Какая женщина первая вышла в открытый космос. Биография светланы савицкой. Дальнейшая деятельность С.Е. Савицкой

«Чудо на Неве», так можно называть это событие по аналогии с голливудским блокбастером «Чудо на Гудзоне». Правда, в отличие от США, где из пилотов сразу сделали героев, произошедшее в Ленинграде власти предпочли забыть. А ведь благодаря мастерству летчиков и, конечно, везению удалось спасти жизни 50 человек.

Ту-124 направлялся из Таллина. В полете отказал двигатель, заглохли обе турбины. Единственный шанс спастись - садиться на Неву. На высоте 100 метров лайнер прошел над Большеохтинским мостом. Дальше строящийся мост Александра Невского, который самолет едва не задел - рабочие прыгали в воду. Остановиться удалось лишь в 50 метрах от Финляндского моста.

Этой фотографии ровно 55 лет. Теперь она известна во всем мире. А тогда показывать ее было опасно: к месту происшествия не подпускали даже журналистов, а фотографов-любителей милиция отправляла в отделение. Снимать пришлось издалека.

«Вижу, люди бегут по Гранитной улице. Ну, присоединился. А потом пошел за фотоаппаратом и стал снимать», - вспоминает фотограф Юрий Туйск.

21 августа 1963 года едва ли не весь Ленинград стал свидетелем невероятного: пассажирский лайнер Ту-124 пролетел над Исаакиевским сбором, Смольным и сходу приземлился - нет! - приводнился почти в центре города.

«Я увидел самолет и много людей. Подумал, кино снимают, не знаю. Увидел самолет. Вот здесь был самолет, Ту-124, как я сейчас понимаю», - рассказывает очевидец Владимир Цивинский.

Происшествие пытались скрыть, даже несмотря на тысячи свидетелей, боялись спровоцировать панику. Дальше были домыслы, слухи, а позже - и забвение. Так что же случилось на самом деле? Ведь до сих пор специалисты признают: такое практически невозможно!

Это был рейс из Таллина в Москву. Сразу после взлета заклинило стойку переднего шасси. Или, как говорят, «ногу». Бортинженер вручную пытался поставить ее на место. Пассажир Виктор Чацкий сидел в первом ряду салона и все видел.

«Они сломали в заднем багажном отделении поручень, на который вешают одежду, и прошли в переднюю кабину. Там был стук, пытались этой штангой довести эту «ногу». Но им не удалось. Штанга оказалась слаба, она алюминиевая», - рассказывает Виктор Чацкий.

При этом пассажиры думали, что все идет как надо. А вот экипаж понимал: при посадке с таким шасси самолет переломится пополам. С земли приказали садиться на специально вспаханное поле. Оно подготовлено в ленинградском аэропорту. Но над городом экипаж вынужден был кружить, чтобы выработать топливо. Иначе неизбежен пожар. И тут новая поломка - отказывает левый двигатель. Еще был шанс дотянуть до аэропорта. Но во время разворота глохнет второй двигатель.

«В самолете стало тихо, это где-то длилось секунд 15-20, и самолет стал пикировать вниз. Команда: бегом в хвост. Женщина одна крикнула: «Куда мы летим, там вода!» Командир железным голосом сказал: «Спокойно, не сходите со своих мест, мы садимся на воду». И все спокойно сидели на своих местах», - рассказывает Виктор Чацкий.

До падения оставалось всего 14 секунд. И тут командир Виктор Мостовой отдает управление второму пилоту. Василий Чеченев в прошлом служил в морской авиации. Лайнер пронесся буквально над лесами строящегося моста Александра Невского. Говорят, рабочие с перепугу прыгали в воду. И тут новое препятствие - по Неве прямо по курсу буксир. Тянет связку бревен - гигантский плот.

«Самолет садился не носом, а на хвост. Я говорю: Николай Иванович, что, второй Чкалов что ли?» Плот только прошел, он сразу за плотом и упал», - вспоминает капитан буксира Юрий Поршин.

Пилоты успели вытянуть штурвал. Самолет буквально подпрыгнул над буксиром и аккуратно лег на воду. Скорость погасило встречное течение реки. Иначе лайнер неизбежно врезался бы в опоры следующего моста. Удивительно, но пассажиры не пострадали. Ни у кого не было даже царапин. Капитан буксира просто подал летчикам трос и оттащил остававшийся наплаву ТУ-124 к берегу.

«Этим людям надо поклониться и сказать большое спасибо. Они совершили подвиг!» - говорит Владимир Цивинский.

Это, безусловно, было чудо. Но без мастерства экипажа такие чудеса невозможны. Летчики спасли не только пассажиров, но и людей на земле, избежали разрушения исторического центра города. При этом вместо наград едва не сели в тюрьму.

Их обвинили в аварии, отстранили от полетов. Когда стало очевидно, что подвела техника, руководство сделало вид, что никакого происшествия вообще не было. Сегодня уже почти не осталось живых участников того события.

Инициативная группа горожан, коллеги, ученики летчиков и бывшие пассажиры добиваются установки хотя бы памятной таблички на берегу Невы напротив места приводнения Ту-124.

15 октября 1963 года прямо посреди Ленинграда, на Неву приводнился Ту-124,
на борту которого находились 44 пассажира летевших из Таллина в Москву.


За минувшие полвека об этом подвиге писалось немало. Автор этого материала опубликовал фотографию того самолета на месте приводнения. Она обошла полмира, а наши телевизионщики (после аналогичной посадки «боинга» на Гудзон в Нью-Йорке) не без гордости за отечество говорили: «А у нас такое случилось, еще когда капитан «боинга» школьником был…»
Но почему-то они не сообщали самое главное: в эпизоде с американским самолетом из 150 человек пострадали 78. В нашем случае не пострадал никто! Ни пассажиры, ни члены экипажа. И уже одно это говорит о мастерстве и мужестве российских летчиков. Ведь посадить почти сорокатонную машину на воду, согласитесь, не каждому дано.
Достаточно сказать, что из нескольких десятков аварийных посадок на воды океанов, морей и рек удачных было не более пяти. Все остальные сопровождались крушением самолетов и гибелью людей.
Оно и не удивительно. Скорость снижения авиалайнеров весьма большая - триста-четыреста километров в час, а то и выше. При этой скорости плотность воды по отношению к врывающемуся в нее предмету становится такой, что самолет может переломить, как спичку. Если у экипажа остаются для спасения считанные минуты, а бывает, что и секунды, осуществить столь виртуозную посадку крайне нелегко.
Но что же произошло с нашим самолетом в Ленинграде?
Поломка при взлете
Самое трудное в авиации - это посадки и взлеты. В то августовское утро Ту-124 совершал обычный рейс из Таллина в Москву. При взлете с аэродрома Юлемисте произошла поломка механизма, отвечающего за выпуск переднего шасси. Проще сказать, вывалился и упал на бетон полосы шаровой болт (его потом подняли со взлетки).
Механик ли недосмотрел, или какая иная причина, но только без этой детали «передняя нога» самолета не выпускалась. А это означало, что совершить посадку с такой неисправностью без угрозы для жизни пассажиров нельзя. В подобных случаях самолет, как правило, опрокидывается. В полете летчики пытались «выбить» заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа - не помогло.
Оставалось одно: садиться «на брюхо» на аварийную полосу - попросту на глубоко вспаханную землю. Но еще до того необходимо было выработать большую часть топлива, чтобы избежать взрыва. Именно это и предложили с командного пункта управления полетами Виктору Мостовому.

Самолет направили в ленинградский аэропорт. Вырабатывая керосин, авиалайнер летал кругами вокруг города. Стюардессы по приказу командира отвлекали пассажиров рассказами.
В это время на земле готовились принять аварийный борт: подогнали пожарные машины, краны и, конечно, машины скорой помощи. Все проходило в «штатном режиме» до того момента, пока не заглохли сначала левая, а потом и правая турбины. По иронии судьбы случилось это в самом центре города, прямо над штабом революции - Смольным, где размещался ленинградский обком КПСС.
Летчики переусердствовали, стараясь выжечь побольше горючего. Расходомеры топлива того времени были с дефектом, часто показывали на тонну больше, чем было в баках. Потому их в аэропортах старались дозаправлять чуть больше на всякий «пожарный случай».
После шокирующего сообщения из аэропорта Пулково Мостовому приказали «спрямлять курс» над городом. У руководителей полета еще теплилась надежда, что лайнер дотянет до полосы планирующим способом. И, наверное, так бы и произошло, будь машина поменьше и полегче, вроде шестнадцатиместного Ил-14 или Ли-2. Но Ту-124 был самолетом совсем другого поколения. В соответствии с законами аэродинамики он клюнул носом, после чего стал быстро терять высоту.
Счет шел на секунды
На принятие судьбоносного решения у Мостового оставались не минуты, а секунды. Лайнер находился на высоте менее пятисот метров! Ту-124 под углом около тридцати градусов, рассекая воздух, скользил над историческим центром мегаполиса. Как в быстро прокручиваемом фильме, мелькали кварталы красивейшего из городов. Садиться было некуда, кроме реки.
«Иди на Неву!», - крикнул Виктору второй пилот Василий Чеченев - бывший гидролетчик. Но Мостовой и сам отлично понимал, что другого выхода нет. Нева - единственный шанс на спасение. И не ошибся. Работая штурвалом, Виктор сумел направить авиалайнер в сторону строящегося в ту пору моста Александра Невского. В этом месте река не делает поворотов и достаточно широка.
Преодолев высокие фермы Большеохтинского моста на высоте всего сорок метров, самолет прошел над одной из опор, едва не задев ее. Свинцовые воды реки уже почти касались самолета, когда впереди прямо по курсу появился буксир. Последним движением штурвалов Мостовому и Чеченеву совместными усилиями удалось приподнять авиалайнер на тот «последний дюйм», что так необходим был для спасения. После этого Ту-124 вспорол невскую гладь.
С момента остановки турбин прошло четырнадцать секунд! Мощное встречное течение реки помогло быстро погасить скорость. Самолет застыл всего в ста метрах от Финляндского железнодорожного моста.
Ну а тот кораблик, в который они едва не врезались, им же и помог - отбуксировал плавающий, как утка, самолет. Командир буксира Юрий Поршин сумел завести крыло тонущего авиалайнера на стоявшие у берега плоты. Крыло согнулось при ударе о воду и стало похоже на трап. По нему пассажиры смогли выйти сначала на бревна, а уже потом на сушу.
А на том берегу…
Посмотреть на приводнившийся пассажирский самолет пришли сотни, если не тысячи ленинградцев. Первой, как водится, подоспела милиция. Это для того, чтобы к самолету никого не подпускать, ну и, понятное дело, не давать фотографировать. Подобные происшествия в ту пору замалчивались.
Справедливости ради скажем, что ленинградское радио уже вечером того дня сообщило о благополучной посадке авиалайнера на Неву. Правда, в очень сжатом виде. Иногда задумаешься: зачем такая скрытность? Может быть, для того, чтобы не говорили на Западе, будто у нас плохие самолеты?
Автору этого материала повезло - удалось сделать несколько любительских фотографий в тот момент, когда «стражи порядка» отворачивались, чтобы самим поглазеть, что с самолетом и пассажирами. У остальных фотографов пленки отобрали сотрудники КГБ.
Я видел пассажиров и экипаж, стоявших на берегу за оцеплением. Вид у большинства был ужасный. У одних лица были бледные, у других - зеленоватые. На щеках отдельных граждан проступали бардовые пятна. Люди начинали постепенно приходить в себя после шока. Понять их состояние было нетрудно. Ведь они пережили мгновения между жизнью и смертью. Представьте себя пассажиром авиалайнера, у которого в воздухе остановились турбины, да при этом еще и стремительно приближающегося к земле. Такое вряд ли забудешь.
Среди толпы из полусотни пассажиров и членов экипажа заметно выделялся Виктор Мостовой. Он был бодр, хотя и заметно возбужден. Приятный лицом, в синей аэрофлотовской форме и фуражке с кокардой на голове. Он выглядел героем. Да таковым и был человек, только что спасший стольких людей от гибели! Может быть, поэтому летчик временами с достоинством и гордостью посматривал на толпы собравшихся ленинградцев.
Кстати, как и положено капитану, он вышел последним. Только те, кто был рядом, видели, что у него тряслись руки.
Уцелело даже все пиво в ящиках
К месту события уже спешили люди из прилетевшего вертолета. То были, конечно, летчики и работники аэропорта Пулково. Среди них - седовласый генерал Покрышев, бывший летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. После войны он работал начальником смены в ленинградском аэропорту.
Они хотели поскорее узнать о причинах происшествия, успокоить пассажиров, оказать им помощь. Поскольку все были живы, оставалось подать к месту происшествия автобусы, для того чтобы отвезти пассажиров и их багаж в Пулково и они могли продолжить полет. Предлагали народу поехать и на поезде. Что удивительно, практически все пожелали лететь! Так и отбыли без своих чемоданов. Как известно, багаж и грузы в авиалайнерах перевозят в специальных отсеках - трюмах, расположенных в нижней части самолета. Но в нашем случае попасть в нижний трюм не было возможности. Самолет ведь не стоял на бетонке аэродрома, а плавал в Неве.
Уже к вечеру лайнер затонул. Вода проникла через ниши, куда убираются шасси во время полета. Снаружи только хвост торчал. Уже на другой день из морского порта пригнали мощный плавучий кран и с его помощью самолет подняли.
Только после этого удалось извлечь багаж пассажиров и запас жигулевского пива, предназначенный для самолетного буфета. Автор хорошо помнит те ящики с алкоголем. Все до одной бутылки были целы. Их работники аэропорта принимали поштучно. Вот такой был строгий учет и контроль.
Помнится, один из рабочих, доставлявший бутылки к контролеру, попросил для себя пару жигулевского: мол, ну могли же они разбиться при вынужденном приводнении. Контролер так сурово посмотрел на того несчастного, что он немедленно отошел от ящиков прочь.
ЕСТЬ ВОПРОС
Так ли уж был плох Ту-124?
Не раз приходилось слышать и читать, что авиалайнер Ту-124 был «неудачным детищем» конструкторского бюро академика Туполева. Такую оценку могли давать лишь дилетанты. Когда в конструкторском бюро узнали о благополучном приводнении на Неве, то ликовали! Уже один этот факт говорит, что конструкция самолета прочна и герметична.
Ну а если познакомимся с его ТТХ и сравним с другими, то увидим, что авиалайнер вовсе не плох. Вот, к примеру, показатель аварийности этой машины: из 165 выпущенных харьковскими авиастроителями самолетов за двадцать лет эксплуатации разбилось менее девяти процентов. Это неплохой показатель, особенно если учесть, что по вине экипажей (пресловутый человеческий фактор) произошло больше половины авиакатастроф.
К слову, известный всей планете первый в мире турбореактивный самолет Ту-104 имел аварийность за тот же период времени в два раза выше. Так что туполевцы - молодцы!
Ну а аварии? Увы, аварии были, есть и всегда будут. Все предусмотреть невозможно. Разве мог предугадать капитан американского «боинга», что вскоре после взлета в сопла турбин его самолета попадут дикие гуси?
Если бы самолет Ту-124 был ужасен, его не стали бы покупать китайцы, индусы, поляки, чехи и другие народы, ему бы не устанавливали памятники в Китае, Индии и России.
Судьба самолета и экипажа
Лишь спустя три дня после описываемых событий Ту-124 увезли на барже на Васильевский остров, где его разрезали автогеном на части. Сохранили лишь самое ценное, что есть в самолетах, - пилотскую кабину и приборы. Позже их стали использовать в качестве тренажера в одном из училищ гражданской авиации.
Поначалу главное управление Гражданского воздушного флота СССР расценило действия Мостового как разгильдяйство. Его даже отчислили из двухсотого авиаотряда. Но поднялся шум за границей: мол, пилота, совершившего невероятный подвиг, отправили мести аэродром. Об этом написали тогда многие зарубежные СМИ.
В итоге было объявлено, что Мостового представили к ордену Красной Звезды за мужество, а членов экипажа - к медалям. Однако позже жена Виктора Жанна Мостовая рассказала, что указ о награждении так и не был подписан. Воспротивился сам генеральный конструктор Туполев. Компромиссное решение принимал лично Никита Хрущев - ни награждать, ни наказывать.
Правда, семья отважного летчика (жена, дочь, Виктор и его мать) вскоре получила двухкомнатную малогабаритную квартиру на улице Вавилова в Москве. До того все они жили в маленькой комнате в коммуналке. В том же доме получил квартиру и штурман Виктор Царев. Капитана буксира Поршина наградили почетной грамотой и часами.
Позже Мостового направили на учебу в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Но с учебой он не справился - нахватал двоек и был отчислен. Виктор продолжал летать командиром турбореактивных самолетов, перевозя пассажиров и грузы. В начале 90-х выехал с семьей на постоянное место жительства в Израиль. Там и умер от рака в 1997 году.

При этом никто из 44 пассажиров не пострадал. Если бы не чудесное приводнение, самолёт мог рухнуть в центре города на Исаакиевский собор.

Круги над городом

«АиФ» разыскал очевидца происшествия, жителя Петербурга Юрия Туйска , которому удалось сфотографировать плавающее по Неве воздушное судно. Снимок обошёл весь мир, правда, случилось это спустя 30 лет. До этого Юрий Викторович опасался публиковать фотографию, ведь всем собравшимся в 1963 г. очевидцам милиция снимать запретила: отнимали фотоаппараты, засвечивали плёнку.

«Я улучил момент, когда милиционер отвернулся, - вспоминает Туйск. - Жил я неподалёку от места приводнения. В тот день сидел на балконе и вдруг заметил, что народ бежит к набережной. Было ясно: что-то случилось. Каково же было моё удивление, когда на реке я увидел плавающий Ту-124, из которого по крылу на берег перебирались пассажиры. Я сразу же побежал за фотокамерой. Запомнил двух детишек и их лица - как у маленьких старичков. Было видно, что пассажиры много пережили. Среди всех выделялся человек в лётной форме, он что-то возбуждённо докладывал начальству, которое срочно прибыло на вертолёте. Потом я узнал, что это был командир экипажа Виктор Мостовой ».

Виктор Мостовой даёт интервью. Фото РГАКФД

Рейс этот, следовавший из Таллина в Москву, с самого начала не задался. После взлёта не убралось переднее шасси, или, как говорят лётчики, «передняя нога». Самолёт направили в Ленинград, где предстояло совершить аварийную посадку.

Перед посадкой следовало выработать топливо. Ту-124 «нарезал» круги вокруг города на Неве, когда внезапно заглох один из двух двигателей самолёта. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Когда сменили курс, в кабине пилотов повисла тишина - отказал и второй двигатель. Самолёт весом более сорока тонн стремительно снижался на знаменитый Исаакиевский собор, сбоку блестела Нева.

Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев , пришедший в гражданскую авиацию из военной, приняли решение садиться на воду. Пролетев в 50 метрах над Большеохтинским мостом, а затем над опорами ещё только строящегося моста Александра Невского (ныне самого большого моста Петербурга), самолёт приводнился рядом с Финляндским железнодорожным мостом. С момента отказа второго двигателя до посадки на воду прошло 14 секунд.

Приводнение - особая статья. Чаще всего машина просто разваливается на части. До этого случая в мировой истории гражданской авиации благополучные приводнения самолётов можно было сосчитать по пальцам, а вот трагичных - десятки. А здесь никому даже не пришлось оказывать медицинскую помощь.

Отважная Шурочка

В течение рейса в салоне самолёта пассажиров подбадривала бортпроводница Шурочка - Александра Михайлова . Самая старшая в экипаже (ей был 41 год), она прошла Великую Отечественную и в этой нештатной ситуации не растерялась. Благодаря Шурочке не возникло паники. Александры Михайловны не стало 6 лет назад, рассказали «АиФ» в авиаклубе «Экипаж», объединяющем ветеранов отрасли. Виктор Мостовой, которому на момент аварийной посадки было 27 лет, умер в середине 90-х в Израиле, куда вместе с семьёй эмигрировал в конце 80-х гг. Нет в живых и второго пилота - Василия Чеченева.

После блестящей посадки на Неву экипаж хотели наградить орденами, но почему-то этого не произошло, хотя спасённые пассажиры написали коллективное благодарственное письмо. «Аэрофлот» подарил Мостовому 2-комнатную квартиру, куда семья лётчика переехала из тесной коммуналки.

Расследование показало, что двигатели заглохли, поскольку было выработано всё топливо, однако приборы показывали иное, вводя в заблуждение лётчиков. Этот случай изучают в Cанкт-Петербургском университете гражданской авиации. Лекцию читает Владимир Цивин-ский , в прошлом замначальника по движению аэропорта «Пулково», который также был свидетелем приводнения: «Под влиянием этого случая я выбрал профессию авиадиспетчера и позднее на мысе Шмидта (на Чукотке) в условиях нулевой видимости сумел организовать посадку самолёта, за что получил золотые часы от министра гражданской авиации СССР».

Помогла молитва?

В день спасения самолёта по ленинградскому радио сделали краткое объявление. «Никаких статей в газетах, - вспоминает Юрий Туйск. - Они появились спустя несколько месяцев, правда, без фотографий. Самолёт затонул к вечеру того же дня. Его вытащили краном и разрезали автогеном».

Пассажиров в тот же день отправили в Москву. «Существует устное предание, что среди спасённых оказался 34-летний епископ Таллинский , будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий, летевший из Таллина в Москву, - рассказал «АиФ» Александр Сегень , автор биографической книги о покойном патриархе. - К сожалению, в архиве авиации дело об этом удивительном происшествии уничтожено, поскольку вечно хранятся только дела о катастрофах, повлёкших за собой гибель людей, а тут - ни одного погибшего. Из-за этого мне не удалось документально проверить, был ли Святейший на борту».

Самолёт сел на Неву в нескольких сотнях метров от места, где находится могила петербургской юродивой схимонахини Матрёнушки Босоножки. С той поры люди, боящиеся полётов, обращаются с молитвой к этой блаженной старице. На подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, где находится могила юродивой, собраны документальные свидетельства помощи по молитвам к старице. Касаются они не только аэрофобии. И ещё один факт: завод «Северный пресс», на плоты которого выходили спасённые пассажиры, имеет в Петербурге адрес: улица Таллинская.

Аэрофлотовский пассажирский лайнер Ту-124, летевший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, был практически новый - самолеты этой марки в Советском Союзе начали выпускать только в 1962-м. В то ранее утро на борту «тушки» находились 44 пассажира и 6 членов экипажа. Достоверно известно, что среди пассажиров был будущий Патриарх Всея Руси Алексий II.
Практически сразу после взлета экипаж обнаружил, что передняя опора шасси убралась не до конца. Надо было садиться, но таллинский аэропорт не принимал из-за тумана. Диспетчеры направили Ту-124 в пулковский аэродром. В Пулково приготовились встречать борт, которому предстояло сесть на грунтовку. Такое приземление может спровоцировать пожар, поэтому экипаж под командованием В. Я. Мостового начал облет Ленинграда на малой, полукилометровой, высоте для выработки топлива.
Тем временем бортинженер воздушного судна Виктор Царев попытался вручную выправить стойку шасси через прорубленную в полу кабины пилотов щель, но безуспешно. Бортпроводница Александра Александрова перенесла из носа лайнера груз в хвост самолета, чтобы облегчить удар носовой части Ту-124 при посадке.
При очередном круге над северной столицей у самолета внезапно отказал один из двух двигателей. По показаниям топливомера горючего до Пулково хватало, но лететь на аэродром теперь надо было не в окружную, а прямиком через Ленинград. В небе над Смольным у Ту-124 перестал работать второй двигатель, и датчик топлива почему-то показывал «0», хотя еще несколько минут назад было «200 литров».

21 августа 1963 года в небе над Ленинградом произошла катастрофа Ту-124. Так случилось, что воздушному судну пришлось вынужденно приземлиться на Неву. Во всем мире таких приводнений произошло 11 случаев, а данный – один из четырех, который обошелся без жертв.

Маршрут «Таллин – Москва» 21 августа 1963 год. Из аэропорта «Юлемисте» в 8 часов 55 минут вылетел новый пассажирский самолет Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» и взял курс на аэропорт Внуково.

Прошло уже какое-то время после взлета, когда экипаж корабля заметил, что передняя опора шасси не на месте, ее заклинило. В Таллине посадка была невыполнима из-за сильной туманности, а ближайший аэропорт только в Ленинграде в аэропорту Шоссейная (в настоящее время Пулково). Диспетчеры решили не отправлять самолет в Москву. Ту-124 на малой высоте полетел до Ленинграда. К приему самолета были готовы все экстренные службы аэропорта Шоссейная.

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный участвовавшему в происшествии

Прибыли пожарная машина и скорая помощь, так как воздушное судно должно было приземлиться на грунтовую полосу, «на брюхо». Все дело в том, что аварийную посадку с неисправным шасси можно посадить только на специальной вспаханной, грунтовой полосе. Только так можно избежать взрыва и возгорания от искр при приземлении. Вот такая полоса была в городе - на Неве.

В 11 часов самолет подлетел к Ленинграду и кружил над городом на высоте 500 метров, чтобы истратить больше топлива. Если при приземлении вдруг случится пожар, то малое количество горючего уменьшит вероятность его при посадке. Специалисты аэропорта попросили в очередной круг пролететь прямо над аэродромом, чтобы с земли рассмотреть, а что же все-таки произошло. Так они подтвердили предположение экипажа. А такая малая высота тоже была выбрана для большей безопасности пассажиров и экипажа, да и топливо быстрее тратится. Все время полета бортмеханик пытался изо всех сил как-то извлечь, выпустить шасси при помощи шеста, через пробитое отверстие в полу кабины. Но никакие усилия не увенчались успехом.

В 12 часов 10 минут самолет совершал восьмой круг, до аэропорта 21 километр, по показаниям топливомера топлива осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта, около двух с половиной тонн (по другой версии 750 литров). Вдруг левый двигатель перестал работать, топливо было, но перестало поступать. Экипажу Ту-124 поступило разрешение на перелет через город, но через небольшой промежуток времени отказал и второй двигатель, прямо над Смольным.

Так получилось, что самолет планировал на низкой высоте над центром города, под угрозой оказались все, кто там был в тот момент. Не было другого варианта, как приводнение Ту-124 на Неву. Командир доверил управлять воздушным судном второму пилоту, так как он раньше служил в морской авиации и имел опыт посадки самолета на воду.

Воздушное судно начало снижаться:

  • вот уже близко над крышами домов;
  • над Малоохтинским проспектом;
  • на высоте 90 метров Литейный мост;
  • в 40 метрах от воды миновал Большеохтинский;
  • над строящимся мостом Александра Невского (на высоте 4 метра), рабочие от испуга прыгали в воду.

В конце концов, самолет приземлился около Финляндского железнодорожного моста.

С одной стороны - мост Александра Невского, с другой - железнодорожный мост, на левом берегу - Александро-Невская лавра, на правом берегу – улица Таллинская. Как раз в этом месте ширина реки приблизительно 400 метров. Перед посадкой второй пилот очень грамотно повел самолет, посадил плавно, ровно, и нос самолета не нырнул в воду, и самолет не получил сильнейший гидроудар. А командир за это короткое время поседел.

В это самое время неподалеку проходил паровой буксир, который чудом избежал столкновения, и он помог оттянуть самолет к правому берегу Невы к заводу «Северный пресс». Чтобы укрепить буксировочный трос в носовой части самолета разбили стекло. На берегу, по счастливой случайности оказались деревянные плоты. Крыло самолета положили на эти плоты, и получился неплохой переход на берег. Всех пассажиров (на борту их было 44 человека, из них двое детей) и семь членов экипажа удалось эвакуировать и отправить в Москву.

Бортпроводникам нужно аплодировать в данной ситуации, на их долю выпало успокаивать волновавшихся пассажиров, отвечать на их вопросы. Непонятно, как удалось сохранять спокойствие, зная, что все находятся на волосок от гибели. Никакой паники не было не во время полета, ни при выходе на берег, но когда очутились на суше, только тогда начали понимать, что совсем недавно они были на волосок от гибели. Экипаж воздушного судна сразу отправили на допрос в КГБ, а пассажиров в аэропорт.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: борт-механик В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир воздушного корабля В.Мостовой и второй пилот В.Чеченев

Немного позднее

В самолете оказались пробоины, и через них вода подтапливала судно, хоть специальная техника с водосливом и старались выкачивать воду, но она прибывала быстрее. К утру лайнер все-таки утонул. На следующий день воздушное судно буксиром оттащили к Шкиперскому протоку, там, где находится военная часть. Самолет вывели в расход из-за неисправностей и отправили в Тамбовскую область, в разобранном состоянии. Он до 90-х годов служил в Кирсановской авиашколе как тренажер для курсантов училища.

Дальнейшие события

После того как произошла посадка Ту-124 на Неву, комиссия, которая расследовала обстоятельства нештатной ситуации возложила всю ответственность на экипаж. Даже объявили строгий выговор и уволили. Но в связи с успешной посадкой, отсутствием жертв и шумихи в зарубежной прессе, было принято решение не наказывать летную бригаду.

Экипаж Ту-124 хотели наградить орденами Красной Звезды, но указ о награждении так и не был подписан. Через некоторое время администрация «Аэрофлота» предоставили двухкомнатные квартиры капитану и штурману воздушного судна. Также был награжден капитан буксира, который помогал, когда случилась аварийная посадка. Он получил почетную грамоту и часы.

Командир после этого случая до 1978 года работал в авиаотряде №200, потом начальником смены в аэропорту «Внуково» до 1988 года, вскоре случился инфаркт и он ушел на пенсию. В 1989 году со своей семьей уехал жить в Израиль, где работал на фабрике рабочим, в 1997 году умер в Кирьят-Гате.

После удачной посадки второй пилот долгое время работал командиром воздушного судна, а потом летчиком-инструктором. В гражданской авиации пользовался огромным уважением и авторитетом. Умер в 2002 году.

По прошествии 35 лет, по телевидению проходила передача «Как это было». В ней участвовали герои тех событий, там был и второй пилот, который говорил, что пока экипаж занимался ремонтом шасси во время кружения вокруг Ленинграда, увлекшись, забыли про топливо, и до аэропорта могло его не хватить, да и датчики неправильно показывали расход и остаток находящегося топлива в баках.

В настоящее время очень много материалов о том чудесном приводнении. В 2015 году снят документальный фильм «Посадка Ту-124 на Неву», широко освещены события того далекого августовского дня. Много фотографий и видео до нынешних дней хранится под грифом «секретно» в архивах органов Государственной безопасности. Яркая страница в истории нашей авиации, это пример мужества и самообладания пилотов.

Несмотря на удачное приземление самолета Ту-124, по сей день всем воздушным судам строго запрещено пролетать над Ленинградом. Но такой замечательный опыт данного экипажа произвел сильное впечатление на пилотов всего мира. Сейчас аварийная посадка на воду отрабатывается во многих авиакомпаниях на тренажерах. Этот август 1963 года навсегда запомнился ленинградским жителям, которые все это смогли увидеть своими глазами.

То, что случилось с воздушным судном Ту-124, это четвертый раз за всю историю авиации, все остальные случаи сопровождались гибелью людей и крушением самолетов, и неудивительно. Скорость самолета около 400 километров в час, при снижении и столкновением с водой воздушное судно переломилось бы как спичка. Очень не просто совершить такую виртуозную посадку, когда на счету секунды.

ТУ-124 приводнение на Неву

Причины происшествия

Ту-124 – это новый самолет, проектирование и испытания проходили в сжатые сроки, и поэтому имеется много маленьких недоработок. Вот одна такая мелкая деталь и сыграла роковую шутку. Оказывается, когда самолет взлетал, у него отвалился из переднего шасси болт, его потом нашли на взлетно-посадочной полосе.

Вот, кажется совсем маленькая деталь, но, как оказалось, играет важную роль в судьбе воздушного судна. Без него шасси не смогло принять правильное положение и его заклинило. При таких неисправностях самолет при посадке, скорее всего, перевернулся бы. Так что единственный способ - приводнение, притом удачное, спасло много жизней.

Вторая причина, которая могла привести к трагедии, это неисправность топливомера, который выдавал неправильные данные об имеющемся количестве горючего. Такой дефект часто встречался в самолетах того времени, и о нем прекрасно знали все пилоты, поэтому они всегда заправлялись большим количеством топлива, чем нужно. Но не в этот день. Притом что в данном случае пилоты специально наматывали круги над городом, хотели истратить больше горючего и оставить минимум для того только, чтоб долететь до аэропорта. Прибор соврал и пилоты в надежде, что топлива хватает, могли потерпеть крушение прямо в центре Ленинграда.

Итак, приводнение лайнера на Неву – это один из первых случаев счастливого приземления.

В мире удачных насчитывается около четырех. Экипаж, зная всю ситуацию, невероятными усилиями посадили самолет в центре Ленинграда. Авиакатастрофы избежали, никто не пострадал. Поднять самолет в воздух и посадить его - это самые опасные и трудные моменты всего полета. В кино обычно хлопают, но хлопать нужно, когда воздушное судно не только приземлилось, но и остановилось и заглушило моторы. Нередко маленькая деталь является причиной аварийной ситуации и гибелью людей.

Вконтакте

Loading...Loading...