волнений, которые неоднократно происходили во время праздников. Пятым прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (26–36 гг. по Р. Х.), при котором был казнен Господь наш . Вскоре после евангельских событий за жестокое избиение самарян он был сослан императором Тиверием в Галлию, где окончил жизнь самоубийством.

Ирод Антипа (4–39 гг. по Р. X.), тетрарх Галилеи и Переи,. был властелином хитрым, тщеславным и развратным. Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и женился на Иродиаде, которая была женой его брата Филиппа. За эту преступную связь его обличал св. Иоанн Креститель (). Иродиада возненавидела святого Пророка и добилась его смерти.

Сторонники Ирода Антипы назывались иродианами. Они так же, как и Ирод проводили в Галилее политику Рима и были враждебно настроены по отношению к фарисеям. Несколько лет спустя после евангельских событий римский император Калигула сослал Ирода Антипу в Галлию (39 г. по Р. Х.), откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и умер.

Ирод Филипп управлял северо-восточной частью Палестины. Местом его жительства был г. Пенеас, находившийся у истоков Иордана. Филипп украсил, обстроил этот город назвал его Кесарией Филипповой. Правил он до самой своей смерти (34 г. по Р. X.).

4. Религиозное Состояние Еврейского народа

В первой части Священной Библейской истории уже кратко говорилось о религиозных сектах и религиозной жизни евреев после Вавилонского плена.

Надо сказать, что с тех пор и до времени пришествия Христа на землю в религиозной жизни евреев мало что изменилось. На вершине Сиона, в древнем Иерусалиме, по-прежнему утром и вечером звучали серебряные трубы левитов, возвещавшие о начале богослужения в храме Господнем. Священнослужители и народ собирались в Храм для принесения ежедневной жертвы Богу. А в праздничные дни, особенно на Пасху, в Иерусалим стекались тысячи паломников, чтобы очиститься, помолиться и воздать хвалу Богу Израиля.

Со времени Вавилонского плена религиозная вера в народе не угасала, она постоянно поддерживалась в нем его ревностными учителями: книжниками и фарисеями.

Каждую субботу правоверные иудеи, начиная с двенадцатилетнего возраста, посещали синагоги , которые в то время строились везде, даже в небольших селениях Палестины. В больших городах их было несколько, а в Иерусалиме наряду с великим храмом их насчитывалось до четырехсот. Синагоги не только служили местом для молитвенных собраний верующих, но были также школами для воспитания детей в законе Божием. Благодаря синагогам закон Моисеев внедрялся в народ по всей Палестине и далеко за ее пределами.

Слово «синагога» обозначает собственно «дом собрания». Внутри такие дома представляли собой довольно просторные залы, обыкновенно прямоугольной формы, иногда разделенные колоннадой на три придела. В глубине находился особый шкаф, завешанный покрывалом. В нем хранились свитки Закона и других книг Священного Писания . Посреди синагоги возвышалась кафедра с сидением для чтеца или проповедника и с аналоем для свитков. Читать и толковать Священное Писание в синагоге разрешалось каждому иудею, достигшему тридцатилетнего возраста.

Во главе синагоги стоял книжник , или учитель Закона.

В Евангелии книжники упоминаются или вместе с первосвященниками, или с фарисеями. Но фарисей и книжник–это не одно и то же. Почти все книжники были фарисеями, из чего вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли класс образованных людей, знатоков Закона, поэтому их иногда называли законниками; фарисеи же представляли собой партию, выражавшую определенное религиозное течение. По своим религиозным взглядам книжник мог быть и фарисеем, и саддукеем, и ессеем.

Объем деятельности у книжников был большой. Они переписывали Священные книги, хранили в памяти предания. В синагогах, на молитвенных собраниях, они толковали Священное Писание , учили детей Закону Божию, а также были юристами и судьями народа. Книжники придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям предания.

В религиозной жизни они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. За это Христос часто обличал книжников и фарисеев в Своих проповедях.

Как книжники, так и фарисеи в те времена взяли на себя полномочия духовных учителей и вождей избранного народа. Они усиливали в нем религиозное чувство, следили за строгим исполнением закона Моисеева и предания старцев, ограждали свой народ от иностранных языческих влияний и вселяли в него чувство патриотизма.

Но, взяв на себя такую ответственную миссию, книжники и фарисеи сами были далеки от подлинно религиозной жизни.

Религиозность книжников и фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Искреннее раскаяние, смирение и усердная были чужды книжнику и фарисею. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона. Лицемерие, безмерная гордость и презрение к «толпе» – вот основные черты, составляющие характер книжника и фарисея евангельских времен. Правда, со стороны казалось, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом деле они искали славы и чести только для самих себя.

Разумеется, такие духовные вожди народа и сами были далеки от спасения, и народ вводили в заблуждение. Вот почему в Евангелии мы так часто слышим грозные обличительные слова Спасителя, обращенные к книжникам и фарисеям. За это «слепые вожди» возненавидели Христа, не признали в Нем посланного Богом Спасителя и предали Его смерти. Таким образом, религиозные вожди Израиля, думавшие, что своим «благочестием» они способствуют наступлению Мессианского Царства, сами того не зная, отвернулись от истинного Мессии и стали ждать лжемессию.

Другой религиозной сектой, которая враждебно относилась ко Христу, были саддукеи. По своему составу религиозная партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Входили в нее в основном представители высшего духовенства. Первосвященники, занимавшие высшее положение в синедрионе, были саддукеями. Вся цель их деятельности сводилась к сохранению за собой господствующего положения в стране. Отрицая будущую жизнь и воскресение, они, естественно, приходили к тому, что единственной целью существования считали достижение земных благ.

Народ, уважавший фарисеев за их веру и патриотизм, ненавидел саддукеев, которые открыто смеялись над народной религией, проводили явно антипатриотическую политику и грабили население. Свой авторитет в глазах народа саддукеи потеряли еще в эпоху греческого господства. Тогда они всячески унижали свой сан, чтобы пресмыкательством добиться благосклонности у Птоломеев и сирийских царей. Заразившись греческим полуверием и скептицизмом, они отошли от всякого участия в знаменитой Маккавейской борьбе. Когда же на смену грекам пришли римляне, саддукеи поспешили заверить римских прокураторов в своей преданности кесарю, чтобы только сохранить за собой власть в Иудее. Боясь, как бы Великий Проповедник из Назарета не нарушил их покой и не вызвал гнев Рима, первосвященники осудили Христа на смерть.

Синедрион, который был Высшим Судом у евреев, в то время, как мы уже говорили, состоял из 71 члена. Все члены Синедриона делились на три категории:

1. Первосвященники – правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств;

2. Старейшины – священники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные и богатые семьи еврейского народа

3. Книжники , или учителя Закона , которые играли важную роль в Синедрионе. Там они являлись как бы судьями – экспертами, указывая в каждом нужном случае подходящие нормы Закона и предания.

Синедрион, учрежденный после Вавилонского плена, выносил решения по важнейшим делам как религиозного, так и политического характера. В евангельские времена римляне во многом урезали его власть, и, в частности, лишили его права выносить смертные приговоры.

В то время ожидание пришествия Мессии в еврейском народе достигло предела. Иудеи невольно чувствовали, что время Мессии пришло. Поэтому при появлении в Иудее выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем земного царя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство.

Самыми страстными мессианистами в то время были зилоты , которые пытались насильственно ускорить явление Мессии. Иосиф Флавий выразительно называет их «мальчишками», которые были готовы отдать свою жизнь за национальное освобождение Израиля. Они возмущались как против Ирода – идумеянина, так и против римлян. Организованные в небольшие группы, они совершали вооруженные нападения по всей стране. Народ называл их сикариями – людьми с кинжалами (). Считая только Бога своим Царем, они открыто призывали иудеев на борьбу с римлянами. Эта деятельность сикариев в 66 году после Р. X. привела в Палестине к взрыву большого восстания против Рима, которое закончилось печально для иудеев.

Но не все иудеи смотрели на Христа как на земного царя, более духовные люди ожидали в Нем Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех труждающихся и обремененных и создаст вечное Божие Царство на земле.

Таково было религиозно-нравственное состояние еврейского народа, когда на землю пришел Господь наш . Сведения об этом периоде жизни иудейского народа взяты из Евангелия и у Иосифа Флавия, из его труда «Иудейские древности».

Loading...Loading...