Пророк в своем отечестве. Что означает выражение «нет пророка в своём отечестве»? Необычный сыщик Людовика XIV, или Нет пророка в своем отечестве

Нет пророка в своем отечестве (значение) - люди не верят в гениальность, в талант человека, который находится рядом с ними. Считается, что все лучшее и гениальное рождается не у нас, а где-то далеко.

Выражение из Библии и сложилось на основе следующей фразы (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57, а также Евангелие от Марка, гл. 6 стр. 4):

«...Иисус же - сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».

Процитируем этот отрывок Евангелие:

"Мф13:53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
Мф13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
Мф13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
Мф13:56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
Мф13:57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
Мф13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их".

Из этого текста понятен смысл - люди которые жили рядом с Иисусом удивлялись его способностям, не доверяли им. Это общее свойство людей не верить в талант, гениальность тех, кто рядом.

Иногда выражение цитируется на старославянском языке: «Несть праведен пророк в отечестве своем».

Примеры

(1895 - 1958)

"Волокита" (1926 г.):

"... к глубокому сожалению, Федор Алексеевич Кульков не может сейчас за границу выехать - сидит, сердечный друг, за свой опыт. Нет пророка в отечестве своем."

"Рассказ о герое германской кампании" (1925 г.):

"Васька Егудилов, ей-богу, замечательней какого-нибудь Пуанкаре. Эх, нет пророка в отечестве своем !"

(1860 - 1904)

"Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям - интеллигенты они или мужики, - в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем ; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д., и т. д. - и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse* и несмотря ни на что."

«Несть пророка в отечестве своем» - эта поговорка является довольно распространенной. Но не все знают, что она, как и множество других, употребляемых по сей день, стала такой известной благодаря ее присутствию в Новом завете. О том, что означает «Нет пророка в своем отечестве», и расскажем в статье.

Евангелие от Марка

Чтобы разобраться в значении фразеологизма «Нет пророка в своем отечестве», обратимся к Евангелию от Марка, где описан следующий эпизод.

Иисус прибыл в свое отечество вместе с учениками. С наступлением субботнего дня он приступил к учению в синагоге. При этом люди, слушавшие Его, произносили с изумлением следующие слова: «Откуда Он все это знает? Какой премудростью обладает, кем она дана? Каким образом совершает Он чудеса своими руками?» Некоторые узнали Его и спрашивали: «Не является ли Он плотником, сыном Марии, братом Иакова, Иуды, Симона и Иосии? Не вместе ли с нами здесь находятся сестры Его?» И люди соблазнялись о Нем.

Иисус сказал в ответ: «Не существует пророка без чести, кроме как в своем отечестве, в своем доме и у родственников». Он не мог там совершить чудо, лишь исцелил некоторых больных, возложив на них руки. И удивлялся неверию окружающих. После этого Он пошел по окрестным селениям, чтобы учить. И призвав стал посылать их по двое, дав им власть над духами нечистыми.

Именно то, что случилось с Иисусом Христом в Назарете, в последующем стало пословицей: «Нет пророка в своем отечестве». Значение этого выражения рассмотрим дальше.

Печальный пример Иеремии

Возможно, что такая пословица уже существовала в те времена. Ведь перед Иисусом был печальный пример Иеремии и других пророков Ветхого Завета.

Так, предсказывал падение Иерусалима и разрушение храма, к которым должна была привести неправильная политика Иудеи. При этом он, обращаясь к говорил, что каждый день находился в посмеянии, и всякий издевался над ним. За его предсказания Иеремию обвинили в богоотступничестве и предательстве, ведь Всевышний обещал, что защитит и народ, и храм. Зачем же Иеремия проповедует конец города, подвергая тем самым слова Бога сомнению? Пророк был закован в колоду и посажен в темницу.

Такое же недоверие к своим словам и делам испытывал и Сын Божий с самого начала своей проповеднической деятельности, в том числе и со стороны близких людей. В родной город Назарет Иисус возвратился после того, как давно ушел из него, начав свое служение и приняв крещение от Иоанна Предтечи. Здесь живут его близкие друзья и родственники, но он прибыл не только для того, чтобы проведать их.

«Нет пророка в своем отечестве»: значение

Он пришел в качестве Учителя, сопровождаемый учениками. В ближайшую же субботу Иисус пошел в синагогу, чтобы учить. Но учение его было принято очень настороженно. Жителям Назарета не верилось, что человек с прошлым плотника может вести подобные речи и совершать подобные необычные дела. Они отнеслись к Христу с презрением, так как он был простым ремесленником, человеком из народа, поэтому и был отвергнут.

Горечь выражения, употребленного Господом - «Нет пророка в своем отечестве», значение которого мы рассматриваем, заключается в том, что он сошел на землю с тем, чтобы дать спасение всем, живущим на ней, без исключения. Он принял жизнь обычных людей со всеми ее повседневными трудами. Ведь ни происхождение, ни богатство, ни положение в обществе не являются синонимами человеческого достоинства. Нам нужно всегда помнить о существовании такого искушения - оценивать людей, учитывая только внешнюю сторону их жизни, а не то, какими они являются на самом деле.

Необходимость доверия к Богу

Жители Назарета считают, что им заранее уже все известно об Иисусе, и ничего нового они от него не ожидают. В них не видно предрасположенности к вере. Смысл выражения «Нет пророка в своем отечестве», значение которого нами изучается, состоит еще и в этом. В Евангелии ясно говорится о недоверии соотечественников к Иисусу, а вследствие этого, о полнейшем отсутствии веры.

Вера в Бога подразумевает не только признание факта его существования, но и доверие к нему, в том числе и в случае, когда вера еще не укрепилась. Отсутствие доверия у жителей города Назарета является для Господа непреодолимой преградой, которая вызывает у него удивление.

Страдание от недоверия

Велико страдание Христово от осознания бессилия перед отказом соотечественников от веры. Чудеса, которые Иисус мог совершить, заранее отвергаются ими. Сына Божьего, испытывающего всеобъемлющую любовь к людям, будет самым тяжелым испытанием на всем его пути. Оно будет сопровождать его до Гефсиманского сада, а затем и до самой Голгофы, на которой он был распят на кресте.

Однако оно никоим образом не может остановить Иисуса Христа. Поэтому, будучи отвергнутым в Назарете, он продолжает путь по окрестным селениям. Недоверие земляков распространяется и на близлежащие местности, и Господь уходит. Затем он начинает свой труд снова. Позже он советует так поступать и своим ученикам. Он говорит им: «Если кто вас не примет и не будет слушать, выходя, сбросьте прах с ног ваших и идите дальше».

Выражение "нет пророка в своём отечестве" - означает всё отечественное, своё, родное: советы, суждения, мысли, не цениться, не верно, лживо, а язык плохой. И наоборот, всё иностранное, издалека, чуждое, заморское - это воспринимается с большим одобрением, достойно и правильно.
Эта поговорка впервые упоминается в Новом Завете. В стихе 57, в тринадцатой главе написано:

<...>
57 "И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем "
<...>

Евангелие- что это такое?

Слово Евангелие было заимствовано из греческого понятия "euaggelion" которое состоит из двух слов "eu" - переводится, как "благо" и "aggelein" "радостная, добрая весть", "возвещать".
И означает:

Весть о пришествии нового мессии, благовестие.

Учение пророка Иисуса.

Писания 4-х евангелистов (Иоанна, Марка, Луки, Матфея), которые являются основой христианского вероучения и входят в состав Нового Завета. В них речь идёт о основных учениях и деяниях Иисуса Христа.

Кто такой Лука?

Апостол Лука появился на свет в богатой греческой семье и вероятнее всего является единственным апостолом не евреем. Существует легенда, что Лука был создателем самой первой иконы Пресвятой Богородицы, то есть по сути он является самым первым иконописцем.
Письменное подтверждение этому факту найдено в труде "Церковная история " Федора Анагноста (примерно 6 век н. э.)

Чем занимался и как продолжал жить Лука после того, как его учитель Иисус воскрес, доподлинно неизвестно. Был ли он убит или умер своей смертью история умалчивает, известно лишь одно, что его остатки покоятся в Италии в базилике Святой Иустины в Падуе.

Использование фразеологизма "нет пророка в своем отечестве" в литературе

"Вы интересуетесь, что у нас в академии за секретарь? Пока ещё не решено. Аякс Федоров и Улисс Лобанов препираются между собой по поводу оружия Ахиллеса. Хотя на мой взгляд оно должно достаться Языкову-Нестерову либо на крайний случай издателю Нестора. Вы пророк в своём отечестве" (26 апреля 1835 года письмо Пушкина к Дмитриеву)

"Тоглько гораздо позже я отдал должное Софье Ивановне, но и тогда мне не давал покоя один вопрос: почему Дима, который старался принимать влюблённость совершенно по другому, чем её воспринимают другие люди, и всегда имевший рядом с собой любящую и милую Софью Павловну, вдруг неожиданно воспылал любовью к Любви Сергеевне и считал, что в его тётке имеются только хорошие стороны. Видимо в этом случае подойдёт афоризм: "Нет пророка в своём отечестве" ("Юность" Л. Толстой)

"Популярность Бема, как мне кажется была большая и на его родине (в Германии), но согласно выражению "не славен пророк в отчестве своём, там же ему пришлось стерпеть многие гонения" ("Масоны" Писемский)

"Что поделаешь! Не славится пророк в своём отечестве!, - вздыхал Пётр Михайлович" ("Тысяча Душ" Писемский)

Тогда пришел Иисус в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил. И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

«Нет пророка в своем отечестве». То, что произошло с Господом в Назарете, перешло в пословицу. А, может быть, эта пословица уже существовала тогда – на основании печального опыта Иеремии и других ветхозаветных пророков, и Господь ссылается на нее, когда говорит: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем». С самого начала Своей проповеди Господь имел возможность увидеть непонимание близких. И вот теперь Он приходит в Свой родной город. Христос не был в нем с начала Своего служения после принятия Крещения от Иоанна Предтечи. Здесь находятся Его родные и близкие. Но Он прибыл сюда не для того, чтобы просто навестить их. Он прибыл как Учитель в сопровождении Своих учеников. В первую же субботу Господь отправился в синагогу и начал учить. Однако Его учение было встречено с большой настороженностью. Жители Назарета соблазнялись тем, что человек с прошлым как у Него, может так говорить и совершать такие дела.

«Не плотник ли Он?» Жители Назарета с презрением отнеслись ко Христу, потому что Он занимался обыкновенным ремеслом. Он был человек из народа, простой человек, и потому они отвергли Его. Для нас – в этом Его слава, потому что это означает, что Бог пришел на землю, чтобы спасти всех, не исключая никого. Он воспринял нашу обычную жизнь со всеми ее обычными трудами. Происхождение, богатство и положение ни в коей мере не определяет достоинство человека. Мы должны всегда помнить об искушении оценивать людей согласно их внешним данным, а не по тому, что они на самом деле собой представляют. Кроме того, жителей Назарета смущало, что близкие Ему по плоти живут рядом с ними. Они задают вопрос, на который у них уже есть ответ: «Откуда у Него это?» Они знают все о Его происхождении, в том числе, вероятно, что Иосиф – мнимый Его отец. Ибо странным образом они называют Господа «сыном Марии», хотя обыкновенно у иудеев родство определяется по отношению к отцу. И через это умолчание об отце Евангелие также подчеркивает веру ранне-христианской Церкви в девственное зачатие Спасителя. Что касается Его братьев и сестер, таковыми было принято называть даже самых дальних родственников.

Жителям Назарета все уже заранее известно, ничего нового они не надеются о Христе узнать. И их вопрос: «Откуда у Него это?» не имеет ничего общего с восклицанием учеников Господа после утишения бури: «Кто же Сей?» (Мк. 4, 41 ). Мы не видим у Его соотечественников предрасположенности к вере. Евангелие ясно говорит о их недоверии к Нему, и как следствие этого – о полном отсутствии веры. Верить в Бога не значит просто верить, что Бог существует, необходимо иметь открытость и доверие Господу, даже если вера еще слаба. Неверие жителей Назарета является своего рода неодолимой преградой для Господа, удивляющей Его.

Мы стоим перед лицом Страданий Христовых. Велико Его страдание – сознавать Свое бессилие перед отказом веры. Быть в любимой стране Своего детства, и не иметь возможности совершить чудеса! Разумеется, Он не мог быть связан в силе чудотворений, но чудеса, которые Он мог бы совершить, заранее ими отвергаются. Разве не похожи наши современники на жителей Назарета? Конечно, мы уже не живем в эпоху, когда с университетской кафедры профессора могли заявлять, что Христос никогда не существовал. Но для скольких сегодня Он – только духовно сверходаренный, гениальный человек. Как унижают Его многие, даже именующие себя христианами, из числа сегодняшних католиков и протестантов, низводя его жизнь до только человеческого измерения!

Это страдание любви от встречи с неверием и отвержением будет самым тяжким испытанием для Господа на всем Его пути. Оно будет простираться до Гефсимании и до Голгофы. Но оно не может никогда остановить Господа. И сейчас, отвергнутый в Назарете, Он идет по окрестным селениям. Неприятие Его в Назарете становится даром для соседних краев. Но Господь уходит. Он начинает сначала. Позднее Он даст Своим ученикам тот же совет: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» (Мк. 6, 11 ).

Главное в нашей духовной жизни, может быть, вовсе не успех. «Бог не требует от нас успеха, – говорит святой Иоанн Златоуст, – но труда». Очень важно уметь восстать после поражения. Не отождествить себя с поражением. Уметь извлечь из него уроки. Поражения научают нас смирению. Святые отцы говорят, что мы должны как Предтеча только уготовлять пути Господу. И есть вещи, которые могут увидеть только глаза, промытые слезами. Придет время, когда мы увидим, что эти моменты нашей немощи – то, что было, может быть, самым великим в нашей жизни. Трудиться ради Царства Божия – это уже участие в главной победе, даже если мы терпим поражение.

Нет пророка в своем отечестве — сказано у Матфея

Нет пророка в своем отечестве — всё свое, родное, отечественное: мысли, идеи, суждения, изделия, советы, язык плохо, не верно, лживо, не ценится. Все то же самое чужое, заморское, издалека — хорошо, правильно, достойно, воспринимается «на ура».
Фразеологизм имеет происхождение от Нового завета. В главе 13, стихах 53-58 Евангелие от Матфея говорится

«53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их»
.

Нет пророка в своем отечестве

  • Волатильность — изменчивость
  • Хедлайнер — основной участник
  • Пранкер — шутник
  • Блэкаут — полная остановка
  • Санация — лечение
  • Престидижитатор — фокусник
  • Хипстер — модник
  • Манеджер — организатор
  • Консалтинг - консультирование
  • Верификация — свидетельство подлинности
  • Кластер — группа

Что такое Евангелие?

Еванглие — (греч. euaggelion, от eu — благо, и aggelein — возвещать, благая, радостная весть). 1. Благовестие, весть о пришествии Мессии 2. Учение Иисуса Христа 3. Входящаие в состав Нового завета и являющиеся основой христианского вероучения Писания четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна о жизни, деяниях и учении Спасителя.

Кто такой Матфей?

Один из двенадцати апостолов, уверовавших в Христа. О нем почти ничего неизвестно. Имя его вроде бы Левий Матфей. Был он сборщиком налогов. В Евангелие от Луки говорится:

«После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними»

Как, где жил и проповедовал христианство Матфей после вознесения Учителя, где умер (погиб), похоронен — история умалчивает. Но в останки его по версии церкви находятся сегодня в кафедральном соборе итальянского города Салерно.

Употребление афоризма «нет пророка в своём отечестве» в литературе

- «Известность (Бема), кажется, была велика и на родине (в Германии), но по изречению: «не славен пророк в отечестве своем», там же терпел он и гонения» (Писемский «Масоны»)
- «Что делать! Не славен пророк в отечестве своем! - отвечал со вздохом Петр Михайлович» (Писемский «Тысяча душ»)
- «Только гораздо после я оценил вполне Софью Ивановну, но и тогда мне пришел в голову вопрос: почему Дмитрий, старавшийся понимать любовь совершенно иначе, чем обыкновенно молодые люди, и имевший всегда перед глазами милую, любящую Софью Ивановну, вдруг страстно полюбил непонятную Любовь Сергеевну и только допускал, что в его тетке есть тоже хорошие качества. Видно, справедливо изречение: «Нет пророка в отечестве своем» (Л. Толстой «Юность»)
- «Вы спрашиваете, кто секретарь у нас в академии? Кажется, еще не решено. Улисс Лобанов и Аякс Федоров спорят об оружии Ахиллеса. Но оно достанется чуть ли не Языкову-Нестору (по крайней мере, издателю Нестора). Вы пророк в отечествии своем» (из письма Пушкина И. И. Дмитриеву 26 апреля 1835 года)

Loading...Loading...